РУБРИКИ

Литературно-библиографическая информация в СМИ

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Литературно-библиографическая информация в СМИ

p align="left">В настоящее время выходит большое разнообразие литературно- художественных журналов, но для анализа нами выбраны такие журналы, как: «Звезда», «Знамя», «Иностранная литература», «Октябрь», «Москва», «Новый мир». По нашим наблюдениям они являются самыми читаемыми журналами в библиотеках.

«Знамя» - ежемесячный литературно- художественный и общественно-политический журнал, выходит с 1931 года.

Очень удобно в оформлении журнала то, что читатель может узнать о самых интересных публикациях в номере, сведения о которых выносятся на обложку журнала (приложение 11).

«Знамя» имеет несколько больших разделов - «non fiction», «Мемуары, архивы», «Публицистика», «Критика», «Наблюдатель», «Конференц-зал».

Открывается журнал художественными произведениями: поэзией, прозой. На страницах журнала хорошо «уживаются» и корифеи литературного пера, и молодые прозаики, реалисты с постмодернистами и т.д. Журнал представляет читателю современную словесность во всём многообразии жанров, стилей, манер.

Раздел «Критика» примечателен тем, что здесь печатаются не только «положительные» или «отрицательные» мнения обозревателей, но и разворачиваются полемические споры по поводу того или иного произведения. Это вызывает интерес читателя к художественному произведению и желанию его прочитать.

Так, например, происходит спор между А. Кузнецовой и её оппонентами по поводу философского романа А. Айвазяна «Американский аджабсандал» (перевод И. Карумян). Здесь каждый из них отстаивает свою точку зрения на это произведение и доказывает свою правоту. Спор идёт острый и динамичный, и каждый по-своему прав (см. «Знамя», 2002, №3).

Скорее всего, раздел «Критика» таким и должен быть, т.к. споры всегда вызывают интерес читателя к произведению, и ему самому хочется составить своё мнение о нём и прочитать это произведение. Это всё и помогает «найти» произведению «своего» читателя.

Рубрика «Наблюдатель» - это, своего рода, журнал в журнале, где разнохарактерные книжные рецензии чередуются с откликами на события театральной, музыкальной, выставочной, и другой культурной жизни.

Но в этой рубрике нас привлекают рецензии на художественные произведения. Здесь представлены развёрнутые рецензии на художественные произведения различных жанров, а также на произведения, напечатанные в других литературных журналах.

В отдельных рецензиях говорится и о самих авторах.

Проанализируем, например, рецензию Д. Дмитриева на книгу Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев: повести, рассказы» (приложение 12),

В своей рецензии Д. Дмитриев представляет нам автора Д. Рубину, раскрывает сюжет каждой её повести, даёт характеристику творчеству автора, рассказывает о самом авторе. Рецензия обладает понятным и доступным языком, легко воспринимается.

Рецензии журнала «Знамя» хороши тем, что так подробно «говорят» о произведении. И, если по каким-либо причинам библиотекарь не смог его прочитать, то с помощью таких рецензий он сможет составить своё представление о нём и рекомендовать его читателю. По таким развёрнутым рецензиям легко составлять рекомендательные списки и литературные обзоры.

Интересна также рубрика «Незнакомый журнал», где происходит знакомство читателей с новыми литературными журналами, выходящими в различных регионах России, раскрывается содержание этих журналов: какие произведения публикуют и о чём сообщают эти «незнакомые журналы» (приложение 13).

В разделе «Литературный пейзаж» представлено творчество провинциальных авторов.

Несмотря на то, что в журнале немало места занимает публицистика, критика, информация, популярность журнала «Знамя» по-прежнему во многом определяют проза и поэзия.

На четвёртой странице обложки журнал представляет перспективную информацию - какие произведения и каких авторов будут публиковать на его страницах в новом году. Благодаря этому, читатели могут видеть, какие их любимые авторы здесь присутствуют, а также узнать имена новых (приложение 14).

«Москва» - ежемесячный журнал русской культуры «именем столицы названный». Учредители: Союз писателей России, Российский фонд Мира, Трудовой коллектив журнала «Москва». Издаётся с 1957 года в Москве.

Журнал печатает произведения российских прозаиков, поэтов, драматургов, писателей народов СНГ и дальнего зарубежья, материалы, посвящённые истории Москвы и её современной жизни. Значительное место в журнале занимает раздел «Публицистика», а также рубрики «Поэзия», «Проза», «Культура», «Домашняя церковь».

«Москва», как и «Знамя», выносит на первую страницу обложки лучшие, на взгляд редакции, публикации номера (приложение 15), а на четвёртой странице обложки даёт список произведений, печатающихся в журнале.

«Москва» также представляет молодых и маститых авторов. Удачная находка журнала в том, что он помещает фотографии и краткие сведения об авторе перед каждым произведением (приложение 16).

В разделе «Литературная критика» печатают статьи публичного характера по вопросам литературы и литературоведения; о творчестве отдельных писателей; даётся критика на художественные произведения.

В журнале отсутствует раздел рецензий, нет библиографических списков литературы, нет обзоров литературных и «книжных лавок».

«Москва» - это не просто литературно-художественный журнал, а журнал русской культуры. Это определение говорит само за себя; здесь уже намного меньше произведений литературы, и, практически, нет литературной библиографической информации; больше публицистики и другого информационного материала, касающегося культуры и искусства.

«Октябрь» - независимый литературно-художественный публицистический журнал. Издаётся с мая 1924 года. Имеет такие крупные постоянные разделы, как «Проза» и «Поэзия», «Публицистика», «Литературная критика».

Как и другие «толстые» журналы, «Октябрь» представляет нам известные и новые имена, печатает критику и рецензии, литературные обзоры. В журнале есть такие рубрики, как «Панорама», где даются рецензии на книги только что вышедшие или готовящиеся к изданию. Рецензии в журнале подробны и обстоятельны. Для примера возьмём рецензию В. Шубинского на книгу А. Ротмана «Нинвей» (приложение 17). В. Шубинский даёт нам представление об авторе книги, раскрывает содержание сборника стихов А. Ротмана. И, особенно приятно, то, что Шубинский даёт не только отрицательную, но и положительную характеристику сборнику.

Недостаток рубрики в том, что она является непостоянной, выходит с разной периодичностью на страницах журнала.

Интересна и рубрика «Русское поле», которая пытается, хоть в какой-то степени, помочь преодолеть культурную разорванность центра и провинции. Воссоздать единое духовное пространство России невозможно без участия одарённой молодёжи - будущих создателей и устроителей нашей культуры и литературы. Поэтому рубрика представляет молодых авторов и их произведения из разных регионов России (приложение 18).

В рубрике к краткому библиографическому описанию даются рекомендательные аннотации. Рубрика печатается в журнале с периодичностью 3-4 раза в год.

Рубрика «Титульный лист» представляет книги, которые уже вышли в свет. Здесь представлены не только художественные произведения, но и публицистика и мемуары (приложение 19). Библиографическое описание дополняется общими рекомендательными аннотациями. Выходит на страницах журнала «Октябрь» в течение года с разной периодичностью.

«Октябрь» выносит на первую страницу обложки информацию о самых лучших публикациях в номере журнала, а на четвёртой странице обложки даёт список произведений, которые публикуются в течение года, и будут публиковаться в следующем году.

«Новый мир» - ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли, издаётся с января 1925 года.

Открывается журнал художественными произведениями - это романы, повести, рассказы, стихи и поэмы. «Новый мир» представляет читателю авторов разных «рангов» - от начинающих до корифеев.

Немало места в журнале занимает интересующая нас рубрика «Рецензии и обзоры», где представлены обзоры художественной литературы и подробные, обстоятельные рецензии на них.

«Книжная полка» журнала «Новый мир» также знакомит нас с новыми книгами, книги представлены разными жанрами. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией (приложение 20). Рубрику «ведут» разные авторы. В приложении представлена «Книжная полка Никиты Елисеева».

