РУБРИКИ

Бухгалтерская отчётность предприятия

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Бухгалтерская отчётность предприятия

Бухгалтерская отчётность предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учёт - это язык бизнеса. Если бизнес осуществляется в рамках отдельно взятого предприятия, то данные бухгалтерского учёта используются для потребностей внутреннего менеджмента в процессе принятия управленческих решений. Поэтому невозможно переоценить значение полной и достоверной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия при решении текущих и перспективных хозяйственных проблем. Для принятия правильных управленческих решений даже на уровне предприятия должны использоваться данные, которые соответствуют определённым правилам, требованиям и нормам, что является понятным и принятым для пользователей. С этой целью важно введение финансовой отчётности с внедрением в практику национальных Положений (стандартов) бухгалтерского учёта. Данное введение требует определения и изучения системы показателей, которые характеризуют финансово- экономическую деятельность предприятий в условиях хозяйствования, а также алгоритма их расчётов, потому что финансовая отчётность должна обнародоваться для внешних пользователей.

Темой магистерской работы является «Состав, значение и пути совершенствования бухгалтерской отчётности предприятий АПК на примере агроформирований Раздольненского района АРК». Изучение этой темы играет большую роль в закреплении теоретических знаний, в выработке навыков организации составления финансовой отчётности, а также в разработке мероприятий по её совершенствованию.

Методика экономического анализа и контроля финансовой отчётности необходима для выявления степени сбалансированности движения между материальными и финансовыми ресурсами, а также для оценки правильности использования денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала.

Рассмотрением данного вопроса занимались многие аспиранты, академики, доктора экономических наук, такие как Вейцман Н.Р., Бутынец Ф.Ф., Аллахов Б.В. Анализ их публикаций показал, что в настоящее время на предприятиях уделено большое внимание контролю и анализу финансовой отчётности, её составлению, поскольку она содержит информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств за отчётный период. Их труды являлись предпосылкой для написания магистерской работы.

Цель исследования состоит в изучении состава бухгалтерской отчетности, определении её значения в агроформированиях Раздольненского района и путей совершенствования; закреплении теоретических знаний по данному вопросу, а также в определении значения её для дальнейшей деятельности предприятий Раздольненского района.

Задачами исследования является следующее:

· исследовать экономическую сущность и роль бухгалтерской отчётности в современных рыночных условиях;

· изучить особенность представления бухгалтерской отчётности в агроформированиях Раздольненского района;

· изучить формы ведения бухгалтерского учета на предприятиях Раздольненского района;

· разработать предложения по совершенствованию ведения учёта в сельскохозяйственных предприятиях и их структурных подразделениях;

· усовершенствовать систему регистров бухгалтерского учёта сельскохозяйственного предприятия, которая позволит формировать данные, необходимые для обоснования управленческих решений и подготовки отчётности;

Решение вышеперечисленных задач позволяет в полном объёме разработать методику данного исследования.

Объектом исследования являются агроформирования Раздольненского района, а предметом исследования является организация бухгалтерской отчётности.

При проведении исследований по данной теме магистерской работы были использованы следующие приёмы и методы:

· расчётно-аналитические;

· экономико-математические методы;

· документальные приёмы, а именно: информационное моделирование, нормативно- правовое регулирование, метод аналитических таблиц.

Источниками информации для данного исследования послужили планы развития и годовые отчёты предприятий Раздольненского района за 2004-2006гг., учебники и учебные пособия, содержащие информацию по организации составления и представления финансовой отчётности, основные экономические показатели; регистры синтетического и аналитического учета; сводные статистические данные по регионам Крыма, первичные и сводные документы по учёту расчётов, задолженности, обязательств, а также постановления и законодательные акты правительства Украины.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

1.1 Виды и содержание бухгалтерской отчётности

Финансовая отчётность определена П(С)БУ 1 как бухгалтерская отчётность, которая отображает финансовое состояние предприятия и результаты его деятельности за отчётный период. Целью такой отчётности является обеспечение общих информационных потребностей широкого круга пользователей, которые полагаются на неё как на основной источник финансовой информации во время принятия управленческих решений. [29]

Целью составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Порядок предоставления финансовой отчётности пользователям определяется действующим законодательством. Таким образом, отчётность, предназначенная для общего пользования внутренними пользователями и предусмотрена законодательством. Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» устанавливает перечень предприятий и организаций, которые обязаны обнародовать финансовую отчётность путём её публикации. Однако, кроме открытой для внешних пользователей, существует и внутренняя отчетность. Она удовлетворяет интересы собственника, руководителя и работников. Её назначение - обеспечить эффективное управление внутренними подразделениями, принятия оперативных решений на уровне цехов, участков, бригад. [6]

Финансовая отчётность обеспечивает информационные нужды пользователей:

· по приобретению, продаже и владению ценными бумагами;

· по участию в капитале предприятия;

· по оценке качества управления;

· по оценке способности предприятия своевременно выполнять свои обязанности;

· по обеспеченности обязательств предприятия;

· по определению сумм дивидендов, которые подлежат распределению;

· по регулированию деятельности предприятия.

