РУБРИКИ

Учетная политика

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Учетная политика

· прямые затраты (стоимость основных материалов);

· оплата труда производственного персонала;

· нормо - часы работы оборудования;

· плановый или фактический объем выпуска продукции (в стоимостном или натуральном измерении);

· выручка от реализации (продаж) продукции, работ, услуг.

Предприятия, относящиеся к традиционным видам деятельности (отраслям), для обоснования данного пункта учетной политики могут пользоваться старыми отраслевыми инструкциями по планированию, учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции, впредь до разработки новых инструкций с аналогичным названием, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 и изменениями и дополнениями к нему от 1 июля 1995 года № 601, а также п. 10 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Малым предприятиям целесообразно выбрать экономически обоснованную базу для распределения накладных расходов: прямая з/п, прямые материалы, сумма прямых затрат и т.д.

Также непростая задача по выбору объекта калькулирования и обоснованию базы для распределения накладных расходов стоит перед предприятиями, занимающимися нетрадиционными видами деятельности (операторы сотовой связи, телерадиовещательные предприятия, рекламные и дизайнерские услуги и др.). Этим предприятиям рекомендуется руководствоваться экономическими принципами формирования себестоимости и экономическим содержанием осуществляемых операций.

К выбору базы распределения накладных расходов следует подходить очень ответственно еще и потому, что фактическая полная себестоимость готовой продукции (работ, услуг) напрямую зависит от выбора базы для распределения тем больше, чем значительнее удельный вес косвенно распределяемых текущих издержек в сумме затрат отчетного периода. А фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) является необходимой информацией для контроля за ценами ее реализации и осуществления политики ценообразования.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» на 2002 год предусматривается распределение косвенных расходов между объектами калькулирования. В качестве базы распределения выступает выручка от реализации продукции, и работ.

2.1.14. Списание коммерческих расходов

Порядок списания коммерческих расходов определен в настоящее время в ПБУ 10/99 «Расходы организации», в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий.

Начиная с 2000 года организациям предоставляется право признавать в себестоимости проданных продукции, работ, услуг коммерческие расходы полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

В Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утвержденных приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 года № 60н) корректируется, что если организация не признает учтенные коммерческие расходы в себестоимости проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде, то не списанными в установленном порядке могут быть расходы на упаковку и транспортировку, которые отражаются по статье «Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)» группы статей «Затраты».

В соответствии с новым Планом счетов для обобщения информации о затратах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг (как для организаций, осуществляющих производственную деятельность, так и для торговых организаций) предназначен счет 44 «Расходы на продажу».

По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных организацией затрат, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».

При частичном списании подлежат распределению:

- в организациях, осуществляющих промышленную или иную производственную деятельность - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно, исходя из веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

- в организациях, осуществляющих торговлю или иную посредническую деятельность - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

В учетной политике на 2002 год ЗАО «Новые окна в Уфе» предусмотрено частичное списание коммерческих расходов.

2.1.15. Способ учета затрат по обычным видам деятельности

В краткой преамбуле к разделу III Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н, говорится: «Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется на счетах 20 - 29, либо на счетах 20 - 39. В последнем случае счета 20 - 29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); счета 30 - 39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов. Состав и методика использования счетов 20 - 39 при таком варианте учета устанавливается организацией исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления на основе соответствующих рекомендаций Минфина РФ»

Таким образом, информация о затратах по обычным видам деятельности может формироваться с применением:

- счетов 20 - 29;

- счетов 20 - 39.

Данный вариант учета затрат с параллельной системой счетов (финансовая и управленческая бухгалтерия) можно использовать и до появления соответствующих рекомендаций Минфина. Однако бухгалтерам и финансовым работникам организаций следует взвешенно подходить к решению вопроса о применении данного подхода к учету затрат. Если организация приняла такое решение, то выбранный вариант необходимо закрепить в сформированной учетной политике организации.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» на 2002 год предусматривается использование счетов 20 - 29 для учета затрат.

2.1.16. Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции

В соответствии с п. 13 ПБУ 9/99 начиная с 2000 года организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

Если возможно определить готовность работы (услуги, изделия) в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ (оказания услуг, изготовления изделий), организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки.

В бухгалтерском учете при таком методе признания выручки применяется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Признание выручки по этапам готовности целесообразно использовать организациям, выполняющим работы долгосрочного характера со сроком более года, которые согласно договорам осуществляют расчеты с заказчиком за отдельные этапы работ, имеющие самостоятельное значение. Сюда относятся организации, которые ведут строительство по договорам подряда.

На отражение стоимости выполненных и принятых этапов незавершенных работ дается проводка: Дебет 46 Кредит 90

На списание общей стоимости всех выполненных и принятых этапов работ дается проводка: Дебет 62 Кредит 46.

Пункт 14 ПБУ 9/99 «Доходы организации»предусматривает, если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, оказанию этой услуги, которые впоследствии будут возмещены этой организации.

В приказе об учетной политике указывается способ определения доходов организации либо по мере сдачи заказчику каждого этапа работ, либо после сдачи готового объекта.

ЗАО «Новые окна в Уфе» осуществляет строительно - монтажные работы по договору подряда и в своей учетной политике предусматривает одновременное применение обоих способов признания выручки в одном отчетном периоде в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, изготовления изделий.

2.1.17. Порядок распределения и использования чистой прибыли

Пункт 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н) определяет понятие «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» как конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Нераспределенная прибыль учитывается в составе собственного капитала организации.

Из нераспределенной прибыли могут создаваться фонды потребления и накопления в соответствии с учредительными документами организации, решениями собрания участников (акционеров), ее внутренними положениями и учетной политикой. С другой стороны, нераспределенная прибыль может выступать в качестве единого источника финансирования затрат на потребление и накопление.

Первый вариант предполагает предварительное начисление из чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты всех обязательных платежей) фондов.

Все фонды, создаваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, с экономической точки зрения подразделяются принципиально на две большие группы:

- фонды накопления, возрастающее сальдо по которым свидетельствует о процессе накопления;

- фонды потребления, использование которых не приводит к образованию нового имущества предприятия.

Начисление фонда отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года» и кредиту соответствующих субсчетов («Фонды накопления», «Фонды социальной сферы», «Фонды потребления») счета 84.

Использование фонда потребления отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 84, субсчет «Фонды потребления», и кредиту счетов: 70, 71, 69, 50, 51 и др.

