РУБРИКИ

Журналистика

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Журналистика

p align="left">21. Эссе как жанр публицистики

Эссе - жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них.

Эссе (франц. «essey» - опыт, набросок) - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь

Эссе - это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой.

Диалогичность - еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем.

Выделяются различные виды эссе. Например, художественно-критическое или литературно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живописи, литературы. Форма эccе задается самими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.

Другой вид эссе - философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке.

Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.

Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.

Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.

Начинающим эссеистам можно дать следующие советы:

1. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе - парадоксальность) авторская позиция.

2. Нужно определить характеристики автора - главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.

3. Определить, какой будет логика текста: интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза - аргументы.

4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов - риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») - указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.

5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта, высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.

22. Телевидение за рубежом

Первые телевизионные передачи состоялись в Германии: телесеанс для 30-строчного телевизора германская райхпочта провела в 1928 г., экспериментальное телевещание началось в 1935 г. Затем в 1936 г. в Великобритании телестанция Би-би-си начала регулярные передачи, которые продолжались до 1939 г., когда экраны телевизоров потухли в связи с войной. Для США 1939 г. стал вехой телевизионной истории, когда на нью-йоркской Всемирной выставке президент Радиокорпорации Америки (RCA) Давид Сарнов произнес: «А теперь мы добавляем изображение к звуку». Этими словами он объявил начало телевидения и привлек к нему внимание всей страны.

Можно назвать еще одну точку отсчета. 1 июля 1941 г. была выдана первая лицензия на коммерческое телевещание станции, принадлежавшей Радиокорпорации Америки. Во время войны в США работало 6 телестанций, о программах которых никто толком в Америке не может вспомнить. 5 тысяч семей к концу войны владели телевизорами. Настоящая «телевизионная лихорадка» в мире началась после войны. Развитие телевидения в США можно сравнить с развитием скоростных автомобильных магистралей и реактивной авиации. В 1948 г. Академия телевидения вручала первые награды за передачи сезона 1947/48 г.

В 1947 г. в США насчитывалось 29 заводов, производящих телевизоры, к 1950 г. их число перевалило за сотню. В 1950 г. только три страны мира имели телевидение: СССР, США и Англия. Регулярные телепередачи начали в 1951 г. Франция, Голландия, Япония, в 1952 - Польша, в 1953 - Бельгия, Швейцария, в 1954 - Чехословакия, Дания, ФРГ, Италия, ГДР, в 1955 - Люксембург, в 1956 - Австрия, Португалия, Швеция, в 1957 - Румыния, в 1958 - Венгрия, в 1959 - Болгария, в 1960 г. - Финляндия, Норвегия.

Теоретики современного телевидения особое внимание сосредотачивают на его универсальности, всемирности. При технологии, которая пришла в данное средство коммуникации, провозглашать это можно, но с оговорками. Радио и кино пока универсальней, чем телевидение. Фильм можно с одинаковым успехом демонстрировать в любой точке земного шара. С батарейным приемником вы можете в любой стране слушать местные радиостанции. Более того, допотопный детекторный приемник 20-х годов будет звучать и сегодня. Такого нельзя сказать о телевидении и телевизоре.

Телевизионные системы в мире различаются количеством строк развертки изображения: от 405 до 819 (телевидение высокой четкости имеет от 1125 до 1250). Цветные стандарты еще одна проблема: единого нет, а есть три системы - Эн-ти-эс-си, Секам и Пал. И хотя по компонентам они совпадают на 95 процентов, секамовский телевизор не даст цвета при приеме сигнала Пал. Видеоленту также не поставишь на любой аппарат. О какой же всемирности и универсальности может идти речь? Единого стандарта телевидение в этом веке, судя по всему, достичь не сможет. Все новые изобретения, к сожалению, работают на существующую систему раскола. Унификация же, как не без основания утверждают специалисты, обойдется во много миллиардов долларов. Остается совершенствовать всевозможные адаптеры и конвертеры (переходники). Таким образом, телевидение работает в специфических взаимоотношениях передатчика и приемника, по принципу «замок и ключ», которые должны соответствовать друг другу.

Своеобразная система «общественно-правового» ТВ сложилась в ФРГ. Вопрос, как быть телевидению независимым в условиях государственной собственности, решается в странах западного мира отнюдь не однозначно. Ряд государств, провозглашающих свою приверженность к плюрализму, все еще не допускают конкурирующих коммерческих структур рядом с государственным ТВ. Для них плюрализм может развиваться в рамках одной структуры, и, кстати говоря, это неплохо осуществляется в скандинавских странах. В таких странах, как Франция, Италия, Великобритания, ФРГ, сравнительно недавно разрешено коммерческое телевидение.

