РУБРИКИ

Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликлиники

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликлиники

Сводная смета - это объединенная смета по медицинскому учреждению или группе учреждений, включающая в себя однотипные сметы.

Свод смет - это объединенная смета медицинского учреждения и т.д. по всем видам смет (бюджетным, по средствам обязательного медицинского страхования и т.п.).

Таким образом медицинское учреждение одновременно может иметь сразу несколько смет : бюджетную, по средствам обязательного медицинского страхования (в дальнейшем ОМС), по платным услугам. Кроме того даже бюджетных смет может быть несколько.

Смета визируется подписью руководителя медицинского учреждения и главным бухгалтером с указанием даты, а также оттиском печати этой организации на всех (обычно двух или трех) экземплярах сметы. Сметы утверждаются распорядителем кредитов, в качестве которого в зависимости от ситуации могут выступать различные лица.

Укажем основные принципы составления смет:

- расход по направлениям имеет целевое назначение;

- обоснованность расходов - они должны подтверждаться расчетами, справками и другими способами;

- логическая последовательность и математическая точность расчетов;

- необходимость ориентации на более экономное использование средств;

- использование нормативов расходов ресурсов в натуральном выражении, стоимостных нормативов и т.д.;

- достоверность использованных данных;

- смета должна отражать не только текущие затраты, но и по возможности предусматривать средства на расширения деятельности учреждения;

- учет производственных показателей , степени их выполнения;

- учет реальных процессов, происходящих в учреждении - закрытие коек на период ремонта или, напротив, введение новых коек;

- контроль за исполнением смет;

- сопоставление сметы с расходами за предшествующий период, с расходами других однотипных учреждений и т.д.;

- контроль за исполнением сметы не только по итогам года, но и в процессе ее исполнения по периодам.

Смета составляется как правило на календарный год.

Ассигнования, предусмотренные в смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам расходов каждой статья сметы.

Расчеты в смете составляются медицинским учреждением, исходя из производственных показателей (числа коек, число должностей персонала, число амбулаторных помещений и т.д.) и в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы , а так же с соблюдением установленных норм расходов по отдельным затратам ( на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств и приобретение мягкого инвентаря), действующих цен и тарифов.

Основными внутри учрежденческими документами используемыми при составлении смет являются:

- устав, отражающий организационную структуру учреждения, ведомственную принадлежность и т.п.;

- приказ с структуре коечного фонда стационара;

- приказ о плановых показателях работы учреждения;

- нормативы (планы) расходы по статьям;

- штатное расписание;

- тарификация.

Одним из основных показателей работы больницы, определяющих расходы по смете стационара, является коечный фонд, а амбулаторно - поликлинического отделения число врачебных должностей и посещений.

Расчетными единицами для определения расходов на содержание больниц кроме количества коек являются и показатели их работы, среди которых первостепенное значение традиционно играет количество койко - дней. Однако в последнее время стали широко использоваться показатели госпитализации (количество пролеченных больных) особенно в случаях, когда составляется смета доходов.

Расчетной единицей для определение расходов на содержание поликлиник (амбулаторий) является врачебная должность и количество врачебных помещений , наряду с которыми могут использоваться показатели количества законченных случаев лечения.

При составлении сметы больницы важное место имеет правильное определение числа коек на начало планируемого периода исходя из фактического их наличия на последнюю отчетную дату и учета возможности развертывания коек в оставшейся период, времени до конца года.

При планировании коечного фонда больницы необходимо учитывать эффективность использования действующего коечного фонда.

Для определения расходов на содержания больницы исчисляется среднегодовое число коек, которое устанавливается в зависимости от сроков развертывания новых коек, путем прибавления к переходному числу коек на начало планируемого года среднегодового их прироста.

1.3. Методологические основы ведения анализа деятельности медицинских учреждений

В Российской федерации большинство учреждений и организаций здравоохранения финансируются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, в зависимости от их подчиненности, то есть все звенья бюджета участвуют в финансировании учреждений здравоохранения.

Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основании утвержденных смет расходов, а также с учетом фактического выполнения производственных показателей. Расходование бюджетных средств без утвержденной в установленном порядке сметы расходов не допускается. Смета расходов является основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и осуществление мероприятий39.

