РУБРИКИ

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

Глава 2. Взаимодействие ОБСЕ и Азербайджана в области развития СМИ

2.1 Современные требования ОБСЕ и развитие печати Азербайджана

На дополнительном Совещании документе к "значительным усилиям азербайджанского правительства в обеспечении свободы слова, мысли и информации" был отнесен Указ Президента Азербайджанской Республики от 6 августа 1998 года "О дополнительных мерах в области обеспечения свободы слова, мысли и информации", который ликвидировал Главное Управление по Защите Государственной Тайны по человеческому измерению по вопросам СМИ, прошедшему в Вене в июле 2006 года, был предоставлен доклад под названием "Информация о положении свободы слова и СМИ в Азербайджанской Республике". В этом в Печати и иных Средствах Массовой Информации при Кабинете Министров. Этим же Указом утратили силу Указ Президента Азербайджанской Республики о создании военной цензуры от 16 апреля 1992 года и распоряжение, связанное с введением контроля над распространением всей информации от 15 апреля 1993 года (35,1).

В упомянутом докладе указаны также важные меры по укреплению материально-технической базы СМИ: в конце 1998 года редакции газет были освобождены от налога на добавочную стоимость, а в Налоговом кодексе, принятом Милли Меджлисом, предусмотрена возможность создания выгодных условий для стимулирования деятельности СМИ (35,1).

6 марта 2000 года Распоряжением Президента Азербайджанской Республики была утверждена "Программа мер по улучшению материально-технических условий Средств Массовой Информации в 2000-2001 годах". В отмеченном документе ОБСЕ данное распоряжение было прокомментировано следующим образом: "В Программе предусматривалось укрепление материально-технической базы учреждений образования, готовящих журналистские кадры, установление минимальных тарифов за пользование государственными средствами связи, транспорта, услугами коммунальных служб" (35,2).

Следующим положительным моментом в деле развития материально-технической и финансовой базы СМИ, согласно вышеуказанному документу, стал Указ Президента Азербайджанской Республики "О дополнительных мерах по повышению государственной заботы о средствах массовой информации", подписанный 20 июля 2001 года. "Были приняты меры для отмены таможенной пошлины при ввозе в страну газетной бумаги и изучены возможности предоставления СМИ долгосрочных и льготных кредитов" (35,2). Помимо этого в документе отмечены распоряжение Президента об отсрочке на 3 года (до 31 декабря 2005 года) срока выплаты газетами своих долгов государственному издательству "Азербайджан", а также Указ Президента от 5 сентября 2002 года, согласно которому Правительству было поручено выделить более 600 тыс. долларов США на финансирование проектов в области СМИ из Национального фонда поддержки предпринимательства (35,2).

Однако вышеперечисленные действия Президента и Правительства Азербайджанской Республики, формально направленные на усиление материально-технической и финансовой базы СМИ, впоследствии получили неоднозначную оценку. В интервью газете "Эхо", опубликованном 23 июля 2004 года под заголовком "ОБСЕ констатирует серьезные проблемы в азербайджанских СМИ", Ариф Алиев (председатель Ассоциации журналистов "Йени Несил") отмечает, что "нынешнее состояние прессы Азербайджана - это результат кризиса, начавшегося в 1998 году" (49,3). Согласно его мнению, именно с этого момента власти страны начали скрытую атаку на постепенное лишение независимой журналистики ее экономической самостоятельности. "Дело зашло настолько далеко, что без серьезной государственной программы сегодня добиться развития СМИ практически невозможно" (49,3). По словам А. Алиева, с 1998 года рекламный оборот СМИ Азербайджана снизился на 80 - 100%, что губительно для нормальной журналистики, так как основой независимости газеты или телеканала является их экономическая самостоятельность. По мнению А. Алиева, в стране произошла намеренная монополизация сферы медийного бизнеса со стороны властных группировок. "Установлено политическое влияние на рекламный рынок. Ведь за последние 5 лет никакого экономического краха в Азербайджане не случалось, массового исхода иностранного капитала - тоже. Наоборот, бюджет страны за это время возрос вдвое, а СМИ, которые, как капилляры, связаны с любой экономической сферой жизни государства, продолжают терять свою финансовую мощь и, естественно, попадают под управление политических и криминальных кругов" (49,3).

1999 год ознаменовался принятием нового закона Азербайджанской Республики "О средствах массовой информации". В докладе Постоянному совету Фраймут Дуве дал отрицательную оценку новому закону: "данный закон содержит неуместные ограничения, относящиеся к деятельности средств массовой информации, а также ряд ограничений в области доступа к информации" (73, 206). В частности, недовольство Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ вызвали положения статьи 10 "Закона о СМИ", запрещающие публикацию ряда категорий информации, в том числе государственной тайны и конфиденциальной информации, охраняемой законом; неправдивой информации, задевающей честь и достоинство граждан; порнографических материалов и клеветы (33,4). Отметим, что в 2004 году Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ поручило организации "Артикль 19" прокомментировать ряд действующих законов Азербайджанской Республики, ограничивающих свободу выражения мнения. В связи с этим организация "Артикль 19" провела меморандум по законам, в том числе и по закону "О СМИ". Проанализировав данный законодательный акт, организация наряду с другими рекомендациями предложила удалить статью 10 из "Закона о СМИ" (45, 17).

Следует отметить, что недовольство новым законом не ограничилось мнением только международных организаций - председатель Союза журналистов Азербайджана Гаджи Гаджиев выразил свое мнение относительно нового закона: "в законе абсурдных моментов предостаточно и поэтому его надо кардинально изменить" (67,3).

В конце февраля 1999 года Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ посетил Азербайджан. В ходе своего визита он встретился с Президентом Г. Алиевым, а также с Главами правительственных структур. Он принял участие в обсуждениях за "круглым столом" с журналистами как из печатных, так и из электронных СМИ (73, 194).

В 2001 году посол США в Азербайджане Дэвид Джонсон перед Постоянным советом ОБСЕ заявил, что США обеспокоены практикой соблюдения прав человека азербайджанским правительством. По мнению Джонсона, в области свободы СМИ необходимо поддерживать диалог с правительством Азербайджана с целью содействия продолжению реформ и соблюдения обязательств в рамках ОБСЕ (41,2).

В регулярном докладе Постоянному совету от 12 декабря 2002 года Фраймут Дуве указывает на проблемы, с которыми сталкиваются оппозиционные печатные издания. В частности, Представитель сообщает, что 4 декабря получил обращение, подписанное тринадцатью редакторами преимущественно из оппозиционной и независимой прессы, которые просили господина Ф. Дуве предпринять соответствующие меры и вмешаться в организованную проправительственными газетами травлю против независимых газет (75, 197).

В другом докладе Постоянному совету от 13 марта 2003 года Ф. Дуве, говоря о проектах Бюро, сообщает, что осенью 2003 года в Баку будет организован семинар для молодых журналистов. Целью проекта является содействовать улучшению и пониманию функций свободных СМИ (75, 209). Серия подобных семинаров была проведена во многих государствах-участниках ОБСЕ. Делегация ОБСЕ от США оказала материальную поддержку в организации поездки группы азербайджанских журналистов на семинар в Соединенные штаты.

2003 год является датой создания в Азербайджане Совета прессы. Создание этой структуры было встречено неоднозначно. Однако Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ положительно оценил создание этой структуры, которая "содействует снятию напряженности между правительством и СМИ" (75, 218).

В 2004 году в Тбилиси под эгидой ОБСЕ была проведена первая Южнокавказская конференция, которая затронула многие аспекты деятельности, как самих журналистов, так и электронных и печатных СМИ. Впервые журналисты и неправительственные организации из Армении, Азербайджана и Грузии, а также международные эксперты, собрались, чтобы обсудить общие проблемы. Принявший участие на конференции, директор Бакинского пресс-клуба Чингиз Султансой следующим образом охарактеризовал состояние азербайджанских СМИ на тот период: "В Азербайджане нет независимых телекомпаний, большинство газет - проправительственные или становятся таковыми по ряду причин. Осталось всего лишь несколько независимых и оппозиционных газет, которые борются за собственное существование (…). Данная ситуация представляет собой огромную угрозу свободе слова в стране." (76, 134).

