РУБРИКИ

Аудит

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Аудит

- невключение в состав основных средств объектов, фактически наличествующих на предприятии и используемых в производственном процессе.

5.2 Проверка нематериальных активов

При проверке нематериальных активов аудитор должен руководствоваться следующими законодательными и нормативными актами:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (Приказ Минфина РФ №91н от 16.10.2000 г.);

- Патентный Закон РФ от 23.09.1992 г.;

- Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных от 23.09.1992 г.;

- Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем от 23.09.1992 г.;

- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету нематериальных активов (Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г.).

При проведении аудиторской проверки нематериальных активов основными задачами являются необходимость удостоверения в:

- Правильности отнесения активов к нематериальным;

- Наличии документального оформления исключительных прав, деловой репутации, организационных расходов, являющихся объектами нематериальных активов (патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель; свидетельств на товарный знак, программу для ЭВМ; зарегистрированных договоров уступки патента, уступки товарного знака и т.д.);

- Правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию нематериальных активов;

- Правильности оценки первоначальной стоимости нематериальных активов;

- Правильности определения срока полезного использования нематериальных активов и начисления амортизационных отчислений;

- Последовательности применения учетной политики в отношении выбора начисления и отражения в учете амортизации нематериальных активов;

- Ведении аналитического учета по отдельным объектам нематериальных активов;

- Правильности отражения в бухгалтерской отчетности остаточной стоимости нематериальных активов, полноте и правильности раскрытия информации в отчетности.

В числе документов, подлежащих проверке, должны быть следующие:

- Документы, удостоверяющие право предприятия на объекты, отраженные в учете в качестве нематериальных (патенты на изобретение, промышленные образцы, полезные модели; свидетельства на товарные знаки, программы для ЭВМ; зарегистрированные договоры уступки патента, уступки товарного знака; договоры передачи имущественных прав на программу для ЭВМ и др.);

- Журналы-ордера (при журнально-ордерной форме учета) №10, №13, ведомость №17;

- Карточки учета нематериальных активов (форма НМА -1);

- Карточки счетов, анализ счетов 04, 05 (при автоматизированном учете);

- Акты инвентаризации нематериальных активов.

Аудиторские процедуры, рекомендуемые для проверки нематериальных активов:

- опрос;

- просмотр документов, сравнение документов (взаимная проверка);

- аналитические процедуры.

Характерные ошибки и нарушения, связанные с оформлением и учетом операций с нематериальными активами обычно состоят в том, что:

- происходит включение в состав нематериальных активов не исключительного права владельца, а иных объектов (например, права пользования и т.д.);

- необоснованно определяется срок полезного использования;

- начисляется амортизация с отнесением на себестоимость по нематериальным активам, не участвующим в производственном процессе.

5.3 Проверка материально-производственных запасов

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ №25н от 15.06.1998 г.);

- Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и в организациях (Минфин СССР №166 от 30.09.1985 г.);

- Инструкция о порядке учета тары-оборудования (Минфин СССР №127 от 30.09.1982 г.);

- Инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС №100/П-9 от 24.05.1983 г.);

- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов (Постановление Госкомстата РФ №132 от 25.12.1998 г.).

Основные задачи проверки материально-производственных запасов сводятся к тому, чтобы аудитор смог убедиться в:

- Отражении в учете всех материально-производственных запасов, перешедших в собственность организации;

- Отражении на забалансовых счетах всех материально-производственных запасов, переданных организации во владение или пользование (на комиссию, хранение и т.д.);

- Наличии в организации материально-производственных запасов, которые, согласно данным учета, должны быть в наличии;

- Последовательности применения учетной политики в отношении выбранного метода учета материально-производственных запасов (по фактической себестоимости, по учетным ценам с использованием счетом 15 . 16);

- Последовательности применения учетной политики в отношении метода отпуска материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости, себестоимости каждой единицы);

- Последовательности применения учетной политики в части выбора единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов (номенклатурный номер, партия, однородная группа и пр.);

- Правильности оценки фактической себестоимости материально-производственных запасов, в том числе при их приобретении, изготовлении их самой организацией, получении в качестве вклада в уставный капитал, получении безвозмездно, от выбытия основных средств, получении по договору мены, отпуске в производство или на сторону, списании;

- Правильности оформления и отражения в учете операций по списанию материально-производственных запасов в случаи их порчи, недостачи, хищения и т.д.;

- Правильности оформления и отражения в учете материалов, принятых или переданных на ответственное хранение;

- Правильности оформления и отражения в учете операций по передаче материалов в переработку на сторону;

- Соответствии данных складского учета данным бухгалтерского учета материально-производственных запасов;

- Ведении аналитического учета по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.);

- Наличии договоров о полной материальной ответственности с кладовщиками;

- Правильности отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности стоимости учетных материально-производственных запасов.

