РУБРИКИ

Авиационная безопасность

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Авиационная безопасность

Авиационная безопасность

116

Государственная Служба Гражданской Авиации

Министерства транспорта России

Санкт-Петербургский Авиационно-Транспортный Колледж Гражданской Авиации имени главного маршала авиации А.А.Новикова

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Авиационная безопасность

Санкт-Петербург

2002 г.

Введение в курс обучения

Цели и задачи курса

Обострение политических и социально-экономических проблем, появление обширных зон конфликтных ситуаций, терроризм, захват заложников, криминализация общества - все это не обошло стороной и Россию. Непосредственным объектом негативного воздействия оказался и воздушный транспорт, аккумулирующий гигантские денежные и материальные ресурсы и играющий особую роль в деле поддержания нормальной жизнедеятельности любого государства. Любой инцидент на воздушном транспорте вызывает огромный резонанс в обществе. Попытки захвата и захваты воздушных судов, угрозы и взрывы в аэропортах, иные акты незаконного вмешательства (АНВ) серьезно осложняют обстановку на воздушном транспорте, подрывают веру людей в безопасность пользования его услугами, влекут за собой тяжелые моральные, экономические и даже политические последствия, наносят ущерб национальным интересам.

Несмотря на тенденцию роста числа АНВ в деятельность гражданской авиации, Федеральная авиационная служба России, как орган государственного управления отраслью, активно совершенствует отечественную систему авиационной безопасности (АБ). Это объясняется и ростом числа аэропортов, открытых для выполнения международных авиаперевозок, и участием России в создаваемой мировой системе АБ.

Совершенствование системы АБ на воздушном транспорте России проходит по многим направлениям Основным звеном в эффективном функционировании системы АБ становится четко отлаженная система подготовки, переподготовки и сертификации сотрудников служб АБ, экипажей, всего авиаперсонала, имеющего отношение к обеспечению АБ.

Активно разрабатываются новые и совершенствуются имеющиеся программы подготовки и переподготовки всех категорий авиаперсонала по мерам обеспечения АБ. В России впервые начата разработка различных учебных пособий по обеспечению АБ.

Данный материал из разрабатываемого учебного пособия по начальной подготовке специалистов и КПК служб авиационной безопасности не претендует на дословное применение, но может быть использован для начального обучения и разработки аналогичных пособий, применительно к конкретным условиям деятельности аэропортов, авиакомпаний и эксплуатантов гражданских ВС

Коллектив кафедры СПАТК ГА составителей Конспекта лекций по ОАБ будет признателен руководителям аэропортов и авиакомпаний России, ответственных за состояние авиационной безопасности, высказанному мнению о необходимости, на основании данного материала, создания учебного пособия и конструктивным предложениям (рекомендациям) в этом направлении.

Цель начальной подготовки персонала САБ - дать вновь принятым на работу сотрудникам необходимые основы теоретических знаний и практических навыков для выполнения ими функциональных обязанностей по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту (авиакомпании).

Курс предназначен для начальной подготовки сотрудников САБ с целью:

Получения сотрудниками САБ необходимых основ теоретических знаний в области авиационной безопасности.

Получения сотрудниками САБ в период прохождения испытательного срока практических навыков по выполнению своих функциональных обязанностей.

Определения, по результатам теоретических знаний и практических навыков, профессиональной пригодности сотрудника САБ к выполнению им своих обязанностей.

Подготовки сотрудника САБ к освоению последующего курса базовой подготовки (повышения квалификации) в сертифицированных учебных заведениях и центрах ГА (в течение одного года работы).

Курс начальной подготовки может применяться:

Для подготовки сотрудников САБ к самостоятельной работе.

Для усвоения ими необходимых теоретических знаний по АБ, в ходе проведения плановых занятий.

Для обучения различных категорий авиаперсонала аэропорта (авиакомпании) мерам обеспечения АБ.

В результате освоения программы начальной подготовки курсанты колледжа и сотрудники САБ должны знать:

основы функционирования ГА; структуру, деятельность и взаимодействие служб конкретного аэропорта (авиакомпании);

основы воздушного терроризма, формы и методы борьбы с ним;

основы о Стандартах и Рекомендуемой практике ИКАО по АБ;

основы нормативно-правовой базы обеспечения АБ в РФ, требованиях нормативных документов ГС ГА России по АБ;

основы организации обеспечения АБ в аэропорту (авиакомпании);

Программу обеспечения авиационной безопасности аэропорта (авиакомпании) в части касающейся;

структуру, деятельность и взаимодействие САБ с другими службами аэропорта (авиакомпании) и правоохранительными органами;

меры обеспечения АБ и методы их выполнения;

основы конструкции оружии, ВУ и методы их обнаружения;

установленный порядок доступа в контролируемые зоны аэропорта и передвижения в них;

основы использования средств связи;

порядок действий сотрудников САБ в условиях чрезвычайной обстановки, связанной с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА;

свои функциональные обязанности.