Отношения между правительством и массовыми коммуникациями во Франции называют кольберизмом (по имени министра финансов Франции XVII в. Кольбера). Правительство помогает бизнесу, входя в его советы и направляя его в нужную сторону. Государство берет на себя защиту журналистов от посягательства на их репутацию и достоинство, для них снижен налог на 30 процентов, государство берет на себя также половину почтовых расходов СМИ.

В Италии официальная монополия РАИ - итальянской радиотелевизионной организации - закончилась в начале 70-х годов. В 1974 г. итальянские суды разрешили существование станций коммерческого телевидения, вызвав волну их стихийного строительства. Коммерческие станции имеют локальный (региональный), а не общенациональный характер. Рупором нации остается РАИ.

Основные задачи РАИ формирует постоянная парламентская комиссия сенаторов и депутатов. Президент РАИ избирается советом директоров. В апреле 1975 г. был принят закон о политической независимости РАИ. В 1976 г. вещание было разделено на две категории: 1-й телевизионный канал и 2-я радиосеть курируются христианскими демократами, 2-й телевизионный канал и 1-я радиосеть - социалистами.

Великобритания - страна общепризнанной высокой информационной культуры. Корпорация Би-би-си основана королевским указом и считается многими специалистами такой же уважаемой и незыблемой, как сама британская корона. Руководящий Совет директоров, состоящий из 12 человек, назначается на 5 лет королевой. Совет выбирает исполнительного генерального директора. Сам он служит громоотводом от тех многочисленных молний, которые направляют в Би-би-си политики и общественность. Решение совета окончательно, обжалованию не подлежит и, как правило, отличается сбалансированностью и хорошим вкусом.

Одна из самых развитых стран в области электронных средств журналистики - Япония. Японцы боготворят телевидение. Когда в начале 80-х годов служба Гэллапа решила сравнить пристрастия японцев и американцев и стала выяснять, какой из пяти предметов (газета, телефон, телевизор, автомобиль, холодильник) они предпочли бы иметь в своем пользовании, то получилась такая картина. Если среди американцев 42 процента предпочли холодильник, 39 процентов - автомобиль, то среди японцев 31 процент предпочли телевизор, 23 процента - газеты, 16 процентов - телефон. Характерно, что только 3 процента американцев высказались за телевизор, 6 - за газеты, 9 - за телефон.

Об Америке надо говорить особо. Ей по праву принадлежит ведущая роль в развитии телевидения на нашей планете. Здесь Америку приходится сравнивать не с другой страной, а с остальным миром. Производственная база телевидения США такова, что телепрограмм на ней делается больше, чем их может вместить эфир, и прежде всего потому, что Голливуд стал телевизионным, заполняя своей продукцией малые экраны мира, как прежде он заполнял большие.

Основная масса коммерческих телестанций США группируется под эгидой национальных радиосетей; ведущими были три - «Американская вещательная компания» (Эй-би-си), «Национальная вещательная компания» (Эн-би-си), «Вещательная компания Коламбия» (Си-би-эс). Функционируют сотни мелких региональных телесетей коммерческого характера, а также станции некоммерческие, просветительского характера (образовательные), существующие на субсидии от правительства и взносы различных фондов; они объединились в национальную сеть - «Общественная вещательная система» (Пи-би-эс).

В начале 70-х годов американское телевидение под давлением власти общественности прекратило рекламу сигарет. С 1975 г. под давлением Федеральной комиссии связи и Федеральной торговой комиссии Национальная ассоциация вещателей сократила объем реклам в детских передачах: с 12 до 10 минут в час в субботу и воскресенье утром. В том же году национальные сети приняли политику (опять-таки не без давления извне) запрещения «спорных» передач с насилием и сексом в утренние и вечерние часы, когда телевизор смотрят дети. Однако эту политику «семейного часа» год спустя опротестовал федеральный суд как неконституционную, нарушающую свободу слова.».

В целом в структуре американского телевидения политика занимает довольно скромное место. С первых лет своего существования американское телевидение стало развлекательно-информационным средством, забрав постепенно из радио все жанровые программы, сериалы, исполнителей, ведущих журналистов. Популярные новостные утренние программы 90-х гг. на коммерческом телевидении - это «Сегодня» (Эн-би-си), «Этим утром» (Си-би-эс), «Доброе утро, Америка» (Эй-би-си). У этих программ, как и у вечерних новостей, стабильно большая аудитория - теленовости всегда стоят на первом месте по доверию к ним аудитории.

1 июня 1980 г. в истории телевидения произошло важное событие. Из коммуникационного центра в американском городе Атланта, ставшем отныне одной из информационных столиц мира, началось вещание спутниково-кабельной сети новостей «Кейбл ньюс нетуорк» (Си-эн-эн). С тех пор Си-эн-эн разносит новости круглые сутки на телеэкраны всего мира. Помимо международных и национальных новостей журналисты сети регулярно ведут репортажи о спорте, финансах и погоде, а также интервью, женские шоу. Сеть Эй-би-си заявила об образовании своей кабельной новостийной службы по типу Си-эн-эн, то же делает Си-би-эс.

