РУБРИКИ

Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

По общему правилу из бюджета России уплачиваются некоторые издержки, связанные с рассмотрением дела (расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 94 ГПК РФ) См. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ Статья 281 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф..

Для вступления в отношения с российским государственным органом иностранцу вовсе не обязательно находиться в России. Например, документ может быть направлен в РФ по почте, наконец, иностранный гражданин вправе самостоятельно явиться в российское заграничное представительство. Общая правоспособность есть не просто гарантия участия человека в конкретных правоотношениях, но и гарантия его участия в абстрактных правоотношениях. Иными словами, именно наличие общей правоспособности, которая наступает с момента рождения, делает ребенка-иностранца субъектом российского права. В будущем он сможет воспользоваться своими правами, увеличить их количество или отказаться от их реализации. Но такой отказ вовсе не должен свидетельствовать об отсутствии прав. Он может говорить лишь об определенной степени правовой активности субъекта. Поэтому следует признать, что общая правоспособность иностранных граждан наступает с момента рождения, но ее объем крайне незначителен См. Хазанов С.Д. Административная правосубъектность граждан / С.Д. Хазанов. - М. : Проспект, 2007. -36 с..

Фактически единственным правом, предоставляемым российским законодательством иностранным гражданам в рамках их общей административной правоспособности, является право на обращение в российские органы государственной власти, прежде всего для получения разрешения на въезд. Если возможность обращения в органы государственной власти России по любому вопросу обусловливается отсутствием соответствующего запрета в законодательстве и общими демократическими принципами функционирования российского государства, то разрешение на въезд есть необходимое основание возникновения у иностранца иных прав, а значит, для появления у него полной административной правоспособности.

В законодательстве закреплены правовые основания расширения объема прав иностранцев. Полная административная правоспособность иностранца невозможна без наличия у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, а также полученной от компетентного российского органа государственной власти въездной визы.

Исключением являются иностранцы, правоспособность которых возникает после приобретения в РФ статуса беженца. В этом случае иностранец приобретает полную административную правоспособность в силу одностороннего решения российского компетентного органа государственной власти. Более того, законность выезда из государства, гражданином которого является беженец, не является основанием для приобретения им в России полной административной правоспособности. Беженцем иностранный гражданин может стать и вопреки желанию государства его гражданства.

Статус беженца обеспечивает человеку правовую защиту РФ. Необходимость этой защиты обусловлена, в свою очередь, обоснованными опасениями иностранца стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Россия в таком случае восполняет защиту, которую не смогло или не захотело обеспечить государство, гражданином которого иностранец является. Другим исключением из общего правила является въезд иностранного гражданина в безвизовом порядке. Чаще всего визы отменяются дружественными государствами на взаимной основе с целью активизации межгосударственных связей (на уровне отдельных граждан и организаций). В этом случае виза как индивидуальный разрешительный документ подменяется общим актом, упраздняющим визовый режим. Этот акт и будет единым для всех иностранцев, имеющих гражданство данного государства, разрешительным документом, предоставляющим право въезда на российскую территорию.

То есть Россия заранее приглашает их въехать в свои пределы. Чаще всего безвизовый режим вводится на основании межгосударственного соглашения, но он может быть введен и в одностороннем порядке заинтересованным в привлечении иностранцев государством. Следовательно, значительную часть публичных прав иностранец приобретает после прибытия в Российскую Федерацию.

Автору хотелось бы отметить, что полная административная правоспособность иностранных граждан не одинакова. Ее объем зависит от цели и обстоятельств посещения Российского государства. В ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» буквально указано: «В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в РФ и цели его пребывания в РФ иностранному гражданину выдается виза».