В результате освоения программы начальной подготовки сотрудники САБ должны уметь:

ориентироваться на территории аэропорта (авиакомпании);

выполнять свои функциональные обязанности и осуществлять контроль мер АБ в аэропорту (авиакомпании);

пользоваться имеющимися средствами связи;

обращаться с выявленным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами и опасными предметами до прибытия специалистов;

правильно действовать в условиях чрезвычайной обстановки, связанной с АНВ в аэропорту.

Раздел №1. «Внутриотраслевая система обеспечения авиационной безопасности»

Тема 1.1 Понятие о терроризме и авиационной безопасности в гражданской авиации. Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

1.1.1 Понятие о терроризме

"Террор" в переводе с латинского означает "ужас" - неестественное состояние для любого общества.

До настоящего времени не выработано общепризнанного понятия терроризма, который понимают как:

Терроризм - расчетливое использование угрозы применения насилия с целью достижения политических, экономических, идеологических и иногда религиозных целей.

Терроризм - это символический акт или действие для оказания влияния на политический строй страны с тем, чтобы политические круги государства изменили свои подход к политической деятельности.

Терроризм (Terrorism): I. (определение ФБР США) - незаконное употребление силы или принуждения против людей или имущества, чтобы запугать или заставить либо правительство, либо гражданских лиц совершить какое-то действие политического или социального характера;

2 (определение госдепартамента США) - преднамеренное политически мотивированное насилие, совершенное против невоенных целей субгосударственными группами или тайными агентами каких-либо государств обычно с целью повлиять на общественное мнение.

Наиболее ёмкое понятие терроризма даёт российский юрист-правовед И. И. Карпец:

"Терроризм - это международная или внутригосударственная организационная и иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушений на убийства, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа и т. д.; терроризм может сопровождаться разрушением и разграблением зданий, малых помещений и иных объектов",

Ключевые слова в определении терроризма - угроза, символический акт, устрашение, насилие.

Терроризм - это война.

Терроризм - это раковая опухоль общества (выражение премьер-министра Израиля Ицхака Рабина за несколько дней до его убийства 04.11.95 г.).

Терроризм - одно из самых гнусных и мерзких преступлений против человечества и как явление человеческой жизни, известен давно. Корни его уходят в глубокую древность человеческой истории, в первый век нашей эры, в средние века.

1.1.2 Истоки терроризма

44-ый год до Рождества Христова. Рим. Гай Юлии Цезарь, незадолго до того вошедший в столицу империи триумфатором, лучше других понимал: спасти Рим от надвигающего распада способна власть сильная, умная и милостивая. Цезарь сосредоточил в своих руках ряд важнейших государственных постов: диктатора, консула и т. д.

Мудрый Цезарь, стремясь объединить римское общество, простил своих политических противников, запретил разрушать статуи предшественников и врагов. Цезарь был первым в истории государственным деятелем, пытавшимся провести в политическую жизнь принцип: "Кто не против нас - тот с нами". Но противники, внешне примирившиеся с Цезарем, и вчерашние друзья-демократы имели свое мнение - Цезарь не соответствовал их идеалам. Знаменитый заговор состоялся. Цезарь принял смерть с мужеством воина и достоинством философа.

Череда тиранов, сделавших террор государственной политикой, погубила Рим

В Риме почти половина императоров была уничтожена переворотами власти. Практиковались дворцовые перевороты и в России.

В XX веке в природе терроризма ничего не изменилось. Более того, терроризм становится спектром самых разнообразных явлений, начиная от политических убийств и кончая массовой гибелью людей в пламени гражданской войны.

В XX веке произошел перенос терроризма на государственный уровень, чего человечество, прежде не знало. Террористическое государство "давило" своих граждан беззаконием внутри страны, заставляло их постоянно ощущать своё бессилие и слабость. Оно не меняло поведения и за пределами своих границ, в мировом сообществе. (Фашистская Германия).

XX век принес и нечто новое в практику политического террора - уничтожение деловых людей, банкиров, промышленников, финансистов.

XX век беспредельно расширил способы и направления политического террора. Акции массового устрашения проводили баскская ЭТА и ирландская ИРА, долгие годы держит в страхе Перу крайне левая группировка "Сендеро луминосо" ("Светлый путь" - "Светлый путь" террора...), уничтожившая за 20 лет примерно 25 - 50 тысяч человек. По данным различных международных организации, в мире, только за одно десятилетие (с 1970 по 1980 гг.) совершено 8114 террористических актов. Тысячи людей стали жертвами разнузданного насилия бандитов. Однако наступающие 80-е годы оказались неизмеримо более жестокими. Только за первые 5 лет, с 1980-го по 1985 годы, количество терактов удваивается. И далее их число растет: в 1986-м - 774, в 1987-м - 832, в 1988-и - 856.

