РУБРИКИ

Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликлиники

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликлиники

Д 115 - К 274 зачисление финансирования от ТФОМС ЕАО.

Аналитический учет по субсчету 274 ведется на многографных карточках ф. 283 в разрезе показателей, увеличивающих или уменьшающих финансирование.

Возврат финансирования отражается следующей бухгалтерской записью:

Д 274 - К 115

Фактически произведенные расходы на медицинское обслуживание населения за счет средств фонда учитываются на субсчете 228 «Расходы за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов». Списание фактических расходов, произведенных за счет целевых средств, отражается:

Д 274 - К 228

Средства, получаемые учреждением от других органов государственной власти, учреждений и физических лиц на цели, связанные с выполнением их основной деятельности, а также на выполнение мероприятий не предусмотренных сметой доходов и расходов учреждения учитываются на субсчете 270 «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия» в корреспонденции с дебетом субсчета 110 «Целевые средства и безвозмездные поступления»

Д 110 - К 270

Спонсорская помощь, оказываемая учреждению может проходить через кассу учреждения и отражается следующей записью:

Д 120.3 - К 270

Поступление бланков медицинской документации от областного бюро медицинской статистики:

Д 063.3 - К 270

Оприходование излишков материалов, а также материалов от списания:

Д 061.3-069.3 - К 270

В конце года в декабре в дебет субсчета 270 списываются фактические расходы с кредита субсчета 225 «Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия».

Аналитический учет по этому субсчету ведется на многографных карточках ф. 283 по источникам финансирования.

2.2.2.2. Учет расчетов по оплате труда

Работа бухгалтера, осуществляющего расчеты по оплате труда, включает в себя:

- начисление сумм оплаты труда;

- начисление выплат социально-компенсационного характера;

- определение счетов учета;

- определение источников финансирования;

- расчет сумм, удерживаемых из оплаты туда;

- расчет сумм начислений платежей в фонды социального страхования и обеспечения;

- получение наличных денежных средств на оплату труда со счета в банке;

- выдачу заработной платы;

- депонирование заработной платы.

Начисление сумм оплаты труда связано с необходимостью проведения подготовительной работы, в результате которой систематизируется и обобщается информация, связанная с формированием суммы оплаты труда каждого сотрудника. Бухгалтер при этом должен руководствоваться нормативными актами гражданского и налогового законодательства, а также положениями, разработанными учреждениями, регулирующими особенности формирования фонда оплаты труда.

Бухгалтер при начислении оплаты труда руководствуется приказами руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами.

При составлении расчетов по оплате труда бухгалтер руководствуется принятой и утвержденной системой оплаты труда в учреждении, важными элементами которой в бюджетном учреждении являются:

- смета, составленная в соответствии с кодами бюджетной классификации;

- ставки, утвержденные в штатном расписании;

- источники финансирования;

- наличие денежных средств на счете в банке.

В стоматологической поликлинике преобладающий фактор при составлении расчетов по оплате труда - отработанное время. Табель учета использования рабочего времени (форма Т-12 или Т-13) является обязательным.

Табель ведется ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению в целом или в разрезе структурных подразделений. В конце месяца по табелю определяется количество отработанных дней (часов) и рассчитывается их оплата. Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы.

Положением по оплате труда в учреждении урегулированы вопросы, связанные с системой доплат за совмещение профессий, интенсивность труда, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу.

Порядок премирования работников медицинского учреждения регулируется Положением о премировании, которое принимается на общем собрании трудового коллектива и согласовывается (регистрируется) с отраслевым профсоюзом.

Для учета расчетов по оплате труда в учреждении предназначен счет 18 "Расчеты по оплате труда и стипендиям". Этот счет используется также для учета расчетов по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другим выплатам, предусмотренным действующим законодательством.

На счете 18 "Расчеты по оплате труда и стипендиям" выделены субсчета:

- 180 "Расчеты по оплате труда";

- 183 "Расчеты с работниками по безналичным перечислениям на счета по вкладам в кредитные организации";

- 184 "Расчеты с работниками по безналичным перечислениям взносов по договорам добровольного страхования";

- 185 "Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов";

- 187 "Расчеты по исполнительным и другим документам, прочие расчеты";

- 189 "Другие расчеты за выполненные работы". На субсчете 180 "Расчеты по оплате труда" учитываются расчеты:

- с работниками учреждений, состоящими в списочном составе;

- с работниками учреждений, не состоящими в списочном составе;

- начисления по оплате труда:

- по другим видам начисленного дохода;

- по всем видам заработной платы (основная и предпринимательская деятельность);

- премиям;

- пособиям по временной нетрудоспособности;

- по беременности и родам;

- при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,

В разрезе видов начислений организован отдельный аналитический учет по каждому виду. Это обусловлено как наличием различных источников финансирования, так и различными системами налогообложения, применяемыми по перечисленным начислениям.

