РУБРИКИ

Государственное регулирование здравоохранения на примере Республики Марий Эл

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Государственное регулирование здравоохранения на примере Республики Марий Эл

Основными причинами смерти населения, как и в прошлые годы, являются болезни системы кровообращения, травмы и отравления, новообра-зования. Современный уровень смертности во всех возрастах предопределил снижение продолжительности жизни населения республики. Средняя продолжительность жизни в республике составляет у мужчин 61,35 (по РФ - 59,0), у женщин 72,3 (по РФ - 72,2 года). В 1985 г. - 1986 г. продолжительность жизни составляла: у мужчин - 64,1, женщин - 75,8 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 11,7 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин (по РФ - на 12 лет).

Основная причина сокращения продолжительности жизни заключается в высокой смертности населения трудоспособного возраста. Среди умерших в рабочих возрастах мужчины составляют около 80%. По причинам смерти в трудоспособном возрасте в 2004 г.51,3% составляют травмы и несчастные случаи, смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы составляет 22,8%. Одной из основных причин сокращения продолжительности жизни является и продолжающийся процесс старения населения, доля лиц пенсионного возраста в республике составляет около 19%.

Сложившаяся демографическая ситуация в республике ставит перед Министерством здравоохранения, Управлением здравоохранения г. Йошкар-Олы ряд важнейших задач.

Оказывает влияние на низкую рождаемость уменьшение количества женщин фертильного возраста (количество женщин от 15 до 49 лет на начало текущего года - 210,0 тысяч), удельный вес женщин фертильного возраста сократился с 59,6% в 1995 г. до 52,8% в 2004 г. (по РФ - 53%).

Вызывает тревогу состояние здоровья беременных женщин. За последние 10 лет заболеваемость беременных анемией выросла в 6 раз и составила в 2003 г.48,0% из числа женщин, закончивших беременность. В 2004 г. в том числе и в результате лечения беременных противоанемическими препаратами и витаминизации беременных количество анемий у беременных снизилось до 45,6%, но все же остается на высоких цифрах (по РФ в 2002 г. - 43,9%). Анемии занимают первое место в структуре заболеваемости беременных, на втором - болезни мочеполовой системы. Возросло число заболеваний щитовидной железы у беременных в 1,6 раза. В то же время уменьшилось количество токсикозов беременных по сравнению с 2003 г. на 18%; количество кровотечений в послеродовом периоде - в 2,1 раза. Число нормальных родов в 2004 г. составило 37%, против 40,6% в 2000 г. (по РФ в 2002 г. -31,1%).

Непосредственное влияние на демографические показатели оказывает состояние младенческой смертности. При анализе динамики младенческой смертности отмечается снижение ее показателей с 1993 года. В 2004 г. показатель составил 13,66 на 1000 родившихся живыми (за 2003 г. по РФ - 14,7, Приволжскому федеральному округу - 13,6), против 19,3 в 1993 г, снижение в 1,4 раза. Хотя удельный вес смертности младенцев в общей структуре смертности населения составляет менее 1%, тем не менее, это тот показатель, который на 33% является управляемым. Сложившаяся тенденция снижения уровня младенческой смертности является достаточно оптимистическим признаком. Однако, темпы снижения показателей свидетельствуют о том, что до настоящего времени использованы не все возможные механизмы снижения младенческой смертности (рис.2.1).

Рис.2.1. Младенческая смертность в 2004 году

Требует пристального внимания работа по совершенствованию организации медицинской помощи новорожденным и детям. В 2004 г. в республике зарегистрировано 1млн.80 тыс. случаев острыми и хроническими болезнями, из которых 610 тысяч с впервые установленным диагнозом. Общая заболеваемость населения снизилась на 1,3% и составила 1446,2 на 1000 населения (за 2003 год - 1464,9), по возрастным группам общая заболеваемость составила: у детей 2016,1 случаев на 1000; у подростков 1637,4 на 1000; у взрослых 1276,7 на 1000 соответствующего населения.

Таблица 2.2

Динамика заболеваемости (на 1000 населения) в Республике Марий Эл

Заболеваемость по годам

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Среднегодовая заболеваемость

Всего по Республике Марий Эл

704,1

739,9

806,7

791,3

812,9

790,3

Всего по Российской Федерации

666,1

704,5

730,3

720,5

786,4

682,7

При снижении общей заболеваемости, за прошедший год отмечается увеличение заболеваемости населения, с диагнозом установленным впервые в жизни, на 2,7%. Показатель заболеваемости на 1000 населения составил 812,9 (за 2003 год - 790,3), среднегодовой уровень заболеваемости в республике превышает показатели по Российской Федерации на 17%. Тем не менее, отмечается рост по болезням, характеризующимся повышенным кровяным давлением на 14,4%, острым инфарктом миокарда - на 3%.

