РУБРИКИ

Кассовые операции

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Кассовые операции

4. На кассовом чеке не указан ИНН продавца.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 9 января 2001 г. N А72-3489/00-Р71 указал, что отсутствие на чеках ИНН - это признак неисправности ККТ, а не того, что ее не применяли вообще. Соответственно, к нарушителю должны применяться меры ответственности, предусмотренные за применение неисправной ККТ.

5. Использование неисправной ККМ.

Конечно же, налоговики штрафуют за то, что фирма использует неисправную ККМ (см. Письмо МНС России от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@). Однако, обратившись в суд, налогоплательщикам удается доказать, что если они используют неисправную контрольно-кассовую технику, нельзя считать, что кассовая техника вообще не используется (см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2004 г. N А17-244/5-А).

6. У организации (индивидуального предпринимателя) не заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассовых машин на текущий год.

Этот факт еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик не применял кассовую технику при расчетах наличными (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 января 2005 г. N Ф08-6409/05-2449А).

2.15. Порядок привлечения к ответственности

Довольно часто контролирующие органы нарушают порядок привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к ответственности за неприменение ККМ. А ведь в этом случае нарушитель может обжаловать в суде штраф, наложенный на него. И в конечном счете так ничего и не заплатить. Поэтому в данном разделе нашей книги мы рассмотрим порядок привлечения к ответственности, установленный законодательно.

2.15.1. Когда могут привлечь к ответственности?

Учтите, что привлечь к ответственности за неприменение ККМ можно, только если с момента совершения правонарушения прошло не больше двух месяцев. Это четко записано в ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Моментом же совершения нарушения в данном случае будет считаться день приема наличных денег за товары (работы, услуги) без применения кассового аппарата.

2.15.2. Кто может привлечь к ответственности?

Рассматривать дела о неприменении ККМ могут как органы внутренних дел (начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители), так и налоговые органы.

Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом ФНС России от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/354@.

2.15.3. Как привлекают к ответственности?

Условно порядок привлечения к ответственности можно разделить на две стадии:

1) составление протокола об административном правонарушении;

2) рассмотрение дела об административном правонарушении.

Итак, сначала соответствующие должностные лица органов внутренних дел или налоговых органов составляют протокол об административном правонарушении. Это делают сразу же, как только выявлено правонарушение. Кроме тех случаев, когда нужно дополнительно выяснить обстоятельства дела либо данные о физическом лице (сведения об организации), в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. В этом случае протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Правда, эти сроки могут и нарушаться. Главное, чтобы протокол был составлен в течение двух месяцев со дня, когда было совершено правонарушение.

Иначе фирму (индивидуального предпринимателя) уже не могут привлечь к ответственности (истек срок давности), поэтому составлять протокол просто-напросто нет смысла.

Требования к содержанию протокола об административном правонарушении приведены в п. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Протокол подписывается должностным лицом, которое его составляло, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (при этом ему должна быть вручена копия протокола об административном правонарушении).

В течение суток с момента его составления протокол направляется органу того должностного лица, который уполномочен рассматривать дело. По поступившему протоколу дело рассматривается в 15-дневный срок со дня его получения.

При этом в порядке подготовки к рассмотрению дела уполномоченный орган должен уведомить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате рассмотрения дела.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. Требования к этому протоколу приведены в п. 2 ст. 29.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам этого рассмотрения выносится постановление по делу об административном правонарушении.

При этом согласно п. 1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный орган выносит одно из следующих решений:

- о назначении административного наказания;

- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом копия постановления по делу вручается под расписку физическому лицу (его законному представителю) или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Так сказано в ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2.15.4. Когда начислять штраф?

Если организация согласна со штрафом, она его начисляет на основании протокола. Бухгалтер отражает штраф в учете такой записью:

Дебет 99

Кредит 68 субсчет "Расчеты по административным штрафам"

- начислен штраф за неприменение ККТ.

Как мы уже говорили, оштрафовать налоговики могут не только организацию, но и главного бухгалтера или руководителя. Виновные лица, как правило, платят штрафы из собственного кармана. В этом случае в бухгалтерском учете никакие проводки не делаются. Однако бывают случаи, когда деньги на оплату штрафа виновное лицо берет у предприятия. В этом случае штраф является внереализационным расходом, и его нужно отразить на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы"). Бухгалтер делает запись:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы"

Кредит 68 субсчет "Расчеты по административным штрафам"

- начислен штраф за неприменение ККТ.

Обратите внимание: штраф за нарушения, связанные с применением (неприменением) ККТ, не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. Причем не важно, наложен этот штраф на саму фирму или на ее должностных лиц. Основание - п. 2 ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Заплатить надо в течение 30 суток после того, как было вынесено решение о привлечении к административной ответственности. Об этом сказано в п. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оплату штрафа бухгалтер отразит так:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по административным штрафам"

Кредит 51

- перечислены штрафы.

Если организация не согласна со штрафом, она может подать жалобу в налоговую инспекцию, которая приняла решение о санкциях. Налоговики обязаны в течение трех дней направить дело в вышестоящую инстанцию или суд. Однако вы вправе сразу же обратиться в территориальное налоговое управление или в районный суд. Напомним: жалобу можно подать только в течение десяти суток после того, как копия постановления о штрафе была вручена вашему предприятию. Рассмотреть дело должны в течение десяти дней. А затем вынести решение. О нем сообщают в уведомлении, которое и посылают предприятию. Если штраф не отменили, бухгалтер на основании данного документа отражает санкции в учете.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Закон о ККТ разрешает организациям и индивидуальным предпринимателям в некоторых случаях вместо ККТ применять бланки строгой отчетности. О расчетах наличными с помощью таких бланков мы и поговорим в данном разделе нашей книги.

