![]() |
РУБРИКИ |
Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip |
РЕКЛАМА |
|
Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip| |учебной | | | | |деятельности | | | | |Приемы |Организует повторение, обсуждение проблемы урока, работу| | | |деятельности |в гоуп-пах, рассказ. "• >. .1 уу | | | |учителя | | | |»— |Познавательные |1. Используя знания из курса природоведения, вспомните, | | |(0 |задания |что такое опорная система, что в нее входит, какое | | |•-•|.... |значение она имеет. | | | | |2. Подумайте, у всех ли животных есть скелет. Ответ | | | | |обоснуйте, приведите примеры. | | | | |3. Рассмотрите коллекции (рисунки) животных. Какие у них| | | | |опорные системы? Какое они имеют значение? Как это | | | | |связано с условиями их жизни? | | | | |4. Какие утверждения верны? Учебник, с. 96 (№ 1-5). | | |1-1 | |Технологическая карта Л° 40 (продолжение) | | |14 | | | | |ЬЭ |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | | | |Организация |Повторяют ранее изученное, обсуждают проблему урока, | | | |деятельности |слушают рассказ учителя об одноклеточных животных, | | | |учащихся |выполняют работу в группе, отвечают на вопросы в | | | | |учебнике, работают с рисунками и коллекциями. | | | |Развитие умений |Использовать межпредметные связи, высказывать и | | | |учащихся |обосновывать свое мнение, привлекать информацию из | | | | |дополнительных источников, работать в группе, | | | | |устанавливать причинно-следственные связи, | | | | |классифицировать, задавать уточняющие вопросы. | | | |Основные понятия|Опорная система, внутренний и наружный, известковый и | | | |и термины урока |хитиновый, рогоподобный скелеты, моллюски, | | | | |членистоногие, морские одноклеточные животные. | | | |Источники |Основные: учебник, с. 92-93, 94; коллекции или рисунки | | | |информации |животных с разными видами опорных систем, видеофрагмент | | | | |о многообразии животных. | | | |Домашнее задание|Учебник, с. 92-94. Экскурсия с родителями в | | | | |зоологический музей, ботанический сад или оранжерею по | | | | |теме урока. | | | |Оценки за урок |5-6 оценок за выполнение познавательных заданий. | | | | | | | | |- |Технологическая карта Л° 41 | | | |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ | | | |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе | | | |результаты |животных и растений. * | | | |Личностная |Хорошая осанка — это красота и здоровье. | | | |значимость | | | | |изучаемого для | | | | |школьника | | | | |План урока |1. Проверка знаний о разнообразии и функциях опорных | | | | |систем. 2. Внутренний скелет позвоночных, его отделы и | | | | |функции. 3. Хрящевая и костная ткань. 4. Лабораторная | | | | |работа «Строение костей». 5. Опорные образования у | | | | |растений. Механическая ткань и ее расположение в органах| | | | |растений. 6. Закрепление изученного материала (учебник, | | | | |с. 96-97). | | | |Методы обучения |Проблемный. Какие преимущества дает животным наличие | | | | |внутреннего скелета? | | | |Формы |Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение | | | |организации |костей». | | | |учебной | | | | |деятельности | | | |1-' |Приемы |Проверка домашнего задания, постановка и обсуждение | | |М М |деятельности |проблемы, организация лабораторной работы, демонстрация | | | |учителя |микропрепаратов, эвристическая беседа. | | Технологическая карта №41 (продолжение) ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ Тема урока Познавательные задания Скелет насекомых образован питан минеральными солями и образует 1. Выполните предложенные вам задания. 1 В первые годы жизни раки линяют часто, а с пятилетнего возрас-' та - не чаще чем раз в год, а потом и вовсе перестают линять. Чем это можно объяснить? 2. Найдите соответствие между органом и системой органов. 1. Опорная система. 2. Выделительная система. 3. Пищеварительная система. а) Кишечник; б) глотка; в) почка; г) сердце; д) трахеи; е) панцирь хитиновый; ж) раковина; з) желудок. Назовите функции опорной системы. 3. Впишите пропущенные слова. Различают два главных типа скелета — Раковины состоят из , они тяжелые. . У раков и крабов он про-. К скелету крепятся | |и , он служит . придает определенную | | |, защищает от | | |2. Посмотрите видеофрагмент и сравните, как двигаются | | |пиявка и рыба. Какие преимущества дает внутренний скелет?| | |Назовите отделы скелета позвоночных животных. | | |3. Рассмотрите в микроскоп препараты хрящевой и костной | | |тканей (можно использовать таблицу). Как изменяется | | |соотношение этих тканей в скелете с возрастом? | | |4. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, | | |чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по | | |размерам, строению. Пользуясь рисунком учебника, назовите| | |части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости»,| | |подпишите его. | | |8. Подумайте, что придает прочность растению, ведь ствол | | |дерева достигает нескольких десятков метров, выдерживает | | |порывы ветра, корни удерживают растение в почве, плоды | | |унизывают ветви при больших урожаях. Рассмотрите в | | |микроскоп препарат механической ткани, жилкование старого| | |листа, веточку дерева. Сделайте вывод об опорной системе | | |у растений. | |Организация |Отвечают по домашнему заданию, обсуждают проблему урока, | |деятельности |рассматривают микропрепараты и кости, сравнивают их, | |учащихся |делают рисунок в тетради, работают с раздаточным | | |материалом, делают вывод. | |Развитие умений |Наблюдать, систематизировать, обсуждать, делать учебный | |учащихся |рисунок, работать с микроскопом, сотрудничать. | Технологическая карта Л° 41 (продолжение) |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ | |Основные понятия|Опорная система, скелет, хрящевая, костная, механическая | |и термины урока |ткани. | |Источники |Основные: учебник, с. 93-95, 96-97; таблицы, скелеты | |информации |позвоночных животных, кости птицы и мелких млекопитающих,| | |старые листья (жилкование), растение с деревянистым | | |стеблем, микропрепараты костной, хрящевой, механической | | |тканей, микроскопы, кинофрагмент «Внешнее строение рыбы».| | | | |Домашнее задание|Учебник, с.93-97. | | | | |Оценки за урок |3 оценки за домашнее задание; 4-5 оценок за выполнение | | |познавательных заданий; 4-5 тетрадей на проверку. | Технологическая карта Л" 42 Тема урока движение Планируемые результаты Учащиеся узнают основные способы движения, углубляют свои представления о способах передвижения организмов. Личностная значимость изучаемого для школьника Движение — это здоровье. В организме человека встречаются все способы движения (мышечное, амебоидное, ресничное, жгутиковое). План урока Методы обучения 1. Актуализация знаний. 2. Движение - одно из главных свойств живых организмов. о. «элементы лвижочт.гс, ,, „„„„„„—" 3. Элементы движения у растений. 4. Разнообразие способов движения у животных 5. Лабораторная работа «Движение инфузории и дождевого червя» 7 приспособления к передвижению животных в различных условиях 7_3акрепление^изученного материала(учебник, с. 108-109) Частично поисковый. Проблемный. Формы организации учебной деятельности Приемы деятельности учителя и Д^оТоТе^Грг ^р^аТ" работа |информации |кинофрагмент. Дополнительные: С. В. Алексеев. Экология; | | | | |П. Ф. Реймерс. Охрана природы и окружающей человека | | | | |среды: словарь-справочник. | | Технологическая карта № 55 (продолжение) СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ Тема урока Учебник, с. 156. Сообщения о влиянии воды. света, температуры на Домашнее задание организм. Оценки по усмотрению учителя. Оценки за урок Технологическая карта Л? 56 ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ Тема урока Учащиеся углубляют и систематизируют знания об экологических фак Планируемые результаты торах. Личностная значимость изучаемого для школьника Длина дня зависит от движения Земли вокруг Солнца, и эта закономерность существует миллионы лет, все живое на это ориентируется. План урока 1. Актуализация знаний. 2. Разнообразие факторов неживой природы. 3. Влияние света на жизнь организмов. 4 Вода как один из важнейших факторов среды. 5. Значение температуры. Холоднокровные и теплокровные животные. Теплолюбивые и холодостойкие растения. 6. Закрепление изученного материала. |Методы обучения |Проблемный. Ка |кой |кий |ческий |ор | | |главным? |физичес |экологи |факт |является | |Формы |Комбинированный|Урок. | | | | |организации | | | | | | |учебной | | | | | | |деятельности | | | | | | |Приемы |Организация |кого |ния, |ия |, | |деятельности |крат таблицы в |повторе |сообщен |учащихся |заполнение| |учителя |тетради, с |обсужден|эоблемы |•са, |а выводов.| | | |ие п |урок |подготовк| | | | | | | | | |Познавательные |1. Выслушайте |цения |щей и |гате | | |задания |сообп |товари |заполя их|таблицу. | | | |Влия |ние |факторов |организмы| | | | |экологич|на | | | | | |еск | | | | | |Экологический |Растения|Бактерии |Грибы |Животные | | |фактор | | | | | | |Свет Вода |» — |пьное |«-» — |атеяьное | | |Температура |положила|влияние; |необяз ой|нали-1Й | | |Ветер |игрально|ошение. |физически|экологиче-| | |Примечание. «+ |е отнс |с урока, | | | | |чие фактора; |емный |как I и | | | | |«О» — не |вопро |почему? | | | | |Вывод: |ется | | | | | |2. Ответьте на |главным | | | | | |пробл ский | | | | | | |фактор явля | | | | | Технологическая карта Л" 56 (продолжение) |Тема урока |ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ | |Познавательные |3. Назовите 10 физических факторов. Подумайте, какое | |задания |практическое значение имеет полученная информация. | |Организация |Показывают знание изученного материала, слушают сообщения| |деятельности |(или работают с текстом учебника), заполняют таблицу, | |учащихся |делают вывод, обсуждают проблему урока и возможности | | |применения этой информации в практических целях. | |Развитие умений |Внимательно слушать, выделять главное, работать в | |учащихся |заданном темпе, обобщать, осуществлять межпредметные | | |связи, делать вывод. | |Основные понятия|Факторы неживой природы, свет, вода, температура, | |и термины урока |холоднокровные и теплокровные животные, теплолюбивые и | | |холодостойкие растения, длина дня. | |Источники |Основные: учебник, с. 156-157; таблицы, гербарий, видео- | |информации |или кинофрагмент. | |Домашнее задание|Учебник, с. 156-157. Сообщения о типах взаимоотношений | | |живых организмов. ^ | |Оценки за урок |3-4 оценки за сообщения; 4-5 тетрадей на проверку. | |^ |Технологическая карта Л" 57 | |Гём'а урока |ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | |Планируемые |Учащиеся углубляют и систематизируют знания о видах | |результаты |взаимоотношений организмов, влиянии деятельности | | |человека. | |Личностная |Кошке — игрушки, а мышке — слезы. Ворон ворону глаз не | |значимость |выклюет. | |изучаемого для | | |школьника | | |План урока |1. Актуализация знаний. 