![]() |
РУБРИКИ |
Аудит |
РЕКЛАМА |
|
Аудит- невключение в состав основных средств объектов, фактически наличествующих на предприятии и используемых в производственном процессе. 5.2 Проверка нематериальных активов При проверке нематериальных активов аудитор должен руководствоваться следующими законодательными и нормативными актами: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (Приказ Минфина РФ №91н от 16.10.2000 г.); - Патентный Закон РФ от 23.09.1992 г.; - Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных от 23.09.1992 г.; - Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем от 23.09.1992 г.; - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету нематериальных активов (Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г.). При проведении аудиторской проверки нематериальных активов основными задачами являются необходимость удостоверения в: - Правильности отнесения активов к нематериальным; - Наличии документального оформления исключительных прав, деловой репутации, организационных расходов, являющихся объектами нематериальных активов (патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель; свидетельств на товарный знак, программу для ЭВМ; зарегистрированных договоров уступки патента, уступки товарного знака и т.д.); - Правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию нематериальных активов; - Правильности оценки первоначальной стоимости нематериальных активов; - Правильности определения срока полезного использования нематериальных активов и начисления амортизационных отчислений; - Последовательности применения учетной политики в отношении выбора начисления и отражения в учете амортизации нематериальных активов; - Ведении аналитического учета по отдельным объектам нематериальных активов; - Правильности отражения в бухгалтерской отчетности остаточной стоимости нематериальных активов, полноте и правильности раскрытия информации в отчетности. В числе документов, подлежащих проверке, должны быть следующие: - Документы, удостоверяющие право предприятия на объекты, отраженные в учете в качестве нематериальных (патенты на изобретение, промышленные образцы, полезные модели; свидетельства на товарные знаки, программы для ЭВМ; зарегистрированные договоры уступки патента, уступки товарного знака; договоры передачи имущественных прав на программу для ЭВМ и др.); - Журналы-ордера (при журнально-ордерной форме учета) №10, №13, ведомость №17; - Карточки учета нематериальных активов (форма НМА -1); - Карточки счетов, анализ счетов 04, 05 (при автоматизированном учете); - Акты инвентаризации нематериальных активов. Аудиторские процедуры, рекомендуемые для проверки нематериальных активов: - опрос; - просмотр документов, сравнение документов (взаимная проверка); - аналитические процедуры. Характерные ошибки и нарушения, связанные с оформлением и учетом операций с нематериальными активами обычно состоят в том, что: - происходит включение в состав нематериальных активов не исключительного права владельца, а иных объектов (например, права пользования и т.д.); - необоснованно определяется срок полезного использования; - начисляется амортизация с отнесением на себестоимость по нематериальным активам, не участвующим в производственном процессе. 5.3 Проверка материально-производственных запасов Законодательные и нормативные акты: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ №25н от 15.06.1998 г.); - Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и в организациях (Минфин СССР №166 от 30.09.1985 г.); - Инструкция о порядке учета тары-оборудования (Минфин СССР №127 от 30.09.1982 г.); - Инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС №100/П-9 от 24.05.1983 г.); - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов (Постановление Госкомстата РФ №132 от 25.12.1998 г.). Основные задачи проверки материально-производственных запасов сводятся к тому, чтобы аудитор смог убедиться в: - Отражении в учете всех материально-производственных запасов, перешедших в собственность организации; - Отражении на забалансовых счетах всех материально-производственных запасов, переданных организации во владение или пользование (на комиссию, хранение и т.д.); - Наличии в организации материально-производственных запасов, которые, согласно данным учета, должны быть в наличии; - Последовательности применения учетной политики в отношении выбранного метода учета материально-производственных запасов (по фактической себестоимости, по учетным ценам с использованием счетом 15 . 