В апреле 2005 года состоялся оценочный визит Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклоша Харашти. По итогам проведенных встреч в Азербайджане Харашти определил ряд проблем, стоящих в сфере СМИ: среди них он назвал проблемы электронных СМИ и печатных изданий. В регулярном докладе Постоянному совету ОБСЕ от 14 июля 2005 года Миклош Харашти дал подробный отчет о своей деятельности в ходе оценочного визита. Говоря о положении СМИ в стране, он отметил, что для их развития было принято достаточно соответствующих положений: "Закон о СМИ" 1999 года, закон "О свободе информации" 1998 года, а также нормативные акты, относящиеся к электронным СМИ - закон "О телерадиовещании" 2002 года, закон "Общественном телевидении" (77, 107). Представитель указал связь между проблемами печатных и электронных СМИ Азербайджана: "даже в условиях высокой политизации, в стране окреп плюрализм мнений, который получил распространение в печатных СМИ. Однако это многообразие мнений не простирается дальше печатных СМИ, которые имеют множество недостатков: очень маленький тираж, финансовую необеспеченность и низкий профессионализм. В таком положении трудно не переоценить важность телевидения как главного источника информации для граждан" (77, 107). В данный доклад были включены серии рекомендаций, сделанных азербайджанскому правительству, для исправления вышеуказанной ситуации в области СМИ. В частности, относительно печатных СМИ властям было предложено начать передачу в частную собственность (приватизацию) правительственных газет. Представитель подчеркнул, что только с развитием рекламного рынка в печати пресса может стать действительно беспристрастной (77, 137).

17-18 ноября 2005 года в Тбилиси вновь была проведена вторая по счету Южно-кавказская конференция, посвященная вопросам СМИ. На конференции принимали участие 70 представителей из трех стран Южного Кавказа. Если первая конференция акцентировала свое внимание на проблемах клеветы и свободы информации в СМИ, то вопросы второй касались непосредственно электронных СМИ, а именно качества публичной службы вещания и свободы Интернета. Конференция приняла декларацию по этим вопросам, призывая правительства Южного Кавказа подтвердить свою приверженность поддержанию мощной и энергичной независимой службы общественного вещания и воздержанию от вмешательства в редакционную независимость и организационную автономию общественных радио - и телекомпаний.

Ежегодное издание ОБСЕ "Freedom and Responsibility Yearbook 2005" содержит достаточно подробную информацию о деятельности и проблемах печатных СМИ, а также оценку и рекомендации Бюро в этой области. "Несмотря на то, что электронные СМИ страны (в частности, телевидение) нельзя назвать независимыми, печатные СМИ разнообразны, а оппозиция с этой точки зрения представлена хорошо. Однако это не значит, что в печатных СМИ наблюдается равное соотношение сил, так как оппозиционные издания материально слабы" (77, 134). Тем не менее отмечено, что некоторые крупные оппозиционные газеты имеют большой тираж - от рекордных 35 000 - 45 000 экземпляров перед президентскими выборами 2003 года и 10 000 - 12 000 экземпляров в период 2004 - 2005 гг., тогда как тираж правительственных газет составляет приблизительно 7 000 - 8 000 экземпляров (77, 134).

Согласно данным Бюро, приблизительно 15% всех печатных СМИ принадлежит правительству, 35% - политическим партиям, а остальная часть относительно независима, "хотя из-за экономической уязвимости и финансовой зависимости, независимость абсолютного большинства условна" (77, 134).

В издании отмечено, что большинство печатных изданий критикуются за непрофессионализм. В 2003 году была создана структура, занимающаяся решением этических и профессиональных проблем печатных СМИ. Во время оценочного визита М. Харашти встретился с председателем Совета прессы Афлатуном Амашевым. На этой встрече сам А. Амашев констатировал тот факт, что со времени создания Совета прессы качество печатных изданий не улучшилось (77, 134).

В докладе Постоянному совету от 16 февраля 2006 года М. Харашти положительно оценил решение Президента И. Алиева об уплате долгов печатных СМИ издательству "Азербайджан". Этот долг составлял примерно 350 000 евро и, согласно решению Президента, он будет уплачен из государственного бюджета (78, 382). Это решение было отнесено и к долгам оппозиционных газет.

13-14 июля 2006 года в Вене прошло Дополнительное Совещание ОБСЕ по человеческому измерению. На этом совещании довольно широко обсуждались проблемы СМИ. Так, председатель Союза журналистов Азербайджана Э. Шихлинский в своем выступлении заявил, что на первом месте стоит проблема деполитизации СМИ: "Даже имея огромную армию профессиональных журналистов без деполитизации, и устранения крайне политически ангажированных СМИ, что имеет место быть в азербайджанском, да и во всем постсоветском пространстве, нам, сколько бы мы не говорили о плюрализме, свободе слова и прессы, демократии, ничего существенного добиться не удастся" (72,3).

На этом же Совещании Ариф Алиев коснулся вопроса регистрации печатных СМИ. Он отмечает, что в этой области печатные издания практически не испытывают никаких трудностей, но здесь просматривается другая тенденция - люди, имеющие к журналистике весьма отдаленное отношение "открывают газеты с одной лишь целью - скомпрометировать своих врагов, оклеветать их, вымогать деньги у чиновников и бизнесменов путем шантажа. Сегодня численность таких газет составляет минимум 60 процентов всех зарегистрированных печатных СМИ страны" (12,1). По словам А. Алиева, журналистские организации бессильны в решении этой проблемы, так как, во-первых, корни "журналистики шантажа и рекета" лежат не в самой профессии, а в имеющей место атмосфере коррупции и взяточничества; а во-вторых, при разбирательстве выясняется, что за большинством подобных изданий стоят очень высокопоставленные чиновники, иногда целые госструктуры, ведущие между собой войну компроматов, а порой просто преследующие цель дискредитировать имя журналиста в обществе (12,2).

В первой половине октября 2006 года состоялся визит Миклоша Харашти в Азербайджан. Целью визита спецпредставителя явилось изучение ситуации вокруг СМИ в стране. М. Харашти встретился с главой государства И. Алиевым 9 октября 2006 года, во время встречи был произведен обмен мнениями по вопросам развития в сфере демократии и свободы слова.

В ноябре 2006 года в Тбилиси прошла третья Южнокавказская конференция. Ключевыми темами конференции были проблемы и перспективы частных и общественных средств массовой информации на Южном Кавказе, а также медиа-менеджмент. На конференции Кенан Гулузаде выступил с докладом на тему "Приватизация государственных средств массовой информации в Азербайджане". Он отметил, что тема приватизации государственных СМИ на фоне новой волны давления на СМИ неактуальна. Он назвал азербайджанское государство крупным игроком и собственником на медийном пространстве: "в собственности государства находятся два общереспубликанских телеканала из шести существующих, несколько радиоканалов, ежедневных газет, журналов, крупное информационное агентство, а также информационные сайты. То есть государство является владельцем всех видов СМИ, которыми в данный момент пользуются граждане страны. К этому также следует добавить государственную типографию, которая является монополистом на рынке, и несколько изданий, выпускаемых отраслевыми министерствами" (64, 23). Докладчик сообщил, что в сравнении с частными СМИ, вышеперечисленные средства массовой информации имеют более выгодное положение, что нарушает принцип свободной конкуренции на медийном рынке. В частности, государственные СМИ получают госдотации из бюджета страны, сотрудники этих СМИ не притесняются в области права доступа к информации и, наконец, на эти СМИ со стороны госчиновников имеется негласная традиция обязательной подписки. А это идет вразрез с принципами свободного рынка и здоровой конкуренции, что на фоне ограничения и подконтрольности рекламного бизнеса в стране само по себе представляет собой серьезную проблему

Говоря о зарегистрированных СМИ - по данным К. Гулузаде, их более 2600 (64, 25) - он отметил, что многие из них не издаются, львиную долю составляют малотиражные издания, занимающиеся вымогательством, и только несколько десятков СМИ являются весомыми и имеют существенную зрительскую и читательскую аудиторию.

Другой азербайджанский докладчик Ибрагим Алиев на конференции ОБСЕ коснулся темы политико-правовых условий для управления медиа-бизнесом в Азербайджане. Он с сожалением констатирует тот факт, что "(…) в Азербайджане отсутствует функциональная демократия. Она у нас декларативна по своей сути. Соответственным является и состояние предпринимательства в сфере СМИ Азербайджана" (64, 49). Говоря о правовом аспекте, И. Алиев признал, что в стране имеется относительно демократичная правовая база, дающая легитимные возможности для свободного осуществления бизнеса СМИ.

