РУБРИКИ

Особенности художественной культуры Средневековья

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Особенности художественной культуры Средневековья

Особенности художественной культуры Средневековья

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(ИНЭП)

Заочное отделение

РЕФЕРАТ

Контрольная работа по предмету «Культурология» на тему

«Особенности художественной культуры Средневековья»

Студента группы Ф-41кз Мироновой Оксаны Валерьевны

Научный руководитель ___________________________________

Москва 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Художественная культура средневековой Европы

1.1. Архитектура

1.2. Скульптура

1.3. Живопись

1.4. Декоративное искусство

1.5. Обработка металлов

2. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

3. Средневековая музыка и театр

3.1. Музыка

3.2. Театр

3.2.1 Религиозная драма или чудесные пьесы

3.2.3. Средневековая светская драма

3.2.4. Пьесы- моралите

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Художественная культура средневековой Европы

Романский стиль.

Первым самостоятельным, специфически европейским художест-венным стилем средневековой Европы был романский, которым ха-рактеризуются искусство и архитектура Западной Европы пример-но с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а внекоторых и по-зднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.

В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно си-рийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германски-ми, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Раз-личные комбинации этих влияний создали в Западной Европе мно-жество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество со-хранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: раз-личные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам.

1.1. Архитектура

Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах та-кой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круг-лые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из визан-тийской архитектуры, строились в течение пра-романского периода; позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии.

Наиболее известные и лучше всего проработанные об-разцы этого типа -- собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капел-ла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле ( в наст. время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекто-ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским бази-ликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

Важные здания конструировались также в монастырском сти-ле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библио-теки, мастерские. Тщательно проработанные пра-романские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданийс каменными вольтами (арочными, поддер-живающими конструкциями). Главной причиной для разработки ка-менных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольто-вых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

1.2. Скульптура

Большинство романских скульптур было интег-рировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно гово-рить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортиро-ванным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гро-тескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометричес-кие узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

1.3. Живопись

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют ви-зантийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалис-тические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, бы-ла в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурномоформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церк-вях в Цефалу и Монреале.

1.4. Декоративное искусство

Пра-романские художники достиг-ли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн).

Произведения этой школы, экспони-рующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометричес-ким переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Ри-сунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Нацио-нальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно то-му, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии про-должало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях, и в мозаике.

1.5. Обработка метеллов

Про-романская и романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным об-разом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищни-цах больших кафедральных соборов за пределами Франции; фран-цузские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода -- ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; по-здние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородча-тые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмар-схаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями и французский эмальер Годфруа де Клер.

Самым известным примером романского текстильного произ-ведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в Романской Европе бы-ли ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.

2. Готическое искусство и архитектура

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенст-вования общественных отношений приходил новый стиль -- готиче-ский. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и свет-ские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные руко-писи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначаль-но слово готика использовалось авторами итальянского Возрожде-ния как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и ис-кусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «го-тика» было ограничено периодом позднего, высокого или классичес-кого средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического пери-ода была архитектура.

Хотя огромное число памятников готики бы-ли светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил раз-витие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полней-шей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным призна-ком готического стиля.

Средневековые церкви имели мощные камен-ные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали реб-ристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, рас-положенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сто-рон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя ранне-готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возве-дении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преиму-щества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.

Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные про-емы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высо-кой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбаланси-рованных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических собо-ров. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры позд-ней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского со-бора. Принципиально новые решения интерьера были найдены авто-ром собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Анг-лию. В Италии оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в ка-честве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готичес-кая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру пре-имущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фи-гуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-ко-лонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвест-ная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас -- статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму ко-лонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фи-гурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульми-нации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Ко-ронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 го-да на западном портале Амьенского собора, производящие впечат-ление ряби, классические черты оформления поверхностей начина-ют уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на ма-леньких головках локоны и манерные позы производят парадок-сальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

3. Средневековая музыка и театр

3.1. Средневековая музыка

Средневековая музыка
носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.

Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная с XI века песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах, особен-но на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достиг-нута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвос-хищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Дру-гие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любов-ные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают ба-нальные истории о рыцарях и пастушках.

Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

3.2. Средневековый театр

По иронии истории, театр в форме ли-тургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, мно-гие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драмати-зации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.

Определенные праздники были знамениты своей театрально-стью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные пере-звоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкаль-ных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора пример-но с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.

3.2.1. Религиозная драма или чудесные пьесы.

В течение последую-щих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вби-рая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся свя-щенниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены бо-лее церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библей-ские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно -- пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие деко-рации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в ал-таре и с Адской пастью -- искусно сделанной головой монстра с рази-нутой пастью, олицетворявшей вход в ад -- на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены од-новременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние периоды, переносили действие в самые различные мес-та и представляли обстановку и дух различных времен, а также алле-гории. В отличие от греческой античной трагедии, которая четко фо-кусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и на-пряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усилива-лись и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес дра-мы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические пред-ставления из стен самих церковных храмов. То же самое веществен-ное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях горо-дов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.

3.2.3 Средневековая светская драма

В XIV веке театральные по-становки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литурги-ческой драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы -- например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, ано-нимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоз-зрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы Полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то мог-ло изображаться сверхточно -- сохранились сообщения о том, как ак-теры едва не умирали вследствие слишком реалистического испол-нения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьяво-ла, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.

Свободная смесь реального и символического не препятство-вала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ста-вились повсюду, где только возможно, и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механичес-ких чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Исполь-зовались три основных формы постановок. В Англии самыми обыч-ными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые пере-мещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках повозок, или на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись синхронные постановки -- различные де-корации поднимались одна за другой по сторонам длинного, припод-нятого помоста перед собравшимися зрителями.

Наконец, опять-та-ки в Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую» -- на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены и зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.

3.2.3. Пьесы-моралите

В тот же самый период появились народ-ные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью аноним-ных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развле-чений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствую-щими персонажами, моралите не были похожи на циклы, посколь-ку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорически-ми, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

Эти пьесы местами трудны и скучны для современного вос-приятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровиза-ции, пьесы в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объяв-ляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, встав-ляя в представления музыку и действие и используя комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, со-здали форму народной драмы.

Заключение

Средние века - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.

Библиография

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965 г.

2. Беспятов Е. Театр под открытым небом. - Народный театр, 1948 г.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1987 г.

4. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. - М., 1989 г.

5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990 г.

6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. - М., 1988 г.

7.Добиаш-Рождественская.О.А.Культура западноевропейского средневековья. - М., 1989 г.

8 Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992 г.

9 Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. - Л., 1986 г.

10 Рюмин Е.Н. Массовые празднества. - М.-Л., 1927 г.

7. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М.: «Просвещение», 1986 г.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.