Пользователей финансовой отчётности распределяют по разным качествам: внутренние и внешние; с прямым и непрямым интересом к информации, которая содержится в финансовой отчетности, однако они имеют те или иные информационные потребности, источником которых является отчётность. Охарактеризуем пользователей финансовой отчётности и их информационные нужды. [24]

1. Инвесторы (акционеры):

ь способность предприятия уплачивать дивиденды;

ь принятие решений по приобретению, удержанию или продаже инвестиций, участие в капитале предприятия;

ь оценка качества управления.

2. Работники предприятия:

ь стабильность и прибыльность предприятия;

ь сохранение рабочих мест;

ь оплата труда и пенсионное обеспечение.

3. Банки - своевременность возвращения долгов;

4. Поставщики и другие кредиторы - своевременность оплаты счетов и исполнение обязательств.

5. Клиенты (заказчики) - возможность получения необходимых товаров и услуг.

6. Правительство:

ь своевременность и полная уплата налогов;

ь определение национального дохода и распределение ресурсов;

ь обеспечение статистических показателей.

Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке.

Хозяйственным обществом является юридическое лицо, уставный капитал которого разделён на части между частниками.

Хозяйственные общества могут быть созданы в форме полного общества, коммандитного общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерного общества.

Для принятия экономических решений пользователям финансовых отчётов необходима информация о финансовом состоянии, результатах деятельности и изменениях в финансовом состоянии предприятия. Указанные информационные потребности обусловили состав финансовой отчётности. Финансовая отчётность предприятий (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, а также субъектов малого предпринимательства) включает: Баланс (форма №1), Отчёт о финансовых результатах (форма № 2), Отчёт о движении денежных средств (форма № 3), Отчёт о собственном капитале (форма № 4), Примечания к финансовой отчётности (форма № 5).

Формы, перечень статей финансовых отчётов и их содержание установлено П(С)БУ 2-5. Но предприятие заносит информацию в ту или иную статью в соответствии с финансовым отчётом только тогда, когда:

Ш существует вероятность увеличения или уменьшения будущих экономических выгод, связанных с этой статьёй;

Ш оценка статьи может быть достоверно определена.

Бухгалтерский баланс - это отчёт о финансовом состоянии предприятия, отражающий на определённую дату его активы, обязательства и собственный капитал. Бухгалтерский баланс строится в виде двусторонней таблицы. В левой части баланса, называющейся активом, показывают состав и размещение активов предприятия, а в правой, называющейся пассивом,- капитал, обеспечения и обязательства предприятия. [27]

В отношении заполнения форм отчётности необходимо обратить внимание на то, что для повышения эффективности работы, усиления социальной защищенности работников бухгалтерии, обеспечения оптимального соотношения между мерой труда и его оплатой, более эффективного пользования рабочего времени за счёт сокращения его непроизводительных расходов, нужно обеспечивать на предприятиях и в организациях ведение первичного учёта выполнения норм труда. Именно Межотраслевые нормативы численности работников бухгалтерского учёта, утверждённые приказом Министерства труда и социальной политики Украины содержат нормы времени на выполнение работ по бухгалтерскому учёту и нормативы численности работников бухгалтерского учёта предприятий, учреждений и организаций. Нормы времени разработаны на все виды бухгалтерского учёта согласно Плану счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций. [3]

Целью составления Отчёта о финансовых результатах является предоставление пользователям полной, достоверной и непредвзятой информации о доходах, расходах, прибылях и убытках от деятельности предприятия за отчётный период.

Для более полной оценки результатов деятельности финансовые показатели в отчёте определяются и отражаются в разрезе обычной деятельности и чрезвычайных событий. Этот отчёт даёт возможность пользователям оценить деловую активность предприятия и его финансовую привлекательность без искажения информации случайными прибылями и убытками. Размежевание показателей по видам деятельности даёт возможность оценить прибыльность каждого направления деятельности и принять решение о приоритетности того или иного направления.

