РУБРИКИ

Теоретические основы культурологии

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Теоретические основы культурологии

p align="center">30.Культура Византии. Формирование православия

Культура Византии -- уникальное явление в истории европейской культуры. Она возникла в государстве, официально существовавшем с IV до середины XV вв со столицей Константинополем

Культура Византии V-XV вв. Огромное влияние на к-ру Византии оказало хрис-во, кот. с 4 в. стаов-ся офиц. гос. религией Виз. Вместе с тем на к-ру Виз. оказали больш. влияние Античная и Эллинистическая к-ры. Наиб. расцвета к-ра Виз. достигла в 6в. После этого она угасает. В 6в. в Константинопле был построен собор Св.Софии -постройка этого памятника свидетельствовала о наличии замеч. ученых, арх-ров, инженеров, матем-ов. В лит-ре испол-ют житие святых, летописание. В живописи -мозаика, фрески, витражи. Высокого уровня достигло Виз. худ. ремесло -выделка шелковых тканей, ковров, ювел. изделий, стекла. 1395 -образ-е Виз. империи. Греч. язык -госуд. Вся истор. Виз. делится: 1) 4-6 вв. -не было нападений варваров. Сохранялась свет. школа(школа 7 искусств: алгеб., танцы, геом., физика), древ. города, библиотеки. В 9 в. -1ый в Европе университет. 4-6 в. успешно раз-ся мед. (Арибазий издает 70 томов мед. энцикл). Успешно раз-ся философия (неоплатонизм). На площади установ. послед. конная статуя императора Юстиниана. Построен ипподром. 2) 7-10 вв. В 7 в. -большая часть Виз. завоевана арабами. Уничтож-е египет. нас-я. В лит-ре рождаются жанры: героич.-патриотич. песни; животн. эпос (против феодалов); народ. стих (песнопение, молитвы)- Роман Сладкопевец. Хор. раз-ся мед.: хирургия (врач Никита), акушерство.

Литер. энциклопедия «Ссуда» (30 тыс. справок). Энциклоп. по ветеринарии (1ая), по истор, Константин Б.; 3) 11-15 в. (до 1453) фармокология раз-ся. До конца 16 в. самая развитая работа по фармок-и - Мирезопс. Арх-ра: храм Котоликон в Афинах (высокий купол, на нем скуль-ра чел; по углам здания у основ. купола 4 ангела -скул-ры). В 9 в. борьба между иконопоклонниками и иконоборцами. В 843 г. - иконопокл. победили. Развивается иконопись. Создана икона Чудотворца, икона Влад. Божей Матери. В 8-9 в. храмы украшались портретами (церковь Виталия в г. Ровене). С 1453 до 196- Виз. в турец. владении.Роль религии в византийской цивилизацииОдним из характерных признаков средневековых цивилизаций является господство мировых религий. Впервые идеология в её религиозной форме становится доминирующем фактором развитияобщества.В Византии господствующей идеологией являлось христианство.

Которое возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей:мир земной (греховный)мир небесный (идеальный, чистый)В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования основных догматов), А каких же именно Церковь не допускала инакомыслия.

Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации природе ХристаИменно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).В 11 веке окончательно сформировалось два ветвления в христианстве. Католическое на западе и православное на востоке. Произошел раскол церквей который называется схизма (1054 год - раскол церквей).

Поводом послужила попытка католической церкви дополнить символ верыВ Византии церковь утверждала что путь к спасению, путь к богу мог происходить и без участия церкви, человек мог и на прямую обратится к богу через молитву соединившись с ним. Таким образом в христианстве превалирует эмоциональное индивидуальное начало. Отсюда и система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Он начал формироваться в Византии, а потом она передала эту систему России и таким образом формирование русского типа человека очень эмоционального человека с мистическими взглядами формировалось на протяжение многих столетий. Религия Византии выполняла также стабилизирующею функцию. Она являлась единой оболочкой формирования Византийской духовности и культурыТаким образом Византийская цивилизация это христианская цивилизация.

31.Средневековый Восток

С первых веков нашей эры начинается эпоха Средневековья в китайской культуре.

В китайском обществе, как и в древности, по-прежнему был высок статус научных знаний. К важнейшим открытиям относятся изобретения пороха и компаса.

