|
|
|
|
Влияние права на культуру Великобритании
Влияние права на культуру Великобритании
3 Содержание- Введение 3
- 1. Культура Великобритании в эпоху абсолютизма 5
- 2. Культура предреволюционной Англии 10
- 3. Культура Англии в годы буржуазной революции 14
- Заключение 17
- Библиографический список литературы 19
- Введение
- Великобритания своеобразное государство, чье своеобразие заключается в симбиозе глубокого традиционализма, демократического политического строя, неоднородного национального состава, высочайшего уровня культуры и своеобразия «островной нации».
- Предметом гордости Британии являются ее величайшие достижения в сфере отношений со странами - бывшими колониями, то, как Великобритания внедрила в них свою культуру, а затем относительно безболезненно решила вопрос распада британской империи, сохранив при этом единое пространство бывших колоний.
- Культура жителей Великобритании в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи.
- Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство.
- Культура Соединённого Королевства богата и разнообразна. Она в значительной мере влияет на культуру в мировом масштабе. Великобритания обладает сильными культурными связями со своими бывшими колониями, особенно с теми государствами, где английский язык является государственным.
- Народы нынешнего Соединенного Королевства сохранили важные национальные и культурные различия. Политические термины, такие, как «британский» и «Британия» кажутся весьма искусственными многим из них. Иностранцы часто называют британцев англичанами, и нередко с трудом различают британские культуры и не замечают раздражение неанглийского населения, связанного с таким обращением.
1. Культура Великобритании в эпоху абсолютизмаОсновной причиной появления абсолютной монархии являются социально-экономические перемены в обществе, вызванные зарождением и развитием буржуазных отношений Англия XVII в.: идеологии, политика, культура / Под ред. Г. Р. Левина, С. Е. Федорова. - Л., 1990.С.34..Становление абсолютизма совпало с восшествием на престол Генриха VII (1457-1509) - первого представителя династии Тюдоров. Генрих VII вёл непрерывную борьбу с самостоятельностью баронов и укреплял королевскую власть. Проведение этой политики облегчалось для него тем, что война Алой и Белой розы привела к гибели значительной части старой феодальной знати.В отличие от континентальной Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как «незавершенный».Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент. Развитие абсолютизма в Англии не уничтожило парламент, но превратило его в XVI в. в достаточно послушное орудие королевской власти. Так, Генрих VIII создал «волей парламента» новую (англиканскую) церковь, независимую от Ватикана.Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное самоуправление, и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии.Парламент использовался Тюдорами в качестве орудия усиления своей власти. Нижняя палата парламента при Тюдорах беспрекословно утверждала законы, внесённые королём; верхняя же палата состояла в своём большинстве из представителей аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования и потому покорной им. В 1539 г. парламент приравнял королевские указы к статутам. Это была полная победа короля над парламентом.С конца 30-х годов XVI в. в Англии выходит большое количество политических трактатов и памфлетов, прославлявших абсолютистское государство. Наиболее яркие сочинения такого рода написаны гуманистами Т. Старки, Д. Чиком, Р. Морисоном - приверженцами абсолютизма, выражавшими интересы буржуазии и нового дворянства. Единственной гарантией соблюдения свобод и прав подданных, способной обеспечить процветание страны и предотвратить народные мятежи, угрожавшие праву собственности и благосостоянию нации, им представлялось безоговорочное повиновение властям.В полном соответствии с официальной абсолютистской идеологией Тюдоров Элиот, Старки и другие гуманисты оправдывали законность и целесообразность репрессий против любого нарушения существующего общественного порядка. Столь явное перемещение акцентов от реформ к репрессиям в политических сочинениях гуманистов заметно уже в начале 20-х годов. Именно эта тенденция свойственна идеологии английского общества периода Реформации, когда наблюдается увлечение Сенекой и стоиками.