16); - Последовательности применения учетной политики в отношении метода отпуска материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости, себестоимости каждой единицы); - Последовательности применения учетной политики в части выбора единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов (номенклатурный номер, партия, однородная группа и пр.); - Правильности оценки фактической себестоимости материально-производственных запасов, в том числе при их приобретении, изготовлении их самой организацией, получении в качестве вклада в уставный капитал, получении безвозмездно, от выбытия основных средств, получении по договору мены, отпуске в производство или на сторону, списании; - Правильности оформления и отражения в учете операций по списанию материально-производственных запасов в случаи их порчи, недостачи, хищения и т.д.; - Правильности оформления и отражения в учете материалов, принятых или переданных на ответственное хранение; - Правильности оформления и отражения в учете операций по передаче материалов в переработку на сторону; - Соответствии данных складского учета данным бухгалтерского учета материально-производственных запасов; - Ведении аналитического учета по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.); - Наличии договоров о полной материальной ответственности с кладовщиками; - Правильности отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности стоимости учетных материально-производственных запасов. Для решения этих задач аудитором могут быть проверены следующие совокупности элементов (документов и натуральных единиц): - Фактически находящиеся в организации материально-производственные запасы (материалы и товары); - Журналы0ордера №10, 10а, 10-с, 10-н, 11, ведомости №10, 10а, 10-с, 11 (при журнально-ордерной форме учета); - Карточки и анализ счетов 10, 11, 14, 15, 16, 41, 42 (при автоматизированном учете); - Акты инвентаризации материально-производственных запасов; - Приходные ордера материалов (форма М-4); - Акты о приемке материалов (форма М-7); - Лимитно - заборные карты (форма М-8); - Требования-накладные на материалы (форма М-11); - Накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15); - Карточки учета материалов (форма М-17); - Акты оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств (форма М-35); - Акты о приемке товаров (форма ТОРГ-1-5); - Товарные накладные (формы ТОРГ-12, ТОРГ-13, ТОРГ-14); - Акты о порче товаров (форма ТОРГ-15); - Акты о списании товаров (форма ТОРГ-16); - Журнал учета товаров на складе (форма ТОРГ-18); - Товарный отчет (форма ТОРГ-29); - Ведомости учета выдачи спецодежды и спецобуви (форма МБ-8); - Договоры на приобретение материалов, передачу в переработку на сторону, передачу на ответственное хранение и пр. Рекомендуемые аудиторские процедуры: - инвентаризация материально-производственных запасов; - осмотр (обследование), лабораторный контроль (например, соответствия качества материалов установленным нормам, стандартам, требованиям); - технологический контроль (например, соответствия отпуска материалов в производство условиям технологического процесса); - опрос; - составление альтернативного баланса (прихода и расхода материалов); - просмотр документов, сравнение документов (встречная и взаимная проверка); - аналитические процедуры (например, сравнение отпуска материалов с нормативными данными, с аналогичными данными предыдущих периодов, анализ нетиповых корреспонденций счетов учета операций с материально-производственными запасами). Характерные ошибки, возникающие при учете материально-производственных сводятся к следующим: - невключение в стоимость материальных затрат, связанных с их заготовлением; - несоблюдение принятого в учетной политике способа списания материально-производственных запасов (например, учетной политикой предусмотрено списание по средней себестоимости, а на деле материалы списываются по стоимости последних закупок); - списание не оприходованных материалов (кредитовое сальдо на счете 10); - списание материалов, не предусмотренных сметой (чаще всего в строительстве); - несоответствие отражения передачи материалов в переработку на сторону условиям договора (например, договором подряда предусмотрено изготовление результата работ из материала заказчика, а передача материала осуществляется и отражается в учете); - несоответствие данных складского и бухгалтерского учета материально-производственных запасов; не проведение инвентаризации материально-производственных запасов. 5.4 Проверка формирования расходов Законодательные и нормативные акты, используемые аудитором при таких проверках: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ №33н от 06.05.1999 г.); - Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ №64н от 21.12.1998 г.); - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве (Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г.); - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте (Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г.); - Отраслевые документации (отраслевые инструкции) по составу затрат и калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг: § Предприятий, объединений и организаций отрасли «Электроэнергетика» Минтокэнерго РФ (Минтокэнерго РФ №05-05/2 от 07.01.1993 г.); § Предприятий