РУБРИКИ

Музыкальные жанры в современном радиовещании

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Музыкальные жанры в современном радиовещании

p align="left">Аудитория.

По данным редакции. Люди с высокими жизненными запросами в возрасте от 24 до 35 лет; высокообразованная, довольно обеспеченная, но небольшая и четкая аудитория.

Большой популярностью станция пользуется у работающих в России иностранных специалистов.

55,4% слушателей радио «Монте-Карло» считают делом чести зарабатывать больше и быть богаче большинства окружающих людей; 45% - являются руководителями и специалистами. 75% аудитории радио «Монте-Карло» слушают его на работе и в автомобиле.

Музыка занимает в среднем 70% вещательного часа (12 - 14 песен), 30% - информация (сюда входят новости, реклама, программы (рубрики), конферанс ведущих (ди-ждеев).

Отличительной особенностью радио «Монте-Карло» является то, что все песни звучат только на английском языке. В основном это: популярная европейская музыка последних десяти лет, «свежие» хиты, хорошо знакомые, известные песни 50-90-х годов - с уклоном в рок.

Обращает на себя внимание и оформление станции - специальная отбивка, выполненная в западной стилистике, с названием, частотой, на которой вещает эта радиостанция, и призыв ее включить звучит на английском языке. Отбивка с названием - «Радио Монте-Карло» - звучит очень часто, через одну - две песни, но воспринимается естественно, не раздражает.

В начале часа, после новостей, вместе с московским, объявляется и время в Монте-Карло. В конце каждого часа - постоянная программа (рубрика) «People's Choice», в которой выполняется музыкальная заявка слушателей (хронометраж 3-5 минут).

Помимо этой, в эфире звучат еще три музыкальные программы. «Up & Down» (в воскресенье в 17.00, хронометраж 2 часа)- еженедельный хит-парад новой музыки радио (по результатам голосования слушателей). «UK hot 30» (в пятницу в 17.00, повтор в субботу в 12.00, хронометраж 2 часа) - еженедельный хит-парад на материалах чата Великобритании, представляющий 30 участников от последнего места к первому (слушатель, который первым заранее угадал лидера, получает приз программы). «Hello, Monte-Carlo!» (ежедневно в 15.00 и 03.00, хронометраж 1 час) - npoipaMMa по заявкам слушателей.

Анализ радио «Монте-Карло» приводит к следующим выводам. Музыка и ведение ненавязчивые, легко и приятно воспринимаемые, отбивки, джинглы и даже реклама удачно вписываются в общую канву эфира, небольшие информационные и познавательные программы (рубрики) сделаны профессионально, содержат любопытные и полезные сведения, новости соответствуют формату станции.

Объективно складывается впечатление, что слушаешь иностранную станцию или находишься за пределами России. Этому способствуют и исполнение песен только на английском языке, и стиль ведения, и специально заказанные и произведенные на Западе все заставки, отбивки, джинглы для этой станции, и названия программ (рубрик) в большинстве своем английские, и особенности подачи новостей - словом, все построение и реализация эфира. Радио «Монте-Карло» отдаленно напомнило автору этой работы слушаемое им в Европе в далеких 70-х «Радио Люксембург».

«Монте-Карло» - это легкое, приятное радио, создающее радостное ощущение социальной избранности и иллюзорности окружающего - ди-джеи имеют вымышленные западные имена, прочно ассоциируемые с успехом (Морган, Рокфеллер, Бэнтли и т.п.), отсутствие привычной адресности станции (все песни на английском, такое радио может быть в любой стране), жизни без проблем и с только приятными заботами - вкусно поесть, хорошо развлечься, купить модные вещи, отдохнуть в фитнесс-центре. Журнал «Журналист» №10, 2010.с. 21-23.

Радио «Монте-Карло» вещает в более чем 20 городах России и СНГ.

Таким образом, становится очевидным, что Русская Медиа-Группа контролирует большой сегмент эф-эмовского эфира, реализуя в нем станции с разным форматом и для различных аудиторий: лидер - «Русское радио» (которому принадлежит в среднем до 25% этого эфира) - массовое радио с песнями только на русском языке; танцевальная узкоформатная станция для молодежи и активных людей постарше - «Динамит» - с песнями на английском и русском языках в соотношении 3 к 2-м или 2 к 1-ой; радио для высокообеспеченних и иностранцев - «Монте-Карло» -с песнями только на английском языке; а также не вошедшие в данное исследование радио «Станция 2000», музыкальный формат которой (по данным редакции) во многом соответствует формату модных, молодежных европейских радиостанций и начавшее 1 июня (по данным редакции - в конце апреля) техническое вещание радио «Танго», задуманное как радио для женщин.

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа: (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше.)

Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 2,5% радио «Монте-Карло» (это 19 позиция в списке по слушаемости); (апрель 2010 г.) -72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них - 2,8% «Монте-Карло» (19 позиция). Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них - 5,3% «Монте-Карло» (19 позиция); (апрель 2010 г.) - 89,8% из числа опрошенных слушают радио, из них - 5,4% «Монте-Карло» (20 позиция) Данные КОМКОН - Медиа по опросу слушателей..

2.6 Аудитория радиостанции «Динамит»

Радиостанция «ДИНАМИТ» (101,2 FM) существует с 1 июля 2000 года.

По словам Главного редактора станции Андрея Макарова, в 1999 году возник «спрос на популярную танцевальную музыку, который широкоформатные станции не могут удовлетворять, поэтому возникла идея создания чисто танцевального радио, год велась подготовка к началу вещания» Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г...

«Динамит» создан силами РМГ и ЛУКойла. Находится в управлении РМГ.

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение.

Музыкальная развлекательная коммерческая станция, узкоформатное динамичное радио (с постоянным «драйвом»), «под которое хочется танцевать»; хит-станция, вещающая в формате dance-pop; «легкомысленное, дурацкое и веселое радио» Журнал «Компа-ния» №12,2 апреля 2010. С. 14..

Задача: приносить коммерческую выгоду холдингу - «Русской Медиа-Группе», в управлении которой находится («Удовлетворить спрос и на этом заработать деньги» - Андрей Макаров). «Динамит» ставит своей целью одновременно создать и занять нишу легкой танцевальной музыки, дать толчок для развития и совершенствования российской dance-культуры.

Аудитория.

По данным редакции. Радио ориентировано на молодежь и взрослых людей с уже сформировавшимися музыкальными вкусами, на слушателей в возрасте 16-40 лет, ведущих активный образ жизни, любящих потанцевать и весело провести время в компании друзей, на обывателей со средним и выше среднего уровнем дохода.

Поскольку в эфире практически непрерывно звучит музыка, то программы связаны с ней и их немного.