Впервые выявленная заболеваемость системы кровообращения увеличилась на 8,2%. Наибольшее увеличение наблюдалось при заболеваниях, с повышенным кровяным давлением (на 23%), цереброваскулярными болезнями (на 4%), острым инфарктом миокарда (на 3,3%). Имело место снижение заболеваемости стенокардией на 22%, эндартериитами на 23%. В структуре впервые выявленной заболеваемости среди взрослого населения по поводу болезней системы кровообращения ведущая роль принадлежит цереброваскулярным болезням, болезням, характеризующимся повышенным кровяным давлением, острому инфаркту миокарда, на долю которых в сумме приходится 42,6%.

Число больных с сердечно-сосудистой патологией, госпитализи-рованных в стационары осталось на уровне 2003 г. В 2004 г. показатель 311,1 на 10 тыс. населения (РФ - 366,7). При этом наиболее значительное увеличение показателей госпитализации произошли при таких заболеваниях как острый инфаркт миокарда, (2,9%), стенокардией (на 8,9%). Средняя дли-тельность пребывания в стационарах больных по данному классу болезней снизилась на 2,4%. Больничная летальность этого класса болезней на уровне 2003 г. и составляет 2,8%.

В 2004 году в Республике Марий Эл выявлено 1712 больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования (2003 г. - 1756). Показатель заболеваемости остался на уровне прошлого года и составил 22,8 на 10 тыс. населения (2003 г. - 22,9, по РФ - 31,3).

Наиболее серьезной проблемой остается развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований. С этой целью разработаны методические рекомендации по раннему выявлению онкозаболееваний у больных в стационарах; планируются регулярные выезды специалистов онкодиспансера для оказания консультативной, организационно-метод и плактической помощи лечебно-профилактических учреждений.

Сложной осталась ситуация с социально значимыми заболеваниями. В 2004 г. отмечается рост заболеваемости туберкулезом на 12,3%, т.е. с 45,9 до 51,5 на 100 тыс. населения. Заболеваемость бациллярными формами увеличилась на 11%. Рост показателей заболеваемости обусловлен улучшением профилактического выявления туберкулеза среди населения и групп риска всеми методами. Так, в 2004 году удельный вес больных, выявленных при профилактических осмотрах, увеличился с 35,8% в 2003 г. до 38,7% в 2004 г. Улучшилось выявление больных без фазы распада, о чем свидетельствует соотношение больных с бацилловыделением к больным с фазой распада. Туберкулинодиагностика возросла с 94,7% до 95,8%. Повысилось качество лечения больных; так клиническое излечение больных активным туберкулезом органов дыхания возросло с 44,6% в 2003 г. до 53,4%. Прекращение бацилловыделения так же возросло с 83,8% до 84,3%. Уменьшилось число рецидивов с 22,2% до 20,0%.

В 2004 г. удалось добиться снижения показателя смертности на 15% (10,1 на 100 тыс. населения против 11,9 в 2003 г., РФ - 20,0). Несмотря на то, что в 2004 г. отмечается стабилизация некоторых показателей, характеризующих эпидобстановку по туберкулезу, в целом ситуация с туберкулезом продолжает оставаться весьма напряженной. В 2004 г. взято на учет (по ф. № 33) 371 человек с впервые в жизни установленным диагнозом туберкулеза органов дыхания (в т. ч.8 детей). Из них с фазой распада 150 человек, т.е.40,4%.

По данным Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Минздрава Республике Марий Эл за период с 1999 г. по 1.01. 2004 г. зарегистрировано 359 случаев ВИЧ-инфицированных (на 1.01.03 на учете 325 человек), в т. ч.13 детей (из них 12 детей рождено от ВИЧ-инфицированных матерей). Умерло за этот период 8 человек (от СПИД - 2, прочие - 6). При этом до 80% вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных являются внутривенными потребителями наркотиков. Быстро возрастает доля женщин среди ВИЧ-инфицированных и увеличилась с 9% в 2002 г. до 25% в 2004 году. В настоящее время в республике среди впервые выявленных случаев заражения ВИЧ соотношение между мужчинами и женщинами равно 4: 1 (2003 г. = 6: 1). Около 86% зараженных ВИЧ женщин находятся в детородном возрасте, что влечет за собой проблему распространения ВИЧ-инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка в 2004 году остается относительно спокойной. В результате проводимых организационных и профилактических мероприятий в 2004 году по сравнению с 2003 годом в республике отмечено снижение инфекционной заболеваемости на 11,5%.

Не зарегистрированы случаи групповых заболеваний и пищевых отравлений. По большинству нозологических форм кишечных инфекций отмечается устойчивая тенденция к снижению заболеваемости, что на 24,8% ниже аналогичного периода прошлого года, в том числе среди детей до 14 лет - на 30,6%, Отмечено снижение заболеваемости сальмонеллёзом на 27,5%, бактериальной дизентерией - на 45,2%.

Зарегистрировано 405 случаев заболеваний сальмонеллёзом против 559 за аналогичный период прошлого года. Снижение заболеваемости отмечено в большинстве районов республики. Выше средне республиканских показателей заболеваемости сальмонеллёзом отмечены среди населения г. Йошкар-Ола в 1,7 раза, Оршанского в 1,62 раза и Медведевского района в 1,3 7 раза.

