РУБРИКИ

Исполнительное производство как вид гражданского судопроизводства

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Исполнительное производство как вид гражданского судопроизводства

Исполнительное производство как вид гражданского судопроизводства

Аннотация

В курсовой работе на тему: «Исполнительное производство как вид гражданского судопроизводства» проведено исследование стадии исполнения в области гражданско-процессуального права.

В ходе написания курсовой работы были рассмотрены наиболее важные, на мой взгляд, положения, касающиеся вопросов об исполнительном производстве.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по федеральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов.

В первой главе работы изложены вопросы, определяющие характеристику исполнительного производства с точки зрения нового гражданского процессуального законодательства. А также здесь раскрыты проблемные вопросы международной практики в области исполнительного производства.

Во второй главе охарактеризована стадия исполнения гражданского процесса. В данной главе раскрываются такие вопросы, как деятельность судебных приставов-исполнителей, субъекты стадии исполнения судебных актов, исполнительные документы, исполнительные действия, совершаемые субъектами в стадии исполнения.

Третья глава раскрывает исполнение судебных актов по отдельным категориям дел: по гражданским, трудовым и семейным.

В заключение курсовой работы сделаны выводы по рассмотренной теме. В ходе выполнения курсовой работы были использованы специальная литература по соответствующей проблематике, материалы правоприменительной практики, учебная литература, научные статьи, а также собственные наблюдения, сделанные в ходе написания курсовой работы.

Содержание

Введение

I. Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права

1. Организация и осуществление исполнительного производства в гражданском процессе.

2. Проблемы исполнительного производства в современной России.

3. Французская модель исполнения: позитивный правовой опыт для России.

4. Исполнительная процессуальная форма в исполнительном праве стран СНГ (на примере республики Армения)

II. Стадия исполнения как заключительная и обязательная стадия гражданского процесса.

1. Понятие и особенности исполнительного производства.

2. Деятельность судебных приставов-исполнителей

3. Субъекты стадии исполнения судебных актов

4. Исполнительные документы

5. Исполнительные действия, совершаемые субъектами в стадии исполнения.

III. Исполнение судебных актов по отдельным категориям дел.

1. Исполнение судебных актов по гражданским делам

2. Исполнение судебных актов по трудовым делам

3. Исполнение судебных актов по семейным делам

Заключение

Список использованных источников

Приложение А (Акт описи и ареста имущества)

Введение

Изучение вопросов организации и осуществления испол-нительного производства в гражданском процессе имеет важ-ное значение. Исполнительное производство представляет со-бой установленный законом порядок принудительной реали-зации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом ин-тересов. В ходе исполнения акта юрисдикции субъективное ма-териальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свою реализацию по-средством использования механизмов государственного принуж-дения, установленных законом. С этой точки зрения изучение исполнительного производства представляет несомненную прак-тическую важность. Кроме того, нужно иметь в виду, что поло-жения ГПК, касающиеся исполнительного производства, носят комплексный характер, обеспечивая принудительную реализа-цию прав и интересов субъектов материальных правоотноше-ний и в тех случаях, когда вопрос об их защите является пред-метом деятельности иных юрисдикционных органов (арбитраж-ных и третейских судов, органов нотариата и т.д.). С позиций же гражданского судопроизводства исполнительное производство выступает как заключительная стадия гражданского процесса.

При изучения проблем исполнения юрисдикционных актов прежде всего мы обратим внимание на нормы законо-дательства, определяющие основания исполнения (акты юрис-дикции) и исполнительные документы, порядок выдачи испол-нительных документов, порядок и сроки их предъявления к ис-полнению, а также на законодательное регулирование вопросов давности исполнения (ст. 338--347 ГПК).

Исполнение актов юрисдикции законом возложено на судеб-ных исполнителей, состоящих при районных судах. В данной работе мы изучим полномочия и общие правила деятельности судебного пристава-исполнителя, а также вопросы контроля за исполнением решений и роли суда в исполнительном произ-водстве.

Общие условия деятельности судебных исполнителей представляют важность с точки зрения защиты прав взыскате-лей, должников и иных лиц в процессе исполнения юрисдик-ционных актов. Здесь же мы рассмотрим вопросы об отложении исполнительных действий, приостановления и прекращения исполнительного производства, возвращении исполнительных документов взыскателю.

Проанализируем меры принудительного исполнения юрисдикционных актов, установленные законом. Следует иметь в виду, что указанные в ГПК меры пред-ставляют собой разновидности обращения взыскания на иму-щество должника, применяемые в зависимости от того, кто выступает в качестве должника, характера прав, подлежащих защите и т.д. Вместе с тем перечень мер принудительного ис-полнения не является исчерпывающим а в частности, при за-щите личных неимущественных прав применяются иные меры исполнения. Важным представляется также перечень способов защиты гражданских прав, указанный в ст. 12 ГК. Меры принудительного исполнения, а также порядок испол-нительного производства во многом различаются в зависимости от того, кто является должником -- гражданин или организация.

