РУБРИКИ

НАТО

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

НАТО

В настоящий момент председателем Экономического комитета является гражданин Франции Патрик Ардуан, назначенный на эту должность в октябре 2000 года. В интервью «Красной звезде» он кратко определил задачи Экономического комитета следующим образом:

Экономическое сотрудничество между странами - членами НАТО и партнерами НАТО

Переоборудование или ликвидация военных баз и переподготовка офицеров, уволенных с военной службы.

Реформы армий, например, в плане введения демократического контроля и гражданского управления вооруженными силами.

Реформы и конверсия ВПК.

II. Анализ и подготовка решений, имеющих отношение к как экономической, так и военной безопасности стран - членов НАТО.Мы готовы к сотрудничеству, но... в определенных сферах.-http://www.redstar.ru/2002/03/23_03/3_01.html

В начале 2002 года в Москве председателем этого комитета был подписан контракт об открытии на базе Московского Государственного университета экономики, статистики и информатики Центра информации по социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих.Там же. Это мероприятие на сегодня является одним из немногих примеров социально-экономического сотрудничества между НАТО и Россией. Идея об открытии центра исходила от России и возникла в 1997 году, но на практике была реализована лишь три года спустя. Работа центра подпадает под первый пункт задач Экономического комитета, в соответствии с которым НАТО содействует переподготовке офицеров, уволенных в запас в государствах-партнерах. Россия, восстановившая отношения с НАТО в 2000 году, участвует в программе «Партнерство ради мира» и поэтому может рассчитывать на такого рода проекты.

Кроме того, председатель комитета не исключил и возможности расширения сотрудничества России и НАТО и в других областях, в том числе и в сфере закупки странами-членами Североатлантического союза российского вооружения. Однако, по его мнению, о стопроцентной загруженности оборонных предприятий не может быть и речи. Наряду с вышеперечисленной проблематикой, этот комитет НАТО оценивает экономическую готовность стран-кандидатов для вступления в альянс. Одним из критериев является уровень расходов на оборону в 2% от ВВП. Страны, желающие вступить в НАТО, готовятся к этому по согласованным и утвержденным планам, причем экономические аспекты подлежат согласованию с Экономическим комитетом.Там же.

Информационное и научное сотрудничество в НАТО

Сотрудничество членов НАТО в сфере информации также получило свое институциональное оформление и выразилось в создании соответствующих структур. Информационное обеспечение деятельности НАТО и работа с общественным мнением координируются Службой информации при Главном штабе НАТО. В основном это структурное подразделение занимается поддержанием постоянных контактов с прессой с целью разъяснения населению политики НАТО, что включает в себя мероприятия по организации брифингов и пресс-конференций, аккредитации журналистов при штаб-квартире НАТО и налаживанию связи с редакциями.Качалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика и международные отношения.- 1998.- N3.- С.130

Сейчас наличие Службы информации стало неотъемлемой чертой работы всех без исключения международных организаций, в том числе и военных. Ежегодно страны НАТО тратят огромные средства на вооружение. В этой связи проблема информирования налогоплательщиков о том, как были израсходованы их деньги, приобретает особое значение. Особое внимание Служба информации уделяет миротворческим операциям, которые НАТО проводит в Косово и в Боснии. Здесь функция этого органа двояка: во-первых, содействовать взаимопониманию между командованием союзников и местным населением, а во-вторых, информировать мировую общественность о проводимых операциях. Во время воздушных ударов по Югославии Служба информации играла главную роль в информационной и психологической войне против Милошевича.

Организационно Служба информации состоит из четырех отделов и трех подразделений более низкого уровня, в которых работают представители 13 стран НАТО. Первый отдел занимается предоставлением необходимой информации руководящим офицерам штаба НАТО относительно работы средств массовой информации. Также Отдел средств массовой информации обеспечивает адекватное освещение в СМИ вопросов, связанных с деятельностью альянса. Данная структура оказывает содействие журналистам в организации и проведении интервью со специалистами НАТО, информируя таким образом население стран мира о позиции Североатлантического альянса.

Второй отдел занимается информационной поддержкой текущих операций и учений, проводимых НАТО, а также стратегическим информационным планированием. Третья структура, Отдел анализа новостей, собирает информацию из самых разнообразных источников о том, как освещается деятельность НАТО в различных странах, а затем подвергает ее тщательному анализу. Очень часто на основе этого анализа информационная политика НАТО подвергается серьезной корректировке.

И, наконец, Отдел связей с общественностью организует брифинги и конференции для самой широкой аудитории из стран-членов НАТО и государств, не входящих в Североатлантический альянс, что особенно важно для создания атмосферы взаимопонимания между НАТО и бывшими членами Варшавского пакта. В этих брифингах участвуют как журналисты, так и широкая общественность.Konrad Freytag. SHAPE Public Information Office // NATO's Nations and Partners for Peace.- Issue 1/2001.-P.116-117

В 1958 году, в составе НАТО появился Комитет по науке. Его созданию предшествовало появление годом раньше Рабочей группы по научному и техническому сотрудничеству, главной задачей которой являлось «содействие национальным программам развития научных и технических ресурсов, международным обменам и сотрудничеству» Качалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика и международные отношения.- 1998.- N3.- С.130. В дальнейшим события развивались таким образом, что на заседании Совета НАТО потребовалось преобразовать Рабочую группу в отдельный комитет, занимающийся научной проблематикой. В том же году был учрежден пост Советника Генерального секретаря по научным вопросам. Не в последнюю очередь это было связано с ускоряющимся технологическим ростом в СССР, что в частности проявилось в запуске Советским Союзом искусственного спутника Земли. Страны Запада должны были адекватно ответить на это событие, что в свою очередь, требовало координации усилий всех государств-членов НАТО.

