РУБРИКИ

Приоритеты читателей ХХ века в России

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Приоритеты читателей ХХ века в России

p align="left">Данные исследований в Таганроге показывают, что влияние средств массовой коммуникации затронуло не все группы- у одних время на чтение продолжает расти, у других- существенно сокращается.

Таблица 2

Коммуникативная деятельность трудящихся Таганрога (на человека, в часах и минутах за неделю)

Годы

Виды досуга

Все работающие

Рабочие

Служащие

мужчины

женщины

мужчины

Женщины

Мужчины

женщины

1968

1978

1968

1978

1968

1978

1968

1978

1968

1978

1968

1978

Чтение

5-45

6-05

3-30

2-50

5-45

5-15

3-15

2-10

5-50

7-50

4-30

4-00

Просмотр телепередач и слушание радио

7-30

12-35

4-50

9-00

7-55

12-30

4-30

9-10

6-00

12-40

5-45

8-50

Посещение кино, театров

1-00

1-10

1-10

1-00

1-00

1-05

1-10

0-35

1-00

1-20

1-25

1-30

В рабочей среде (1978 г.) у мужчин время на чтение газет, с одной стороны, и книг и журналов, с другой, почти одинаково (2 ч. 30 мин. И 2 ч. 35 мин. В неделю), у женщин на чтение, соответственно, книг. Журналов и газет уходит существенно меньше времени (30 мин. и 1 ч. 35 мин.). Имеющиеся сведения об изменении временных затрат на чтение очень противоречивы. Так у шахтёров Ростовской области в период 1966-1976 гг. они сократились с 4ч 15 мин. До 3 ч. 55 мин в неделю, а у шахтёров треста Карагандауголь выросли за 1965-1986 гг. с 3 ч. 58 мн. До 4ч 54мин. У молодых рабочих (до 30 лет) г. Бельцы (МССР) в 1971- 1980 гг. они также выросли с 6.1ч до 8 ч в неделю.

Имеющиеся разнородные данные о бюджете свободного времени позволяют сделать вывод что в этой сфере идут сложные и неоднородные процессы, о которых суммарные показатели дают очень приблизительное представление. В целом можно считать, что система коммуникативной деятельности постоянно усложняется, в обществе постоянно растёт число различных систем и каналов общения. Сохраняя высокую степень значимости, чтение тем не менее несколько «потеснилось» как форм культурной коммуникации, поскольку слушание радио и особенно просмотр телепередач по затратам времени существенно опережают чтение. Особенно ощутим этот процесс у социальных групп, характеризующихся невысоким уровнем образования, где чтение и раньше было развито не очень сильно. Подобное явление должно привлечь внимание исследователей к проблеме функциональной специфике и различных каналов социальной коммуникации (газета, книга, телевидение, радио, кино и т.д.) Чтобы выяснить, что теряет индивид и в какой степени, игнорируя тот или иной канал, предстоит изучить степень их взаимозаменяемости, с одной стороны, и уникальности каждого- с другой.

2.4 Общественные библиотеки

Существует два основных источника получения книг для чтения - общественные и личные библиотеки. Сейчас в стране насчитывается 326 тысяч библиотек с книжным фондом 5,6 млрд. экз., а численность их абонентов (судя по числу читательских формуляров) составляет 234 млн. человек. Значительная часть общей их численности приходится на массовые библиотеки -150 млн. читателей (в том числе в городе 90 млн. и на селе -66 млн). Охват населения массовыми библиотеками составил в 1985 г. 53% в том числе в городе-49,2% и на селе 62,9%. Всего в стране функционирует 134,1 тыс. массовых библиотек с фондом 2,1 млрд. экз. Книговыдача на одного читателя составляет в них 21 книгу и журнал в год.

Государственная статистика несколько раз учитывает читателей, так как они часто бывают записаны в две и более библиотек (в небольших городах РСФСР в 1981- 1982 гг. к числу подобных читателей относилось 9% взрослого населения, поэтому опросы дают не столь высокие показатели. По данным исследования «Культура в вашей жизни» (1982 г.), проведенного НИИ искусствознания МК СССР при участии ГБЛ, в течение года перед опросом пользовались какой-либо общественной библиотекой 48% горожан и 47% жителей села..

Основной контингент аудитории массовых библиотек, по данным исследования «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках», составляют читатели с образованием не ниже среднего, хотя треть населения страны имеет начальное образование.

