РУБРИКИ

Аудит

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Аудит

- Своевременности и правильности отражения на расчетах с поставщиками и подрядчиками сумм по претензиям;

- Обоснованности оценки сумм, отраженных на расчетах с поставщиками и подрядчиками за неотфактурованные поставки;

- Своевременности и полноте проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами;

- Правильности формирования резерва по сомнительным долгам;

- Ведении аналитического учета по каждому дебитору и кредитору, каждому выданному и полученному векселю;

- Правильности отражения информации о расчетах с дебиторами и кредиторами в бухгалтерской отчетности;

Источники информации в ходе проверки следующие:

- Журнал-ордер №6, ведомости №5-7 (при журнально-ордерном учете);

- Карточки и анализ счетов 60, 62, 76 (при автоматизированном учете);

- Счета, счета-фактуры;

- Книга покупок, книга продаж;

- Договоры купли-продажи, мены, подряда, оказания услуг; претензионные письма, акты инвентаризации (сверок) расчетов.

При проверке расчетов с дебиторами и кредиторами могут быть использованы следующие аудиторские процедуры:

- Опрос;

- подтверждение (например, третьих лиц о фактическом размере задолженности);

- просмотр документов, сравнение документов.

Характерными ошибками в учете расчетов с дебиторами и кредиторами являются:

- несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

- непроведение инвентаризации (сверки) расчетов;

- несоответствие ГК РФ договоров с дебиторами и кредиторами.

5.9 Проверка расчетов с подотчетными лицами

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Порядок ведения кассовых операций в РФ (Решение Совета Директоров Банка России №40 от 22.09.1993 г.);

- «О служебных командировках в пределах СССР» (Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС №62 от 07.04.1998 г.);

- правила об условиях труда советских работников за границей (Постановление Госкомтруда СССР №365 от 25.12.1974 г.);

- «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» (Приказ Минфина РФ №51н от 11.07.2001 г.);

- «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ» (Приказ Минфина РФ №49н от 06.07.2001 г.);

- «О размерах выплат суточных при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран» (Письмо Минфина РФ №110 от 27.12.1996 г.);

- «О порядке выплаты суточных работникам, направляемым в краткосрочные командировки за границу» (Письмо Минтруда РФ, Минфина РФ №1037-ИХ от 17.05.1996 г.);

- «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» (Письмо Минфина РФ №34 от 29.03.1996 г.);

- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплате (Постановление Госкомстата РФ №136 от 29.12.2000 г.).

В ходе проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен убедиться в:

- Наличии оснований для выдачи денежных сумм под отчет (приказы директора, заявления работников с разрешительной подписью);

- Отсутствии выдачи подотчетных сумм лицам, не отчитавшимся за подотчетные суммы, выданные ранее;

- Правильности оформления авансовых отчетов и своевременности представления их в бухгалтерию;

- Полноте приложенных к авансовым отчетам первичных документов и соответствии их нормативным требованиям;

- При командировках в пределах РФ - в наличии командировочного удостоверения с отметками прибытия-убытия и правильности его оформления;

- При командировках за границу - в наличии приказа о командировании, наличии копии странички загранпаспорта с отметками пограничной службы о пересечении границы;

- Правильности возмещения командировочных расходов (при командировках в пределах РФ-суточных, проезда, проживания; при командировках за границу - суточных, проезда, проживания, провоза багажа до 30 кг, получения загранпаспорта и виз, комиссионных банка при конвертации валюты);

- Полноте, своевременности и правильности возврата в кассу неизрасходованных подотчетных сумм;

- Правильности отражения в учете списания подотчетных сумм с подотчетных лиц;

- Ведении аналитического учета в разрезе каждого подотчетного лица;

- Правильности отражения в бухгалтерской отчетности задолженностей по расчетам с подотчетными лицами.

Источники информации:

- Журнал-ордер №7 (при журнально-ордерном учете);

- Карточки и анализ счета 71 (при автоматизированном учете);

- Авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами (кассовыми и товарными чеками, квитанциями к приходным ордерам и т.д.);

- Командировочные удостоверения (форма Т-10);

- Приказы о выдаче денег под отчет, о направлении в командировку (форма Т-9);

- Служебные задания на командирования и отчеты об их выполнении (форма Т-10а).

