РУБРИКИ

Русская культура ХIX-начала ХХ века

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Русская культура ХIX-начала ХХ века

Русская культура ХIX-начала ХХ века

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХIX-НАЧАЛА ХХ ВЕКА

XIX век - это особый период в развитии России, когда завершается формирование русской национальной культуры. Национальная культура - это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Важнейшим фактором становления русской национальной культуры был патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года.

Своеобразие культуры России рассматриваемого периода определяются характером экономического и политического развития страны. В результате петровских времен в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии. Осуществленная в начале XIX века Александром I министерская реформа и образование Государственного Совета завершили оформление органов центрального управления, просуществовавших до 1917 года. После отмены крепостного права в 1861 году Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Однако политический строй Российской империи был пронизан крепостничеством.

Консервативный политический строй России, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. Тем не менее Россия сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла огромный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Передовая западноевропейская общественная мысль оказывала значительное влияние на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая влияние на развитие иных культур.

В формировании русской национальной культуры всё более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей привилегированных сословий - духовенства и дворян. В первой половине XVIII века появляются интеллигенты - разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, художники, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII - первой половине XIX века ведущая роль принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX века - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX века как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется в том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

XIX век вошел в историю как период быстрого развития просвещения. Энергичные шаги в сфере образования были предприняты в начале XIX века. Наряду с Московским университетом были открыты Харьковский, Казанский, Виленский, Дерптский университеты, Петербургский главный педагогический институт (в 1819 году преобразован в университет). Университетский Устав 1804 года предоставил автономию университетам, они стали центрами подготовки педагогических кадров. В 1811 году в Царском Селе был открыт Лицей - привилегированное закрытое учебное заведение для дворян. Среди его первых выпускников были А. С. Пушкин, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков. Лицеи появились в Ярославле, Нежине, Одессе.

В начале XIX века была перестроена система народного образования. В основу преобразований легло принятое в 1803 году «Положение об устройстве учебных заведений»: церковно-приходские училища, уездные училища для горожан, купцов, мещан, гимназии в губернских городах для дворян. Предполагалось открыть гимназию в каждом губернском городе, но это было сделано далеко не сразу. Существенно отставало развитие начального народного образования, не было общей системы его. Значительная часть городского населения была грамотной, среди крестьян грамотность составляла около 5%.

В начале века состав учащихся был достаточно демократичен. Дворянство, привыкшее пользоваться услугами частных учителей - иностранцев, неохотно отдавало своих детей в казенные учебные заведения, поэтому в них принимались дети разночинцев и даже крестьян. Однако со временем под давлением правительства, ввиду отсутствия вольных учителей и необходимости получения дипломов для службы, дворяне активно стали отдавать детей в гимназии. Николай I сделал учебные заведения чисто сословными. Устав учебных заведений 1828 года усиливал принцип сословности в образовании: крестьяне не допускались выше уездных училищ. Уничтожалась преемственность между низшей, средней и высшей школой. Однако постоянно росла потребность в распространении грамотности. С 30-х годов различные ведомства открывали свои начальные школы, и к 50-м годам их стало уже около 30 тысяч.

Охранительное направление в деле народного просвещения, принятое с самого начала царствования Николая I, энергично и настойчиво проводил С. С. Уваров. Будучи министром народного просвещения, он разработал теорию “официальной народности“. Уваров предложил основывать воспитание юношества на трех “истинно русских охранительных” началах - православии, самодержавии, народности. Теория Уварова привлекла Николая I тем, что обещала избавить Россию от потрясений благодаря господствующему в ней самобытному порядку вещей. Формула Уварова стала краеугольным камнем государственной идеологии николаевского царствования.

В 1835 году университеты получили новый устав, который лишил их автономии. Учебные программы были сокращены, существенно повышена плата за обучение. После 1848 года светским профессорам было запрещено преподавать философию, численность студентов строго ограничивалась. Вместе с тем, учитывая растущую потребность общества в специалистах, значительное внимание уделялось развитию технического образования. В 20-40-е годы были открыты: Практический технологический институт в Петербурге, Московское ремесленное училище (в настоящее время - Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) и ряд других технических учебных заведений.