Данные бухгалтерской записи должны иметь под собой основание в виде утвержденной собранием участников (акционеров) сметы расходов за счет чистой прибыли, т.е. бухгалтер коммерческой организации (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью) не вправе по собственной инициативе относить какие - либо затраты в дебет счета 84.

Что касается фондов накопления, то их использование не ведет к уменьшению остатка по фондам накопления в балансе.

Второй подход к использованию чистой прибыли не предполагает ее предварительного распределения по фондам.

По дебету счета 84 без предварительного начисления отражается использование прибыли. При этом для соответствующих бухгалтерских записей должно быть соответствующее основание.

Наличие дебетового сальдо по счету 84 указывает на отсутствие источников финансирования вышеперечисленных расходов, на то, что организация живет «не по средствам».

Нераспределенная прибыль представляет собой источник финансирования деятельности предприятий, возникающий в условиях их работы в рыночной экономике. Она образует как бы многоцелевой фонд, аккумулирующий в себе как средства прибыли, которые могут быть впоследствии направлены на потребление и накопление. Нераспределенная прибыль - это одна из составляющих собственного капитала.

Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о варианте распределения и использования чистой прибыли.

На небольших предприятиях, как показывает практика, нет особой необходимости в создании фондов специального назначения. Что касается крупных предприятий, являющихся открытыми акционерными обществами, то для них, может быть, и имеет значение начисление фондов, в т.ч. и накопления, т.к. дивиденды начисляются и выплачиваются за счет нераспределенной прибыли. Большинство аудиторских фирм считают, что начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года, организации из чистой прибыли могут создавать только фонды накопления (развития).

В соответствии со ст. 48 ФЗ от 26 декабря 1995 года № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» решение по вопросу распределения прибылей и убытков акционерные общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Таким образом, «правовое основание» на бухгалтерскую проводку по дебету счета 84 имеют лишь акционеры акционерного общества или участники общества с ограниченной ответственностью и только с оформлением своего права соответствующим решением общего собрания.

На включение суммы чистой прибыли в состав прибыли к распределению отчетного года декабрьскими (заключительными) оборотами дается проводка:
Дебет 99 Кредит 84

На включение суммы чистого убытка в состав непогашенных убытков отчетного года декабрьскими (заключительными) оборотами дается проводка:

Дебет 84 Кредит 99

На начисление в декабре дивидендов по акциям и (или) иным доходам учредителям (участникам) по итогам года в соответствии с решением собрания акционеров дается проводка:

Дебет 84 Кредит 70, 75

На направление части прибыли отчетного года на увеличение резервного капитала дается проводка: Дебет 84 Кредит 82 «Резервный капитал»

На погашении суммы убытков отчетного года за счет:

- доведения размеров уставного капитала до величины чистых активов дается проводка: Дебет 80 Кредит 84

- средств резервного капитала дается запись: Дебет 82 Кредит 84

На погашение убытков простого товарищества (совместной деятельности) за счет целевых взносов его участников дается запись: Дебет 75 Кредит 84

На погашение убытков отчетного года за счет средств добавочного капитала дается проводка: Дебет 83 Кредит 84

На перечисление сумм непокрытого убытка отчетного года, учтенных на отдельном субсчете на субсчет непокрытого убытка прошлых лет дается проводка: Дебет 84 Кредит 84

На отнесении суммы дооценки объекта ОС на нераспределенную прибыль делается запись: Дебет 83 Кредит 84

На направление обособленным подразделением, выделенным на самостоятельный баланс, части нераспределенной прибыли дается проводка:

Дебет 84 Кредит 79

На получение от обособленного подразделения, выделенного на самостоятельный баланс, части нераспределенной прибыли дается проводка:

Дебет 79 Кредит 84

На отражение задолженности работников по суммам, выданным им на возвратной основе из средств фондов специального назначения дается проводка: Дебет 73 Кредит 84

На оплату расходов за счет фондов специального назначения дается проводка:

Дебет 84 Кредит 50, 51

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» на 2002 год чистая прибыль предприятия подлежит распределению между акционерами по итогам работы за год по решению Совета акционеров, а также предусматривается образование как фондов накопления, так и фондов потребления.

2.2. Учетная политика для целей налогового учета

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренных НК РФ.

Объектом налогового учета выступают хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода.

Цели и задачи налогового учета:

1. Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода.

2. Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Данные налогового учета должны отражать:

· порядок формирования сумм доходов и расходов;

· порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде;

· сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

· порядок формирования сумм создаваемых резервов.

Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учета подтверждаются:

- первичными учетными документами;

- аналитическими регистрами налогового учета;

- расчетом налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизированных данных налогового учета за отчетный период. Они ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. НК РФ определяет обязательные реквизиты форм аналитических регистров налогового учета:

- наименование регистра;

- период (дата) состояния;

- измерители операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование хозяйственной операции;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанного регистра.

МНС России облегчило бухгалтерам задачу создания собственных налоговых регистров, разработав систему налогового учета, рекомендуемую для исчисления прибыли.

Следует отметить, что регистры налогового учета, разработанные МНС России, устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей налоговых регистров. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или преобразованы другим образом с учетом специфики деятельности конкретной организации. Кроме того, организации имеют право разработать свои собственные налоговые регистры без использования регистров, рекомендуемых МНС РФ.

Информация об объектах налогового учета в аналитических регистрах формируется в хронологическом порядке, включая данные по операциям, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет. Аналитический учет данных может быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Правила построения системы налогового учета значительно отличаются от принципов бухгалтерского учета:

- налоговый учет не предусматривает системы двойной записи;

- налоговый учет может учитывать не все операции, а только отличающиеся от бухгалтерского учета;

- при ведении налогового учета отсутствует кодировка счетов, облегчающая ведение учета, как это предусмотрено в бухгалтерском учете;

- не существует системы взаимоувязки показателей и системного контроля за правильностью формирования показателей.

Общие принципы организации налогового учета:

В отличие от бухгалтерского учета, где правила ведения учета имущества, доходов и расходов регламентированы соответствующими ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, для ведения налогового учета не установлены жесткие стандарты. Налоговый Кодекс РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно разрабатывать систему налогового учета в соответствии с его целью, которая состоит формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций и в обеспечении пользователей информацией для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога. При этом должен быть соблюден принцип последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Вся совокупность решаемых методом учетной политики для целей налогообложения вопросов делится на методологические и организационно - технические способы ведения налогового учета.

