РУБРИКИ

Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

Выходом из сложившейся ситуации конфликта между ожидаемой и реальной ролью полиции в обществе могло показаться применение британского «бизнес - подхода» в оценке роли и деятельности полиции со стороны государства. Полиция выдержала такое ожесточенное давление, какого никогда не испытывала до этого. Требуя предоставить населению более эффективное и качественное обслуживание в ответ на повышенное финансирование, британское правительство ввело систему упрощенных количественных показателей работы полиции: показатели преступности, процент раскрытых преступлений, статистика дорожной полиции. По мнению политиков, увеличение штатной численности полиции должно было сопровождаться более - менее пропорциональным снижением количества регистрируемых преступлений в стране. Действительно, с 1981 по 1994 г. число аттестованных сотрудников выросло на 6% (с 120 тыс. чел. до 127,358 тыс. чел.), число гражданского персонала - на 31% (51 тыс.чел. в 1994 г.), затраты на нужды полиции были увеличены с 1644 млн. фунтов в 1979 г. до 6324 млн. фунтов в 1991 г. с одновременным увеличением чис-ленности персонала полиции. Morgan R., Newburn T. The Future of Policing. Oxford, 1997. С. 46-47.

Вместе с тем, в тот же период количество зарегистрированных преступлений выросло на 111%, экстренных вызовов полиции - на 72%, число автотранспорта на дорогах увеличилось на 38%. Your Police: The Facts / Association of Chief Police Officers. 1993. С. 3. Если в 1950 г. полиция регистрировала 500 тыс. правонарушений, то в 1995 г. эта цифра превышала уже 5 млн. случаев. Число жертв преступлений с 1981 по 1995 г. выросло на 83%. Beyond Law and Order / Ed. by R. Reiner, M. Cross. London: Macmillan, 1996. Очевидно, что приведенные показатели намного обгоняли прирост штатной численности полиции и делали сомнительной возможность адекватного реагирования на факты правонарушений. Показатели раскрываемости преступлений, действительно, за приведенный период упали с 50% до 26% отметки в 1995 г. Barclay G.C., Tavares C., Prout, A. Information on the Criminal Justice System in England and Wales: Digest 3. London, 1995. С. 26.

Британский опыт вскоре показал, что не следует возлагать излишние надежды на возможности органов уголовной юстиции в плане сдерживания преступности, чья глубоко социальная природа лежит, в основном, вне рамок компетенции полицейских технологий. Любые правоохранительные инновации могут нанести удар только по отдельным видам преступлений, но не по всей преступности в целом. Экстенсивное же наращивание полицейского аппарата даже теоретически не может поспевать за темпами прироста преступности и не позволяет воспрепятствовать нарастанию процессов криминализации жизни общества в целом. Английские исследователи пришли к выводу, что хотя система современного правосудия и не является действенным инструментом, а наказание скорее способно лишь поддерживать чувство справедливости в сознании правопослушных граждан, полиция может и должна оставаться инстанцией, контролирующей преступные проявления и защищающей правопорядок. Но она не может быть своего рода устройством по снижению уровня преступности, работающим по непреложным законам механики.

Более того, рядом исследований был обоснован тезис о наличии слабой взаимосвязи между уровнем развития полицейских ресурсов, уровнем раскрываемости преступлений и общим уровнем преступности. Reiner R. The Politics of the Police. 2nd ed. Hemel Hempstead, 1992.С. 146-56; Bayley D.H. Police for the Future. New York, 1994; Morgan R., Newburn T. The Future of Policing. Oxford, 1997. Исходя из этих посылок, руководство полиции Великобритании подвергло встречной ожесточенной критике предлагаемую политиками количественную оценку правоохранительной работы (на основании показателей раскрываемости) как своего рода манипулирование общественным сознанием, попытку подчинить полицию политическому влиянию и сделать ее одним из инструментов политической борьбы. По мнению Ассоциации старших офицеров полиции, уровень раскрываемости преступлений должен связываться не с эффективностью работы полиции, а служить характеристикой общего уровня преступности и уровня рабочей нагрузки полицейских офицеров.

В силу изложенных причин и американские, и британские полицейские окончательно отказались от имиджа профессиональных борцов с преступностью и провозгласили переход к новой модели работы полиции, где ключевой фигурой был бы не «полицейский-борец с преступностью», а «полицейский-тренер», главной задачей которого было бы обучение и консультирование граждан, не желающих стать жертвой преступных посягательств. Полицейские агентства, не слагая с себя основной задачи - охраны общественного порядка, переместили основной акцент на связь с населением, поскольку без активной и заинтересованной поддержки граждан раскрытие и предотвращение преступлений остается неэффективным и малоперспективным занятием. Начатые в 80-х гг. эксперименты США по созданию «community policing» привели к развитию в 90-х гг. ХХ в. как минимум шести ее моделей: полицейское обслуживание по территориальному признаку; взаимодействие нескольких правоохранительных агентств; предупреждение преступлений силами общественности; стратегия контакта полиции с гражданами; территориальные пешие патрули; привлечение общественности и консультация с гражданами. Матюхіна Н.П. Поліція Великобританії: сучасні тенденції розвитку та управління / За заг. ред. О.М. Бандурки. Харків, 2001. С. 19.