Проповедь социального равенства теперь решительно осуждалась гуманистами как опасное проявление неразумной страсти. В политических концепциях гуманистов реформационной эпохи идея подчинения личности властям становится преобладающей. Тогдашние политики определенно ассоциировали религиозные социальные перевороты с Реформацией.Гуманизм и Реформация, оппозиционные каждое по-своему феодальному обществу, создали системы ценностей, несовместимые друг с другом: одна вела к религиозному скептицизму, культу разума и духовному освобождению человека от пут догматизма и церковных предрассудков, к торжеству светского начала над религиозным, светского опытного знания над церковной схоластической ученостью.Другая сосредоточилась на религиозных вопросах и религиозно-нравственном преобразовании общества: лишенная широты гуманистического подхода к проблемам светско-религиозных отношений, стремилась деспотически подчинить мирскую жизнь человека жестким нормам религиозной морали. Таковы были принципиальные основы идейной непримиримости гуманистов Мора и Эразма и реформаторов Тиндала и Лютера.Иным было отношение к государству Тюдоров гуманистов феодально-консервативного направления. Трактат Р. Пола «В защиту единства церкви» (1536 г.) решительно осуждал реформационную политику Генриха VIII за нарушение единства христианского мира и злоупотребление властью. Автор трактата исходил из средневековой теории о праве подданных и сопротивление вплоть до открытого выступления против короля, нарушившего старинные феодальные вольности.Существенным компонентом культуры XVI в. была гуманистическая историография тюдоровской Англии. Фундаментальный труд Полидора Вергилия (1470-1555) «Английская история» (1533 г.), написанный по заказу двора, значительно повлиял на тогдашних английских историков. История в этом сочинении изображается как результат деятельности королей, одержимых жаждой власти.Несмотря на официальный характер произведения Вергилия, в нем содержатся яркие сведения, существенно дополняющие картину социальной истории Англии, отразившуюся в других источниках XVI в., например в «Утопии» Мора. Вергилий обусловливал ход истории взаимодействием двух факторов - неизменностью человеческой природы и страстей, управляющих действиями людей, и изменчивостью фортуны. Но историк воспроизводит и картину социальных потрясений, поразивших страну в связи с огораживаниями.Выдающийся памятник гуманистической историографии XVI в. - неоконченная «История Ричарда III» Томаса Мора. Мор как историк в отличие от английских хронистов конца XV - первой половины XVI в, стремится выявить внутренний политический смысл описываемых событий. Автора «Истории Ричарда III» интересует также психология исторических деятелей; он умеет показать отражение политических событий в общественном сознании той социальной среды, к которой принадлежал он сам. Мировоззрение автора «Истории Ричарда III» выражало чисто ренессансный интерес к внутреннему миру человека, уважение к человеческому достоинству независимо от социальной принадлежности, резкое осуждение всякого политического произвола и тирании. С 1543 г. «История Ричарда III» Мора публиковалась в составе английских хроник Джона Хардинга, Эдуарда Холла, Джона Стоу, Из хроники Холиншеда Шекспир заимствовал сюжет для своей трагедии «Ричард III» Селезнев Н.А. Феодальное государство и право Англии. - М., 1983.С.134..О зарождении национального самосознания и все возраставшего интереса к истории своей страны свидетельствует появление исторических сочинений, написанных людьми незнатными: «Новая хроника Англии и Франции» лондонского суконщика и шерифа Роберта Фабиана выдержала пять изданий с 1502 по 1559 г., хроника лондонского юриста Эдуарда Холла «Соединение двух благородных и славных домов Ланкастеров и Йорков» (1548 г.) существенно дополнила труд Иолидора Вергилия. Труд Холла стал одним из источников «Истории Генриха VII» Френсиса Бэкона.