3.1. В каких случаях применяют бланки строгой отчетности

Бланки строгой отчетности можно применять, если одновременно выполняются два условия.

Во-первых, организации и индивидуальные предприниматели могут применять бланки строгой отчетности только при наличных расчетах с населением. Это четко закреплено в п. 2 ст. 2 Закона о ККТ. Иначе говоря, для расчетов с юридическими лицами организациям и индивидуальным предпринимателям придется обзавестись ККТ.

А во-вторых, бланки строгой отчетности можно применять только при оказании услуг, а никак не при продаже товаров. На это указано в п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение по применению бланков). Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171.

3.2. Какие бланки строгой отчетности можно применять

К бланкам строгой отчетности относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы. Перечень таких документов не является закрытым. Однако есть одно существенное условие - все эти документы должны быть утверждены как бланки строгой отчетности законодательно, а не самой организацией (индивидуальным предпринимателем).

В п. 2 ст. 2 Закона о ККТ указано, что порядок утверждения форм бланков строгой отчетности устанавливает Правительство РФ. Однако до 1 января 2007 г. действуют "старые" формы бланков, то есть те, которые были утверждены ранее. Хотя возможно, что этот срок будет продлен, и в новом году организации (индивидуальные предприниматели) также смогут применять ранее используемые ими формы бланков строгой отчетности.

Итак, на сегодняшний день можно применять следующие бланки строгой отчетности.

Перечень бланков строгой отчетности

N
п/п

Наименование документа

Код формы
(по ОКУД)

Чем утверждено

1

2

3

4

I. Связь и почта

1

Акт-квитанция на выполнение
гарантийных и платных работ
по ремонту абонентных установок

0752001

Приказ
Минфина России
от 29.12.2000
N 124н

2

Талон на междугородное телефонное
соединение и дополнительные услуги

0752002

То же

3

Квитанция о приеме почтовых
отправлений

0752003

То же

4

Квитанция о приеме почтового
перевода денежных средств

0752005

То же

5

Квитанция о приеме разного рода
платы

0752007

То же

6

Бланк исходящего заказа
за наличный расчет

0752008

То же

7

Квитанция о приеме платы
за подписку на газеты, журналы
и книги

0752010

То же

II. Театры, выставки, ночные и спортивные клубы и т.п.

8

Билет

0793001

Приказ
Минфина России
от 25.02.2000
N 20н

9

Абонемент

0793005

То же

10

Экскурсионная путевка

0793007

То же

III. Органы управления, общественные объединения, общественные
организации

11

Квитанция (для расчетов
с населением за мероприятия,
проводимые организациями системы
общества "Знание")

0798001

Письмо
Минфина России
от 09.12.1993
N 16-20-06

12

Путевка на право охоты, рыбной
ловли, отдыха

0798002

Письмо
Минфина России
от 14.04.1995
N 16-00-30-30

13

Именная разовая лицензия на добычу
охотничьих животных

0798003

Письмо
Минфина России
от 26.06.1996
N 16-00-30-46

IV. Гостиничное хозяйство

14

Счет (за проживание в гостинице)

0790230

Письмо
Минфина России
от 13.12.1993
N 121

15

Счет (за проживание в гостинице
и оказание услуг)

0790204

То же

16

Кассовый отчет

0790206

То же

17

Квитанция на возврат денег
к счету N

0790208

То же

18

Акт о порче имущества гостиницы

0790209

То же

19

Квитанция (на автостоянку)

0790211

То же

20

Квитанция на предоставление
дополнительных платных услуг

0790212

То же

21

Квитанция на прием вещей в камеру
хранения

0790213

То же

V. Бытовое обслуживание

22

Квитанция (на выполнение
гарантийных и платных работ
по ремонту слуховых аппаратов)

0790304

Письмо
Минфина России
от 24.02.1994
N 16-40

23

Квитанция (на ремонт, требующий
расхода материала)

0790001

Письмо
Минфина России
от 29.04.1995
N 16-00-30-33

24

Копия квитанции (на ремонт,
требующий расхода материала)

0790001

То же

25

Наряд-заказ (на ремонт,
требующий расхода материалов)

0790002

То же

26

Квитанция (на пошив и ремонт обуви
и кожаных изделий)

0790003

То же

27

Копия квитанции (на пошив и ремонт
обуви и кожаных изделий)

0790003

То же

28

Наряд-заказ (на пошив и ремонт
обуви и кожаных изделий)

0790004

То же

29

Квитанция (на услуги фотографии,
фотолаборатории, фотостудии)

0790005

То же

30

Копия квитанции (на услуги
фотографии, фотолаборатории,
фотостудии)

0790005

То же

31

Наряд-заказ (на услуги фотографии,
фотолаборатории, фотостудии)

0790006

То же

32

Квитанция (на ремонт и пошив
одежды)

0790007

То же

33

Наряд-заказ (на ремонт и пошив
одежды)

0790008

То же

34

Квитанция (на услуги химчистки)

0790009

То же

35

Копия квитанции (на услуги
химчистки)

0790009

То же

36

Наряд-заказ (на услуги химчистки)

0790010

То же

37

Обязательство-квитанция (на прокат
предметов)

0790016

То же

38

Копия обязательства-квитанции
(на прокат предметов)

0790017

То же

39

Залоговый билет

0790019

То же

40

Опись вещей (сданных под залог)