Первоначально комитет занимался научным сотрудничеством исключительно между странами НАТО. Однако после 1999 года была произведена переориентация программы и сейчас деятельность Научного комитета ориентирована на сотрудничество между учеными из государств-партнеров (прежде всего из стран-членов Совета евроатлантического партнерства) и учеными из стран НАТО. Заявки на получение поддержки между учеными только стран НАТО более не рассматриваются, но часть Научной программы была сохранена для продолжения традиционного сотрудничества в рамках НАТО. Так же, как и остальные профильные комитеты, данная структура была основана по рекомендации Комитета по невоенному сотрудничеству. В докладе этого комитета в 1958 году было заявлено, что «научно-технический прогресс может стать решающим фактором при определении степени безопасности государств» и «наука и техника являются областями, имеющими особую важность для атлантического сообщества»Научная программа НАТО. Справочник.- Brussels, Belgium, [б.г.].- P.15.

Научный комитет созывается три раза в год и состоит из национальных представителей государств-членов. Одно из заседаний проводится в формате СЕАП, когда к представителям стран НАТО присоединяются представители из государств-партнеров. Большое значение имеют рабочие группы, создаваемые в рамках комитета. Статистика такова: ежегодно в Научной программе принимают участие около 13 тысяч ученых в качестве стипендиатов, участников конференций или рецензентов-экспертов и членов различных комиссий. В 1998 году более 6 тысяч ученых участвовали в работе 104-х научных мероприятий НАТО, а почти 1 тыс. российских исследователей получили гаранты для совместной работы с учеными из стран НАТО.The NATO Science Programme. An Illustrated Survey.- Brussels, Belgium, [б. г.]

В процентном отношении научный обмен в рамках стипендий НАТО выражается следующими цифрами:

Поездки ученых из европейских стран НАТО в США

40,6 %

Поездки ученых из стран-партнеров в европейские страны НАТО

29,7 %

Научный обмен между европейскими странами НАТО

20,1 %

Поездки ученых из США в европейские страны НАТО

5,7 %

Поездки ученых из стран-партнеров в Северную Америку

2,8 %

Поездки ученых из европейских стран НАТО в страны-партнеры

0,5 %

Поездки ученых из США в страны-партнеры

0,2 %

Поездки ученых из США в Канаду (данные на 1997 год)

0,2 %Ibid.

В настоящий момент Комитет по науке курирует следующие программы:

Программа научно-технического сотрудничества

Программа научных стипендий

Программа поддержки исследовательской инфраструктуры

Программа «Наука ради мира»Научная программа НАТО. Справочник. Brussels, Belgium.- P.3-4

В дальнейшем будет дан анализ каждой из вышеперечисленных программ, а сейчас необходимо остановится на научной структуре НАТО. Как уже говорилось, она представлена Комитетом по науке, который обеспечивает общее политическое руководство Научной программой. Кроме того, Комитет выбирает различные экспертные комиссии, состоящие из представителей международного сообщества ученых. Вторым по важности научным органом НАТО является Отдел по научным делам, который занимается реализацией конкретных подпрограмм.The NATO Science Programme. An Illustrated Survey. Brussels, Belgium.

Первая из вышеупомянутых подпрограмм подразделяется, в свою очередь, на четыре направления, каждое из которых ведется международной Консультативной комиссией экспертов по соответствующим дисциплинам. Этими направлениями являются физико-техническая наука и техника (математика, физика, химия, информатика, механика и материаловедение), наука о жизни и техника (биология, сельское хозяйство и пищевые науки, медицина и поведенческие науки), наука и техника окружающей среды (экологические дисциплины) и гражданская наука и техника, связанные с безопасностью. Последнее направление в большей степени нацелено на решение конкретных проблем, связанных с различными аспектами безопасности (экологическая безопасность, проблемы разоружения и конверсии), а не на их теоретическое изучение. Поддержка Комитета по науке по данным направлениям выражается в организации специальных исследовательских институтов и семинаров, предоставлении стипендий, а также организации поездок экспертов для обмена опытом.Научная программа НАТО. Справочник. Brussels, Belgium.- P.7-8

Подпрограмма научных стипендий нацелена прежде всего на содействие молодым ученым, что дает им возможность продолжать научные исследования в странах НАТО и в государствах-партнерах. Ответственными за реализацию данной программы являются соответствующие национальные учреждения в государствах-членах НАТО, которые имеют своих администраторов при Комитете по науке, осуществляющих текущую деятельность. Предоставляемые стипендии подразделяются на четыре группы: базовые стипендии (для выпускников технических ВУЗов с целью получения следующего диплома или научной степени), исследовательские стипендии (для ученых с ученой степенью, способных проводить самостоятельные исследования), высшие стипендии (для ученых высшей научной квалификации, присуждаемые с целью чтения лекций и проведения исследований) и высшие именные стипендии. В различных странах НАТО устанавливаются разные критерии отбора кандидатов и величина стипендий, но все заявки оцениваются по их научной ценности независимыми комиссиямиНаучная программа НАТО. Справочник. Brussels, Belgium.- С.5.