Учреждения здравоохранения составляют в установленном порядке месячные, квартальные и годовые отчеты об исполнении смет расхода и представляют их в вышестоящие организации. Кроме бухгалтерской отчетности они представляют статистическую и оперативную отчетность. Эта отчетность отражает итоги деятельности учреждений по выполнению возложенных на них функций в отчетном периоде и использование выделенных из бюджета ассигнований на их содержание.

Сопоставляя отчетность о выполнении производственных показателей и использовании сметы расходов с плановыми заданиями и утвержденной системой, руководители учреждений и вышестоящие организации получают возможность определить, насколько успешно выполняет учреждение свои функции, плановые задание и правильно ли использует выделенные для этого ассигнования из бюджета.

Предметом анализа финансово - хозяйственной деятельности учреждений и организаций, состоящих на бюджете, является осуществление возложенных на них функций и эффективность использования выделенных из бюджета ассигнований.

При анализе исполнения сметы расходов больницы, анализу подвергаются ее финансово- хозяйственная деятельность по осуществлению медицинского обслуживания населения на территории, которая закреплена за этой больницей, с целью выяснения правильности использования денежных и материальных средств, выделенных на ведение лечебно - профилактической работы.

Для каждого типа бюджетных учреждений и организации действующим законодательством установлены задачи и функции, которые они должны выполнить. Таким образом, деятельность каждого бюджетного учреждения органом управления регламентируется в установленном порядке.

При анализе финансово - хозяйственной деятельности необходимо знать задачи и функции учреждений и организаций, возложенные на них действующим законодательством, уставами, положениями и другими законодательными актами.

Основными задачами анализа исполнения смет расходов бюджетных учреждений является:

- полнота и своевременность выполнения показателей плана по сети, штатом и контингентом учреждений,

- контроль за правильным использованием выделяемых из бюджета ассигнований, сохранностью денежных средств материальных ценностей учреждений,

- повышение эффективности использования средств, улучшение планирования расходов,

- обеспечение финансовой устойчивости медицинского учреждения. Эта задача должна решаться как путем разработки механизма стабильного финансового учреждения, так и рациональным использование средств внутри самого лечебно -профилактического учреждения (в дальнейшем ЛПУ).

Главной задачей финансового анализа в новых условиях, является не распределение гарантированно получаемых средств, как это было раньше, а поиск способа зарабатывания средств и лишь во вторую очередь - обеспечение наиболее рационального их использования.

Это вызывает необходимость оценки экономической эффективности лечебной деятельности чтобы выяснить, покроют ли доходы, полученные от оказанных услуг, затраты на предоставление этих видов медицинской помощи или нет.

Финансовый анализ медицинского учреждения является составной частью экономического анализа. Он представляет собой совокупность методов сбора и обработки данных о производственно - финансовой деятельности, обеспечивающих оценки и принятие управленческих решений.

Финансовый анализ важен для определения стратегии деятельности медицинского учреждения не только на момент проведения анализа, но и на перспективу.

Изучение финансового положения медицинского учреждения является новым направлением экономического анализа, получившим развитие только в последние годы. При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гарантированность поступления средств, анализ финансового состояния больницы или поликлиники просто не имел смысла. В нынешней же ситуации данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит выживание учреждения. Причем для него важно знать не только сумму поступления финансовых средств, но и размер потенциально возможных доходов и, соответственно, размер упущенной выгоды.

Анализ исполнения смет расходов бюджетных учреждений проводится во всех звеньях бюджетного планирования: от сметы отдельного учреждения до бюджета города, края и страны в целом. Особая роль в организации работы по анализу и непосредственном проведении анализа принадлежит финансовым органам. Их задача состоит в своевременной мобилизации доходов бюджета, изыскании дополнительных источников доходов, обеспечении финансирования предусмотренных бюджетом мероприятий, осуществлении систематического контроля за правильным использованием средств.