0790020

То же

41

Сохранная квитанция

0790021

То же

42

Копия сохранной квитанции

0790021

То же

43

Опись вещей (сданных на хранение)

0790022

То же

44

Кассовая ведомость приема выручки
(за ремонт в присутствии
заказчика)

0790024

То же

45

Копия кассовой ведомости приема
выручки (за ремонт в присутствии
заказчика)

0790024

То же

46

Квитанция (на ремонт
и изготовление ювелирных изделий)

0790027

То же

47

Копия квитанции (на ремонт
и изготовление ювелирных изделий)

0790027

То же

48

Наряд-заказ (на ремонт
и изготовление ювелирных изделий)

0790028

То же

49

Талон (на услуги парикмахерской)

0790029

То же

50

Листок учета выработки (услуги
парикмахерской)

0790030

То же

51

Квитанция (стирка)

0790031

Письмо
Минфина России
от 11.04.1997
N 16-00-27-15

52

Копия квитанции (стирка)

0790031

То же

53

Наряд-заказ (стирка)

0790032

То же

54

Квитанция (на изготовление
и установку памятника, цветника
и пр.)

0790311

То же

55

Копия квитанции (на изготовление
и установку памятника, цветника
и пр.)

0790311

То же

56

Наряд-заказ (на изготовление
и установку памятника, цветника
и пр.)

0790312

То же

57

Квитанция (на ритуальные услуги)

0790313

То же

58

Копия квитанции (на ритуальные
услуги)

0790313

То же

59

Наряд-заказ (на ритуальные услуги)

0790314

То же

60

Копия наряда-заказа (на ритуальные
услуги)

0790314

То же

VI. Общественное питание

61

Счет на оплату услуг ресторанов
и кафе

0771301

Письмо
Минфина России
от 20.12.1993
N 16-31

62

Абонементная книжка для расчетов
за питание учащихся

0771303

То же

63

Абонемент на получение питания
в столовой при производственном
предприятии или учреждении

0771304

То же

VII. Сбыт

64

Заказ-квитанция (на оплату
и отпуск топлива, услуг населению
сбытовыми организациями)

0780201

Письмо
Минфина России
от 21.03.1994
N 16-49

VIII. Страхование

65

Квитанция на получение страхового
взноса

0796201

Письмо
Минфина России
от 16.06.1994
N 16-30-63

66

Копия квитанции о приеме платежей
по государственному обязательному
страхованию

0796202

То же

67

Квитанция о приеме взносов
(платежей) по долгосрочным видам
страхования

0796203

То же

68

Квитанция о приеме платежей
по имущественным видам страхования

0796204

То же

69

Квитанция на получение страхового
взноса (форма N А-7)

0796205

Письмо
Минфина России
от 23.02.1994
N 16-37

IX. Транспорт

70

Заказ-квитанция (на транспортно-
экспедиционные услуги)

0751001

Письмо
Минфина России
от 16.06.1994
N 16-30-64

71

Квитанция разных сборов

0751002

То же

72

Квитанция на парковку автомобиля

0751601

Письмо
Минфина России
от 24.02.1994
N 16-38

73

Квитанция (на ремонт и техническое
обслуживание автотранспортных
средств)

0751602

Письмо
Минфина России
от 11.04.1997
N 16-00-27-15

74

Копия квитанции (на ремонт
и техническое обслуживание
автотранспортных средств)

0751602

То же

75

Наряд-заказ (на ремонт
и техническое обслуживание
автотранспортных средств)

0751603

То же

76

Копия наряда-заказа (на ремонт
и техническое обслуживание
автотранспортных средств)

0751603

То же

77

Билет длительного пользования
(на проезд в автобусах городского
сообщения)

0751003

Письмо
Минфина России
от 23.10.1996
N 16-00-30-58

78

Билет длительного пользования
(на проезд на трех видах
городского пассажирского
транспорта (автобус, трамвай,
троллейбус))

0751004

То же

79

Билет длительного пользования
(на проезд на двух видах
городского пассажирского
транспорта (автобус, трамвай))

0751005

То же

80

Билет длительного пользования
(на проезд на двух видах
городского пассажирского
транспорта (автобус, троллейбус))

0751006

То же

81

Билет на одну поездку в городском
автобусе

0751007

То же

82

Билет на одну поездку в городском
наземном транспорте

0751008

То же

83

Контрольный билет (на проезд
в городском автобусе) (рулонный)

0751009

То же

84

Билет длительного пользования
на проезд в автобусах пригородного
сообщения

0751010

То же

85

Автобус (рулонный билет на проезд
в автобусах пригородного
сообщения)

0751011

То же

86

Автобус (билет для проезда
в автобусах внегородского
сообщения)

0751012

То же

87

Багажный билет на провоз одного
места багажа (в автобусах
внегородского сообщения)

0751013

То же

88

Билет на проезд в автобусе
внегородского сообщения,
выдаваемый билетно-кассовой
машиной "Ока-14ООТ"

0751014

То же

89

Билет на проезд в автобусе
внегородского сообщения,
выдаваемый электронной
контрольно-кассовой машиной
"Ока-500.0-02"

0751015

То же

90

Билет на проезд пассажиров
и провоз багажа в автобусах,
выдаваемый кассовым
билетопечатающим аппаратом BSA-1

075016

То же

91

Билет для проезда в автобусах
внегородского сообщения,
выдаваемый автоматизированными
системами по продаже билетов
на типовую контрольную ленту

0751017

То же

92

Воинский билет для проезда
в автобусе в одном направлении
(междугородного сообщения)

0751018

То же

93

Квитанция о взимании штрафа
за безбилетный проезд пассажира
или неоплаченный провоз багажа
в автобусе

