РУБРИКИ

Договор найма государственного и муниципального жилищного фонда

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Договор найма государственного и муниципального жилищного фонда

На учет для получения жилья принимается либо вся семья, либо один или несколько членов семьи (например, образовавший свою семью сын нанимателя жилого помещения).

Граждане, в установленных случаях сохраняющие право на жилое помещение по месту жительства (временное отсутствие), могут быть признаны нуждающимися и приняты на учет по месту жительства (сохраняемого помещения). Данная позиция основана на положениях ст. 71 ЖК РФ, согласно которой временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

Граждане принимаются на учет на основании заявлений, поданных в соответствующий орган по месту жительства. Учет не по месту жительства возможен только в случаях и в порядке, установленных законодательством.

Недееспособные граждане принимаются на учет по заявлениям их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье (определение семьи в качестве малоимущей; условия проживания в занимаемом помещении; непригодность помещения для проживания; размер занимаемой площади и проч.).

Как правило, такие документы имеют утвержденную форму (например, медицинское заключение о заболевании выдается соответствующей службой лечебно-профилактического учреждения).

Лица, принятые на учет нуждающихся, подлежат регистрации в учетных документах (специальная книга учета, специальная форма списков очередников). Процедура зачисления на учет (выдача расписки в получении документов, жесткие сроки рассмотрения заявления о принятии на учет и сопутствующих документов) свидетельствует о придании данному порядку большого значения.

Нормы ЖК РФ в части порядка и условий постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях включают немалое число действовавших ранее норм, а они достаточно четко и детально регламентировали указанные вопросы.

Принятое решение согласно п. 6 ст. 52 и п. 3 ст. 54 ЖК РФ обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения - выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (решение об отказе).

На учете нуждающихся в жилых помещениях могут состоять лишь те, кто признан таковыми по правилам ст. 49 Жилищного Кодекса. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (ст. 49), такой гражданин может быть принят на учет по одному из оснований (по своему выбору) или по всем основаниям.

П. 7 статьи 52 предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта РФ.

Хотелось бы обратить внимание на постановление Совета Министров РСФСР от 31.07.84 №335, принятое в связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР. Этим постановлением были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

Примерные правила во всех подробностях обозначали процедуру постановки на учет нуждающихся в жилье: подача заявления с необходимыми приложениями к нему; сроки рассмотрения заявления; ведение книги учета; формирование учетного дела, которое содержит все необходимые документы, являющиеся основанием постановки на учет, и проч., а также процедуру снятия с учета.

Данные Примерные правила были использованы при подготовке порядка ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (п. 7) по субъектам РФ. В г. Ульяновске Законодательным собранием Ульяновской области был принят Закон №49-ЗО от 27 апреля 2007 года «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Ульяновская правда - 17, Май, 2006 - N 35.

Особое внимание заслуживают «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» утверждённые приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. №18 ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера - Июнь, 2005 - N 6 (часть II).

К сожалению, документ содержит ряд погрешностей. Основной (главной) его «рекомендацией» должно быть неукоснительное соблюдение норм Жилищного кодекса РФ. Однако в Методических рекомендациях допускаются искажения ряда норм, предлагаются позиции, не основанные на положениях ЖК РФ. Так, п. 25 предусматривает в качестве основания снятия с учета нуждающихся приобретение гражданами жилья за счет бюджетных средств. Тогда как согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основанием снятия с учета является получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. При этом перечень ст. 56 является закрытым.

Согласно ст. 15 Жилищного Кодекса объектом жилищных прав является изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. В этой связи возникает вопрос, почему в п. 37 Методических рекомендаций такие требования должны зависеть от «условий данного населенного пункта».

В п. 41 Методических рекомендаций содержится обязанность нанимателя жилого помещения сдать его наймодателю (при освобождении помещения) «в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации». Однако подобная обязанность в ЖК РФ не обозначена - ее предусматривают Правила пользования жилыми помещениями.

Статья 53 не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения этих намеренных действий. С учетом положений п. 8 ст. 57 речь идёт о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом или продажей жилья. Сознательность ухудшения условий также не регламентирована законом.