основной эксплуатационной деятельности морского транспорта (Минтранс РФ №ВА-6/259 от 29.04.1994 г.); § Предприятий основной деятельности речного транспорта (Минтранс РФ №ВА-6/152 от 08.03.1993 г.); § Предприятий автомобильного транспорта (Минтранс РФ от 29.08.1995 г.); § Деятельности проектной и изыскательной для строительства (Госстрой РФ от 06.04.1994 г.); § Строительных работ (Минстрой РФ №ВЕ-11-260/7 от 04.12.1995 г.); § Научно-технической продукции (Миннауки РФ №ОР-22-2-46 от 15.06.1994 г.); § Предприятий торговли и общественного питания (Роскомторг №1-550/32-2 от 20.04.1995 г.); § Предприятий издательской деятельности (Минпечати РФ №259 от 28.12.1993 г.); § Организаций, занимающихся туристской деятельностью (Госкомфизкультуры и туризма РФ №402 от 04.12.1998 г.); § Жилищно-коммунального хозяйства (Госкомстрой РФ №9 от 23.02.1999 г.); § Сельского хозяйства (Минсельхоз РФ №П-4-24/2068 от 04.07.1996 г.); § Предприятий лесопромышленного комплекса (Рослеспром РФ от 19.10.1994 г.); - Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (Госстрой РФ №76 от 17.12.1999 г.); - Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (Минстрой РФ №ВЕ-29/12-347 от 20.03.2000 г.). Задачи, которые стоят перед аудитором, проверяющим расходы организации, сводятся к тому, чтобы проверить: - Обоснованность отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности, правильность отражения их в учете на счетах 20-29 (20-39),44 - Обоснованность отнесения расходов к прочим, правильность отражения их в учете на счете 91; - Обоснованность отнесения расходов к чрезвычайным, правильность отражения их в учете на счете 99; - Документальная подтвержденность обычных и прочих расходов первичными документами, соответствующими требованиями законодательных и нормативных актов РФ; - Последовательность применения учетной политики в отношении: выбранного метода определения расходов (по начислению, кассовый), списания общехозяйственных и коммерческих расходов, выбранной номенклатуры статей затрат, калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), определения стоимости незавершенного производства; - Обоснованность использования кассового метода учета расходов (при его применении), наличие факта оплаты расходов при отражении их на счете бухгалтерского учета; - Формирование обычных расходов по статьям затрат, установленным учетной политики (проверяется соответствие номенклатуры статей перечню, установленному соответствующими отраслевыми рекомендациями (отраслевой инструкцией); - Обоснованность и соответствие отраслевым рекомендациям калькуляции себестоимости продукции (работ. Услуг), определения стоимости незавершенного производства; - Обоснованность отнесения затрат к расходам будущих периодов, правильность определения периода, к которому они относятся, последовательность применения учетной политики в отношении их списания; - Обоснованность и правильность образования резервов расходов будущих периодов и их использования; - Соответствие отраженных в учете в составе прочих расходов штрафов, пеней, неустоек условиям договоров или решениям суда; - Своевременность и обоснованность списания на прочие расходы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания; - Ведение аналитического учета по видам затрат, видам выпускаемой продукции, подразделениям организации, статьям затрат; - Правильность отражения обычных и прочих расходов организации в бухгалтерской отчетности. Источниками информации при проверке расходов являются: - Сырье, материалы, полуфабрикаты, входящие в состав незавершенного производства; - Журнал-ордер №10 и ведомости №12-15 (при журнально-ордерном учете); - Карточки и анализ счетов 20-29 (20-39), 44, 91, 99 при автоматизированном учете; - Акты о приемке выполненных работ (ремонтно-строительных работ по форме КС-2 и КС-3); - Лимитно-заборные карты (форма М-8); - Требования-накладные (форма М-11); - Путевые листы (форма 3, 4-с,6); - Табели учета использования рабочего времени (форма Т-12, Т-13); - Расчетные ведомости (форма Т-51); - Авансовые отчеты (форма АО-1); - Документы, свидетельствующие о факте оказания услуг; - Акты инвентаризации; - Расчеты бухгалтерии; - Производственные планы, сметы, нормы и нормативны расхода сырья, материалов; - Договоры подряда, оказания услуг. Рекомендуемые для проверки расходов организации аудиторские процедуры: - инвентаризации (например, незавершенного производства); - осмотр и обследование (например, производственных участков, технологических цепочек и т.