Таблица 3

Образовательный уровень читателей массовых библиотек (в% к числу опрошенных)

Образование

Уровень образования

Абонентов массовых библиотек

Взрослого населения страны

Начальное

2,3

36,0

Неполное среднее

33,0

24,3

Среднее и среднее специальное

49,7

31,4

Высшее и незаконченное высшее

15

8,3

Определённая диспропорция выявляется при анализе структуры читательской аудитории по роду занятий. Более трети абонентов - специалисты (16,5%) и учащиеся (17.7%). Доля служащих (с образованием не выше среднего) равна 19%, пенсионеров - 8%. Доля рабочих среди читателей городских библиотек составляет 29%, а в структуре городского населения (старше 15 лет) -46%. Более всего пользуется библиотечными фондами молодёжь 15-25 лет- она составляет 37% читательской аудитории (и лишь четверть населения страны). Другие возрастные группы гораздо слабее приобщены к пользованию массовыми библиотеками: доля лиц среднего возраста (26-39 лет) в читательской аудитории и в структуре населения равна 33%, к лицам 40-59 лет относятся 22% абонентов (их доля в населении -26,5%), наибольшее же расхождение отмечается у пожилых людей- среди абонентов библиотек их лишь 6%, тогда как среди населения -18%.э

Читатели массовых библиотек существенно различаются по числу посещений за год и числу взятых книг. Группа активных читателей, которые регулярно посещают библиотеку и много читают, сравнительно невелика: боле 10 раз в год посещают библиотеку лишь 18% абонентов, прочли за год более 20 книг - 30 %. У других читателей показатели активности существенно ниже: 53% абонентов бывают в библиотеке не более 5 раз за год 36,5% берут за год не более 10 книг.

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что массовыми библиотеками пользуются: примерно половина населения, а регулярные их читатели составляют лишь одну десятую часть жителей. Основу аудитории библиотек составляет молодёжь со средним и неполным средними образованием.

Сейчас массовая библиотека испытывает немалые трудности в своей работе (значительная часть читательских запросов остаётся неудовлетворённой, а многие книги. Стоящие на полках- неиспользованными). Чтобы успешно преодолеть эти трудности, библиотеке предстоит чётче определить свою специфику в современной социокультурной ситуации, характеризуемой интенсивным развитием средств массовой коммуникации и домашних библиотек.

2.5 Домашние библиотеки

Долгое время литература из фондов общественных библиотек (государственных, профсоюзных, колхозных и т.п.) преобладала в составе чтения. Сейчас ситуация существенно изменилась, на первое место в чтении вышли книги из домашних книжных собраний. Для 70-80-х гг. характерен их интенсивный и экстенсивный рост.

Уже в 1969-1971 гг. по небольшим городам РСФСР было установлено, что владельцы домашних собраний количественно превосходят абонентов библиотек в 1,6 раза, составляя 84; против 51% взрослого населения.

По данным исследования «Культура в вашей жизни» (1982 г.), отвечая на вопрос: «Чьи художественные книги, журналы вычитали в последний месяц?»-52,3% жителей городов назвали свои книги, 36,3%- книги и журналы знакомых и друзей и лишь 32%- библиотечную литературу. Библиотека утратила ведущие позиции в снабжении населения литературой даже на селе, где в течение месяца перед опросом 39% респондентов читали собственные книги и журналы, ещё 19,4% брали их у друзей и лишь 37,8% в библиотеке.

Большая часть населения владеет сейчас домашними книжными собраниями. По данным опросов в Тюменской области (1975-1976 гг.), они имеются у 70% населения, в том числе в городе -66%, на селе -42%, в Орловской области -75%, в том числе в городе -84%, на селе-62%, в Таганроге (1978 г.)- 60%. В селах Брянской области (1978-1979 гг.) книги имели 60% опрошенных. Ярославской области (70-е годы)-54,3%.

По данным исследования «Культура в вашей жизни», сейчас практически нет лиц, не имеющих дома художественной литературы, в столицах союзных республик и областных центрах 30% опрошенных владеют более чем 200 книгами. В РСФСР (1985г). в домашних книжных собраниях было в среднем 290 книг, на Украине-300 книг, в Эстонии (1977 г.) в городе-268, на селе-182 книги.

Таким образом, книги имеют сейчас подавляющее большинство населения, причём около 1/3 горожан владеют библиотеками из более 100 книг. Подобный рост книгособирательства обусловлен увеличением читательской аудитории, повышением уровня доходов населения. Улучшением жилищных условий и, что, по -видимому, наиболее важно, быстрым ростом престижа книги. Увеличение числа и объема домашних библиотек ведёт, с одной стороны, к повышению их роли в обеспечении населения книгами, с другой стороны - к возникновению «дефицита» на книжном рынке. Несмотря на различные меры по стимуляции книгоиздания, направленные на более полное удовлетворение потребности покупателей, спрос на издаваемые книги удовлетворяются сейчас лишь в небольшой степени. И тем не менее есть основания полагать, что и в дальнейшем будет наблюдаться увеличение домашних книжных собраний.

