РУБРИКИ

Деятельность третейских судов

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Деятельность третейских судов

В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом, входят гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы, расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора и др. Распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - третейским судом [II. 5. с. 119-126].

Решение третейского суда. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору. Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается к решению. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение принимается третейским судом с учетом этого соглашения. Само решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда. Третейский суд вправе вынести определение о прекращении производства по делу, если стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства либо спор не подлежит рассмотрению третейским судом.

В третейском суде могут применяться различные формы исправления недостатков вынесенного решения. Так, согласно ФЗ «О третейских судах» для разрешения экономических споров в течение 10 дней после получения решения третейского суда, если сторонами не согласован иной срок, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд исправить допущенную в решении арифметическую ошибку, опечатку либо иную ошибку аналогичного характера. В течение того же срока любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд дать разъяснение решения или его части. Третейский суд в течение 10 дней после получения просьбы стороны вправе внести соответствующие исправления или, дать разъяснение, не изменяя при этом существа решения.

При удовлетворении заявления выносится определение, которое является частью решения. Если стороны ни договорились об ином, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение 10 дней по получении решения третейского суда просить третейский суд вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не были отражены в решении. Третейский суд должен в течение 10 дней вынести дополнительное решение.

Дело, рассмотренное третейским судом ad hos, в пятидневный срок после принятия решения сдается им для хранения в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого было вынесено решение третейским судом. Дело, рассмотренное в постоянно действующем третейском суде, хранится в этом третейском суде.

Исполнение решений третейских судов. Общий порядок исполнения решений третейского суда заключается в том, что, как правило, решение исполняется добровольно, в связи с чем не возникает необходимости прибегать к каким-либо мерам принудительного исполнения. Вместе с тем при отказе добровольно исполнить решение арбитража законодательство предусматривает различные правовые возможности для обеспечения, принудительного исполнения решения [II. 19. с. 247-253].

На основании решений международного коммерческого арбитража исполнительные листы должны выдаваться в соответствии с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже». Однако в ст.35 и 36 данного Закона не указан компетентный суд, который разрешает вопросы принудительного исполнения. Поэтому в толковании данного вопроса можно исходить из правил подведомственности по спорам с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций, которые одновременно подведомственны как арбитражным судам (п. 6 ст.22 и разд. V АПК), так и судам обшей юрисдикции. Поскольку по данной категории споров установлена альтернативная подведомственность, то, изложенное проецируется на порядок выдачи исполнительных листов на основании решений международного коммерческого арбитража. Исполнительный лист в данном случае может быть выдан как районным судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом.

На основании решения третейского суда, разрешившего экономический спор между организациями, исполнительные листы выдаются в порядке, установленном разд.5 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров. В случае неисполнения ответчикам решения третейского суда в установленный в решении срок либо немедленно (если такой срок в решении третейского суда не определен) исполнительный лист на принудительное исполнение решения выдается арбитражным судом, на территории которого находится арбитражный суд. Здесь имеется в виду место нахождения постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного для разрешения конкретного спора. Если постоянно действующий третейский суд рассмотрел спор в выездном заседании, по месту нахождения спорящих сторон, то все равно за выдачей исполнительного листа необходимо обращаться в арбитражный суд по месту его нахождения [II. 31. с. 69-72].

Заявление о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения решения третейского суда подается стороной, в пользу которой вынесено решение, в постоянно действующий третейский суд, в котором хранится дело. Заявление может быть подано в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда, и доказательства уплаты государственной пошлины.

Постоянно действующий третейский суд в пятидневный срок с момента получения заявления направляет его в арбитражный суд, правомочный выдать исполнительный лист. Заявления, поданные с нарушением установленного срока либо без приложения необходимых документов, возвращаются арбитражным судом без рассмотрения. При наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа срок по ходатайству стороны может быть восстановлен арбитражным судом. Заявление рассматривается единолично судьей в месячный срок со дня его получения арбитражным судом. По результатам рассмотрения заявления, выносится определение о выдаче исполнительною листа либо об отказе в его выдаче.

Проблему представляет исполнение так называемых промежуточных решений третейских судов о применении мер обеспечения иска, т.к. ряд регламентов постоянно действующих третейских судов предусматривают применение таких обеспечительных мер. Например, в соответствии со ст.11 Регламента Третейского суда НАУФОР но просьбе любой из сторон Третейский суд вправе принимать в отношении предмета спора обеспечительные меры. Такого рода обеспечительные меры могут приниматься в форме промежуточного решения, принимаемого Председателем Третейского суда НАУФОР.