Отчёт о движении денежных средств - это отчёт, отражающий поступление и выбытие денежных средств в результате деятельности предприятия в отчётном периоде. Отчёт о движении денежных средств составляется с целью предоставления пользователям финансовой отчётности полной, достоверной и непредвзятой информации об изменениях, произошедших в денежных средствах предприятия и их эквивалентах за отчётный период.

Отчёт о собственном капитале - это отчёт, отражающий изменения в составе собственного капитала предприятия в течение отчётного периода. Целью составления Отчёта о собственном капитале является раскрытие информации об изменениях в составе собственного капитала предприятия в течение отчётного периода.

Примечания к отчётам являются обязательной составляющей годовой финансовой отчётности для всех предприятий. Примечания к финансовым отчётам - это совокупность показателей и объяснений, обеспечивающих детализацию и обоснование статей и финансовых отчётов.

Статистическая отчётность - это форма статистического наблюдения, по которой органы Государственного комитета статистики в установленные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций всех форм хозяйствования и собственности нужные им статистические данные в виде отчётных документов.

Назначением статистической отчётности является мониторинг хозяйственных процессов во времени и пространстве для построения интегральной информационной статистической базы с целью комплексной оценки финансового состояния государства, регионов и отдельных экономических систем и прогнозирования экономической ситуации. Составляют статистическую отчётность на основе данных бухгалтерского и оперативно- технического учёта. [41] К статистической отчётности относятся следующие формы отчётов:

1. Отчет о состоянии животноводства форма №24;

2. Основные экономические показатели работы сельскохозяйственного предприятия форма № 50 с.-х.;

3. Отчёт о сборе урожая сельскохозяйственных культур ф. 29 с.-х.;

4. Заключительный отчёт об итогах посевов под урожай ф. 4 с.-х.;

5. Учёт тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей (итоги инвентаризации) ф. 10 мех.;

6. Отчёт о внесении минеральных, органических удобрений, гипсовании почв под урожай ф. 9-б с.-х.

Рассмотрим классификацию статистической отчётности:

1.по назначению:

Ш общегосударственная;

Ш статистическая отчётность предприятий определенных отраслей и видов деятельности.

2.по адресату:

Ш органам государственной власти;

Ш министерствам и ведомствам;

Ш государственной налоговой администрации;

Ш фонду государственного имущества.

3.по частоте предоставления:

Ш годовая;

Ш периодическая (месячная, квартальная, полугодовая).

4.по срокам предоставления отчётов:

Ш до определенного числа (например, форма № 11-ОЗ);

Ш не позднее определенного числа (например, форма № 1- предприятие);

Ш определенного числа (например, форма № 1-Б месячная).

5.по способу отправления:

Ш лично;

Ш почтовая;

Ш телеграфная;

Ш электронная.

Из широкого перечня отчётно- статистической документации можно выделить формы статистической отчётности, которая предоставляется всеми предприятиями независимо от форм собственности и видов деятельности. Эта отчётность является общегосударственной. Отчётность предприятий определенных отраслей и видов деятельности - это специфическая отчётность по отдельным видам деятельности предприятия.

Различают 2 вида статистической отчётности по регулярности предоставления:

1. регулярная - составляется с соответствующей периодичностью (как правило, раз в месяц, квартал, полугодие, год);

2. разовая - статистический надзор проводится на определённую дату.

По срокам предоставления разных статистических отчётов их условно разделяют на две группы:

· на определённую дату;

· не позднее определённой даты;

· на определённую дату (в том числе на указанную дату).

Периодическая отчётность охватывает показатели текущей деятельности субъектов хозяйствования, а годовая подбивает главные итоги финансово- хозяйственной деятельности субъектов за год. Следует отметить, что одна отчётная форма может составляться и предоставляться ежеквартально и нарастающим итогом за год.

Статистические отчёты предоставляют в органы государственной статистики по месту регистрации субъектов хозяйствования. В то же время определенные формы статистических отчётов могут подаваться в органы, которые осуществляют государственное регулирование в соответствующем виде экономической деятельности. Так, адресатами статистических отчётов могут выступать Фонд государственного имущества, Министерство юстиции, Министерство охраны здоровья. Информация о месте и сроке предоставления статистической отчётности всегда указана на бланке отчёта.

Датой представления статистической отчётности считается день фактической передачи её по предназначению, а в случае почтового отправления по назначению для вручения адресату - дата её получения.

Сроки хранения статистической отчётности зависят от того, поступают ли документы предприятия в государственный архив. Кроме того, сроки хранения зависят от вида статистических отчётов и от информации, которая в них отражается.

Органы статистики имеют право проверять только статистическую информацию, которая предоставляется во время статистических наблюдений. Такая информация отражается в утверждённых органами государственной статистики разных формах статистической отчётности.

