РУБРИКИ

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Данная норма является общей для всех видов государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с комментируемым Законом. В отношении юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлено специальное правило, которое по-иному определяет место их регистрации. Государственная регистрация таких юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Поэтому принцип принадлежности места регистрации к месту нахождения органов регистрируемого юридического лица, императивно установленный п. 2 ст. 8 Закона, в данном случае самим же этим Законом не применяется в силу установленного исключения.

Регистрацию создаваемых путем реорганизации юридических лиц должен осуществлять тот орган, на территории ведения которого расположено место нахождения реорганизуемого юридического лица.

Порядком установлено общее правило, что внесение записи в государственный реестр, посредством которого осуществляется регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, производится регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

При преобразовании, разделении и выделении на основании принятого решения о регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, регистрирующий орган одновременно вносит в реестр записи о вновь возникших юридических лицах и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица (в случаях преобразования и разделения) либо об изменениях, вносимых в учредительные документы (в случае выделения).

Затем регистрирующий орган, внесший в реестр соответствующие записи, сообщает о регистрации в регистрирующие органы по месту нахождения вновь возникших путем реорганизации юридических лиц и направляет регистрационные дела.

При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, внесший запись в реестр о создании юридического лица и направивший регистрационное дело.

Более сложный порядок взаимодействия регистрирующих органов предусмотрен в случае государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате слияния других лиц.

При получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган, который определяет регистрирующий орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния.

Министерство РФ по налогам и сборам является вышестоящим органом - для случаев, когда место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории различных субъектов Российской Федерации. Соответствующее региональное управление МНС - для случаев, когда место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории одного из субъектов Федерации.

По-видимому, подать документы заявитель может в любой из регистрирующих органов по месту нахождения одного из сливающихся юридических лиц. На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, регистрирующий орган вносит в реестр записи о создании юридического лица и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории. О произведенной регистрации регистрирующий орган сообщает в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых (сливающихся) юридических лиц, а также в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет в его адрес регистрационное дело.

При получении этой информации регистрирующие органы вносят в реестр запись о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территориях, а регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, направивший регистрационное дело.

По отношению к создаваемым в результате реорганизации юридическим лицам, для которых законодательством предусмотрен специальный порядок регистрации, в случае, если их место нахождения отличается от места нахождения реорганизуемых юридических лиц, регистрационные процедуры значительно усложняются, поскольку взаимодействовать должны не только регистрирующие органы между собой, но и органы, принимающие решение о регистрации юридических лиц в специальном порядке.

Закон не устанавливает какого-либо специального порядка для представления документов и специальных сроков для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. В целом прослеживается тенденция Закона к унификации, единообразию и упрощению процесса государственной регистрации юридических лиц.

Едиными являются требования к способам представления документов. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Кто может быть уполномоченным лицом - непосредственно указано в рассматриваемом Законе, а иные способы представления документов могут быть определены Правительством РФ (см. п. 1 ст. 9).

Формы и единые требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. При этом п. 3 указанного постановления установил, что формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, не отнесенных комментируемым Законом к компетенции Правительства РФ, разрабатывает МНС (о сроках и порядке представления документов при государственной регистрации см. ст. 8 и 9).

Для некоторых видов юридических лиц, в отношении которых федеральными законами определен специальный порядок регистрации, установлены сроки представления документов для государственной регистрации.

Для всех видов государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Законом, в том числе для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлен единый общий срок, в который должна осуществляться регистрация, - не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона).

В соответствии со ст. 10 Закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Указанное относится в том числе к юридическим лицам отдельных видов, создаваемым в результате реорганизации. Специальный порядок означает не только специальные сроки и порядок представления документов, сроки регистрации, но и специальный порядок принятия решения о регистрации и связанные с ним процедуры. Главным образом такие изъятия из общего правила касаются юридических лиц не отдельных организационно - правовых форм, но выделяемых по видам осуществляемой ими деятельности (например, разного рода некоммерческие, кредитные организации).

