РУБРИКИ

Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip

| |применять, 4 — &г нивать, 7| |

| |— творить. Оценивается ке | |

Технологическая карта Л? 13 (продолжение)

|Тема урока | | |ОРГА|ШЫ |тково|РАСТЕ|ия | | |

| | | | |ЦВЕ |го |Н1 | | | |

|Познавательные |систем|Эбщая|умма|пится|7 и |учает|итог|я |1. |

|задания |е. ( |ел |де^ |на |пол |ся |ова |оценк|Такая |

| |форма |могае|учит|оказы|ать |икам |1ффе|е |ную |

| |по |т ^ |елю |в |учен |дн ия|рен |циров|по-$ид|

| |мощь, |звива|инте|ктуал|ле |через|з |ан у |уаль- |

| |ра ных|я |лле!|ьнь |умен | |сист|индив| |

| |заня |тий. | | | | |ем | | |

| |Фамили|Знать|Пони|Приме|Анали|Обоб |Оцен|Твори|Средня|

| |я | |мать|нять |зиров|щать |иват|ть |я |

| | | | | |ать | |ь | |итогов|

| | | | | | | | | |ая |

| | | | | | | | | |отметк|

| | | | | | | | | |а |

| |Иванов|5 4 3|5 5 |4 5 4|3 5 2|2 2 5|3 5 |4 4 3|3,71 |

| |Петров| |3 | | | |5 | |4,29 |

| |а |уясь |ниям|13 |приро|эведе|I, |опред|3,57 |

| |Ильин |зна м|и в |курса|де |ния |дайт|ел |ение |

| |2. |«орга|я», |тема |ганов|Можно|е |овать|по-уче|

| |Пользы|! . |«сие|ор1 |». | |восп|ся |бни- |

| | |38, |эвый|ац). |ербар|или |ольа|гения|найдит|

| |нятия |пер |абз |ры из|ия я |жи | |и |е |

| |ком (с|этрит|кзем|г |имеют|орган|вые |связа|появле|

| | |е э |пля |расте| |ы |рас^|но |- |

| |3. |орган|Все |ни и?| | |? С | | |

| |Рассмс|ы. |ли | | | |чем | | |

| |у них |згано|раст| | | | | | |

| |ние ор|в у |ени | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

|Организация |Вы пол|гаяют|езов|работ|привл|ают |ния |сурса|иродов|

|деятельности |дения,|ср |ую э|у, |ек |зна1 |из к|пр |е-азда|

|учащихся |п ным |ользу|учеб|ком, |вделя|терми|ы, |ают с|точ- |

| |мат( |ясь |ни ,|вь |ют |н! |рабо|р | |

| | |ериал|форм|пирую|вывод| |т | | |

| | |ом |у^ |т |. | | | | |

|Развитие умений |Уметь сравнивать, обобщать, оценивать, решать творческие |

|учащихся |задачи, работать в заданном темпе, применять знания на |

| |практике. |

|Основные понятия|Орган, система органов, корень, побег (стебель, лист, |

|и термины урока |почка), цветок, плод с семенами, низшие растения, высшие |

| |растения. |

|Источники |Основные: учебник, с. 38; комнатные растения, гербарий, |

|информации |таблица. Дополнительные: детская энциклопедия «Я познаю |

| |мир»: «Растения». |

|Домашнее задание|Учебник, с.38. |

| | |

|Оценки за урок |Всем — оценки за срезовую работу; 2-3 оценки за |

| |выполнение заданий № 1, 2. |

Технологическая карта М 14

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОРНЯ |

|Планируемые |Учащиеся углубляют знания об особенностях строения, видах|

|результаты |корней и их функциях. |

|Личностная |При пересадке комнатных растений необходимо сохранять ком|

|значимость |почвы, чтобы не повредить корневые волоски, а пикируя |

|изучаемого для |рассаду, следует прищипывать кончик корня, чтобы росли |

|школьника |боковые корни. Картофель необходимо окучивать, чтобы |

| |росли придаточные корни. |

Технологическая карта № 14 (продолжение)

Тема урока СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОРНЯ

План урока

1. Краткий анализ срезовой работы.

2. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

3. Корень как один из органов цветкового растения.

4. Особенности стержневой и мочковатой корневых систем.

5. Микроскопическое строение корня.

6. Видоизменение корней.

7. Закрепление изученного материала.

Методы обучения Частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Лабораторные работы «Строение корневых систем»,

«Микроскопическое строение корня».

Приемы деятельности учителя

Краткий анализ срезовой работы, организация лабораторных работ,

эвристическая беседа, проверка степени усвоения изученного.

Познавательные задания

1. Дайте определение органа. Покажите по таблице и на растении имеющиеся

органы.