Очень интересна такая находка журнала, как «Библиографические листки». Здесь представлены не только отдельные книги, но и произведения из периодической печати, с указанием источника информации. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией. Очень удобно для читателей то, что рубрика постоянна. Рубрика используется также и библиотекарями при подготовке рекомендательных списков, литературных обзоров, бесед, вечеров (приложение 21).

«Литературная критика» представляет нам новые произведения молодых авторов; критика читается с интересом, т.к. написана живым и интересным языком, имеет много спорных мнений различных авторов-критиков на одно и тоже произведение.

«Звезда» - «толстый» литературный журнал, издаётся с 1926 года.

Журнал тоже открывается художественными произведениями, представленными разными авторами во всём многообразии жанров и стилей.

В журнале есть всё: и публицистика, и поэзия, и проза, и эссеистика, и критика, и мемуары.

А раздел «Новые переводы» представляет литературу зарубежных авторов.

«Звезда» не публикует литературно-библиографической информации как таковой. Единственная форма ЛБИ - на четвёртой странице обложки журнала, где представляются вниманию читателя и книготорговцев списки книг, уже вышедших в свет или готовящихся к печати (приложение 22).

С произведениями авторов дальнего зарубежья мы можем ознакомиться в журнале «Иностранная литература». Это ежемесячный литературный журнал, целые номера которого иногда посвящены литературе отдельной страны.

Раздел «Курьер «ИЛ»» знакомит нас с произведениями и авторами различных стран в форме литературного обзора.

«Среди книг» - в этом разделе печатается литературная критика.

Кроме «толстых» литературных журналов существуют также литературоведческие и «тонкие» журналы. Литературоведческие журналы удовлетворяют глубокий интерес читателей к литературным явлениям, потребность в изучении истории и теории литературы.

Одним из таких изданий является журнал «Вопросы литературы», рассчитанный на читателей, по роду своей деятельности связанных с литературой, и на широкие круги любителей литературы. На его страницах освещается текущая литературная жизнь России и зарубежных стран.

В центре внимания журнала находятся проблемы теории, истории литературы, критики, эстетики; публикуются материалы из архивов по истории русской классики, зарубежной и российской литературы. Рецензируются только литературоведческие работы, а обзоры посвящаются литературно- художественным произведениям.

Историко-литературный журнал «Русская литература» представляет особый интерес.

Каждый номер журнала открывается разделом, в котором разрабатываются проблемы истории и теории литературы. В критико-библиографическом разделе журнала «Обзоры и рецензии» анализируются заметные исследования теоретического и историко-литературного характера и капитального издания произведений писателей.

Для учителей-литераторов предназначен журнал «Литература в школе». Это журнал методического характера. Главная задача журнала - способствовать улучшению преподавания литературы в школе. Здесь печатаются статьи литературоведческого плана, обзоры, рецензии, списки книг.

Журнал «Детская литература» рассматривает проблемы истории, теории и современного развития детской литературы.

«Тонкие» или массовые иллюстрированные журналы существенно отличаются от «толстых» по своему профилю, задачам, читательскому назначению и внешнему облику. Эти журналы более оперативны и злободневны. Помимо литературно-художественных произведений, они публикуют материалы о международной жизни, о спорте, литературе и искусству. К таким изданиям относится, прежде всего, «Огонёк».

Ряд «тонких» журналов предназначаются для удовлетворения запросов определённых групп читателей - «Смена», «Сельская новь», женские журналы «Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг».

Публикация литературно-художественных текстов не занимает здесь ведущего места; обычно это небольшие повести, рассказы, очерки, стихи российских и зарубежных писателей. Литературная критика представлена лишь немногими краткими рецензиями и заметками о новых книгах или статьями, отмечающими крупные литературные юбилеи. Систематической литературно- библиографической информации «тонкие» журналы не содержат.

В местных журналах и газетах материалы о художественной литературе печатаются редко, но и здесь помещаются информационные материалы, пропагандирующие продукцию местных издательств.

В Тольятти выходят такие литературные издания, как литературный журнал «Город»; литературный альманах «Майские чтения»; вышел первый выпуск «Антологии тольяттинской литературы». В этих изданиях отражается литературная жизнь Тольятти: здесь представлены и юные, и опытные тольяттинские авторы: Борис Скотневский, Любовь Бессонова, Владимир Мисюк…

Закончить эту часть дипломной работы хотелось бы словами великого Николая Васильевича Гоголя, которые были обращены к охотникам «хоронить» именно журнальную литературу ещё в 1836 году, но которые актуальны и сегодня: «Журнальная литература, эта живая и свежая, говорливая и глубокая, также необходима в области наук, и художеств, и торговли. Она ворочает вкусом толпы, обращает и выпускает в ход всё выходящее наружу в книжном мире, и которое без того было бы в обоих смыслах мёртвым капиталом» (

2.2 Литературно-библиографическая информация на телевидении

В настоящее время радио и телевидение являются самым распространённым источником информации даже в самых отдалённых уголках страны, где издания периодики не всегда доступны. Используя возможность широкого охвата читателей, телевидение и радио могут заниматься рекламой литературных произведений.

Радио- и телепередачи характеризуются особой выразительностью и эмоциональностью. Телевидение обладает свойствами синтетичности, одновременного использования музыки, слова и изображения, что особенно соответствует образно-эстетической природе художественной литературы. Специальные социологические исследования убедительно показали, что в киноведческих и библиографических радио- и телепередачах главное внимание уделяется литературно-художественным изданиям.

Радио и телевидению могут быть свойственны планомерность и преемственность передачи ЛБИ, достигаемые через постоянство рубрик, что при относительной стабильности радио- и телевизионной аудитории создаёт предпосылки для систематического и последовательного распространения ЛБИ с достаточно определённой читательской и целевой направленностью. С развитием ранее учебного телевидения расширялась возможность передачи библиографической информации в помощь эстетическому самообразованию читателей.

Таким образом, возможности радио и телевидения в производстве и распространения ЛБИ исключительно велики, но и они имеют свои границы, особенно в объёме передаваемой библиографической информации и в удобстве её многократного использования.

Телевидение и литература - эта тема поистине безгранична. Ей посвящаются статьи и книги. И это понятно. Ведь сколько веков существует театр, а до сих пор исследователей волнуют его связи с литературой - подвижные, меняющиеся во времени. И по сей день думают и спорят о взаимодействии литературы и кинематографа. Что же тогда говорить о телевидении, где эти связи ещё не очень прочны, где им надо расширяться и углубляться.

Не смотря на то, что сегодня телевидение практически является коммерческим, оно всё же уделяет внимание литературно-художественным программам и знакомству читателей с новинками литературы.

Стоит выделить программу «Библиомания» (канал ОРТ), где речь идёт о вышедших в свет книгах, кратко передаётся их содержание, говорится о читательском назначении и о том где и когда их можно приобрести. Передача выходит в удобное для зрителей и читателей время один раз в неделю. Наряду с этой программой существуют и такие передачи, как «Книжная лавка», «У театральной афиши» (канал «Культура»), где также речь идёт о новинках литературы, проводятся обзоры литературы по определённой тематике, где можно приобрести эти издания. «У театральной афиши» рассказывает о том, где и когда проходят литературные вечера, где и какие проходят новые постановки по современным произведениям. Вот, пожалуй, и все основные программы.

А ведь ещё совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, существовали такие телепрограммы, связанные с литературой и ЛБИ, как выступление писателей в концертной студии Останкино; фильмы из серии «Литературное наследство»; альманахи «Круг чтения», «Поэзия»; фильмы-концерты, в которых известные актёры читали литературные произведения; существовали разнообразные учебные программы, и, наконец, многочисленные экранизации. Все эти программы существенно влияли на характер телевидения, в значительной мере определяя его содержательный, духовный уровень.