23. Интервью в рекламном контексте

Интервью -- (от англ. interview -- обмен мнениями) -- жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» -- диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д. Также составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах, позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Также элементарный источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам типа пресс-конференции или теледебатов. Также психологический прием идентификации особенностей личности -- интервью на раскрытие личности для тренировки работников ТВ, иногда используемое в жанре телеигры. Также составная часть жанра «журналистское расследование». И так далее.

Различается несколько разновидностей интервью: протокольное, информационное (в связи с конкретным событием, причем как только что случившимся, так и давно прошедшим, но вызвавшим именно сейчас общественный резонанс), портретное (личностное) и проблемное (показывающее живыми словами от первого лица компетентное мнение о некоторой проблеме или общественно-значимом явлении). Что впрочем, не исчерпывает всех разновидностей интервью. Обычно учебники журналистики выделяют только три типа интервью (событийное, проблемное и портретное), приписывая им различные цели и соответственно описывая три формы работы журналиста с человеком. Естественно, журналисту приходится сталкиваться и с теми формами опроса, которые формально находятся вне пределов журналистики: интервью психологическое, психиатрическое, следственный допрос, собеседование для приема на работу или учебу. Основа интервью -- вопросы, которые делятся на программные и экранные (микрофонные), закрытые и открытые, прожективные (по предполагаемой ситуации) и конкретные (фактологические), прямые и косвенные, фильтрующие (для проверки степени информированности источника) и контрольные (для проверки правдивости), буферные и ударные, контактные и ситуативные и т.д.

Независимо от предпочитаемого жанра журналист должен уметь работать как интервьюер и обязан знать, как готовить вопросы, какого типа они бывают, как выстраивать «драматургию» интервью и чего нельзя делать, в том числе это касается одежды и макияжа.

24. Репортаж на радио и ТВ

Репортаж -- жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Репортажность -- имманентное свойство подавляющего большинства журналистских жанров. Но не ТВ в целом. Телерепортаж способен показать, что происходило. Зритель становится очевидцем. Журналисту нет необходимости описывать событие - эту функцию выполняет видеоряд, “картинка”. Репортер в закадровом тексте рассказывает о причинах и последствиях (реальных или возможных), проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Словом, говорит о неочевидном, но важном.

Телерепортаж по своей природе наиболее приближен к жизни, объективен по своей природе - он отражает действительность (камера записывает то, что происходит на самом деле). Однако в закадровом тексте репортера выходит субъективное восприятие происходящего автора. Существует несколько видов телерепортажа.

Типичный репортаж в составе новостной информации включает авторскую работу оператора и корреспондента (репортера), который, согласно господствующей концепции, должен служить «беспристрастным и точным посредником между зрителем и реальностью». Фактически это всегда не так -- зрелищность репортажа, без чего его вряд ли выпустят в эфир, определяется соответствием содержащейся в нем информации возможному острому или ожиданному восприятию аудитории вкупе с участием репортера в самом событии («Будьте визуальной частью сообщения!») -- бежит вместе с демонстрантами, участвует в спасательных работах, оказывается заложником Шамиля Басаева в Буденовске и т.д. Иногда журналист может послужить и криптопровокатором события, иными словами -- его скрытым организатором. Откровенно говоря, если бы зрителю постоянно не внушали, что журналистов иногда убивают, зрелищность репортажа была бы существенно ниже: «Мы только что из Сенегала -- вот там была стрельба!» (французы в 1993, разматывая кабеля у Белого Дома, когда ГТРК «Останкино» около суток фактически не работало). Мотивацию рискованного поведения журналиста зрелищно иллюстрировал французский художественный фильм «Жить, чтобы жить» с Ивом Монтаном в главной роли.

Фактически же такие широкомасштабные мировые процессы, как, например, «мирный процесс» в Палестине (равно и в Ольстере, Карабахе, Абхазии, Чечне и т.д.), нацело обусловлен явлением необходимой истины: оператор CNN тщательно снимает целящегося солдата ЦАХАЛа и затем -- убегающего палестинского террориста, но «упускает» начальное звено (того же террориста, бросающего камень). В этом смысле достичь объективной подачи информации практически невозможно, причем вовсе не из-за субъективного пристрастия самого журналиста.

Разновидности телерепортажа

По способу трансляции различают прямой и фиксированный репортажи. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется с помощью передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его совершения или в его реальном временном объеме (проще говоря, если действие затягивается, а его информационная ценность уступает цене эфирного времени) требует его фиксации.