Противодействие, оказанное «бизнес - подходу» со стороны британских офицеров полиции, стимулировало не только развитие «community policing» по обе стороны океана, но и способствовало поискам новой системы оценки деятельности полиции, основанной на качественных показателях и уровне удовлетворенности населения. Police Force, Police Service. Care and control in Britain / Ed. by M. Stephens, S. Becker. London, 1994. С. 109.

Одновременно проводилась существенная работа по определению целей и задач полиции, завершенная в 1998 г. совместными усилиями МВД Великобритании, Министерства финансов, Ассоциации старших офицеров полиции и Ассоциации полицейских управлений. Функция полиции на современном этапе развития общества была определена британцами как содействие в обеспечении безопасного и справедливого общества, в котором права и ответственность индивидуумов, семей и общин соответствующим образом сбалансированы. Целями полиции при этом являются содействие безопасности и снижение количества беспорядков; снижение уровня преступности и тяжести преступлений; содействие осуществлению правосудия таким образом, чтобы поддерживать доверие населения к закону. Задания же полиции могут быть изложены в виде следующего перечня:

1) сохранение/восстановление порядка и снижение частоты проявлений антисоциального поведения;

2) улучшение безопасности и спокойствия населения;

3) содействие безопасности на дорогах и уменьшение несчастных случаев;

4) уничтожение организованной и международной преступности;

5) борьба с терроризмом;

6) снижение уровня преступности путем изучения и выявления причин преступности;

7) снижение опасности преступлений;

8) справедливое отношение к подозреваемым;

9) помощь в удовлетворении нужд жертв и свидетелей преступлений. Core Issues in Policing / Ed. by Leishman F., Loveday B., Savage S. London, 1996. С. 14.

В том же 1998 г. британским правительством был сделан новый принципиальный шаг в развитии стратегического взаимодействия «общество-полиция». Новая стратегия борьбы с преступностью, изложенная в «Акте о преступности и беспорядках» 1998 г., не рассматривает более полицию как центральное и первоначальное звено в борьбе с преступностью, имеющее монополию и автономию в сфере охраны правопорядка. Полиция была определена как одно из правоохранительных агентств, главной задачей которого является сотрудничество с другими агентствами для превенции преступности и беспорядков. Расширенные полномочия, предоставленные данным Актом, позволяют органам местной власти в каждом отдельном случае обращаться за помощью не к государственной полиции, а к другим организациям, если последние могут предложить более выгодные правоохранительные услуги с точки зрения соотношения «цена - качество». Матюхіна Н.П. Поліція Великобританії: сучасні тенденції розвитку та управління / За заг. ред. О.М. Бандурки. Харків, 2001. С. 14.

Поскольку британская полиция всегда оставалась своего рода феноменом на европейском континенте в силу исторически заложенных в ее деятельность принципов децентрализации и муниципальности, изложенные положения следует рассматривать всего лишь как общую, однако не обязательную тенденцию в развитии взглядов европейского сообщества на место и роль современной полиции. Тем более, что и сама британская полиция, созданная изначально для одновременного выполнения всех возможных правоохранительных функций, сегодня ориентируется на европейскую модель правоохранительных органов, включающую специальные подразделения по борьбе с международной преступностью, терроризмом, экономическими преступлениями.

Переживая период переориентации от пуританского аскетизма - основы современного индустриализма - к постмодернистскому обществу, в котором довлеют гедонистические ценности потребительской морали, современное европейское общество приоритетное значение отдает не охранной, а сервисной роли полиции. Общество все настоятельнее требует, чтобы правоохранительные органы действовали как полицейские службы, а не полицейские силы, чтобы они больше ориентировались на разрешение конкретных проблем и уделяли основное внимание людям и установлению партнерских отношений с ними. Общество ожидает, что работники правоохранительных органов будут уде-лять повышенное внимание причинам и предупреждению преступности, а не мерам, принимаемым после совершения преступлений.

Соответственно, в настоящее время деятельность по поддержанию правопорядка в гораздо большей степени, чем раньше, носит профилактический характер, а роль сотрудников правоохранительных органов намного меньше связывается с применением силы и противостоянием населению. French M., Waugh L. The weaker sex? Women and police work // International Journal of Police Science and Management. 1998. Vol. 1, № 3. С. 260-275. Во всем мире правоохранительная деятельность все больше сосредотачивается на непосредственном и долгосрочном обслуживании населения с целью повышения его благополучия. Такая концентрация внимания на потребностях населения требует усиления взаимодействия между жителями и сотрудниками правоохранительных органов, которые должны опираться на навыки межличностного общения, включая коммуникацию и умение разрешать конфликты.

Патрульная служба, помимо прямого выполнения обязанностей, трансформирует свой стиль либо в службу помощи населению (в районах проживания правопослушного среднего класса), либо в службу надзора и экстренного реагирования (в криминально неблагополучных районах). При этом полицейский контроль за общественным порядком становится все более неперсонифицированным за счет использования технологических форм контроля, охранных устройств и видеонаблюдения, систем сигнализа-ции. В последнее десятилетие значительно расширен сектор частных служб безопасности в районах приватных резиденций, в общественных местах отдыха и торговли. Происходит постепенная передача значительного объема полицейских функций ряду служб, выполняющих правоохранительные функции в различных сферах общественной жизни:

- розыск без вести пропавших людей;

- обучение граждан методам обеспечения собственной безопасности;

- розыск потерянных вещей;

- розыск пропавших собак;

- контроль за соблюдением тишины;

- осуществление полицейского обслуживания мероприятий, сопровождающихся большим скоплением людей;

- выдача лицензий на право пользования огнестрельным оружием.