При анализе порядка исполнения юрисдикционных актов в отношении граждан важно иметь в виду особенности обраще-ния взыскания на имущество, а также на заработную плату долж-ника. В данной работе мы обратим внимание на те случаи, когда взыскание обращается непосредственно на заработную плату и приравнен-ные к ней платежи, каков размер удержаний из заработной пла-ты. Рассматривая порядок обращения взыскания на иное, поми-мо заработной платы, имущество должника, изу-чим следующие вопросы: на какое имущество может быть обращено взыскание, в чем состоит и как осуществляется арест имущества должника, каков порядок хранения и оценки раз-личных видов имущества, как осуществляется его реализация: продажа на комиссионных началах и публичные торги.

При рассмотрении вопросов об исполнении юрисдикцион-ных актов в отношении организаций учтем, что анализу подлежат не только нормы гражданского процессуаль-ного законодательства, но и положения материально-правовых законов (в первую очередь ГК). По общему правилу, юридичес-кие лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежа-щим им на праве собственности или праве хозяйственного веде-ния имуществом (исключение сделано лишь для финансируе-мых собственником учреждений). В некоторых случаях законодательство допускает ответственность учредителей (участ-ников) по обязательствам юридического лица.

Исполнительное производство включает в себя решение вопросов о распределении взысканных с должника денежных сумм между взыскателями, а в ряде случаев -- об очередности удовлетворения предъявленных к должнику требований. Исполнение актов юрисдикции не ограничивается лишь ме-рами, связанными с обращением взыскания на имущество долж-ника. Свои особенности имеет исполнение актов, обязывающих должника совершить определенные действия или передать взыс-кателю определенные предметы: например, по делам о восста-новлении на работе, о выселении и т.д. При этом исполнитель-ное производство может варьироваться в зависимости от того, указаны ли в юрисдикционном акте последствия его неиспол-нения, а также от возможности совершения обязанных действий вместо должника другими лицами.

6 ноября 1997 г. вступил в действие новый Федеральный за-кон «Об исполнительном производстве», нормы которого и Комментарий этого закона необходимо изучать для познания правового регулирования исполнительного производства.

Яковлев В.Ф. Гражданский процесс и государство//Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика/Сборник памяти С.А. Хохлова. Отв. Ред.А.Л. Маковский.М., 2001

I. Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права

1. Организация и осуществление исполнительного производства в гражданском процессе

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по фе-деральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судеб-ного акта, а также контроле за процессом исполнительного производ-ства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспе-чению исполнения принятых ими судебных актов и других исполни тельных документов.

В соответствии с Конституцией исполнительное производство отнесено ни к ведению Российской Федерации (ст. 71), ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Можно ли на этом основании сделать вывод о том, что исполнительное производство отнесено к исключительному ведению субъектов Российской Федерации? Ответ на данный вопрос зависит от того, как рассматривать исполнительное производство -- либо как часть гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства (тогда это федеральное законодательство), либо как часть административного законодательства (тогда это сфера совместного ведения Федерации и субъектов РФ). Полагаю, что исполнительное производство является комплексным правовым образованием, которое соединяет в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что в конечном счете и определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти. Так, нормы о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, порядке выдачи исполнительных листов судами, повороте исполнения -- это часть гражданского либо арбитражного процессуального законодательства.

Нормы о порядке проведения торгов -- часть гражданского законодательства. Значительная часть норм об организации процесса исполнения административно-процессуального характера и в этом смысле относится к сфере совместного ведения.

Следует исходить из того, что арбитражное процессуальное за-конодательство, отнесенное к ведению Российской Федерации, регу-лирует порядок осуществления арбитражного судопроизводства. По-нятие арбитражного процесса несколько шире, поскольку в него включается и стадия исполнительного производства, представля-ющая собой объект комплексного правового регулирования, что от-ражается в характеристике источников исполнительного законода-тельства.

Необходимость реформы исполнительного производства назрева-ла достаточно давно, поскольку до недавнего времени оно регулиро-валось в основном разделе ГПК и Инструкцией об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 г. № 22, утвержденной Министер-ством юстиции СССР. Эти акты принимались совершенно в другую правовую эпоху и не учитывали новые социально-правовые реалии, изменения отношений собственности и всего гражданского оборота в целом. Реформа законодательства, обеспечивающего развитие эко-номических отношений в России, особенно в новых сферах предпри-нимательской деятельности, показала, что многие новые прогрессив-ные положения материального законодательства не работали вслед-ствие отсутствия адекватных и эффективных механизмов принуди-тельного осуществления права. Таким образом, исполнение -- важ-нейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воз-действовать на поведение человека. Этим и объясняется прошедшая Реформа исполнительного производства, изменение его организационных и содержательных характеристик, которые в комплексе с другими, и мерами должны улучшить существующую ситуацию в данной сфере.

