РУБРИКИ

Современная культура Чувашии

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Современная культура Чувашии

Современная культура Чувашии

25

Московский гуманитарно-экономический институт

Чувашский филиал

Факультет Экономики и управления

Дисциплина Менеджмент

Реферат

на тему:

Современная культура Чувашии

г. Чебоксары

2009г.

Оглавление

Введение

Глава I. Чувашия прошлых веков

1.1 Происхождение чувашского народа

1.2 Язык - болгарское наследие

1.3 История культуры19-20 веков

1.4 Чувашская национальная вышивка

Глава II.Современная культура Чувашии

2.1 Клубно-досуговая деятельность Чувашской Республики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В начале своего реферата я хотела бы обосновать выбор мною данной темы.

Цель работы - изучить прошлую и рассмотреть современную культуру Чувашии.

За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь развития. Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей многовековой истории. Это и материальные памятники, и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура, это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда.

Задачи данной работы:

1. Сопоставить прошлое с настоящим, чтобы лучше понять культуру нашего народа;

2. Рассмотреть происхождение чувашского народа;

3. Изучить вышивку, как одну из самых старинных ремесел народа.

Попробуем разобраться, для чего нам нужно знать историю своего народа.

«…Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Эти слова первого Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова наиболее точно отражают те задачи, которые стоят перед педагогами в области исторического образования.

По моему мнению, история не только открывает человеку окно в мир, она помогает ему понять современность, которую по-настоящему можно оценить только в свете тысячелетий. Человек живет не только в своем «населенном пункте», но во всей стране, и не своим веком только, но всеми столетиями истории.

Истории нет без людей. Чувашская земля родила многих выдающихся людей - героев войны, просветителей, писателей, ученых, космонавтов, артистов и политиков. Об этом мой реферат.

1. Чувашия прошлых веков

1.1 Происхождение чувашского народа

Проблема происхождения чувашского народа стала объектом изучения историков еще в XVIII веке. Затем к исследованиям дореволюционных авторов (Н. Карамзин, А. Фукс, 3. Гомбоц, В. Сбоев, С. Михайлов, Г. Комиссаров и др.) в XX в. добавились труды выдающегося тюрколога Н. И. Ашмарина, археолога А.П. Смирнова,исследования историков В.Д. Димитриева, В.Ф. Каховского, этнографа П.В. Денисова, языковедов В.Г. Егорова, М.Р. Федотова, Б.А. Серебренникова, Н.И. Егорова, искусствоведа А.А. Трофимова и др. История чувашей рассматривалась во многих работах уфимских (Р.Г. Кузеев, Н.А. Махитов и др.) и казанских (А.X. Халиков, Р.Г. Фахрутдинов, Г.В. Юсупов, М.3. Закиев, Ф.С. Хакимзянов, Д.М. Исхаков и др.) ученых. В изучении этногенетических проблем чувашей значительный вклад внесли венгерские (Д. Мессарош, А. Рона-Таш и др.) и болгарские (И. Коев, П. Добрев и др.) исследователи.

В разное время были выдвинуты самые различные гипотезы происхождения чувашей. Одни (А.А. Фукс, П. Хунфаль-ви) считали, что их предками являются хазары, другие (А. Риттих, В. Сбоев) -- буртасы, третьи (В.В. Бартольд) -- гунны, четвертые (Н.М. Карамзин, А. И. Фирсов) -- финно-угры, пятые (М.Г. Худяков) -- древние авары, шестые (В.Н. Татищев, Н.И. Ашмарин, 3. Гомбоц) -- волжские болгары, седьмые (Н. Марр) -- шумеры и т.д.

Мысль о родстве чувашей с волжскими болгарами впервые была высказана В.Н. Татищевым еще в первой половине XVIII в. Он писал: «Вниз по Каме жили биляры и чалматы... Ныне остатки их -- чуваши, которых и вниз по Волге довольно; сии много язык свой татарским повредили». Научное обоснование эта теория получила в начале XX в. в работе Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши» (1902 г.). С этого времени начались жаркие дискуссии, выходящие далеко за пределы обсуждения собственно проблемы происхождения чувашей и ведущие к выяснению этнического соотношения чувашей и татар. Нельзя не согласиться на этот счет с известным башкирским ученым Р.Г. Кузеевым, который высказался однозначно: «Невозможно считать убедительными появляющиеся иногда попытки интерпретировать этногенез и этническую историю этих народов (чувашей и татар. -- В.И.) вне связи с волхско-булгарским этническим миром».