Эпидемиологическая обстановка по заболеваемости вирусным гепатитом А в 2004 году в целом по республике оставалась достаточно спокойной. Показатель на 100 тыс. населения составил 13,0 и был на 45% ниже уровня прошлого года, но следует отметить, что на 3-х территориях Горномарийский, Оршанский, Параньгинский районы отмечается рост заболеваемости от 2,5 до 4,6 раз, который имеет тенденцию к росту и будет влиять на эпидемиологическую ситуацию в целом по республике.

В 2004 году в республике продолжалась реализация комплекса мер по охране здоровья женщин и детей, которая в современной демографической ситуации приобретает особую медико-социальную значимость.

В Республике Марий Эл по состоянию на начало 2004 года проживает 397,9 тысяч женщин, что составляет 53% от числа всего населения республики. В течение 2004 года закончено перепрофилирование всех послеродовых коек в койки «мать и дитя». Функция родильных и гинекологических коек увеличилась (родильных с 242,0 в 2003 г. до 245,7 дней), гинекологических коек - с 329 до 343,6 дня). Увеличился процент раннего взятия на учет по беременности на 3,4% (с 79% до 82,4%). Количество недоношенных детей уменьшилось в 1,3 раза, показатель на 1000 родившихся в 2004 г. составил 3,6% (в 2003 г. - 4,5%). Заболеваемость новорожденных осталась на уровне прошлого года и составляет 232,7 на 1000 родившихся живыми.

Серьезную озабоченность вызывают выраженные изменения в состоянии здоровья девочек - подростков - будущих матерей, показатели заболеваемости среди которых на 10-15% выше, чем у юношей. На начало 2004 г. детей до 18 лет в республике - 181,5 тысяч (из них подростков - 44,1-тысячи, детей до 14 лет - 137,4 тысячи). Дети составляют 24% от всего населения (за последние 5 лет количество детей до 14 лет уменьшилось на 32 тысячи). Заболеваемость детей 1 года жизни в 2004 г. снизилась на 8% и составила 2123,4 на 1000 детского населения, в структуре: первое место - болезни органов дыхания (47,5%), второе место - отдельные состояния перинатального периода (12,6%), третье место - болезни крови и кроветворных органов (6,9%). Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 7,9% и составила 1460,3 на 1000 детского населения (по РФ - 1462,9).

Рис.2.2. Заболеваемость детей на 1000 детского населения

Наиболее высокий уровень заболеваемости детского населения в г. Йошкар-Оле (показатель 1873,6) и Килемарском районе (показатель 1735,6 на 1000 детей). Заболеваемость подростков 15-17 лет в 2004 г. возросла на 1% и составила 1074 на 1000 подросткового населения (по РФ в 2003 г. - 934,3).

Структура заболеваемости подростков: первое место - болезни органов дыхания (45,5%), второе - травмы и отравления (9,4%), третье - болезни кожи и подкожной клетчатки (8,5%), четвертое место - костно-мышечной системы (6,6%). Заболеваемость подростков в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличилась почти по всем классам заболеваний, снижение отмечается только по болезням органов дыхания и врожденным аномалиям развития.

Министерством здравоохранения Республики Марий Эл совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами был организован летний отдых детей. Всего на базах детских санаториев системы Минздрава оздоровлено 3785 детей, из них 424 - в возрасте от 15 до 18 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы. На базе Республиканской больницы восстановительного лечения с детским санаторным отделением «Кичиер» организованы специализированные смены для детей с аллергическими заболеваниями. Впервые организованы смены для подростков с ортопедической и неврологической патологией и для детей-инвалидов с сахарным диабетом.

Совместно с Республиканским фондом социального страхования проведены две оздоровительные смены на базе профилактория «Кооператор» для детей с заболеваниями органов дыхания и опорно-двигательного аппарата. В 2005 году эта работа будет продолжена.

Совместно с Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл на базах семи лечебно-профилактических учреждений проведено оздоровление детей и подростков с хроническими заболеваниями; На базе Республиканского центра реабилитации детей-инвалидов «Таир» организована смена для детей-инвалидов с аллергическими заболеваниями.

В санаториях федерального подчинения оздоровлено 399 детей. Всего охвачено санаторным лечением и реабилитацией на базах санаториев, лечебно-профилактических учреждений 7758 ребенка (без учета летнего оздоровления детей в лагерях), что составляет 15,4% от диспансерной группы.

Важным разделом деятельности была работа по обеспечению населения амбулаторно-поликлинической помощью. Утвержденный норматив объемов амбулаторно-поликлинической помощи по Программе госгарантий на 2004 г. составляет 8924,5 посещений на 1000 жителей.

Всего за 2004 год зарегистрировано 6 млн.459,4 тысяч врачебных посещений (в 2003 г. - 6 млн.414,4 тыс. посещений).