Средневековый Китай - родина книгопечатания. В У111 в. в стране был изобретен ксилографический способ книгопечатания, а в Х1 в. - печать с помощью разборного шрифта. В эпоху Средневековья китайцы особое внимание уделяли синкретизму науки, религии и искусства. Так, в У111 в. была введена система государственных экзаменов, требующих от претендентов на должность чиновника знания не только конфуцианского канона, но и классической литературы, поэзии, искусства и каллиграфии. Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Жанр беллетристики возник в 111-У1 вв. в форме так называемых «рассказов о чудесном». Этот жанр был ведущим в эпоху Тан, да и в дальнейшем пользовался большой популярностью.

В эпоху Сун в Китае возникает повесть. Для эпохи Юань характерен расцвет драматургии. Время господства династии Мин было благотворно для расцвета повествовательной прозы в форме эпопеи и романа. Пейзаж в китайском искусстве, зародившись в первых веках нашей эры, приобрел совершенно самостоятельное значение и стал главным выразителем идейных, эмоциональных и этических взглядов средневекового Китая. Этот жанр живописи оказал колоссальное воздействие на развитие изобразительного искусства Востока - Центральной Азии, Ирана, Японии и Кореи.Храм Кайласанатха (Владыка Кайласа, У111 в.) в Элуре (Эллоре) - лебединая песнь скального зодчества восточной Индии и архитектурный шедевр мирового значения. Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Элуре небывалого совершенства. Храм Кайласанатха поражает огромным количеством скульптур и архитектурных деталей. Он как бы тонет в пространстве, пластика его объемов и контуров растворяется в воздухе. Храм живет и дышит множеством образов людей, гениев сфер, высших божеств и животных, вмещая в себе, как Кайласа - священная гора Гималаев, весь мир.

Для скульптурного искусства Индии традиционно обилие суровых и гневных каменных божеств, взирающих на зрителей из таинственного полумрака. Обычно их изображали в битве со злом или в готовности к подвигам. Гигантские тела индийских божеств, выполненные в смелых ракурсах и резких поворотах, поражают взор как бы бьющей через край жизненной силой. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ.

32.Арабо-исламская культура

Огромное влияние на к-ру ар. Востока оказало появление в этом районе появление ислама в7в. Вместе с исламом здесь распространился арабский язык, ставший языком науки и лит-ры.Было развито образование. Существовали начальные, средние, высшие школы. Каждый мусульманин, собиравшийся занять какую-либо должность, должен был получить соотв. Образование. Каждый знатный чел. окружал себя поэтами, учеными, знатоками Корана. Араб .наука многое взяла у древ.и античных ученых, но и сама успешно развивалась. В Багдаде и др.крупных городах существ. дома мудрости. В лит-ре развиты мифы, поэмы, сказки. Была развита архитектура. Строились замеч. дворцы, гробницы, крепости, мусульманские храмы-мечети. Постройки богато украшались резьбой по камню, мозаикой на стенах и на полуАрабы в 7 в. имели свою пись-ть, имеют красивый звучный язык (много глас.), хорошо развита поэзия. В 8-9 в. собраны стихи «Хамаса»- сборник стихов. На всей тер-рии ислам. В 10 в. в Багдаде -1 Медросе -высш. учеб. заведение в исламе. Заимствовали у Египта сис-му обучения. «Дом науки» -свет. науч. заведение. Лит-ра: 10ки жанров (стихи, песни бедуинов-кочевников, любов. поэмы). Поэт Амархаям (перс) создал жанр «Рубаи» -носит философ. и нравств. хар-р. Амархаям сис-зировал алгебру, написал учебник, урав-я 3 степени. Абуль-вофа вводит понятие tg, ctg, создали свою тригонометрию. Хор. раз-ся оптика. Химия (пр-во щелочей, кислот, красок). Хор. раз-ся история: Макризи написал ист. Коптов; написана истор. араб. Халифата, Сирии. В исламе свой тип храма (мечеть). Высок. башня стоит отдельно от храма, рядом. 1ые мечети под открт. небом. Земля в мечете устелена камен. плитами (мечеть в Куфе). Мечеть Кааба в Мекке (самая свящ. мечеть). В форме куба. В стене Каабы хран-ся чер. камень -метеорит. Мусульм. храм в Александрии, в Сирии. Тадж-Махал в Индии. Искусство мусульман: запрет изображать чел. или животное (только орнамент можно изобр-ть). Орнамент бывает 3х видов: геометр., растительный, арабистика (буквы вплетены в орнамент). Хор. развивалось ювелир. искусство.