Относительно политического аспекта докладчик заявляет, что правящий в Азербайджане режим использует весь арсенал политических и прочих инструментов для взятия бизнеса СМИ под свой тотальный политический контроль. И на данный момент суды, которые должны быть гарантами применения правовой базы, по существу являются придатком исполнительной власти: "Ярким примером того, как не должны функционировать суды, являются бесчисленные, по сути своей антиконституционные решения азербайджанских судов в отношении таких СМИ, как "Монитор", "Ени Мусават" и "Реальный Азербайджан" (…)" (64, 51).

Другим политическим методом воздействия на относительно независимые СМИ И. Алиев назвал манипуляции с рекламным потоком. Согласно его мнению, "само размещение рекламы в СМИ граничит с политическим действом" (64, 52). Он отметил, что в Азербайджане действует теневой механизм распределения рекламных потоков, не порожденных функциональным спросом на рекламу. И этот механизм превратился в очень эффективный инструмент давления на медиа-предпринимателей и подкупа тех из них, кто склонен к обеспечению хотя бы относительной политической независимости своих СМИ. Докладчик отметил, что в последнее время в Азербайджане наблюдается тенденция экономического воздействия на СМИ, в частности, на деньги олигархов открываются печатные СМИ, которые, в свою очередь, переманивают журналистов из независимых и оппозиционных СМИ.

Резюмируя свой доклад, И. Алиев признал, что "в Азербайджане не возникли необходимые политические, экономические и правоприменительные условия для подлинно свободного медийного предпринимательства" (64, 53).

В целом, 2006 год явился периодом ухудшения ситуации, связанной со свободой прессы - об этом не раз заявлял Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ М. Харашти. В частности, это связано с давлением на печатные СМИ, а также приостановкой вещания телерадиокомпании ANS. В связи с этим Миклош Харашти обратился с письмом к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, в котором выразил обеспокоенность в связи с ситуацией вокруг СМИ, и призвал Президента остановить процесс ухудшения положения дел в области независимых СМИ (21). Представитель ОБСЕ отметил, что в один и тот же день был закрыт телеканал ANS, а также выселены из офиса газета "Азадлыг" и агентство "Туран".

2006 год стал одним из напряженных периодов для печатных СМИ. С одной стороны, помимо газеты "Азадлыг" и информационного агентства "Туран", рабочих помещений были лишены газета "Бизим йол", издательский дом "Йени несил", а также правозащитная организация "Институт свободы и безопасности репортера" (78, 396). По поводу печатных СМИ Харашти заявил, что "государство должно разработать специальную политику для поддержания плюрализма в прессе. По отношению к независимым изданиям оно могло бы применить ту же льготную политику, которую осуществляет по отношению к своим изданиям" (78, 396).

С другой стороны, увеличилось число исков против журналистов. О волне судебных преследований прессы М. Харашти говорил с И. Алиевым во время своего визита в Азербайджан. На этой встрече Президент выразил разочарование по поводу того, что в отечественной прессе отсутствует конструктивность, на что Представитель заявил: "Кроме уголовного наказания есть много способов увеличения профессионализма и ответственности в СМИ. ОБСЕ готова поддержать инициативы саморегулирования СМИ" (78, 382).

2007 год ознаменовался еще большим ухудшением ситуации вокруг свободы СМИ. Уже в мае 2007 года с выселением из арендуемого помещения было прекращено издание двух ведущих независимых азербайджанских газет "Реальный Азербайджан" и "Гюнделик Азербайджан". Закрытие печатных изданий произошло спустя некоторое время после ареста их учредителя и главного редактора известного журналиста Эйнуллы Фатуллаева (65). По этому поводу М. Харашти выразил свою обеспокоенность: "Выселение парализует крупные и очень популярные азербайджанские газеты, и является очевидной попыткой заставить их замолчать. Это часть продолжающейся кампании по искоренению независимой журналистики" (22).20 мая Министерством по чрезвычайным ситуациям был эвакуирован штат вышеназванных газет. Эти действия МЧС объяснило опасностью структурных дефектов в здании, но при этом, как отмечает Представитель, другие арендаторы не были выселены.

В связи с закрытием этих двух газет свое беспокойство высказали ряд других международных организаций. Все они сошлись во мнении, что такие действия со стороны государства показывают растущую неприязнь правительства в отношении свободы выражений и СМИ. В частности, Исполнительный директор департамента Европы и Азии известной правозащитной организации Human Rights Watch Холи Картнер направила открытое письмо главе Азербайджана Ильхаму Алиеву (55). В письме она отметила, что нынешнее подавление независимой и оппозиционной прессы в Азербайджане является нарушением международных обязательств страны в области защиты свободы выражений и угрожает ее демократическому развитию.

Во второй половине апреля 2007 года состоялся визит Миклоша Харашти в Азербайджан, главной причиной которого было участие Представителя на международной конференции "Роль СМИ в развитии терпимости и взаимопонимания", состоявшейся 26-28 апреля в Баку. В ходе своего визита 27 апреля М. Харашти встретился с Президентом И. Алиевым. На встрече был проведен обмен мнениями о работах в области обеспечения деятельности средств массовой информации, свободы слова и прессы (57).

В докладе Всемирному конгрессу Международной федерации журналистов от 28 мая 2007 года Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ затронул проблему дискриминации независимой прессы: "Как правило, оппозиционные, независимые СМИ и занимающиеся журналистским расследованием сотрудники, с одной стороны становятся жертвами задержаний, заключений, штрафов и административного преследования, а, с другой, подвергаются угрозам, нападениям, похищениям и убийствам" (50,4). Представитель отметил, что в странах, где широко распространено насилие против журналистов, существует большой сектор государственных СМИ. И именно такие государства используют свою власть для дискриминации слабой независимой прессы в пользу своих же СМИ. В целом, представители правозащитных организаций считают, что в последние годы борьба азербайджанских властей против прав медиа приняла невиданный размах (59,9). В данном контексте отметим, что в последующий период давление на оппозиционную прессу еще больше усилилось. В частности, в 2008 году сильной дискриминации подверглась газета "Азадлыг" - ряд ее сотрудников, в том числе и редактор издания, был арестован.

В 2009 году новый Глава Бакинского офиса ОБСЕ посол Бильге Джанкорель заявил, что свобода слова, прессы и выражений является одним из важных принципов ОБСЕ (59,9). Он сообщил о реализации Бакинским офисом ОБСЕ мер по повышению доверия между правительством и СМИ и об осуществлении проекта по повышению профессионального уровня журналистов и преподавателей журналистики.

2.2 Практические проблемы журналистской деятельности в решениях ОБСЕ

Весьма существенной проблемой для азербайджанских журналистов является доступ к официальной информации. Организация "Артикль 19" из трех республик Южного Кавказа определила Азербайджан как сильно отстающее в вопросах обеспечения права на доступ к информации (34, 22). В Ежегодном докладе о деятельности ОБСЕ за 2004 год сгруппированы препятствия на пути к осуществлению права на доступ к информации - это слабое применение действующих законов о доступе к информации, слишком далеко идущий закон о государственной тайне, за нарушение которого предусмотрена уголовная ответственность, недостаточное знание гражданами своих законных прав в отношении доступа к информации и низкий профессиональный уровень СМИ (28, 129).

Законодательная база о свободе информации и доступе к ней представлены Конституцией, законами "О СМИ", "О свободе информации", "Доступе к информации" и другими нормативными актами.