При проверке расчетов с подотчетными лицами могут быть использованы следующие процедуры:

- аналитические процедуры;

- опрос;

- просмотр документов, сравнение документов.

Ошибки и нарушения в учете расчетов с подотчетными лицами многообразны. Наиболее характерны из них следующие:

- выдача подотчетных сумм без оснований (приказа или разрешительной подписи директора);

- выдача подотчетных сумм лицам, не являющимся работниками организации;

- выдача подотчетных сумм лицам, не отчитавшимся за ранее полученные суммы;

- систематическая выдача подотчетных сумм без производственной необходимости с последующим возвратом их в кассу;

- неистребование денежных сумм с подотчетных лиц, не отчитавшимся в установленный срок;

- списание подотчетных сумм по первичным документам неустановленной формы, неправильно оформленным;

- списание при отсутствии первичных документов;

- отсутствие командировочных удостоверений;

- отсутствие в командировочных удостоверениях отметок «прибыл-убыл»;

- несоответсвие маршрута командирования, длительности пребывания в командировке данным, указанным в удостоверении;

- возмещение командировочных расходов сверх установленных норм без основания (приказа директора);

- возмещение в составе командировочных расходов сумм, не предусмотренных действующими нормативными актами (например, затрат по проезду на внутригородском транспорте и т.д.).

5.10 Проверка расчетов по оплате труда и исчисления налога на доходы физических лиц

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г.;

- Положение об условиях работы по совместительству (Постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, ВЦСПС №81/604-К-3/6-84 от 09.03.1989 г.);

- Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (постановление Госкомтруда СССР №252 от 02.08.1985 г.);

- «О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 гг.» (Постановление Минтруда РФ №38 от 17.05.2000 г.);

- Нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории РФ (Постановление Минтруда РФ №51 от 29.06.1994 г.);

- Положение о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций, учреждений РФ, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах (Постановление Минтруда РФ №56 от 15.07.1994 г.);

- Порядок начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) (Постановление Минтруда РФ №49 от 11.09.1995 г.);

- Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда (Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС №731/П-13 от 16.12.1987 г.);

- Инструкция о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС №273/П-20 от 21.11.1975 г.);

- Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Постановление Минтруда РФ №51 от 18.12.1998 г.);

- Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применению труда лиц моложе восемнадцати лет (Постановление Правительства РФ №163 от 25.02.2000 г.);

- Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями руда, при выполнении которых запрещается применение труд женщин (Постановление Правительства РФ №162 от 25.02.2000 г.);

- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (Постановление Госкомстата РФ №135 от 29.12.2000 г.);

- «Налоговый кодекс РФ», часть I от 31.07.1998 г.;

- «Налоговый кодекс РФ», часть II от 05.08.2000 г.(глава 23) ;

- Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ (Приказ МНС РФ №БГ-3-08/41 от 29.11.2000 г.);

- Формы отчетности по налогу на доходы физических лиц (Приказ МНС РФ №БГ-3-04/458 от 30.10.2001 г.);

- Перечни медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. №201).

Задачи проверки расчетов по оплате труда:

- Соблюдение требований законодательных и нормативных актов о труде при расчетах с работниками;

- Наличии системных документов, связанных с оплатой труда (положение по оплате труда, положение по премированию, трудовые договоры, штатное расписание, приказы, личные карточки, табели, лицевые счета и т.д.), и соответствие их установленным требованиям;

- Правильность начислений по оплате труда (в том числе законодательно установленных доплат и выплат - за работу в ночное время, праздничные дни, сверхурочно, за простой и т.д.) и соответствие их законодательным и нормативным актам, а также системным документам;

- Правильность исчисления удержаний из заработной платы (за исключением налога на доходы физических лиц), производимых в соответствии с действующим законодательством (погашение задолженности по авансам по подотчетным суммам, алименты, возмещение материального ущерба и т.д.);

- Своевременность осуществления выплат по оплате труд и депонирования не выплаченных в срок сумм;

- Ведение аналитического учета расчетов по оплате труда по каждому работнику;

- Правильности отражения в бухгалтерской отчетности задолженности по оплате труда.