О сходстве хозяйства, быта и культуры чувашей и болгар свидетельствуют и многочисленные археологические исследования. Первые унаследовали от своих сельских предков типы жилищ, планировку усадьбы, расположение дома внутри усадьбы глухой стеной на улицу, веревочный орнамент для украшения столбов ворот и т.п. Как утверждают специалисты, белая женская одежда, головные уборы (тухья, хушпу, сурбан), украшения (перевязь, накосники), бытовавшие у чувашей до недавнего времени, были распространены среди болгар, включая дунайских. В дохристианской религии чувашей, составляя важнейшую часть этнической специфики духовной культуры, традиционно и стойко сохранялись староболгарские языческие культы, содержащие некоторые черты зороастризма -- религии древних этносов Ирана и Средней Азии.

1.2 Язык - болгарское наследие чувашей

Болгарское наследие у чувашей ученые обнаруживают прежде всего в их языке. Он единственный сохранившийся язык болгарской ветви, отличается от всех других тюркских языков тем, что звуку «з» в них соответствует чувашское «р» (так называемый ротацизм), а звуку "ш" -- звук «л» (ламбдаизм), звуку «к» -- звук «х» и т.д. Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского языка (например, на чувашском хер (девушка) -- общетюркском кыз; на чувашском хел (зима) -- общетюркском кыш; на чувашском хуран (котел) -- общетюркском казан и т.д.).

В развитии болгарской теории происхождения чувашей важную роль сыграло обнаружение чувашских слов в текстах болгарских надгробных надписей XIII--XIV вв., сделанное в XIX в. татарским исследователем X. Фейзхановым, и элементов чувашского языка в древнем славяно-болгарском источнике -- «Именнике болгарских ханов». Известный тюрколог Н.А. Баскаков отмечал: «В современной. тюркологии считается общепризнанным и вполне с убедительной аргументацией доказанным положение о том, что в чисто лингвистическом плане языки древнебулгарский и современный чувашский являются близкородственными по всем уровням: фонетике, грамматике и лексике, образуя в системе тюркских языков единую группу, в то время как татарский и башкирский языки, кып-чакские в своей основе, имеют только некоторые булгарские черты... объясняющиеся не генетическими причинами, а лишь субстратным воздействием булгар на эти языки".

Концепция болгаро-чувашской этнической преемственности, как полагают, находит подтверждение, дальнейшее развитие и конкретизацию в современных исследованиях по археологии, этнографии, лингвистике, фольклору и искусству народов региона. К настоящему времени накоплен и частично опубликован значительный материал, характеризующий основные этапы этногенеза и этнической истории чувашского народа. Большую ценность представляют работы В.Ф. Каховского, В.Д. Димитриева, М.Ф. Федотова и А.А. Трофимова, в которых, в отличие от некоторых других трудов, проблемы чувашской истории, культуры и языка рассматриваются с учетом многих факторов. В последние десятилетия появились крупные исследования чувашских ученых о различных сторонах традиционной культуры народа, хозяйственной деятельности, общественного и семейного быта, особенностях народных знаний и философии, художественного творчества, современных социальных и этнических процессов.

1.3 История культуры 19-20 веков

Во второй половине 19 -- нач. 20 вв. активно развивалась национальная культура чувашей. В 1881 был выпущен первый чувашский букварь. Появились первые национальные поэты и писатели: К.В. Иванов, И.Я. Яковлев, Н.И. Шелеби и др.

Исторические памятники: в Чебоксарах -- Троицкий монастырь (16 в.), Введенский собор (1651), церковь Воздвижения (1702) и Успения (1763) и др.

Одну из основных ролей в этногенезе коренного населения Чувашской Республики сыграли тюркоязычные болгары волжско-камские, заселившие в последней четверти первого тысячелетия до нашей эры эти места, где они смешались с местными финно-угорскими племенами. В XIII - ХIV вв. они переселялись сюда особенно интенсивно, что было связано с разгромом Волжско-Камской Болгарии монголо-татарами. В XV веке земли чувашей были включены в состав Казанского ханства, к этому времени, собственно, и относится завершение формирования чувашской нации.