В Конституции наряду со специальными положениями, гарантирующими свободу выражения мнения, имеются ограничения в области государственной безопасности, охраны общественного порядка, а также защиты информации частного характера. "Закон о СМИ" и "О свободе информации" содержат некоторые гарантии доступа к информации. При этом следует отметить, что организация "Артикль 19" назвала акт "О свободе информации" "декларативным заявлением о свободе информации, нежели действующим законом" (34, 31). Наряду с этим "Закон о СМИ" содержит ограничения в возможности публикации определенных категорий информации - государственной тайны и информации частного характера. "Закон о СМИ" является базовым нормативным актом, который гарантирует доступ к официальной информации, при этом доступ к общественной информации не имеет ограничения. Статья 8 закона гласит, что "СМИ имеют право получать оперативные и достоверные сведения об экономическом, политическом, общественном и социальном положении в обществе, деятельности государственных органов, муниципалитетов, учреждений, предприятий и организаций, политических партий, должностных лиц" (33,3). На практике ситуация не соответствует картине, описанной законом. По сведениям Р. Гаджили, директора Института прав медиа, журналистам чинят препятствия в доступе к общественной информации. Письменные запросы сотрудников СМИ, особенно изданий, известных своими критическими материалами, довольно часто остаются без ответа. Ответ на устный запрос зачастую опять же зависит от того, в каком органе работает журналист и насколько хорош у него контакт с чиновником (80,1). Судебное привлечение госслужащих за не предоставление информации до сих пор ни к чему не привело - судья выносят решения в пользу государственных структур.

Азербайджан имеет отдельный законодательный акт о доступе к информации об окружающей среде - "О получении информации об окружающей среде" от 12 марта 2002 года. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи со своевременным получением у органов государственной власти и местного самоуправления, а также у ответственных лиц полной, достоверной, своевременной информации о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов (5, 624). Как и во всех перечисленных законодательных актах, и здесь имеются ограничения в получении информации определенной категории. Еще до принятия данного закона Азербайджан присоединился к Орхусской конвенции от 25 июня 1998 года, которая регулирует взаимоотношения между обществом и правительствами в вопросах окружающее среды. В этой области ОБСЕ содействовало присоединению Азербайджана к вышеназванной конвенции. В частности, 21 сентября 2003 года Бюро Организации в Баку официально открыло в здании Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана Орхусский общественный центр (27, 99).

Закон "О государственной тайне" допускает широкие ограничения свободы информации, а также предоставляет органам власти практически неограниченную свободу действия в отношении засекречивания общественно важной информации, касающейся различных областей. Данным законом устанавливаются три категории секретности информации и три грифа секретности носителей соответствующей информации: "особо важно", "совершенно секретно", "секретно" (статья 8) (4, 3011). Согласно статье 13 закона, информация может засекречиваться сроком на тридцать лет, а в исключительных случаях - даже на неопределенный срок. Уголовный и гражданский кодексы предполагают серьезные наказания за раскрытие государственной тайны и других типов секретных документов. Согласно мнению Миклоша Харашти, ответственность за несанкционированное распространение информации подобного рода должна возлагаться не на журналистов, а исключительно на должностных лиц, обязанных соблюдать секретность.

В этом контексте следует отметить, что в 2006 году Бюро Представителя отметило растущую тенденцию в закономерном стремлении государств-участников к ужесточению мер безопасности (30, 86). Вместе с тем оно подчеркнуло, что государство при этом должно уважать право средств массовой информации на распространение информации, представляющей интерес для общества. Одним из примеров ограничения доступа к важной общественной информации Миклош Харашти назвал практически полное отсутствие каких-либо сведений о расследовании убийства редактора журнала "Монитор" Э. Гусейнова (82,4). По мнению М. Харашти, правительство обязано предоставлять общественности всю возможную информацию о расследовании, дабы устранить сковывающий эффект на журналистику, вызванный убийством (82,5).

По данным Бюро, в последнее время журналисты подвергаются все большему давлению в связи с публикацией журналистских расследований, в которых использованы секретные сведения. Эта тенденция грозит сужением имеющихся у СМИ возможностей по раскрытию и освещению неправомерных действий, включая коррупцию, что подрывает ее позиции в качестве четвертой власти.

Отметим, что в 2006 году Представитель предпринял углубленное исследование положения доступа к информации в государствах-участниках. Итоги исследования свидетельствуют о том, что, хотя за последние годы большинство правительств стали более открытыми для прессы, многие из них все еще слишком расширенно толкуют определение государственной тайны, наказывают журналистов за опубликование разглашенных секретных данных и не обеспечивают адекватной защиты анонимных источников. В итоге важная информация остается недоступной для общественности (31, 105). По результатам исследования М. Харашти дал определенные рекомендации: люди должны иметь право на доступ к информации о себе; государственные органы должны отвечать на все запросы об информации в минимальные сроки; необходимо рассматривать общественный интерес информации в каждом случае; государственные органы должны издавать информацию о своей деятельности, доступную для всех (81,4).

30 сентября 2005 года был принят закон "О доступе к информации". В разработке данного правового акта принимали участие занимающиеся проблемами СМИ неправительственные организации, офис ОБСЕ в Баку, непосредственно Бюро Представителя по вопросам СМИ и эксперты Совета Европы. В общих чертах этот закон соответствует международным стандартам в сфере свободы информации. Государственные структуры должны систематизировать имеющуюся у них информацию, а согласно статье 24.1 информационные запросы должны быть удовлетворены не позднее семи дней (7, 3211). Большая часть общественной информации должна размещаться на Интернет-сайтах госструктур и постоянно обновляться (статьи 32, 33). Для гарантирования выполнения положений данного нормативного акта статья 42 предусматривает учреждение специальной должности - Уполномоченного по вопросам информации, а в последствии и создания Аппарата Уполномоченного по вопросам информации. Вся VI Глава закона посвящена организации работы Уполномоченного, его обязанностям. Закон предусматривает назначение Уполномоченного в течении шести месяцев после его принятия. Со времени вступления в силу данного законодательного акта прошло более трех лет. По истечении этого срока не были выполнены ряд положений данного акта - не был назначен Уполномоченный, госструктуры все еще отказывают в доступе к информации, некоторые органы открыли страницы в Интернете, в которых практически отсутствует информация об их деятельности, а некоторые - не выполнили и это условие, в частности Министерство труда и социальной защиты населения все еще не создало Интернет-сайт. По сути, этот закон, также как и закон "О свободе информации" от 1998 года, является декларативным. По словам Рашида Гаджили, несмотря на принятие данного закона "безнаказанность позволяет чиновникам отказываться предоставлять информацию всякий раз, когда они того хотят" (80,2).

25-26 октября 2004 года в Тбилиси Бюро Представителя организовало Первую южно-кавказскую конференцию, одной из основных тем которой была свобода информации. Конференция завершилась принятием Декларации о клевете и свободе информации, в которой даны определенные рекомендации государствам для улучшения ситуации в области СМИ.

Декларация имеет пункты, относящиеся к государственным секретам, в одном из которых сказано, что "акты о государственной тайне необходимо изменить с тем, чтобы их применение было ограничено исключительно защитой информации, разглашение которой может представлять значительную угрозу национальной безопасности и территориальной целостности страны".

В Декларации имеются положения, относящиеся к судебным органам. Согласно документу, в их обязанности должно входить повышение осведомленности общественности о законах о доступе к информации. Согласно сведениям Р. Гаджили, большинство граждан не имеют понятия о новом законе [речь идет о законе "О доступе к информации" от 30 сентября 2005 года - авт.] и льготах, которые он может обеспечить. Они не сознают преимущества и возможности, которые влечет за собой свобода слова. Никакая ознакомительная и разъяснительная работа в этой области со стороны государства не ведется. В этой области можно отметить усилия только небольшого числа неправительственных организаций (80,2).

Последний пункт Декларации гласит, что незаконные отказы в доступе к информации должны оспариваться и придаваться огласке. Однако, опять же по словам директора Института прав медиа, принятие нового закона о доступе к информации не привело к привлечению к юридической ответственности лиц, попирающих положения этого закона и отказывающих полностью или частично предоставлять общественную информацию (80,2).

Одним из первых мероприятий в Азербайджане, направленных на улучшение доступа к официальной информации, в котором приняли участие эксперты Бюро Представителя, был организованный Советом Европы в 1998 году семинар, посвященный отношениям государственных чиновников и СМИ. Такие семинары организовывались в разное время как со стороны ОБСЕ, так и других организаций. В консультации с должностными лицами азербайджанского правительства Представитель в 2005 году запустил экспериментальный проект подготовительной помощи по вопросам отношений между правительством и СМИ под общим названием "Взаимодействие между СМИ и государственными пресс-службами", который первоначально был предложен министром иностранных дел. Первый семинар-практикум, в котором участвовали представители правительственной прессы и средств связи, а также журналисты, состоялся 18-20 июля 2005 года в Баку. В числе обсуждавшихся вопросов было право журналистов на доступ к информации, надлежащее функционирование пресс-офисов и профессионализм с обеих сторон в отношениях между правительством и СМИ.