д.); - наблюдение (например, за технологическим процессом изготовления продукции); - контрольные замеры (например, фактического объема израсходованных материалов); - технологический контроль (например, осуществление контрольной операции), - лабораторный контроль (например, соответствия свойств израсходованных материалов установленным нормам, требованиям); - аналитические процедуры (например, сравнение отраженных в учете расходов, рентабельности с плановым, нормативными, среднеотраслевыми данными, данными предыдущих периодов), опрос, подтверждение, (например, от третьего лица о фактически выполненных для проверяемого предприятия работах); - просмотр документов, сравнение документов, пересчет арифметических расчетов бухгалтерии. Характерные ошибки и нарушения при учете расходов организации сводятся к: - отражению в учете расходов, не имеющих документального подтверждения (например, акта приемки-передачи результата выполненной работы); - списанию на расходы затрат, которые должны увеличивать стоимость основных средств (затраты на реконструкцию, модернизацию и пр.); - списанию на расходы затрат по выполненным для предприятия работам, оказанным услугам по договорам, которые могут быть признаны ничтожными (отсутствие государственной регистрации, отсутствие лицензии и пр.); - списанию на расходы будущих периодов авансов выданных (согласно ПБУ 10/99, выданные авансы не являются расходами организации); - списанию на расходы организации материалов по мере их приобретения, минуя счета запасов (например, канцтоваров на основе кассовых и товарных чеков, бензина на основе чеков АЗС и пр.); - списанию на расходы материалов по первичным документам, форма которых отлична от установленной Госкомстатом; - списанию на прочие расходы процентов по кредиту, использованному для выдачи аванса. 5.5 Проверка учета выпуска готовой продукции и товаров отгруженных Законодательные и нормативные акты: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); К задачам проверки учета выпуска готовой продукции может быть отнесена необходимость, удостоверения в: - Последовательности применения учетной политики в части порядка отражения готовой продукции (в учетных ценах с использованием счета 40 или фактической себестоимости); - Правильности калькуляции себестоимости готовой продукции и учета ее формирования; - Правильности формирования нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции и отражения ее в учете; - Обоснованности отражения готовой продукции на учете отгруженных товаров (соответствие такого отражения условиям договоров); - Правильности отражения в учете операций по формированию стоимости и списанию отгруженных товаров; - Ведении аналитического учета на счете 43 по местам хранения и отдельным видам готовой продукции, на счете 45 по местам нахождения и видам отгруженных товаров; - Правильности отражения готовой продукции и товаров отгруженных в бухгалтерской отчетности. Источниками информации в ходе такой проверки являются: - Совокупность объектов готовой продукции в местах хранения; - Журнал-ордер №11, ведомость №16 (при журнально-ордерном учете); - Карточки и анализ счетов 40, 43, 45 (при автоматизированном учете); - Расчеты бухгалтерии (калькуляции себестоимости готовой продукции); - Первичные документы на поступление на склад готовой продукции; - Товарные и товарно-транспортные накладные; - Акты инвентаризации; - Договоры (купли-продажи, поставки, мены, комиссии). Аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проверке учета выпуска продукции и отгруженных товаров: - инвентаризация (готовой продукции на складе); - осмотр, контрольные замеры, лабораторный контроль (например, соответствия свойств готовой продукции установленным нормам, требованиям и т.д.); - опрос, осмотр документов, сравнение документов. Характерные ошибки и нарушения при учете выпуска готовой продукции и отгруженных товаров: - несвоевременное списание отклонения фактической себестоимости готовой продукции от плановой (сальдо на счете 40 на отчетную дату); - отражение продукции на счете 45, в то время как, по условиям договора, выручка может быть признана; - отражение на счете 41 готовой продукции собственного изготовления, реализуемой в розницу. 5.6 Проверка формирования доходов Законодательные и нормативные акты: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ №64н от 21.12.1998 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ №32н от 06.05.1999 г.); - Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ №914 от 02.12.2000 г.); В ходе проверки формирования доходов предприятия аудитор должен удостовериться в: - Правильности определения предметов деятельности организации; - Последовательности применения учетной политики в отношении: 1. метода признания доходов (по начислению, кассовый); 2. признания поступлений доходами от обычных видов деятельности; 3. метода отражения финансового результата по договорам на капитальное строительство («Доход по стоимости работ по мере их готовности», «Доход по стоимости объекта строительствами»); 4. метода отражения доходов при выполнении работ долгосрочного характера (с использованием счета 46, без использования счета 46); - Обоснованности использования кассового метода учета доходов (при его применении), наличии факта оплаты