Вместе с тем ФЗ «О третейских судах» для разрешения экономических споров не предусматривает процедуры обеспечения иска, в связи с чем определения третейских судов обеспечении иска не могут быть принудительно исполнены [I. 4.]. Поэтому практика пошла по такому пути, когда третейский суд выносит так называемое промежуточное решение третейского суда об обеспечении иска (например, о наложении ареста на денежные средства ответчика), а на его основании арбитражный суд выдает в соответствии с процедурой, установленной разд.V Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, исполнительный лист. Подобная судебная практика, хотя не получила подтверждения на уровне высших судебных органов России, заслуживает поддержки, поскольку восполняет пробел законодательства [II. 7. с. 114-125].

Выводы по первой главе

В современных условиях значительна роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.

Порядок организации и деятельности третейских судов определяется в специальном законодательстве РФ и международных актах. Рассмотрение споров третейским судом является альтернативой разбирательству в государственных судах. Преимуществами третейского разбирательства является свобода сторон в выборе судей, участие в определении порядка рассмотрения дела, простота и доступность процедур, быстрота разбирательства и сокращение расходов сторон.

В последние годы увеличилось число третейских судов и рассмотренных ими споров. Однако расширение третейской формы защиты происходит исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Третейское разбирательство споров с участием граждан не получило в нашей стране распространения. Это связано с тем, что законодательство, действующее до принятия Закона о третейских судах, во-первых, допускало передачу на рассмотрение в третейский суд споров только между гражданами; во-вторых, не предусматривало возможности создания постоянно действующих третейских судов; в-третьих, устанавливало, что третейское разбирательство должно быть бесплатным (Положение о третейском суде, бывшее Пр. № 3 к ГПК РСФСР). В настоящее время таких ограничений нет. Представляется, что третейское рассмотрение споров, с участием граждан получит распространение, особенно между организациями и гражданами (например, рассмотрение потребительских споров).

Глава 2. Разбирательство дел в третейском суде

2.1 Задачи и принципы третейского разбирательства

В первом варианте проекта Закона о третейских судах в РФ было указано, что третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, зависимости судей, равенства сторон перед законом и судом, состязательности и равноправия. В варианте, имевшемся в январе 1998 г., к этому перечню добавлены принципы конституционности, независимости судей, диспозитивности и конфиденциальности. Упущен такой существенный принцип, как непрерывность третейского разбирательства. В литературе уже обсуждалось значение для третейских судов принципов доверительности, договорности и государственного контроля как специфических юридических начал именно третейского судебного процесса [II. 23. с. 314-319].

В соответствии с принципом конфиденциальности третейского разбирательства третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон и их правопреемников. О таких сведениях он не может быть допрошен в качестве свидетеля. Если стороны не договорились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании.

Действие принципа диспозитивности проявляется в праве сторон обратиться в третейский суд и определять по своей воле порядок разрешения спора третейским судом. Однако стороны не вправе изменять своим соглашением обязательных положений закона (о принципах третейского разбирательства, компетенции третейского суда, требованиях, предъявляемых к третейскому судье). Истец, передав в третейский суд исковое заявление, может изменить и дополнить свои требования, ответчик может изменить и дополнить требования, содержащиеся во встречном иске или возражениях против иска. Стороны могут оспорить решение Третейского суда в компетентном суде, если соглашением сторон не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Сторона, в пользу которой было вынесено решение третейского суда, может обратиться в компетентный суд с просьбой о выдаче исполнительного листа.

Принципом третейского разбирательства является равноправие сторон. Сторонам третейского разбирательства предоставляются равные возможности для изложения позиции и защиты своих прав и интересов: истец предъявляет иск, ответчик вправе предъявить к истцу встречный иск; возражать против иска; стороны представляют доказательства, извещаются о третейском разбирательстве; им вручаются (направляются) копии всех документов, представленных другой стороной. Закон обязывает суд заблаговременно направлять сторонам уведомление о месте и времени третейского разбирательства.

В соответствии с принципам состязательности третейского разбирательства каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Третейский суд вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства, но он не может обязать сторону представить имеющееся у нее доказательство. Для разъяснения возникающих при разрешении дела вопросов, требующих специальных познаний, третейский суд может назначить экспертизу и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, материалов .