В 2007 году Бюро приступило к осуществлению долгосрочного проекта по разработке практических рекомендаций, касающихся совершенствования информационных контактов между государственными ведомствами и СМИ с целью повышения транспарентности работы правительства (31, 72).

Аккредитация журналистов, как один из способов доступа к информации, в Азербайджане имеет индивидуальный подход. По словам А. Алиева, журналисты неугодных изданий не допускаются на мероприятия государственного значения, на более значительные судебные заседания. Глава VII "Закона о СМИ" посвящена определению статуса журналиста и его аккредитации. В статье 50 данной главы говорится о праве СМИ на аккредитацию своих журналистов при государственных структурах и общественных объединениях (33, 17). Огромным недостатком данной статьи является то, что в ней не сказано об обязательстве организаций в аккредитации журналистов и не говорится о применении каких-либо санкций при отказе или не выполнении аккредитации. На Совещании ОБСЕ А. Алиев заявил, что уже полтора года независимая газета "Гюнь" (он является председателем правления данного издания) не может получить аккредитацию в Президентском аппарате. По причине отсутствия аккредитации сотрудники данного издания не имеют права попасть ни на одно мероприятие с участием Президента (12,2).

Другим примером может служить заявление объединения редакторов ведущих СМИ от 10 июля 2002 года о намерении обратиться в суд с требованием отменить решения Центральной избирательной комиссии Азербайджана об аккредитации журналистов для освещения референдума о внесении изменений в Конституцию страны, назначенного на 24 августа. Согласно этому решению, до 15 июля СМИ должны представить списки своих сотрудников для освещения голосования. Редакторы расценили решение ЦИК как ограничение свободы слова и журналистской деятельности (48,8).

В 2006 году Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ подготовил специальный доклад об аккредитации журналистики в регионе ОБСЕ. В нем подчеркивается, что государственные органы не должны злоупотреблять аккредитацией в качестве "разрешения на работу". Другая рекомендация в данном докладе гласит, что аккредитация не должна быть причиной, на основании которой государственные органы принимают решение о том разрешить или нет конкретному журналисту посещать публичное мероприятие и освещать его. Более того, нельзя использовать угрозу отзыва аккредитации на какое-то мероприятие в качестве средства контролирования содержания репортажей, содержащих критику.

На Дополнительном совещании по человеческому измерению ОБСЕ Рашид Гаджили, дал относительно полную информацию о ситуации в области доступа к информации в Азербайджане: государственные органы отказываются предоставлять информацию журналистам, так как не понимают, что это входит в их обязанность; государственный бюджет все еще идентифицируется с конфиденциальной информацией; принцип открытости общественной информации часто не соблюдается (80,3). По мнению М. Харашти, не смотря на то, что бюрократические преграды в некоторых государственных органах Азербайджана ограничивают возможности журналистов в получении информации, процесс развития печати в этой области может начаться: "Если представители прессы относятся профессионально к своему делу, не искажают полученную информацию, публикуют их как есть, и в то же время госчиновники, поняв демократические принципы, не ограничивают получения информации, то тогда свобода печати будет установлена" (46).

Другой существенной проблемой азербайджанских журналистов являются их преследования в судебном порядке. В большинстве случаев причиной этому является отсутствие у представителей власти терпимого отношения к критике. Так, согласно информации Бакинского пресс-клуба, в Азербайджане в период с 2001 по 2003 годы государственные служащие предъявили 126 исков руководству и работникам СМИ - в основном о защите чести, достоинства и деловой репутации (34, 43). Отметим, что период с 2001 по 2003 года - это только преддверие целой серии судебных исков, заключений, волне насилия против журналистов. В основном докладе Всемирному конгрессу Международной федерации журналистов М. Харашти заявил, что криминализация клеветы и насилие против журналистов (в том числе убийство - как крайнее проявление этого насилия) тесно взаимосвязаны. Эти действия против сотрудников СМИ можно характеризовать как наиболее эффективный способ подчинить неугодных журналистов и органов СМИ. Кроме того, этот способ служит своего рода предупреждением для других сотрудников СМИ. Насилие против журналистов - это крайне актуальный вопрос для Азербайджана. Тем более что государство уже имеет трагический опыт в этой области - речь идет об убийстве редактора журнала "Монитор" Э. Гусейнова. В своем докладе М. Харашти подчеркнул, что государственные вражда и насилие против журналистов за их деятельность, проявляющиеся в арестах, задержаниях и уголовном преследовании, являются дорогой к неофициальному насилию: угрозам, нападениям и убийствам. Убийство Э. Гусейнова является подтверждением закономерности заявления спецпредставителя - в 2005 году Эльмар Гусейнов был убит после того, как в отношении его был издан целый ряд обвинительных заключений. Печатное издание за время своего функционирования не раз сталкивалось с проблемой распространения - типографии отказывались печатать журнал - что, по существу, представляет собой один из способов применения так называемой скрытой цензуры.

Волна судебных исков против журналистов привела к тому, что вот уже в течение ряда лет Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ активно добивается отмены в Азербайджане уголовной ответственности за клевету. В целом, Бюро рассматривает несколько возможных способов оказания воздействия на политику по вопросам клеветы в СМИ: добиваться внесения изменения в законопроекты об отмене уголовного преследования за клевету; посредством информационно-пропагандистских кампаний побуждать государственных чиновников воздерживаться от использования действующих положений уголовного кодекса для возбуждения дел против СМИ и журналистов; и в странах, где существует уголовная ответственность за клевету в СМИ, призывать судебные органы к введению моратория на применение мер наказания, связанных с лишением свободы, в том числе условно, на период до проведения необходимых реформ.

Одной из основных тем Первой южно-кавказской конференции СМИ была диффамация. В ходе конференции было отмечено, что в Азербайджане начался процесс разработки нового закона, регулирующего вопросы диффамации, клеветы в СМИ и защиты чести и достоинства. По итогам конференции была принята Декларация, в которой говорится, что положения уголовного законодательства о клевете должны быть удалены и заменены соответствующими гражданскими нормативами, узко определяющими, что такое клевета. Это положение вполне соответствует рекомендациям Меморандума по законам Азербайджанской Республики, касающимся защиты репутации, который был проведен в 2004 году организацией "Артикль 19" по заказу Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ. Основной закон государства - Конституция - гласит, что каждый имеет право на свободу мысли и слова. Но, наряду с этим Конституция имеет ряд положений, ограничивающих вышеуказанное положение статьи 47. Прежде всего - это статья 46, которая, согласно Меморандуму, содержит расплывчатые положения о защите чести и достоинства. Именно эти расплывчатые положения приводят к тому, что журналистов легко привлечь к ответственности за высказывание собственного мнения по статье 147 "Клевета" Уголовного кодекса (66, 217) или за распространение информации, которая, согласно статье 23 Гражданского кодекса, унижает "честь, достоинство и деловую репутацию" человека (3,4).

Далее Декларация провозглашает: "Государственные органы власти не должны иметь права использовать законы о клевете", а также "Специальные положения законодательства, предусматривающие уголовную и гражданскую ответственность за оскорбление глав государств, должны быть отменены". По последнему пункту Уголовный кодекс Азербайджана за "Опорочивание или унижение чести и достоинства главы Азербайджанского государства - Президента Азербайджанской Республики" (66, 394) предусматривает лишение свободы сроком до двух лет (статья 323.1) и от двух до пяти, если сведения содержат обвинение в совершении "тяжкого или особо тяжкого" преступления (статья 323.2). В вышеуказанном Меморандуме, так же как и в Декларации, рекомендуется удалить последние перечисленные статьи из Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. В данном контексте отметим, что 12 января 2008 года, международная правовая организация Human Rights Watch обнародовала свой Всемирный доклад за 2007 год, в котором упомянула задержание, а затем и лишение свободы известного журналиста и поэта-сатирика из газеты "Азадлыг" Мирза Сакита Захидова. Несмотря на то, что официально его осудили за хранение наркотиков, организация Human Rights Watch считает дело о наркотиках "сомнительным", а лишение свободы, согласно мнению экспертов организации, преследует цель "прекратить выход его [Мирза Сакита Захидова - авт.] колонок в газете и наказать его за критические стихи о Президенте Ильхаме Алиеве и коррупции во власти" (13).