Чебоксары впервые упоминаются в летописи в 1469 г. В этом году, как указывают русские летописи, в ночь с 19 на 20 мая, здесь отдыхала судовая рать воеводы И.Д. Руна. Она направлялась походом на Казань. После поражения Казанского ханства в войне с московским царем территория нынешней Чувашии отошла в середине XVI века к русскому государству. В XVIII веке после насильственной христианизации территория проживания чувашей вошла в состав Казанской и Симбирской губерний. Иван IV, который был здесь первым из русских царей, решил укрепить его. В 1553 г. сюда был послан наместник с военной командой. В 1555 г. в Чебоксарах была построена крепость. Иван IV повелел освятить это место. В грамоте от 26 мая 1555 г. говорилось, что надо дойти и определить место `где быти святой соборной церкве `Введению Пречистой` и `назнаменовати место, где граду быти`. Деревянные стены Чебоксарского кремля поднялись тогда же, но он в 1704 г. сгорел. В числе, доживших до конца XX в,. стоит на взгорье свидетель образования города-крепости - Введенский собор. Каменными являлись здания церквей и соборов.

В Чебоксарах сохранилось немало памятников архитектуры прошлых веков, которые придают городу индивидуальность и неповторимую красоту. Условно старинную часть его можно разбить на Западный, Восточный косогоры, Центральную часть и Владимирскую горку.

В Чувашской Республике есть достопримечательности: Владимирская горка - это та часть города, которая несколько столетий назад принимала торговые суда, поднимавшиеся по полноводной тогдашней реке Чебоксарке; Западный косогор, там расположен крупный архитектурный ансамбль Троицкого мужского монастыря, центральное, место в котором занимают Троицкий собор, надвратная церковь Федора Стратилата и церковь Толгской божьей матери; на Восточном косогоре, образованном высоким берегом Волги и Чебоксарским заливом, в районе речного порта и улицы Калинина, расположены интересные памятники каменного зодчества древних мастеров. Воскресенская церковь (1758 г.) на ул. Калинина - это здание, в котором представлено самобытное народное искусство старинных мастеров: каменщиков, художников, чеканщиков, кузнецов, резчиков по камню и дереву, золотильщиков, литейщиков. Кроме того, в республике есть Монумент Славы, воздвигнутый в Чебоксарах в связи с 35-летием Победы в Великой Отечественной войне.

В 1781 г. городу был пожалован герб. В современном гербе города, утвержденном в 1969 г. к празднованию 500-летия Чебоксар, использована старинная эмблема герба - пять уток, летящих конвертом. Чтобы войти в искусство чувашского народа, лучше понять всю красочность ее культуры, изучим чувашскую национальную вышивку, как один из основных видов искусств нашего народа.

1.4 Чувашская национальная вышивка

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

Для анализа старинной чувашской вышивки в распоряжении исследователя имеются образцы, относящиеся к 19 и началу 20 вв. Лишь незначительное количество орнаментированных предметов, хранящихся в музейных собраниях, датируется 18 в. Однако даже эти сравнительно поздние образцы указывают на их давнее происхождение и раннее знакомство чуваш с искусством орнаментации тканей.

Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П.С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, наипаче синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».

Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в.

Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П.С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак, простую полынь, с примесью дрока, для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха. Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена. После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки.

Навыки в окрашивании пряжи в дальнейшем развивались и совершенствовались. С появлением полихромной вышивки (19 начало 20 вв.) потребовалось большее количество красителей. Старая чувашская вышивка чрезвычайно разнообразна. Различные виды ее применялись при орнаментации отдельных частей одежды.

Основной принадлежностью старинной чувашской одежды являлась (холщовая рубаха), грудь, подол, рукава, спина которой богато орнаментировались. С вышивки рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато украшенной орнаментом, и следует начать описание чувашской национальной вышивки.

Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся в нескольких экземплярах датируются серединой и концом 18 в.

2. Современная культура Чувашии

Современная Чувашия бережно относится к своей многовековой культурной истории. В городе Чебоксары находятся наиболее значительные музеи: национальный, художественный, литературный музей классика чувашской поэзии К.В. Иванова, музей героя гражданской войны В.И. Чапаева - единственный в России, работают два выставочных зала, музей пива.

Чебоксары - столица культурной жизни Чувашской Республики. Здесь сосредоточены основные учреждения культуры и искусства: 4 библиотечные системы, включающие в себя 28 филиалов. Функционируют 5 крупных государственных театров, 3 концертные организации и филармония.