Фактическое число посещений за 2004 год на 1000 жителей (за счет всех источников финансирования) составляет 8609,4 (или 8,6 на 1 жителя), что выше показателя 2003 г. - 8494,8. За счет бюджета и средств обязательного медицинского страхования число посещений к врачам за 2004 г. составляет 6092,0 тысяч или 8119,4 на 1000 жителей.

Утвержденный норматив объемов стационарной помощи по Программе госгарантий обеспечения граждан в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощью составляет на 2004 г.3140,7 койко-дней на 1000 жителей (при средней длительности госпитализации 14,3 дня).

Фактически показатель стационарной помощи в 2004 г. по Программе госгарантий составляет 3444,5 койко-дней на 1000 жителей (в 2003 г. - 3459,9), что превышает на 9,7% утвержденный норматив (в 2003 г. превышение составляло 10,2%). В то же время, в сравнении с 2003 годом, больными проведено на 28,2 тыс. койко-дней меньше, в 2004 г. - 2584,4 (2003 г. - 2612,6 тыс. койко-дней). Всего в учреждениях Минздрава республики было госпитализировано 194,4 тыс. больных (с койками сестринского ухода), без учета коек сестринского ухода - 192,8 тысячи больных. При этом уровень госпитализации населения в республике (без коек сестринского ухода и коек дневного пребывания) увеличился и составляет 256,9 на 1000 населения (в 2003 г. - 250,4, в 2002 г. - 252,7), что выше норматива на 17%.

Функция круглосуточных коек увеличилась и составила 327,6 дня в году (в 2003 г. - 316,4 дней, по РФ в 2003 г. - 315,4 дня), при нормативной 326 дней (рис.2.3).

Рис.2.3. Число дней работы койки в круглосуточном стационаре

Средняя длительность лечения 1 больного в круглосуточных стационарах снизилась и составила 13,8 дня (в 2002 г. - 14,0 дней, по РФ в 2003 г. - 15,2 дня), при нормативной - 14,3 дня. Оборот койки составил 23,7 (за 2003 г. - 22,9).

Было пролечено 20,7 тыс. больных, что на 22% больше чем в 2003 г. (16,9 тысяч), по сравнению с 1999 г. (3,7 тысяч больных) рост в 5,6 раза. Число дней лечения в дневных стационарах увеличилось с 228,9 тысяч в 2003 г. до 290,1 тысяч дней. Функция коек дневного стационара увеличилась и составляет 265 дней (за 2003г. - 238 дней), но остается недостаточной.

Рис.2.4. Число дней работы койки в дневном стационаре

Низкая в целом функция дневных коек определяется в большей степени функцией коек дневного пребывания в стационарах, функция которых составляет 243 дня (в 2003 г. - 136 дней). При этом необходимо отметить, что работа коек дневного стационара в поликлиниках, значительно выше и составляет 303 дня.

Средняя длительность лечения больных в дневных стационарах снизилась и составляет 14,0 дня (за 2003 г. - 14,7 дня). Оборот койки увеличился и составил 18,9 (за 2003 г. - 16,2). Увеличилась госпитализация сельских жителей в центральные районные больницы и республиканские учреждения здравоохранения. От общего числа пролеченных больных в стационарных учреждениях здравоохранения, сельские жители составляют 38% (за 2003 год - 37%, 2002г. -38%). Увеличилось количество выездов бригад республиканских учреждений здравоохранения в районные больницы, выездов бригад ЦРБ в сельские участковые больницы и амбулатории, для лечебной и консультативной работы.

В 2004 году планировалось сократить 65 неэффективно работающих коек в учреждениях здравоохранения, перепрофилировать в койки дневного пребывания 40 больничных коек, открыть дополнительно 17 коек дневного стационара и стационара на дому. В течение прошедшего года было сокращено 75 коек круглосуточного стационара, перепрофилировано в койки дневного стационара 47 больничных коек, открыто дополнительно 30 коек дневного стационара и стационара на дому.

Реорганизованы во врачебные амбулатории 3 участковые больницы, в фелъдшерско-акушерские пункты - 3 врачебные амбулатории. Сокращено 9 ФАПов. В результате продолжающейся оптимизации сети, в учреждениях здравоохранения республики по состоянию на начало 2004 г. функционирует 8049 больничных коек (на начало года было 8136 коек).

В данном разделе дипломной работы рассмотрены основные характеристики здоровья населения Республики Марий Эл, условия и факторы, влияющие на уровень здоровья.

В Республике Марий Эл в 2002-2004 гг. наиболее острыми проблемами здоровья населения явились низкий уровень рождаемости, рост показателей смертности, особенно в связи с травмами и отравлениями; высоким оставался отрицательный естественный прирост населения. Стабилизировалась на высоком уровне частота психических расстройств, алкогольных психозов, снизилась заболеваемость сифилисом и туберкулезом. Несмотря на трудности, удалось сохранить позитивные сдвиги в системе показателей, характеризующих здоровье матери и ребенка.