2. Рассмотрите на гербарном материале виды и строение корневых систем.

Сделайте рисунки в тетради, подпишите виды корней.

3. Рассмотрите в микроскоп препарат «Клеточное строение кончика корня»,

сравните с рисунком на с. 42 учебника, выделите зоны корня, назовите их

функции.

4. Используя свой практический опыт, назовите функции корня. Запишите в

тетрадь.

5. Проверьте полученные на уроке знания, вставьте пропущенные слова:

1. Если нет главного корня, то корневая система называется

корни. корни. растений. ткань.

2. От главного корня отходят

3. От побега отрастают

4. Стержневая корневая система у

5. Кончик корня защищен _____

_. Это

6. Всасывают воду с минеральными солями

7. Корень растет за счет зоны

8. Самая длинная часть корня

9. Кроме всасывания, корень выполняет еще следующие

функции'

а)__________________.

б)_____________________.

в)

г)

Организация деятельности учащихся

Слушают устный ответ товарища, рассматривают гербарные экземпляры, рисуют

в тетради, рассматривают рисунки в учебнике, работают с микроскопом, делают

обобщения по уроку, закрепляют ранее изученное.

Развитие умений учащихся

Работать в заданном темпе, самостоятельно пользоваться раздаточным

материалом и учебником, извлекать нужную информацию, использовать личный

опыт, применять в практической деятельности полученные знания.

Технологическая карта Л" 14 (продолжение)

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОРНЯ |

|Основные понятия|Стержневая и мочковатая корневые системы, главный, |

|и термины урока |боковой, придаточный корни, видоизменения корней, |

| |корневой чехлик. корневые волоски, зона роста, |

| |проведения. |

|Источники |Основные: учебник, с. 38-39, 42; гербарий корневых |

|информации |систем, таблица; микроскоп, микропрепарат «Клеточное |

| |строение кончика корня». Дополнительные: Д. И. Трайтак. |

| |Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. С.19-28. |

|Домашнее задание|Учебник, с. 38, 42. |

| | |

|Оценки за урок |1 оценка за устный ответ; 3-4 оценки за задания № 2, 3, |

| |4. |

Технологическая карта № 15

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОБЕГА. ПОЧКИ | |

|Планируемые |Учащиеся углубляют знания о внешнем строении побега, о | |

|результаты |строении почки как зачаточного побега. | |

|Личностная |Почка так мала, но ее строение совершенно: весной из нее| |

|значимость |разовьется молодой побег или цветок — новые формы жизни.| |

|изучаемого для | | |

|школьника | | |

|/ План урока |1. Тест по домашнему заданию. ( 2. Побег, его основные | |

| |части, их значение в жизни растений. ( 3. Расположение | |

| |почек на стебле. 1 4. Виды почек. 5. Строение листовой | |

| |почки. 6. Закрепление изученного материала. | |

|Методы обучения |Частично поисковый. | |

|Формы организации|Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение и | |

|учебной |расположение почек». | |

|деятельности | | |

|Приемы |Организация проверки изученного на предыдущем уроке, | |

|деятельности |лабораторной работы, закрепление изученного материала. | |

|учителя | | |

|Познавательные |1. Если вы все поняли на предыдущем уроке, ответьте на | |

|задания |задания теста по теме «Корень». | |

| |1. Придаточные корни отходят: а) от главного корня; б) | |

| |от стебля; в) от боковых корней. | |

| |2. Съедобная часть моркови — это: а) корнеплод; б) | |

| |дыхательный корень; в) корень-подпорка. | |

Технологическая карта М 15 (продолжение)

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОБЕГА. ПОЧКИ

Тема урока

Познавательные задания

3. Корневой чехлик образован:

а) механической тканью;

б) покровной тканью;

в) проводящей тканью.

4. Корневые волоски:

а) удерживают растение в почве;

б) всасывают растворы;

в) выделяют ненужные вещества.

5. Растворы поднимаются вверх к листьям по сосудам:

а) древесины;

б) коры;

в) кожицы.

5. Стержневая корневая система имеет:

а) главный корень;

б) главный и боковые корни;

в) главный и видоизмененные корни.

Ответы на вопросы, теста: 16, 2а, 36, 46, 5а, 66.

2. Посмотрите на растение и назовите части побега, подумайте, какую роль

они играют в жизни растения.

3. Рассмотрите предложенные вам гербарии, растения. Какие вы видите почки,

как они располагаются, какое это имеет значение?

4. Рассмотрите почку в разрезе. Сделайте рисунок в тетради, пользуясь

рисунком (таблицей) на доске. Сделайте вывод. Почему почку называют

зачаточным побегом?

5. Если у вас нет вопросов, выполните тест.

