РУБРИКИ

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru"

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru"

p align="left">· построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики - одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие (точнее - с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию «интенсивной журналистики» получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика «Факт и комментарий» становится первополосной (в разных вариантах названий). Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Каковы признаки этого жанра?

Комментарий - это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может - факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией. Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой - предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы. В комментарии главное - прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз - лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством - следить за движением мысли публициста всегда любопытно. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

Боязнь зубоврачебного кресла.

Последний месяц был ознаменован рядом решительных заявлений московского мэра Ю.М. Лужкова. Сперва было выступление в Севастополе с обещанием оспорить принадлежность этого города (да и всего Крыма) Украине в международных судах. Выступление, которое, не будучи серьезно проработано ни в каком отношении, лишь осложнило России дипломатическую игру с Украиной.

Затем Ю.М. Лужков вернулся к своей идее торговать водой в Средней Азии, для чего предложил правительству РФ прокопать канал длиной 2550 км от Ханты-Мансийска до Узбекистана. Идея строительства континентального канала, более длинного, чем весь Днепр от истока до моря (длина великой славянской реки лишь 2200 км), по которому вода снизу вверх будет качаться насосами, впечатляла не только безоглядностью к возможным климатическим, экологическим, гидрологическим etc. последствиям, которые в свое время напугали даже смелых советских преобразователей природы. Все-таки подтопление обширнейших территорий, перемещение зоны вечной мерзлоты на юг - не шутки. Гидропроект Ю.М. Лужкова мог впечатлить еще и в сочетании с тогда же обнародованными сметами на строительство нового транспортного кольца в Москве, согласно которым на строительство 4-километрового участка должно было быть ассигновано 67 млрд руб., т. е. по 713 млн долл. за километр. Вероятно, стройкомплекс намеревался мостить дорогу червонным золотом. При таких аппетитах и смета на строительство 2550-километрового канала вряд ли отличалась бы особой скромностью.

Главной текстообразующей операции относится осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации - «заявления Ю.Лужкова, которые могут осложнить взаимоотношения с Украиной). Среди композиционных узлов комментария выделяют:

· «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

· «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

· столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

· «рекомендация» (своего рода «синтез) - производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);

· «образный ориентир» - обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни.

3. Художественные жанры.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчинённую роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

Образная публицистика, сближаясь по методам своего исследования с искусством, вводит в тексты СМИ личность как некую социально-нравственную целостность, позволяя исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Жанры образной журналистики создают психологически достоверную картину действительности. Принято считать, что тексту СМИ чужд психологизм при изображении внутреннего мира личности. Между тем психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования - уровне автора, уровне героя, уровне аудитории. «Восприятие произведения во многом определяется убедительностью личности повествователя (включая психологическую достоверность его собственных чувств, зафиксированных в тексте) и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в тексте мощный психологический фон для восприятия идей, заложенных в материал. Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций. Удачно найденный образ продлевает жизнь журналистского текста - так, как это происходит с художественными произведениями» М.И. Стюфляева. Образные ресурсы публицистики. Москва, 1982 г..

Название жанра фельетон происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок». Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, которые сейчас называются отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие «фельетон» стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и идет здесь речь. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Дорошевич, А.В. Амфитеатров, М.Е. Кольцов, И.А. Ильф и Е.П. Петров, С.Д. Наринъяни, Э.Я. Пархомовский и многие другие

Будущие недостатки фельетона обычно «закладываются» еще до его написания - на подготовительном этапе. В чем особенности подготовки к созданию фельетона? Главная из них - поиск так называемого «фельетонного факта». Поиск этот идет не всегда осознанно. И происходит так нередко потому, что автор не всегда до конца осознает специфику фельетона как сатирического жанра и отождествляет его задачи с задачами, скажем, критической статьи, реплики и пр. Если это происходит, то ему нетрудно принять любой «острый» факт (который вполне можно было бы, к примеру, использовать в той же реплике) за факт, достойный описания в фельетоне. Но для фельетона подходит только особый факт, а именно - содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические события). Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного.

Другие изъяны фельетона могут возникать в результате недостаточной продуманности логических связей, обнаруженных фельетонистом явлений, неумения установить причинно-следственные отношения между разными фактами, оценить их и предвидеть дальнейшее их развитие. Жанр этот является очень трудоемким, работа в нем требует от журналиста особого таланта и постоянного совершенствования своего мастерства. Фельетон, как и другие художественно-публицистические жанры, очень «чуток» к языковым ошибкам и неточностям. Если же он написан ясным, образным языком, то это во многом повышает его возможность быть замеченным читателем.

ГЛАВА 2 Жанровая структура сетевых публикаций

2.1 Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики

Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Он дает возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Это все равно как выписывать дома все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио.

Интернет, зародившись в 70-х годах, в 90-х обрушился мощным шквалом информационных потоков на весь мир. К началу 2000 года, по оценке специалистов, только в России услугами всемирной паутины пользовались около 1,5 миллионов человек. В мировом масштабе эта цифра достигала полумиллиарда. Сегодня уже не вызывает удивления домашний компьютер, подключенный к сети Интернет, а использование веб- технологий в учебных сфере и бизнесе стало неотъемлемым явлением жизни современного человека.

В основе всех сетевых коммуникаций - компьютерная сеть, которая сводится к физическим каналам между двумя или более компьютерами. Но её появлению мы обязаны военным, которые разрабатывали системы передачи информации. В начале семидесятых годов отдел Министерства обороны США, известный под названием ARPA (Агентство исследовательских проектов особой сложности), занимался проблемами поддержки и сохранения коммуникационного контроля в случае потери основных систем связи при ядерном взрыве, произведенном Советским Союзом. Следуя терминологии военных стратегов, опасения вызывала возможность «обезглавливающего» удара по национальному коммуникационному центру, который лишил бы военачальников связи с Американскими стратегическими силами и, тем самым, способности нанести ответный удар. Единственным способом формирования такой компьютерной сети было особое соединение компьютеров, при котором коммуникация не зависела бы от какого-либо центрального сервера. При потере одного, нескольких или даже большей части компьютеров, подсистемы должны были продолжать работать, обеспечивая неотвратимость ответного удара.