Принципиальные по содержанию реформы образования произошли при Александре II в 60-е годы XIX века. Был создан новый тип светской начальной школы - земские училища: их учебные программы и преподавательский состав (земские учителя) выгодно отличались от казенных и церковно-приходских школ. Новый устав гимназий разделил средние учебные заведения - гимназии - на классические и реальные. В гимназии принимались дети лиц всех сословий и вероисповеданий, но вводилась очень высокая плата за обучение. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли, там усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения.

В 1858 году появились женские гимназии. Поступать женщинам в университет было запрещено. Их допускали туда на правах вольных слушательниц на рубеже 70-80-х годов. В 70-е годы на частные средства были организованы высшие женские курсы с университетской программой (Бестужевские курсы) в Москве, в Петербурге, Казани, Киеве. Университетский устав 1863 года восстановил автономию вузов, который, однако, вновь был отменен в 1884 году.

При Александре III правительство стремилось ограничить допуск в гимназии выходцам из простого народа. В 1887 году был издан печально известный циркуляр министерства народного просвещения “о кухаркиных детях”, по которому не рекомендовалось принимать в гимназии “детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п. “. Резкое ограничение права на получение среднего образования было попыткой возрождения сословной школы.

Несмотря на неблагоприятные условия в связи с правительственной политикой, можно констатировать общий прогресс в области народного просвещения во второй половине XIX века. Если в 1860 году грамотность населения России составляла 6% , то в 1897 году - 21%. С 60-х годов до середины 90-х годов число учащихся в мужских средних учебных заведениях выросло в шесть раз и составило более 150 тысяч. В женских гимназиях, институтах и епархиальных училищах обучалось 75 тысяч человек. Это был значительный шаг вперед. Если в 50-е годы было 14 высших учебных заведений, то к концу века - 63. Во второй половине XIX века вузы России закончило около 30 тысяч студентов.

Успехи России в области образования сопровождались важными достижениями в науке и технике. Многие открытия российских ученых имели мировое значение.

Таблица:

Важнейшие достижения отечественной науки в XIX веке

Ученый

Область науки

Достижения

Изобретения

Открытия

Н.И. Лобачевский

(1792-1856)

Математика

Создание неевклидовой геометрии.

П.Л. Чебышев

(1821-1894)

Разработки в области теории чисел, теории вероятностей, математическом анализе.

А.М. Ляпунов

Исследование дифференциальных уравнений.

В.В. Петров

(1761-1834)

Физика

Исследование электрической дуги и электрического разряда в разреженном газе; возможности их практического применения для сварки и плавления металлов и при освещении.

Б.С. Якоби

(1801-1874)

Исследования в области создания электрических машин, телеграфа, электрохимии; открытие метода гальванопластики.

А.Г. Столетов

(1839-1869)

Исследования по теории магнетизма и электричества; открытие первого закона фотоэффекта.

П.Н. Яблочков

(1847-1894)

Создание дуговой лампы без регулятора (свеча Яблочкова), с 1876 года применявшейся для освещения улиц.

А.Н. Лодыгин

(1847-1923)

Создание лампы накаливания.

А.С. Попов

(1859-1905)

Изобретение радиотелеграфа.

Н.Н Зинин

(1812-1886)

Химия

Синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности.

Д.И. Менделеев

(1834-1907)

Открытие периодического

закона химических элементов.

А.М. Бутлеров

(1828-1886)

Создание теории химического строения органических тел.

Н.И. Пирогов

(1810-1881)

Медицина

Основоположник военно-полевой хирургии; впервые применил эфирный наркоз.

И.М. Сеченов

(1829-1905)

Физиология

Труды “Рефлексы головного мозга”, “Физиология нервной системы” заложили основы отечественной физиологии.

И.И. Мечников

(1840-1901)

Биология

Открытие явления фагоцитоза (способности защитных свойств организма); создание основ учения об иммунитете.

К.А. Тимирязев

(1843-1920)

Исследование процесса фотосинтеза; основатель русской научной школы физиологии растений.

П.П. Аносов

(1799-1851)

А.Ф. Можайский

(1825-1890)

Техническая мысль

Разработка методов производства высококачественной стали; положил начало микроанализу металлов.