1. Почка — это зачаточный побег, (да)

2. Почки бывают листовые и цветочные, (да)

3. Почки бывают верхушечные и боковые, (да)

4. В почке находится образовательная ткань, (да)

5. Чешуйки у всех почек липкие, (нет)

6. Побеги бывают летние, зимние и осенние, (нет)

7. Побег состоит из стебля и листьев, (нет)

8. Почки могут располагаться на стебле супротивно, поочередно, (да)

9. Если отрезать верхушечную почку, главный побег расти не будет.

(Да) 10. Клубень картофеля — это видоизмененный побег, (да)

Организация деятельности учащихся

Выполняют тест по домашнему заданию, обсуждают строение побега, проводят

лабораторную работу, зарисовывают строение и расположение почек, делают

вывод об их значении в жизни растения, отвечают на задания теста,

демонстрируя усвоение материала.

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания, выполнять тест, работать с раздаточным

материалом, делать выводы, видеть красоту растения, красоту почек — будущих

весенних побегов, цветов.

Технологическая карта Л" 15 (продолжение)

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОБЕГА. ПОЧКИ |

|Основные понятия|Побег зимний, весенний, стебель, лист, почки — боковая и |

|и термины урока |верхушечная, листовая и цветочная, чешуйки, конус |

| |нарастания, зачаточный побег. |

|Источники |Основные: учебник, с. 40; ветки тополя, липы, бузины с |

|информации |почками, лупа, скальпель, препаровальная игла, диафильм, |

| |таблица, видеофрагмент распускающихся почек, листьев, |

| |цветов. Дополнительные: Д. И. Трайтак. Растения. |

| |Бактерии. Грибы. Лишайники. С. 43-46. |

|Домашнее задание|Учебник, с.40. |

| | |

|Оценки за урок |По усмотрению учителя — за тесты и лабораторную работу. |

Технологическая карта № 16

СТЕБЕЛЬ КАК ОСЕВОЙ ОРГАН ПОБЕГА

Тема урока

Планируемые результаты

Учащиеся углубляют знания о жизненных формах растений, видах стеблей,

особенностях их строения и функциях.

Личностная значимость изучаемого для

\ школьника

План урока

Лианы растут не только в тропических лесах, но и у нас в огороде,

например — горох.

[pic]

1. Актуализация знаний.

2. Виды стеблей: травянистые, деревянистые, прямостоячие, лианы

укороченные. '

3. Жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья.

4. Клеточное строение стебля.

5. Отличие стебля двудольных и однодольных растений.

6. Функции стебля как основной части побега.

7. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Практическая работа в группах.

Приемы деятельности учителя

Организация краткого повторения, работы с раздаточным материалом,

учебником, обсуждение проблемы, проведение теста.

Познавательные задания

1. Вспомните, что такое побег. Какие есть видоизмененные побеги? Приведите

примеры.

2. Рассмотрите предложенные вам наборы стеблей и разделите их на группы. По

каким признакам вы можете их классифицировать? Обоснуйте ответ^

3. Аккуратно разрежьте вдоль веточку бузины. Что вы видите? Какие слои?

Сравните с рисунком в учебнике на с. 42. Как вы думаете, какими тканями

образован каждый слой (с. 43)? Найдите отличия в строении у однодольного

травянистого растения (с. 43).