В городе создана база для получения специального образования в области культуры и искусства - функционируют музыкальное училище им. Ф. Павлова, художественное училище, училище культуры. Кроме того, действует 5 музыкальных, 5 художественных школ и 4 школы искусств, в которых обучаются более 4 тысяч детей.

В 7 дворцах культуры и домах творчества занимаются более 248 творческих коллективов. При управлении культуры администрации города работают два муниципальных коллектива: певческая капелла `Классика` и эстрадно-духовой оркестр.

Много в Чебоксарах достопримечательностей, рожденных как седой старинной, так и сегодняшним днем. Главное украшение города - великолепный залив с роскошными фонтанами и мостами. Перезвоны колоколов Свято-Троицкого монастыря, Введенского, Успенского соборов, церкви Михаила Архангела радуют слух горожан. В городе много памятников выдающимся деятелям культуры и искусства: чувашскому просветителю Ивану Яковлеву, пламенным поэтам - Михаилу Сеспелю, Константину Иванову и др. Немало памятных мест, связанных с историей страны - Монумент Славы, памятники Юрию Гагарину, легендарному герою В.И. Чапаеву.

Чебоксары - город многонациональный, здесь созданы следующие культурные центры: Всетатарский общественный центр, Еврейский культурный центр, Марийский общественно-культурный центр, Мордовский общественно-культурный центр, центр русской культуры, чувашский национальный конгресс.

Чебоксары сегодня - уникальный город, где одинаково интересны история и современность, где культуры русская и чувашская за века тесно переплелись и взаимно обогатились. В современной Республике Чувашии активно развиваются все сферы культуры: национальная литература, музеи, библиотеки и др. Прославилась поэзия и переводы русско-чувашского поэта Г.Н. Айги. Чувашский драматический театр им. К. В. Иванова основан в 1918 в Казани как Чувашский советский передвижной театр, с 1920 в Чебоксарах, с 1933 академический. В 1967 был основан Чувашский университет (более 10 тыс. студентов). В следующем разделе рассмотрим клубно-досуговою деятельность и как развивается Чувашский республиканский Дом народного творчества.

2.1 Клубно-досуговая деятельность Чувашской Республики

Реализация государственной культурной политики, приоритетным направлением которой является достижение современного уровня и эффективности клубно-досуговой деятельности, Министерством культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Чувашским республиканским научно-методическим центром народного творчества и клубными учреждениями Чувашии осуществляется исходя из принципиальной позиции: культура - реальный гуманитарный ресурс и эффективный инструмент социально-экономического развития общества. При этом доминантным целеположением является комплексное решение вопросов обеспечения конституционного права граждан на равенство доступа к культурным ценностям и художественно-эстетическому достоянию.

Клубно-досуговыми учреждениями Чувашии уже не один год ведется системная и последовательная работа по формированию и насыщению современного рынка культурных услуг. Налицо позитивные результаты целенаправленного поиска, определения и апробации новых подходов к финансированию отрасли, перехода от затратного к программно-целевому ее обеспечению. Широкое применение в республике получила практика конкурсного заключения клубными учреждениями и органами власти контрактов на выполнение социально значимых проектов. На этой основе осуществляется организационная и финансовая поддержка культурно-досуговых мероприятий и акций, вошедших в Республиканскую целевую программу «Сохранение и развитие культуры, искусства и кинематографии Чувашской Республики на 2001-2003 г.г. и на период до 2005 года» и аналогичных районных и городских целевых программ.

Результатом применения новых форм и методов распоряжения общественными финансами стало повышение эффективности и максимальная открытость использования бюджетных средств. При этом главным критерием оценки деятельности учреждения культуры, независимо от его типа и функциональных задач, является результативность: актуальность и эффективность выполненной работы, ее востребованность сообществом территории, где расположено учреждение. В этой связи приоритетной становится задача осуществления постоянного и системного мониторинга и анализа социокультурной ситуации и проблематики в клубно-досуговой сфере. Тем более что процесс стабилизации и укрепления финансового ресурса отрасли выдвигает на передний план решение назревших проблем реконструкции и модернизации всей системы клубно-досуговой деятельности в республике.

Опыта развертывания работы в этом направлении в регионах Российской Федерации, к сожалению, еще недостаточно. Потому специалистами отдела программного развития Чувашского республиканского научно-методического центра народного творчества в данном исследовании сделана попытка осмысления ситуации в клубно-досуговой сфере Чувашии и практики внедрения в существующую инфраструктуру новых типов социально-культурных учреждений, а также анализа результатов социологического опроса «Клубно-досуговая деятельность, новые типы КДУ и культурно-досуговые предпочтения населения Чувашской Республики», проведенного в Чебоксарском, Шемуршинском и Моргаушском районах республики.