Начисление заработной платы и пособий производится один раз в месяц и отражается в учете в последний день месяца.

Начисление заработной платы за месяц и ее выплата производятся по расчетно-платежной ведомости (ф. 49), в которой записываются табельные номера, фамилии и инициалы работников, суммы начисленной заработной платы и пособий, выданного аванса, удержанных налогов и других сумм.

Расчеты с работниками при уходе в отпуск или увольнении производятся в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) (ф. 425).

Номер и дата записи в ф. 425 должны соответствуют номеру и дате приказа о предстоящем отпуске или увольнении. Начисленные суммы по этим расчетам записываются в расчетно-платежную ведомость, открытую на текущий месяц. В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по платежной ведомости на выдачу аванса, заработной платы (ф. 389) или расходным кассовым ордерам. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. При этом по графе "Сумма к выдаче" против данной фамилии делается прочерк, а выплаченная сумма записывается в графе "Выплаты в межрасчетный период".

Расчетно-платежные и платежные ведомости подписываются работниками, составившими и проверившими эти ведомости. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером.

По истечении срока выплаты в платежной и расчетно-платежной ведомостях против фамилии лиц, у которых заработная плата осталась неполученной, кассир делает отметку от руки "Депонировано" и составляет реестр депонированных сумм (ф. 414). В конце ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, сверяет эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепляет надпись своей подписью. После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в платежных и расчетно-платежных ведомостях, и подсчета выданных и депонированных сумм, на выданные суммы составляется расходный кассовый ордер, который оформляется в установленном порядке и регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. На платежных и расчетно-платежных ведомостях проставляются дата и номер расходного кассового ордера, по которому произведено списание денег по кассе.

Депонированные суммы на следующий день после срока выдачи заработной платы сдаются на счет в кредитную организацию, и на сданные суммы составляется расходный кассовый ордер.

Для получения сведений о заработной плате работающего ведется карточка-справка (ф. 417), в которой, помимо общих сведений о работнике, ежемесячно отражаются суммы начисленной заработной платы по видам и с указанием источника, а также удержанные суммы из оплаты труда по видам, сумма к выдаче.

Начисление оплаты труда в лечебном учреждении в зависимости от источника финансирования отражается по дебету счетов:

- 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия";

- 201 "Расходы за счет дополнительного финансирования из бюджета";

- 210 "Расходы к распределению";

- 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";

- 223 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли" и др.

и кредиту счета 180.

При формировании расчетов по оплате труда в учреждении руководствуются сметой. Смета составляется по основной и по предпринимательской деятельности.

В Отчете об исполнении сметы расходов организации по средствам, направленным на оплату труда, необходимо классифицировать данные по кодам показателей:

- 110110 - оплата труда гражданских служащих, в т. ч.:

- 110111 - основной оклад гражданских служащих;

- 110112 - надбавки к заработной плате гражданских служащих;

- 110113 - дополнительная оплата труда гражданских служащих;

- 110114 - прочие денежные выплаты гражданским служащим;

- 110115 - оплата ежегодных отпусков гражданских служащих.

На суммы начисленной заработной платы, суммы пособий производится запись по дебету счета 19 "Расчеты по обязательному и социальному страхованию и социальной защите населения", соответствующий субсчет и кредиту счета 180.