| |Технологическая карта Л° 16 (продолжение) |

|Тема урока |СТЕБЕЛЬ КАК ОСЕВОЙ ОРГАН ПОБЕГА |

|Познавательные |4. Сделайте вывод о значении стебля в жизни растения. |

|задания |5. Выполните задание—вставьте пропущенные слова (если не |

| |хватит времени, можно дать на следующем уроке). 1 |

| |г.тойлтт пп прочности бывают и ., |

| |0 У кустарник"", " птличие от дерева, стеблей. |

| | |

| |4 Ртрйотть рттяружтт покрыт |

| |5 Яд рч^ кямйия стебель растет в > образуя ————— |

| |кольца. |

| |^ П" ^"р^ ттрррлвигатотся вещества, поэтому снимать |

| |кпру кольцом |

| |7 р др°р^""" упрптттп развита ткань, поэтому она |

| |прочная. 8 По сосудам древесины снизу вверх поднимаются |

| |..,., . |

| |9 Дупло в дереве образуется, если выгнивает |

| |1П Стебель—это часть ' • |

|Чга^— . ,-„.-.. |6. После Отечественной войны 1812 года появилось очень |

|„.,-.,.. |много лубков, изображавших боевые подвиги русского |

| |народа. Что такое лубок? Из чего его делали? Из чего |

| |плели лапти? |

| | |

|Организация |Слушают ответ товарища, рассматривают и классифицируют |

|деятельности |стебли, ' обосновывают свой вариант ответа, рассматривают|

|учащихся |разрез побега, сравнивают с рисунками учебника, |

| |используют ранее изученный материал о тканях, делают |

| |вывод. |

|Развитие умений |Использовать имеющиеся знания, выполнять тест, |

|учащихся |самостоятельно работать в заданном темпе, сравнивать |

| |объекты, работать с рисунками и текстом учебника, |

| |анализировать, делать вывод. |

|Основные понятия |Стебель, деревянистый, травянистый, жизненные формы, |

|и термины урока |однодольные и двудольные растения, кора, луб, камбий, |

| |древесина, сердцевина, проводящий пучок, лианы. |

|Источники |Основные: учебник, с. 39, 42-43; таблица, ветки растений,|

|информации |кусочки побега бузины, бритва или скальпель; изделия из |

| |бересты, лыка, иллюстрации лубков. Дополнительные: Д. И. |

| |Трайтак. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. С. 46-58. |

|Домашнее задание |Учебник, с. 39, 42-43; подготовить сообщения о значении |

| |цветка. Используя дополнительную литературу, найти |

| |легенды о цветках. |

|Оценки за урок |1 оценка за устный ответ; 4-5 оценок за задания № 2, 3, 4|

| |и по выбору — за задания № 5, 6. |

Технологическая карта Л" 17

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЛИСТА |

|Планируемые |Учащиеся углубляют знания о внешнем строении и функциях |

|результаты |листа. |

|Личностная |Листья разнообразны, некоторые человек может употреблять |

|значимость |в пищу. В листьях происходит фотосинтез, который |

|изучаемого для |необходим для жизни на Земле. |

|школьника | |

|План урока |1. Актуализация знаний. 2. Особенности внешнего строения |

| |листа. 3. Разнообразие листьев: сидячие и черешковые, |

| |простые и сложные, видоизмененные. 4. Положение листьев |

| |на стебле. 5. Клеточное строение листа. 6. Значение листа|

| |в жизни растения. 7. Закрепление изученного материала. |

|Методы обучения |Частично поисковый, проблемный. ' ' : |

|Формы |Работа в группах. Лабораторная работа «Простые и сложные |

|организации |листья». |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация лабораторной работы, поэтапного закрепления |

|деятельности |изученного, обсуждение значения листьев в жизни растения |

|учителя |и биосфере. |

Познавательные задания

Организация деятельности учащихся

Развитие умений учащихся

Основные понятия и термины урока

1. Рассмотрите внимательно предложенные "»ам листья, разделите их на

ГПУППЬТ ЭТ пйт^стрттетто п/\ 1уотуг*м-*т ттт^т-»-.»»»- ь"--- —— -

группы и объясните, по какому принцг

""^ их классифицировали.

'щст. Подпиши-\

/'^„„.^_ -.,=--—--"--

Ответ обоснуйте.

/

2. Зарисуйте в тетради черешковый, си/

те рисунки. /

[pic]

3. Рассмотрите на растении или герб» стьев. Сравните с расположение!» вы,

что такое мозаика? Листовая Почему все листья должны бьг

4. Внимательно выслушайте рас ста и объясните, какими тг лист в жизни

растения?

5. Как вы понимаете, в чем тений?

Работают с раздаточш вают свое решение, делу листьев и почек, слуу

листьев.

Работать в заду вать и обосновыв^

Сидячий, чеу ние, прилисту

| |Технологическая карта №17 (продолжение) |

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЛИСТА |

|Источники |Основные: учебник, с. 38-39, 43; комнатные растения, |

|информации |наборы листьев в конвертах, гербарные экземпляры |

| |растений, таблицы, видеофрагмент о функциях листа. |

| |Дополнительные: Д. И. Трайтак. Растения. Бактерии. Грибы.|

| |Лишайники. С. 29-42. |

|Домашнее задание|Учебник, с.38-39, 43. |

| | |

|Оценки за урок |6-7 оценок по усмотрению учителя. |

Технологическая карта Л° 18

|Тема урока |ЦВЕТОК, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И СТРОЕНИЕ. СОЦВЕТИЯ |

|Планируемые |Учащиеся углубляют знания о строении цветка, соцветий, их|

|результаты |значении в жизни растения. |

|Личностная |Ромашка, гвоздика — это соцветия, в них масса цветков, а |

|значимость |тюльпан, роза — это один цветок. |

|изучаемого для | |

|школьника | |

|План урока |1. Опрос по изученному материалу. . 2. Цветок — орган |

|1 |размножения. |

3. Особенности строения околоцветника, его значение в

жизни растения.

4. Главные части цветка: тычинки и пестик.

