РУБРИКИ

Анализ бухгалтерской отчетности на примере ООО "Индекс"

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ бухгалтерской отчетности на примере ООО "Индекс"

В заключении данного параграфа хочется отметить, что правильно организовать работу отдела внутреннего аудита на предприятии довольно сложно. Как показали наши исследования, возникающие сложности связаны, во-первых, с отсутствием законодательной базы и методических материалов по этому вопросу, во-вторых, с обеспечением независимости позиции внутреннего аудитора от руководства хозяйствующего субъекта. Решением последней проблемы может стать подчинение внутреннего аудитора высшему органу управления предприятием, например, правлению акционерного общества.

3.2 Внутренний аудит и его роль в системе аудита бухгалтерской отчетности

Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации во многом зависит от правильной организации отдела внутреннего аудита. Во многих странах решение о необходимости организации отделов внутреннего аудита на предприятиях принято на государственном уровне. В их обязанности входит проверка финансовой информации, средств внутреннего контроля и системы финансового управления, а также тесное сотрудничество с внешними аудиторами компаний.

Принимая решение о создании отдела внутреннего аудита, необходимо четко определить цели, задачи, а также регламентировать деятельность внутренних аудиторов. Цели, полномочия и ответственность отдела внутреннего аудита еще на этапе его создания должны быть оформлены в виде письменного документа, утвержденного руководством организации. Этот документ позволит обеспечить особый организационный статус, независимость и обособленность отдела, что, в свою очередь, гарантирует справедливость и беспристрастность суждений его сотрудников. Таким документом является Положение об отделе внутреннего аудита, в котором должны быть чётко оговорены цель аудита и разработанные на её основе задачи аудитора, план и программу проведения аудита, права и обязанности служащих внутреннего аудита и управляющего органа.

Одна из основных задач отдела - подтверждать достоверность бухгалтерской отчётности, помогать сотрудникам предприятия в эффективном выполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске наиболее результативных путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных резервов предприятия для повышения производительности и прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы должны предоставлять отчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, его анализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков. В число общих задач отдела внутреннего аудита также входит проверка:

· достоверности и правильности информации, а также источников информации;

· соблюдение сотрудниками организации законодательных актов и инструкций;

· оценка сохранности и эффективности использования ресурсов

Исследуемое предприятие - ООО «ИНДЕКС» и его отчётность не подлежит ежегодному обязательному аудиту.

Отдел внутреннего аудита на предприятии отсутствует, что наш взгляд является большим недостатком организации внутренней системы контроля, так как:

· проведение внутреннего аудита связано с меньшими затратами по сравнению с внешним аудитом;

· услуги внутренних аудиторов могут быть востребованы в любой момент;

· внутренние аудиторы обладают более глубокими знаниями о ситуации в организации, стиле и политики управления;

· наличие отдела внутреннего аудита - гарантии постоянного соблюдения законодательства и стимулирования прогрессивных нововведений.

В процессе прохождения практики руководству ООО «ИНДЕКС» было сделано предложение о попытки образования новой штатной единицы - отдела внутреннего аудита, либо ввести новую должность - внутренний аудитор.

Организационная структура отдела внутреннего аудита исследуемого предприятия представлена на рисунке 3. 1.

Рис. 3.1. Предполагаемая организационная структура внутреннего отдела аудита ООО «ИНДЕКС»

Как видно из схемы, ключевую роль в отделе играет начальник отдела, который напрямую связан с руководством организации и сообщает о всех вопросах, представляющих взаимный интерес. Целесообразным является, чтобы показанная на схеме связь между руководством ООО «ИНДЕКС» и начальником службы внутреннего аудита была двусторонней.

С этой целью необходимо регулярное участие руководителя внутреннего аудита в заседаниях руководства организации, которые касаются вопросов аудиторской деятельности, финансовой отчётности, управления организацией, что обеспечивает обмен информацией, повышает престиж отдела среди других служб организации.

Квалифицированные, обладающие необходимым образованием и профессиональным опытом специалисты - гарантия качественного выполнения задач, поставленных перед отделом внутреннего аудита. Эти знания и навыки должны быть достаточными для правильного применения аудиторских методик и процедур. Кроме того, внутренние аудиторы должны разбираться в вопросах экономики, финансов, налогообложении и права, бухгалтерского учета, электронной обработки данных. Отсутствие такого специально обученного, квалифицированного персонала в ООО «ИНДЕКС» - ещё одна проблема, возникающая на пути образования отдела внутреннего аудита. Решение данной проблемы нам видится в привлечение специалистов со стороны, которые курировали бы первое время работу сотрудников вновь созданного отдела, либо обучение собственного персонала.