0751019

То же

94

Билет длительного пользования
(на проезд в трамвае)

0751020

То же

95

Билет длительного пользования
(на проезд в троллейбусах)

0751021

То же

96

Билет длительного пользования
(на проезд в трамваях и
троллейбусах)

0751022

То же

97

Билет на одну поездку в трамвае
(абонементный талон)

0751023

То же

98

Билет на одну поездку
в троллейбусе (абонементный талон)

0751024

То же

99

Билет на одну поездку в городском
электрическом транспорте
(абонементный талон)

0751025

То же

100

Контрольный билет (для проезда
в трамвае) (рулонный)

0751026

То же

101

Контрольный билет (для проезда
в троллейбусе) (рулонный)

0751027

То же

102

Контрольный билет (для проезда
в городском электротранспорте)
(рулонный)

0751028

То же

X. Отдых и туризм

103

Туристская путевка

0791601

Письмо
Минфина России
от 16.06.1994
N 16-30-65

104

Туристская путевка

0791602

То же

105

Туристская путевка

0791603

То же

106

Накладная-счет (для получения
наличных денежных средств
за путевки)

0791604

То же

107

Талоны на питание

0791605

То же

108

Наряд-путевка (на группу)

0791606

Письмо
Минфина России
от 14.02.1995
N 16-00-30-13

109

Счет-путевка (группы по
предварительной заявке) (лист 1)

0791607

То же

110

Наряд-путевка (группы по
предварительной заявке) (лист 2)

0791608

То же

111

Наряд-путевка - копия (группы по
предварительной заявке) (лист 3)

0791608

То же

112

Корешок путевки (группы по
предварительной заявке) (лист 4)

0791609

То же

113

Туристская путевка (серия
"спецтур")

0791610

То же

114

Туристская путевка (типовая,
с дополнительными видами услуг)

0791611

Письмо
Минфина России
от 10.04.1996
N 16-00-30-19

115

Санаторно-курортная путевка

0791612

Приказ
Минфина России
от 10.12.1999
N 90н

116

Путевка (в детское оздоровительное
учреждение)

0791615

То же

117

Путевка

0791616

То же

118

Курсовка

0791617

То же

XI. Ветеринарные учреждения

119

Корешок квитанции (на ветеринарные
услуги)

0723001

Письмо
Минфина России
от 26.05.1995
N 16-00-30-46

120

Корешок квитанции (на ветеринарно-
санитарную экспертизу)

0723002

То же

XII. Лесное хозяйство

121

Входной билет (для посещения парка
"Сочинский дендрарий")

0731101

Письмо
Минфина России
от 14.09.1995
N 16-00-30-67

122

Входной билет (для посещения
национальных парков, входящих
в систему Рослесхоза)

0731102

Письмо
Минфина России
от 22.11.1996
N 16-00-30-63

XIII. Производство вторичных цветных металлов

123

Квитанция (по приему цветных
металлов)

0712611

Письмо
Минфина России
от 11.04.1997
N 16-00-27-14

XIV. Любой вид деятельности

124

Квитанция (в случае отключения
электроэнергии)

07000001

Письмо
Минфина России
от 20.04.1995
N 16-00-30-35

125

Чек (в случае отключения
электроэнергии)

0700003

Письмо
Минфина России
от 12.03.1999
N 16-00-24-32

XV. Банки

126

Квитанция (форма N 31)

Приказ
Минфина России
от 28.06.2000
N 59н

127

Бланк платежного документа
(форма N ПД-4р)

То же

XVI. Ломбарды

128

Залоговый билет

0790019

Приказ
Минфина России
от 31.01.2006
N 20н

129

Сохранная квитанция

0790021

То же

Пример 1. ООО "Магнолия" занимается ремонтом сотовых телефонов. При этом фирма работает исключительно с физическими лицами. В этом случае она может обойтись без кассового аппарата, оформляя расчеты наличными квитанцией по форме БО-1 ("Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции"). Ведь этот бланк строгой отчетности можно использовать при бытовом обслуживании населения. А ремонт телефонов также является бытовой услугой.

А можно ли в качестве бланка строгой отчетности использовать форму N КО-1 "Приходный кассовый ордер"?

Налоговые органы не разрешают использовать приходник в качестве бланка строгой отчетности. Что же касается арбитражной практики по данному вопросу, то она весьма противоречива.

Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2005 г. N А56-41961/04 указано на то, что приходный кассовый ордер не может использоваться как бланк строгой отчетности при расчетах наличными с населением. А в Постановлении того же суда от 27 сентября 2005 г. N А56-13840/2005 уже сказано совершенно обратное. Поэтому если вы решите доказывать свою правоту относительно использования приходника в качестве бланка строгой отчетности в суде, то исход дела во многом будет зависеть от силы защиты.

Пункт 7 Положения по применению бланков указывает на то, что все бланки строгой отчетности должны содержать сведения об их изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Таким образом, бланки строгой отчетности обязательно должны быть изготовлены типографским способом. Если бланк будет изготовлен, например, с помощью компьютера, то организацию могут привлечь к ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Напомним, что эта статья устанавливает ответственность за расчеты наличными без применения ККТ.

Обратите внимание на то, что форма бланка должна точно соответствовать форме, утвержденной в установленном порядке. Это значит, что в нее нельзя добавлять новые или удалять "лишние" реквизиты. Пункт 9 Положения по применению бланков разрешает лишь сужать или расширять графы утвержденных форм бланков строгой отчетности. И все.

