РУБРИКИ

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Согласно ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. При отсутствии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) принятие решения об участии общества с ограниченной ответственностью в создании другого хозяйственного общества относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такой вывод следует из толкования ст. 33 Закона, определяющей исключительную компетенцию общего собрания участников. Дело в том, что данный Закон не предусматривает принятие решения об участии общества в другом обществе именно общим собранием участников. Логично, и это находит свое отражение в практике государственной регистрации, что подобное решение принимает исполнительный орган общества. Данное решение подлежит оформлению в форме распорядительного документа (приказа, распоряжения и т.п.).

Рассматривая возможность участия государственного или муниципального унитарного предприятия в качестве учредителя, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Решение об учреждении унитарным предприятием других юридических лиц принимает исполнительный орган унитарного предприятия. Поскольку создание юридических лиц связано с формированием уставного капитала и внесением в качестве вклада в уставный капитал денег, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, постольку следует обратить внимание на положения п. 2 ст. 295 ГК РФ, согласно которой предприятие "...не вправе ...вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим [недвижимым] имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами";

3) руководителя юридического лица, выступающего учредителем создаваемого юридического лица.

Им является единоличный исполнительный орган юридического лица, участвующего в создании регистрируемой организации. Поскольку руководитель юридического лица действует без доверенности, то подтверждением его полномочий может быть совокупность документов, содержащих, во-первых, решение об избрании данного лица на должность исполнительного органа (например, протокол общего собрания акционеров (участников) акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) либо совета директоров, решение Комитета по управлению городским имуществом либо договор с управляющим (управляющей компанией)); во-вторых, сведения об участии данного юридического лица в создаваемом юридическом лице. Указанные сведения должны быть указаны в договоре о создании акционерного общества, учредительном договоре общества с ограниченной ответственностью либо иных документах, позволяющих установить состав учредителей создаваемого юридического лица;

4) конкурсного управляющего или руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) при ликвидации юридического лица.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Порядок назначения конкурсного управляющего определен Законом о банкротстве11 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".. Целью конкурсного производства является формирование конкурсной массы и соразмерное ее распределение между кредиторами для удовлетворения их требований. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению, в том числе полномочия по распоряжению имуществом юридического лица;

5) "иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления". Под термином "иное лицо" следует понимать любое лицо, имеющее право представить для государственной регистрации необходимые документы.

Доверенность должна быть письменной формы с указанием места ее совершения, даты выдачи, фирменного наименования юридического лица и представителя (в данном случае - лица уполномоченного), а также полномочия представителя. В доверенности должен быть указан срок ее действия, который не может превышать трех лет (ст. 186 ГК РФ). Если срок ее действия не указан, доверенность действует в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата выдачи, признается ничтожной, т.е. с момента ее совершения она не имеет юридической силы.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Это правило действует, если юридическое лицо уже создано (например, при подаче документов в регистрирующий орган для внесения изменений в учредительные документы юридического лица). Однако при создании юридического лица указанная норма действовать не может, поскольку отсутствует доверитель - юридическое лицо. В данном случае доверенность должна быть подписана всеми учредителями юридического лица либо поверенный должен иметь доверенность от каждого юридического лица, выступающего учредителем.

На практике нередко полномочия представителя и сведения о нем содержатся в протоколе общего собрания учредителей (решении единственного учредителя). Подобный документ следует признать достаточным основанием для подтверждения полномочий представителя только в случае, если он подписан всеми учредителями юридического лица.

Представляемое в регистрирующий орган заявление должно быть подписано заявителем с указанием данных его паспорта или иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика при его наличии.

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие четырнадцатилетнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации11 Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, с изменениями от 25 сентября 1999 г., 5 января 2001 г. // СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444..

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию22 п. 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939., содержат перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, каковыми являются:

паспорт;

свидетельство о рождении - для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста;

заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Поскольку в регистрирующий орган представляются документы, имеющие юридическое значение, то важно удостовериться в том, что заявление подписано именно тем лицом, от которого оно исходит. Закон обязывает заявителя нотариально удостоверить подпись на заявлении.