С другой стороны, независимо от вида визы иностранцы сохраняют возможность реализовать ряд прав, предоставленных им российским законодательством (обращаться в органы государственной власти, право на защиту и прочие), а также исполнить определенный набор юридических обязанностей (получить установленные законодательством документы, исполнять нормы российского законодательства, повиноваться законным требованиям должностных лиц российских органов власти и другие обязанности). В связи с этим необходимо выделять полную и специальную административную правоспособность лиц, не имеющих российского гражданства. Последняя как раз и будет определяться целью посещения РФ, а основанием ее возникновения будет выданная компетентным органом виза. Тем самым законодатель подчеркивает временность правовой связи между не гражданином и Российским государством, а значит, сохраняет за собой возможность досрочного ее прекращения. В принципе это может произойти и в случае достижения иностранным гражданином цели, которую он заявил, испрашивая разрешение на въезд. Зависимость специальной административной правоспособности иностранцев от визы имеет и практическое выражение. Часто цель фактического посещения страны не совпадает с зафиксированной в визе целью. Многие иностранцы при получении визы сообщают цель, которая не соответствует предполагаемой деятельности.

Например, граждане ФРГ пересекали российскую границу по туристической визе, но занимались в России научной деятельностью (сбор материалов для научной работы), которая предполагала посещение архивов, библиотек, иных организаций и учреждений; французские граждане осуществляли учебную деятельность (организованно изучали русский язык, проходили неоплачиваемую практику на российских предприятиях), прибыв в страну по обыкновенной частной визе. Такие казусы окончились для них положительно, реализовав действительную цель своего посещения страны, они без осложнений покинули ее территорию и вернулись домой, но это могло закончиться и принудительной высылкой (депортацией).

Автор полагает, что такое положение можно объяснить и недостаточной эффектностью административного надзора в миграционной сфере. Государство ввело градацию административной правоспособности иностранцев в зависимости от предполагаемой их деятельности на своей территории для того, чтобы поставить ее под надзор. Оно желает своевременно получать информацию не только о числе, но и о занятиях лиц, не являющихся российскими гражданами. Это позволит России более эффективно регулировать миграционные процессы, решать вопросы о защите своих граждан (обеспечения их прав на занятость, жилье и других прав) См. Князев С.Д. Административно-правовой статус российских граждан: конституционно-правовые основы реформирования / С.Д. Князев // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 24..

Таким образом, иностранные граждане, лица без гражданства имеют право обращаться в суды в РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций См. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф..

1.7 Основания ограничения дееспособности гражданина

Злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, являющееся основанием для ограничения дееспособности гражданина, представляет собой такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.

Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении просьбы заявителя, если семья не получает от лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, необходимой материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично. При этом необходимо учитывать, что закон не ставит возможность ограничения дееспособности гражданина в зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом. Основанием ограничения дееспособности гражданина является наличие сложного юридического состава: злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами и тяжелое в связи с этим материальное положение семьи. Для ограничения дееспособности необходимы оба перечисленных условия, а также наличие между ними причинной связи. Тяжелое материальное положение, в котором оказалась семья гражданина, вызванное иной причиной, не является основанием для ограничения его дееспособности. С другой стороны, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления об ограничении дееспособности наличие заработка и иных доходов у других членов семьи, поскольку, ограничивая дееспособность гражданина, закон защищает не только интересы семьи, но и имущественные интересы и здоровье самого гражданина.

Порядок ограничения дееспособности регулируется ГПК РФ и довольно сходен с порядком признания гражданина недееспособным. Эта категория дел рассматривается с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Необходимо также участие в судебном заседании самого гражданина, об ограничении дееспособности которого решается вопрос.

Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами возбуждается на основании заявления членов семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о том, что гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками (наркотическими средствами), ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Ограниченному в дееспособности лицу назначается попечитель. Объем дееспособности таких граждан значительно сужен. Они вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки. Сделки по распоряжению имуществом, отчуждать его на возмездной и безвозмездной основе, обменивать, а также получать заработную плату, пенсию, авторский гонорар, иные доходы и распоряжаться этими средствами ограниченно дееспособные могут только с согласия попечителя.

Вместе с тем ограничение дееспособности не освобождает этих лиц от самостоятельной имущественной ответственности по обязательствам, вытекающим из договоров, и за причинение вреда. Таким образом, под ограничением дееспособности следует понимать лишение судом гражданина права производить без согласия попечителя следующие действия: продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать и другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых сделок.