Все теракты, закончившиеся трагическим исходом, относятся к XX веку. За последние 2 десятилетия жертвами терроризма стали более 30 государственных деятелей стран мира.

1.1.3 Основные особенности современного терроризма

1. Терроризм используется как форма борьбы за власть,

2. Распространение получают не только националистические группировки террористов, но и группировки идеологической направленности;

3. Современные террористы лучше организованы, технически оснащены и более профессиональны, чем это было примерно 10 лет назад;

4. Возрастает использование террористами эффективной тактики;

5. Терроризм представляет большую угрозу безопасности гражданским правам, стабильности государственной системы, экономике и самой демократии;

6. Правительства стран и мировая общественность своевременно не оценили угрозы терроризма, не разработали целостной стратегии борьбы с этим явлением, особенно его предупреждения;

7. По мнению экспертов, терроризм будет представлять еще большую угрозу в последующие два 10-летия.

Опасность терроризма заключается в том, что он становится обыденным делом, нормой повседневной жизни, независимо от формы своего проявления - будь то мафиозные разборки или захват заложников.

1.1.4 Некоторые распространенные террористические группировки в мире

1. Красные бригады в Италии;

2. Ирландская республиканская армия;

3. Перуанская "Сандоро Луминосо";

4. Красная армия в Германии;

5. ЕТА - группа басков в Испании;

6. Фатан (Абу-Нидал) - палестинская группа;

7. JAL - Японская красная армия (базируется в Ливане);

8. Action Directe - группа во Франции;

9. ACALA - секретная американская армия за освобождение Армении;

10. РКК - народная партия Курдии (Иран);

11. Dev Sol - левое течение в Турции;

12 Muslim Brotherhood - мусульманское братство (движение против туризма в Египте);

13 Hisbolla - проиранская группировка;

14. PELP-GC - одна из палестинских группировок;

15. ХАМАЗ и Исламский джихад - палестинские экстремистские организации, здесь из людей делают Камикадзе;

16 Аль Каида.

Есть и другие группировки в разных странах и даже создана корпорация международного терроризма, основателем которой считается Карлос (кличка "Шакал"), окончивший в свое Время университет в Москве имени Лумумбы и затем примкнувший к террористическому движению.

Как правило, каждая террористическая группа имеет свою программу и цель.

К примеру, террористическая группа Фатан (Абу-Нидал) поклялась уничтожать американских лидеров, имеет свое вероисповедание, члены присягают на верность группировке.

В различных странах существуют свои школы подготовки террористов, которые по понятным причинам не рекламируются. Что касается методики проведения операции, то цель определяет средства и пути ее достижения. Под конкретную акцию конкретным образом готовятся конкретные люди.

Идеология терроризма - продемонстрировать устрашение, привлечь к себе внимание, заручиться поддержкой масс.

Люди, обычно, предсказуемы (благоразумны, имеют свои привычки) и этим уязвимы для террориста. Террористы понимают поведение масс лучше, чем обычные люди. Многие возможности террористов порой недооцениваются правоохранительными органами.

1.1.5 Причины терроризма

Политические;

Идеологические;

Националистические;

Религиозные;

Криминального (уголовного) характера;

Экономические;

Социальные;

Личностно-паталогические;

Экологического характера;

На очереди - терроризм ядерный, биологический, химический.

1.1.6 Причины захвата террористами заложников

Политические цели;

Получение максимального эффекта в достижении цели: (желание вызвать страх у общества, что заставляет правительство увеличивать расходы на защиту граждан);

Желание получить высокую степень пропаганды, т.к. репортажи с места событий часто транслируются по всей стране и даже миру;

Ради получения денег.

Взятие заложников террористами практикуется с древних времен. Совершенство взятия заложников достигли террористы из палестинского движения "Освобождение Палестины".

Большинство инцидентов, связанных с взятием заложников, являются случайными. При этом грабитель, возможно, не планировал брать заложников. Но когда милиция появляется быстрее, чем ожидает грабитель, то в качестве новой формы борьбы, обеспечивающей путь к побегу, загнанный в ловушку вооруженный преступник берёт заложника, чтобы выторговать себе освобождение.

1.1.7 Цели террористов

Изменение политического строя;

Захват власти в государстве, регионе;

Отделение от государства, образование самостоятельного государства, требование автономии, независимости и т. д.;

Удовлетворение экономических требований;

Изменение законодательства (правового, экономического, социального);

Месть;

Уничтожение или ослабление конкурентов (их потенциала, мощностей и т. д.).

Цель теракта (не считая политических целей) - за короткий срок нанести максимальный ущерб.