Программа поддержки исследовательской инфраструктуры включает в себя оказание поддержки партнерам со стороны членов НАТО в деле структурирования организации их исследовательской деятельности. Это касается главным образом географически отдаленных и наименее развитых партнеров и выражается в развитии двух отдельных направлений: создание сетей ЭВМ и Научно-техническая политика и организация. Целью первой части программы является развитие электронной связи между учеными стран-партнеров и международным сообществом; для этого Комитет по науке направляет консультантов и осуществляет политику дотаций для стран-партнеров, а также организует Специальные семинары, посвященные развитию сетей ЭВМ. Что касается второго направления, то оно предусматривает главным образом подготовку кадров в странах-партнерах для администрирования национальных и международных научных программ и проектов. Помощь в проведении научно-технической политики выражается в организации стажировок и курсов повышения квалификации для государственных служащих и аспирантов; кроме того, периодически проводятся форумы по вопросам научной политики.Там же.- С.11-12

Последняя составляющая Научной программы НАТО появилась еще в начале 90-х годов, когда начало оформляться сотрудничество Североатлантического альянса и стран Центральной и Восточной Европы, правда в то время она называлась несколько иначе. В современном виде эта подпрограмма НАТО занимается дотационным финансированием проектов в странах-партнерах в том случае, если эти научные проекты связаны с проблемами промышленности государств, где рыночная экономика находится в стадии становления, а также с решением насущных экологических проблем. Для того, чтобы проект получил финансирование в рамках данной программы, он должен иметь четко определенные цели, ясные рабочие планы и четко определенный бюджет. Предпочтение отдается тем проектам, которые осуществляются в нескольких странах-партнерах одновременно. В рамках Комитета по науке работает Руководящая группа «Науки ради мира», которая занимается оценкой всех поступивших заявок. В случае положительного решения Руководящей группы, начинается разработка детального плана проекта с привлечением внешних экспертов, который впоследствии возвращается на ее рассмотрение. В случае повторного одобрения начинается полномасштабное финансирование.Научная программа НАТО. Справочник. Brussels, Belgium.- P.13

Как мы видим, все четыре подпрограммы в своей деятельности либо отдают приоритет сотрудничеству ученых из стран НАТО с учеными из государств-партнеров (две первые из упомянутых подпрограмм), либо напрямую нацелены на научно-техническую помощь со стороны НАТО участникам программы «Партнерство ради мира». Это масштабное изменение в структуре Научной программы произошло в 1999 году, и теперь лишь подпрограмма научных стипендий отчасти занимается научным сотрудничеством между членами НАТО.

Для сравнения хотелось бы привести структуру Научной программы НАТО, существовавшую до 1999 года. Тогда она выглядела следующим образом:

Программы финансирования научных исследований

Программы научных стипендий

Программа летних школ

Специальные программы

Инновации в странах НАТО

Программа «Наука ради стабильности».

Программа «двойного прыжка»

Научные программы для стран Центральной и Восточной ЕвропыКачалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика и международные отношения.- 1998.- N3.- С.130.

Как мы видим, сотрудничество с восточноевропейскими странами ранее было выделено в отдельный блок, а другие подпрограммы ориентировались прежде всего на сотрудничество между членами НАТО. Сейчас ситуация в корне изменилась. Надо сказать, что повышение интереса НАТО к партнерам не случайно. Это говорит прежде всего о том, что в настоящий момент приоритетом для Альянса является не внутренние сотрудничество, а взаимодействие с третьими государствами, что говорит о масштабных изменениях в политике НАТО и о стремлении к глобализации собственной деятельности с вовлечением в свою орбиту максимального числа союзных государств и государств-партнеров.

После 1999 года Североатлантический альянс считает своим приоритетом вовлечение стран-партнеров в свою орбиту для того, чтобы подготовить таким образом новую волну расширения НАТО. Если невоенные сферы сотрудничества будут эффективно развиваться, то это приведет к повышению взаимозависимости между НАТО и партнерами. Такая ситуация крайне выгодна с точки зрения перспектив расширения НАТО. Если в регионе возникнет комплексная взаимозависимость между государствами, которая будет включать политический, экономический, научный и природоохранный аспекты, то процесс расширения Североатлантического альянса станет необратимым и не будет зависеть от политической конъюнктуры.

В этой связи главная тенденция в развитии невоенного сотрудничества НАТО становится очевидной. Альянс стремится интегрировать Восточную Европу не только в свою военную структуру, но, кроме этого, «привязать» страны данного региона к себе с использованием экономических, политических, экологических, научных и других невоенных рычагов. Сейчас Восточная Европа является полным и безоговорочным политическим союзником НАТО, однако через несколько десятилетий ситуация может измениться не в лучшую для Запада сторону.

Чтобы изменение политической конфигурации Европы было невозможно в принципе, необходимо развивать комплексную взаимозависимость в регионе. В этом случае Восточная Европа будет до такой степени зависеть от Западной Европы и США, что ни при каких обстоятельствах не будет проводить независимую политику в какой бы то ни было сфере. Сходную тактику НАТО может использовать и в отношении России. Такова долгосрочная перспектива развития невоенного сотрудничества в рамках НАТО.