Содержание чтения. Наибольшей популярностью пользуется художественная литература. Число её читателей по многим регионам превышает 90%, интересно, что в общей структуре книгоиздания в 1985 г. на долю художественной и детской литературы приходилось 50,6%, естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной и медицинской -16%, политической и социально-экономической - 11,8%.

В чтении специальной литературы исследованиями 70-х гг. также наблюдались достаточно высокие показатели, естественно, с заметным разбросом данных по читательским категориям: среди 26% читающих эту литературу колхозников до 92%- специалисты. По отдельным регионам цифры оказались ещё выше: среди 55-58% сельскохозяйственных рабочих и колхозников до 95% - специалисты.

Попытка ранжировать читательские предпочтения отдельных видов и жанров литературы, предпринятая в исследовании по РСФСР (1985 г.), показала, что первые 5 мест занимают литературно-художественные жанры; научно-популярная стоит на 7-12 месте в читательских предпочтениях разных социально-профессиональных групп, техническая- на 6-15, а экономическая- на 11- 15 месте.

В массовых библиотеках наиболее читаемой является художественная литература. К ней обращается 91% читателей. Преимущественным вниманием пользуются книги русских советских писателей (их берут 85% абонентов), затем идут литература народов СССР (44%) и зарубежная (49%) и на последнем месте -русская дореволюционная литература (25%). Проза читается более, чем поэзия, причем наиболее популярны эпический и исторический роман, детектив, научная фантастика, книги о любви, семье, браке.

Высока степень интереса и к нехудожественным книгам. Общественно-политическую литературу берут в массовых библиотеках 63% читателей, другую-59%. Здесь также наиболее популярны книги, близкие по характеру художественным (мемуары), по актуальным мировоззренческим проблемам (по истории) либо издания практического характера, тесно связанные с миром увлечений человека.

Приведенные в обзоре данные свидетельствует, что чтение является сейчас одним из важнейших средств усвоения социальных ценностей и знаний. Значение чтения в жизни населения СССР постоянно растет, что находит свое выражение в увеличении читательской аудитории, числа и объема домашних собраний, читательской активности и т.д.

Повышение значения чтения как средства социальной коммуникации закономерно и связано со «втягиванием» (по мере нарастания темпов урбанизации и научно-технической революции) все новых слоев сельского населения в сферу воздействия городской культуры, с «отрывом» их в конечном счете от традиционных для них форм социального общения. Однако нужно отметить неоднородность процессов развития чтения- одни его характеристики изменяются довольно быстро, а другие оказываются весьма стабильными.

1.Наблюдается абсолютный количественный рост читательской аудитории: все больше людей приобщается к чтению. Причем, если число читателей газет уже почти достигло предела, то число читателей книг продолжает постепенно расти.

2.Перемены в интенсивности чтения носят более сложный характер: росту интенсивности чтения у одних групп населения соответствует стабилизация (или даже уменьшение) соответствующих показателей у других. Такая дифференциация читательской аудитории связана с широким распространением СМК, и прежде всего телевидения. На читателей высокого культурного и образовательного уровня приобщение к СМК оказало стимулирующее воздействие, и они стали читать больше, читатели же низкого образовательного и культурного уровня под несомненным влиянием СМК стали читать меньше. Они «замещают» чтение его функциональными эквивалентами - слушанием радио, просмотрами кино- и телепередачи и т.п. Подобные факты побуждают к более трезвой оценке перспектив развития чтения.

3. За последнее 20-летие изменилось соотношение двух важнейших каналов получения книг- общественных и личных библиотек. Быстрый рост числа и объема личных библиотек, с одной стороны, сокращение охвата населения библиотечным обслуживанием-с другой, привели к тому, что книги из личных библиотек вышли на первое место по доле их в общем объеме чтения населения.

Это свидетельствует о симптоматичных переменах в ориентациях читателей: о росте самосознания читателей, которые, наряду с газетами, журналами и книгами в библиотеках, рассчитанными на всех, пытаются в личной библиотеке смоделировать, «воссоздать» свой личностный мир, отобразить в нем структуру своих индивидуальных ценностей.

Дальнейшие судьбы чтения в стране будут во многом зависеть от того, насколько быстро такие институты, как книгоиздание, книжная торговля и библиотечное дело, смогут изменить формы (а в каких-то случаях и содержание) своей работы, чтобы учитывать и удовлетворять меняющиеся потребности читателей.