В случае представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

Значение расписки, о которой идет речь, состоит не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий, порядок совершения которых предусмотрен в ст. 13, 15, 18, 22 Закона. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Установленный Законом упрощенный (заявительный) порядок государственной регистрации юридических лиц применим не для всех видов юридических лиц. Это обусловлено, во-первых, спецификой деятельности и правового статуса отдельных видов юридических лиц, во-вторых, необходимостью дополнительного государственного контроля в некоторых сферах деятельности наряду с использованием института лицензирования и иных, в большей степени административных, способов государственного регулирования.

Данная норма по существу сохраняет для некоторых видов юридических лиц разрешительный порядок государственной регистрации (например, банков), а также позволяет учитывать при регистрации специфику правового статуса отдельных видов организаций, с одной стороны, как субъектов гражданских правоотношений, а с другой - как субъектов публичных правоотношений (например, общественных и религиозных объединений).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319 полномочиями по осуществлению государственной регистрации юридических лиц наделено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в ряд законодательных актов внесены изменения, предусматривающие наделение некоторыми полномочиями в части государственной регистрации отдельных видов юридических лиц также федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции (далее - федеральный орган юстиции) и Центрального банка Российской Федерации.

При этом в целях обеспечения принципа единства и сопоставимости сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст. 4 Закона) полномочиями по внесению в единый государственный реестр юридических лиц записей, касающихся юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации, наделен орган, уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона (МНС РФ).

Таким образом, данные государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, для регистрации которых установлен специальный порядок, также включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Указанные юридические лица также считаются созданными со дня внесения уполномоченными органами соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц.

Специальный порядок регистрации указанных лиц предусматривает участие в процедуре их регистрации двух органов: органа, принимающего решение о регистрации (например, Банка России в отношении кредитных организаций) и собственно регистрирующего органа, вносящего записи в единый государственный реестр (МНС РФ). Указанные органы составляют единую систему органов, осуществляющих государственную регистрацию, регламент взаимодействия которых предназначен для обеспечения реализации принципа "одного окна", призванного исключить необходимость субъектам, уполномоченным представлять документы для регистрации, "ходить по инстанциям".

Статья 9 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации"11 Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1309. с учетом указанных изменений регулирует вопросы государственной регистрации торгово - промышленных палат.

В отношении общественных объединений вопросы государственной регистрации регулируются Федеральными законами об общественных объединениях, о благотворительной деятельности, о профсоюзах, о партиях, а также Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В Законе об общественных объединениях содержатся общие положения о государственной регистрации общественных объединений. Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов

с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений определяется Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442.

В соответствии со ст. 22 Закона об общественных объединениях федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган обязан в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации принять решение о государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Рассмотрение повторного заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в аналогичном порядке.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов (ст. 26 Закона об общественных объединениях).

Учитывая, что статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются помимо указанного Закона Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений, следует обратить внимание на специальные законы, принимаемые в соответствии с Законом об общественных объединениях, где определяются особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений.

Процедура государственной регистрации профсоюзов осуществляется с учетом требований Закона о профсоюзах, в соответствии со ст. 8 которого государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Порядок и сроки представления документов для государственной регистрации профсоюзной организации, а также порядок взаимодействия органов юстиции и регистрирующего органа определяются Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

В специальном законе (Законе о благотворительной деятельности), которым устанавливаются основы правового регулирования благотворительной деятельности, содержится отсылочная норма, указывающая, что государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. И связано это с тем, что благотворительные организации могут создаваться в формах как общественных организаций (объединений), так и фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. При этом в форме учреждения благотворительная организация может создаваться, если ее учредителем является благотворительная организация (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности).