И всё же отрадно, что и сегодня не забыты такие формы литературных программ, как «Телевизионные театр» (телеканал «Киноклассика» и «Культура»), «Литературоведческие спектакли» (телеканал «Культура»). Отрадно также и то, что, хотя наше телевидение и направлено на рекламу и пропаганду, показ телепродукции «сомнительного качества» и низкого культурного уровня, находятся такие телеканалы и работающие на них специалисты: корреспонденты, ведущие, литераторы и т.д., которые всё-таки не устают развивать связи телевидения и литературы.

Ещё в 60-е годы ХХ века возник телевизионный литературный театр - некинематографический тип экранного существования литературы. Он предложил такую модель экранизации, которая опиралась на экранно-словесный образ.

Принцип бережного отношения к литературе соседствовал с понятием телевизионного прочтения прозы. Они дополняют, подкрепляют, проясняют друг друга.

Телевизионное прочтение прозы или поэзии может трактоваться буквально - как чтение с экрана, когда телевидение (ТВ) становится родом эстрадной площадки.

Жанр литературного театра зародился в лоне литературных редакций ТВ, его спектакли первоначально осуществлялись теми же сценаристами, редакторами, художниками, которые создавали литературные передачи и чьей главной и прямой целью была пропаганда художественной книги. Непосредственными же предшественниками и ближайшими родственниками литературного театра были телепередачи - «Репортаж из книги» и «Литературная игра».

Совсем недавно роль телеэкрана в жизни книги казалась полностью негативной. Памятны бурные дебаты на тему №слово или изображение», «экран или книга», пророческие монологи о скорой гибели «гутенберговой галактики», сопровождавшие продвижение ТВ вширь. Когда же экстенсивное распространение ТВ завершилось, выяснилось, что оно сопровождалось увеличением количества и тиражей издаваемых в мире книг. Обнаружилось также, что и в опыте отдельных людей, и в опыте целых народов ТВ выступает как стадия и способ приближения к письменной культуре, печатному тексту, книге.

Вопреки всем ожиданиям, литературный телеэкран оказался активным и действенным пропагандистом книги. Замечено и статистически доказано, что любая телеэкранизация, а особенно, как ни парадоксально, многосерийная, с наибольшей полнотой передающая литературный сюжет, порождает мощную волну интереса к произведению-оригиналу. Не секрет, что именно «Семнадцать мгновений весны» сделали бестселлерами все книги Ю. Семёнова, неизмеримо повысив и продлив на неопределённый срок его писательскую популярность. А многосерийная лента В. Ордынского «Хождение по мукам» спровоцировала очереди в библиотеках, предварительные записи на одноимённую трилогию А. Толстого. А в западных странах на этой почве вырос новый книжный бизнес: массовые переиздания книг предваряли соответствующие литературные постановки.

В телевидении литература способна обрести новую форму существования - не кинематографический перевод на язык экрана, а , скорее, перенос её в экранное пространство.

Расширяется сфера «специфически телевизионных» разновидностей экранизации - от модификации «рассказанной прозы» до телесериала.

На пороге своего появления киноэкранизация была воспринята как серьёзный конкурент книге и чтению. Думалось, что если не чтению вообще, то медленному и пристальному чтению пришёл конец, раз киноэкран принёс возможность «пробегать глазами» какой-нибудь длинный роман за час-полтора.

Действительно, чем способна быть киноэкранизация по отношению к литературному оригиналу - если брать мерой полноту его воспроизведения, - как необязательным дайджестом, скороговоркой, сжатым пересказом? И совсем другой вопрос - на самом деле «спрессованное» чтение неизбежное знамение времени?

Метраж фильма, продолжительность просмотра, его привязанность к кинотеатру предопределили то, что кинематограф не стал внимательным читателем. Но он пытался им быть - до тех пор, пока не смог перепоручить соответствующие обязанности телеэкрану. Одна из читательских попыток кино - это экранизации сериалов. Отсюда появляется новая форма - киносериал; многоговорящий факт, свидетельство культурной необходимости экранного чтения.

Функции телеэкрана по отношению к литературе, книге, чтению предопределили и то, что в телевидении предметом экранизации часто становится не только само по себе литературное произведение, но и его история и предыстория, понимание и толкование современниками и другими поколениями.

У телевидения особые взаимоотношения с литературой. Поэзию и прозу на ТВ чаще читают и разыгрывают, обращаясь к зрителю от первого лица (актёра, автора, рассказчика, поэта). Литературный текст, классический или современный, звучит с телеэкрана на вечерах поэзии, в литературных чтениях, в телеконцертах мастеров художественного слова, моноспектаклях и т.д.

Среди гибридных форм литературного ТВ, возникших на границе игрового и документального начал, значительное место занимают авторские телевизионные эссе. Здесь создаётся особый жанр аналитической художественно-научной передачи, своего рода «литературоведческий спектакль».

Таковы, например, телеспектакли пушкинского цикла по сценариям Р. Копаловой: «Домик в Коломне», «Египетские ночи» (режиссёр Л. Елагин), «Анджело» (режиссёр Кузенков), «Сцены рыцарских времён» (режиссёр П. Хомской).

Телевизионное обращение к нашей театральной классике является частью присущей телевидению важнейшей способности приобщению широких кругов зрителей и читателей к высшим достижениям художественной культуры. Телевизионный театр в гораздо большей степени, нежели традиционный театр, обращаются к прозе, в особенности к лучшим образцам нашей литературной классики.

При этом каждое удачное обращение телевидения к литературе становится основанием для увеличения интереса читателей к интерпретированной книге.

Издавна отношение к поэзии, глубина и тонкость поэтического восприятия считались одним из важных критериев в оценке духовной жизни, культуры отдельного человека, среды и даже целого общества. Без поэзии бледнеет душевная палитра, тускнеет и сглаживается кругозор, притупляется острота восприятия природы, человеческих отношений, жизни.

На помощь тем, кто хочет пополнить ряды настоящих читателей и ценителей стиха, сегодня приходит телевидение, вводя поэзию в каждый дом, делая её достоянием широчайшей аудитории. Пушкин, Маяковский, Блок, Некрасов, Фет, Плещеев, Рылеев, Ахматова, Твардовский, Хлебников, Уитмен, Багрицкий, Волошин, Есенин, Антакольский - вот далеко неполный перечень поэтов, стихи которых в последние годы прозвучали с голубого экрана.

Огромную роль играет телеэкран в развитии и в судьбах зрелищных и звучащих форм поэтического слова: искусства поэтической композиции, пьесы в стихах, художественного чтения.

Постоянная взаимосвязь телевидения, театра и литературной эстрады, в данном случае в сфере поэзии - породила такую программу «синтетического порядка», как «Телепоэзия», возникшую на стыке различных художественных компонентов.

Говоря о ЛБИ на телевидении, нужно говорить, прежде всего, о взаимодействии литературы и ТВ. И хочется думать, что практика «литературного» телеэкрана даёт возможность выделить определённые закономерности и перспективные тенденции телевизионного прочтения литературы, и ни в коем случае не противопоставлять «голубой экран» книге.

2.3 Литературно-библиографическая информация на радио

Как мы уже говорили, радио, наравне с телевидением, является самым распространённым и легко доступным источником информации.

Как ни одно другое средство, радио вездесуще. Его слушают и дома, и в транспорте (даже водители), и на работе. Радиопрограммы можно слушать не отвлекаясь от основного занятия в этот момент. Радио характеризуется широким охватом и частностью, избирательностью, живым характером обращения, оперативностью. Поэтому на радио, как и на телевидении, очень удобно размещать книговедческие и литературно-библиографические передачи, где главное внимание уделяется художественным изданиям, радиоспектаклям по ним.

Формы информации о художественной литературе на радио очень разнообразны. Это:

- рекламные сообщения;

- интервью с авторами книг;

- авторские передачи, посвящённые художественной литературе;

- специальные литературно-информационные передачи, которые знакомят с историей литературы, дают анализ произведений, побуждают обращаться к специальной литературоведческой справочной литературе;

- литературные игры: викторины, конкурсы, казино;

- литературные чтения и радиоспектакли.