1.1.8 Тактика терроризма

Вербуются террористы из малоимущих слоев населения, у которых погибли родственники, нет средств существования, нет цели в жизни. Став членом группировки, они получают деньги, обретают уверенность и силу духа, появляется цель в жизни - начинается подготовка их к теракту.

Террористы изучают опыт терактов, повторяя удачные операции, стараясь застичь людей врасплох, внезапно.

Милосердие у террористов отсутствует.

Если теракт у группировки удался, группировка берет на себя ответственность его совершения.

Если теракт провалился, группировка быстро меняет свое название и берет на себя ответственность под другим названием, чтобы запутать полицию при расследовании акта.

Террористы - действуют быстро (взрыв или нападение со стрельбой).

"Мне должно повезти один раз, а вам должно везти каждый раз" - одно из выражений ирландского террориста из переговоров с английской стороной.

Руководители террористических группировок, как правило, грамотные люди, вынашивающие далеко идущие цели.

1.1.9 Средства функционирования деятельности терроризма

Наличие баз базирования и подготовки террористов;

Наличие значительных финансовых средств из различных источников:

поддержка терроризма состоятельными соотечественниками;

наркобизнес;

продажа оружия;

игорный бизнес, рэкет, вымогательство;

деятельность легальных и нелегальных различных подставных экономических структур.

Дешевле и выгоднее осуществлять ведение скрытых (террористических) действий, чем открытых (военных).

1.1.10 Силы (Исполнители)

Террористические организации (отечественные, международные, в т.ч. пользующиеся государственной поддержкой и др.);

Незаконные вооруженные формирования:

сепаратисты,

наемники,

диверсионные подразделения,

партизаны и др.

Организованные преступные группы:

бежавшие из мест заключения,

работающие "по заказу" мафиозных структур, политических партии и др.

Группы экстремистов (отдельные экстремисты), фанатики-самоубийцы. Лица, сочувствующие террористам или подкупленные ими.

Психически неполноценные или индивидуумы, находящиеся в состоянии аффекта, алкогольного опьянения, наркоманы.

Невольные пособники террористов (обманутые и т. д.).

1.1.11 Категории террористов

60% террористов - женщины, т. к. они смотрят на жизнь под своим углом зрения (имеют отличную от мужчин логику мышления).

Шизофреник - отсутствие связанных мыслей и предложений. На заданный вопрос не может дать ответ - ему нужна отдушина.

Неврастеник - прекрасно понимает последствия своих поступков и правильно оценивает обстановку. Но изнутри к нему приходит неосознанное чувство гнева.

Псих - непредсказуем, не может разумно думать, испытывает чувство беспомощности, очень нестабилен, легко выводим из себя, постоянно находится в состоянии стресса.

Психопат - самый вредный человек, маньяк-преступник, отсутствует чувство вины, никогда не колеблется, всех ненавидит (даже мать и отца), нет способности любить, совершает убийства животных и даже детей, любит пытать людей, расчленяя их. При захвате убивает заложников без предупреждения.

Параноик - страдает от мании преследования, считает всех людей своими врагами.

Неполноценный - слабоумный, следует за другими. Отсутствует чувство своего места в обществе, и он ищет его в банде, совершая преступление, чтобы утвердиться. Он не может принимать решения - следует принимать решения за него.

Террорист - "борец за идею" (крестоносец) - очень хорошо подготовлен, отлично оснащен, действия его не предсказуемы. У него есть цель - он не берет заложников для развлечения. Не следует его недооценивать.

Уголовник - не возражает на обмен заложников (на деньги, автомобиль и т. д.), у него могут быть какие-либо жалобы.

1.1.12 Способы совершения терактов

С проникновением на объект;

Без проникновения на объект.

1.1.13 Методы совершения терактов

Взрыв или поджог на объекте, вблизи объекта, в месте скопления людей, транспортного средства;

Стрельба по объектам, людям (в т. ч. обстрел с закрытых позиций);

Захват ВС, объектов, комплексов, заложников;

Поломка, порча, разрушение, саботаж (ВПП, ВС, навигационного и светотехнического оборудования);

Организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с помощью ложных объявлении, слухов и т. д);

Отравление помещений, воды, пищи, одежды;

Подкуп персонала;

Ложные сообщения, угрозы (по телефону, письменные, устные) о применении ВУ;

Радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех;

Отвлечение внимания, провоцирующие действия.