Функция коек дневного стационара увеличилась и составляет 265 дней (за 2003г. - 238 дней), но остается недостаточной. В республике в последние годы отмечается перераспределение объемов из стационарного сектора на стационарозамещающий уровень.

В сложных условиях экономического и социального развития республики не прекращается реальная угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. При значительном снижении заболеваемости корью, коклюшем, дизентерией, развитии мер по ликвидации полиомиелита продолжался рост заболеваемости дифтерией, гепатитом, ВИЧ-инфекцией. В настоящее время санитарно-эпидемиологическую обстановку в Республике Марий Эл следует оценивать как напряженную, в ее негативное влияние на здоровье население - как существенное.

2.2. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Республики Марий Эл

Анализ финансовой деятельности учреждений здравоохранения за 2002-2004 гг. проведен на основании данных, представленных учреждениями здравоохранения по формам оперативной отчетности и аналогичными данными за прошлый год. Вначале проведем анализ структуры доходов учреждений здравоохранения.

На финансирование учреждений здравоохранения, за счет средств бюджета и системы обязательного медицинского страхования (с учетом текущих поправок) планировалось направить 923,9 млн. руб., что составляет 65% от потребности. По оперативным данным за 2004 год финансирование за счет данных источников составило 995,7 млн. руб. (108%). Обеспеченность финансовыми средствами составляет 70% (2002г. - 48%, 2003г. - 60%). В 2004 году учреждениями здравоохранения получено средств в 1,7 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Таблица 2.3

Финансирование учреждений здравоохранения

Предусмотрено

Получено

%

Бюджет

672,6

684,9

102

Средства ОМС

251,3

310,8

124

Всего

923,9

995,7

108

Для обеспечения бесплатной медицинской помощью населения республики в расчете на 1 жителя (население РМЭ 750,3 тыс. чел): потребность составляет 1888 руб. предусмотрено 1231 руб. выделено 1327 руб. (рис.2.5).

Рис.2.5. Обеспеченность средствами в расчете на 1 жителя в 2004 году, руб.

В структуре доходов учреждений здравоохранения бюджетные средства занимают 64%, средства обязательного медицинского страхования - 29% и прочие источники - 7% (рис.2.6).

Рис.2.6. Структура доходов учреждений здравоохранения за счет всех источников финансирования за 2004 год

Динамика поступления средств из разных источников финансирования за 2004 год показана на рис.2.7.

Рис.2.7. Динамика поступления средств из разных источников финансирования за 2004 год, тыс. руб.

Более равномерно в течение года поступали средства за счет оказания платных услуг. Из бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования поступление средств не равномерно. В конце года наблюдается сокращение поступления средств за счет всех источников.

На 2004 год бюджет отрасли с учетом финансирования федеральных законов утвержден в сумме 641,7 млн. руб., с учетом поправок к концу года утвержденные ассигнования составляют 672,6 млн. руб., таким образом бюджетные ассигнования по отрасли в течение 2004 года увеличились на 30,9 млн. рублей. Уточнение бюджетных ассигнований в сторону увеличения произошло во всех районах. За счет средств бюджета получено 684,9 млн. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в прошлом году (приложение 2).

Исполнение уточненных бюджетных назначений составило 102%, менее 100% освоение в Горномарийском и Юринском районах. Наибольший процент освоения годовых назначений: в Сернурском районе - 115%; в г. Козьмо-демьянске - 111%; в Мари-Турекском районе - 107%. Необходимо отметить районы с наибольшим процентом перефинансирования первоначально утвержденных кредитов: Оршанский район - 29%, Сернурский - 18%, г. Волжск - 21%, г. Козьмодемьянск - 15%, Звениговский район - 14%.

Рис.2.8. Исполнение уточненных бюджетных назначений по территориям за 2004 год,%

Структура расходов средств бюджета следующая: заработная плата и начисления на нее - 77%, медикаменты - 5%, питание - 3%, коммунальные услуги - 9%, текущий и капитальный ремонт зда-ний - 1%, приобретение оборудования - 1%, остальные статьи расходов - 4%.

В соответствии с бюджетом Республиканского Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного на 2004 год, на финансирование учреждений здравоохранения предполагалось направить 145,7 млн. руб., в том числе за счет страхования неработающего населения - 50 млн. руб. В течение года бюджет Фонда ОМС был пересмотрен. За счет увеличения суммы сборов страховых взносов предприятий и организаций, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения прогнозная сумма средств на финансирование учреждений здравоохранения составила 251,3 млн. руб., в том числе за счет страхования неработающего населения - 80 млн. руб. Фактически получено за счет средств системы обязательного медицинского страхования 310,8 млн. руб. или 124% от уточненного прогноза на год, в том числе: за выполненные медицинские услуги - 168,6 млн. руб., за счет страхования неработающего населения - 65,0 млн. руб., по целевым программам - 7,2 млн. руб., за счет нормированного страхового запаса и субвенций Федерального Фонда обязательного медицинского страхования - 69,9 млн. руб. (приложение 3).