В известном смысле это казалось нетрудной задачей. Каждое здание имеет систему электропроводки, при которой одна перегоревшая лампочка не влияет на работу других. Но с компьютерами это было невозможно. В американской компьютерной индустрии 1970х-80х годов разные производства выпускали массу компьютеров с различными оперативными системами. Проблему вызвались решить ученые.

Некоторые историки Интернета ведут отсчет глобальной Сети с 1961 года, когда Леонард Кейнрок, нередко называемый отцом Интернета, опубликовал статью с изложением пакетной пересылки информации. Сам же профессор считает, что первый значительный шаг в создании Интернета был сделан 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете, он вместе со своей командой успешно соединил компьютер с маршрутизатором (сетевое устройство передачи данных). В интервью агентству Рейтер Леонард Клейнрок описал это следующим образом: 20 октября 1969 года группа компьютерщиков Калифорнийского университета решила соединить свой компьютер с компьютером в Стенфордском исследовательском институте. Поначалу сеть помогала лишь ученым пользоваться информацией, находящейся в компьютерах коллег в других центрах. Тогда еще никому не приходило в голову, каких масштабов достигнет Интернет. Однако профессор не считает, что он вместе с коллегами породил монстра.

С развитием Интернета эволюционировали и каналы связи. Информацию стали передавать по телефонной линии, оптоволоконным сетям, а позже стали пользоваться и беспроводной связью.

«Количество компьютеров в сети может значительно колебаться. На начальном уровне между собой могут быть соединены компьютеры какой-либо одной рабочей группы. Сеть этой рабочей группы может входить в сеть отдела, а затем в сеть всей компании. Сеть компаний может быть соединена с сетями других компаний». Р. Реддик, Э. Кинг. Журналистика в стиле on-line. Пер. с англ. - Москва, 1999 г.

Internet - это термин, используемый для описания взаимосвязи между множеством компьютерных сетей, которая позволяет им общаться друг с другом. Хотя популярный термин «информационная сверхскоростная магистраль» и может ввести в заблуждение, Интернет действительно подобен сети дорог и магистралей, и в общем смысле функционирует сходным образом. Интернет - слово, используемое для обозначения взаимосвязи между последовательными уровнями компьютерных сетей. И в это смысле Интернет представляет собой последовательность физических связей, которые служат в качестве системы дорог для компьютерной информации. «Но физические связи - это только одна часть Интернета. Согласно одному из существующих определений, Интернет - это соглашение. Оно включает в себя набор правил или протоколов, которые позволяют информации путешествовать от компьютера к компьютеру по «системе магистралей». Если компьютер или сеть компьютеров не поддерживают такой набор правил, то они не являются частью Интернета» Там же.. Другими словами, словами, чтобы отправлять и получать информацию через всемирную паутину, компьютеры должны упаковывать её одинаковым образом.

Web по своим возможностям почти полностью соответствует издательству. Во-первых, потому что каждый программы просмотра интернетовской странички теоретически может добраться до любого веб-узла (исключение составляют те случаи, когда вебмастер по собственному желанию закрывает доступ к своим узлам для широкой публики, или когда канал не достаточно хорошо соединен с далеко находящимся узлом). Таким образом, даже самый мелкий сетевой издатель в идеале может получить всю читательскую аудиторию. Кроме того, мелкие издатели могут зарегистрировать свои узлы в базах данных, либо опубликовать свои ссылки в поисковых машинах.

Во-вторых, стоимость создания и поддержания простого Веб-узла чрезвычайно низка. Многие организации, предоставляющие доступ в Интернет, в качестве стандартной услуги предлагают подписчикам место для создания персональных веб-страничек.

«Эффективность электронных версий состоит в способе их передачи и доставки, которыми пользуется часть читателей, как единственным источником информации, и в скорости её получения, не сравнимой с традиционными формами. Чаще всего текст электронной версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет. Особенно это относится к так называемым «толстым журналам» А.И. Акопов. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. - Ростов - на -Дону, 1999 г.. Но в тоже время электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Редакции иногда практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде и отсутствующих в бумажном варианте. Электронная версия каждого издания имеет адрес, по которому её можно найти в Интернете. Адрес может быть либо общим для всего издания, либо каждый редактор и журналист могут иметь свои адреса. Это создает исключительное удобства для читателей и, особенно, для авторов, имеющих возможность из любого, даже далекого от своего города населенного пункта оперативно согласовать с редакцией все вопросы и вставить какие-то свежие факты, происходящие буквально на глазах, прямо накануне очередного выпуска издания. Крупнейшие информационно поисковые системы и серверы хранят электронные версии сотен газет, журналов, периодических сборников на русском и английском языках (smi.ru).

Однако электронные версии журналов и газет не стоит относить к электронным СМИ. Это только форма передачи издания. Иначе дело обстоит с оригинальными электронными изданиями, изначально созданными функционирующими в сетях.

2.2 Специфика сетевых средств массовой информации

Основу сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических изданий - сетевые газеты и журналы. Среди множества заявленных в информационно-поисковых системах изданий, к сожалению, не являются периодическими. Однако есть несколько десятков серьезных сетевых газет и журналов, выпускающихся на высоком профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, не смотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной?

· Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

В первую очередь, это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации.

В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:

ь текст - единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);

ь фото -- представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;

ь звук -- воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;

ь видеосюжеты -- темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;

ь анимация -- эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.

«Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае -- даже по истечении большого периода времени -- они могут быть найдены в архиве. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора» В.В. Кихтан. Информационные технологии в журналистике. Москва, 2004 г. .

Специфику отображения страницы гипертекста в броузере обуславливают определенные особенности дизайна веб-страницы и Веб-сайтов в целом. В борьбе за посетителя, за более удобную работу с их сайтом, создатели, точнее разработчики интернет - ресурсов выработали ряд специальных приемов, применяемых для ускорения и упрощения работы. Создатели часто и оперативно обновляемых сайтов давно заметили, что поручать дизайн отдельно взятой страницы с очередным новостным сообщением опытному и часто загруженному работой Веб-дизайнеру нецелесообразно. В крупных проектах самым оптимальным решением является создание и использование одного или целой системы шаблона страниц, похожей на стереотипные макеты газет. Таким образом, создается электронная композиционно-графическая модель виртуальной газеты, по которой строятся все последующие выпуски. Создается макет для одного или нескольких разделов сайта, в который затем программным путем включаются уникальные блоки с текстом, графикой, гиперссылками и так далее. Еще одна тенденция в профессиональном беб-дизайне СМИ, получившая сейчас широкое распространение с легкой руки Артемия Лебедева, ведущего веб-дизайнера в Рунете, выражается в стремлении к текстовому дизайну. Таким образом, дизайн гипертекстовых страниц вернулся к своему исходному состоянию, в котором он появился на свет и получил широчайшее распространение: простой текст с гиперссылками. Он и является самым информативным элементов.

