РУБРИКИ

Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"

p align="left">Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос так же может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос. То возникает у самого неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.

Проведение интервью

Начальная стадия интервью

Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений всех участников. Руководить интервью на этой стадии значит создать у интервьюируемого такое представление о ситуации интервью, которое помогало бы достичь плодотворного взаимодействия. Для этого необходимо:

Создание образа интервьюера.

Прежде всего собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, говорить. Первое впечатление носит ориентировочный хар-р и связано со способностью человека прогнозировать события и подготавливаться к ним. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия для того, чтобы правильно, без искажений быть прочитанным собеседником. А компоненты, из которых складывается образ воспринимаемого человека, таковы: поведение, мимика, облик, выражение лица. Роль этих компонентов возрастает, когда контакт участников не краток (пресс-интервью), а беседа длительная, основана на личных взаимоотношениях участников ее.

Так же интересно то, что нельзя решить вопроса об одежде, внешнем виде, манере держаться интервьюера-журналиста, не решив сначала более общего и принципиального вопроса: должен ли журналист вести себя в ситуации интервью естественно, то есть как ему свойственно в привычной обстановке, или он должен играть в зависимости от того. Как представляет себе хар-р собеседника, его отношения к жур-ам, его позицию в предстоящем обсуждении интервью На этот счет существуют разные мнения, вот одно из них:

Вот вы видите перед собой подкрашенную даму в брючном костюме, - говорила одна жур-ка, - в ушах у меня крупные серьги. Когда я поехала в колхоз писать о передовой доярке, думаете я их сняла? Ничего подобного, и брюки с собой взяла, и сигареты. А если я в Арктике не крашу ресницы, то только потому, что погода не позволяет.

Из этого следует, что есть журналисты которые в любой ситуации остаются самими собой. Но есть и такие, которые считают, что репортер должен быть актером. Таки образом, на вопрос о том. может ли быть журналист лицедеем, следует ответить может, но не в коем случае не должен. Психические свойства журналистов настолько различны - один может обладать большей артистичность, способностью перевоплощения, это для него и есть естественное поведение, другому оно не свойственно. Каждый журналист вправе выбирать те приемы. Которые ему близки. Однако осознание того, что внешние черты и манеры интервьюера влияют на восприятие собеседника, на создающиеся в его представлении образ журналиста, необходимо интервьюеру независимо от того, сторонник ли он естественного поведения или актерского.

Создание представления о целях и задачах интервью

Человека, к которому пришел корреспондент, прежде всего, интересует цель и причина беседы, по которой в качестве интервьюируемого выбран именно он. Задача журналиста - определить их таким образом, чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Для этого он должен представить себе мотивы, по которым человек соглашается участвовать в беседе, цели, к которым он стремится. Они могут быть различны, причем их может быть одновременно несколько. Иногда это желание вызвать определенные действия: исправить, изменить, кого-то наказать. Так же таким мотивом может выступать желание популярности Сильным мотивом, побуждающим человека принять участие в беседе, является потребность в общении: человеку нужно высказаться, и интервью предоставляет ему такую возможность и внимательного собеседника в лице журналиста. Так же могут вступать в интервью и под влиянием принятых норм: правил вежливости, гостеприимства, уважения к чужому труду. В зависимости от того, как журналист на основании предварительной подготовки, собственного опыта и наблюдений при непосредственном контакте определит мотивы, руководящие собеседником, он должен строить вступительную часть и первые вопросы беседы, выдвигая то один, то другой аргументы, с тем, чтобы усилить одни мотивы и ослабить другие.

Развертывание беседы

Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения ее журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать - это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу - журналисту не безразлично какой он получит материал, а время, как правило, ограниченно. Управление ходом беседы - сложное дело, требующее большого опыта, знаний, такта. Руководить беседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону. Если собеседник отвечает не в том плане, как хотелось бы журналисту, можно перефразировать основной вопрос и тем самым отладить фокус ответов. Когда собеседник отвечает общими словами, не приводя конкретных фактов, примеров, не высказывает личной точки зрения, журналист так же должен вмешаться, поскольку такие высказывания не несут в себе информации интервью. Поэтому самое главное - вопросы должны быть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов. А чтобы избежать этого нужно то самое знание предмета и общая подготовка, о которой говорилось выше, но кроме того снимание к собеседнику, интерес к нему, его рассуждениям, его эмоциям, открытиям, которые не запланировано проявляются в интервью.

Заключение интервью

Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.

Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время. Усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом, журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком для самого себя и своих коллег.

Тема: Репортаж

Репортаж - это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста.