Таким образом, если благотворительная организация будет создана в одной из форм общественных организаций (объединений), то специальный порядок государственной регистрации, предусмотренный в Законе об общественных объединениях, в полной мере будет распространяться на благотворительные организации. В других случаях будет применяться порядок государственной регистрации, установленный Законом о регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация религиозных объединений осуществляется с учетом требований Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону (ст. 9 Закона о религиозных объединениях).

Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений осуществляется с учетом требований Закона о партиях, где установлен специальный порядок их регистрации.

В соответствии со ст. 3 Закона о партиях политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

в ней должно состоять не менее 10000 членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов в соответствии с п. 6 ст. 23 указанного Закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 50 членов;

ее руководящие и иные органы, региональные отделения и другие структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.

Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, удостоверяющий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Порядок взаимодействия федерального уполномоченного органа с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии определяется Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442.

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены в Законе о Центробанке (в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ) и Законе о банках.

Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, определенном Регламентом взаимодействия МНС и Банка России.

Следует отметить, что Банку России предоставлены полномочия принимать в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц нормативные акты, в которых Банк России может определять особенности при государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или созданием путем реорганизации (ст. 23 Закона о банках).

Таким образом, государственная регистрация для кредитных организаций длится более месяца, поскольку Банку России только для принятия решения о государственной регистрации законодателем установлен месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом о банках и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Кроме того, учитывая, что Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и осуществляет контрольные и надзорные функции, им ведется Книга государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации, регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таковым документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Регистрирующий орган обязан в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

Сведения, направляемые в государственные органы, обычно содержат указание о наименовании созданного (изменившего наименование) юридического лица, о количественном составе учредителей (участников) юридического лица (Ф.И.О., паспортные данные, сведения о регистрации по месту пребывания), о местонахождении юридического лица.

§ 3. Государственная регистрация юридических лиц

Государственной регистрация юридических лиц по причинам данной регистрации можно разбить на следующие группы:

- при создании юридического лица;

- создаваемых путем реорганизации;

- регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице;

- в связи с ликвидацией.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании.

Правительством РФ установлены требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц11 Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002г. № 439.

Во-первых, заявления, уведомления и другие документы представляются на бумажном носителе. При возможности документы дополнительно представляются в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются МНС.

Во-вторых, все представляемые заявления, уведомления и сообщения заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо представляют собой машинописный текст.

В-третьих, указанные заявления, уведомления или сообщения заполняются в одном экземпляре. Представление в регистрирующий орган осуществляется непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

В заявлении должны быть указаны организационно - правовая форма юридического лица, его полное, сокращенное и фирменное наименования, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица, его имя, фамилия, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, данные о заявителе.

Кроме того, заявитель должен подтвердить соблюдение законодательства, достоверность представляемых сведений, согласованность создания юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях.

Принципиальное требование к форме заявления проявляется в нотариальном удостоверении подписи заявителя.

Место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации, в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации.

Например, для государственной регистрации торгово - промышленной палаты необходимо представить:

заявление учредителей торгово - промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово - промышленной палаты;

устав торгово - промышленной палаты в трех экземплярах;

протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово - промышленной палаты;

решение Торгово - промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово - промышленной палаты;

документ об уплате государственной пошлины11 п. 5 ст. 9 Закона о торгово - промышленных палатах.

.

Также специальный порядок государственной регистрации установлен для общественных объединений, религиозных организаций.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

При реорганизации юридического лица (кроме реорганизации в форме присоединения) происходит возникновение одного или нескольких юридических лиц, спецификой правосубъектности которых является то, что созданные в результате реорганизации такие юридические лица в порядке правопреемства являются носителями прав и обязанностей, возникших ранее, чем сами обладатели таких прав и обязанностей. Ввиду этого в государственном реестре должны быть отражены не только сведения, связанные с созданием нового юридического лица, но и сведения, отражающие то, каким путем было создано данное юридическое лицо, в каком объеме и чьи права и обязанности приобрело созданное юридическое лицо в момент своего образования.