Действующее законодательство содержит немало норм, устанавливающих специальный порядок регистрации в отношении юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице.

Изменения, вносимые в учредительные документы, с точки зрения их внутреннего юридического содержания можно рассматривать следующим образом: 1) изменения учредительного договора - это внесение изменений в гражданско - правовой договор (обязательство), регулирующий отношения между учредителями в процессе организации деятельности юридического лица; 2) внесение изменений в устав - это утверждение в установленном порядке документа, изменяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения как между участниками и непосредственно юридическим лицом, так и между юридическим лицом и его работниками (срок назначения руководителя), а также определяющие сферу деятельности юридического лица.

Государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, и внесение изменений в сведения о юридическом лице необходимо отличать от государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в уведомительном порядке и от исправления сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра и не соответствующих сведениям, содержащимся в учредительных документах.

Во многих случаях регистрация изменений учредительных документов осуществляется в том же порядке, что и регистрация юридического лица.

При государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, должна использоваться форма заявления N Р13001 (приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439). Минюстом России предусмотрены специальные формы заявлений о государственной регистрации изменений для юридических лиц, в отношении которых применяется особый порядок регистрации - форма N РО-2 и форма N РР-2 (приложения N 3 и 17 к Приказу Минюста России от 12 июля 2002 г. N 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово - промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица"11 РГ. 2002. 31 июля.).

Разнообразие норм в федеральных законах, определяющих особенности

правового положения отдельных видов юридических лиц, говорит о необходимости в каждом конкретном случае определять не только порядок государственной регистрации тех или иных изменений (уведомительный или нормативно - явочный) и момент, с которого они приобретают юридическую силу, но и перечень документов, обязательных для представления в регистрирующий орган.

Необходимо подчеркнуть, что в федеральных законах, посвященных отдельным видам юридических лиц, зачастую приводятся особенности принятия решений о внесении изменений в учредительные документы. В данном случае нормы являются общими только по отношению к процедуре государственной регистрации. Но нормы, содержащиеся в таких федеральных законах, в свою очередь определяют порядок именно принятия таких решений (процедуру).

Большинство норм о форме и содержании учредительных документов носят императивный характер. В случае изменения законодателем таких норм возникает необходимость внесения изменений в учредительные документы. Конечно же, такие изменения подлежат и последующей государственной регистрации.

В соответствии со ст. 10 Закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации юридических лиц, что указывает на появление дополнительных нормативных источников регулирования процесса государственной регистрации, имеющих специальную юридическую силу. Соответственно могут отличаться условия и порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре.

В п. 2 ст. 17 Закона говорится о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, но внесение которых в государственный реестр обязательно. Перечень таких сведений является исчерпывающим.

Изменения, вносимые в государственный реестр без изменения учредительных документов, связаны с:

- получением лицензий или их прекращением (приостановлением, возобновлением);

- назначением или избранием лица, имеющего право действовать без доверенности;

- заключением юридическим лицом договоров, на основании которых контрагент действует от имени юридического лица, но без доверенности, выполняя при этом функцию учредителя(ей) или органа юридического лица (договор доверительного управления, договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему);

- назначением управляющих на различных стадиях банкротства (определения судов);

- изменением порядка ведения дел в хозяйственных товариществах.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, должны быть представлены следующие документы:

а) заявление установленной формы (приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, а для юридических лиц, для которых установлен специальный порядок, - формы N РО-2 и формы N РР-2 приложений N 3 и 17 к Приказу Минюста России от 12 июля 2002 г. N 199).

В заявлении должна быть подтверждена юридическая достоверность этих сведений, т.е. соответствие юридической формы и реального содержания представленных документов действующему законодательству;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.

Как правило, эти изменения принимаются в виде утвержденных отдельных положений в новой редакции или уточнений в какие-либо пункты, разделы, статьи, параграфы или другие составляющие части. Оформление изменений осуществляется несколькими способами:

- непосредственно включаются в решение (протокол и т.д.);

- перечисляются в отдельном документе, утвержденном (принятом) решением уполномоченного органа юридического лица;

г) документ об оплате государственной пошлины.

