РУБРИКИ

Культурология

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культурология

p align="left">2. Наука вступает в довольно противоречивое и сложное взаимодействие с такими элементами культуры, как мораль и религия.

Современный ученый стоит перед необходимостью строгой критической оценки направленности и последствий научных исследований, причем не только для человека, но и для окружающей среды, для системы «общество-природа». Задача состоит в том, чтобы действительно поставить науку на службу человека, на решение острых социальных и глобальных проблем.

Не менее сложные взаимоотношения существуют в современной культуре между наукой и религией.

Наука и религия - это два основных типа мировоззрения и два фундаментальных пласта культуры. Исторически отношения между этими элементами культуры складывались довольно противоречиво. В прошлом, особенно в Средние века, преобладало религиозное мировоззрение. Начиная с периода Возрождения, Нового Времени и до настоящего момента постепенно складывалось доминирующее влияние науки.

В чем сходство и различие между данными двумя типами мировоззрения? Сходных черт можно выявить довольно много.

Наука и религия являются способами познания мира. Причем их базовые познавательные установки тесно связаны друг с другом.

Научное знание не основано полностью на экспериментальной или теоретической доказательности.

Целый ряд положений в науке принимается на веру в качестве аксиоматической базы, поскольку они считаются очевидными для познающего разума.

В свою очередь, религиозное мировоззрение не сводится лишь к принятию на веру определенных установок.

Религиозные идеи также представляют собой систему обобщенного знания, опирающегося на определенные способы доказательности и рациональной аргументации. Рациональное обоснование религиозных положений в системе вероучения получило название теологии и богословия.

И религия, и наука стремятся объяснить все явления в мире, хотя и с различных исходных позиций.

Наука опирается на разум в познании мира. Религия, также в определенной степени апеллирует к человеческому разуму, подчеркивая самоочевидность тех или иных постулатов, религиозных предписаний.

Наука систематизирует, обогащает знание о мире. В свою очередь, религиозное вероучение является строго определенной системой представлений.

И наука, и религия стремятся влиять на поведение людей, регулировать направленность социокультурного развития.

Не менее значительны и различия между наукой и религией.

Религиозное знание основано на вере в существование сверхъестественного мира, на вере в Бога, определяющего развитие природы и человека. Главным источником религиозного мировоззрения выступает откровение, т.е. сверхъестественное знание, данное человеку свыше.

Научное познание основано на разуме человека, на его рациональных познавательных способностях. Источник научного знания - представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от человеческого познания.

Если наука исследует реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие, то религия выделяет в изучении мира, в первую очередь, то, что связано со смыслом нашего существования.

Наука рациональным и опытным путем познает мир, законы его развития, чтобы объяснить, как устроен мир, как он функционирует и развивается. Религия отвечает на вопрос, почему мир устроен именно так, а не иначе, в чем смысл и цель человеческого бытия. Осмысливая эти вопросы, религия направляет человека к идее Творца мира, Бога.

В практическом плане наука ориентирована на познание и преобразование мира для удовлетворения материальных потребностей человека, для обустройства его материального существования. Религия стремится дать человеку представления о долженствующем, о Боге, о добре и зле, о нормах человеческих взаимоотношений, об отношении человека к Богу, к миру, природе.

Таким образом, наука изучает сущее, религия говорит о должном.

Научное познание ограниченно, оно связано с данным уровнем развития средств познания и накопленного опыта. Наука не дает ответа на важнейшие вопросы человеческого бытия. Эти вопросы освещает религия. Причем осознание человеком ответов связано не с экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания. Так, осознание человеком опасности, скрытой в неконтролируемом прогрессе науки, стремление поставить науку под социокультурный, нравственный контроль подчеркивает важность взаимодействия религии и науки. Религия способна дать нравственные ориентиры деятельности ученых, а также своевременно указать на опасность тех или иных научных исследований, выявить гуманитарные проблемы, заложенные в развитии науки.

Оценивая отношения религии и науки в современном мире, можно отметить, что они взаимодействуют по принципу взаимодополнительности формально- рационального и интунтивно-этического способов познания и освоении мира. Для культуры сегодня необходимо взаимодействие, взаимодополнение и равновесие науки и религии как единство веры и знания.

В современных условиях отчетливо проявляется и разрушительные тенденции прогресса науки. Создание оружия массового уничтожения, обострение глобальных проблем современности в результате развертывания НТР, проникновение науки в тайны человеческой психики и наследственности, развитие генной инженерии, попытки клонирования живых существ, в том числе и человека, особенно остро ставят перед обществом вопрос о необходимости гуманизации процесса развития науки. Смысл гуманизации науки заключается в соответствии научного прогресса социокультурному, нравственному измерению. Научные достижения и знания должны использоваться только на благо человечества.

Все чаще сами деятели науки подчеркивают необходимость этического регулирования науки, необходимость осознания учеными проблемы своего нравственного выбора, социальной ответственности науки. В основе этического регулирования науки должно быть единство гуманистических идеалов и целей научных исследований, гармоничное сочетание нравственных ценностей человечества и социальной направленности развития науки.

