РУБРИКИ

Анализ бухгалтерской отчетности на примере ООО "Индекс"

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ бухгалтерской отчетности на примере ООО "Индекс"

· наименование составляющей части;

· указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность

· организация (полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке)

· идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

· вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с регистрационными документами Госкомстата России);

· организационно-правовая форма собственности (согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (КОФ);

· единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб.- код по ОКЕИ 384; млн. руб. - код по ОКЕИ 385);

· адрес (полный почтовый адрес организации);

· дата утверждения (установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

· дата отправки / принятия (конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

При этом в общем случае отчетные показатели приводятся в тыс. руб. без десятичных знаков; организациям, имеющим существенные обороты продаж, обязательств и т.п., разрешается приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков. В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутствия у организации соответствующих отчетных показателей, эта статья (строка, графа) прочеркивается. Если в соответствие с нормативными документами по бухгалтерскому учету, какой- либо показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении соответствующих данных или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в полукруглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, использование средств фондов (резервов), уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).

Предприятиям предоставлено право самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности (продвинутый вариант). В основу принимаемых решений о форматах представления информации в бухгалтерской отчетности должны быть положены общие принципы формирования отчетности и полный перечень показателей имущественного и финансового положения предприятия и результатов его деятельности, подлежащих представлению в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету.

Общий порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирует необходимость самостоятельной разработки предприятием порядка представления информации о значимых или существенных показателях деятельности. При этом должны быть решены четыре основных вопроса:

1. содержатся ли в рекомендованных формах показатели, оценка которых всегда будет нулевой.

2. должен быть определен перечень показателей, являющихся существенными при формировании бухгалтерской отчетности.

3. необходимо установить, где будет раскрываться информация по существенным показателям и показателям, подлежащим обязательному представлению в бухгалтерской отчетности.

4. следует принять решение о необходимости представления каждого числового показателя более чем за два года (составление бухгалтерской отчетности по продвинутому варианту).

В бухгалтерской отчетности за 2009 г. должна быть раскрыта информация по прекращаемой деятельности в соответствии с требованиями ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

Согласно п. 11 ПБУ 16/02 в отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств или в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности раскрываются суммы доходов, расходов, прибылей и убытков до налогообложения, сумма начисленного налога на прибыль, движение денежных средств, относящиеся к прекращаемой деятельности.

Предоставленное предприятию право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности определяет необходимость утверждения самостоятельно разработанных форм или принятия решения о применении форм, рекомендованных Минфином РФ. В любом случае принятое решение должно быть отражено в распорядительном документе -- учетной политике предприятия. Поэтому необходимо внести в учетную политику изменения, обусловленные произошедшими изменениями в формах представления бухгалтерской отчетности.

Безусловно, основное внимание при формировании бухгалтерской отчетности должно быть уделено вновь введенным показателям -- "Отложенные налоговые обязательства" и "Отложенные налоговые активы". Эти показатели содержатся как в бухгалтерском балансе (ф. № 1), так и в отчете о прибылях и убытках (ф. № 2).

Порядок, признания, расчета и учета отложенных налоговых активов и обязательств регламентирован ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"

В ПБУ 18/02 представлена взаимосвязь между основными элементами, позволяющими отразить в бухгалтерской отчетности нераспределенную прибыль с учетом распределенных по времени налоговых обязательств перед бюджетом в соответствии с налоговым законодательством.

Согласно п. 19 ПБУ 18/02 в бухгалтерской отчетности показатели отложенного налогового обязательства и отложенного налогового актива могут быть представлены в "свернутом" виде (как сальдированная сумма).

Принципиально изменился порядок формирования бухгалтерской отчетности с введением в действие ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" и ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Суть данных изменений заключается в том, что записи на счетах бухгалтерского учета не всегда являются достаточными основаниями для включения этой информации в соответствующие статьи и показатели бухгалтерской отчетности. Иными словами, объекты бухгалтерского учета, отражаемые на одном счете, могут быть включены в разные статьи бухгалтерской отчетности.