В целом деятельность европейской полиции видится сегодня основанной на нескольких фундаментальных принципах «новой профессиональной полиции»:

- создание бюрократической организации с ясными правилами и четкой структурой управления;

- законность как главный приоритет в работе;

- стратегия на минимальное применение силы;

- отказ от «партизанских» методов работы, повышение прозрачности и подотчетности полиции обществу;

- акцент в работе на предупреждение преступлений;

- обеспечение общественной безопасности и эффективного контроля над преступностью. Storch R.D. The old English constabulary // History Today. 1999. Vol.49, No. 11. С. 43-49; Reiner R. The Politics of the Police. Hemel Hempstead, 1985.

Поэтому полиция в современном обществе часто определяется как специфическая профессиональная организация, использующая власть государства для предоставления населению сервисных услуг по обеспечению личной безопасности граждан и обеспечению общественной безопасности. В отличие от других профессиональных объединений, в полиции существует специфический отбор и обучение персонала; разработаны специальные этические кодексы, обязательные к исполнению каждым сотрудником; крайне ограничены права на самоуправление посредством профсоюзов; эффективность работы организации в целом чрезвычайно зависит от индивидуального мастерства и опыта каждого отдельного работника. Перечисленные особенности являются своего рода определяющими характеристиками для понимания сути полиции. Waddington P.A.J. Policing Citizens: authority and rights. London, 1999; Bayley D.H., Bittner E. Learning the Skills of Policing // Law and Contemporary Problems. 1994. Vol. 1, No. 4 (47). С. 35-60; Lawton A. Ethical Management for the Public Services. Buckingham, 1998.

С учетом изложенного большинство европейских правоохрани-телей уделяют первостепенное внимание, прежде всего, совершенствованию нормативно - правовой базы и ужесточению регламентации деятельности полицейских подразделений, стремясь свести к минимуму негативные последствия их дискреционных действий. Не менее актуальным остается для европейского сообщества и совершенствование форм общественного контроля над действиями полиции, служащего одним из гарантов соблюдения общечеловеческих прав и свобод.

Отдельно следует выделить процесс трансформирования правоохранительных органов бывших стран социалистической формации, решающих не только проблемы повышения подотчетности и «прозрачности» работы полиции (милиции), но и проблемы внутреннего механизма управления, принципов финансирования, взаимодействия с политическими и муниципальными структурами, профессиональной подготовки персонала.

1.2 Проблема соблюдения принципа законности в деятельности полиции различных стран мира

Проблема законности в деятельности полиции актуальна прежде всего для американского общества. Масштабная ревизия работы полиции, проведенная в 1972 г. комиссией Кнаппа, в своем предисловии к отчету отметила, что случаи систематических поборов с борделей, игорных притонов и мелких торговцев были документально зафиксированы на всем протяжении существования нью-йоркского департамента полиции - с конца XIX в. до 50-х гг. ХХ в. На протяжении 70-х гг. прошлого столетия широко распространенное взяточничество в полиции покрывало факты торговли наркотиками и нелегальный игорный бизнес. Комиссия отметила, что факты коррупции были обнаружены в каждом оперативном подразделении Нью-Йорка по борьбе с игорными притонами, а также достаточно часто встречается в подразделениях по борьбе с наркотиками, следственных отделах и подразделениях патрульно-постовой службы. Knapp W. Report of the Commission to Investigate Alleged Police Corruption. New York, 1972.

Позже была вскрыта существовавшая в полицейских подразделениях система «внутреннего рынка», где можно было купить различного рода служебные привилегии, вплоть до получения званий и должностей. Система коррупции была организована на достаточно высоком уровне и покрывалась толерантностью и молчаливым согласием не участвующих в этом полицейских. Henry V. Police corruption: tradition and evolution // UnPeeling Tradition: Contem-po-rary Policing / Ed. by K. Bryett, C. Lewis. South Melbourne, 1994. Наиболее серьезные факты вовлечения полицейских в преступную деятельность мы можем найти и в недавних 90-х гг. ХХ в., когда полицейские не только покрывали преступную активность, но и сами были вовлечены в торговлю кокаином. Report of the Commission to Investigate Allegations of Police Corruption and the AntiCorruption Procedures of the Police Department. New York, 1994.

Масштабные скандалы, повторяющиеся с цикличностью в двадцать лет и последующие комиссии их расследующие, выявляют распространенность среди полицейских США всего спектра возможных правонарушений: поборов и взяток, грубости, сознательного превышения силовых полномочий, участия в криминальной активности и расизме. Последнее обстоятельство, даже после ряда прогрессивных реформ, является определяющим при очередном обострении взаимоотношений полиции с афро-американской и испано - американской частями населения.