По типу звукового сопровождения репортажи делятся на синхронные и немые. Синхронный репортаж содержит естественные шумы события и речь его участников. Немой репортаж лишен естественных шумов, слышен лишь голос диктора, читающего закадровый текст. Немой репортаж все реже появляется в эфире.

По способу подачи репортажи делятся на комментированные и некомментированные. Некомментированный репортаж полностью лишен закадрового авторского текста.

Каждый вид репортажа применяется в определенных случаях. Например, некомментированный репортаж порой превращается в сменяющие друг друга картинки, ничего не говорящие зрителю. А немой репортаж с моторалли не вызывает ни доверия, ни интереса. Следующий раздел рассматривает различные ситуации, в которых разумно создать тот или иной вид репортажа. В приведенной таблице учитывается техническая сторона работы телерепортера и специфика реализации того или иного повода к созданию репортажа.

25. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка

Печать в системе СМИ приобрела особое место в связи с тем, что информация фиксируется с помощью типографской техники. Это обусловило ряд важн. свойств, взаимоотношений печати и аудитории. Есть возможность быстрого ознакомления. со всеми сообщен. Можно составить общее впечатление и выбрать материал для чтения. Можно обращаться к тексту в удоб. время. Порядок и темп чтения устанавливает читатель. Это определяет большую свободу при контакте с печатн. изданиями. Свойства, при которых она проигрывает другим СМИ: информация идет не непрерывно как на ТВ, однодневна. Печать - прежде всего пресса. С учетом потребности аудитории сложилась система газет - периодич. изданий, в которых печатается преимущественно оперативная информация. Последнее время большое знач. - еженедельники. Часть из них - еженед. газеты. Часто они - как приложения к ежедн. Еженедельные тонкие журналы - их информация выходит за рамки недельных событий. Ж-лы - носители фундамент. информации, дают возможность масштабного .взгляда на действительность. Ж-лы различаются по тематике, аудитории, региону, по объему.

Газеты были выбраны национальным средством массовой информации. Сейчас они конкурируют с широким спектром СМИ за долю аудитории и средств, которые тратятся на рекламу.

Аудитория может узнать новости быстрее, включив телевизор или радиоприемник; более подробно о новостях сообщают кабельные каналы, такие как CNN.

Новое поколение выросло, имея возможность выбирать большее количество СМИ, оно не привыкло читать ежедневные газеты. Последствия очевидны.

Читательская аудитория газет увеличивается среди людей более старшего возраста и среди тех, кто имеет достаточно высокое образование. Люди в возрасте от 18 до 24 лет, которые составляют 37 %, реже читают газеты по сравнению со средним взрослым читателем (частое чтение газет включает 25 или больше газет в течение четырех недель, или чуть больше одной газеты в день.

Завтрашние газеты, конечно же, будут отличаться от сегодняшних. Некоторые люди предсказывают, что газеты будут читать на плоском экране размером с таблоид, который держат в руке. Другие думают, что газеты еще долго останутся чернильным текстом на бумаге, хотя технология - аудио, видео и факс - будет предлагать способы для дополнения ежедневных газет.

Несколько примеров продемонстрируют, что уже сделано газетами на сегодня. Лаборатория СМИ в Массачусетском институте технологии занимается моделированием пользователя, что позволит создать The Daily Ме газету, разработанную с учетом индивидуальных интересов. Эта газета могла бы быть доступна в различных формах - на экране персонального компьютера, в печатной форме, на экране телевизора или на аудиокассете.

Сегодня цель для некоторых газет по-другому представить информацию, которую они уже предлагают, с помощью новых технологий и обеспечить продукты для поддержки основных рекламодателей. Например, у некоторых зарубежных газет есть оплачиваемые пользователем линии, по которым можно услышать аудиотекст, и она предлагает услугу, с помощью которой отслеживается от 10 до 15 требуемых материалов. Пять раз в неделю они также посылают факс-версию газет в Москву.

Несомненно, самым важным изменением в газетном бизнесе является внедрение технологий реального времени вместе с маркетингом, основанным на использовании баз данных.

«Услуги, предоставляемые в режиме реального времени, предлагают возможность создания сообщества и позволяют людям общаться друг с другом и с рекламодателями», - говорит Генри Скотт, вице-президент по новым СМИ и новым товарам группы информационных услуг Times Со.

Существуют три типа журналов в зависимости от аудитории, для которой они предназначены. Первый тип, потре6ительские журналы, предназначен для тех, кто покупает товары для собственного потребления. Эти журналы распространяются по почте, через газетные киоски или магазины.

Ко второму типу относятся деловые журналы. Эти журналы предназначены для деловых людей и подразделяются на торговые (их читают розничные и оптовые продавцы и другие распространители), промышленныe (их читают производители) и профессиональные журналы (их читают терапевты, адвокаты и др.).