Так, например в суде рассматривался вопрос Савдикаровой Г.Р., которая оспаривала отказ мэрии в заключении договора социального найма с ней на комнату в общежитии предоставленную ей на время работы от ОАО «УАЗ». Как я считаю, отказ мэрии был обоснованным. Он был дан в связи с тем, что Савдикарова Г.Р. имела в собственности 1/3 долю в собственности в р.п. Старая Майна совместно с родителями (учётной нормой она была обеспечена). Данный дом был продан с её согласия. На полученные с продажи средства родителями была приобретена квартира в собственность в г. Ульяновске. Со времени продажи дома прошло только 3 года. Спорная комната была включена в Реестр муниципальной собственности в 2006 г. На следующий год ею с муниципалитетом был заключен договор найма на комнату в общежитии, т. к. ею был скрыт факт наличия дома в её собственности до 2006 г. Кроме того в данной комнате на койко-месте зарегистрирована Исхакова Р.Н., которая не является членом семьи Савдикаровой Г.Р.

Суд принял решения признать отказ мэрии недействительным в связи с тем, что однажды с ней уже был заключен договор найма на эту комнату, однако обязать заключить договор социального найма суд не смог, т. к. иначе нарушаются права Исхаковой Р.Н. Как трактовать данное решение ни истица ни мэрия не знали. В этой связи было вынесено объяснение данного решения. За Савдикаровой Г.Р. просто было признано право пользованием жилым помещением. Продажу дома суд посчитал не сознательным ухудшением жилищных условий, т. к. она в нём не проживала и не пользовалась Архив автора..

Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом, в случаях намеренного ухудшения жилищных условий, например в связи с разделом жилого помещения, обменом, отчуждением жилья.

Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 14.06.2006 №29 (напоминаю, что каждый субъект РФ устанавливает свои правила), жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, установленных законом (они будут перечислены ниже), если они:

1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном законом (подробнее об этом в части 1.2 настоящего комментария);

2) имеют гражданство Российской Федерации;

3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;

4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

При этом к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

- изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

- обмен жилыми помещениями с намеренным уменьшением учётной нормы жилой площади;

- невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

- изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

- вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

- выдел доли собственниками жилых помещений;

- отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

- вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

- вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

- расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

- признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

- вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;

- отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом г. Москвы. При этом в соответствии с Законом г. Москвы от 25.01.2006 №7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», малоимущими гражданами признаются граждане, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период (не может быть более 20 лет). При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы (Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. №362-ПП) Информационно-правовая система «Гарант».

Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.

Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.

Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган (например, в жилищную комиссию) для признания их малоимущими.

Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим.

Количество членов семьи устанавливается исходя из состава семьи. В состав семьи входят:

а) супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;

б) лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

В случае если граждане, указанные в подпункте «б», считают себя разными семьями, то данное обстоятельство подтверждается соответствующими документами.

Совокупный доход семьи устанавливается за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущим. Доходы каждого члена семьи учитываются после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доходы семьи, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся М.Н. Долгова - 2007 - 97 с.

Органы местного самоуправления в лице комиссии по жилищным вопросам могут отказать в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В ст. 54 содержится перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

- не представлены необходимые документы (Приложение 3);

- представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях;

- не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Решение об отказе должно содержать основания с обязательной ссылкой на один из предусмотренных данной статьей случаев.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Поскольку перечень случаев отказа в постановке на учет является закрытым, это исключает возможность произвольного лишения гражданина права на получение жилья по договору социального найма Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). Издание второе, исправленное, дополненное (под общ. ред. Жуйкова В.М.). - "Юридическая фирма "Контракт", 2007 г..

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного Кодекса оснований снятия их с учета.

Сами граждане могут быть сняты с учета только по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 56 ЖК РФ. Прежде всего гражданин вправе по своей инициативе обратиться в орган, осуществляющий принятие на учет, с заявлением о снятии его с учета. При этом каких-либо специальных обоснований для его волеизъявления не требуется.

Снятию с учета подлежат также граждане, которые утратили основания, дающие им право получения жилого помещения по договору социального найма за счет государственного или муниципального жилищного фонда.

Выезд гражданина на место жительства в другое муниципальное образование может послужить основанием для снятия последнего с учета при следующих обстоятельствах. При смене постоянного места жительства необходимо, чтобы гражданин снялся с регистрационного учета по месту жительства с одновременной сдачей занимаемого им жилого помещения. В противном случае такой выезд невозможно квалифицировать как перемену постоянного места жительства.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ) Парламентская газета - 5, Ноябрь, 2004 - N 208, гарантируя право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, ввел институт регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 указанного закона граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в порядке, установленном Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Эти правила утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 (в ред. пост. Правительства РФ от 12 марта 1997 №290 с изм., внесенными в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. №4-П). В отношении городов Москвы и Санкт-Петербурга вопрос об изменении места жительства может рассматриваться только при условии, если гражданин выезжает за пределы города.