«Согласно результатам исследований, проводившихся в рамках совместного проекта Стенфордского университета и Институт Пойнтера в течении четырех лет … возможности мультимедиа, часто присутствующие на Веб - страницах для многих пользователей важны менее, чем ожидалось. Восприятие пользователя Интернета и печатной продукции существенно различается. Последний обращает внимание на иллюстрацию и рекламу. В сети же привлекают в первую очередь заголовки и короткие тексты (содержание статей и подписи к фотографиям), а уже потом - иллюстраций». Особенности восприятия сетевых СМИ // Open.by // http: www.open.by

· Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной жур-налистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопря-женностью во времени действий по производству, обработке, рас-пространению и корректировке информационного потока, свя-занного с реакцией потенциальной целевой аудитории.

«Сайты, интернет - страницы, серверы, осуществляющие регулярное «интернет-вещание» с пользованием всех естественных возможностей Сети: интерактивности, различных форм представления информации (текстовой, табличной, любой визуальной - в том числе в видеоформате и аудиоформате), возможности работы в режиме реального времени…» А.Левкин. Рунет на пути в масс-медиа. // Среда, № 1, 1999 год. С 15-36. . Но из всего этого многообразия форматов представления информации потребителей интересует, в первую очередь текст. Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для "нормальной" прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено.

· В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

Интернет предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим -- но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент. При этом информация в он-лайн изданиях может меняться ежечасно и даже поминутно. Речь может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий. Существуют три возможности такой актуализации:

ь произвольное обновление: по мере подготовки материала;

ь Обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент, например, ежедневно или еженедельно

ь Перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.

Эта идея породила "ленту новостей". Однако, по мнению некоторых сетевых журналистов, по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг потребителей информации. Представитель "молчаливого большинства" не нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам информационных агентств.

· В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к интернет - журналистике весьма невысокое.

При употреблении понятия «интерактивность» в области СМИ -- и в особенности, он-лайн СМИ -- чаще всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются в основном взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек -- компьютер), под социальными -- между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек -- компьютер -- человек). «Интернет дает каждому пользователю возможность изменять поток информации, часто в реальном времени, и, таким образом вносить свой собственный творческий вклад в процесс коммуникации и ощу-щать, что конечный продукт принадлежит ему» В.Ф. Олешко. Журналистика как творчество. Москва, 2003 г..

Обычно мультимедиа определяют как сплав всех существующих текстовых, иллюстративных, аудио- и видеотехнологий. То есть мультимедиа являются посредником в передаче информации через внедрение во все существующие технические средства и характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением. СМИ, представляя себя в онлайн, не всегда способны использовать весь спектр мультимедийности, ибо при этом значительно увеличилось бы время ожидания и уменьшилась мощность передачи данных. Наличие слишком подробного графического материала ведет к долгой загрузке страниц. Чтобы облегчить пользователю Интернета быстрое и уверенное продвижение по онлайн-джунглям, необходимо позаботиться об экономном использовании цветов, звуков, видео. Тексты в онлайн-СМИ не должны быть настолько длинны, чтобы пользователь, зевнув, ткнул мышкой в кнопку «назад».

Техника «гипермедиа» (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое третье измерение, «живущее» за видимой площадью. Этому служат в большинстве случаев различные элементы в текстах и графике, одновременно являющиеся ссылками, ведущими к пока невидимой текстовой или графической информации.

Другие возможности предлагает эта технология и для журналистов, создавая для них особую мультимедийную среду:

ь Свобода в выборе формы сообщения, а, следовательно, и возможность тонкой регуляции силы его эмоционального воздействия (например, известно, что видеоизображение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, а текст наименьшей);

ь Возможность синтеза свойств телевидения, радио и прессы, в теле одного сообщения;

ь Отсутствие необходимости «пересказа», явного или подразумеваемого, визуальных сообщений в текстовой или аудио формах, из-за отсутствия возможности передать их «как есть». И, как следствие, меньшая потребность в использовании тропов, стилистических средств выразительности, которые журналистика заимствует из литературы;

ь Свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтезу существующих.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что мультимедийность - это функциональное проявление глобальных свойств метатекста, олицетворение дискурса информационного общества.
Возможность создания гиперссылок в любом месте статьи дает журналисту при работе с планом содержания возможности аналогичные тем, что дает мультимедийность в плане выражения.

2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб - изданий

(на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)

В типологии жанров интернет - журналистика от печатной отличается не сильно. Если не учитывать возможности, которые предлагает гипертекст (об этом я рассказали в предыдущей главе), то классификация и факторы, образующие жанр, в он-лайн журналистике сохраняются.

«В большинстве случаев сетевая журналистика опирается в ос-новном на элементы, общие с другими медиа. Постепенно она выработает свой собственный голос, правила и формат подачи материалов. Обычно новому виду массовой информации для того, чтобы обрести свою форму, требуется время. Скажем, газеты в их современном виде сформировались в конце 1880-х годов, когда массовая газетная пресса просуществовала уже более пятидесяти лет. На заре телевидения передача новостей состояла в основном из чтения в эфир газетных статей. И только после широкого разви-тия видеозаписи, телевизионные журналисты создали свои соб-ственные, уникальные приемы подачи материалов» Г.П. Бакулев. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Москва, 2005 г..

Сегодня Интернет-журналистика по популярности у аудитории составляет значительную конкуренцию телерадиокомпаниям. Что касается печатных СМИ, то он он-лайн издания вскоре и вовсе вытиснут с рынка информации своего «бумажного аналога». «Цифровые газеты все заметнее теснят на рынке традиционную прессу и шаг за шагом отвоевывают у них аудиторию. Рост популярности электронных газет приводит к тому, что их бумажные собратья постепенно вымирают из-за оттока читателей и денежных средств» Л. Сайфер. Бумажные газеты исчезнут как вид. // http://www.utro.ru/articles/2008/06/07/743541.shtml

.

Первые русские Интернет-издания появились еще в 80-х годах двадцатого века, и в основном характеризовались преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством игроков на рынке, их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в медийный сектор Интернета.