«Водопой» выходит ежедневно в 12.00 и в 16.00, хронометраж 1,5-2 минуты. Это блиц-игра со слушателем, который должен отгадать мелодию, спетую ведущим (ди-джеем), набравшим в рот воды.

«Бабушкин сундук» выходит три раза в сутки в утреннем, дневном и вечернем эфире, хронометраж 6,5-6 минут (2 песни) и представляет лучшие танцевальные хит-песни последних 20-ти лет.

Ежедневно трижды в сутки выходит программа, в которой исполняются музыкальные заявки слушателей, передаются приветы и т.п., хронометраж 1 час. Еженедельно выходит программа «Премьеры песен», в которой эксклюзивно представляются 2-3 новые песни отечественных поп-«звезд» (можно предположить, что эта программа является дополнительным источником дохода радиостанции).

По определению Марселя Гонсалеса, программного директора станции, в течение вещательного часа в среднем 75-80% музыки и 25-20% информации (сюда входят реклама, 3-4 минуты конферанса ди-джея, интерактив). Проведенный мониторинг оставляет ощущение непрерывно звучащей музыки (новости отсутствуют, рекламные ролики включают музыкальное сопровождение), что свидетельствует о четком следовании выбранному формату чисто музыкального радио.

В течение вещательного часа в эфире звучат 18 песен (в стиле dance-pop) в примерном соотношении 65% западных, почти исключительно европейских (все - за исключением одной песни - на английском языке) и 35% отечественных (на русском языке). Это энергичная танцевальная модная музыка - в основном «самые свежие хиты» с добавлением аналогичных песен, начиная с 70-х годов. Основное требование к музыке - она должна быть модной, взрывной, энергичной. Поскольку на «Динамите» соблюдается тот же принцип при программировании эфира, что и на «Русском радио» - «дать слушателю то, что он хочет», - то музыкальная вещательная политика станции определяется тестированием аудитории, выполнением ее потребностей http://www.radiostation.ru .

Исходя из того, что слушателями «Динамита» являются не только молодые, но и взрослые люди со своими сложившимися музыкальными пристрастиями, в эфир ставятся как популярные у нынешней молодежи современные песни, так и старые в соответствующей обработке, которые в свое время пользовались спросом у тех, кому сейчас 30-40 лет.

В целом, как отметил Главный редактор, «мы берем то, что привычно российскому уху... это танцевальная музыка в том виде, в каком ее воспринимает российский слушатель... Из российской музыки мы выбираем то, что подтвердило свою популярность, став массово-танцевальным явлением российской культуры... То, что стало привычным на музыкальном рынке Европы, должно пустить корни и у нас» Журнал «Журналист» №2, 2010, с. 30- 31..

В эфире радио «Динамит» работают всего 5 ведущих, вернее -ди-джеев. По словам Марселя Гонсалеса, программного директора, "таких ди-джеев, как у нас, не было еще ни на одной станции в FM-диапазоне. В результате серьезного конкурсного отбора несколько кандидатов были направлены на остров Ибипа для обучения профессиональному ди-джейскому миксу... Ди-джей на «Динамите» - это шоумен, выдумщик, фантазер, всегда готовый вызывать у слушателя положительные эмоции" http://www.radiostation.ru .

По мнению специалистов, благодаря применению продвинутых технологий и популяризации мировой танцевальной культуры у радио «Динамит» есть все шансы стать радиостанцией европейского уровня... Несмотря на то, что у «Радио Монте-Карло» и радио «Динамит» не самое высокое место в рейтинге, мы не теряем свою аудиторию, и рекламодатели это очень хорошо понимают. Станции не зарабатывают больших денег, но они себя окупают и даже приносят прибыль. -... станция («Динамит») остается убыточной..." Журнал "Компания", №12, 2 апреля 2010 г.

Радио «Динамит», помимо Москвы, вещает в городах Белгород, Екатеринбург, Малая Вишера (Новгородская область), Уфа, Эрдэнэт (Монголия); в ближайшее время планируется начало вещания в Иркутске, Курске, Омске, Самаре, Санкт-Петербурге, Чите и Нижнем Новгороде.

Слоган радио «Динамит 2 - «Танцуют все!»(и его производные).

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа. (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше.)

Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2000 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 4,0% «Динамит» (это 14 позиция в списке по слушаемости); (апрель 2001 г.) - 72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них - 4,5% "Динамит" (15 позиция). Еженедельная аудитория, (ноябрь-декабрь 2000 г.) -88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них - 7,8% «Динамит» (17 позиция); (апрель 2010 г.) - 89,8% из числа опрошенных слушают радио, из них - 8,3% «Динамит» (16 позиция).

Состав аудитории: ноябрь-декабрь 2009 года апрель 2010 года

мужчины - 59,3% 50,6%

женщины - 40,7% 49,4%;

по возрасту -

12-19 лет-26,8% 35,0%

20-24 лет-21,6% 23,6%

25 -39 лет -41,0% 32,3%

40-54 лет-10,1% 8,5%

55 лет и старше-0,5%о 0,5%;

по материальному положению -

низкое-4,2% 3,1%

нижесреднего-14,3% 9,7%

среднее-30,0% 23,3%

выше среднего - 26,6%> 19,2%;

по занятости -

работающие - 56,6% 52,0%

учащаяся молодежь-29,8% 36,0%

неработающие

среднего возраста - 8,1 % 10,0%

пенсионеры - 3,7% 0,5%о;

по образованию -

ниже среднего - 15,0% 21,3%

среднее - 55,0% 51,7%

высшее - 27,4% 26,6%. Данные КОМКОН - Медиа.

Полученные данные сведем в таблицу.

Таблица 3

Аудитория радиостанции «Динамит» 2009 г. 2010г.

учащаяся молодежь - 29,8%

36,0%

Неработающие -11,8%

46%

среднего возраста - 8,1%

10,0%

пенсионеры - 7,6%

1,6%;

по образованию -

ниже среднего - 15%

21,3%

среднее - 55,0%

51,7 %

высшее - 27,4%

33,8%.

Приведенные данные, а также «индекс соответствия» показывают, что основу аудитории радио "Динамит" составляют слушатели в возрасте 12-39 лет со средним и выше среднего доходом, при этом доминирует учащаяся молодежь (на это указывает "индекс соответствия" по занятости) со средним и ниже среднего образованием.

Место прослушивания радио "Динамит":

дома - 59%; на работе -13%; в машине - 29%.

По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2009 г.), 43,2% слушателей радио «Динамит» слушают «Русское радио»; 41,5% - «Европу плюс»; 33,1 % - «Хит-FM»; 28,4% - радио «Максимум»; 27,7% - «Наше радио»; а также 23,7% - «Станцию 2000»; 23,4% - «Лав радио»; 23,2% - радио «РДВ» Данные КОМКОН - Медиа..