Формируется новый взгляд на свободу научного поиска. Если в течении многих веков идея неограниченной свободы творческих исследований играла относительно позитивную роль в научном и социальном прогрессе, то в современных условиях эту идею уже нельзя принимать столь безоговорочно. Многие ученые, политические и общественные деятели, учитывая неограниченность развития таких направлений познания, как генная инженерия, биотехнология, биомедицина и других, призвали остановить ряд исследований, несущих потенциальную опасность для будущего цивилизации. Все больше государств на официальном уровне ставят под запрет проведение тех или иных научных разработок и экспериментов (например, запрет на эксперименты по клонированию человека).

3. Понимание места и роли науки в системе культуры будет неполным без исследования ее взаимоотношения с техникой.

В узком смысле слова «техника» - это инструментальные средства, с помощью которых человек преобразует природу. В широком смысле, который включает в себя социокультурное и историко-цивилизационное измерение, «техника» - продукт человеческой цивилизации: инструментальное средство, технико-технологическое знание, составная часть общественного процесса.

Феномен техники изучают многие науки, но каждая выделяет свой аспект.

Ш Инструментально-технологический аспект, когда исследуется онтологическая природа технического объекта, «логика» его развитие (технические науки).

Ш Естественный (природный), где акцент делается на взаимоотношении «техника-природа» (естествознание, инженерная экология).

Ш Индивидуальный человеческий аспект, исследующий систему «техника-человек» (физиология, антропология, психология, эстетика и др.).

Ш Социальный, изучающий систему «техника-общество-бытие человека» (социология, экономика, политология, культурология).

Ш Социокультурный, который сконцентрирован на исследовании взаимоотношения «техника-культура» (культурология). Данный аспект, в отличие от предыдущих, сравнительно мало изучен, хотя знание его для перспектив цивилизации очень велико.

Как социокультурная ценность техника может рассматриваться, по меньшей мере, в трех измерениях:

Ш как объект, орудия труда, машины, представляющие пользу для жизнедеятельности человека;

Ш как знание (технологическое), умение, навыки;

Ш как творческий процесс изобретения. Техника составляет основу вещного, созданного руками человека, мира.

С точки зрения качества человеческой деятельности техника представляет собой «искусность», «мастерство» (от слова «techne») в любой сфере деятельности. В данном смысле техника понимается как технология (способ) деятельности, а ее социокультурное содержание заключено в технологическом совершенстве.

В аспекте «меры человеческого в человеке» социокультурный смысл техники проявляется в том, что техника, с одной стороны, расширяет человеческие возможности, а с другой стороны, помогает реализовать природные задатки.

В научной литературе отношение к истокам происхождения техники довольно неоднозначно.

С точки зрения натуралистического подхода техника проистекает из естественно-природных инстинктов, из стремления человека защититься от враждебной окружающей среды с помощью артефактов.

Волевой подход, учитывая природные истоки техники, делает акцент на волевом факторе. Согласно данному подходу современная западная индустриальная цивилизация и ее ценности вырастают из некой воли мирового вселенного порядка. Ряд мыслителей объясняет происхождение техники действием инфернальных, дьявольских сил.

Рациональный подход трактует технику и техническую деятельность как сознательно направляемое действие, вытекающие либо из присущей человеческому сознанию технико-научной рациональности, либо из рациональности, обусловленной божественным велением. В целом можно отметить, что данный подход опирается на антропологические и социокультурные предпосылки возникновения и развития техники. Антропологические предпосылки связаны с признанием человека существом не только разумом (Homo sapiens), но и преобразовывающие природу (Homo faber). Преобразуя природу в соответствие со своими потребностями, человек осмысливает процесс деятельности, оценивает ее результативность. В стремлении повысить эффективность своей деятельности и расширить возможности человек изобретает и создает все новые орудия труда, средства воздействия на окружающую среду. Одновременно развиваются творческие, аналитические способности человека по оценке эффективности и совершенствованию создаваемой им техники.

Техника является средством хранения и передачи информации о степени развития культуры в ту или иную эпоху. Каждое изделие представляет собой систему знаков, передающую информацию как об идее, так и форме ее материализации. Система знаков лежит в основе выработки навыков технической деятельности.

Разные подходы сложились и к вопросу о логике развития техники. Согласно так называемой теории «технологического детерминизма» направленность технического развития не связана с социальными и культурными процессами, а обусловлена только внутренними законами развития самой техники.

Более широко трактуют феномен техники сторонники «ценностного детерминизма». Данный подход рассматривает процесс техники в общем контексте социокультурной динамики. Технический прогресс, с одной стороны, опирается на свободный выбор ценностей, определяющих технико-технологическую деятельность человека, с другой, - всецело обусловлен внешними (социальными и в определенной мере природными) факторами.

Анализируя развитие техники, можно отметить, что производство и совершенствование техники - это процесс изменения искусственной среды, созданной человеком. Деятельность человека обусловлена социальными, а не чисто природными законами, и сложившейся системой социокультурных ценностей. Однако, создавая искусственный мир вторичной природы, человек, так или иначе, копирует первичную природу и потому не может игнорировать ее законы. Таким образом, процесс развития техники детерминирован не только внутренней, технологической логикой, но и внешней многообразной системой социальных и культурных факторов.