1.1.14 Средства осуществления терактов

Взрывные устройства с замедлением срабатывания (установка на заданное время, с задержкой срабатывания и др.);

Взрывные устройства с дистанционным подрывом по проводам;

Взрывные устройства с дистанционным радиоканальным подрывом;

Взрывные устройства, срабатывающие при изменении атмосферного давления (при подъеме на высоту с барометрическими датчиками), скорости движения объекта и т. д.;

Взрывные устройства в движущемся транспорте, срабатывающие при соударении с объектом;

Взрывные устройства в транспорте, срабатывающие при запуске системы движения;

Взрывные устройства - мины "ловушки", срабатывающие при поднятии, переворачивании, натяжного, накольного действия и др.;

Взрывные устройства - "сюрпризы" в почтовых отправлениях, посылках, багаже, ручной клади, бытовых электронных приборах, в урнах, туалетах и т. д.;

Средства ближнего боя (ручные гранаты, гранатометы), ракеты, минометы, стрелковое оружие, артиллерия, авиация;

Зажигательные и пиротехнические средства, пороха, бинары, в т.ч. вещества, самовоспламеняющиеся при вскрытии от соприкосновения с кислородом воздуха (тетраэтилалюминий и др.);

Источники (материалы) ионизирующего излучения;

Агрессивные средства и вещества;

Средства радиоэлектронного подавления (мегафоны, р/станции, излучатели и генераторы э. м. колебаний);

ВСД, ОВ, токсины и т. п.

Наиболее предпочитаемый вид ВВ у террористов - пластиковые бомбы с контактными детонаторами.

1.1.15 Терроризм на воздушном транспорте

Сегодняшний терроризм крылат. Он облюбовал одно из самых эффективных средств передвижения - воздушный транспорт.

Этому служат следующие предпосылки:

наличие реальности захвата и угона ВС за границу представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа;

захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели;

выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств; (как подтверждает статистика, захват и угон ВС осуществляет обычно одно лицо). Преступление совершается индивидуально, независимо от того, является ли его исполнитель одиночкой или соучастником преступной группы;

действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. Немаловажное значение для них имеет побег в государства, предоставляющие им убежище;

в случае катастрофы большинство пассажиров погибает, террорист остается анонимным лицом.

ВС представляет значительную ценность для государства, легко поступиться которой оно не может;

последствия от терактов на воздушном транспорте, как правило, очень тяжелы.

Так, например, подрыв даже небольшого по мощности взрывного устройства на борту находящегося в полете авиалайнера ведет, чаще всего, к авиационной катастрофе и гибели сразу нескольких десятков, а то и сотен людей - пассажиров и членов экипажа, а иногда и жителей населенных пунктов, на которые обрушиваются обломки самолета. В качестве примера достаточно напомнить об имевшем место 21 декабря 1988г. взрыве на борту самолета американской авиакомпании «ПанАм», произошедшем в результате теракта в воздушном пространстве над Шотландией и приведшем к гибели 259 пассажиров и членов экипажа, а также 11 жителей населенного пункта Локерби, пострадавших под обломками самолета.

Бомбы, гранаты, пистолеты стали средством и оружием принуждения, применяемыми современными воздушными террористами. Они отдают себе отчет в собственной силе: ничто не служит демонстрацией решительности лучше, чем взрывнойзаряд вруках безрассудного террориста.

Через аэропорты, пункты контроля, пассажирские салоны и пилотские кабины воздушных судов проходит сегодня фронт борьбы с терроризмом

Первый случаи попытки вооруженного захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 году в Южной Америке (Перу). В дальнейшем, вплоть до 1967 г., этот вид незаконного вмешательства не пользовался особой популярностью у преступников. С 1930 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев захвата и угона ВС.

И только начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсии и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

Наибольшее количество АНВ отмечено в период с 1970 по 1979 годы (10 лет). За этот период в мире зарегистрировано примерно 700 случаев попыток захвата и угонов ВС, погибло свыше 1100 человек, ранено свыше 1000 человек. За этот же период зарегистрировано свыше 10 000 угроз о захвате ВС и диверсиях.

Высокий процент успешных попыток захвата и угона самолётов в первые годы активизации преступных действий, явился результатом попустительства ряда государств, не принявших практически никаких мер по отношению к лицам, виновным в угоне ВС на их территорию.

По оценке американцев степень наибольшей угрозы воздушного терроризма сегодня перенесена в аэропорты Европы и Ближнего Востока.

1.1.16 Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности

Гражданская авиация уязвима для нападения в любом месте и в любое время, так как:

а) сам характер авиационной отрасли позволяет преступнику приступить к нарушению авиационной безопасности, не находясь в непосредственной близости от намеченного объекта;

б) действующие в настоящее время группы террористов более организованы и располагают значительными современными средствами для нападения на воздушные суда,

Нападения на ВС ГА, а также другие транспортные средства, их захват, угон и уничтожение остается на сегодняшний день одной из самых распространенных и опасных форм терроризма.

Гражданская авиация стала подвергаться более зловещим, с летальным исходом, методам нападения террористов.

Высокая угроза в адрес деятельности гражданской авиации носит динамичный характер и представляет собой последовательность различных степеней интенсивности, требующих применения соответствующего набора мер по степени возрастания их сложности.