Главным источником изучения экономики бюджетных учреждений является анализ исполнения смет расходов. Наряду с материалами для подготовки предложений по повышению эффективности использования ассигнований он дает необходимые материалы для экономного планирования расходов бюджета, контроля за правильным расходованием средств, текущего финансирования учреждений, нормирование отдельных видов расходов и выполнение заданий по отдельным вопросам, получаемых от органов государственного управления в процессе руководства работой учреждений здравоохранения.

Проверка исполнение сметы учреждение позволяет, прежде всего, сделать вывод о правильности определения расходов по смете и бюджету и получить материал для улучшениях планирования. Кроме того, некоторые виды расходов учреждений не имеют твердых нормативов. Они определяются, как правило, на уровне фактически сложившихся расходов за предыдущий год или ряд предыдущих лет. В этом случае анализ отчета по данному виду расхода либо подтвердит возможность принятия в планируемом году этих расходов на уровне сложившихся, либо покажет, что фактические расходы были завышены и планировать их на уровне отчета не следует.

Важное значение имеет анализ исполнения смет в осуществлении контроля за правильным расходованием средств, соблюдением действующего законодательства, установленных штатов, оклада, заработной платы работников, утвержденных нормативов расходов и натуральных норм обеспечения питанием и другими видами материального обеспечения. Для расходования бюджетных средств установлены определенные правила. Анализ исполнения смет позволяет установить, соблюдаются ли эти правила (финансовая дисциплина) при расходовании средств 40.

По данным анализа годового отчета бюджетного учреждения и особенно отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам уточняются объемы финансирования текущего года с учетом показателей, сложившихся на конец отчетного периода. В тех случаях, когда отчетные показатели на конец отчетного года выше показателей, предусмотренных в смете на начало текущего года, в установленном порядке рассматривается вопрос о соответствующем увеличении расходов по смете.

Анализ месячной и квартальной отчетности используется при текущем финансировании учреждений. В результате анализа годовых отчетов определяются суммы недофинансирования или излишнего финансирования, дебиторской и кредиторской задолженности, подлежащие зачету при текущем финансировании или внесению в доход бюджета.

На основе анализа отчета об исполнении сметы расходов проверяется выполнение учреждением утвержденных показателей, подготавливаются предложения по совершенствованию нормативов расходов, составляется выполнение плана по производственным показателем с выполнением ассигнований по смете, устанавливается обеспеченность в учреждении сохранности основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, рассматриваются также другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

Говоря о новых тенденциях планово - аналитической работы, прежде всего, необходимо отметить вполне естественное повышение роли стоимостных категорий в здравоохранении, отражающихся в целом спектре показателей, характеризующих работу медицинского учреждения. Наряду с традиционными показателями, отражающими охват населения медицинской помощью (обеспеченность населения врачами и койками, количество посещений, проведенные койко-дни) решающее значение начинают играть финансовые показатели и нормативы (тарифы и др.).

Расширяется и сфера их использования. В дополнение и привычному анализу стоимости питания, медикаментов, мягкого инвентаря и т.п., приходящихся на единицу услуг, широкое развитие получили показатели полных затрат (себестоимости), эффективности использовании фондов и др.

Заключительный этап анализа состоит в подготовке выводов по итогам анализа предложений по устранению нарушений, недочетов, улучшение работы учреждений.

Основными факторами влияющими на финансовое состояние медицинского учреждения являются внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

- система финансирования (оплаты оказанных медицинских услуг );

- уровень тарифов;

- величина подушевых нормативов;

- система налогообложения и т.п.

Медицинские учреждения имеют ограниченные возможности влиять на эти факторы, поэтому вынуждены приспосабливаться к ним. Внешние факторы определяют разновидность тех или иных видов медицинской помощи, направлений деятельности и т.п. все связи с реальными показателями работы медицинского учреждения. Это те ориентиры, которым должно следовать ЛПУ в выборе наиболее рациональных с экономической точки зрения направлений деятельности в данных условиях. Хотя не обязательно это наиболее эффективные виды деятельности с точки зрения общества в целом или с медицинской точки зрения.

К внутренним факторам относятся:

- структура ЛПУ;

- показатели работы учреждения в целом и его подразделений;

- система стимулирования (система оплаты труда) и т.п.