Рассмотрим состояние и формы ЛБИ на канале «Радио России». В отличие от других радиостанций «Радио России» транслируется на все регионы (даже самые отдалённые) России.

Программу передач «Радио России» можно найти в газете, которая выходит еженедельно, где помещается информация и программа сразу на всю неделю - это «Российская газета».

Достоинство этого радиоканала ещё и в том, что здесь очень разнообразны книговедческие, литературные и библиографические программы. Они имеют постоянное время выхода в эфир и транслируются в течение всей недели (кроме отдельных программ). Это создаёт удобство для радиослушателей, которые привыкают слушать свои любимые программы в одно и тоже время, не пропускать их. А утренние программы библиотекари могут использовать в своей работе с читателями.

Итак, начнём с программы «Книговорот». Она рассказывает о книгах новых, любимых, напоминает нам о забытых произведениях, а также рассказывает о самых разных книжных изданиях в других областях знаний. Передача выходит в эфир 2 раза в неделю: в понедельник и в субботу. Время выхода в эфир в понедельник не очень удобно для слушателей, т.к. это 03.10. утра по московскому времени. А вот суббота - это уже 20.10. вечера, в это время радиослушатели отдыхают и имеют возможность наслаждаться прослушиванием своей любимой программы.

Программа «Литературные чтения» выходит ежедневно, кроме выходных дней, в 11.30. утра. Здесь произведения классиков и современных авторов читают и выдающиеся актёры, такие как О. Табаков, М. Казаков, М. Неёлова, А. Демидова, и молодые артисты московских и петербургских театров.

Программа «Детективный сериал» также выходит ежедневно, кроме выходных дней, и, что очень удобно, 2 раза в день: днём - в 13.10. и вечером - в 20.10. Это удобно для слушателей: не успев прослушать программу днём - можно прослушать её вечером. «Детективный сериал» передаёт любимые детективы и радиопостановки по ним; рассказывает истории создания детективов; предоставляет микрофон создателям этого жанра. Это любимая передача радиослушателей-мужчин и подростков.

Только по понедельникам, в 15.30. телеканал «Культура» на «Радио России» представляет свои литературно-художественные и театральные программы, которые можно увидеть на голубом экране в течение недели. Программа называется «Услышать чтобы увидеть». Такое сотрудничество очень ценно тем, что здесь происходит объединение интересов радио и телевидения в процессе повышения культурного и духовного уровня слушателей и телезрителей.

Программа для старшеклассников «Лицей» рассказывает о наших великих классиках, прозе и поэзии XVIII - XIX веков, даёт анализ этих произведений, знакомит с литературоведческими и справочными изданиями. Передача выходит 2 раза в месяц по понедельникам в 16.30.

Во вторник и среду на «Радио России» в 09.10. выходит «Радиосериал». «Радиосериал» даёт возможность слушателям с самыми разными литературными интересами «встретиться» со своими любимыми произведениями в форме радиоспекталя.

«Детский остров» - уже само название говорит о том, что эта передача предназначена для подрастающего поколения. Литературные игры, путешествия в страну литературных героев, выступление детских писателей и поэтов, детские радиотеатры - всё это привлекает юных читателей уже к любимым и ещё незнакомым книгам. Передача выходит в эфир во вторник, среду, четверг и пятницу в 09.30. утра, а в субботу и в воскресенье в 10.30. утра.

Один раз в месяц, в среду в 14.30. выходит театральная программа «Карету мне, карету». Передача рассказывает о новых театральных постановках, где и когда их можно увидеть.

Литературная радиовикторина для старшеклассников «Я - детектив» выходит 2 раза в месяц, в среду и четверг в 16.30. Викторина проходит по законам детективного жанра и по произведениям этого жанра. Ответы на вопросы побуждают слушателей ещё и ещё раз обращаться к текстам самих произведений.

Программа «Причалы» является исторической передачей, но и здесь рассказывается о художественных произведениях, посвящённых нашей истории. Программа выходит в эфир по пятницам в 09.10.

На «Радио России» существует и такая передача, как «Из фондов радио Украины» (аналогично из фондов других стран СНГ), где передаются радиоспектакли различных театров Украины (других стран). Радует то, что с «развалом» СССР, наше радио не перестаёт сотрудничать с «бывшими» республиками СССР в литературном плане. Передача в эфире по субботам в 13.10.

В выходные дни на волнах «Радио России» авторская программа А. Дементьева, где он говорит о литературе сегодняшнего дня. Эфир в субботу в 14.10., в воскресенье в 16.10.

В 17.40. в субботу выходит очень интересная передача, посвящённая «возвращённой литературе» и поэтам русского зарубежья. Она называется «Мы жили тогда на планете другой».

Субботним днём в 13.30. транслируется программа «Театр у вас дома». Передача - радиоспектакль.

«Классика с полчасика» - посвящена классическим произведениям. Суббота, 15.30., один раз в месяц.

Субботний вечер, 20.10. - «Взгляните на портрет», передача рассказывает о творчестве поэтов-классиков, поэтов «серебряного века» и наших современников.

Воскресенье, 19.30. - аналог газеты «Книжное обозрение» - радиогазета «Книжное обозрение». На волнах этой радиопередачи дебютируют молодые авторы и уже признанные; даётся материал о произведениях печати; публицистика и критика; материал по художественной литературе и литературоведению. Передача посвящена и книготорговцам.

По выходным дням, в 19.10. на «Радио России» передача «История любви». Она рассказывает о женщинах и их роли в судьбе русских (российских) писателей и поэтов. В основе передачи лежит интересный историко-литературный материал; рекомендуются книги о жизни и любви великих людей. Материал передачи можно использовать для подготовки мероприятий, посвящённых 8 Марта и персональным лицам. Передача представляет интерес для всех тех, кто интересуется психологией человеческих отношений и ценит истинное чувство любви и дружбы между мужчиной и женщиной.

Как мы видим, радио имеет широкие возможности в предоставлении своим слушателям литературной, библиографической и книговедческой информации, и формы этой информации самые разнообразные. Убедиться в этом нам помог канал «Радио России».

3. Взаимодействие библиотек и СМИ на примере работы «Библиотеки Автограда» (г. Тольятти)

3.1 «Библиотека Автограда» - городской общедоступный центр информации

28 сентября 1967 года принято решение о создании библиотеки завкома профсоюза - «Библиотека профкома ВАЗа». С 1974 года - это «Библиотечно-информационный комплекс АО «АВТОВАЗ»» (приложение 23). А с 1 января 1999 года БИК был преобразован в Муниципальное учреждение культуры «Библиотека Автограда».

30лет (1968-1998) библиотеку возглавляла Краснова Ирина Алексеевна. Она является заслуженным работником культуры. Всю себя Ирина Алексеевна посвятила любимой работе.

С 1999 года библиотеку возглавляет молодой и энергичный директор, профессионал своего дела - Булюкина Надежда Валентиновна.

В «Библиотеке Автограда» работает 138 человек. За 2001 год произведено около 2-х миллионов книговыдач, представлено 46000 справок. Книжный фонд универсального содержания - 658 тысяч.

В том числе:

- литература по искусству 47270 экз.;

- аудиовизуальные материалы 6445 экз.;

- литература на иностранных языках 6000 экз.;

- литература по медицине 10105 экз.;

- коллекция из Франции начала ХХ века 932 экз.

Ежедневно библиотеку посещают 2000 читателей, половина из которых приходит в центральный отдел, остальные - в 17 филиалов. 70% читателей - студенты. В распоряжении посетителей - Интернет-центр, современная компьютерная сеть из 50 ПК, доступ к электронному каталогу библиотеки и правовым базам данных.

Самое важное для библиотеки сегодня - «разбить» сложившийся стереотип. В умах многих тольяттинцев остаётся убеждение, что библиотека - это очень тихое место, куда идут люди, живущие ценностями далеко не современного мира, а библиотекари - интеллигентные дамы, «спрятавшиеся» от реальной жизни среди книг.