2. Факторы живой природы, их | | |влияние на другие живые организмы. 3. Растения как | | |факторы среды и их влияние на живые организмы. 4. | | |Взаимоотношения животных с другими организмами. | | |5. Деятельность человека как экологический фактор, его | | |роль в жизни организмов. | | |6. Закрепление изученного материала (учебник, с. | | |162-163). | |Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. | |Формы |Комбинированный урок с элементами игры. | |организации | | |учебной | | |деятельности | | |Приемы |Организация краткого повторения, игры, привлечение | |деятельности |имеющихся знаний, сообщения учащихся, демонстрация | |учителя |видеофрагментов, закрепление изученного материала. | Технологическая карта № 57 (продолжение) |Тема урока |ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | |Познавательные |1. Подумайте, какие существуют виды взаимоотношений живых| |задания |организмов. Приведите примеры таких взаимоотношений, | | |используя видеофрагменты. | | |2. Составьте схемы типов взаимоотношений, обозначьте: «+»| | |— отношения полезны организму, «-» — отношения вредные, | | |опасные, «О» — нейтральные. Назовите такие отношения и | | |приведите примеры отношений, зашифрованных следующими | | |знаками: + +, + -, + 0, - -, - 0, 0 0. Сделайте вывод о | | |причинах многообразия взаимоотношений организмов в | | |природе. | | |3. Выскажите ваше мнение: какой должна быть деятельность | | |человека в биосфере? | |Организация |Составляют схемы типов взаимоотношений, слушают | |деятельности |сообщения, обсуждают проблему урока, смотрят | |учащихся |видеофрагменты, приводят примеры, делают вывод. | |Развитие умений |Устанавливать внутрипредметные связи, графически | |учащихся |оформлять информацию, обсуждать и делать вывод. | |Основные понятия |Симбиоз, квар тиранство, паразитизм, хищничество, | |и термины урока |конкуренция, антагонизм. | Источники информации [pic] Оценки за урок ф а^еГт""6' учебник' с- 157-163; таблицы, гербарий, растения, видео- Учебник, с. 157-163. Сообщения о лесе, луге, водоеме. Домашнее задание 6-8 оценок за познавательные задания. Тема урока Технологическая карта Л° 58 ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА Планируемые результаты Учащиеся углубляют знания о природном сообществе, его основных компонентах. Личностная значимость изучаемого для школьника Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, т е информацию на упаковке пищевых продуктов. План урока 1. Опрос в группах по домашнему заданию. 2. Природные сообщества, биогеоценозы, экосистемы. 3. Многообразие экосистем, их основные компоненты. 4. Растения — производители органического вещества. 5. Животные и их роль в экосистемах. 6. Организмы-разрушители, их значение в экосистемах. 7. Закрепление изученного материала. Технологическая карта Л? 58 (продолжение) |Тема урока |ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА | |Методы обучения |Проблемный. Является ли природное сообщество системой или| | |это случайный набор видов живых организмов, | | |невзаимосвязанных между собой? | |Формы |Работа в группах или экскурсия на природу. | |организации | | |учебной | | |деятельности | | |Приемы |Организация опроса по карточкам в группах, демонстрация | |деятельности |кино- или видеофрагмента о многообразии экосистем, работа| |учителя |с терминами, составление плана характеристики экосистемы,| | |решение проблемы урока. | |Познавательные |1. Выполните, работая в группе, одно из этих заданий. | |задания |Прочитайте задание вслух для всего класса и дайте краткий| | |обоснованный ответ. | | |1. Прочитав текст, сделайте вывод, о каком виде | | |взаимоотношений идет речь. Действие каких экологических | | |факторов проявляется в данном случае? Найденным | | |окаменелым спорам грибов примерно 460-455 млн лет. Именно| | |столько лет назад растения распространились на суше, т. | | |е. грибы и растения могли взаимодействовать друг с другом| | |уже в те времена. В настоящее время 90 % растений | | |кооперируются с грибами, образуя микоризу. | [pic] 2. Шум—источник многих болезней человека, следовательно, надо вести борьбу с шумовыми «загрязнениями». А как? Какие можно предложить меры? 5. Мы знаем, что некоторые пищевые продукты производятся из генетически измененных материалов, такое продовольствие часто называют «пищей Франкенштейна». Действие на организм таких продуктов до конца не изучено, но их количество увеличивается. Необходимо выяснить, как мы используем эти знания. Какой выход из сложившейся ситуации? 