Для решения этих задач аудитором могут быть проверены следующие совокупности элементов (документов и натуральных единиц):

- Фактически находящиеся в организации материально-производственные запасы (материалы и товары);

- Журналы0ордера №10, 10а, 10-с, 10-н, 11, ведомости №10, 10а, 10-с, 11 (при журнально-ордерной форме учета);

- Карточки и анализ счетов 10, 11, 14, 15, 16, 41, 42 (при автоматизированном учете);

- Акты инвентаризации материально-производственных запасов;

- Приходные ордера материалов (форма М-4);

- Акты о приемке материалов (форма М-7);

- Лимитно - заборные карты (форма М-8);

- Требования-накладные на материалы (форма М-11);

- Накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15);

- Карточки учета материалов (форма М-17);

- Акты оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств (форма М-35);

- Акты о приемке товаров (форма ТОРГ-1-5);

- Товарные накладные (формы ТОРГ-12, ТОРГ-13, ТОРГ-14);

- Акты о порче товаров (форма ТОРГ-15);

- Акты о списании товаров (форма ТОРГ-16);

- Журнал учета товаров на складе (форма ТОРГ-18);

- Товарный отчет (форма ТОРГ-29);

- Ведомости учета выдачи спецодежды и спецобуви (форма МБ-8);

- Договоры на приобретение материалов, передачу в переработку на сторону, передачу на ответственное хранение и пр.

Рекомендуемые аудиторские процедуры:

- инвентаризация материально-производственных запасов;

- осмотр (обследование), лабораторный контроль (например, соответствия качества материалов установленным нормам, стандартам, требованиям);

- технологический контроль (например, соответствия отпуска материалов в производство условиям технологического процесса);

- опрос;

- составление альтернативного баланса (прихода и расхода материалов);

- просмотр документов, сравнение документов (встречная и взаимная проверка);

- аналитические процедуры (например, сравнение отпуска материалов с нормативными данными, с аналогичными данными предыдущих периодов, анализ нетиповых корреспонденций счетов учета операций с материально-производственными запасами).

Характерные ошибки, возникающие при учете материально-производственных сводятся к следующим:

- невключение в стоимость материальных затрат, связанных с их заготовлением;

- несоблюдение принятого в учетной политике способа списания материально-производственных запасов (например, учетной политикой предусмотрено списание по средней себестоимости, а на деле материалы списываются по стоимости последних закупок);

- списание не оприходованных материалов (кредитовое сальдо на счете 10);

- списание материалов, не предусмотренных сметой (чаще всего в строительстве);

- несоответствие отражения передачи материалов в переработку на сторону условиям договора (например, договором подряда предусмотрено изготовление результата работ из материала заказчика, а передача материала осуществляется и отражается в учете);

- несоответствие данных складского и бухгалтерского учета материально-производственных запасов; не проведение инвентаризации материально-производственных запасов.

5.4 Проверка формирования расходов

Законодательные и нормативные акты, используемые аудитором при таких проверках:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ №33н от 06.05.1999 г.);

- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ №64н от 21.12.1998 г.);

- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве (Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г.);

- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте (Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г.);

- Отраслевые документации (отраслевые инструкции) по составу затрат и калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг:

§ Предприятий, объединений и организаций отрасли «Электроэнергетика» Минтокэнерго РФ (Минтокэнерго РФ №05-05/2 от 07.01.1993 г.);

§ Предприятий основной эксплуатационной деятельности морского транспорта (Минтранс РФ №ВА-6/259 от 29.04.1994 г.);

§ Предприятий основной деятельности речного транспорта (Минтранс РФ №ВА-6/152 от 08.03.1993 г.);

§ Предприятий автомобильного транспорта (Минтранс РФ от 29.08.1995 г.);

§ Деятельности проектной и изыскательной для строительства (Госстрой РФ от 06.04.1994 г.);