На самом деле современная библиотека, в том числе и «Библиотека Автограда» - большой серьёзный организм (приложение 24). Тольятти - бурно растущий город, невозможно остаться в стороне от его развития. «Библиотека Автограда» вышла из-под крыла ВАЗа, создаёт современный публичный информационный центр с автоматизированными библиотечными технологиями. Кредо библиотеки - ориентироваться в работе на мировой опыт. Проблемы, с которыми читатели обращаются в библиотеку, невероятно разнообразны, и все они могут быть преодолены с помощью информации. Каждому читателю библиографы предоставят возможность воспользоваться огромным количеством источников, в том числе и нетрадиционных: интернетом, базами данных других библиотек, информацией на дисках и видеокассетах. Библиографы сегодня не только архивисты и поисковики, но и аналитики и специалисты по доступу к информации. В условиях тотального дефицита времени библиотекари способны проделать за читателя огромную работу: найти по любой необходимой читателю теме рациональное зерно в «залежах» информации практически всего мира.

Главной для библиотеки остаётся информационная составляющая, но в процессе её реализации библиотекари решают образовательные, коммуникативные, социокультурные вопросы. Любая современная библиотека, в том числе и наша, становится местом распространения культурного наследия всего человечества. Читатели подчас не ожидают встретить здесь такое обилие информации. При очень низком уровне накопления новых фондов библиотека работает практически на все вновь открытые вузы. Кстати, часто студенты и их родители не задумываются о том, что в многочисленных столичных филиалах нет своих книжных фондов, а это значит, что студент будет всю научную и профессиональную литературу искать в городской библиотеке.

Библиотека также поможет вам:

- организовать ваш досуг приглашением на литературные вечера, встречи с интересными людьми, художественные выставки;

- найти информацию: библиографическую, фотографическую, полнотекстовую, аудио- и визуальную;

- оформить вашу личную библиотеку: составить карточный каталог, создать электронную версию каталога, заказать и приобрести нужную книгу;

- предоставить во временное пользование книги, газеты, журналы, аудио и видеокассеты.

Дополнительные услуги «Библиотека Автограда» (предоставляются по договору): навигация по Интернет-ресурсам (поиск адресов, ссылок, отправка по e-mail); справочная информация: адреса, статистика, погода, расписание поездов и самолётов, перевод текста, схемы, карты; информирование организаций по требуемой теме: по фондам нашей библиотеки, по ресурсам библиотек страны; поиск нормативно-правовых актов регионального и общегосударственного уровня и распечатка (по теме, консультации и комментарии, вопрос-ответ).

Библиотека пользуется финансовой поддержкой Департамента культуры мэрии г. Тольятти, что позволяет укрепить библиотеке материально- техническую базу.

Благодаря финансовой поддержке АО «АВТОВАЗ» «Библиотека Автограда» продолжает обслуживать работников ВАЗа через сеть библиотек на территории завода. 24 тысячи читателей (данные 2001 года) прочли здесь более полумиллиона (!) книг, газет, журналов. Производства, профкомитеты, отделы по персоналу продолжают выделять библиотекам дополнительные средства на приобретения книг, периодических изданий, проведение культурно-досуговых мероприятий и ремонт помещений.

В 2002 году «Библиотека Автограда» продолжила участие в мегапроекте «Пушкинская библиотека». В рамках благотворительной программы «Книги для российских библиотек» и «электронная информация для библиотек» нами получено 5088 экз. уникальных по своему изданию книг, 166 видеокассет с фильмами русской и советской классики, 97 CD-ROMов с базами данных электронных периодических изданий на английском языке в области гуманитарных наук.

Развивая проектную деятельность, «Библиотека Автограда» вышла на сотрудничество с Общественным фондом Тольятти. Проект библиотеки «Щедрый дар» был поддержан Общественным фондом Тольятти.

«Щедрый дар» - проект, представляющий читателям возможность пользоваться коллекцией изданий, переданной в дар «Библиотеке Автограда» русским эмигрантом во Франции. Коллекция представляет собой уникальный фонд документов культурного наследия XIX - начала ХХ веков, насчитывающий более 900 экземпляров, отражающих интересы русской эмиграции.

Каждый год библиотека приглашает юных читателей участвовать в программе летнего чтения «Литературное лето». В программе участвуют школьники 1-5 классов и 6-8 классов. Участники читают книги, названия которых вносят в альбом «Мой рекорд чтения», выполняют творческие задания (делают книжные закладки, составляют кроссворды, головоломки, рисуют иллюстрации к произведениям и т.д.). А победителей чтения ждут призы.

А в Литературной гостиной проводятся поэтические фестивали; Дни информации о новой литературе и периодике; литературные и музыкальные вечера; встречи с писателями и художниками; занятия клубов по интересам; еженедельная передача по ТВ ВАЗа «Книжная лавка».

Главная библиотека Автограда находится в самом центре Автозаводского района г. Тольятти, в комплексе Дворца культуры и техники ВАЗа. Это давно воспринимается как должное. Ведь каждый пятый житель города является читателем, даже если считать младенцев.

Муниципальное учреждение культуры «Библиотека Автограда» давно стало гордостью не только ВАЗа, Тольятти, Самарской области, но и России.

3.2 «Библиотека Автограда»: связь со СМИ города

Библиографический материал о художественной литературе и сами издания, быстрая и исчерпывающая информация на газетные и журнальные статьи могут быть представлены в библиотеке в различных формах.

В библиотеках Тольятти сложилась определённая система массовой работы по пропаганде художественной литературы, «толстых» и «тонких» журналов и газет.

Традиционно: книжные выставки такие, как «Новинки литературы» - где выставляются книги, вновь поступившие в библиотеку; «Художественная литература на страницах журналов и газет» - где читателей знакомят с новыми произведениями в периодической печати и библиографической информации о них; «Читаем, спорим, обсуждаем» - выставляются не только сами издания, но и рецензии на них, а если книги уже прочитаны посетителями библиотеки, то, по возможности, и мнения самих читателей в письменном виде; интересны также и другие выставки: «Рекомендует библиотекарь», «Круг вашего интереса».

Всегда интересны выставки: одного журнала или одной книги. Например, «Именем столицы наречённый…» - выставка посвящена литературно- художественному журналу «Москва». Она содержит сведения об истории названия журнала и истории его создания. Разделы выставки содержат название постоянных и ведущих рубрик журнала. Цель выставки - раскрыть специфику журнала и привлечь к нему внимание наибольшего числа читателей. Выставка также содержит сведения о журнале (дата основания, периодичность выхода в свет, читательский адрес). Выставка дополняется материалами из других источников - книг, газет, журналов, содержащими материалы о «Москве».

Очень интересна выставка одной книги, посвящённая четырёхсотлетию первого издания В. Шекспира «Гамлет». Автор и оформитель выставки - библиотекарь сектора иностранной литературы Шалагина Н.В. Выставка называлась «Hamlet, Prince of Denmark». На выставке присутствовали издания как на русском языке, так и на языке Шекспира. Рассказана история создания произведения и интересные случаи, связанные с ним. Выставка дополнена художественными иллюстрациями, выполненными с помощью сканирования и разретуширования Шалагиной Н.В. (приложение 25).

За время своего существования выставка вызвала широкий интерес читателей и благодарность её автору. Ведь многие из них по-новому открыли для себя это произведение.

Выставка «Наши истоки» (автор: коллектив библиотеки-филиала №3, заведующая - Балашова Л.Н.) хоть и имеет социальную направленность, но на мой взгляд универсальна, т.к. в каждом разделе выставки можно выставлять как художественную литературу, так и литературу других жанров (приложение 26).

В разделе выставки «Наш дом» можно выставить и художественную литературу на «бытовые» темы, и выставить издания такой направленности, как «Домострой», «Русский дом», «Жизнь и быт русского народа» и др.

В разделах»Наша земля» и «Наш язык» можно выставлять художественные произведения местных авторов и местные художественные журналы.