Ст. 186 Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» предусматривает наложение штрафа на должностных лиц и граждан - субъектов предпринимательской деятельности в размере от 20 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть от 170 до 225 грн.) за такие правонарушения:

· непредставление органам государственной статистики данных о проведении государственных статистических наблюдений;

· предоставление недостоверных данных, не в полном объёме, не по форме, предусмотренной отчётно- статистической документацией, или с опозданием;

· нарушение порядка ведения Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

Одновременно с установлением системы и формы бухгалтерского учёта предприятие должно установить все необходимые условия по ведению управленческого учёта. Основным отличием организации управленческого учёта является то, что законодательством не устанавливается никаких обязательств для выполнения условий. Кроме того, система управленческого учёта и принципы, которые используются при организации управленческого учёта, не должны раскрываться в финансовых отчётах предприятия. При организации управленческого учёта целесообразным является объединение документов управленческого и финансового учёта. [50]

Внутренняя бухгалтерская отчётность - это отчётность, которая составляется бухгалтером- аналитиком и предоставляется как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основой составления отчётности является предоставление оперативной релевантной информации в соответствии с требованиями управленческого персонала.

Система внутренней отчётности должна строиться таким образом, чтобы данные, которые в ней содержатся, позволяли получить ответ на все вопросы управленцев.

Создать систему внутренней отчётности можно только при наличии:

Ш массива основных данных;

Ш согласованности содержания и формы отчётов;

Ш функционального подхода к накоплению и суммированию информации.

Основными данными для составления внутренней отчётности является нормативно- справочная и фактическая информация аналитического учёта.

Форма внутренней отчётности должна максимально раскрывать содержание её показателей и быть понятной для конкретного пользователя информации - менеджера, для которого составлен отчёт. Содержание каждого отчёта также рассматривается в некоторой минимальной форме с учётом того, что данная отчётность подлежит адаптации к конкретному виду экономической деятельности и конкретного предприятия, учитывая, его возможности по сбору той или иной информации. [32]

Основными требованиями, которые предоставляются к внутренней отчётности, являются:

1. внутренний отчёт должен быть конкретным. Он не принесёт желаемых результатов, если:

· информация собирается для учёта объёма продаж или определения затрат и не связана с информационными запросами конкретных руководителей, которые возглавляют центры доходов или центры расходов;

· будет адресован не конкретному менеджеру, а его руководителю высшего уровня;

· будет содержать нечёткую информацию по общим вопросам.

2. Для принятия управленческих решений должна предоставляться полезная оперативная информация в форме внутренних отчётов. При этом следует учитывать особые качества менеджера.

3. Не следует перегружать отчётность расчётами. Руководителю нужен минимальный объём информации, который должен быть систематизирован так, чтобы на основании информации, которая в них содержится, руководитель принимал оптимальные управленческие решения.

Порядок составления внутренней отчётности прямо связан со структурой цехов, отделов и служб предприятия.

Производственная структура предприятия влияет на функциональное назначение подразделений предприятия.

Под управленческой отчётностью понимают отчётность, которая составляется управленцами разных уровней и содержит оценку результатов деятельности и прогнозные направления развития.

В управленческой отчётности на первый план выдвигаются управленческие задачи, которые требуют для своего решения не только понимания бухгалтерского учёта, но и технико- экономического планирования, статистки, анализа хозяйственной деятельности, финансового менеджмента, стратегического управления.

Таким образом, сущность управленческой отчётности определяется как интегрированная система учёта, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Рис. 1.1 Функциональное назначение подразделений предприятия в общем процессе производства

Управленческая отчётность должна охватывать данные за период, который позволит боле полно провести анализ деятельности предприятия и спланировать его будущую работу. Она должна удовлетворять потребности управленческого персонала в информации, чётко разграниченной по отраслям деятельности и сфере компетенции и ответственности каждого менеджера.

Формы отчётов зависят от их содержания, назначения и направлений использования информации.

Примером внутренней бухгалтерской отчётности может служить также баланс экономического оборота, в котором будет определяться дополнительная стоимость и показываться её распределение.

Рис 1.2. Функциональный подход к управленческой отчётности

Баланс экономического оборота позволяет глубже увидеть формирование платежеспособности и на этой основе управлять ею, тогда как бухгалтерский баланс в основном только констатирует её наличие или отсутствие.

Финансовая отчётность должна предоставить доходчивую, достоверную, своевременную и сопоставимую информация о финансовом состоянии, результатах деятельности предприятия, движении его денежных средств, изменений в составе собственного капитала.