В случае если основания для ограничения дееспособности отпали, суд на основании заявления самого гражданина, его представителя, члена семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения принимает решение об отмене ограничения гражданина в дееспособности, на основании которого отменяется установленное над ним попечительство. К числу членов семьи гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическим средствами, относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают с ним совместно и ведут общее хозяйство. См. Садиков О.Н. Гражданское право России. Общая часть / О.Н. Садиков. - М.: Издательство «Юркнига», 2008. - 130 с.

На сделки по распоряжению имуществом, совершенные гражданином, ограниченным в дееспособности, если таковые совершены без согласия попечителя, распространяются правила ст. 176 ГК РФ: такая сделка может быть признана судом недействительной по иску попечителя. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить в натуре - возместить его стоимость в деньгах. Кроме того, дееспособная сторона обязана возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать об ограниченной дееспособности другой стороны.

Перечисленные выше правила не распространяются лишь на мелкие бытовые сделки, которые гражданин, ограниченный в дееспособности, имеет право совершать самостоятельно.

По решению суда отмена ограничения дееспособности гражданина возможна также в случаях, когда его семья распалась и соответственно отпала обязанность этого лица предоставлять средства на ее содержание, например в случае смерти, развода, разделения семьи.

Таким образом, ограничение гражданина в дееспособности возможно исключительно по решению суда и направлено на обеспечение интересов не только лица, но и членов его семьи.

1.8 Признание гражданина недееспособным

Дееспособность гражданина зависит не только от его возраста, но и от состояния психики. Признать гражданина недееспособным может только суд. Основанием такого признания является не всякое психическое расстройство, а такое, при котором гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими См.Данилова Л.Я. Гражданская правосубъектность лиц, страдающих психическими расстройствами / Л.Я. Данилова // Юридический мир. 2005. № 3. С. 27..

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного проживания с ним, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими (п. 2 ст. 282 ГК РФ).

Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

Заявление о признании гражданина недееспособным рассматривается судом с участием гражданина, в отношении которого возбуждено дело, если это возможно по состоянию его здоровья, а также с участием заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства.

Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства. Опекун является его законным представителем, защищает его права и совершает от его имени сделки и другие юридически значимые действия. Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять над ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1076 ГК РФ).

Сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, являются ничтожными. Однако закон допускает исключение из этого правила, устанавливая, что в интересах гражданина, признанного недееспособным, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина.

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека См. Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Постатейный [электронный ресурс] / С.П. Гришаев, А.М. Эрделевский. // КонсультантПлюс. ВерсияПроф, 2007. - 45 с..

Таким образом, признание гражданина недееспособным допускается только в исключительных случаях, и с соблюдением специальной процедуры, предусмотренной гражданских законодательством.

1.9 Патронаж над дееспособными гражданами

Охрана прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии позаботиться о себе в силу преклонного возраста, инвалидности, невозможности из-за болезни свободно передвигаться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. При этом у такого рода граждан должна сохраняться способность отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

По мнению автора, патронажные отношения, устанавливаемые над дееспособными совершеннолетними лицами, имеют свои отличительные правовые признаки. Несмотря на то, что институт патронажа предназначен для защиты прав гражданина, который по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его цели не совпадают с целями опеки и попечительства, поскольку лицо, находящееся под патронажем, дееспособно, то есть все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен, когда лицо психически нездорово. В этом случае орган опеки и попечительства обязан принять все необходимые меры для рассмотрения дела судом о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника.

Кроме того, правовое положение помощника отличается от прав и обязанностей попечителя. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в суде, так и в исполнительном производстве, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Защита помощником имущественных прав патронируемого осуществляется в соответствии со ст. 41 ГК РФ на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся под патронажем.

Автор считает что, подобного рода правила неоправданно сужают и усложняют оптимальную правовую регламентацию патронажа. В этой связи следует исходить из возможности заключать как договоры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ), так и договоры, содержащие элементы различных договоров, так называемые смешанные договоры (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому участники патронажного договора вправе сами решать (в определенных пределах), какой по своей правовой природе договор им больше подходит.

Договор, предусматривающий как услуги по представительству, так и услуги по управлению имуществом, а также доставке продуктов, приготовлению пищи, организации медицинской помощи, скорее всего, следует квалифицировать как договор смешанный. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что юридическая природа патронажного договора может быть различной, как различны сами патронажные услуги: фактические и юридические действия, а также их комбинации в контексте определяемых сторонами целей.