Экологическая составляющая политики НАТО

В 1959 году начал свою деятельность последний из невоенных комитетов, основанных в период становления НАТО. Им стал комитет по океанографии. Таким образом в деятельности НАТО была открыта новая страница--проблематика, связанная с загрязнением окружающей среды. Через десять лет в структуре НАТО появился отдельный комитет для решения вышеупомянутых задач, получивший название Комитет по проблемам современного общества. Этот орган был создан в соответствии с концепцией Р. Никсона о третьем, «социальном» измерении НАТО и статьей 2 Вашингтонского договора, которая предусматривает, что «страны-участницы направляют свои усилия на дальнейшее развитие мирных и дружественных международных отношений, всемерно способствуя созданию условий стабильности и процветания».Комитет НАТО по проблемам современного общества.- Brussels, Belgium, [б.г.].- С.1

Появление Комитета по проблемам современного общества в определенной степени стало ответом на доклад Римскому клубу «Пределы роста», подготовленный группой авторов во главе с Медоузом, который стал одним из первых научно обоснованных прогнозов о тупиковости дальнейшего развития цивилизации без учета экологической составляющей. НАТО не могла дистанцироваться от проблем, поставленных в центр внимания международного сообщества, что стало импульсом для создания вышеупомянутого комитета.

С этого момента экологическая деятельность НАТО стала осуществляться в рамках двух комитетов: Научного и Комитета по проблемам современного общества, ставшего «младшим братом» Комитета по науке. Дело в том, что экологическая безопасность является одной из приоритетных сфер сотрудничества Научного комитета наряду с разработкой технологий для разоружения, высоких технологий, компьютерных сетей, а также политики в сфере науки и технологии NATO and the Environment / Prepared for the Third Ministerial Conference “Environment for Europe” Sofia 23-25 October, 1995.- Brussels, Belgium..

Работа этих двух комитетов, занимающихся природоохранной проблематикой, носит взаимодополняющий характер. Различие заключается в том, что в рамках Научного комитета инициативы исходят «снизу», т.е. выдвигаются учеными или группами ученых. Что касается Комитета по проблемам современного общества, то здесь плотные проекты выдвигаются группами стран, и только затем рассматриваются учеными NATO and the Environment / Prepared for the Third Ministerial Conference “Environment for Europe” Sofia 23-25 October, 1995.- Brussels, Belgium..

Поворотным моментом в истории Комитета по проблемам современного общества стал 1991 год, когда в Риме была подписана Декларация о мире и сотрудничестве, в которой было указано, что новые инициативы НАТО расширят «участие наших партнеров в Третьей сфере деятельности по научным и экологическим программам нашего союза»Комитет НАТО по проблемам современного общества.- Brussels, Belgium, [б.г.].- С.1. Так же, как и в случае с Научной программой НАТО, новым моментом в деятельности данного комитета стало активное привлечение восточноевропейских партнеров к его работе, что стало возможным после того, как в странах региона произошли «бархатные революции» и коммунистические правительства были свергнуты.

В основе работы Комитета по проблемам современного общества положены следующие принципы:

Во-первых, конкретные мероприятия финансируются и осуществляются не всеми странами одновременно, а только наиболее заинтересованными. Комитет по проблемам современного общества не ведет никакой научно-исследовательской деятельности, но впоследствии результаты исследований становятся доступными для всех членов НАТО. Схема такова, что сам по себе Комитет не выдвигает инициативы, а лишь рассматривает практические проблемы, уже исследуемые на национальном уровне. Это придает определенную гибкость деятельности Комитета, позволяя другим странам в дальнейшем пользоваться результатами научных изысканий по той или иной проблематике. Официальное решение о проведении экспериментального исследования принимается на пленарном заседании КПСО.

Во-вторых, Комитетом поощряются те проекты, которые способствуют появлению внутри- и внешнеполитических инициатив в социальной сфере государств НАТО, и проведенные исследования обязательно приводят к осуществлению конкретных мероприятий в тех или иных странах.

Третий принцип состоит в том, что Комитет задуман как открытая организация, результаты его исследований являются доступными для всех заинтересованных лиц, что облегчает сотрудничество Комитета с другими международными структурами, особенно в области экологии, метеорологии и океанографии. В частности, это выражается в сотрудничестве Комитета с Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и рядом национальных научно-исследовательских учреждений.

И, наконец, в-четвертых, деятельность Комитета подразумевает определенную отчетность со стороны государств, проводящих исследования, его центральным органам о проведенных исследованиях и предоставление доказательств о том, что данные изыскания внесут весомый вклад в развитие внутреннего и внешнего сотрудничества НАТО. Качалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика и международные отношения.- 1998.- N3.- С.131

С момента образования Комитет был наделен самыми широкими полномочиями в сфере координации социальной политики членов НАТО. В частности его деятельность затрагивает такие аспекты, как городское строительство, очищение воздуха и воды, городского и межгородского транспорта, координация программ по изучению концепций развития западных стран, проекты «многонационального корпуса мира», сбор и систематизация сведений о новейших достижениях научной мысли Запада. Кроме всего прочего, Комитет ведет широкую издательскую деятельность, что нашло свое выражение в выходе более двухсот книг по проблемам экологии NATO and the Environment / Prepared for the Third Ministerial Conference “Environment for Europe” Sofia 23-25 October, 1995.- Brussels, Belgium..