Для достижения доходчивости информации допускается, что пользователи имеют определенный уровень знаний и стремятся внимательно изучить предоставленную информацию. Однако возможна сложность понимания информации, которая необходима для принятия экономических решений пользователями, не может считаться основанием для исключения такой информации из состава финансовых отчётов.

Уместность информации характеризуется её влиянием на принятие решение пользователями и своевременностью.

На принятие решений пользователями влияет только существенная информация. Существенность - это точка отсечения информация, которая поступает в финансовую отчётность, или уровень точности такой информации. Эта точка может быть определена на основании как количественных, так и качественных факторов. Примером приспособления количественного ограничения существенности является составление финансовой отчётности в тыс. грн. с одним знаком после запятой. В этом случае суммы, которые составляют тысячи грн., в ней отражаться не будут.

Существенность также рассматривается в контексте группировки статей финансовых отчётов: каждая существенная статья раскрывается отдельно, а несущественные могут быть объединены, исходя из экономического содержания или функции. Здесь преимущество предоставляется качественным факторам.

Финансовая отчётность должна быть подготовлена и предоставлена пользователям в определённые сроки, которые определяются действующим законодательством. В случае чрезмерной задержки во время предоставления отчётной информации она может потерять свою уместность.

В экономической литературе за последние годы опубликован ряд работ, в которых авторы раскрывают особенности организации финансовой отчётности, её составления, поскольку она содержит информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств за отчётный период. Известны работы Ляшенко Е.Г. [21]., Славюк Р.А. [38] и другие. Так, в книге «Антикризисное финансовое состояние» авторы считают, что основным требованием для подготовки и предоставления отчётности должна быть единая методика сбора и обработки данных [21].

Как отметил в одной из своих книг Бутынец Ф.Ф.: «Данные финансовой отчётности являются основой не только для оценки результатов отчётного периода, но и для их прогнозирования. Так, информация о финансовом состоянии и результатах деятельности часто используется как основа для прогнозирования будущего финансового состояния, результатов деятельности, способности предприятия своевременно выполнить свои обязательства, уплатить дивиденды и т.д.». [6]

Полезной для пользователей может быть только достоверная информация. Достоверность информации достигается по отсутствию существенных ошибок и необъективных суждений. Как правило, руководство предприятия старается так предоставить информацию, чтобы результаты деятельности выглядели как можно привлекательнее для инвестора или кредитора. С этой целью может быть завышен финансовый результат или стоимость активов. Степень достоверности финансовой отчётности оценивается с помощью аудита.

Для достижения качественных характеристик информации, которая содержится в финансовой отчётности, во время её формирования придерживаются ряда принципов:

Ш принцип автономности предприятия;

Ш принцип непрерывности деятельности предприятия;

Ш принцип периодичности;

Ш принцип исторической себестоимости;

Ш принцип начисления;

Ш принцип соответствия;

Ш принцип полного освещения;

Ш принцип последовательности;

Ш принцип осмотрительности;

Ш принцип превалирования экономической сущности над формой;

Ш принцип единого денежного измерителя.

Во время подготовки финансовой отчётности каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, которое отделено от собственников - физических лиц. Таким образом, личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчётности предприятия. Поэтому в финансовой отчётности предусмотрено отражение только обязательств собственников по вложениям в капитал и распределению собственникам (в виде процентов, дивидендов, изъятия капитала). Этот принцип получил название принципа автономности предприятия.

Таким образом, если собственник предприятия вносит собственные денежные средства в банк с целью увеличения уставного капитала данного предприятия, то эта операция будет отражена в финансовой отчётности. Если же целью собственника будет получение процентов по депозитному вкладу, который осуществлён его собственными средствами, и их использование на свои нужды, то такая хозяйственная операция не повлияет на показатели финансовой отчётности.

Финансовая отчётность составляется также исходя из принципа непрерывной деятельности предприятия, то есть предприятие не имеет ни цели, ни потребности ликвидироваться или существенно уменьшать масштабы своей деятельности, и будет оставаться таким в дальнейшем (по крайней мере, в течение следующего отчётного периода).

Принцип периодичности предусматривает распределение деятельности предприятия на определенные периоды времени (отчётные периоды) с целью составления финансовой отчётности.

Во время определения оценки активов в балансе приоритет предоставляется их исторической себестоимости, которая состоит из затрат на их производство или приобретение. В себестоимость приобретённых активов включается:

1. цена приобретения:

2. налоги, сборы (кроме тех, которые со временем возвращаются предприятию);

3. затраты на их доставку;

4. затраты доведения активов до состояния, пригодного для использования (реализации).