Предоставление гражданину от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения автоматически влечет за собой его снятие с учета. Порядок предоставления бюджетных средств на указанные цели в связи с отсутствием соответствующих положений в ЖК РФ устанавливается законодательством субъектов РФ.

В случае если в документах, послуживших основанием для постановки гражданина на учет, впоследствии выявляются какие-либо сведения, не соответствующие действительности, то на основании достоверных сведений гражданин должен быть снят с учета при условии того, что он действительно не имеет право состоять на учёте.

Неправомерные действия должностных лиц также влекут за собой снятие с учета граждан, изначально не имеющих права на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законодательством порядке. К числу таких действий относится получение взятки, халатность и т.п.

Снятие с учета граждан в качестве нуждающихся в получении жилого помещения возможно только на основании соответствующих документов. Решение о снятии с учета в соответствии с п. 2 принимается в течение тридцати дней со дня выявления обстоятельств, которые послужили основанием для принятия такого решения. Оформляется такое решение в письменной форме с указанием оснований снятия с учета, установленных частью первой комментируемой статьи. Порядок выдачи решений о снятии с учета аналогичен порядку выдачи решений об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся. Такие решения могут быть обжалованы в судебном порядке Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Н.В. Федосеева) - "Консалтбанкир", 2006 г..

Граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу «одного окна» управы района города Москвы по месту жительства с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.

Подобное единое окно уже начинает работу в г. Ульяновске.

2.2 Форма и порядок заключения договора найма жилого помещения

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных законом случаев (внеочередной порядок).

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 1 марта 2005 года), сохраняют право на улучшение жилищных условий путем:

· предоставления жилых помещений по договору социального найма;

· предоставления жилых помещений по договору найма;

· предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования;

· предоставления безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность;

· приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности субъекта РФ;

· предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

Граждане, признанные в соответствии с Жилищным кодексом РФ и в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях (после 1 марта 2005 года), имеют право на улучшение жилищных условий, путем:

· предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма;

· предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта РФ по договору безвозмездного пользования.

Поскольку жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, ведется уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ, и последующее предоставление жилья гражданам осуществляется из муниципального жилищного фонда, рассмотрим на примере города Москвы и г. Ульяновска порядок предоставления жилья гражданам бесплатно или за доступную плату.

Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, как и в г. Ульяновске. Решение о предоставлении жителям города в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, включенным в утверждаемую Правительством Москвы программу обеспечения жилыми помещениями на год. Порядок включения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в программу обеспечения жилыми помещениями на год устанавливается Правительством Москвы.

В случае отказа жителей города Москвы от трех предложенных различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители города Москвы подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями на год, предлагается не более трех жилых помещений.

В случае отказа жителей города Москвы, включенных в отдельный список нуждающихся, от двух предложенных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи данной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, уполномоченные органы в порядке, установленном законом, принимают решение о предоставлении таким гражданам последнего предложенного им жилого помещения для заключения соответствующего договора.

Такая программа в г. Москва существует в связи со строительством социального жилья. В г. Ульяновске социальное жильё не строится. Муниципальный жилищный фонд пополняется за счёт вторичного жилья: а это жилые помещения, где наниматель умер или выехал на другое постоянное место жительства, либо жилые помещения освобождённые в судебном порядке.

Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Решение о предоставлении договора социального найма принимает в г. Ульяновске комиссия по учёту и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска. Данная комиссия проводится примерно 2 раза в месяц. Данное решение действительно для предъявления в Комитет Жилищно-коммунального хозяйства для заключения договора социального найма Архив автора..

При заключении договора должны присутствовать все совершеннолетние члены семьи и представители несовершеннолетних членов семьи вместе с паспортами, т. к. в договоре социального найма помимо нанимателя указываются лица, вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя.

Также вместо решения комиссии по учёту и распределению жилой площади для заключения договора может быть представлено решение суда, вступившее в законную силу.

Договор социального найма заключается в письменном виде.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном законом.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

По договору социального найма жилые помещения из жилищного фонда социального использования города Москвы предоставляются бесплатно.

Размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется в соответствии с законом.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в законе.

При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования заявителей, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат.

При переселении граждан в связи со сносом учитывается только общая площадь раннее занимаемого жилого помещения.

3. Изменение и расторжение договора найма жилого помещения

3.1 Изменение договора найма жилого помещения

Законодатель устанавливает право нанимателю и (или) членам его семьи изменить договор социального найма.

В целях повышения благоустройства квартиры возможно осуществление переустройства и перепланировки жилого помещения. В связи с бессрочностью договора социального найма по одному соглашению в разное время могут проживать различные граждане, т.е. состав постоянно проживающих лиц может изменяться. При изменении состава семьи нанимателя договор сохраняет свое действие, меняются число лиц, пользующихся жилищем, и соответственно размер оплаты жилья и коммунальных услуг.

Закон допускает изменение договора социального найма в связи с изменением объекта соглашения и соответственно количества проживающих по такому договору лиц. Это возможно по требованию нанимателей, объединяющихся в одну семью (ч. 1 ст. 82 ЖК РФ).

В данном случае граждане, проживающие в одной квартире и пользующиеся в ней жилыми помещениями по отдельным договорам найма, при объединении в одну семью вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора найма на все занимаемые ими помещения Крашенинников П.В. Жилищное право. 6-е изд., перераб. и доп.- Москва: Статут, 2008. - 379 с..

Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Ст. 82 ЖК РФ предусматривает отдельные случаи изменения жилищного правоотношения, возникшего из договора социального найма путем замены нанимателя как стороны в договоре социального найма жилого помещения. Данная статья корреспондирует со ст. 686 ГК РФ, в соответствии с которой по требованию нанимателя и других граждан, постоянно с ним проживающих, и с согласия наймодателя наниматель в договоре найма жилого помещения может быть заменен одним из совершеннолетних граждан, постоянно проживающих с нанимателем. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.

Первое основание для изменения жилищных правоотношений путем замены нанимателя имеет место при наличии следующих условий:

1) граждане проживают на основании договоров социального найма в одной квартире, в том числе коммунальной;

2) они не являются членами одной семьи (не связаны узами родства, их отношения не основаны на иждивении или ведении общего хозяйства) и с ними заключены отдельные договоры социального найма;

3) граждане объединяются в одну семью (путем заключения в брак, вступления в фактические брачные отношения, ведения общего хозяйства и т.п.);

4) требование проживающих граждан заключения с ними одного договора социального найма;

5) согласия наймодателя в этом случае не требуется.

Данное положение не распространяется на отношения из договора коммерческого найма, в соответствии с которым согласие наймодателя необходимо при любой замене наймодателя. В результате замены нанимателя также изменяется предмет договора (занимаемое помещение), некоторые условия договора (перечень членов семьи нанимателя).

Второе основание замены нанимателя базируется на следующих условиях:

1) заявление дееспособного члена семьи нанимателя о признании себя нанимателем;

2) согласие остальных членов своей семьи, в том числе прежнего нанимателя, за исключением случая, когда он выбыл из занимаемого помещения, и временно отсутствующих (согласия поднанимателей и временных жильцов не требуется);

3) согласие наймодателя (ранее действовавшая ст. 88 Жилищного кодекса РСФСР не требовала такого согласия).

В случае отказа наймодателя дать согласие спор может быть рассмотрен в судебном порядке, однако суд не может обязать наймодателя заключить договор с новым нанимателем при возражениях со стороны наймодателя. Данное положение соответствует ст. 686 ГК РФ.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма, но законодатель не предусматривает заключения с ним отдельного договора социального найма.

Ранее норма ст. 86 ЖК РСФСР устанавливала, что совершеннолетний член семьи нанимателя вправе требовать заключения с ним отдельного договора найма, если с согласия остальных проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и в соответствии с приходящейся на его долю жилой площадью либо с учетом состоявшегося соглашения о порядке пользования жилым помещением ему может быть выделено изолированное помещение.

Третье основание базируется на тех же условиях и связано со смертью нанимателя (объявлении его умершим, признании безвестно отсутствующим). Кроме того, данное основание может быть распространено и на случаи признания гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным.

Предполагается, что в случае отказа наймодателя от заключения договора социального найма он может быть в судебном порядке принужден к его заключению. В случае смерти одиноко проживавшего нанимателя договор социального найма прекращается (ч. 5 ст. 83 ЖК РФ) Грудцина Л.Ю. Жилищное право России. (Учебное пособие). - 2005 - 656с..