3.3 Разработка плана реализации системы внутреннего аудита бухгалтерской отчетности ООО «Индекс»

Разработка программы аудита является завершающим этапом планирования проведения аудиторской проверки. Под планированием аудита понимают систему мероприятий, направленную на эффективное и своевременное проведение аудиторской проверки. Оно заключается в определении стратегии и тактики аудита, объёма аудиторской проверки, составлении общего плана аудита и как уже было сказано выше составлении программы аудита.

Для планирования характерны определённые принципы:

· комплексность - обеспечение взаимоувязки и согласованности всех этапов планирования;

· непрерывность - установление сопряжённых заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям);

· оптимальность - обеспечение вариантности планирования для возможного выбора оптимального варианта плана и программы аудита.

Прежде чем приступить к разработке программы аудита, необходимо определить цель и процедуры проведения аудита. Цели аудита представляют намеченные к выполнению задачи, а процедуры аудита - это средства для достижения целей аудита. В нашем случае целью проведения внутреннего аудита является - оценка достоверности финансовой (бухгалтерской отчетности) ООО «ИНДЕКС».

Программа аудита - это совокупность методов и приёмов аудита, оформленная документально по установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, также характер, сроки, объём и конкретных исполнителей. На рисунке 3.1. схематично изображено содержание программы аудита.

Разработанная нами программа учитывает положения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности», №2 «Документирование аудита», №3 «Планирование аудита».

Программа оформляется документально, каждой аудиторской процедуре присваивается номер, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Аудиторская программа составлена в виде программы проведения аудиторских процедур по существу.

Рис. 3.2. Программа аудита и её составные элементы

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учёте и отчётности оборотов и сальдо по счетам.

В соответствии со стандартом «Планирование аудита» при проведении процедур по существу следует определить наиболее значимые, приоритетные области, участки аудита.

Разработанная программа аудита включает пообъектную проверку бухгалтерской отчётности ООО «ИНДЕКС» и проверку соответствия бухгалтерской отчётности требованиям действующего законодательства.

В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчётности:

· Гражданскому кодексу РФ;

· Налоговому кодексу РФ;

· Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»;

· Положению по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ;

· Положению по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;

· Положению по бухгалтерскому учёту 1/98 «Учётная политика организации»;

· Приказу Министерства РФ «О формах бухгалтерской отчётности организации» от 13.07.2003г. №67н.

Аудиту подвергаются бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и другие формы бухгалтерской отчётности, которые были перечислены в первой главе данной работы.

В процессе проведения аудита бухгалтерской отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи:

· проверить состав и содержание форм отчётности, увязку её показателей (соответствие значений одинаковых показателей, отражённых в различных формах отчётности);

· подтвердить достоверность показателей отчётности;

· проверить правильность оценки статей отчётности.

Подтверждение достоверности показателей отчётности подразумевает изучение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчёта.

Проверка правильности оценки статей отчётности позволяет удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при её составлении:

· отражение в отчётности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;

· оценка имущества и обязательств должна осуществляться путём суммирования произведённых расходов;

· зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается;

· методики формирования показателей отчётности должны соответствовать требованиям нормативных документов.

Пообъектная проверка бухгалтерской отчётности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности. Среди таких элементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса и их соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности (недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получает общее представление об отчётности в целом.

Проведение пообъектной проверки предполагается осуществить по следующим направлениям:

· проверка бухгалтерского учёта основных средств;

· проверка учёта производственных запасов;

· проверка бухгалтерского учёта кассовых операций и операций по банковским счетам;

· аудит расчётов с дебиторами и кредиторами;

· аудит капитала предприятия;

· проверка ведения бухгалтерского учёта расходов;

· проверка учёта доходов.

Проверка различных объектов учёта, проведённая в соответствии с программой аудита, позволяет собрать достаточное количество качественных аудиторских доказательств для оценки полноты и достоверности показателей бухгалтерской отчётности.

