РУБРИКИ

Мир русской сказки В.М. Васнецова

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Мир русской сказки В.М. Васнецова

Мир русской сказки В.М. Васнецова

3

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

Мир русской сказки В.М. Васнецова

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка ПФ682гр.

Иванова Н.В

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель МХК

Селиванов. С А.

Томск 2008г.

Оглавление

Введение

1. Мир русской сказки В.М. Васнецова

1.1 «Три богатыря»

1.2 «Аленушка»

1.3 «Ковер самолет»

Заключение

Литература

Введение

С Васнецовым в русскую живопись вошел мир русской сказки, мир света и правды, непременного торжества добра над злом, мир, где воедино сплелись дерзкая фантазия и трезвая реальность, высокая поэзия, героический пафос, добрый юмор.

Словно гигантская птица, парит в небе ковер самолет, и настоящий на нем русский витязь, ослепительно сверкает в клетке плененная жар птица.

На опушке леса на сером горючем камне сидит Аленушка, и конечно несравненные три богатыря в них Васнецов передал всю мощь и доблесть русского народа. У художника было много других работ по сказкам «витязь на распутье», «снегурочка», «три царевны подземного царства» и др, каждая картина наполнена глубокими чувствами и несет душевную чистоту и восхищение.

Васнецов стремился найти такой образный лад и изобразительный язык, которые выразили бы в этих сказочных и легендарных сюжетах черты национального характера, присущие народу лиризм, поэтичность и душевную чистоту, мужество и патриотизм, готовность к ратному подвигу во имя свободы и независимости родной земли. И, несомненно, ему это удалось ведь вглядываясь в его работы мы видим всю мощь русского народа. В данной работе представлено описание трех прекрасных работ В.Васнецова, мне хотелось рассказать о них больше, так как с самого детства эти работы меня восхищали.

1. Мир русской сказки В.М. Васнецова

В конце 1870 г в самый разгар реализма и передвижнического направления В.Васнецов решил приняться за русскую народную сказку. Тогда все приняли его за чудака и никто, за исключением двух-трех передовых ценителей, не решался поддержать его, настолько это казалось странным и диким. Однако Васнецов не испугался глумления толпы и товарищей и смело пошел по намеченному пути. В этом его огромная заслуга: он первый, когда даже в стане передового искусства еще никто о чем-либо другом не думал, кроме как об обыденной действительности, отказался от переносного реализма и первый напомнил о том, что, кроме интереса к «земскому собранию» и к «преферансу у чиновников», могут существовать и другие, к чему-то более прекрасному и отрадному: к дивному, чудесному миру народной фантастики. И, несомненно, художник смог реализовать фантастические замыслы русского народа в своих картинах, которые хочется лицезреть вновь и вновь, возвращаясь в детство.

1.1 «Три богатыря»

Богатырь в нашем представлении- это прежде всего воплощение смелости, отваги, силы. Таковы и герои картины - могучий Илья Муромец, выдержать которого может только сказочный Вороньюшка ( и конь под Ильей, словно лютый зверь, он сам на коне, как ясный сокол)и Добрыня Никитич- вдумчивый и настороженный, и младший из них, стройный и гибкий Алеша Попович. Но в былинном эпосе богатыри не только сильные и непобедимые, но и мудрые, благородные, человечные.

Таким создал богатырей русский народ, такими их изобразил В.Васнецов.

Не сразу и нелегко нашлось образное и пластичное решение - монументальной по значимости идеи, формам масштабам.

Почти двадцать лет, хотя и с перерывами, работал художник над «богатырями». Особенно упорно искал он тип и характер центрального образа картины- Ильи Муромца. И, как это нередко бывает, помог случай. Однажды зимой, у Дорогомиловского моста в Москве, где обычно собирались ломовые извозчики, Васнецову повстречался крестьянин Иван Петров с простым и открытым добродушным лицом, чистыми и светлыми глазами, ладный, крепко сбитый, словно излучавший большую т в то же время разумную, сдержанную силу. В каждом его слове, жесте, движении ощущались уверенность в себе, чувство собственного достоинства, какая-то своеобразная и мужественная красота. Восхищенный художник уговорил Петрова прийти к нему в мастерскую и в несколько сеансов написал с него большой портрет этюд, послуживший основой для образа Ильи Муромца . Васнецову удалось схватить и запечатлеть в случайном незнакомце -спокойную ясность простого крестьянского лица, зоркость и прозорливость светлого умного взгляда. В «Богатырях» он мечтает с возможным совершенством и полнотой раскрыть мощь и смысл родных образов природы и человека.

Где стоит богатырская застава? Когда происходит действие? В сказочное время- в Древней Руси. Место тоже неконкретное- вся Русь, ее великие просторы. Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Всадники заняли собой почти все пространство картины.

Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Группа изображена на светлом фоне неба и потому выделяется крупным, четким, выразительным силуэтом.