Построил, испытал, запатентовал первый в мире самолет (1881).

Н. Е. Жуковский (1847-1921)

Автор трудов по теории авиации; основоположник современной аэродинамики.

Н. Е. Циолковский(1857-1935)

Построил простейшую аэродинамическую трубу; заложил основы теории ракетного движения.

Ф. Ф. Лисянский (1773-1837),

И. Ф. Крузеншерн (1779-1846)

География

В1803-1806 гг. совершили первое в истории российской науки кругосветное путешествие.

Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852), М.П.Лазарев(1788-1851)

В1819-1821 гг. совершили экспедицию к Южному полюсу; открыли Антарктиду.

Ф.П.Литке(1797-1882)

Исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки; основал Русское географическое общество.

Г.И. Невельской (1813-1876)

В ходе Амурской экспедиции открыл устье Амура; доказал, что Сахалин - это остров.

П.П. Семенов - Тян-Шанский (1827-1914)

Совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань.

Н.М. Пржевальский (1839-1888)

Исследование трудно доступных районов Центральной Азии (Монголия, Северный Тибет, Тянь-Шань).

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888)

Этнография

Изучение быта, хозяйства и культуры народов Океании.

В XIX веке происходит становление отечественной исторической науки. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), выполняя поручение Александра I, написал двенадцатитомную «Историю Государства Российского», которая стала первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовалась огромным успехом. В трактовке Карамзина личность монарха определяет собой исторический процесс. Придавая чрезмерное значение роли отдельной личности в истории, Карамзин почти совсем не уделил внимания ни социальному, ни экономическому развитию общества.

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) был крупнейшим представителем государственной школы в исторической науке. Его труд «История России с древнейших времен» в 29 томах по обилию включенного в нее фактического материала сохранил свое значение до наших дней. Ученик Соловьева, Василий Осипович Ключевский (1814-1811), расширил тематику исследований. Он проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам. «Курс русской истории» и другие его произведения посвящены общим вопросам русской истории, вопросам крестьянства, проблемам возникновения и отмены крепостного права.

XIX век - это период бурного развития литературы, поиска новых художественных направлений. В художественном сознании первых десятилетий XIX века происходил постепенный отход от норм просветительской идеологии, лежащей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не только долг становится побудительным источником его поступков.

Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX века - романтизм. В России он складывается в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года и формирующейся дворянской революционности. Как уже отмечалось, возникновение романтизма во многом связано с утратой целостности, исторического оптимизма. Четкие, ясные идеалы классицизма перестали удовлетворять. Романтизм складывался в тех странах, где ощущалось влияние идей французской революции. Для России пример Франции имел решающее значение. Переживание опыта французской революции - целая эпоха в «умственном развитии» страны. Русский романтизм решал и свои художественные задачи, и задачи позднего Просвещения, довыполнял функции тех эпох, которые в России не состоялись, в частности, Ренессанса.

Романтизм не мог опереться в России на социально независимую личность. Романтический идеал в России был окрашен не столько в тона индивидуализма, сколько в веру общего усовершенствования. В этом он не противоречил идеалу Просвещения. Романтизм опирался на небольшую часть дворянства, он складывался в той же среде, что и позднее просветительство. Это была среда, ощущающая вопросы времени и ищущая на них ответы. В этом аспекте ярким проявлением романтизма в идеологии и политике можно считать движение декабристов.

В центре художественной культуры романтизма находился идеал личности, одаренной универсально, способной выразить свой духовный и поэтический мир в разных областях культуры. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии «душу и сердце», составили «целый период нравственного развития нашего общества», как писал В.Г. Белинский. Развитие лирики от элегически-мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы «за угнетенную свободу человека» было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. Романтизм обогатил русскую поэзию новыми темами, настроениями, высокими идеалами свободы и борьбы за духовное освобождение личности.

В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. Они познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В.А. Жуковский, например, был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера.

В конце первой трети XIX века развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение особенно связано с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.В. Гоголя. В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) огромна. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом. Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 года разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобрело ярко выраженный социальный характер. Его роман «Герой нашего времени», сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений критического реализма.