Как и другие жанры, характеристика эта требует дополнительного объяснения - ведь в большинстве случаев новостная журналистика состоит именно из описаний того, что произошло на глазах у журналиста или у кого-нибудь еще. Так что же - переданное со слов других людей считать новостью, а то, что видел сам, репортажем? Конечно, нет. Но ведь об увиденном можно рассказать по-разному, пользуясь целым арсеналом средств, имеющихся в распоряжении журналиста. И одним из этих средств является репортаж. Важное отличие репортажа от новостей заключается в том, что форма написания репортажа - свободная. Можно описывать события хронологически. Распространен, например, вид репортажа «День с …», где описывается день, проведенный с мэром города, депутатом, вагоновожатым метро или участковым милиционером. А можно структурировать репортажи как описание проблем, виденных репортером, или мест, где он побывал.

Добавим, что репортаж - тот самый жанр, который сближает журналистику с литературой. Он наиболее литературен. Вспомним знаменитые репортажи Владимира Гиляровского. Его репортажи изданы отдельной книгой, которую с удовольствием читают по сей день. Гиляровский писал о речке Неглинке, о московских банях и трактирах, о нравах обитателей ночлежек и о трагических событиях на Ходынском поле. Его знание Москвы потрясает.

Сейчас, в эру Интернета и спутниковых телефонов, репортажи не менее интересны, чем сто лет тому назад. И конечно, хорошие репортажи сегодня ценятся никак не менее, чем во время Первой мировой войны, когда Хемингуэй писал свои репортажи из Европы. Ведь репортажи не только рассказывают о том, что произошло, но и показывают, как это происходило.

Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

* Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.

* Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.

* Репортажи обычно пишутся сразу после события.

* Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.

* Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами. Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115.

Виды репортажа

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002, стр. 40.

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

Событийный репортаж

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

Документальность
и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.

§ использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;

§ использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.

Аналитический (проблемный) репортаж

Данный
вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.

Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.

В
отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

Познавательно-тематический репортаж

По
своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, «специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой "специальный"».

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода "смены профессии" в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М.Кольцов.

Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это "динамическое описание полосы препятствий", преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

Репортаж-комментарий

Данный
вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем".

В
репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий - пространное разъяснение факта; синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа.

Язык и стиль репортажа.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

Язык репортажа должен быть скорее образным, а не понятийным. Образность служит достижению наглядности и конкретности. “Написать “стакан пива” лучше, чем написать “300 мл пива”. Требование понятности подразумевает гибкий язык, образы, сравнения, известные исходные величины, короткие предложения, точный подбор слов. Чтобы по возможности понятно изложить специальные выражения, репортер должен сам знать, что они означают. “Словарный запас и бойкость пера репортера определяют впечатление о событии, возникающее у воспринимающего”.

Очень важным считается также предоставлять слово самим участникам события, используя цитаты, элементы интервью. “Точные, по возможности более прямые цитаты свидетелей или заинтересованных лиц бесценны, так как они дают репортажу впечатление непосредственности (разговорные выражения, диалект)”.

Языку репортажа не свойственно внутреннее, “лингвистическое” остроумие, как в фельетоне, и шутки в тексте допускаются только как пересказ комичной ситуации. Но эмоциональность стиля в субъективном жанре репортажа приветствуется: выражая собственные чувства, автор тем самым будит чувства читателя.

После дискуссий в Государственном центре политического образования в 1990 г. не тему, что такое развлекательность в журналистике, группа “Projektteam Lokaljournalisten” вывела формулы текстов для журналистов. Текстовая формула репортажа такова:

1. собирать информацию на месте

2. самый сильный образ сделать лицом и далее использовать как “красную нить”

3. факты искать не только на месте, но и по телефону, и в архивах

4. образы, переживания и факты перемежать в волнующем темпе

5. подавать информацию понятно.

Считаем, что это неполное и недостаточно профессионально составленное руководство, которому придали лаконичную форму во вред его практической применимости. Впрочем, в Германии издано и доступно в интернете достаточное количество практических пособий по написанию репортажа.

Излюбленная мысль, проводимая в каждом сколько-нибудь подробном учебном пособии по репортажу: “Репортаж не может быть написан за письменным столом! Репортеру нужны все его чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус”. Он должен заставить читателя поверить, что видел и чувствовал все лично, должен наглядно говорить о вещах, а не аналитически - о понятиях.

Немецкий репортер должен уметь найти неизвестную сторону темы. Например, если дана тема "Интенсивная терапия", то вместо того, чтобы цитировать свидетельства врачей и медсестер, лучше остаться на ночное дежурство в качестве санитара.