Действующим законодательством установлен принцип добровольности исполнения решений третейских судов. Согласно ст.44 ФЗ «О третейских судах» решение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, установленные в решении. Причем указанной статьей закреплен также принцип немедленного исполнения принятого решения: «Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению». Принцип добровольного исполнения третейских судебных решений не исключает возможности использования применительно к сторонам при необходимости мер государственного принуждения. Однако при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда арбитражный суд осуществляет не только государственное принуждение, но и государственный контроль применительно к соблюдению правил процедуры третейским судом. Если решение третейского суда не исполнено стороной добровольно, в порядке и в сроки, в нем указанные, арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд, выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Арбитражный суд вправе отказать в выдаче приказа в указанных ФЗ «О третейских судах» случаях (ст.45) [II. 9. с. 417-423].

При оценке законодательно установленного в настоящее время права арбитражного суда контролировать законность и обоснованность вынесенного третейским судом решения при выдаче исполнительного листа большинство авторов склоняется к отрицанию такого контроля, поскольку он, по их мнению, противоречит идее самого третейского разбирательства. В современных условиях элементы государственного контроля за деятельностью третейских судов должны быть, видимо сохранены. При выдаче исполнительного листа по решению третейского суда арбитражный суд должен, во всяком случае, контролировать соблюдение основных процессуальных требований, предъявляемых к третейскому разбирательству. Процессуальной формой обязательности реализации решения третейского суда является исполнительный лист.

ФЗ «О третейских судах» установил достаточно короткий срок для подачи такого заявления - три месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда. Заявления, поданные с нарушением установленного срока либо без приложения необходимых документов, возвращаются арбитражным судом без рассмотрения. При наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа срок по ходатайству стороны может быть восстановлен арбитражным судом. Заявление рассматривается единолично судьей в месячный срок со дня получения арбитражным судом. По результатам рассмотрения заявления выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его выдаче. Если при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда будет установлено, что решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, арбитражный суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение [I. 4.].

В соответствии с Законом «О международном коммерческом арбитраже», утвержденным Верховным Советом 7 июля 1993 г., арбитражное решение по требованию одной из сторон может быть отменено судом соответствующего субъекта Федерации. В частности, это возможно вследствие того, что решение по спору противоречит публичному порядку РФ, либо потому, что спор вообще не мог быть предметом третейского разбирательства. Таким образом, решение третейского суда не является окончательным, поскольку в процессе принудительного исполнения государственные арбитражные суды должны оценить решение с точки зрения правильности применения третейским судом норм материального и процессуального права. Стороны лишены также права самостоятельно выбрать дальнейший порядок действий по урегулированию спора при отказе арбитражного суда выдать исполнительный лист. В связи с этим обычно лишь констатируют тот факт, что реализация введенного порядка исполнения решений третейских судов ввиду утраты этими решениями окончательного характера и удлинения сроков окончательного урегулирования споров ведет к потере рассматриваемым институтом привлекательности для спорящих сторон.

Таким образом в нарушение договорной природы третейского суда арбитражному суду предписывается при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа не по просьбе стороны, а по собственной инициативе проверять законность вынесенного третейским судом решения, полноту исследования им материалов дела [II. 14. с. 68-88].

Между тем в мировой практике11 См.: Дубровина М.А. Вопросы оспаривания и пересмотра решений международных коммерческих арбитражных судов: опыт европейских стран. М. 1998 гарантией законности процесса в третейских судах и выносимого решения является проверка со стороны государственного суда, осуществляемая только по ходатайству заинтересованной стороны в споре. Законодательство ряда стран предусматривает даже право сторон в третейском соглашении отказаться от самой возможности пересмотра решения третейского суда в суде государственном. Начатая заинтересованной стороной процедура оспаривания не приостанавливает исполнения третейского решения. Думается, что подобный подход более соответствует самой природе третейского разбирательства, чем сложившийся в нашем законодательстве.

Еще один вопрос, пока не получивший полноценного ответа в российском законодательстве и в имеющемся проекте, - об исполнении актов третейских судов. Он связан с тем, что и в процессуальных нормах, применяющихся государственными судами, есть пробелы, мешающие эффективной работе третейских судов.

В конце 2004 г. одним из третейских судов Москвы было принято решение об удовлетворении исковых требований коммерческой организации. Последняя обратилась в Государственный арбитражный суд Москвы с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения. Арбитражный суд постановил выдать исполнительный лист на взыскание с расчетного счета ответчика задолженности перед организацией, обратившейся с указанным заявлением, посчитав, что вынесенное третейским судом решение было принято в соответствии с его компетенцией и действующим законодательством. Ответчик не был уведомлен о начавшемся третейском, разбирательстве, на суде не присутствовал, а потому не имел возможности представить доказательств в защиту своей позиции. О состоявшемся решении, выданном исполнительном листе он узнал, когда на его счет был наложен арест, спустя месяц после выдачи исполнительного листа. Организация-ответчик приготовилась обжаловать определение арбитражного суда Москвы, но выяснилось, что в соответствии со ст.46 ФЗ «О третейских судах» кассационная жалоба может быть принесена только на определение об отказе в выдаче исполнительного листа по соответствующему третейскому решению.