Слабая организация работ по обеспечению авиационной безопасности, оснащенность техническими средствами обеспечения АБ (досмотра, охраны) и недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний в целом создают реальную угрозу террористических актов на воздушном транспорте России.

Противодействие применению террористами взрывных устройств (ВУ) стало новой проблемой в обеспечении безопасности воздушных судов.

Небольшое количество современных ВВ имеет большую разрушительную силу, чем обычно принято.

Современные ВУ требуют много усилий для обнаружения, особенно если они спрятаны в электронных устройствах.

В настоящее время единое и надежное средство определения того, содержится ли в зарегистрированном багаже ВУ, отсутствует.

В связи с этим, необходимо осуществлять досмотр всего зарегистрированного багажа.

Увеличивается использование ухищренных способов проноса на борт ВС оружия и боеприпасов (пистолеты, газовое оружие, патроны, гранаты):

Увеличиваются случаи выявления и изъятия большого количества боевого оружия и боеприпасов у отдельных пассажиров.

Увеличиваются случаи использования лиц женского пола с детьми и лиц пожилого возраста для проноса на борт ВС оружия и боеприпасов.

Методы террористов становятся с каждым годом все более изощренными, хорошо продуманными, отработанными. Они используют электронные приборы как средство внедрения взрывчатых веществ в коммерческие авиационные системы, что свидетельствует об их целеустремленности и способности угрожать безопасности гражданской авиации.

1.1.17 Обстоятельства, способствующие захватам ВС

Просчеты в деятельности различных служб аэропортов и авиакомпаний; (примерно 60-90% от общего количества АНВ).

Проникновение преступников в охраняемые зоны аэропортов и на борт ВС по вине сотрудников САБ и других служб.

Подкуп членов экипажа ВС и сотрудников аэропорта (авиакомпании).

Ошибки и просчеты сотрудников САБ:

не достаточный уровень подготовки сотрудников групп досмотра (недостаточное ориентирование в ухищренных способах проноса запрещенных предметов на борт ВС, способах маскировки запрещенных веществ и предметов, установления подделки документов, подчистки, травления, дописок, исправлении, замены фотографий, подделки подписей).

отступление от утвержденной технологии досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа, грузов и бортпитания (недостаточно эффективное применение существующих методов досмотра перед посадкой).

нарушение правил контроля с использованием технических средств досмотра.

1.1.18 Воздушный терроризм в СССР и Российской Федерации

Первая попытка захвата ВС в СССР совершена в 1958 году.

За 22 года, с 1958 по 1979 годы совершено 22 попытки захвата ВС и 6 случаев захвата и угона ВС за границу, убито 10 человек и ранено 7.

ПРИМЕЧАНИЕ: За этот же период в мире зафиксировано свыше 800 аналогичных случаев, погибло примерно 1200 человек и ранено 900 чел. В США за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угонов ВС.

Другие виды актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, такие как угрозы в адрес воздушного транспорта, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС. нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, а также другие инциденты, связанные с авиационной безопасностью, видимо, отсутствовали или происходили крайне редко и не фиксировались.

В последующие 10 лет, с 1980 по 1989 годы, количество актов незаконного вмешательства увеличивается почти в 10 раз (283 АНВ). Из них: 15 попыток захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации (В мире за этот период зафиксировано свыше 250 попыток захвата и угонов ВС).

Преступные акты воздействия на гражданскую авиацию приобретают постоянный характер, начиная с 1984г. Количество угроз в адрес гражданской авиации увеличивается.

В последующие 8 лет, с 1990 по 1997г., количество актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта по сравнению с прошедшими 32 годами (с 1958 по 1989 г.) увеличивается более чем в 5 раз (1607 АНВ)

Помимо таких преступлений, как попытки захвата и угон ВС, угроз в адрес ГА, появляются новые виды преступлений: попытки диверсий, нападения на земле с захватом заложников (с целью шантажа и вымогательства), несанкционированные проникновения в ВС, блокирование ВС и объектов ВТ, а также другие инциденты.

Характер преступлений становится более организованным и жестоким

Если в мире за последние 37 лет количество только попыток захвата и угонов ВС в среднем ежегодно колеблется в пределах 31 случая (т. е. стабильно), то в экс-СССР и в РФ за периоды 22-ух лет (с 1958 по 1979 годы), последующих 10-ти лет (с 1980 по 1989 годы) и последующих 8 лет (с 1990 по 1997 годы) в среднем за эти периоды количество попыток захвата и угонов ВС составляют соответственно 1, 2 и 8 случаев (тенденция увеличения).

Если за первые 22 года анализируемого периода количество попыток захвата и угонов в СССР составляло примерно 3, 5 % от мирового количества, то в последние 8 лет - уже 30 %.

В 1990г отмечено небывалое за всю историю гражданской авиации СССР и России количество попыток захвата и угона ВС. Было осуществлено 32 такие акции. (23 попытки захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу).