По мнению автора, патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но нуждающимся в помощи гражданам может быть как безвозмездным, так и возмездным. Оплата услуг помощника может производиться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ иного имущественного характера (пользование автомашиной, комнатой в квартире). При отсутствии средств у лица, нуждающегося в помощнике, его услуги могут оплачиваться за счет бюджетных средств или средств специальных фондов.

Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности помощника, органов опеки и попечительства, а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. Договор патронажа предполагает существование систематического контроля за его исполнением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях - отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других важных прав лица, заключившего патронажный договор. Ни одна из сделок, требующих нотариального удостоверения, не должна быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.

Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения мотивы, вызвавшие желание физического лица прекратить патронажные отношения. Для органов опеки и попечительства, иных должностных лиц, гражданина, находящегося под патронажем, основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью См. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства / Л.Ю. Михеева. - М. : Проспект, 2008. - 18 с..

Патронат - это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании, заключенного между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой.

Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.

Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.

Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.

Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Патронат может устанавливаться на срок от одного дня до шести месяцев (краткосрочный) и от шести месяцев и более (долгосрочный).

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. Таким образом, введение в регионах такой формы устройства детей, как патронат, позволит значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок.

Однако вызывает сомнение возможность возложения главой местного самоуправления таких полномочий, как предъявление иска в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления, дача заключений в суде об обоснованности и соответствии усыновления интересам детей, заключений по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей, и других на уполномоченные службы См. Хабриева Т.Я. Концепции развития российского законодательства / Т.Я. Хабриева. - М. : ГроссМедиа, 2006. - 53 с..

Автор считает, что такое перераспределение полномочий от органов местного самоуправления к учреждениям и организациям не только не соответствует федеральному законодательству, но и принципиально недопустимо.

Патронатные воспитатели не являются законными представителями несовершеннолетнего и не могут представлять его интересы во всех органах и учреждениях, хотя обязаны круглосуточно находиться рядом с ребенком.

Кроме того, автор полагает, что будет непросто привлечь к ответственности патронатных воспитателей за вред, причиненный личности или имуществу детей, данные лица не относятся к субъектам административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

В случае причинения вреда патронируемым ребенком в возрасте от 14 до 18 лет патронатный воспитатель, не являясь попечителем, не несет ответственности в порядке п. 2 ст. 1074 ГК РФ.

С целью защиты прав детей, находящихся сегодня в таких патронатных семьях, можно, не изменяя норм федерального законодательства, принять следующие меры экстренного исправления сложившейся юридической ситуации:

1) либо более четко урегулировать в актах регионального законодательства права и обязанности сторон по договору о передаче ребенка, исключив из него положения о защите прав ребенка и сосредоточить внимание на имущественных правах и обязанностях сторон и их взаимной ответственности, а также ответственности за вред, причиненный ребенку;

2) либо предоставить патронатным воспитателям возможность представлять интересы ребенка вовне на основании выдаваемой органом опеки и попечительства доверенности на совершение отдельных действий.

1.10 Опека и попечительство

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан законом введен институт опеки и попечительства. С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - ещё и способ их устройства на воспитание в семью.

Орган опеки и попечительства - это специально уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, на который возложены функции по опеке и попечительству. Если до 1 января 2008 г. органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, то после 1 января 2008 г. такими органами стали специально уполномоченные органы государственной власти конкретного субъекта РФ.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие употребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей. При назначении нескольких опекунов или попечителей, а это может произойти исходя из интересов лица, представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, в нем может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Опекуны и попечители как воспитатели обладают следующими правами и обязанностями: воспитывать подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке. Они вправе самостоятельно избирать формы и способы воспитания переданных им на воспитание детей. Автор подчеркивает, что при этом надлежит учитывать рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение детей, которые способны его выразить.

Опекун и попечитель имеют также право выбора формы образования своего подопечного и обязаны обеспечить возможность его получения. По своему существу права и обязанности опекунов и попечителей не отличаются от родительских См. Дмитриева Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» / Ю.А. Дмитриева // Деловой двор, 2008. - 36 с. .