Методологические способы ведения налогового учета - это способы формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов:

- выбранные организацией способы формирования налоговой базы, предусмотренные налоговым законодательством;

- способы формирования налоговой базы, не предусмотренные налоговым законодательством;

- способы формирования налоговой базы, вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства.

Организационно - технические способы ведения налогового учета - это способы организации технологического процесса ведения налогового учета, которые устанавливают:

- организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета;

- состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета.

2.2.1. Различные подходы к ведению налогового учета

На практике бухгалтеры пытаются использовать различные подходы к ведению налогового учета:

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета.

Данный подход используют в основном крупные предприятия, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет. При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета

Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованием главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры небольших организаций, которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут, инвесторов у них нет. Поэтому бухгалтерская отчетность представляется только в налоговые органы и органы государственной статистики. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведение еще и классического бухгалтерского учета, который как бы становится ненужным.

3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета

Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, т.е. пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов и бухгалтерского и налогового учета.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения

Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и в 2001 году. Свою позицию они мотивируют следующим: система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиками также самостоятельно. Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра - регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. Такой порядок не нарушает требования НК РФ.

5. Налоговый учет ведется в обособленном «налоговом» Плане счетов

Этот подход является компромиссом между 1 и 3 способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся налоговые счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований гл. 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренных для забалансовых счетов бухгалтерского Плана счетов

2.2.2. Перечень амортизируемого имущества

В соответствии со ст. 256 НК РФ «амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации».

К амортизируемому имуществу не относится земля и иные объекты природопользования, а также МПЗ, ценные бумаги и т.д.

В налоговом законодательстве указано, что «объекты ОС стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Таким образом, налоговое законодательство дает более широкий перечень имущества, амортизация по которому начисляться не должна. Следует иметь в виду, что амортизация, начисленная для целей бухгалтерского учета, в целях налогообложения не учитывается по следующим видам имущества:

1. Имущество бюджетных организаций;

2. Имущество, приобретенное с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;

3. Имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10000 рублей включительно;

4. Основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные в соответствии с международными договорами РФ автономными станциями для повышения безопасности, используемые для производственных целей;

5. Имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования;

6. Основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование.

Основной проблемой, вытекающей из несоответствия норм налогового и бухгалтерского учета в части перечня имущества, на которое начисляется амортизация, является проблема списания в расход имущества стоимостью менее 10000 рублей, в то время, как бухгалтерское законодательство устанавливает аналогичный критерий равный 2 000 рублей. Данное несоответствие вызывает необходимость неоправданного ведения параллельного учета амортизируемых основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета.

2.2.3. Учет основных средств

В этом подразделе приказа об учетной политике предприятие должно установить, по какому методу оно будет начислять амортизацию ОС. При этом, для целей налогового учета амортизация начисляется лишь по ОС, которые стоят более 10 000 рублей.

Налоговый учет предусматривает только 2 способа начисления амортизации основных средств - линейный и нелинейный.

Линейный способ - предполагает равномерное начисление амортизации в течение всего срока полезного использования имущества. В соответствии с ним, месячная сумма амортизации рассчитывается как произведение первоначальной стоимости объекта и норма амортизации, т.е.:

А = ПС(ВС) *К/100%, где

А - месячная сумма амортизации, руб.;

ПС (ВС) - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта, руб.;

К - норма амортизации к первоначальной стоимости, в % .

Нелинейный способ - обуславливает ежемесячное снижение амортизационных отчислений. В данном случае месячная сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации:

А = ОСт*К /100%, где

Ост - остаточная стоимость объекта, руб.;

К - норма амортизации к остаточной стоимости, в %.

Снижение амортизационных отчислений производится до месяца, в котором остаточная стоимость объекта достигает 20% от его первоначальной (восстановительной) стоимости. В течение оставшегося срока полезного использования организация должна равномерно начислять амортизацию, месячная сумма которой рассчитывается по формуле:

А = Б/М, где

Б - базовая стоимость объекта, используемая для дальнейших расчетов, руб.;

М - кол-во месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования объекта, руб.

Если амортизация объекта будет начисляться линейным способом, то в целях налогового учета имущество надо учесть по первоначальной или восстановительной стоимости. В данном случае можно принять во внимание срок эксплуатации основного средства до 1 января 2002 года. Это позволяет сделать п. 12 статьи 259 НК РФ.

Если же амортизация будет начисляться нелинейным способом, то в налоговом учете это имущество нужно учесть по остаточной стоимости (ст. 322 НК РФ). Исчисляя амортизацию основных средств, следует исходить из срока их полезного использования. Определяя этот срок, предприятие должно руководствоваться специальным классификатором, который утвержден постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года №1. С помощью этого классификатора предприятие сможет установить, к какой амортизационной группе относится объект ОС.

В учетной политики ЗАО «Новые окна в Уфе» для целей налогообложения основных средств предусмотрены следующие пункты:

1) амортизационные отчисления по ОС производятся линейным способом в течение нормативного срока их полезного использования;

2) установлен единый срок полезного использования по ОС, входящих в состав одной амортизационной группы в соответствии со ст. 258 НК РФ:

· I группа - 13 мес.;

· II группа - 25 мес.;

· III группа - 37 мес.;

· IV группа - 61 мес.;

· V группа - 85 мес.;

· VI группа - 121 мес.;

· VII группа - 181 мес.;

· VIII группа - 241 мес.;

· IX группа - 301 мес.;

· X группа - 361 мес.;

3) используется специальный коэффициент - 2 при начислении амортизации по основным средствам, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности в соответствии со ст. 259 НК РФ;

4) при начислении амортизации по ОС, которые являются предметом договора финансовой аренды, заключенного до 1 января 2002 года, применяются метод и нормы, использованные на момент передачи (получения) имущества с применением специального коэффициента - 3.

5) при начислении амортизации по ОС, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до 1 января 2002 года, применяются метод и нормы, использованные на момент передачи (получения) имущества с применением специального коэффициента - 3.

6) Понижающие коэффициенты к основным нормам амортизации не применяются, за исключением случаев, предусмотренных п. 9 ст. 259 НК РФ.

2.2.4. Учет нематериально - производственных активов

Амортизация НМА для целей налогового учета начисляется также, как и по ОС, - линейным и нелинейным методом. Многие аудиторы рекомендуют устанавливать единый метод начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета - линейный.