2.7 Аудитория радио « Максимум» (103,7 FM; 66,8 УКВ)

Радиостанция «Максимум» существует с 1991 года (выходит в эфир), однако зарегистрировано в 1992 году. Учредители: газета «Moscow News» и американская компания «Storyfirst Communications», владеющие равным количеством акций, без частных лиц. Независимая музыкальная коммерческая радиостанция, деятельность которой ее Генеральный директор Руслан Терекбаев рассматривает исключительно как бизнес.

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение. Музыкальная молодежная либеральная станция, ориентированная на западную поп-культуру. Радио массовой культуры с точки зрения западных потребителей, с точки зрения российских условий и аудитории - не укладывается в это понятие (мнение Генерального директора станции).

Задача: развлекать, давать качественную музыку в стиле рок, евро-поп, русский рок, без "попсы".

Аудитория.

По данным редакции. Радио ориентировано на «прозападно» мыслящую молодежь 18-28 лет, претенциозную и с амбициями, с доходами и культурным уровнем выше среднего.

Соотношение музыки и информации в течение вещательного часа в среднем выглядит следующим образом: 70-75% музыки и 30-25% информации (сюда, очевидно, входит реклама, новости, конферанс ведущих, интерактив и т.п.). С 06.00 до 09.00, когда вдет утреннее шоу, это соотношение изменяется в сторону увеличения т.н. «информации», в ночные часы, когда «радио стоит на авомате» и эфир идет без ведущего, т.е. ди-джея, практически весь вещательный час занимает музыка.

Своей основной задачей как конкурентоспособная станция, строящая свою работу на коммерческой основе и рассматривающая свою деятельность как бизнес, «либерально-прозападное» радио «Максимум» считает создание хороших программ, хороших новостей, качественной музыки, ориентированных на западную поп-культуру, воздействующую на массовое сознание. Собственно говоря, свою аудиторию станция и рассматривает как «потребителей западной поп-культуры».

В эфире звучит музыка рок, евро-поп и русский рок на английском и русском языках. Характерной особенностью радио «Максимум», принципиально отличающей его от «коллег по музыкальному эф-эму», является непременное чередование песен на русском и английском языках (т.е. после русскоязычной песни звучит англоязычная, исполнение песни на любом другом языке - крайне редкое исключение, так что можно говорить об исполнении песен только на двух языках). При этом 90% исполнителей англоязычных песен - из Англии, Ирландии, США, Швеции, - что отражает мировую тенденцию - исполнение рок-музыки преимущественно на английском языке. Присутствие русскоязычных песен - это «адресность» станции - она работает в России.

Интерактив присутствует в эфире в ограниченном объеме, его считают не очень нужным и сохраняют для разнообразия программ, само общение со слушателями в прямом эфире не вызывает у ведущих особого интереса к ним.

Требования к ведущим не отличаются оригинальностью - ведущий должен быть личностью, желательно «харизматической», как можно более молодым и при этом иметь высокий культурный уровень , - отмечает Главный редактор радиостанции Руслан Терекбаев. Он же выделяет как известных ведущих Азександра Абрахимова и Риту Митрофанову Журнал «Среда» №7. 2009. С. 34..

Утреннее шоу присутствует в эфире радио "Максимум" ежедневно по будням с 06.00. до 10.00. - «Утренние жаворонки» (ведущие - Юрий Пашков и Павел Корнилов).

Несмотря на то, что термины «всемирная» либо «мировая» (музыка, премьера, хит и т.п.) не употребляются в эфире (как, скажем, в эфире радио «Серебряный дождь»), по своей внутренней идеологии, музыкальной составляющей и нацеленности на западную поп-культуру радио «Максимум» вовлекает свою аудиторию в общемировое культурное пространство и по своей сути является глобальным культуртрегером. Свою аудиторию в редакции считают элитной. При этом под элитой понимаются те, у «кого много денег». Именно они - главные «потребители досуга», подлинной поп-культуры и носители либеральных ценностей. Предлагая «элите» потребляемую ею музыку, станция считает главной своей задачей, даже сверхзадачей - «прибыль, доля на рынке» (Руслан Терекбаев).

Радио «Максимум», по мнению его Генерального директора, однозначно конкурентоспособная, одна из самых стабильных станций на рынке, ближайшими конкурентами он называет «Европу плюс» и «Наше радио» Журнал «Среда» №4, 2010. С. 26..

Выход радио «Максимум» на зарубежную аудиторию не планируется.

Слоган радио «Максимум»: «Если радио - то Максимум». Однако, по мнению Генерального директора станции Руслана Терекбаева, этот слоган не отражает сути -либерально-прозападной ориентации радио «Максимум».

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа: (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше.) Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 5,9% слушают радио "Максимум" (10 позиция в списке по слушаемости); (апрель 2010 г.) 72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них -5,8% слушают «Максимум» (11 позиция). Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2000 г.) 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них - 13,1% слушают «Максимум» (7 позиция, реально - без учета трансляции «Радио России» и «Маяка» - 5 позиция); (апрель 2010 г.) 89,8% из числа опрошенных слушают радио, из них - 12,1% слушают «Максимум» (10 позиция).

Состав аудитории: ноябрь-декабрь 2009 г. январь 2010

мужчины - 52,4% 50,9%

женщины - 47,6% 49,1%;

по образованию -

ниже среднего - 16,4% 25,2%

среднее - 48,6% 38,6%

высшее-33,8% 34,6% Данные КОМКОН -Медиа..

Полученные данные сведем в таблицу.

Таблица 4

Аудитория радиостанции «Максимум» 2009 г. 2010г.

по возрасту -

12-19 лет-31,9%

35,5%

20-24 лет-17,8%

19,3%

25-39 лет-33,4%

33,5%

40-54 лет-15,2%

8,2%

55 лет и старше -1,7%

3,4%;

по материальному положению -

низкое - 4,0%)

3,2%

нижесреднего- 12,4%

5,6%

среднее - 30,0%

22,3%

выше среднего - 27,2%

25,3%;

по занятости -

работающие - 56,4%

47,4%

учащаяся молодежь - 31,6%

38,7%

неработающие

среднего возраста - 5,5%

10,7%

пенсионеры - 4,8%

2,1%;

Приведенные данные, а также индекс соответствия показывают, что основу аудитории радио «Максимум» составляет учащаяся молодежь в возрасте 12 - 24 лет, а также работающие в возрасте до 39 лет, со средними и выше среднего доходами и, согласно индексу соответствия, с образованием ниже среднего, по данным в % - со средним и высшим образованием.

Место прослушивания радио «Максимум»:

дома - 64%; на работе -12%; в машине - 28%.