В случае если в связи с внесением изменений в учредительные документы происходит изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, внесение изменений в государственный реестр осуществляется в порядке, установленном ст. 18 Закона.

Необходимость государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установленная п. 3 ст. 52 ГК РФ, обусловлена возможностью влияния учредительных документов на условия участия юридического лица в имущественном обороте, изменение его юридического статуса. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, носит характер фиксации, которая вызвана необходимостью внесения возможных изменений в содержание информации о юридическом лице в государственном реестре.

Поскольку государственной регистрации подлежит само юридическое лицо (ст. 51 ГК РФ), государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, следует рассматривать как "перерегистрацию" самого юридического лица, условий его участия в гражданском обороте, так как с момента государственной регистрации соответствующих изменений юридическое лицо будет действовать на основе учредительных документов с учетом внесенных изменений.

Изменения в учредительные документы юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Однако для самого юридического лица и его учредителей (участников) соответствующие изменения обязательны с момента принятия решения о внесении изменений в учредительные документы.

Законом установлены случаи, когда изменения учредительных документов приобретают силу с момента их регистрации и для третьих лиц, и для учредителей (участников) (например, в случае внесения в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, а также с распределением либо продажей доли, принадлежащей обществу11 Статьи 19, 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью..

Кроме того, в Законе предусмотрены случаи, когда изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа.

Результатом государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (государственной регистрации учредительных документов в новой редакции), и внесения изменений в сведения о юридическом лице в государственный реестр является соответствующая запись в государственном реестре.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о регистрации запись об изменениях, вносимых в учредительные документы, производится регистрирующим органом в государственном реестре. Внесение записи в реестр в силу ч. 2 ст. 1 упомянутого Закона есть акт, посредством которого государственная регистрация осуществляется.

Таким образом, внесение изменений в учредительные документы в порядке,

предусмотренном данной статьей, также подлежит государственной регистрации. Установленные этой статьей отличия заключаются в порядке и основаниях регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Внесение записи об изменениях в государственный реестр производится регистрирующим органом в срок не более пяти дней с момента получения уведомления. Регистрирующий орган обязан сообщить юридическому лицу о внесении такой записи в срок, предусмотренный п. 3 ст. 11 Закона, т.е. не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.

Форма такого сообщения установлена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (приложение N 12. Форма N Р50003).

Как уже отмечалось, при уведомительном порядке внесения в учредительные документы изменений последние приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления необходимых документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В случае отказа в государственной регистрации по основанию непредставления необходимых для регистрации документов изменения, вносимые в учредительные документы, становятся обязательными для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа; последующий отказ в государственной регистрации не влияет на юридическую силу изменений для третьих лиц.

Противоположные по значению последствия вызывает уведомление ненадлежащего регистрирующего органа (о регистрирующем органе см. ст. 2 и комментарий к ней).

В случае направления уведомления в ненадлежащий регистрирующий орган такое уведомление не должно считаться направленным, а момент уведомления регистрирующего органа не признается наступившим. Следовательно, изменения не приобретают силу для третьих лиц.

Значение в последнем случае имеет не сам по себе отказ в государственной регистрации, а неверно направленное уведомление.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией.

Порядок ликвидации юридического лица, изложенный в ГК РФ (ст. 61 - 64), сводится к следующему.

Первый, или подготовительный, этап ликвидации заключается в принятии учредителями (участниками) юридического лица или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, решения о ликвидации юридического лица. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в ГК РФ, не является исчерпывающим. В частности, в нем в качестве оснований добровольной ликвидации предусматриваются истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано. До недавнего времени к такому роду оснований относилось "признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер".