3.2 Расторжение договора найма жилого помещения

Вопросам расторжения и прекращения договора социального найма посвящена ст. 83 ЖК.

Договор может быть расторгнут по соглашению сторон. Кроме того, наниматель жилого помещения вправе в любое время с письменного согласия членов семьи расторгнуть договор социального найма при отпадении надобности в этом жилье, например в случае переезда на постоянное жительство в другую местность.

Необходимо обратить внимание на положения данной статьи в части согласования этих действий с членами семьи. Предусматривается дача согласия лишь членов семьи нанимателя, проживающих с ним. Вместе с тем необходимо получить согласие на это и временно отсутствующих членов семьи нанимателя, имея в виду положения ст. 69 и 71 ЖК (права членов семьи нанимателя, права и обязанности временно отсутствующих).

Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма считается расторгнутым со дня выезда.

Следует иметь в виду, что договор можно расторгнуть только в случае выезда всей семьи (нанимателя с членами его семьи). Если же выезжают не все члены семьи нанимателя, то оставшиеся сохраняют право пользования жилым помещением; в случае выезда нанимателя происходит его замена одним из оставшихся членов семьи (ч. 2 ст. 82).

Основаниями расторжения договора жилищного найма в ка-честве ответственности за неисполнение обязанностей, возло-женных законодательством, являются:

· невнесение нанимателем платы за жилье и (или) коммуналь-ные услуги в течение более 6 месяцев;

· разрушение или повреждение жилого помещения;

· систематическое нарушение прав и законных интересов сосе-дей, делающее невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

· использование жилого помещения не по назначению.

Эти основания предусмотрены ч. 4 ст. 83 ЖК.

По смыслу п. 1 ч. 4 этой статьи расторжение договора социального найма может иметь место в случае, если неуплата является «длящейся» в течение 6 месяцев (без перерыва). Следовательно, если она прерывается уплатой, нет оснований к расторжению договора.

Предусмотренный ч. 4 ст. 83 ЖК перечень является закрытым, следовательно, наймодатель не может предъявить в суд требование о расторжении договора социального найма в иных случаях, помимо обозначенных. Однако данная позиция сомнительна. Частью 4 ст. 67 ЖК предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма, помимо названных ч. 3 этой статьи, несет иные обязанности, предусмотренные другими федеральными законами и договором социального найма жилого помещения, нарушение которых также может повлечь расторжение договора.

Помимо наймодателя иск о расторжении договора социального найма может быть предъявлен органом, осуществляющим согласования переустройства и перепланировки жилищ. Согласно положениям ЖК не допускается переустройство и перепланировка жилого помещения в нарушение установленного порядка; последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки предусмотрены ст. 29 ЖК. Одно из таких последствий - расторжение договора (с возложением на собственника жилья, являющегося наймодателем по указанному договору, обязанности привести такое жилье в прежнее состояние).

Статья 3 ЖК, развивая содержание одного из основных принципов жилищного законодательства - недопустимость произвольного лишения жилища, предусматривает, что никто не может быть выселен из жилища, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК, другими федеральными законами. Данное положение основано на ст. 40 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть произвольно лишен жилища.

Хотелось бы обратить внимание на следующие позиции, чтобы исключить разночтения и непонимание отдельных норм ЖК. Так, расторжение договора социального найма не всегда связано с выселением; при выезде нанимателя (с членами семьи) из жилого помещения в связи с переездом в другое место жительства договор расторгается без необходимости выселения нанимателя, т.е. он самостоятельно, без понуждения освобождает жилье.

Как уже было сказано, ч. 4 ст. 83 ЖК перечисляет основания расторжения договора социального найма только в качестве ответственности за неисполнение обязанностей нанимателем и членами его семьи. Помимо этого расторжение договора социального найма жилого помещения имеет место в случаях:

· сноса дома, в котором находится жилое помещение;

· переоборудования жилого помещения в нежилое;

· признания жилья непригодным для проживания;

· если жилое помещение в результате капитального ремонта дома не может быть сохранено либо если есть согласие нанимателя и членов его семьи о предоставлении им другого жилья в связи с таким ремонтом.