К примеру:

9 июня был угнан самолет из Минска в Стокгольм,

18 июня - из Измаила в Турцию,

19 июня - из Риги в Хельсинки,

24 июня - из Таллинна в Хельсинки,

28 июня - попытка угона в Турцию самолета ТУ-154, совершавшего рейс Краснодар-Оренбург-Краснодар,

30 июня самолет, вылетевший из Львова, по требованию террориста, изменил курс и совершил посадку в Стокгольме.

"Плотность" угона самолетов беспрецедентна не только в истории отечественной гражданской авиации, но и в мировой практике.

За последние 12 лет (с 1990 по 2001 годы) произошло 69 случаев попыток захвата, захватов и угонов ВС, что составляет примерно 30% от зафиксированных аналогичных случаев в мире (свыше 180).

1.1.19 Понятие об авиационной безопасности в гражданской авиации

В мире различают два направления обеспечения безопасности и гражданской авиации: безопасность полетов и авиационная безопасность.

Безопасность полетов (БП) - комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей

Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов (ВС) - сложная задача, которая решается совместным трудом изготовителей гражданской авиационной техники и эксплуатантов этой техники. При этом на стадии проектирования, изготовления и испытания авиационной техники требования по безопасности полетов закладываются и воплощаются в конструкцию ВС и в технологию его изготовления. На этапе эксплуатации эти требования обеспечиваются благодаря соответствующей организации работ соответствующих служб эксплуатирующих ВС на земле и в воздухе. Одним словом, безопасность полетов - это надежность воздушных судов и квалификация персонала, обслуживающего и эксплуатирующего эти ВС.

Авиационная безопасность (АБ) - комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, т.е. - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации

Другими словами, авиационная безопасность - это отсутствие недопустимою риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности и подразделениями военизированной охраны аэропортов и авиакомпаний, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Таким образом, безопасность полетов обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем повышения надежности (совершенствования) авиационной техники и квалификации авиационного персонала, а авиационная безопасность обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем и защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

1.1.20 Борьба с терроризмом на воздушном транспорте

Начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

В эти годы многие авиационные компании США и других стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА.

К числу таких мероприятий следует отнести:

принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;

заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;

введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полетов в гражданской авиации;

введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;

создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском потоке и предназначенных для охраны аэропортов и др.

Мировое сообщество своевременно осознало надвигающуюся опасность на воздушный транспорт и адекватно отреагировало на растущую тенденцию воздушного терроризма. Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом. Заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте:

Токийская конвенция 1963г о преступлениях и некоторых других действиях, совершенные на борту ВС;

Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС;

Монреальская конвенция 1971г о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988г о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию).

Активное осуществление превентивной программы безопасности, на которую только авиакомпании США ежегодно тратят около 150 млн. долларов, дало весьма ощутимые результаты. Если за период с 1968 по 1972 год (5 лет) в США было зарегистрировано свыше 130 случаев попыток захвата и угонов ВС, то в последующие 6 лет (с 1973 по 1978 г.) - 37 таких случая, что составляет примерно 20 % от АНВ предыдущего периода.

Таким образом, был сбит накал воздушного терроризма в США.

К середине 80-х годов многие международные аэропорты оснащаются новейшими техническими средствами контроля и досмотра Государства выделяют значительные средства на обеспечение отечественной авиационной безопасности.

Так, Израиль на безопасность своего аэропорта «Бен-Гурион», который находится в одной из самых взрывоопасных зон мира, тратит 25 % от общего бюджета, выделяемого на безопасность страны. В настоящее время система авиационной безопасности в аэропорту «Бен Гурион» считается самой эффективной и надежной

ПОЯСНЕНИЕ: Бен Гурион - имя первого премьер-министра Израиля, избранного в 1948 году,

Ежегодно Израиль тратит примерно 3 млрд. долларов на безопасность 2-х аэропортов страны.

В последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в России, резко возросло количество террористических актов с применением взрывчатых веществ, Гражданская авиация столкнулась с новой проблемой, от решения которой во многом зависит ее судьба.

Слабая защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ стала очевидна после того, как в декабре 1988 года был взорван над Локкерби самолет Боинг-747 авиакомпании «Пан-Америкен». Самодельное взрывное устройство, содержащее пластическое ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне и в багаже доставлено на борт. В результате взрыва погибли все пассажиры и экипаж самолета.

Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ.

В 1989г. Совет Безопасности ООН и Генеральная ассамблея ООН призвали все государства сотрудничать в выработке и осуществлении мер по предотвращению актов международного терроризма, направленных против гражданской авиации.

