РУБРИКИ

История государства и права зарубежных стран

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История государства и права зарубежных стран

В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.

Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.

Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI--X вв. до н.э. ) переходном от общинно-родового к классовому обществу. В Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу.

Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из "одной партии власти" в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.

В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шана Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли.

Английский абсолютизм

В XV и XVI столетиях в странах Западной Европы складываются абсолютные монархии. Наступает последний этап истории феодализма.

Усилению централизованной власти в Англии способствовало:

1) упорное и продолжительное сопротивление английского населения, которое оказалось против захвата и разграблений земель нормандской знатью. Масса свободных и полусвободных крестьян насильственно переводились на положение крепостных. В течение XIV века в Англии обнаруживается тенденция к увеличению феодальных повинностей крестьян. Вооруженная борьба между англосаксонским населением и нормандскими завоевателями длилась многими десятилетиями. В этих условиях бароны Англии вынуждены были поддерживать королевскую власть и терпеть ее усиление;

2) земельные наделы нормандской знати не составляли единых слитных массивов, они были разбросаны по всей стране. Это не могло не мешать образованию независимых феодальных сеньорий;

3) огромный земельный фонд короля, составлявший около 1/7 части всей пахотной земли Англии, и наличие постоянных налогов;

4) в отличие от порядков, существующих на континенте, вассалы английского короля были обязаны по отношению к нему не только военной службой, но и денежными взносами.

Для определения доходности феодальных поместий и крестьянских дворов в Англии в 1086 г. была проведена перепись населения, земли, скота, орудий труда, получившая название "Книга страшного суда". Сообразно с ее результатами было осуществлено дальнейшее закрепление крестьянства. С этого времени большая его часть переходит в разряд крепостных - виланов. Развитие единого национального рынка, а также обострение социальной борьбы обусловили заинтересованность нового дворянства и городской буржуазии в дальнейшем усилении центральной власти.

Абсолютная монархия установилась в Англии в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений.

Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте.

Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточивалась в этот период полностью в руках короля.

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской Церковью. Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной Церкви - как с католиками, так и со стороны наиболее радикальных и демократических форм протестантизма. Система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от центральных органов власти.

Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта

В период Нового царства начали происходить изменения в государственном строе государства. В это время для Египта было характерно создание сложного и весьма разветвленного аппарата государственного управления. Государство становится более строго централизованным, так как прежние относительно самостоятельные правители номов теряют последнюю долю своей самостоятельности, полностью подчинившись единому правителю - фараону.

В этот период страна была разделена на два больших округа - северный и южный. Главой каждого из этих округов являлся особый наместник фараона. Все управление номами переходит в руки царских ставленников-чиновников.

Институт власти фараона сложился в Египте еще в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью самого первого фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н. э. Люди всегда считали самого фараона сыном Бога на земле и всегда придавали сакральный характер его власти. Религия в значительной мере своими священными законами и предписаниями помогла утвердиться государственному институту власти фараона со всеми ее атрибутами. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам.

В древнеегипетской практике почти всегда жалование землей сопровождалось наделением титулом и определенной властью.

Институт фараонской власти был наследственным. Однако, как известно, часто в истории Древнего Египта одна династия сменялась другой, что было связано с династическими кризисами в царском доме.

Но личная власть фараона не была столь совершенна и непререкаема. Даже при всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве зависело от того, насколько он сможет умело балансировать между выгодами господствующего класса общества, в основном представленного военной и жреческой элитой, и своими собственными интересами. С другой стороны, находившийся у власти фараон был обязан постоянно соблюдать некий кодекс, или набор религиозно-этических норм и предписаний. Иначе этот кодекс можно совершенно точно обозначить как кодекс справедливости, носящий древнеегипетское название "маат".

После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается быстрый рост бюрократического аппарата, вместе с чем значительно возвышается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления.

С достижением наибольшего могущества власти фараона в эпоху Нового царства начинает окончательно утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата всеимперская власть единого для всей территории государства центра.

