РУБРИКИ

История государства и права зарубежных стран

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История государства и права зарубежных стран

Совет старейшин (герусия) обсуждал дела, намеченные к рассмотрению в народном собрании; рассматривал дела о государственных преступлениях.

Народное собрание, состоявшее из полноправных граждан, избирало членов герусии и эфоров. Народное собрание решало вопросы войны и мира, выбирало послов, ведало вопросами гражданства, выступало в качестве суда при возбуждении дела об отстранении должностных лиц от должности. Этот представительный орган не играл существенной роли в Спарте.

27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления

Общественно-политический строй Византии имел свои специфические черты. Процесс разложения рабовладельческих порядков шел в Византии медленно.

Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Экономические и социальные позиции занимали сенаторские круги и земельная аристократия.

Экономической основой их господства была крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов Империи, особенно столицы - Константинополя.

Рабы, находясь на самой низкой ступени общественного развития, входили в отношения социальной лестницы. К различным категориям свободных относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - основная специфическая черта общественного строя Византии.

Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода позднеримская форма эксплуатации крестьян - колонат.

В X-XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается. Пресекается обращение свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

Только к X в. возобладала тенденция к формироанию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого крестьянства от земельных собственников при сохранении контроля со стороны государства.

Медленный характер развития феодальных отношений определил специфику социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система начинает складываться в Византии только к XI--XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.

На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства затягивалось из-за сохранения пережитков рабовладельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты - "сильные") захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С XI--XII вв. идет неуклонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени основная фигура в византийской деревне - феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обязаны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки.

28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты

1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город - государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества.

Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы: спартиаты; гипомейены; периэки; илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

3. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в . их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции

1. Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и социально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществлений своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску парламента (1629 г.), а в 1640 г. - к буржуазной революции, получившей название "Великий мятеж". Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа: 1) конституционный этап (1640-1642гг.); 2) первая гражданская война (1642 - 1646 гг.); 3) борьба за углубление демократического содержания революции и вторая гражданская война (1646 - 1649 гг.); 4) индепендентская республика (1649- 1653гг.).

Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако просвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.

В конце лета 1642 г- король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война - между роялистами ("кавалерами") и сторонниками парламента ("круглоголовыми"). Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем.

Зимой 1645 г. в соответствии с "Ордонансом о новой модели", принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента.

Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войсками сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года: уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны; с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции; было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры ("уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.

После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была упразднена). Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года. Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и "кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство. После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.

30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга

Спартанское государство образовалось в IX в. до н.э. в результате завоеваний Спартой других общин.

Социальная структура в Спарте к VII в. до н.э. сложилась в следующем виде.

Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба - на десять триакид.

Свою родовую общину спартиаты называли "общиной равных". До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства.

Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой категории участков, так как были участки, которые, по-видимому, отчуждались.

По преданию, мифический царь Спарты Ликург запретил пользоваться при постройке домов какими-либо другими инструментами, кроме топора и пилы, для предотвращения роскоши. Он же запретил пользоваться золотой и серебряной монетой. Разрешалась только железная.

Реформы Ликурга: В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: 1) созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком; 2) создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов). В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: 1) разделение земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ). 2) разделение граждан на филы и обы; 3) замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши. В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов. 1) слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость; 2) с 7 лет детей записывали в отряды - "агелы", где их учили гимнастике, воспитывая "беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать"; 3) с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков; 4) с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими. Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом. Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех "ретрах" Ликурга: 1) запрет писанного законодательства; 2) строительство дома только с помощью топора и пилы; 3) неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству). Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам государства.

31. Конституционная монархия в Англии - формирование, сущность

"Акт о будущем ограничении Короны и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных" ("Акт об устроении") уточнял и развивал ряд положений "Билля о правах" 1689 г., главным образом в области регулирования порядка престолонаследия.

Необходимость подобного документа была вызвана тем, что Вильгельм Оранский не оставил наследников. Акт содержал ряд условий и требований, которым должен был соответствовать претендент на английский престол. Провозглашался запрет на занятие трона приверженцем католицизма. Теперь королем Англии мог стать только сторонник англиканской веры. Кроме того, королю запрещалось покидать страну без согласия парламента, что можно рассматривать как ограничение свободы передвижения монарха.

Он лишался права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента. Помимо регулирования престолонаследия документ уделял большое внимание дальнейшему уточнению прерогатив законодательной, исполнительной и судебной властей. Ограничение королевской власти проявилось в том, что все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи королевских министров (контрассигнатуре), по совету и с согласия которых они принимались. Этот принцип стал важным условием становления института "ответственного правительства". "Акт об устроении" значительно менял статус законодательной и судебной власти, выводя ее из-под влияния короны. Никакое лицо, получавшее плату за должность, подчиненную королю, или пенсию от короны, не могло состоять членом палаты общин.