Подчеркивается, что первое предложение репортажа имеет первостепенное значение - оно определяет, читает ли читатель дальше или со скукой пролистывает. Начало типичного репортажа представляет собой “картинку или сцену из гущи события”, в качестве заключения тоже берут образ, имеющий четкое отношение к начальному образу.

Упомянем еще две интересные концепции, выработанные теоретиками жанра.

Халлер предлагает четыре фактора, обеспечивающие существование репортажа:

· печатные СМИ, которые допускают субъективную журналистику и сами с готовностью предоставляют место для красочного материала на темы опосредованной актуальности;

· темы, которые разрабатываются так, что из их конкретных, особенных аспектов возникают человеческие переживания, к которым читатели могут оказаться сопричастными;

· журналисты, которые рисуют достоверные картины и хотят, и могут дать читателю пережить вместе с ними случившееся;

· читатели, которые готовы читать длинные и более трудные тексты, которые принимают ограничение темы только каким-то одним аспектом и понимают субъективный, полный чувств язык.

Приложение 1

Методика обучения сочинениям

Сочинение - вид коллективной работы по обучению учащихся созданию собственных текстов.

Классификация сочинений

Основания

Виды сочинений

1.

По цели проведения

Обучающие

Контрольные

2.

По месту проведения

Классные

Домашние

3.

По тематике

На лингвистические темы

На темы из жизни (свободные темы)

4.

По источнику (источникам) получения материала

На основе собственных наблюдений

На основе произведений художественной литературы

На основе произведений живописи (по картине)и т.п.

5.

По преобладающему функционально-смысловому типу речи

Сочинение-описание

Сочинение-рассуждение

Сочинение-повествование

6.

По жанру речи

Рассказ

Путевые записки

Заметка и т.п.

При проведении обучающих сочинений особенно значимым является этап подготовки, на котором формируется важное умение собирать материал для своего речевого произведения. Процесс подготовки целесообразно рассредоточить и осуществлять на протяжении некоторого времени (нескольких уроков). Рабочие материалы целесообразно оформлять в виде таблиц (см., например, вид рабочих материалов при подготовке к сочинению на тему «Парк осенью»):

План

Рабочие материалы

Дополнения

Парк

Деревья

Погода

Пронизанный косыми лучами солнца.

В осеннем уборе. (и т.д. о том, что характеризует предмет речи с учетом личных наблюдений)

Деревья в багряном уборе. Листья желтые, красные.

Слабый ветер. Солнечно. Слегка прохладно.

Здесь могут быть помещены уместные цитаты из произведений, созданные учащимся изобразительные средства.

«В багрец и золото одетые…» (А.С.Пушкин).

Листья кружатся, танцуют в воздухе, шуршат под ногами.

Бодрящий ветерок. (Дополнения могут отражать модальность будущего текста, его пафос: сказать об этом с грустью и т.п.)

Памятка о работе над планом

(памятка конкретизируется в зависимости от типа речи,

который будет преобладать в сочинении)

1. Подумай, о чем скажешь, какие предметы и признаки будешь описывать (запиши их словом или словосочетанием в черновике).

2. Проанализируй записи и выдели основные смысловые части. Сколько их?

3. Определи главное, о чем или что ты хотел бы сказать в каждой части, коротко сформулируй или назови это главное, подбери к частям заголовки.

4. Запиши заголовки к каждой части.

5. Проверь себя: передай словами по плану то, что хотел бы написать в сочинении.

Формированию умений писать сочинения способствует работа с малыми формами сочинений: миниатюра, этюд, эссе.

Сочинения-миниатюры

Миниатюра - это речевое произведение небольшого размера (очерк, рассказ). Основа обучения - анализ миниатюр, созданных мастерами слова (например, книга миниатюр М.Пришвина). Источником создания миниатюр учащимися - открытки с пейзажами, яркий момент в «картине за окном»: первый снег, ветер, лучик солнца в пасмурную погоду, необычный цвет неба, поступок человека и т.д. Формулировки тем для сочинений-миниатюр требуют тщательной обработки, поскольку в них должно быть заложено то, что вызовет яркость впечатления учащихся определенного возраста (например: Вот дождик брызнул.…; На небе ни облачка…; Мой двор сегодня необычен… и т.п.).

Сочинения-этюды

Этюд - набросок, литературный или научно-философский очерк. Стилистические этюды - это небольшие самостоятельные высказывания учащихся, принадлежащие разным стилям и жанрам. Обычно они представляют собой какую-нибудь часть сочинения (описание, рассуждение-эссе, повествование, характеристику), хотя могут выступать и как небольшие законченные речевые произведения учащихся малого размера (заметка в газету, короткий репортаж, лирическая миниатюра, миниатюрный рассказ). Удобные по своим размерам, они дают возможность четко определить понятие абзаца, микротемы, видов связи предложений в них, интонации целого текста. В стилистическое задание, прежде всего, должно входит указание на требуемые стиль и жанр речи.