Регулирование исполнительного производства как стадии гражданского процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. Новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» крайне сузил нормативную основу для совершения исполнительных действий, исключив из нее акты Правительства РФ (За небольшим исключением), акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального зако-на «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирую-щих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К числу правовых актов, регулирующих поря-док и условия осуществления исполнительного производства и совер-шения исполнительных действий в рамках арбитражного процесса, помимо данного Федерального закона и Федерального закона «О су-дебных приставах», можно отнести следующие федеральные законы:

АПК. В соответствии со ст. 197 АПК судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организация-ми, должностными лицами и гражданами на всей территории Рос-сийской Федерации в порядке, установленном АПК и федеральным законом. Таким образом, АПК прямо относится к числу источников исполнительного законодательства.

Здесь урегулированы следующие вопросы, не получившие разре-шения в Федеральном законе «Об исполнительном производстве»: немедленное исполнение решения арбитражного суда (ст. 135), вы-дача нескольких исполнительных листов по одному судебному акту (ст. 199), процедура выдачи дубликата исполнительного листа (ст. 204), ответственность за неисполнение судебного акта банков (ст. 206), поворот исполнения судебного акта (ст. 208-209).

ГПК. Поскольку нет иного Перечня видов имущества граждан (включая имеющих статус индивидуальных предпринимателей), которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то подлежит применению Перечень, прилагаемый к (Приложение № 1 к ГПК). Значение источников правового регулирования исполнительного производства имеет также Приложение № 2 к ГПК (Восстановление утраченного судебного или исполнительного производства).

В практике совершения исполнительных действий возникает необходимость обращения к ГПК и по вопросам, которые хотя и в входят в предмет правового регулирования исполнительного законодательства, но тем не менее не получили в нем разрешения. Так, данный Закон не содержит содержания акта об аресте имущества, в связи с этим следует руководствоваться ст. 372 ГПК.

ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (ст. 349, 350), порядок проведения торгов (ст. 447-449). В исполнительном производстве имеют посредственное значение нормы ГК о собственности, обязательст-вах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценке фактических обстоя-тельств в стадии исполнительного производства.

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В этом законе подробно урегулированы вопросы, связанные с обра-щением взыскания на недвижимость.

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже». Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международ-ных коммерческих арбитражей.

Временное положение о третейском суде для разрешения эко-номических споров, утвержденное постановлением Верховного Со-вета РФ от 24 июня 1992 г. Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений третейских судов, обращения за исполнитель-ным листом и порядка его выдачи. При этом сле-дует иметь в виду, что Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров не имеет силу федерального за-кона, поскольку утверждено постановлением Верховного Совета РФ.

Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные фе-деральные законы также могут содержать нормы исполнительного за-конодательства. Например, Закон РФ «О банках и банковской дея-тельности» в части органов и лиц, имеющих право запрашивать ин-формацию о счетах граждан и организаций, когда необходимость в таком запросе связана с совершением исполнительных действий; федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных об-ществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном

производстве» Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства на основании и во

Курс гражданского процессуального права/Под ред. А.А. Мельникова. Т. П. М., 2001.

исполнение данного Федерального закона и иных федеральных законов. Правительством РФ в соответствии с Законом Исполнительном производстве» приняты следующие нормативно-правовые акты: Положение о внебюджетном фонде развития не-дельного производства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659; Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ № 723 от 7 июля 1998 г; Порядок наложения ареста на ценные бумаги, утвержденный постановлением Правительства РФ № 934 от 12 августа 1998 г.

По смыслу закона к числу нормативных правовых актов Правительства РФ, регулирующих вопросы исполнительного произвол (помимо тех, которые должны быть приняты на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве»), относятся так правовые акты, устанавливающие порядок лицензирования при осуществлении определенных видов деятельности, в частности торгов недвижимым и движимым имуществом и др.

Приоритетный характер носят нормы международных договоров России по сравнению с внутрироссийским законодательством. К чис-лу международно-правовых документов, содержащих правила испол-нительного производства, можно отнести Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осу-ществлением хозяйственной деятельности»; Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго-ловным делам между государствами -- членами СНГ, подписанную 22 января 1993 г. и ратифицированную Федеральным Собранием Рос-сии (Конвенция для Российской Федерации вступила в силу 10 де-кабря 1994 г.); Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей»; Гаагскую конвенцию (1966) о признании и исполнении иностранных решений по гражданским и торговым делам; Нью-Йоркскую (1958) конвенцию о признании и приведении в ис-полнение иностранных арбитражных решений и др.