§ Строительных работ (Минстрой РФ №ВЕ-11-260/7 от 04.12.1995 г.);

§ Научно-технической продукции (Миннауки РФ №ОР-22-2-46 от 15.06.1994 г.);

§ Предприятий торговли и общественного питания (Роскомторг №1-550/32-2 от 20.04.1995 г.);

§ Предприятий издательской деятельности (Минпечати РФ №259 от 28.12.1993 г.);

§ Организаций, занимающихся туристской деятельностью (Госкомфизкультуры и туризма РФ №402 от 04.12.1998 г.);

§ Жилищно-коммунального хозяйства (Госкомстрой РФ №9 от 23.02.1999 г.);

§ Сельского хозяйства (Минсельхоз РФ №П-4-24/2068 от 04.07.1996 г.);

§ Предприятий лесопромышленного комплекса (Рослеспром РФ от 19.10.1994 г.);

- Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (Госстрой РФ №76 от 17.12.1999 г.);

- Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (Минстрой РФ №ВЕ-29/12-347 от 20.03.2000 г.).

Задачи, которые стоят перед аудитором, проверяющим расходы организации, сводятся к тому, чтобы проверить:

- Обоснованность отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности, правильность отражения их в учете на счетах 20-29 (20-39),44

- Обоснованность отнесения расходов к прочим, правильность отражения их в учете на счете 91;

- Обоснованность отнесения расходов к чрезвычайным, правильность отражения их в учете на счете 99;

- Документальная подтвержденность обычных и прочих расходов первичными документами, соответствующими требованиями законодательных и нормативных актов РФ;

- Последовательность применения учетной политики в отношении: выбранного метода определения расходов (по начислению, кассовый), списания общехозяйственных и коммерческих расходов, выбранной номенклатуры статей затрат, калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), определения стоимости незавершенного производства;

- Обоснованность использования кассового метода учета расходов (при его применении), наличие факта оплаты расходов при отражении их на счете бухгалтерского учета;

- Формирование обычных расходов по статьям затрат, установленным учетной политики (проверяется соответствие номенклатуры статей перечню, установленному соответствующими отраслевыми рекомендациями (отраслевой инструкцией);

- Обоснованность и соответствие отраслевым рекомендациям калькуляции себестоимости продукции (работ. Услуг), определения стоимости незавершенного производства;

- Обоснованность отнесения затрат к расходам будущих периодов, правильность определения периода, к которому они относятся, последовательность применения учетной политики в отношении их списания;

- Обоснованность и правильность образования резервов расходов будущих периодов и их использования;

- Соответствие отраженных в учете в составе прочих расходов штрафов, пеней, неустоек условиям договоров или решениям суда;

- Своевременность и обоснованность списания на прочие расходы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания;

- Ведение аналитического учета по видам затрат, видам выпускаемой продукции, подразделениям организации, статьям затрат;

- Правильность отражения обычных и прочих расходов организации в бухгалтерской отчетности.

Источниками информации при проверке расходов являются:

- Сырье, материалы, полуфабрикаты, входящие в состав незавершенного производства;

- Журнал-ордер №10 и ведомости №12-15 (при журнально-ордерном учете);

- Карточки и анализ счетов 20-29 (20-39), 44, 91, 99 при автоматизированном учете;

- Акты о приемке выполненных работ (ремонтно-строительных работ по форме КС-2 и КС-3);

- Лимитно-заборные карты (форма М-8);

- Требования-накладные (форма М-11);

- Путевые листы (форма 3, 4-с,6);

- Табели учета использования рабочего времени (форма Т-12, Т-13);

- Расчетные ведомости (форма Т-51);

- Авансовые отчеты (форма АО-1);

- Документы, свидетельствующие о факте оказания услуг;

- Акты инвентаризации;

- Расчеты бухгалтерии;

- Производственные планы, сметы, нормы и нормативны расхода сырья, материалов;

- Договоры подряда, оказания услуг.

Рекомендуемые для проверки расходов организации аудиторские процедуры:

- инвентаризации (например, незавершенного производства);

- осмотр и обследование (например, производственных участков, технологических цепочек и т.д.);

- наблюдение (например, за технологическим процессом изготовления продукции);

- контрольные замеры (например, фактического объема израсходованных материалов);

- технологический контроль (например, осуществление контрольной операции),

- лабораторный контроль (например, соответствия свойств израсходованных материалов установленным нормам, требованиям);

- аналитические процедуры (например, сравнение отраженных в учете расходов, рентабельности с плановым, нормативными, среднеотраслевыми данными, данными предыдущих периодов), опрос, подтверждение, (например, от третьего лица о фактически выполненных для проверяемого предприятия работах);

- просмотр документов, сравнение документов, пересчет арифметических расчетов бухгалтерии.