Второй период развития Рунета можно отнести к 1999 - начало 2000 года. Этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами Государственной думы РФ и выборами Президента. В течении этого периода в сети появились ряд новых игроков, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, и существенно увеличился рост вложений в развитие сетевых СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство Интернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы Рунета.

Третий - с начала 2000 года. Этот период так называемого «инвестиционного бума». Данный период характеризуется выходом на рынок новых игроков, которые (в отличие от игроков, активных во второй период) не имели интересов в политической сфере. В основном это были компании, связанные с западным (прежде всего американским) венчурным капиталом. Этот период характеризуется многочисленными попытками реализации в русском Интернете примитивно понятой «американской модели» и развитием крупных информационных (или имеющих информационную составляющую) ресурсов, не вполне правомерно называемых порталами.

Формальной датой начала четвертого периода можно считать 8 сентября 2000 года, когда стало известно о закрытии одного из наиболее амбициозных проектов, характерных для третьего период, - «поле.ру». Для этого период преобладают следующие черты: сохранение новостных ресурсов при возрастании значимости ресурсов комментарийного и смешанного типа.

Началом выпуска сетевых периодических изданий как системы можно считать возникновения в 1996 году известного «Журнала.ру» и нескольких других сетевых органов. Этапом в развитии сетевой периодики явилось создание «Содружества on-line периодических изданий», о чем было впервые заявлено 19 марта 1997 года. Затем был опубликован Манифест содружества, где говорилось об объединении «более пятидесяти различных по тематике электронных изданий», а само «Содружество» названо «неофициальной гильдией российского Интернета». Авторы Манифеста объявили о создании Еже - движения, задачи которого - объединять создающиеся сетевые периодические издания. Варьирование с приставкой «еже» («ежепроект», «ежеавторы») привели к созданию терминов «ежедневки» и «еженедельки». Эти понятия определяют подборки актуальных информационных сообщений для ежедневных и еженедельных изданий. Тексты подборок готовятся профессиональными журналистами для своиз сетевых изданий, но предлагаются для бесплатного использования всеми другими. Можно сказать, что в данном случае Содружество выступает как информационное агентство. Что требуется от любого издания, пожелавшего пользоваться этой информацией - это установить на своем сервере - рисованные эмблемки. Центральным органов Еже- движения, призванным реализовать идеологию последнего, стала «ЕЖЕковская правда» (www.ezhe.com/pravda). Как обозначено в подзаголовке, «ежедневная газета Содружества on-line периодических изданий». С 5 июня 1998 года газета обновляется в он-лайн режиме, что фактически превратило её в дайжест сетевых изданий. Тексты газеты состоят из подборок анонсов с гиперссылками на публикации из различных изданий.

В это же время возникает одни из самых амбициозных проектов «Рамблер Медиа Групп» - Интернет-газета «Lenta.ru». Свидетельство о регистрации электронного средства массовой информации было выдано изданию 21 февраля 2001 года, но сам портал начал функционировать гораздо ранее.Сегодня ежемесячная аудитория газеты - более 3,5 миллионов человек, и с каждым месяцем эта цифра растет. Вот как рассказывают создатели сайта о популярности своего проекта: «Уникальность проекта состоит, прежде всего, в беспрецедентном охвате источников информации: Rambler Mass Media круглосуточно взаимодействует с более чем 50 ведущими российскими и зарубежными СМИ, как хорошо известными, так и появившимися недавно. Кроме того, Rambler Mass Media - безусловный лидер по внедрению мультимедиа. Помимо текстовых материалов и фоторепортажей, ставших визитной карточкой проекта, Rambler Mass Media представляет пользователям аудио и видеосюжеты, в числе поставщиков которых ВГТРК и BBC, Deutsche Welle, радио "Маяк" и другие» http://www.rambler.ru/doc/about.shtml. Концепцию, техническое сопровождение и информационную поддержку агентства осуществляет Фонд эффективной политики, что определенным образом влияет на контент и качество информационного продукта.

Основная масса сообщений на сайте написана в жанре новостной заметки и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Жанр новости с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте наиболее популярен в сетевой журналистике. Это связано с тем, что огромный массив информации в Интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств. Оперативность и точность подачи материала, свойственные этому жанру востребованы в Интернете. Кроем того, Интернет - издания - это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать на компьютерном мониторе сочинение больше, чем 8-10 тыс. знаков, особенно на повременном dial-up соединении.

Информационная заметка в интернет - газете подчинена всем основных правил журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности, и отвечает на три главных вопроса: что? где? когда?

Жену Снуп Догга арестовали за вождение в нетрезвом виде

Супруга известного американского рэппера Снуп Догга Шанти в субботу была арестована за вождение в нетрезвом виде в калифорнийском городе Фуллертон, передает агентство AP.

Отличительной чертой подачи информации на портале «Лента.ру», как в целом в сетевых изданиях, это возможность прочитать об интересующей вас теме как можно больше материалов. Используя технологию гиперссылок, авторы проекта предлагают посетителям под основной частью заметки перейти к другим статьям, схожим по тематике. Так, например, познакомившись с проблемами семьи репера Снуп Дога, можно прочитать про:

Ссылки по теме:

- Snoop Dogg's wife arrested for DUI in S. Calif. - Associated Press, 14.06.2008
-
Снуп Догг урезал свиту в надежде примириться с законом - Lenta.ru, 20.11.2007
-
Снуп Догг по решению суда займется уборкой мусора - Lenta.ru, 12.10.2007 - Снуп Догг станет героем реалити-шоу - Lenta.ru, 16.07.2007

Новостные заметки на сайте располагаются в хроникальной последовательности с указанием появления информации в сети. Это позволяет читателю быстро и удобно отыскать свежую информацию и не закапываться в архиве новостей со всего мира. Тематика заметок достаточно обширна: политика, экономика, технологии, общество, преступность, масс-медия, кино, музыка, авто, оружие и так далее.