Обличительные тенденции, присущие критическому реализму, получили развитие в творчестве Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). «Мертвые души» - одно из ярких реалистических изображений крепостнической действительности. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей второй половины XIX века. Это период расцвета русского критического реализма, литература этого периода представляет «яркое созвездие великих имен» - И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой и другие. Русская литература XIX века затрагивала самые животрепещущие, самые глубинные темы. Писатели в своих произведениях давали ответы на самые жгучие вопросы жизни. Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, сопричастность общественной жизни - её характерная черта. Литература становится в XIX веке ведущей областью русской культуры.

Вместе с литературой развивался и русский театр. Главная заслуга утверждения реализма на русской сцене принадлежала Михаилу Семеновичу Щепкину (1788-1863). «Он создал правду на русской сцене, - писал о нем Герцен, - он первый стал не театрален на театре». Метод игры Щепкина явился основой сценической школы реалистического актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.

Переломной для русского театра стала вторая половина XIX века, важное место в его репертуаре занимали пьесы отечественных авторов, и, в первую очередь, великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1828-1886). Это была эпоха Н.А. Островского. Почти 30 лет ежегодно ставились его новые пьесы. Главными драматическими театрами являлись: Малый театр в Москве (открыт в 1824 году) и Александринский театр в Петербурге (открыт в 1832 году). В 60-70-х гг. основу репертуара Малого театра составляли пьесы Островского. В 80-90-е гг. в репертуар русских театров стали входить пьесы Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова. На сцене Малого театра блистали Пров Михайлович Садовский (1818-1872), благодаря которому сохранялись и развивались традиции Щепкина, Мария Николаевна Ермолова (1853-1928), в Александринском театре - Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903).

В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857). С его именем связано возникновение музыкальной классики, национальной школы в русской музыке. Глинка - родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Создав национальную русскую оперу, симфонию, романс, классические образцы камерно-инструментальной музыки, он заложил основу для дальнейшего развития музыкального искусства. Глинка создал гениальные оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Реализм и народность утверждало также творчество Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869) - опера «Русалка» и многочисленные камерные произведения.

В 50-60 годы XIX века окончательно складывается русская национальная школа в музыке, продолжавшая развивать традиции М.Н. Глинки. Реализм, демократизм, гражданственность, высокие общественные идеалы - таковы принципы русской музыкальной школы. Наиболее полно их воплотила «Могучая кучка» - группа, объединившая передовую музыкальную интеллигенцию. В нее входили: глава кружка М.А. Балакирев (1837-1910), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.И, Мусоргский (1839-1881), П.А. Бородин (1833-1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). Одной из основных черт музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер.

Особое место в истории русской и мировой музыки занимает Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Он автор девяти опер, среди которых лирические «Евгений Онегин» и «Иоланта», музыкальная драма «Мазепа», гениальная музыкальная трагедия «Пиковая дама». Широко известны балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Вершиной музыкальной культуры стала симфоническая музыка П. И. Чайковского. Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.

В русской живописи в начале XIX в. господствует классицизм с его мифологическими и библейскими сюжетами. Вместе с тем в изобразительное искусство проникает романтизм с присущим ему интересом к личности, внутреннему миру человека. Это обусловило развитие портретного жанра. Одним из ярких представителей романтизма был Орест Адамович Кипренский (1782-1836), который создал замечательную галерею портретов (Жуковского, Давыдова, Пушкина и других современников). Карл Павлович Брюллов (1799-1852) работал в рамках классицизма, но он внес в живопись русского классицизма новые романтические черты. Национальным своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый трагический налет. В картине Брюллова «Последний день Помпеи» впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя и в идеализированном виде.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) - крупнейший художник XIX века, в творчестве которого было сильно философское, религиозно-нравственное начало. Главным делом всей его жизни стало монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым он работал около 20 лет. Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим.

Новые реалистические тенденции в живописи проявились в рождении бытового жанра. Картины Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847) были открытием в русской живописи 20-х годов; он одним из первых русских художников обратился к изображению простых людей и теме сельского быта. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где показывались конфликты, критиковались отдельные стороны общественной жизни. Многие его произведения носят комедийно-сатирический характер («Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др.).