Перечень обязательных реквизитов бланков строгой отчетности приведен в п. 6 Положения по применению бланков. Перечислим их:

а) сведения об утверждении формы бланка;

б) наименование, шестизначный номер и серия;

в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

д) идентификационный номер налогоплательщика;

е) вид услуг;

ж) единица измерения оказания услуг;

з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

и) дата осуществления расчета;

к) наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Что касается бланков, предназначенных для расчетов наличными за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, то они должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 6 Положения по применению бланков):

а) наименование, шестизначный номер и серия;

б) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

в) наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк;

г) вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров;

д) стоимость услуги в денежном выражении.

3.3. Как отразить приобретение бланков строгой отчетности

в учете

В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности отражаются за балансом - на счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке, например 1 руб. за каждый бланк. А фактические затраты на приобретение бланков учитываются как расходы будущих периодов на одноименном счете 97.

Израсходованные бланки списываются со счета 006. Одновременно с этим организация списывает фактическую стоимость этих бланков со счета 97 на расходы по обычным видам деятельности.

В налоговом учете стоимость бланков строгой отчетности можно отнести к материальным расходам. Такая статья затрат предусмотрена пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ. Материальные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы следующим образом. Если используется метод начисления - в момент подписания с типографией акта приемки-передачи услуг (п. 2 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Если применяется кассовый метод - в момент оплаты бланков строгой отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Пример 2. В августе 2006 г. турфирма "Лучший отдых" заказала в типографии 1000 бланков строгой отчетности по форме ТУР-1 "Туристская путевка". Стоимость заказа составила 590 руб. (в том числе НДС - 90 руб.). В том же месяце было израсходовано 18 бланков. Отметим, что турфирма занимается только внутренним туризмом, то есть она сможет возместить из бюджета весь "входной" НДС по бланкам.

В учете турфирмы будут сделаны следующие проводки (учет бланков ведется в условной оценке в размере 1 руб. за бланк):

Дебет 006

- 1000 руб. (1000 шт. x 1 руб/шт.) - оприходованы полученные из типографии бланки;

Дебет 97 Кредит 60

- 500 руб. (590 - 90) - отражены расходы по приобретению бланков;

Дебет 19 Кредит 60

- 90 руб. - отражен НДС;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 90 руб. - возмещен НДС из бюджета;

Дебет 60 Кредит 51

- 590 руб. - оплачены услуги типографии по изготовлению бланков строгой отчетности;

Кредит 006

- 18 руб. (18 шт. x 1 руб/шт.) - списаны использованные бланки;

Дебет 20 Кредит 97

- 9 руб. (500 руб. : 1000 шт. x 18 шт.) - списаны расходы по использованным бланкам строгой отчетности.

В целях налогообложения прибыли турфирма "Лучший отдых" применяет кассовый метод. Поэтому расходы по изготовлению бланков строгой отчетности в размере 500 руб. будут учтены в целях налогообложения прибыли в августе 2006 г.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие "упрощенку", также могут учесть расходы на печать бланков строгой отчетности в целях налогообложения. Основание - пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. И поскольку при "упрощенке" применяется кассовый метод, то расходы признаются в том периоде, когда бланки будут оплачены.

3.4. Правила заполнения

Графы бланков строгой отчетности заполняются четко и разборчиво. При этом в незаполненных графах ставится прочерк (п. 8 Положения по применению бланков).

Так же как и в кассовых документах, в бланках строгой отчетности не допускаются подчистки, поправки и исправления. Если же бланк был испорчен или неправильно заполнен, его нужно перечеркнуть и приложить к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в который он был выписан (п. 15 Положения по применению бланков).

3.5. Учет, хранение и уничтожение

Организации и индивидуальные предприниматели должны вести книгу по учету бланков строгой отчетности по их наименованиям, сериям и номерам. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации, а также скреплены печатью.

Хранение и выдачу бланков строгой отчетности, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам руководитель организации или индивидуальный предприниматель должен поручить одному из своих работников. Он также принимает бланки в момент их поступления в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Эта комиссия проверяет соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляет акт приемки бланков. Этот акт, который утверждает руководитель организации или индивидуальный предприниматель, является основанием для принятия бланков на учет ответственным работником.

Организация (индивидуальный предприниматель) должна обеспечить условия для хранения бланков строгой отчетности: бланки хранятся в металлических шкафах (сейфах) или в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Вместе с инвентаризацией кассы также проводится инвентаризация бланков строгой отчетности, что прописано в п. 20 Положения по применению бланков.

Кроме того, необходимо предусмотреть контроль за использованием бланков строгой отчетности (п. п. 21, 22 Положения по применению бланков). Важно помнить, что выдавать бланки и контролировать их использование должны по возможности разные сотрудники организации.

При этом следует также хранить копии использованных бланков, которые подтверждают, какие суммы наличных денег были по ним получены. Срок хранения использованных бланков - пять лет. После этого нужно провести инвентаризацию использованных бланков строгой отчетности. А через месяц после инвентаризации создать комиссию по уничтожению бланков. Списание бланков должно производиться по акту, который составляет комиссия и утверждает руководитель организации (индивидуальный предприниматель). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки.

3.6. Ответственность за нарушения при использовании

бланков строгой отчетности

Если при расчетах наличными без кассового аппарата организация (индивидуальный предприниматель) не выдает бланк строгой отчетности или выдает его на меньшую сумму, такое нарушение приравнивается к расчетам наличными денежными средствами без ККМ. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За него грозит штраф в размере:

- для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) - от 30 до 40 МРОТ (от 3000 до 4000 руб.);

- для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ (от 30 000 до 40 000 руб.).