В качестве источников исполнительного законодательства Феде-ральный закон «Об исполнительном производстве» не называет ин-струкции федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ. Такое сужение круга источников исполнительного законодательства крайне негативно, поскольку Закон, хотя и является процедурным по характеру, тем не менее не содержит развернутых процедур исполнения отдельных видов исполнитель) документов. Поэтому при решении целого ряда процедурных вопросов исполнительного производства в настоящее время практик нечем воспользоваться, кроме как актами федеральных органе исполнительной власти. Например, порядок предоставления налоговыми органами судебным приставам-исполнителям информации о счетах юридических лиц урегулирован совместным письмом ГНС РФ от 11 сентября 1995 г, № ВГ-6-08/481 и Министерства юстиции РФ от 7 сентября 1995 г. № 06-02-85-95 «О предоставлении налоговыми органами судебным исполнителям информации о наличии расчетных счетов у юридических лиц -- должников. Порядок списания средств со счетов юридических лиц отражен в правовых актах, принятых Центральным банком России, и т.д.

Исполнительное законодательство как комплексное правовое образование по отдельным своим составляющим относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В отдель-ных случаях субъекты РФ будут вынуждены осуществлять такое пра-вотворчество с тем, чтобы заполнить пробелы федерального законо-дательства. В этом плане интересен опыт правового регулирования, имеющийся в Нижегородской области. Здесь принят целый ряд про-цедурно-процессуальных актов, облегчающих совершение конкрет-ных исполнительных действий, например: Временное положение о порядке проведения торгов по продаже имущества и имущественных прав; Положение о порядке проведения конкурса для определения организаций, осуществляющих реализацию имущества юридических лиц, на которое обращено взыскание; Временное положение о порядке реализации имущества юридических лиц, на которое обращено взыс-кание. Такие правовые акты весьма полезны, поскольку учитывают разрозненные положения федерального законодательства и сводят его в единую цепочку юридических действий, осуществляемых участни-ками исполнительного производства, содержат конкретный «алго-ритм» действий, облегчая процесс правоприменения.

2. Проблемы исполнительного производства современной России

20-23 октября 2004 года кафедрой гражданского процесса и трудового права Кубанского государ-ственного университета была проведена междуна-родная научно-практическая конференция: «Со-временная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика».

Одна из секций конференции была посвящена современной доктрине исполнительного производ-ства.

Опубликование для всеобщего обсуждения проекта Исполнительного кодекса заслуживает особой похвалы. При обнародовании материалов отдельных стадий законотворческого процесса уст-раняется негативная тенденция последних лет, в силу которой источники права появляются спон-танно, об их разработке зачастую не знают даже ве-дущие специалисты в соответствующей отрасли нрава. Тем более значимым представляется тот мо-мент, что разработчики проекта не просто предло-жили свой вариант Исполнительного кодекса, но и поставили перед учеными и практиками в поясни-тельной записке к проекту ряд задач и вопросов, которые необходимо обсудить и разрешить.

Некоторые затруднения при обсуждении про-екта ИК РФ среди участников конференции вызы-вало отсутствие кодифицированных источников подобного рода, сравнивать проект нового Испол-нительного кодекса практически не с М.С. чем, деятель-ность по разработке члены рабочей группы начина-ли с чистого листа, если не считать нескольких нор-мативных актов и разрозненную практику их при-менения. Вместе с тем, приблизить общество к по-строению системы, где признанное судом или иным компетентным органом субъективное

Шакарян - Субъекты гражданского процессуального права - М., 2000

право получает реальную защиту, может только непроти-воречивая, понятная, в том числе и для непрофес-сионального восприятия, соответствующая эконо-мическому базису современного российского обще-ства система исполнительного законодательства. Возможно, именно эти обстоятельства детермини-ровали то, что большинство выступающих не только на секции «Современная доктрина исполни-тельного производства: теория и практика и проект Исполнительного кодекса РФ», но и на пленарном заседании конференции, так или иначе, затрагива-ли проблемы исполнимости судебных и иных юрисдикционных актов.

Было обращено особое вни-мание на проблему единства процесса и выступил против разобщения российского процессуального законодательства.

Было отмечено, что в силу увеличе-ния обращении в Конституционный Суд РФ, при-нятые в короткие сроки АПК РФ и ГПК РФ носят в некотором смысле характер «неудачных». В этой связи были указаны на основные причины обращений в Конституционный Суд РФ. Пер-вое, -- это недостатки в законодательстве, второе - неправильное восприятие практикой правовых норм и третье, - глубокое недоверие к суду. Внимание также было акцентировано на своевременности рассмотрения и разрешения дел, правосудие часто консервируется, хотя необходимо прилагать усилия к тому, чтобы дела рассматривались в установленные сроки. При этом затягивание рассмотрения дел служит поводом обращения к общественно опасным способам разрешения конфликтов.

В качестве дополнительного аргумента позиции о сближении до полного единения граж-данского и арбитражного процессов, заметим, что ис-полнительное производство, возникающее на осно-ве актов гражданского и арбитражного правосу-дия практически идентично, за исключением разве что регулирования применения мер ответственности за нарушения исполнительного законодательства.

Следующий волнующий момент ка-сался совершенствования предварительного обес-печения исполнимости будущих судебных реше-ний, когда меры обеспечения должны применяться к государству, к Центральному Банку РФ. В практи-ке Европейского Суда по правам человека был пре-цедент по делу против Чехии, который содержит запрет применения мер обеспечения к банкам и налоговым органам.