Сумма средств, полученная учреждениями здравоохранения в 2004 году, увеличилась в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом. Сумма финансовой помощи учреждениям здравоохранения за счет средств фонда обязательного медицинского страхования составила 25% в целом по отрасли, а по районам от 15% в Волжском районе до 32% в Советском и 37% в Параньгинском районах. Структура расходов средств обязательного медицинского страхования следующая: заработная плата и начисления на нее - 3%, медикаменты - 30%, питание - 14,5%, коммунальные услуги - 17,5%, текущий и капитальный ремонт зданий - 9%, приобретение оборудования - 16%, остальные статьи расходов - 10%.

За 2004 год поступление средств от оказания платных услуг, предоставляемых населению, составляет 61,5 млн. - руб., в том числе за счет добровольного медицинского страхования 4,1 млн. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы от оказания платных услуг увеличились на 17,8 млн. руб., но вместе с тем их доля в структуре доходов учреждений здравоохранения составляет 5,8%, что меньше уровня прошлого года (7,3%). За счет осуществления предпринимательской деятельности в 2004 году учреждениями здравоохранения перечислено налогов в бюджеты различных уровней на сумму 4,9 млн. руб.

Поступление средств на 1 жителя в 2004 году за счет оказания платных услуг населению составляет в среднем по республике 81,92 рубля с учетом республиканских учреждений, по территориям - в среднем 53,52 рубля.

Получено субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования на сумму 56 млн. руб. В динамике с 2002 года прослеживается увеличение привлеченных средств по федеральным целевым программам, на строительство объектов здравоохранения и по субвенциям федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Таблица 2.4

Привлечение средств за счет федеральных источников

2002 год (млн. руб)

2003 год (млн. руб)

2004 год

(млн. руб)

Темп роста,%

2004г. к 2003г.

Федеральные программы

14,6

17,3

19,5

112,7

Строительство по непрограммной части федерального бюджета

7,5

4,0

13,5

337,5

Оборудование за счет средств Минздрава РФ

2,7

50,0

7,7

15,4

Оборудование по валютному займу

7,2

-

-

-

Гуманитарная помощь

2,7

4,9

0,7

14,3

в том числе: оборудование

2,7

2,5

-

-

медикаменты

-

0,4

-

-

питание

-

2,0

0,7

35,0

Субвенции федерального фонда

34,0

53,0

56,0

105,7

Всего

68,7

129,2

97,4

75,4

Хотя по сравнению с 2003 г. сумма привлеченных средств уменьшилась в 1,3 раза, увеличились средства, полученные по федеральным целевым программам в 1,1 раза, на строительство объектов по непрограммной части федерального бюджета - в 3,4 раза и по субвенциям Федерального фонда ОМС - в 1,1 раза. Общее сокращение произошло в связи с тем, что в 2003 году республика получила дорогостоящее оборудование (компьютерный томограф стоимостью 50 млн. руб)

В прошедшем году пристальное внимание уделялось лекарственному обеспечению лечебно-профилактических учреждений и населения. На приоб-ретение медикаментов учреждениями направлено 114,3 млн. руб., в том числе за счет средств бюджета - 20,4 млн. руб., за счет средств обязательного меди-цинского страхования - 93,9 млн. руб. Анализ динамики расходов на меди-каменты показывает, что в течение последних двух лет удается планомерно увеличивать расходы на данные цели. По отношению к 2002 году на приоб-ретение медикаментов в 2004 году направлено средств в 1,9 раза больше.

Таблица 2.5.

Динамика расходов на медикаменты за 2002-2004 годы (тыс. руб)

2002

год

Рост к прошлому году (раз)

2003

год

Рост к прошлому году (раз)

2004

год

Рост к

прошлому году (раз)

Кассовые расходы, всего

59596

1,0

83786

1,4

114325

1,4

в том числе

бюджет

17355

-1,2

10377

-1,7

20435

2,0

ОМС

42241

1,1

73409

1,7

93890

1,3

Если до 2003 года увеличение происходило в основном благодаря средствам обязательного медицинского страхования, а средства бюджета сокращались, то в 2004 году средства бюджета также были увеличены, хотя увеличение произошло за счет средств республиканского бюджета.

Бюджеты муниципальных учреждений на приобретение медикаментов 2004 году сократились от первоначально утвержденных сумм в целом по республике на 1,4 млн. руб. Сокращение произошло практически во всех районах, за исключением Волжского и Мари-Турекского, Параньгинского и Оршанском, в котором кредиты увеличены (приложение 4).

В 2002-2004 гг. продолжено бесплатное и льготное обеспечение отдельных групп населения и категорий больных. Расходы на данные цели остались на уровне прошлого года. Но в сравнении с 2002 годом кредиты увеличены в 1,7 раза, финансирование в 3 раза, фактические расходы в 1,9 раза (табл.2.6). В тоже время улучшение обеспечения бесплатными и льготными медикаментами обусловлено в основном выделением целевых средств федерального бюджета по законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов».