Срок полезного использования НМА в целях налогового учета определяется также, как и для бухгалтерского учета: исходя из времени действия патента или свидетельства, а также количества продукции, которое предприятие планирует получить, используя данный актив. Если же срок использования нематериального актива установить нельзя, то он равен 10 годам.

В учетной политике организации для целей налогообложения на 2002 год ЗАО «Новые окна в Уфе» осуществляет начисление амортизации линейным способом исходя из норм, которые разрабатываются на основе срока их полезного использования.

2.2.5. Учет материально - производственных запасов

Главная особенность учетной политики для целей налогообложения прибыли состоит в отсутствии каких - либо ограничений относительно регулирования данной области налогового учета. Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» предусматривает те же способы списания стоимости материалов на затраты, что и ПБУ 5/01. поэтому рекомендуется устанавливать единый способ списания МПЗ в производство для бухгалтерского и налогового учета.

Способы (методы) оценки МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода:

При списании сырья и материалов, используемых при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг:

по себестоимости единицы запасов;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» на 2002 год для налогового учета списание МПЗ (сырья, материалов, топлива) осуществляется по средней себестоимости.

2.2.6. Учет и списание товаров

Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ, все затраты, связанные с покупкой товаров, включаются в их стоимость (в том числе и расходы по транспортировке). Поэтому и бухгалтерском учете расчеты по заготовке и доставке товаров на предприятие лучше включать в их стоимость.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» не рассматривается данный пункт, так как организация не занимается перепродажей товаров, а осуществляет производство и реализацию собственных.

2.2.7. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе

Статья 319 НК РФ указывает, как производить оценку НЗП и ГП на складе в целях налогового учета только по прямым затратам. При этом следует учитывать, что содержание прямых и косвенных затрат для бухгалтерского и налогового учета отличается:

В налоговом учете к прямым затратам относятся:

1) материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров;

2) расходы на оплату труда, предусмотренные ст. 255 НК РФ;

3) амортизационные отчисления.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде, уменьшает доходы от реализации отчетного периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки НЗП, ГП на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, осуществляемые организацией в течение отчетного периода. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном году, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного периода.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» для целей налогообложения предусмотрено:

1) оценка остатков НЗП на конец текущего месяца, производится на основании данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов. Сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных измерителях), за минусом технологических потерь.

2) Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и остатках готовой продукции на складе и суммы прямых расходов, распределенных на остатки незавершенного производства.

Сумма прямых расходов распределяется на остатки готовой продукции на складе пропорционально доле таких остатков в общем объеме выпущенной за текущий месяц продукции (в натуральных измерителях).

2.2.8. Учет кредитов и займов

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.

В статье 269 НК РФ указано, что на расходы относятся проценты по всем полученным заемным средствам, но их сумма не должна отклоняться от среднего уровня процентов и займам более чем на 20%. Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ, кредиты и займы считаются сопоставимыми, если:

- они выданы в одной и той же валюте;

- у них одинаковые сроки возврата;

- они попадают в одну и ту же группу риска.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза -при оформлении долгового обязательства в рублях, и на 15% - по кредитам в иностранной валюте (п. 2 ст. 252, ст. 256, п.1 ст. 269 НК РФ)

В учетной политике на 2002 год в целях налогообложения ЗАО «Новые окна в Уфе» предусмотрено отнесение процентов по долговым обязательствам в состав внереализационных расходов.

2.2.9. Создание резервов предстоящих расходов и платежей

Резервы предстоящих расходов могут быть созданы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. При этом резерв создается в отношении тех товаров, по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Организация самостоятельно определяет предельный размер отчислений в этот резерв. Размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных организацией расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года.

Если организация ранее не осуществляла реализацию товаров (работ) с условиями гарантийного ремонта и обслуживания, то резерв создается в размере, не превышающем сумму затрат, запланированных на указанные цели.

Формирование резерва производится за счет отчислений, включаемых в расходы по производству и реализации товаров (работ). Согласно п. 3 ст. 267 НК РФ эта операция должна признаваться в налоговом учете на дату реализации соответствующих товаров (работ). Однако определить сумму операций в соответствии с данным требованием возможно только в том случае, если заранее известно число поставок в текущем налоговом периоде.

По окончании очередного налогового периода размер созданного резерва подлежит корректировке, исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации соответствующих товаров (работ) за истекший год.

Суммы резерва, не израсходованные по назначению в связи с истечением срока гарантийного ремонта и обслуживания, подлежат включению в состав внереализационных доходов соответствующего отчетного периода.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» создание каких - либо резервов не предусмотрено.

2.2.10. Резерв по сомнительным долгам

Сомнительный долг - дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Резерв создается отдельно по каждому сомнительному долгу на основании результатов инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце предыдущего отчетного периода. При этом размер отчислений в резерв должен быть равен:

- Сумме сомнительного долга (по задолженности по срокам возникновения свыше 90 дней);

- 50 % суммы сомнительного долга (по задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней).

Если сомнительный долг возник менее чем за 45 дней до окончания предыдущего отчетного периода, то резерв по нему не создается.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» создание в 2002 году резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.

2.2.11. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Учет управленческих расходов.

Если организация определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования:

В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского учета, отсутствует вариантность способа. В соответствие с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально для соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.

Учет управленческих расходов

В налоговом учете все общехозяйственные расходы вычитаются из доходов отчетного периода. Правда, так можно поступать только в том случае, если предприятие определяет доходы и расходы методом начисления.

Если же организация применяет кассовый метод, то доходы можно уменьшить на те же общехозяйственные расходы, которые уже оплачены.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» для налогового учета предусматривается вычитание управленческих расходов из доходов отчетного периода и подразделение расходов на производство и реализацию, осуществленных в течение отчетного периода, на прямые и косвенные.

2.2.12. Списание расходов будущих периодов

Порядок списания расходов будущих периодов в целях налогового учета зависит от вида этих расходов. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования расходов.

Если взять убыток от реализации основных средств, то его нужно разделить на равные части. Затем эти части вычитаются из налогооблагаемой прибыли, пока не закончится срок полезного использования проданного основного средства.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» для налогового учета предусматривается списание расходов будущих периодов равномерно.

2.2.13. Списание коммерческих расходов

В налоговом учете какая - либо вариантность способа списания коммерческих расходов. Для организаций, не осуществляющих торговую деятельность, коммерческие расходы (в части, относящейся к прямым расходам), осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, уменьшают доходы от реализации отчетного периода, за исключением сумм расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции. Коммерческие расходы (в части, относящейся к косвенным расходам), осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного периода.