Во второй половине XIX века завершается процесс формирования русской национальной школы в изобразительном искусстве. Ведущим направлением в русском искусстве является передвижничество. В 1870 году по инициативе Ивана Николаевича Крамского (1837-1887) и ряда других художников было основано «Товарищество передвижных художественных выставок», которое регулярно проводило выставки художников в различных городах России. В своем творчестве передвижники исходили из таких программных положений, как: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. В социально - бытовом жанре работали В.Г. Перов, Н.Я. Ярошенко, В.Е. Маковский и другие художники. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н.А. Ярошенко - «Курсистка», «Студент», «Кочегар»).

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т.п. Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность (В.Г. Перов, И.Н. Крамской). При обращении художников-передвижников к исторической тематике в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.).

Расцвет живописи передвижников связан с именем Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Он работал в социально-бытовом жанре («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), обращался к исторической тематике («Иван Грозный и сын его Иван»). Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию замечательных по точности характеристики портретов современников (Мусоргского, Стрепетовой и др.).

В архитектуре в начале XIX века продолжалось развитие классицизма в его завершающей стадии - ампир (от французского Empire - империя). Ампир нашел свое воплощение в монументальных архитектурных сооружениях Москвы и Петербурга. Архитектура русского ампира связана с именами Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811) - Адмиралтейство; Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814) - Казанский собор; Карла Ивановича Росси (1775-1849) - Александрийский театр, Михайловский дворец, здание Сената, Синода и др.

В 30-е годы наметились признаки распада художественной системы классицизма. По прямому указу Николая I был создан «русско-византийский» стиль, ставший воплощением в архитектуре идей «православия, самодержавия, народности». Создателем его был Константин Андреевич Тон (1794-1881) - автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

Во второй половине XIX века в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов. В архитектуре формируется «национальный» стиль в духе традиционного русского зодчества (например, В.О. Шервуд - здание Исторического музея в Москве). Вместе с тем при постройке тех или иных зданий использовались черты готического стиля, Ренессанса, других исторических эпох. Соответственно данный период и в европейской, и в русской архитектуре получил название «эклектики» (от греческого - выбираю). Хотя принцип «умного выбора», основополагающий - в период эклектики, быстро показал свою несостоятельность, решение проблемы нового стиля затягивалось.

В конце XIX - начале ХХ веков политическая, общественная, художественная жизнь России развивалась крайне напряженно. Рубеж столетий - время значительных перемен в общеевропейском масштабе. Но в России эта новая стадия социокультурного развития отличалась стремительной динамикой и драматизмом. В течение примерно четверти века радикально изменились все стороны жизни России - экономика, политика, наука, технология. Чрезвычайная интенсивность отличала и развитие культуры. Здесь новое и старое тесно переплетались, что позволило назвать период рубежа веков эпохой концов и начал. Культура 1890-х годов - первых десятилетий ХХ века отразила сложность и противоречивость эпохи, перемены в духовном состоянии общества. В среде деятелей культуры характерным становится осознание «переходности», «рубежности» времени, переживаемой Россией, ожидание грядущих перемен. Все сферы культуры проникаются духом беспокойных исканий.

Особенно активно эти поиски шли в философии, литературе, искусстве. Именно на данный период приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. Искания путей развития для России и мира в целом приводили русских философов к идеям «нового религиозного сознания». Критикуя историческое христианство, русские мыслители обосновывали мысль о том, что обновленная религия должна стать главным фактором в нравственном преобразовании человека и общества. Философские концепции Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900), Николая Федоровича Федорова (1829-1903), Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865-1941) и др. оказали серьезное влияние на художественную культуру эпохи. Во многом благодаря этому рубеж столетий в России отмечен необычайным взлетом духовной культуры, а философ Н.А. Бердяев назвал позднее этот период «русским духовным ренессансом».

В 30-х годах ХХ в. в рядах русской эмиграции возникла еще одна характеристика рассматриваемого периода - «серебряный век». Первоначально данное понятие использовалось для характеристики поэзии начала века, но в дальнейшем его стали относить к той части русской художественной культуры конца XIX - начала ХХ века, которая была связана с новыми течениями (символизм, акмеизм, футуризм).