Новый Орлеан, известный самым высоким уровнем преступлений среди полиции, стал символом полицейского расизма в ноябре 1980 г. Когда белый полицейский был убит темнокожим, толпа возмущенных полицейских стихийно двинулась в «черные» кварталы, где устроила расправу над жителями, включающую пытки и избиения. Четверо жителей были убиты и около 50 получили ранения. Allan Katz. Policing an atypical city // New Orleans. 1990. June. С. 39.

История повторилась в марте 1990 г., когда в центре города в перестрелке погиб белый полицейский Э. Хоук. Задержанный на месте перестрелки афро - американец А. Арчи в течение 12 мин. был доставлен в полицейский участок, где к тому времени его уже ожидали около сотни полицейских, оповещенных об инциденте по радио. А. Арчи был избит до смерти и в критическом состоянии доставлен в госпиталь, где скоропостижно скончался Russel Miller. The big sleazy // Sunday Times Magazine. 1995. October 8.. Попытки расследовать факт его смерти не привел ни к каким результатам - рентгеновские снимки с повреждениями А. Арчи исчезли, врачи давали самые общие заключения о причинах смерти, полицейские отрицали свое присутствие в участке в момент доставки туда Арчи, а дежурный сержант утверждал, что вообще не видел в участке ни Арчи, ни сопровождавших его полицейских. Несмотря на широкий резонанс, ни один из полицейских не был привлечен к какой-либо ответственности, хотя город выплатил семье А. Арчи 200 тыс. дол. за причиненный ущерб. Herbert Bob. Disgracing the Badge // New York Times. 1995. September 18.

В Лос-Анджелесе случайно запечатленная видеолюбителем сцена избиения темнокожего Родни Д. Кинга в марте 1991 г. стала причиной глобальных выступлений афро - американцев против расизма и жестокости полиции. Задержанный за превышение скорости, Р. Кинг был вытащен полицейским патрулем из машины и получил 53 ударов дубинкой по туловищу и голове, после чего обездвижен электрошокером. Оправдательный приговор суда в 1992 г. спровоцировал массовые беспорядки, в ходе которых было убито 54 чел., 2383 чел. получили травмы и 13212 чел. - аресто-ваны. Размер причиненного ущерба в целом составил более 700 млн дол. Delk D.J. Fires and Furies: The L.A. Riots. Palm Springs, 1995. Еще год спустя двое полицейских были признаны виновными в нарушении гражданских прав Р. Кинга и приговорены к 30 месяцам лишения свободы.

Комиссия У. Кристофера, проводившая ревизию дел в полиции Лос - Анжелеса особо отметила расизм и этнические предрассудки, укоренившиеся в сознании полицейских как одну из основных причин служебных преступлений и дисциплинарных проступков. Анализ радиопереговоров между патрульными машинами и дежурными частями Лос - Анжелеса, проведенный в ходе одного из судебных разбирательств показал, что, несмотря на четкие правила, запрещающие использование в радиоэфире сленга и оскорбительных выражений, обвиняемый офицер М. Фарман за время дежурства употребил слово «нигер» по крайней мере 41 раз. Report of the Independent Commission on the Los Angeles Police Department, July 9, 1991. С. 75.

В истории полиции Лос-Анжелеса конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого столетия также присутствовал негативный опыт агрессивной политики в отношении национальных меньшинств, когда в бедных кварталах активно использовались кинологические подразделения. Источником многих гражданских беспорядков тогда являлась тактика подготовки служебных собак, обученных немедленно кусать подозреваемого при его обнаружении, независимо от поведения задержанного. Полицейские - поводыри часто злоупотребляли боевыми качествами собак и ежедневно фиксировался как минимум один человек, потерпевший от укусов полицейских собак. Агрессивная тактика была изменена только в 1995 г., когда по гражданскому иску город был вынужден выплатить потерпевшему сумму в 3,6 млн. дол. Report of the Independent Commission on the Los Angeles Police Department, July 9, 1991. С. 78.

Полиция Индианаполиса по меньшей мере дважды находилась в центре общегосударственного внимания в силу неправомерных действий, имевших радикально выраженную расистскую окраску. Первый случай относится к июлю 1995 г., когда темнокожий Денни Сейлс был арестован полицейским сержантом и избит. Пытаясь на следующий день обжаловать действия сержанта и встретив неудовлетворительную реакцию со стороны должностных лиц полиции, Сейлс начал акцию протеста на улице перед фасадом полицейского участка. Вскоре к нему присоединилось около сотни сочувствующих, на разгон которых было брошено также не меньше сотни полицейских. После неудачных попыток рассеять толпу с помощью слезоточивого газа, служебных собак и бронетехники акция протеста переросла в массовые беспорядки, сопровождавшиеся грабежом магазинов, поджогами и столкновениями с полицией на протяжении нескольких дней. Городу был нанесен ущерб в несколько сот тысяч долларов. Gillaspy James A., Sherri Edwards. Silent protest spark violence // Indianapolis Star. 1995. July 27.