Метод распространения журнала частично отражает его структуру. Традиционная доставка по почте или киоскам осуществляется или через газетные киоски, или на дом по почте. Системы нетрадиционной доставки включают посыльных, которые вешают журналы в пакетах на дверные ручки, доставку вместе с газетами и доставку профессионалами. Журналы, распространяемые с помощью систем нетрадиционной доставки, предоставляются бесплатно. Это называется «Контролируемым тиражом» в отличие от оплаченного тиража.

Примерно 92 % всех взрослых читают, по крайней мере, один журнал в месяц. Это верно и для мужчин, и для женщин. Средний журнал читают четверо взрослых в целом за 54 минуты, тратя на это два дня по заходу в день.

Женщины склонны положительнее относиться к журналам, чем мужчины. Рейтинги журналов основаны на количестве читателей, связанном с гарантированным тиражом (тиражом, который издатель обещает напечатать). Тираж журнала - это количество проданных экземпляров одного выпуска. Один экземпляр журнала может прочитать один человек или несколько людей в зависимости от содержания.

Журналы представляют собой СМИ, которые могут обратиться ко многим демографическим группам. По своей природе журналы должны заполнять читательские ниши уникальным содержанием, чтобы удовлетворять интересы специфических групп. Они чрезвычайно разнообразны по своим характеристикам, читательской аудитории и общению с ней. При оценке журнала рекламодателю важно рассмотреть полный набор характеристик, которые отличают один журнал от другого.

Как и в случае с газетами, будущее журналов основывается на новой технологии - в частности, на технологии режима реального времени. Как и издатели газет, издатели журналов не уверены, является ли эта технология обязательной или ее использование необходимо просто для того, чтобы не показаться отсталым. Например, Salon - это свежая попытка создать виртуальные журналы без бумаги, почтовой суеты или ограничений длины. Только идеи, изображения и, конечно, реклама.

Как бы ни звучали возбуждающе слова, как бы ни был прекрасен макет, критики считают, что журналы в режиме реального времени никогда не смогут преодолеть «фактор ванной комнаты». «Bы не можете удобно устроиться с компьютером в постели. Вы не можете читать его с экрана. Все еще будут ограничения»,- замечает Рассел 3игельман, вице-президент Microsoft Network. Журналы и газеты существовали несколько сотен лет в своем сегодняшнем формате, потому что они содержат интересные тексты и их легко носить с собой.

Особенность еженедельника как типа заключается в особом темпоритме отображения и изучения действительности, в том, что можно было бы обозначить понятием «комментирование», имея в виду не только жанр, а само существо материалов.

В науке определено место еженедельника в структуре газетно-журнальной периодики. Появление этого типа издания было подготовлено возросшими запросами аудитории в глубине, интерпретации информации, многообразии содержания.

Еженедельники занимают промежуточное место между журналами и газетами. Важно отметить один момент - на информационном рынке есть газеты и журналы, выходящие один раз в неделю. Назревает вопрос: чем они отличаются от еженедельников?

Во-первых, существуют еженедельные издания, которые используют преимущественно информационные жанры. С.Г. Газанджиев дает им следующую классификацию.

Первую группу составляют издания в основном центральные, которые с учетом еженедельной периодичности, отказавшись от соревнования с ежедневными газетами, теле- и радиовещанием в области оперативно-событийной информации, сосредотачивают внимание на аналитических жанрах и готовят аналитические рубрики. Тем не менее доля информационных жанров в них превышает долю аналитики, но структура издания получает некоторое разнообразие.

Ко второй можно отнести еженедельники, сфера отражения которых не является источником сообщений о событиях в сфере литературы, искусства, музыки и т.д.

И, наконец, третью группу составляют еженедельные газеты городские, районные, многотиражные, а так же производственных объединений, научных центров, вузов. Характер информационных сообщений в них таков, что дополнительная задержка с их публикацией при переходе на еженедельный выпуск особого значения не имеет. Более того, появляется возможность отбирать действительно актуальные сообщения.

Таким образом, в еженедельнике как особом типе издания трансформируются, прежде всего, функции. Если вышеуказанные типы изданий по своему назначению остаются преимущественно информационными, то в еженедельнике главной становится функция интерпретирующая. Таким образом, совпадая по периодичности с вышеперечисленными изданиями, еженедельники отличаются от них функциональной характеристикой и объемом.

Еженедельник как тип издания использует новые принципы отбора информации. Кроме того, он формирует проблемно-тематические направления, по иному организует размещение материалов на полосах и методы оформления.

От ежедневных газет и изданий промежуточной периодичности еженедельники отличаются по всем трем признакам: функциональной установке, периодичности и объему. Эти признаки позволят нам уточнить объект рассмотрения и вывести из сферы анализа все издания, не совпадающие не только по всем, но хотя бы по одному из них.

