РУБРИКИ

Конституционная характеристика правового статуса личности

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Конституционная характеристика правового статуса личности

Конституционная характеристика правового статуса личности

81

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность правового статуса человека и гражданина

1.1 Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина

1.2 Основы правового статуса человека и гражданина

1.3 Понятие гражданства

Глава 2. Современный этап развития правового статуса человека и гражданина

2.1 Права и свободы

2.2 Политические, социально-экономические и личные права

2.3 Конституционные гарантии прав и свобод человека

2.4 Обязанности человека

2.5 Конституционные принципы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что содержание правового статуса личности составляют принципы конституционного статуса, распространяющиеся и на правовой статус личности в целом. К ним относятся, например: равенство всех перед законом и судом и равноправие - равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; неотчуждаемость основных прав и свобод человека; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав и свобод личности, и др.

Выбор темы для настоящей дипломной работы обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает интересы каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

· Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных конституционных Законах:

o «О Конституционном суде Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2007 №2-ФКЗ) // Российская газета, №138 - 139, 23.07.1994.» (1994 г.);

o «О референдуме Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №7-ФКЗ) // Парламентская газета, №117, 30.06.2004.» (2004 г.);

o «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 16.10.2006 №4-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, №9, ст. 1011.» (1997 г.); в законах:

o «О гражданстве Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 №62-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №121-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, №22, ст. 2031.» (2002 г.);

o «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации Закон Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №121-ФЗ) // Российская газета, №152, 10.08.1993.» (1995 г.);

o «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 №211-ФЗ) // Парламентская газета, №110 - 111, 15.06.2002.» (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации, и других.

Целью работы является проведение общего обзора конституционного регулирования прав и свобод человека в современной России, сопоставление по возможности с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. Основой исследования является анализ конкретных положений действующей Конституции РФ.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить накопленный опыт, историческое развитие статуса личности.

2. Изучить основы правового статуса человека и гражданина.

3. Исследовать понятие гражданства как одной из основных составляющих правового статуса человека и гражданина в государстве.

4. Исследовать современное состояние правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации и возможности его защиты в суде.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Сущность правового статуса человека и гражданина

1.1 Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина

Основой современных демократических теорий правового статуса человека и гражданина явились идеи, высказанные еще в XVII-XVIII веках такими философами-просветителями как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ф.М.А. Вольтер, в частности идея о том, что человек - высшая социальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты: ни правительством, ни обществом. Представляется необходимым назвать и более ранние правовые источники правового статуса человека и гражданина: Великую Хартию Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии.

Современному человеку в конце XX века трудно представить себе, что первые шаги демократии воспринимались когда-то как социальная утопия, порой и как бунт против существовавшего строя, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом Серегин А.В. Обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации // Дипломат. вестник.- 1997.- N1, - С. 15.

Первые попытки воплотить эти идеи в реальность были предприняты во время буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, именно тогда на законодательном уровне были закреплены права и свободы, получившие дальнейшее развитие в XX веке. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация человека и гражданина, а в Америке 26 сентября 1789 года - Билль о правах.

Вплоть до гигантских потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Впервые наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Декларации 1776 г.: «... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Однако признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола. «История человечества показала, что права человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию правового статуса человека и гражданина как важнейшей фундаментальной проблемы» Конституционное право: Учебник. М.: БЕК, 1999, С. 89.

В результате изменилось отношение к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей об этих правах.

1.2 Основы правового статуса человека и гражданина

Важное место в системе конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах, в правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней устанавливается, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного института закреплены системой нормативных правовых актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в Основном Законе Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы: «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О свободе вероисповедания» и многие другие.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Действующим отраслевым законодательством предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта разного рода правоотношений. Иначе говоря, «правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права».

Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т. д.

К предмету конституционного права в этой области относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в заключительной (64) статье второй главы Конституции. В ней отмечается, что положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности.

Понятие «основы» отражает, прежде всего, систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:

1. Юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации ее правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и других.

2. Основные права, свободы и обязанности, т. о. те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу, как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемое ее свойство. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права Российской Федерации Основы права: Учебник для вузов / Под ред. М.И. Абдуллаева. - СПб.: Питер, 2004.

3. Во-первых, правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Нормы, закрепляющие основы правового положения личности, тесно связаны с другими конституционно-правовыми институтами, причем эта связь взаимная Основы конституционного права//В книге “Основы государства и права”. Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 2003.

Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления основываются на законодательных началах статуса человека и гражданина и, в свою очередь, содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического правового государства. «Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего, некоторых чисто «советских» социально-экономических прав)».

Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1 «Основы конституционного строя». Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.

Провозглашение в ст. 2 Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека - обязанностью государства объясняет большой интерес к проблеме правового статуса личности в научной среде. Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику правового статуса конкретной личности. Определение этих прав, законодательное закрепление обязанностей человека весомые вопросы в каждом государстве Басик В.П. Эволюция правового статуса личности и его отражение в российской правовой науке // Правоведение, 2005, №1. - С. 21.