По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2009 г.), 44,4% слушателей радио «Максимум» слушают «Европу плюс»; 32,8% - «Русское радио»; 28,0% - «Xит-FM»; 25,0% - «Наше радио»; 23,9% - «Радио 7 на семи холмах» Данные КОМКОН-Медиа..

По данным ГЭЛЛОП Медиа. Состав аудитории (- январь 2010 г.): Мужчины - 53,3%; женщины - 46,7%; по возрасту -12-17 лет -26,4%

18 -35 лет -46,6%

36-40 лет-9,4%

41-45 лет-8,2%

46-54 лет-5,8%

55 лет и старше - 3,6%;

по материальному положению -

низкое - 9,7%

среднее-38,6%

выше среднего -51,7%;

по занятости -

работающие - 54,8%

неработающие - 45,2%;

по образованию -

ниже среднего - 25,3%

среднее - 43,9%

высшее и неполное высшее - 30,7%.

По данным ГЭЛЛОП Медиа. Еженедельная аудитория. Среди опрошенных в возрасте 12 лет и старше, проживающих в Москве (октябрь 2009 г.) радио «Максимум» слушают 15,5% - это седьмая позиция в списке после «Русского радио», «Маяка», «Европы плюс», «Радио 7...», и «Хит FM» Данные ГЭЛЛОП Медиа..

Анализ данных свидетельствует о том, что основу аудитории радио «Максимум» составляет именно та, на которую оно и ориентировано в своей деятельности.

2.8 Аудитория радиостанции «СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ» (100,1 FM)

Радиостанция существует с апреля 1995 года. Формат: общий (смешанный).

Самоопределение.

"Радио для взрослых, с программами для взрослых." (Здесь и далее - все фразы в кавычках - мнение Главного редактора (Дмитрий Савицкий) "Серебряного дождя".) Коммерческая станция. Принадлежит частным лицам.

Задача: формировать музыкальные программы, интересные для слушателей.

Аудитория.

По данным редакции. Станция ориентирована на высоко образованный средний класс с возрастным цензом 25-35 лет. Реально они и составляют основу аудитории.

Музыка в среднем занимает три четверти вещательного часа (как правило, - это 13 песен):

англоязычные песни - до 70%;

русскоязычные песни - как правило, 2 в час, т.е. 15%;

по одной песне в час на французском или итальянском языках (хорошая эстрадная музыка), реже - хорошая инструментальная композиция - суммарно 15%.

Характерные рубрики:

«Песня с приветом» (песни, приветы, поздравления по заявкам слушателей (интерактив, по телефону, также пейджер и интернет);

«Всемирная музыкальная история» (музыка от 60-х годов до конца 90-х).

Музыку в эфире «Серебряного дождя» Главный редактор станции определил как «хиты, проверенные временем, с 85-го по 2000 гг.», «музыку, которую люди знают», «западную поп музыку и отечественную, приближенную к року» Журнал «Среда», №3, 2010. С. 19-20..

И несколько слов о ведении. Некоторые ночные ведущие пытаются работать под пошловато-запанибратскую стилистику «Русского радио», однако до оригинала не дотягивают.

Для привлечения слушателей проводится конкурс (интерактив, по телефону) - «Какая музыкальная композиция прозвучала в конце прошлого часа?» http://www. finspb.dax.ru;

После всего сказанного выше представляется совершенно невероятным сложившееся в результате мониторинга мнение (или вывод), что эта радиостанция рассчитана на массового, не очень взыскательного слушателя. Поразительно, но слушать «Серебряный дождь» не очень интересно.

На взгляд автора, это является следствием не до конца продуманной или не просчитанной вещательной политики. По типологии «Серебряный дождь» является музыкальной станцией. Однако, присутствие большого количества шоу, лишенных музыкальной составляющей, постоянные анонсы (даже такой, выигрышный, как "Всемирная премьера нового альбома Дженнифер Лопес -только в эфире «Серебряного дождя»), в данном случае «размывают» эфир.

При всех заявках и притязаниях на «качественность» станции, «Серебряный дождь» к таковым отнести не представляется возможным. По целому ряду признаков, среди которых - характер ведения, наполненность вещательного часа, принцип построения эфира - можно говорить о «типологической размытости» Пынина Т.Ю. Российский FM: Музыка в эфире. Учебно - методическое пособие./Науч. Ред. - проф. Я.Н. Засурский. - М., 2006. С. 85. этой станции.

Слоган: «Серебряный дождь» - радио с человеческим лицом».

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа. (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше.) Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 3,6 слушают "Серебряный дождь" (18-ая позиция в списке по слушаемости); (апрель 2001 г.) 72,1% слушают радио, из них - 4,6% слушают «Серебряный дождь» (14 позиция). Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 88,6% слушают радио, из них - 9,7 % слушают «Серебряный дождь» (12 позиция); (апрель 2010 г.) 89,8% слушают радио, из них -11,6% слушают «Серебряный дождь» (12 позиция).

Состав аудитории: ноябрь-декабрь 2009 г. апрель 2010 г.

мужчины - 56,8% 59,9%;

женщины-43,2% 40,1%;

по возрасту -

12-19 лет-6,9% 8,9%

20-24 лет- 8,8% 5,5%

25-39 лет-41,9% 41,7%

40-54 лет-33,0% 37,9%

55 лет и старше - 9,5% 5,9%;

по материальному положению -низкое- 5,1%

ниже среднего - 22,3% 17,4%

среднее - 24,2% 19,0%

выше среднего - 24,2% 25,6%;

по занятости -

работающие - 74,4% 70,3%

учащаяся молодежь - 7,8% 10,8%

неработающие

среднего возраста-10,0% 14,6%

пенсионеры - 7,0% 2,5%;

по образованию -

ниже среднего - 5,8% 5,7%

среднее-41,8% 38,3%

высшее-52,4% 54,8%. Данные КОМКОН-Медиа

Полученные данные сведем в таблицу.

Таблица 5

Аудитория радиостанции «Серебряный дождь» 2009 г. 2010 г.

по возрасту -

12-19 лет 6,9%

2,9%

20-24 лет 8,8%

5,5%

25-39 лет 41,9%

41,7%

40-54 лет 33,0 %

37,9%

55 лет и старше 9,5%

5,9%;

по материальному положению -

-

низкое 5,1%

-

Ниже среднего 22,3%

17,4%

среднее 41,8%

19,0%

выше среднего 24,2%

25,6%;

по занятости -

работающие 74,4%

70,3%

учащаяся молодежь 7,8%

10,8%

неработающие

среднего возраста 10,0%

14,6%

пенсионеры 7,0%

2,5%;

Приведенные данные, а также индекс соответствия показывают, что основу аудитории «Серебряного дождя» составляют люди в возрасте 25 - 54 лет с высшим образованием и материальным положением выше среднего - то есть те, на кого и рассчитана эта станция.