Так, например, согласно п. 2 ПБУ, 19/02 для признания в качестве объекта финансовых вложений необходимо выполнение условия о способности данного объекта приносить организации экономические выгоды (доход).

Объекты, приносящие доход, найдут отражение в бухгалтерском балансе либо по стр. "Долгосрочные финансовые вложения", либо по стр. "Краткосрочные финансовые вложения".

Объекты, которые не приносят доход, будут включены в зависимости от срока предоставления займа либо в показатель, отражаемый по стр. "Прочие внеоборотные активы", либо в показатель по стр. "Прочие оборотные активы".[22, с. 3-9]

Перед составлением бухгалтерской отчетности осуществляется комплекс процедур, выполнение которых позволяет получить наиболее точные данные бухгалтерской отчетности. К процедурам, предшествующим заполнению форм бухгалтерской отчетности, относятся:

* исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности;

* уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учете;

* отражение финансового результата деятельности организации;

* сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности.

Ошибки в бухгалтерском учете и отчетности могут быть как технические (арифметические, программные и др.), так и методологические (документальное оформление, корреспонденция счетов и др.). Производимые исправления оформляются справкой бухгалтера, которая должна иметь обязательные реквизиты первичного документа.

Необходимо отразить на дату составления бухгалтерской отчетности приобретенные ценности, находящихся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, на счетах учета имущества.

Данная процедура позволяет показать в бухгалтерской отчетности реальную величину имущества, принадлежащего организации на праве собственности, и отсутствие задолженности за эти ценности. В аналогичной ситуации осуществление указанной процедуры возможно и по иным объектам имущества (основным средствам, товарам).

Осуществляют уточнение оценки имущества (работ, услуг), полученных (выполненных, оказанных) по неотфактурованным поставкам, сопроводительные документы по которым получены до даты представления бухгалтерской отчетности. Под неотфактурованными поставками следует понимать поступление в организацию имущества без сопроводительных документов поставщиков. Если сопроводительные документы были получены до даты представления бухгалтерской отчетности, то цена данного имущества и кредиторская задолженность уточняются исходя из сведений, указанных в сопроводительных документах.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация и ее результаты отражаются в бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным для всех организаций.

Создание оценочных резервов на дату составления бухгалтерской отчетности является для организации обязательной процедурой. Необходимость создания оценочных резервов является следствием принципа консерватизма (осторожности, осмотрительности), согласно которому необходимо обеспечивать в бухгалтерском учете большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 7 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

Необходимо уточнить оценку финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость. В соответствии с ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" финансовые вложения, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату

Числящиеся на балансе организации на дату составления бухгалтерской отчетности активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату.

Следует отразить в годовой бухгалтерской отчетности условные обязательства. В соответствии с ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" условным фактом является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность.

Последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные активы и условные обязательства. Условные активы раскрываются в пояснительной записке.

Под условными обязательствами понимаются такие последствия условных фактов хозяйственной деятельности, которые в будущем с очень высокой (95--100 %) или высокой (50--95 %) степенью вероятности могут привести к уменьшению экономических выгод организации.

Перед отражением в бухгалтерской отчетности возникших вновь условных обязательств необходимо уточнить созданные ранее (в предыдущих годах) резервы по условным обязательствам.

В бухгалтерской отчетности отражают события после отчетной даты, подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности организаций событий после отчетной даты установлен ПБУ 7/98 "События после отчетной даты".

Согласно ПБУ 7/98 событие после отчетной даты является фактом хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Осуществляется сальдирование отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств при составлении бухгалтерской отчетности (если это установлено учетной политикой). В соответствии с п. 19 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" организации при составлении бухгалтерской отчетности предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства.