Задачи проверки исчисления налога на доходы физических лиц:

- Правильность определения налоговой базы налога на доходы физических лиц по каждому виду дохода, облагаемому по своей ставке;

- Обоснованность невключения в налоговую базу доходов, освобождаемых от налогообложения;

- Правильность применения налоговой ставки (13, 35, 30,6%);

- Правильность исчисления суммы налога на доходы физических лиц организацией как налоговым агентом и отражения ее в учете;

- Своевременность извещения налогового органа о невозможности удержания налога с налогоплательщика;

- Своевременность уплаты налога на доходы физических лиц организацией как налоговым агентом;

- Ведение налогового учета доходов, полученных налогоплательщиками, в порядке, установленном МНС РФ;

- Своевременность представления в налоговый орган сведений о доходах, полученных работниками организации;

- Правильность уплаты налога на доходы физических лиц по месту нахождения обособленных подразделений;

- Наличие инвентаризации (сверки) расчетов по налогу на доходы физических лиц;

- Соответствие учетных данных о задолженности по налогу на доходы физических лиц по данным инвентаризации (сверки).

Источники информации при проверке оплаты труда:

- Журнал-ордер №10, ведомость №8 (при журнально-ордерном учете);

- Карточки и анализ счетов 70, 76/4, 68 (при автоматизированном учете);

- Расчетные, расчетно-платежые и платежные ведомости (форма Т-12, Т-13);

- Трудовые договоры (форма ТД-1) и коллективный договор;

- Трудовые книжки;

- Приказы о приеме на работу (форма Т-1);

- Личные карточки (форма Т-2);

- Штатное расписание (форма Т-3);

- Приказы о предоставлении отпуска (форма Т-6);

- График отпусков (форма Т-7);

- Приказы о прекращении действия трудовых договоров (форма Т-8);

- Системные документы (положение об оплате труда, о премировании и др.).

Источники информации и при проверке исчисления налога на доходы физических лиц:

- Налоговые карточки (форма №1-НДФЛ);

- Сведения о доходах налогоплательщиков (форма №2-НДФЛ).

Рекомендуемые аудиторские процедуры при проверке расчетов по оплате труда и исчислению подоходного налога:

- аналитические процедуры (например, сравнение данных различных периодов, анализ соотношений данных - начисленной оплаты труда и исчисленного налога на доходы физических лиц и т.д.);

- опрос;

- просмотр документов, сравнение документов.

Ошибки и нарушения в учете оплаты труда и при исчислении налога на доходы физических лиц встречаются не часто и в основном сводятся к следующим:

- отсутствие системных документов (положения об оплате труда, положения о премировании, штатного расписания, трудовых договоров, лицевых счетов и т.д.);

- несоответствие формы и содержания системных и первичных документов (трудовых договоров, расчетных ведомостей, приказов и т.д.) установленным требованиям;

- несоблюдение требований трудового законодательства (неоплата сверхурочных, предоставление отпуска продолжительностью менее установленной, неоплата вынужденного простоя, невыплата заработной платы и т.д.).

5.11 Проверка исчисления и уплаты единого социального налога

(ЕСН) и страхового взноса в Пенсионный фонд РФ

Законодательные и нормативные акты:

- Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г.;

- Налоговый кодекс РФ, часть II от 05.08.2000 г. (глава 24);

- Перечень товаров, при реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (Постановление Правительства РФ № 884 от 22.11.2000 г.);

- Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (Приказ МНС РФ №БГ-3-07/465 от 29.11.2000 г.;

- Форма налоговой декларации по единому социальному налогу (Приказ МНС РФ №БГ-3-05/573 от 27.12.2001 г.);

- Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу (Приказ МНС РФ №БГ-3-05/45 от 31.01.2002 г.);

- Формы расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и порядок их заполнения (Приказ МНС РФ №БГ-3-05/49 от 01.02.2002 г.);

- Форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядок ее заполнения (Приказ МНС РФ №БГ-3-05/91 от 21.02.2002 г.);

- «О пособиях по государственному социальному страхованию» (Постановление Совета Министров СССР, ВЦСПС № 191 от 23.02.1984 г.);

- Инструкция о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования (Постановление ФСС РФ № 64 от 16.02.2001 г.);

- Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (Постановление ФСС РФ № 113 от 30.11.2000 г.);

- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г.