4. Ответьте на вопросы, сделайте вывод об отношениях между человеком и растениями. Какие виды растений дают волокно для плетения и ткачества? Древесина каких деревьев используется в изготовлении предметов домашнего обихода? Какое свойство древесины используется в бондарном деле? Где вы могли бы использовать данную информацию? 2. Посмотрите видеофрагмент и, используя имеющиеся знания, личный опыт, дайте определения понятиям: природное сообщество, биогеоце-ноз, экосистема. Синонимы это или нет? Сравните с определениями в учебнике на с. 164, 166. 3. Назовите природные сообщества вашего края; работая в группе, предложите для обсуждения план описания сообщества. Хотя природные сообщества разные, можно ли выделить в них общие признаки для изучения? Сравните ваш план с предложенным учителем, внесите поправки. План используйте для отчета по экскурсии (во внеурочное время). Познавательные задания План характеристики сообщества 1. Набор видов организмов. 2. Их количественное соотношение. 3 Ярусы расположения в пространстве. 4 Ярусы во времени (цветение, распускание листьев, образованиеплодов ' и семян, распространение, гнездование, вскармливание детенышей и пр.). 5. Структура сообщества: производители, потребители, разрушители. 6 Цепи и сети питания. 7. Сделайте вывод о том, что природное сообщество является открытой саморегулирующейся системой. 4. Ответьте обоснованно на проблемный вопрос урока. Организация деятельности учащихся Обсуждают в группах задания по карточкам, план характеристики сообщества, делают вывод. Развитие умении учащихся Сотрудничать, использовать имеющиеся знания, личный опыт эмоционального общения, анализировать, сравнивать, характеризовать, работать в группе, осуществлять межпредметные связи, работать с текстом и рисунками учебника. Основные понятия и термины урока Экосистема, биогеоценоз, природное сообщество, производители, потребители, разрушители, цепи и сети питания. [pic] Источники информации Основные: учебник, с. 164-166; таблицы, пейзажи, гербарии, коллекции, видео- или кинофрагмент по теме. Домашнее задание Учебник, с.164-166. Оценки за урок Оценки в группах выставляются учениками самостоятельно. Технологическая карта Л1 59 |Тема урока |ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ | |Планируемые |Учащиеся конкретизируют знания о взаимоотношениях | |результаты |компонентов экосистемы на примере пищевых связей. | |Личностная |Живые организмы живут даже там, где, кажется, йет условий| |значимость |для жизни. | |изучаемого для | | |школьника | | |План урока |1. Актуализация знаний. 2. Пищевые связи — цепи питания, | | |их основные звенья. 3. Пищевые сети, их примеры. 4. | | |Круговорот веществ и поток энергии в природных | | |сообществах. 5. Закрепление изученного материала | | |(учебник, с. 170-171). | |Методы обучения |Проблемный. От чего зависит устойчивость экосистемы? | Технологическая карта Л" 59 (продолжение) Тема урока ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ Формы организации учебной деятельности Работа в группах. Приемы деятельности учителя Организация работы в группах по составлению цепей и сетей питания, обсуждение результатов и выводов по уроку. Познавательные задания 1. Прочитайте и обсудите текст. Песок пустыни Тенере, которая составляет половину территории Нигера и равняется территории Франции, используется для изготовления песочных часов. Он состоит из самых гладких и округлых частиц на Земле диаметром 0,1 мм. Как вы думаете, обитает ли там кто-нибудь? Является ли эта пустыня природным сообществом? 2. Обсудите проблему урока, рассмотрите цепи питания в учебнике на с. 166. Посчитайте, сколько звеньев в этих цепях. Как вы думаете, почему их число ограничено? Чем отличается сеть питания? 3. Используя рисунки учебника (с. 168-169), составьте цепь или сеть питания. Помните, что она должна начинаться с зеленых растений. Представьте результаты своей работы для всеобщего обсуждения. _________ Организация деятельности учащихся Обсуждают в группах познавательную задачу, проблему урока, работают с рисунками и схемами учебника, составляют схему цепи или сети питания, делают выводы. Развитие умений учащихся Сотрудничать, работать в группе, осуществлять межпредметные и внут- рипредметные связи, работать с рисунками и заданиями учебника, графически представлять информацию, использовать имеющиеся знания и практический опыт, полученный в походах, экскурсиях, экспедициях. Основные понятия и термины урока Экосистема, биогеоценоз, производители, потребители, разрушители, цепи и сети питания, круговорот веществ, потери энергии в цепях питания. Источники информации Основные: учебник, с. 166-171; таблицы, рисунки животных, чучела, коллекции, видео- или кинофрагмент по теме, аппликации, магниты. Домашнее задание Учебник, с. 166-171. Сообщения о садах и парках, агроценозах. Составить сеть питания, включающую организмы, предложенные учителем, входящие в экосистему вашего региона. Оценки за урок Оценки ставятся после обсуждения в группе за вклад в коллективную работу и обосновываются перед учителем. Технологическая карта Л° 60 |Тема урока |ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОРГАНИЗМ И СРЕДА. ПРИРОДНЫЕ | | |СООБЩЕСТВА» | |Планируемые |Учащиеся обобщают знания о среде обитания, экологических | |результаты |факторах и природных сообществах. | |Личностная |Все в природе связано между собой. | |значимость | | |изучаемого для | | |школьника | | |План урока |1. Проверка домашней работы «Цепи питания». 