Было отмечено, что общей концепции в АПК РФ и ГПК РФ не заложено. Доказательств этому достаточно: от понятийного аппарата до рег-ламентации процессуальных институтов. Особо была отмечена проблема, связанная с современным пониманием сущности права на судебную защиту. Указано было на дискуссионность соотноше-ния судебных процедур и процессуальной формы; определения критериев и процессуальных способов дифференциации процессуальной формы, а также выделения критериев видов производств. Подни-мался спор о тождественности права на судебную за-щиту и права на обращение за судебной зашитой. Все анализируемые проблемы -- это не только теоретические вопросы. Ответы на них являют собой суть концепции АПК и ГПК, но и будущего Исполнительного кодекса РФ.

Коснулись и проблемы исполнительного производства. В частности, были проанализированы проблемы исполнения исполни-тельных документов неимущественного характера: критерии его эффективности - статус должника (гражданин или организация), характер взыскания (денежное, связанное с передачей имущества либо не связанное с передачей имущества и денежной суммы и т.д.). Причем каждый из указанных крите-риев является лишь первоначальным этапом видо-вой классификации, за которым следует, как в мате-матическом алгоритме, последующее разделение ис-полнительных производств на подвиды.

Остановились также на пробле-ме соотношения средств и цели исполнительного производства.

Как было отмечено, важным является вопрос государственной воли в гражданском процессе. В рамках доктрины гражданского процесса выделя-ется концепция территории диспозитивности -- это первый уровень, и суды -- органы государственной власти. Активность суда обуславливается тремя составляющими -- субъектный состав (суд не впра-ве возбудить исполнительное производство, исклю-чение -- оказание психиатрической помощи), про-цессуальные гарантии и процессуальные механиз-мы, которые пронизывают публичные интересы.

Были задеты проблемы судоустройства России и судебного прецедента Выступили и в отношении несовер-шенства установленного в ГПК РФ правила, когда судья в надзорной инстанции решает вопрос при-нять или не принять дело к производству.

Не был оставлен без внимания выступающих появившийся в гражданском судопроизводстве в результате реформы 1995 года новый вид исполни-тельного документа -- судебный приказ. Это един-ственный судебный акт одновременно оканчива-ющий производство по делу и названный в ст. 7 Фе-дерального Закона «Об исполнительном производ-стве» в качестве исполнительного документа как ос-нования возбуждения исполнительного документа. Все другие акты суда, выносимые в порядке граж-данского и арбитражного судопроизводства (судеб-ные решения, определения, постановления), ис-полнительными документами в смысле Федераль-ного Закона «Об исполнительном производстве» не являются, для их Принудительной реализации че-рен Федеральную Службу судебных приставов необ-ходимо получение (направление на исполнение) исполнительного листа.

Осветили и сущность судебного приказа как формы реали-зации судебной власти. Было про-анализирована история развития приказного про-изводства, охарактеризован судебный приказ как постановление суда, которое является одной из форм реализации судебной власти в гражданском процессе.

Отдельные вопросы исполнительного произ-водства в свете проходившей Гражданское процессуальное право России. /Учебное пособие/.М.,2005

судебной реформы были также освещены. Были приведены и про-анализированы интересные статистические данные по отдельным характеристикам исполнительного производства в России на современном этапе, озву-чена позитивная критика отдельных моментов про-екта Исполнительного кодекса РФ.

Был затронут вопрос о проблемах, связанных с примирением сто-рон в исполнительном производстве.

Затем были подведены итоги работы над проектом первого кодифицированного источника российского исполнительного права. Лучшим подтверждением результативности этой работы явился сам проект, изданный к началу работы конференции.

Участники высокого форума предложили массу своих рекомендаций и предложений по наиболее важным вопросам в целях совершенствования ар-битражного, гражданского процессуального и ис-полнительного законодательства. На конференции было принято решение продолжить обсуждение проекта Исполнительного кодекса РФ.

3. Французская модель исполнения: позитивный правовой опыт для России

В последнее время российскими специалистами -- представителями гражданской и арбитражной процессуальной науки, равно как и практическими деятелями, в том числе представителями органов судебной власти, широко обсуждается вопрос о статусе российских судебных приставов-исполнителей; идет поиск путей дальнейшего развития Федеральной службы судебных приставов для целей формирования оптимальной и реально функционирующей системы исполнительного производства в России.

В качестве одного из предложений такого развития Службы все чаще звучит предоставление судебным приставам-исполнителям в России статуса негосударственной, или небюджетной, либеральной, профессии. Такое предложение поступает, прежде всего, от тех специалистов, которые так или иначе знакомы с подобной организацией службы судебных исполнителей в отдельных европейских странах. В частности, наиболее ярким примером здесь может служить французский опыт исполнительного производства, которое выгодно отличается от российского своей реальной эффективностью.