Особое развитие в сетевых изданиях получили жанры аналитической журналистики: комментарий и обзор. Это связано нацеленностью Интернет-журналистики не только констатировать произошедшее, но и анализировать тенденции и практики. Кроем того, всемирная паутина с легкостью позволяет «завязать диалог» с читателем по средством форумов и чатов. «Обсуждение крупных проблем в Интернете происходит обычно на сайтах авторитетных аналитических изданий. Если постановка темы оказывается актуальной, она сразу подхватывается рядом известных сетевых авторов и публикации этого направления продолжаются довольно долго. При этом "рядовые" читатели также принимают участие в дискуссии в так называемых "форумах" - своего рода доступных трибунах, где каждый может высказать свое мнение или просто отпустить реплику в несколько слов по поводу очередной статьи или какого-то одного вопроса, затронутого в чьей-либо публикации. Однако главным наполнением темы, естественно, являются фундаментальные статьи "асов" сетевой публицистики. В отличие от обычных хроникальных текстов периодического издания фундаментальные основополагающие работы хранятся длительное (неопределенное) время на заглавной странице издания в качестве «гуманитарных ресурсов» А.И. Акопов. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. http://www.relga.ru/Environ/. Любой комментарий может быть расширен материалами схожих по теме статей, расположенных на других сайтах. Обычно, как новость, так и комментарий сопровождаются ссылками и на архив газеты, где хранится дополнительная информация. Наглядным материал позволяет сделать большой объем фактографий и видеосюжет (технология, которая появилась в Рунете всего два-три года назад, но уже получили массовое распространение).Создается эффект диалога, при пространственной отдаленности автора и адресата. Эпистолярность сетевых жанров обусловлена характером коммуникации во Всемирной паутине, обмен сообщениями по примеру традиционной переписки, когда текст или послание доставляются адресату не непосредственно путем чувственного восприятия (зрения или слуха), а могут быть восприняты лишь посредством медиума, телекоммуникационной сети. При этом движение информации можно сравнить не с однонаправленным вектором, а со сложной спиралью, которая каждым своим оборотом (автор - адресат), вносит коррективы и в форму, и в содержание информации.

Выбор жанра комментария или обзора в сетевых изданиях связан с тем, что журналист имеет дел с большой группой фактов, которые требует тщательной обработки, систематизации и группировки. Так на портале «Лентра.ру» обозреватель говорит о том, что «Израиль занимает лидирующие позиции в разработке беспилотных летательных аппаратов» и дает обзор лучшим образцам этой индустрии.

Фабрика беспилотников

Обзор основных беспилотных аппаратов израильских оборонных компаний

В настоящее время Израиль занимает лидирующие позиции в области разработки беспилотных летательных аппаратов. Первыми в мире тактическими БПЛА с аппаратурой, способной передавать информацию в реальном масштабе времени, стали именно израильские аппараты Mastiff и Scout.

Беспилотные летательные аппараты Mastiff и Scout были разработаны в конце 1970-х годов компаниями Tadiran и Israel Aircraft Industry (IAI) соответственно. Аппараты отличались простотой конструкции и небольшой стоимостью. В период ливано-израильской войны 1982 года они продемонстрировали свою высокую эффективность в качестве средства воздушной разведки, что в последующем обусловило интенсивное комплектование ими вооруженных сил и спецслужб Израиля.

Создатели интернет-газеты «Лента.ру» выступили авторами нового жанра он-лайн публикаций: лентапедии. Лентапедия - это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире. Источником информации для статей "Лентапедии" служат материалы из нескольких сотен российских и зарубежных массовых изданий за последние несколько лет. «При работе над текстами "Лентапедии" мы старались по возможности полностью исключить субъективный подход к предмету описания при помощи использования как можно большего количества источников, обязательных ссылок на них, многократного перекрестного редактирования. Вместе с тем, следует иметь в виду, что предметом описания "Лентапедии" являются не живые люди (настоящие организации, реальные события), а именно ньюсмейкеры, то есть медийные образы, формируемые в средствах массовой информации, - образы, которые на самом деле и являются настоящими персонажами новостного жанра» http://www.lenta.ru/lib/. Одним главных ньюсмейкеров новостей, по мнению редакторов сайта, являются известные политики, бизнесмены, лидеры стран, люди культуры и искусств. В этом разделе дается краткая биографическая информация о человеке и его деятельности.

Еще одним изданием данного типа является ежедневная интернет газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лента.ру», отличается лишь только дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используется: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция.

В отличии от своих печатных аналогов интернет-газета не содержит сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть то развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Специальной рубрикой на сайте отмечена ссылка на пресс-релизы, в которых собрана вся официальная информация от государственных и частных организаций России. Они расположены в хронологическом порядке и обновляются по мере выхода новой информации.

2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданий (на примере молодежной газеты «Территория» и женского сетевого журнала «Beautytime.ru»). Феномен «живого журнала»

В противовес основным качествам Интернет-журналистики: оперативности и постоянному обновлению, и господствующему положению класса информационных жанров, в специализированных издания всемирной паутины серьезно представлены аналитические и публицистические жанры статьи, очерка, эссе и корреспонденции. Собственно, они и составляют художественное лицо сетевой журналистики. Особо следует выделить роль корреспонденции жанра, который наиболее точно вписывается в схему коммуникации в сети. Новое развитие в интернете получили такие публицистические жанры как эссеистика, жанр путевых и бытовых записок, поскольку терпимость и автономность, заложенные в концепции всемирной паутины, всячески поощряют сколь угодно большую индивидуализацию журналистского творчества. Присутствует и обратная тенденция к общинности, свойственная Интернету вообще, а русскоязычному Интернету в особенности. На страницах сетевых СМИ можно встретить множество обсуждений дискуссий, открытых диалогов. Диалогичность, даже многоголосие были тоже свойственна паутине изначально.

Также в сетевой журналистике можно встретить множество образцов коллективного творчества. Общинность, которая свойственна обитателям сети, весьма располагает к этому. В качестве примера такого коллективного творчества можно привести интернет энциклопедию «Wikkipedia», куда каждый желающий может добавить свою статью или комментарий. На данный момент не было выработано четкой законодательной системы регламентации сети. Сетевые авторы подчиняются лишь законам художественной образности, пользовательского спроса и технологическим требованиям. Вероятно, последнее и привело к тому, что во Всемирной паутине наиболее развитыми являются виды печатной журналистики, пресса, как мы убедились, популярна в сети значительно больше чем ее «медиа-сестры». Это связанно с тем, что информация в сети, как мы писали выше, прежде чем быть представленной пользователю должна быть упорядочена, каталогизирована и проиндексирована. И чем более точно, тем больше ее шанс найти себе аудиторию, а современные технические средства интернета, ориентированы в первую очередь на то, чтобы индексировать текстовую, а не аудиовизуальную информацию. Впрочем, такое свойство сети как мультимедийность позволяет ей с легкостью преодолевать традиционные рамки телевизионной и радио журналистики, удачно совмещая их достижения с достижениями прессы.