Также обязательной процедурой является отражение доходов и расходов, относящихся к отчетному периоду, но по которым отсутствуют первичные документы. В соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" наличие первичного документа не является обязательным критерием для признания доходов и расходов в бухгалтерском учете. В данном случае основанием для признания доходов и расходов в бухгалтерском учете будет выступать внутренний документ -- справка бухгалтера.

Осуществляется закрытие субсчетов, открытых к счету 90 "Продажи", на субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж". Доходы и расходы по обычным видам деятельности отражаются на счете 90 "Продажи". В соответствии с Планом счетов записи по субсчетам 1 "Выручка", 2 "Себестоимость продаж", 3 "НДС", 4 "Акцизы", 5 "Экспортные пошлины", 6 "Налог с продаж", 7 "Расходы на продажу" и 8 "Управленческие расходы" производятся накопительно в течение всего отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам со 2 по 8 и кредитового оборота по субсчету "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет "Прибыль/убыток от продаж".

Следующая процедура - закрытие субсчетов, открытых к счету 91 "Прочие доходы и расходы", на субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов". Доходы и расходы по прочим операциям (кроме чрезвычайных) отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Записи по субсчетам "Прочие доходы" и "Прочие расходы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету "Прочие расходы" и кредитового оборота по субсчету "Прочие доходы" определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки".

В целом синтетический счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 "Прочие доходы и расходы" (кроме субсчета "Сальдо прочих доходов и расходов"), закрываются внутренними записями на субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов".

Также необходимо списать чистую прибыль (убыток) отчетного года на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Информация о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году обобщается на счете 99 "Прибыли и убытки “. Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря с дебета счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" с кредита счета 99 "Прибыли и убытки".

Организации обязаны формировать бухгалтерскую отчетность на основе согласованных данных синтетического и аналитического учета.

Если при сверке суммы оборотов и остатков по синтетическому счету не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему, то это означает, что есть ошибки, которые должны быть исправлены.

При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерной системы учета тождество данных синтетического и аналитического учета должно обеспечиваться бухгалтерской программой автоматически. [22, с. 3-9]

В заключение данного параграфа, следует добавить, что при разработке форм и составлении бухгалтерской отчетности организациям следует иметь в виду, что учетный процесс осуществляется исходя из принимаемой ими в соответствии с ПБУ 1/98 учетной политики, которая при быстро меняющихся условиях хозяйствования и жесткой конкуренции подвержена изменениям, оказывающим или способным оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности. Кроме того, за время между отчетной датой и датой подписания годовой отчетности в деятельности организации происходят многочисленные события, которые также могут серьезно повлиять на показатели, отраженные в бухгалтерской отчетности. Из-за таких событий информация, включенная в бухгалтерскую отчетность, может потерять свою актуальность. Это приведет к тому, что пользователи отчетной информации не будут иметь возможности сделать обоснованные выводы и прогнозы относительно развития организации. Поэтому при составлении бухгалтерской отчетности должны быть учтены требования положений по бухгалтерскому учету по раскрытию информации об изменениях учетной политики, о последствиях событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) и условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01, ранее 8/98).

2.4 Возможные пути оптимизации процесса составления бухгалтерской отчётности

Законодательной основой в области реформирования системы российского бухгалтерского учёта является Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, утверждённая Постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 года.

Согласно данной Программе целью реформирования является - «приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчётности», а задачи реформы заключаются в:

· формировании системы стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

· обеспечении увязки реформы бухгалтерского учёта в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

· оказании методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учёта.

В июле 2004 года была принята Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в РФ на среднесрочную перспективу. Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

· недостаточные темпы реформирования бухгалтерского учёта и отчётности в течении 1992 - 2003 годов;

· тенденции развития бухгалтерского учёта в мире;

· административная реформа.

Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО путём создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учётного процесса.

Для реализации поставленной цели намечены основные направления по дальнейшему развитию бухгалтерского учёта и отчётности на среднесрочную перспективу:

· повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности;

· создание инфраструктуры применения МСФО;

· изменение системы регулирования бухгалтерского учёта и отчётности;

· усиление контроля качества бухгалтерской отчётности;

· существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учёта.