Исходя из этого в Законе государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, посвящена отдельная глава V, определяющая: перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган при регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица (ст. 14); особенности порядка регистрации (ст. 15); момент и процедуру завершения регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица (ст. 16).

Нормы главы V Закона посвящены именно регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (Закон использует термин "создаваемого путем реорганизации"), а не процедуре реорганизации. Не определен правовой механизм реорганизации юридического лица, отсутствие которого порождает множество споров на практике. Между тем данный Закон должен был устранить пробелы, имеющиеся в российском законодательстве о юридических лицах11 Козлова Н. Создание юридических лиц: взгляд в будущее // Хозяйство и право. 2002. N 1. С. 106 - 116.. Так, Закон не урегулировал порядок формирования имущественной базы юридического лица. Кроме того, Закон (в том числе гл. V) содержит большое количество отсылочных норм, в соответствии с которыми регламентация многих процедур должна проводиться на уровне подзаконных актов.

Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представлять в регистрирующий орган для государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате реорганизации других ранее созданных и осуществлявших деятельность юридических лиц перечислен в ст.14 Закона. Таковыми являются шесть поименованных типов документов: заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, его учредительные документы, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии или присоединении (в зависимости от способа реорганизации), передаточный акт или разделительный баланс и документ об уплате государственной пошлины. Требовать представления других документов в силу п. 4 ст. 9 Закона регистрирующий орган не вправе.

Возникновение новых юридических лиц происходит только при реорганизации в формах: слияния, разделения, выделения и преобразования.

До принятия Закона федеральными законами применительно ко всем юридическим лицам не было установлено единого перечня документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Однако в ряде федеральных законов, в том числе регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц, и до принятия настоящего Закона упоминались документы, представление которых необходимо для государственной регистрации юридических лиц той или иной организационно - правовой формы, созданных в результате реорганизации.

Так, применительно ко всем юридическим лицам при реорганизации должны составляться передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц установлена п. 2 ст. 59 ГК РФ. Аналогичные требования определены в соответствующих положениях федеральных законов об отдельных видах юридических лиц (например, п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Указанные нормы содержат схожие положения о том, что передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации создаваемых в результате реорганизации юридических лиц и регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ранее существовавших участвовавших в реорганизации юридических лиц.

Кроме того, в федеральных законах об отдельных видах юридических лиц имеются указания и на иные документы, представление которых обязательно при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Так, п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах содержат практически идентичные нормы, устанавливающие, что государственная регистрация таких хозяйственных обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов, причем уведомление о реорганизации общества должно быть осуществлено в порядке, установленном указанными соответствующими нормами названных законов.

Данным порядком предусмотрено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации, а при слиянии или присоединении - с момента принятия решения последним из присоединяющихся или сливающихся обществ необходимо письменно уведомить всех известных кредиторов и опубликовать в специальном печатном органе, где публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении о реорганизации.

Необходимо подчеркнуть, что данным порядком обеспечивается соблюдение гарантий прав кредиторов при реорганизации акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в соответствии со ст. 60 ГК РФ, а требование о представлении доказательств уведомления кредиторов в связи с реорганизацией для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации обществ является публично - правовым инструментом контроля за выполнением лицами, принявшими решение о реорганизации юридического лица, обязанности, установленной п. 1 ст. 60 ГК РФ.

Ввиду установления исчерпывающего перечня документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также императивного правила п. 4 ст. 9 Закона о том, что "регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом", становится проблематичным применение норм иных федеральных законов, которые устанавливают необходимость представления других документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Иными словами, если считать, что в первую очередь должны применяться нормы Закона в сравнении с нормами законов об отдельных видах юридических лиц, то на сегодняшний день при регистрации создаваемых путем реорганизации хозяйственных обществ необходимость представления доказательств уведомления кредиторов хозяйственных обществ о проводимой реорганизации отпала, поскольку помимо документов, предусмотренных Законом, требовать другие документы прямо запрещено.