Следует отметить, что в художественной жизни начала ХХ столетия продолжали жить многие идеалы XIX века, в частности реализма, делавшего художника, писателя исследователем, а зрителя, читателя - как бы непосредственным свидетелем. Успешно развивается творчество великих мастеров классического русского реализма (И.Е. Репин, В.И. Суриков) и их последователей, младших современников (А.Е. Архипов, С.В. Иванов, Н.А. Касаткин и др.). Реализм продолжает оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. В эти годы еще жил и работал Л.Н. Толстой, свои лучшие произведения создавал Антон Павлович Чехов (1860-1904). Выдающимися представителями реалистической литературы ХХ века являлись Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), Александр Иванович Куприн (1870-1938), Максим Горький (1868-1936) и др. Вместе с тем реализм начинал взаимодействовать с новыми течениями в литературе и искусстве; в нем появлялись новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни (темы и герои), возрастает интенсивность выражения в художественном произведении авторских эмоций.

Одновременно с дальнейшим развитием реализма в начале ХХ в. формируется и другое кардинальное направление художественной культуры - модернизм. Понятием «модернизм» (фр. moderne - новейший, современный) обозначают художественно-эстетическую систему, сложившуюся в первые десятилетия ХХ в. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, общим для которых является отрицание предшествующей культурной традиции - прежде всего реализма. Соответственно с появлением и развитием модернизма происходит его размежевание с реализмом.

Первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России, считается символизм. Символизм сформировался в русской культуре в начале 90-х годов XIX в. и получил преобладающее развитие в первом десятилетии ХХ в. К этому времени относится появление манифестов, излагавших эстетические принципы нового течения. В 1892 г. Д.С. Мережковский выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В преобладании реализма он усматривал причину упадка литературы, будущее ее связывал с «божественным идеализмом», провозгласив «мистическое содержание», «символы» и «расширение художественной впечатлительности» основой нового искусства.

Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов как Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924), Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942), Федор Сологуб (1863-1927), Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945), Александр Александрович Блок (1880-1921), Андрей Белый (1880-1934) и др. Поэты создавали свои теории символизма, между ними шли жаркие споры, но общим было открытие в художественном творчестве тайн мира, поклонение интуиции как способу постижения духовных сущностей.

Хотя истоки русского символизма можно усматривать в его включенности, взаимодействии с европейской литературой и философией, данное художественное течение обрело в России настоящее национальное своеобразие. Значительное воздействие на русский символизм оказало творчество поэта и философа Владимира Соловьева. Русскими символистами была принята его мысль об искусстве, исцеляющем человечество. Понимание искусства как «жизнетворчества», общекультурного созидания объединяло В. Брюсова, К. Бальмонта, А Белло, Вяч. Иванова и др. в решении великой и практически неосуществимой задачи - «создании вселенского духовного организма». Символизм обратил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.

В отличие от русского литературного символизма, говорить о символизме как о течении русской живописи довольно сложно. Хотя можно назвать отдельных художников-символистов, у некоторых это был лишь этап в их творчестве. Гениальные образы-символы создавал Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Тенденции символизма в изобразительном искусстве развивали члены художественного объединения «Голубая роза» (1907) - П.В. Кузнецов (1878-1968), М.С. Сарьян (1880-1972). Влияние символизма испытали Николай Константинович Рерих (1874-1974), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) и некоторые другие художники. В музыкальном искусстве символизм проявил себя наиболее ярко в творчестве Сергея Владимировича Рахманинова (1873-1943) и Александра Николаевича Скрябина (1871-1915). Последний стремился создать симфоническую мистерию, под звуки которой проснутся высшие устремления людей к всеобъемлющей любви. Но композитор не успел сделать это, однако завершенная им «Поэма экстаза» должна была пробудить и пробуждает страстно-напряженное волнение, предчувствие духовного перелома.