Сохранился обширный пласт письменных памятников, дающих обширную информацию о системе функционирования института власти и в целом о государственной, социальной и религиозной структурах общества Древнего Египта. В их числе можно назвать "Книгу мертвых", "Речение Ипувера", "Пророчество Нефертити" и др. Все эти произведения позволяют воссоздать относительно целостную картину египетского общества, и все они были составлены и письменно зафиксированы в эпоху Нового царства.

Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).

Право собственности. Вся земля в Египте - собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.

Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э.в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полу ченного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой.

Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания.

Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.

Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тыс. лет назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Мехенджо - Даро. Примерно в 3 тысяче л. до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое землевладение, торговля, имущественное расслоение населения .Наука располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии.

Полнее представлены исторические свидетельства по ведическому периоду (втор.полов.2 тысяч. до н.э.- серед.1тысяч.до н.э) когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует проникновение на территорию Индии с севера - запада индоарийских племен. Во второй половине 1 тысячелетия до н.э - 1в.н.э, в магадхо - маурийский период, сложилось и процветало самое крупное государство не только Др.Индии но и всего Др.Востока - империя Маурьев (IV в до н.э - IIв до н.э).

1период - разложение первобытно - общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (2-я пол. 2го тысяч-я до н. э.). 2 период - рабовладельческие гос - ва в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.). 3 период - централизованное гос - во Маурьев (1- е тыс. до н.э. - до 1 в н.э.), период складывания самого крупного на Древнем Востоке гос-ва, этот период назывался - магадхско - маурийский.

Государственно-правовые и общественные институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческой деспотий стран Древнего Востока. В экономическом плане - общинная система, отсутствие гост - ной собственности на землю. Индия - страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях общественного развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев - мучеников. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой - суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального характера: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого человека, а не государственных устоев. История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность - характерная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны - сословия по происхождению.

Правители первых государственных образований (протогосударств), раджи, выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту - налог. Для Магадхо - Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Во главе государства стоял царь, передававший власть по наследству одному из сыновей, который назначал наследником еще при жизни. Царь возглавлял мощный государственный аппарат и обладал законодательной властью. Он был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Принцип наследования власти соблюдался строго.

Вместе с тем власть царя нельзя назвать деспотичной. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы, в которой служили Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов. Имелись два совещательных органа паришад и раджасабха. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.

Важную роль играли царский жрец, выходец из влиятельного брахманского рода, и советы при царе: паришад(совет царских сановников);тайный совет; раджа-сабха, или царский совет. Паришад состоял из военной и жреческой знати. В эпоху Маурьев роль паришада была сведена к выполнению совещательных функций при царе(он приобрел функц.политического совета), а некогда широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения приобрело черты царского совета - раджа-сабхи.

Территориально государство Маурьев делилось на 4 главные провинции, управляемые царевичами и имевшие особый статус; обычные провинции(джанапады), которыми управляли раджуки, крупные чиновники; области(прадеши); деревни. Деревни считались низшей административной единицей.

Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй

Римское государство является последним образцом типа рабовладельческого государства. Периодизация Римского государства следующая:

1) период разложения родового строя и возникновение римского рабовладельческого государства (753--509 гг. до н. э.);

2) период республики (509-27 гг. до н. э.). Период высшей ступени развития рабовладельческого общества и государства в Риме;

3) период монархии (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.). Последний делится на два этапа:

а) принципат (27 г. до н. Э.-284 г. н. э.);

б) доминат (абсолютная монархия) (284--476 гг .н. э.). На данном этапе происходит кризис и разложение римского рабовладельческого общества и государства.

Первоначально территорию Рима занимали три племени (трибы): латиняне, собиняне, эльтруски.

Каждое из них состояло из ста родов, объединенных в 10 курий. Род был единственной сложившейся единицей и, подобно греческому роду, был отцовский.

Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди римлян возникает неравенство.

В противовес роду усилилась патриархальная семья, выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на право вступать в Сенат, становиться военными вождями - эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и людей, находящихся в различных видах зависимости. Происходит разложение родовой организации римлян.