Расторжение договора социального найма имеет место также в случаях самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ст. 29 ЖК, о чем уже упоминалось); приватизации жилого помещения (Закон о приватизации жилых помещений действует, за исключением положений, признанных утратившими силу с 01.03.2005, до 01.03.2010); обмена жилого помещения (ст. 74 ЖК); замены жилого помещения (ст. 81).

В случае расторжения договора социального найма в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 29 (п. 2 ч. 5 - расторжение договора по иску органа, осуществляющего согласование переустройства и (или) перепланировки), законодатель не устанавливает последствий. Согласно ст. 29 ЖК на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Таким образом, поскольку судом отказано в сохранении жилья в таком виде, представляется возможным классифицировать этот случай как существенное нарушение состояния жилого помещения, т.е. его значительное повреждение, что «создает угрозу жизни или здоровью» граждан и, следовательно, применять ст. 83 (п. 2 ч. 4).

В Жилищном кодексе не предусматриваются положения об утрате права пользования жилым помещением. Вместе с тем утратившими такое право следует считать лиц, лишенных родительских прав и выселяемых из помещения, если совместное их проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным (ст. 91 ЖК).

Вряд ли правильно ставить вопрос о расторжении договора, если виновным в порче жилья или нарушении интересов соседей является один из пользователей жилым помещением. Утрата права пользования жилым помещением касается лишь виновного лица, а договор социального найма продолжает действовать в отношении всех остальных его участников, тогда как в случае расторжения договора он перестает действовать в отношении нанимателя и членов его семьи одновременно. Следовательно, расторжение договора социального найма в соответствии со ст. 83 ЖК должно иметь место, если семья бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, а также, если претензии о нарушении прав и интересов соседей можно адресовать семье в целом. Что касается такого основания расторжения договора, как использование жилья не по назначению, а также невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, то возможна постановка вопроса о расторжении договора, поскольку в подобных ситуациях виновными предполагаются все участники договора на стороне нанимателя, в том числе и временно отсутствующие.

В случаях, предусмотренных п. 2-4 ч. 4 ст. 83 ЖК, виновные лица - наниматель и (или) члены его семьи, проживающие совместно с ним, выселяются без предоставления другого жилья.

В связи с рассматриваемым вопросом следует затронуть ст. 71 ЖК. Согласно данной статье временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма жилого помещения. Статья не устанавливает последствий неисполнения отсутствующими обязанностей по договору. В данном случае была бы правильной постановка вопроса о расторжении договора, в частности, если жилье используется не по назначению (сдано, например, под офис); если не вносится плата за жилье.

Если временно отсутствующий дееспособный член семьи пренебрегает обязанностями по договору, например, не участвует в оплате жилья, правомерна постановка вопроса об утрате им права пользования жилым помещением. Договор жилищного найма может быть признан недействительным по основаниям, установленным ГК (ст. 166-181). Договор, признанный недействительным, является «несуществующим» с момента его заключения, тогда как при расторжении действие его прекращается с момента расторжения.

Согласно ч. 5 ст. 83 ЖК договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживающего нанимателя. Шешко Г.Ф. Жилищное право: Учебное пособие. -- М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», издательство «АСТ МОСКВА», 2007. -- 256 с..

Заключение

В процессе работы были рассмотрены вопросы, связанные с договором найма жилого помещения, его заключением, изменением и расторжением.

В ходе исследования был проведен подбор материала, характеризующий основные элементы договора найма жилого помещения, анализ судебных решений по поводу изменения и расторжения договора найма. Т.о., задачи в плане изучения и анализа жилищных правоотношений в аспекте проблем, касающихся сторон найма и их полного и по возможности справедливого осуществления ими своих прав и обязанностей были успешно выполнены. Отсюда выводы, которые построены исходя из результатов выполненной работы:

Чтобы правильно применить правовые нормы, регулирующие сделки с жилыми помещениями, необходимо сопоставить гражданское и жилищное законодательство по особенности предмета регулирования сделок с жилыми помещениями.

Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями, лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота.

Жилищное законодательство регулирует вопросы, связанные с использованием жилищного фонда, его эксплуатацией и ряд других вопросов.

С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение договора найма жилого помещения в соответствии с требованиями норм главы 35 ГК РФ, именуемого для ясности договором коммерческого найма: «По договору коммерческого найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо, именуемое «наймодатель», предоставляет в пользование другой стороне - гражданину, именуемому «наниматель», приемлемое свободное изолированное жилое помещение, не относящееся к государственному или муниципальному фонду социального использования, на срок не свыше пяти лет, за свободную плату, для проживания лично и с другими постоянно проживающими с ним гражданами».