Одним из таких факторов является развитие науки. До эпохи Нового времени наука и техника развивались относительно самостоятельно друг от друга, связь между ними не была системной. И лишь в XVI-XVII веках, в связи с первой промышленной революцией (возникновением мануфактурного производства), а затем и второй промышленной революцией (возникновение машинного, индустриального производства) развитие науки начинает ориентироваться на потребности техники. Более того, создание и массовое внедрение машин в XVIII-XIX вв. означало важный этап в прогрессе науки и техники: машины брали на себя выполнение физических функций человека, части его мускульного труда.

Но лишь со второй половины XX века с появлением и широким распространением электронно-вычислительных машин, компьютеров происходит коренной переворот в развитии орудий труда, науки и техники, получивший название научно-технической революции. Начинается сближение и тесное объединение науки, техники и производства, они развиваются вместе. Научно-техническая революция - это процесс глубоких, качественных перемен во всех сферах жизни общества, вызванный превращением науки в непосредственную производительную силу, компьютеризацией и информатизацией общества. НТР не только в огромных масштабах увеличивает производительные силы общества, усиливает и глобализирует воздействие человека на природу, но и прямо или косвенно вызывает серьезные изменения в экономике, социальной, политической и духовной жизни общества. В этом и состоит социокультурный смысл НТР.

НТР многогранно ускоряет процесс глобализации в обществе: экономические, социальные интеграционные процессы, формирование мирового рынка, ломка границ национальных культур; закладываются основы будущей мировой цивилизации. На первый план выходят общечеловеческие ценности. С другой стороны, глобализируются и многократно обостряются проблемы, состоящие перед человечеством: проблема всеобщей ядерной катастрофы, экологические, экономические культурные проблемы, проблема борьбы с преступностью, терроризмом и другие. Теряется самобытность национальных культур, размываются национальные особенности народов, их менталитет, происходит наступление некой мировой массовой культуры, в которой преобладающую роль играет американский образ жизни. На этом разворачивается противоположный интеграции процесс - рост национального самосознания.

НТР поставила целый ряд проблем во взаимоотношениях между элементами системы «человек-наука-техника». С одной стороны, НТР играет позитивную роль в развитии человека: многократно расширяет творческие возможности человека; помогает реализовать его природные задатки; умственный труд; повышает «разрешающую силу» человеческого мозга и т. д.

С другой стороны, глобальная компьютеризация несет угрозу превращения человека в придаток «мыслящих» машин, угрозу «механизации», а, следовательно, обезличивание человека. В результате нарастает деформация духовного мира человека, духовной коммуникации и связей; духовные ценности, творения превращаются в голую, обезличенную информацию, рассчитанную на усредненного массового потребителя и нивелирующую индивидуально-личностное восприятие. Происходит «механизация» взаимоотношений между людьми, теряется диалогичность общения, проявляется синдром «дефицита человечности», усиливается тенденция духовной и физической деградации человека.

Компьютерная техника предъявляет высокие требования к профессиональному уровню человека, способствует росту творческого начала в работе и научно-исследовательской деятельности, развивает системность мышления, профессионализм, осознание своего места и значения на работе и в обществе. Одновременно происходит обезличивание результатов человеческого труда, возрастает угроза духовной односторонности в развитии человека и формирования технократического типа личности.

НТР определяет собственные ценностные ориентиры в сознании общества. Акцент делается на доминировании материальных ценностей. Массовая культура, реклама, пропагандируют потребительский образ жизни, подчинение духовных ценностей материальным. Безграничное развитие науки и техники преподносится само собой как разумеющаяся ценность. В результате накопленные человеком многие культурные, нравственные, этические, религиозные нормы объявляются «рудиментами», препятствием на пути прогресса и подлежат «переоценке» или устранению. С данной проблемой человечество столкнулось в ходе разработки и создания различных систем оружия массового уничтожения, научных исследований в области генной инженерии и биомедицины, экспериментов по клонированию и т. д. Более того, в соотношении «техника-человек» предпочтение все более отдается техническому фактору, машинному интеллекту. Современная культура переживает серьезный кризис технической цивилизации, связанный с тем, что человеку и самой культуре остается все меньше места в системе техногенных ценностных измерений.

Задания. Вопросы.

Ответы.

Что такое наука и в чем специфика науки как элемента культуры?

Каковы истоки науки?

Какие существуют принципы научного познания?

Как соотносится наука с религией?

В чем сущность нравственного подхода к науке?

Что такое техника, в чем ее социокультурный смысл?

В чем состоит опасность неконтролируемого прогресса науки и техники?

Каково влияние НТР на развитие цивилизации и культуры?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Какой важный фактор бурного развития и техники выделял М. Вебер в западной культуре:

а) католицизм;

б) протестантизм;

в) общечеловеческие ценности.

2. Какие из перечисленных принципов не присуще науке:

а) рационализм;

б) причинность;

в) критичность;

г) волюнтаризм;

д) субъективизм.