Этот процесс усугубился тем, что на расширявшейся благодаря завоеваниям территории Рима оказалось новое население из коренных, преимущественно латинян, и добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы получили название плебс, т. е. множество. Плебеи были свободными, добились права частной собственности на землю, занимались ремеслом и торговлей, обязаны были платить налоги, отбывать военную службу, могли приобретать имущество, т. е. обладали гражданской правоспособностью, за исключением права вступать в брак с патрициями.

Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправны, лишены права участвовать в Народном собрании, занимать различные должности и получать свою долю земли из земель государственного фонда. Кроме патрициев и плебеев, существовала еще одна социальная группа - клиенты. Клиент находился в личной и наследственной зависимости от патрона (покровителя).

На становление государства в Древнем Риме большое влияние оказало противостояние патрициев и плебеев в борьбе плебеев за политические права и свободы.

Ранний Рим еще сохраняет черты военной демократии, для решения важнейших вопросов римский народ собирается по куриям. В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, относящимися к культуре, семейными отношениями и делами, касающимися жизни всей общины. На комициях происходили выборы царя, решались вопросы войны и мира, комиции могли судить граждан.

Во главе всей общины стоял царь (реке), который был военачальником, верховным жрецом, вершил суд по делам об измене. Рядом с царем стоит Сенат. Важными полномочиями обладали жреческие коллегии.

Социальная структура индийского общества

Самые первые центры с явными чертами урбанистической культуры и ранние протогосударственные образования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э.

Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскопкам в Хараппе и Махенджо-Даро.

Благодаря историко-религиозному памятнику культуры - Ведам - можно понять, что племенам, решившим переселиться на территорию Древней Индии, пришлось вести борьбу с коренным населением.

Устройство городских поселений говорит о высокоразвитой материальной культуре, о высокой степени организации административного управления.

Появившись на территории Индии, индоарии постепенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг.

Будучи изначально по характеру своей деятельности кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия.

Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой - уже знакомыми с имущественным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиление роли в обществе родовой и военной знати.

Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы - брахманы (они были хранителями ритуально-культовой практики племени), вторая - правители - военачальники, или, как их еще можно назвать, аристократы -кшатрии. Со временем должность раджи становится наследственным институтом власти.

Правитель являлся главой аппарата администрации, функционирование которого обеспечивалось за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения.

Остальная (большая) часть общества была представлена свободным, но незнатным населением.

В основной своей массе это были ремесленники и крестьяне, рабы и представители завоеванного и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и представителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жрецами-брахманами, власть которых состояла в монополии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии,

непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители. Все это приводит к формированию кастового общественного устройства.

Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как "варна", что можно трактовать как "вид" или "разряд". Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии оформились четыре основные варны.

Из уст Пуруши - первочеловека, по преданию, возникла варна жрецов-брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочеловека возникает четвертая варна неимущих и неполноценных членов общества - варна шудр.

Золотая булла 1356г. - общая характеристика

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов -- Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья - избиратели большинством голосов определяли выбор императора.

"Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях.

Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам -- заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы".

Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

С XIV--XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения -- рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей. Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья -- княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель -- императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей -- "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика

В Древней Индии понятие "право" было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Источники права Древней Индии: дхармашастры, артхашастры, Законы Ману.

Сочетание морально-этических, религиозных и правовых норм. Отражение варно-кастовой структуры в Законах Ману. Регулирование имущественных и семейных отношений. Уголовное право и судебный процесс. Особенности правового положения брахманов. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. до н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Закрепление кастового строя в законах Ману.

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ "давность владения" - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение

Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления

Как независимое государство Германия образовалась на землях восточных франков после распада империи Карла Великого. Ее территория включала пять основных герцогств, возникших на территории племенных союзов: Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию, Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др.

Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодализм здесь побеждает не ранее XI в.

Складыванию основных классов Германии способствовала реформа Генриха Птицелова. После короткого периода относительного единства в X-XI I вв. в Германии начался процесс феодальной раздробленности.

Смена форм и механизмов государственного управления прослеживается как в масштабе всей империи и собственно Германии, так и по отдельным германским княжествам. С XIII в. они эволюционируют, превращаясь в фактически самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Историю Германского государства можно условно разделить на два больших этапа.