В рассматриваемом исследовании "Артикль 19" отмечается, что должностные лица должны быть более, а не менее, терпимы к критике и не должны пользоваться большей защитой против диффамации, чем обычные граждане - так принято в международном праве. В связи с этим отметим, что в сентябре 2006 года Миклош Харашти направил президенту Азербайджана письмо, в котором выразил сожаление по поводу судебных процессов по отношению к журналистам. В письме спецпредставитель по вопросам СМИ указал, что во всех случаях истцами являются государственные чиновники (20). В том числе, Глава МВД Рамиль Усубов летом подал пять исков против СМИ.

Декларация о клевете содержит интересное положение - никто не должен нести ответственность за выражение своего мнения. Однако в законодательстве Азербайджана в Гражданском кодексе (в частности, в статье 23 - "Защита чести, достоинства и деловой репутации") нет различия между фактическими сведениями и оценочными мнениями. По итогам Меморандума, оценочные мнения не пользуются особой защитой по законодательству Азербайджана, а выражение негативного мнения может составлять унижение чести и достоинства лица (согласно Решению №7 Верховного Суда) (45,9). О том, что сфера применения того, что считается диффамацией, должна трактоваться узко и ограничиваться рассмотрением фактов, а не мнений было сказано и на конференции в Париже, организованной Представителем ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации и организацией "Репортеры без границ" 24-25 ноября 2004 года (88).

Помимо вышеперечисленного в Декларации отмечено, что параллельно декриминализации сумма компенсаций должна быть ограничена только размером фактически причиненного клеветническим заявлением вреда, а максимальный размер этой суммы должен быть обозначен законом. В связи с последним пунктом отметим, что этого вопроса коснулся руководитель бакинского офиса ОБСЕ Маурицио Павеси в ходе организованного ОБСЕ 28 октября 2004 года "круглого стола", посвященного правовым аспектам, оказывающим влияние на СМИ. Он назвал сумму компенсаций, вынесенную судебными решениями в результате пятнадцати судебных процессов - она составила триста тысяч долларов США. По этому поводу М. Павеси заявил, что: "Азербайджанские СМИ, это не "Нью-Йорк Таймс", чтобы выплачивать такие большие компенсации" (43). Этот аспект очень важен, поскольку после решений суда о выплате компенсации довольно больших размеров СМИ не бывают в состоянии не только выплатить требуемую сумму, но и продолжать после этого свою деятельность. Это еще один способ подавить свободу слова. На вышеупомянутой Парижской конференции был дан ряд рекомендаций по этому поводу: санкции, не предусматривающие наложение штрафов, включая урегулирование спора сторонами, должны считаться более предпочтительными при возмещении причиненного вреда; законы о диффамации не должны использоваться для банкротства СМИ, а любые финансовые санкции должны быть соразмерными (88). В этом контексте отметим, что в 2001 году бывший мэр города Баку предъявил иск газете "Зеркало" суммой в 1 миллион долларов США за клевету. Но впоследствии иск был отозван. Из этой же серии как пример можно привести решение суда от 2006 года о выплате компенсации газетой "Азадлыг" в 45 тысяч долларов США, или же приговор Э. Фатуллаева об осуждении к восьми с половиной годам тюремного заключения и штрафа на 200 тысяч манатов (около 164 тысяч евро) (65). Последнее упомянутое событие вызвало сильную критику не только ОБСЕ, но и ряда других весомых международных организаций. Арест Э. Фатуллаева и закрытие двух газет с большим тиражом - "Гюнделик Азербайджан" и "Реальный Азербайджан" было оценено Представителем как кульминацией кампании, целью которой было "заставить замолчать журналистов" (65).30 октября 2007 года Суд Азербайджана по особо тяжким преступлениям признал Эйнуллу Фатуллаева виновным в клевете, оскорблении, разжигании межнациональной ненависти и уклонении от уплаты налогов. По поводу заключения Э. Фатуллаева М. Харашти заявил: "Комбинированное долгосрочное наказание Фатуллаева по четырем уголовным статьям является хрестоматийным примером произвольного применения репрессивных законов с целью криминализации журналистики и подавления критики. Данная практика - грубейшее нарушение обязательств в области свободы прессы принятых в рамках ОБСЕ" (65).

Отметим, что в последние годы в Азербайджане наблюдается тенденция задержания и лишения свободы журналистов по ряду других статей, которые юридически не имеют отношения к их профессиональной деятельности - и все это опять же направлено на то, чтобы препятствовать распространению критических материалов по отношению к властям. Среди таких дел можно назвать особо яркие - отмеченные выше судебные приговоры М. Сакита, Э. Фатуллаева, Г. Захидов. Следует отметить, что организация Human Rights Watch признала заслуги этих трех журналистов, подвергшихся политическому преследованию и аресту. По мнению организации, причиной их преследования стало стремление журналистов информировать общество, тем более что все трое осужденных были хорошо известны своей критикой внешней и внутренней политики правительства Азербайджана (19). Спецпредставитель ОБСЕ по вопросам СМИ Миклош Харашти выступил 11 апреля 2008 года с заявлением по поводу преследования журналистов в Азербайджане, в котором обвинил правоохранительные органы в фабрикации дел против журналистов, а в качестве примера назвал три вышеуказанных дела: "Все трое журналистов отбывают наказание, основанное на вымышленных обвинениях - терроризм, неуплата налогов, хранение наркотиков и хулиганство" (40). Отметим, что Ганимат Захидов (редактор газеты "Азадлыг") является братом поэта-сатирика Мирзы Сакита и так же известен своими материалами критического характера.

Вызвавшее резонанс в первой половине 2008 года дело журналиста газеты "Азадлыг" Агиля Халила, по мнению Представителя ОБСЕ по СМИ, "дополнительно демонстрирует опасную тенденцию неправомерной вовлеченности правоохранительных органов в борьбу с критическими голосами" (40). Отметим, что журналист стал жертвой "кампании очернения", после того, как начал заниматься делом незаконной сделки по продаже земли в Маслиновой рощи в Баку. При выполнении профессиональной обязанности он был подвергнут нападению, что опровергалось прокуратурой. После этого инцидента журналист стал объектом преследования правоохранительных органов, в связи с чем М. Харашти заявил: "Вместо того, чтобы расследовать факты и причины избиения и нападения на журналиста, прокуратура начала против него кампанию дискредитации" (18). К этой кампании присоединились и местные телевизионные каналы, которые распространили в эфире сюжет с комментариями корреспондентов о связях А. Халила с гомосексуалистами, со стороны которых он якобы подвергся нападению. Последнюю версию упорно подтверждала Генпрокуратура Азербайджана. Некоторыми экспертами телесюжет был расценен как давление на газету "Азадлыг", что можно считать правомерным, так как осужденные ранее братья Мирза и Ганимат Захидовы также являются сотрудниками этого издания.

Если в начале данного параграфа говорится, что в период с 2001 по 2003 гг. число исков против журналистов составило 126, то только за сентябрь 2007 года в судебном порядке было рассмотрено свыше пятидесяти дел, связанных с обвинениями в клевете - такая цифра приведена в отчете Института прав медиа от 10 октября 2007 года (15). По данным организации, в ходе процессов истцы требовали ареста пятнадцати журналистов и взыскания денежных штрафов на общую сумму 1 млн 680 тысяч манатов - около 2 млн долларов США. В отчете отмечено, что рост числа судебных исков против журналистов связан с жесткими заявления государственных чиновников в отношении СМИ, содержанием в тюрьмах целого ряда журналистов и даже целой пропагандистской кампанией против СМИ (15).

Уголовное преследование за клевету - это проблема не только Азербайджана, но и ряда государств-участников ОБСЕ. Необходимость предоставления журналистам определенных гарантий применительно к обсуждению важных для общества проблем признается весьма широко. В этой области ОБСЕ строго придерживается того мнения, что по аналогии с защитой источников информации не следует допускать уголовного преследования журналистов либо волюнтаристского возбуждения против них исков даже в случаях, когда распространяемая ими информация может оказаться ложной или порочащей кого-то. Этими гарантиями не следует поступаться, помня о том, к какому "сковывающему" эффекту это может привести.