Суммы, удержанные из оплаты труда в соответствии с видом и назначением, на счетах бухгалтерского учета проводятся записями по дебету счета 180 "Расчеты по оплате труда" и кредиту счетов:

- 198 "Расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации"

- 173 "Расчеты по платежам в бюджет", аналитический счет "Расчеты по подоходному налогу с физических лиц" - на сумму налогов, исчисленных в соответствии с действующим законодательством;

- 160 "Расчеты с подотчетными лицами" - на суммы, удержанные из оплаты труда по образовавшейся задолженности в связи с несвоевременным внесением в кассу организации неиспользованных подотчетных сумм;

- 170 "Расчеты по недостачам" - на суммы, удержанные из оплаты труда по образовавшейся задолженности в связи с недостачей или порчей ценностей, выявленной по результатам инвентаризации, вина по которым доказана и есть письменное согласие работника об удержании означенных сумм или исполнительный лист

- 185 "Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов";

- 187 "По исполнительным и другим документам, прочие расчеты" - на суммы алиментов, удерживаемых из оплаты труда, и административных штрафов, а также расчеты по выданным ссудам за счет средств на материальное поощрение и социальные выплаты (субсчет 240). Аналитический учет расчетов по исполнительным листам и другим документам ведется по каждому получателю с указанием фамилии или организации, номера, даты и срока действия исполнительного листа или другого документа. Для учета удержанных сумм (процентов) используется карточка ф. 292.

Выплата заработной платы отражается записями по дебету счета 180 расчеты по оплате труда" и кредиту счетов:

- 120 "Касса" на суммы, выплаченные из кассы;

Суммы оплаты труда, не полученные работником в определенные для выплаты заработной платы дни, депонируются, что отражается корреспонденцией:

дебет счета 180 "Расчеты по оплате труда" и кредит счета 177 "Расчеты по депонентам".

На основании расчетно-платежных ведомостей составляется мемориальный ордер 5.

В учреждении составляется несколько расчетно-платежных ведомостей, и на основании этих ведомостей составляется свод по ф. 405 (мемориальный ордер 5), на расчетно-платежные ведомости по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, составляется отдельный свод по ф. 405.

К мемориальному ордеру приложены все документы, послужившие основанием для начисления заработной платы (табели использования рабочего времени, выписки из приказов о зачислении, увольнении и др.).

Больничные листки (листки нетрудоспособности) подшиваются в отдельную папку и нумеруются в хронологическом порядке с начала года. На каждом листке проставляется номер расчетно-платежной ведомости, в которую он включен для начисления.

2.2.2.3. Учет материальных запасов

Материальные запасы входят в состав имущества бюджетных учреждений. Их учет является одним из наиболее сложных и трудоемких участков работы бухгалтерских служб. Это связано с тем, что в нормативных документах, регулирующих различные аспекты бухгалтерского учета, мало или совсем не учитываются особенности учета в бюджетных учреждениях.

Для учета материальных запасов в учреждении предназначен счет 06 "Материалы и продукты питания".

На указанном счете учитываются:

- материалы, продукты питания, топливо и горючее, тара, запасные части к машинам и оборудованию (субсчета счета 06);

В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н, основными задачами учета материальных запасов являются контроль за их сохранностью, движением и правильным использованием; соблюдение нормативов по их объему и расходу; своевременное выявление неиспользуемых материалов, получение точных сведений об их остатках, находящихся на складах учреждения.

Собственные материальные запасы принимаются к учету и отражаются в отчетности учреждения по фактической стоимости. Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, является сумма фактических расходов учреждения на их приобретение. Эти фактические расходы складываются из следующих расходов учреждения:

- сумм, уплаченных поставщику (продавцу), включая налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской деятельности);

- расходов по заготовке и доставке материальных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию,

- расходы по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материальных запасов на складе учреждения; иных расходов, непосредственно связанных с приобретением материальных запасов.

Расходы на наем транспорта по доставке продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, сыворотки и т. д. для лечебно-профилактических учреждений в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях следует относить по смете расходов на прочие транспортные расходы.

Материальные запасы, приобретенные за счет любых источников: бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, учитываются в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов и по материально ответственным лицам на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей формы 296 и в раздельных оборотных ведомостях формы М-44. Учет материальных ценностей на складе ведется материально ответственным лицом в книге складского учета материалов (форма М-17) только по наименованиям, сортам и количеству. Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также производит сверку данных по учету материалов с записями, ведущимися на складе.

Учет материальных запасов, принадлежащих учреждению, осуществляется:

- по источникам финансирования расходов на их приобретение (бюджетные средства; средства, полученные от предпринимательской деятельности; целевые средства и безвозмездные поступления);

- по счетам и субсчетам учета, местам хранения, по материально ответственным лицам;

Приобретение материалов и продуктов питания, учитываемых в учреждении на соответствующих субсчетах счета 06, отражается в учете в зависимости от источника их приобретения.