Второй случай произошел буквально через год, когда в августе 1996 г. девять белых полицейских из элитного подразделения Индианаполиса, находясь вне службы, в состоянии алкогольного опьянения и с табельным оружием в руках начали беспричинно избивать прохожих на улице, выкрикивать расистские оскорбления, запугивать женщин. Двое полицейских спустя год были уволены, остальные признаны виновными в нарушении дисциплины и продолжили службу в полиции. Pasternak Judy. Indianapolis wrestles with police melee // Los Angeles Times. 1996. October 3.

Этнические предрассудки и расовая неприязнь делают возможным не единичные случаи, когда полицейские - представители этнических меньшинств, страдают от агрессивной грубости своих белых коллег. В Бостоне, например, темнокожий полицейский М. Кокс, находясь на службе 25 января 1995 г. и одетый в гражданскую одежду, присоединился к объявленному по радио преследованию лица, подозреваемого в убийстве. Однако вскоре он был сам задержан полицейскими в форме, принявшими его за подозреваемого. Без каких-либо попыток установления личности Кокс был жестоко избит несколькими коллегами, что повлекло за собой сотрясение мозга, ссадины и порезы лица, травмы половых органов с последующей доставкой Кокса в реанимацию. При проведении расследования полицейские всячески отвергали свою причастность к этому инциденту и спустя три года ни один из офицеров не был привлечен даже к дисциплинарной ответственности. Проведя полгода в больнице, Кокс подал иск, который остался без рассмотрения. Lehr Dick. Years after beating, officer has seen no help from colleagues // Boston Globe. 1997. December 8.

В Бостоне к тому времени неправомерное применение силы уже стало традиционно серьезной проблемой в отношениях полиции и жителей. Составляя в населении Бостона всего 26%, афро - американцы являлись инициаторами 50% всех жалоб, направленных против неправомерных действий полиции. St. Clair Commission, Report of the Boston Police Department Management Review Committee, January 14, 1992.

Правозащитные организации настораживают факты интенсивного применения полицией огнестрельного оружия, поскольку в таких случаях довольно трудно установить правомерность его применения. Когда при задержании 4 грабителей ресторанов, сидящих в машине, спецподразделение выпускает из пистолетов 227 пуль так, что в теле одного из грабителей находят 19 ранений, всегда возникает сомнение в том, контролирует ли полиция степень силы, применяемой ею для противодействия преступности и не выходит ли полиция из-под контроля закона. Skolnick J., Fyfe J. Above the Law. New York, 1993. С. 159.

В 1997 г. американская полиция по инициативе Вашингтона и Нью-Йорка провозгласила политику «нулевой терпимости» к проявлению любых, даже незначительных нарушений закона. Эксперты в области полицейских правонарушений справедливо полагали, что американская полиция, решившая снизить уровень преступности в обществе путем агрессивного преследования даже незначительных правонарушений, была обязана продемонстрировать такую же крайнюю нетерпимость к отклонениям от закона внутри своих рядов. Однако этого не произошло. Одновременно с курсом на установление жесткого контроля за безопасностью на улицах, активным преследованием поклонников граффити и лиц, перепрыгивающих через турникеты метрополитена, возросла и общая агрессивность полицейских, сопровождавшаяся грубостью, неоправданным применением силы, цинизмом и плохо скрываемым расизмом. Число жалоб граждан на неправомерные действия полиции в результате возросло на 56%, при этом 88% жалоб поступило от тех граждан, кто никогда не подвергался аресту либо штрафу. CCRB Semiannual status report, JanuaryJune 1997. С. 41.

Среди американских городов Сан-Франциско имеет самый высокий ежегодный уровень граждан, убитых полицейскими (4,1 человека на каждые 100 убийств), что превышает показатели Нью-Йорка (1,6 чел) и Лос - Анжелеса (2,2 чел). Большинство застреленных (около 80%) - жители бедных кварталов и представители этнических мень-шинств. За период с 1977 г. по 1997 г. ни один полицейский Сан-Франциско не был привлечен к уголовной ответственности за применение оружия во время несения службы, а в 80% случаев, когда жалобы граждан были подтверждены внутренними расследованиями, полицейские не были наказаны даже дисциплинарно. Rosenfeld Seth. S.F. pays big when cops shoot civilians // San Francisco Examiner. 1996. December 29.

В Нью-Йорке в 1997 г. было зарегистрировано 253 случая применения полицейскими табельного оружия (во время и вне службы), что повлекло смерть 20 человек. Grand jury exonerates 2 killer cops // Associated Press. 1998. February 13. Если сравнивать эти показатели с Украиной, нельзя не заметить, что это - практически двухлетняя «норма» для украинских милиционеров (268 случаев с 23 летальными исходами граждан за 2001-2002 гг.).

Неправомерное применение оружия поставило в ряд «проблемных» полицейских департаментов полицию Атланты, когда 7 декабря 1995 г. группа полицейских, одетых в гражданскую одежду преследуя подозреваемого в совершении грабежа, подъехали к одному из автомагазинов и окружили его. Полицейский В. Соулс, не представившись, ворвался в автомагазин с пистолетом в руке, выкрикивая оскорбления. Продавцы, приняв Соулса и его коллег, окруживших магазин за грабителей, открыли стрельбу в качестве самозащиты. В результате перестрелки хозяин магазина, Д. Джексон, был убит, двое полицейских, включая Соулса - ранены. При этом хозяин магазина был убит напарником Соулса, полицейским У. Пинкни, в то время, когда он лежал безоружный на тротуаре перед магазином, не пытаясь оказать сопротивления полиции. Smothers Ronald. Atlanta police face criticism in recent killing by an officer // Atlanta Journal-Constitution. 1995. December 29.