Таблица 2.6

Динамика финансового обеспечения бесплатного и

льготного отпуска медикаментов 2002 - 2004 годы, млн. руб.

2002 год

2003 год

2004 год

Пре-дусм.

Выде-лено

Факт.

расходы

Пре-дусм.

Выде-лено

Факт.

расходы

Пре-дусм.

Выде-лено

Факт.

расходы

Всего

7,5

4,3

6,8

13,7

13,4

14,6

13,1

13,2

13,0

Закон "О ветеранах"

-

-

-

3,9

2,7

2,8

2,4

2,6

2,3

Закон "О соц. защите инвалидов"

-

-

-

7,6

8,1

8,9

7,1

7,2

7,4

Прочие

категории

-

-

-

2,2

2,6

2,9

3,6

3,6

3,3

Фактические расходы по обеспечению бесплатными льготными медикаментами составили 13,0 млн. руб. или в расчете на 1 льготника в среднем по республике 87 рублей (приложение 5). В 2004 году на обеспечение бесплатными и льготными медикаментами категорий граждан, имеющих льготы, предусмотрено 13,1 млн. руб., в том числе за счет финансирования из федерального бюджета 9,5 млн. руб., средств местных бюджетов - 3,6 млн. руб. По итогам года бесплатный льготный отпуск медикаментов по закону «О ветеранах» профинансирован на 98%, по закону «О социальной защите инвалидов» на 102%. Низкий% освоения средств по законам «О ветеранах» в Моркинском районе - 69%, в Советском - 57%, в Сернурском - 78%.

Наиболее высокий уровень фактических расходов на бесплатные льготные медикаменты на 1 льготника в Юринском районе (140,7 руб), в г. Йошкар-Оле (102,2 руб), Мари-Турекском районе (86,8 руб), Новоторъяльском (70,0 руб), наиболее низкие уровни - в Моркинском (29,9 руб), Килемарском (33,0 руб), Параньгинском (38,3 руб) районах. В этих районах практически не выделяются средства на бесплатный и льготный отпуск медикаментов прочим категориям льготников, финансирование которых должно осуществляться за счет местных бюджетов.

В прошедшем году во всех территориях республики было организовано бесплатное питание детям в возрасте до 1 или 2 лет, фактические расходы на эти цели составили 7,2 млн. руб. (приложение 6). Учитывая дефицит бюджетных средств обеспеченность детей питанием в различных территориях отличается. Если в среднем по республике на 1 ребенка израсходовано 511,5 руб., то в Килемарском 60 руб., в Советском - 71руб, Новоторьяльском - 136 тыс. руб. В г. Йошкар-Оле на 1 ребенка израсходовано 1009 руб., в г. Волжске - 454 руб., в г. Козьмодемьянске - 589 руб.

Таблица 2.7

Расходы на детское питание в динамике за 2002 - 2004 годы, тыс. руб.

Показатели

2002 год

2003 год

2004 год

Фактические расходы

5734

6783

7221

Кассовые расходы

4756

7376

7061

Динамика расходов на детское питание показывает, что расходы на эти цели ежегодно увеличиваются, однако в 2004 году финансирование уменьшилось на 315 тыс. руб. Выделяемые средства недостаточны даже для обеспечения питанием детей первого года жизни. Потребность в средствах на эти цели, рассчитанная в соответствии с нормативами, составляет 56,7 млн. руб., в том числе для детей первого года жизни - 37,9млн. руб., то есть обеспеченность средствами остается на уровне 13%.

Обобщая представленные данные следует отметить, что при анализе структуры доходов учреждений здравоохранения Республики Марий Эл финансирование за 2004 год за счет средств бюджета и системы обязательного медицинского страхования было совершено в полном размере и составило 995,7 млн. руб., однако данный объем составляет 65% от потребности. Положительно оценивается тот факт, что в 2004 году учреждениями здра-воохранения было получено средств в 1,7 раза больше, чем за прошлый год.

В структуре доходов учреждений здравоохранения основную долю (64%) составляют бюджетные средства. Бюджет отрасли был исполнен в 2004 году на 107% к утвержденным показателям. В структуре расходов средств бюджета основную часть (77%) составляет заработная плата и начисления на нее, а также медикаменты (5%), питание (3%), коммунальные услуги (9%).

Фактически получено за счет средств системы обязательного медицинского страхования 310,8 млн. руб. или 124% от уточненного прогноза на год. Следует также отметить, что сумма средств, полученная учреждениями здравоохранения в 2004 году, увеличилась в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом.

Анализ динамики расходов на медикаменты показывает, что в течение 2002-2003 гг. увеличены расходы на данные цели. По отношению к 2002 году на приобретение медикаментов в 2004 году направлено средств в 1,9 раза больше. В прошедшем году во всех территориях республики было организовано бесплатное питание детям в возрасте до 1 или 2 лет, фактические расходы на эти цели составили 7,2 млн. руб.