33.Новое время как культурно-историческая эпоха

Научная революция XVII в. Как известно, термин «Новое время» наряду с термином «Возрождение» стали применять еще гуманисты эпохи Ренессанса, называвшие так время, в которое они жили, в отличие от античности - времени древнего расцвета культуры, и средневековья - времени между античностью и Возрождением. Исторически в последующие времена сложилось так, что термин «новое время» закрепился за эпохой, последовавшей за Возрождением, начиная с XVII века. Научная революция - это сравнительно короткий период времени, в течение которого происходит радикальная переработка основ теорий, служивших для объяснения каких-либо явлений и фактов, исследуемых учеными. Научная революция, произошедшая на рубеже Нового времени, привела к смене старых представлений о мире, базировавшихся на субъективном толковании священных текстов и явлений видимого мира, научным взглядом на эти проблемы. Она охватывает XVI-XVII вв. и связана с именами таких выдающихся ученых и мыслителей своего времени, как Н.Коперник, И.Кеплер, Т.Браге, Д.Бруно, Б.Спиноза, Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Декарт и многих других. Это было время небывалого расцвета естественных наук - физики,математики и особенно астрономии. Критерием познания становится эксперимент, ученые отныне ставят перед собой задачу не просто описать явление, но объяснить его, понять причинно-следственные связи, приводящие к возникновению того или иного явления. Научная революция XVI-XVII вв. привела к формированию картины мира, весьма отличавшейся от старых, сформировавшихся еще в античности, представлений о Вселенной. Вместе с тем достижения античных и средневековых ученых не были отвергнуты, они вошли в учения нового времени как их составная, органичная часть. Можно также отметить, что на смену философским толкованиям природы вещей пришло их истолкование посредством математических и физических законов.

34.Западноевропейская культура «века Просвещения»

Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах "Век разума", "Эпоха Просвещения. Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.

Главные ценности эпохи Просвещения. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" И. Кант писал:Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им. религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей-деистов. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные устои.

Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему "искусство и революция", но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.

35.Художественная культура Западной Европы XVII-XVIII вв.

1642 - англ.-буржуаз. революция. В 17 в. в Европе философ. как самост. знание. Декарт (создатель рационалистич.), Спиноза. Материалисты: Бэкон, Джон-Лок. В 17 в. бурное развитие наук: матем- Декарт оформил интеграл. исчисление; физика -Ньтон открыл законы; астрономия -в 16 в. Николай Коперник (гелиоцентр. сис-ма) победила. Галилей, Джордано Бруно; биология -открыты живая клетка и микроорганизмы -Гук и Левенгук открыли. В 17 в. оформ-ся национ. и худ. школы. Нидерланды: хор. развита живопись. 2 худ. школы: фломанская школа живописи и голандск. шк. жив-си. В 16 в. новый худ. стиль в Италии -барроко (отлич-ся отсут-ем строг. симметрии, больш. кол-во украшений). Барокко просущ-вал в Евр. с 1600 по 1750 г. Фломанск. шк. опиралась на барроко. Писались портреты знати. Представ-ли Барокко: Рубенс (прекрасно передает черты лица, портрет «Камеристки», перед. внутр. мир чел., создает картины охоты, истор. картины), Ван Дейк, Рембрандт. В 17 в. в Нидерл. худ. стали писать маслян. красками. У Рубенса 2 ученика: Ван Дейк (портреты, «Сусанна и старцы», «мадонна с куропатками») и Якоб Йорданс (темы народ. жизни «Бобовый король», «поклонение пастухов»). Голандск. шк. живописи: 1) умение изобразить движение мышц чел. Франс Халс - созд. портреты простых людей (портрет «Цыганка», «малле Баббе»). 2) натюрморт(в Герм. успешно раз-ся) Питер Глас Хеде; 3) голандск. пейзаж; 4) вершина голанд. творчество Рембрандта (худ. достиг реализма в живописи. «Ночной дозор», «Автопортрет Саскией на коленях», «Флора»). После кончины жены (Саски) Рембрандт находился в апатии и долго не писал картины, а когда начал снова писать картины стали в красно-коричн. тонах и на религиоз. темы «Возвращение блудного сына».