За счет бюджетных ассигнований:

Д 178-1 - К 101 оплачена стоимость материалов;

Д 060-1 ... 069-1 - К 178-1 отражена стоимость полученных материалов (с учетом НДС).

За счет средств от предпринимательской деятельности:

Д 178-2 - К 111 сумма произведенной оплаты;

Д 060-2 ... 069-2 - К 178-2 стоимость приобретенных материалов (без НДС);

Д 171-2 - К 178-2 на сумму НДС, оплаченного поставщикам материалов и другим организациям, связанным с приобретением материалов (например, транспортным).

За счет целевых средств:

Д178-3 - К 110 сумма произведенной оплаты;

Д 060-3 ... 069-3 - К 178-3 стоимость приобретенных материалов (без НДС);

Д 171-3 - К 178-3 на сумму НДС, оплаченного поставщикам материалов и другим.

Кроме приобретения, могут быть другие поступления материалов, например оприходование излишков, выявленных при инвентаризации. Они должны быть оприходованы по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. При этом оформляются следующие проводки:

Д 060 ... 069 - К 270 на сумму стоимости материалов, используемых учреждением при осуществлении основной деятельности или деятельности, финансируемой за счет целевых средств;

Д 060-2 ... 069-2 - К 400 на сумму стоимости материалов, используемых в предпринимательской деятельности.

Поступление материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, оформляется следующими проводками:

Д 069.3 - К 270 по запасным частям, полученным от демонтажа машин, оборудования и прочих объектов основных средств.

Списание материалов и продуктов питания производится по средним ценам, если аналогичные материалы и продукты питания приобретались по разным ценам.

Использование материалов в основной деятельности учреждения отражается в учете следующей проводкой:

Д 200 - К 060-1 ... 069-1.

Если материалы используются на осуществление предпринимательской деятельности, то корреспонденция счетов будет следующей:

Д 220 - К 060-2 ... 069-2.

И, наконец, если материалы списываются в рамках мероприятий, финансируемых за счет целевых средств, то проводка будет следующей:

Д 228 - К 060-3 ... 069-3.

Использование продуктов питания отражается проводкой:

Д 228 - К 061-3.

Материалы могут выбыть в связи с недостачей, как отнесенной, так и не отнесенной на виновных лиц. Списание материалов, выбывших вследствие недостачи, отнесенной на виновное лицо, оформляется следующими проводками.

Списание естественной убыли (по нормам):

Д 140 - К 060-1 ... 069-1 для бюджетной деятельности;

Д 220 - К 060-2 ... 069-2 для предпринимательской деятельности;

Д 270 - К 060-3 ... 069-3 по материалам, приобретенным за счет целевых средств.

Списание балансовой стоимости недостающих материалов (сверх норм естественной убыли):

Д 170 - К 060 ... 069 по соответствующим видам деятельности.

Списание разницы между рыночной и балансовой стоимостью материалов:

Д 170 - К 401.

Учет запасных частей к машинам и оборудованию: двигатели, аккумуляторы, автомобильные шины и покрышки, выданные со склада для замены изношенных и списанные с балансового субсчета 069, подлежат учету на забалансовом счете 12 "Запасные части к транспортным средствам, выданным взамен изношенным".

2.3. Проведение анализа в учреждении

2.3.1. Анализ работы ОГУЗ «Стоматологическая поликлиника»

Финансовое состояние медицинского учреждения характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Эти сведения представлены в его балансе.

Финансовое состояние проводится на основе горизонтального и вертикального анализа.

Горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Проведем анализ актива баланса (тыс.руб.)

Таблица 2.1.

Статья актива

2001 г

2002 г

2003 г

Отклонение

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

Осн. средства

7528

76,7

7967

76,4

9337

79

1809

124

Запасы

918

9,4

944

9,1

1148,5

9,7

230,5

125

Денежные средства

94

0,9

237

2,3

28

0,2

-66

30

Дебиторы

1012

10,3

1068

10,2

1034

8,8

22

102

Расходы

265

2,7

210

2

264,5

2,3

-0,5

99,8

Итого актив

9817

100

10426

100

11812

100

1995

120

Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что структура актива бюджетной деятельности не претерпела существенных изменений.

Общая величина активов возросла на 1995 тысяч рублей, что в большей степени обусловлено ростом величины основных средств и запасов. Следует отметить, что в 2003 году сократилась доля дебиторской задолженности по сравнению с 2001 годом на 1,5%, а по сравнению с 2002 - на 1,4%.