3. Какой подход выводит развитие техники исключительно из ее внутренних законов:

а) «ценностный детерминизм»;

б) «технологический детерминизм».

4. Согласно какому подходу техника возникает из стремления человека защититься от окружающей среды:

а) волевой подход;

б) рациональный подход;

в) натуралистический подход.

X. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Искусство как способ эстетического освоения мира. Виды и функции искусства.

Искусство среди других сфер культуры.

Формы художественного сознания: классицизм, реализм, символизм и модернизм.

Формирование нового художественного сознания в ХХ веке. Сущность постмодернизма.

I. Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей. Основатель эстетики как науки - немецкий ученый А. Баумгартен (1714-1762), определял эстетическое как способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве. Центральными ее понятиями являются красота, отожествляемая с совершенством чувственного познания, предполагающим «развитость» ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения, и искусство как наивысшее ее выражение.

Эстетическое отношение человека к окружающей действительности, понимаемое часто как способность воспринимать красоту, гармонию и совершенство форм, отнюдь не исчерпывается лишь прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям: трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и т.д., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке формировалась в процессе активного освоения человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры».

Эта способность к эстетическому освоению мира наиболее ярко проявлялась в художественном творчестве, в искусстве. Искусство - эта особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Иначе говоря, специфика искусства обусловливается художественно-образной формой отражения действительности, особым способом мышления - «мышлением в образах» в отличие от логического мышления, «мышления в понятиях». Определение искусства как «мышления в образах» подчеркивает одну из главных его особенностей, которая осознавалась уже античной эстетикой, - способность искусства объективно отображать действительность, воспроизводить реальный мир и раскрывать сущность вещей и явлений. В данном определении искусство предстает разновидностью человеческого знания, обладающей познавательной способностью.

Однако в отличие от науки, искусство связано, прежде всего, с переживаниями и эмоциями; оно предполагает не волевое преобразование окружающей среды и не ее «научное изучение», а преимущественно чувственное восприятие и субъективное видение, освоение действительности. Недаром выдающийся советский психолог Л.С. Выготский определял искусство как «общественную технику чувства», как «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции» (Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968, С.17). Призванное «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель), «исправлять природу» (Вольтер), не просто отражать действительность, а «отражать, отрицая или благословляя» (В. Г. Короленко) - искусство имеет особое назначение и призвание как вид духовно-практической деятельности.

Наряду с чувством важнейшим элементом искусства является образность. Искусство - это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, в звуках, красках, форме.

Художественное творчество, таким образом, можно определить как продукт человеческих переживаний, находящих свое воплощение в образах. Произведение искусства заключает в себе синтез образа и чувства, одинаково необходимых друг другу, ибо «без чувства образ пуст, а без образа чувство слепо» (Б. Кроче).

Для того чтобы стать явлением искусства образное мышление, присущее так или иначе каждому человеку, должно получить воплощение в материале конкретного вида искусства, т.е. искусство включает в себя и образное мышление и практическую деятельность людей, наделенных уникальной природной способностью - умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности:

Ш словом - в литературе;

Ш цветом - в живописи;

Ш интонацией - в музыке;

Ш игрой актера - в театре.

Искусство - это результат индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности. Решающим в нем являются талант, мастерство, навыки, техника его создателей.

Потребность в образно-символическом познании окружающего мира была присуща уже племенному человеку. Искусство в своих ранних проявлениях - наскальная живопись, первобытный танец - возникло задолго до того, как человек научился земледелию или обработке металлов. Искусство старше, чем государство и собственность. В этом смысле способность к художественному творчеству может рассматриваться как атрибут человечества. Первобытное искусство не представляло собой род профессиональных занятий, а было частью предметного мышления, обусловленного практической и религиозной потребностями древнего человека. В результате тысячелетнего развития стал возможным выход за пределы чисто утилитарных задач, произошло размежевание с другими видами духовно-практической деятельности и возникло искусство как форма эстетического освоения мира, как деятельность «по законам красоты», воплощающая творческую фантазию человека, его идеи и переживания, удовлетворение потребностей человека в красоте, в создании вещей, способных доставить человеку радость.

Особенностью искусства как формы общественного сознания является полифункциональность. В процессе дифференциации человеческой деятельности возникли различные формы духовного и материального производства, каждая из которых стала выполнять специфические функции. Наука является одним из главных средств познания, идеология - средством ценностной ориентации, язык - универсальным средством общения, игра - организацией досуга людей, спорт - механизмом физической разрядки. Наряду с процессом дифференциации человеческой деятельности культура сохранила потребность воспроизводить деятельность людей в ее первоначальной полифункциональности, в одновременном осуществлении различных способов освоения мира. Эту потребность культуры и выразило искусство, которое, в отличие от других форм духовной деятельности, способно отразить жизнь в ее целостности и многообразии, способно служить ее воображаемым дополнением, продолжением и даже заменой. Искусство создает «вторую реальность».