Заключение

Созыв в 1975 году Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе способствовал преодолению напряженности между государствами и установлению режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей.

Распад социалистического содружества и затем Советского Союза, равно как и происшедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Характерной чертой 90-х годов стали значительные нововведения в деятельности организации, осуществленные по целому ряду направлений. Таким способом страны-участницы пытались "приспособить" ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания "холодной войны".

Создание во второй половине 90-х годов Представительства ОБСЕ по вопросам свободы СМИ было обусловлено наличием широкого круга проблем, существующих в области СМИ и необходимостью их незамедлительного решения.

ОБСЕ с самого начала своего функционирования стала уделять значительное внимание правовому регулированию отношений в сфере массовой информации. В ряде своих базовых документов ОБСЕ признала, что посредством средств массовой информации реализуются конституционные права граждан на свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, свободу творчества и т.д. Именно через СМИ в первую очередь современное общество способно контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий и иных субъектов публичного права. При этом сама деятельность СМИ нуждается в комплексном правовом регулировании, способном обеспечить баланс интересов личности, общества и государства. Именно с этой позиции можно объяснить усилия ОБСЕ, направленные на поддержание плюрализма в прессе, обеспечение свободного доступа к информации и отмену уголовного преследования за клевету в азербайджанских СМИ.

Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ считает, что государство должно разработать специальную политику для поддержания плюрализма в прессе. В отличие от электронных, печатные СМИ Азербайджанской Республики разнообразны, а оппозиция и ряд независимых газет с этой позиции представлены хорошо. Однако в печатных СМИ не наблюдается равное соотношение сил, так как последние перечисленные издания материально слабы, а слабое развитие рекламного рынка в печати не может сделать прессу действительно беспристрастной.

Согласно ОБСЕ, доступ к информации является необходимым условием для выполнения журналистами своей задачи по обеспечению права граждан быть информированными по вопросам, представляющим интерес для общества, и права требовать, чтобы должностные лица государства держали ответ за свои слова и действия. Оно должно быть реализовано на национальном уровне через всеобъемлющее законодательство, в частности, путем принятия законов о свободе информации. В Азербайджане результатом целенаправленной деятельности организации в этом направлении стало принятие в сентябре 2005 года закона "О доступе к информации".

Уголовное преследование за клевету является пагубным в условиях современной демократии, где применение уголовных наказаний к журналистам в связи с их профессиональной деятельностью может нанести ущерб свободе прессы и беспрепятственному обсуждению общественно значимых вопросов. Политика ОБСЕ направлена на реформирование законодательства в области клеветы в соответствии с международными стандартами и передовой практикой. Для выполнения этой цели исполнительная и законодательная власти на всех уровнях должны систематически пересматривать все юридические нормы, которые предусматривают уголовную и гражданскую ответственность за клевету.

Несмотря на то, что организация считается уникальной, она имеет слабые стороны. Во-первых, в рамках организации решения принимаются на основе консенсуса, т.е. они не носят юридически обязательного характера. Именно в связи с вышеупомянутым пунктом можно утверждать, что ОБСЕ в качестве системы коллективной безопасности недееспособна. У нее отсутствует формально международно-правовой статус. Во-вторых, ОБСЕ не имеет механизмов принуждения государств-членов выполнять взятые на себя обязательства в рамках организации. Именно по этой причине ряд положений документов организации попираются. Хельсинские соглашения и последующие документы ОБСЕ являются политическими декларациями (торжественно подписанными на высшем уровне), а не договорами и не требуют ратификации парламентскими учреждениями и регистрации в ООН на основании статьи 102 Устава ООН в качестве "договора и международного соглашения". Это означает, что нормативные акты организации выражают только политическую волю государств-участников и не являются международными договорами в юридическом смысле этого слова. Однако это не лишает их правового значения - в практическом плане считается, политическая и моральная сила их обязательств гораздо выше чем их конкретный юридический статус.

Список использованной литературы

На азербайджанском языке:

Abdallэ H. AT?T: struktur v? f?aliyy?ti. // Jurnal “Elturan”, 1998. № 1-2 [13], s?h.22-25.

Az?rbaycan Respublikasэnэn Konstitusiyasэ. - Bakэ: “Qanun”, 2009. - 67s?h.

Az?rbaycan Respublikasэnэn Mьlki M?c?ll?si. - Bakэ: “Hьquq ?d?biyyatэ”, 2009. - 768 s?h.

“Dцvl?t sirri haqqэnda” Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunu. Bakэ, 7 sentyabr 2004. // Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunvericilik Toplusu. - Bakэ: “Az?rbaycan”, 30 noyabr 2004, № 11, s?h.3005-3023.

“?traf mьhit? dair informasiya almaq haqqэnda” Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunu. Bakэ, 12 mart 2002. // Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunvericilik Toplusu. - Bakэ: “Az?rbaycan”, 30 aprel 2002, № 4 (2-ci kitab), s?h.624-629.

“Эnformasiya, informasiyalaюdэrma v? informasiyanэn mьhafiz?si haqqэnda” Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunu. Bakэ, 3 aprel 1998. // Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunvericilik Toplusu. - Bakэ: “Az?rbaycan”, 30 iyun 1998, № 6, s?h.1214-1222.

“Informasiya ?ld? etm?k haqqэnda” Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunu. Bakэ, 30 sentyabr 2005. // Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunvericilik Toplusu. - Bakэ: “Az?rbaycan”, 31 dekabr 2005, № 12, s?h.3200-3226.

Mazanlэ Э. A. Sцz azdlэрэ v? informasiya t?hlьk?sizliyi: milli v? beyn?lxalq t?minat. - Bakэ: “UniPrint”, 2005. - 160 s?h.

“M?lumat azadlэрэ haqqэnda” Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunu. Bakэ,19 iyun 1998. // Az?rbaycan Respublikasэnэn Qanunvericilik Toplusu. - Bakэ: “Az?rbaycan”, 30 sentyabr 1998, № 9, s?h.1669-1672.

H?s?nov ?. Mьasir beyn?lxalq mьnasib?tl?r v? Az?rbaycanэn xarici siyas?ti. - Bakэ: “Az?rbaycan”, 2005. - 752 s?h.

На русском языке:

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. - Москва: "Московская школа прав человека", 2003. - 560 с.

Алиев А. Защита журналистов: административные меры. // Дополнительное совещание по человеческому измерению по вопросам свободы СМИ: Защита журналистов и доступ к информации. Вена, 13 июля 2006 года. - 3 c. // www. osce. org/fom

Аресты, пытки и свобода СМИ в Азербайджане: доклад Human Rights Watch.12 января 2007. // www. regnum. ru

Бухарестский план действий по борьбе с терроризмом. // Встреча Совета министров ОБСЕ. Бухарест, 2001 год. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007гг. -Вена: ОБСЕ, 2007. - с.34.

В Азербайджане растет число судебных исков против журналистов.10 октября 2007 // www. kavkaz-uzel. ru

Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. - 5 с. // www. un. org

Вызовы XXI века для СМИ на Южном Кавказе: вопросы клеветы и свободы информации. - Вена: ОБСЕ, 2005. - 168 с.

Гасанов Р. Харашти: правоохранители Азербайджана фабрикуют дела против журналистов.9 апреля 2008 // www. kavkaz-uzel. ru

Гасанов Р. Human Rights Watch выделила гранты осужденным в Азербайджане журналистам.24 апреля 2008 // www. kavkaz-uzel. ru

Гулиев Э. ОБСЕ выразила сожаление по поводу судебных процессов в отношении журналистов.4 сентября 2006 // www. day. az

Гулиев Э. Представитель ОБСЕ обратился к Ильхаму Алиеву по поводу ситуации вокруг СМИ.27 ноября 2006 // www. day. az

Гусейнов Э. Представитель ОБСЕ заявляет, что непрерывное преследование независимых СМИ в Азербайджане угрожает их существованию.23 мая 2007 // www. trend. az

Декларация о клевете и свободе информации. Тбилиси, 26 октября 2004 года. // Вызовы XXI века для СМИ на Южном Кавказе: вопросы клеветы и свободы информации. - Вена: ОБСЕ, 2005. - С.6-9.

Декларация саммита ОБСЕ. Лиссабон, 1996 год. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - С.27.

