РУБРИКИ

Гражданство в международном праве

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Гражданство в международном праве

7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве.

«Под термином беженец следует понимать иностранца, в том числе и лицо без гражданства, который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношению к религии или гражданству, принадлежности определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является или на территории которого он постоянно проживает, и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений.»*

К данной категории лиц не относятся так называемые «экономические беженцы», покидающие свою страну в поисках лучшего экономического положения.

Чаще всего беженцы появляются вследствие международ-ных или внутренних военных конфликтов.

В международном праве термин «беженцы» появился пос-ле Первой мировой войны. Однако постоянный рост локаль-ных и глобальных вооруженных конфликтов привел к необ-ходимости не только детальной регламентации правового ста-туса беженцев, но и к созданию международных структур профильного характера.

В ООН на основе резолюции Генеральной Ассамблеи 428 (5) от 14 декабря 1950 года было создано Управление Вер-ховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), а в 1951 года была заключена многосторонняя Конвенция о статусе бежен-цев. Согласно Конвенции под термином «беженец» подразу-мевается лицо, которое рассматривалось как беженец в сил ряда соглашений, заключенных в период между двумя миро-выми войнами, а также в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. В 1967 году был принят Протокол, касающийся статуса беженцев. В соответствии с протоколом Конвенция 1951 года уже распространялась и на лиц, став-ших беженцами после 1951 года.

Для упорядочения деятельности УВКБ в 1954 году Генераль-ная Ассамблея ООН приняла Устав УВКБ, на основе которого Управление должно осуществлять свою деятельность.

Кроме УВКБ, которое является центральным звеном, в меж-дународную систему защиты беженцев входят другие меж-дународные учреждения системы ООН, международные реги-ональные организации, неправительственные организации и структуры государств, занимающиеся вопросами защиты бе-женцев.

* Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

В связи с тем, что количество беженцев непрестанно увеличивается, что требует увеличения финансовых затрат, государства-участники Конвенции 1951 года и Протокола 1967 предпринимают усилия по справедливому и пропорциональному распределению между собой бремени затрат по поддержанию международной системы защиты беженцев.

Для более эффективного функционирования системы защиты беженцев УВКБ в последние годы осуществляет более тесное сотрудничество с региональными системами защиты беженцев, с целью предотвращения возникновения новых потоков бе-женцев, непосредственно с государствами, международными орга-низациями, задействованными в решении проблем беженцев, а также неправительственными организациями. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, назрела необходимость в созда-нии нового международного органа, с более широкой компетен-цией, чем у УВКБ, который не имел бы статус вспомогательно-го учреждения ООН, а был бы образован самими государствами на основе международного соглашения. Такую организацию следовало бы наделить более широкими полномочиями, так как полномочия, которыми обладают Исполком по программе Вер-ховного комиссара, Верховный комиссар, Генеральная Ассамб-лея ООН и ЭКОСОС не позволяют им принимать решения, обя-зательные для всех заинтересованных сторон. Документы, при-нимаемые этими международными институтами, относятся к так называемому мягкому праву, что порой и сводит на нет усилия многих лиц и организаций, искренне стремящихся помочь бе-женцам и переселенным лицам.

В рамках мирового сообщества, а также в результате межго-сударственного сотрудничества был принят целый ряд между-народно-правовых документов, касающихся защиты прав бежен-цев к ним относятся :

· универсальные международные соглашения, регулиру-ющие правовое положение беженцев и защиту их прав (Кон-венция о статусе беженцев 1951 года. Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года, Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 года, Конституция Международной организации по миграции 1989 года);

· региональные международные договоры и конвенции, ре-гулирующие правовую защиту беженцев в определенном регионе (Конвенция, регулирующая конкретные аспекты проблем беженцев в Африке 1969 года, 4 Ломейская конвенция 1989 г. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года, Картахенская декларация о беженцах 1984 г. и др.);

Статья 12 Конвенции о статусе беженцев определяет следующий личный статус беженцев:

“Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.

В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам возможно более благоприятное положение и, во всяком случае, не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

Что касается защиты промышленных прав, как-то: прав на изобретения, чертежи и модели, торговые марки, названия фирмы, и прав на литературные, художественные и научные произведения, то беженцам в той стране, где они имеют свое обычное местожительство, будет предоставляться та же защита, что и гражданам этой страны.