3. Социокультурные сдвиги 1990-2000- х годов

Картина массового чтения россиян- в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», тогдашним повышенным спросом на прежде недоступную культурную продукцию, небывалым взлетом тиражей газет, тонких и толстых журналов- на протяжении 1990-х и, особенно, 2000-х годов заметно изменилась. Определяющими здесь выступают несколько взаимосвязанных социокультурных процессов. Все они в конечном счете связаны с разложением советского общества: его централизованно-бюрократической системы мобилизационных механизмов населения, его единообразной модели социализации и идеологического внушения. Эти процессы проходили на фоне крупномасштабных и противоречивых экономических изменений (внедрение начал рыночной экономики, обеднение большинства групп российского населения), сдвигов в системе политических институтов (внешняя демократизация, которая во многом повлекла за собой массовую потерю доверия к социальным институтам вообще, включая, среди прочих, школу и библиотеку). Мы считаем важным привлечь внимание к следующим процессам, имеющим самое непосредственное и сильное воздействие на массовое чтение, деятельность библиотек в стране.

Распад советской интеллигенции и ее просветительской идеологии к середине 1990-х гг, фактический уход с культурной авансцены этой группы служащих государственных учреждений культуры и образования вместе с их групповыми представлениями о культуре, литературе, чтении и с привычками, устоявшимися формами трансляции этих представлений (толстые журналы, литературоцентричное школьное образование).

Потеря ведущей культурной роли главным в советскую эпоху институтом организации чтения -государственной массовой библиотекой (как, впрочем, и государственными библиотеками всех других типов- научными, универсальными, национальными) в связи с прогрессирующим оскудением финансовых ресурсов, отставанием в комплектации книжных и журнальных фондов и с утратой основных функций: представлять «национальную» культуру в ее общезначимых и обязательных образцах, обеспечивать существование государственно-планируемой и финансируемой науки, поддерживать работу средней и высшей школы.

Разгосударствование и коммерциализация издательской деятельности в стране. Свыше двух третей книг и брошюр, выходящих сегодня в России, опубликованы негосударственными издательствами 9это относится к количеству названий, если же брать тиражи, то есть реальные экземпляры, предназначенные для продажи, то доля негосударственной книжной продукции превышает 90% всего потока). Люди, принимающие решения в данной сфере, а это такие новые для книжной и литературной культуры социальные роли, как директор издательства, менеджер по продажам, руководитель отдела маркетинга -часто исходят сегодня из императивов максимума прибыли в минимум времени. Понятно, что они концентрируют свою деятельность преимущественно на самой массовой по направленности и серийно-типовой по изданию литературе-«спрашиваемых» книгах, выпуск которых не требует особых затрат, возможен в кратчайшие сроки и столь же быстро приносит прибыль. Представления о литературе, образ книги, фигура автора все чаще выступают сегодня продуктом массмедийных, рыночных технологий, причем в самых «агрессивных» вариантах (промоушн, публичный скандал, телевизионная «раскрутка»).

Формирование (в наиболее активной фазе- за 2000-е годы) системы «глянцевых» журналов, демонстрирующих образцы модного потребления и стиля жизни наиболее зажиточного меньшинства российского населения, успешной «офисной» молодежи крупнейших городов и т.п. Этот тип печатных коммуникаций, с одной стороны, тесно связан с системой аудиовизуальных СМИ, с другой- включен в процессы формирования и циркуляции моды, с третьей- претендует на роль культуры и выступает сегодня, по крайней мере для большинства российской молодежи и молодых взрослых, рекомендателям любых покупок, от мехов и драгоценностей до дисков, фильмов и книг.

Развал прежней системы централизованного книгораспространения, разрыв между «центрами» и периферией общества, его наиболее благополучной частью, которая может и предпочитает покупать книги (а не брать их в библиотеках), и большинством остальных, которые тем или иным способом, пассивно либо чисто реактивно адаптируются к нынешней ситуации. Жителями села и городов с населением меньше 100 тысяч человек книжно-журнальная продукция стала по большей части недоступна, и руководители крупнейших издательств, по их собственным признаниям, не заинтересованы в подобном контингенте, а он в сумме включает две трети взрослого населения России

В самое последнее время, в рамках общего огосударствления публичной жизни и средств массовой коммуникации за 2000-е годы, наблюдается попытки государства вернуть себе некоторые возможности воздействия как на издательскую сферу, так и на библиотечную систему (Национальная программа поддержки и развития чтения, спонсирование журналов и их распространение и др.). Однако эта деятельность, как будет показано ниже, не имеет по крайней мере пока- сколько-нибудь серьезного влияния на массовое чтение.

Таблица 4

Год

Количество названных книг

Общий тираж

(млн)

Средний тираж

(тыс.)

1990

41234

1553,1

37,7

1995

33623

475,0

14,13

2000

59543

471,2

7,91

2001

70332

542,3

7,71

2002

69749

591,3

8,48

2003

80971

702,3

8,67

2004

89066

685,9

7,7

2005

95498

669,4

7,0

2006

102268

633,52

6,192

2007

108791

665,682

6,118

Количество издаваемых книг за 1990-2007 гг.увеличилось в 2,6 раза, при этом средний тираж сократился в 6,1 раза. Только за 2000-2007 гг. соответствующие показатели составили 1,8 и 1,29, то есть количество названий издаваемых книг выросло почти вдвое, тогда как средний тираж уменьшился более чем на четверть.