Принцип начисления состоит в том, что результаты хозяйственных операций признаются, когда они происходят, и отражаются в бухгалтерском учёте и финансовых отчётах тех периодов, к которым они относятся. Благодаря этому пользователи получают информацию не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и про обязательства уплатить денежные средства в будущем и про ресурсы, которые должны поступить в будущем.

П(С)БУ 1 определяет, что принцип начисления должен приспосабливаться одновременно с принципом соответствия, согласно которому затраты определяются в отчёте о финансовых результатах на основе прямой связи между ними и полученными доходами. [29]

Информация в финансовых отчётах должна быть также полной, обращая внимание на их важность для пользователя и затраты, связанные с получением этой информации. Поэтому финансовая отчётность не ограничивается только балансом, отчётами о финансовых результатах, собственном капитале и движении денежных средств, но содержит примечания, которые предоставляют информацию об учётной политике предприятия и дополнительные объяснения отдельных статей этих отчётов.

Чтоб составить финансовую отчётность, руководство предприятия формирует учётную политику, то есть выбирает принципы, методы и процедуры учета, таким образом, чтоб достоверно отразить финансовое положение и результаты деятельности предприятия и обеспечить сопоставимость финансовых отчётов.

Предоставление пользователям информации о политике бухгалтерского учёта, которую предприятие должно использовать постоянно при составлении финансовых отчётов, любых изменений в этой политике и влияния таких изменений на показатели финансовых отчётов является требованием принципа последовательности. Соблюдение этого принципа является предисловием сопоставимости финансовых отчётов.

Как известно, ряд хозяйственных операций сопровождается неопределённостью и требует профессионального суждения. Поэтому при составлении финансовых отчётов следует приспосабливать принцип осмотрительности, чтобы активы и доход не были завышены, а обязательства или расходы занижены.

Сущность операций не всегда соответствует тому, что выплывает из юридической формы. Поэтому руководство предприятия должно предоставлять превалирование экономической сущности хозяйственных операций над их юридической формой.

Что касается принципа единого денежного измерителя, он предусматривает измерение и обобщение всех операций предприятия в его финансовый отчётности.

Во время составления финансовой отчётности необходимо стараться сбалансировать все перечисленные принципы таким образом, чтобы достичь качественных характеристик финансовой отчётности.

Финансовую отчётность подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта предприятия. Формы бухгалтерского учёта предприятий (кроме банков и бюджетных предприятий) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

Именно для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями установлена сокращенная по показателям финансовая отчётность в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчёта о финансовых результатах (форма № 2-м). Однако только для субъектов малого предпринимательства может применяться как упрощенная система бухгалтерского учёта, так и сокращенная финансовая отчётность. При этом упрощённая система бухгалтерского учёта и сокращенная финансовая отчётность может применяться наряду с действующей общей системой бухгалтерского учёта и отчётности, предусмотренной законодательством, по выбору субъекта малого предпринимательства. [46]

Формы финансовой отчётности банков и порядок их заполнения устанавливаются Национальным банком Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины. А формы финансовой отчётности бюджетных учреждений, органов Государственного казначейства Украины по исполнению бюджетов всех уровней и смет расходов и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины.

Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчётов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и предоставлять консолидированную финансовую отчётность.

Вместе с тем объединения предприятий, кроме собственной отчётности, составляют и подают сводную финансовую отчётность по всем предприятиям, входящим в их состав, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий согласно законодательству.

Объединением предприятий является хозяйственная организация, созданная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач. Объединение предприятий является юридическим лицом. В зависимости от порядка учреждения объединения предприятий могут создаваться как хозяйственные объединения или как государственные или коммунальные хозяйственные объединения. Если объединение предприятий, образованное по инициативе предприятий независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйственную деятельность, то такое объединение называется хозяйственным. Хозяйственные объединения создаются, например, как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны.

Как уже отмечалось, обязанность составления финансовой отчётности возложена на предприятия всех форм собственности.

При составлении финансовой отчётности следует помнить о её цели - предоставление полной, правдивой, непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности, движении денежных потоков предприятия пользователям для принятия правильных решений. Информация, приведенная в финансовой отчётности, базируется исключительно на данных бухгалтерского учёта и должна быть тождественна данным аналитического и синтетического учёта.

При составлении годовой финансовой отчётности нельзя забывать также о том, что для обеспечения достоверности данных годовой финансовой отчётности её составлению должно предшествовать проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия.

Отчётным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчётность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчётного года в составе баланса и отчёта о финансовых результатах.

Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

Первый отчётный период вновь созданного предприятия может быть меньше чем 12 месяцев, но не больше, чем 15 месяцев.