В основе модели дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и отчётности, представленной в концепции лежит разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.

За период 1991 - 2009 гг. произошло резкое сокращение участия государства в регулировании бухгалтерского учёта, в основном связанного с методическим и техническим обеспечением учётного процесса, разработкой отраслевых указаний по ведению бухгалтерского учёта применительно к специфике отдельных видов деятельности. Вместо существовавших ранее (по состоянию на 1991 год) около сотни отраслевых министерств сохранилось только четыре, которые естественно, не могут заниматься разработкой соответствующих указаний в прежнем объёме и режиме. На наш взгляд, потребность в создании таких методических рекомендациях, применительно к условиям конкретного предприятия должны удовлетворять не государственные органы, а сами бухгалтеры через свои профессиональные объединения (саморегулируемые организации). В этой ситуации напрашивается вопрос: Какова же роль профессионального сообщества в процессе реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности? Концепция, учитывая важность привлечения профессионального сообщества к регулированию бухгалтерского учёта и отчётности, наметила определённые шаги в этом направлении.

Переход от действовавшей системы нормативного регулирования к новой системе с участием саморегулируемых организаций можно проиллюстрировать следующим рисунком (рис. 2. 2.):

44

77

Рис. 2.2. Переход от действовавшей системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта к новой

Как видно из рисунка, важным моментом в обновлённом регулировании следует признать необходимость функционирования обратной связи: запросы, поступающие в Министерство финансов и комментарии различных авторов по одному и тому же документу показывают насколько могут быть различны позиции.

Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов предлагается осуществить через специальный орган из высококвалифицированных специалистов. При создании данного органа можно воспользоваться опытом зарубежных стран. В частности, в Германии ещё в 1998 году было узаконено создание Германского Комитета по стандартам финансовой отчётности, работой которого руководит правление, избираемое собранием членов данного Комитета. При Комитете работает Консультативный совет, в состав которого входят юридические и физические лица, непосредственно заинтересованные в вопросах стандартизации финансовой отчётности. Через этот орган общественность имеет возможность участвовать в разработке самих стандартов, а также влиять на деятельность Комитета. Создание такой частной организации в нашей стране позволило бы ускорить процесс реформирования бухгалтерского учёта в России.

В концепции чётко определены функции саморегулируемых организаций:

· представление и защита интересов профессионального сообщества;

· подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности;

· участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных актов в области бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности, а также их разъяснений;

· профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;

· контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности;

· повышение квалификации членов профессионального сообщества;

· взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности.

В процессе выполнения Концепции предстоит ещё выработать механизм оптимального соотношения функций государства и роли профессионального сообщества в развитии бухгалтерского учёта, что в первую очередь, зависит, на наш взгляд, от осознанного подхода к данной проблеме со стороны самого профессионального сообщества.

Подводя итоги второй главы, следует отметить, что сложившаяся на сегодняшний день в нашей стране система бухгалтерской финансовой отчётности не является совершенной по ряду причин:

· недоработанность нормативно-законодательной базы системы бухгалтерской (финансовой отчётности);

· большое число государственных требований по составлению бухгалтерской отчётности, связанное с обязательным формированием налоговой, статистической отчётности, отчётности, составленной по МСФО и в соответствии с национальными стандартами;

· отсутствие контроля за составителями отчётности.

Устранение сложившихся противоречий нам видится в максимальном приближении национальных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности международным стандартам, признанным во всём мире как наиболее совершенная система стандартов бухгалтерского учёта и отчётности.

2.5 Сравнение отечественных и зарубежных бухгалтерских отчётов

Составленная в соответствии с международными стандартами отчетность дает пользователям объективную и надежную информацию о финансово - хозяйственной деятельности компании, облегчает выход на мировые рынки капитала и снижает затраты на привлечение инвестиций, является базой для принятия обоснованных решений.

Представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами регулируется МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». В полный комплект включаются:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках или финансовых результатах;

3) отчет о накопленной нераспределенной прибыли;

4) отчет о движении денежных средств;

5) отчет об изменении финансового состояния или отчет об использовании и источниках средств;

6) отчет об изменениях в собственном капитале;

7) пояснительная записка или примечания.

Обычно компании представляют не только финансовую отчетность, но и финансовый обзор руководства, в котором описаны и пояснены основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается. Такой отчет может включать анализ следующего:

основных факторов и влияний, определяющих финансовые результаты, включая изменение среды, в которой действует компания, реакция компании на эти изменения, инвестиционной политики компании, направленной на поддержание и улучшение финансовых результатов, а также политики в области дивидендов;

источников финансирования компании, политику в отношении заемных средств и управления рисками;

достоинств и ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно МСФО.

Многие компании помимо финансовой отчетности представляют дополнительные отчеты: отчеты по вопросам охраны окружающей среды и отчеты о добавленной стоимости.

МСФО1 не предписывает порядок или формат, в котором статьи должны представляться в бухгалтерском балансе, но в нем представлен перечень статей, которые заслуживают отдельного представления. Баланс отражает финансовое состояние предприятия на определенную дату. Элементы, характеризующие финансовое положение фирмы, в соответствии с МСФО, являются активы, обязательства и капитал фирмы. Дата составления отчетности, в отличие, от российской системы, может быть любой.

Единственное требование - постоянство выбранной даты. В целом могут быть выделены две формы бухгалтерского баланса: - форма счета (горизонтальная форма); - форма отчета (вертикальная форма). Наиболее привычна для российского пользователя горизонтальная форма.

Как минимум баланс должен включать линейные статьи, которые представляют: основные средства; нематериальные активы; финансовые активы; инвестиции, учтенные по методу участия; запасы; торговые и другие дебиторские задолженности; денежные средства и их эквиваленты; задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность; налоговые обязательства и требования; резервы; долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов; доля меньшинства (часть акционерного капитала дочерних компаний, не принадлежащих материнской компании); выпущенный капитал и резервы. Компания должна раскрывать в балансе или в примечаниях к нему дальнейшие подклассы каждой из представленных линейных статей, классифицированных в соответствии с операциями компании. В балансе или в примечаниях необходимо раскрывать также следующую информацию:

для каждого класса акционерного капитала: количество акций, разрешенных к выпуску; количество выпущенных и полностью оплаченных акций, а также выпущенных, но оплаченных не полностью; номинальную стоимость акции или указание на то, что акции не имеют номинальной стоимости; сверку количества акций в обращении в начале и конце года; акции компании, принадлежащие самой компании или её дочерним или ассоциированным компаниям; акции, зарезервированные для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы;

описание характера и цели каждого резерва в рамках капитала владельцев;

сумма любых непризнанных дивидендов по привилегированным кумулятивным акциям.

Отчет о прибылях и убытках аккумулирует информацию о доходах и расходах компании за прошедший период. Отчет о прибылях и убытках может иметь одноступенчатую форму, когда отдельно группируются все доходы и расходы, а чистая прибыль составляет разницу между ними (классификация расходов по функции) и многоступенчатую форму, когда чистая прибыль получается путем последовательных расчетов (классификация расходов по характеру). Данная форма может иметь следующий вид: выручка от продаж (чистая, без возвратов товаров и скидок) себестоимость реализованной продукции (прямые затраты труда, прямые затраты материалов, производственные накладные расходы) = валовая прибыль операционные расходы (общие и административные расходы, расходы на продажу) = операционная прибыль () другие прибыли и убытки + () случайные прибыли и убытки = прибыль од налогообложения налог на прибыль = чистая прибыль.