Внутренние факторы определяются особенностями самого медицинского учреждения, то есть те факторы, на которые медицинское учреждение может оказать влияние, изменив что - то в своей работе.

В итоге, медицинское учреждение строит свою работу с учетом как внешних, как и внутренних факторов.

Поэтому необходимо различать:

- показатели работы подразделений медицинского учреждения как результат их собственного труда;

- показатели как результат, связанный с внешними факторами (цены и другие).

Так, из - за недостаточного уровня тарифов на оказываемые услуги в системе ОМС, медицинское учреждение даже при хороших производственных показателях (например , при высоких значениях функции врачебной должности или оборота койки) может испытывать серьезные финансовые трудности, или наоборот, благодаря стабильному бюджетному финансированию иметь, хорошее финансовое положение при низких производственных показателях 24.

Универсальным документом, отражающим финансовое состояние медицинского учреждения является бухгалтерский баланс. Однако в отличие от предприятий коммерческих организаций традиционные методы анализа баланса для бюджетных медицинских учреждений не всегда пригодны. Это вызвано следующим:

Во - первых, большое влияние на показатели баланса оказывают периодические переоценки основных средств. Между тем, увеличение стоимости основных фондов никак не улучшает реального финансового состояния медицинского учреждения.

Во - вторых, бюджетные (государственные и муниципальные) медицинские учреждения не являются собственниками имущества и поэтому не могут продать что - либо из основных средств для улучшение своего финансового положения. Следовательно, основные средства - наиболее крупная статья баланса выпадает из сферы реальных экономических отношений.

В - третьих, в бюджетных медицинских учреждениях начисляется не амортизация, а износ, который не может служить источником средства для восстановления основных средств.

2. Организация бухгалтерского учета и анализ финансового состояния ОГУЗ «Стоматологическая поликлиника» г. Биробиджана

2.1. Краткая характеристика ОГУЗ «Стоматологическая поликлиника»

Областное государственное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» учреждено приказом отдела здравоохранения Совета народных депутатов Еврейской автономной области №13 от 29.01.1982 г.

Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета на основе сметы.

Местонахождение учреждения:

ЕАО, г.Биробиджан, улица Дзержинского, 12.

Стоматологическая поликлиника действует на основании Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и гражданского кодекса Российской Федерации.

Учреждение является государственной собственностью г.Биробиджана и находится в ведении вышестоящего органа - управления здравоохранения Правительства ЕАО.

Оно имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и с наименованием вышестоящего органа управления здравоохранения, бланки.

Стоматологическая поликлиника от своего имени приобретает имущественные права и несет ответственность по ним, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящими в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Целью создания учреждения является оказание стоматологической помощи населению ЕАО.

Предметом его деятельности является высококвалифицированная и специализированная стоматологическая помощь взрослому и детскому населению.

Основными видами деятельности больницы являются:

1) Доврачебная помощь

2) Работы и услуги по специальности клиническая лабораторная диагностика

3) Работы и услуги по специальности рентгенология

4) Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому и детскому населению:

- работы и услуги по специальности анестезиология и реаниматология

- работы и услуги по специальности ортодонтия

- работы и услуги по специальности стоматология

- работы и услуги по специальности стоматология детская

- работы и услуги по специальности стоматология терапевтическая

- работы и услуги по специальности стоматология ортодонтическая

- работы и услуги по специальности стоматология хирургическая

- работы и услуги по экспертизе качества медицинской помощи

- работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности

- работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств

-фармацевтическая деятельность в структуре лечебно-профилактического учреждения

- санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Помимо основных видов деятельности Учреждение вправе осуществлять платные медицинские услуги и другие не запрещенные законодательством Российской Федерации виды предпринимательской деятельности в установленном порядке.

Имущество Областного государственного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» является государственной собственностью Еврейской автономной области.

Источниками формирования имущества областной больницы, в том числе финансовых средств, являются:

имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке;

имущество, приобретенное за счет финансовых средств, в том числе за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности;

бюджетные ассигнования и другие поступления от управления здравоохранения Правительства ЕАО;

внебюджетные средства;

доход, полученный от платных видов разрешенной учреждению предпринимательской деятельности;

кредиты банков и других кредиторов;

безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций и граждан;

иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доходы, полученные от разрешенной деятельности и приобретенное за их счет имущество, поступают в самостоятельное распоряжение поликлиники. Ведение учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности осуществляется раздельно от основной деятельности.