На территории любого другого Договаривающегося государства им будет предоставляться та же защита, что предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой они имеют свое обычное местожительство.

В отношении ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды, и в отношении профессиональных союзов Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам, законно проживающим на их территории, наиболее благоприятствуемое положение, соответствующее положению граждан иностранного государства при тех же обстоятельствах.

Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договаривающихся государств.

На территории Договаривающегося государства, в котором находится его обычное местожительство, каждый беженец будет пользоваться в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане, в частности в вопросах юридической помощи и освобождения от обеспечения уплаты судебных расходов.”*

*Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

Следует отметить, что после распада СССР на пост советском пространстве насчитываются сотни тысяч беженцев, ставших жертвами этнических и религиозных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Чечне, Абхазии. Поэто-му государства СНГ должны активизировать и расширять свое сотрудничество в деле решения проблем беженцев как на дву-стороннем, так и многостороннем уровне. К сожалению, такое сотрудничество в рамках структур Содружества осуществляет-ся крайне неудовлетворительно, несмотря на то, что по этому воп-росу в рамках СНГ в 1993 году было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое всту-пило в силу с 1994 года (Украина в нем не участвует).

Перемещенные лица - это люди, которые были насильст-венно вывезены в ходе Второй мировой войны фашистской Германией и ее союзниками с оккупированных ими террито-рий для использования на различных работах. После оконча-ния войны СССР заключил ряд двусторонних соглашений о репатриации (возвращении на родину) перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия возвращению на родину перемещенных лиц в 1946 году была создана Между-народная организация по делам беженцев, которая прекрати-ла свое существование в 1951 году в связи с созданием УВКБ.

Сам термин «перемещенные лица» не используется в Кон-венции о статусе беженцев 1951 года, но в настоящее время в практике УВКБ он применяется в отношении некоторых ка-тегорий «внутренних беженцев», которые также называются «вынужденными переселенцами». К ним относятся лица, ко-торые покинули определенный конфликтный регион государ-ства и поселились в другом регионе в пределах этого же госу-дарства.

Данная проблема является весьма острой для России, поэто-му в 1993 году Российская Федерация приняла Закон «О вы-нужденных переселенцах». Проблемы беженцев являются весьма актуальными и для других регионов мира, в частности для Африканского континента, где в результате политической нестабильности имеется немало точек конфликтов. Здесь про-блемами беженцев занимаются и региональные организации.

Однако проблема беженцев существует и в Украине. Особенно остро она отразилась в АР Крым.

Всем известно, что именно вопрос о гражданстве в Крыму был и есть крайне важным социально, а политически еще и крайне чувствительным. Исходя из огромного значения для межэтнического мира в Крыму, украинское правительство при содействии Верховного Комиссара ОБСЕ по Национальным Меньшинствам, Миссии ОБСЕ в Украине, а также Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН ( УВКБ ООН ) и Международной организации по миграции, создало все законодательные и административные предпосылки для его успешного решения. На постоянное проживание в Ук-раину после провозглашения ею независимости возвратились или впервые переехали немало лиц, ко-торые являются гражданами других государств. Многие из них хотят из-менить ныне имеющееся у них граж-данство на украинское. В свою оче-редь, из Украины по разным причи-нам убыло в другие государства око-ло 300 тысяч граждан. Многие из них хотят изменить гражданство Украины на гражданство страны своего нынешнего проживания. Стремление человека быть гражда-нином той страны, в которой он по-стоянно проживает, вполне есте-ственно. А если это еще и страна его происхождения, в которую он возвра-тился после длительного отсутствия, то стремление приобрести граждан-ство данной страны понятно вдвойне. Особо многочисленную категорию лиц, которые хотят изменить свое нынешнее гражданство на украинс-кое, составляют ранее депортирован-ные из Украины крымские татары и лица других национальностей, кото-рые уже возвратились, или намерены в ближайшее время возвратиться на свою историческую родину в каче-стве ее постоянных жителей и граж-дан. Отсутствие гражданства Украи-ны у лиц, возвратившихся из мест депортаций, серьезно осложняет и затрудняет их реинтеграцию в укра-инское общество. Ведь до приобре-тения украинского гражданства они не имеют права избирать и быть из-бранными в законодательные и пред-ставительные органы власти, зани-мать должности государственных слу-жащих, участвовать в приватизации государственного имущества, слу-жить в армии, быть членами политических партий и т.д. Нельзя не видеть, что такое положение чревато напряженностью в отношениях с этими людьми и даже возможностью возникновения конфликтных ситуаций.