В целом похожая тенденция, но со своими нюансами, наблюдается после 2000-2001 гг. в динамике газетных и журнальных изданий.

Год

Количество газетных изданий

Разовый тираж (млн)

1990

4808

166

1995

5101

122

2000

5758

109

2005

7535

177

2006

8250

192

Год

Количество журнальных

Разовый тираж (млн)

1990

3681

5010

1995

2471

299

2000

3570

607

2005

4874

1150

2006

5429

1201

Число газет в последние 20 лет последовательно растет. Однако их тиражи в 1990-е годы постоянно и заметно сокращались. В 2000-е они начали расти и по общему разовому тиражу сегодня превысили показатели 1990 г., хотя по тиражу каждого отдельного издания пока еще не набрали прежнего уровня. Иначе говоря, рост количества изданий существенно опережал рост тиражей. Еще резче эта тенденция видна на примере журнальной продукции. Падение тиражей журналов к середине 1990-х годов было обвальным, при этом сокращалось - хотя и не столь резко- и количество журнальных изданий. Но к 2000 году начался и по сей день наблюдается рост и числа журналов, и их тиражей. Причем темпы тиражного роста в данном случае несколько выше, чем скорость увеличения числа изданий, однако сокращение журнальных тиражей за девяностые годы было настолько сильным, что до тиражных показателей 1990 г. нынешним журналам еще очень далеко. Так что и здесь побеждает тенденция ко все большей фрагментации читательских аудиторий. У газет эти аудитории более массовидные, у журналов более дробные, но тенденция к дроблению - сквозная.

Обобщая эти данные, можно сказать ровне газетных, журнальных, а особенно книжных коммуникаций в 2000-е гг. идёт фрагментация читательской публики, её дробление на все более мелкие группы и сегменты. Но подобная фрагментация захватывает и практически весь российский социум в целом, о она связана с установкой большинства населения на пассивную адаптацию к социальным переменам, когда кажется, что выживать проще « по одному», узким кругом «своих». Этот процесс составляет одну из главных особенностей российского общества и социальной жизни России последнего пятнадцатилетия. Активность коммуникаций большинства россиян с другими людьми, не родственниками, значительно сократилась практически во всех слоях населения- за исключением разве что молодёжи и россиян с более высоким потребительским статусом, то есть заведомого меньшинства. Показательно, что в стране отсутствует национальная газета или набор из нескольких подобных газет «для всех», которые бы конкурировали за самую широкую аудиторию. В ещё большей степени характерно для журналов. Функцию общего для всех канала коммуникации в настоящее время выполняет телевидение, которое с одной стороны, практически полностью огосударствленно и подчинено интересам центральной власти, а с другой - все более единообразной по жанровой сетке вещания., набору транслируемых смысловых образцов (новости, телесериалы, шоу.)Показательно, что наиболее популярная разновидность журналов в сегодняшней России- это тонкие иллюстрированные издания с фотографиями звёзд телеэкрана и подробной, аннотированной программой телепередач, фактически выступающие бумажным приложением или приставкой к телевизору.

Так или иначе, рост книжного и журнального предложения на рынке, ориентированным в последние годы по преимуществу на массовый вкус к развлечениям, заметно контрастирует с постоянными и все более значительным суждением возможностей библиотек за то же самое время.

Число общественных библиотек, их фонды и количество абонентов начиная с 1990 последовательно сокращалась.

1990

1995

2000

2004

2006

2006/1990

Число общедо-ступных библиотек (тыс.)

62,6

54,4

51,2

49,9

48,3

0,77

Численность читателей в них (млн)

71,9

60,2

59,6

58,2

57,8

0,8

Особенно заметным было сокращение числа библиотек в городах, где концентрируются люди с более высоким образованием, уровнем жизни, более развитыми интересами и запросами; количество сельских библиотек за 2000-е годы даже несколько выросло, хотя и совсем незначительно.

Пользователями библиотек сегодня остались почти исключительно те группы, которым по их социальным, финансовым, символическим ресурсам не приходится всерьез рассчитывать на альтернативные источники нужных и интересных книгу них нет денег на их приобретение, они не располагают большими собственными библиотеками. Чем менее группа обеспечена социальными и культурными ресурсами, тем чаще и регулярнее ее члены, при определенном уровне образования и учебно-профессиональных потребностей в книге, будут обращаться к фондам районных и городских библиотек. И наоборот: среди тех, кто регулярнее обращается в районную (городскую) библиотеку, сегодня мы можем встретить учащихся чаще, чем представителей каких бы то ни было других возрастных и профессиональных групп.