Рынок молодежной прессы на сегодняшний день представлен достаточно широко. Но, в большинстве случаев это либо дорогие глянцевые журналы, либо низкокачественные рекламные газеты. В российском Интернете в настоящее время имеется более 50 электронных изданий разного типа, освещающих жизнь молодежи. И с каждым годом, по данным исследований факультета филологии и журналистики Ростовского Государственного Университета, количество сетевых изданий для студентов и школьников увеличивается на треть. А из этого количество примерно 34 назвали себя «газетами», хотя только 10-13 изданий соответствуют требованиям нормальных сетевых изданий и выходят с соответствующей периодичностью. Их основное сходство состоит в широте охвата затрагиваемых тем, проще говоря, в тематике: в основном это жизнь студентов и школьников во всех её проявлениях - учеба, столкновения с преподавателями, времяпрепровождение, хобби, события в тех городах, где живут авторы таких электронных газет. Есть специализированные издания, освещающие вопросы музыки, клубной культуры или спорта. Но таких меньшинство.

Различия - в периодичности, дизайне, понимании своих основных целей и задач. Некоторые издатели считают выпуск электронной газеты - простой данью прогрессу, и поэтому в таких изданиях чаще всего можно встретить перепечатки из популярных молодежных бумажных журналов. Другой вариант издания электронной газеты - версия бумажной вузовской. В этом случае в Интернет копируется содержание номера без иллюстраций и оглавления. Если вуз большой, и в нем есть своя локальная сеть, то практикуется создание в этой сети электронной газеты. Собственно же «жители сети» тоже создают свои электронные газеты, ставя их на ног буквально на общественных началах. Они сравнимы с коммерческими бумажными газетами, так как издателям таких газет нужно все организационные вопросы решать самим и очень быстро. Также проблемой для таких издателей становится вопрос о техническом обеспечении своей газеты: необходимо определенное количество виртуального пространства, которое чаще всего бывает платным, желателен легкозапоминающейся и доступный из любой точки сети адрес.

При запросе «молодежные сетевые издания» поисковая машина выдает множество ссылок на издания, которые большей частью таковыми не являются. Мы же рассмотрим жанровую структуру действительно электронной молодежной газеты «Территория».

Электронная молодежная газета «Территория» (http://www.mterra.ru) была зарегистрирована, как СМИ в середине 2001 года в городе Барнауле. Главный редактор: София Куликова. Сайт создавался как творческая площадка для молодых журналистов: школьников, абитуриентов и студентов факультета журналистики. Темы статей довольно обширная: от анонсов культурных событий города до спортивных увлечений, учебы и странички о сексуальных проблемах молодежи. Основной девиз издания: «молодежь пишет о том, что её интересует». Этому девизу и подчинены все рубрики газеты: «Колонка редактора» , «Hot-nes», «Вестник меломана», «Доска объявлений», «Культура», «Underground», «Sпроси O Sебе», «Спорт_зал», «Исповедь», «ПрофОриентир», «Мастерская», «Хорошая практика», «Публицистика», «Зондаж», «Гороскоп», «Профессионал», «Club'оворот», «Заборчик», «Ссылки-дружилки», «Путеводитель».

Основной жанр - информационная заметка на актуальные темы. Это небольшие по объему материалы, в которых рассказывается о культурных событиях города, выставках, презентациях, концертах и прочее. Но портал насыщен публикациями и других жанров: репортажа, интервью, обзора, комментария, рецензии и др.

Однако благодаря своей медийности на страницах «Территории» используется и исключительно сетевой жанр: в традиционной журналистике ему можно было бы дать название «совета». На сайте посетители оставляют свои истории, которые позже дополняются комментариями других читателей, а также рекомендациями профессиональных психологов и специалистов по работе с молодежью. Функционирование такого жанра стало возможно только из-за свойства всемирной паутины - интерактивности.

Электронные издания для женщин с трудом поддаются определенной типологической характеристике, так как специальные средства компьютерных сетей позволяют им соединять в себе признаки нескольких типов печатных изданий. В рунете по тематике представлены издания четырех основных типов: женские социально- и семейно-бытовые журналы, издания для девушек, специализированные (профессиональные) издания и электронные версии элитарных печатных журналов. Каждый из типов представлен как хорошими, с точки зрения сетевой журналистики и дизайна, так и плохим изданиями.

К сожалению, на данном этапе времени в сетевой прессе для женщин доминируют некачественные и непрофессиональные издания. И нарастающую тенденцию к улучшению качества сетевых изданий для прекрасной половины человечества должны поддержать прежде всего законодательно. Следует ограничить доступ к издательско-редакторской деятельности в сети и ввести обязательную регистрацию сетевых изданий.

Интернет - журнал «Beautyline.ru» появился в середине 2003 года в Москве. По рубрикам он больше напоминает печатное издание. Среди жанров представлены: заметка, интервью, комментарий и обозрение. Активно используется жанр памфлетов, через который передаются женские истории.

Но в сетевой прессе в последнее десятилетие появился и вовсе уникальный жанр - интернет - дневников (или, как принято, их именовать во всемирной паутине - блоги). Рождение этого жанра связано с распространение в России портала www.livejournal.com.

Livejournal, или, как говорят у нас, «Живой журнал», стал вторым после ICQ глобальным коммуникационным проектом, надежно пустившим корни в России. По определению, данному на странице гильдии Интернет-журналис-тики Медиасоюза. «Live Journal http://www.livejournal.corn - «Живой жур-нал» был создан для того, чтобы дать возможность вести личный дневник, открывая записи сколь угодно детализированному кругу друзей, но довольно скоро превратился в гибкий инструмент, незаменимый для совместной рабо-ты над различными проектами. Существует русская версия клиента».