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, коммерческие расходы, осуществленные в текущем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров на складе, ели по условиям договора транспортные расходы не включаются в цену приобретения товаров (ст. 318, 320 НК РФ).

В ЗАО «Новые окна в Уфе» коммерческие расходы, осуществленные в отчетом (налоговом) периоде, уменьшают доходы от реализации отчетного периода, за исключением сумм расходов, распределяемых на остатки НЗП, ГП на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

2.2.14. Учет выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг

· Порядок признания в учете выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг:

В налоговом учете отсутствует вариантность способа признания выручки. В соответствии с п. 2 ст. 271 НК РФ доходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются между указанными периодами с учетом принципа равномерности признания доходов. В главе 25 НК РФ ничего не сказано о порядке учета доходов в целях налогообложения по договорам на капитальное строительство. Поэтому предприятия могут определять налогооблагаемую прибыль либо по мере сдачи заказчику этапов работ, либо после сдачи всего объекта.

· Порядок определения даты реализации продукции, товаров, работ, услуг для цели исчисления налога на добавленную стоимость.

В п. 1 ст. 167 НК РФ указано, что при определении даты возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки продукции, товаров, работ, услуг и предъявлении покупателю расчетных документов как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) или день оплаты продукции, товаров, работ, услуг; при определении даты возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств как день оплаты продукции, товаров, работ, услуг.

· Порядок определения даты реализации продукции, товаров, работ, услуг для целей исчисления налога на пользователей автомобильных дорог.

В соответствии с п. 27 Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 года № 59 ,

- при определении выручки от реализации продукции , товаров , работ, услуг по мере их отгрузки датой определения выручки от реализации считается день отгрузки и предъявления покупателям (заказчикам) расчётных документов или иной момент перехода права собственности на продукцию, товары , работы, услуги к покупателю (заказчику);

- при определении выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг по мере их оплаты датой определения выручки от реализации считается день поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем (заказчиком).

· Порядок определения даты получения дохода от реализации продукции, товаров, работ, услуг для цели исчисления налога на прибыль.

С 1 января 2002 года организация обязана формировать в налоговом учёте информацию о:

доходах от реализации товаров (работ, услуг) имущества и имущественных прав;

внереализационных доходах.

Аналогичным образом должны группироваться и сведения о её расходах.

Представленный подход к классификации доходов и расходов отличается от принципов их группировки для целей бухгалтерского учёта. В соответствии с главой 25 НК РФ организация вправе самостоятельно классифицировать:

доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду (субаренду);

доходы (расходы) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной собственности.

В налоговом учёте эти доходы (расходы) признаются как внереализационные.

Однако если имущество и интеллектуальная собственность предоставляются за плату во временное владение и пользование (временное пользование) на постоянной основе, то они должны быть включены в состав доходов (расходов) от реализации (п. 1 ст. 265 НК РФ).

В налоговом учете допускается два варианта признания доходов (расходов) - метод начисления и кассовый метод.

Метод начисления - предполагает признание доходов (расходов) в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактического поступления (выплаты) денежных средств или осуществления иной формы оплаты. При этом датой получения дохода от реализации является день получения права собственности на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) к покупателю (заказчику). Порядок признания внереализационных доходов зависит от вида получаемого дохода. Правила начисления расходов регламентируются ст. 272 НК РФ.

Кассовый метод - ориентирует организацию на признание своих доходов (расходов) в периоде их оплаты. Датой получения дохода считается день поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и/или имущественных прав от покупателя (заказчика). Датой совершения расхода - день прекращения встречного требования перед продавцом товаров (работ, услуг). Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ кассовый метод учета могут применять организации, у которых средняя выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за предыдущие четыре квартала составит не более 1 млн. рублей за каждый квартал. Остальные налогоплательщики должны придерживаться метода начисления.

В учетной политике на 2002 год в целях налогообложения ЗАО «Новые окна в Уфе»:

- финансовые результаты определяются как по отдельным выполненным этапам, так и после завершения всего объема работ по договору;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. 167 НК РФ для исчисления налога на добавленную стоимость определяется по кассовому методу;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления налога на пользователей автомобильных дорог признается по кассовому методу в соответствии с п. 27 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 года № 59;

- доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль признаются методом начисления в соответствии со ст. от 271, 272 НК РФ.

2.2.15. Налог на прибыль и учет убытка

· Порядок начисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 286 НК РФ «налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца». Налоговое законодательство рассматривает вариантность в отношении исчисления и уплаты налога на прибыль:

- исчисление и уплата ежемесячных налоговых платежей, исходя из фактически полученной прибыли;

- исчисление и уплата ежемесячных налоговых платежей в размере одной трети фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал.

Необходимо отметить, что выбор одного из предложенных способов связан с необходимостью уведомить о принятом организацией решении налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествовавшего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей (п. 2 ст. 286 НК РФ). Следует также иметь в виду, что законодателем в п. 3 ст. 286 НК РФ установлены определенные ограничения в свободе выбора способа исчисления и уплаты налога на прибыль: «Организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации, определяемая в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, не превышала трех миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участников простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода». В учетной политике на 2002 год ЗАО «Новые окна в Уфе» предусматривается исчисление авансовых платежей по налогу на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли.

· Показатель, используемый в целях исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты организациями, имеющими обособленные подразделения.

Налоговое законодательство предусматривает вариантность в отношении исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленное подразделение (п. 2 ст. 288 НК РФ). Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников или удельного веса суммы расходов на оплату труда (п. 13 ст. 259 НК РФ). Налогоплательщик самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода. «Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика на оплату труда». Таким образом, уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организаций, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из следующих показателей:

- сумма расходов на оплату труда;

- среднесписочная численность работников;

- показатель удельного веса расходов на оплату труда. С введением в действие главы 25 НК РФ сохраняется разный порядок расчета среднесписочной численности работников для целей исчисления НДС и налога на прибыль.

· Порядок расчета налоговой базы

Порядок расчета налоговой базы определен в ст. 315 НК РФ. Он содержит следующие группы показателей:

- период, за который определяется налоговая база;

- сумма доходов от реализации за отчетный период;

- сумма расходов отчетного периода;

- прибыль (убыток) от реализации;

- сумма внереализационных доходов;

- сумма внереализационных расходов;

- прибыль (убыток) от внереализационных операций;

- итого налоговая база за отчетный период;

- сумма убытка или части убытка предыдущих налоговых периодов, исключаемая из налоговой базы.