Основаниями принудительной ликвидации по решению суда являются: грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом; иные неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов; систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям; иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

О принятом решении указанные лица обязаны незамедлительно письменно (Правительством РФ утверждена форма уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица)11 Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

сообщить в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) публикует извещения в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц, о ликвидации, о порядке и сроках заявлений требований кредиторов. Наряду с публикацией ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ), ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации.

С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса производятся расчеты с кредиторами в порядке очередности (ст. 64 ГК РФ), принятие претензий кредиторов с пропущенным сроком предъявления (п. 5 ст. 64 ГК РФ). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица (некоммерческие организации).

Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией посвящена гл. 7 (ст. 20 - 22) Закона.

Если государственная регистрация юридического лица при его создании (ст. 12 - 13) порождает гражданско - правовой статус и гражданско - правовую способность юридического лица участвовать в гражданском обороте, то государственная регистрация юридического лица при его ликвидации является юридическим фактом, прекращающим гражданскую правоспособность юридического лица.

Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (этот момент - включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.

Аналогичный процесс имеет место и в случае исключения юридического лица из государственного реестра.

Ликвидация юридического лица - достаточно длительная процедура прекращения юридического лица, завершающим этапом которой является внесение записи в государственный реестр. Начинается процесс ликвидации с принятия решения о ликвидации юридического лица.

На лиц, принявших решение о ликвидации, возлагается осуществление ряда обязанностей по ликвидации юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны письменно уведомить об этом уполномоченный государственный либо регистрирующий орган. Статья 62 ГК РФ, устанавливая обязанность уведомления, предусматривает незамедлительность такого сообщения. Закон называет трехдневный срок, в течение которого регистрирующий орган должен быть письменно уведомлен о принятом решении с приложением решения о ликвидации юридического лица. Уведомление производится по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.

В практике арбитражных судов возникает вопрос: кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке?

В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.

Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора). Исходя из рекомендательного характера письма, предъявлять требования к судам о соблюдении установленного комментируемой статьей трехдневного срока не следует.

На основании полученного уведомления регистрирующий орган в установленные сроки вносит запись в государственный реестр о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

В случае представления уведомления в орган, принимавший решение о регистрации данного юридического лица, такой орган принимает решение и о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Указанная запись свидетельствует о наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации.

П. 1 ст. 21 Закона предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Как в случаях государственной регистрации юридического лица, создаваемого вновь либо образованного путем реорганизации, так и при внесении изменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается соблюдение порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с кредиторами и согласование ликвидации с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами (например, такое согласование требуется в случае ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50000 минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%).

Заявителем при подаче документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица выступает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), что является законодательным подтверждением полномочий руководителя ликвидационной комиссии совершать юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица. Так как п. 3 ст. 62 ГК РФ установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).

В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав11 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.

2 Приказ Минфина от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

.

Вместе с заявлением о государственной регистрации представляется ликвидационный баланс.

Бухгалтерский баланс ведется в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и составляется по форме, утвержденной Министерством финансов РФ2.

Действующее законодательство, регулирующее порядок ликвидации юридических лиц, до принятия Закона не предусматривало уплаты государственной пошлины за совершение каких-либо действий со стороны регистрирующих органов при ликвидации юридического лица. Теперь документ об уплате государственной пошлины необходимо представлять в числе других документов для государственной регистрации. Размер государственной пошлины составляет 2000 рублей.

Особенностью государственной регистрации при ликвидации юридического лица в случае банкротства является перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган. К документам вышеуказанного перечня относятся определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства и документ об уплате государственной пошлины.

Закон о несостоятельности (банкротстве) прямо указывает, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридического лица - должника. Такое определение арбитражный суд выносит после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства при отсутствии к нему

Конкурсный управляющий является заявителем при подаче документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. На него возлагается обязанность в течение 10 дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Нормы ст. 22 Закона направлены на регулирование отношений, возникающих по поводу государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Установлен критерий, по которому определяется регистрирующий орган. Таким критерием является место нахождения ликвидируемого юридического лица. Подача документов в ненадлежащий регистрирующий орган влечет отказ в государственной регистрации.