5. Соцветия, их многообразие, значение в жизни растения.

6. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Формы организации учебной деятельности

Частично поисковый, проблемный. Что является главной частью цветка?

Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение цветка».

Приемы деятельности учителя

Организация опроса, лабораторной работы, эвристической беседы, обобщение

изученного на уроке.

Познавательные задания

1. Кратко проанализируйте и оцените ответы учащихся у доски.

1. Подпишите на доске рисунок «Строение листа».

2. Рассортируйте по группам предложенные листья. Результат обоснуйте.

3. По таблице или рисунку в учебнике (с. 43) расскажите о внутреннем

строении листа, назовите ткани, его образующие. Где находится в листе

образовательная ткань? Или листья не растут?

4. Назовите функции листа. В чем заключается космическая роль зеленых

растений?

2. Лабораторная работа «Строение цветка».

1. Рассмотрите цветок, держа его за цветоножку. Обратите внимание на его

размеры, окраску, запах, количество частей, подумайте о его значении для

жизни растения.

Технологическая карта Л° 18 (продолжение)

ЦВЕТОК, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И СТРОЕНИЕ. СОЦВЕТИЯ

Тема урока

Познавательные задания

2. Аккуратно на листке бумаги отделите околоцветник. !

3. Выделите главные части цветка: тычинки, пестик. Рассмотрите, как

они устроены.

4 Надпишите на листке названия частей цветка и разложите их '

соответственно названиям (можно пользоваться текстом учебника

на с. 40).

5. Зарисуйте в тетрадь схему строения цветка и подпишите ее. Сделайте

вывод о роли цветка в жизни растения.

3 Рассмотрите в учебнике (с. 43) строение цветков огурца. В чем их осо-'

бенность? Вспомните, как летом одни тополя все покрыты белым пухом от

которого у некоторых людей бывает аллергия, а на других -^ пуха нет. Как

называются такие растения и цветки (с. 43, последний

абзац)?

4 Распределите на 2 группы открытки (гербарные экземпляры) цветущих

растений. 1-я группа-одиночные цветки, 2-я — соцветия. Ушаков значение

имеет наличие соцветий для растения? Посмотрите схемы соцветий на с. 40 в

учебнике. Приведите примеры растении, имеющих соцветия. Каких растений вы

знаете больше: имеющих цветок или имеющих соцветие? Сделайте вывод. Какие

легенды о цветах вы знаете (нарцисс, гиацинт и т. д.)?

Организация деятельности учащихся

Анализируют и оценивают ответы товарищей, выполняют лабораторную работу,

делают рисунок в тетради, работают с текстом и рисунками учебника,

сортируют раздаточный материал, обосновывают свой выбор, делают вывод.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать товарища, доброжелательно, но объективно оценивать

его ответ, анализировать и обосновывать, работать с раздаточным материалом,

высказывать свое мнение, делать вывод.

Основные понятия и термины урока

Цветок, околоцветник, цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка,

пестик, завязь, столбик, рыльце, пыльник, тычиночная нить, однодомные,

двудомные, соцветия.

Источники информации

Основные: учебник, с. 40, 43; цветки, можно консервированные, пре-

паровальная игла, лист бумаги, набор открыток, гербарий, таблица;

видеофрагмент распускающегося цветка, весеннего сада. Дополнительные:

Д. И. Трайтак. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. С. 67-87.

Домашнее задание Учебник, с. 40-43. Замочить семена фасоли, гороха или

боба.

Оценки за урок

4 оценки за устный опрос; 2-3 оценки за задания № 3, 4 — за лабораторную

работу по усмотрению учителя.

Технологическая карта Л° 19

ПЛОДЫ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Тема урока

Учащиеся углубляют знания о плодах, их разнообразии и

значении.

Планируемые результаты

Личностная значимость изучаемого для

Плоды вишни — костянки, малины — сборная костянка. У гороха плод — боб, а

вовсе не стручок, яблоко — это вообще ложный плод.

школьника

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Особенности строения и образования плодов.

3. Плоды сухие и сочные.

4. Значение плодов в жизни растения.

5. Закрепление изученного материала.

Частично поисковый, проблемный.

Методы обучения

формы организации учебной деятельности

Приемы деятельности учителя

I вариант: комбинированный урок. Лабораторная работа «Сухие

и сочные плоды».

II вариант: «В кафе». ____

Организация опроса, лабораторной работы, эвристической беседы, обсуждение

изученного материала. ^^

Познавательные задания

[pic]

/ вариант

1. Расскажите о строении цветка и его значении в жизни растения.