Вышесказанное позволяет понять значение искусства в жизни общества. Отмечая активную роль искусства в жизни общества, обычно указывают на три его основные функции: познавательную, воспитательную и эстетическую (в последнее время их дополняют и конкретизируют, выделяя также коммуникативную, созидательную, гедонистическую, компенсаторную, внушающую и пр.). Данная классификация фиксирует разнообразие общественного применения результатов художественного творчества.

Но следует заметить, что само многообразие «применения» продуктов художественного творчества носит целостный характер и обусловлено эстетической сущностью искусства.

Искусство проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых неуклонно увеличивается по мере развития эстетического сознания. Многообразие видов искусства как исторически сложившихся устойчивых форм творческой деятельности, обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Виды искусства отличаются друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

Традиционно было принято делить художественные произведения по признаку их отношения к категориям пространства и времени - на пространственные, временные и пространственно-временные. К первой группе принадлежат те виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движение, которые неизменны во времени: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Ко второй группе относят музыку, балет, драму, пантомиму и т.п. К третьей - театр, кино, телевидение, цирк, имеющие признаки первых двух.

Современная классификация видов искусства выделяет такие его разновидности, как изобразительное, музыкальное, «синтетическое», техническое, декоративно-прикладное.

Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения его имеют, как правило, предметную (материальную) форму. К ним относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство.

Художники и скульпторы воспроизводят в статике людей, ситуации, природу, предметы окружающего мира, применяя определенные материалы (холст, глина, мрамор, цемент), инструменты (кисть, карандаш, резец) и широко используя такие свойства материи как линия, объем, цвет, фактура и др. Относясь к пространственному искусству, этот вид творчества способен даже в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека (портрет), но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и этические идеи.

Музыка - этот вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие, вид художественного творчества, главным выразительным средством которого являются звуковые образы. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода.

Синтетические искусства - это те виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние разных видов искусства, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относятся театр, балет, кино. Так, театр, например, объединяет в себе литературу, актерское мастерство, режиссерское прочтение, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство.

«Технические искусства» возникли сравнительно недавно как результат слияния искусства с техникой. Процесс этот, активно начавшийся в XIX веке (изобретение фонографа, фотографии, немого кино), получил небывалое развитие уже в наше время. К наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, мультипликацию, телевидение. Их общими признаками являются статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности.

С бурным развитием техники, совершенствованием технологических процессов расширяются границы эстетической деятельности. Самостоятельным видом современного искусства стал дизайн, художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды.

Говоря в целом о классификации искусств, следует отметить, что и внутри каждого из них существуют определенные разновидности, как, например, жанры в литературе, живописи и др., которые выделяются по тематическим (ср. историческое, бытовое полотно), структурным (картина маслом, рисунок, эскиз и т.п.) или функциональным (ср. картина, декорация, плакат и т.п.) признакам.

2. Искусство, будучи автономной частью духовной культуры, вместе с тем тесно связано с другими видами творческой деятельности человека - наукой, религией, моралью, политикой и др.

Взаимоотношения искусства с каждым из них неоднозначны, варьируются от значительного взаимопроникновения до порой явного антагонизма.

Искусство как и наука является инструментом познания мира. Но в отличии от науки, которая представляет объективное знание в абстрактно-логической форме, в понятиях, категориях, искусство выражает знание в художественных образах и направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира.

Специфика художественного образа в отличие от других форм отражения - понятий, законов, норм - состоит в следующем:

Ш в художественном образе общее отражается через единичное. Существенное образ раскрывает через индивидуальное, неповторимое, в конкретно-чувственной форме;

Ш художественный образ представляет собой единство рационального и эмоционального; там, где пропадает одно из них, исчезает искусство;

Ш художественный образ это единство объективного и субъективного. В нем в той или иной мере присутствует объективное начало, но образы искусства не должны восприниматься как объективная реальность. Произведение искусства всегда выражает субъективное видение художником мира. В образе присутствует всегда личность его творца;

Ш в художественном образе содержится оценка изображаемого (в художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность нераздельны). Она содержится во всей системе художественных образов, в отношении художника к изображаемому;

Ш важнейшей особенностью художественного образа является его многозначность. Одним из аспектов этой многозначности является недосказанность, которая превращает восприятие искусства в сотрудничество, потребителя искусства в его творца. Он додумывает, дополняет, дорисовывает образ;

Ш художественный образ включает в себя случайное, детали, наличие которых позволяет воспринимать жизнь во всей ее полноте и конкретности.

В силу специфики художественного образа искусство целостно воздействует на человека, вызывает эстетическое наслаждение. Оно потрясает душу, оставляет глубокий след в сознании, развивает человека нравственно, интеллектуально, эмоционально. Искусство, выступая часто равноправным партнером опытного знания, призвано по своей сути смягчить и гуманизировать безудержность научного поиска. В этой связи Ницше говорил, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Искусство является уникальным средством познания, которое нельзя заменить другими. Особенно велика его роль в постижении тех сторон жизни, которые слабо поддаются научному анализу: о любви науки нет, но нет искусства без любви.