26. Типология журналистики

Основные типоформирующие факторы изданий теле - радиопередач.

Типология журналистики, как метод ее осмысления, возникла в теоретическом сознании в период господства идеи о наличии социального объективно-истинного знания, лишенного ценностной установки, которая воспринималась как субъективизм, искажение реальности. Современный тип рациональности, опираясь на И. Канта, утверждавшего, что наше познание ценностно обусловлено, считает, что ценностная установка - гарантия от заблуждений. В типологии журналистики за точку отсчета берется ее социальная укорененность, проявляющаяся в соответствии содержания ее текстов потребностям класса или социального слоя, то есть социально-политическим интересам. Согласно этому принципу выделяются:

- феодально-монархическая журналистика, отражающая интересы класса аристократов: дворян, помещиков, баронов, князей и других представителей аристократического сословия;

-религиозно-клерикальная, отражающая интересы церквей, которые то поддерживают светскую власть, то конкурируют с ней, испытывая с ее стороны давления, то сами претендуют на государственную власть;

-буржуазная, отражающая интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, и, наконец, социалистическая журналистика, возникшая в недрах буржуазного общества, как журналистика, призванная защищать интересы непосредственного производителя материальных и духовных благ: рабочих, крестьян, интеллигенции.

Современные исследователи сегодня понимают относительность данной типологии с точки зрения ее количественной репрезентативности, поскольку грани между названными типами журналистики условны. Существует и религиозно-демократическая печать, в которой тесно переплетены буржуазные и религиозные ценностные идеалы, и религиозно социалистическая печать на базе национализма и на базе классового похода и т.п. Однако небольшое число типов журналистики означает лишь то, что в них "схвачены" сущности более высокого порядка, позволяющие познавать другие.

Корнилов сделал первую попытку классификации определенного множества социокультурных моделей журналистики, в которых отражается более многомерная социальная реальность, чем это возможно при типологизации. Сущностные ее характеристики проявляются, благодаря парной представленности моделей: глобальная - региональная, печатная - аудиовизуальная, официальная -неформальная, континентальная - островная, качественная - бульварная, демократическая - тоталитарная. Глобальная - интернационализирована, распространяется через телевизионные и компьютерные сети (Интелсат, Интернет) и региональная - национализирована, ее издания территориально закреплены; печатная -старейшая, развивается уже в течение четырех веков, аналитическая и сервисная, и аудиовизуальная - еще молодая, но активно прокладывающая себе дорогу, информационными и культурно-рекреативными передачами и программами. В моделях зафиксирована жесткая конкурентная борьба, но при этом отражена их взаимодополняемость, в которой одна обеспечивает жизнь своему антиподу уже фактом своего существования: глобальная вызывает к жизни стремление населения к культурной идентификации, которое удовлетворяется региональными СМИ. Недостаточная аналитичность аудиовизуальных средств способствует обращению граждан к газетам и журналам, - печатным текстам и, наоборот: потребность в развлекательном шоу заставляет включить телевизор. Выделение официальной и неофициальной журналистики позволяет оценивать журналистику как с политико-правовой точки зрения, так и с позиций ее качества. В этом плане пары "демократическая и тоталитарная", "качественная - бульварная" журналистика пересекаются с ней. Заслуживают внимания и характеристики пары "континентальная - островная", где "континентальная" (преимущественно романо-германская, комментаторская, аналитическая), противостоит "островной" (англо-американской, информирующей, поставляющей факты). "Островная" использует новейшие технологии, стремясь к экспансии, но единый ментальный фон (обе функционируют, прежде всего, в лоне европейских ценностей) позволяет им осуществлять диалог, препятствуя проникновению в свое информационное поле бульварной журналистики с оппонирующей сторон. Принцип парности социокультурных моделей журналистики позволяет более глубоко понять информационные потоки, их действия, противодействия и подводные камни. Так, мы знаем, что "островная" журналистика - это высокие технологии, большие возможности, информативность, индивидуалистичность, следовательно, она и представляет основу глобальной модели, которая интернациональна. Эти модели журналистики и представляют "коренного жителя" сетевого общества, о котором пишет Кастеллс, как об опасном своей анонимностью, угрожающей безответственностью. Но им противостоят: континентальная, региональная, печатная, качественная, демократическая журналистика. Журналистика, как целостное явление, таким образом, бинарна так же, как бинарен социокультурный мир. И в этом залог жизни культуры, а, следовательно, и человечества. Нужно только умело регулировать этим двуединым миром, вовремя снабжая его левое и правое полушарие необходимой информацией.

В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях. Сущность типологии - объединение типологических единиц (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть:

характер аудитории;

целевое назначение;

время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма);

периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.).