В начале 1910-х годов возникло течение акмеизм (греч. «акме» - цветущая пора). Поэтами-акмеистами были Николай Степанович Гумилев (1886-1921), Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967), Анна Андреевна Ахматова (1889-1966), Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) и др. Свою цель акмеисты видели в преодолении символизма с его иррационализмом и мистикой. С этой целью они провозглашали обращение поэзии к человеку, «подлинности» его чувств, предметности реального мира, при этом поэтизировался мир первозданных эмоций, первобытно-биологическое природное начало. Акмеисты выступали против неопределенности смысла символической поэзии, за «прекрасную ясность» («кларизм»), за «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь» («адамизм»). Кроме великих поэтов акмеизм породил поэзию, которая несла на себе печать холодного рационализма, нарочитой изысканности, элитарности.

Одновременно с акмеизмом возник футуризм (латин. futurum - будущее). Как и символизм, футуризм был общеевропейским модернистским течением, которое впервые заявило о себе в Италии, но практически в то же время складывается в России. Подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден, порой противоречив. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм Игоря Северянина (1887-1941). В группе футуристов под названием «центрифуга» начинали свой творческий путь поэты Н.Н. Асеев и Б.Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием «Пощечина общественному вкусу» они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности». Поэты-футуристы осуществляли эксперименты с семантикой и фонетикой слов, часто заканчивавшиеся разрушением их всякого смыслового значения. Вместе с тем поиски в области слова Велемира Хлебникова (1885-1922) и некоторых других футуристов благотворно сказались на русской поэзии.

Литературный футуризм был тесно связан с авангардными группировками русских художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере большинство футуристов совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский и др.). С другой стороны, в футуристических альманахах участвовали художники, позже добившейся мировой славы (В. Кандинский, К. Малевич). Футуризм по сути можно считать одним из проявлений авангардизма. Термином «авангардизм» (фр. avant-garde - передовой отряд) обозначают различные течения ХХ века, являющиеся крайним выражением модернизма. Для авангардизма характерна предельная степень отрицания предшествующей культурной традиции. Авангардизм выступал в роли экспериментальной площадки, на которой апробировались новые эстетические представления.

Русский авангард занимает особое место в истории художественной культуры ХХ столетия. Русские авангардисты сделали так, что «центр тяжести по искусству переместился в Россию» (П. Филонов). Именно русские отважились на принципиальный переворот в самой концепции искусства. В авангардизме нашли выражение творческие искания Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Павла Николаевича Филонова (1883-1941), Марка Захаровича Шагала (1887-1985), Казимира Севериновича Малевича (1878-1935) и др. Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире воплощение идеи мирового устройства, взаимоотношений человека и Космоса. Авангардисты мечтали о рождении сверхискусства и мира, который будет насыщен только им. Вершиной, пиком развития русского авангардизма явилось рождение абстракционизма (лат. abstractio - отвлечение) - беспредметного, нефигуративного искусства, отказывающегося от изображения предметного мира. Основоположниками абстракционизма считаются В. Кандинский, выпустивший в 1910 г. книгу «О духовном в искусстве», и К. Малевич, создавший концепцию абстрактного искусства - супрематизм (автор знаменитой картины «Черный квадрат», 1913 г.).

Русская культура рубежа столетий и первых десятилетий ХХ века была итогом огромного и сложного пути. Накануне 1917 г. Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня. Но в России всегда существовало несоответствие между богатством культуры и возможностью причастности к нему широких слоев народа. Образовательный уровень большинства населения России (а это было крестьянство) ограничивался начальной школой. Отсутствие в обществе достаточно широкого среднего культурного слоя определило одну из серьезных особенностей культурной ситуации в России начала ХХ в. Она выражалась в существовавшем разрыве между духовным ренессансом и бушевавшей реальностью жизни. Как отмечал Н.А. Бердяев, существовал «разрыв между интересами высшего культурного слоя ренессанса и интересами революционного социального движения в народе и в левой интеллигенции … Жили в разных этажах культуры, почти что в разных веках». Эта особенность общественно-культурной жизни России первых десятилетий ХХ века была одной из причин, определивших отношение к культуре новой власти после октября 1917 г. Как замечает Бердяев, деятели революции «признали деятелей культурного ренессанса своими врагами и низвергли их, уничтожив их творческое дело».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1993. Ч.III.

3. Иванов Вяч. И. Мысли и символизме // Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.

4. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ веков. М., 1993.

5. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. М., 1981.

6. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-XX вв. М., 1996.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.