Место прослушивания «Серебряного дождя»: дома - 40%; на работе -13%; в машине - 48%. По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2000 г.), 42,0% слушателей «Серебряного дождя» слушают «Радио 7 на семи холмах»; 41,6% - «Русское радио»; 40,7% -«Европу плюс»; 28,3% - «Авторадио...»; 28,1 % - «Хит-FM»; 27,8%

- радио «Максимум»; 24,2 - «Наше радио»; 23,2% - «Маяк»; 21,9%

- «Эхо Москвы».

Причиной столь низкого рейтинга станции ее Главный редактор считает состояние общества, а именно: низкий культурный и интеллектуальный уровень, потребность в «массовой культуре» - примитивной музыке, русскоязычных песнях с нехитрыми текстами (попса), скандальной или кризисной информации, отсутствие желания думать о чем-либо, кроме прагмы и прозы дня, развлечениях и «хлебе насущном»; отсутствие вкуса

Поэтому низкий рейтинг станции ее Главный редактор считает вполне нормальным, вернее - закономерным явлением в «этой стране» Журнал "Broadcasting", № 5(17), апрель 2010г..с. 29..

Эта станция имеет свою, сложившуюся аудиторию (примечательно, что в основном «Серебряный дождь» слушают в машине), стремится выдерживать заданный уровень, заниматься по возможности «культпросветом» в области музыки. И, тем не менее, для привлечения слушателей «Серебряный дождь», как никакая другая радиостанция, проводит яркие и беспрецедентные пиаровские акции, а также серьезную, качественную, но малознакомую западную музыку заменяет более известной и привычной, исключая, при этом, «попсу».

Следствием низкого рейтинга является небольшой, по сравнению с другими станциями, приток рекламы, а, значит, доходов и уменьшает возможности развития.

Это беспокоит ее руководство. Главный редактор не видит общественных предпосылок для резкого скачка в слушаемости, высказывает сожаление, что государство не поддерживает (в первую очередь финансово) качественные радиостанции, стремящиеся прививать хороший вкус и знакомить с достойной малоизвестной у нас современной музыкой, не рассчитанной на массовый спрос (имеется в виду, конечно, «Серебряный дождь»), однако очень хочет повышения рейтинга на несколько процентов Журнал "Broadcasting", № 5(17), апрель 2010г..с. 32- 33..

2.9 Аудитория радиостанции «Радио 7 на семи холмах» (104,7 FM; 73,4 УКВ)

Радиостанция «Радио на семи холмах» существует с 1992 года под названием «Радио 7» как американская станция на российской земле на чистоте УКВ 73,4 (владельцем был американец Бен Даут). Тогда не было русскоязычной музыки, утреннее шоу (с 06.00 до 10.00) Лари Синклера велось на английском языке, новости середины часа были англоязычными, в то время как новости в начале часа выходили на русском языке. В 1993 году добавилась частота FM 104,7. В 1994 году добавилось вечернее шоу (Дари Синклер 18.00 - 22.00).

В 1995 году произошла смена формата и коллектива станции, изменилось и ее название (вместо «Радио 7» - «Радио 7 на семи холмах»); все вещания стало русскоязычным; частоты вещания остались прежними (УКВ 73.4 и FM, 104.7).

Контрольный пакет принадлежит американской корпорации МЕТРОМЕДИА Интернэшнл (другие держатели и соучредители не разглашаются, известно, что среди них есть российские частные лица).

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение: коммерческая музыкальная не ангажированная станция; «семейное радио».

Аудитория.

По данным редакции. Станция ориентирована на консервативную аудиторию, работающих людей в возрасте 25 - 49 лет с образованием и доходом выше среднего. Реальная аудитория этой станции именно такова.

По определению Директора программ радиостанции (Мария Миронова) в течение вещательного часа по будням 75% музыки (11-13 песен) и 25% информации (сюда, очевидно, входит реклама, новости, конферанс ведущих, игры, общение со слушателями), по выходным дням и вечерам это соотношение меняется в сторону музыки (87%; 14-15 песен) за счет уменьшения информации до 13%, по ночам в эфире только самореклама с названием станции. В эфире звучит «лучшая музыка 60-х - 90-х годов, лучшие произведения классики (только инструментальные) - все лучшее, что есть в современной культуре и культуре прошлого». «Вся музыка тестируется с привлечением слушателей; ротация отсутствует; частые повторы одних и тех же песен намеренны (американская концепция), все элементы вещательного часа постоянны каждый день -для комфорта слушателей, которые знают, что и в какое время они услышат» Журнал «Среда» №9, 2009. С. 20.. (Мария Миронова). Присутствует поп и рок музыка, классическая инструментальная музыка, отечественная эстрада.

По результатам мониторинга: музыка занимает от 70% до 95% вещательного часа в зависимости от времени суток. Если взять все звучащие в течение одного вещательного часа музыкальные композиции (а их в среднем 12 по будням) за 100%, то получается следующая картина:

англоязычные песни (исполняемые на английском языке, не обязательно певцами, происходящими из США или Великобритании, а и из Европы, Израиля, Лат. Америки) - это 67% (8 из 12); 75% (9 из 12); даже 83% (10 из 12); русскоязычные песни 8% (1 из 12); 16% (2 из 12); классическая музыка (в конце каждого часа, кроме глубокой ночи)8%(1из12); по одной песне на французском, итальянском, немецком языках 8% (1 из 12).

На «Радио 7» присутствует хорошая эстрадная, подлинная поп и рок музыка - как зарубежная, так и отечественная. Откровенной "попсы" на этой станции не выявлено. Постоянной рубрикой является «Музыкальное путешествие во времени» (по песне 70-х, 80-х, 90-х годов). Имеется и рубрика «Хит с доставкой на дом» - песни по заявкам слушателей.

Игры присутствуют в эфире "Радио 7". Это «Песни удачи» (слоган: «Слушайте «Радио 7», и Вы будете богаче не только духовно»), где 7-ой дозвонившийся к моменту начала третьей из проанонсированных музыкальных композиций получает семь тысяч рублей, однако, в феврале 2001 года эта игра видоизменилась: она стала называться «Время - деньги», где также 7-ой дозвонившийся после условного сигнала в эфире (звон будильника) должен за семь секунд очень быстро перечислить название, частоты, слоганы радиостанции (за каждое упоминание - по 700 рублей).

«Семь слов», где дозвонившийся первым слушатель в течение 30-ти секунд называет семь слов, относящихся к одной, предложенной ведущим теме и награждается билетами в кино, казино, театр; или тот же приз в обмен на правильные ответы на вопросы ведущего; с мая возникла новая версия игры под названием «Музыкальная касса», ее условия стали сложнее, а приз -10 тысяч рублей, но чтобы стать ее участником, теперь надо слушать радио постоянно, так как игра может появиться в эфире в любой час http://www.radiostation.ru .