В середине X столетия германский король Оттон захватывает север и центр Италии, он объявляет себя "римским" императором. Созданная им империя получила в XII столетии название "Священная Римская империя германской нации", сохранившаяся до 1806 г.

Благодаря политике завоеваний власть первых германских императоров была значительной. Но так продолжалось недолго. Образуется небольшая группа наиболее сильных князей - избирателей трона, так называемых курфюрстов. Наиболее важные должности в центральном правительстве делаются их наследственным леном. Император потерял контроль за назначением сановников.

Складыванию основных классов Германии способствовала военная реформа короля Генриха Птицелова (919-936 гг.). Каждый кто мог являться на войну в качестве конника, зачислялся в привилегированное сословие; все другие - в податное. На вершине привилегированного сословия оказались светские и церковные князья, не зависимые от центральной власти. Вассалы князей именовались графами. От них держали земли так называемые свободные господа. Нижний слой дворянства составляли рыцари. Крестьянство Германии распадалось на три группы:

1) крепостные;

2) чиншевики - это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша);

3) свободные крестьяне.

Феодальная раздробленность Германии была закреплена "Золотой буллой" 1356 г. Избрание германского императора стало делом курфюрстов. При этом одни "князья империи" продолжали вести междоусобные войны. Решение всех важных дел было делом коллегии курфюрстов. Феодальная раздробленность Германии препятствовала возникновению влиятельных органов сословного представительства. На имперские съезды, так называемые рейхстаги, стали приглашать представителей городов.

Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману

Характер семейных отношений - патриархальный. Большие семейные кланы, глава семьи обладал неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на 8 разноречивых форм брака, которые ЗМ не могли не учитывать. По сути, они сводились к трем формам: торжественный или правильный брак (приданое жены переходит в собственность мужа); покупка жены (брак с выкупом); умыкание (кража жены).

В Древней Индии в ходу было многоженство, брахман мог иметь 4 жены. Женщина находилась в приниженном, подчиненном положении. По ЗМ женщина не пригодна к самостоятельности: в детстве должна находиться под властью отца, взрослой -- под властью мужа, в старости -- под властью сыновей. Но вместе с этим существовало уважение к матери. Главная обязанность жены -- рождение и воспитание сыновей. Потомство и скот -- главные признаки богатства. Жена не являлась субъектом права и не могла вступать в правоотношения. Для жены развод был невозможен. Дети находились под властью отца. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчины -- 16 лет. Браки совершались по воле родителей. Также, по обычаю, после смерти мужа вдова становилась женой деверя; муж, потерявший жену, должен был жениться на ее сестре.

Для мужа были следующие причины развода: если жена его ненавидит; жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8 году, рожающая мертвых -- на 10, только девочек -- на 11, но сварливая -- немедленно.

ЗМ различают право собственности и право владения, значительное внимание уделяется охране частной собственности. ЗМ указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение приношений (только для брахманов-жрецов) -- добавилась давность владения (10 лет). Все эти способы делились по кастам. Приобретать собственность можно было только у законного собственника. Формы собственности: государственная (царская), жреческая, общинная, частная.

В это время основная масса населения Индии жила в условиях патриархального быта. Типичной была большая семья, состоявшая из нескольких поколений родственников. Имущество этой семьи было ее общим достояниям, но управлялось главой. Сельская община выделяла ей участок земли. Отчуждать эту землю можно было только по единодушному согласию всей общины. Распоряжение же всей прочей собственностью семьи, в особенности собственностью богоприобретенной (не наследственной), было делом самой семьи.

Наследование. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо отходило старшему сыну. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Дочери могли наследовать только имущество матери. Наследование по завещанию индийское право еще не знало.

Германское феодальное право. "Каролина"

В 11-15 вв. существует партикуляризм - возникают многочисленные разнородные правовые уклады (по кругу лиц или по территории): ленное право (споры между сюзереном и вассалами, между вассалами в суде феодала); дворовое право (судились крепостные при дворе господина); служилое (между слугами). Производились записи партикулярного права - Правовые книги (Саксонское зерцало, Зерцало немецких людей - Швабское зерцало), не имеющие официального характера. С 12 в. получает развитие городское право - право Любека, Магдебурга - чаще всего излагалось в письменном виде, являлось наиболее разработанным. Каноническое право регулировало деятельность католической церкви, повлияло на семейное право.