Чтобы лучше понять, что такое клубно-досуговая деятельность, рассмотрим как пример Дом народного творчества.

Чувашский республиканский Дом народного творчества (с 1979 г.по 2004г.г. - Чувашский республиканский научно-методический центр народного творчества) создан в 1936 г. Постановлением Совета народных комиссаров (тогдашнего Правительства) Чувашской Автономной Республики в целях осуществления единой государственной культурной политики, направленной на сохранение и развитие исконно народных музыкально-исполнительских, танцевальных, декоративно-прикладных традиций, поддержку нарождающегося массового хорового и театрального движения.

На пути становления и развития время выдвигало перед Домом народного творчества разные задачи культурного строительства, которые менялись и трансформировались, а многое осталось в прошлом. Однако неизменным в его деятельности остается главное - информационно-методическое, учебное и организационно - творческое обеспечение клубно-досуговых учреждений и коллективов народного творчества. При этом ДНТ выполнял и выполняет роль объединителя и координатора усилий специалистов отрасли в решении конкретных задач реализации государственной культурной политики в Чувашской Республике.

Существенный вклад в устойчивое развитие в республике клубно-досуговой деятельности и народного творчества внесли талантливые организаторы и творцы, руководившие в разные годы Домом народного творчества - его директора Г.Г. Лисков, В.Т. Ржанов, Т.И. Фандеев, A.M. Михайлов, В.Я. Чернов, Л.П. Никитина, B.C. Бондарев. Сегодняшней системной работой коллектива ДНТ на ниве культуры успешно руководит талантливый организатор социокультурной деятельности А.Н. Сергеев.

Делу приращения культурного достояния Чувашии в числе сотрудников Дома народного творчества много лет успешно и преданно служили видные деятели чувашской культуры - писатели Спиридон Шaпчaк, Александр Кaлкан, Иван Ивник, Юрий Петров, Иван Егоров; музыканты Федор Васильев, Иван Степанов, Николай Эриванов, Борис Михайлов, Георгий Фандеев, Светлана Ермолаева, Геннадий Шуканов; художники Моисей Спиридонов, Никита Сверчков, Нинель Боровая; театральные деятели Петр и Лидия Ванюшины; хореографы Антонина и Захар Григорьевы; журналист Николай Морозов и многие другие, наделенные художественным даром и организаторскими способностями сыны и дочери Чувашии. Их энтузиазм и вдохновенный труд направили могучую творческую энергию народного творчества Чувашии в единое созидательное русло.

Известно, что большую роль в сохранении и обогащении традиций народной культуры играют масштабные массовые художественно-творческие акции, являющиеся своеобразным индикатором итогов деятельности клубных учреждений, свидетельством достижений коллективов народного творчества. Потому Чувашский республиканский ДНТ все годы своей деятельности выступает инициатором и организатором республиканских, межрегиональных и всероссийских праздников, фестивалей, смотров, конкурсов и выставок.

В 30-е годы в республике им повсеместно проводились певческие олимпиады. А с 1953 г. при непосредственном участии ДНТ началось возрождение векового чувашского обычая венчать окончание весенних полевых работ всем миром.

Так, в новое время возродилось в Чувашии ежегодное проведение в селах, районах и городах, а затем - и в масштабе республики - праздника Акатуй, и в переводе на русский звучащий весьма поэтично «Свадьба плуга и пашни». К слову, 24-25 июня 2005 г., в День Республики, столица Чувашии г. Чебоксары радушно принимала 198 лучших творческих коллективов из районов и городов республики - участников XVIII Республиканского праздника Акатуй.

Благодаря организаторским и творческим усилиям Дома народного творчества культурный облик современной Чувашии год от года обогащается новыми традициями. В республике успешно осуществляются ежегодные фольклорные праздники «Eмeрсен эрешeсем» («Узоры веков»), «Сaрпа Cавал cаврисем» («Мелодии Суры и Цивиля»), праздник народного танца «Ташша яра-nap!» («Задорный каблучок»»), фестиваль народных театров «Ахрaм» («Эхо»), праздники композиторского и песенно-поэтического творчества, выставка-ярмарка Город мастеров «Ылтaн алaсем» («Золотые руки») и многое другое. В стимулировании и развитии детского художественного творчества существенна роль республиканских праздников «Черчен чечексем» («Цветы Чувашии») и «Пeчeк cеc путене» («Перепелочка»).