доходов при их отражении в учете; - Полноте, своевременности и правильности отражения в бухгалтерском учете всех фактов продажи продукции, товаров, работ, услуг, являющимися предметом деятельности предприятия (доходов от обычных видов деятельности); - Соответствии признанных и отраженных в учете доходов от обычных видов деятельности условиям договоров с покупателями (заказчиками); - Правильности оценки доходов при исполнении обязательств неденежными средствами; - Обоснованности отнесения доходов к доходам будущих периодов, правильности определения периода, к которому они относятся; - Полноте, своевременности и правильности отражения в учете прочих и чрезвычайных доходов; - Соответствии отраженных в составе прочих доходов штрафов, пеней, неустоек условиям договоров или решениям суда; - Правильности оценки активов, полученных безвозмездно; - Своевременности и обоснованности включения в прочие доходы кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности; - Ведении аналитического учета по каждому виду обычных и прочих доходов; - Правильности отражения в бухгалтерской отчетности информации об обычных и прочих доходах и полноте ее раскрытия. Источниками информации для достижения такой цели являются: - Журнал-ордер №11, ведомость №16 (при журнально-ордерном учете); - Карточки и анализ счетов 90, 91, 98, 99 (при автоматизированном учете); - Товарные (форма ТОРГ-12. 13, 14) и товарно-транзитные накладные (форма 1-Т); - Накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15); - Акт на списание основных средств (форма ОС-4); - Акты приемки-передачи результатов выполненных работ; - Документы, свидетельствующие о факте оказания услуг; - Отчеты агента, комиссионера об отгрузке товаров комитента; - Уведомления участника, ведущего общие дела по совместной деятельности, о причитающейся участнику прибыли; - Решения суда о присуждении штрафов, пени, неустоек в пользу предприятия; - Счета-фактуры, выставленные покупателям; - Книга продаж; - Договоры с покупателями, заказчиками (купли-продажи, мены, подряда, оказания услуг и т.д.). При проверке формирования доходов могут быть использованы следующие аудиторские процедуры: - аналитические процедуры (например, сравнение выручки от продаж с плановыми, среднеотраслевыми данными, с данными предыдущих периодов и пр.); - опрос, подтверждение (например, 3-го лица об имевшем место факте отгрузки продукции); - просмотр документов, сравнение документов (например, взаимная проверка оборотов на счете 90/1 и итогов книги продаж); - пересчет арифметических расчетов (например, пересчет реализованного торгового наложения, определяемого расчетом). Характерные ошибки и нарушения, выявленные в ходе такой проверки, обычно сводятся к следующим: - неполное отражение фактов продаж (например, отпуск материалов работникам предприятия с последующим вычетом из зарплаты бухгалтер строительного предприятия отражал проводкой Д70 - К10); - несвоевременное признание доходов (например, при продаже продукции, реализуемой через комиссионера); - несоответствие друг другу различных учетных регистров (например, оборота счета 90/1 и итога книги продаж); - неотражение в составе прочих доходов прибыли, причитающейся по итогам выполнения договора о совместной деятельности. 5.7 Аудит денежных средств 5.7.1 Проверка кассовых операций Законодательные и нормативные акты, используемые аудитором в ходе проверки кассовых операций: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Порядок ведения кассовых операций в РФ (Решение совета директоров ЦБ РФ №40 от 22.09.1993 г.); - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций (Постановление Госкомстата РФ №88 от 18.08.1998 г.); - Закон РФ от 18.06.1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»; - «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (Указ Президента РФ №1006 от 23.05.1994 г.); - «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» (Указание ЦБ РФ №1050-У от 14.11.2001 г.) При проверке кассовых операций аудитор должен удостовериться в: - наличии в кассе денежных средств, денежных документов, отраженных в учете (и наоборот, полноте отражения в учете фактически наличествующих в кассе денежных средств и документов); - полноте и правильности оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации кассовых ордеров, платежных ведомостей, книги кассира-операциониста, заполнения всех установленных в них реквизитов; - соблюдении порядка выдачи денег по доверенности; - соблюдении установленного лимита хранения наличных денег в кассе; - соблюдении установленного порядка и лимита наличных расчетов с юридическими лицами; - наличии договора о полной материальной ответственности с кассиром предприятия; - применение контрольно-кассовых машин при наличных расчетах с населением; - правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций; - наличии в организации действующей системы проведения