2. Связь | | |организмов и среды обитания. 3. Закрепление и повторение | | |изученного материала. | |Методы обучения |Частично поисковый. | |Формы |Урок-собеседование. | |организации | | |учебной | | |деятельности | | |Приемы |Организация обсуждения домашней работы, результатов | |деятельности |изучения темы, постановка нерешенных проблем, беседа о | |учителя |роли человека в биосфере. | |Познавательные |1. Прочитайте текст и выполните задания в учебнике на с. | |задания |172-173. Выберите один из рисунков и составьте | | |экологическую сказку. 2. Подумайте, почему люди всегда | | |вели фенологические наблюдения за явлениями природы. Эти | | |данные передавались из поколения в поколе- | | |ние. Например, 9 декабря — Юрьев день (Егорий); если до | | |этого дня выпадет много снега, то на Егория Вешнего (6 | | |мая) трава будет высокая. Приведите известные вам | | |народные приметы. | | |3. Если есть природные сообщества, экосистемы, то, | | |очевидно, есть и искусственные? Приведите примеры. | | |Подумайте, чем они отличаются друг от друга? Какова здесь| | |роль человека? Посмотрите видеофрагмент (иллюстрацию) о | | |парках мира (или вашего региона). | | |4. Так что же изучает экология? Какие вы сделали для себя| | |выводы? | |Организация |Показывают домашнее задание, работают с текстом и | |деятельности |рисунками из учебника, составляют экологическую сказку, | |учащихся |обсуждают народные приметы, особенности искусственных | | |экосистем, делают вывод. | |Развитие умений |Использовать имеющиеся знания, устанавливать | |учащихся |причинно-следственные связи, развивать опыт | | |эмоционального общения, обобщать. | |Основные понятия|Экология, среда обитания, экологические факторы, | |и термины урока |природные сообщества, искусственные экосистемы, | | |фенологические наблюдения. | |Источники |Основные: учебник, с. 172-173; иллюстрации искусственных | |информации |экосистем, видеофрагмент, стихи, музыка: И. Штраус. | | |Сказки Венского леса. | |Домашнее задание|Желающие могут составить экологический проект или | | |подготовить экологическую акцию. | |Оценки за урок |Всем ученикам — благодарность за успешную работу в | | |течение года. | Технологическая карта № 61 |Тема урока |СТРОЕНИЕ И СОСТАВ КЛЕТКИ. ПОВТОРЕНИЕ | |Планируемые |Учащиеся закрепляют имеющиеся знания о строении и составе| |результаты |клетки. | |Личностная |Достижение положительного результата в учебной | |значимость |деятельности, формирование чувства успеха. | |изучаемого для | | |школьника | | |План урока |1. Методы изучения клетки. Строение микроскопа. 2. Общий | | |план строения клетки растений, животных, человека. | | |Особенности строения клеток растений, животных. 3. | | |Разнообразие химических веществ клеток. Неорганические | | |вещества: вода, минеральные соли. 4. Органические | | |вещества: белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты, их | | |нахождение в клетке и функции. 5. Обобщение изученного | | |материала. | |Методы обучения |Репродуктивный, частично поисковый. | |формы организации|Повторительно-обобщающий урок с элементами лабораторной | |учебной |работы. | |деятельности | | |Приемы |Организация повторения, работы в группах, лабораторного | |деятельности |практикума, обобщения изученного материала, проверки | |учителя |индивидуальных зачетных | | |листов. | Познавательные задания Работая в группах по 4-6 человек, выполните следующие задания, делая краткие записи и рисунки в индивидуальном зачетном листе. 1. Мы знаем, что организмы состоят из клеток. Вспомните, какие ученые внесли большой вклад в изучение клеток. Какими методами наука изучает клетку? Какое строение имеет микроскоп? Выполните задание по карточке, на которой столбиком указаны названия частей микроскопа и приведен рисунок микроскопа с их цифровыми обозначениями. Выпишите в строчку на зачетном листе цифры с соответствующими им названиями частей микроскопа. 2. Строение клетки. 1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и кожицы листа герани или бегонии. 2. Настройте микроскоп. 3. По очереди рассмотрите готовый микропрепарат «Строение клетки» и два микропрепарата, приготовленные членами группы. 4. Сделайте рисунки строения клеток рассмотренных препаратов на зачетном листе, подпишите увиденные части клетки. 5. Выполните задания по карточке. Найдите на рисунке клетки мито-хондрии, сеть канальцев, лизосомы, клеточный центр и поставьте в зачетном листе в ряд цифры, их обозначающие. Напишите функцию одного из органоидов, номер которого вы обведете кружочком, если успеваете — можете назвать функции всех органоидов. Подготовьте для других групп два интересных вопроса по строению клетки. (Кто успеет, может записать в зачетном листе отличия растительной клетки от животной.) |1-' | |Технологическая карта Л° 61 (продолжение) | | |00 | | | | |0 |Тема урока |СТРОЕНИЕ И СОСТАВ КЛЕТКИ. ПОВТОРЕНИЕ | | | |Познавательные |3. Химический состав клетки. 