Структурно основные направления работы комитета можно представить следующим образом:

Экспериментальные исследования

Текущие исследования

Семинары и экологические круглые столыКачалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика и международные отношения.- 1998.- N3.- С.131

Для того, чтобы начать взаимодействие по одной из вышеперечисленных программ заинтересованные государства могут кооперироваться для наилучшей координации усилий на определенном направлении. Что касается финансирования, то страна, ведущая определенный проект сама решает вопросы распределения ресурсов и научно-технического обеспечения, а данные, полученные в результате определенных исследований, поступают в распоряжение всех стран-участниц НАТО. Как правило, проводятся симпозиумы, семинары или международные конференции, посвященные результатам определенных исследований. Продолжительность исследования обычно составляет 3-4 года.

Финансированию Комитетом по науке подлежат программы стипендий, грантов, а также работа исследовательских институтов и семинаров, в которые входят тысячи ученых, занимающихся проблемами экологии. Кроме вышеперечисленных мероприятий, Научный комитет одобрил ряд специальных экологических проектов по океанографии, взаимодействию воды и суши, глобальным экологическим изменениям и другим сходным проблемам. Так, в рамках программы глобальных экологических изменений было проведено 53 исследовательских семинаров, организовано 11 исследовательских институтов и опубликовано более 30 изданий. Продолжительность жизни каждого исследования составляет от шести до двенадцати лет. NATO and the Environment / Prepared for the Third Ministerial Conference “Environment for Europe” Sofia 23-25 October, 1995.- Brussels, Belgium.

Программа стипендий, существующая в рамках Комитета по проблемам современного общества, нацелена на содействие и поддержку трех групп исследователей: студентов, ученых и молодых исследователей. Первым научные стипендии предоставляются для завершения обучения, вторым--для проведения исследований и третьим--для повышения квалификации.

Что касается сотрудничества Комитета с государствами-партнерами, то первое совместное заседание КПСО/ССАС состоялось в феврале 1993 года в Брюсселе. На нем партнеры отметили многочисленные экологические проблемы, имеющиеся в их странах и выразили заинтересованность в получении содействия со стороны Комитета по проблемам современного общества в решении указанных проблем. После преобразования Совета Североатлантического Сотрудничества в Совет Евроатлантического Партнерства Комитет продолжил сотрудничество с партнерами уже в рамках новой структуры. Комитет проводит свои заседания два раза в год, и ежегодно проводятся встречи в формате КПСО/СЕАП.Комитет НАТО по проблемам современного общества.- Brussels, Belgium, [б.г.].- С.1

В марте 1996 года в связи с активизацией сотрудничества между Востоком и Западом в области защиты окружающей среды был утвержден новый, более гибкий порядок работы Комитета. Кроме «пилотных» экспериментальных исследований КПСО начал осуществлять две новые инициативы: краткосрочные специализированные проекты и тематические симпозиумы. Цель последних--распространение информации по социальным проблемам. Что касается краткосрочных специализированных проектов, то их отличие от экспериментальных исследований заключается в том, что они реализуются в сроки от 6 до 18 месяцев, а исследования могут продолжаться до 4-х лет. В целом КПСО провел 60 исследований и 2 краткосрочных проекта. Еще 16 исследований и 2 проекта находятся в стадии реализации.Комитет НАТО по проблемам современного общества.- Brussels, Belgium, [б.г.].- С.2

Как мы видим, невоенное сотрудничество в НАТО переживает период бурного развития, и прежде всего это касается взаимодействия членов организации и стран-партнеров. Все это говорит о том, что между НАТО и партнерами устанавливается режим взаимозависимости в таких областях, как экономика, экология, наука, информация и социальная сфера. Такое положение вещей крайне благоприятно для НАТО, поскольку дает в руки Запада реальные рычаги влияния на Восточную Европу и ряд других регионов. Для партнеров режим взаимозависимости также выгоден, поскольку он связан с выделением значительных финансовых средств из бюджетов развитых стран на реализацию определенных программ.

Однако, на наш взгляд, данную ситуацию нельзя рассматривать только с положительной точки зрения, поскольку для нашей страны установление режима взаимозависимости между НАТО и Восточной Европой, частным случаем которого является взаимодействие в рамках Североатлантического альянса, означает прекращение существования режима взаимозависимости между Россией и странами бывшего СЭВ. Сейчас уже можно говорить о том, что Российская Федерация практически полностью теряет те возможности влияния на политику этих государств, которыми обладал Советский Союз. Это ставит Россию в положение частичной изоляции по отношению к развитому миру.

Безусловно, российские лидеры должны делать все возможное, чтобы повысить экономическую привлекательность страны для того, чтобы Россия стала равноправным партнером и могла участвовать в невоенном сотрудничестве с Западом на взаимовыгодной основе, что позволит ей впоследствии интегрироваться и в НАТО. Как это сделать--пока не ясно, но в любом случае данный процесс будет достаточно долгим.