ревизии кассы. Источниками информации при проверке кассовых операций являются: - журнал-ордер №1 и ведомость №1 (при журнально-ордерном учете); - карточка и анализ счета 50 (при автоматизированном учете); - кассовая книга (форма КО-4); книга кассира-операциониста; приходные кассовые ордера (форма КО-1); расходные кассовые ордера (форма КО-2); - журнал регистрации кассовых ордеров (форма КО-3); - книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5); - акт инвентаризации наличия денежных средств (форма ИНВ-15); - инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма ИНВ-16); - платежные ведомости (форма Т-53); - расчетно-платежные ведомости (форма Т-49). Аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проверке кассовых операций: - инвентаризация кассы; - осмотр (обследование) помещения кассы; - контрольный замер (например, совершение контрольной закупки); - опрос, проверка соблюдения установленных на проверяемом предприятии правил (например, совершения некоторых кассовых операций); - просмотр документов, сравнение документов. Характерными ошибками и нарушениями при совершении кассовых операций обычно бывают следующие: - недостача или излишек денег в кассе; - несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных сумм; - подделка подписей в первичных документах (кассовых ордерах, платежных ведомостях); - незаполнение установленных реквизитов в кассовых документах; - превышение кассового лимита; - непроведение инвентаризации кассы; - прием наличных денег от населения без кассового аппарата; наличные расчеты с юридическими лицами свыше установленного предела. 5.7.2 Проверка операций по расчетным счетам При проведении такого рода проверки аудитор должен руководствоваться следующими законодательными и нормативными актами: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - «О безналичных расчетов в РФ» (Положение ЦБ РФ №2-П от 12.04.2001 г.) Задачами проверки операций по расчетным счетам является необходимость удостоверения в: - полноте выписок банка, первичных денежно-расчетных и платежных документов; - осуществлении денежно-расчетных операций по платежным документам, оформленным надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов; - соответствии денежно-расчетных документов (платежных поручений) платежным документам (счетам, счетам-фактурам); - наличии разрешительных подписей руководства на оплату платежных документов; - правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности операций по расчетным счетам; - наличии письменного уведомления налогового органа об открытии и закрытии банковских счетов в 10-дневный срок; - выявлении «ключевых по риску» денежно-расчетных операций (операций, составляющих учетные области с повышенным внутренним риском). Последняя задача является наиболее важной при проверке операций по расчетным счетам, так как ее выполнение позволяет достаточно быстро (вследствие наглядности экономической сути операций, отраженных денежно-расчетными документами) выявить учетные области с повышенным внутренним риском и сосредоточить на них внимание, например путем применения процедуры прослеживания документов. Источниками информации при проверке денежно-расчетных операций могут служить: - журнал-ордер №2 и ведомость №2 (при журнально-ордерном учете); - карточка и анализ счета 51 (при автоматизированном учете); - банковские выписки с расчетного счета; - первичные денежно-расчетные документы (поручения, требования-поручения, инкассовые требования, объявления на взнос наличными и др.); - первичные платежные документы (счета, счета-фактуры); - договоры банковских счетов. При проверке денежно-расчетных операций могут быть применены следующие аудиторские процедуры: - просмотр документов (сканирование и прослеживание), сравнение документов; - опрос, подтверждение (например, банка об остатке денежных средств на счете). Характерные ошибки и нарушения, выявленные в ходе такой проверки: - отсутствие выписок банка; - отсутствие денежно-расчетных документов (поручений); - отсутствие платежных документов (счетов, счетов-фактур); - отсутствие разрешений руководства на оплату платежных документов; - осуществление денежно-расчетных операций по платежным документам, оформленным с нарушением установленного порядка (оплата счета-фактуры несоответствующей формы, оплата счета, выписанного на другое лицо, оплата счета, выписанного с арифметическими ошибками, и т.д.); - оформление денежно-расчетных документов (поручений) с текстом, не соответствующим тексту платежных документов; - неуведомление налогового органа об открытии или закрытии счета в банке. 