Программа построена в виде таблицы, где перечислены разделы аудита, аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора, что представлено в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Программа проведения внутреннего аудита ООО «ИНДЕКС»

Название раздела аудита

Перечень аудиторских

процедур

Рабочие документы

аудитора

1

2

3

1. Аудит основных средств:

-аудит наличия и сохранности основных средств

-аудит движения основных средств

-аудит правильности начисления амортизации

2.Аудит материально-производственных запасов

Проверить: создание комиссии по приёмке основных средств, оформление договоров купли-продажи основных средств, правильность отражения первоначальной стоимости, организацию ведения синтетического и аналитического учёта в бухгалтерии, переоценку основных средств, результаты инвентаризации, отражение в отчётности наличия основных средств

Проверить: правильность отражения в бухгалтерском учёте взносов в уставный капитал, фактическое выбытие основных средств, отражение в отчётности выбытия основных средств

Проверить: ежемесячное начисление амортизации основных средств, объекты основных средств, по которым начисляется амортизация, срок, с которого начинается и заканчивается начисление амортизации, проверка отражения в отчётности начисленной амортизации

Проверить: наличие необходимых первичных документов по приходу и расходу материально-производственных запасов (далее МПЗ), соответствия данных, содержащихся в первичных документах и в регистрах учёта по счетам, сверка остатков по счетам с данными, содержащихся в инвентаризационных ведомостях; правильности формирования первоначальной стоимости МПЗ, правильности отражения в бухгалтерском учёте операций по реализации МПЗ, правомерности и последовательности в применении способа оценки МПЗ, правильности

Приказы, распоряжения, акты приёмки-передачи, инвентарные карточки, акты инвентаризации, первичные документы, учётная политика организации

Приказы, методики оценки, акты списания, протоколы собраний учредителей, Устав, формы отчётности

Расчёты, справки, регистры бухгалтерского учёта, протоколы, формы отчётности

Ведомости по учёту поступления, инструкции о приёмке материалов, книги санитарного состояния складов, карточки складского учёта, учётная политика, сводные ведомости по расходу материалов, регистры по учёту материалов, договора с материально-ответственными лицами

3. Аудит кассовых операций и операций по банковским счетам

. Аудит расчётов с дебиторами и кредиторами

списания МПЗ в случае их порчи, недостачи, принятие мер по взысканию недостачи с виновных лиц; проведении инвентаризации материальных ценностей в сроки, установленные распорядительными документами, а также в случаях, когда проведение инвентаризации обязательно

Проверка: наличия необходимых первичных документов и правильность оформления первичной документации; своевременности проведения инвентаризации; соответствия данных, содержащихся в первичных документах и регистрах учёта; соответствия данных синтетического и аналитического учёта; соблюдения установленного банком лимита остатка денежных средств в кассе; соблюдения установленного предельного размера расчётов наличными между юридическими лицами; порядка ведения кассовой книги; наличия документов на открытие счёта; показателей формы № 4 с данными учётных регистров по счетам №50 и №51 и с показателем «Денежные средства» в бухгалтерском балансе.

Проверка: наличия необходимых первичных документов (договоров, расчётных документов, актов сверки расчётов, документы о проведении взаиморасчётов, акты приёмки-передачи векселей); соответствия данных первичных документов данным аналитического учёта; соответствия данных аналитического и синтетического учёта, бухгалтерской отчетности; правомерности и своевременности отражения в учёте прекращения обязательств неденежными формами расчётов; правомерности и своевременности списания дебиторской и кредиторской

Приходные и расходные кассовые ордера, акт ревизии кассы, договор с кассиром о полной материальной ответственности, кассовая книга

Регистры бухгалтерского учёта, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадёжной к взысканию

5.Аудит капитала

6. Аудит расходов

7. Аудит доходов

задолжностей; проведения инвентаризации расчётов согласно учётной политике или законодательству; принятии мер по взысканию

Проверка: государственной регистрации выпуска акций, соблюдения установленного законодательно минимального размера уставного капитала; правильности суммы дооценки (оценки) имущества и отражения её на счетах бухгалтерского учёта; соблюдения предусмотренного Уставом размера резервного капитала и правомерности использования этих средств; достоверности расчёта нераспределённой прибыли и отражения её на счетах бухгалтерского учёта.