Свои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах деятельности поликлиника строит на основе договоров и учитывает интересы потребителей, обеспечивает качество продукции, работ, услуг.

При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано:

- эффективно использовать имущество;

- обеспечивать сохранность и использование имущества строго по назначению;

- не допускать ухудшения технического состояния имущества;

- осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, при этом не подлежат возмещению любые произведенные улучшения имущества;

начислять амортизационные отчисления на изнашиваемую часть имущества при калькулировании стоимости хоздоговорных работ, услуг.

Высшим должностным лицом больницы является его главный врач, назначаемый и освобождаемый от должности управлением здравоохранения Правительства ЕАО.

Среднесписочная численность за 2001 год 121 человек. В том числе:

- врачи 41;

- средний мед. персонал 34;

- младший мед. персонал 18 ;

- общепол. персонал 28.

Бухгалтерский учет имущества, денежных средств и обязательств в ГУЗ «Стоматологическая поликлиника» ведется по плану счетов бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией Минфина РФ по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.99 г. № 107н и осуществляется бухгалтерией поликлиники, являющейся его самостоятельным структурным подразделением.

Бухгалтерию стоматологической поликлиники возглавляет главный бухгалтер который несет всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на бухгалтерскую службу задач и функций. В состав бухгалтерии входит: бухгалтер материального стола, бухгалтер расчетного стола, кассир и главный бухгалтер. Учетная политика учреждения утверждена приказом главного врача от 31.12.2002 года. Бухгалтерский учет автоматизирован на следующих участках: начисление заработной платы, учет основных средств, МБП, материальных запасов. Для осуществления автоматизированного бухгалтерского учета используется программа фирмы «Вейпрофит».

Бухгалтерия поликлиники руководствуется в своей деятельности положением о бухгалтерской службе, должностными инструкциями, являющимися приложением к приказу об учетной политике организации.

Степень ответственности работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности работников бухгалтерии в должностных инструкциях, утверждаемых главным врачом по представлению главного бухгалтера.

Бухгалтерская служба работает в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка областной больницы.

Ревизия деятельности бухгалтерской службы осуществляется вышестоящими организациями ежегодно: ФОМС ЕАО и Управлением здравоохранения Правительства ЕАО.

2.2. Организация бухгалтерского учета в медицинских учреждениях

2.2.1. Учетная политика учреждения

Документом, формирующим единообразную учетную политику для всех бюджетных учреждений, является Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (далее - Инструкция), утвержденная приказом Минфина России от 30.12.99 г. № 107н, (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2000 г. № 2064) [4].

Учетная политика медицинского учреждения обеспечивает:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйствен-ной деятельности;

своевременное отражение в бухгалтерском учете и отчетности фак-тов хозяйственной деятельности;

приоритетное признание и отражение в учете расходов и обязательств перед возможными доходами и активами, не допуская создания скры-тых резервов;

отражение экономического содержания фактов и условий хозяйство-вания;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче-там синтетического учета;

рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хо-зяйственной деятельности и величины организации.

Порядок ведения бухгалтерского учета в учрежде-ниях, установленный Инструкцией № 107н, предусматривает:

план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;

способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджет-ных источников;

- формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

- методы оценки активов и обязательств;

- корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;

- другие вопросы организации бухгалтерского учета.

Организационные аспекты ведения бухгалтерского учета медицинского учреж-дения содержат следующие основные разделы:

1. Сведения о том, кто отвечает за организацию учета;

2. Бухгалтерская служба, ее организация и руководство;

3. Выбор способа (формы) ведения и организации бухгалтерского учета;

4. Формирование правил документооборота и установление графика документооборота;

5. Бухгалтерская отчетность учреждения здравоохранения;

6. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

7. Типовую корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям.