Сочинение-эссе

Эссе - жанр критики, характеризующийся свободной, личностной, трактовкой какой-либо проблемы (вопроса). Эссе - высказывание, насыщенное собственными размышлениями автора. Обучая эссе, важно ставить перед учащимися конкретные задачи (Подготовьте фрагмент для публицистической статьи о …. Напишите об этом в эмоциональном, непринужденном, разговорном тоне; в соответствии с патетикой книжной речи и т.п.). Следует обратить внимание на четкость задания, потому что, например, если ставится задача предать информацию в объективной манере, строго аргументировать мысли, то это уже заметка; если же ставится задача передать ироническое отношение к произошедшему - пародия.

Важным этапом на пути обучения сочинениям является умение редактировать текст.

Редактирование (совершенствование) текста

С методической точки зрения важно, чтобы данная работа представляла диалог между учителем и учащимися, поскольку сам пишущий зачастую не видит недостатки собственного текста. Умение анализировать текст с целью совершенствования предполагает изучение слова в контексте, выяснение роли порядка слов и места предложения для организации внутренних связей текста. Анализу подвергаются слова с позиции коммуникативных качеств речи; предложения с позиции их связи; текст с позиции текстовых категорий, стиля и типа речи. Средством формирования умений анализировать и совершенствовать собственный текст являются «негативные» (несовершенные) тексты, тексты с речевыми недочетами, с нарушением логических связей и т.д. Важно сформировать в процессе работы умение видеть неоправданное использование того или иного слова, конструкции и т.д., квалифицировать свою ошибку, исправлять ее. Работа по совершенствованию текста требует от учащихся овладения техникой:

свертывания излишних подробностей или восстановления пропущенных смысловых звеньев;

выделения основных структурно-смысловых частей при работе с текстами конкретного типа речи, установления связей между частями, изменения композиции;

замены слов и предложений, стилистическая окраска которых не согласуется с общим стилем, внесения эмоционально-оценочных элементов речи.

Важно помнить, что каждый прием отрабатывается отдельно на материале специально отобранных упражнений. Целесообразно знакомство учащихся со специальными графическими средствами правки текста.

Примерная схема построения урока анализа сочинений

1. Постановка цели урока (подготовка к переработке анализируемых сочинений, к исправлению ошибок, к созданию нового и т.д.).

2. Общее впечатление от работ, общая их оценка.

3. Обобщенный анализ содержательно-речевой стороны и языкового оформления работ: а) замечания о раскрытии темы и основной мысли сочинения, о названии и объеме сочинений; удачные подходы в раскрытии темы; б) избранные учащимися композиционные формы; удачно построенные работы; в) язык ученических сочинений.

4. Анализ одного-двух наиболее удачных сочинений с комментированием достоинств работы.

5. Коллективное редактирование нескольких отрывков из сочинений (предварительно записанных на доске или размноженных для каждого учащегося).

6. Работа учащихся по совершенствованию собственных сочинений (в классе или дома).

Приложение 2

Тема занятия: Репортаж как жанр публицистики

Цель: дать представление о репортаже как о жанре, показать, как строится репортаж, формировать умение отличать репортаж от других жанров, редактировать готовые репортажи, учиться писать репортаж, пропагандировать здоровый образ жизни на примере жизни Н.Н. Озерова.

Оборудование: карточки с заданиями по тексту, карточки-памятки «Публицистический стиль», номера газет с репортажем, фотографии Н.Н. Озерова.

Ход урока

I. Повторение.

- Работа по карточкам (подготовка к ЕНТ).

- Что знаете о публицистическом стиле?

- Назвать жанры публицистического стиля (эссе, очерк, заметка, интервью, репортаж).

Тема урока: репортаж как жанр публицистики.

Какова цель?

II. Новый материал.

Эпиграфом к уроку можно взять слова Г.Я. Солганика:

Репортаж - это глаза и уши читателя.

Г.Я. Солганик

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

- Какая задача стоит перед автором репортажа?

(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

- Прочитать материал занятия, ответить на вопрос: что такое репортаж.

- Просмотреть номер газеты, найти репортаж.

- О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы.

- Какие бывают репортажи?

Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.

- Что общего и в чем различия?

Общее содержание: сообщается о каком-либо общественно важном событии.

Различия

Р. Изображает событие как процесс. З. лишь сообщает о событии как о свершившемся факте.