Надо отметить, что с течением времени возникают новые игры, заменяя прежние, с более сложными условиями получения выигрышей или призов. Игры, как и общение со слушателями по телефону и принятые в редакции походы в кино со слушателями станции необходимы для того, чтобы, по мнению Директора программ, "развлечь, привлечь, приобщить и приблизить слушателей".

Игры в эфире «Радио 7» выглядят оправданным и уместным дозированным развлечением, но главное - привязывают к станции, вынуждая слушать ее, чтобы выиграть. Это оправданный «манок», и в конкретном случае он правильно выстроен и не раздражает даже требовательного слушателя.

Ведение ненавязчивое, в меру строгое и эмоциональное, дружелюбное, с уважением к слушателю, присутствие ведущего оптимальное - достаточное для ощущения «неброшенности» эфира и слушателя и вместе с тем «незаболтанности» эфира. Все песни, как правило, называются - до или после их воспроизведения. Характер ведения соответствует задачам станции - семейного радио для консервативной аудитории.

Особенность «Радио 7 на семи холмах» в отличие от рассматриваемых в данной работе станций - отсутствие утренних или каких либо других шоу - это чисто музыкальная станция.

Как всякое «музыкальное радио» (состоящее на 75% и более из музыки), существующее в FM диапазоне, «Радио 7» должно выполнять функции «фона», то есть быть приятным, увлекательным дополнением, сопровождающим текущие дела (езду на автомобиле, разговор, чтение журнала, питье чая, мытье посуды и т.п.), да и любой досуг. Характер музыки, тип ведения, содержание и подача рекламы, уровень новостей (или отсутствие последних), манера общения со слушателями выявляют вещательную политику станции и - в итоге - определяют аудиторию слушателей.

Судя по ряду косвенных признаков, «Радио 7»- это (по характеру, а не по типологии) наиболее массовая станция: ее аудитория - от тинэйджеров до сорокапятилетних слушателей, имеющих образование, обладающих оформившимися качественными вкусовыми пристрастиями (практическое отсутствие «попсы»), имеющих достаток или преуспевающих (реклама эксклюзивной недвижимости, недешевых мобильных средств связи, меховых сатонов, элитарного спорта и отдыха), требовательных к характеру ведения эфира (слушатель чувствует, что его уважают) и новостям (служба новостей едва ли не лучшая среди других "музыкальных станций", сравнима с аналогичными на информационных станциях, как «Маяк» и «Эхо Москвы»). «Гуляя» по FM диапазону, нетрудно перепутать радиостанции по звучащей на них преимущественно англоязычной однотипной музыке и ведению, но при этом четко определить «Радио 7 на семи холмах» Пынина Т.Ю. Российский FM: Музыка в эфире. Учебно - методическое пособие./Науч. Ред. - проф. Я.Н. Засурский. - М.,2006. С. 105..

Слоганы: "Радио 7 на семи холмах» - лучшая музыка и последние новости»; «Музыка над городом - «Радио 7» -104 и 7»; «Музыка, которую хочется слушать снова и снова - «Радио 7 на семи холмах» - FM 104 и 7»; «Радио 7 на семи холмах»- для тех, кто любит радио».

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа. (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лег и старше.) Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 7,7% - слушают «Радио 7 на семи холмах» (это пятая позиция в списке (где «Радио России» и «Маяк» стоят выше за счет трансляции), реально же - третье место по слушаемости (после «Русского радио» и «Европы плюс»); (апрель 2010 г.) 72,1 % из числа опрошенных слушают радио, из них -7,9% слушают «Радио 7...». Еженедельная аудитория, (ноябрь-декабрь 2009 г.) 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них -17,4% слушают «Радио 7...»; (апрель 2010 г.) 89,9% из числа опрошенных слушают радио, из них -16,6% слушают «Радио 7» (позиция сохраняется).

Состав аудитории: ноябрь-декабрь 2009 г. апрель 2010 г.

мужчины - 51,4% 51,0%;

женщины - 48,6% 49,0%;

по возрасту -

12-19лет-8,4% 12,1%

20-24 лет-9,5% 8,2%

25-39 лет-42,3% 37,5%

40-54 лет-31,1% 29,3%

55 лет и старше - 8,7% 12,9%;

по материальному положению -

низкое - 5,6% 6,3%

ниже среднего - 20,2% 17,6%

среднее - 28,2% 25,7%

выше среднего - 23,4% 18,1%;

по занятости -

работающие - 73,2% 64,7%

учащаяся молодежь - 9,4% 13,8%

неработающие

среднего возраста - 6,2% 10,0%

пенсионеры - 9,3% 6,7%;

по образованию -

ниже среднего - 6,3% 9,2%

среднее - 37,2% 36,7%

высшее - 55,7% 52,5%. Данные КОМКОН - Медиа.

Полученные данные сведем в таблицу.

Таблица 6

Аудитория радиостанции «Радио на семи холмах» 2009г. 2010 г.

по возрасту -

12-19 лет 68,4%

12,1%

20-24 лет 9,5%

8,2%

25-39 лет 42,3%

41,7%

40-54 лет 33,0 %

37,5%

55 лет и старше 8,7%

12,9%;

по материальному положению -

-

низкое 5,6%

6,3

Ниже среднего 20,2%

17,6%

среднее 28,2%

25,7%

выше среднего 23,4%

18,1%;

по занятости -

работающие 73,2%

64,7%

учащаяся молодежь 9,4%

13,8%

неработающие

среднего возраста 6,2%

10,0%

пенсионеры 9,3%

6,7%;

Приведенные данные, а также индекс соответствия показывают, что основу аудитории «Радио 7» составляют именно те, на кого оно и рассчитано: работающие люди в возрасте 25 - 39 лет с высшим образованием и материальным положением выше среднего.

Место прослушивания «Радио 7 на семи холмах»:

дома - 56%; на работе -13%; в машине - 28%.

2.10 Анализ и результат полученных данных

Исследование пересечения аудиторий радиостанций показывает, что среди слушателей «Радио 7 на семи холмах» 31,1% слушают «Русское радио» ; 27,1 % - «Европу плюс»; 20,9% - «Авторадио» ; 19,8% - «Серебряный дождь» (среди слушателей этой станции 42,0% слушают также «Радио 7 на семи холмах»).

По данным GALLUP MEDIA (октябрь 2009 г.). :

- еженедельная аудитория в Москве;

- население в возрасте 12 лет и старше.

Радио в целом слушают 89,6%, среди них - 21,5% слушают «Радио 7 на семи холмах». Это та же пятая позиция в списке (очевидно, также с учетом трансляции «Радио России» и «Маяка»), реально - то же третье место (после «Русского радио» и «Европы плюс»). Данные GALLUP MEDIA (октябрь 2009 г.).