Характерные ошибки и нарушения при учете расходов организации сводятся к:

- отражению в учете расходов, не имеющих документального подтверждения (например, акта приемки-передачи результата выполненной работы);

- списанию на расходы затрат, которые должны увеличивать стоимость основных средств (затраты на реконструкцию, модернизацию и пр.);

- списанию на расходы затрат по выполненным для предприятия работам, оказанным услугам по договорам, которые могут быть признаны ничтожными (отсутствие государственной регистрации, отсутствие лицензии и пр.);

- списанию на расходы будущих периодов авансов выданных (согласно ПБУ 10/99, выданные авансы не являются расходами организации);

- списанию на расходы организации материалов по мере их приобретения, минуя счета запасов (например, канцтоваров на основе кассовых и товарных чеков, бензина на основе чеков АЗС и пр.);

- списанию на расходы материалов по первичным документам, форма которых отлична от установленной Госкомстатом;

- списанию на прочие расходы процентов по кредиту, использованному для выдачи аванса.

5.5 Проверка учета выпуска готовой продукции и товаров отгруженных

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

К задачам проверки учета выпуска готовой продукции может быть отнесена необходимость, удостоверения в:

- Последовательности применения учетной политики в части порядка отражения готовой продукции (в учетных ценах с использованием счета 40 или фактической себестоимости);

- Правильности калькуляции себестоимости готовой продукции и учета ее формирования;

- Правильности формирования нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции и отражения ее в учете;

- Обоснованности отражения готовой продукции на учете отгруженных товаров (соответствие такого отражения условиям договоров);

- Правильности отражения в учете операций по формированию стоимости и списанию отгруженных товаров;

- Ведении аналитического учета на счете 43 по местам хранения и отдельным видам готовой продукции, на счете 45 по местам нахождения и видам отгруженных товаров;

- Правильности отражения готовой продукции и товаров отгруженных в бухгалтерской отчетности.

Источниками информации в ходе такой проверки являются:

- Совокупность объектов готовой продукции в местах хранения;

- Журнал-ордер №11, ведомость №16 (при журнально-ордерном учете);

- Карточки и анализ счетов 40, 43, 45 (при автоматизированном учете);

- Расчеты бухгалтерии (калькуляции себестоимости готовой продукции);

- Первичные документы на поступление на склад готовой продукции;

- Товарные и товарно-транспортные накладные;

- Акты инвентаризации;

- Договоры (купли-продажи, поставки, мены, комиссии).

Аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проверке учета выпуска продукции и отгруженных товаров:

- инвентаризация (готовой продукции на складе);

- осмотр, контрольные замеры, лабораторный контроль (например, соответствия свойств готовой продукции установленным нормам, требованиям и т.д.);

- опрос, осмотр документов, сравнение документов.

Характерные ошибки и нарушения при учете выпуска готовой продукции и отгруженных товаров:

- несвоевременное списание отклонения фактической себестоимости готовой продукции от плановой (сальдо на счете 40 на отчетную дату);

- отражение продукции на счете 45, в то время как, по условиям договора, выручка может быть признана;

- отражение на счете 41 готовой продукции собственного изготовления, реализуемой в розницу.

5.6 Проверка формирования доходов

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ №64н от 21.12.1998 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ №32н от 06.05.1999 г.);

- Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ №914 от 02.12.2000 г.);

В ходе проверки формирования доходов предприятия аудитор должен удостовериться в:

- Правильности определения предметов деятельности организации;

- Последовательности применения учетной политики в отношении:

1. метода признания доходов (по начислению, кассовый);

2. признания поступлений доходами от обычных видов деятельности;

3. метода отражения финансового результата по договорам на капитальное строительство («Доход по стоимости работ по мере их готовности», «Доход по стоимости объекта строительствами»);

4. метода отражения доходов при выполнении работ долгосрочного характера (с использованием счета 46, без использования счета 46);

- Обоснованности использования кассового метода учета доходов (при его применении), наличии факта оплаты доходов при их отражении в учете;