Приведем историческую справку:

Французская система исполнения исторически была построена на частноправовых началах с сохранением контроля государственных учреждении. Судебные исполнители, начиная с эпохи средних веков, постоянно пользовались так называемым «свободным режимом», что было обусловлено независимым от государства, автономным статусом данной профессии. Причиной данного обстоятельства было то, что действия судебных исполнителей, связанные с уплатой высоких пошлин, служили регулярным источником существенных поступлении в государственную казну. Кроме того, во Франции исторически существует так называемая «продажа должностей», когда та или иная должность (в том числе и место судебного исполнителя) переходят к преемнику за определенную плату. Но прежде данные должности продавались королевской властью, в том числе и по причине компенсации огромных расходов на финансирование военных действий. После покупки должности профессионалы в сфере исполнения получали «свободный статус», когда суверен уже не мог самостоятельно передать ту или иную должность кому-либо по своему усмотрению. Только сам судебный исполнитель был вправе выбрать и подготовить своего преемника и, после выплаты определенной компенсации со стороны последнего (в размере, соответствующем имущественной стоимости конторы судебного исполнителя), оставлял должность выбранному им лицу, если тот отвечал определенным требованиям, установленным законом.

Предшественниками современных судебных исполнителей Франции являлись сержанты. Их появление объяснялось необходимостью существования служащих для обращения в суды различных систем (королевской, церковной, феодальной и коммунальной), правильного составления ходатайств от имени истцов и исполнения решений судов. Причем указанные должностные лица, наряду со служащими, для обеспечения внутреннего порядка во время судебных заседаний (приставами) выступали в качестве особого символа королевской власти и всегда пользовались особым покровительством и защитой. Покушение на них приравнивалось к оскорблению королевской власти, а правосудие было безжалостным к тем, кто совершал насильственные действия в отношении приставов. Так, Муленское постановление 1566 года и Амбуазский эдикт 1572 года провозгласили, что «оскорбление и побои сержанта будут рассматриваться как преступления против короля, которые могут караться смертной казнью».

Со временем судебные исполнители получили тот статус представителей «либеральной» (или «свободной») профессии, которым они обладают по настоящее время. Тем не менее, они наделены некоторыми полномочиями государственной власти, выступая в данном случае в качестве государственных должностных лиц. В то же время все оказываемые услуги, приравненные к понятию государственной службы, независимо от того, кем они оказываются, подлежат тарификации. И в этом случае соответствующие тарифы устанавливаются государством. Порядок и условия вознаграждения за услуги, оказываемые судебным исполнителем, определяются характером этих услуг.

Современный статус судебных исполнителей Франции:

Законодательные акты, принятые в ходе реформы исполнительного производства 1991-1992 годов (Закон от 9 июля 1991 г. и Декрет о порядке его применения от 31 июля 1992 г.), доверили задачу осуществления исполнительного производства и применения обеспечительных мер «лицам, уполномоченным на исполнение» (agents d'exueution). К ним, прежде всего, относится судебный Исполнитель (huissier de justice), который обладает полномочиями только в сфере частного права, не имея ни права, ни возможности вмешиваться в сферу действия права публичного. Кузнецов Е.Н. Исполнительное производство Франции.СПб.: Издательский Дом С.-Петербурб.гос.ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб.гос.ун-та, 2005

Судебные исполнители определяются в современной французской доктрине, с одной стороны, как должностные лица, уполномоченные осуществлять уведомления об актах (signification) (которые они сами порой и составляют) и принудительное исполнение исполнительных документов путем обращения взыскания на имущество должника.

С другой стороны, можно встретить другое определение: «Судебные исполнители -- это должностные лица, возникшие в результате слияния профессий сержантов (sergents), имеющих полномочия в сфере уведомления об актах и исполнения, и исполнителей (huissiers), оказывающих свои услуги в заседании суда»5(речь, очевидно, идет об аналоге судебных приставов-исполнителей по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Российской Федерации).

Тем не менее, можно сказать, что эти определения являются неполными, поскольку, согласно французской доктрине, наиболее четко и полно по данному вопросу высказался Министр юстиции Франции: «Судебные исполнители являются officiers public (должностными лицами, наделенными полномочиями удостоверять юридические акты, как, например, нотариус, секретарь суда) и officiers ministiiriels (должностными лицами, осуществляющими определенные публичные функции, как нотариус, адвокат, секретарь торгового суда. Они являются должностными лицами, осуществляющими определенные публичные функции, что выражается в содержании их полномочий. На этом основании судебные исполнители подчинены особому режиму, установленному законом, который определяет условия пригодности к исполнению служебных обязанностей, их полномочия и территориальную компетенцию, способы осуществления полномочий, режим дисциплинарной ответственности, предусматривающий механизм коллективной гарантии и обеспечения в отношении своих клиентов, и условия получения вознаграждения за выполнение своих функций.