Именно поэтому, в силу положений Закона, в дальнейшем представляется неправомерным требование регистрирующего органа о представлении документов, являющихся доказательством уведомления кредиторов о реорганизации хозяйственных обществ.

По замыслу законодателя, такие "документы - доказательства" не нужно представлять, поскольку в заявлении о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно содержаться подтверждение, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.

Необходимость представления других документов (помимо установленных ст. 14 Закона) законодатель предусмотрел лишь в отношении тех видов юридических лиц, для которых федеральными законами предусмотрен специальный порядок регистрации. Таковыми, например, являются кредитные или общественные и религиозные организации. В любом случае указанные документы представляются не в регистрирующий орган, а в другой уполномоченный орган, который в соответствии с законом принимает решение о регистрации того или иного юридического лица.

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно быть составлено по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, утверждена в числе прочих форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 об утверждении форм документов (приложение N 2 к названному Постановлению). Утвержденная форма включает: непосредственно форму самого заявления, которое должно содержать необходимые для включения в государственный реестр сведения о самом создаваемом юридическом лице, сведения о заявителе, необходимые в силу Закона подтверждения, удостоверительную надпись нотариуса; форму сведений об учредителях (участниках) - юридических и физических лицах; формы сведений о реорганизуемых юридических лицах; форму расписки в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

Заявление помимо засвидетельствования соответствующего волеизъявления о регистрации юридического лица содержит "своего рода декларацию о подтверждении определенных данных"11 Сарбаш С. Комментарий основных положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" // Хозяйство и право. 2002. N 1. С. 26 - 27.. Кроме указанного выше подтверждения о том, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации, заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно содержать также подтверждения того, что, во-первых, учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица соответствующей организационно - правовой формы; во-вторых, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; в-третьих, что передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; в-четвертых, что в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления.

Касаясь случаев, когда законом установлено, что вопросы реорганизации юридического лица должны быть согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления, следует отметить, что, например, ст. 17 Закона о конкуренции предусматривает необходимость получения согласия антимонопольного органа на слияние или присоединение объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), а также на слияние или присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 000 минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 17 данного Закона).

При этом п. 8 ст. 17 Закона о конкуренции императивно определяет, что государственная регистрация юридических лиц, возникающих при реорганизации, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 17, осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно быть подписано надлежащим заявителем. Таковым может быть только уполномоченное лицо. Круг лиц, которые могут быть уполномоченными для представления документов в регистрирующий орган, а также требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, определены в п. 1 ст. 9 Закона.

При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, надлежащими заявителями будут являться физическое лицо - учредитель юридического лица, создаваемого путем реорганизации, либо руководитель (исполнительный орган) юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица. Если у регистрируемого юридического лица, создаваемого путем реорганизации, несколько учредителей, то по смыслу п. 1 ст. 9 Закона заявление должно быть подписано всеми учредителями создаваемого юридического лица или их полномочными представителями.

В предусмотренных федеральными законами случаях могут быть прямо названы лицо или орган, которые должны осуществлять действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В силу таких указаний данное лицо или орган являются уполномоченными на подписание заявления о регистрации. Так, при слиянии обществ с ограниченной ответственностью "единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества" (п. 4 ст. 52 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). При преобразовании общества с ограниченной ответственностью участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования (п. 3 ст. 56 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Безусловно, самыми важными для создаваемого юридического лица документами - и юридические лица, создаваемые путем реорганизации, здесь не исключение, - являются учредительные документы данного юридического лица, поскольку именно на основании учредительных документов юридическое лицо действует после его создания и регистрации (ст. 52 ГК РФ). Исключение составляют лишь случаи, когда законом предусмотрено, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Именно поэтому вместе с заявлением о регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, при этом необходимо представить подлинники или нотариально удостоверенные копии данных документов. Следовательно, если участниками учредительного договора, например, общества с ограниченной ответственностью, являются только граждане, то нотариус удостоверит копию только договора, который как сделка удостоверен нотариально, поскольку вряд ли возможна ситуация, когда подписи участников учредительного договора будут удостоверены, например, директором жилищно - эксплуатационной организации.