В АПК 1995 г. нет норм о порядке исполнения решения третейских судов. Лишь в подп. 9 п. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. говорится, что государственная пошлина взимается с аппеляционных и кассационных жалоб на постановления (а значит, и определения) арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в его выдаче. Однако в соответствии со ст.160 АПК РФ 1995 г. определения арбитражного суда теперь могут быть обжалованы лишь в случаях, предусмотренных этим Кодексом. В их перечень не входит определение о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда.

Такая же ситуация существует и в отношении кассационных жалоб на определения арбитражных судов (ст.179 АПК): перечень случаев, когда на определение может быть подана кассационная жалоба, указанное определение не включено. Более того, данное определение практически не может быть пересмотрено и в порядке надзора, т.е. согласно ст.185 АПК РФ заявление о принесении протеста на вступившее в законную силу постановление арбитражного суда может быть подано лишь после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанциях. В Соединенных Штатах, например, действует федеральный Закон о третейском суде 1925 г. (Federal Arbitration Act), в параграфе 15(1) которого установлено, что решение суда общей юрисдикции, которым утверждается либо отклоняется решение третейского суда, может быть обжаловано в порядке, действующем в отношении обычных гражданских исков. Закон не устанавливает каких-либо специальных сроков для подачи такой жалобы, есть лишь основания для отказа в выдаче приказа.

Должна существовать процедура обжалования определений арбитражных судов о выдаче либо об отказе в выдаче исполнительного листа на решения третейских судов и у нас в России. Отсутствует пока действующий механизм исполнения решения третейского суда в случаях недобросовестного поведения ответчика, уклоняющегося от добровольного исполнения решения, на обязательность которого для сторон они заранее соглашались. Если сторона обращается в государственный суд за выдачей исполнительного листа, то он проверяет качество третейского решения. В печати обращалось внимание на то, что подобный подход обоснован для решения третейского суда, избираемого сторонами для одного конкретного спора. Такой суд не являлся постоянно действующим, третейский судья не профессионал, качество вынесенного им решения, может быть, и следует контролировать. Когда же решения постоянно действующих судов с санкции действующего законодательства практически игнорируются судебным органом, полномочным выдать исполнительный лист иногда без веских оснований, снижается эффективность деятельности постоянно действующих третейских судов, подрывается интерес обращения к ним. В связи с этим уже ряд лет высказываются предложения придать для начала актам нескольких авторитетных постоянно действующих третейских судов в порядке эксперимента силу исполнительного документа. В дальнейшем же, если результаты окажутся положительными, закрепить это положение в нормативном порядке [II. 2. с. 365-378].

Для этого потребуется отказаться от представления рассмотренного в постоянно действующем третейском суде дела в суд государственный, компетентный выдать исполнительный лист на принудительное исполнение третейского суда. На заинтересованную в принудительном исполнении решений третейского суда сторону необходимо будет возложить обязанность представить в государственный суд надлежащим образом оформленное решение третейского суда или его заверенную копию, а также документы, подтверждающие отсутствие оснований для отказа в принудительном исполнении. Возможность отказа должна быть четко оговорена, например, наличием обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении в третейском процессе представителей одной из сторон, приведшем к вынесению неправильного решения, или об уголовно наказуемых преступлениях третейских судей, повлекших такие же последствия для дела.

2.2 Процедура судебного разбирательства в третейском суде

Подведомственность дел третейскому суду определяется соглашением сторон и императивными нормами законодательства РФ. Закон о третейских судах предусматривает возможность передачи на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из гражданско-правовых отношений (ст.2 ГК), исключая из подведомственности третейского суда споры, возникающие из налоговых, финансовых, иных административных отношений, а также те споры, которые соответствующими законами прямо отнесены к ведению арбитражного суда или суда обшей юрисдикции (например, дела о банкротстве). Закон не ограничивает стороны только отношениями, носящими договорной характер. Стороны могут передать в суд спор и по поводу отношений из причинения вреда, защиты прав собственника и любых других прав, носящих гражданско-правовой характер.