В рубрике «Наша история» - книги об истории нашего края или города.

Все эти мероприятия анонсируются и освещаются в СМИ города.

Информационно-библиографический отдел (ИБО)«Библиотеки Автограда» выпускает ежемесячный бюллетень «Новые книги» (приложение27). В него включены издания, поступившие в библиотеку впервые. ИБО делает также ежемесячный обзор по страницам периодической печати «А вы читали…?» (приложение 28), где кроме других разделов, освещающих наиболее интересное в периодике, есть и раздел «Новое в литературно-художественных журналах. Художественная проза.»

«Библиотека Автограда» , и, в частности, её Литературная гостиная, выходит на радиостанцию «Новый век» телерадиокомпании ВАЗа при Дирекции по связям с общественностью на волне 107,9 FM - базовый канал «Эхо Москвы».

Постоянное освещение и проведение таких программ, как:

- «Литературная гостиная приглашает» - анонсы на радио мероприятий, проводимых в течение месяца;

- «Встречи для Вас» - репортажи о встречах с выдающимися людьми города, в том числе с поэтами и прозаиками;

- авторская программа Н. Пружанской «Гитара времени» - знакомство с поэтами-песенниками и бардами г. Тольятти;

- «Антракт» - встречи с местными писателями и знакомства с их новыми книгами;

- проходят радиопрезентации художественных выставок;

- постоянные литературные обзоры.

На радиоволне «Городское радио» - освещается социокультурная деятельность библиотеки. Проводятся прямые эфиры с читателями и слушателями, интерактивные опросы жителей города на самые разные темы.

На базе Литературной гостиной существует «Театр книги», где происходят оригинальные представления книг на сцене силами коллектива библиотеки. Проводятся также «Конкурсы чтецов».

Литературная гостиная даёт «путёвку в жизнь» молодым авторам г. Тольятти. Это одно из тех мест, где формируется культурное пространство нашего города.

Но не только в центральной библиотеке проводятся все эти мероприятия. Их проводят как библиотеки-филиалы, так и на волнах городского радио.

Практически те же выставки, что проводит центральная библиотека, проводит и библиотека-филиал №3 (где непосредственно работает автор дипломной работы). Филиал находится на территории сборочно-кузовного производства ВАЗа, и пользуется большой популярностью как у сотрудников СКП, так и у сотрудников других производств.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на радио- и литературных обзорах, проводимых сотрудниками библиотеки.

Литературные обзоры проводятся с целью познакомить читателей с последними новинками журнальной прозы, рассказать об авторах произведений, дать возможность участникам-читателям высказать своё мнение о прочитанном, обсудить заинтересовавшие материалы.

Проводятся такие обзоры в клубной форме: один раз в три месяца, т.е. ежеквартально, приглашаются читатели, интересующиеся журнальной прозой, и в непринуждённой обстановке, за чашкой чая проводят вместе час общения.

Перед ответственным за проведение литературных обзоров стоят следующие задачи:

- ознакомить с периодическими изданиями (в данном случае это «толстые» журналы);

- информационно-библиографическое описание произведений;

- изучение творческих биографий авторов;

- отбор периодики для обзора и т.д.

При изучении творческой биографии автора, рецензий на его опубликованные произведения хорошо использовать систематическую картотеку статей, позволяющую отследить публикацию отдельных авторов, в каком году они были напечатаны, какой резонанс имели, критические отзывы и т.д. Многие журналы помещают краткую информационную статью об авторе на колонтитулах, что освобождает читателя от дополнительных поисков информации об авторе.

В условиях заводской библиотеки такие обзоры проходят во время обеденного перерыва в течение 40-50 минут.

Считаю проведение литературных обзоров в заводской библиотеке необходимым, т.к. они позволяют в условиях жёсткого ограничения времени быстро сориентировать читателя при выборе современной журнальной прозы, познакомить его с последними новинками в мире литературы, предоставить информацию об авторах.

Радиообзоры проводятся как на волнах радиостанции «Новый век», так и по заводскому радио. Проводит эти обзоры главный библиотекарь филиала №3 Беляева Ольга Владимировна. По сути, это её авторская программа.

Передача «Новости в обложке» существует ровно год, её первый выход в эфир состоялся в январе 2002 года после двух предварительных анонсов. сделано 15 выпусков. Передача может выходить в двух режимах:

- еженедельно в течение 3-х минут, посвящена 1-2-м авторам с кратким анализом произведений, т.е. предоставлен к обзору один номер какого-либо журнала;

- ежемесячно в течение 5-7 минут представляет все номера «толстых» журналов за истекший месяц, расставляя акценты на наиболее интересных произведениях, рубриках, интервью.

Программа выходит в эфир на радиостанции «Новый век».

Передача «Новости в обложке» оформлена музыкальной заставкой, содержащей текстовую информацию (название), что позволяет делать её узнаваемой в эфире для радиослушателей. Также в течение всего радиообзора текст сопровождается мелодией, позволяющей подчеркнуть его эмоциональное содержание.

Цели и задачи передачи аналогичны традиционным литературным обзорам, с той лишь разницей, что радиообзор должен нести информацию о том, где, в каких библиотеках читатель сможет получить заинтересовавшие его издания. Указание учреждения культуры («Библиотека Автограда»), его адреса и услуг, предоставляемых библиотекой (а этой информацией заканчивается каждый выпуск радиопередачи) можно считать рекламой учреждения, повышающей его статус в общественной и культурной среде, привлекающей новых читателей.

«Библиотека Автограда» тесно сотрудничает с редакциями газет: «Волжский автостроитель», «Площадь Свободы», «Деловая среда», «Презент», «Презент-центр», «Тольяттинское обозрение», а также с редакциями журналов «Мой мир», «Тольятти-менеджер», они поддерживают библиотеку в её творческих начинаниях, публикуют статьи, как о самой библиотеке, так и о её работе. Анонсируют литературные мероприятия библиотеки. Печатают списки новых поступлений и литературные обзоры, подготовленные библиотекой. предоставляют свои страницы для встреч с местными поэтами и прозаиками.

Не первый год библиотека сотрудничает с ТВ ВАЗа и другими телекомпаниями города.

Сотрудничество библиотеки с ТВ ВАЗа приобрело различные формы, но при всём их многообразии можно выделить два направления: оказание помощи тележурналистам в подборе материала и непосредственное участие в телепередачах.

Сотрудники телевидения обращаются в библиотеку при подготовке, как обзорных информационных программ, так и тематических. Например, подборка для обзора новостей интересных публикаций в периодике.

Но наиболее интересны для библиотеки те телевизионные передачи, в которых принимают участие её сотрудники. Диапазон этих программ чрезвычайно широк: от литературно-библиографических обзоров до трансляций массовых мероприятий.

Оказалось, что трансляции таких обзоров литературы по телевидению получает заметный резонанс и приводит к резкому повышению спроса на книги и журнальные публикации.

При сотрудничестве с ТВ ВАЗа библиотека получила возможность показывать заседания литературных объединений и Литературной гостиной, клубов по интересам.

Но главным в достижении сотрудничества «Библиотеки Автограда» с ТВ ВАЗа была и остаётся программа «Книжная лавка».

Невозможно рассказать обо всех выпусках передачи «Книжная лавка», в год в среднем выходит 30 выпусков, в их числе и специальные праздничные. Много пожеланий и предложений в адрес этой передачи приходит от постоянных читателей и телезрителей, а это лучшее доказательство того, что она нужна горожанам - любителям книги и чтения.

Поскольку передача «Книжная лавка» является авторской программой работников «Библиотеки Автограда», в оформлении передачи присутствуют детали библиотечного оборудования. Это способствует созданию соответствующей обстановки для книг и журналов.

«Книжная лавка» представляет читателям новинки литературы, проводит встречи с авторами и гостями города. Представляет литературно- библиографические обзоры.