Во второй половине XVI в. большой популярностью в Англии пользовался труд сына лондонского портного Джона Стоу (1525-1605) «Свод английских хроник» (1565 г.). Стоу широко заимствовал материалы из сочинений своих предшественников, особенно из книги Джона Линдэла - королевского антиквара, издавшего в 1546 г. подробное описание Англия и ее исторических достопримечательностей. Из публикации Линдэла много почерпнул также и священник Холиншед - самый популярный историк своего времени, автор обширного свода хроник и антикварно-топографических описаний, составивший большой коллективный труд «Хроника Англии, Шотландии и Ирландии» (1577 г.), явившийся важной вехой в развитии английской историографии. Холиншед был очень близок к идеологии пуританства.Система, сложившаяся в английских университетах, опиралась на среднюю классическую, или «грамматическую», школу, которая к XVI в. переживает расцвет. Гуманистические принципы обучения и воспитания, настойчиво пропагандировавшиеся Дж. Колетом и У. Лили получают широкое распространение в английских школах второй половины XVI в.В двух крупнейших университетах Англии - Оксфорде и Кембридже - в XVI в. сохранялась традиционная система высшего образования, основанная на изучении теологии, гражданского и церковного права, философии Аристотеля и Платона, медицины Галена и Гиппократа, математики, арифметики, геометрии, астрономии, диалектики, риторики, древнегреческого и древнееврейского языков.Изучение гражданского и церковного права в течение долгого времени являлось необходимым условием для достижения высоких должностей в церкви и государстве.Правление Елизаветы Тюдор (2_я половина 16в) - расцвет абсолютизма: окончательно утвердилось англиканство. В 1559 г. парламент подтвердил, что королева является главой церкви.При ней была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые 39 статей), которая была принята парламентом в 1571 г. «Король имеет верховную власть в церкви над всеми сословиями и лицами…», - говорится в «39 статьях».Елизаветинская эпоха стала блестящей страницей в истории Англии.Государство превратилось в мощную морскую державу, появились первые колонии в Северной Америке, основана Ост-Индская торговая компания. Это было время подъема и в экономической, и в культурной жизни страныВторая половина XVI в. отмечена достижениями в области географии. Издаются знаменитые географические атласы Англии и Уэльса, выходят в свет «Британия» Уильяма Кэмдена (1586 г.) и трактат «Основные плавания английской нации» Ричарда Хаклюйта Младшего (1589 г.), встретившие одобрение и широкий интерес среди образованных горожан и неоднократно переиздававшиеся в царствование Елизаветы.Социально-экономические сдвиги, развитие раннекапиталистических отношений со всей остротой ставили перед буржуазией и новым дворянством вопрос о колониях. И именно Ричарду Хаклюйту суждено было стать одним из ранних идеологов английской колониальной экспансии.2. Культура предреволюционной АнглииПолитические причины революции большинство отечественных историков связывало со стремлением королей из династии Стюартов утвердить в Англии абсолютизм.В предреволюционной Англии за время правления королей династии Стюартов в общественном мнении сложилось представление, что король правит единолично, но в рамках прерогатив (привилегий). Прерогатива есть не просто привилегия, но и превосходство. Однако в идеальном восприятии и король, и его подданный пребывали «в своем праве». Для характеристики индивида, пребывающего в своем праве, использовали термин корпорация, которым обозначали некий симбиоз физического и юридического лица История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. С.34..Корпорация подразумевала, в частности, обладание определенной совокупностью вольностей и привилегий определенного лица, зафиксированных в документах (королевская хартия, патент, частный акт парламента) либо хранимых памятью и традицией (обычное право).Парламентская оппозиция королю в XVII в. ищет свои аргументы в истории и праве. Рост национального самосознания англичан в конце XVI в., особенно после разгрома Непобедимой армады, обусловил огромный интерес к истории.Широкую популярность приобретают хроники Э. Холла и Р. Холиншеда. У. Рэли, мореплаватель, ученый и поэт, пишет «Всемирную историю», в которой ищет земные, рациональные причины, человеческих поступков и разделяет науку и теологию. Появляется множество других «Историй». Подмостки театров доносят события далекого прошлого до широких масс зрителей.