4. Динамика состояния чтения в современном обществе

Чтение в российском обществе до последнего времени было неоспоримой национальной ценностью. Сегодня исследователи, характеризуя современную ситуацию, отмечают, что чтение утратило свое традиционное значение, произошло падение интереса к книге, снижение уровня культуры чтения, значительно изменились картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки, обусловливая тем самым снижение влияния книги на формирование духовности подрастающего человека, негативные симптомы в системе нравственных приоритетов населения. Констатацию этого печального факта, этих безрадостных истин уже лет десять никто не оспаривает.

Причины обозначенных явлений нельзя описать однозначно, однако можно выделить некоторые из них. Это затяжные социально-экономические реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения. Кроме того, среди факторов изменения статуса чтения в последние годы можно отметить и то, что принципиально иной стала культурная и медийная среда. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, «рецепты» поведения в гораздо большей степени сообщают кино и телевидение, чем любые книги. К началу третьего тысячелетия у среднего российского читателя, по-видимому, иссякли поводы обращаться к книге. Книга из разряда единственного источника знания перешла в категорию одного из тысячи.

На смену временам когда чтение в России было чуть не единственным способом проведения тихого досуга, книги пользовались спросом, читатели испытывали искренний и неподдельный интерес к литературе, пришел век, в котором чтение перешло в разряд занятий, без которых легко можно обойтись. В конкурентную борьбу с литературой за свободное время граждан вступили Интернет, компьютерные игры, а еще больше телевидение, обнажая идеологическое противостояние: телевидение создает единую унифицированную картину мира, литература -многогранную и разную.

Без идеализации тех времен можно сказать, что и тогда читателями не становились все поголовно. Но при этом читатель имел специфический социокультурный статус либо он был изгоем и его травили, либо признанным консультантом по житейским вопросам и его уважали, либо и то и другое, во всяком случае, отношение к читающему проявлялось определенно и конкретно. Сегодня, когда досуговое чтение встало в ряд других способов времяпрепровождения, более современных и актуальных, перестало существовать и специфическое отношение к читающему. Пристрастие к чтению перестало быть проявлением нонконформизма, способом отличаться от других, и даже чтение ради «бегства от действительности» уступило множеству других, вполне доступных способов ухода от реальности: на вечеринку, дискотеку, в Интернет, в наркотический или алкогольный омут …

Таков, на наш взгляд, объективный абрис проблемы, составляющий существенную угрозу интеллектуальному потенциалу России, ее культуре, духовным и нравственным основам. И если этот процесс не остановить, он приведет к катастрофическим последствиям в масштабах целой страны, поставит под угрозу безопасность нации. Для столь пессимистических заявлений основанием может служить мировой опыт, который дает нам объяснение многих процессов, происходящих в чтении в России. Исследователями отмечается что в конце 1990-х гг. и на рубеже веков многие процессы в нашей стране в значительной мере сходны с процессами, которые шли на Западе 10-15 лет назад. Внимание общественности во всех развитых странах мира в 80-е гг. привлекла проблема так называемой «функциональной неграмотности» значительной части населения. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и не способному к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотные - это «вторично неграмотные» то есть те, кто умел читать и писать, но в какой-то мере утратил эти навыки, во всяком случае, утратил их настолько, чтобы эффективно «функционировать» в современном, все усложняющемся обществе.

Осознание проблемы функциональной неграмотности позволяет понять, что именно она приводит к тому, что в результате недостаточных навыков чтения миллионам людей трудно справиться с ответственностью повседневной жизни. Например, трудно помочь своему ребенку, когда у него возникают проблемы в учебе, заполнить декларацию о доходах, разобраться в инструкциях к лекарству, трудно освоить работу на компьютере, разобраться в инструкциях к бытовым электроприборам, что нередко ведет к неправильному их использованию, порче, а иногда и к бытовым травмам. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. Когда цена полуграмотности стала осознаваться в странах Запада, она получила общественное звучание, статус общегосударственной проблемы.

В современных условиях, когда особенностями реального развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой. Только читающая страна может занимать лидирующие места в мировой культуре, экономике, политике, науке и искусстве. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависят от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации, непрерывному самообразованию.

Таким образом, отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня должно измениться и приобрести для общества чрезвычайно важное, даже первостепенное значение. Уже более двадцати лет развитые страны применяют меры по решению этой проблемы, затрагивающей широкие слои населения и касающейся практически всех сфер жизни.

К сожалению, несмотря на то, что в России по сравнению с предыдущими десятилетиями наблюдается беспрецедентная ситуация кардинального изменения чтения в России, она не вошла пока в ряд общегосударственных проблем, и над ее решением пока бьются лишь библиотекари, педагоги, да и наиболее просвещенная общественность. Возможно, ситуация не столь печальна, как за рубежом, а происходящие изменения вовсе не должны внушать нам какие-либо опасения. Чтобы понять складывающиеся тенденции, осознать происходящие процессы, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте, увидеть его целостно как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп.