8. Право убежища понятие, возникновение и развитие.

Предоставление убежища является традиционным инсти-тутом международного права. Исторически институт права убежища впервые возник в период Великой французской ре-волюции. В Конституции Франции 1793 года говорилось, что Франция предоставляет «убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы».

Право убежища получило свое развитие и правовую регла-ментацию как в национальном законодательстве государств, так и в международном праве. В Украине это право закреп-лено в Конституции Украины: «Иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом» (ч. 2 статьи 26). Аналогичные положения содержатся в конституциях многих государств мира, например, в ч.1 статьи 28 Конституции Российской Федерации,

ч.3 статьи 10 Конституции Италии, п. 1 статьи 16-а Основного Закона ФРГ, п.4 статьи 13 Конституции Испании и др. Обычно в основных законах государств закрепляется само право убежища. Процедура же получения этого права регламентируется текущим законодательством.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года определено:

1. « Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».*

Подобные правоположения содержатся и в ряде других меж-дународных актов, например, в Декларации ООН «О террито-риальном убежище», принятой на основе резолюции Генераль-ной Ассамблеи ООН 2312 (XXII) 14 декабря 1967 года, в Дек-ларации о территориальном убежище, принятой Советом Европы в 1997 году.

Согласно последнему документу, право убежища предостав-ляется любому лицу, которое имеет вполне обоснованные опа-сения стать жертвой преследования по признаку расы, веро-исповедания, гражданства, принадлежности к определенной со-циальной группе или политическим убеждениям.

Следует указать на то, что предоставление убежища явля-ется мирным и гуманным актом и не считается недружествен-ным актом по отношению к любому государству.

На практике право убежища реализуется путем предо-с-

*Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

тавления права въезда на территорию данного государства и законного там пребывания. Лицо, получившее убежище, по своему статусу приравнивается к иностранцу, но его отличие от иностранца состоит в том, что:

· во-первых, время пребывания такого лица в государстве, предоставившем ему убежище, не ограничено;

· во-вторых, лицо, получившее убежище, не может быть выс-лано из государства, предоставившего ему убежище;

· в-третьих, лицо, получившее убежище, не может быть вы-дано как своему государству, так и любо-му третьему иностранному государству.

Убежище предоставляется только лишь тем лицам, кото-рые не совершили общеуголовных или международных пре-ступлений. Это вытекает из смысла упомянутого пункта 2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека.

Но в ряде случаев государствами ограничивается перечень причин и условий, при которых может быть предоставлено убежище. Так, в статье 63 Конституции РФ указано, что убе-жище предоставляется иностранцам, преследуемым за свою деятельность в пользу свободы и лишенным в своей стране основных прав и свобод. Конституция ФРГ делает акцент на политических преследованиях, бесчеловечном или позорящем обращении или наказании (п. 3 статьи 16-а). Конституция Испании отсылает к специальному закону, устанавливающе-му условия, на которых граждане других стран и апатриды пользуются в этом государстве правом на убежище. Хотя Конституция Украины и не предусматривает каких-либо ог-раничительных условий для предоставления убежища, оче-видно, что оно не может быть предоставлено уголовным пре-ступникам, равно как и лицам, преследуемым за фашистскую и подобного рода деятельность или человеконенавистничес-кую пропаганду.

В соответствии с Декларацией ООН «О террито-риальном убежище»: « Убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая

лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами.

На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того,

чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

... Когда для какого-либо государства оказывается затруднительным предоставление или дальнейшее предоставление убежища, государства раздельно или совместно, или через Организацию Объединенных Наций должны рассматривать в духе международной солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом государстве.