Судьи, подчинявшиеся ранее королю и ответственные перед ним, не могли теперь быть отстранены от должности по его единоличному желанию, кроме как по представлению обеих палат парламента. Законодательное разграничение полномочий ветвей власти с целью учреждения их независимости друг от друга зафиксировано в "Акте о должностях" от 1707 г. В заключении документа подтверждалась незыблемость принципа подзаконности королевской власти. Таким образом, на рубеже XVII--XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие принципы и институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной инициативы, право парламента вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип несменяемости судей, подзаконности всех ветвей государственной власти, ответственного правительства. Однако окончательного разграничения полномочий законодательной и исполнительной властей не произошло, и Дуализм в политической системе Англии продолжал сохраняться, что способствовало представлению о триедином парламенте (король и две палаты). В условиях дальнейшего социально-политического развития происходило окончательное утверждение парламентской монархии, признаком которой являлось становление "ответственного правительства". Связанные с этим процессом изменения, как правило, не получали оформления в виде конституционных актов, а имели форму "конвенциональных норм" (соглашений). В этом заключается уникальная особенность английского конституционного права. Монарх продолжал оставаться главой государства все больше превращаясь в символическую главу исполнительной власти. Премьер-министр, действовавший номинально "от имени короля", фактически приобрел статус самостоятельной политической фигуры. В политическую практику Англии вошел принцип: "Король царствует, но не управляет". Более четкое оформление на протяжении XVIII в. получили принципы взаимоотношения парламента и кабинета министров.

32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин

Возникновение государства в Афинах шло классическим путём: в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, выделение родовой верхушки и обнищании свободных общинников. Становление государства в Афинах происходило посредствам ряда реформ: Реформы Тессея. Это объединение племён в единый афинский народ, Тессей при этом поделил все население Афин на три класса: Эвпатридов (благородных) Геаморов (земледельцев) Демиургов (ремесленников) Эвпатриды - родоплеменная верхушка имела право на занятие общественных должностей, это привело к возникновению публичной власти и отделению их от населения. Геаморы и Демиурги вместе с торговцами и бедняками не могли занимать общественных должностей, но принимали при этом участие в народном собрании, роль которого в то время была велика. Следующий этап реформ - реформы Соломона - он разделил граждан на четыре класса по имущественному признаку: первый класс богатые, второй менее богатые, и т.д. Каждый из классов имел определенные политические права. Три первых класса могли занимать общественные должности, а четвертый класс - бедняки - участвовать в народном собрании. Цель данных реформ примирение враждующих классов. Задолженность бедняков была аннулирована, афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за границу - выкупались, однако при этом богатые афиняне могли купить или продать землю, в то время как не было выполнено требование бедняков по переделу земли. Это послужило дальнейшему обезземеливанию бедняков. Завершил этап построения государства в Афинах Клисфен - это реформы в 509г. до н. Э. Ликвидировали в Афинах полностью родовой строй Атика разделилась на 100 самостоятельных общин - во главе их стояли старейшины. Высшей властью полиса считалось народное собрание полноправных граждан не моложе 20 лет. Место его заседания - агора. Собирались 2-4 раза в месяц. Повестку дня знали заранее, новые законы опубликовывались. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, вн и вн политика, ). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо важных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500 (булэ) - его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет. Совет был разбит на 10 пританий (каждая притания дежурила 1\10 часть года). Функции - высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за долж лицами, готовил проекты законов, следил за исполнением законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс. Судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд рассматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, суд мог вынести любое наказание - от штрафа до смерти. Коллегия 10 стратегов - высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага. Ареопаг - суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним (рассматривал жалобы граждан), базилей (культовый, ведал ответственностью за святотатство), полемарх (следил за обрядами жертвоприношений, ставил памятники войнам, ведал преступлениями чужестранцев).

33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством.

Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд.

По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. В Собрании каждый имел право высказаться и каждый вопрос тщательно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных.

Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения.

В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен инициирует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане).

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан-ремесленников, купцов. Землевладельческая "равнина" была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - емы. Их было около ста.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.

В 462 г. до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопаг становится чисто судебным органом.

К середине V в. до н. э. уходят в прошлое разряды, введенные - Солоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец, и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении)

Славная революция. Билль о правах. Новый король Яков II (1633--1701) взошел на престол в 1685 г. Он открыто проводил антибуржуазную политику, и парламент, хотя и состоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы, совершили "Славную революцию". В результате этого события в 1689 г. на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1650--1702). С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия. Сущность нового компромисса заключалась в том, что политическая власть как в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, обязующихся соблюдать интересы буржуазии.

Билль о павах - узаконил в Англии конституционную монархию. Парламент должен был контролировать короля практически во всем. Свобода слова и свобода прений в парламенте. Парламент должен был созываться раз в 3 года на 3 года. Однако некоторые права у короля все-таки остались - право объявлять войну, созывать\распускать парламент, назначать епископов и светских пэров. Билль о правах явился 1-й конституцией буржуазного государства, а Вильгельм Оранский фактически получил корону от парламента.

Акт об устроении в Англии. Он был принят в 1701 г.- это важнейший конституционный закон (закон о престолонаследии). Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента. Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения. Одно из них устанавливало так называемый принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра. Второе важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. В соответствии с Актом они выполняют свои обязанности до тех пор, пока "ведут себя хорошо". Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития английской конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной. Т. образом, можно сказать, что английская конституция построена на идее разделения властей, хотя и проводит ее недостаточно последовательно.