Личность автора всегда присутствует, Автор остается в тени его отношение к событию всегда проявляется.

- Репортаж какого комментатора вам бы понравился?

(разбирающегося в том, о чем говорит, эмоционального)

Именно таким был Н.Н. Озеров.

- Сообщение о Николае Николаевиче Озерове, русском актере, спортивном комментаторе, теннисисте (можно включить запись репортажа Н.Н. Озерова с соревнований).

Выразительное чтение.

- Прочитать текст, в котором Озеров обращается к начинающим журналистам. Какие советы дает? В каком стиле общается с ними?

- Как вы думаете, советы Н.Н. Озерова относятся только к спортивному репортажу или к репортажу на любую тему?

Составление памятки для тех, кто пишет репортаж.

Памятка

1. Отобрать самое главное из того, что происходит.

2. Выразить свое отношение к событию.

3. Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.

- Какова же композиция репортажа?

Начало репортажа - это зачин. Каким он может быть?

Центральная часть - это рассказ о чем?

- Какой тип речи представляет?

- Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы)

- В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.)

- Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего)

Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в.

Концовка - оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

III. Закрепление.

- Отредактировать начало репортажа.

- Отметить особенности репортажа.

- Творческая работа.

Представьте, что вам надо вести репортаж на одну из тем: На уроке русского языка. На концерте. На соревновании. Записать 5-7 предложений.

IV. Итог урока. Что узнали о репортаже?

V. Дома. Отредактировать сделанное в классе, закончить; найти газеты, журналы с репортажем.

Приложение 3

Подготовка материалов к стенгазете.

Этап 1. Погружение в проект.

Цель этапа - подготовка учащихся к созданию газеты.

Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группу учащихся для создания стенгазеты.

На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своей стенгазеты. Название школьной газеты должно быть понятным (аббревиатуры часто вызывают недоумение). Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности, распределяются по группам.

Этап 2. Планирование деятельности.

Цель этапа - пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).

На втором этапе после определения темы газеты необходимо разработать модель газеты. Это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма газеты, элементы оформления.

Рубрика - раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Рубрики служат ориентировкой читателя на газетной полосе.

Фантазии у детей хватит на все, и предсказать ее сложно. Например, рубрики могут быть следующими: новости ("Как это было?"), представление какого-либо человека ("Незнакомые знакомцы"), обсуждение насущных школьных проблем ("Точка зрения"), история школы ("Летопись школы"), "Проба пера" (литературный блок), "В мире интересного", "Взгляд на событие" и т.д.

Жанр газеты - это форма подачи фактов. В зависимости от формы подачи фактов жанр может быть информационным (заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос), аналитическим (корреспонденция, статья) , сатирическим (фельетон, юмореска), литературно-художественным (зарисовка - литературный портрет или пейзажная зарисовка, очерк о человеке или природе). Стоит учесть, что в одном материале часто используются различные газетные жанры и на практике вообще не бывает чистых жанров. Но хотя бы придерживаться к тому или иному жанру желательно. Это позволит материалам в газете быть более разнообразнее и интереснее.

Источниками информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).

После определения жанра газеты нужно перейти к составлению плана. В нем конкретизируется разработанная модель издания. На данном этапе нужно определить тематические блоки, их последовательность и расположение на стене. Например, первый информационный блок - это название газеты. Под названием газеты можно расположить блок с цитатой или ключевыми вопросами, с помощью которых мы хотим привлечь читателей к нашей газеты. После этого планируем расположение других тематических блоков. При планировании нужно обращать внимание не только на разнообразие тем для материалов, но и на их жанровое различие.

При планировании газеты не следует забывать и об иллюстрациях. Газетный рисунок - элемент подачи материалов, который выделяет ту или иную заметку из множества других, привлекает читательское внимание. Иллюстраций в газете должно быть много, но в меру. При этом они не должны копировать содержание тематического блока. Сведения о планируемых иллюстрациях также следует включить в составляемый план.

Теперь распределяем тематические блоки (рубрики) между учащимися, определяем источники информации. Возможно, что оптимальнее будет распределить роли учащихся в зависимости от редакционных обязанностей. Главным редактором, все-таки, должен быть учитель. Это связано с тем, что ему необходимо будет осуществлять контроль, планировать, рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие в редакцию материалы. И лучше взрослого с данными функциональными обязанностями никто не справится. Для создания газеты могут потребоваться корреспонденты, фотографы, верстальщики, наборщики, корректоры. Это будет зависеть от модели газеты.

Этап 3. Реализация плана.

Цель - поиск материала для стенгазеты.

Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным/групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.

Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Этап 4. Оформление стенгазеты.