Рассмотрим наиболее важные аспекты учетной политики учреждения здравоохранения.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее главным врачом. Тем самым подчеркивается в большей степени исполни-тельная роль главного бухгалтера. В документах определено, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организа-ции и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Учитывая значение главного бухгалтера и его роль в принятии правиль-ных и обоснованных решений по управлению учреждением здравоохране-ния, установлено, что он обеспечивает соответствие осуществляемых хо-зяйственных операций в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также контроль за движением имущества и выполнением обязательств уч-реждения.

Для деятельности учреждения очень важно осуществление надлежащего контроля. Так, в случаях поступления документов по хозяйственным операци-ям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную или финансовую дисциплину, главный бухгалтер принимает их к исполнению только с письменного распоряжения главного врача (руководителя), кото-рый несет всю полноту ответственности за последствия осуществления про-тивозаконных операций. Для этого о таких документах главный бухгалтер письменно сообщает главному врачу и только после получения от руководи-теля письменного распоряжения о принятии указанного документа к учету исполняет его. Единоличная ответственность главного врача особо ощутима при наложении санкций контрольными органами. В дальнейшем руково-дитель может наказать конкретного виновного должностного лица или слу-жащего в соответствии с трудовым законодательством, а в случаях осуще-ствления бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерией - на условиях, предусмотренных в договоре.

В соответствии с Инструкцией № 107н служебные обязанности в бух-галтерии распределены по функциональному признаку, т. е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтерии созданы следующие группы: финансовая, материальная, расчетов. На эти группы возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету опера-ций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящих-ся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предус-мотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а так-же учреждения, обя-заны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтер-ского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряже-ний, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расхо-дов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и пред-ставления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения .

Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работни-ков бухгалтерии.

В соответствии с Инструкцией № 107н медицинское учреждение осуществляет бухгалтерский учет исполнения сметы расходов по мемориально-ордерной форме. Основой данного способа яв-ляются мемориальные ордера, регистры аналитического учета: Книга "Жур-нал-главная".

Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систе-матизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными мемориальными ордерами - накопитель-ными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваиваются сле-дующие постоянные номера:

- мемориальный номер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) - ф. 381;

- мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюд-жетных средств на субсчетах 090, 091,097, 100, 101, 102)-ф. 381;

- мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных из внебюджетных источников, на субсчетах 110,111, 114, 115, 118)-ф.381;

- мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) - ф. 323;

- мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработ-ной плате и стипендиям) - ф. 405;

- мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) - ф. 408;

- мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) - ф, 386;

- мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) - ф. 438;

- мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) - ф. 438;

- мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по при-ходу продуктов питания) - ф. 398:

- мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по рас-ходу продуктов питания) - ф. 411;

мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) - ф. 396;

мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам)) - ф. 409.

По остальным операциям и по операциям "сторно" в уч-реждении составляются отдельные ордера ф. 274 и нумеруются, начиная с номера 16 за каждый месяц.

По мере составления мемориальных ордеров производятся записи в ф. 308 Книга "Журнал-главная". Учет в книге ведется по субсчетам.

Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (матери-альные ценности, средства в расчетах и др.), субсчету присваивается от-личительный признак в виде номера:

- по бюджетным средствам - 1;

- по средствам, полученным за счет внебюджетных источников:

- по предпринимательской деятельности - 2;

- по целевым средствам и безвозмездным поступлениям - 3.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами. На их основе ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 14 Инструкции №107н):

- наименование документа (формы);

- код формы;

- дату составления;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции

-измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хо-зяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах типовых (унифицированных) форм первичной учетной документации.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (документоо-борот) предусматривает следующие этапы:

- создание внутреннего или получение внешнего документа;

- принятие документа к учету;

- обработка документа;

- передача документа в архив.

График документооборота оформлен в виде табли-цы с перечнем работ по созданию, проверке и обработке доку-ментов а каждом подразделении, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за досто-верность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и под-писавшие их. Соблюдение графика документооборота контролирует глав-ный бухгалтер.

В учетной политике стоматологической поликлиники отражается и порядок хранения документов бухгалтерского учета, т. к. это - составная часть орга-низации документооборота. Сроки хранения типовых документов органов и учреждений здравоохранения установлены правилами организации государ-ственного архивного дела. В статье 17 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" говорится, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгал-терского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет[5].