Пытаясь проанализировать состояние дел в полиции США, Всемирная организация по наблюдению за правами человека (Human Rights Watch) в 1998 г. осуществила замечательную по своему масштабу ревизию 14 наиболее «проблемных» городов с точки зрения соблюдения полицией законности и гражданских прав. Shielded from justice: Police brutality and accountability in the United States / The Human Rights Watch. N.Y., 1998. В список исследуемых городов попал Лос - Анджелес, имеющий репутацию «лидера» по жестокости и грубости среди полицейских; Нь-ю-Йорк, известный самым высоким уровнем полицейской коррупции, а также ряд муниципалитетов, где полиция не соблюдает профессиональные стандарты и допускает нарушения закона. Так, в поле зрения попал Чикаго, имеющий одинаковый с Нью-Йорком показатель жалоб граждан на применение чрезмерной силы (около 3000 жалоб ежегодно) притом, что Чикаго в 3 раза меньше Нью-Йорка. В списке присутствует и малонаселенный Провиденс, где число жалоб граждан на действия полиции в 10 раз выше, чем в соседнем Бостоне, а уровень жалоб на 1 полицейского выше в 4-25 раз показателей любого другого полицейского департамента США. Мартиненко О.А. Проблеми дотримання законності у діяльності поліції США // Вісник Нац. ун-ту внутр. справ. 2004. № 25. С. 66-71. Авторский анализ разрозненных и неоднородных данных, содержащихся в указанном отчете, позволяет представить их в виде, наиболее близком для отечественной статистики, с выделением таким показателей, как численность личного состава полиции, количество поступивших и подтвердившихся жалоб граждан, число возбужденных уголовных дел, приблизительная «цена» полицейской преступности (табл.2).

Однако своеобразным рекордсменом национального обзора оказался Новый Орлеан, имеющий самый высокий уровень жалоб граждан на чрезмерное применение силы. На протяжении 1993-1997 гг. по крайней мере 50 полицейских (4% от личного состава) были арестованы за совершение умышленных убийств, изнасилований и грабежей. Keegan Paul. The Thinnest Blue Line // New York Magazine. 1996. March 31. С. 32-35. По мнению обозревателей Human Rights Watch, проблема кроется в низкой зарплате полицейских Нового Орлеана, что обуславливает не только высокий уровень правонарушений, но и систематическую коррупцию как минимум 10-15% личного состава.

Таблица 2

Основные показатели, связанные с работой полиции в 14 городах США

Личный состав*

Жалоб граждан

в год/на 1 чел.

В т.ч. за злоупотре-бление силой

(в %)

Подтвержденных жалоб

Уголовные дела
за 1992-1996 гг.

Обвинительных
приговоров

Компенсации
в год/на 1 чел.

Нью-Йорк

38000

7592

0,19

38,7%

4%

116

23 в год

24

5 в год

23 млн

605$/чел

Чикаго

13500

3 000

0,2

37%

10%

97

19,4 в год

6

1,2 в год

5 млн

370$/чел

Лос-Анджелес

9500

1786

0,18

11,8%

9%

51

10 в год

13

2,6 в год

13,2 млн

1390 $/чел

Филадельфия

6000

570

0,09

35,7%

7,7%

52

10 в год

30

6 в год

8,2 млн 1366$/чел

Детройт

4100

1247

0,3

31,1%

2,5%

76

15,2 в год

4

0,8 в год

8,36 млн

2039 $/чел

Вашингтон

3600

824

0,2

30%

3%

9

2 в год

0

1,36 млн

377$/чел

Бостон

2300

303

0,1

22%

6%

102

25 в год

1

0,25 в год

Нет данных

Сан -

Франциско

2000

1100

0,55

13%

6%

406

81 в год

2

0,4 в год

0,64 млн

320$/чел

Новый Орлеан

1400

506

0,36

79%

1-2%

819

205 в год

9

2 в год

341 тыс.

243 $/чел.

Индианаполис

1000

141

0,1

28%

12%

81

16,2 в год

5

1 в год

0,25 млн

250$/чел.

Провиденс

435

3030

6,96

5%

177

35 в год

3

0,6 в год

0,2 млн

460 $/чел.

Миннеаполис

960

600

0,62

32

6,4 в год

6

1,2 в год

1,1 млн

1145 $/чел

Портленд

Нет данных

570

19%

4,5%

22

4 в год

5

1 в год

0,5 млн

Атланта

Нет данных

309

18,7%

153

51 в год

4

0,8
в год

1,864 млн

Всего

1 жалоба
на каждого
4 полицейского

30,3%

5,9%

2193

31,3 дела

в год

0,48% от личного состава

1,6 приговора
в год

0,027% от личного состава

63,5 млн

В среднем 4,88 млн
в год на каждый город

*1 - количество личного состава департамента полиции

2 - количество жалоб граждан (в год)

3 - в т.ч. за злоупотребление силой (в %)

4 - из них жалоб, по которым факты подтвердились (в %)

5 - рассмотрено уголовных дел в отношении полицейских за 1992-1996 гг.