Мы видим богатырей всех вместе, сразу. Видим как бы снизу- с земли, и от этого они выглядят торжественно и монументально. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов. Из чего же состоит богатырская сила? Художник не скупиться на подробности. Каждая деталь в картине имеет свой смысл. Илья Муромец на черном коне, степенно, неторопливо вглядывается в даль. В темных глазах твердость, уверенность. Доброе лицо сурово. Седые кудри плотно обхватывают простой круглый шлем. Крепкая стальная кольчуга и металлический щит защищают мощное тело.

Иной тип богатыря - Добрыня Никитич. Это витязь степенен и тверд. Зря меч из ножен не выхватит. Острый взгляд устремлен в сторону опасности. Лицо строгое, благородное. Во всем облике богатыря выражена совершенная древне русская красота.

Алеша Попович молод, густобровый, светлокудрый, над губой чернеют усики. Глаза мечтательные и лукавые. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.

Кони под стать богатырям. Конь Алеши легок, молод и будто повторяет характер своего хозяина. Вороной конь Ильи тяжел и могуч. Изгибает круто шею, косит огненным глазом, гривой потряхивает.

Хорош конь Добрыни, первым врага почуял, весь напрягся, задрожал. Глаза широко раскрыты, устремлены вдаль, ноздри трепещут.

На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны, суровы необъятны просторы Родины. Колорит картины, гармония красок усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Цветовая гамма создает праздничное настроение, оно радует глаз, и вселяет веру в человека.

1.2 «Аленушка»

В. Васнецов в своих картинах передает всю гамму человеческих чувств. Если в богатырях он передает, мощь и силу то в картине Аленушка автор передал печаль, задумчивость и красоту деревенской девочки. Васнецов рассказывал своему брату, что на Хотьковской дороге, по которой шли нищие на богомолье в монастырь, он увидел странную девочку. Одиноко брела она, и была в ее глазах страшная тоска. И о судьбе этой девочки он хочет поведать в своей картине. Виктор Михайлович рисует в альбом деревенских девочек. И как только найдет похожую, на свою Аленушку делает зарисовки. После упорной работы автор закончил картину зимой 1881г.

Картина передает печаль и боль обиженного судьбой человека. Какое отчаянье в позе девочки, присмотревшейся на сером камне-валуне. Загрубевшие от работы руки устало сцеплены. Рыжие волосы растрепались. Ноги измучены долгой ходьбой. Сарафан изодран. Прибежала эта девочка к пруду - хочется ее побыть одной, наедине со своим горем. В том же движении, что и руки Аленушки, наклонилась и ветка осины у воды. Заросли осоки в опасной воде как будто охраняют девочку от неверного шага. На березовой ветке, изогнутой в лад склоненной фигурке, сидят белогрудые стрижи. А в скромной цветовой гамме картины проглядывает печаль, вместе с девочкой грустят и осинка и птицы на ветке, и небо, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Вглядываясь в картину, невольно понимаешь всю печаль и безнадежность героини. Задумываешься о нелегкой жизни русского народа.

И хочется сказать, что только поистине талантливый человек может передать в картине такие глубокие чувства и переживания.

1.3 «Ковер самолет»

Виктора Михайловича увлекала прекрасная народная мечта - свобода полета. В чудесном небе своего детства написал он плавно, вольно, как птица, летящий ковер и на нем сказочного героя- победителя. Если небо удерживает звезды, солнце, луну, то почему человек не может взлететь?

Иван - царевич гордо стоит на ковре - самолете, держит за золотое кольцо фонарь с добытой им жар-птицей. Ее волшебное сияние нежно освещает небо и землю. Земля отходит ко сну. Отражаются в реке прибрежные кусты; и отражения эти, и туман, и легкий свет месяца тоже напевают мечты о будущем, в котором возможен такой вот полет.

Картину на этот сюжет заказал Васнецову С.И. Мамонтов-богач, крупный предприниматель, но и художник, фантазер, артист.

Картина получилась действительно сказочной и так же, как все произведения Васнецова имеет свой глубокий смысл: свобода мысли, торжество духа, красота и необъятность русской природы.

Заключение

Исследуя творчество Васнецова можно с уверенностью говорить, сказки эти прекрасны, несут радость и печаль, мудрость и величие русского народа. Художник вкладывал в каждую работу душевную теплоту и смысл. Еще не одно поколение будет восхищаться его поистине удивительными работами. И конечно каждый ребенок слушая или читая сказки будет представлять себе могучих богатырей Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, волшебный ковер-самолет и красавца царевича, нежную и хрупкую снегурочку , печальную Аленушку.

М. Горький когда-то назвал художника «Богатырем русской живописи», таким он и остался в ряду крупнейших художников второй половины 19 века.

Литература

1. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.:1989 С233-237

2. Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы: повесть- М.:Дет.лит.,1991. С26-34 С60-65

3. Бенуа А. История русской живописи в 19 веке/ сост., вступ.ст. и коммент. Володарского В3-е изд.,М.: Республика,1999., С448


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.