Чувашия, образно называя в народе краем ста тысяч песен и вышивок, с 1993 г. ежегодно принимает многочисленных гостей из регионов страны и из-за рубежа -участников Всероссийского фестиваля народного творчества «Родники Поволжья» (с 2005 г. - «Родники России»), снискавшего за эти годы известность и признание во всей России и зарубежных странах. С 2003 г. в столице республики г. Чебоксары ежегодно проводится Всероссийский конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая», а в старинном городе Алатырь с 1999 г. - Всероссийский фестиваль русского народного творчества «Звучи, российская глубинка!»

Все годы своей деятельности Чувашский республиканский Дом народного творчества является своеобразным центром притяжения лучших творческих сил республики. В XX веке с ним активно и плодотворно сотрудничали авторы - созидатели художественных ценностей, ныне представляющих собой неотъемлемую принадлежность культуры Чувашии, а в высших своих проявлениях и образцах - нетленное духовное достояние республики. В этом почетном ряду - имена композиторов Василия Воробьева, Филиппа Лукина, Григория Хирбю, Аристарха Орлова-Шузьма, Германа Лебедева, Александра Сергеева, Ивана Митюкова и многих других.

И сегодня Чувашский республиканский ДНТ уделяет пристальное внимание творческому сотрудничеству с деятелями искусств - композиторами, писателями, художниками, режиссерами и актерами. Это позволяет народному творчеству Чувашии открывать перед собой все новые горизонты, развиваться стабильно, идти в будущее в ногу со временем.

Именно в таком взаимодействии - помогая и поддерживая друг друга, учась друг у друга, творчески состязаясь друг с другом - идут по пути сохранения и созидания культурного достояния родного народа лучшие творческие коллективы республики, отсчитывающие свою историю с 20-х -30-х годов прошлого столетия: Байдеряковский народный хор Яльчикского, Сугутский народный хор Батыревского, Октябрьский народный ансамбль песни и танца Мариинско-Посадского, Орининский народный театр Моргаушского, Синъяльский народный театр Чебоксарского районов. Многолетний опыт их труда на ниве культуры - яркий пример, вдохновляющий более молодые коллективы на творческое служение общественному благу.

Образцами успешного продолжения творческих традиций старейших художественных коллективов Чувашии сегодня являются Батыревский народный ансамбль песни и танца, Шемуршинский народный мужской хор, Орининский народный ансамбль песни и танца Моргаушского района. Аликовский народный театр, Вурманкасинский народный ансамбль песни и танца Цивильского района, а также самобытные художественные коллективы столицы республики г. Чебоксары - народный ансамбль танца «Сувар», народный фольклорный ансамбль «Уяв» и многие другие. Они ведут активную организационно - творческую и общественно-культурную деятельность и успешно представляют культуру современной Чувашии на межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, смотрах и конкурсах. Всем им, а также только лишь становящимся на творческую стезю художественным коллективам и специалистам клубно-досуговой сферы посвящает свою повседневную работу Чувашский республиканский ДНТ, опираясь на без малого 70-летний опыт деятельности по сохранению и приращению исконных традиций народной культуры.

В год десятилетия установления в Чувашии института президентства и своего первого избрания на высшую государственную должность республики Президент Н. В. Федоров, выступая на церемонии открытия программы «Чебоксары - культурная столица Поволжья - 2003», подчеркнул: «В Чувашии даже в самые трудные годы экономических преобразований поддержка культуры являлась одним из приоритетов работы Правительства». Результаты этих усилий очевидны: в минувшее десятилетие, сопряженное с переустройством всех сфер жизни страны, сеть клубно-досуговых учреждений Чувашии, состоящая из 965 клубов, домов и дворцов культуры, 98 % которых - сельские, сохранена без изменений. Построены и введены в строй действующих 20 новых клубных учреждений, отвечающих современным требованиям к культурно-досуговой деятельности. Ведется масштабная газификация КДУ. Обеспеченность клубами в республике превышает общероссийский показатель: в Чувашии одно клубно-досуговое учреждение в среднем приходится на 0,5 тыс. человек, в то время как в целом по стране - на 0,8 тыс. человек.