35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия

Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их общественные антагонисты - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатнейших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

Для исторического этапа перехода от царства к республиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее Народное собрание римской общины (куриатные комиции), решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. до н. э. Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось 8 100 тыс. ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к третьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов (18 центурий).

Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30.

Одну - единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского "пролес" - "потомство"). В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос.

Город был разбит на четыре территориальных округа - трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.

Заслуживает упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га).

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.

Война за независимость в Северной Америке 1775-1783 годов (Американская революция), освободительная война 13 британских колоний, в ходе которой создано независимое государств - США. Началась боями у Конкорда и Лексингтона (апрель 1775). В 1776 принята Декларация независимости США. Американская армия (с июня 1775 главнокомандующий Дж. Вашингтон) одержала решительные победы у Саратоги (октябрь 1777) и Йорктауна (октябрь 1781).

По Версальскому мирному договору 1783 Великобритания признала независимость США. Причины перехода к конституции - после окончания войны в стране обострилась классовая борьба, бедняки и рабочие требовали бесплатной земли и отмене всех долгов. Ряд восстаний были жестоко подавлены властью. Такие выступления бедняков сплотили плантаторов и буржуазию, и они стали втайне от народа готовить конституцию.

ОБРАЗОВАНИЕ США И ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ.

В 1774 г. начались массовые волнения американцев. Для координации борьбы создаются специальные органы - "комитеты безопасности, наблюдения". В том же году в Филадельфии собрался 1-й континентальный конгресс представителей колоний (55 делегатов). Он утвердил "Декларацию прав" - протест против политики метрополии. Одновременно написали письмо к королю, где потребовали прекратить притеснения колоний пока не случилось взрыва. В ответ Англия начала военные действия. Началась война за независимость. Каждая колония объявляет себя независимой республикой - штатом. 4 июля 1776 г. Была принята "Декларация независимости" (Джефферстон) - объявлялось окончательное прекращение зависимости штатов от Англии и объявлялось образование США. Разрыв мотивировался нарушением английским правительством "естественных" прав американцев. Народу стали принадлежать ряд демократических свобод, в том числе и право на революцию. Эта "Декларация," являлась прогрессивным документом своей эпохи, но были в ней и негативные моменты - не было отменено рабство (по требованию южных штатов), за индейцами не признавались права человека и вообще их положение никак не регламентировалось.

37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: свободы, гражданства; семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев); мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности. По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин. В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. 3. Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:* центуриатные; * трибутные; * куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания:

каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

* законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;* финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; * по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу; * внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на: * ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

* экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам: * выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями; * срочность - один год (за исключением диктатора); * коллегиальность; * безвозмездность; *тветственность.

38. Конституция США - общая характеристика

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти. В 1781 г. конгресс из представителей штатов принял первый конституционный документ, получивший название "Статьи конфедерации", на основе которых в 1787 году Конгресс Представителей Штатов принял К. К. состоит из преамбулы и 7 довольно общих статей.

Основой явился принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти.

Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года. Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства.

Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно. Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти К. Правовое положение Верховного суда является уникальным.

По К. устанавливалось федеративное устройство и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Текст К. 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к К. ставших известными как Билль о правах.

Принципиальной идеей, положенной в его основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний (ст. 1). Право иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски без обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных. Запрет на жестокие наказания (ст. 8). В сочетании с этими положениями конституция приобрела большую прогрессивную направленность.

К. в главных своих положениях функционирует и в настоящее время., что связано с четкой разработанной системой сдержек и противовесов. Механизм К. автоматически препятствовал одной из ветвей власти сконцентрировать в своих руках больше власти, чем ей отводится, т.е. узурпировать власть.

39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания

Конец 6-ого - начало 5-ого вв. до н.э.

Основным социальным делением Рима было деление на свободных и рабов. Свободное население делилось на граждан, латинов и перегринов. Полную правоспособность имели только свободнорожденные римские граждане. Вольноотпущенники были ограничены рядом политических и частных прав, оставались в определенной зависимости от бывших хозяев.

На правовое положение римского гражданина большое влияние оказывало семейное положение. Только глава семейства - домовладыка - был лицом своего права, самостоятельно пользовался всем комплексом частных прав, все остальные члены семьи считались подвластными.

Римляне делились на ряд сословий по экономическому уровню и количеству привилегий:

1. Нобили - представители знатных патрициев и богатейших плебеев, имели исключительное право избираться в сенат и занимать основные посты в государстве, становиться магистратами.

2. Всадники - крупные торговцы и финансисты.

В Римской республике существовало три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные, в их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров, объявление войны.

Трибутные собрания избирали низших должностных лиц, плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.

Куриатные собрания после реформы Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием тридцати представителей курий, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению. Должностные лица были подотчетны народному собранию.

40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм

Содержание Конституции явно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией. К. юридически оформила систему органов власти независимой американской республики. Принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка предоставила Конгрессу право устанавливать подоходный налог. Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года.

Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно . Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.