Научные ценности наиболее объективны, устойчивы в пространстве и времени, универсальны, лишены субъективного, национальных и классовых признаков. Как говорил в этой связи Чехов А.П., «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука». Художественные ценности более иррациональны, этнически обусловлены и носят отчетливый отпечаток своего творца. Личность Пифагора никак не отражается в его теореме, в то время как личность и национальная принадлежность любого крупного художника отчетливо сквозят в его творениях.

Как «бескорыстное стремление к некоемому нематериальному идеалу» искусство всегда было тесно связано с религией. Так, первобытное искусство неотделимо от магии, тотемизма и других форм ранних религиозных воззрений. Обе эти стороны духовной жизни человека - религия и искусство - относятся к эмоциональной, чувственной сфере. До сих пор конечной целью как религиозного акта, так и художественного произведения является катарсис, т.е. состояние души, испытывающей своеобразное очищение, экстаз, чувство приобщения к чему-то высокому и непостижимому. Религиозный ритуал во все времена во всех религиях строился на эстетической основе. Это находит выражение в богатейшем религиозном искусстве, храмах, пышных богослужениях, церковных песнопениях и т.д.

Различия между религией и искусством определяются тем, что верующий человек и художник поклоняются каждый своему богу: первый Создателю, второй Красоте. Для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, поклонение им. Для искусства - восхищение реальным миром и стремление отобразить его в художественных образах. Искусство также пробуждает экстаз, но только эстетический. Религиозное и художественное мировосприятие отличается еще и тем, что первое аскетично, «соборно», носит вневременной, наднациональный характер, второе чаще связано с гедонизмом (культом наслаждения), более индивидуалистично и «заземлено» на конкретных географических, исторических, национальных реалиях, что наглядно проявляется в различиях между духовным и светским искусством.

Поскольку религия немыслима без нравственного содержания, не менее тесны связи и взаимодействие между искусством и моралью.

Укоренившись в общественном сознании моральные нормы всегда искали себе закрепление в художественных формах, образах. Все мифологии мира пропитаны моральными установками, принципами. Моральные императивы средневековья нашли воплощение в великих произведениях религиозной литературы - «Библии», «Коране», «Талмуде», «Житиях святых» и т.п. Искусство всегда считалось могучим средством исправления людских пороков. Уже давно замечено, что нравственность, добро и красота - категории, которые органически дополняют друг друга, хотя и не всегда находятся в идеальном синтезе.

В конечном счете, вопрос о взаимодействии нравственного и эстетического начал в искусстве сводится к вопросу о его форме и содержании. В искусстве могут существовать произведения, совершенные по форме, т.е. красивые, но далекие от норм морали, т.е. безнравственные. Гармония формы и содержания является непреложным условием эстетического наслаждения, получаемого от произведения искусства. Превращение формы в самоцель ведет к утрате искусством своей познавательной и воспитательной функции, и наоборот, важная и высоконравственная тема, не облаченная в эстетически совершенную форму, не находит отзвука в душе читателя, зрителя или слушателя.

Можно выделить три основных варианта отношений искусства и нравственности, находящих выражение в конкретных произведениях:

Ш искусство морализаторского типа - искусство, тесно связанное с жизнью, ее потребностями, нацеленное на воспитание, улучшение человека (дидактический характер искусства XVIII века);

Ш эстетствующее искусство - или «искусство для искусства», отвергающее действительность. Здесь на первый план выдвигается чисто формальное совершенство произведения, вплоть до отрицания его нравственной целесообразности и даже открытой проповеди аморальности (как у де Сада);

Ш искусство высоконравственное и одновременно высокохудожественное. Это золотой фонд человечества, к которому относится вся мировая классика, неподвластная времени и пространству. Здесь моральные, воспитательные начала, в широком смысле, представляет собой некое органическое единство в совершенной форме, что дало возможность Герцену определить искусство как «эстетическую школу нравственности».

3. Художественное развитие обладает собственной логикой, динамикой, будущим и не синонимично, а в лучшем случае, лишь параллельно истории. Искусство соответствует не столько характеру цивилизации и условиям жизни, сколько духу эпохи, ее идеалам. Механизм историко-художественного процесса связан с понятием художественного направления. Если вслед за Гегелем и Гумбольдтом признать существование некоего мирового «духа» или «духа» отдельных народов и эпох, изменяющихся во времени и пространстве, то направления и стили в искусстве будут своеобразными «визитными карточками», отмечающими напряженную жизнь этого «духа». Также как лицо - «зеркало души» отдельного человека, искусство - зеркало души своего народа и своего времени.

Художественное направление формируется из типичных для данной эпохи признаков и своеобразных способов художественного мышления, способов видения мира. В сложной и многообразной картине художественного развития присутствуют две главные тенденции, связанные со взаимодействием двух сторон человеческого сознания - рациональной и иррациональной, логической и интуитивной. Их взаимодействие и определяет тот или иной способ художественного мышления.

Рациональный архетип художественного мышления в искусстве наиболее характерно представлен классицизмом. Классицизм как тенденция художественного мышления постоянно присутствует в истории искусства (классицизм античной Греции и Рима, классицизм эпохи Ренессанса, французский классицизм XVII в. и классицизм просветительский, неоклассицизм XIX и начала XX вв.) Своеобразным антиподом классицизма, представляющим иррациональный архетип художественного сознания, стал романтизм, а с его распадом - символизм.