Телепередача «Книжная лавка» имеет своё постоянное время в сетке программ ТВ ВАЗа. Она выходит в эфир каждое воскресенье в 18 часов. Время показа удобно для просмотра. Передача - уже сложившаяся традиция, её хорошо знают и ждут представители читающей интеллигенции нашего города.

Особо хочется отметить творческий проект «Книга на телеэкране». Автор проекта Кишкурно Александра Владимировна, главный библиотекарь МУК «Библиотека Автограда». Авторский проект «Книга на телеэкране» получил грант (бюджетный) в 34000 рублей. Деньги пошли на реализацию этого проекта (приложение 29).

Здесь же идет «Отчёт по реализации творческого проекта «Книга на телеэкране»».

Несмотря на то, что проект проводился в течение 2001 года и захватил лишь 5 месяцев 2002 года, он продолжает работать и сегодня, это видно из целей и задач проекта. На эти средства приобретены новые книги и оборудование, которые «работают» и сейчас. Поэтому проект «Книга на телеэкране» продолжает действовать и творчески развиваться.

Опыт сотрудничества библиотеки и телевидения нужно и населению, и библиотеке. Если несколько лет назад считалось, что «на пути книги к читателю встало телевидение», имея ввиду дефицит свободного времени, то теперь можно сказать совсем по-другому: «Телевидение стало надёжным помощником в продвижении книги к читателю».

3.3 Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ (анкетирование читателей)

Все компоненты СМИ обладают широкими и многообразными возможностями для создания и распространения ЛБИ. Любой человек так или иначе попадает под их влияние. Однако, воздействие каждого канала СМИ неодинаково, и многие читатели иногда используют содержащуюся в них информацию неосознанно.

Для того, чтобы определить, насколько СМИ помогают читателю в выборе книги, на базе библиотеки-филиала №3 («Библиотека Автограда») было проведено анкетирование читателей. Анкета прилагается (приложение 30).

В анкетировании приняли участие 35 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Если это число принять за 100%, то процентное соотношение состава респондентов следующее:

- инженерно-технические работники - 20%;

- начальники цехов - 8%;

- рабочие - 35%;

- молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет - 12%;

- студенты-заочники - 25%.

Из проведённого анкетирования видно, что больший процент посещающих библиотеку читателей - это рабочие, затем студенты и ИТР, потом молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет, и, последние, начальники цехов.

Из них ЛБИ пользуются: инженерно-технические работники - 18%, начальники цехов - 8%, студенты - 20%. Остальные 7% в ней не нуждаются. Мы видим, что это люди с высшим образованием или студенты вузов.

На 9 вопросов анкеты они дали положительный ответ. На 10-й вопрос ответили, что лучше всего представлена ЛБИ в периодике, но они больше используют информацию на радио, т.к. имеют возможность слушать его и на работе, и за рулём автомобиля. Довольны сотрудничеством библиотеки-филиала с заводским радио, т.к. там проводятся радиообзоры периодики и литературных новинок, непосредственно находящихся в библиотеке-филиале. К СМИ, размещающих у себя литературную информацию, относятся положительно.

Опрошенные читатели выразили пожелания, чтобы библиотека почаще проводила литературные и радиообзоры. Литературные - хотя бы 1 раз в 2 месяца (вместо ежеквартального), а радиообзоры - ежемесячно.

В условиях жёсткого ограничения времени, ЛБИ помогает этой категории читателей в выборе книг, быстрой ориентации в современной журнальной прозе, а иногда и представляет нужную информацию об авторе.

А вот рабочие и молодёжь, за некоторым исключением, ответили, что знают «что такое ЛБИ», но практически не пользуются этой информацией, т.к. предпочитают читать: женщины - «романтическую» или, так называемую, «женскую прозу»; мужчины и молодёжь - детективы, приключения и фантастику.

Но пожелания были, в основном, те же, что и у первой группы читателей, плюс ещё проводить, по возможности, литературные обзоры на рабочих местах, т.е. непосредственно в цехах.

Проанализировав итоги анкетирования, библиотекари пришли к таким выводам:

- приобщить как можно больше число рабочих и молодёжи к использованию ЛБИ в СМИ для более полного удовлетворения своих читательских интересов;

- читателей, не знающих что такое ЛБИ, ознакомить с ней и научить ею пользоваться;

- проводить обзоры литературы, хотя бы 1 раз в 2 месяца, т.к. чаще может не получиться из-за несвоевременной доставки «толстых» журналов.

Заключение

В сложное и непростое время мы с вами живём. Долгие годы мы вполне обоснованно гордились огромными сдвигами в области развития культуры. Вместе с тем за победными рапортами мы немало упустили и даже потеряли из-за административно-командных методов руководства духовной сферой, остаточного принципа руководства культурой. В результате культурная жизнь усреднялась и обеднялась, теряла связи с духовным наследием прошлого и общемировыми традициями, резко снизились культурные запросы населения.

В этих условиях главная задача состоит в том, чтобы создать все условия для подъёма культурной сферы, для всемерной активизации интеллектуального и духовного потенциала. Никакая демократизация и никакие экономические преобразования в обществе не приведут нас к успеху без прогресса в области культуры.

Важная роль в этом принадлежит СМИ, без которых трудно рассчитывать на эффективность современной культурной политики.

Изучив материалы различных исследований по вопросу влияния СМИ на формирование культурной и духовной среды, автор дипломной работы пришёл к выводу, что:

- у СМИ большие возможности в области предоставления ЛБИ читателям;

- опыт «Библиотеки Автограда» г. Тольятти убедительно свидетельствует о положительных тенденциях использования СМИ в различных формах информационно-библиотечной работы;

- использование СМИ в библиотеке предполагает наличие материально-технической базы, а также творческих контактов с сотрудниками СМИ;

- позитивное отношение читателей к СМИ, как источнику информации подтверждается данными опроса, и это мнение следует учитывать при планировании дальнейшего развития библиотечных форм и методов работы;

- восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, в том числе и в области культуры, осуществляется через и с помощью СМИ;

- чем выше будет уровень российских СМИ, тем качественнее будет российское общество;

- на людях, работающих в системе массовых коммуникаций, лежит огромная ответственность за те информационные потоки, которые воздействуют на человека и общество в целом;

- при взаимодействии и партнёрстве библиотек, учреждений культуры и СМИ города, будут созданы условия по формированию творческого потенциала и тенденций развития процессов в сфере культуры;

- чем больше будет СМИ, профессионально поддерживающих культуру, выполняющих культурно-просветительскую миссию, тем качественнее станет культурная и духовная среда общества.

Список использованной литературы

1. Алёшина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: Учебник/ И.В. Алёшина.-М.: ЭКСМО, 2002.-480с.

2. Андрунас, Е.И. Информационная элита: корпорации и рынок новостей/ Е.И. Андрунас.-М., 1999.-102с.

3. Бавин, С.П. Ещё раз о рекомендательной библиографии/ С.П. Бавин// Мир библиогр.-2001.-№2.-С.39-40.

4. Бавин, С.П. Популярная литературная библиография и информационная культура личности. Моногр./ С.П. Бавин.-М.: РГБ; 1996.-92с.

5. Бавин, С.П. Литературная библиография (день нынешний и день грядущий)/ С.П. Бавин.// Сов. библиотековедение.-1991.-№3.-С.48-53.

6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: т. 5./ В.Г. Белинский.-М., 1954.-380с.

7. Бореев, В.Ю. Культура и массовые коммуникации/ В.Ю. Бореев.-М., 1984.-115с.

8. Борецкий, Т.Г. Телевизионная журналистика/ Т.Г. Борецкий.-М., 1994.-198с.

9. Булюкина, Н.В. «Библиотека Автограда» в современной системе информации/ Н.В. Булюкина// Менеджер-Тольятти.-2001.-№3.-С.83-85.

10. Ванеев, А.И. К дискуссии о руководстве чтением/ А.И. Ванеев//Науч. и техн. б-ки.-1992.-№6.-С.24-29.

11. Вестник Департамента культуры г. Тольятти: Спецвыпуск.-1999.-№1.-56с.