Что касается подведомственности споров по субъектному составу, необходимо отметить, что закон относит к компетенции третейского суда споры с участием и физических лиц, и организаций. Существовавшие ранее правовые акты определяли подведомственность дел третейскому суду значительно уже. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г. не предусматривало передачу на разрешение третейского суда споров с участием граждан-непредпринимателей, а Положение о третейском суде (Приложение № 1 к ГПК 1964 г.) не допускало передачу в третейский суд споров между гражданами и юридическими лицами [II. 26. с. 74-110].

Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда - третейское соглашение - является обязательным условием для принятия и рассмотрения спора третейским судом. По своей сути третейское соглашение представляет собой договор. Содержание третейского соглашения определяется сторонами. В него может включаться условие о передаче спора в какой-либо конкретный постоянно действующий третейский суд или приглашаемым для его рассмотрения арбитрам.

Стороны могут сразу в своем соглашении согласовать порядок будущего третейского разбирательства: место, язык разбирательства, кандидатуры судей (арбитров) или требования, предъявляемые к судьям, порядок Обмена корреспонденцией между сторонами и другие необходимые условия, которые в силу закона могут быть определены сторонами по своему усмотрению. Формулирование третейского соглашения сложная и достаточно специфическая работа. Для облегчения положения сторон, желающих передать свой спор на рассмотрение третейского суда, в постоянно действующих судах разработаны примерные формы третейских соглашений, рекомендуемые для использования.

Практике известны различнее виды третейских соглашений:

- третейский договор - соглашение, представляющее собой самостоятельный договор о разбирательстве в третейском суде возникающих между его сторонами споров (как уже возникших, так и тех, которые могут возникнуть в будущем);

- третейская оговорка - соглашение, включаемое сторонами в гражданско-правовой договор и являющееся одним из его условий о рассмотрении в третейском суде споров, возникающих из этого договора;

- третейская запись - соглашение о передаче на разрешение третейского суда уже возникшего спора.

Третейское соглашение может быть заключено как до возникновения спора, так и после, в том числе в ходе рассмотрения спора в государственном суде до принятия решения по существу спора судом первой инстанции.

Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме, т.е. составлено либо в документе, подписанном сторонами, либо путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию такого сообщения (телефакс, электронная почта и/или иные средства Интернета). ФЗ «О третейских судах» устанавливает также обязательные требования к форме и содержанию третейского соглашения, несоблюдение которых влечет признание его незаключенным [I. 4. ст. 7].

Необходимо обратить внимание на принцип автономии третейского соглашения, предусмотренный в ст.17 ФЗ «О третейских судах», согласно которому третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора [I. 4. ст. 17]. Признание договора недействительным не влечет автоматического признания третейского соглашения недействительным [II. 12. с. 221-234].

Формирование состава третейского суда. Состав третейского суда определяется соглашением сторон для разрешения конкретного спора или правилами постоянно действующего третейского суда. Число третейских судей должно быть нечетным. Для рассмотрения дела может быть назначен (избран) и один третейский судья. Если договором сторон или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

Порядок избрания (назначения) третейских судей устанавливается правилами постоянно действующего третейского суда, а в третейском суде для разрешения конкретного спора - соглашением сторон. Если стороны не определят порядок формирования состава суда, то действует правило, установленное законом, в соответствии с которым при рассмотрении дела тремя судьями каждая из сторон должна избрать одного судью, два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего. Если в течение 15 дней сторона не реализует свое право на избрание третейского судьи, то рассмотрение спора в третейском суде должно быть прекращено и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Законом установлены требования, предъявляемые к третейскому судье. Им избирается физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и давшее согласие на рассмотрение дела. Важнейшими требованиями к третейскому судье являются: беспристрастность, независимость от сторон и незаинтересованность в исходе дела. Впервые введено требование к образованию третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. При коллегиальном разрешении спора такое требование предъявляется к председателю состава третейского суда. Дополнительные требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами или определены правилами третейского разбирательства. Если третейский судья не отвечает указанным требованиям, ему может быть заявлен отвод, также может быть заявлен отвод, если он не обладает полной дееспособностью либо состоит под опекой или попечительством; имеет судимость либо привлечен к уголовной ответственности; полномочия его в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступка, несовместимого с его профессиональной деятельностью; в соответствии с должностным статусом не может быть избран третейским судей [I. 4. ст. 8].

Лицо, получившее предложение о возможном избрании его третейским судьей, должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основанием для его отвода. Если указанные обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен заявить самоотвод. Сторона, избравшая третейского судью, может заявить ему отвод только в случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для отвода, стали известны ей после избрания третейского судьи.