Однако нынешний уровень развития социокультурной сферы, в особенности - сельской, существующая ее инфраструктура, а также степень квалификации кадров не адекватны современным реалиям. В полной мере это относится к клубно-досуговой сфере.

Наиболее актуальной проблемой ресурсного характера сегодня является материально-техническая составляющая клубно-досуговых учреждений, в особенности - сельских.

Сельские территории Чувашской Республики, где проживает 45% населения, располагают 944 клубно-досуговыми учреждениями. В среднем одно учреждение приходится на 0,5 тыс. человек. Этот показатель - один из лучших в стране (по РФ - 1-6 позиции). Число зданий КДУ в целом по республике - 933. Однако 332 из них требует капитального ремонта, а 42 находится в аварийном состоянии, что составляет 40,0% от общего количества зданий клубно-досуговых учреждений Чувашии. 746 малонаселенных пунктов республики (43% от общего числа сельских поселений) на сегодня не имеют стационарных клубных учреждений, а 34 ПКУ республики не в состоянии в полном объеме исполнять свои функции в связи с изношенностью имеющегося автотранспорта. Почти половина (45%) зданий сельских клубов и домов культуры построены до 1970 года. Многие из них уже много лет не ремонтировались, нуждаются в радикальной реконструкции и технической модернизации. Назревшим вопросом сегодняшнего дня также является планомерное поэтапное обеспечение клубно-досуговой сферы, прежде всего - методических служб районного и городского звена, современными средствами информатизации и оргтехникой.

Процессы, происходящие в современном обществе, в сельском сообществе - в том числе, наряду с несомненными позитивными характеристиками, содержат и немалую долю негативных тенденций и проявлений социокультурного характера: утрачиваются духовно-нравственные ориентиры, из общественного сознания вымываются традиционные ценности и устремления, они зачастую подменяются инокультурными. Все это выдвигает на передний план необходимость осуществления государством системы глубоко продуманных, обоснованных и адекватных мер, включающих модернизацию социально-культурной инфраструктуры, всемерное расширение информационного пространства, внедрение принципов культурного взаимодействия и сотрудничества в повседневную жизнь. Доминирующим приоритетом в этой работе, на наш взгляд, должно стать создание адекватных времени условий для обогащения культурной среды, развития исторически сложившейся культурной самобытности народов и территорий, упреждающего блокирования потенциальных источников социальной и этнокультурной разобщенности и напряженности, а также формирования у современного человека сознательного следования извечным и непреложным общечеловеческим ценностям.

В настоящее время разрабатывается Республиканская программа реструктуризации сети сельских учреждений культуры Чувашской Республики на 2004-2006 г.г. Ее реализация призвана создать базовые условия для формирования современной культурной среды и нового качества жизни сельского жителя, обеспечить ему доступ к мировым культурным, образовательным и информационным ресурсам, содействуя тем самым социально-культурной инициативе и активности населения сельских территорий.

Именно эти рекомендации на данном этапе лежат в основе деятельности клубно-досуговых учреждений Чувашии. В 2002 году ими осуществлено 121643 мероприятия. Одно клубное учреждение в среднем за год провело 128 мероприятий и акций. На платной основе проведено 20641 мероприятие, их посетили 712583 человека. Средняя посещаемость платных мероприятий - 35 человек. Платные мероприятия в сельских клубах и домах культуры составляют 17% от общего их числа.

Немалый кадровый ресурс и организационно-творческий потенциал накоплен в предшествующие годы любительскими объединениями и художественно-исполнительскими коллективами сельской клубной сферы. В клубно-досуговых учреждениях сельских территорий Чувашии в настоящее время действует 5415 клубных формирований различной направленности. В одном учреждении в среднем их - 6. Всего сельские клубные формирования объединяют сегодня 65,9 тыс. человек, в среднем - 12 человек в одном формировании. 77,7% всех формирований (4210) - коллективы народного художественного творчества. В них объединены 51,9 тыс. человек, что составляет 78,7% от общего числа участников клубных формирований.

Как и в целом по стране, в Чувашии десятками лет создавалась система привлечения художественно одаренных и устремленных к творческому созиданию людей к участию в клубных формированиях, коллективах народного творчества. Республиканским научно-методическим центром народного творчества и методическими объединениями районного и городского звена ведется системная работа по переподготовке и повышению квалификации кадров их руководителей, специалистов, работающих на местах. Общая забота о кадрах дает позитивные результаты.