В этой связи автором была проанализирована сложившаяся судебная практика. Так, Кузнецова А., действующая в интересах опекаемой внучки Ивановой А. обратилась в суд к Администрации города Н. иском о предоставлении жилого помещения. Однако впоследствии отказалась от иска. Данный отказ был обжалован прокурором города Н. По мнению прокурора опекун не имела права отказываться от иска в интересах опекаемой без согласия органов опеки и попечительства поскольку данное процессуальное действие косвенно связано с отказом от имущественных прав опекаемой. Рассматривая представление прокурора, Президиум Пензенского областного суда указал, что доводы прокурора заслуживают внимания так как исходя из смысла ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства отказываться от иска, заявленного в интересах несовершеннолетнего, если это затрагивает имущественные права и интересы последнего. На основании этого Президиум посчитал, что такой отказ от иска является существенным нарушением прав и законных интересов опекаемой, поэтому дело было передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции См. Постановление Президиума Пензенского областного суда от 06.10.2006 № 44г-160 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф..

Таким образом, опекуны (попечители) должны действовать только в интересах опекаемого и не имеют права самостоятельно, без согласия органов опеки и попечительства совершать действия, которые приведут к ущемлению прав опекаемого.

Будучи законными представителями, подопечного опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение на совершение сделок, затрагивающие имущественные отношения подопечного. Особенно это касается сделок уменьшающих имущество подопечного: отчуждение имущества, сдача его внаем. Не вправе опекуны и попечители, а так же их супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом.

Нормы ГК РФ устанавливают самостоятельную имущественную ответственность несовершеннолетних лиц по совершаемым ими сделкам (п. 3 ст. 26 ГК РФ), но при таком подходе теряется смысл дифференциации сделок, совершаемых несовершеннолетним самостоятельно, и сделок, совершаемых им с согласия опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства. Обсуждаемую проблему можно решить путем установления в ГК РФ субсидиарной ответственности попечителя и органа опеки и попечительства, санкционировавших сделку несовершеннолетних лиц См. Михайлова И.А. Правосубъектность физических лиц: некоторые направления дальнейшего совершенствования российского гражданского законодательства / И.А. Михайлова // Гражданское право. 2009. № С. 11..

Таким образом, автор считает, что п. 3 ст. 26 ГК РФ можно дополнить положением следующего содержания: «Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. В случае отсутствия у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения убытков, причиненных им по сделкам, заключенным с согласия опекуна или попечителя и органов опеки и попечительства, названные лица должны возместить эти убытки полностью или в недостающей части».

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства. Так называемые договорная опека и договорное попечительство являются новыми институтами в российском гражданском и семейном праве.

Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ См. Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [электронный ресурс] / О.В. Кузнецова // КонсультантПлюс. ВерсияПроф, 2008. - 48 с..

Ещё одним из основных нововведений является подинститут предварительной опеки. Правоотношения, которые устанавливаются между опекуном и попечителем, с одной стороны, подопечным, с другой стороны, и органом опеки и попечительства - с третьей, являются новыми для российского законодательства. До 1 сентября 2008 г. такого вида опеки и попечительства не существовало, поэтому практика применения предварительных опеки или попечительства еще не сложилась.

Под предварительными опекой и попечительством понимаются опека и попечительство, которые устанавливаются на определенный промежуток времени, в случае, если требуется неотложно назначить опекуна или попечителя в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина. Предварительные опека и попечительство призваны восполнить пробел в тех случаях, когда органом опеки и попечительства производится отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Законодательство определяет круг обязанностей опекуна (попечителя), однако не устанавливает детально порядок их исполнения. В обязанности опекуна (попечителя) входит сделать так, чтобы положение лица не ухудшилось. Поскольку самостоятельно не могут позаботиться о себе лица, психическая деятельность которых имеет отклонения от нормы, постольку за опекуном (попечителем) должно быть признано право воздействовать на волю подопечного, а в необходимых случаях - заменять ее своей волей См. Михеева Л.Ю. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц: сборник статей / Л. Ю. Михеева, И.М. Кузнецова // Нотариус. 2008 г. № 1. С. 62-63..