Мотивированное заявление об отводе третейского судьи может быть подано в течение пяти дней с того момента, когда стороне стало известно о формировании состава третейского суда и наличии оснований для отвода третейского судьи. Иная процедура отвода третейского судьи может быть согласована сторонами или предусмотрена правилами постоянно действующего третейского суда.

По общим правилам вопрос об отводе третейского судьи решается другими судьями, входящими и состав третейского суда, в течение 10 дней с момента поступления заявления об отводе. При единоличном рассмотрении спора вопрос об отводе разрешается этим третейским судьей.

После отвода или самоотвода третейского судьи его полномочия прекращаются. Полномочия третейского судьи прекращаются также после принятия решения по конкретному делу, в случае смерти третейского судьи.

Расходы, связанные с рассмотрением спора третейским судом. Возмещаются сторонами третейского разбирательства. В отличие от судебных расходов, которые несут стороны гражданского и арбитражного судопроизводства, на стороны третейского разбирательства дополнительно возложена обязанность выплачивать гонорар третейским судьям, нести расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства, а также иные расходы, определяемые третейским судом. Размер гонорара третейского судьи определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного судьями на третейское разбирательство. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, несут стороны, то такие расходы включаются в состав расходов постоянно действующего третейского суда (третейский сбор). Распределение расходов между сторонами осуществляется в соответствии с соглашением сторон, или пропорционально удовлетворенным требованиям [II.11. с. 24-37].

Обеспечение иска. Закон наделил третейский суд полномочиями по просьбе любой стороны распорядиться о принятии обеспечительных мер в отношении предмета спора, а также потребовать от другой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами. С целью принятия обеспечительных мер стороны третейского разбирательства могут также обратиться с заявлением в компетентный суд по месту третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры [I. 4. ст. 25].

Решение третейского суда. Третейский суд принимает акты в форме решений и определений. К решению третейского суда Законом предъявляется обязательности, которое состоит в обязанности сторон добровольно исполнять это решение.

Анализируя положения ФЗ «О третейских судах», можно сделать вывод о том, что решение третейского суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности. Так, в ст.33 указанного закона предусматривается, что в решении третейского суда обязательно должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд. Требование; законности является принципом третейского разбирательства [I. 4. ст. 18].

Решение объявляется в заседании третейского суда. В случае необходимости третейский суд вправе отложить принятие решения и вызвать стороны на дополнительное заседание. Закон предоставляет право третейскому суду ознакомить стороны с мотивированным решением в течение 15 дней со дня объявления резолютивной части решения.

Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается всеми судьями, входящими в состав третейского суда. Как и решение, выносимое судом в порядке гражданского судопроизводства, решение третейского суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Закон предусматривает возможность вынесения третейским судом дополнительного решения, разъяснения принятого им решения, исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок. По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение. ФЗ «О третейских судах» предусмотрено, что третейский суд выносит определение в случаях прекращения третейского разбирательства [I. 4. ст. 38], решения поставленного вопроса о компетенции третейского суда [I. 4. ст. 17. ч. 4], принятия обеспечительных мер [I. 4. ст. 25. ч. 4]. Окончание третейского разбирательства без вынесения решения происходит в форме прекращения третейского разбирательства при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора по существу в третейском суде. Основания для прекращения разбирательства предусмотрены ст.38 Закона. При прекращении разбирательства в случае принятия решения об утверждении мирового соглашения третейский суд принимает два акта: по ходатайству сторон решение об утверждении мирового соглашения, в котором излагается содержание мирового соглашения [I. 4. ст. 32. п. 3], а затем определение о прекращении третейского разбирательства [I. 4. ст. 38].

Основные отличия процесса судебного разбирательства в арбитражном и третейском суде. Порядок обращения в третейский суд и рассмотрения спора. Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое передается в третейский суд в письменной форме. Содержание искового заявления должно отвечать требованиям; предусмотренным ст.23 ФЗ «О третейских судах» [I. 4. ст. 23]. К исковому заявлению, подписанному представителем, прилагается доверенность, подтверждающая полномочия последнего. Копия искового заявления направляется ответчику. Свои возражения против иска ответчик может изложить в отзыве на исковое заявление, который представляется истцу и в третейский суд, как правило, до первого заседания. Ответчик вправе подать встречный иск. При этом установлены два условия предъявления встречного иска, первое из которых присуще и гражданскому судопроизводству, - наличие взаимной связи встречного иска и требований истца. Второе условие является специфичным для третейских судов и состоит в том, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом только при наличии третейского соглашения. ФЗ «О третейских судах» предоставляет сторонам право изменить или дополнить исковые требования или возражения против иска [II. 4. с. 156].