Федеральный акт США 1990 года по авиационной безопасности, явившийся следствием трагического уничтожения рейса ПАН AM-103, определил курс и запланировал дальнейшее развитие авиационной безопасности. Это событие послужило причиной для тщательного пересмотра основных подходов к проблеме авиационной безопасности.

Взрыв, вылетевшего из аэропорта Нью-Йорк, воздушного судна "Боинг-747" американской авиакомпании «TWA» 17. 07. 96 г. над Атлантикой, в которой погибло 230 пассажиров и экипаж, заставил Президента и Правительство США принять дополнительные меры, способствующие повышению безопасности полетов и авиационной безопасности американских авиакомпаний, ускорить внедрение во всех аэропортах США повышенных мер безопасности, предусмотренных новым Федеральным Актом по авиационной безопасности. Как заявил в своей речи в международном аэропорту им. Джона Кеннеди (Нью-Йорк) Президент США Билл Клинтон: "Безопасность полетов и авиационная безопасность американских граждан должна стать самой главной нашей задачей и США срочно предпримут самые решительные меры, чтобы остановить терроризм".

Созданная комиссия под председательством вице-президента США Эл Гора, несмотря на существующий высокий уровень обеспечения авиационной безопасности в США, отметила неудовлетворительное состояние уровня безопасности в американских аэропортах, несоответствие его вызовам современного терроризма и выделила для реализации три основных блока проблем: организационный, финансовый и научно-технический.

Организационный блок:

пересмотр (совершенствование) существующих норм, правил и процедур обеспечения авиационной безопасности без снижения эффективной деятельности аэропортов и авиакомпаний;

разработка и внедрение программ авиационной безопасности во всех аэропортах страны;

введение обязательного предполетного досмотра самолетов;

введение более тщательной проверки багажа и грузов на международных и внутренних авиалиниях;

введение новых правил обязательной фотоидентификации всех пассажиров старше 18 лет; предусматривается личный досмотр подозрительных пассажиров, особенно прибывающих или направляющихся в определенные страны (Иран, Ливия, Сев Корея, Судан, Сирия и др.);

подготовка высокопрофессионального персонала групп досмотра и служб авиационной безопасности, обеспечивающего соблюдение повышенных мер авиационной безопасности и способного эффективно использовать разрабатываемые новые автоматизированные системы досмотра.

ПРИМЕЧАНИЕ: Поддержание постоянной бдительности операторов рентгеновских установок на необходимом уровне считается основным и трудным звеном во всей системе обеспечения авиационной безопасности.

Запланирована установка во всех аэропортах США нового высокотехнологичного, более чувствительного досмотрового оборудования для обнаружения взрывчатых веществ, в том числе пластиковых.

В настоящее время в США действуют 3 такие установки (1 в а/п Сан-Франциско и 2 в а/п Атланта).

Финансовый блок:

финансирование реализации организационного блока проблем;

финансирование научно-исследовательских работ по созданию высокотехнологичного и высокочувствительного досмотрового оборудования, способного обнаруживать взрывчатые вещества, в том числе пластиковые;

оснащение аэропортов техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, внедрение новейших систем обеспечения авиационной безопасности в существующую систему (технологию, процедуру) обработки пассажиропотока, багажа и грузов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Стоимость комплекта такого оборудования колеблется в пределах 200 тысяч - 1 млн. долларов США.

Научно-технический блок:

проведение научно-исследовательских работ по созданию высокотехнологичного и высокочувствительного досмотрового оборудования;

разработка высоких технологий в области авиационной безопасности, которые ФАУ США считает крайне необходимыми.

Многие авиакомпании США, а также некоторые иностранные авиакомпании, уже предприняли шаги к повышению безопасности.

Так, например, израильская авиакомпания «Эль-Аль» срочно заказала новую автоматическую систему СТХ-5000 для поиска бомб и взрывных устройств стоимостью в 1 миллион долларов для установки на своем терминале в нью-йоркском международном аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди, а еще 3 такие же системы она уже установила на своих терминалах в Израиле.

Системы по обнаружению ВВ будут установлены в США повсеместно, в том числе и в зарубежных аэропортах после достижения договоренности об этом.

США уже объявили о том, что они вводят у себя нормы авиационной безопасности, которые во многих случаях выше стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и не будут разрешать иностранным авиакомпаниям летать в США, если их программы безопасности не соответствуют нормам США.

Отмечается, что предстоящие затраты США на АБ колоссальны, но обязательны

Существующие в США проблемы повышения уровня авиационной безопасности являются аналогичными и в Российской Федерации.

К числу основных проблем в обеспечении авиационной безопасности на воздушном транспорте в Российской Федерации следует отнести:

1. Необходимость технического переоснащения авиапредприятий аппаратурой обнаружения оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, отвечающей современным международным требованиям.

2. Реорганизация к 2000 году системы предполетного обслуживания авиапассажиров в международных аэропортах для обеспечения 100 % досмотра багажа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.