12. Вестник Департамента культуры г. Тольятти: Спецвыпуск.-2002.-№1.-56с.

13. Виноградова, Л.А. История книжной торговли/ Л.А. Виноградова, А.А. Говоров.-М.: Книга, 1982.-290с.

14. Давыдова, М.И. Принципы классификации литературной рекомендательной библиографической информации/ М.И. Давыдова// Сов. библиогр.-1982.-№2.-С.12-22.

15. Давыдова, М.И. Литературная библиография: объект, специфика, функции/ М.И. Давыдова// Мир библиогр.-2001.-№3.-С.32-38.

16. Давыдова, М.И. В мире художественной литературы/ М.И. Давыдова// Мир библиогр.-2001.-№4.-С.71-74.

17. Добрынина, М. В защиту рекомендательной библиографии/ М. Добрынина// Сов. библиогр.-1990.-№8.-С.21-23.

18. Есин, Б.И. Идеологическая направленность в современных СМИ и русская традиция/ Б.И. Есин// Вестник Московского универс-та: социология, политология.-1999.-№3.-С.3-6.

19. Еськова, Т.И. Литературный марафон/ Т.И. Еськова// Мир библиогр.-2000.-№5.-С.52-55.

20. Засурский, Я.Н. Массовая коммуникация в современном мире/ Я.Н. Засурский// Вестник Московского универс-та: социология, политология.-1999.-№3.-С.7-9.

21. Засурский, И.И. Взаимоотношения СМИ и общества в России 1990-х годов/ И.И. Засурский// Вестник Московского универс-та: журналистика.-2001.-№1.-С.25-28.

22. Засурский, Я.Н. Российские медиа в ХХ в./ Я.Н. Засурский// Вестник Московского универс-та: журналистика.-2001.-№3.-С.3-6.

23. «Звезда»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.№№1-11.

24. «Знамя»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.№№1-11.

25. Зоркая, Н. Чтение 90-х: другой читатель/ Н. Зоркая// Кн. обоз-ние.-1999.-№11.-С.20.

26. «Иностранная литература»: Лит. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-10.

27. Итоги маркетингового исследования местных СМИ среди тольяттинцев// Центр социальных технологий.-2001.-№8.-С.2-3.

28. Итоговый годовой обзор результатов анализа материалов местных газет// Центр социальных технологий.-2001.-№12.-С.4-5.

29. Кизилов, Н. В пространстве культуры// Б-ка.-2002.-№6.-с.82-83.

30. «Книжное обозрение»: газ.-М., 2001; 2002.

31. Лауфер, Ю.М. Характерные черты литературно-библиографической информации/ Ю.М. Лауфер// Современные проблемы библиографии и библиографоведения: Межвуз. сб. науч. тр.-М., 1985.-С.44-56.

32. Лауфер, Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии: Историографический очерк/ Ю.М. Лауфер.-М.: Книга, 1978.-280с.

33. «Литературная газета»: Газ.-М., 2001; 2002.

34. Ляшенко, Б.Б. Радио без тайн/ Б.Б. Ляшенко.-М.: Искусство, 1999.-222с.: ил.

35. Маршак, С.Я. Воспитание словом: статьи, заметки, воспоминания/ С.Я. Маршак.-М., 1975.-99с.

36. «Москва»: Журн. русск. культуры.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-12.

37. Нардестренг, К. Роль СМИ в обществе: уроки России/ К. Нардестренг// Вест. Московс. ун-та: Журналистика.-2001.-№3.-С.4-6.

38. «Новый мир»: Журн. худ. лит. и обществ.-полит. мысли.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-12.

39. Обризан, А.И. Для читающей России/ А.И. Обризан// Библиогр.-2001.-№1.-С.28-33.

40. «Октябрь»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-11.

41. Полищук, Ю. Характер информационных потребностей читателей сегодня/ Ю. Полищук// Науч.-техн. б-ки.-1999.-№8.-С.46-81.

42. Поэтика телевизионного театра/ Под ред. Ю. Богомолова.-М.: Искусство, 1989.-239с.

43. Программа развития культуры г. Тольятти на 2002-2004 гг.// Вест. Департамента культуры г. Тольятти.-1999.-№12.-С.3-18.

44. Радиоискусство: теория и практика.-М.: Искусство, 1991.-198с.

45. Резников, Г.Р. Литературный экран: заметки режиссёра/ Г.В. Резников.-М.: Искусство, 1989.-128с.

46. Ромат, Е.В. Реклама: Учеб./ Е.В. Ромат.- СПб: Питер, 2001.-496с.

47. Сабашникова, Е.С. О литературе с экрана ТВ/ Е.С. Сабашникова.-М.: Знамя, 1990.-94с.

48. Саппак, В.М. Телевидение и мы: четыре беседы/ В.М. Саппак; Предисл. П.Л. Кравченко.-М.: Искусство, 1998.-167с.

49. Сафиуллина, В.А. Ценностные библиографические ориентации читателей/ В.А. Сафиуллина// Библиогр.-1994.-№1.-С.3-10.

50. Сеулова, Э.П. Кто покупает книги в России: покупательский спрос на книги различных слоёв населения/ Э.П. Сеулова// Кн. дело.-1997.-№2-3.-С.65-72.

51. Сляднева, Н.А. Библиографическая эвристика художественной литературы и литературоведения: Учеб. пособие/ Н.А. Сляднева.-М.: МГИК, 1997.-96с.

52. Телевидение и литература/ Сост. Е.В. Гальперина.-М.: Искусство, 1985.-216с.

53. Трубников, С.А. Литературная библиография как средство эстетического развития читателя/ С.А. Трубников.-М.: Книга, 1970.-238с.

54. Трубников, С.А. Библиография художественной литературы и литературоведения: Учеб./ С.А. Трубников, Н.А. Сляднева, А.А. Туровская; под ред. С.А. Трубникова.-М.: Книга, 1985.-335с.

55. Урусова, Л.Н. Литературная рекомендательная библиография и популярное литературоведение/ Л.Н. Урусова// Мир библиогр.-2000.-№5.-С.23-27.

56. Фирсов, В.В. Чтение в новой реальности на исходе эпохи/ В.В. Фирсов// Звезда.-1997.-№10.-С.236-238.

57. Шишкин, И.С. У истоков теории литературной библиографии/ И.С. Шишкин// Сов. библиогр.-1985.-№1.-С.50-58.

Список сокращений

БИ - библиографическая информация;

ИЛ - «Иностранная литература»;

ЛБИ - литературно-библиографическая информация;

МУК - муниципальное учреждение культуры;

ТВ - телевидение;

Приложение

Дорогие читатели!

Просим Вас ответить на наши вопросы, заполнив эту анкету. Ваши ответы помогут нам в более полном представлении Вам литературно- библиографической информации (ЛБИ); информации о новинках литературных произведений в периодике, на радио и телевидении; о новых книгах; т.е. в более качественном удовлетворении Ваших читательских потребностей. Результаты анкеты будут нужны при подготовке литературных обзоров, разработке и оформлении выставок.

1. Немного о себе:

Ф.И.О. (заполняется по желанию)____________________________

Пол_______________________________________________

Возраст____________________________________________

2. Образование______________________________________

3. Профессия________________________________________

Рабочие____________________________________________

ИТР________________________________________________

Студенты___________________________________________

4. Знаете ли Вы, что такое литературно-библиографическая информация да, это____________________________________________

нет______________________________________________________

5. Где, по Вашему мнению, она представлена лучше всего; Ваше отношение к этому:

периодика (газеты, журналы)_________________________________

радио___________________________________________________

телевидение_______________________________________________

6. Помогает ли Вам ЛБИ в выборе новинок художественной литературы или «толстого» журнала; литературных теле- и радиопрограмм:

__________________________________________________________

7. Ваши пожелания библиотеке в плане работы предоставления ЛБИ:

________________________________________________________

Спасибо за ответ.

С уважением, коллектив библиотеки-филиала №3.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.