Проверка: наличия необходимых первичных документов (накладные, счета, акты выполненных работ и услуг), правильности их оформления, соответствие договорным отношениям; соответствия данных, содержащихся в первичных документах и в регистрах учёта, соответствия данных синтетического и аналитического учёта данным бухгалтерской отчётности; правильности отражения произведённых затрат с точки зрения их временной определённости; правильности отражения расходов на счетах бухгалтерского учёта.

Проверка: наличия необходимых первичных документов и правильность их оформления; соответствия данных, содержащихся в первичных документах и в регистрах учёта; соответствия данных синтетического и аналитического учёта; правильности классификации доходов; правильности отражения доходов на счетах бухгалтерского учёта.

Свидетельство о государственной регистрации, бухгалтерская отчётность, Устав, Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности

Накладные, счета, акты выполненных работ, отчёт «О прибылях и убытках», учётная политика организации

Накладные, счета, акты выполненных работ, отчёт «О прибылях и убытках», учётная политика организации

8. Аудит соответствия бухгалтерской отчётности действующим нормам законодательства

Проверка: состава и содержания форм бухгалтерской отчётности; достоверности показателей отчётности; правильности оценки статей отчётности.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», Гражданский кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ, ПБУ 4/99, 1/98, бухгалтерская отчётность

В заключение данной главы, следует отметить, что внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. Однако при должной организации внутреннего аудита существенно сокращаются объём и содержание внешнего аудита, проводимого на исследуемом предприятии в обязательном порядке один раз в год. Кроме того, как свидетельствует практика аудита, на тех предприятиях, где созданы и эффективно функционируют службы внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учёта и достоверности отчётности.

Заключение

Для российской практики аудит является сравнительно новой формой финансового контроля. Вместе с тем переоценить роль аудита в обеспечении достоверности, полноты и своевременности представления бухгалтерской финансовой отчётности довольно сложно. Проаудированная бухгалтерская (финансовая) отчётность вызывает доверие к ней у внутренних и внешних пользователей. В развивающейся рыночной экономике действуют системы государственного, внутреннего и независимого (внешнего) контроля. Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации во многом зависит от правильной организации внутреннего аудита.

Правильно организовать работу внутреннего аудита на предприятии довольно сложно. Как показали наши исследования, возникающие сложности связаны с низкой степенью разработанности теоретических и организационно-методических основ внутреннего аудита, с обеспечением независимости позиции внутреннего аудитора, с недостатком квалифицированных специалистов.

В этой связи, руководству ООО «ИНДЕКС» было предложено следующее решение вышеназванных проблем на пути возможного формирования службы внутреннего аудита:

· разработка собственных организационно-методических основ проведения внутреннего аудита (в этой связи нами была разработана программа проведения внутреннего аудита);

· подчинение внутреннего аудитора высшему органу управления предприятием, например, правлению акционерного общества (решение проблемы независимости);

· привлечение специалистов со стороны, которые курировали бы первое время работу сотрудников вновь созданного отдела, либо обучение собственного персонала (решение проблемы квалификации персонала).

При любой организации аудита он всегда является производным от методологии бухгалтерского учёта. Это связано с самой сущностью аудита, поскольку главной целью и итогом аудиторской проверки является подтверждение либо опровержение достоверности бухгалтерской отчётности. Функция засвидетельствования аудиторов позволяет инвесторам снижать уровень информационного риска и на этой основе принимать более правильные решения. Однако ориентирована ли современная отечественная бухгалтерская отчётность на инвесторов, помогает ли она снижать уровень такого риска?

В настоящее время на наш взгляд существует ряд проблем, связанных с составлением и представлением бухгалтерской отчетности организациями. В основе проводимых реформ лежит приведение отечественной системы бухгалтерского учёта и отчётности международным стандартам отчётности. Отчётность, составленная в соответствии с требованиями МСФО, является наиболее достоверной и как следствие даёт более точную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта. Несмотря на достигнутые результаты в процессе совершенствования отечественной системы бухгалтерской отчётности, на практике составление бухгалтерской отчётности в соответствии с МСФО вызывает много сложностей. Причины, ограничивающие практическое применение МСФО были сформулированы непосредственно для исследуемого объекта:

· отсутствие квалифицированных специалистов, способных составлять отчётность по МСФО;

· отсутствие необходимого соответствующего программного обеспечения;

· недостаточный контроль за составителями отчётности.