Если же организация (индивидуальный предприниматель) нарушает правила или сроки хранения использованных бланков строгой отчетности, то ее оштрафуют на 20 - 30 МРОТ. Такой размер штрафа предусмотрен ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

4. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Аудит кассовых операций проводится для того, чтобы проверить, как организация исполняет кассовую дисциплину. В задачи аудита кассовых операций входят:

- проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами;

- правильное документальное оформление операций с денежными средствами;

- контроль за сохранностью денежных средств и документов в кассе;

- своевременное проведение инвентаризации денег в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

При аудите кассовых операций проверяют:

- правильность документального оформления кассовых операций;

- сохранность наличных денег в кассе;

- соблюдение установленного лимита остатка денег в кассе;

- правильность применения контрольно-кассовой техники при наличных расчетах с населением и с юридическими лицами;

- полноту и своевременность оприходования денег и отражение данных операций в бухучете;

- правильность списания денег в расход и отражение данных операций в бухучете;

- порядок хранения свободных денег в кассе организации.

4.1. Как проводится аудит?

Чтобы проверить правильность документального оформления кассовых операций, можно использовать определенный перечень вопросов. Его мы привели в таблице.

Перечень типовых вопросов для проверки

документального оформления кассовых операций

Вопрос

Ответ

Примечание

1

2

3

Наличные деньги в кассу
принимаются по приходным кассовым
ордерам

Нет

Нарушение п. 13 Порядка
ведения кассовых
операций в РФ

Выдача наличных денег из кассы
производится по расходным кассовым
ордерам или надлежаще оформленным
другим документам (платежным
ведомостям (расчетно-платежным),
заявлениям на выдачу денег, счетам
и др.) с наложением на эти
документы штампа с реквизитами
расходного кассового ордера

Нет

Нарушение п. 14 Порядка
ведения кассовых
операций в РФ

Приходные кассовые ордера
подписаны главным бухгалтером

Да

-

Документы на выдачу денег
подписаны руководителем и главным
бухгалтером

Да

-

Имеются ли полномочия у лиц,
фактически подписывающих приходные
и расходные кассовые документы,
в случае отсутствия подписей
руководителя и главного
бухгалтера?

Да

Указать реквизиты
организационно-
распорядительного
документа, на основании
которого подписываются
приходные и расходные
документы

Все предусмотренные реквизиты
в приходных и расходных документах
заполнены

Нет

Привести примеры
кассовых документов
в пределах выборки,
в которых не заполнены
предусмотренные
реквизиты

Приходные и расходные кассовые
ордера регистрируются в журнале

Нет

Нарушение п. 21 Порядка
ведения кассовых
операций в РФ

Деньги из кассы выдавались лицам,
не состоящим в списочном составе

Да

Указать, на основании
каких документов была
произведена выдача
денежных средств лицам,
не состоящим
в списочном составе

Составлялись отдельные расходные
кассовые ордера по каждому лицу
или отдельные ведомости
на основании заключенных договоров

Нет

Нарушение п. 16 Порядка
ведения кассовых
операций в РФ

Деньги выдавались лицам,
не указанным в расходных кассовых
ордерах, без оформления
доверенности

Да

Нарушение п. 16 Порядка
ведения кассовых
операций в РФ

Форма доверенности оформляется
с указанием информации
о наименовании документа (паспорта
или другого документа),
удостоверяющего личность
получателя, номера, кем и когда
выдан документ

Да

Указать, на основании
каких документов были
выданы денежные
средства по
доверенности

В приходных и расходных кассовых
ордерах (в заменяющих их
документах) есть подчистки,
помарки или исправления

Да

Нарушение п. 19 Порядка
ведения кассовых
операций в РФ

Кассовая книга пронумерована,
прошнурована и опечатана сургучной
или мастичной печатью; количество
листов в кассовой книге заверено
подписями руководителя и главного
бухгалтера организации

Нет

Нарушение п. 23 Порядка
ведения кассовых
операций в РФ

В кассовой книге есть подчистки
и исправления

Да

Привести примеры
исправлений в кассовой
книге

Исправления заверены подписями
кассира, а также главного
бухгалтера организации или лица,
его заменяющего

Нет

Привести примеры
исправлений в кассовой
книге

Кассовая книга пронумерована
с начала года

Нет

Привести примеры,
доказывающие нарушение
нумерации в кассовой
книге

Отчеты кассира передаются вместе
с приходными и расходными ордерами
в бухгалтерию

Да

-

Формы кассовых документов
соответствуют требованиям
законодательства

Нет

Привести примеры форм
кассовых документов,
не соответствующих
требованиям
законодательства

Контроль за правильным ведением
кассовой книги возложен
на главного бухгалтера организации

Да

Указать реквизиты
организационно-
распорядительного
документа, на основании
которого на главного
бухгалтера возложен
контроль за правильным
ведением кассовой книги

Аудит кассовых операций начинается с проверки сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор должен установить, проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других случаях, предусмотренных законодательством.

Далее нужно посмотреть, соблюдает ли организация лимит остатка денег в кассе, а также лимит расчетов наличными с другими фирмами.

При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности, поступившей из банка, от подотчетных лиц, а также сумм выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и т.п. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам.

Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обратить внимание на обоснованность выдачи денег. Иначе говоря, у фирмы должны быть приказы и распоряжения на премирование сотрудников, оказание материальной помощи, выдачу средств на представительские и командировочные расходы; доверенности от сторонних организаций; исполнительные листы и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.