Далее проанализируем структуру пассива баланса поликлиники.

Таблица 2.2.

Статья пассива

2001 г

2002 г

2003 г

Отклонение

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

Финансирование

314

3,2

469

4,5

67

0,6

-247

21,3

Фонды

8542

87

8918

85,5

10544

89,3

2002

123

Кредиторы

961

9,8

1039

10

1201

10,1

240

125

Итого пассив

9817

100

10426

100

11812

100

1995

120

В 2003 году в составе пассива баланса сократилась доля остатков финансирования и возросла доля фондов и кредиторской задолженности.

За 2003 год ОГУЗ «Стоматологическая поликлиника» получила бюджетное финансирование в сумме 1458671 рубль.

Были произведены следующие расходы:

- заработная плата с начислениями 32300 руб.

- ГСМ 69000 руб.

- хозяйственные расходы 92600 руб.

- командировочные расходы 15000 руб.

- ремонт оборудования 20000 руб.

- коммунальные услуги 769780 руб.

- прочие расходы (программное обеспечение,

охранная сигнализация, подписка) 133000 руб.

- капитальный ремонт кровли поликлиники 233000 руб.

- повышение квалификации медперсонала 93991 руб.

На 01.01.04 г. Сложилась дебиторская задолженность за ГСМ (произведена предоплата) в сумме 777 руб.

Остатков денежных средств в кассе и на расчетном счету нет.

За счет предпринимательской деятельности поликлиника получила 5506194 рублей, в том числе за счет ортопедических услуг - 1590559 рублей, за счет стоматологических услуг - 3915635 рублей.

За счет средств от предпринимательской деятельности были произведены следующие расходы:

- заработная плата с начислениями 2989992 руб.

- медикаменты 873222 руб.

- хоз. инвентарь 162195 руб.

- командировочные расходы 10104 руб.

- коммунальные расходы 115718 руб.

- расходы по ремонту оборудования 11145 руб.

- прочие расходы 387350 руб.

За счет средств, полученных от предпринимательской деятельности были приобретены следующие основные средства:

- галогенновый аппарат для фотополимеризации 10000 руб.

- набор термофилов 9668 руб.

- пресс гидравлический 13800 руб.

- световод 8900 руб.

- щипцы для стопоров 9425 руб.

- мебель медицинская 271200 руб.

- шкаф медицинский 10980 руб.

- диван угловой 12900 руб.

- кондиционер 11624 руб.

- копировальный аппарат 40855 руб.

- телевизоры 11015 руб.

- лазерные принтеры 16200 руб.

- автомобиль 472670 руб.

Всего 909234 руб.

За 2003 год поликлиника получила целевые средства на льготное зубопротезирование пенсионеров. Ветеранов, инвалидов от комитета социальной защиты населения в сумме 890228 руб.

Было запротезировано 1348 человек, из них:

- ветеранов 451 человек на сумму 707082 руб.

- пенсионеров 78 человек - 126000 руб.

- инвалиды 29 человек - 57146 руб.

За счет целевых средств было выплачено:

- заработная платы с налогами работникам

ортопедического отделения 561928 руб.

- медикаменты 55538 руб.

- коммунальные расходы 16219 руб.

- прочие расходы 12763 руб.

- частично оплачен автомобиль

В 2003 году стоматологическая поликлиника получила целевые средства от военкомата на заработную плату за работу на призывной комиссии в размере 22511 рублей.

В системе обязательного медицинского страхования поликлиника получила финансирование в размере 6858554 рубля.

За счет них выплачено:

- заработная плата с начислениями 5627235 руб.

- за медикаменты 817638 руб.

- за мягкий инвентарь 66516 руб.

- за стоматологическое оборудование 340000 руб.

Далее перейдем к рассмотрению вопроса связанного с финансированием учреждения.

Финансирование поликлиники осуществляется согласно базовой программы здравоохранения города. Источником финансовых ресурсов являются:

1.Средства обязательного медицинского страхования

2. Бюджетные средства

3. Доходы полученные от платных услуг.

Таким образом, доходы поликлиники можно структурировать следующим образом:

Таблица 2.3.

Вид дохода

Сумма, руб.