Судебные исполнители вправе удостоверять некоторые юридические акты. Но, кроме того, они являются officiers public еще и потому, что им предоставлены определенные прерогативы в осуществлении публичного, государственного принуждения в отношении недобросовестных должников. Однако в настоящее время, в отличие от статуса судебного исполнителя до реформы 1991-1992гг, он не может помогать сторонам или быть их представителем перед судьей по исполнению в случае возникновения спора.

А) Полномочия судебного исполнителя: монополия в сфере принудительного исполнения

Судебные исполнители выступают как основные субъекты исполнительного производства Франции, наделенные властными полномочиями. Их правовой статус сочетает элементы, как независимого практикующего лица, так и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план выступают черты государственного служащего в статусе исполнителя. Однако судебный исполнитель обладает многообразными функциями. Так, судебный исполнитель выступает, с одной стороны, как свободный профессионал. Во Франции, в отличие от ряда других стран, органы государственного управления не располагают всеми прерогативами, которые обычно принадлежат государству. Эту особенность можно, в частности, видеть на примере делегирования судебным исполнителям функции исполнения решений по гражданским делам, выносимых различными судебными органами. Таким образом, инициатива по исполнению препоручена во Франции судебным исполнителям. Именно они обладают монополией в рамках данной функции.

Так, статья 18 Закона от 9 июля 1991г., послужившего началом реформы исполнительного производства Франции (далее по тексту -- Закон), гласит, что «процедуры принудительного исполнения и меры обеспечительного характера могут осуществлять только судебные исполнители, обладающие полномочиями на исполнение». Эта монополия, касающаяся исполнительного производства, ими разделяется только с судебными исполнителями Казначейства (agents huissier du Trtisor), при соблюдении определенных условий (Декрет от 18 декабря 1996 г. №96-1112).

Правовые нормы, тем не менее, не предоставляют судебному исполнителю права подменять собой взыскателя в решении некоторых вопросов -- осуществлять ли преследование должника в рамках исполнительного производства, предоставляются срок для добровольного исполнения. Согласно ст. 22 Закона судебный исполнитель несет ответственность за злоупотребление процедурами обращения взыскания на имущество должника.

Основное правило в сфере принудительного исполнения Франции, заложенное ст.1 Закона гласит: «Любой кредитор может, на условиях, предусмотренных законом, принудить своего... должника к исполнению его обязанностей».

Иначе говоря, взыскатель располагает свободой выбора в отношении использования процедур исполнения в отношении имущества должника, а также выбора судебного исполнителя среди тех, кто одновременно осуществляют свои функции на конкурентной основе на одной территории. Результатом этих положений является не только то, что стороны могут свободно выбрать судебного исполнителя, но и то, что на практике этот выбор принадлежит в основном адвокату или судебному поверенному конкретного суда (avoue -- профессиональному представителю сторон в судебном процессе в апелляционных судах по гражданским и торговым делам).

Для предоставления судебному исполнителю полномочий на взыскание с конкретного должника определенной суммы долга не требуется заключения договора поручения. Само предоставление судебного решения или иного акта судебному исполнителю означает возникновение его полномочий (ст. 507 Нового ГПК Франции; Декрет от 31 июля 1992 г., ст.2). Он обязан осуществлять свои функции и оказывать содействие взыскателю (Закон, ст. 18, абз. 2). Однако данные полномочия могут осуществляться судебным исполнителем только на определенной территории, тщательно разграниченной исполнительными органами власти.

Судебный исполнитель как должностное лицо, обладающее монополией в сфере принудительного исполнения, полностью независим от органов власти в вопросах исполнения судебных решений. Над ним нет вышестоящих инстанций или какой-либо другой власти, если не считать ответственности за профессиональные нарушения и за дисциплинарные проступки перед соответствующей Палатой.

Современный судебный исполнитель Франции выступает как представитель негосударственной, либеральной профессии в самом полном значении слова. Он ведет дела подобно руководителю предприятия, что выражается, например, в найме на службу достаточно многочисленного и высококвалифицированного технического персонала, выполнении управленческих, организационных функций. На практике зачастую несколько судебных исполнителей, действующих на одной территории (которая разграничивается по территории действия определенного суда -- например, суда Большой инстанции Парижа), объединяются и действуют в рамках одного бюро (office). И нередко данная профессия носит «семейный» характер, когда в одном бюро в качестве судебных исполнителей работают родственники.

Судебный исполнитель, с другой стороны, является должностным лицом, так как он официально наделен своей должностью и поэтому обладает монополией в своей деятельности. Его территориальная компетенция ограничена районом деятельности суда Большой инстанции той местности, где находится его офис.

Судебный исполнитель выступает также как государственное должностное лицо. Именно в силу данной причины на свою должность данное лицо назначается Министром юстиции Франции. Когда судебный исполнитель занимается собственно исполнением, например, имущественным арестом или выселением, он выполняет, в силу делегирования полномочий, функцию государственной власти. Поэтому он действует как государственное должностное лицо, и в этом качестве только он наделен правом привлекать, в случае необходимости, к участию в этих действиях представителей как правоохранительных органов, так и вооруженных сил. Закон, помимо этого, защищает судебного исполнителя, устанавливая уголовную ответственность за посягательство на его жизнь, здоровье либо воспрепятствование осуществлению им профессиональных обязанностей.