Задачи проверки, полнота определения налоговой базы по ЕСН (выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, с которыми у организации заключены договоры: трудовые, гражданско-правовые на выполнение работ, оказание услуг, авторские):

- Обоснованность невключения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;

- Обоснованность применения налоговых льгот по ЕСН; правильность применения налоговой ставки и исчисления ЕСН;

- Правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- Обоснованность и правильность уменьшения ЕСН в части, уплачиваемой в Фонд социального страхования РФ, на суммы производственных расходов, и в части, уплачиваемой в федеральный бюджет РФ, на суммы начисленных страховых взносов;

- Своевременность и правильность уплаты ЕСН и страхового взноса;

- Правильность заполнения налоговой декларации по ЕСН и декларации по страховым взносам и своевременность предоставления их в налоговый орган;

- Своевременность предоставления отчета в Фонд социального страхования РФ и сведений в Пенсионный фонд РФ;

- Ведение налогового учета сумм начисленного ЕСН и сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;

- Наличие инвентаризации (сверки) расчетов по ЕСН и страховым взносам с налоговым органом;

- Соответствие отраженной в отчетности задолженности по ЕСН и страховым взносам данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Источники информации:

- Налоговые декларации по ЕСН;

- Декларации по страховым взносам;

- Расчеты по авансовым платежам ЕСН и страховых взносов;

- Расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования (форма №4-ФСС РФ);

- Индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и сумм начисленного ЕСН;

- Журнал-ордер №10 (при журнально-ордерном учете);

- Карточка и анализ счета 69 (при автоматизированном учете).

Рекомендуемые аудиторские процедуры:

- аналитические процедуры (например, сравнение начисленных сумм ЕСН и начисленных выплат и вознаграждений в пользу работников),

- опрос, подтверждение (например, от налогового органа о фактической задолженности по налогу),

- просмотр документов, сравнение документов, пересчет арифметических расчетов бухгалтерии.

Характерные ошибки при начислении ЕСН:

- невключение в налоговую базу денежных выплат работникам, предусмотренных трудовым или коллективным договором (например, премий к юбилейным датам);

- невключение в налоговую базу выплат работникам в натуральной форме, предусмотренных трудовым или коллективным договором (например, предоставление служебного питания работникам предприятия общепита - кафе, ресторанов, столовых);

- невключение в налоговую базу выплат по гражданско-правовым договорам, предметов которых является оказание услуг.

5.12 Проверка учета займов и кредитов

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат на по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (Приказ Минфина РФ №60н от 20.08.2001.);

- «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по вексельному и денежному кредиту …» (Письмо Минфина РФ №3-Е2-8 от 12.11.1996 г.).

Задачи в ходе такой проверки сводятся к тому, чтобы аудитор убедился в:

- правильности отражения в учете получения и возврата займов и кредитов, в том числе вексельных;

- правильности формирования и учета затрат, связанных с получением и использованием кредитов и займов, выпуском и размещением заемных обязательств;

- обоснованности включения затрат, связанных с получением кредитов и займов, в текущие расходы, в стоимость инвестиционного актива, в стоимость материально-производственных запасов;

- соответствии условиям договора начисления процентов и отражения их в учете;

- правильности учета процентов (дисконта) по выданным заемным обязательствам;

- точности расчета средневзвешенной ставки (в случае ее определения);

- правильности отражения заемных обязательств и полноте раскрытия информации в бухгалтерской отчетности;

- своевременности проведения инвентаризации (сверки) заемных обязательств;

- ведении аналитического учета по заимодавцам и кредиторам, отдельным займам и кредитам.

Источники информации:

- журнал-ордер №4 (при журнально-ордерном учете);

- карточка и анализ счетов 66 и 67 (при автоматизированном учете);

- договоры займа и кредита.

Рекомендуемые аудиторские процедуры:

- отнесение процентов не на операционные расходы, а на расходы по обычным видам деятельности;

- отнесение на текущие расходы процентов по кредиту, полученному для приобретения инвестиционного актива;

- отнесение процентов по кредиту на стоимость материально-производственных запасов после их оприходования.

5.13 Проверка формирований уставного капитала и расчетов с

учредителями

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г.;

- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 г.

Задачи проверки:

- Соответствие суммы уставного капитала, отраженного в учете и отчетности, учредительным документам;

- Соответствие вкладов учредителей способу формирования уставного капитала, предусмотренного учредительными документами;

- Своевременность формирования уставного капитала;

- Правильность и соответствие начисления и выплаты дивидендов решениям учредителей;

- Правильность отражения в бухгалтерской отчетности данных по формированию уставного капитала и расчетам с учредителями.