В ГК РФ наем жилого помещения подразделяется на договор социального найма жилого помещения и договор найма жилого помещения (договор коммерческого найма). При регулировании отношений социального найма жилого помещения нормы ЖК РФ имеют приоритет перед нормами ГК Российской Федерации, регулирующими отношения по найму жилого помещения.

Договор найма жилого помещения в муниципальном и государственном жилищном фонде является, по сути, уникальным институтом российского жилищного права. Общие понятия, такие как предмет, под ним понимают жилое помещение, или форма, в данном случае письменная, зачастую встречаются и в других нормах гражданского законодательства. Но само понятие договора нам говорит о том, что одной из сторон (наймодателем) является собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, действующее от имени уполномоченного государственного органа или уполномоченного органа местного самоуправления. Или другими словами одна из сторон - государство или муниципалитет. Т.о. государство обязывает себя и органы местного самоуправления содержать фонд социального назначения и с лицами, признанными нуждающимся, в порядке установленном ЖК РФ, заключать в обязательном порядке договор социального найма жилого помещения.

Права и обязанности нанимателя и наймодателя - основные условия договора найма. При этом ЖК РФ содержит существенный перечень таких обязанностей, например, вопросы, связанные с предоставлением услуг, с осуществлением капитального ремонта наимодателем. Типовой договор социального найма, уточняет условия, расширяет перечень при этом, не противореча ЖК РФ.

Из главы нового ЖК РФ о найме жилого помещения изъято положение о возможности изменения договора социального найма жилья по требованию совершеннолетнего члена семьи нанимателя. Поэтому считаем, что возможно было бы дополнение в ст. 82 ЖК РФ пунктом 3 следующего содержания: «Дееспособный член семьи нанимателя с согласия членов своей семьи и наймодателя вправе требовать заключения с ним отдельного договора социального найма при условии возможности выделения ему изолированного помещения».

Согласно ч. 4 ст. 69 ЖК РФ определяет круг граждан, так называемых бывших членов семьи, которые несут самостоятельную ответственность по договору социального найма. Т.о., бывшие члены семьи нанимателя имеют права и обязанности, тем более право на изменение договора социального найма с определением круга его обязанностей.

В этой связи считаем, что необходимо было бы дополнить ст. 82 ЖК РФ пунктом 4 следующего содержания: «Граждане, указанные в ч. 4 ст. 69, с согласия нанимателя, членов семьи нанимателя и наймодателя вправе требовать изменения договора социального найма с определением объема несущих ими обязательств».

Бывшие члены семьи нанимателя, вынужденные проживать с нанимателем имеют право давать согласие на случай расторжения договора социального найма. Поэтому рекомендуется изменение в ч. 2 ст. 83 ЖК РФ с «Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма» на «Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе граждан, указанных в ч. 4 ст. 69, в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.»

Кроме того, в Российском законодательстве не определён точный круг членов семьи наймодателя, а также основания, по которым необходимо признавать членами семьи нанимателя. Кроме тех, которые указаны в ст. 69, а именно основание совместного проживания и ведения общего хозяйства. Что конкретно является ведением общего хозяйства и совместным проживанием также нигде не указано. Также не указан минимальный период совместного проживания с наймодателем.

Данные предложения, на наш взгляд, должны привнести точность и порядок в изученные нами законы, тем самым защитить обе стороны жилищных правоотношений, касающихся договора социального найма жилого помещения. Кроме того, решение этих и других, описанных в данной работе вопросов, уменьшило бы количество споров, решаемых в суде.

Законами Российской Федерации достаточно прописан данный вопрос. Надеюсь, что наш город скоро будет строить жилье для своих граждан и очередь на улучшение жилищных условий будет двигаться. Сейчас на общегородской очереди для улучшения жилищных условий стоит более 11000 человек. Очередь движется очень медленно. В этом году обеспечиваются жильём граждане стоящие в очереди с 1976 года.

В настоящее время очень много квартир приватизированных, и поэтому в собственность муниципалитета переходят квартиры чаще всего отчуждённые, где наниматель не имея других членов семьи умирает. Но как правило такие квартиры стараются занять другие родственники и близкие люди, в связи с чем возникают споры, которые обжалуются в суде.