2. Какие суждения верны:

1. Цветок—орган полового размножения, (да)

2. Цветы есть у всех растений, (нет)

3. Главная часть цветка — лепестки венчика, (нет)

4. Тычинка имеет пыльник и тычиночную нить. (да)

5. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца, (да)

6. Все части цветка расположены на цветоножке, (нет)

7. Карл Линней— «князь ботаники», (да)

8. Главные части цветка — тычинки и пестик, (да)

9. Цветок — приспособление для опыления, (да)

10. Околоцветник — это лепестки чашечки и венчика, (да)

11. Ромашка имеет соцветие—корзинку, (да)

12. У тюльпана цветы собраны в соцветие, (нет)

13. Тополь — двудомное растение, (да)

14. Огурец — двудомное растение, (нет)

15. Обоеполые цветки имеют тычинки и пестик, (да)

3. Используя личный опыт и текст учебника (с. 40, второй абзац снизу),

расскажите о способах опыления растений. Что происходит после опыления с

цветком? Как образуется плод?

4. Рассмотрите коллекцию плодов, разделите их на две группы. Объясните

отличия, приведите примеры растений, имеющих подобные плоды.

5. Заполните таблицу, приведите примеры плодов и растений, у которых они

встречаются, сделайте вывод о значении плодов в жизни растений.

Технологическая карта Л° 19 (продолжение)

|Тема урока |ПЛОДЫ, ИХ РАЗН001 |ЗРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ |

|Познавательные |Разнообра |зие плодов |

|за | | |

|дания • |Сочные плоды |Сухие плоды |

| |Односемянной Многосемянной |Односемянной Многосемянной |

| |Вывод: |\ которых находятся |

| |II вариант Школьники сидят |различные ово-ают сообщения |

| |за столами, на щи, ягоды, |о плодах растений. ают их |

| |фрукты. Учащиеся дел |вкусовые качества по |

| |Школьники пробуют плоды и |3-балль-, 2 — понравилось, 1|

| |оценив ной системе (3 — |— равнодушен). атем каждый |

| |очень понравилось |учащийся получает |

| |Записывают оценки на |са-внешнему виду и вкусу |

| |листочках, и лат-ассорти из|определить 1лодов» заполняют|

| |плодов и должен по его |дома. |

| |состав. Таблицу | |

| |«Разнообразие г | |

|Организация |Повторяют изученное, слушая|вет товарища, выполняют |

|деятельности |от раторную работу, |тест, лабо-сы опыления и |

|учащихся |обсуждают процес водят |оплодотворения, приделают |

| |примеры, заполняют таблицу |вывод. |

|Развитие умений |Быть внимательным и |обсуждать процессы опыления,|

|^ учащихся |собранным, зовать личный |исполь-очным материалом, |

| |опыт, работать с раздат |делать обобщения. |

/ Основные понятия Опыление, оплодотворение, околоплодник, семязачаток,

завязь, одно-

| и термины урока семянной, Многосемянной, сухой, сочный плод.

ИСТОЧНИКИ ^иЛ~ч^т, '">

Источники инфор

Основные: учебник, с. 40-41; таблица, разборная модель цветка, диафильм,

коллекция плодов, муляжи, репродукции картин, например: Сней-дерс. В

овощной лавке. Дополнительные: Д. И. Трайтак. Растения. Бактерии. Грибы.

Лишайники. С.91-96, 126—129.

мации

_. — ... ь/1/, Л.йЛ\> Л-^У»

Домашнее задание Учебник, с. 40. Повторить химический состав клетки.

Оценки за урок 1 "ло„"" -- ——

т г— - '-

Оценки за урок

1 оценка за устный ответ; 3 оценки за задания № 3, 4, 5; за тест — по

усмотрению учителя; 4-5 тетрадей на проверку.

Тема урока

Планируемые -результаты

Личностная значимость изучаемого для школьника

План урока

Технологическая карта Л? 20 СТРОЕНИЕ СЕМЯН ОДНОДОЛЬНОГО И ДВУДОЛЬНОГО

РАСТЕНИЙ

Учащиеся углубляют знания о строении семян, узнают о различиях между

семенами двудольных и однодольных растений.

Проростки семян содержат много витаминов, их полезно добавлять в пищу —

повышается сопротивляемость организма болезням.

1. Актуализация знаний.

2. Строение семян фасоли.

Технологическая карта Л° 20 (продолжение)

Тема урока СТРОЕНИЕ СЕМЯН ОДНОДОЛЬНОГО И ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЙ

План урока

3. Строение зерновки, пшеницы.

4. Химический состав семян.

5. Различие в строении семян однодольных и двудольных растений.

6. Закрепление изученного материала, учебник, с. 44.

Методы обучения Частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение семени».

Приемы деятельности учителя

Организация опроса, лабораторной работы, эвристической беседы, повторение

ранее изученного материала.