В связи с обозначенными выше проблемами нами были предложены следующие рекомендации:

· создание на предприятии новой штатной единицы, например, отдела по внедрению МСФО, который обеспечивал бы своевременное поступление информации о последних изменениях процесса перехода на МСФО и адаптацию самих МСФО на данном предприятии, учитываю специфику деятельности организации;

· разработка и внедрение нового программного обеспечения.

А самым главным, на наш взгляд, является осознание необходимости руководством предприятия перехода к МСФО.

Список литературы

1. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия. / Под ред. П.П. Табурчака - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 352с.

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. - 576с.

3. Андреев В. Д. Внутренний аудит: учебное пособие / В.Д. Андреев.-- М.: Финансы и статистика, 2003.-- 461с.

4. Анташов В.А, Уварова Г.В. Экономический советник менеджера. -

Мн.: 1996. - 347с.

5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 416с.: ил.

6. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. и д.р. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. - М.: Информационное агентство ИПБ - БИНФА, 2001. - 176с.

7. Богомолов, А. М. Внутренний аудит: Орг.и методика проведения: Метод. пособие / А.М.Богомолов, Н.А.Голощапов.-- М.: Экзамен, 2000.-- 190с.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Новодворского.-- М.: Инфра-М, 2003.-- 463с.

9. ГК РФ Полный текст (часть I, II, III) - М.: ИКФ «Экмос», 2002.

10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501с.

11. Гетьман В. Г. Реформирование бухгалтерского учёта в России и международный опыт - /В. Г. Гетьман // Международный бухгалтерский учёт. - 2003. - №9. - С. 2 - 10.

12. Гражданский кодекс РФ, принят Государственной думой 19 июля 2000 года. Одобрен советом Федерации 26 июля 2000 года. - Консультант плюс

13. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2003. - 336с.

14. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учебное пособие - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. - 240с.

15. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 512с.

16. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 768с.

17. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 284с.

18. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа. - М.: Юристъ, 2002. - 480с.

19. Международные стандарты финансовой отчётности / International Accouting Standards Comittee; Ред. Кол.: Бакаев А. С. и др. -: Аскери-АССА, 1999. - 1135 с.

20. Нещадин А.А., Вигдорчик Е.А. Комплексные рекомендации по реализации региональной промышленной политики в условиях кризиса. М.: «УРСС», 1999. - 303с.

21. Никитина С.В. Оценка чистых активов Акционерных обществ. // Бухгалтерский учет. - 2003, - №15. - с.73-75.

22. Николаева С. А. Международные и российские стандарты бухгалтерского учёта: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования. / С. А. Николаева, Г. А. Безрученко, А. А. Гандина - М.: Аналитика - Пресс, 2001. - 617 с.

23. Патров В.В, Быков В. А. Составление годовой бухгалтерской отчётности - / В. В. Патров, В. А. Быков// Бухгалтерский учёт. - 2009. - № 1. - С. 7- 11.

24. Пашигорева Г. И. Применение международных стандартов отчётности в России: Учебное пособие / Г. И. Пашигорева, В. И. Пилипенко - М.: Питер, 2003. - 174 с.

25. Подольский В. И. Аудит: Учебник / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова; Под ред. проф. В. И. Подольского.-- М.: Мастерство, 2002.-- 255с.

26. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-19). - 8-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 176с.

27. Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.1994г. № 498 (ред.03.10.2002)

28. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка отчетности руководителей Федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» от 04.10.1999г. № 1116.

29. Постановление Правительства РФ «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» от 30.10.1997г. № 1373.

30. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству «Об утверждении «методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» от 23.01.2001г. № 16.

31. Приказ Минэкономики РФ «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» от 01.10.1997г. № 118.

32. Приказ Минфина РФ № 10н, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» от 29.01.2003г.

33. Приказ Минфина РФ «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» от 28.06.2000г. № 60н.

34. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000г. № 4н.

35. Распоряжение Мингосимущества РФ «Методические указания по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» от 11.11.1999 № 1506 -р.

36. Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА - М, 1996. - 496с.

37. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. - 498с.

38. Селезнева И.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 479с.

39. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №196 - ФЗ. - Консультант плюс

40. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 333с.

41. Шеремет А.Д., Негашева Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 208с.

42. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 208с.