Если организация ведет расчеты с физическими лицами с применением ККТ, то необходимо проверить, вся ли ККТ прошла регистрацию в налоговой инспекции, о чем будут свидетельствовать карточки регистрации кассового аппарата. Журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин должны вестись по форме N КМ-5, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

Далее нужно проверить, как в организации хранятся денежные средства в кассе. Согласно Порядку ведения кассовых операций в РФ:

- касса организации должна находиться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег;

- должна быть обеспечена сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и сдаче в банк;

- все наличные деньги и ценные бумаги должны храниться в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

4.2. Типичные ошибки, выявленные при аудите

кассовых операций

Наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:

- отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;

- выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;

- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;

- неполное оприходование денежной выручки, выразившееся в том, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на "размен".

5. АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Чтобы подкрепить тот или иной вывод, мы не раз ссылались в нашей книге на решения арбитражных судов. Но в данном разделе мы еще раз рассмотрим некоторые интересные решения по наиболее актуальным вопросам применения при наличных расчетах ККТ и бланков строгой отчетности.

5.1. Решения по вопросам применения ККТ

Сначала рассмотрим судебные решения, связанные с применением ККТ.

Правопреемник может перерегистрировать ККТ, исключенную из Госреестра.

Модели контрольно-кассовой техники, исключенные из реестра, могут применяться для осуществления наличных денежных расчетов. И налоговые органы обязаны регистрировать кассовую технику, которая перешла в результате реорганизации к правопреемнику, если не истекли нормативные сроки амортизации. Так решил Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 29 сентября 2005 г. N А56-52384/2004.

Суть спора. Торговое предприятие было реорганизовано путем преобразования в ОАО. И направило в ИФНС письмо с просьбой перерегистрировать 51 единицу контрольно-кассовой техники до истечения срока амортизации. Инспекция в регистрации отказала и предписала снять с учета контрольно-кассовую технику в связи с реорганизацией предприятия, а также указала, что версии данных моделей не подлежат регистрации с 1 октября 2004 г. Организация списывать такое количество техники досрочно не захотела, считая решение налоговых органов незаконным, и обратилась в суд.

Что решил суд. Суд поддержал позицию организации. При этом он исходил из того, что при изменении организационно-правовой формы юридического лица техника из обращения не выбывала (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ) и, следовательно, может быть использована до окончания срока амортизации. Правопреемство подтверждено передаточным актом и учредительными документами. В ст. 3 Закона о ККТ действительно сказано, что при осуществлении наличных денежных расчетов применяются модели ККМ, включенные в Государственный реестр. Но этой же статьей предусмотрено, что Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. А в случае исключения из него ранее применявшихся моделей ККМ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации.

Однако в нарушение п. 4 ст. 3 Закона о ККТ Протокол ГМЭК от 12 марта 2004 г. N 1/77-2004 не был официально опубликован, в связи с чем он не влечет правовых последствий и не может служить основанием для отказа в перерегистрации контрольно-кассовой техники. При этом арбитры отметили, что Письмом от 11 мая 2005 г. N 22-3-12/766 Федеральная налоговая служба обязала налоговые органы регистрировать контрольно-кассовую технику, перешедшую в результате реорганизации к другому юридическому лицу, в том числе и исключенную из Государственного реестра, если не истекли нормативные сроки амортизации. О чем, наверное, не все налоговики знали.

ККТ в маршрутках можно не применять.

В маршрутках можно не применять кассовые аппараты, если пассажирам выдаются проездные билеты. Такое решение вынес Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N Ф03-А04/05-2/4975.

Суть спора. Налоговики провели проверку соблюдения законодательства о применении ККТ в автобусе "Ниссан-Караван", принадлежащем индивидуальному предпринимателю, который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. В ходе проверки было обнаружено, что при расчете за проезд двух пассажиров ни контрольно-кассовая техника, ни бланки строгой отчетности не применялись. А это является нарушением ст. ст. 2 и 5 Закона о ККТ. Поэтому предпринимателя привлеки к административной ответственности. Однако он решил оспорить такое решение в суде.

Решение суда. Суд решил: предпринимателя привлекли к административной ответственности правомерно. А почему?

Итак, предприниматель осуществляет деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров автобусами по маршрутам, утвержденным в соответствующем порядке.

Исходя из п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, если при этом они используют бланки строгой отчетности.

Предприниматели (водители) обязаны выдавать пассажирам рулонные контрольные билеты, содержащие следующие реквизиты: наименование, шестизначный номер и серия билета; наименование организации, выдавшей бланк; вид транспортного средства, на котором оказывалась услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении.

Таким образом, в маршрутном такси можно не применять кассовые аппараты, если пассажирам выдаются билеты, являющиеся бланками строгой отчетности. Однако в данном случае водитель не выдал пассажирам билеты.

При уступке права требования ККТ не нужна.

Поскольку уступка права требования не является товаром, работой или услугой, то при расчетах наличными деньгами по данной операции ККТ можно не применять. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 20 апреля 2006 г. N КА-А40/2960-06.

Суть спора. В ходе проверки общества налоговики выяснили, что при расчетах наличными с частным лицом по договору об уступке права требования на получение в собственность квартиры ККТ не применялась. При этом общество оформило лишь приходный кассовый ордер. Поэтому налоговики приняли решение оштрафовать общество по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой машины при получении денежных средств. Общество обратилось с иском в суд.

Решение суда. Суд занял сторону налогоплательщика. Вывод суда: общество в связи со спецификой своей деятельности могло не применять ККТ при получении денежных средств от гражданина за право получения в собственность квартиры.

Статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. N 3009/04, Письму ФНС России от 20 июня 2005 г. N 22-3-11/1115 уступка права (требования) не является ни товаром, ни услугой, ни работой и при получении наличных денег не должна сопровождаться применением ККТ и выдачей кассового чека.

За неприменение ККТ оштрафуют, даже если фирма переведена на уплату ЕНВД.

Штраф за неприменение ККТ, установленный ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, придется заплатить даже в том случае, если фирма переведена на уплату ЕНВД. Такое решение зафиксировано в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2006 г. N А14-20555-2005/812/18.

Суть спора. Как видно из материалов дела, в ходе проверки киоска, принадлежащего обществу, налоговая инспекция установила, что при расчете наличными деньгами с частным лицом при изготовлении для него ключа по цене 50 руб. фирма не применяла ни ККТ, ни бланк строгой отчетности по форме N БО-3.

По результатам проверки налоговая инспекция составила протокол об административном правонарушении, на основании которого общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 30 000 руб.

Посчитав данное решение незаконным, общество решило оспорить его в суде.

Решение суда. Суд занял сторону налоговых инспекторов.

Суд указал, что возможность привлечения общества к административной ответственности на основании ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не зависит от того, что общество является плательщиком ЕНВД. Иначе говоря, неприменение контрольно-кассовой техники не отразится на сумме уплачиваемого налога.

Для привлечения к административной ответственности по названной норме права достаточно одного факта неприменения контрольно-кассовой машины.

Законодатель предусмотрел различные меры административной ответственности в зависимости от обстоятельств, смягчающих или отягчающих ее. С этой целью в ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за продажу товаров без применения контрольно-кассовой машины предусмотрено взимание штрафа с должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ.

5.2. Решения по вопросам использования бланков

строгой отчетности

А теперь рассмотрим некоторые судебные решения, связанные с использованием в наличных расчетах бланков строгой отчетности.

Фирму оштрафуют, если она применяет не те бланки строгой отчетности.

Как мы уже отмечали в нашей книге, организации (индивидуальные предприниматели) могут не использовать при расчетах наличными с населением ККТ, если они оформляют прием денег бланками строгой отчетности. Однако при этом можно использовать лишь те бланки, которые соответствуют профилю вашей деятельности. К такому решению пришел Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 22 февраля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/29.

Суть спора. Налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросам соблюдения Закона о ККТ. В ходе проверки было выявлено, что при оформлении заказа на изготовление металлической двери с деревянной отделкой и приобретение комплектующих материалов общество не применяло контрольно-кассовую технику, что является нарушением ст. 2 Закона о ККТ. Поэтому налоговики составили протокол и приняли постановление о назначении обществу административного наказания по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб. Общество же решило оспорить этот штраф в суде.

Решение суда. Суд занял позицию налоговиков. В соответствии со ст. 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом п. 2 этой же статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, согласно порядку, определенному Правительством РФ, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Сейчас в качестве бланков строгой отчетности можно использовать бланки по формам, утвержденным ранее Минфином России.

В данном случае общество оказывало услуги по изготовлению и установке входных металлических дверей по индивидуальным заказам физических лиц. Такие услуги являются услугами в сфере бытового обслуживания населения. Для такой деятельности Минфин России в Письме от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-33 утвердил специальные формы бланков строгой отчетности (формы БО-1; БО-2 и т.д.). А общество применяло формы бланков строгой отчетности, которые можно использовать для оформления расчетов с населением предприятиям, входящим в систему Министерства лесного хозяйства РФ.

Если на билете нет всех обязательных реквизитов, он не является бланком строгой отчетности.

Если организация (индивидуальный предприниматель) при расчетах наличными с населением применяет бланки строгой отчетности, то они должны иметь все обязательные реквизиты, установленные законодательством. Об этом указано в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2006 г. N А52-5044/2005/2.

Суть спора. Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку дискотеки, принадлежащей обществу, на предмет выполнения требований Закона о ККТ.

В ходе проверки было обнаружено, что денежные расчеты при продаже клиенту входного билета по цене 50 руб. осуществлялись кассиром без применения контрольно-кассовой техники, о чем составлен акт и протокол об административном правонарушении.

На основании данного протокола и материалов проверки инспекция приняла постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и взыскании штрафа в размере 30 000 руб.

Однако общество решило отстоять свою правоту в суде.

Решение суда. Суд занял сторону налоговиков. Исходя из положений п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 утверждено Положение "Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Им установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Так, при заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии, либо бланк должен иметь отрывные части.

К бланкам строгой отчетности, в частности, относятся билеты.

В п. 5 Положения N 171 перечислены обязательные реквизиты, которые должны содержать бланки:

- сведения об утверждении формы бланка; наименование, шестизначный номер и серия;

- код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации (далее - ОКУД), наименование и код организации (или индивидуального предпринимателя), выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- вид услуг; единица измерения оказания услуг;

- стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

- дата осуществления расчета; наименование должности, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).

Приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. N 20н в качестве бланка строгой отчетности утвержден образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий.

Входной билет серии АД N 004433 стоимостью 50 руб., выданный кассиром общества лицам, проводящим проверку, не содержит всех обязательных реквизитов. Так, в билете не указаны: код формы бланка по ОКУД, дата осуществления расчета. Кроме того, билет не имеет отрывной части (корешка, на котором, как следует из утвержденного образца, должны быть указаны серия проданного билета и его цена). А такой билет нельзя считать бланком строгой отчетности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Письмо Центрального банка РФ от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 N 247)

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"

Письмо Федеральной налоговой службы от 06.06.2005 N 22-3-12/1013 "О регистрации ККТ"

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.