Стороны третейского разбирательства должны быть заблаговременно извещены о времени и месте заседания третейского суда. Неявка надлежащим образом уведомленных сторон на заседание без уважительных причин не является препятствием для разбирательства дела и принятия решения третейским судом. В заседании третейского суда ведется протокол. Однако стороны могут изменить данное правило, установленное в законе.

Третейское разбирательство осуществляется на языке, определенном соглашением сторон, а при его отсутствии - на русском языке. Перевод документов на язык третейского разбирательства обеспечивается сторонами. Характерной особенностью третейского разбирательства, которая существенно отличает его от рассмотрения споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, является то, что рассмотрение дела третейским судом происходит в закрытом заседании, если стороны не договорились об ином. Решение арбитража является окончательным и обжалованию не подлежит. В отличие от государственных судов система третейского разбирательства не предусматривает возможностей кассационного, надзорного либо апелляционного пересмотра решений арбитража. Эти функции выполняет проверка соблюдения процедуры третейского разбирательства при рассмотрении ходатайств о выдаче исполнительного листа в арбитражном суде, а также судами обшей юрисдикции в отношении решений международного коммерческого арбитража. Вместе с тем Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает процедуру оспаривания арбитражного решения, вынесенного международным коммерческим арбитражем (разд. VII Закона). Решение арбитража и все материалы дела, не могут оглашаться публично, кроме как по инициативе самих сторон [II. 13. с. 98-103].

Правила третейского разбирательства. Определение порядка рассмотрения споров в третейских судах имеет определенную специфику. Если порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах определяется единообразно в нормах процессуального законодательства, то порядок разбирательства в третейском суде регламентируется как нормами законов, так и соглашением сторон.

2.3 Производство по делам об оспаривании решений третейских судов

1. ФЗ «О третейских судах» и Закон о МКАС предусматривают возможность оспаривания решений третейских судов в компетентный государственный суд, а также право на обращение в государственный суд за получением исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если оно не исполняется добровольно. До введения в действие ГПК 2002 г. возможность оспаривания решений третейских судов и обращения за исполнительными листами на их принудительное исполнение были закреплены в ряде правовых актов11 Так, ст.34-36 Закона о МКАС установлено право на оспаривание арбитражного решения и приведение его в исполнение посредством обращения в государственный суд. В ст.17 Положения о третейском суде, являющимся Приложением № 3 к ГИК 1964 г., предусматривалось, что решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть приведено в исполнение принудительно на основании исполнительного листа, выдаваемого народным судом. Статья 18 устанавливала, что при выдаче исполнительного листа судья проверяет, не противоречит ли решение третейского суда закону и не было ли допущено при его вынесении правил, предусмотренных в положении. Статья 25 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров определяла только порядок подачи заявления о выдаче исполнительного листа в арбитражный суд, сроки его рассмотрения и основания для отказа в выдаче. Согласно ст.339 ГПК 1964 г., ст.7 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительными документами являлись исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений МКАС и иных третейских судов. При этом порядок рассмотрения заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов в гражданском процессуальном законодательстве отсутствовал.. Однако в процессуальных законах отсутствовали нормы, регулирующие порядок рассмотрения указанных категорий дел. В целях преодоления существовавшего в процессуальном законодательстве пробела одновременно в ГПК РФ и АПК РФ включены главы, устанавливающие порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их.

В рамках производства, предусмотренного в разд. IV ГПК и разд. VII АПК, осуществляется судебный контроль за рассмотрением дела третейским судом и соблюдением основных принципов российского права в ходе третейского разбирательства с учетом подведомственности дела суду общей юрисдикции или арбитражному суду [II. 28. с. 99-117].

2. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов.

В ст.418 ГПК закрепляется право на оспаривание в суде решения третейского суда, принятого на территории РФ, и устанавливается порядок его реализации. В ФЗ «О третейских судах» и Законе о МКАС также предусмотрена возможность отмены решения третейского суда.

В соответствии со ст.40 ФЗ «О третейских судах» заявление об отмене решения постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного сторонами для решения конкретного спора, подается в компетентный суд стороной третейского разбирательства, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным11 Представляется, что указание в третейском соглашении (оговорке) на окончательность решения третейского суда не может являться основанием для отказа судом в принятии заявления об отмене решения третейского суда или его возвращения, так как, во-первых, такое основание для указанных действий не предусмотрено в ГПК РФ, во-вторых, основанием для отмены решения третейского суда является недействительность третейского соглашения (оговорки) (см. ст.421 ГПК). [I. 4. ст. 40].