Раздаточный материал к выпускной квалификационной работе

на тему: «Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности»

(на материалах ООО «ИНДЕКС»)

44

77

Рис. 1.1. Виды деятельности ООО «ИНДЕКС»

Таблица 1.1. Горизонтальный анализ баланса организации (тыс. руб.)

Показатели

На начало 2009 г.

На конец 2009 г.

Отклоне-ния

(+;_)

Темпы роста, %

Актив

1 Внеоборотные активы

12

275

263

2291,67

2 Оборотные активы

23

170

147

739,13

Итого - баланс

35

445

410

1271,43

Пассив

3 Капитал и резервы

15

16

1

106,67

4 Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

5 Краткосрочные обязательства

20

429

409

2145,00

Итого - баланс

35

445

410

1271,43

Таблица 1.2. Вертикальный анализ баланса организации (тыс. руб.)

Показатели

На начало 2009 г.

На конец 2009 г.

Отклоне-ния в удельном весе, %

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

Актив

1 Внеоборотные активы

12

34,29

275

61,80

27,51

2 Оборотные активы

23

65,71

170

38,2

-27,51

Итог - баланс

35

100

445

100

Пассив

3 Капитал и резервы (собственный капитал)

15

42,86

16

3,59

-39,27

4 Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

5 Краткосрочные обязательства

20

57,14

429

96,41

39,27

Итог - баланс

35

100

445

100

Таблица 1.4. Абсолютные показатели, характеризующие ликвидность баланса организации на начало и конец 2009 года

Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало года

На конец года

Наиболее ликвидные активы (А1)

стр. 250+260

3

1

Наиболее срочные обязательства (П1)

стр. 620

-

13

Быстро реализуемые активы (А2) стр. 240

20

67

Краткосрочные пассивы (П2) стр. 610+630+

660

20

416

Медленно реализуемые активы (А3) стр. 210+220+230+270

-

102

Долгосрочные пассивы (П3) стр. 590+640+

650

-

-

Трудно реализуемые активы (А4) стр. 190

12

275

Постоянные пассивы (П4) стр. 490

15

16

Баланс

35

445

Баланс

35

445

Рис.2.1. Структура отчетности, формируемой в коммерческой организации

Таблица 2.3. Теоретические и практические причины, ограничивающие возможности применения МСФО

Теоретические причины

Практические причины

1.политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учёта и отчётности;

2.отсутствие механизма по приданию МСФО правового статуса в РФ;

3.отсутствие контроля за применением МСФО.

1. перестройка системы электронного ведения

учёта;

2. нехватка квалифицированных специалистов по применению МСФО и аудиторов отчётности, составленной по МСФО;

Таблица 3.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

1

2

3

4

1

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№119-ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон принят 07.08.2001

2

Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности. обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Разработано и утверждено 31 Федеральный стандарт аудиторской деятельности

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации и лицензировании аудиторской деятельности

3

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений

Разрабатываются аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями

4

Внутренние аудиторские стандарты

При проведении аудита сопутствующих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Рис. 3.1. Предполагаемая организационная структура внутреннего отдела аудита ООО «ИНДЕКС»

Рис. 3.2. Программа аудита и её составные элементы

Таблица 3.3. Программа проведения внутреннего аудита ООО «ИНДЕКС»

Название раздела аудита

Перечень аудиторских

процедур

Рабочие документы

аудитора

1

2

3

1. Аудит основных средств:

-аудит наличия и сохранности основных средств

-аудит движения основных средств

-аудит правильности начисления амортизации

2.Аудит материально-производственных запасов

Проверить: создание комиссии по приёмке основных средств, оформление договоров купли-продажи основных средств, правильность отражения первоначальной стоимости, организацию ведения синтетического и аналитического учёта в бухгалтерии, переоценку основных средств, результаты инвентаризации, отражение в отчётности наличия основных средств

Проверить: правильность отражения в бухгалтерском учёте взносов в уставный капитал, фактическое выбытие основных средств, отражение в отчётности выбытия основных средств

Проверить: ежемесячное начисление амортизации основных средств, объекты основных средств, по которым начисляется амортизация, срок, с которого начинается и заканчивается начисление амортизации, проверка отражения в отчётности начисленной амортизации