Данные показатели включены в декларацию по налогу на прибыль организацией, форма которой (лист 02, приложения № 1-4 к листу 02) утверждена приказом МНС РФ от 17.12.01 № БГ - 3 - 02/542. Поэтому нет необходимости в разработке аналитического регистра по расчету налоговой базы. Согласно ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларации не позднее 30 дней со дня окончания каждого отчетного периода и не позднее 31 марта по окончании налогового периода. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

2.3.Оптимизация налогового планирования при составлении учетной политики предприятия

Вступление в силу главы 25 НК РФ добавило бухгалтерам головной боли. Только - только привыкнув к порядку налогообложения НДС, акцизам, ЕСН и НДФЛ в соответствии с частью 2 НК РФ, перед ними снова встает проблема оптимизации налогового планирования при составлении учетной политики предприятия: выбор методов учетной политики, используемых в целях налогообложения и варианта ведения налогового учета.

Необходимо отметить, что большинство методов учетной политики, используемых в целях налоговой экономии, воздействуют на время выплаты налогов, т.е. эффект достигается через отсрочку налоговых платежей.

Основными направлениями налоговой оптимизации в рамках учетной политики предприятия являются:

1. Учет ОС и их износа на предприятии;

2. Учет нематериально - производственных активов и их износа;

3. Учет закупок сырья и материалов;

4. Учет списания таварно - материальных ценностей в производство;

5. Учет списания затрат по ремонту основных средств;

6. Учет общехозяйственных расходов;

7. Учет незавершенного производства;

8. Учет готовой продукции;

9. Учет отгруженной продукции к реализации;

10. Отражение курсовых разниц;

11. Образование оценочных резервов.

Смысл налогового аспекта построения учетной политики предприятия в общем - то ясен: из разрешенных законодательством вариантов ведения учета один может иметь преимущество перед другим при начислении налогов, при том, что реальные хозяйственные операции предприятия остаются неизменными. Например, при списании общехозяйственных расходов непосредственно на себестоимость реализации это более выгодно предприятию, нежели списание на себестоимость незавершенного производства, т.к. в первом случае затраты предприятия «показываются» (и следовательно, уменьшают налогооблагаемую прибыль) раньше, чем во втором случае.

Учетная политика как инструмент налогового планирования требует тщательного и всестороннего учета специфики хозяйственной деятельности предприятия, причем не только текущей, но и будущей.

Другим не менее важным аспектом, учитывающимся при формировании учетной политики предприятия с целью оптимизации ведения бухгалтерской отчетности и напрямую связанным с выбором методов организации бухгалтерского и налогового учета, является избираемая модель ведения налогового учета. Значимость данного фактора заключается в том, что правильное определение того или иного подхода, отражаемого в Приказе об учетное политике предприятия, позволяет сделать работу главного бухгалтера с минимальными трудозатратами и потерями во времени, т.е. влияет на степень рационализации деятельности финансовых отделов предприятий.

Но прежде чем рассматривать оптимизацию налогового планирования на уровне организации, необходимо рассмотреть оптимизацию налогового учета всего государства Российского.

Осуществить ее можно централизованно, на законодательном уровне, что и попыталось сделать Правительство, закрепив в главе 25 НК РФ одну из трех моделей взаимодействия бухгалтерского учета с информационной системой, формируемой для целей исчисления налогов.

Как считает руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС РФ К.И.Оганян, «… в России будет первая в мире система самостоятельного налогового учета, предполагающая, что прибыль определяется не на основании данных бухгалтерского учета, а на основании регистров налогового учета».

Помимо этой в мировой практике выделяют и две другие модели осуществления бухгалтерского и налогового учета:

1. «континентальную» («европейскую»), предполагающую практически полное совпадение бухгалтерского и налогового учета, т.е. минимальное количество корректировок;

2. «англосакскую», предусматривающую сосуществование бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый учет не исключает ведение бухгалтерского учета, а использует последний в фискальных целях наряду с чисто налоговыми методами.

Насколько текст главы 25 НК РФ и принципы, заложенные в ее основу, ясны и понятны, свидетельствуют многочисленные публичные выступления экспертов, мнения аудиторов, консультантов, бухгалтеров, которые единодушно высказываются против самой идеи налогового учета, познакомившись с содержанием данного законодательного акта. Среди специалистов отсутствует ясность в подходах к ведению налогового учета, не говоря уже о противоречиях и неточностях самого текста. Цена за эти неясности и неточности - это тот механизм налоговой ответственности, который достаточно хорошо и подробно разработан в НК РФ.

Таким образом, можно констатировать, что основную цель (оптимизация ведения налогового учета) глава 25 НК РФ так и не достигла. В числе причин, не позволивших ей сделать это, необходимо выделить следующие:

· Нарушен один из Принципов подготовки и составления финансовой отчетности Международных стандартов финансовой отчетности - нейтральность и непредвзятость информации финансовой отчетности, задача которой состоит в удовлетворении потребностей неограниченного круга пользователей, а глава 25 отдает приоритет налоговым органам.

· Глава 25 НК РФ, мало чем отличаясь от Положения о составе затрат, воспроизводит на еще более высоком законодательном уровне основной его недостаток. Он заключается в противоречии между принципом определения расходов, чему и посвящен основной текст Положения о составе затрат. Как известно из практики судопроизводства по налогу на прибыль, подавляющее большинство дел по налогу на прибыль обусловлено именно этим противоречием. Необходим конечный, исчерпывающий перечень расходов, которые бы уменьшали полученные организацией доходы в целях налогообложения. При этом отпадает необходимость в законодательном регулировании себестоимости в целях налогообложения, исчисления остатков незавершенного производства, деления затрат на прямые и косвенные и т.д.

· В подавляющем большинстве случаев введения особого налогового смысла в традиционные бухгалтерские показатели не только не понятно, но и не оправдано.

· Не проработанный на концептуальном уровне принцип взаимодействия налога на прибыль с налогом на имущество. Экономическим основанием налога на имущества (или налога на активы) является достоверная информация об активах организации. Экономическим основанием налога на прибыль является в том числе и достоверная информация о расходах (затратах отчетного периода, которые не признаны активами).