Взаимодействие названных архетипов является необходимым и достаточным для осуществления художественного мышления в непрерывном развитии, изменении и усложнении. Их сочетание и породит феномен полистилизма художественной деятельности, что подтверждает европейское искусство XIX - XX веков, в котором отмеченные способы мышления, постоянно присутствуют и взаимодействуют.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый). Он выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа, т.е. рационально идеализирующем архетипе мышления. Подобный идеал наиболее ярко проявил себя в истории лишь однажды - в эпоху античной классики. Поэтому для классицизма Ренессанса, Просвещения характерна ориентация на формы античного искусства. Как стиль и направление классицизм занимал ведущие позиции в XVII-XVIII вв.

Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. Для классицизма свойственна определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что проявилось в иерархии «высоких» и «низких» жанров, требовании «трех единств» (времени, места и действия) в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка. Главной темой классицизма XVII-XVIII вв. стал конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, в котором неизменно верх одерживает общественное над личным, долг над чувством.

К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Господствующим направлением в европейской культуре в это время становится реализм (от лат. realis - вещественный, действительный). В широком смысле слова реализм как изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку, существовал в искусстве всегда, с глубокой древности. Речь идет о реалистичности как всеобщем свойстве искусства правдиво отражать действительность. Реализм, как конкретно-историческое направление наиболее полно раскрыл свои черты в XIX веке. Возникновение и формирование реализма было обусловлено усложнением социальных структур, их многозначности и противоречивости. Реализм явился художественным выражением нового времени, властно требовавшим расширения границ художественного воспроизведения действительности и ее исторического анализа.

Ведущие эстетические принципы его как творческого метода - это:

Ш объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

Ш изображение типичных образов в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации;

Ш жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);

Ш устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

Реалисты отрицательно относились к устоям буржуазного общества своего времени, поэтому по своей идейной направленности реализм середины и второй половины XIX века был критическим реализмом. В настоящее время реалистическое искусство по-прежнему играет заметную роль в художественной жизни.

Значительным художественным явлением последней трети XIX века стал символизм. Отметим, что уже к середине века с распадом романтизма в европейской культуре определяющим становится децентрализованный тип художественной культуры, который характеризуется разнообразием стилей, художественных направлений.

Для символизма, возникшем в системе романтизма, характерно стремление к выражению художественного содержания посредством символа, поиск скрытых реальностей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Обращение к символам - одно из древних свойств человеческой культуры. Оно было присуще древним мифологиям, религиям, архаическому и средневековому искусству. Как самостоятельное направление в европейском искусстве появилось в 70-е годы во Франции, проявившись особенно заметно в поэзии. В поэзии символистов нашли наиболее полное отражение кризис общества, жизни, мысли, мироощущение эстетизма, отстаивавшего идею самоценности искусства, и декадентства (от лат. - упадок). Сами поэты (С. Малларме, П. Верлен, А. Рембо) объявляли себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, его «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не логике, рациональному мышлению. В России его представляли: в поэзии - В. Брюсов, А. Белый, В. Иванов, А. Блок, в живописи - М. Врубель, в музыке - А. Скрябин. В ряде стран он продолжал развиваться вплоть до первой мировой войны.

В XX веке в науке, технике, философии, во всей жизни общества происходят коренные перемены. Резко меняется и язык искусства.

Уже в начале XX века европейское искусство стало приобретать новые черты. Одним из первых их попытался проанализировать Н.А. Бердяев, который писал: «Много кризисов искусство пережило за свою историю. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам» (Бердяев Н.А. Кризис искусства. - М., 1918, С.3).

Разнообразные течения модернизма, как стали называть все проявления «нового» искусства, формировались в условиях острых, кризисных ситуаций, столь характерных для жизни общества и его культуры с XX века. Войны и революции, крушение империй, тоталитарных режимов, новые типы культуры, рождаемые технократической цивилизацией, резкое обострение социальных противоречий и, как следствие, разрушение традиционных связей между людьми, ощущение зыбкости почвы бытия, разочарование в прошлом и настоящем, неуверенность в будущем, отказ от традиционных ценностей культуры - вот эти процессы вполне закономерно порождали потребность в формировании новой художественной картины мира. И в искусстве модернизма и авангардизма ситуация «распада времени» находила свое естественное выражение.

В основе эстетики модернизма лежит представление об абсурдности бытия и необходимость выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами. Для модернизма характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыв с установившимися принципами и традициями, поиск новых, необычайных средств выражения формы и содержания произведений.

Модернизм во многом объединяет различные эстетические направления: футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм и др. По основным параметрам, характерным для любого направления - по творческому методу, определяющему принципы отбора жизненных явлений, пути их творческой интерпретации, по системам средств выразительности, по стилевым течениям - модернизм противостоит реализму. Так, кубизм, возникший в первой четверти XX века, выдвинул главной целью искусства формальные эксперименты. Ему свойственно разложение сложных форм на простые (куб, конус, цилиндр) и реконструирование их на плоскости. Результатом такого конструирования явилась деформация образов реального мира. Родоначальником кубизма считается П. Пикассо (1881-1973). Другое течение модернизма - сюрреализм (сверхреализм) провозглашает источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а методом - разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями. Сюрреализм не отказывается от изображения объективного мира, но представляет его лишенным смысла. Главной чертой его стала алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность (С. Дали).