Ни к какому лицу не должны применяться такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежище, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исключение к вышеуказанному принципу может быть сделано лишь по имеющим решающее значение соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей. Если какое-либо государство все же решит, что исключение из принципа, будет оправданным, то оно должно рассмотреть вопрос о предоставлении данному лицу на таких условиях, которые оно сочтет подходящими,

возможности переезда в другое государство - либо с помощью предоставления временного убежища, либо иным путем.»*

В международном праве различают территориальное и дип-ломатическое убежище.

Предоставление территориального убежища означает пре-доставление какому-либо лицу (лицам) возможности укрыть-ся от преследований политического характера на территории конкретного государства.

Предоставление дипломатического убежища -- это предос-тавление государством такой же возможности, но в пределах дипломатического представительства, консульского учрежде-ния или на иностранном военном корабле, находящихся на территории другого государства.

Следует учитывать обычный характер предоставления дип-ломатического убежища. В соответствии с общим междуна-родным правом неприкосновенность помещения дипломати-ческого представительства или консульского учреждения, а также экстерриториальность иностранного военного корабля не дают права предоставлять в их помещениях убежище ли-цам, преследуемым властями государства пребывания за правонарушения политического характера. Данное положение получило отражение и в договорном праве. Так, в соответствии п.З статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сно-шениях 1961 года установлен запрет на

использование дипломатического представительства в целях,

*Декларация ООН «О террито-риальном убежище», принята на основе резолюции Генераль-ной Ассамблеи ООН 2312 (22) 14 декабря 1967 года.

не совместимых с его официальными функциями. Однако дипломатическое убежище получило весьма широкое распространение в договорной практике государств Латинской Америки, которые в Гаванской конвенции 1928 года и Каракасской конвенции 1954 года признали право дипломатического убежища и разработали процедуру его предоставления. Имеются случаи предоставления такого убежища в Европе. Так известен факт предоставления во время венгерского восстания 1956 г. дипломатического убежища посольством США католическому кардиналу Миндсенти, а некоторым министрам временного правительства Венгрии-посольством Югославии.

9. Заключение.

В заключении данной работы хотелось бы отметить: «полное и реальное представление о правах и свободах человека нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности существующего в любом государстве мира. Категория правового статуса личности носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца. Данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений».

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения чело-века.

Категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целост-ном, системном виде, дает возможность проводить срав-нение статусов, открывает пути дальнейшего их совер-шенствования.

Правовой статус личности -- это правовое положе-ние человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

«Международный правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные между-народным сообществом и закрепленные в международ-но-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмот-рена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты».*

Гражданство выступает здесь как структурный элемент правового статуса личности, который раскрывает основное содержание связи человека и государства, взаимоотношений с государством и обществом. Само по себе понятие «гражданство» возникло еще в эпоху средневековья, когда в результате разделения труда возникают города, а в них

*Теория государства и права учебн. Под ред.В.М.Корельского,- М., 1998 г.

зарождается общественно-политический строй со своим институтом городского гражданства. Прошло не мало времени, пока в конце 18- начале 19 столетия гражданство стало предметом правового регулирования, только тогда начал формироваться институт гражданства, который отвечает современной раельности. Международное право довольно детально регламентирует вопросы, связанные с гражданством, однако мировому сообществу предстоит решить еще не мало проблем, для того чтобы привести международную практику в соответствие с действительностью.

На мой взгляд основной проблемой для международного регулирования вопросов гражданства является то, что далеко не все государства мира учавствуют в Международных договорах связанных с гражданством , а те, которые и учавствуют далеко не всегда придерживаются их правилам, а как известно, Pacta sunt servanda (договоры нужно соблюдать).

1. М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

2. Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.

3. Закон Украины «О гражданстве Украины» ВВРУ 2001г. №13 ст. 65

4. Закон Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4февраля 1994 г. ВВРУ 1994 г. № 23 ст. 161

5. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

6. Конституционное право Украины учебн. Под ред. В.Ф.Погорилка. Киев 1999 г.

7. Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

8. Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.

9. Л.Д.Тимченко Международное право учебник - Х., 1999 г.

10. Международный пакт о гражданских и политических правах принят 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН.

11. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.

12. Конституция Украины принята 28 июня 1996 г.

13. Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

14. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

15. Декларация ООН «О террито-риальном убежище», принята на основе резолюции Генераль-ной Ассамблеи ООН 2312 (22) 14 декабря 1967 года.

16. Конвенция, регулирующая вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г.