Лидеры оппозиции в парламенте и вне его обращаются к прошлому, пытаясь показать, что защищают давно существовавшие «старинные права и вольности англичан», древнюю конституцию, нарушаемую приближенными монарха. Особый вес в парламенте приобретают знатоки старины, например юрист Э. Кок, автор фундаментальной работы «Институты английского права».Английское общее право становится аргументом в парламентских спорах. Политические писатели (У. Рэли) пропагандируют идеи Макиавелли и Бодена, отстаивают право подданных на сопротивление тирану. Эти идеи в 30-е годы XVII в. подхватывают главные ораторы парламентской оппозиции Дж. Элиот и Дж. Пим. В этой идейной атмосфере складывается мировоззрение выдающихся мыслителей и политических теоретиков эпохи Английской революции Дж. Милтона, Т. Гоббса и др.Оппозиция абсолютизму более всего проявила себя в религиозной области - в движении пуританизма, которое с конца XVI в. постепенно охватывало все более широкие круги общества. Под влиянием этого движения возникают новые явления в культуре предреволюционной Англии. Большую роль в развитии пуританских политических теорий сыграла 3 многократно переиздававшаяся между 1563 и 1641 гг. книга Дж. Фокса «Акты и памятники», в которой англичане изображались Богом избранным» народом, несущим миру идеи «истинного христианства». Книга Фокса послужила основанием для многочисленных пуританских проповедей. Идеологи протестантизма отстаивали в своих трудах принцип религиозной терпимости, который логически вел к защите свободомыслия в религиозной и политической областях.В XVII в. множатся пуританские секты. Могучую идейную опору они обретают в Библии, английский перевод которой в виде карманных изданий нелегально перевозился из Женевы и распространился и Англии уже в 60-70-е годы XVI в. В 1613 г. знаменательным событием стал санкционированный Яковом I новый перевод Библии на английский язык, осуществленный преподавателями и выпускниками Кембриджского университета.Этот перевод оказал большое влияние па развитие культуры; он давал выражения и аргументы, предписания и примеры, богатейший мир образов, вдохновлявший отныне не только литературу и поэзию, но и политическую публицистику. Он стал и действенным оружием оппозиции абсолютистскому режиму Стюартов Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.78-89..Под влиянием пуританского движения произошли заметные сдвиги в культурной жизни английского общества. Это движение отличалось известным обскурантизмом. Пуритане выступали против традиционных увеселений и развлечений елизаветинской Англии; с конца 70-х годов XVI в. они обрушиваются на театр. Борьба против «греховных зрелищ» достигает кульминации в сочинениях У. Принна в 30-е годы XVII в.Накануне и во время революции пуритане разбивали церковные витражи и статуи, органы и церковную утварь. Но пуританизм нес в себе ростки нового сознания, и это сделало его идейным знаменем в борьбе против абсолютизма и феодального строя.В конце XVI - начале XVII в. наивысшего расцвета достигает литература. Издаются сборники сонетов, лирические и эпические поэмы, приключенческие и плутовские романы, повести из ремесленного быта. Самые их названия - «Англия Альбиона», «Британская Троя», «Британские пасторали» - говорят о росте национального самосознания англичан, об интересе к родной истории и географии. Большой высоты достигает светская поэзия на английском языке в творениях Ф. Сиднея, Т. Кэмпион У. Рэли и др.В 80-90-х годах XVI в. Англия переживает расцвет поэтического творчества: тысячи сонетов, поэтических сборников, поэм отличаются богатством идейного содержания, разнообразием и совершенств художественных форм. Э. Спенсер, мастер стиха, прославлявший прекрасного человека, способного на жертвы во имя высоких духовных идеалов в поэме «Королева фей» воспевает идеального монарха в традициях европейской ренессансной этики.