Доля, %

Финансирование из бюджета

1458671

9,9

Финансирование в системе ОМС

6858554

46,5

Целевые средства

912739

6,2

Доходы от предпринимательской деятельности

5506194

37,4

Всего доходов

14736158

100

Видно, что наибольшую долю в структуре доходов стоматологической поликлиники имеют финансирование в системе обязательного медицинского страхования и доходы от предпринимательской деятельности.

Проведем динамику доходов и расходов учреждения за анализируемый период.

Таблица 2.4

Анализ финансовой деятельности стоматологической поликлиники за 2002 - 2003 гг., тыс.рублей

Доходы

(финансирование)

2002 год

2003 год

Отклонение

Сумма

%

ОМС

6546,4

6858,5

+312,1

104,8

Бюджет

1381,8

1458,6

+7638

105,6

Целевое

741,2

912,7

+171,5

123,2

Платные услуги

4879,4

5506,2

+626,8

112,8

Всего:

13548,8

14736

+1187,2

108,8

Расходы

фактические

ОМС

6712,1

6923,3

+211,2

103,1

Бюджет

1496,5

1528,3

+31,8

102,1

Целевое

735,8

841,2

+105,4

114,3

Платные услуги

4781,4

4860,6

+79,2

101,6

Всего:

13725,8

14153,4

+427,6

103,1

Из таблицы 2.4 видно, что доходы стоматологической поликлиники за 2003 год составили 14736 тыс. рублей в том числе:

1. Финансирование по программе обязательного медицинского страхования -6858,5 тыс. рублей.

2. Финансирование из бюджета 1458,6 тыс. рублей.

3. Платные услуги 5506,2 тыс.рублей.

Расчетным путем выявлено, что доходы 2003 года увеличились по сравнению с 2002 годом на 1187,2 тыс. рублей или 8,8%. Это произошло за счет увеличения финансирования по программе обязательного медицинского страхования на 312,1 тыс.руб. или 4,8%, возросло финансирование из бюджета области на 7638 тыс.руб. или 5,6%. Фактические расходы 2003 года в общей сумме увеличились по сравнению с 2002 годом на 427,6 тыс.руб. или 3,1%, в том числе по программе обязательного медицинского страхования на 211,2 тыс.руб. или 3,1%, по бюджету на 31,8 тыс.руб. или 2,1%, по платным услугам 79,2 тыс. рублей или 1,6%.

Из расчетных данных мы можем сделать вывод, что доходы стоматологической поликлиники в 2003 году превышают расходы на 582,6тыс.руб. или на 4,1%.

На основании анализа можно сделать вывод что в 2003 году в учреждении сложилась благоприятная финансовая ситуация. В учреждение своевременно и в полном объеме поступали финансовые средства на выплату заработной платы, приобретение медикаментов и т.д.

2.3.2. Анализ исполнения сметы расходов

Одной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, является то, что в бухгалтерском учете отражаются два вида расходов: кассовые и фактические. Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. К фактическим расходам относятся действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате. При внесении в банк каких- либо сумм на бюджетные или текущие счета эти суммы уменьшаются кассовые расходы. Они, как правило, не должны превышать годовые ассигнование как в целом по уточненной смете, так и по отдельным статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже фактических расходов16.

Бюджетные средства расходуются не только в соответствии с утвержденной сметой, но и в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований или перечисленных на текущие счета учреждения денежных средств.

Особое внимание следует обратить на правильность расходования фонда заработной платы. Его перерасход связан чаще всего с содержанием должностей, не предусмотренных в штате, завышением должностных окладов (ставок) заработной платы работников и другими нарушениями законодательства. Эти нарушения могут привести к тому, что в результате расходования не предусмотренных сметой фондов заработной платы к концу года руководитель учреждения вынужден будет сокращать другие расходы с целью обеспечения выплаты заработной платы всем работникам учреждения.

Для проведения правильного анализа отклонении кассовых расходов от фактических необходимо хорошо знать причины, которые могут привести к таким отклонениям по каждой статье сметы расходов. Эти причины вытекают из особенностей учета кассовых и фактических расходов по каждой статье расходов.

Анализ денежных норм расходов и отклонений кассовых и фактических расходов от назначенной по смете производится на основании данных имеющихся в отчете об исполнении сметы (форма № 2 и 14). Сопоставление кассовых и фактических расходов с назначениями по смете и увязка их с производственными показателями позволяют выяснить соответствие фактически произведенных расходов по каждой статье и в целом по утвержденной смете в абсолютных суммах к выполнению плана.