5.7.3 Проверка операций и иностранной валюте Законодательные и нормативные акты: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (Приказ Минфина РФ №2н от 10.01.2000 г.); - Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г.; - «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» (инструкция ЦБ РФ №7 от 29.06.1992 г.); - «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров» (Инструкция ЦБ РФ №86-И от 13.10.1999 г.); - «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (Инструкция ЦБ РФ №91-И от 04.10.2000 г.); - «О порядке проведения в РФ некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций» (Положение ЦБ РФ №39 от 24.04.1996 г.); - «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» (Положение ЦБ РФ №62 от 25.06.1997 г.); - «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортными операциям, проводимым резидентами РФ» (Положение ЦБ РФ №55-П от 01.09.1998 г.); - «О порядке проведения отдельных валютных операций» (Положение ЦБ РФ №93-П от 14.10.1999 г.); - « О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операций по этим счетам» (инструкция ЦБ РФ №93-И от 12.10.2000 г.); - «О порядке проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны СНГ» (Положение ЦБ РФ №142-П от 05.07.2001 г.); - «О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности» (Положение ЦБ РФ №157-П от 24.10.2001 г.); - «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ» (Указание ЦБ РФ №383-У от 20.10.1998 г.); - «О порядке покупки юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для целей осуществлений платежей по договорам об импорте товаров в РФ» (Указание ЦБ РФ №519-У от 22.03.1999 г.); - «Об уточнении порядка осуществления переводов в иностранной валюте с валютных счетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов» (Указание ЦБ РФ №535-У от 09.04.1999 г.); - «О проведении валютных операций, связанных с дарением и прощением долга» (Указание ЦБ РФ №611-У от 21.07.1999 г.); - «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций» (Указание ЦБ РФ №660-У от 08.10.1999 г.); - «О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности» (Указание ЦБ РФ №721-У от 30.12.1999 г.); - «О размере обязательной продажи валютной выручки» (Письмо ЦБ РФ №101-Т от 10.08.2001 г.); При проверке валютных операций аудитору необходимо удостовериться в: - соответствии совершенных валютных операций порядку, установленному действующими нормативными актами ЦБ РФ; - наличии лицензий ЦБ РФ в случае совершения валютных операций, связанных с движением капитала; - полноте поступления валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ; - правильности определения дат совершения операций и иностранной валюте; - точности пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли; - правильности отражения в учете курсовых разниц; - полноте и правильности формирования и раскрытия информации об операциях в иностранной валюте в бухгалтерской отчетности. Источниками информации в ходе этой проверки могут служить: - журналы-ордера и ведомости по счетам активов и обязательств в иностранной валюте (при журнально-ордерном учете); - карточки и анализ счетов активов и обязательств в иностранной валюте (при автоматизированном учете); - первичные документы по счетам активов и обязательств в иностранной валюте; - расчеты бухгалтерии (пересчет активов и обязательств, расчет курсовых разниц); - контракты с нерезидентами; - грузовые таможенные декларации. Рекомендуемые аудиторские процедуры: - просмотр документов, сравнение документов; - пересчет (например, курсовых разниц); - опрос, подтверждение (например, банка об остатке валютных средств на счете). Характерными ошибками и нарушениям, выявленными в ходе такой проверки, обычно бывают: - несоблюдение установленных сроков совершения валютных операций; - незачисление или неполное зачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках; - осуществление наличных расчетов с нерезидентами (например, нерезидент вносит или получает наличную рублевую сумму в кассу или из кассы предприятия); - неотражение в учете курсовых разниц на отчетную дату; - неправильное определение даты совершения операции в иностранной валюте. 5.8 Проверка расчетов с дебиторами и кредиторами Законодательные и нормативные акты: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - «Гражданский кодекс РФ», часть I от 30.11.1994 г.; - «Гражданский кодекс РФ», часть II от 26.01.1996 г.; - «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» (Указ Президента РФ №2204 от 20.12.1994 г.); - «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» (Постановление Правительства РФ №817 от 18.08.1995 г.); - «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ №142 от 31.10.1994 г.). В ходе проверки расчетов с дебиторами и кредиторами аудитор должен убедиться в: - Наличии договоров купли-продажи (мены) товаров, подряда, оказания услуг, соответствии их содержания и оформления требованиям Гражданского кодекса РФ; - Своевременности списания дебиторской задолженности, невозможной ко взысканию; дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности; задолженностей при совпадении дебитора и кредитора в одном лице; |
|
© 2007 |
|