Специфика попечительства над ограниченно дееспособным лицом обусловлена тем, что его психическая деятельность не имеет таких недостатков, которые сделали бы его абсолютно беспомощным перед внешними факторами. Поэтому и содержание попечительства в данном случае должно состоять только в контроле за расходованием имущества, что в конечном итоге может повлиять на правильное формирование поведенческой ориентации.

При определении правовых форм устройства нуждающихся в заботе граждан необходимо законодательно обеспечить противоположные и удовлетворяющие друг друга интересы. В осуществлении опеки реализуются прежде всего интересы подопечного лица, а также интересы того физического лица, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем).

Исходя из ценности для общества каждого отдельного индивидуума, независимо от его возраста, поведения, материального благосостояния и иных его характеристик, автор приходит к выводу, что вслед за укреплением семьи перед государством стоит задача всемерной поддержки опеки (попечительства).

Необходимо добавить, что в установлении опеки и попечительства усматривается именно общегосударственный интерес, а не только интерес отдельных регионов или местностей. Это утверждение, на взгляд автора, имеет отношение как к современному периоду, характеризующемуся чрезвычайно высоким уровнем безнадзорности детей и нарушением прав психически больных граждан, так и к любому другому периоду истории. Признание общегосударственного масштаба интересов в данном случае имеет важное практическое значение, в том числе для признания фактически исполняемых органами опеки и попечительства функций государственными полномочиями.

Таким образом, опека (попечительство) представляет собой форму индивидуального временного устройства граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также для обеспечения иных его интересов. Институт опеки и попечительства решает общегосударственные задачи, поэтому его установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления со всех сторон.

Одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. Во-первых, опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица. Во-вторых, потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными. В-третьих, не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). В-четвертых, не допускается назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности См. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью: постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 19.. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя.

Формальная сторона этого вопроса на сегодняшний день находится под контролем государства, очень сложна процедура оформления опеки и попечительства, выбор опекуна и попечителя но, не смотря на это, незащищенной остается проблема взаимоотношений опекунов и подопечных, дальнейшая жизнь детей с опекунами никем и никак не контролируется.

2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ

2.1 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

Практически всегда объявления о розыске пропавших без вести людей начинаются со слов «Ушел из дома и не вернулся...». Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с безвестно отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого безвестно отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов граждан нуждаются не только заинтересованные лица, но и сами без вести пропавшие граждане.

Конституция РФ закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Одним из таких органов являются суды общей юрисдикции.

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах См. Клячин Е.Н. Безвестное отсутствие / Е.Н. Клячин // Российская газета. 2007. № 3223. С. 23.. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится юридическая неопределенность - отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (ст. 42 ГК РФ).

В связи с этим возникает вопрос о том, претерпевает ли какие-либо изменения правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия и зависит ли она установления в судебном порядке. Бесспорно, что за безвестно отсутствующим гражданином в полном объеме сохраняется весь комплекс имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности но, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и фактической возможности реализовать многие из этих прав и исполнить принятые на себя обязанности, что обусловливает необходимость предусмотренного законом вмешательства в его частноправовую сферу (ст. 18 ГК РФ).

Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется стремлением законодателя обеспечить всемерную охрану субъективных прав и законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.

В свою очередь, в нормах процессуального законодательства предусмотрен целый ряд гарантий, целью которых является предотвращение произвольного признания гражданина безвестно отсутствующим. Этой цели, в частности, служит закрепление обязательного участия прокурора в судебном разбирательстве, причем по делам данной категории прокурор может выступать и в качестве заявителя - в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд (ст. 45, п. 3 ст. 278 ГПК РФ).

Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц. К правовым последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим, в частности, относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п. 1 ст. 188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ) и т.д.

Эти положения закона означают, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются (членство в хозяйственных товариществах и обществах, участие в договоре о совместной деятельности и др.); часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства, а какие-то субъективные права гражданин, признанный безвестно отсутствующим, реализует самостоятельно по месту своего нахождения (если он находится в живых), так как его правоспособность как способность иметь права и нести обязанности сохраняется в полном объеме.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства.

Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.