Под компетентным судом понимается арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд - по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной АПК и ГПК. До принятия АПК 2002 г. согласно ст.34 Закона о МКАС дело об оспаривании решения МКАС было подведомственно судам общей юрисдикции, которые успешно рассматривали их. В настоящее время решение вопроса о подведомственности дел об оспаривании решений МКАС изменено. АПК 2002г. предусмотрено, что дела об оспаривании решений третейских судов и МКАС по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности подведомственны арбитражному суду (ч. 1 ст.230 АПК).

Рассмотрение заявлений об оспаривании решений, третейских судов, подведомственных судам общей юрисдикции, осуществляется судьей в рамках производства по делам об оспаривании решений третейских судов, регламентированного гл. 46 ГПК [II. 28. с. 99-117].

Заявление об оспаривании решения третейского суда может быть подано в течение трех месяцев со дня получения его стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором РФ, или федеральным законом. Течение срока на подачу заявления начинается со дня получения решения третейского суда стороной. В соответствии с ФЗ «О третейских судах», если стороны не согласовали иной порядок, то решение третейского суда направляется по последнему известному месту нахождения (месту жительства) стороны третейского разбирательства заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки. Решение считается полученным в день доставки, хотя бы адресат по указанному адресу не находится или не проживает.

3. Подсудность дел об оспаривании решений третейских судов установлена в ч. 2 ст.418 ГПК. Заявление подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда.

С заявления об отмене решения третейского суда взимается государственная пошлина в размере, предусмотренном ФЗ для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на решения третейского суда.

Заявление об оспаривании решений третейского суда должно быть оформлено в соответствии с требованиями к его форме и содержанию, установленным в ст. 419 ГПК. Заявление подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение третейского суда или его представителем. Полномочия представителя на подписание заявления и его предъявление в суд должны быть специально оговорены в доверенности.

Несоблюдение требований к форме и содержанию заявления, представлению необходимых документов влечет за собой возвращение заявления или оставление без движения по правилам, установленным в ст.135, 136 ГПК. Если же в нарушение требований, установленных ч. 1 и п. 6 ч. 3 ст.419 ГПК, заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд, судья возвращает его. При несоблюдении других требований ст.419 ГПК судья оставляет заявление без движения [II. 15. с. 47-53].

4. Порядок рассмотрения заявлений об отмене решений третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в судебном заседании не позднее одного месяца со дня поступления заявления в суд.

После принятия заявления судья должен совершить определенные действия, для того чтобы обеспечить разрешение вопроса об отмене решения третейского суда в судебном заседании. В частности, проверить, не истек ли срок на подачу в суд заявления об отмене решения третейского суда.

При подготовке дела к Судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон судья истребует материалы дела из третейского суда по правилам, предусмотренным в ст.57 ГПК, для истребования доказательств В ходатайстве сторон об истребовании материалов дела должны быть обозначены: наименование третейского суда и его состав, наименование сторон третейского разбирательства, дата и место принятия решения.

Полученные из третейского суда материалы дела, доказательства представленные сторонами, внимательно изучаются судьей. При этом он должен проверить наличие или отсутствие оснований отмены решения путем исследования доказательств, представленных сторонами третейского разбирательства. После подготовки дела судья назначает время и место судебного заседания и извещает об этом стороны третейского разбирательства. Вместе с повесткой стороне третейского разбирательства направляется копия заявления об отмене решения третейского суда. Сторонам может быть предложено представить дополнительные доказательства в подтверждение заявленных требований, а также возражения. Неявка надлежаще извещенных сторон третейского разбирательств в судебное заседание не препятствует рассмотрению заявления. Заявление рассматривается в судебном заседании по общим правилам судопроизводства в суде первой инстанции. При рассмотрении дела суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда путем исследования представленных сторонами третейского разбирательства доказательств.

Отмена решения третейского суда возможна только по исчерпывающему кругу оснований, совпадающему с перечнем, предусмотренным в ст.42 ФЗ «О третейских судах». Основания для отмены решения третейского суда не связаны с проверкой обоснованности выводов третейского суда и правильности применения третейским судом норм материального права [I. 4. ст. 42]. Они связаны в основном с соблюдением процессуального порядка. Все основания для отмены решения третейского суда можно разделить на две группы:

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.