В свое время ВАС РФ разъяснял судам11 Письмо ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1., что акт местной администрации о регистрации предприятия, учрежденного за пределами подведомственной ей территории, должен признаваться недействительным.

Кроме обязанностей, возложенных на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, статья 22 Закона возлагает на ликвидационную комиссию (ликвидатора) обязанность уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации.

Такое уведомление может быть произведено не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Указанный срок обусловлен тем, что ст. 63 ГК РФ, регламентирующая порядок ликвидации юридического лица, устанавливает минимальный двухмесячный срок заявления требований кредиторами юридического лица, который также начинает течь с момента публикации о ликвидации юридического лица.

В соответствии с требованиями ГК РФ публикация должна содержать не только информацию о ликвидации юридического лица, но и сведения о порядке ликвидации и вышеназванном сроке (сроке предъявления требований кредиторами). Публиковать эти сведения необходимо в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

В случае банкротства юридического лица дополнительного уведомления регистрирующего органа о завершении конкурсного производства не требуется.

С момента внесения записи в государственный реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Ликвидированное либо реорганизованное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации либо реорганизации предприятия до момента исключения его из государственного реестра11 Пункт 10 Письма ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1..

В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства с момента указанной записи прекращает свою деятельность юридическое лицо - должник, а также прекращаются полномочия конкурсного управляющего, и конкурсное производство считается завершенным.

Для отдельных видов юридических лиц федеральными законами установлен специальный порядок регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В частности, решения о регистрации торгово - промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций в связи с их ликвидацией принимают федеральный орган юстиции и его территориальные органы.

Соответственно сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации вышеназванных юридических лиц в связи с их ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данных юридических лиц при их создании (федеральный орган юстиции и его территориальные органы).

Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации таких юридических лиц в связи с их ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения таковой записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Государственная регистрация вышеназванных юридических лиц в связи с их ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов11 п. 3 ст. 11 Закона о торгово - промышленных палатах, ст. 26 Закона об общественных объединениях, п. 4 ст.

14 Закона о религиозных объединениях..

Новеллой для процедуры ликвидации юридического лица является публикация информации о ликвидации юридического лица, которую обязан произвести регистрирующий орган. К сожалению, законодатель ограничивается только указанием на необходимость публикации, не раскрывая объем и порядок публикации. Публикация помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

Закон не решил проблему создания специального печатного органа, в котором содержалась бы информация о вновь созданных, реорганизованных и ликвидируемых юридических лицах. Однако необходимость в таком издании существует.

Глава 2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

§ 1. Понятие индивидуального предпринимателя

С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Статья 23 Гражданского кодекса РФ гласит: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства»11 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Предпринимательство находит свое отражение и в Конституции РФ. Ст. 34 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина. Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности.

Новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде всего сфере господства частных интересов, трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означают, что конституционный статус предпринимателей,

независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым.

Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Единство статуса предпринимателей вытекает и из ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.

Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда - важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства.

Содержащееся в п.3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.

Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статуса корректирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами.

Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции).

Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.

Предпринимательская правосубъектность - это мера возможного правообладания в сфере предпринимательской деятельности, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства.

Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность и исполнять все обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением.

Предпринимательская дееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным.

Таким образом, гражданин, достигший 18-летнего возраста, а в случаях и в порядке, установленных законом, и до 18 лет, вправе заниматься предпринимательской деятельностью. На территории России предпринимательской деятельностью могут заниматься как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Для отдельных категорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.

При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В частности, Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В Федеральном Законе Российской Федерации от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" сказано, что "государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников".

В Законе Российской Федерации "О милиции" записано, что сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность. Аналогичный запрет содержится в Законе Российской Федерации "О военнослужащих".

Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностью является результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет.

Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат квалификационные требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью.

Например, в соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность.