Отчётным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала отчётного года до даты принятия решения о его ликвидации.

Финансовая отчётность предоставляется органам, к сфере управления которых относятся предприятия, трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) согласно учредительным документам, а также в соответствии с законодательном - другим органам и пользователям, в частности органам государственной статистики, и по использованию бюджетных ассигнований, полученных из государственного бюджета,- органам Государственного казначейства, а по использованию ассигнований, полученных из местных бюджетов,- соответственно финансовым отделам райгосадминистраций, горисполкомам и финансовым управлениям областных, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации.

Финансовая отчётность может подаваться в органы государственной статистики как вместе со справкой о наличии согласия предоставления органам государственной власти данных из финансовой отчётности предприятия, так и без неё. При отсутствии такого согласия указанная справка в органы государственной статистики не подаётся.

Сведения, не предусмотренные законодательством, предприятие предоставляет органам государственной власти, органам местного самоуправления, другим предприятиям, учреждениям, организациям на договорной основе или в порядке, предусмотренном учредительными документами предприятия.

Предприятия обязаны предоставлять годовую и квартальную финансовую отчётность:

· органам, к сфере управления которых они относятся;

· трудовым коллективам по их требованию;

· собственникам (учредителям) согласно учредительным документам;

· органам исполнительной власти и другим пользователям финансовой отчётности согласно законодательству.

Финансовая отчётность предприятий не составляет коммерческой тайны.

Срок предоставления финансовой отчётности устанавливается именно Кабинетом Министров Украины.

Годовая финансовая отчётность (кроме сводной и консолидированной) предоставляется предприятиями в указанные органы не позднее 20 февраля следующего за отчётным года, а квартальная - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Датой предоставления финансовой отчётности для предприятия считается день фактической её передачи по принадлежности, а в случае направления её по почте - дата получения адресатом отчётности, указанная на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата.

Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчётов о собственных хозяйственных операциях, предоставляют консолидированную финансовую отчётность собственникам (учредителям) в определенные ими сроки. Но вместе с тем квартальная консолидированная финансовая отчётность предоставляется не позднее 45дней после окончания отчётного квартала, а годовая - не позднее 15 апреля следующего за отчётным года.

Хозяйственные объединения (объединения предприятий, созданные на добровольных началах) предоставляют собственную и сводную финансовую отчётность, если это предусмотрено учредительными документами. При этом сводная финансовая отчётность о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предоставляется ежеквартально не позднее 45 дней после окончания отчётного квартала и ежегодно не позднее 15 апреля следующего за отчётным года.

Учреждения и организация, основная деятельность которых финансируется за счёт бюджета и которые находятся на казначейском обслуживании смет, предоставляют согласованную с органами Государственного казначейства финансовую отчётность в органы, к сфере управления которых они относятся. Месячный отчёт об использовании бюджетных ассигнований предоставляется предприятиями не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным, квартальный - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, а годовой - не позднее 22 января следующего за отчётным года.

Открытые акционерные общества, предприятия- эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее 1 июня следующего за отчётным года обнародовать годовую финансовую отчётность и консолидированную отчётность путём публикации в периодических изданиях или распространения её в виде отдельных печатных изданий.

В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней.

Контроль соблюдения законодательства о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине осуществляется соответствующими органами в рамках их полномочий, предусмотренных законами. Незаконное вмешательство и воспрепятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля запрещается.

Именно законами определяются органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль соблюдения законодательства о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности, их статусе и общих условиях и порядке осуществления контроля. Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять такой контроль непредвзято, объективно и оперативно, соблюдая требования законодательства, уважая права и законные интересы субъектов хозяйствования.

Субъект хозяйствования имеет право на получение информации о результатах проверок его деятельности не позднее, чем через тридцать дней после их окончания. Действия и решения государственных органов контроля, а также их должностных лиц, проводивших проверку, могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в установленном законодательством порядке. Проверки финансовой деятельности хозяйственного общества осуществляются государственными налоговыми органами, другими органами государственной власти в рамках определенных законом полномочий, ревизионной комиссией хозяйственного общества и аудиторами.

1.2 Теоретико- методические основы организации бухгалтерской отчётности

Процесс организации составления отчётности осуществляется на основе данных итогового учёта баланса периода, который называется балансовым обобщением.

Это самостоятельный объект организации учётного процесса, его можно охарактеризовать как упорядоченную совокупность операций по формированию показателей, которые отражают состояние и изменение состояний хозяйственных фактов - явлений и процессов - и результаты производственной и хозяйственной деятельности предприятия за определённый период.