В Герм. и Нидерл. -групповые портреты. Во Франции в 17 в. господ-ет барокко и ещё 1н новый стиль рождается -классицизм (опора на разум, рационализм; обязат. пропорции; минимум украшений. В арх-ре: колоннады и пропорцион.). Лит-ра: рассудочность, герои много говорят, произв. заканчивается трагедией. Буало (теоретик классиц-ма), Пьер Корнель (автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна»), Жан Расин (ав. трагедий «Афалия», «Андромаха», «Британик»). В живописи: антич. тематика, трагед. содерж-е, наличие ярких контраст. цветов; позы людей застыв., повторяющие геометр. формы. Пуссен (худ.во Франц. «Танкред и Эрминия», «Времена года»). В 17 в. во франц. живописи расспрос-ся реализм. Худ. Луи Ленен «Посещение бабушки». В 17в. успешно развив. кул-ра во Франц. Романы: буржуазный (ав. Фюретьер); бытовой (Сорель); комический (Скорон); фантастич. (Сирано де Бержерат «Иной свет…»). 17в. -создана национ комедия во Франц. (Мольер). Большое кол-во академий: науки, арх-ры, надписей, живописи.

36.Западноевропейская культура ХIХ.

Прогресс науки и техники. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект. Основные процессы и направления общественно-политической, научной и религиозной жизни В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX в. Промышленная революция привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат - беспрецедентный рост производительности общественного труда. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. - это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. относится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных производств, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое составило переворот в науке и технике.

Началось формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. В этот исторический период науку прославили Р. Майер (1814-1878), Дж. Джоуль (181-9-1889), Г. Гельмгольц (1821-1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т. Шванном (1810-1882) и М. Шлейденом (1804-1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809- 1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым (1834-1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном (1879- 1955) теории относительности и квантовой теории М. Планкам (1858-1947) ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей. В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814).

XIX в. и особенно первая его половина - время всеобщего интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают исторические общества, открываются музеи, издаются журналы. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления делают возможной выработку научных принципов истории. Эту миссию выполнил французский историк Франсуа Гизо (1787 -1874), явившийся создателем домарксовой теории классовой борьбы.

Формируется комплекс гуманитарных научных дисциплин; достигает значительных высот экономическая наука, зарождается социология. Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь.

В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др.

Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Общей чертой развития мировой культуры в XIX в. был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации.

37.Искусство Западной Европы ХIХ - начала ХХ вв. Зарождение модернизма

Архитектура рубежа XIX--XX вв. -- особое явление в истории мирового зодчества. Само название стиля архитектуры этого периода -- модерн -- свидетельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна -- в окончательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий.

Модерн нашёл себе почву практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Источником вдохновения служила вся история архитектуры от древних архаических сооружений до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё, что было создано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг используемых образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода архитекторов модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому столь разнообразны сооружения рубежа XIX-- XX вв., столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их высказывания. Практически в каждой стране были мастера, работавшие в разных вариантах стиля.

В Бельгии наиболее заметными архитекторами стиля модерн были Виктор Орта и Анри ван де Велде. Во Франции Эктор Гимар под влиянием творчества Орта применил орнаментальные металлические конструкции в строительстве павильонов Парижского метрополитена, а Опост Перре (1874--1954) и Тони Гарнье (1869--194 продолжили опыты инженера-строителя Гюстава Эйфеля в области эстетического осмысления сугубо практических сооружений.

Австрийская школа модерна прежде всего связана с деятельностью Отто Вагнера (1841 -- 191 и его ученика Йозефа Марии Ольбриха (1867--190 -- автора выставочного зала венского Сецессиона. Одновременно с ними в Вене работал один из наиболее передовых архитекторов начала века -- Адольф Лоос (1870-1933).

В Германии поисками нового архитектурного стиля занимались различные творческие объединения. Одним из самых известных стал Сецессион в Мюнхене, образованный в 1892 г. Наиболее яркий его представитель -- Август Эндель (1871--1925).

Другим центром была Дармштадтская колония художников, основанная в 1899 г. Большая часть её сооружений была построена по проектам Ольбриха в суровом, лишённом декора стиле. Рядом с Дрезденом архитектор Генрих Тессенов (1876--1956) возвёл для художественных мастерских «город-сад» Хеллерау, показав возможности архитектурной импровизации на тему классицизма. На Британских островах крупнейшим мастером модерна был шотландский архитектор и художник Чарлз Ренни Макинтош(1868--192, глава Школы искусства в Глазго, который возводил сооружения, напоминавшие сельские коттеджи, а также занимался декоративно-прикладным искусством.