Источники информации:

- Журнал-ордер №8, №12 (при журнально-ордерном учете);

- Карточка и анализ счетов 75, 80 (при автоматизированном учете);

- Учредительные документы предприятия (устав, учредительный договор);

- Протоколы собрания учредителей.

Рекомендуемые процедуры:

- опрос,

- просмотр документов, сравнение документов.

Характерные ошибки:

- несоответствие уставного капитала, предусмотренного уставом, отраженному в учете;

- несвоевременность формирования (несформированность) уставного капитала;

- формирование уставного капитала иным способом, чем это предусмотрено учредительными документами.

5.14 Проверка формирования показателей бухгалтерской отчетности

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ №43н от 06.07.1999 г.);

- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (Приказ Минфина РФ №60н от 28.06.2000 г.);

- «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Приказ Минфина РФ №4н от 13.01.2000 г.);

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Методическими рекомендациями Минфина РФ в состав годовой бухгалтерской отчетности, которую проверяет аудитор, входят:

- бухгалтерский баланс (форма №1);

- отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- отчет об изменении капитала (форма №3);

- отчет о движении денежных средств (форма №4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

- отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6 - для некоммерческих организаций);

- пояснительная записка.

Достоверность данных, отраженных в форме №1 и форме №2, удостоверяется в ходе проверок соответствующих сегментов аудита (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т.д.).

Вместе с тем бухгалтерская отчетность является самостоятельным сегментом аудита, поскольку в ПБУ 4/99 и в Методических рекомендациях выдвинут ряд требований именно к ней.

Исходя из анализа указанных требований, могут быть сформулированы следующие задачи проверки бухгалтерской отчетности как самостоятельного сегмента аудита:

- включение в бухгалтерскую отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;

- соответствие данных бухгалтерской отчетности данным учетных регистров и инвентаризации (эта задача решается в ходе проверки соответствующих сегментов аудита);

- полнота раскрытия информации о данных бухгалтерской отчетности, приведенной в пояснительной записке; соответствие этого раскрытия требованиям ПБУ 4/99;

- соблюдение взаимоувязки форм бухгалтерской отчетности.

Источниками информации при проверке этого сегмента являются формы №1, №2 и др.

процедуры, которые при этом могут быть использованы: просмотр документов, сравнение документов.

5.15 Проверка системных документов

Под системными документами понимаются те, которые не относятся к первичным, учетным регистрам, налоговым декларациям, но являются той системной основой, на которой формируются учетные и налоговые документы. К системным документам могут быть отнесены:

- учредительные документы организации (устав, учредительный договор);

- свидетельства (о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, о регистрации выпуска акций и т.д.);

- лицензии;

- внутрифирменные положения (о документообороте, об обособленных подразделениях, об оплате труда и др.);

- приказы руководства;

- реестр акционеров;

- протоколы собрания акционеров (участников);

- протоколы заседаний совета директоров;

- трудовые договоры с работниками;

- гражданско-правовые договоры с физическими и юридическими лицами;

- акты инвентаризации активов и акты сверок обязательств;

- прочие.

К системным документам может быть отнесена и учетная политика организации, но ввиду важности этого документа для результатов аудита в целом проверка его выделена в отдельный сегмент.

Практически все перечисленные выше системные документы включены в ходе проверок отдельных сегментов аудита (например, устав организации при проверке формирования уставного капитала, гражданско-правовые договоры при проверке расчетов с дебиторами и кредиторами и т.д.).

Но, тем не менее законодательными и нормативными актами РФ установлен ряд специфических требований к оформлению системных документов, несоблюдение которых может повлечь за собой неприятные для организации последствия (например, несоответствие договора требованиям ГК РФ может повлечь его недействительность, а значит и неправомерность предъявления бюджету НДС, уплаченного по такому договору).

Поэтому перечисленные выше системные документы целесообразно выделить в отдельный сегмент для их проверки на предмет соответствия установленным к ним требованиям.