2. Порядок государственной регистрации индивидуального

предпринимателя

С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Им установлен новый порядок приобретения физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей (предпринимателей без образования юридического лица - ПБОЮЛ).

Прежде всего, отметим, что Федеральный закон N 76-ФЗ расширил сферу действия Закона о государственной регистрации, включив в нее отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а потому изложил название Закона о государственной регистрации в новой редакции: Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Хотя к деятельности индивидуальных предпринимателей на основании п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются нормы Кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (т.е. в гражданско-правовых отношениях можно говорить о единстве норм, регламентирующих правовой статус коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей), в публично-правовых отношениях, к которым относятся отношения по государственной регистрации хозяйствующих субъектов, такой закономерности нет: здесь различия проявляются наиболее отчетливо. Поэтому, если ранее Законом о государственной регистрации предусматривалось ведение одного государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, с 1 января 2004 г. государственных реестров два: Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей содержит следующие сведения:

- фамилия, имя и отчество; пол; дата и место рождения индивидуального предпринимателя;

- гражданство;

- место жительства в Российской Федерации;

- данные паспорта гражданина РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации) либо вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является соответственно иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

- дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.

Как видно из приведенного перечня, в реестр включено достаточно сведений о предпринимателе, которые могут быть использованы в противоправных целях: государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, а содержащиеся в нем сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Любое лицо, внеся установленную плату и направив запрос, в течение 5 дней может получить сведения в виде выписки из реестра, копий документов, содержащихся в реестре, а также справки о соответствии/несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в реестре. Поэтому с целью исключения возможных нарушений прав граждан абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Однако эта норма не применяется при предоставлении сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Такое исключение сделано с целью недопущения ущемления прав кредитора со стороны недобросовестного должника-предпринимателя, который мог скрывать свое место жительства, что делало бы невозможным предъявление кредитором иска в суд (в соответствии со ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика).

Вместе с тем Законом о государственной регистрации установлено два правила, обеспечивающих в данном случае интересы и индивидуального предпринимателя. Во-первых, содержащиеся в государственном реестре сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Во-вторых, регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Для этого в регистрирующий орган, которым на основании Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 является Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы (инспекции), представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

- копия паспорта гражданина РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является соответственно иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

- копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если указанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

- нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении таким лицом брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении его полностью дееспособным (в случае если лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

- документ об уплате государственной пошлины.

Перечисленные документы представляются заявителем непосредственно или направляются почтой с объявленной ценностью и описью вложения. При этом следует иметь в виду, что в последнем случае все копии документов необходимо заверить в нотариальном порядке; этого не требуется, если заявитель представляет копии документов непосредственно в регистрирующий орган с приложением подлинника соответствующего документа. Однако в любом случае подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена.

Заявителю выдается (высылается) расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (получения документов регистрирующим органом - в случае, если они направлены по почте). В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации нарушение регистрирующим органом этого срока дает право лицу, чьи права нарушены, в судебном порядке требовать возмещения ущерба. Однако практическая реализация этого права затруднена двумя обстоятельствами: необходимостью доказать, во-первых, вину регистрирующего органа и, во-вторых, размер ущерба (причем подлежит возмещению только реальный ущерб, без упущенной выгоды). Сказанное справедливо и применительно к отказу в государственной регистрации.

§ 3. Прекращение регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Нововведения Закона о государственной регистрации коснулись и оснований прекращения регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Общей тенденцией является расширение перечня таких оснований и их конкретизация.

Предусмотренные Законом основания можно разделить на три группы:

а) по решению самого индивидуального предпринимателя в добровольном порядке;

б) при наступлении указанных в Законе юридических событий, с которыми связана физическая невозможность действовать в качестве ПБОЮЛ;

в) по инициативе третьих лиц.

При принятии индивидуальным предпринимателем решения о прекращении своей деятельности в качестве ПБОЮЛ государственная регистрация осуществляется на основании направляемых им в регистрирующий орган двух документов: заявления по форме, установленной Правительством РФ, и квитанции об уплате государственной пошлины.