Цель - оформление стенгазеты.

Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков; интеграция полученных знаний, умений, навыков.

При оформлении стенгазеты члены группы одновременно работают за компьютерами. При этом каждый на своем рабочем месте. При этом дети могут обсуждать, видеть версию газеты, вносить необходимые коррективы.

Этап 5. Презентация результатов.

Цель - демонстрация стенгазеты.

Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.

Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять портфолио; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

Возможные формы презентации: телепередача; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций и т.п.

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

* коллективного обсуждения;

* самоанализа.

Приложение 4

Упражнения и задания

1. «Живая речь». Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек «живой» речи (например, в автобусе, на улице, в столовой), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики.

Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.

2. «Время». Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +/- 5 минут считается нормой.

3. «Фраза-картинка». В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист обязан создать «эффект присутствия». Можно написать «Он рассердился», и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: «Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул». Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание - «показать» фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. «Реплики». Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. «Жесты и мимика». Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.

6. «Вкусные слова...» Что значит «хороший запах»? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. «Ассоциации». Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ--ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.

Цель - научиться делать «мостики»-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. «Первая фраза». Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. «Сказка». Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения - уточнение смысла понятия «журналистская информация».

10. «Три газеты». Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и так называемое «желтое». Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.

11. «Стоп-кадр». К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного-трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

12. «Одно...». Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.

13. «Главная улица». Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета. Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.

14. «Письмо в редакцию». Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

15. «Приметы времени». По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: «Бедственное положение образования», «Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет», «В стране царит милицейский произвол» и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы.

16. «Два взгляда». Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

17. «Впрок». Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.

18. «Описание». Не называя имени, описать с помощью местоимения третьего лица любую известную личность, чтобы по чертам внешности или манерам поведения можно было угадать, о ком идет речь. Каждый учащийся зачитывает свой текст вслух, остальные - определяют героя. Описать любое местное здание, которое является достопримечательностью или выделяется своей архитектурой, при этом студенты не называют само здание. Затем каждый учащийся зачитывает свой текст вслух, остальные - определяют здание.

19. «Как». Сравнения с «как» (словно, будто) делают текст ярче и образнее. Учащимся предлагается создать образ, используя сравнение через «как». Для этого преподаватель заранее готовит список слов, к которым учащиеся должны подобрать сравнение. Вариант второй - учащиеся придумывают несколько заголовков, в которых используют сравнение с «как», к ранее опубликованному тексту.

20. «Диалог». Описать известную в регионе личность (чиновник, спортсмен, актер и т.д.) с помощью диалога двух старушек, отца и сына, представителей молодежи и т.д.

21. «Существительное + глагол». Используя только глаголы и существительные, описать сцену, как мужчина с похмелья утром бреется в ванной, торопясь на работу.

22. «На рассуждение». Написать текст из 10-15 предложений в стиле рассуждения на тему «Похвала мухе» (варианты могут быть различными).

23. «Резюме». Дописать уже опубликованную в газете заметку одним предложением-рассуждением. Сравнить результаты.

24. «Общий заголовок». Одновременно всем учащимся написать короткий текст на разные темы (жизнь в школе, политика, экономика, погода, общественная жизнь, культура и т.д.) под общим заголовком «Мороз крепчал». Заголовок должен быть обыгран в тексте.

25. «Символическая цифра». Написать зарисовку о человеке, используя в качестве основы символическую цифру, обобщающую его жизненный путь.

26. «Заголовки». К предложенному преподавателем тексту написать несколько заголовков, разных по типу. Затем к каждому из заголовков сделать подзаголовок, уточняющий или детализирующий сказанное.

27. «Лид». К выданному преподавателем тексту, написать несколько разных лидов, например, лид «немедленная идентификация», лид-цитата, лид-рассказ, интригующий лид.

28. «Найдите и исправьте ошибку»:

1. Среди них отличается игрок, одетый в полоску, игрок с виду похож на зека (из описания хоккейного матча).

2. Кирзовые сапоги примерят и молодые отцы с детьми до 3-х лет или те, кто еще только ждет ребенка (комментарий по поводу отмены отсрочек от воинской службы).

3. Отсрочки достойны лишь те, кто ее оказывает (комментарий по поводу отмены отсрочек от воинской службы).

4. Сидя и куря на лавочке, и дым от их папирос не отличался от дыма машины, проехавшей рядом (зарисовка).

5. Достигли размеры репки небывалых высот, да небывалой ширины, что необычной линейкой и сантиметром не измерить (пародия на репортаж).

6. Придя на свой огород, деда ждал «огромный» сюрприз, репка-то выросла большая-пребольшая (пародия на репортаж).