Упомянутые требования к системным документам установлены следующими законодательными и нормативными актами:

- Гражданский кодекс РФ, часть I от 30.11.1994 г.;

- Гражданский кодекс РФ, частьII от 26.01.1996 г.;

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г.;

- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 г.;

- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 г.;

- Федеральный закон «О производственных кооперативах» №41-ФЗ от 08.05.2002 г.;

- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» «128-ФЗ от 08.08.2001 г.;

- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04.1996 г.;

- Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г.;

- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г.;

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» «129-ФЗ от 21.11.1996 г.

Задачи проверки системных документов могут быть сформулированы следующим образом:

- Соответствие устава и учредительного договора предприятия требованиям Федеральных законов («Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах» и пр.);

- Наличие свидетельств, лицензий, необходимость которых обусловлена требованиям Федеральных законов («О лицензировании отдельных видов деятельности», «О рынке ценных бумаг» и пр.);

- Соответствие оформления и содержания договоров (трудовых и гражданских) требованиям Кодекса законов о труде и Гражданского кодекса РФ;

- Соответствие ведения реестра акционеров требованиям закона РФ «Об акционерных обществах»;

- Соответствие прочих системных документов требованиям законодательных актов РФ.

При проверке системных документов могут быть использоваться такие аудиторские процедуры, как просмотр документов и сравнение документов.

В качестве характерных ошибок при составлении системных документов могут быть указаны следующие:

- несоответствие системных документов требованиям законодательных актов (чаще всего это несоответствие содержания гражданско-правовых договоров требованиям ГК РФ);

- отсутствие системных документов (например, отсутствие свидетельства о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, отсутствие свидетельства о регистрации выпуска акций в ЗАО, отсутствие трудовых договоров с работниками и т.д.).

5.16 Проверка учетной политики

Нормативный акт:

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ №60н от 09.12.1998 г.)

Задачами проверки является необходимость удостоверения в:

- соответствии учетной политики организации требованиям ПБУ 1/98, в частности, наличии в учетной политике следующих моментов:

а) рабочего плана счетов;

б) форм первичных учетных документов, по которым Госкомстатом не установлены типовые формы;

в) форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

г) порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;

д) методов оценки активов и обязательств;

е) правил документооборота;

ж) порядка контроля за хозяйственными операциями;

- Обеспечении учетной политикой установленных ПБУ 1/98 принципов (полноты, своевременности, непротиворечивости, рациональности, приоритета содержания перед формой);

- Неизменности принципов учетной политики в течение отчетного периода;

- Полноте раскрытия в учетной политике избранных способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решения пользователем бухгалтерской отчетности (способ амортизации основных средств, оценка производственных запасов, оценка незавершенного производства, признание доходов и расходов малыми предприятиями и т.д.)

Источником информации при проверке данного сегмента является приказ по учетной политике.

Аудиторская процедура - просмотр данного документа.

5.17 Проверка исчисления и уплаты налогов

5.17.1 Проверка исчисления и уплаты НДС

Законодательные и нормативные акты:

- Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г.;

- Налоговый кодекс РФ, часть II от 05.08.2000 г. (глава 21);

- Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (Приказ МНС РФ № БГ-3-03/447 от 20.12.2000 г.);

- Формы деклараций по налогу на добавленную стоимость (Приказ МНС РФ от 26.12.2001 г. № БГ-3-03/572);

- Инструкция по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость (Приказ МНС РФ от 21.01.2002 г. № БГ-3-03/25);

- «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами» (Письмо Минфина РФ №96 от 12.11.1996 г.);

- Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (постановление Правительство РФ № 914 от 02.12.2000 г.);

- «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ» (Постановление Правительства РФ № 806 от 18.10.2000 г.);

- Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 884 от 22.11.2000 г.);

- Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 998 от 21.12.2000 г.);

- «О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей» (Постановление Правительства РФ № 1033 от 30.12.2000 г.);

- Перечень медицинских услуг, оказываемых расселению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 г.);

- Порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемой по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (Постановление Правительства РФ № 602 от 21.08.2001 г.);

- Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС (Постановление Правительства РФ № 240 от 28.03.2001 г.);

- Перечень предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация которых освобождает от обложения НДС (Постановление Правительства РФ № 251 от 31.03.2001 г.);

- Перечень похоронных принадлежностей, реализация которых освобождает от обложения НДС (Постановление Правительства РФ № 567 от 31.07.2001 г.);

- Перечень важнейших и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС (Постановление Правительства РФ № 19 от 17.01.2002 г.);

- «О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» (приказ МНС РФ № БГ-3-03/461 от 27.12.2000 г.).