Познавательные задания

1. Закончите предложения:

1. После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется

2. Плоды бывают

3. Односемянной сочный плод называется ся у _____________________.

_, он встречает-_, он образует-

4. Сочный многосемянной плод называется ся у _______________.

5. Из расположенных в завязи семязачатоков образуется

2- ^^„".Т^о^^^^^^ (с. 4,-л. — - _

''—————•————————————_____

о^^с^;.:^^^^;™^^^ внивают. обпуж-л,^ „„„,-" ^""-тьзуют текст и рисунки ^-> |Тема урока |ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВЫДЕЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ И | |

| | |ГРИБОВ | |

| | | | |

| |Источники |Основные: учебник, с. 81, 82, 83, 85 (№6 10). | |

| |информации |Дополнительные: видеофильм, гербарий, слайды; П. И. | |

| | |Чайковский. Времена года. Сентябрь; стихи, репродукции | |

| | |картин об осени, кбмпозиция «Осенний букет». | |

| |Домашнее задание|Учебник, с.81-85. | |

| | | | |

| |Оценки за урок |Оценки по усмотрению учителя. | |

| | |Технологическая карта Л° 38 | |

| |Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЯ| |

| | | | |

| |Планируемые |Учащиеся показывают знание изученного материала, | |

| |результаты |обобщают знания об обмене веществ. | |

| |Личностная |Живой организм — открытая система. | |

| |значимость | | |

| |изучаемого для | | |

| |школьника | | |

| |План урока |1. Опрос по изученному материалу. 2. Обмен веществ и | |

| | |энергии — общее свойство организмов. | |

| | | | |

|1 |3. |интез |значени|в |ществ и|евращен|энерги|

|^чяя^^^дв"^1^^^т|Фотос |я* его |е I |обмене |пр |ии |и. |

|вдя'^г^ |4. |почвенн|питания|ве этих|ссах. |ращении|ергии.|

| |Роль |ого яие|в |проце |ств и |эн | |

| |5. |и его |яачение|бмене |прев: | | |

| |Дыха! |31 |в о |веще | | | |

| |6. |ОСВЯЗЬ |цессов |ганизме| | | |

| |Взаим |Пр01 |в ор |. | | | |

|Методы обучения |Части |чно |вый. |темный.| | | |

| | |поиске |Пробл | | | | |

|Формы |Комби |юирован|и урок.| | | | |

|организации | |ны | | | | | |

|учебной | | | | | | | |

|деятельности | | | | | | | |

|Приемы |Орган |изация |оса, |пение |э1, |еская |а. |

|деятельности | |опр |состав^|схем! |ЭВрИСТИ|бесед | |

|учителя | | | | |Ч | | |

|Познавательные |1. |ьте по |ру на |е 5 |)в, |гате |ные |

|задания |Ответ!|выбо из|любь , |вопросе|вычеркн|выбран |воп- |

| |росы |таблицы|начерче|той на |е. | | |

| | | |н? |доек | | | |

| | |1 |2 |3 |4 |5 | |

| | |6 |7 |8 |9 |10 | |

| | |11 |12 |13 |14 |15 | |

| | |16 |17 |18 |19 |20 | |

| | |21 |22 |23 |24 |25 | |

| |1. Ка1|кие |и |ет |ная |а? | |

| |2. Что|функци |выполня|кровено|систем | | |

| |3. Чт |о такое|вь? |с и? | | | |

| | |кро о |состав | | | | |

| | |входит |кров | | | | |

| | |в | | | | | |

Технологическая карта № 38 (продолжение^

Тема урока

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЯ

Познавательные задания

4. Что такое гемолимфа?

5. Что придает крови красный цвет?

6. Какие сосуды называются артериями?

7. Какие сосуды называются венами?

8. Какие сосуды называются капиллярами? 9 Сколько отделов в сердце?

Назовите их.

10. Что значит «замкнутая» кровеносная система? У кого она встреча-

/^гррог

11. Как происходит транспорт веществ у растений?

12. Какое строение имеет устьице?

13. Где располагаются устьица, чечевички?

И. По каким сосудам растения передвигается вода?

15. Как передвигаются органические вещества?

16 Что и как всасывают корневые волоски?

17' Чем представлены органы выделения у одноклеточных животных?

18 Какие органы выделения имеются у червей и насекомых/

19. Что еще, кроме почек, является органами выделения у позвоночных

животных?

20. Какие функции выполняют почки?