Во вторую группу входит единственное основание - смерть лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае государственная регистрация осуществляется при поступлении в регистрирующий орган в установленном порядке сведений о регистрации факта смерти физического лица. Представляется, что в аналогичном порядке должна осуществляться государственная регистрация и при объявлении индивидуального предпринимателя умершим (соответствующим документом будет являться решение суда об объявлении гражданина умершим).

В последней группе, помимо таких оснований, как принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); вступление в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; аннулирование документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа, особо хочется выделить возможность прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Этот вопрос приобретает особую актуальность, поскольку согласно сложившейся арбитражной практике "нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств". Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации), по мнению ВАС РФ, здесь неприменима.

По этим основаниям Президиум ВАС РФ указал, что подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а в случае возбуждения такого дела оно должно быть прекращено11 Постановление Президиума ВАС РФ от 25 августа 1998 г. N 6641/97; п. 15 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), от 13 января 2000 г. N 50.. Примечателен тот факт, что в обоих случаях иски о ликвидации ПБОЮЛ заявляли территориальные органы МНС РФ за неоднократные нарушения индивидуальными предпринимателями налогового законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации территориальные органы МНС РФ вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений, представление недостоверных или искаженных сведений, направление в составе документов для государственной регистрации подложного паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении и т.п. Таким образом, как и ранее, территориальные органы МНС РФ не могут принудительно ликвидировать ПБОЮЛ за нарушения им налогового или иного законодательства, не связанного с регламентацией отношений, возникающих в процессе государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Соответствующие полномочия органы МНС РФ могут реализовать только при выявлении нарушений, возникших в процессе государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Означает ли принудительная ликвидация окончательную и бесповоротную невозможность для физического лица заниматься предпринимательской деятельностью в будущем? Анализ п. 4 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации позволяет прийти к выводу, что физическое лицо после принудительной ликвидации его как индивидуального предпринимателя вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в этом качестве лишь спустя один год со дня принятия регистрирующим органом решения о принудительной ликвидации. Здесь правомерно поставить вопрос: есть ли легальная возможность продолжить осуществление предпринимательской деятельности в течение указанного годичного срока? Да, есть, поскольку физическое лицо может заниматься предпринимательской деятельностью не в качестве ПБОЮЛ, а зарегистрировав общество с ограниченной ответственностью, в котором выступит единственным учредителем (ст. 87 ГК РФ, ст. ст. 2, 7 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Заключение

В данной дипломной работе была изучена история становления нормативной базы, сама нормативная база касающаяся государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рассмотрев и проанализировав принципиальные положения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно сделать следующие выводы:

Во-первых, данный правовой институт имеет важное значение для осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и осуществления контроля за ней со стороны государства, а также обеспечения определенной «безопасности» лиц участвующих в предпринимательской деятельности. На данный момент в России наконец таки стала действовать единая для всей страны система государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, единые формы документов, подтверждающих их государственную регистрацию, отсутствовал федеральный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех индивидуальных предпринимателях и юридических лицах.

Во-вторых, на лицо существенные сдвиги в лучшую сторону по упрощению процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так с введением в действие концепции «одного окна» упрощена процедура создания юридического лица, приобретения статуса индивидуального предпринимателя; сокращено в несколько раз административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса в стране; уменьшился более чем на 1,5 месяца период в течении которого созданное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) не осуществляло деятельность, следовательно, не получало прибыль, не уплачивало обязательные платежи в бюджет.

Начиная с 1 января 2004 года, процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с основными положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», а именно:

носит заявительный характер (за исключением некоторых случаев);

срок государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя составляет не более 5 рабочих дней;

минимальный пакет документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, определен в Законе № 76-ФЗ;

установлено всего три основания для отказа в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

сведения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя включаются в виде записи в федеральный информационный ресурс - Единый государственный реестр юридических лиц, и следовательно Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер;

данные Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц являются открытыми и общедоступными.