1. Составьте схему | | | |задания |«Химический состав клетки». 2. Проведите опыты, | | | | |подтверждающие наличие указанных вами веществ в клетках | | | | |растений. Запишите или зарисуйте результаты. 3. | | | | |Письменно ответьте на вопросы: «Какое основное вещество | | | | |запасают растения? Какое вещество является носителем | | | | |наследственной информации организма?». Подготовьте два | | | | |вопроса по химическому составу клетки для других групп. | | | | |(Кто успеет, может ответить на вопрос: «Живую и неживую | | | | |природу образуют одни и те же элементы?».) | | | | |4. Задайте подготовленные вопросы другим группам: | | | | |сначала по строению, потом — по составу клетки. 5. | | | | |Выполните тест (по усмотрению учителя). | | | | |6. Проведите взаимопроверку зачетных листов, отметьте | | | | |карандашом неточности в работе товарища, обсудите с ним | | | | |сделанные вами замечания. Если он не сможет | | | | |самостоятельно исправить замеченные вами ошибки — | | | | |объясните и дайте правильный ответ. 7. Сдайте | | | | |индивидуальные зачетные листы на проверку. | | | |Организация |Работая в группе, оформляют зачетный лист, повторяют | | | |деятельности |строение микроскопа, повторяют строение и состав клетки,| | | |учащихся |делая рисунки на листке, устно готовят два вопроса от | | | | |группы, выполняют тест, взаимопроверку индивидуального | | | | |зачетного листа. | | | | | | | | | | | | | |Развитие умений |Вести познавательную деятельность в группе, осуществлять| | | |учащихся |контроль и самоконтроль учебной деятельности, ставить | | | | |опыты, работать с микроскопом, использовать имеющиеся | | | | |знания в новой ситуации. | | | |Основные понятия|Неорганические и органические вещества, белки, жиры, | | | |и термины урока |углеводы, нуклеиновые кислоты, клетка, мембрана, | | | | |цитоплазма, ядро, сеть каналъ-цев, митохондрия, | | | | |лизосома, хромосома, хлоропласт, клеточный центр. | | | |Источники |Основные: учебник, с. 10-25; таблицы или кинофрагмент | | | |информации |(диафильм) «Строение клетки», микроскопы, предметные и | | | | |покровные стекла, готовые микропрепараты, клубень | | | | |картофеля, семена подсолнечника, йод, мука. | | | |Домашнее задание|Повторить ткани растений и животных (учебник, с. 30-37).| | | | | | | | |Оценки за урок |Всем ученикам — на основе анализа зачетных листов. | | Технологическая карта Л? 62 Тема урока ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. ПОВТОРЕНИЕ Планируемые результаты Учащиеся закрепляют и систематизируют знания о тканях растений и животных. Личностная значимость изучаемого для школьника Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Технологическая карта Л? 62 (продолжение) ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. ПОВТОРЕНИЕ Тема урока План урока 1. Определение понятия «ткань». 2. Ткани растений: образовательная (ее местоположение и значение в растительном организме), покровная, проводящая, основная и механическая. Особенности их строения и функции. 3. Ткани животных: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Основные свойства, особенности строения и функции. 4. Обобщение изученного материала. Методы обучения Репродуктивный, частично поисковый. Формы организации учебной деятельности Повторительно-обобщающий урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя Организация повторения, работы в группах, лабораторного практикума, обобщения изученного материала, проверки индивидуальных зачетных листов. Познавательные задания Работая в группах по 4-6 человек, выполните ряд заданий, делая краткие записи и рисунки в индивидуальном зачетном листе (выполняются аналогично заданиям предыдущего урока). 1. Дайте определение ткани. С помощью каких приборов можно изучать строение тканей? Какое строение имеет микроскоп? Как приготовить микропрепарат? | | | | |2. Работа с микропрепаратами тканей растения. 3. Работа с| | |микропрепаратами тканей животных. 4. Выполните тест | | |«Какие утверждения верны?» в учебнике на с. 36 (или | | |другой — по усмотрению учителя). | |Организация |Работая в группе, оформляют зачетный лист, повторяют | |деятельности |строение микроскопа, повторяют ткани растений и животных,| |учащихся |обобщают материал, готовят два устных вопроса от группы, | | |выполняют тест, взаимопроверку индивидуального зачетного | | |листа. | |Развитие умений |Вести познавательную деятельность в группе, осуществлять | |учащихся |контроль и самоконтроль учебной деятельности, ставить | | |опыты, работать с микроскопом, использовать имеющиеся | | |знания в новой ситуации. | |Основные понятия|Ткань; ткани растений: образовательная, основная, | |и термины урока |покровная, механическая, проводящая; ткани животных: | | |эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. | |Источники |Основные: учебник с. 30-37; таблицы, диафильм о тканях, | |информации |микроскопы, микропрепараты тканей растений и животных. | |Домашнее задание|Учебник, с. 38-56. | | | | |Оценки за урок |Всем ученикам — на основе анализа зачетных листов. | Технологическая карта М 63 Тема урока ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ. ПОВТОРЕНИЕ Планируемые результаты / Учащиеся закрепляют и систематизируют знания об органах цветковых растений. Личностная значимость изучаемого для школьника Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. План урока 1. Определение понятия «орган». 