· Несистемный подход в определении общих положение по налоговому учету лишь в главе 25 НК РФ и их отсутствие по всем налогам, породивший развитие параллельных систем налогового учета в разрезе налогов. В частности, после введения главы 25 НК РФ организации вынуждены будут учитывать выручку от реализации продукции в целях налогообложения по НДС, формируя книгу продаж, затем для целей налогообложения по налогу на прибыль, формируя другой аналитический регистр, а также для целей бухгалтерского учета, формируя регистры бухгалтерского учета. Такая ситуация является результатом определенной непоследовательности реформирования налогового законодательства, и такой подход нельзя назвать рациональным.

· Прямое указание законодателя на необходимость закрепления в учетной политике лишь отдельных способов налогового учета, а не всей их совокупности. Всего выявлено не менее 26 вариантных способов налогового учета. Целесообразно было бы привести перечень вариантов в структурированном виде.

· Принятый ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть II НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ» закрепил несколько модифицированный подход разработчиков Налогового Кодекса к налоговому учету уже не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющий последний. Проблема соотношения налогового и бухгалтерского учета осталась не решенной на законодательном уровне, т.к. теперь уже декларируется не независимость налогового учета от бухгалтерского, а дополнение последнего налоговым учетом в силу его несовершенства. Как видно, исходный посыл данной идеи тождественен тому, на чем фактически и основывалась идея о независимости налогового от бухгалтерского учета. При указанном подходе остаются верными все приведенные выводы относительно соотношения налогового и бухгалтерского учета. Таким образом, бухгалтерский учет соотносится с налоговым учетом как система с подсистемой. Следовательно, после принятия изменений и дополнений к части 2 НК РФ на законодательном уровне остался закрепленным неверный подход и упущена возможность действительно повысить эффективность налогового контроля, установив стандарты налогового учета для налогоплательщиков - организаций. Примечательно, что при таком подходе оказались бы взаимно сбалансированными и согласованными как публичные (фискальные), так и частные интересы.

Итак, чтобы эффективность результата попытки оптимизации налогового планирования приблизилась к максимально возможному показателю, необходимо учесть все допустимые противоречия, неточности и ошибки, допущенные законодательством, а также исправить их, учитывая приводимые предложения и то, что налоговой законодательство не должно «тратиться» на собственные определения категорий по исчислению налоговой базы, на все вопросы которых дает ответ существующая система бухгалтерского учета, определяемая законодательством России по бухгалтерскому учету.

А пока данные корректировки не произошли, следует рассмотреть способы оптимизации налогового планирования на уровне предприятия в условиях действующего законодательства.

Существует 5 различных подходов к ведению налогового учета, основанных на двух основных принципах.

Первый принцип предполагает параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета на основе одного и того же массива первичных документов, определяющих хозяйственную деятельность организации. Здесь регистры строятся на основе первичных документов. Этот подход невозможен без мощных систем автоматизации функций учета в организации.

Второй принцип - принцип максимального сближения с существующей в организации системой методологии и организации бухгалтерского учета. При реализации этой модели регистры налогового учета строятся также, как на основе регистров бухгалтерского учета, так и на основе первичных документов бухгалтерского учета. Особенность этого принципа - оптимизация обеспечения учетно - финансовой функции бизнеса. При организации ведения налогового учета предприятие вправе разработать свой собственный способ группировки и кодирования объектов налогового учета в целях построения плана счетов налогового учета, например, с использованием порядка последовательного присвоения кодов налоговым категориям.

При выборе соответствующего подхода ведения налогового учета организация также может, например, дополнительно к бухгалтерскому Плану счетов ввести «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ, с открытием субсчетов к налоговым счетам, основанном на принципе, по которому заполняется налоговая декларация. Используя данный вариант, при необходимости можно и нужно ввести дополнительные аналитические регистры.

Предприятие вправе использовать способ ведения налогового учета и без разработки конкретных форм аналитических регистров.

Но если организация самостоятельно разрабатывает формы регистров как бухгалтерского, так и налогового учета, необходимо рассмотреть неотъемлемые условия для минимизации количества как автономных налоговых регистров, так и бухгалтерских регистров с дополнительными резервами, т.е. комбинированных регистров в целях оптимизации налогового планирования.

Первым условием является выбор совпадающих способов ведения бухгалтерского и налогового учета, причем как вариантных, прописанных в учетной политике, так и безвариантных. Он позволяет снизить трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

В этом случае достаточно использовать только бухгалтерские регистры, а налоговые вообще можно не вести. При несовпадающих способах ведения учета (например, при учете представительских расходов) целесообразно применять автономные регистры бухгалтерского и налогового учета.

Второе условие - тождественность классификации объектов учета. При этом их идентичность по содержанию, а не по форме должна быть главенствующей.

Несмотря на то, что в бухгалтерском учете эти расходы относятся к операционным расходам, а в налоговом учете - к внереализационным расходам, в обоих видах учета указанные расходы не относятся к расходам, связанным с реализацией продукции, товаров, работ, услуг. А вот различия в определении первоначальной стоимости ОС или нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете в ряде случаев могут привести к тому, что организация, даже выбрав совпадающий для обоих видов учета способ начисления амортизации, вынуждена будет вести либо комбинированные, либо автономные регистры бухгалтерского и налогового учета как по формированию первоначальной стоимости объекта учета, так и по учету его амортизации.

Финансовые разработки индивидуальных программ в соответствии с объемом (количеством) хозяйственных операций, особенностями организации бизнеса доступно только крупным и средним организациям, что касается организаций с небольшим объемом операций, то постановка налогового учета для них окажется весьма обременительным. При внедрении налогового учета в крупных и средних организациях могут потребоваться:

· реорганизация действующих бухгалтерских и финансовых служб;

· увеличение кадрового состава действующей финансовой службы;

· обучение и специализация персонала;

· внедрение систем автоматизации налогового учета.

Подводя итоги, необходимо выделить следующие критерии оптимизации учетной политики:

1) сбалансированность целей налогового и управленческого планирования в рамках единой системы учета;

2) соответствие затратности ее осуществления и необходимой потребности в информации о деятельности предприятия для целей управленческого и налогового планирования. Иными словами, излишняя детализация ведения управленческого учета бывает неоправданна, если она не является необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Одним из основных элементов оптимизации налогового планирования является разработка отдельного документа, определяющего учетную политику организации для целей налогообложения, а не совместного, объединяющего две учетные политики в одну.