Задачи проверки:

- полнота определения объектов налогообложения (реализация товаров, работ, услуг; передача товаров, работ, услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров в РФ);

- обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей обложения НДС;

- соответствие операций, освобожденных от обложения от обложения НДС, перечням, установленным НК РФ, наличие соответствующих лицензий;

- ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобожденных от обложения НДС;

- последовательность применения учетной политики в отношении такого раздельного учета;

- обоснованность определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг безвозмездно, с оплатой неденежными средствами, по срочным сделкам, при реализации зависимым лицам, при реализации по ценам, различающимся более чем на 20%;

- правильность определения налоговой баз при производстве товаров из давальческого сырья;

- правильность определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, передачи товаров, работ, услуг для собственных нужд;

- правильность определения налоговой базы предприятием, выступающим в качестве налогового агента;

- полнота включения в налоговую базу денежных сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (авансов, процентов, дисконта и пр.);

- правильность применения налоговой ставки (0, 10, 18, 9,09, 16,67%);

- соответствии операций, по которым применены ставки 0% и 10%, перечням, установленным НК РФ;

- своевременность и полнота включения в налоговую базу операций, облагаемых по ставке 0%, в случае непредставления в налоговый орган установленных документов в течение 180 дней;

- правильность определения даты реализации товаров, работ, услуг; выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления; передачи товаров, работ, услуг для собственных нужд;

- последовательность применения учетной политики в отношении способа определения даты реализации товаров, работ, услуг (по отгрузке, по оплате);

- соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок, установленному НК РФ и Постановлением Правительства РФ № 914;

- правильность отнесения НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам, на затраты по производству и реализации продукции; правильность применения налоговых вычетов (неприменение налоговых вычетов в отношении операций, не включаемых в объект налогообложения);

- подтвержденность налоговых вычетов установленными документами (счетами-фактурами, денежными документами);

- правильность заполнения налоговых деклараций, соответствие приведенных в них данных данным книг продаж и покупок; а также данным учетных регистров;

- своевременность уплаты налога и представления налоговых деклараций;

- правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

- правильность отражения в учете сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

- своевременность и правильность отражения в учете сумм налога, зачтенных налоговым органом на уплату недоимок, пени, штрафных санкций и др.;

- своевременность проведения инвентаризации (сверки) с налоговым органом по расчетам по НДС;

- соответствие отраженной в бухгалтерской отчетности задолженности по НДС данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Источники информации при проверке расчетов по НДС:

- счета-фактуры, составленные организацией и выставленные покупателям, заказчикам;

- счета-фактуры, полученные от продавцов, исполнителей;

- журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

- книга продаж;

- книга покупок;

- налоговые декларации по НДС;

- карточка и анализ счетов 19, 68 субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при автоматизированном учете).

Аудиторские процедуры, рекомендуемые к применению при проверке расчетов по НДС:

- аналитические процедуры (например, анализ отношения начисленного НДС и объема реализации, анализ отношения НДС, предъявленного к вычету, и оплаченной кредиторской задолженности и пр.),

- опрос, подтверждение (например, третьего лица о постановке его на учет в налоговом органе),

- просмотр документов,

- пересчет (например, расчета отношения облагаемые и необлагаемых оборотов для распределения общехозяйственных расходов).

Ошибки и нарушения при исчислении НДС весьма часты вследствие сложности этого налога. К наиболее характерным из них могут быть отнесены:

- невключение в объект налогообложения некоторых операций (выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд);

- вычет сумм налога, уплаченного за товары, работы, услуги, которые отнесены (списаны) на операции, не являющиеся объектами налогообложения (списание вследствие порчи, хищения, недостачи; списание материальных ценностей, вкладываемых в уставный капитал другой организации; списание материальных ценностей, вносимых в совместную деятельность); - вычет сумм НДС по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, по которым не осуществлена фактическая их оплата (например, в оплату товаров передан вексель, полученный от заказчика работ в качестве аванса;

- вычет сумм НДС по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, по которым отсутствует документальное подтверждение фактической оплаты;

- неправомерное использование налоговых льгот; неправильное заполнение налоговых деклараций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.