Также существует утвержденный порядок текущего хранения документов. Бланки строгой отчетности должны храниться в специальных по-мещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает прика-зом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

Отчетность организации (учреждения) представляет собой систему по-казателей, характеризующих условия и результаты ее работы за определен-ный период. Составление отчетности - завершающий этап учетного процес-са. Отчетность составляется по данным бухгалтерского, статистического оперативного учета. Это позволяет включить в содержание отчетности не только стоимостные, но и натуральные показатели для оценки и обобщения как количественных, так и качественных характеристик.

В бухгалтерской отчетности отражаются нарастающим итогом имуще-ственное и финансовое положение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (отчетный год).

Реальность и достоверность содержащейся в отчетности информации об имуществе, обязательствах организации, финансовом положении и результатах деятельности в отчетном периоде зависят от своевременности и полноты проведения годовой инвентаризации.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского баланса и от-чета учреждение обязано проводить инвентаризацию имущества и обяза-тельств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризаций определяется руководителем уч-реждения, за исключением случаев, когда проведение их обязательно (п. 26 Инструкции № 107н):

- при передаче имущества в аренду выкупе, преобразовании государ-ственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентари-зация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечного фонда - один раз в пять лет);

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных обстоятельствах;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Перед началом инвентаризации готовятся бланки инвентаризационных описей, сличительные ведомости, проверяется наличие и состоя-ние инвентарных книг.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на фи-нансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение дохо-дов у некоммерческой организации либо на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) у бюджетной организации по бюджетной деятельности; на увеличение до-ходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки или расходы, сверх норм - за счет виновных лиц; если виновные лица не установлены, то убытки относятся на уменьшение финансирова-ния учреждения.

Недостача в пределах норм естественной убыли в бюджетном учреждении относится по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140, 141, 220, 241, 270 и кредиту субсчетов счетов 04, 05, 06, 08.

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся в учреждении на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов: 040, 041, 043, 044, 050,060-067,069 (по материальным запасам), 120 (по денежным средствам), 173 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным пред-метам, приобретенным за счет бюджетных средств), 401 (по основным сред-ствам, нематериальным активам, малоценным предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности).

В случае не установления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытков с виновных лиц в бюджетном учреждении производятся записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.

В учреждении результаты инвентаризации оформля-ются:

- инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) ф. 401 -по объектам основных средств, предметам малоценного инвентаря, материальным запасам, готовой продукции;

- актом инвентаризации наличных денежных средств ф. 0309014 - по наличным денежным средствам;

- инвентаризационной описью ценных бумаг и бланков документов;

- строгой отчетности ф. 0309015 - по ценным бумагам и бланкам стро-гой отчетности;

- актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ф. 0309016 - по расчетам;

- актом о результатах инвентаризации ф. 835 с прилагаемой ведомос-тью расхождений ф. 836.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указы-ваются в соответствии с их оценкой в бухучете. Среди документов, пред-ставляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть документы следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лип либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Инвентарная комиссия создается в учреждении и не меняется в течение отчетного года. В состав комиссии в поликлинике включены главный бухгалтер, юрист, материально ответственные лица (главная медицинская сестра, фармацевт и т. п.) - всего не менее трех человек. Coстав комиссии, сроки ее работы утверждаются руководителем. В исключительных случаях возможна замена членов комиссии на основании приказа) руководителя. Комиссия может быть постоянно действующей. По итогам инвентаризации комиссия составляет итоговый документ - акт, в котором фиксируются:

- состояние учета;

- факты недостач, излишков, порчи, утраты;

- предложения по устранению выявленных недостатков.

Акт, подписанный членами комиссии, рассматривается и утверждается руководителем и хранится в учетном деле в бухгалтерской службе.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетно-сти того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

В поликлинике имеется график проведения плановых инвентаризаций. По горюче-смазочным материалам - ежеквартально, по наличным денежным средствам - ежемесячно. Ежегодно в сроки с 1 октября по 31 декабря по товарно-материальным ценностям и средствам в расчетах.

Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источни-ков, ведется по Плану счетов, предусмотренному Инструкцией № 107н. При этом составляется единый баланс по указанным средствам и отдельный баланс по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

2.2.2 . Ведение бухгалтерского учета

2.2.2.1. Учет средств стоматологической поликлиники

Средства, полученные для осуществления своей деятельности, в бухгалтерском учете поликлиники учитывают раздельно. Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, субсчету присваивается отличительный признак в виде номера:

- по бюджетным средствам - 1;

- по предпринимательской деятельности - 2;

- средства полученные от государственных внебюджетных фондов, целевые средства - 3

Учет расчетов по финансированию учреждения из бюджета ведется на счете 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета» субсчет 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия».

В дебет субсчета 140 записываются суммы расходов произведенных за год, а также отзыв финансирования.

В кредит субсчета 140 записывается финансирование расходов учреждений.

Объем финансирования полученного учреждением от распорядителя бюджетных средств отражается бухгалтерской записью:

Д 101 - К 140

В случае отзыва финансирования распорядителем бюджетных в учреждении выполняется следующая бухгалтерская запись:

Д 140 - К 101

Фактические расходы списываются в размере суммы финансирования по соответствующим кодам экономической классификации. При закрытии счетов бухгалтерского учета текущего года в разделе 2 Ведомости аналитического учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), объемов финансирования и кассовых расходов получателя бюджетных средств (форма 294) вписывается строка «31 декабря, заключение счетов». По этой строке указывается по соответствующим кодам экономической классификации сумма списываемых произведенных расходов за год, после чего определяется остаток по субсчету 140 в разрезе кодов экономической классификации.

Закрытие субсчета 140 производится 31 декабря и отражается бухгалтерской записью:

Д 140 - К 200

Поступление средств от предпринимательской деятельности отражается по дебету субсчета 111 «Средства полученные от предпринимательской деятельности» и кредиту субсчета 153.2 «Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуг» счета 15 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги».

Согласно учетной политики поликлиники учет доходов ведется по кассовому методу т.е. все поступления по кредиту 153.2 по концу месяца закрываются по м.о. № 14. Выполняется начисление платы за выполненные работы и оказанные услуги отражаемое следующей бухгалтерской записью:

Д 153.2 - К 401
По истечению отчетного периода производится отражение в доходах отчетного периода поступивших средств:
Д 401 - К 400
И производится списание фактических расходов по оказанным услугам:
Д 280 - К 220
Отражение в доходах отчетного периода оказанных услуг:
Д 280 - К 400
Для определения результатов от реализации оказанных услуг применяется субсчет 410 «Прибыли и убытки». По кредиту субсчета в корреспонденции с дебетом субсчета 400 «Доходы отчетного периода» отражается прибыль от реализации оказанных услуг.
Д 400 - К 410
Ежеквартально после уплаты налога на прибыль в поликлинике за счет прибыли формируются средства на материальное поощрение и социальные выплаты, а также на содержание и развитие материально-технической базы учреждения. Нормативно-правовыми актами не установлено каких-либо положений по соотношению отдельных видов средств, формируемых из прибыли.
Формирование средств на материальное поощрение и социальные выплаты производится по дебету субсчета 410 «Прибыли и убытки» и кредиту субсчета 240 «Средства на материальное поощрение и социальные выплаты», а средств на содержание и развитие материально-технической базы - по дебету субсчета 410 «Прибыли и убытки» и кредиту субсчета 241 «Средства на содержание и развитие материально-технической базы». При этом на субсчете 240 учитываются средства, направляемые из прибыли по финансовым результатам за квартал на оказание материальной помощи, выплату премий и т.д.
На субсчете 241 отражаются средства, направляемые в установленном порядке из прибыли, а также другие поступления на содержание и развитие материально-технической базы учреждения, на покрытие расходов связанных с начислением штрафных санкций, пеней, доначисление сумм налогов и платежей.

Средства, полученные учреждением от Территориального фонда обязательного медицинского страхования (в дальнейшем ТФОМС ЕАО) учитываются на субсчете 115 «Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов». Поступление средств отражается по дебету субсчета 115 и кредиту субсчета 274 «Целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.