5. Совет Евро-Атлантического партнёрства

Совет Евро-Атлантического партнёрства (СЕАП) был образован министрами иностранных дел стран-членов НАТО после встречи в Синтре, Португалия, 30 мая 1997 года. СЕАП - это совместный механизм, который обеспечивает основу для проведения консультаций по политическим вопросам, проблемам безопасности и сотрудничества между НАТО и её партнёрами. Темы для обсуждения диктуются развитием событий в сферах политики и безопасности: урегулирование кризисов; региональные вопросы; вопросы контроля над вооружениями; готовность к чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям; ядерная безопасность; экологические вопросы, научное сотрудничество; вопросы , относящиеся к операциям по поддержанию мира.

Если полномочия Североатлантического совета обусловливаются договорными отношениями между странами-членами НАТО, то Совет Евро-Атлантического партнёрства представляет собой форум для проведения консультаций, диалога и развития сотрудничества в области политики и безопасности. Заседания СЕАП проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны, а также ежемесячно на уровне послов в Брюсселе. СЕАП стал важной частью архитектуры европейской безопасности.

Страны-члены Совета Евро-Атлантического Партнёрства

19 Стран-членов НАТО
плюс

Албания

Армения

Австрия

Азербайджан

Белоруссия

Болгария

Россия

Финляндия

Грузия

Казахстан

Кыргызстан

Молдова

Таджикистан

Туркменистан

Украина

Узбекистан

бывшая Югославская Республика Македония

Швеция

Швейцария

Государства-участники ОБСЕ, которые могут и готовы принять принципы и цели СЕАП, могут стать её членами путём присоединения к программе ПРМ.

ГЛАВА 4:

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР:

На историю образования НАТО, а точнее на историю отношения мирового сообщества к СССР есть несколько точек зрения. Одна из них, достаточно агрессивная по отношению к СССР и оправдывающая крайне враждебное отношение бывших стран - участниц Варшавского договора к нынешней России и к бывшему Советскому Союзу, опубликована на официальном сайте НАТО. Это вызывает возмущение российской общественности, так как на взгляд российских и советских историков, а также авторитетных деятелей науки, чье мнение очень ценится, в данном очерке идет открытая антироссийская, а точнее антисоветская пропаганда. Сам этот факт вызывает удивление, потому что наши партнеры по ПРМ уверяют нас в своем дружелюбии. Заметка эта начинается очень пафосно и сразу же указывает на якобы настоящего виновника развязывания «холодной войны» - СССР. Обидно, знаете ли, за Родину!…

Но сначала хотелось бы сказать несколько слов о том, как создавался Североатлантический договор:

«План Маршалла», вступивший в силу в апреле 1948 г., рассматри-вался в Вашингтоне как экономическая основа и подготовка к объеди-нению капиталистических стран Европы в военном союзе с Соединенными Штатами Америки для неизбежной, как тогда считали во влиятельных кругах США, войны с СССР. Еще до принятия «плана Маршалла» Западноевропейские страны в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите, поскольку чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза. Результатом этого в марте 1948 года, 5 стран: Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который впоследствии стал основой для организации НАТО.

В это время в Вашингтоне обсуждались про-екты военного союза с будущими «маршаллизованными» государствами. Без такого союза, твердили его поборники в США, Западной Европе угрожает включение в орбиту СССР, и тогда ресурсы и мощь Советского Союза настолько увеличатся, соотношение сил настолько изменится, что США окажутся в очень опасном положении.

В разгар выборной кампании в июне 1948 г., сенат большинством 64 против 4 при-нял резолюцию А. Ванденберга, одобрявшую оказание помощи регио-нальным военным союзам. Впервые в истории сенат США одобрил предо-ставление в мирное время военной помощи иностранным государствам, расположенным за пределами Западного полушария.

В сенате большинство принадлежало респуб-ликанцам. Одобрение этим большинством подобных резолюций в июне 1948 г. свидетельствовало о том, что республиканцы в кон-грессе, как и на национальном конвенте, желают демонстрировать перед выборами, что они всячески открещиваются от изоляционизма. По суще-ству эти резолюции санкционировали участие США в военных союзах.

Они служили прелюдией к заключению Соединенными Штатами военно-го союза со многими капиталистическими странами.

После выборов правительство США действовало более энергично и открыто. 20 января 1949 г. в речи, посвященной началу второго срока своего президентства, Трумэн заявил: «Мы сейчас вырабатываем с рядом государств общее соглашение, предназначенное для укрепления безопас-ности района Северной Атлантики... Мы уже создали такой оборонитель-ный пакт для Западного полушария договором в Рио-де-Жанейро... Я на-деюсь скоро послать в сенат договор, содержащий план обеспечения безопасности Северной Атлантики».

Через два с половиной месяца 4 апреля 1949 г. представители 12 правительств подписали в Вашингтоне договор о Северо-Атлантиче-ском военном союзе, названном НАТО. Его подписали США, Канада, Бельгия, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания. Вашингтон оказывал сильное давление на Стокгольм. Но Швеция, сохранившая нейтралитет в двух мировых войнах, предпочла не вступать в военный союз, созданный для подго-товки третьей мировой войны. Спустя некоторое время США объявили Грецию и Турцию североатлантическими государствами и добились включения их в НАТО в 1952 году. Впоследствии в 1955 г. по настоянию амери-канцев полноправным членом этого военного союза официально стала и Федеративная Республика Германия. А еще позже в 1982 году и Испания. И вот совсем недавно в январе 1999 Польша, Чехия и Венгрия.

В дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но НАТО продолжала оставаться центральным, самым важным из них, приковав-шим к себе основное внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную глобальную политику Вашингтона, направленную на борь-бу с мировой социалистической системой, с национально-освободитель-ным и революционным движением во всем мире.

Подписание 4 апреля 1949 г. в мирное время военного союза с евро-пейскими державами -- неслыханный акт в истории США. Конституция США, выработанная еще в 1787 г., по существу лишила возможности правительство США заключать военные союзы с иностран-ными государствами. Вернее, она лишила военные союзы той надежно-сти, которую обычно им придают в Европе. Прерогативу объявления вой-ны конституция США сохранила только за конгрессом. Каждый засе-дающий в данное время конгресс обязан руководствоваться конституцией. Но акты правительства и решения прошлых конгрессов для него необя-зательны. Правительства Англии и Франции, например, могут заключать союзные договоры, обязывающие будущие правительства их стран всту-пать в войну, если создадутся условия, предусмотренные в этих догово-рах. Правительство США может заключить договор о военном союзе. Сенат может его ратифицировать. Но подобные акты правительства и сената отнюдь не обязывают конгресс объявлять войну. Конечно, если господствующий в США монополистический капитал выступает за войну, то большинство в обеих палатах конгресса за нее голосует. Но автоматически на основании заключенного правительством военного союза конгресс войну не объявляет. Во всяком случае нет уверенности в том, что конгресс поступит так, как предусмотрено дого-вором о союзе. Поэтому ни у кого не было уверенности в прочности военных союзов США.

Совершенно другое положение создалось после второй мировой вой-ны. США не только заключали военные союзы с иностранными госу-дарствами, но и выступали как инициатор и создатель таких союзов. Более того, в отличие от военных союзов в прошлом НАТО создала свои штабы и свои вооруженные силы, куда входят сухопутные войска, военно-морские и военно-воздушные силы ряда государств. В соответст-вии с этим договором суверенные государства Западной Европы позволи-ли Соединенным Штатам содержать в мирное время вооруженные силы на своей территории. В 1953 г. вооруженные силы США в Западной Европе насчитывали 427 тыс. человек.

Президент США и его ближайшие сотрудники сравнивали НАТО с договором о защите Западного полушария, подписанным в сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро. Об этом говорил Трумэн в речи, произнесенной в связи с началом второго срока его президентства. Оба договора сходятся в одной формуле: в Рио-де-Жанейро было объявлено, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства; ст. 5 Северо-Атлантического пакта гласит: «Договаривающиеся стороны считают, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против них всех».

Однако договор, подписанный 2 сентября 1947 г. в Рио-де-Жанейро, существенно отличается от пакта, заключенного 4 апреля 1949 г. в Ва-шингтоне.

Договор американских государств 1947 г. предусматривал немедленную консультацию его участников в случае нападения или угрозы напа-дения на кого-либо из них. Но он не предусматривал немедленного, автоматического применения вооруженной силы. Более того, ст. 20 догово-ра отмечает, что ни один из его участников без своего согласия не обязан принимать участие в применении вооруженной силы. Каждый из участ-ников сохраняет суверенное право решать -- воевать или нет.

В договоре об образовании НАТО такой оговорки нет. НАТО отлича-ется также от договора американских государств 1947 г. тем, что этот договор не региональный пакт.

Формально в преамбуле договора от 4 апреля 1949 г. говорится, что НАТО имеет своей целью коллективную оборону. Фактически США созда-ли Северо-Атлантический пакт как агрессивный, наступательный воен-ный союз.

Так называемый оборонительный Северо-Атлантический пакт сразу после его возникновения в 1949 г. выработал стратегический план на-ступательных военных операций, предусматривавший нападение воздуш-ных сил США на СССР с применением атомных бомб .

Осведомленный лидер республиканской партии сенатор Тафт, коммен-тируя стратегические планы Пентагона, создававшиеся в соответствии с образованием НАТО, пришел к следующему заключению: «Отсюда явст-вует, что предусматривается использование американских армий в сухо-путной войне против России на континенте Европы, как только начнется война. В дальнейшем предполагается предпринять вторжение по тем на-правлениям, которые для Наполеона и Гитлера оказались роковыми».

Даже Тафт отмечал, что напрасно правительство США, создавая Севе-ро-Атлантический союз, ссылается па ст. 51 Устава ООН о «праве на индивидуальную и коллективную самооборону, если вооруженное нападе-ние совершится против члена Объединенных Наций». При этом Тафт указывал на то, что эта статья отнюдь не дает права направлять воору-женные силы одного государства на территорию других стран до того, как такое нападение совершилось.

И дальше Тафт, доказывая, что создание НАТО нарушает принципы ООН, писал: «Оно противоречит всему духу Устава Объединенных На-ций. Этот Устав предусматривает сокращение вооружений соглашением между отдельными государствами. Атлантический пакт действует как раз в направлении, противоположном целям Устава, и превращает в фарс дальнейшие попытки обеспечить международный мир с помощью права и справедливости. Он предопределяет разделение мира на два вооружен-ных лагеря... Этот договор неизбежно означает гонку вооружений, а гон-ка вооружений в прошлом вела к войне».