В 15-16 вв. появляются кафедры римского права. В 16 в. стало основным источником норм права во всех германских судах. В отдельных землях продолжается процесс кодификации земельного права.

Каролина - общегерманское уголовно-судебное уложение, составленное в 1532 г. Основное содержание - нормы процессуального права. Каролина определяет широкий круг наказуемых деяний, а также толкует такие понятия как: формы вины, необходимая оборона, соучастие, покушение на преступление, пособничество и др.

В основе ответственности лежит принцип личной вины, различается умышленное и неумышленное деяние. Освобождаются от ответственности: - за убийство - умалишенные (ст. 150); - за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть.

Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен убийца.

Обстоятельства, смягчающие вину: - отсутствие умысла; - возраст до 14 лет; -совершение преступления при исполнении служебного долга.

Отягчающие обстоятельства: - совершение преступления против лица особо высокого положения; - наличие "злого умысла".

Пособничество: - помощь до совершения преступления; - помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание); - помощь после совершения преступления.

Цель наказаний - устрашение. Наказания: - смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное); - членовредительство и телесные наказания; - позорящие наказания; - изгнание из страны; - штрафы.

Преступления и наказания по законам Ману

ЗМ называет 4 самых тяжких преступления: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота брахмана, питье хмельных напитков.

Тяжкие преступления: нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Ряд преступлений вели к лишению кастовой принадлежности и перемещению в низшие касты -- похищение собственности брахмана либо имущества на хранении, а также лжесвидетельства о земле. При наказании за лжесвидетельство учитывалось, что виновный тем самым как бы убивает 100 ближних людей и родственников, и за это ему уготован ад -- так оценивалось лжесвидетельство об убийстве лошади, высоко ценимой в домашнем хозяйстве; об убийстве человека -- сравнимо с убийством 1000 человек; о земле -- сравнивалось с убийством всех.

Основанием для освобождения от уголовной ответственности была необходимая оборона: "убивающий защищает себя при охране жертвенных даров; защищая женщину и брахмана, по закону не совершает греха" (не имело значения, убит ли гуру, ребенок, старик или брахман). Наказания были публичными. Система наказаний: Смертная казнь (отдача на съедение собакам, разрезание на куски, сожжение, утопление, сажание на кол, и др.). Телесные и членовредительские наказания (отсечение "виновных частей тела", наложение клейма на лоб, на бедро). Штрафы и конфискации (в пользу царской казны).

Брахман от смертной казни освобождался, но за прелюбодеяние казнили. Самым страшным наказанием было изгнание. Но в целом брахманов наказывали строже, чем другие касты. В ряде случаев от наказания можно было откупиться: выкуп за кшатрия составлял 1000 коров, за вайшьи-- 100, за шудру-- 10. Особенности уголовного права. Общая оценка социальной роли наказания велика, особенно в делах управления. Искупление и наказание считались альтернативными средствами в деле погашения вины. Особенно жестокими были наказания за государственные преступления. Существовал культ законности религиозной и правосудной. Процессуальное право. В ЗМ зафиксированы 18 поводов обращения в суд: неуплата долга, продажа чужого, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом; дхарма в споре о границе, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, прелюбодеяние; дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости, битье об заклад. Характер -- обвинительно-состязательный, устный, единый по делам гражданским и уголовным. Начинался с подачи иска и показаний в суде истца и ответчика. Суд был публичным, лжесвидетельство тяжко каралось. Виды доказательств 1.Свидетельские показания. Свидетельским показаниям уделялось значительное внимание в ЗМ (свидетели должны были по статусу быть равными стороне, это правило иногда нарушалось в случае тяжкого преступления). Только при отсутствии надлежащих свидетелей, свидетелями могли быть ребенок, старик, ученик в отношении учителя, родственник, раб и женщина. Женщина могла свидетельствовать в отношении женщины. 2. Клятвы. Брахманы клялись правдивостью (иначе грех падал на 100 поколений), кшатрии-- оружием, вайшьи-- коровами, зерном и золотом, шудра-- всеми тяжкими преступлениями. 3. Вещественные доказательства. 4. Поведение обвиняемого. Если было недостаточно вещественных доказательств, то нужно было следить за тем, как обвиняемый отвечает на вопросы ("по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи, улавливать его сокровенные мысли"). 5 Ордалии (весы, огонь, вода простая и священная, яд). Применялись публично для доказательства невиновности. 6. Документы. Вынесенное судом решение было окончательным и не пересматривалось.

Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии

В VII в. н. э. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, его место занял феодализм. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно -- "сын неба"-- Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний Киото. Становление раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название "Манифест Тайко" 646 г.

Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные - от крестьянина до аристократа и "подлые" - рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.

Свод законов "Тайхоре" был составлен в 702-718 гг. Он действовал свыше пяти столетий. Многие статьи этого свода законов имеют аналогии с китайским кодексом "Тан лин" 651 г. Он имел две части: гражданский кодекс -- Ре и уголовный -- Рицу. Главное содержание -- земельная реформа.

В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде законов Ясутоке Ходзе (XIII в. ) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце, своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным идти на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Мораль рисовала самурая героем-рубакой.

Вспарывание живота (харакири) являлось лучшим доказательством верности господину. В обыденной жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семье, повышения по службе. Ничто человеческое им было не чуждо. Однако влияние самурайства на политическую жизнь страны нельзя недооценивать, от его поддержки зависело положение, а иногда и жизнь правителей.

Японцы -- законопослушная нация и в своей основной массе верующая. Правосознание народа во многом определялось религией. Вера помогала людям выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Древняя религия японцев -- синтоизм -- вероучение местных, туземных племен, позднее в страну проникает буддизм. Сосуществование двух религий имело положительное значение, являлось разновидностью духовного плюрализма. В вопросах веры японцы -- прагматики. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались при радостных событиях в жизни: при рождении, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, поминках. Буддизм, как известно, отрицает реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира, мира "вечного блаженства". Он признает равенство всех перед Буддой, что привлекало к нему массы обездоленных и угнетенных.

В Японии действовала хорошо поставленная служба разведки. Монахи, под видом туристов, внимательно изучали устройство, нравы, законы, быт соседних народов. Эта информация обобщалась и учитывалось полезное. Приверженность японцев своим вероучениям, своим духовным ценностям, возможно, объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к разного рода проповедникам, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев разрешался только для торговли и через один порт -- Нагасаки.

Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции

Конец II - начало I тыс. до н. э. В племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. Государственная власть еще не сформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин.

Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

В IX-VII вв. до н. э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшие полисы - Спарта и Афины.

Образованию Спартанского государства предшествует завоевание северными племенами долины реки Эврот. Пришельцы превращают местных жителей в рабов (илотов). Для того чтобы держать в повиновении огромную массу людей, спартанцы организуют жизнь в своем государстве на военных началах.

В VII в. до н. э. Спарта ведет успешные завоевательные походы, участвует в организации Пелопоннесского союза, объединившего интересы южных полисов.

В 431 г. до н. э. этот союз сталкивается с Афинским морским союзом. Война заканчивается в 404 г. до н. э. победой спартанцев.

В IV-III в. до н. э. в Спарте растет имущественное неравенство, это приводит к частым

волнениям. Спарта теряет политическую независимость в 146 г. до н. э. после подчинения греческих земель Риму.

Органы Спартанского государства: царь, коллегия эфоров, совет старейшин и народное собрание.

Царь обладал ограниченной военной властью, приносил жертвы богам, рассматривал некоторые судебные дела.

Эфоры были вправе возбудить судебное преследование царя и лишить его власти. Эфоры созывали народное собрание и совет старейшин; вели переговоры с иностранными государствами; руководили мобилизацией войск, осуществляли надзор за царем во время походов; обладали полицейской властью; выступали в качестве судей по гражданским делам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.