Наиболее сложной является организация составления финансового отчёта.

Основой организации составления и технологии составления годового финансового отчёта являются требования законов и нормативные акты, которые регламентируют объём, порядок указанных действий, их методику и технику, и порядок предоставления в соответствующие органы управления и контроля. Такими документами являются Закон «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» в Украине и Положения (стандарты) бухгалтерского учёта. [22]

Учитывая продолжительность составления годового финансового отчёта, весь комплекс работ целесообразно расчленить на отдельные этапы. Выделяют такие этапы работ: организационную подготовку, годовую инвентаризацию, составление годового бухгалтерского пробного баланса, финансовых отчётных форм, пояснительной записки, заключительные работы.

Каждый этап состоит из отдельных видов работ. Например, на этапе инвентаризации выполняют такие работы: инвентаризация основных средств, материалов, товаров на складах. Состав работ определяет главный бухгалтер, исходя из конкретных условий хозяйствования.

Важным элементом организации работ по составлению отчетности является выбор метода организации. Наиболее приемлемым является графический метод табельной формы.

При составлении графиков наиболее оптимальной является последовательность выполнения работ с учётом установленных сроков предоставления отчётности, опыта работы, рекомендации.

Для организации составления отчётности каждое предприятие должно иметь общий табель отчётности. Для его составления, прежде всего, определяют пользователей итоговой информации, устанавливают перечень адресатов и форм отчётности, определяются лица, ответственные за выполнение. Этот табель даёт возможность проследить своевременность предоставления данных в соответствующие органы, а также влияет на содержание заключительных работ по организации отчётности. [19]

При организации движения носителей учётной информации этого этапа работ необходимо определить:

· перечень работ, которые необходимо выполнить во время заполнения отдельных форм отчётности;

· взаимосвязь отдельных форм;

· состав лиц, ответственных за подготовку данных для заполнения той или иной формы;

· сроки подготовки данных (дни, часы);

· способ передачи данных исполнителю;

· технические средства, которые используются для подготовки сводных данных.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА АРК

2.1 Организационная характеристика и оценка ресурсного потенциала Раздольненского района АРК

Раздольненский район расположен в северно-западной части полуострова Крым, в степной зоне. Поэтому здесь преобладают ветра, климат засушливый, т.к. выпадает мало осадков: дожди - явления редкие, а зимой снежный покров непостоянный и небольшой.

Летом температура высокая, а зимой очень редко бывает отрицательная, в основном положительная.

Расстояние до столицы АР Крым от районного центра 240 км.

Количество действующих сельскохозяйственных предприятий в Раздольненском районе 43, из них:

· хозяйственных обществ - 2;

· частных предприятий - 14;

· производственных кооперативов - 6;

· подсобных предприятий - 3;

· фермерских хозяйств - 18;

Если рассматривать сельскохозяйственные предприятия, то можно сказать, что убыточных предприятий 7 (33,3%), а прибыльных - 14 (66,7%), что в два раза больше чем предприятий, которые сработали с убытком.

Раздольненский район входит в состав степи сухой Северо-Крымской в пределах землепользования предприятий от СПК имени Ленина до СПК «Каркинитский». В этом районе почвенный покров в повышенной части представлен темно-каштановыми, слабо - и среднесолонцеватыми почвами, которые встречаются сплошными массивами и в виде комплексов с солонцами. В пониженной части распространенны лугово-каштановые и каштаново-луговые солонцеватые почвы в комплексе с солонцами.

Остальные предприятия района входят в состав степи Южной Крымской (СПК «Андреевский» - СПК имени Шевченко).

На возвышенной широковолнистой равнине наибольшее распространение имеют черноземы южные и черноземы южные мицелярно - карбонатные. На севере они сменяются черноземами южными солонцеватыми.

Важнейшей составной частью сельскохозяйственных ресурсов, незаменимым средством производства является земля. От того, как она используется, зависит развитие всех отраслей сельхоз производства и, соответственно результаты работ предприятия. Проанализируем размер и структуру земельных угодий Раздольненского района.

Таблица 2.1 -Размер и структура земельных угодий Раздольненского района АРК за 2004-2006гг.

Вид земельных угодий

2004 г.

2005г.

2006 г.

га

%

га

%

га

%

Пашня

27598

81,8

17409,3

88,0

21193,2

94,1

Пастбища

5684

16,8

2066,0

10,4

1045,1

4,6

Многолетние насаждения

482

1,4

304,1

1,53

294,4

1,3

Законсервированные земли

1120

13,64

10200

10,3

9800

10,39

Итого сельхоз угодий

33764

100

19779,4

100

22532,7

100

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.