Так авторитетный вожак республиканской партии, непримиримый враг Советского Союза сенатор Тафт аттестовал НАТО, которую прави-тельство США и их союзники выдавали за оборонительное, миролюби-вое творение.

Президент США Трумэн и другие официальные лица Вашингтона пытались оправдать создание НАТО событиями, происшед-шими в Чехословакии в феврале 1948 г., и закрытием свободного досту-па в Западный Берлин в июне того же года.

Объяснение, что НАТО была создана как ответное мероприятие на события, происшедшие в 1948 г., так же неверно, как неверно утверж-дение, что Северо-Атлантический пакт является оборонительным, миро-любивым союзом. Вашингтон активно готовил почву для НАТО в Амери-ке и в Европе в 1946--1947 гг. В результате этой активной подготовки появилось выражение «холодная война».

Обсуждение правительством в сентябре 1946 г. вопроса о предостав-лении военной и экономической «помощи» Турции и Греции положило начало, как мы видели, подготовке к объединению капиталистических стран Европы против Советского Союза. Когда в марте был заключен Брюссельский пакт на 50 лет между Англией, Францией и странами Бенилюкса, правительство США не сочло возможным в разгар президентской кампании объявить себя официальным членом Брюссельского пакта, но оно вдохновляло и благословляло его, обещало ему всяческую поддерж-ку. Договаривающиеся стороны обязались оказывать друг другу военную помощь в случае нападения на территорию одной из них в Европе. В день подписания пакта, 17 марта 1948 г., Трумэн, выступая в конгрессе, заявил, что этот пакт «заслуживает, чтобы мы оказывали ему всевозможную помощь». С целью оказания военной помощи Брюссель-скому пакту сенат США принял 11 июня 1948 г. соответствующую резо-люцию Ванденберга. В то же время правительство США решило отпра-вить своих представителей в Лондон для участия в обсуждении военных вопросов стран Брюссельского пакта.

6 июня 1948 г. начались секретные переговоры между представите-лями США и стран, образовавших Брюссельский пакт. Об этих переговорах Трумэн впоследствии писал: «Переговоры ве-лись в строжайшей тайне. Применялась специальная система безопасно-сти -- фигурировало только самое минимальное число документов… Только очень ограниченно-му числу лиц разрешался допуск к какому бы то ни было из относя-щихся к данным переговорам документов». В этих секретных переговорах принимали участие также представите-ли Канады. Канаду Вашингтон начал готовить одновременно с европей-скими государствами к участию в осуществлении задуманного им общего антисоветского курса.

В 1949 г. был образован Европейский совет с привлечением более широкого круга стран, чем Брюссельский пакт. Через два месяца была создана НАТО.

НАТО, таким образом, готовили более двух лет. Эта подготовка на-чалась за один-полтора года до тех событий 1948 г. в Чехословакии и в Западном Берлине, на которые правители США ссылались как на при-чины, побудившие Вашингтон организовать Северо-Атлантический воен-ный пакт. И это признавали в самих Соединенных Штатах.

Нарушение исторической традиции и особенности конститу-ции США обусловливали длительность этой подготовки. Правительство США могло надеяться на одобрение Северо-Атлантического пакта сена-том лишь после того, как была найдена удобная для этого формулировка, на которую согласились другие участники НАТО. Эта формулировка сво-дилась к тому, что каждая из договаривающихся сторон обязуется (в со-ответствии со своей конституцией) оказывать всестороннюю помощь той из сторон, которая подвергнется нападению.

Ст. 11 Северо-Атлантического договора гласит: «Этот договор будет ратифицирован, и его условия будут выполняться его участниками в соответствии с конституционными особенностями». Такая формулировка, в отличие от оговорки в договоре, заключенном в сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро, поставила в привилегированное положение только одну из договаривающихся сторон. Только США, ссылаясь на свою конституцию, получили свободу действий. Все остальные участники НАТО оказа-лись в менее выгодных условиях. Создавая НАТО, США обеспечили себе в этом военном союзе не только руководящее, господствующее, но и особо привилегированное положение.

12 апреля 1949 г. Трумэн отправил договор о создании НАТО в се-нат для ратификации. Лидер республиканцев Тафт голосовал против его ратификации. Он еще раньше предупреждал, что согласится с Северо-Атлантическим пактом лишь в том случае, если этот пакт будет состав-лен так, как договор в Рио-де-Жанейро.

Ванденберг, Коннели и комиссия по иностранным делам сената, заверяли, что большие американские гарнизоны не будут постоянно дислоцированы в Западной Германии, что она не будет вооружена и что договор НАТО не обязывает США защищать Западную Европу в этом районе. Эти заверения нужны были для ратификации сенатом Северо-Атлантического договора. Уже в следующем году правительство США активно выступало за вооружение Западной Германии. В сентябре 1950 г. государственный секретарь Д. Ачесон призвал к ремилитаризации Западной Германии и к включению ее 12 дивизий в вооруженные силы НАТО.

21 июля 1949 г. сенат большинством голосов (82 против 13) одоб-рил Северо-Атлантический договор. Из 13 сенаторов, голосовавших про-тив, 11 были республиканцами, оставшимися верными своему старому лидеру Тафту.

Через четыре дня 25 июля президент Трумэн подписал ратифициро-ванный сенатом договор. США сразу вступили в военный союз с 10 евро-пейскими государствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.