Так, в клубных учреждениях республики сегодня работают 1999 творческих работников. 66,1% из них имеют высшее и среднее специальное образование. Высшее образование, в том числе, имеют 519 специалистов (26%), среднее специальное - 798 (40%).

Большинство клубных специалистов (1593) работает на селе. Из них высшее образование имеют 309 человек, среднее специальное - 631. Это составляет 59% сельских клубных работников.

То, что стратегическим ресурсом развития общества, социально-культурной сферы - в том числе, являются кадры, осознается и населением, и руководством республики, и государственными, и муниципальными органами власти и управления. С открытием в 2000 году при действенной поддержке Президента республики Н. В. Федорова Чувашского государственного института культуры и искусств, в Чувашии сложилась система непрерывного художественно-эстетического воспитания и образования кадров: школа - училище - ВУЗ. В Чувашском государственном институте культуры и искусств сегодня обучается 183 студента по шести специальностям, в трех средних специальных учебных заведениях - 728 учащихся по 12 специальностям. С целью воспитания новых творческих кадров, в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. П. Павлова открыто хореографическое отделение.

Таким образом, консолидированные усилия всех, без исключения, заинтересованных сторон, предпринимаемые в Чувашии, привели к заметному приращению кадрового ресурса культуры. В настоящее время отрасль в целом располагает организаторским и творческим потенциалом 5700 специалистов, 41,2% из них имеют высшее, 39,6% - среднее специальное образование, тогда как по Российской Федерации эти показатели составляют 32,5 % и 29,8 %.

Осуществляя масштабные общественно-культурные мероприятия и акции, содействуя творческим коллективам в участии в них, Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики и Чувашский РНМЦ НТ исходят из того, что современная модель культурно-досугового мероприятия - это не только метод стимулирования клубных художественных коллективов и выявлениея самобытных талантов, а также форма популяризации традиций исполнительства. Сегодня он решает комплексные социокультурные задачи, главными из которых являются укрепление

Заключение

В заключении я хочу сказать, что я пришла к выводу- перед любой отраслью стоят три группы наиболее актуальных задач, решение которых позволит достичь современного уровня культурно-досуговой деятельности. Большое внимание я выделяю, прежде всего, серьезной реконструкции и модернизации материально-технический ресурс клубов и домов культуры. Во-вторых, пристальное внимание должно уделяться кадровому обеспечению клубно-досуговой сферы. Решение этих двух задач, в свою очередь, являются определяющими факторами в достижении главной цели - эффективности работы и современного качества культурно-досуговых услуг.

Мониторинг клубно-досуговой сферы, осуществляемый Чувашским республиканским научно-методическим центром народного творчества в 2002 г. в рамках всесторонней и детальной паспортизации клубно-досуговых учреждений, убеждает в том, что преобразования в клубно-досуговой сфере, модернизация деятельности и оптимизация сети клубно-досуговых учреждений с учетом экономических, социальных и национальных особенностей Чувашии, приобрели сегодня особую актуальность. Это обусловлено и необходимостью рационального использования бюджетных ресурсов и прекращения оттока финансовых средств на содержание утративших в силу объективных причин свою социально-культурную роль и значимость и, фактически, бездействующих клубно-досуговых учреждений.

Меры, предпринимаемые для комплексного решения названных задач, по моему мнению, являются для культурно-досуговой сферы республики приоритетными, определяющими методы и формы повседневной работы учреждений и работающих в них специалистов. При этом Чувашия, несомненно, располагает всем объемом и качеством ресурсов, необходимых для эффективной модернизации и развития клубно-досуговой деятельности.

Современное село, как многофункциональная подсистема общества, требует создания оптимальных, достойных современного человека условий жизни, качественно равных городским. Поскольку сельские территории являются естественной средой бытования и обращения народных традиций, сегодня необходима переориентация в сторону культурно-досуговой сферы села как можно больших научно-методических и организационно-творческих усилий и качественных кадровых ресурсов. Одновременно следует осуществить перенаправление деятельности клубов и домов культуры на решение вопросов восстановления и развития собственных, местных культурных традиций.

Список использованной литературы

1. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2003. - 304 с.

2. Браславский Л.Ю. Храмы, приходы, и монастыри Чебоксарской и Чувашской епархии. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2003 - 223 с.

3. Каховский В.Д. Происхождение чувашского народа. - 3-е изд., перераб.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. - 463 с.

4. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров - изд. 4-е-М.: Сов. Энциклопедия, 1987.-1600с.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.