Наиболее радикально порывает с принципами реалистического искусства абстракционизм - течение, возникшее в 1910-х годах и широко распространившееся в 40-е годы XX столетия. Художники этого направления отрицают всякую изобразительность и отказываются от изображения предметного мира, поэтому абстракционизм называют беспредметничеством (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Делоне др.).

Анализируя модернистское искусство XX века, любопытную гипотезу о самом общем законе развития мирового искусства выдвинул известный испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Согласно ему, искусство вслед за философией меняется в зависимости от изменений точки зрения художников на окружающий мир - от вещественно-конкретного, объективного видения и художественного воспроизведения мира через его субъективное восприятие и изображение к господству чистых идей и абстракций как в восприятии, так и в творчестве. Иначе говоря, это движение от реализма, понимаемого как предельная верность натуре через импрессионизм как передачу лишь ощущений о ней, к современной, все более абстрактной живописи (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991).

4. В 70-е годы на Западе возникла культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Границы постмодернизма шире определенного направления в искусстве. Он представляет собой движение, охватившее различные сферы жизни и культуры.

Постмодернизм, как полагают исследователи современной культуры, порожден усталостью современного общества, его разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения, легших в основу европейской культуры, с их верой в торжество разума, в безграничные возможности человека, в победу принципов гуманизма и социальной справедливости.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления, где нет четко выраженной социально-классовой структуры, где уровень потребления, главным образом материального, выступает основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса.

Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Подобное положение во многом объясняется фактическим отсутствием в современной идеологии устойчивого внутреннего ядра, каким в античности выступала мифология, в средневековье - религия, в новое и новейшее время - сначала философия, потом - наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен (разве что, мода заняла это место), усложнив человеку проблему ориентирования в мире.

В обращении к культуре постмодернизмом выдвинута своя методология, основные принципы которой - плюрализм и релятивизм. Для культуры постмодернизма характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии ценностей и противопоставления фундаментальных понятий: добро - зло, истина - заблуждение и т.д. Постмодернистское сознание компилятивно, неопределенно, неустойчиво. Этим объясняется сближение в постмодернизме элитарной и массовой культуры.

В искусстве авангардистским установкам на новизну постмодернизм противопоставил стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее иронического цитирования. Постмодернизм - это эстетика эклектизма и полистилизма. Полистилизм предполагает активное взаимодействие различных художественных систем. В одном и том же произведении могут соединяться, казалось бы, вообще не соединимые вещи: бытовая достоверность и гротеск, типизация и идеализация, высокоинтеллектуальные и низменные коммерческие жанры.

Характерные для постмодернизма художественные приемы - это цитатничество, пародирование более ранних явлений искусства, коллаж, иронизм, произвольный набор изобразительных средств, сочетание классических канонов с экспериментом, смешение различных стилевых черт в одном произведении. Так, например, в романе Ульберто Эко «Имя Розы» сугубо интеллектуальное повествование о жизни средневекового монастыря переплетается с крутой детективной интригой. И такая стилевая многозначность, ироническая игра с читателем, интеллектуальная насыщенность характерны для многих произведений постмодернизма.

В целом, как отмечают многие исследователи, постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей современности эпохи. Что касается положительного вклада, то его пока сложно однозначно оценить. Но главное в этом смысле то, что постмодернизм реализовал, хотя бы отчасти, потребность в диалоге как способе существования современной культуры - диалоге прошлого и настоящего, диалоге философских, научных и художественных систем, диалоге Запада и Востока.

Задания. Вопросы.

Ответы.

1. Что такое искусство? Дайте характеристику искусства как части духовной культуры и художественной деятельности.

2. Как можно охарактеризовать в целом взаимоотношения искусства и науки?

2. Как соотносятся и взаимодействуют искусство с религией, моралью?

3. Чем обусловлено многообразие видов искусства и как взаимодействуют различные виды искусства?

4. Каковы особенности и формы развития художественного сознания?

5. Что такое модернизм и какие факторы лежат в основе его эстетики?

7. Что принято обозначать понятием «постмодернизм»?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Что служит формой отражения действительности в искусстве:

а) понятие;

б) норма;

в) образ;

г) догма.

2. Какие виды искусства относятся к пространственным:

а) живопись;

б) музыка;

в) театр;

г) кино;

д) скульптура.

3. Какое направление в искусстве ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания оригинальных произведений на коллаж:

а) классицизм;

б) постмодернизм;

в) символизм;

г) модернизм.

4. В традициях какого художественного направления работали великие русские писатели и художники: Пушкин, Достоевский, Толстой, Репин, Суриков, Щепкин:

а) романтизм;

б) символизм;

в) реализм;

г) модернизм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.