Английская проза усваивает новые стилистические и повествовательные приемы, шедшие с континента, прежде все из Италии. Она представлена именами Дж. Лили (очень популярен 6 ыл его роман «Эвфуэс»), Ф. Сиднея, автора пасторального романа «Аркадия» Р. Грина, создавшего натуралистические картины лондонского «дна» в серии памфлетов о мошенниках. Нашумевший «Злосчастный путешественник» Т. Нэша положил начало английскому плутовскому роману. Т. Делони стал первым бытописателем ремесленной городской среды. Сатирическая проза высмеивает пороки различных групп общества.Но более всего процветает драматургия - синтез передовых гуманистических идей и народной драмы. В последние десятилетия XVI в. она становится самым демократическим видом искусства благодаря массовому характеру, который приобрел к концу века английский театр.Постоянные театры появились в стране во второй половине XVI в. В 1576 г. актер Дж. Бербедж выстроил первое театральное здание; к началу XVII в Лондоне насчитывалось около 20 театров. В 1587-1616 гг. театр стал рассадником новых идей, средоточием культурной жизни народа, проповедником гуманистических взглядов; с его подмостков звучали злободневные темы. В театрах ставились комедии Дж. Лили и Р. Грина, трагедии Т. Кида и К. Марло, вобравшие в себя лучшие традиции средневековой городской драмы.Самым ярким феноменом, выразившим все многообразие перемен, происходивших в обществе и внутреннем мире человека, был Шекспир (1504-1616). В творчестве Шекспира отразился кризис, переживаемый английским обществом и гуманистическим мировоззрением на рубеже XVI и XVII вв. Шекспир, последовательно отстаивая гуманистические убеждения, разглядел в то же время антигуманное существо новых нравов, индивидуализм и своекорыстие. Эволюция его творчества отражает закономерное развитие гуманистической культуры.Комедии и хроники 1590-1600 гг. торжественно отстаивают право на победу за силами нового; они запечатлевают тот национальный подъем, который переживала Англия разгромившая испанскую Армаду и превращавшаяся из окраинного государства в великую европейскую державу. Здесь безоговорочно утверждаются принципы гуманизма.3. Культура Англии в годы буржуазной революцииВ первые десятилетия XVII в. в английской литературе возникают новые явления, знаменующие собой кризис гуманистического мировоззрения. Жизнеутверждающему началу ренессансной культуры противопоставляются мотивы, вызванные разочарованием определенных кругов общества в побеждающем своекорыстии буржуазного уклада. В 1621 г. выходит в свет «Анатомия меланхолии» викария Роберта Бертона. Другой пример утраты гармонического ренессансного идеала - поэзия Джона Донна, родоначальника так называемой метафизической школы. Современник Шекспира, Донн начинает свою поэтическую деятельность в конце XVI в. Его «Песни и сонеты» и элегии отличаются широким, жизнерадостным ощущением мира, эмоциональностью, воспевают человеческие чувства. К 90-м годам XVI в. относятся и сатиры Донна, высмеивающие лондонских сутяг-юристов, придворных, ханжей-пуритан. Но в поэме «Странствующие души» ощущается нарастающая враждебность к плоти и земному существованию. В поэмах «Анатомия мира» и «Вторая годовщина» уже отчетливо видна победа религиозного мировоззрения, проступают мотивы неудовлетворенности, тоски, безысходности. Циклы стихотворений «Божественные поэмы» и «Благочестивые сонеты» посвящены исключительно религиозным темам; они полны экстатического пафоса и отречения от земного бытия, глумления над немощью разума и бессилием человеческой натуры Сенченко И.А. Государство и право, история и культура Великобритании и США. Конспект лекций.- М.:Приор,2005.С.98..Наиболее выдающийся английский поэт середины XVII в.-Джон Милтон (1608-1674), активный участник и идеолог буржуазной революции; к периоду назревания революции относится становление его идейных и эстетических позиций. Получивший прекрасное гуманистическое образование, завершенное во Франции и Италии, поэт отказывается от посвящения в сан священника и отвергает господствующую англиканскую доктрину. В его творчестве ранних лет отсутствуют характерные для Возрождения эротические и гедонистические мотивы. Оно отличается идейной значительностью и философской глубиной. Поэзия его двойственна: в ней соединяются черты ренессансного гуманизма и пуританской религиозности. В 30-е годы Милтон создает пьесу-маску «Комус» и элегию «Лисидас», где звучат уже политические мотивы неудовлетворенности общественным устройством, критика англиканской церкви. Эти мотивы его творчества получили дальнейшее могучее воплощение в период буржуазной революции, которая знаменовала собой новый этап в развитии английской культуры.