7. Вторая половина встречи была более упорной, но здесь складывалось классовое превосходство югорцев (репортаж).

8. «Водный» образ как продолжение наружной части выглядит как единое целое (описание Санкт-Петербурга).

9. Каждый год будущие первоклашки всей области проходят городское медицинское обследование, после которого примерно 20 из них оказываются с речевыми дефектами (проблемная статья).

10. И вот в 1992 году на месте этого детсада образовалась школа. В данный момент она насчитывает 75 человек, а так же 6 групп воспитанников дошкольного отделения - 120 человек (проблемная статья).

11. Луч солнца мягко освещал хвою, источающую терпкий запах, которая слегка пружинила от падающих на нее пылинок (зарисовка).

12. Нередко наряду с отсутствием зрелости у них еще отсутствует и сексуальный опыт «общения» с различными партнерами (статья о проблеме ранних браков).

13. Люди еще не сформировались, не знают, чего хотят от жизни (статья о проблеме ранних браков).

14. О своем гражданском долге мужская половина нашей страны вспоминает с неподдельным чувством страха (комментарий по поводу отмены отсрочек от воинской службы).

15. А с 2008 года новобранцы уйдут в армию всего на 12 месяцев (комментарий по поводу отмены отсрочек от воинской службы).

16. Общая высота памятника получилась 15,5 метра. Отлита она из бронзы (историческая корреспонденция).

17. Мы же, уже люди этого времени, демонстрируем возмутительное неуважение по отношению к своей истории, а в частности к памятнику (историческая корреспонденция).

18. В этих трех томах описана жизнь северных людей, а рисунки были проиллюстрированы художников А. Кухтериным (заметка о презентации трилогии А. Омельчука).

19. Президент «Регион-Тюмень» профессор Наталья Дворцова говорили много восторженных слов в адрес Анатолия Омельчука о его профессионализме и творческом потенциале, который несомненно еще порадует своих читателей (заметка о презентации трилогии А. Омельчука).

20. Стены ванной комнаты обделаны белой плиткой (из бытовой зарисовки).

29. Составьте предложение из слов и словосочетаний

1 вариант

· провела

· при содействии

· Комиссии Европейских сообществ

· департамента информационной политики администрации Актюбинской области

· и

· отделения журналистики АктюбГУ

· семинар «Укрепление демократического института независимых СМИ в областях Казахстана»

· 26-27 апреля

· Алматинская школа политических исследований

2 вариант

· поднялся

· плотный заслон толпы

· бритоголовый молодой человек

· Когда

· на сцену

· шоколадный заяц Пьер Нарцисс

· стоящий рядом со мной

· с воплем «Он же черный!»

· продираясь сквозь

· кинулся к сцене

3 вариант

· причиндалами типа криков и воплей, слез, разговоров громким шепотом, паники, взрывов, убийства ради спасения другого и т.д.

· сценарий как мог

· Спилберг

· из триллера, фильма-катастрофы, семейной драмы, ужастика, фантастики

· вытягивал

· сварганив в одном котле

· приличненькое такое зрелище

· со всеми вытекающими

4 вариант

· погибших на полях, в лесах и болотах России?

· современные мальчишки

· книгам Бондарева и Симонова и рассказам прадедов и дедов

· Что чувствуют

· останки солдат

· не нюхавшие пороха

· и

· знающие о войне по советским фильмам

· когда едут поднимать

5 вариант

· краткий очерк

· становлении ислама в Сибири в дореволюционный период

· Книгу открывает

· с Советской властью

· повествующий о

· и

· отношениях данной конфессии

· а так же о проблемах развития ислама в условиях демократизации общества

6 вариант

· лауреаты и дипломанты различных фестивалей -

· с дипломами

· прославившие университет на всю Россию

· выступавшие

· покидают Альма Матер

· на сценах и театральных подмостках страны и области,

· Танцоры, певцы, актеры -

7 вариант

· которая расположилась

· на фотографиях

· таинственные горные поселения Тибета

· оживают

· на выставке «Непознанный мир: Земля»

· кусочки африканской саванны

· в областном Музее изобразительных искусств

· представленных

· Затерянные мирки Индонезийских болот

30. Организация деловой игры

Деловые игры широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.

Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

1. Журналистское произведение как тип текста.

2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.

3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.

4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.

5. Оперативное отражение действительности в журналистике.

6. Журналистское творчество и культура.

7. Закономерности журналистского творчества.

8. Право и этика журналиста.

«Создание статьи»

Действующие лица:

Корреспондент - учащийся.

Редактор отдела - учащийся.

Ответственный секретарь - учащийся.