- Полноте, своевременности и правильности отражения в бухгалтерском учете всех фактов продажи продукции, товаров, работ, услуг, являющимися предметом деятельности предприятия (доходов от обычных видов деятельности);

- Соответствии признанных и отраженных в учете доходов от обычных видов деятельности условиям договоров с покупателями (заказчиками);

- Правильности оценки доходов при исполнении обязательств неденежными средствами;

- Обоснованности отнесения доходов к доходам будущих периодов, правильности определения периода, к которому они относятся;

- Полноте, своевременности и правильности отражения в учете прочих и чрезвычайных доходов;

- Соответствии отраженных в составе прочих доходов штрафов, пеней, неустоек условиям договоров или решениям суда;

- Правильности оценки активов, полученных безвозмездно;

- Своевременности и обоснованности включения в прочие доходы кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности;

- Ведении аналитического учета по каждому виду обычных и прочих доходов;

- Правильности отражения в бухгалтерской отчетности информации об обычных и прочих доходах и полноте ее раскрытия.

Источниками информации для достижения такой цели являются:

- Журнал-ордер №11, ведомость №16 (при журнально-ордерном учете);

- Карточки и анализ счетов 90, 91, 98, 99 (при автоматизированном учете);

- Товарные (форма ТОРГ-12. 13, 14) и товарно-транзитные накладные (форма 1-Т);

- Накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15);

- Акт на списание основных средств (форма ОС-4);

- Акты приемки-передачи результатов выполненных работ;

- Документы, свидетельствующие о факте оказания услуг;

- Отчеты агента, комиссионера об отгрузке товаров комитента;

- Уведомления участника, ведущего общие дела по совместной деятельности, о причитающейся участнику прибыли;

- Решения суда о присуждении штрафов, пени, неустоек в пользу предприятия;

- Счета-фактуры, выставленные покупателям;

- Книга продаж;

- Договоры с покупателями, заказчиками (купли-продажи, мены, подряда, оказания услуг и т.д.).

При проверке формирования доходов могут быть использованы следующие аудиторские процедуры:

- аналитические процедуры (например, сравнение выручки от продаж с плановыми, среднеотраслевыми данными, с данными предыдущих периодов и пр.);

- опрос, подтверждение (например, 3-го лица об имевшем место факте отгрузки продукции);

- просмотр документов, сравнение документов (например, взаимная проверка оборотов на счете 90/1 и итогов книги продаж);

- пересчет арифметических расчетов (например, пересчет реализованного торгового наложения, определяемого расчетом).

Характерные ошибки и нарушения, выявленные в ходе такой проверки, обычно сводятся к следующим:

- неполное отражение фактов продаж (например, отпуск материалов работникам предприятия с последующим вычетом из зарплаты бухгалтер строительного предприятия отражал проводкой Д70 - К10);

- несвоевременное признание доходов (например, при продаже продукции, реализуемой через комиссионера);

- несоответствие друг другу различных учетных регистров (например, оборота счета 90/1 и итога книги продаж);

- неотражение в составе прочих доходов прибыли, причитающейся по итогам выполнения договора о совместной деятельности.

5.7 Аудит денежных средств

5.7.1 Проверка кассовых операций

Законодательные и нормативные акты, используемые аудитором в ходе проверки кассовых операций:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Порядок ведения кассовых операций в РФ (Решение совета директоров ЦБ РФ №40 от 22.09.1993 г.);

- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций (Постановление Госкомстата РФ №88 от 18.08.1998 г.);

- Закон РФ от 18.06.1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»;

- «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (Указ Президента РФ №1006 от 23.05.1994 г.);

- «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» (Указание ЦБ РФ №1050-У от 14.11.2001 г.)

При проверке кассовых операций аудитор должен удостовериться в:

- наличии в кассе денежных средств, денежных документов, отраженных в учете (и наоборот, полноте отражения в учете фактически наличествующих в кассе денежных средств и документов);

- полноте и правильности оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации кассовых ордеров, платежных ведомостей, книги кассира-операциониста, заполнения всех установленных в них реквизитов;

- соблюдении порядка выдачи денег по доверенности;

- соблюдении установленного лимита хранения наличных денег в кассе;

- соблюдении установленного порядка и лимита наличных расчетов с юридическими лицами;

- наличии договора о полной материальной ответственности с кассиром предприятия;

- применение контрольно-кассовых машин при наличных расчетах с населением;

- правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций;

- наличии в организации действующей системы проведения ревизии кассы.