За этими скупыми словами скрывается море личных впечатлений сотен тысяч пользователей этой коммуникационной системы, дающей возможность обмена впечатлениями и интернет-публикаций без всяких хлопот благодаря удобному интерфейсу добавления сообщений и изображений. По сути дела, Liveiournal.com съел львиную долю нерожденных «домашних страничек». Эта форма публикации не требует создания специальных сайтов: владельцам днев-ников не приходится думать ни о чем, кроме их содержания. Но это российский взгляд, для Америки, наверное, проще говорить о появлении нового сетевого феномена «блогов», по названию одноименного сервиса Blog.com, который прославился не меньше, чем Livejournal.com и, что не менее важно, в другом амплуа - информационного издания одного журналиста. Символом этого фе-номена стали личные страницы журналистов крупных западных изданий и сайт героя-одиночки Drudge Report, с которого и началась история с Левински. Сегодня живой журнал имеет влияние не меньшее, чем любое СМИ. Обсуждение какого-либо события или личности в блогах говорит, об их актуальности и интересу со стороны общества. Известны случаи, когда информация в ЖЖ становилась самостоятельным информационным поводом. Если сравнивать материалы в Интернет- дневниках с другими публикациями, то они по жанру напоминают эссе, но с элементами информационной статьи. В них доминирует четкая позиция автора и ярко выраженный субъективный характер. Но в тоже время все размышления посвящены определенной проблеме, факту или явлению. Да и по структуре многие публикации в блогах похожи на информационную заметку (заголовок - Лид - зачин - подробности). Однако, этот жанр интернет - журналистики остается абсолютно неизученным, не смотря на то, что многие теоретики медиасреды утверждают, что Интернет - дневниками будущее всемирной паутины и сетевых средств массовой информации.

Заключение

Проблема жанровой классификации и жанрового разнообразия обсуждается как в серьезных научных исследованиях известных российских теоретиков журналистики, так в небольших специализированных изданиях. Интерес к этому вопросу с каждым годом только возрастает. Но, как ни странно, исследователи все чаще обращаются к классификации жанров традиционных СМИ, оставляя Интернет - журналистику неизученной.

Однако, сетевые газеты и журналы развиваются гораздо быстрее. Окончательное утверждение электронных сетей как нового вида СМИ произойдет уже в ближайшее десятилетие. Уже сейчас миллионы людей обращаются к сетевым изданиям в качестве первоисточника информации. А некоторые Интернет - газеты по популярности могут конкурировать и с федеральными каналами.

Вместе с тем в журналистике продолжается эволюция жанров. Под влиянием творческой мысли автора возникают новые формы произведений, название которым в научной теории пока не дано. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличии от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего, потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны, к тому же имеют разный исторический объем, зависят от уровня развития культуры языка и связано с открытие новых технологичных процессов.

В новой среде всемирной паутины жанровая структура журналистики почувствовала себя по-иному. Сохраняя своё лицо, в системе жанров стали образовываться новые виды, в зависимости от специфики сетевых изданий. А чем же отличаются интернет газеты и журналы от своих печатных аналогов?

· Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

· Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной жур-налистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопря-женностью во времени действий по производству, обработке, рас-пространению и корректировке информационного

· В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

· В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

Такие свойства определили и жанровые особенности многих сетевых изданий. При этом структура жанров во всемирной паутине практически ничем не отличается от общепринятой классификации. Основу многих изданий для массовой аудитории составляют информационные и аналитические материалы. Примером служат интернет-газеты «Lenta.ru» и «Ytro.ru». Более половины публикаций написаны в жанре информационной заметки, репортажа и интервью.

«Lenta.ru» - газета с ежедневным обновлением материала, некоторые из них представлены в рубрике «лента новостей». Самые яркие материалы номера располагаются на главной странице с фотографиями. Представленные в форме краткой аннотации (или Лида) они заканчиваются гиперссылкой, щелкнув на которую посетитель может либо прочитать до конца заметку, либо попасть на страницу уже аналитического материала на эту же тему. Таким образом, в сети осуществляется трансформация жанра по одной тематике. Правда, контент электронного издания не сильно отличается от печатного аналога этого типа: новости экономики, политики, музыки, искусства и т.д. Но здесь не содержится сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть то развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Связь с читательской аудиторией электронная газета поддерживает посредством форумов и чатов, круглосуточно работающих при издании. Особенностью этого издания являются публикации особого жанра, которому можно присвоить понятие - биография. Лентапедия - это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире.

Еще одним изданием данного типа является ежедневная интернет газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лента.ру», отличается лишь только дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используется: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция.

Специальной рубрикой на сайте отмечена ссылка на пресс-релизы, в которых собрана вся официальная информация от государственных и частных организаций России. Они расположены в хронологическом порядке и обновляются по мере выхода новой информации.

При запросе «молодежные сетевые издания» поисковая машина выдает множество ссылок на издания, которые большей частью таковыми не являются. Мы же рассмотрим жанровую структуру действительно электронной молодежной газеты «Территория».

Электронная молодежная газета «Территория» была зарегистрирована, как СМИ в середине 2001 года в городе Барнауле. Главный редактор: София Куликова. Сайт создавался как творческая площадка для молодых журналистов: школьников, абитуриентов и студентов факультета журналистики. Темы статей довольно обширная: от анонсов культурных событий города до спортивных увлечений, учебы и странички о сексуальных проблемах молодежи. Основной девиз издания: «молодежь пишет о том, что её интересует». Этому девизу и подчинены все рубрики газеты: «Колонка редактора» , «Hot-nes», «Вестник меломана», «Доска объявлений», «Культура», «Underground», «Sпроси O Sебе», «Спорт_зал», «Исповедь», «ПрофОриентир», «Мастерская», «Хорошая практика», «Публицистика», «Зондаж», «Гороскоп», «Профессионал», «Club'оворот», «Заборчик», «Ссылки-дружилки», «Путеводитель».

Основной жанр - информационная заметка на актуальные темы. Это небольшие по объему материалы, в которых рассказывается о культурных событиях города, выставках, презентациях, концертах и прочее. Но портал насыщен публикациями и других жанров: репортажа, интервью, обзора, комментария, рецензии и др.

Однако благодаря своей медийности на страницах «Территории» используется и исключительно сетевой жанр: в традиционной журналистике ему можно было бы дать название «совета». На сайте посетители оставляют свои истории, которые позже дополняются комментариями других читателей, а также рекомендациями профессиональных психологов и специалистов по работе с молодежью. Функционирование такого жанра стало возможно только из-за свойства всемирной паутины - интерактивности. Электронные издания для женщин с трудом поддаются определенной типологической характеристике, так как специальные средства компьютерных сетей позволяют им соединять в себе признаки нескольких типов печатных изданий. В рунете по тематике представлены издания четырех основных типов: женские социально- и семейно-бытовые журналы, издания для девушек, специализированные (профессиональные) издания и электронные версии элитарных печатных журналов. Каждый из типов представлен как хорошими, с точки зрения сетевой журналистики и дизайна, так и плохим изданиями.