Таким образом, по данным опросов, эту станцию слушает та аудитория, на которую она и ориентирована.

Таким образом, проведя анализ слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций Москвы, можно сделать следующие выводы.

Вышеперечисленные радиостанции - это негосударственные коммерческие музыкальные станции, более половины вещательного часа (в ночные часы - почти весь час) занимает музыка. По типологии она имеет общемировой, т.е. глобальный характер. Подавляющее большинство музыки (в среднем 80%, а на радио «Монте-Карло» -100%) - англоязычная (кроме «Русского радио») популярная музыка основных музыкальных жанров Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.с. 324..

Звучащая в эфире русскоязычная музыка (как правило, две песни в час - кроме «Русского радио», где только русскоязычная музыка, и даже в равном соотношении, как на радио «Максимум») - это лишь «адресность» Добчинский А.А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналисткого творчества. Автореф. Дисс. Канд. Филол. Наук. - М., 2006.с. 3. станции, указывающая на то, что она работает в России.

Рассматриваемые радиостанции распределились по слушателям следующим образом (здесь и далее - по данным КОМКОН-Медиа, ежедневная аудитория, ноябрь-декабрь 2009 года и апрель 2010 года):

1. «Русское радио»-14,3% и 15,3%;

2. «Европа плюс»-9,6%и 11,4%;

3. «Радио 7 на семи холмах» - 7,7% и 7,9%;

4. «Максимум» - 5,9% и 5,8%;

5. "Серебряный дождь" - 3,6% и 4,6%;

6. «Динамит» - 4,0% и 4,5%;

7. «Монте-Карло» - 2,5% и 2,8% Данные КОМКОН - Медиа..

Рейтинг ежедневной аудитории в Москве сохраняет ту же расстановку станций по слушаемости (см. Приложение).

Анализ аудитории рассматриваемых радиостанций свидетельствует о том, что:

1) станции слушают в основном те, на кого они и ориентированы;

2) общую основу аудитории этих музыкальных станций (по данным КОМКОН-Медиа, согласно индексу соответствия) составляют слушатели с возрастным цензом в пределах 20-39 лет, то есть наиболее активная часть общества; при этом подавляющее большинство аудитории «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита» - это слушатели в возрасте 12-24 лег, у «Серебряного дождя"»- 25-54 лет; у «Радио 7...» -25-39 лет, у «Русского радио -12-39 лет;

3) основное место прослушивания - дом, на второй позиции - машина (кроме «Серебряного дождя» где эти данные меняются местами) и на третьей - работа;

4) «Максимум» и «Серебряный дождь» больше слушают мужчины, остальные станции, особенно «Европу плюс» - женщины несколько больше, чем мужчины;

5) аудитории этих станций существенно пересекаются: более 35% слушателей

«Европы плюс» также слушают «Русское радио»;

«Радио 7...» - «Русское радио» и «Европу плюс»;

«Максимума» - «Русское радио» и «Европу плюс»;

«Серебряного дождя» - «Русское радио», «Европу плюс» и «Радио 7...»;

«Динамита» - «Русское радио» и «Европу плюс»;

«Монте-Карло» - «Русского радио», «Европу плюс» и «Максимум».

«Русское радио» ориентировано на самую широкую, массовую аудиторию, на среднестатистического слушателя. Реально основу его аудитории составляют (согласно индексу соответствия, дающему наиболее верное представление о составе аудитории) люди со средним и выше среднего материальным положением всех категорий по занятости (кроме пенсионеров) со средним образованием, 32,4% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».

«Европа плюс» ориентирована на молодых людей 20-30 лет со сложившимися жизненными и ценностными ориентирами. Реально основу ее аудитории составляют люди со средним и выше среднего материальным положением, учащаяся молодежь и неработающие среднего возраста с образованием ниже среднего. 43,6% слушателей этой станции также слушают «Русское радио».

«Радио 7 на семи холмах» ориентировано на консервативную аудиторию с образованием и доходом выше среднего и возрастным цензом 25-49 лет. Реально станция и имеет именно эту аудиторию, ее в основном слушают работающие люди с высшим образованием, материальным положением выше среднего и средним. 36,2% слушателей этой станции также слушают «Русское радио».

«Максимум» ориентирован на «прозападно» мыслящую молодежь 18-28 лет, претенциозную и с амбициями, с доходами и культурным уровнем выше среднего. Реально он и имеет практически такую аудиторию - в основном учащуюся молодежь с высокими доходами. 45,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».

«Серебряный дождь» ориентирован на высоко образованный средний класс с возрастным цензом 25-35 лет. Реально они составляют основу его аудитории. 40,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».

«Динамит» ориентирован на молодежь и взрослых людей с уже сформировавшимися музыкальными вкусами, на слушателей в возрасте 16 - 40 лет, ведущих активный образ жизни. Реально его слушает в основном учащаяся молодежь с материальным положением выше среднего. 49,2% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». Анализируя данные исследования аудитории станции за различные периоды (КОМЕОН-Медиа), можно сделать вывод о размытости аудитории, также о том, что она не сложилась.

«Монте-Карло» ориентировано на высокообеспеченных людей. Ввиду низкого рейтинга станции, ее аудитория детально не исследована. 44,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». Можно говорить о размытости аудитории «Монте-Карло», как и «Динамита».

Основу аудитории анализируемых станций (без учета индекса соответствия, по абсолютным данным в %) составляют работающие слушатели в возрасте 25 - 39 лет со средним материальным положением в семье (у «Серебряного дождя» этот показатель равен слушателям с высоким материальным положением) кроме «Европы плюс», «Максимума», «Динамита», где возрастной показатель - 12 - 39 лет. Среди них идет разделение по образованию: слушатели с высшим образованием доминируют у «Радио 7...» к «Серебряного дождя», в то время как со средним - у «Русского радио», «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита».

Вторую позицию по возрасту занимают слушатели 40 - 54 лет, кроме слушателей «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита» (12-19 лет). «Радио 7...» и «Серебряный дождь» практически в равной степени слушают следующие возрастные категории 12 -19 лет, 20 - 24 лет и 55 лет и старше (колебания в пределах 8,5 - 9,5% от состава аудитории).