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ:

общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ - напр., “Аргументы и факты” и т.д.);

межрегиональные (охватывают население нескольких регионов - напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.);

международные (объединяющие группы населения разных стран - напр., “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.);

этнических общностей (наций, народностей):

территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);

для женщин и мужчин;

для малых групп (семья, клуб и т.д.)

для групп верующих (православных, католиков и т.д.)

По целевому назначению:

публицистические;

литературные;

культурно-просветительские (“Театр + ТВ”);

развлекательные;

учебно-образовательные;

методические (журнал “Литература в школе”);

научные (“Очевидное-невероятное”);

рекламные (газета “Экстра-М”);

информационные (“Время, “Сегодня”) и др.

(Возможно сочетание в одном издании или программе различных назначений - напр., научно-публицистические). По целевому назначению СМИ классифицируются с учетом осуществления функций политики, экономики или каких-либо течений. По этим признакам они могут быть классифицированы как оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.д.

Возможна классификация по тематическому признаку (спорт, кулинария и т.д.) или по жанровому (интервью, репортаж, ток-шоу и т.д.).

Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются - аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит: 1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим. А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит 2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма, т.е. 3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств.

Анализ радиостанций по типоформирующим признакам. По определению А.И. Акопова «типоформирующие (типообразующие) признаки - это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания» . К разряду типоформирующих (типообразующих) признаков, мы относим те, которые соотносятся с социальными факторами, создающими предпосылки возникновения новых типов радиостанций. Это - цель радиостанции, аудитория, форма собственности. Остановимся подробнее на каждом из них. Типологические признаки, как было сказано, являются характерными чертами, свойствами типа как модели. Однако, на наш взгляд, именно поэтому было бы эффективным их применить в качестве признаков деления и дать классификацию объекта нашего исследования - радиостанций - по ним. Ведь если типологический признак - существенная характеристика издания, то и классификация по нему отразит сущностную классификацию (см. философский словарь). Начнем с классификации выдвинутых нами типоформирующих признаков.

Классификация радиостанций по признаку «Цель радиостанции». Цель радиостанции - это определяющий, коренной признак, с которого выстраивается вся концепция ее вещания, формируется ее структура, определяются внутренние и внешние взаимосвязи. Четко обозначенные цели играют определяющую роль при формировании формы и содержания вещания радиостанции. На практике четкого, однозначного деления по цели не встречается (естественно, например, что информационные цели ставит перед собой любая радиостанция!), поэтому речь идет именно о преобладающей в содержании и объеме вещания целевой установке. Деление радиостанций по цели вещания выглядит так. 1. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели. К той группе относятся радиостанции, учредителями и/или спонсорами, финансистами которых являются какие-либо политические структуры либо политические силы, в том числе органы власти.

Эту группу радиостанций можно разделить еще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, выражающие точку зрения тех или иных органов государственного управления, партийных объединений, политических движений, профсоюзов, т.д., нейтральные, радиостанции, тяготеющие к объективному освещению событий политической жизни общества и оппозиционные.

К группе официальных относится «Радио России», являющаяся официальной государственной радиостанцией. Оппозиционной радиостанцией в данной группе является «Народное радио». Наиболее ярким примером политической оппозиционной радиостанции является радиостанция «Резонанс», вещавшая до 4 октября 2004 года и выражавшая позицию «левых». 2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели. Эта группа радиостанций на сегодня является самой многочисленной. Связано это с тем, что радиовещание в настоящее время стало выгодным бизнесом и позволяет заработать капитал или способствует продвижению того или иного продукта, вида услуг и т. д. на рынке. Примером экономически самостоятельных радиостанций могут быть следующие: «Серебрянный дожд» и др. Корпоративные радиостанции, это, прежде всего радиостанции входящие в различные медиа - холдинги: «Русское радио», «Энергия», «Джаз» и др. К этой же группе относятся радиостанции, принадлежащие коммерческим структурам. Например «Love радио», принадлежащее компании АРС.

3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели. Эта группа не отличается многочисленностью, т.к. радиостанций, делающих своей целью просветительскую деятельность, сегодня мало. К культурологическим радиостанциям без сомнений следует отнести радиостанцию «Культура». Но просветительские цели среди них реализуют «Христианский церковно - общественный канал», в структуру которого входят радиостанции «София» и «Дар», а так же радиостанция вещающая из Санкт - Петербурга «Град Петров».

4. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели. Примером информационно - аналитической радиостанции является «Эхо Москвы». 5. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели. Среди радиостанций этой целевой направленности выделяются такие подгруппы: музыкальные (специализирующиеся на музыкальном вещании и отдающие под это вещание практически все время работы в эфире); разговорно-игровые (отдающие предпочтение развлекательным разговорным передачам, таким, как ток-шоу, розыгрыши, викторины, конкурсы, радиоигры); познавательные (в основе вещания которых передачи занимательного и познавательного характера).Музыкальной развлекательной радиостанцией является «До радио», специализирующаяся

27. Журналистское расследование как жанр публицистики

Появился и все больше развивается новый жанр публицистики - журналистское расследование. У этого творческого направления уже славная история. Самый большой успех был, конечно, у американских журналистов, когда они обнаружили, раскопали "уотергейтский скандал", который окончился тем, что в отставку подал президент могущественной страны. Весь мир с восхищением следил за ходом расследования, начатого скромными работниками газеты

В отечественной прессе жанр расследования стал активно развиваться в семидесятые годы. Вопреки строгим цензурным ограничениям, изобретательно обходя запреты ЦК КПСС, в "Литературной газете" два десятилетия печатались "Эксперименты ЛГ", которые были поддержаны миллионами читателей.

Сейчас у российских СМИ имеются более широкие возможности для развития этого трудного, но столь необходимого всему обществу жанра. Появились и энтузиасты, которые самостоятельно "разгребают навоз в конюшнях". Все чаще в СМИ мелькает название рубрики "Расследования". Однако, публикуемые материалы не всегда соответствуют смыслу рубрики. По большей части, это публикации готовых судебных расследований, к проведению которых журналисты не имеют никакого отношения.

Всего тревожней то, что рукой журналиста иногда пользуются проходимцы, которые под рубрикой "Расследование" сводят счеты с конкурентами. Беда в том, что нет ясного представления о существе рубрики, особенно об этической и юридической ее природе. Нет ни самой техники расследования, ни специальной учебы. Поэтому, чтобы определить, что из себя представляет этот жанр, попытаемся ответить на ряд ключевых вопросов. Что такое журналистское расследование?

Журналистское расследование не может появиться на свет без инициативы, идеи и усилий со стороны журналиста. Это материал, обладающий высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества. Расследование основывается на множестве источников информации - людях, документах, данных и личном наблюдении. Во многих случаях на поверхность выплывают материалы, которые власти предпочли бы не раскрывать. Но иногда в материалах содержится информация, полученная непосредственно от представителей властей. Журналистские расследования могут, например, информировать общественность о том, что конкретное учреждение не выполняет своих функций по обслуживанию граждан, не указывая на конкретных виновников. Ведь иногда дело не клеится не потому, что кто-то умышленно врет, ворует, утаивает информацию, разбазаривает материалы или плохо выполняет служебные обязанности.

Джин Робертс, в прошлом редактор "Филадельфия инкуайерер" - одной из самых известных американских газет, специализирующихся на расследованиях сказал, что журналистское расследование заключается "не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем все более сложном мире."

В большинстве случаев журналистские материалы не являются настоящими расследованиями. Занимательная статья о том, как купить холодильник, репортаж о решении, принятом на заседании суда, заметка с пресс-конференции и даже документ, полученный от источника в результате утечки информации - все это будучи и важным и необходимым все же не является журналистским расследованием. В этих случаях репортеры следовали за событиями без заранее разработанного плана. Они не предпринимали попыток самим получить информацию, снова и снова собирая по кусочкам разрозненные данные в одну общую картину. Они не шли дальше публичных заявлений.

Кто занимается расследованиями? Любой журналист может заниматься расследованием. Для этого требуется любознательность, желание бороться с несправедливостью и скептицизм, граничащие с цинизмом или нигилизмом.

Основными орудиями репортера являются Люди, как источники информации; Разного рода документы и умение работать с ними; Терпеливо и умело проведенные интервью; Высокая мораль и чувство социальной ответственности

Репортеры должны уметь хорошо делать свое дело. Особенно важны аккуратность и здравый смысл, так как репортажи о расследованиях порождают противников, готовых зацепиться за малейшую фактическую неточность, чтобы дискредитировать все расследование. Допущенные ошибки дезинформируют общественность и наносят ущерб репутациям людей, в результате чего возвратиться к этой теме в дальнейшем будет еще сложнее.

Как проводится расследование? Отчасти журналистское расследование требует природного чутья и таланта, отчасти это наука, со своими формулами и законами. Существуют следующие логические шаги и правила. Например, журналист никогда не должен высказывать в материалах собственного мнения. Вместо того, чтобы заявить, что кто-то берет взятки, или является жертвой, или разбазаривает общественное добро, журналист должен построить солидную и, основанную на фактах структуру, чтобы ПОКАЗАТЬ читателю весь процесс нарушений и указать на источник проблем.

Журналист, занимающийся расследованием должен действовать в рамках законности и соблюдать нормы этики - иначе он ничем не будет отличаться от тех, кого он расследует.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.