Но в настоящее время существует ряд различных программ для улучшения жилищных условий молодыми семьями, чей доход позволяет взять дополнительный кредит к безвозмездной сумме предоставляемой городом. Это программа будет действовать до 2010 года.

Выделяются средства из федерального фонда на покупку жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Также выделяются средства для улучшения жилищных условий отдельным категориям граждан, вставшим на учёт до 1 марта 2005 г.

Также в связи с разрушением домов относящимся к аварийным началось ускоренное переселение граждан в более благоустроенное жильё. В 2009 г. ожидается переселение граждан из 52 домов ветхого и аварийного фонда. В следующем году таких домов будет больше.

Список использованных нормативных актов, материалов из судебной практики, специальной литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ (ЖК РФ) (с изменениями и дополнениями)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями)

3. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. №18)

4. Закон Ульяновской области от 6 июня 2007 г. №83-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма»

5. Закон Ульяновской области от 6 мая 2006 г. №49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»

6. Закон Ульяновской области от 2 ноября 2005 г. №110-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области»

7. Труды Комиссии по муниципальной жилищной политике. М., 1917. Вып. I. С. 48.

8. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Н.В. Федосеева) - «Консалтбанкир», 2006 г.

9. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. - «Дело», 2005 г.

10. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (под ред. М.Ю. Тихомирова) - «Изд. Тихомирова М.Ю.», 2005 г.

11. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). Издание второе, исправленное, дополненное (под общ. ред. Жуйкова В.М.). - «Юридическая фирма «Контракт», 2007 г.

12. Федеральный закон от 26.01.96 №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

13. Кудашкин А.В. Жилищное право: Учебник. - «За права военнослужащих», 2005. - 381 с.

14. Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 1996. С. 28

15. Седугин П.И. Жилищное право. М., 2003. С. 5

16. Крашенинников П.В. Жилищные права граждан: Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (постатейный комментарий). М., 1997. С. 87

17. Крашенинников П.В. Жилищное право. 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Статут, 2008. - 379 с.

18. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Коршунова. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. 656 с.

19. Шешко Г.Ф. Жилищное право: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», издательство «АСТ МОСКВА», 2007. - 256 с.

20. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся. Долгова М.Н. - 2007 г. - 96 с.

21. Потяркин, Д. Договор найма жилого помещения / Д. Потяркин // Российская юстиция. - 1998. - №2 С. 35

22. В.Д. Рузанова. Распорядительные права нанимателя жилья по договору социального найма: основные новации - «Жилищное право», 2006, №2

23. Семина Т.А. Договор социального найма жилого помещения. - «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» - 2004, №4 (21)

24. Особенности жилищного Кодекса РФ. Заведующая Общественной приемной Губернатора Московской области в г. Лыткарино Н.В. Маркевич - Газета «Новый век» - 9 (Пятница), Ноябрь, 2007

25. Егорова О.А. Договор найма жилого помещения: история и современность - Общество- №1, 2004

26. ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера - Июнь, 2005 - №6 (часть II)

27. Собрание законодательства Российской Федерации - 6, Февраль, 2006 - №6 - ст. 697

28. Собрание законодательства Российской Федерации - 30, Май, 2005 - №22 ст. 2126

29. Собрание законодательства РФ - 12, Май, 2008 - №19 - с. 2116

30. Парламентская газета - 30, Декабрь, 2005- №233

31. Российская газета, 10, Февраль, 2006 - №28

32. Российская газета - 27, Декабрь, 1996

33. Ведомость Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., №30, ст. 1792

34. Российская газета - 2, Декабрь, 1995

35. Российская газета - 24, Октябрь, 2007 - №237

36. Российская газета - 31, Декабрь, 2006 - №297

37. Российская газета - 27, Октябрь, 2007 - №241

38. Парламентская газета - 3, Август, 2006 - №126-127

39. Российская газета - 1, Август, 2007 - №165

40. Ульяновская правда - 23, январь, 2008 - №6 (22,665)

41. Ульяновск сегодня - 15, Июль, 2005 г. №32

42. Ульяновская правда. - 8, Ноябрь, 2005- №103-104

43. Народная газета - 11, май, 2006 - №34

44. Ульяновская правда - 17, Май, 2006 - №35

45. Информационный бюллетень Законодательного Собрания Ульяновской области- №10, 1996

46. Парламентская газета - 5, Ноябрь, 2004 - №208

47. Справочно-правовая система ГАРАНТ (обнов. от февраля 2009 г.).

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.