Развитие модерна в странах Северной Европы оказалось связанным с национальным прошлым. Голландский архитектор Хендрик Петрюс Берлаге (1856--1934) создал выразительные здания из кирпича, близкие традициям XVII в., а финский зодчий Элиель Сааринен (1873-- 1950) обратился к деревянным срубам и фольклорным орнаментам. Испанский модерн нашёл единственного в своём роде исполнителя в лице Антони Гауди, в равной степени использовавшего в постройках исторические и природные мотивы.

В конце XIX столетия в Америке возникла чикагская школа, самой заметной фигурой которой был Луис Генри Салливен (1856--1924), придумавший один из типов высотных деловых зданий.

Модерн завершил творческие поиски XIX в. и одновременно стал основанием для дальнейшего развития архитектуры в XX столетии. Наступившей эпохе он оставил новые материалы и конструкции, новые представления о форме и пространстве, плоскости и линии.

38.Глобализация культурных процессов в новейшее и постновейшее время

Понятие "железный занавес", образно обозначившее разрыв союзнических отношений СССР и его военных соратников, имело не только политический, но и культурный смысл: идеологи большевизма, и при жизни И.В. Сталина, и после его смерти, делали все возможное, дабы оградить духовную жизнь страны от "растлевающего влияния буржуазной идеологии". Но едва начался процесс демократизации всех государств распавшегося Советского Союза, не говоря уже о странах бывшего "социалистического лагеря", стали возникать широкие и интенсивные культурные контакты недавних идеологических противников. Они сказывались, разумеется, не столько на лишенной каких-либо стимулов для изменения своих устоев культуре демократических стран (тем более что крах советского строя привел к катастрофическому падению авторитета коммунистических партий и социалистической идеологии во всем западном мире), сколько на культуре бывших "социалистических наций", по сталинской терминологии. Правда, уровень культуры - и правовой, парламентской, и экономической, и организационно-управленческой, и бытовой - пока еще не слишком высок, но это естественно, если учесть полное отсутствие демократических традиций в стране, которая сохраняла на протяжении всей истории советской власти основы самодержавно-феодального строя, его идеологию и психологию; потому процесс выхода на новую ступень культуры начинался так же, как в XVIII-XIX вв. в Америке - со стадии "мафиозного капитализма". Вместе с тем Россия пошла в поисках демократии дальше, чем Китай, Северная Корея, Туркменистан, дальше даже, чем Белоруссия и Украина, и это укрепляет уверенность в будущем энергичном развитии данного процесса в XXI в.

В этой связи характерными представляются мне и труды В. Шубарта, осмыслявшего преодоление Россией разрыва Запада и Востока как проявление исторической необходимости духовного объединения человечества (как бы наивно ни было его понимание такой необходимости). Современное евразийство является, конечно, не простым повторением идей Н. Трубецкого и его единомышленников (недавно создано "Евразийское экономическое сообщество", и нельзя не согласиться с С.Н. Пушкиным, что "современных евразийцев следует считать все же не неоевразийцами, а постевразийцами"), но расширением самого представления об исторической необходимости развития интегративных процессов в отношениях между народами этих регионов, и не только в ближайшем евразийском пространстве в пределах бывшего Советского Союза, а во всеохватывающем культурном пространстве нашей планеты.

Безусловно, верна позиция Н.А. Назарбаева, рассматривающего перспективу "Евразийского Союза" как развитие экономических и культурных связей "между тремя быстро растущими регионами - Китаем, Россией и Мусульманским миром"; независимо от того, будет ли именно Казахстан - географический "центр Евразии" - "связующим звеном" в этом процессе, как полагает Н.А. Назарбаев, или же стать им больше оснований у России, существенно лишь то, что и лидеры, и народы трех названных регионов, и самого Казахстана, и других государств Средней Азии, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока раньше или позже осознают архаичность всех форм национализма, ибо он разъединяет народы, отгораживает каждый от других, т. е. возвращает человечество к свойственным феодализму, а им унаследованным от первобытности, раздробленности, разобщенности, а тем самым к неизбежным конфронтациям, доходящим до военных столкновений.

Война и была законом отношений между народами на протяжении всей истории человечества вплоть до середины Между тем уже после Первой мировой войны для предотвращения военных конфликтов средствами политического диалога было изобретено специальное учреждение - Лига Наций. Однако справиться с возложенной на нее миссией она не смогла - не смогла потому, что практические интересы тоталитарных государств перевешивали чисто нравственные запреты, которые им противопоставляла эта организация (проводившиеся ею дебаты получили точное название "диалог глухих").