Таким образом, анализ финансовой деятельности учреждений здравоохранения Республики Марий Эл показал, что факторами, сдерживающими развитие здравоохранения, доступность медицинской помощи, обеспечение ее качества, по-прежнему являются недостаток финансирования, трудности приобретения лекарственных средств населением и лечебно-профилактическими учреждениями, сложности в освоении перспективных технологий и координации развития здравоохранения.

Недостаточный объем ассигнований, выделяемых на здравоохранение, отрицательно сказывается на развитии отрасли; несмотря на успехи региона, остаются медленными темпы укрепления и обновления материально-технической базы учреждений здравоохранения, их оснащения современным оборудованием; учреждения здравоохранения не в полной мере обеспечены медикаментами, перевязочными средствами и медицинскими изделиями.

2.3. Результаты деятельности органов и учреждений здравоохранения Республики Марий Эл

Основополагающим документом, определяющим обязательства государственной системы здравоохранения перед обществом, является «Программа государственных гарантий оказания гражданам в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи», которая финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Она рассчитывается на основании объёмных показателей работы органов и учреждений здравоохранения Республики Марий Эл (табл.2.8).

Важным разделом деятельности была работа по обеспечению населения амбулаторно-поликлинической помощью. Утвержденный норматив объемов амбулаторно-поликлинической помощи по Программе госгарантий на 2004 г. составляет 8924,5 посещений на 1000 жителей.

Несмотря на то, что функция врачебной должности на поликлиническом приеме увеличилась на 559,6 посещения на 1 врача за год и составляет в среднем по республике 4785,6 посещений на 1 занятую врачебную должность, мы не смогли достигнуть нормативного показателя. За счет бюджета и обязательного медицинского страхования число посещений к врачам за 2004 г. составляет 8119,4 на 1000 жителей или ниже норматива на 9%, что связано и с недостаточной обеспеченностью врачебными кадрами которая на 30% ниже, чем в среднем по РФ. Недовыполнение норматива посещений к врачам поликлиник приводит к дополнительной нагрузке на службу скорой помощи.

Таблица 2.8

Выполнение Программы государственных гарантий

обеспечения граждан в Республике Марий Эл бесплатной

медицинской помощью за 2004 г. (по объемам медицинской помощи)

Виды

медицинской

помощи

Утвержденные нормативы объемов медицинской помощи на 2004 г.

Фактические показатели за 2004 год

Отношение фактических объемов медпомощи к плановым пока-зателям в%

Число вызовов на 1000 жителей

318,0

331,5

104,2

В абс. числах.

240122

248718

103,6

Количество посещений на 1000 жителей в год

8924,5

8119,4

91,0

В абс. числах (тысяч)

6738,9

6092,0

90,4

Число койкодней на 1000 жителей

3140,7

3444,5

109,7

В абс. числах (тысяч)

2371,5

2584,4

109,0

Уровень госпитализации (число госпитализированных на 1 000 жителей)

219,6

256,9

117,0

Средняя длительность пребывания 1 больного в стационаре

14,3

13,8

96,5

Количество дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания на 1000 жителей

499,0

386,7

77,5

В абс. числах (тысяч)

376,8

290,1

77,0

Утвержденный норматив объемов скорой медицинской помощи по Программе госгарантий на 2004 г. составляет 318,0 вызовов на 1000 человек.

Фактически число вызовов скорой помощи составило 331,5 на 1000 населения (по РФ - 330,0). За 2004 год число вызовов увеличилось на 2,2%. Прирост количества вызовов скорой помощи произошел исключительно за счет вызовов в сельской местности, в том числе и в связи с открытием дополнительных пунктов скорой помощи при реорганизации участковых больниц во врачебные амбулатории.

Число лиц, из сельской местности, которым была оказана скорая медицинская помощь, увеличилось с 48,6 тысяч в 2003 г. до 53,4 тысяч в 2004 году.

Таблица 2.9

Работа скорой медицинской помощи в Республике Марий Эл

Показатели

2000г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Выездов скорой помощи (в абсолютных числах)

241268

234235

242958

244990

248718

Число лиц, которым оказана медицинская помощь

243042

235250

244265

246233

249769

в том числе в сельских населенных пунктах местности

42111

41926

43941

48575

53430

% сельских жителей

17,3%

17,8%

18,0%

19,7%

21,5%

Число бригад скорой помощи

234

245

234

250

248

в том числе: врачебных бригад

74

91

91

91

91

из них: специализированных бригад

16

24

24

24

24

Фельдшерских бригад

160

154

143

159

157

Выполнено вызовов отделениями

скорой медпомощи (на 1000 нас)

316,2

307,7

320,2

324,4

331,5

в т. ч. по поводу хронич. заболеваний

116,2

76,4

80,1

84,3

82,2

Удельный вес вызовов по поводу

хронич. заболеваний (%)

36,7%

24,8%

25,0%

26,0%

24,8%

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.