Документ Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. Москва, октябрь 1991 года. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - С.21-22.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 года. - 10 с. // www. humanities. edu. ru

Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 2003 год. - Вена: ОБСЕ, 2004. - 207 с.

Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 2004 год. - Вена: ОБСЕ, 2005. - 161 с.

Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 2005 год. - Вена: ОБСЕ, 2006. - 169 с.

Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 2006 год. - Вена: ОБСЕ, 2007. - 112 с.

Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 2007 год. - Вена: ОБСЕ, 2008. - 141 с.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1 августа 1975 года. - 33 с. // www. osce. org

Закон Азербайджанской Республики "О средствах массовой информации". Баку, 7 декабря 1999 года. // "MINIMAX Consulting", приложение к журналу "Consulting & Business". Выпуск № 328. - Баку, 2000. - 24 с.

За семью печатями. Свобода информации и СМИ в Армении, Азербайджане и Грузии. - Лондон: "Артикль19", 2005. - 217 с.

Информация о положении свободы слова и СМИ в Азербайджанской Республике. // Дополнительное совещание по человеческому измерению по вопросам свободы СМИ: Защита журналистов и доступ к информации. Вена, 14 июля 2006 года. - 4 с. // www. osce. org/fom

Итоговый документ Венской встречи государств-участниц СБСЕ. Вена,19 сентября 1989 года. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - С.14-16.

Итоговый документ Мадридской встречи государств-участниц СБСЕ. Мадрид, 6 сентября 1983 года. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - С.11-13.

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. // ООН. Четвертая Конференция министров "Окружающая среда для Европы", Орхус, Дания, 23-25 июня 1998 года. - 39 с. // www. un. org

Куллудон В. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ: десять лет спустя. // Журнал "ОБСЕ", июнь - июль 2008, № 2. - С.4-7.

Лейла Юнус: власти Азербайджана не понимают задач ОБСЕ.14 апреля 2008 // www. kavkaz-uzel. ru

Мамедоглу Э. США по-прежнему озабочено практикой соблюдения прав человека в Азербайджане. // Газета "Зеркало", 27 марта 2001, № 56.

Матвейчук С. Троянский конь. // www. apn-nn. ru/diskurs

Маурицио Павеси: Азербайджанские власти оказывают воздействие на 90% судебных процессов, связанных с СМИ.29 октября 2004 // www. day. az

Международный билль о правах человека. - Женева: ООН, 1998. - 85 с.

Меморандум по Законам Республики Азербайджан, относящимся к защите репутации. - Лондон: "Артикль 19", 2004. - 21 с.

Миклош Харашти: "В Азербайджане есть продвижения в сфере свободы печати". 19 июля 2005 // www. day. az

На пути к подлинному партнерству в новую эпоху. // Политическая декларация, Будапештский саммит ОБСЕ 1994 года. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - С.25-26.

Опасная профессия. // Ежегодный бюллетень событий в СМИ стран СНГ. Выпуск № 26, 8-14 июля 2002 года. - 14 с. // www. cjes. ru

Оруджев Р., Мурсалоглу Ш. ОБСЕ констатирует серьезные проблемы в азербайджанских СМИ. // Газета "Эхо",23 июля 2004, № 140.

Основной доклад Миклоша Харашти, Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, Всемирному конгрессу Международной федерации журналистов. Москва, 28 мая 2007 года. - 8 с. // www. osce. org/fom

От Хельсинки до Будапешта: История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973-1994. Том 1. - Москва: "Наука", 1996. - 384 с.

От Хельсинки до Будапешта: История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973-1994. Том 2. - Москва: "Наука", 1996. - 400 с.

От Хельсинки до Будапешта: история СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973-1994 гг. Том 3 - Москва: Наука, 1997. - 512 с.

Парижская хартия для Новой Европы. Париж, 21 ноября 1990 года. - 26 с. // www1. umn. edu

Полный обзор азербайджанских СМИ за 27 мая - 3 июня 2007 года.4 июня 2007 // www. day. az

Поляков Ю. Европейский процесс и средства информации. - 14 с. // www. medialaw. ru

Президент Азербайджана принял Представителя ОБСЕ по прессе.24 апреля 2007 // www. trend. az

Путеводитель по саморегулированию СМИ. - Вена: ОБСЕ, 2008. - 116 с.

Рашидоглу А. Обеспечение свободы СМИ - на первом месте. // Газета "Зеркало", 9 мая 2009, № 81.

Решение Постоянного совета ОБСЕ № 193 от 5 ноября 1997 года. // Мандат Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - С.28-31.

Решение Постоянного совета ОБСЕ № 318 от 16 ноября 1999 года. // www. osce. org/fom

Решение Совета Министров ОБСЕ № 1/07 от 7 марта 2007 года. // Продление срока мандата Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации. // www. osce. org/fom

Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - 47с.

СМИ как бизнес. Третья южно-кавказская конференция СМИ. Тбилиси, 2 ноября 2006. - Вена: ОБСЕ, 2007. - 85 с.

Суровый тюремный приговор журналиста нарушает обязательства Азербайджана в области свободы прессы. Вена.1 ноября 2007 // www. osce. org/fom

Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. Баку, 30 декабря 1999. - Баку: "Qanun", 2008. - 420 с.

Умудлу И. Закон "О СМИ" нуждается в серьезных изменениях. // Газета "Зеркало", 13 января 2001, № 9.

Устав ООН. Сан-Франциско, 26 июня 1945 года. - 23 с. // www. humanities. edu. ru

Харашти М. Специальный доклад: аккредитация журналистики в районе ОБСЕ. Наблюдения и рекомендации. // Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.26 октября 2006. - 8 с. // www. osce. org/fom

Хартия европейской безопасности. Стамбул, 1999 год. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - с.33

Хартия ОБСЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним. // Встреча Совета министров. Порту, 2002 год. // Свобода самовыражения, свободный поток информации, свобода средств массовой информации. Основные положения СБСЕ/ОБСЕ 1975-2007 гг. - Вена: ОБСЕ, 2007. - с.36.

Шихлинский Э. Без деполитизации и плюрализма свобода мнения и выражения не может быть полной и всеобъемлющей. // Дополнительное совещание по человеческому измерению по вопросам свободы СМИ: Защита журналистов и доступ к информации. Вена, 13 июля 2006 года. - 3 с. // www. osce. org/fom

На английском языке:

Freedom and Responsibility. Yearbook 1999/2000. // OSCE. Representative on Freedom of the Media. - Vienna, 2000. - 320 p.

Freedom and Responsibility. Yearbook 2000/2001. // OSCE. Representative on Freedom of the Media. - Vienna, 2001. - 290 p.

Freedom and Responsibility. Yearbook 2002/2003. // OSCE. Representative on Freedom of the Media. - Vienna, 2003. - 320 p.

Freedom and Responsibility. Yearbook 2004. // OSCE. Representative on Freedom of the Media. - Vienna, 2005. - 324 p.

Freedom and Responsibility. Yearbook 2005. // OSCE. Representative on Freedom of the Media. - Vienna, 2006. - 223 p.

Freedom and Responsibility. Yearbook 2006. // OSCE. Representative on Freedom of the Media. - Vienna, 2007. - 412 p.

Freedom and Responsibility. Yearbook 2007. // OSCE. Representative on Freedom of the Media. - Vienna, 2008. - 432 p.

Hajili R. Access to Information. // Supplementary Human Dimension Meeting on Freedom of the Media: Protection of Journalists and Access to Information.13 July 2006. - 3 р. // www. osce. org/fom

Organization for Security and Co-operation in Europe. The Representative on Freedom of the Media. Miklos Haraszti. Access to information by the media in the OSCE region: trends and recommendations. Summary of preliminary results of the survey. Vienna, 30 April 2007. - 13 p. // www. osce. org/fom

Organization for Security and Co-operation in Europe. The Representative on Freedom of the Media. Miklоs Haraszti. Assessment Visit to Azerbaijan. Observations and Recommendations.14 July 2005. - 16 p. // www. osce. org/fom

www. article19. org // "Артикль 19"

www. hrw. org // Human Rights Watch

www. inopressa. ru

www. medialaw. ru // Институт проблем информационного права

www. osce. org // ОБСЕ

www. osce. org/fom // Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

www. rsl. ru // Союз журналистов России

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.