Созданная после Второй мировой войны Организация Объединенных Наций отличается от Лиги Наций не только охватом всех стран мира, хотя и это существенно, а прежде всего тем, что за ее дискуссиями стоит угроза применения смертельного для человечества атомного оружия, и владеющие им державы вынуждены находить способы несилового разрешения межгосударственных конфликтов. Развитие ядерной энергетики, другие технологические проблемы, чреватые экологическими катастрофами (загрязнение промышленными отходами земли, воды и воздуха), возможность генной инженерии распространять действие своих технологий на генофонд человека - все это расширяет сферу регулирующего воздействия ООН и на жизнедеятельность человечества в условиях мира, превращая ее зародыш будущего Мирового Правительства. Об этом говорит и создание при ООН специального культурологического подразделения - ЮНЕСКО, активно способствующего развитию интегративных процессов в сфере культуры как духовной силы, альтернативной физическому, вооруженному насилию, т. е. войне, террору, революционным переворотам. Так впервые в истории человечество начинает осознавать свое общечеловеческое единство условием своего самосохранения.

Великая историческая роль культуры нашего времени и состоит в том, чтобы сформировать в человечестве сознание диалектического единства "Я" и "Мы", т. е. единства Свободной Творческой Личности и Человеческого Рода, бытие и развитие которого есть единственная реальная абсолютная ценность. Абсолютом человечестве, поскольку данная форма бытия абсолютна не "вообще", а для каждого представителя этого рода и для каждой его части (расы и нации, пола и поколения, сословия и класса, конфессии и профессии), абсолютна не только в том смысле, в каком существование целого абсолютно по отношению ко всем его частям, но и в том, более конкретном, в каком каждый индивид и каждая общность обязаны человечеству как целому самим своим физическим и духовным существованием, унаследованным от бесконечной череды предков и становящимся, в свою очередь, преходящим звеном (относительно крупным или мельчайшим звенышком) в непреходящем существовании этого целого.

39.Мировая культура ХХ в.: демократизация и коммерциализация духовной жизни; массовая культура

В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том -- что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, -- но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития. Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах.

Можно отметить также разный характер стилевых движений, новых, традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных, допускающих наполнение различным социальным содержанием и допускающих различную национальную интерпретацию. Реальная история искусства XX в. показывает как одни из художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро исчерпывают себя, другие же устойчиво существуют на протяжении всех десятилетий XX в., лишь видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как, например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и художественных процессах XX в. В конце XX в. в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которое в течение почти полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве.

Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков, вошло большим мотивом в глубь XX в; оно общеизвестно под названиями «ар нуво» в Бельгии и Франции, «Югендштиль» в Германии, в русском языке его обозначили как «модерн», что значит современный. Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как украшения, использовались растительные мотивы, однако в столь преобразованном виде, что в них трудно узнать реальное растение. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывали поверхность, поникшие лепестки, извивающиеся водоросли, ирис и всевозможные экзотические тропические цветы, которые изображались словно бы увядающими. Иногда среди растительных мотивов помещались грациозные женские фигуры.

В скульптуре он оказался причастен к зарождению замыслов ансамблей, содержащих обобщающие идеи и представляющих собой сложные пространственно-изобразительные композиции, вовлекающие человека в свой художественный мир. (Ансамбль в Осло посвященный жизни человечества -- Т. Вигелон). В архитектуре стиль «модерн» расцвел особенно бурно и пышно. Он в значительной мере окрасил собой целый период в истории архитектуры конца ХГХ -- начала XX вв. Однако нигде он не стал государственным стилем: для зданий не прижились его романтические вольности. Его главными центрами стали Вена и Брюссель. Футуризм (от латин. futurum -- будущее) как и кубизм относится к тем художественным направлениям внутри модернизма, которые встали на путь последовательного отказа от реалистических основ искусства. Футуризм не случайно I ародился в Италии.