Источниками информации при проверке кассовых операций являются:

- журнал-ордер №1 и ведомость №1 (при журнально-ордерном учете);

- карточка и анализ счета 50 (при автоматизированном учете);

- кассовая книга (форма КО-4); книга кассира-операциониста; приходные кассовые ордера (форма КО-1); расходные кассовые ордера (форма КО-2);

- журнал регистрации кассовых ордеров (форма КО-3);

- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5);

- акт инвентаризации наличия денежных средств (форма ИНВ-15);

- инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма ИНВ-16);

- платежные ведомости (форма Т-53);

- расчетно-платежные ведомости (форма Т-49).

Аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проверке кассовых операций:

- инвентаризация кассы;

- осмотр (обследование) помещения кассы;

- контрольный замер (например, совершение контрольной закупки);

- опрос, проверка соблюдения установленных на проверяемом предприятии правил (например, совершения некоторых кассовых операций);

- просмотр документов, сравнение документов.

Характерными ошибками и нарушениями при совершении кассовых операций обычно бывают следующие:

- недостача или излишек денег в кассе;

- несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных сумм;

- подделка подписей в первичных документах (кассовых ордерах, платежных ведомостях);

- незаполнение установленных реквизитов в кассовых документах;

- превышение кассового лимита;

- непроведение инвентаризации кассы;

- прием наличных денег от населения без кассового аппарата; наличные расчеты с юридическими лицами свыше установленного предела.

5.7.2 Проверка операций по расчетным счетам

При проведении такого рода проверки аудитор должен руководствоваться следующими законодательными и нормативными актами:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- «О безналичных расчетов в РФ» (Положение ЦБ РФ №2-П от 12.04.2001 г.)

Задачами проверки операций по расчетным счетам является необходимость удостоверения в:

- полноте выписок банка, первичных денежно-расчетных и платежных документов;

- осуществлении денежно-расчетных операций по платежным документам, оформленным надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов;

- соответствии денежно-расчетных документов (платежных поручений) платежным документам (счетам, счетам-фактурам);

- наличии разрешительных подписей руководства на оплату платежных документов;

- правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности операций по расчетным счетам;

- наличии письменного уведомления налогового органа об открытии и закрытии банковских счетов в 10-дневный срок;

- выявлении «ключевых по риску» денежно-расчетных операций (операций, составляющих учетные области с повышенным внутренним риском).

Последняя задача является наиболее важной при проверке операций по расчетным счетам, так как ее выполнение позволяет достаточно быстро (вследствие наглядности экономической сути операций, отраженных денежно-расчетными документами) выявить учетные области с повышенным внутренним риском и сосредоточить на них внимание, например путем применения процедуры прослеживания документов.

Источниками информации при проверке денежно-расчетных операций могут служить:

- журнал-ордер №2 и ведомость №2 (при журнально-ордерном учете);

- карточка и анализ счета 51 (при автоматизированном учете);

- банковские выписки с расчетного счета;

- первичные денежно-расчетные документы (поручения, требования-поручения, инкассовые требования, объявления на взнос наличными и др.);

- первичные платежные документы (счета, счета-фактуры);

- договоры банковских счетов.

При проверке денежно-расчетных операций могут быть применены следующие аудиторские процедуры:

- просмотр документов (сканирование и прослеживание), сравнение документов;

- опрос, подтверждение (например, банка об остатке денежных средств на счете).

Характерные ошибки и нарушения, выявленные в ходе такой проверки:

- отсутствие выписок банка;

- отсутствие денежно-расчетных документов (поручений);

- отсутствие платежных документов (счетов, счетов-фактур);

- отсутствие разрешений руководства на оплату платежных документов;

- осуществление денежно-расчетных операций по платежным документам, оформленным с нарушением установленного порядка (оплата счета-фактуры несоответствующей формы, оплата счета, выписанного на другое лицо, оплата счета, выписанного с арифметическими ошибками, и т.д.);

- оформление денежно-расчетных документов (поручений) с текстом, не соответствующим тексту платежных документов;

- неуведомление налогового органа об открытии или закрытии счета в банке.