Система правовых норм о государственной регистрации юридических лиц (как и любая другая система) отмечена иерархической структурой. Во главе - Гражданский кодекс Российской Федерации. Затем - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Наконец, достаточно значимым компонентом данной системы являются принимаемые в соответствии с ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» иные нормативные правовые акты Российской Федерации. На этом акцентируется особое внимание в связи с тем, что правильное применение ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» невозможно в случае игнорирования норм ГК РФ, других федеральных законов, а также ряда иных нормативных актов.

В-третьих, существует и ряд проблем связанных с государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

Федеральный закон пытается решить проблему так называемого одного окна, т.е. максимально освободить учредителей юридических лиц от бюрократических и излишних согласований, представлений большого количества документов и т.д. С точки зрения взаимоотношений учредителей и регистрационного органа, конечно, отношения резко упрощаются, и от этого, безусловно, выигрывают учредители, поскольку Федеральный закон не предусматривает правовую экспертизу представленных на регистрацию документов. Другое дело, что актуальность и достоверность реестра при таком положении дел снижается, что, безусловно, уменьшает его охранительную функцию. Контрагентам юридического лица в ряде случаев придется самостоятельно выяснять необходимые сведения об организации, с которой они намерены заключить, например, договор купли - продажи недвижимости.

Также неясно определена ответственность регистрирующего органа за нарушение сроков регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации нарушение регистрирующим органом этого срока дает право лицу, чьи права нарушены, в судебном порядке требовать возмещения ущерба. Однако практическая реализация этого права затруднена двумя обстоятельствами: необходимостью доказать, во-первых, вину регистрирующего органа и, во-вторых, размер ущерба (причем подлежит возмещению только реальный ущерб, без упущенной выгоды). Сказанное справедливо и применительно к отказу в государственной регистрации.

Итак, следует признать, что институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в законодательстве за несколько последних лет продвинулся вперед, но требует своего дальнейшего совершенствования.

Список литературы

Конституция Российской Федерации с постатейным комментарием под ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994 г.;

Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 г. Часть 1. // СЗ РФ, 05.12.94, N 32, ст. 3301;

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998)

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (принят ГД ФС РФ 04.06.2003)

Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 25.12.90 г.// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 27.12.90, N 30, ст. 418;

Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 // БНА, N 2-3, 1992 г.;

Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине»

Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (принят ГД ФС РФ 25.01.1995)

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (принят ГД ФС РФ 07.07.1995)

Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 12.08.1995)

Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995)

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некомерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)

Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (принят ГД ФС РФ 10.04.1996)

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997)

Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 10.12.1997)

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998)

Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ 13.12.2001)

Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О привидении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (принят ГД ФС РФ 06.03.2002)

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»

Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц»

Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»

Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» // СЗ РФ, 11.07.94, N 11, ст. 1194;

Приказ Минюста РФ от 12.07.2002 N 199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово - промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»

Гражданское право (том 1): Учебник/ Е.А.Суханов - М., 2004г.;

Лебедев К.К., Хозяйственное право: Учебник. М., 1996 г. Т.1;

Коммерческое право: Учебник/ А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., 1998 г.;

«Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закупень Т.В. - М.: 2001.

«Регистрация и ликвидация предприятий в России». Волосатых Н., Сухинина Т., Хаймович М. - М.: 2001.

«Гражданское право. Практикум. Часть I», под. ред. Егорова Н.Д., Сергеева А.П - М.: 2001.

«Гражданское право. Том I», учебник, под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.- М.: 2001.

«Юридическое лицо - организация - система общественных отношений» Красавчиков О.А. - М.: 1983.

«Общества с ограниченной ответственностью: правовое положение: Практический комментарий. Законы и другие правовые акты. Образцы документов» под ред. Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. М.: 1999.

«Комментарий основных положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"» Сарбаш С.Н. Хозяйство и прааво. 2002 № 1

Приложения

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании

Заявление о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица

Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.