2. Корень, его внешнее и внутреннее строение, функции. Многообразие корней и корневых систем, видоизменения корней. 3. Побег, его основные части: стебель, листья, почки. Их строение и значение в жизни растения. 4. Цветок — орган размножения, его строение. Соцветия. 5. Особенности строения плодов, их разнообразие и значение в жизни растения. 6. Обобщение изученного материала. Методы обучения Репродуктивный, частично поисковый. Формы организации учебной деятельности Повторительно-обобщающий урок. Устный журнал «Органы цветкового растения, их значение». Приемы деятельности учителя Организация выпуска устного журнала «Органы цветкового растения, их значение», помощь в отборе материала и оформлении его, подведение итогов. | | | | | | |Познавательные |1. Объединитесь в группы для выпуска журнала «Органы | | | |задания |цветкового растения, их значение». Рабочие названия | | | | |групп: корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, | | | | |семена, издательский отдел. 2. Составьте план страницы | | | | |журнала, распределите задания. В течение 7 минут | | | | |придумайте название вашей страницы или девиз. На листе | | | | |бумаги нарисуйте строение органа, запишите особенности | | | | |строения. Подберите гербарные листы, иллюстрации о | | | | |многообразии и видоизменениях органа. Продумайте рассказ| | | | |о его функциях. Подготовьте материал под рубрикой | | | | |«Знаете ли вы, что...». Подготовьтесь к выступлению | | | | |перед классом всей командой в течение 4-5 минут. 3. | | | | |Внимательно выслушайте выступления всех групп и отметьте| | | | |наиболее яркое, интересное для присуждения премии | | | | |зрительских симпатий. -А» Познакомьтесь с результатами | | | | |работы издательского отдела (он готовит обложку журнала,| | | | |словарь и заключение, собирает подготовленные группами | | | | |страницы и выпускает журнал). Оцените работу и сделанное| | | | |заключение по теме «Органы цветкового растения». | | | |Организация |Объединяются в группы, повторяют материал, выбирая | | | |деятельности |главное, оформляют опорный конспект и представляют его | | | |учащихся |классу, подводят итоги. | | | |Развитие умений |Работать в заданном темпе, настраиваться на выполнение | | | |учащихся |определенной задачи, графически оформлять информацию, | | | | |выделять главное, публично выступать. | | |^ со|Основные понятия|Орган, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, | | |и\ |и термины урока |семена. | | |^ 00 | |Технологическая карта № 63 (продолжение) | | |01 | | | | | |Тема урока |ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ. ПОВТОРЕНИЕ | | | |Источники |Основные: учебник, с. 38-56, 134-135; бумага формата АЗ,| | | |информации |фломастеры, карандаши, таблицы, фотографии растений, | | | | |комнатные растения, иллюстрации книг, гербарий. | | | |Домашнее задание|Учебник, с.46-56. | | | | | | | | |Оценки за урок |По решению группы. | | | | |Технологическая карта Л° 64 | | | |Тема урока |СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ, ИХ ФУНКЦИИ. ПОВТОРЕНИЕ | | | |Планируемые |Учащиеся закрепляют и систематизируют знания о системах | | | |результаты |органов животных, их функциях. | | | |Личностная |Достижение положительного результата в учебной | | | |значимость |деятельности, формирование чувства успеха. | | | |изучаемого для | | | | |школьника | | | | |План урока |1. Определение понятия «система органов». 2. Системы | | | | |органов: пищеварения, дыхания, размножения; кровеносная | | | | |и выделительная, опорно-двигательная и нервная системы. | | | | |Их основные органы и функции. 3. Обобщение изученного | | | | |материала. | | | | | | | | | | | | | |Методы обучения |Репродуктивный, частично поисковый. | | | |Формы |Повторительно-обобщающий урок. Устный журнал «Системы | | | |организации |органов животных, их функции». | | | |учебной | | | | |деятельности | | | | |Приемы |Организация выпуска устного журнала «Системы органов | | | |деятельности |животных, их функции», помощь в отборе материала и его | | | |учителя |оформлении, подведение итогов. | | | |Познавательные |Выполняются аналогично заданиям предыдущего урока. | | | |задания | | | | |Организация |Объединяются в группы, повторяют материал, выбирая | | | |деятельности |главное, оформляют опорный конспект и представляют его | | | |учащихся |классу, подводят итоги. | | | |Развитие умений |Работать в заданном темпе, настраиваться на выполнение | | | |учащихся |определенной задачи, графически оформлять информацию, | | | | |выделять главное, публично выступать. | | | |Основные понятия|Орган, системы, органов. | | | |и термины урока | | | | |' | | | | |Источники |Основные: учебник, с. 46-56; бумага формата АЗ, | | | |информации |фломастеры, карандаши, таблицы, фотографии, атласы, | | | | |иллюстрации книг и журналов, диафильм. | | | |Домашнее задание|Учебник, с. 74-79, 86-91, 98-121, 140-150. | | | | | | | |1-л 00|Оценки за урок |По решению группы. | | | | | | | |-< | | | | Технологическая карта Л" 65 |Тема урока |ОРГАНИЗМ—ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. ПОВТОРЕНИЕ | |Планируемые |Учащиеся обобщают знания об организме как открытой | |результаты |саморегулирующейся системе. | |Личностная |Достижение положительного результата в учебной | |значимость |деятельности, формирование чувства успеха. | |изучаемого для | | |школьника | | |План урока |1. Актуализация знаний учащихся о строении клетки, | | |тканях, органах и их значении в жизни организма. | | |Взаимосвязи органов и систем органов в организме. 2. | | |Основные признаки живого организма. 3. Организм — единое | | |целое. 4. Обобщение изученного материала. | |Методы обучения |Частично поисковый, проблемный. Является ли организм | | |системой клеток, органов или это единое целое, открытая | | |саморегулирующаяся система? | |Формы |Повторительно-обобщающий урок с использованием | |организации |кинофрагментов. | |учебной | | |деятельности | | |Приемы |Организация повторения материала предыдущего урока, | |деятельности |эвристическая беседа, обобщение изученного материала, | |учителя |демонстрация кинофрагментов. | |Познавательные |1. Назовите основные признаки живого. 2. Раскройте | |задания |многообразие проявления этих признаков. 3. Ответьте на | | |проблемный вопрос урока. | |Организация |Кратко повторяют строение организма, пользуясь | |деятельности |материалами учебника, называют и характеризуют основные | |учащихся |свойства живого, делают вывод, что организм — единое | | |целое, т. е. решают проблему урока. | |Развитие умений |Работать в заданном темпе, пользоваться оглавлением и | |учащихся |методическим аппаратом учебника, выделять главное, | | |использовать знания, обобщать. | |Основные понятия|Рост, развитие, размножение, раздражимость, обмен веществ| |и термины урока |и энергии, движение, саморегуляция, открытая система. | |Источники |Основные: учебник, с.74-79, 86-91, 98-121, 140-150, | |информации |24-29; кинофрагмент или диафильм «Деление клетки», | | |видеофрагмент из жизни животных, фотографии растений, | | |иллюстрации книг и журналов. | |Домашнее задание|Учебник, с.156-171 | | | | |Оценки за урок |8-9 оценок по домашнему заданию. | | |Технологическая карта Л° 66 | |Тема урока |ОРГАНИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ПОВТОРЕНИЕ | |Планируемые |Учащиеся обобщают знания о взаимосвязи организмов с | |результаты , ,.,|окружающей средой. | |. | | |Личностная |Достижение положительного результата в учебной | |значимость |деятельности, формирование чувства успеха. | |изучаемого для | | |школьника | | Технологическая карта Л° 66 (продолжение) |Тема урока |ОРГА |НИЗМ И |ЦАЯ СРЕДА. |>ЕНИЕ | | | |ОКРУЖАЮ!] |ПОВТОР | | |План урока |1. |знаний по |лу |рока. . Охрана| | |Актуализация |материа ров |предыдущего у|природы. | | |,. 2. Влияние|среды на | | | | |факто 3. |орга! 1змов |НИЗМ. | | | |Влияние |на среду оби|тания. и и | | | |органа 4. |ка на |животный мир | | | |Влияние |растительны | | | | |челове | | | | |Методы обучения |Частично |овый, |. Влияют ли |измы на среду | | |поиск тания |проблемный |орган их? |оби- | | |или только |среда влияет| | | | | |на н | | | |Формы |Повторительно|обобщающий | | | |организации |- |урок | | | |учебной | | | | | |деятельности | | | | | |Приемы |Организация п|овторения |а.ла |урока, | |деятельности |таблиц, |материг ия |предыдущего |заполнение | |учителя |презентац |творческих |аний (уроки №|60). | | | |зад |59 | | |Познавательные |1. Выскажите |те мнение, |чает наука |я? Какие | |задания |ваш |что изу1 |экологи г на |факторы | | |окружающей с;|реды и как |организмы? |элните | | |2. Влияют ли |влиякл |ющую среду? |таблицу. я | | |оргг |анизмы на |Запс ели и | | | |С |окружа |дождевого | | | | |редообразукн|черв | | | | |цая роль | | | | |Особенности |Средообразую|Особенности |Средообразующа| | |ели |щая роль ели|жизнедеятельн|я роль | | | | |ости |дождевого | | | | |дождевого |червя | | | | |червя | | | |Вывод: | | | | | | | | | | | |3. Выскажите ваше мнение: какие отношения складываются у| | | | |человека с окружающей средой, природой? Посмотрите | | | | |творческие работы вашего товарища и примите информацию к| | | | |сведению. | | | |Организация |Кратко повторяют материал об организме как | | | |деятельности |саморегулирующейся открытой системе, заполняют таблицу, | | | |учащихся |делают вывод, отвечают на проблемный вопрос урока, | | | | |представляют свои творческие работы. | | | |Развитие умений |Использовать имеющиеся знания, выполнять поставленную | | | |учащихся |творческую задачу, публично выступать. | | | |Основные понятия|Среда обитания, факторы среды обитания, взаимосвязи | | | |и термины урока |живых организмов. | | | |Источники |Основные: учебник, с. 156-171. | | | |информации | | | | |Домашнее задание|— | | | | | | | | |Оценки за урок |Поблагодарить всех учащихся за работу. | | |
|
© 2007 |
|