Проведем анализ сметы расходов, предоставляемую в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2003 год.

Таблица 2.5

Анализ исполнения сметы расходов за 2003 год (сокращенная), тыс.рублей

Наименование

Показателя

Код

Утверждено по смете

К.Р.

ФФ.Р.

К.Р.от Ф.Р.

% исполнения к смете

К.Р.

Ф.Р.

Оплата труда

110100

24

24

23

+1

100

95,8

Начисления на зарплату

110200

8,3

8,3

7,5

+0,8

100

90,4

Приобретение предметов снабжения-всего,

110300

161,6

161,6

161,2

+0,4

100

99,8

В том числе - медикаменты и перевязочные средства

110310

-

-

-

-

-мягкий инвентарь и обмундирование

110330

-

-

-

-

Коммунальные услуги

110700

769,78

769,78

852,2

-82,42

100

110,7

Всего

1131,68

1131,68

1528,3

-396,62

100

135

Расшифровка к таблице 2.5 :

где К.Р. - кассовые расходы;

Ф.Р. - фактические расходы.

Анализ исполнения сметы расходов медицинского учреждения за 2003 год, показал следующее.

В целом мы видим, что процент исполнения к смете расходов по кассовым расходам выполнен на 100%, но фактическим на 35% перевыполнен, т.е. это говорит, что у медицинского учреждения в целом недостаточно средств для функционирования.

Постатейный анализ показывает, что данная ситуация сложилась лишь по статьям коммунальных услуг. В общей сумме на приобретение предметов снабжения допущена экономия фактических расходов на 0,2%, что позволяет сделать вывод, что у поликлиники остались денежные средства по этой статье. Первая проблема всех учреждений здравоохранения - финансирование. Бюджетное финансирование практически, как таковое, отсутствует. Для примера: на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы в 2003 году поликлиника на получила ни рубля. Недостаточное финансирование из бюджета, которое компенсируется за счет оказания платных услуг, то есть с одного кармана вынимают, в другой перекладывают. Второй проблемой учреждения является быстро устаревающее оборудование, на обновление которого из бюджета также не выделяют средств.

2.3.3. Анализ исполнения платных услуг

Платные медицинские услуги населению области предоставляются

медицинскими учреждениями в соответствии с:

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».

-Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 26.12.2002 г. № 138 «Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения ЕАО бесплатной медицинской помощью в 2003 году».

-Перечнем медицинских услуг, оказываемых за счет средств организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов с любыми формами собственности. Личных средств граждан, а также по добровольному медицинскому страхованию.

Приказом Правительства ЕАО Управления здравоохранения от 01.02.2001г. № 20 «Об утверждении объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий обеспечения населения ЕАО бесплатной медицинской помощью, условий и порядка предоставления медицинской помощи населению на территории ЕАО».

Стоматологическая поликлиника имеет сертификат и лицензию на соответствующий вид деятельности. Платные услуги оказываются как за личный счет граждан, так и через добровольное медицинское страхование. Тарифы на платные услуги утверждены Правительством ЕАО.

В управление здравоохранения Правительства ЕАО учреждения здравоохранения г. Биробиджана ежеквартально предоставляют отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.

Проанализируем смету доходов и расходов платных медицинских услуг.

Оказание платных медицинских услуг является дополнительным источником дохода учреждения для формирования прибыли. В этой связи интерес представляет анализ изменения доходов за исследуемый период.

Таблица 2.6

Анализ доходов от оказания платных услуг за 2001 - 2003 гг., тыс.рублей

Доходы

2001 год

2002 год

2003 год

% к 2001

году

% к 2002

году

Медицинские услуги

3614

4879,4

5506,2

152,4

112,8

По данным представленным в таблице 2.6 мы видим что доходы от оказания платных услуг населению имеют стойкую тенденцию к увеличению.

Произошло увеличение доходов от оказания платных медицинских услуг на 52,4% по сравнению с 2001 годом и на 12,8% по сравнению с 2002 годом.

2.4. Осуществление финансового контроля

В целях контроля за рациональным использованием финансовых средств направляемых на обязательное медицинское страхование граждан территориальные фонды обязательного медицинского страхования имеют право осуществлять контрольные проверки использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях. Порядок проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93г. №4543-1 Министерством финансов Российской Федерации, приказом Федерального фонда ОМС от 07.08.97г. № 71 "06 обеспечении целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования".

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.