Главный редактор - учащийся.

Действие первое. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся: докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как «работают» в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.

2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?

3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции: оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

«Создание очерка»

Действующие лица:

Очеркист - учащийся.

Редактор отдела - учащийся.

Ответственный секретарь - учащийся.

Главный редактор - учащийся.

Действие первое. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся: докажите, что представленный вами материал - очерк.

Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.

Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала. Соответствует ли он жанру очерка?

2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?

3. Дайте оценку заголовка.

5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли Вы с заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материала.

2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:

оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

Учебный словарь

Анкета - жанр, позволяющий журналисту собрать сложный и разнообразный материал, посвященный какой-либо теме.

Аннотация (в публицистике) - информационная заметка о книге или статье.

Анонс - вид заметок, представляющих собой превентивные сообщения о будущих мероприятиях.

Беседа - аналитический жанр, предполагающий равноправное участие журналиста в обсуждении проблемы.

Блиц-опрос - публикация, содержащая ответы нескольких собеседников журналиста на один и тот же вопрос по актуальному поводу.

Блиц-портрет - публикация, содержащая краткие сведения о человеке с целью дать первичное представление о его личности.

Жанр аналитический - жанр публицистики, предполагающий анализ излагаемых фактов.

Жанр информационный - жанр, в рамках которого основной задачей журналиста является своевременное точное сообщение фактов, имеющих общественную значимость.

Жанр публицистический - устойчивый тип публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными характеристиками.

Жанр художественно-публицистический - тип публикаций, отличающихся художественным изображением действительности.

Заметка - жанр, предполагающий краткое изложение фактов.

Заметка событийная - заметка, основным содержанием которой является фактологическое описание.

Интервью аналитическое - интервью, целью которого является получение ответов, содержащих анализ какого-либо события, явления, ситуации.

Интервью информационное - интервью, направленное на получение информации о конкретном событии.

Комментарий - жанр, содержащий журналистскую оценку какого-либо события.

Корреспонденция аналитическая - жанр, предполагающий истолкование освещаемого события.

Корреспонденция информационная - жанр, рамки которого предполагают наряду с освещением единичного события элементы оценки, предписания или прогноза.

Мини-история - заметка в издании для семейного чтения, ориентированная на небольшой объем информации и отражающая жизненную интригу.

Мини-обозрение - заметка, рассматривающая группу событий, действий, явлений.

Мини-рецензия - оценочная заметка о событии в культурной жизни, имеющая целью сообщить читателю о впечатлении, полученном журналистом.

Мини-совет - заметка, основным содержанием которой является программная информация.

Мониторинг - тип публикаций, отслеживающих развитие какого-либо явления.

Некролог - извещение о факте смерти.

Опрос аналитический - опрос, в ходе которого получены ответы, содержащие комментарии и развернутые оценки.

Отчет аналитический - отчет, содержащий анализ выступлений и позиций докладчиков.

Отчет информационный - публикация о мероприятии, кратко сообщающая о его участниках, обсуждаемых вопросах и принятых решениях.

Публикация типа вопрос-ответ - жанр, демонстрирующий общение газеты и читателей.

Расследование журналистское - публикация о результатах проведенного журналистом расследования какого-либо заметного негативного явления или чрезвычайного происшествия.

Резюме социологическое - публикация, содержащая изложение итогов каких-либо социологических исследований.

Рейтинг - публикация, содержащая ранжировку лиц или явлений по какому-либо признаку.

Репортаж - публикация, которая отличается развернутым применением метода наблюдения и фиксацией в тексте его хода и результатов.

Рецензия - публикация, содержащая развернутую оценку какого-либо произведения культуры.

Статья - основной жанр газеты и журнала, предназначенный для анализа актуальных процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.

Статья общеисследовательская - статья, анализирующая широкие, общезначимые вопросы общественной жизни страны, политического и экономического развития.

Использованная литература:

1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста

2. Свитич Л.Г. Профессия: журналист

3. Поиск новых путей. Сост. Громцева С.Н. М., Просвещение, 1990

4. Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990

5. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. - СПб., 2000.

6. Тертычный А. Жанры периодической печати. - М., 2008.

7. Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. - М., 1973.

8. Ворошилов В. Журналистика. - М., 2000.

9. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. - М., 2001.

10. Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.

11. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

12. Лукина М. Технология интервью. - М., 2003.

13. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2004.

14. Михайлов С. Колумнистика // Журналист. - 1998. № 11-12.

15. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - М. 2002.

16. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1981.

17. Черепахов М. Работа над очерком. - М., 1966.

18. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. - М., 2005.

19. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики

20. Материалы сайта: // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.