6 - из них с вынесением обвинительного приговора

7 - сумма компенсаций, выплаченных по гражданским искам для возмещения ущерба потерпевшим (в год)

Чикаго, ставший в 1968 г. символом полицейского произвола после жестокого разгона демонстрации, остается источником серьезной обеспокоенности граждан, поскольку чикагская полиция по прежнему лидирует по количеству известных фактов полицейских злоупотреблений и пыток. В феврале 1982 г. центральной фигурой общественного скандала стал начальник полицейского участка Джон Бардж, когда задержанный по подозрению в убийстве Э. Вильсон заявил, что на протяжении 17-часового допроса полицейские под непосредственным руководством Барджа избивали его, пытали электрическим током и держали привязанным к горячему радиатору. Имя Д. Барджа вновь стало синонимом беззакония в конце 1980-х - начале 1990-х гг. после проведенного активистами правозащитного движения расследования, в ходе которого были идентифицированы 65 подозреваемых, ставших в 1972-1991 гг. жертвами пыток со стороны Барджа и его подчинен-ных. Помимо тривиального избиения, к потерпевшим применялись изощренные психологические техники и спланированные виды пыток. Allegations of Police Torture in Chicago, Illinois // Amnesty International. 1990. December. Невзирая на активную защиту полицейского проф-союза, Д. Бардж в 1994 г. был уволен.

Как международный феномен, превышение служебных полномочий и злоупотребление властью полицейскими США оказывается непосредственно связанным с распространением в полиции криминальной и коррупционной деятельности. Один из самых широких коррупционных скандалов вспыхнул в начале 1990-х гг., когда полицейские пяти городских участков Нью - Йорка были арестованы за продажу наркотиков и избиение подозреваемых. Возглавляемая судьей М. Молленом специальная комиссия установила, что в полиции Нью-Йорка широко практиковалось избиение и пытки подозреваемых, издевательства над задержанными, злоупотребление служебным положением, фальсификация вещественных доказательств, изнасилование проституток во время рейдов и проверки борделей. Система внутреннего контроля была также коррумпирована: внутренние расследования проводились необъективно, а руководство всячески покрывало полицейских, виновных в совершении преступлений. Report of the Commission to Investigate Allegations of Police Corruption and the AntiCorruption Procedures of the Police Department. New York, 1994. С. 28-48.

В том же Чикаго после 20-часового противостояния и сопротивления в апреле 1993 г. был арестован детектив Г. Самервиль, обвиненный в совершении похищения, 3-х сексуальных преступлений и злоупотреблении служебным положением. В ходе несения службы Самервиль останавливал женщин-водительниц, показывал полицейский значок и приказывал им пересесть в полицейскую машину, где насиловал их под угрозой применения оружия. Только после двухлетнего судебного процесса Самервиль был осужден к четырем годам тюремного заключения. Ex-cop gets 4 years in sex assault // Chicago Tribune. 1995. August 6.

Примерно в это же время группой филадельфийских полицейских из 39 дистрикта на протяжении 1995 г. был совершен ряд преступлений: ограбления лиц, подозреваемых в торговле наркотиками, незаконные аресты и фальсификация материалов. Во время рейдов по местам продажи наркотиков полицейские врывались в дома подозреваемых, отбирали у наркодиллеров все обнаруженные деньги и избивали всех, кто попадался на пути. Всего же на протяжении 1990-1995 гг. департамент полиции Филадельфии уволил 82 человека за совершение ограблений, изнасилований, вымогательство и торговлю наркотиками. Fazlollah Mark. Conduct report praises police // Philadelphia Inquirer. 1997. November 20.

Следующий коррупционный скандал разгорелся в декабре 1996 г., когда семеро полицейских из элитного тактического подразделения Чикаго были обвинены федеральным судом в вымогательстве и краже денег у торговцев наркотиками. Особенность процессу придавала недоказанная версия, согласно которой один из арестованных офицеров сам являлся высокопоставленным лидером преступного мира. Terry Don. Worst fears realized with Chicago officers' arrests // New York Times. 1996. December 30. Образованная в 1997 г. специальная комиссия по расследованию уровня коррупции в чикагской полиции вскрыла большой негативный пласт проблем, связанных с набором и обучением личного состава, недостатками контрольно-дисциплинарной системы, непосредственно ведущих к широкому распространению правонарушений среди полицейских. После опубликования в ноябре 1997 г. отчета комиссии суперинтендант чикагской полиции Мэтт Родригес был смещен со своего поста за тесную связь с преступником, осужденным за совершение тяжкого преступления. Chicago police official retires // New York Times. 1997. November 15.

Не менее актуальной проблемой для американской полиции является распространенность домашнего насилия в семьях самих полицейских.