В законодательстве предусмотрены особые правила в отношении учредительных документов юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме слияния. Закон об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 52) предусматривает, что при слиянии обществ с ограниченной ответственностью договор о слиянии является, наряду с уставом, учредительным документом создаваемого в результате слияния общества и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью к учредительному договору. Данное правило отсутствует в отношении договора слияния акционерных обществ, заключение которого также предусмотрено при слиянии акционерных обществ (ст. 16 Закона об акционерных обществах), поскольку законодательством определено, что единственным учредительным документом акционерного общества является его устав (п. 3 ст. 98 ГК РФ, ст. 11 Закона об акционерных обществах).

Представляется, что независимо от того, какие учредительные документы предусмотрены законодательством для того или иного вида юридического лица, в том случае, если такое юридическое лицо создается путем реорганизации, его учредительные документы (наряду с передаточным актом и разделительным балансом) должны содержать положения о правопреемстве по всем правам и обязательствам юридических лиц, в результате реорганизации которых данное юридическое лицо создано.

Наряду с другими документами, представляемыми для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования, слияния, разделения, выделения в регистрирующий орган представляется решение о реорганизации юридического лица.

Указанное решение может быть представлено в виде протокола коллегиального органа реорганизуемого юридического лица, в виде соответствующего приказа (распоряжения, постановления) уполномоченного на то иного органа реорганизуемого юридического лица или решения собственника (учредителя, участника) реорганизуемого юридического лица, в

зависимости от того, к чьей компетенции относится принятие данного решения в отношении того или иного вида юридического лица.

Помимо добровольной реорганизации законодательством предусмотрены случаи принудительной реорганизации в форме выделения или разделения. Такая реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п. 2 ст. 57 ГК РФ). Так, ст. 19 Закона о конкуренции предусматривает случаи принудительного разделения или выделения юридических лиц, занимающих доминирующее положение на рынке и совершивших два или более нарушений антимонопольного законодательства. Если таковое имеет место, то это является основанием для принятия антимонопольным органом решения о принудительном разделении. Такое решение может быть принято при наличии возможностей для организационного или территориального обособления структурных подразделений общества и при отсутствии между ними тесной технологической взаимосвязи.

В решении о принудительном разделении или выделении, принимаемом уполномоченным органом, устанавливается срок для проведения такой реорганизации. Если учредители (участники) юридического лица или уполномоченный на реорганизацию орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица, он выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Как уже отмечалось, при реорганизации должны составляться передаточный акт или разделительный баланс (в зависимости от способа реорганизации), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Вопросы правопреемства при реорганизации в конечном счете закон связывает именно с передаточным актом и разделительным балансом (ст. 58 ГК РФ).

Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц установлена подп. "д" п. 1 статьи 14 Закона в соответствии с п. 2 ст. 59 ГК РФ.

Передаточный акт и разделительный баланс должны утверждаться учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц (о соответствующих нормах в отношении отдельных видов юридических лиц см., например: п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации; п. 4 ст. 39 Закона о садоводческих объединениях).

Наличие передаточного акта или разделительного баланса зависит от формы реорганизации. При слиянии или преобразовании составляется передаточный акт, при разделении и выделении - разделительный баланс. Основная задача и того, и другого документа - отражение всех условий правопреемства в результате реорганизации, поэтому из передаточного акта (разделительного баланса) четко должно быть видно, кто и в каком объеме является правопреемником, какие права и обязанности переходят к правопреемникам, т.е. должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников. С содержанием этих документов закон связывает определенные юридические последствия.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.