К тому же, судебный исполнитель выступает как помощник правосудия: он имеет монопольную функцию по уведомлению об актах; осуществляет «полюбовное» (по соглашению сторон) или судебное взыскание по долговым обязательствам; по просьбе частных лиц производит действия по обеспечению доказательств; он может представлять стороны в некоторых судебных органах. Судебный исполнитель также участвует в судебных заседаниях, когда под началом судьи обеспечивает соблюдение внутреннего порядка в зале суда. Помимо этого, судья в ходе процесса может давать судебному исполнителю поручения, связанные с консультированием или обеспечением доказательств -- для лучшего представления судьей ситуации, связанной с каким--либо конкретным моментом.

Б) Полномочия судебного исполнителя: оказание содействия своему клиенту, обязанность по предоставлению информации, обязанность сохранения профессиональной тайны.

Принудительное осуществление своих обязанностей судебным исполнителем (minislure forcu) -- это принцип, заложенный ст. 18 Закона, гласящий: судебный исполнитель «обязан предоставлять полномочия и содействие» своему клиенту.

В определенных случаях возможен отказ от оказания содействия лицу, которое запросило о такой необходимости. Однако судебный исполнитель, заявляя отказ, должен соблюдать положения абз.2 ст. 18 Закона: судебный исполнитель вправе отказать в осуществлении своего содействия, «при сохранении права обратиться к судье по исполнению (за разрешением соответствующего вопроса -- прим. пер.), если он посчитает это необходимым, когда требуемая мера имеет запрещенный законом характер или если сумма издержек кажется превышающей сумму по требуемому праву требования, за исключением символических присуждений, которые должник отказался исполнить».

Кроме того, судебный исполнитель имеет право уведомлять об актах и судебных решениях, может осуществлять исполнение актов или документов, снабженных исполнительной надписью. Так, судебный исполнитель составляет документы, предваряющие принудительное исполнение, называемые официальными предписаниями об уплате (commandements), и он же обязан произвести исполнение всех исполнительных документов, убедившись, что соблюдены все условия, предусмотренные законом. Указанные действия судебного исполнителя и как предоставление содействия клиенту, желающему взыскать свое право требования в принудительном порядке.

Судебный исполнитель на основании закона несет обязанность по предоставлению информации третьим лицам, включая своего клиента и должника. В качестве примера можно привести положение что уведомление об акте или протоколе судебного исполнителя должно гарантировать осведомленность получателя данного акта.

Судебный исполнитель обязан уведомить должника о его правах и обязанностях. Кроме того, он обязан при осуществлении ареста-предоставления или ареста-продажи уведомить третье лицо, у которого находится имущество должника, подлежащее аресту, о его обязанностях и тех рисках и ответственности, которые данное третье лицо будет нести в случае отказа от оказания своего содействия судебному исполнителю и взыскателю.

Кроме вышеизложенного, судебный исполнитель обязан хранить профессиональную тайну (коммерческая тайна, конфиденциальная информация и иные сведения), ставшую ему известной в результате осуществления исполнительных действий. В случае нарушения указанного правила, он будет нести уголовную ответственность на основании ст. 226-13 Уголовного кодекса Франции (один год тюремного заключения и штраф в сумме 100 000 франков, или 15 000 евро).

Профессиональные организации (объединения) судебных исполнителей

Кузнецов Е.Н. Организация исполнительного производства Франции//Арбитражный и гражданский процесс. 2001. № 8

С 1945 г. представители свободных профессий во Франции (судебные исполнители, нотариусы, архитекторы, врачи...) управляются и организационно представлены своими профессиональными гильдиями, впоследствии переименованными в палаты.

Франция со времен Наполеона I в территориально-административном отношении разделена на департаменты, которые в свою очередь состоят из округов, а последние -- из кантонов. В судебном же отношении Франция разделена на регионы апелляционных судов, которые рассматривают апелляции на решения судебных органов, находящихся в каждом из департаментов своего региона (обычно в состав региона входят судебные органы трех--четырех департаментов).

До конца второй мировой войны в каждом кантоне действовал один судебный исполнитель, а все исполнители кантонов данного округа объединялись в «окружную палату», которая не имела координационной связи с палатами других подобных округов. Постановлением от 2 ноября 1945г. окружные палаты были упразднены и появились три уровня палат -- департаментские, региональные и Национальная палата.

Департаментские палаты. Каждая из них объединяет судебных исполнителей конкретного департамента. Основными функциями данных палат являются представительские (представительство перед административными и судебными органами) и дисциплинарные полномочия в отношении судебных исполнителей своего департамента, входящих в палату. Судебных исполнителен в департаментской палате представляют избираемые члены которые выбирают своего председателя.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.