В XVI-XVII вв. ведущую роль играют не местные, а приезжие мастера, среди которых были такие выдающиеся художники, как Г. Гольбейн Младший, а в XVII в. - А. Ван Дейк. Главной линией развития живописи в Англии стало искусство нового ренессансного жанра - портрета. Восторжествовало, однако, холодное, условное мастерство парадного придворного портрета, прославлявшее короля и знать. Наибольших достижений английские художники добились в портретной миниатюре, истоками которой стали традиции книжной миниатюры и творчество Г. Гольбейна. Н. Хиллиард (ок. 1547-1619), живописец и ювелир, придворный художник Елизаветы и Якова I, дал не только образцы тонких индивидуальных характеристик своих моделей, но и попытался теоретически осмыслить специфику искусства миниатюры. Высоким мастерством отличались работы А. Оливера (ок. 1556-1617). С необычной для миниатюры энергией создавал портреты Кромвеля и других деятелей Английской революции С. Купер (1609-1672), творчество которого противостояло шаблонам придворного портрета.Народное творчество претерпело в XVI-XVII вв. мало изменений. В традиционных и очень ценимых в народе гончарных изделиях, покрытых глазурью, по-прежнему широко использовали изображения зооморфных и растительных форм, в том числе фантастических. Народные вкусы ярко проявились в искусстве лубка, популярных гравюрах на меди. Его расцвет, как и максимальная насыщенность антифеодальными и антицерковными мотивами, связан с периодом Английской буржуазной революции.ЗаключениеВ XVI в. Англия пережила полный переворот во всех областях экономической и социальной жизни, превратившей ее из страны феодальной в классическую. На этот период и приходится в Англии необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества. Характерной чертой этого периода Возрождения было развитие гуманизма - изображение в искусстве реального мира, человека, живущего в этом мире. Первым представителем гуманизма в Англии стал родоначальник утопического социализма Томас Мор.Особенно важной вехой в развитии английской литературы этого периода было творчество великого драматурга и поэта У. Шекспира, который до сих пор остается непревзойденным мастером изображения всей сложности духовного мира и чувств человека. Творчество Шекспира отличается своей масштабностью - чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли. В его пьесах нашло отражение огромное разнообразие типов, положений, эпох, народов, общественной среды. Шекспир изображает расцвет человеческой личности и богатство жизни со всем изобилием ее форм и красок, но все это приведено им к единству, в котором господствует закономерность.Начало новой философии, еще объединявшей в те времена естественные и гуманитарные дисциплины, положил Френсис Бэкон (1561-1626). Его творчество сочетает в себе черты поздней ренессансной науки и принципы, характерные для философии эпохи ранних буржуазных революций. Разносторонность его интересов и дарований весьма широка: он был юристом и дипломатом, политиком и оратором, философом, литератором, историком. В ряде своих трудов он выдвинул философскую программу развития естествознания.Самым главным в настоящее время является то, что культура Великобритании - это часть государственной политики, в которой обозначены проблемы, четко сформулированы главные цели, определены принципы культурной политики и приоритеты работы. Культурное наследие Великобритании является приоритетом государственной политики.Библиографический список литературы1. Англия XVII в.: идеологии, политика, культура / Под ред. Г.Р. Левина, С.Е. Федорова. - Л., 1990.2. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. - М., 1999.3. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.4. Селезнев Н.А. Феодальное государство и право Англии. - М., 1983.5. Сенченко И.А. Государство и право, история и культура Великобритании и США. Конспект лекций. - М.:Приор, 2005.6. Штокмар В.В. История Англии в средние века. - СПб, 2000.
|
|
|
|
|