Как минимум отчет прибылях и убытках, согласно МСФО1, должен включать следующие статьи: выручка; результаты операционной деятельности; затраты по финансированию; доля прибылей и убытков ассоциированных компанией и совместной деятельности, учитываемых по методу участия; расходы по налогу; прибыль и убыток от обычной деятельности; результаты чрезвычайных обстоятельств; доля меньшинства; чистая прибыль или убыток за период. Названия, порядок и дополнительные статьи могут определяться фирмой самостоятельно.

Отчет о нераспределенной прибыли обеспечивает пользователя развернутой информацией о величине накопленной нераспределенной чистой прибыли, которая представлена в балансе. Обычно он имеет следующую структуру: накопленная нераспределенная чистая прибыль на начало периода + чистая прибыль за период = накопленная чистая прибыль объявленные дивиденды (за прошедший год) = накопленная нераспределенная чистая прибыль на конец периода.

Отчет о движении денежных средств представляет информацию о движении денежных средств компании в результате трех видов деятельности и соответственно состоит из трех разделов: денежные потоки от операционной деятельности; денежные потоки от инвестиционной деятельности; денежные потоки от финансовой деятельности. Отчет может составляться прямым (прямой расчет изменения денежных средств от операционной деятельности) и косвенным (корректировка чистой прибыли) методами.

Отчет об изменениях в собственном капитале отражает изменения в собственном капитале, произошедшие за период и показывает, как получилась цифра собственного капитала в балансе. Данный отчет содержит следующие показатели: чистая прибыль (убыток) за период; сумму доходов и расходов, прибылей и убытков, которые, согласно, требованиям других стандартов, признаются непосредственно в капитале; кумулятивный эффект изменений в учетной политике и корректировку фундаментальных ошибок; операции капитального характера с владельцами и распределения им; сальдо накопленной прибыли или убытка на начало периода и отчетную дату, а также изменение за период и др.

В примечании к финансовой отчетности компании должны: представлять информацию об основе подготовки финансовой отчетности и конкретной учетной политике, выбранной и примененной для значительных операций и событий; раскрывать информацию, требуемую международными стандартами финансовой отчетности, которая не представлена в других формах финансовой отчетности; обеспечивать дополнительную информацию, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для достоверного представления.

Компания должна раскрывать следующие моменты в информации, опубликованной вместе с финансовой отчетностью: постоянное местонахождение и юридическую форму и адрес компании; описание характера операций и основной деятельности компании; название материнской компании и конечной материнской компании группы; количество работников в конце периода или среднее количество работников в течение периода.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности российских организаций (кроме кредитных и бюджетных организаций) регулируются, начиная с отчетности 2000 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Одной из целей принятия данного положения было приведение отечественного бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. ПБУ 4/99 устанавливает содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях капитала. Российская бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним - отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иные отчеты, предусмотренные нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительной записки; аудиторского заключения.

Если на основании отчетности, составленной по правилам ПБУ 4/99, пользователь не может сформировать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность следует включить дополнительные показатели и пояснения 3. Изменения принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускаются в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности.

Показатели отчетности приводятся в нетто-оценке за вычетом регулирующих статей и оборотов, не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков. В балансе должны быть разграничены активы и пассивы, срок обращения и погашения которых свыше одного года, и краткосрочные, обращение и погашение которых происходит в течение года. Внесённые ПБУ 4/99 некоторые изменения ещё больше сблизили российские стандарты бухгалтерской отчётности с МСФО:

в составе нематериальных активов бухгалтерского баланса была выделена статья «Права на объекты интеллектуальной собственности»;

по группе статей «Доходные вложения в материальные ценности» бухгалтерского баланса были введены статьи «Имущество для передачи в лизинг» и «Имущество, предоставляемое по договору проката»;

в пассив баланса была введена группа статей «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток-вычитается).