Но в сетевой прессе в последнее десятилетие появился и вовсе уникальный жанр - интернет - дневников (или, как принято, их именовать во всемирной паутине - блоги). Рождение этого жанра связано с распространение в России портала www.livejournal.com.

Livejournal, или, как говорят у нас, «Живой журнал», стал вторым после ICQ глобальным коммуникационным проектом, надежно пустившим корни в России. По сути дела, Liveiournal.com съел львиную долю нерожденных «домашних страничек».

Эта форма публикации не требует создания специальных сайтов: владельцам днев-ников не приходится думать ни о чем, кроме их содержания. Но это российский взгляд, для Америки, наверное, проще говорить о появлении нового сетевого феномена «блогов», по названию одноименного сервиса Blog.com, который прославился не меньше, чем Livejournal.com и, что не менее важно, в другом амплуа - информационного издания одного журналиста. Символом этого фе-номена стали личные страницы журналистов крупных западных изданий и сайт героя-одиночки Drudge Report, с которого и началась история с Левински. Сегодня живой журнал имеет влияние не меньшее, чем любое СМИ. Обсуждение какого-либо события или личности в блогах говорит, об их актуальности и интересу со стороны общества. Известны случаи, когда информация в ЖЖ становилась самостоятельным информационным поводом. Если сравнивать материалы в Интернет- дневниках с другими публикациями, то они по жанру напоминают эссе, но с элементами информационной статьи. В них доминирует четкая позиция автора и ярко выраженный субъективный характер. Но в тоже время все размышления посвящены определенной проблеме, факту или явлению. Да и по структуре многие публикации в блогах похожи на информационную заметку (заголовок - Лид - зачин - подробности). Однако, этот жанр интернет - журналистики остается абсолютно неизученным, не смотря на то, что многие теоретики медиасреды утверждают, что Интернет - дневниками будущее всемирной паутины и сетевых средств массовой информации.

Интернет - аудитория сетевых изданий растет очень быстро и такими же темпами возрастает желание получать все больше интересной информации в виртуальном пространстве. И в тоже время увеличивается конкуренция между изданиями, которая влияет на их качество.

Анализ сетевых изданий показал, что нынешние сетевые издания пока мало отличаются от своих бумажных аналогов. Поэтому для улучшения Интернет - журналистики следует глубже изучать специфику сетевых СМИ, отслеживать трансформацию жанров, и выработать терминологический аппарат для характеристики жанров Веб-публикаций. Такими представляются перспективы дальнейшего изучения темы.

Список литературы

1. Акопов А.И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. // http://www.relga.ru/environ/

2. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. Ростов-на-дону, 1999

3. Акопов А.И. Текст как сущность и форма сетевых публикаций. // http://www.relga.ru/Environ/WebObjects

4. Акопов А.И. Электронная курилка, компьютерное казино или новый вид СМИ? Обмен новостями и мнениями в сети. Масс-медиа без редакций// Журналист. 1997, № 11. С 59-60

5. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. 1998, № 3 с. 17-25

6. Антонов С.Г. Редакторская подготовка изданий. М., 2002

7. Бакулев Г.П. Массовые коммуникации. Западные теории и концепции. М., 2005

8. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975

9. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003

10. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997

11. Вартанова Е.Л. Журналистика на перепутье. Опыт России и США. М., 2006

12. Вейлер К., Мауер Р.И. Сетевые СМИ - другая журналистика. Пер. с англ. // http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/

13. Володина М.Н. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003

14. Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес // Журналист. 1996, № 5, с 45-51

15. Воронина Е.П. Кодекс виртуального джентльмена // Журналист. 1996, № 4. с. 21-27

16. Голядкин Н. Страна электронных джунглей // Арсенал. 1997, № 1 с. 17-22

17. Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Засурский Я. Н., Вартанова Е.Л. М., 2000

18. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1993

19. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969

20. Засурский И.Я. Масс-медиа второй республики. М., 1999

21. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. М., 2004

22. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. М., 2004

23. Колесникова М.М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования // Филологический вестник РГУ. 2000, № 1 с. 25-31

24. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-дону, 1999

25. Коханова Л.А. Калмыкова А.А. Интернет - журналистика. М., 2005

26. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. / Основы творческой деятельности журналиста под ред. Корконосенко С.Г. С-Пб, 2000

27. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001

28. Левкин А. Рунет на пути в масс-медиа // Среда, № 1, 1999, с. 15-36

29. Носик А. Давайте ссылаться на Сеть // Интернет, 1999, № 3(8) с. 21-25

30. Носик А. Как прожить без плагиата. // Газета.Ру, 1999

31. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003

32. Особенности восприятия сетевых СМИ // Open.by // http: www.open.by

33. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000

34. Пронин Е.И. Открытая журналистика // Информационное общество. 1997 № 4-6. с 25-32

35. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2005

36. Реддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле on-line. Перевод с англ. М., 1999

37. Сайфер Л. Бумажные газеты исчезнут как вид// http://www.utro.ru

38. Социальная практика и журналистский текст // Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Прониной. М., 1990

39. Социология журналистики / Под. ред. С.Г. Корконосенко. М., 2004

40. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982

41. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход М., 1998

42. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000

43. Титов М.И. Новые технологии в журналистике. Воронеж, 2001

44. Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества М., 1982.

45. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999

46. Цвик Л.В. Реклама как вид журналистики. М., 2004

47. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики. // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

48. Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. М., 1986

49. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998

50. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер / Пер. с англ. М., 1997

51. Юрьева А. Информационная журналистика как будущее коммуникации // http://www.seocontent/page5/page5_1.html

52. Яшин З. Дизайн СМИ в Интернете // Журналистика конца 20 века. Под ред. В.В. Тулупова. Воронеж, 2000

53. http://www.izvestia.ru

54. http://www.smi.ru

55. http://www.mediarus.ru

56. http://www.relga.ru

57. http://www.vesti.ru

58. http://www.mediasprut.ru

59. http://www.lenta.ru

60. http://www.ytro.ru

61. http://www.beautyline.ru

62. http://www.livejouranl.com

63. http://www.mterra.ru

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.