Приложение:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

2. Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г. (пояснительный доклад к Европейской конвенции о гражданстве; Комментарий к статьям Конвенции).

3. Конвенция, регулирующая вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г.

4. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.

5. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

6. Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

7. Декларация ООН «О террито-риальном убежище», принята на основе резолюции Генераль-ной Ассамблеи ООН 2312 (22) 14 декабря 1967 года.

1

Европейская конвенция о гражданстве

Преамбула

Государства-члены Совета Европы и другие государства,

подписавшие настоящую Конвенцию,

считая, что цель Совета Европы заключается в достижении

большего единства между его членами;

принимая во внимание многочисленные международные документы,

касающиеся гражданства, множественного гражданства и

безгражданства;

признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует

учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц;

желая содействовать прогрессивному развитию правовых

принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во

внутреннем законодательстве и желая максимально сократить число

случаев безгражданства;

желая исключить дискриминацию в вопросах, касающихся

гражданства;

сознавая право на уважение семейной жизни, закрепленное в

статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод

( 995_004 );

отмечая различные подходы государств к вопросу о

множественном гражданстве и признавая, что каждое государство

вправе решать в рамках своего внутреннего законодательства, какими

будут последствия того, что его гражданин приобретает или имеет

другое гражданство;

признавая, что желательно найти надлежащие пути преодоления

последствий множественного гражданства, в частности в том, что

касается прав и обязанностей лиц с множественным гражданством;

учитывая желательность того, чтобы лица, имеющие гражданство

двух или более государств-участников, выполняли свою воинскую

обязанность только в одном из этих участников;

учитывая необходимость содействия международному

сотрудничеству между национальными органами, отвечающими за

вопросы гражданства,

согласились о нижеследующем:

Глава I. Общие вопросы

Статья 1

Предмет Конвенции

Настоящая Конвенция устанавливает принципы и правила,

касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие

воинскую обязанность в случаях множественного гражданства, которым

должно соответствовать внутреннее законодательство

государств-участников.

Статья 2

Определения

Для целей настоящей Конвенции:

a) "гражданство" означает правовую связь между отдельным

лицом и государством без указания этнического происхождения этого

лица;

b) "множественное гражданство" означает наличие у одного и

того же лица одновременно гражданства двух или более государств;

c) "ребенок" означает любое лицо моложе 18 лет, если только

в соответствии с законодательством, применимым к детям,

совершеннолетие не наступает раньше;

d) "внутреннее законодательство" означает все виды положений

национальной правовой системы, включая конституцию, законы,

постановления, указы, прецедентное право, обычные нормы и

практику, а также нормы, вытекающие из обязательных международных

документов.

Глава II. Общие принципы, касающиеся гражданства

Статья 3

Компетенция государства

1. Каждое государство определяет в соответствии со своим

законодательством, кто является его гражданами.

2. Это законодательство признается другими государствами,

если оно соответствует применимым международным конвенциям,

международному обычному праву и общепризнанным правовым принципам

в отношении гражданства.

Статья 4

Принципы

Правила каждого государства-участника, регулирующие

гражданство, основываются на следующих принципах:

a) каждый человек имеет право на гражданство;

b) следует избегать безгражданства;

c) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

d) ни вступление в брак, ни расторжение брака между

гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение

гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не

влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого

супруга.

Статья 5

Недискриминация

1. Правила государства-участника, регулирующие гражданство,

не должны проводить различий, которые равносильны дискриминации по

признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или

этнического происхождения.

2. Каждое государство-участник руководствуется принципом

недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по

рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий

период.

Глава III. Правила, касающиеся гражданства

Статья 6

Приобретение гражданства

1. Каждое государство-участник предусматривает в своем

внутреннем законодательстве возможность приобретения его

гражданства ex lege следующими лицами:

a) детьми, один из родителей которых в момент рождения этих

детей имеет гражданство этого государства-участника, с учетом

любых изъятий, которые могут предусматриваться его внутренним

законодательством в отношении детей, родившихся за границей. В

отношении детей, родительские права на которых установлены на

основе признания, распоряжения суда или аналогичных процедур,

каждое государство-участник может предусмотреть, чтобы ребенок

приобретал его гражданство в соответствии с процедурой, которая

определена его внутренним законодательством;

b) детьми, найденными на его территории, оба родителя которых

неизвестны и которые в противном случае были бы лицами без

гражданства.