Являясь сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, правовой статус, по сути, представляет систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушений государством и, как правило, одобряемых обществом. Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношение личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свои положение, права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо как справедливо отмечает В.А. Ануфриев, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. - С. 178 - 179.».

Правовой статус личности - это система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституционных и иных нормативно-правовых актах. Права и обязанности - основной исходный элемент правового статуса. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. «Система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем Мальцев Г.В. Права личности: Юридическая норма и социальная действительность правового положения личности. - М., 1979. - С. 50.».

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.ст. 2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступивший в силу 1 ноября 2002 г.

Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы.

· Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:

o социально-экономическим положением государства;

o степенью развитости и демократичности политического режима;

o нравственными и иными условиями жизни общества.

Закрепляя необходимый, прежде всего с точки зрения государства и общества, комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина.

Прежде всего, государство признает человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса См.: ст. 64 Конституции РФ (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841). - М.: Юристъ, 2000..

· Конституционные права, свободы и обязанности являются основой правового статуса гражданина и человека.

o Конституционные права, свободы и обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам - членам общества, независимо от их положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, являются более узкими, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд соответствующих норм относит только к гражданину.

o Конституционные права, свободы и обязанности предоставляются гражданам (так же как и иностранцам и лицам без гражданства), независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции РФ не подлежат изменению.

o Конституционные (основные) права, свободы и обязанности неотделимы от личности, многие из них принадлежат человеку от рождения и выражают всю систему взаимоотношений человека и государства.

Конституционный статус личности базируется на наиболее общих принципах (всеобщность, равноправие, неотъемлемость, гарантированность) и должен учитываться при закреплении и реализации определенных прав и свобод другими отраслями права.

Сама Конституция РФ подчеркивает роль и значение норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина, и тем, что они входят как часть в основы конституционного строя (а большинство норм входят в гл. 2), и тем, что нормы Конституции, закрепляющие порядок формирования и принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, не могут нарушать основы правового статуса человека и гражданина.

Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина как перед государством, так и перед другими физическими лицами. Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства.

1.3 Понятие гражданства

Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года, с изменениями, внесенными Законом от 11 ноября 2003 г.

На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2006 №1226) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, №46, ст. 4571.. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан Указ Президента Российской Федерации от 22.05.2004 №662 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан» // Собрание законодательства РФ, 24.05.2004, №21, ст. 2025..

Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в соответствующих законодательных актах.

Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причем наиболее важные нормы в этой область отнесены к основам конституционного строя.

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В этой дефиниции выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство правовое, а не фактическое состояние.

«Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.

Последние основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица» Конституционное право: Учебник. / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 1999.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношении по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе Российской Федерации гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой концепции взаимоотношения личности и государства.

В теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по иному. Сущность гражданства сводилась только к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами, к наделению его государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. В такого рода определениях гражданства отражалась господствовавшая в те времена концепция о примате государства над личностью, о поглощении личности государством, которое рассматривалось как всеобъемлющая, самая массовая организация трудящихся, всего народа.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Важнейшей юридической предпосылкой наиболее полного правового положения личности является его принадлежность к гражданству данного государства. Это один из основных элементов правового статуса личности, главное условие полной правосубъектности лица.

Конституционно-правовой институт гражданства есть совокупность юридических норм, которые закрепляют устойчивую юридическую связь человека и государства.

Прежде всего, источниками данного института являются уже перечисленные статьи Конституции РФ и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.

· Нормы, входящие в состав института гражданства, могут находиться:

o в указах Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 О комплексной программе мер, о создании и сохранении рабочих мест на 1996-2000 гг. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 №768 «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы» // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, №22, ст. 2665.);

o в постановлениях Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г., утвердившее положение о паспорте гражданина Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 №779) // Собрание законодательства РФ, 14.07.1997, №28, ст. 3444.).

В соответствии с вышеперечисленными нормами «состояние гражданства есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» Основы конституционного права//В книге “Основы государства и права”. Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 2003. - С. 318. .

Устойчивой эта связь является потому, что она не зависит от времени и пространства и для подавляющего большинства граждан сохраняется от рождения до смерти, причем независимо от того, находится ли гражданин на территории своей страны или за ее пределами.

· Правовой эта связь называется:

o во-первых, потому что закреплена в нормативных актах;

o во-вторых, потому что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека и государства;

o в-третьих, потому что эта связь закрепляется соответствующими личными документами граждан: свидетельством о рождении, паспортом или заменяющими его удостоверениями.

Для России как федеративного государства очень важен принцип единого гражданства. На какой бы территории ни проживали его граждане, они, прежде всего, являются гражданами России. Важно также равенство граждан, независимо от основания его приобретения.

Гражданство является предпосылкой наиболее полного содержания право- и дееспособности личности, в частности их политического аспекта. Именно гражданин имеет политическую правоспособность, т.е. способность быть субъектом данных конституционно-правовых отношений, обладать всеми правами и нести все обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Это совокупность возможностей, предоставленных государством гражданину.

Политическая дееспособность, как реализация этих возможностей, представляет способность гражданина своими действиями вызвать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.

Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, например, права человека на гражданство; запрета на лишение его гражданства; признания права на изменение гражданства, а в некоторых случаях права на двойное гражданство; запрета выдачи своего гражданина другому государству, кроме как на основании закона или международного договора; равенства прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства. Заключение или расторжение брака не влечет за собой автоматического изменения гражданства.

Способы приобретения и утраты гражданства регламентированы Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации, а оформление конкретных случаев приобретения и утраты гражданства производится указами Президента РФ или правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. Основания и порядок приобретения гражданства закрепляются в нормах гл. 2 Закона о гражданстве России.

Несмотря на то, что в Российской Федерации права граждан равны, независимо от оснований приобретения гражданства, у каждого из способов есть свои особенности, которые касаются как субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом, так и процедуры прохождения документов и вида правовых актов, которыми оформляется это приобретение.

В юридической литературе существует несколько классификаций правового статуса, в соответствии с которыми выделяются, например, по сфере их действия и структуре правовых систем следующие виды статуса: общий (международный) правовой статус; конституционный (базовый); отраслевой правовой статус; родовой (специальный) правовой статус; индивидуальный правовой статус. Кроме того, различают: а) общий, или конституционный, правовой статус гражданина; б) специальный, или родовой правовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный правовой статус; г) правовой статус физических и юридических лиц; д) правовой статус иностранцев и лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев и др Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М., 1999. - С. 126 - 128..

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют: общий правовой статус, специальный и индивидуальный правовой статус личности. Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности), является единым и одинаковым для всех. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые представлены и гарантированны всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус является базовым, исходным. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности общества.

Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей, ответственности, возможности - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает специальным статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан. Специальный и индивидуальный статусы не могут противоречить общему (конституционному). Напротив, они должны ему соответствовать как базовому, первичному, исходному.

Наиболее общее и концентрированное выражение, а главное, и определенное решение проблема юридических прав личности получает в теории и практике реализации правового статуса личности. По нашему мнению под правовым статусом личности следует понимать систему гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающих в качестве юридических возможностей для удовлетворения тех или иных социальных притязаний личности, и, следовательно, выполняющих роль юридического средства для удовлетворения этих притязаний.

Прав Н.В. Витрук, определяющий правовой статус не только в качестве юридической основы и средства повышения социальной активности граждан, привлечение их к решению задач социалистического строительства, но рассматривающий правовой статус в его реализации в качестве одного из средств разрешения противоречий, возникающих между общественными, коллективными, групповыми, личными и иными интересами Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. - М., 1986. - С. 8.. Выдвижение идеи прав и свобод человека как высшей ценности и закрепление ее в Конституции 1993 года было неизбежно для государства, объявившего о разрыве с тоталитарным прошлым. Но у власти, увы, впрочем, как и у общества, еще недостаточно внутренних нравственных ориентиров для признания и соблюдения прав и свобод личности. Поэтому идеи, закрепленные в новой Конституции, пока не стали, к сожалению, новым «общественным договором». Для этого необходимо время. Требуется определенный исторический опыт, чтобы эти права и свободы начали определять смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, местного самоуправления. Пока ж должностные лица исполнительной власти, представительная власть, нарушающие права и свободы человека и гражданина, практически не несут за это никакой ответственности, несмотря на существующее законодательство. А судебная власть по-прежнему ждет команды «сверху».

Главная причина такой ситуации - низкий уровень правовой культуры. И. Ильин замечает, что честным, верным, законопослушным можно быть только самому, по личной убежденности, в силу личного решения. Нет этого - нет и правосознания, человек превращается из гражданина в плута, в авантюриста, становится не опорой правопорядка, а живой брешью в нем. Ильин пишет, что каждый человек в глубине своего правосознания налагает на себя духовно-волевое самообязательство гражданина. Отсюда потребность воззвать к свободному самообязательству и к добровольной лояльности в душе гражданина. Государство держится только правосознанием граждан и власти. Нет необходимости доказывать, что в современном российском обществе еще недостаточно высок уровень правосознания. Увы, россиянин пока не утруждает себя и духовно-волевым самообязательством гражданина.

Таким образом, правовой статус выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. В правах и обязанностях, составляющих основу правового статуса личности, не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, целесообразными для жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Однако в современной России пока не осуществлен главный принцип демократического правового государства - приоритет прав и свобод человека по отношению к любым государственным институтам и властным структурам.

Глава 2. Современный этап развития правового статуса человека и гражданина

2.1 Права и свободы

К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаются пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.

Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т. н. абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т. н. относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». «Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление - его не содержала ни одна из конституций советского периода» Алексеева Л.А. и др. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. - М.: 2002..

Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как правило, в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Большим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так, совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Регулированию комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность.

Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т. п.). Оно представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который, несмотря на все перемены, никак не может утвердиться в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории государства, гражданами которого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических государствах существует целый ряд ограничений. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения государственной безопасности и сохранения государственной тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 1995 г. «Как и ряд других, свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения» Ломовский В. Правовое государство и права человека в России: трудности и пути их преодоления //Правозащитник.- 1996.- N3.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.