Наиболее интересными и показательными являются следующие данные по возрастному составу аудитории (при делении ее на три значимые категории):

- «Русское радио» слушают 64,9% в возрасте 25 - 54 лет, 32,1 % в возрасте 12 - 24 лет, 3,0% в возрасте 55 лет и старше;

- «Европу плюс» слушают 55,9% в возрасте 25 - 54 лет, 41,6% в возрасте 12 - 24 лет, 2,4% в возрасте 55 лет и старше;

- «Радио 7 на семи холмах» слушают 66,8% в возрасте 25 - 54 лет, 20,3% в возрасте 12-24 лет, 12,9% в возрасте 55 лет и старше;

- «Максимум» слушают 41,7% в возрасте 25 - 54 лет, 54,8% в возрасте 12-24 лет, 3,4% в возрасте 55 лет и старше;

- «Серебряный дождь» слушают 79,6% в возрасте 25-54 лет, 14,4% в возрасте 12-24 лет, 5,9 в возрасте 55 лет и старше;

- «Динамит» слушают 40,8%) в возрасте 25 - 54 лет, 58,6% в возрасте 12 - 24 лет, 0,5% в возрасте 55 лети старше.

Таким образом, мы видим, что при общем доминировании среднего возраста среди слушателей всех радиостанций (25-39 лет), «Европа плюс», «Максимум» и «Динамит» имеют значительно более молодую аудиторию. Именно она менее сформирована в своих ценностных ориентирах и более подвержена любого вида влияниям, поэтому с точки зрения возможностей информационного и культуртрегерского воздействия и манипулирования сознанием является самой ценной и представляет собой основу формирующегося социума информационного общества.

Основным местом прослушивания радио является дом для слушателей радиостанций:

«Русское радио» (63%); «Европа плюс» (61%); «Радио 7...» (56%); «Максимум» (64%); «Динамит» (59%); машина для слушателей радиостанции «Серебряный дождь» (48%), дома (40%).

В машине слушают «Русское радио» (23%); «Европу плюс» (27%);

«Радио 7...» (28%); «Максимум» (28%); «Динамит» (29%).

Меньше всего слушают радио на работе (13% для всех станций, кроме «Русского радио» -14%).

По рейтингу слушательской аудитории радиостанция «Европа плюс» занимает ведущее место (см. Приложениие1).

Приведенные в дипломной работе данные опросов за ноябрь-декабрь 2009 года и апрель 2010 года в целом отражают реальную ситуацию по всем пунктам, т.к. в течение года колебания в оценках происходили в основном в пределах десятых долей процента.

Заключение

С появлением и становлением FM- вещания в России сформировалась качественно новая ситуация в радиовещании вообще и в национальном информационном пространстве в частности. Она характеризуется: резко возросшей независимостью СМИ от власти как таковой; пропорциональным уменьшением возможностей государства влиять на социум; внедрением новых (по сравнению с советским периодом) информационных технологий и приемов воздействия на обыденное сознание; расширением возможностей, отличных от государственных центров силы в проецировании своего влияния на общество; активном внедрении в него новых ценностных и мировоззренческих ориентации, представляющих собой универсалистские стереотипы (приоритет личности и ее интересов над государственными, абсолютная ценность свободы, прав человека, занимающих в иерархии современного обыденного сознания высшие позиции). Руководство для создателей передач Би-Би-Си. - М., Гром, 2007. С. 114.

Она влечет за собой дальнейшую радикальную трансформацию обыденного сознания социума (особенно актуальна для новых поколений, сформировавшихся вне контекста советского опыта общественно-политической жизни) в направлении универсализма; создает реальные предпосылки для формирования информационного общества в средней и долгосрочной перспективе; служит системообразующим элементом глобализационного процесса.

Она фиксирует и легитимизирует появление радикально нового общественного культуртрегера так же, как и нового инструмента политического влияния на общество, что по своей значимости и эффективности может быть приравнено к радикально новой для России политической технологии.

Для России это критически важно, поскольку, возможно, впервые за всю свою историю, она в состоянии осуществить революционный переход к единым новейшим общемировым ценностным, мировоззренческим, психологическим стандартам от ценностей общественно-корпоративных. Россия вступает на путь глобализации, который сегодня считается основным вектором развития и интеграции в новую общемировую политическую реальность Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов) / Пер. с нем. - М., Гром, 2009..

Список литературы

1. Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2009. №3. С. 98-111.

2. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 2007.

3. Бурикова И. С. Россия в процессе глобализации: pro et contra // Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее. Материалы научной конференции. 22-24 мая 2001 г. Часть 2. СПб., 2008. С. 61-62.

4. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2007.

5. В диапазоне современности. Радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом. М., 2005.

6. Горяева Т.М. Радио России. - М.,Радио, 2009.

7. Добчинский А. А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., Изд - во Моск. Гос. Ун- та им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 11. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. - М., Журналист, 2006.

8. Клюев Ю. В. Радиовещание Москвы: организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - СПб., 2008. С. 4.

9. Ланге Н., Симонова Е. Психология творчества. - М., Тринити, 2009. С. 261- 264.

10. .Любосветов Д.И. По законам эфира. О специфике использования музыкальных жанров на радио. - М., Педагогика, 2009.

11. Основы радиожурналистики. Учебник для студентов вузов./ Под ред. Проф. Ю.В. Клюева. - СПб, Дело, 2007.

12. Отечественное радио в современных условиях: В 2 ч.Ч. 1. - М.,Радио, 2008.

13. Пынина Т.Ю. Российский FM: музыка в эфире.Учебно - методическое пособие . Научный ред. Проф. Я.Н. Засурский. - М., 2006.

14. Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов)/Пер. с немецкого. - М., Прогресс, 2009.

15. Радиоискусство: Теория и практика. - М., 2009. Вып. 1; М., 2009. Вып. 2.

16. Рубинштейн С.Л. , Общая психология . Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М., Высшая школа, 2006. С. 333.

17. Руководство для создателей передач Би-Би-Си. М., Гром, 2007.

18. Светланов Е.Ф. Музыка сегодня.- М., Музыка, 2005.

19. Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.с. 324.

20. Третьякова Н.Н. "Образ в искусстве, основы композиции". - М., Искусство, 2009. С. 123.

Газетные и журнальные публикации

21. Владимирова Т.В. , "Эротическая "парковка" в "Кристалле" - "Коммерческие вести" .Омск, 26.04.2010 г..

22. Газета "Комсомольская правда", №123 от 28.04.2009 г.

23. Журнал «Radio to radio» за 2009 - 2010 гг.

24. Журнал «Журналист» за 2009 - 2010 гг.

25. Журнал «Среда» за 2009-2010 гг

26. Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г..

27. Журнал "Компания", №12, 2 апреля 2010 г.

28. Минков М. К проблеме музыкальных жанров в радиовещании//Телевидение и радиовещание за рубежом. - М., Слово, 2006. С. 3-53.

Статистические данные

29. Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей.

30. Данные ГЭЛЛОП Медиа

Интернет - источники

31.http: // www. onpocmonitoring.ru

32. http://www.guzei.com;

33. http://www. finspb.dax.ru;

34. http://www.radiostation.ru

Приложение

Слушательская аудитория радиостанций г. Москвы

Аудитория

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.