В отчёте о прибылях и убытках показатель нетто-выручки стал определяться как выручка от продажи товаров. Все эти и другие изменения, несомненно, приблизили отечественную отчётность к отчётности, составляемой по МСФО. Последние изменения в содержании форм бухгалтерской отчётности были внесены приказом Министерства финансов №67Н от 13.07.03 «О формах бухгалтерской отчётности организаций». Данные изменения сводятся к следующему:

в бухгалтерском балансе убраны многие расшифровки, в частности по статье «Основные средства»; появились две новые статьи - в разделе 1 «Внеоборотные активы» введена статья «Отложенные налоговые активы»; в разделе 4 «Долгосрочные обязательства» - статья «отложенные налоговые обязательства»;

в отчёте о прибылях и убытках все доходы и расходы объединены в 2 группы: доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы; заложена иная схема формирования конечного финансового результата - чистой прибыли: прибыль от продаж+прочие доходы-прочие расходы = прибыль/убыток до налогообложения +/- отложенные налоговые активы и обязательства - текущий налог на прибыль = чистая прибыль/убыток отчётного периода.

Кардинальные изменения коснулись формы №3 «Отчёт об изменениях капитала» и формы №4 «Отчёт о движении денежных средств».

Все произошедшие изменения значительно приблизили отчётность российских организаций к требованиям МСФО. Раскрывая содержание активов, обязательств и капитала в балансе, МСФО не предписывают строгой формы, перечня статей, порядка расположения и названия этих статей и выделяет лишь те статьи, должны раскрываться как минимум.

Российские организации получили возможность самостоятельно разрабатывать формы отчетности, при сохранении кодов итоговых строк и кодов строк разделов и групп статей баланса, приведенных в образце его формы. Но, тем не менее, ряд несоответствий МСФО в отражении положения организации в бухгалтерском балансе остался и после принятия новых форм отчетности - в составе запасов выделяются отдельной строкой «Товары отгруженные» (в соответствии с МСФО данная категория не относится к запасам, а учитывается как дебиторская задолженность); остается в форме №1 строка 220 «НДС по приобретенным ценностям» (согласно МСФО, организация должна производить взаимозачет текущих налоговых требований и обязательств и показывать в балансе сальдированный платеж по НДС в обязательствах перед бюджетом или в примечаниях к финансовой отчетности); по-прежнему отсутствует статья, отражающая долю меньшинства (в соответствии с МСФО доля меньшинства представляется в сводном бухгалтерском балансе отдельно от обязательств и капитала материнской компании).

На сегодняшний день остается еще достаточно много несоответствий требованиям МСФО в отражении финансового положения и финансовых результатов предприятий в РФ.

Существует ряд причин (теоретических и практических), ограничивающих возможности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности российскими предприятиями в соответствии с МСФО. Данные причины и их возможные решения были рассмотрены на примере исследуемого предприятия ООО «ИНДЕКС».

Таблица 2.3. Теоретические и практические причины, ограничивающие возможности применения МСФО

Теоретические причины

Практические причины

1.политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учёта и отчётности;

2.отсутствие механизма по приданию МСФО правового статуса в РФ;

3.отсутствие контроля за применением МСФО.

1. перестройка системы электронного ведения

учёта;

2. нехватка квалифицированных специалистов по применению МСФО и аудиторов отчётности, составленной по МСФО;

Для устранения данных причин необходимо:

· существенно приблизить правила налогового учёта к правилам бухгалтерского учёта;

· создать механизм по приданию МСФО правового статуса, для этого необходима организация, в которой будут работать независимые специалисты при поддержке государства;

· разработать механизм контроля за применением МСФО со стороны профессиональных организаций и крупных аудиторских компаний.

Со стороны самих предприятий зависит устранение практических причин, в этой связи руководству ООО «ИНДЕКС» было предложено несколько рекомендаций:

· внедрить новое программное обеспечение, которое позволило бы вести автоматизированный учёт согласно требованиям МСФО;

· привлечь к работе высококвалифицированных специалистов, способных составлять отчетность по МСФО, либо обучение собственного персонала;

· создать на предприятие новую штатную единицу, например, отдел по внедрению МСФО, который обеспечивал бы своевременное поступление информации о последних изменениях процесса перехода на МСФО и адаптацию самих МСФО на данном предприятии, учитывая специфику деятельности организации.