При рассмотрении этих вопросов обратимся к некоторым результатам прикладного исследования «Бурятия читающая», проведенного по заказу Национальной библиотеки. Первый этап работы был осуществлен в октябре 2004 г., второй-с соблюдением инструментария исследования в марте 2005 г.

Один из наиболее надежных показателей читательской активности является время, отводимое чтению. Со второй половины 80-х годов начинается снижение и значения, и продолжительности досуга вследствие интенсификации труда, увеличение общей трудовой нагрузки, ряда других изменений, происходящих в обществе. Высокий уровень конкуренции, неадекватно низкая заработная плата специалистов во многих общественных сферах, необходимость в связи с этим быть занятым на нескольких работах оставляют не так много времени на досуговые занятия. В связи с этим особую значимость приобретают организация и проведение досуга населения. Результаты исследования населения г. Улан-Удэ, проведенного по заказу Министерства культуры Республики Бурятия, обозначали, что чтение периодики и художественной литературы значительно сместились с первых позиций, хотя и входят в десятку лидеров в ежедневных занятиях горожан.

Однако чтение - не обязательно досуговое занятие, оно может быть связано с повышением квалификации, переобучением, выполнением практических, повседневных занятий. И это подчас становится основным мотивом чтения. Все больше людей читает для того, чтобы получить информацию, для самообразования, получения конкретных сведений и прочее. В то же время у многих чтение на досуге становится более легким, развлекательным, рассматривается как средство приятного отдыха, не требующее усилий и размышлений, не предполагающее нравственных и духовных исканий. Таким образом, постепенно уходит «чтение для души», что особенно проявляется в падении интереса к классической литературе, способной приобщить к несуетным размышлениям о душе, о сокровенных чувствах, к глубоким размышлениям о человеке, жизни, о себе, привить любовь к слову, воспитать человека культуры, патриота и гражданина, поскольку настоящая, подлинная литература-это всегда способ саморефлексии нации, попытка понять, что происходит с ней, со страной в целом.

Безусловно, чтение- только средство в сложном деле возрождения российской духовности. Но именно чтение способно развить человека всесторонне и заложить в нем творческий потенциал и желание понять себя. Особое значение в приобщении к чтению должно придаваться детскому возрасту, ибо сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Приобщение е регулярному чтению в раннем детстве расширяет кругозор ребенка, становится стимулом для воспитания души, развивает эмоциональную сферу его психики, воспитывает доброту, терпение, понимание, умение слушать сердцем другого человека.

К сожалению, в ходе исследования было выявлено, что детская литература наряду с краеведческой, пользуется наименьшим читательским спросом. Тиражи детской и развивающей литературы по сравнению с советским периодом заметно сократились, и одной из проблем книгоиздания для детей и подростков стал тот факт, что предлагается мало хорошей литературы. Для издательств сегодня выгоднее издать детектив-бестселлер с высоким уровнем продаж и возможностью получения прибыли. В связи с этим сегодня выходит много книг, в которых юным читателям навязывается чуждая мораль, недостойный пример поведения.

Тем не менее, как отмечают исследователи проблем детского чтения, в последние годы выпуск литературы для детей значительно увеличивается, качество издаваемых книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится их оформление. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению со многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни значительной части населения вызывают сокращение возможностей приобретения книг, в частности детских.

При этом, несмотря на дороговизну не только детских, но и других современных изданий, в поисках литературы большая часть респондентов отправляется «в книжные магазины, лавки»-56,7%; 2в крупные библиотеки города»-25,1%; «библиотеки по месту жительства»-19,5% от числа опрошенных. Среди других мест поиска респондентами были обозначены позиции: «друзья»-28,4%, «где-то еще»-7,1%. Полученные результаты подтверждают данные и других исследователей, доказывающих, что приобретение книг и одалживание у друзей-сегодня самые распространенные способы знакомства с издательскими новинками. Среди причин, обусловливающих такое положение, могут быть названы неэффективное обеспечение библиотек новинками литературы, а также значительное вложение средств в рекламную деятельность издательств. Библиотекам же, которые помимо собственно литературы способны предоставить читателю массу дополнительно и информации и услуг, попросту не на что себя рекламировать. И все же в этих сложных условиях библиотеки прилагают немало усилий для повышения престижа чтения в обществе, привлечения внимания к своей деятельности, поднятия авторитета в глазах общественности и местной власти, решения материальных проблем.