Проверить: наличие необходимых первичных документов по приходу и расходу материально-производственных запасов (далее МПЗ), соответствия данных, содержащихся в первичных документах и в регистрах учёта по счетам, сверка остатков по счетам с данными, содержащихся в инвентаризационных ведомостях; правильности формирования первоначальной стоимости МПЗ, правильности отражения в бухгалтерском учёте операций по реализации МПЗ, правомерности и последовательности в применении способа оценки МПЗ, правильности

Приказы, распоряжения, акты приёмки-передачи, инвентарные карточки, акты инвентаризации, первичные документы, учётная политика организации

Приказы, методики оценки, акты списания, протоколы собраний учредителей, Устав, формы отчётности

Расчёты, справки, регистры бухгалтерского учёта, протоколы, формы отчётности

Ведомости по учёту поступления, инструкции о приёмке материалов, книги санитарного состояния складов, карточки складского учёта, учётная политика, сводные ведомости по расходу материалов, регистры по учёту материалов, договора с материально-ответственными лицами

3. Аудит кассовых операций и операций по банковским счетам

4. Аудит расчётов с дебиторами и кредиторами

списания МПЗ в случае их порчи, недостачи, принятие мер по взысканию недостачи с виновных лиц; проведении инвентаризации материальных ценностей в сроки, установленные распорядительными документами, а также в случаях, когда проведение инвентаризации обязательно

Проверка: наличия необходимых первичных документов и правильность оформления первичной документации; своевременности проведения инвентаризации; соответствия данных, содержащихся в первичных документах и регистрах учёта; соответствия данных синтетического и аналитического учёта; соблюдения установленного банком лимита остатка денежных средств в кассе; соблюдения установленного предельного размера расчётов наличными между юридическими лицами; порядка ведения кассовой книги; наличия документов на открытие счёта; показателей формы № 4 с данными учётных регистров по счетам №50 и №51 и с показателем «Денежные средства» в бухгалтерском балансе.

Проверка: наличия необходимых первичных документов (договоров, расчётных документов, актов сверки расчётов, документы о проведении взаиморасчётов, акты приёмки-передачи векселей); соответствия данных первичных документов данным аналитического учёта; соответствия данных аналитического и синтетического учёта, бухгалтерской отчетности; правомерности и своевременности отражения в учёте прекращения обязательств неденежными формами расчётов; правомерности и своевременности списания дебиторской и кредиторской

Приходные и расходные кассовые ордера, акт ревизии кассы, договор с кассиром о полной материальной ответственности, кассовая книга

Регистры бухгалтерского учёта, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадёжной к взысканию

5.Аудит капитала

6. Аудит расходов

7. Аудит доходов

задолжностей; проведения инвентаризации расчётов согласно учётной политике или законодательству; принятии мер по взысканию

Проверка: государственной регистрации выпуска акций, соблюдения установленного законодательно минимального размера уставного капитала; правильности суммы дооценки (оценки) имущества и отражения её на счетах бухгалтерского учёта; соблюдения предусмотренного Уставом размера резервного капитала и правомерности использования этих средств; достоверности расчёта нераспределённой прибыли и отражения её на счетах бухгалтерского учёта.

Проверка: наличия необходимых первичных документов (накладные, счета, акты выполненных работ и услуг), правильности их оформления, соответствие договорным отношениям; соответствия данных, содержащихся в первичных документах и в регистрах учёта, соответствия данных синтетического и аналитического учёта данным бухгалтерской отчётности; правильности отражения произведённых затрат с точки зрения их временной определённости; правильности отражения расходов на счетах бухгалтерского учёта.

Проверка: наличия необходимых первичных документов и правильность их оформления; соответствия данных, содержащихся в первичных документах и в регистрах учёта; соответствия данных синтетического и аналитического учёта; правильности классификации доходов; правильности отражения доходов на счетах бухгалтерского учёта.

Свидетельство о государственной регистрации, бухгалтерская отчётность, Устав, Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности

Накладные, счета, акты выполненных работ, отчёт «О прибылях и убытках», учётная политика организации

Накладные, счета, акты выполненных работ, отчёт «О прибылях и убытках», учётная политика организации

8. Аудит соответствия бухгалтерской отчётности действующим нормам законодательства

Проверка: состава и содержания форм бухгалтерской отчётности; достоверности показателей отчётности; правильности оценки статей отчётности.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», Гражданский кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ, ПБУ 4/99, 1/98, бухгалтерская отчётность

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.