Глава 3. Сущность аудита бухгалтерской отчетности

3.1 Виды и цели аудита бухгалтерской отчетности

Как показывает мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчётности является действенный контроль качества. Основой системы контроля является аудит. Аудиторская деятельность в России организуется с учётом мирового опыта. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране находится в стадии становления.

Сложившаяся в настоящее время система нормативного регулирования состоит из четырёх уровней, что представлено в табл. 3.1.

Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью проведения аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии ведения бухгалтерского учёта действующим законодательным и нормативным актам. Из данного определения вытекают задачи аудита, которые можно определить следующим образом:

· подтверждение полноты и достоверности отражения активов, пассивов и Финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта;

· контроль за соблюдением требований нормативных документов;

· выявление резервов более эффективного использования собственных и заёмных средств.

Таблица 3.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

1

2

3

4

1

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№119-ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон принят 07.08.2001

2

Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности. обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Разработано и утверждено 31 Федеральный стандарт аудиторской деятельности

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации и лицензировании аудиторской деятельности

3

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений

Разрабатываются аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями

4

Внутренние аудиторские стандарты

При проведении аудита сопутствующих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

В современной литературе предложено множество классификаций аудита по видам. На наш взгляд, наиболее полной и обоснованной является классификация, представленная в табл. 3.2.

Данная классификация разработана авторами впервые, составлена по совокупности классификационных признаков. На наш взгляд, такая классификация позволяет чётко организовать аудиторскую деятельность по любому направлению.

Внешняя и внутренняя формы аудита являются основными. Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими компаниями или отдельными аудиторами в целях формирования и выражения мнения о достоверности финансовой отчётности. Итогом проведения внешнего аудита является составление аудиторского заключения, которое прилагается к годовому бухгалтерскому отчёту организации и предоставляется всем заинтересованным пользователям.

Внутренний аудит проводится работниками специальной службы, составляющей часть внутреннего контроля и независимой от других структурных подразделений. Основной задачей внутреннего аудита является контроль за качеством работы автономных подразделений в интересах его собственников, выявлении резервов и определении наиболее эффективных путей развития, предоставление обоснованных рекомендаций и консультаций. По окончании проведения внутреннего аудита составляется акт проверки и проект приказа с организационными выводами и обязательными указаниями, предоставляемый органу назначившему проверку.

Таблица 3.2. Виды аудита

Классификационный признак

Классификационная группа

1

2

1.В зависимости от назначения аудита

Внешний и внутренний

2.По степени необходимости проверок

Обязательный и инициативный

3.В зависимости от сферы деятельности

Финансовый и производственный

4.По видам деятельности хозяйствующих субъектов

Банковский, страховой, фондовый, общий

5. По направлениям аудита

Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный, затратный, операционный, маркетинговый. Компьютерный и экологический

6.В зависимости от интересов клиента

Аудит финансовой отчётности и специальный

7. По частоте поведения

Систематический, периодический, эпизодический

8. По методу проверки

Сплошной и выборочный

9.По временным этапам и содержанию процесса управления

Предварительный, последующий, текущий и прогнозный

10.По охвату проверяемых вопросов

Полный (комплексный) и частичный (тематический)

11.В зависимости от способа получения информации

Документальный и фактический

12.По способу работы с информацией

Ручной и автоматизированный

13.В зависимости от инициаторов проверки

Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников и акционеров

14.В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования

Аудит хозяйственных товариществ и обществ, проверка государственных и муниципальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций

15.По количеству проведённых проверок в организации

Впервые проводимый и очередной

16.По пользователям финансовой отчётности

Руководство организации, собственники и акционеры. Инвесторы и кредиторы т другие заинтересованные пользователи

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.