Группа художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое искусство, искусство будущего, как они говорили. Они изложили свои взгляды в футуристических манифестах, призывавших отвергнуть достижения прошлого и возвеличивающих технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, стальные мосты, огромные мосты, огромные города, кишащие автомобилями. Футуристы хотели в своих произведениях охватить существенную примету нового времени -- возрастающий темп жизни. Они пытались передать его в своих картинах, располагая события на одном холсте, рядом друг с другом наподобие киноленты. Наиболее эмпирическим среди футуристов является Джино Северине. Такие его сюжеты, как «Автобус» или «Метро» передают ощущение от езды, а следовательно, и движение. Одним из самых сложных, самых спорных направлений в модернизме был и остается до сих пор абстракционизм. Название это расплывчато и не выражает действительной сущности данного явления. Поэтому нередко употребляют название «беспредметное искусство». В последние годы термин «массовая культура» стал употребляться гораздо реже, чем прежде.

Он все более и более, уступает место понятию популярная культура, исследователи делают акцент на то, что последняя ориентирована на развлечения и отдых, кроме того, понятие «популярная культура» часто связывается с фольклором, будь то наследие устного народного творчества прошлого века или же «фольклор индустриальной эры»; тем самым делается попытка связать «популярную культуру» с народной традицией и таким образом сблизить их. Наконец, выделяется еще «элитарная» как культура высшего порядка, которая противостоит и «массовой» и «популярной» культуре и недоступная пониманию и восприятию масс. Чаще всего имеется в виду авангардистское искусство. В меньшей мере «массовая культура» противопоставляется классическому искусству.

Следует отметить, что границы между массовой культурой не остаются неизменными, они влияют друг на друга, чему в значительной степени способствует развитие технических средств массовой коммуникации. Своеобразным бунтом против традиционных норм буржуазной морали и эстетики явилось появление в 60-70 гг. так называемой контркультуры и так называемой высокой культуры. Однако, довольно скоро процесс этот выдохся и некоторые элементы контркультуры сами вошли в культурный оборот общества. Культура -- это процесс непосредственно нацеленный на формирование личности, деятельной сущности человека. В рамках действия всеобщей закономерности, присущей этому процессу, на каждом отдельно взятом этапе развития система формирования обладает своим присущим только данному этапу обликом, определяемым конкретно-историческими условиями. Одним из таких условий в современном обществе является научно-техническая революция (НТР). Современная НТР с самого начала выступает в качестве мирового процесса, что объясняется, прежде всего, тем, что в настоящее время наука по своему характеру является интернациональной. Вместе с тем, природа НТР противоречива и в определенных условиях она может стать фактором дегуманизации в обществе.

40.Религиозная ситуация в мире в ХХ в. и в наши дни

Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии; отношением к ней общества, групп и индивидуумов; уровнями их религиозного сознания; силой или слабостью влияния религии на общество; характером межрелигиозного диалога; особенностями (моделями) государственно-конфессиональных отношений.

Состояние религиозной ситуации в современной России, изменения в ней за последние 15-17 лет, наблюдающиеся тенденции и противоречия можно рассмотреть в нескольких аспектах.

В России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки (1985 г.). До этого в советский период было сформировано законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась

В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР "О свободе совести и религиозных организациях« и »О свободе вероисповеданий« религиозная ситуация в корне начала меняться в республиках СССР, и в России.

В настоящее время противоречивость развития сферы предоставления вероисповедных свобод заметна в их нарушениях преимущественно на региональном уровне. Особенно это было заметно в период доработки Закона РСФСР (1990г.). В этот период во многих субъектах Федерации стали разрабатываться и обсуждаться свои законы и нормативные акты, противоречащие федеральным: в Тульской области, в Дагестане, в Удмуртии…(в 30 субъектах). До сих пор некоторые религиозные объединения по разным причинам не могут пройти перерегистрацию. Наблюдаются нарушения прав верующих и их общин на свободу вероисповедания, распространение своего учения и соответствующей литературы. Только в текущем году произошло несколько случаев, в которых отражено нетерпимое отношение к деятельности некоторых религиозных организаций. Сюда можно отнести: факт поджога с помощью бутылок с зажигательной смесью в Нижневартовске церкви "Слово Жизни«; в Тутаеве Ярославской области был совершен поджог палатки протестантской церкви. Двух служителей избили металлическими прутьями. В подстрекательстве участвовали некоторые представители органов власти; в городе Лиски Воронежской области местной милицией под руководством представителей городских властей было прекращено служение Центра Духовного Возрождения, некоторые участники служения, среди которых были женщины и дети получили психологические и физические травмы; попытку сжечь в Суздале имущество Синода Российской Православной автономной церкви.