21. Чемотличается первичная моча от вторичной?

|. — — — — |22. Чем представлена выделительная система у рястрдий?^ '|

|..—————-—"•• ••"|23. Какое значение имеет листопад? ^бЧЩЖ 24. Почему не |

|- •••—^-^^^- - |стоит собирать и употреблять в пищу старые грибы? 25. |

| |Почему листья растений осенью изменяют окраску? |

| |2. Используя личный опыт, расскажите, какими признаками |

| |мы характеризуем живой организм. Является ли живой |

| |организм открытой системой? Как вы это понимаете? |

| |3. Составьте схему обмена веществ, используя предложенные|

| |карточки. |

| |Растение Свет Энергия Кислород Углекислый газ Вода |

| | |

| |Минеральные соли Органические вещества Дыхание Фотосинтез|

| | |

| |Сверьте свою схему со схемами в учебнике (с. 86-87). |

|Организация |Выбирают любые номера вопросов и отвечают на них, |

|деятельности |обсуждают проблему, составляют схему, делают выводы. |

|учащихся | |

|Развитие умений |Давать четкие и краткие ответы, быстро ориентироваться в |

|учащихся |ситуации, обсуждать проблему, анализировать и |

| |синтезировать. |

|Основные понятия|Обмен веществ, фотосинтез, дыхание, энергия, вода, |

|и термины урока |кислород, углекислый газ, органические и неорганические |

| |вещества, хлорофилл, свет. |

|Источники |Основные: учебник, с. 86-87; таблица, кинофрагмент, |

|информации |растения, набор карточек. |

Технологическая карта Л° 38 (продолжение)

|Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ |

| |РАСТЕНИЯ |

|Домашнее задание|Учебник, с. 86-87. |

| | |

|Оценки за урок |5 оценок за ответы на вопросы по выбору; 2-3 оценки за |

| |познаватель ные задания. |

Технологическая карта •,№ 39

Тема урока

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ

Планируемые результаты

Учащиеся узнают особенности обмена веществ и превращения энергии в

организме животных.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Выловленная рыба бьется в руках человека, так как они для нее горячие.

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Этапы осуществления обмена веществ и превращения энергии в организме

животных.

3. Холоднокровные и теплокровные животные.

4. Цепи и сети питания.

5. Сравнение обмена веществ у растений и животных.

6. Закрепление изученного материала (учебник, с. 90-91).

Методы обучения Частично поисковый. Проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Организация работы с текстом, рисунками и схемами учебника, эвристическая

беседа, обобщение изученного.

Познавательные задания

1. Проверьте правильность составленных вашими товарищами на доске схем

обмена веществ у растений и животных.

2. Объясните, почему одних животных называют холоднокровными, а других —

теплокровными. Какие преимущества дает животным постоянная температура

тела?

3. Составьте цепь (сеть) питания на примере животных, изображенных в

учебнике на с. 88-89.

4. Сравните обмен веществ у растений и животных, рассмотрев схемы в

учебнике на с. 90.

Организация деятельности учащихся

Анализируют схемы, составленные одноклассниками, участвуют в беседе,

составляют цепь (сеть) питания, работают с рисунками и заданиями учебника.

Технологическая карта Л° 39 (продолжение)

|0 |Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ| |

| | | | |

| |Развитие умений |Графически представлять информацию, анализировать, | |

| |учащихся |использовать имеющиеся знания и межпредметные связи, | |

| | |составлять логические цепочки. | |

| |Основные понятия|Цепь (сеть) питания, холоднокровные и теплокровные | |

| |и термины урока |животные, обмен веществ, поток энергии. | |

| |Источники |Учебник, с. 87-91; схемы, таблицы животных. | |

| |информации | | |

| |Домашнее задание|Учебник, с.87-91. | |

| | | | |

| |Оценки за урок |8-10 оценок за выполнение заданий № 1-4. | |

| | |Технологическая карта № 40 | |

| |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | |

| |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе, ее | |

| |результаты |роли в жизни живых организмов. | |

| |Личностная |Мел, которым мы пишем на доске,— это спрессованные | |

| |значимость |скелеты морских простейших организмов. | |

| |изучаемого для | | |

| |\ тколглтика | | |

| | | | |

| | | | |

|^%!|/ Плац урока •.„|1. Актуализация знаний из курса природоведения. 2. | |

|^У | |Разнообразие опорных систем, их функции. 3. Скелетные | |

| |„ . -г-в-ч-ви? |образования у одноклеточных организмов. 4. Наружный и | |

| |ЗДЙ^ЙЯИЙЯ^Е |внутренний скелеты многоклеточных организмов. | |

| |^•МЙЯЯЯНЯк' |5. Особенности наружных скелетов моллюсков и | |

| | |членистоногих, связанные с условиями обитания. | |

| | |6. Закрепление изученного материала. | |

| |Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. У всех ли животных есть | |

| | |скелет? | |

| |Формы |Вводный урок. Работа в группах. | |

| |организации | | |

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.