2. Каждое государство-участник предусматривает в своем

внутреннем законодательстве возможность приобретения его

гражданства детьми, родившимися на его территории, которые не

приобретают при рождении другого гражданства. Такое гражданство

предоставляется:

a) по рождению ex lege; или

b) в последующий период детям, которые остались без

гражданства, по представлении в надлежащие органы соответствующим

ребенком или от его имени заявления в порядке, предписанном

внутренним законодательством этого государства-участника. Такое

заявление можно подавать при условии постоянного проживания на

законном основании на его территории в течение периода, не

превышающего пяти лет непосредственно перед подачей заявления.

3. Каждое государство-участник предусматривает в своем

внутреннем законодательстве возможность приобретения гражданства

лицами, на законном основании постоянно проживающими на его

территории. При определении условий приобретения гражданства оно

не должно предусматривать период проживания, превышающий десять

лет перед подачей заявления.

4. Каждое государство-участник предусматривает в своем

внутреннем законодательстве возможности, облегчающие приобретение

его гражданства следующими лицами:

a) супругами его граждан;

b) детьми одного из его граждан, подпадающими под изъятие,

предусмотренное в подпункте "a" пункта 1 статьи 6;

c) детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел

его гражданство;

d) детьми, усыновленными одним из его граждан;

e) лицами, которые родились на его территории и на законном

основании постоянно проживают на ней;

f) лицами, которые на законном основании постоянно проживают

на его территории в течение определенного периода времени,

начавшегося до достижения ими возраста 18 лет, причем этот период

устанавливается внутренним законодательством соответствующего

государства-участника;

g) лицами без гражданства и признанными беженцами, на

законном основании постоянно проживающими на его территории.

Статья 7

Утрата гражданства ex lege или по инициативе

государства-участника

1. Государство-участник не может предусматривать в своем

внутреннем законодательстве утрату его гражданства ex lege или по

инициативе государства-участника, за исключением следующих

случаев:

a) добровольное приобретение другого гражданства;

b) приобретение гражданства государства-участника путем

мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия

любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

c) добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

d) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным

интересам государства-участника;

e) отсутствие подлинной связи между государством-участником и

гражданином, постоянно проживающим за границей;

f) если в период несовершеннолетия ребенка устанавливается,

что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые

позволили приобрести гражданство государства-участника ex lege,

более не выполняются;

g) усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет

иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его

родителей.

2. Государство-участник может предусмотреть утрату его

гражданства детьми, родители которых лишаются этого гражданства,

за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "c" и "d"

пункта 1. Однако дети не утрачивают это гражданство, если его

сохраняет один из их родителей.

3. Государство-участник не может предусматривать в своем

внутреннем законодательстве утрату его гражданства согласно

пунктам 1 и 2 настоящей статьи, если соответствующее лицо в

результате этого становится лицом без гражданства, за исключением

случаев, упомянутых в подпункте "b" пункта 1 настоящей статьи.

Статья 8

Утрата гражданства по инициативе лица

1. Каждое государство-участник разрешает отказ от его

гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в

результате этого лицами без гражданства.

2. Однако государство-участник может предусмотреть в своем

внутреннем законодательстве, что отказываться от гражданства могут

только граждане, обычно проживающие за границей.

Статья 9

Восстановление гражданства

Каждое государство-участник, в случаях и на условиях,

предусмотренных его внутренним законодательством, способствует

восстановлению его гражданства бывшими гражданами, на законном

основании постоянно проживающими на его территории.

Глава IV. Процедуры, касающиеся гражданства

Статья 10

Рассмотрение заявлений

Каждое государство-участник обеспечивает рассмотрение

заявлений, касающихся приобретения, сохранения, утраты,

восстановления или легализации его гражданства, в разумные сроки.

Статья 11

Решения

Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы решения,

касающиеся приобретения, сохранения, утраты, восстановления или

легализации его гражданства, содержали письменное изложение

оснований.

Статья 12

Право на обжалование

Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы решения,

касающиеся приобретения, сохранения, утраты, восстановления или

легализации его гражданства, были открыты для административного

или судебного обжалования в соответствии с его внутренним

законодательством.