41.Русская культура в системе мировых цивилизаций, этапы её становления и развития

На характер рус. кул-ры большой влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы - все это формировали основы отечественной кул-ры (мировоззрение народа, характер его расселения, связи с др. землями, тип хоз. деятельности, отношения к труду, организацию соц. жизни, фольклорные образы, народн. философию).Ключевский: природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от рус. людей совместных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями стали: наваливаться всем миром и аврал. Природа вызывала у чел. восхищение - фактическое отношение. Фатализм рус. чел. сочетался с стихийно-реалистич. отношением к жизни.

Не рационализм, а интуитивизм доминировал в сознании рус. чел. У рус. чел. больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У рус. людей преобладало наглядно образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе «Заметки о русском». Издавна русская кул-ра считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями.Большое влияние на характер русской кул-ры оказал экономический фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община - с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской кул-ры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство.На своеобразие русской кул-ры оказали влияние особенности политико-правого развития России. В первые века существования славяно-русского гос-ва успешно развивали демократические формы правления (вече). В отличие от запада, где кул-ра впитала правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси всегда существовал приоритет морали над правом. К тому же судебные нормы (Русская правда) были более гуманны.

Недооценка правовых норм, их незнание определяли на всем протяжении истории России низкую правовую культуру. На своеобразие русской кул-ры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное положение России между цивилизациями запада и востока. Проблема цивилизации принадлежности России, ее отношение к западу и востоку стало предметом теоретического расследования в 19в. Чаадаев признавал своеобразие цив-ного развития России, но видел его в том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку.Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских традиций.Славянофилы связывали будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культурой.

Данилевский наиболее перспективным считал славянский тип кул-ры, наиболее полно выраженный в русской кул-реТойнби рассматривал Россию как дочернюю зону православной Византии. Аналогичные мысли высказывал Леонтьев.Большое внимание уделял этой проблеме Плеханов: в России идут 2 процесса параллельных друг другу, но направленные в различные стороны. С одной стороны происходит европеизация высшего культурного слоя, а с др. стороны происходит усиление азиат. способа производства и восстановления деспотии. Это порождает разрыв между народом и интеллигенцией. Россия не объединяет восток и зап., а противопоставляет, даже разрывает эти 2 мира.Н.А. Бердяев считал, что в Росси соединяются вост. и зап. как 2 потока мировой истории, причем это соединение превращает Россию не в некий интеграц. вариант, а в арену столкновения и противоборство западных и вост. элементов. Промежуточное положение России между востоком и зап. порождает глубокую противоречивость в рус. кул-ре ее раздвоенность и внутренний раскол.

Существует евразийская концепция цивилизационного развития России. Представители: Трубецкой, Алексеев, Корсаев, Савицкий. Евразийцы отстаивают мысль об исключительности рос. цивилизации, обусловленной спецификой ее место положения. Также как славянофилы они отрицательно относились к реформам Петра 1. Но в отличие от славянофилов они делали акцент на восточном элементе в рус. кул-ре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для строительства гос-ва и сохранения устоев православия в условиях идеологической и военно-политической экспансии Запада.

Гумилев считал себя последним евразийцем.Среди духовных факторов, определивших своеобразие рус. кул-ры следует называть прежде всего православие. У древ. славян существовала языческая религия, основанная на вере в множество богов, кот. символизировали различные природные стихии и покровительствовали тем или иным сторонам деятельности чел-ка.В 988 г. Русь приняла христианство в его византийском православном варианте. Пришедшее из вне христианство существенно изменилось под влиянием местных, языч. верований и культов. Христианские и языческие традиции, наслаиваясь друг на друга, образовали со временем некий синтез, получивший название русское православие.

Принятие христианства приобщила Русь к кул-ре Византии всего христ. мира. В кон.10 в. на Русь из Болгарии приходит письменность, а вместе с ней на Руси появляются рукописные книги. С 11в. начинается летописание. Русью была воспринята Византийская иконопись, фресковые росписи, искусство мозаики. В кон.10-нач.11в.в. на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии приходит крестово-купольный вид храма. В правлении Ярослава Мудрого на Руси появляется монашество и монастыри, кот. становятся своего рода культ. центрами. В условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига единство русской земли сохранялось благодаря цельности русской кул-ры, сплоченная единством языка, славянской письменности, религиозными воззрениями и христианскими ценностями. В послемонгольский период правосл. церковь сыграла важную роль централизации и укреплении гос. единства. В начале 18в. Нестром1 была проведена церковная реформа, кот. имела своей целью стремление лишить церковь самостоятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.