Бостонский отдел внутренних расследований, например, подвергается жесткой критике за пассивность в регистрации и рассмотрении жалоб о домашнем насилии полицейских в отношении своих жен и сожительниц. В одном из рассмотренных дел в июле 1994 г. сержант полиции обвинялся в том, что преследовал свою бывшую сожительницу, угрожая убить ее и ее детей. В течении своей 15-летней полицейской карьеры сержант имел 6 жалоб в послужном списке со стороны граждан: две жалобы за словесное оскорбление женщин, одну - за злоупотребление алкоголем и три - за использование чрезмерной силы. Суперинтендант отдела внутренних расследований Доэрти признала, что наиболее частой причиной ареста бостонских полицейских являются обвинения их в совершении домашнего насилия, хотя часто расследования и не приводят к вынесению обвинительного заключения.

Отвечая на критику в адрес полиции, Доэрти отметила, что «Мы (полицейские) чрезвычайно чувствительны к любым фактам домашнего насилия, поэтому скрупулезно расследуем все случаи - как внутри полиции, так и вне ее». Jacobs Sally. Women say their abusers had badges // Boston Globe. 1994. July 3. Вместе с тем суперинтендант признала, что ей не известно точное количество дел о домашнем насилии в отношении полицейских, поскольку такая категория правонарушений попросту отсутствует в официальной статистике департамента. Обычно случаи домашнего насилия классифицируются и регистрируются как «поведение, недостойное полицейского» либо как иное нарушение дисциплины. Кроме того, часть дел в отношении полицейских может быть скрыта от официального учета, если полицейский живет не в самом Бостоне, а в пригороде, поскольку в этом случае решение местного суда направляется не по месту работы полицейского, а по месту его жительства.

Департаментом полиции Лос - Анжелеса на протяжении 1990-1997 гг. было расследовано 227 дел по фактам домашнего насилия в семьях полицейских. Из них 31% обвиняемых полицейских совершали акты домашнего насилия повторно. Согласно отчета Генерального инспектора, многие расследования страдали серьезными недостатками в объективности и искажениями фактов с целью ведомственной защиты полицейских от наказания. В служебных характеристиках и аттестациях 75% полицейских, в отношении которых были вынесены обвинительные приговоры суда, отсутствовали какие-либо упоминания о том, что полицейские стали объектом жалоб со стороны родственников. В одном из таких дел полицейский повалил потерпевшую на пол и избил кулаками. В предоставленной характеристике было указано, что «офицер всегда демонстрировал спокойствие и выдержку даже в наиболее стрессовых ситуациях», но ничего не было сказано об инциденте, в результате которого и предоставлялась данная характеристика в суд. Domestic Violence in the Los Angeles Police Department: The Report of the Domestic Violence Task Force // Office of Inspector General. 1997. July 22. C середины 1997 г. в департаменте полиции учрежден Отдел по борьбе с домашним насилием, что повлекло за собой увеличение числа полицейских, арестованных за совершение данного вида правонарушений. Scott Glover. Arrests of accused abusers in LAPD soar // Los Angeles Times. 1998. February 20.

После проведенного в 1996 г. журналистского расследования проблема домашнего насилия была признана актуальной и в семьях полицейских Вашингтона. Расследование показало, что во многих случаях руководство полицейских подразделений крайне неохотно расследует жалобы на своих подчиненных, а сами виновники, помимо дачи ложных показаний и фальсификации материалов, запугивают женщин, их новых мужей и сожителей с целью отказаться от выдвинутых обвинений. Один из таких офицеров, указывая бывшей сожительнице на тщетность всех ее попыток добиться официального рассмотрения ее жалобы, цинично заявлял: «Я полицейский, крошка. Все полицейские стоят друг за друга». Mencimer Stephanie. Battered Blue // Washington City Paper. 1996. August 23-29. Дело вашингтонского полицейского Джорджа Батисты показывает, насколько длительным бывает процесс правосудия в таких случаях. Д. Батиста, избивавший свою жену на протяжении 1994 г., был обвинен в совершении домашнего насилия, однако жена впоследствии отказалась давать показания, развелась с Батистой и не участвовала в процессе. Благодаря качественно проведенному предварительному следствию и сбору всех улик, включая фотографии со следами побоев, суд счел возможным продолжить уголовное преследование Батисты без участия его бывшей жены в зале суда. Батиста был осужден, однако после нескольких апелляций адвоката судья пересмотрел дело и снял обвинения с Батисты. Федеральный суд, однако, не утвердил его решения и назначил повторное расследование, закончившееся увольнением Д. Батисты из рядов полиции только в 1997 г., сопровождавшееся активной кампанией в поддержку Батисты со стороны его коллег - полицейских. Avis Thomas-Lester. D.C. police to rid ranks of spouse abusers // Washington Post. 1997. September 10.

Двое заместителей шефа столичной полиции на протяжении нескольких лет были в центре громких скандалов по обвинению их в домашнем насилии и сексуальных оскорблениях. Один из них пытался застрелить свою сожительницу, однако был оправдан, т.к. потерпевшая отказалась дать показания. Ранее он обвинялся еще одной своей бывшей сожительницей в попытке покушения на нее. Roman Carl T., Jr. Who's Policing D.C. Cops? // Washington Post. 1995. October 8. Второй заместитель обвинялся в том, что изнасиловал свою подчиненную-сержанта, однако суд закрыл дело ввиду незначительности улик. Avis Thomas-Lester. D.C. reverses suspension of police commander // Washington Post. 1995. July 24.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.