Статья 13

Сборы

1. Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы сборы за

приобретение, сохранение, утрату, восстановление или легализацию

его гражданства были разумными.

2. Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы сборы за

административное или судебное обжалование не становились

препятствием для заявителей.

Глава V. Множественное гражданство

Статья 14

Случаи множественного гражданства ex lege

1. Государство-участник разрешает:

a) детям, имеющим гражданство нескольких государств,

приобретенное автоматически по рождению, сохранять это

гражданство;

b) своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда

это другое гражданство приобретается автоматически в силу

вступления в брак.

2. Сохранение гражданства, о котором говорится в пункте 1,

регулируется соответствующими положениями статьи 7 настоящей

Конвенции.

Статья 15

Другие возможные случаи множественного гражданства

Положения настоящей Конвенции не ограничивают право

государства-участника определить в своем внутреннем

законодательстве:

a) сохраняют ли или утрачивают его гражданство его граждане,

приобретающие или имеющие гражданство другого государства;

b) является ли условием приобретения или сохранения его

гражданства отказ от другого гражданства или его утрата.

Статья 16

Сохранение прежнего гражданства

Государство-участник не должно ставить условием приобретения

или сохранения его гражданства отказ от другого гражданства или

его утрату, если такой отказ или утрата невозможны или их нельзя

обоснованно требовать.

Статья 17

Права и обязанности, связанные с множественным

гражданством

1. Граждане государства-участника, имеющие другое

гражданство, обладают на территории этого государства-участника, в

котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности,

что и другие граждане этого государства-участника.

2. Положения настоящей главы не затрагивают:

a) норм международного права, касающихся дипломатической или

консульской защиты, обеспечиваемой государством-участником одному

из его граждан, который одновременно имеет другое гражданство;

b) применения норм международного частного права каждого

государства-участника в случаях, касающихся множественного

гражданства.

Глава VI. Правопреемство государств и гражданство

Статья 18

Принципы

1. В вопросах гражданства при правопреемстве государств

каждое соответствующее государство-участник соблюдает принципы

верховенства права, нормы, касающиеся прав человека, и принципы,

содержащиеся в статьях 4 и 5 настоящей Конвенции и в пункте 2

настоящей статьи, в частности во избежание безгражданства.

2. При принятии решений относительно предоставления или

сохранения гражданства в случаях правопреемства государств каждое

соответствующее государство-участник учитывает, в частности:

a) наличие подлинной и эффективной связи соответствующего

лица с данным государством;

b) место постоянного проживания соответствующего лица в

момент правопреемства государств;

c) волю соответствующего лица;

d) территориальное происхождение соответствующего лица.

3. В тех случаях, когда условием приобретения гражданства

является утрата иностранного гражданства, применяются положения

статьи 16 настоящей Конвенции.

Статья 19

Урегулирование путем заключения международных

соглашений

В случаях правопреемства государств соответствующие

государства-участники принимают меры для урегулирования вопросов

гражданства путем заключения соглашений между ними и, в

соответствующих случаях, в рамках их отношений с другими

заинтересованными государствами. Такие соглашения заключаются с

учетом принципов и норм, изложенных или упомянутых в настоящей

главе.

Статья 20

Принципы, касающиеся неграждан

1. Каждое государство-участник соблюдает следующие принципы:

a) граждане государства-предшественника, постоянно

проживавшие на территории, суверенитет над которой переходит к

государству-правопреемнику, но не приобретшие его гражданство,

имеют право остаться в этом государстве;

b) лица, упомянутые в подпункте "a", пользуются одинаковым

режимом с гражданами государства-правопреемника в том, что

касается социальных и экономических прав.

2. Каждое государство-участник может не принимать лиц,

упомянутых в пункте 1, на государственную службу, связанную с

осуществлением суверенной власти.

Глава VII. Воинская обязанность в случаях

множественного гражданства

Статья 21

Выполнение воинской обязанности

1. Лица, имеющие гражданство двух или более

государств-участников, должны выполнять свою воинскую обязанность

только в одном из этих государств-участников.

2. Порядок применения пункта 1 может определяться

специальными соглашениями между любыми из государств-участников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.