Однако проблема эта выходит за пределы возможностей библиотек. В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию населения посредством чтения необходима целенаправленная программа действий, объединяющая усилия органов государственной власти, издательств, средств массовой информации, общественных организаций, благотворительных фондов, промышленных и финансовых структур, а также всех тех, кто разделяет тревогу общественности за состояние книги и чтения. Понятно, что реализация такой программы потребует тщательнейшей проработки всех технических и финансовых вопросов, но именно здесь находится сфера, где «инвестиции» станут шагом в стабильное цивилизованное будущее.

Заключение

В заключении мы можем сказать, что в ХХ веке были времена, когда книги читали все. В начале ХХ века большинство людей было неграмотным, но предвоенные годы начали появляться первые публичные библиотеки в городах и селах. С увеличением числа библиотек в послевоенное время, увеличились число книг и соответственно читателей в СССР. (1945-1990 гг.). В общем, до распада СССР, наша страна считалась самой читающей в мире. Это вызвано тем, что в нашу страну все самое современное приходило чуть позже(радио, телевидение, компьютеры и т.д.).Правда опять же, стоит и отметить, то что эти годы характеризовались как «авторитарное правление»,т.е властью одного. И естественно читатель был ограничен в своем выборе чтения. Так как идеологию правящего правительства навязывали еще и с помощью библиотек. А после распада СССР в нашей стране люди стали значительно меньше читать, особенно молодежь. Постоянно читают в нашей стране люди пенсионного возраста и учащиеся. Также немало важно и отметить тот факт, что после распада СССР в нашей стране появилось очень много литературы нацеленную, по принципу быстрой окупаемости. Мы бы ее назвали «литературой низкого жанра». Под этой литературой мы к примеру подразумеваем журналы типа «Максим». В общем, эта та литература, которая не имеет какой либо культурной ценности для общества в целом и она легка в восприятий для людей. Этой тенденции способствовало то, что в 90-е годы начался в стране хаос, т. е экономический и политический кризис и людям было не до чтения. Вторая-это то, что открылся занавес и в нашу страну из-за границы начались ввозиться все самое новое и современное. К примеру, многим людям телевизор, компьютер, Интернет и прочие подобные средства связи, досуга заменили книгу, журналы. В общем, у книг появилась «ленивая» замена в виде телевизора, компьютера, что способствовало тому, что людей в библиотеках стало меньше, к сожалению, их количество сокращается со временем. Но они всегда есть. Сегодняшние постоянные читатели- это школьники, студенты, научные работники, преподаватели в общем те кто в большей степени вынужден ходить туда. Немаловажно отметить и то что у людей всегда остаются востребована художественная литература, а в частности чтение романов - это больше присуще женскому полу и детективов - это больше присуще мужскому полу. Современные библиотеки оснащаются электронной техникой, имеется Интернет, доступ к литературе очень широк, что привлекает массу читателей. Библиотека всегда останется необходимой и нужной для читателей.

В заключение мы хотим лишь вам сказать о том, что данная тематика крайне мало исследуется учеными, поэтому информации крайне мало. Но все же есть темы, которые всегда востребованы у читателей в любое время, при любой власти. Они зависят от возраста читающего. Мы также вместе со своим научным руководителем считаем, что мою тему можно изучать бесконечно, до тех пор, пока живо человечество.

Библиографический список

1.Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследов. Чтения и читательский интерес.-М.: Книга, 1973

2. Дайновская С.Е. Ещё раз о домашней библиотеке.// Кн. Обозрение.1982. №52.

3.Культурная деятельность: Опыт социологии. Исследований-М.: Наука.1981.

4. Свободное время и духовное богатстве личности.- Минск: Наука и техника, 1983

5. Хансен Х. Домашние библиотеки в городе и деревне //Город как среда жизнедеятельности человека. Вып.2 Вильнюс. 1981

6.Шереги Ф.Э. Структур читательских предпочтений// Социол. исслед.1986. №3

7.Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации.-Л: Наука, 1977

8.Чтение в России -2008. Тенденции и проблемы.- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.- 80с.

9. Читающий мир и мир чтения.-М.: Рудомино,2003

10. Книга и чтение в системе ценностей общества ХХI века.-Улан-Удэ,2007.-168с.

11.Читающая Хакасия.-2007.сборник материалов/»Национальная библиотека им Н.Т.Доможакова;сост.С.И.Рубанова.-Абакан,2008.-62с.

12.Читали,читаем и будем читать. Исследования и анализ отношения к книге и чтению пользователей библиотек /НБО;НГОНБ.- Новосибирск; изд-во НСОАБ,2006.-100 с.

13.Чтение и время: Меняющийся мир- меняющийся читатель-меняющаяся библиотека: матер.межрегио. Науч- практ. конф.- Брянск.

14.Чтение в библиотеках России; информационное издание/РНБ- сост Л.В. Глухова.-С.П-б;изд-во РНБ.ОП,2002.-88с.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.