5.7.3 Проверка операций и иностранной валюте

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (Приказ Минфина РФ №2н от 10.01.2000 г.);

- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г.;

- «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» (инструкция ЦБ РФ №7 от 29.06.1992 г.);

- «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров» (Инструкция ЦБ РФ №86-И от 13.10.1999 г.);

- «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (Инструкция ЦБ РФ №91-И от 04.10.2000 г.);

- «О порядке проведения в РФ некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций» (Положение ЦБ РФ №39 от 24.04.1996 г.);

- «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» (Положение ЦБ РФ №62 от 25.06.1997 г.);

- «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортными операциям, проводимым резидентами РФ» (Положение ЦБ РФ №55-П от 01.09.1998 г.);

- «О порядке проведения отдельных валютных операций» (Положение ЦБ РФ №93-П от 14.10.1999 г.);

- « О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операций по этим счетам» (инструкция ЦБ РФ №93-И от 12.10.2000 г.);

- «О порядке проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны СНГ» (Положение ЦБ РФ №142-П от 05.07.2001 г.);

- «О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности» (Положение ЦБ РФ №157-П от 24.10.2001 г.);

- «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ» (Указание ЦБ РФ №383-У от 20.10.1998 г.);

- «О порядке покупки юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для целей осуществлений платежей по договорам об импорте товаров в РФ» (Указание ЦБ РФ №519-У от 22.03.1999 г.);

- «Об уточнении порядка осуществления переводов в иностранной валюте с валютных счетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов» (Указание ЦБ РФ №535-У от 09.04.1999 г.);

- «О проведении валютных операций, связанных с дарением и прощением долга» (Указание ЦБ РФ №611-У от 21.07.1999 г.);

- «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций» (Указание ЦБ РФ №660-У от 08.10.1999 г.);

- «О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности» (Указание ЦБ РФ №721-У от 30.12.1999 г.);

- «О размере обязательной продажи валютной выручки» (Письмо ЦБ РФ №101-Т от 10.08.2001 г.);

При проверке валютных операций аудитору необходимо удостовериться в:

- соответствии совершенных валютных операций порядку, установленному действующими нормативными актами ЦБ РФ;

- наличии лицензий ЦБ РФ в случае совершения валютных операций, связанных с движением капитала;

- полноте поступления валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ;

- правильности определения дат совершения операций и иностранной валюте;

- точности пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли;

- правильности отражения в учете курсовых разниц;

- полноте и правильности формирования и раскрытия информации об операциях в иностранной валюте в бухгалтерской отчетности.

Источниками информации в ходе этой проверки могут служить:

- журналы-ордера и ведомости по счетам активов и обязательств в иностранной валюте (при журнально-ордерном учете);

- карточки и анализ счетов активов и обязательств в иностранной валюте (при автоматизированном учете);

- первичные документы по счетам активов и обязательств в иностранной валюте;

- расчеты бухгалтерии (пересчет активов и обязательств, расчет курсовых разниц);

- контракты с нерезидентами;

- грузовые таможенные декларации.

Рекомендуемые аудиторские процедуры:

- просмотр документов, сравнение документов;

- пересчет (например, курсовых разниц);

- опрос, подтверждение (например, банка об остатке валютных средств на счете).

Характерными ошибками и нарушениям, выявленными в ходе такой проверки, обычно бывают:

- несоблюдение установленных сроков совершения валютных операций;

- незачисление или неполное зачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках;

- осуществление наличных расчетов с нерезидентами (например, нерезидент вносит или получает наличную рублевую сумму в кассу или из кассы предприятия);

- неотражение в учете курсовых разниц на отчетную дату;

- неправильное определение даты совершения операции в иностранной валюте.

5.8 Проверка расчетов с дебиторами и кредиторами

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- «Гражданский кодекс РФ», часть I от 30.11.1994 г.;

- «Гражданский кодекс РФ», часть II от 26.01.1996 г.;

- «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» (Указ Президента РФ №2204 от 20.12.1994 г.);

- «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» (Постановление Правительства РФ №817 от 18.08.1995 г.);

- «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ №142 от 31.10.1994 г.).

В ходе проверки расчетов с дебиторами и кредиторами аудитор должен убедиться в:

- Наличии договоров купли-продажи (мены) товаров, подряда, оказания услуг, соответствии их содержания и оформления требованиям Гражданского кодекса РФ;

- Своевременности списания дебиторской задолженности, невозможной ко взысканию; дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности; задолженностей при совпадении дебитора и кредитора в одном лице;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.