Главное, о чем должен помнить бухгалтер, не забывая о том, что конечной целью разработки учетной политики предприятия является построение интегрированной системы управленческого учета, - проведенное Налоговым Кодексом «раздвоение» существовавшей единой учетной политики организации на «Учетную политику для целей налогообложения» и «Учетную политику для целей бухгалтерского учета» заключает в себе огромные возможности по выбору оптимальных управленческих решений.

Заключение

Подводя итоги решения поставленных в введении цели и задач, следовало бы выделить и подчеркнуть следующее.

Учетная политика - относительно новое явление в экономической теории и практике работы отечественных предприятий. От ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельность организации по всем направлениям. В вопросах учетной политики организации должны разбираться:

- руководитель организации, т.к. он утверждает учетную политику;

- бухгалтер организации, т.к. он формирует учетную политику, т.е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;

- финансовый директор организации, т.к. в его компетенции находятся вопросы оптимизации финансовых результатов и движения денежных потоков организации;

- аудитор, т.к. учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;

- налоговый инспектор, т.к. от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

В условиях нестабильности и противоречивости законодательства крайне сложно создавать достоверную бухгалтерскую отчетность при условии минимизации налоговых рисков. Особенно важным является разработка способов ведения бухгалтерского и налогового учета в нестандартных экономических и правовых ситуациях. Совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета находит отражение в системе внутренних стандартов. При этом базовым стандартом является учетная политика организации.

Необходимость формирования учетной политики у организации возникает, когда законодательными актами предусмотрено несколько вариантов способов бухгалтерского учета, и организация выбирает один из них: когда законодательство не содержит регламентаций отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций и действий, и организация разрабатывает их самостоятельно; когда организация утверждает особенности применения принципов, определенных вышестоящими нормативными документами, исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.

По мнению автора, оформлять учетную политику организации следует в виде двух отдельных приказов: учетной политики для целей налогообложения и учетной политики для бухгалтерского учета, хотя можно и объединить их в одном документе.

В выборе модели ведения бухгалтерского и налогового учета, точнее степени их взаимосвязи, автор отдает предпочтение их максимальному сближению.

Введенные в действие с 1 января 2002 года главы НК РФ, особенно главы 25, нарушают нейтральность и равенство интересов многочисленных реальных и потенциальных пользователей достоверной финансовой информации. Несмотря на то, что закрепленные в НК РФ нормы ведения учетной политики сократили некоторые отличия между налоговым и бухгалтерским учетом (например, упростился учет курсовых разниц), множество противоречий и неточностей, содержащихся в них, осложняет свободное ориентирование в сложных проблемах современного бухгалтерского учета, осложняет грамотное и всесторонне обоснованное принятие решений. Поэтому необходимо откорректировать текст и принципы, заложенные в основу НК РФ (главы 25) с целью повышения оптимизации учетной политики, повышения степени доступности, ясности и понимания процесса ее формирования. А также следует выделить такой пункт, обеспечивающий эффективность работы бухгалтера, как своевременная публикация вводимых законов, регулирующих бухгалтерский и налоговый учет, что позволит бухгалтеру быть предупрежденным (снизить уровень возможных нарушений, обнаруженных аудиторскими фирмами и налоговыми органами).

В связи с ограничением во времени и объеме в работу не были включены некоторые пункты, непосредственное изучение которых станет дальнейшей целью автора.

В процессе работы над курсовой работой автор узнал ценную информацию; постарался получить ответы на поставленные им в самом начале вопросы и задачи, удовлетворив свое любопытство, и поставил перед собой очередную цель, имеющую уже новые задачи.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ: Часть I и II.-М.: Юрайт - М, 2002.-391с.;

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 г. № 123 - ФЗ);

3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ» от 29 мая 2000 года № 57 - ФЗ // Российская газета. - 2002, 31 мая, № 97;

4. Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия (с изменениями и дополнениями) (приложение к письму Минфина РФ от 24 июня 1992 года № 48 с учетом изменений и дополнений Приложения № 2 к письму Минфина РФ от 13 октября 1993 года № 114 и Приложения №2 к письму Минфина РФ от 11 июля 1994 года № 91);

5. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 20 марта 1992 года « 10 с учетом изменений и дополнений, внесенных письмом Минфина РФ от 4 июля 1993 г. № 68);

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (утверждено приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. № 100), ПБУ 1/94;

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 года № 65н);

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года № 60н);

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материальных запасов» (утверждено приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 года № 25н;

10. Азарян Р., Ерицян А., Налоговый учет: каким ему быть? // Хозяйство и право.-2002.-№7.-с. 85-101;

11. Кирилина И., Учетная политика: два в одном // Расчет. - 2002. - № 2. - с. 29-31;

12. Киселев М., Учетная политика на 2001 год / Финансовая газета. - 2001. - № 1 (473);

13. Костылев В.А. Бухгалтерский и налоговый учет в организации // Аудиторские ведомости. - 2002. - №4. - с. 31-34;

14. Костылев В.А., Костылева Ю.Ю., Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия // Бухгалтерский учет. - 2002.-№ 13.- с. 62-67;

15. Кочетков А.И., Налоговые ошибки. Комментарии к ситуациям // Бухгалтерский учет и налоги. - 2002. - № 8. - с. 143 - 159;

16. Лукаш Ю.А. Альбом новых бухгалтерских проводок. Комментарий к новому Плану счетов и корреспонденции счетов. М.: Книжный мир. - 2002. - 293с.;

17. Малявкина Ж.И., Тарасова Е.Ю. Налоговый учет: дополнительная и самостоятельная система учета // Аудиторские ведомости. - 2002. - № 7. - с. 73 - 76;

18. Налоговый учет в 2002 году: Учетная политика для целей налогообложения // под ред. С.А. Николаевой. - М.: АН - Пресс, 2002. - 280с.;

19. Петров В.В. Основные принципы ведения налогового учета // Консультант. - 2002. - № 2. январь. - с. 25 - 32;

20. Педченко И.В. Как совместить бухгалтерский и налоговый учет // Российский налоговый курьер. - 2002. - № 8. - с. 25 - 42;

21. Яковлев А.С., Учетная политика предприятия на 2002 год // Главбух. - 2002. - № 2;

22. Щиборщ К.В., Основные принципы построения учетной политики на российских предприятиях // Консультант директора. - 2002. - № 13 (169). - с. 16 - 20;

23. Пятов М.Л. Разработка элементов учетной политики организации // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 5. - с. 15 - 18;

24. Приказ № 419 от 29.12.2001 г. ЗАО «Новые окна в Уфе» (в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» № 126 - ФЗ от 21. 11. 1996 года).

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.