РУБРИКИ

Конституционная характеристика правового статуса личности

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Конституционная характеристика правового статуса личности

Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок. Один из известных юристов в области международного права Назаров В.Л. подчеркивает, что многообразие характеристик отдельных сторон правового статуса человека и гражданина если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного объединения их важнейших сущностных признаков. В таком наиболее общем определении права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях. Наиболее распространенное определение правового статуса человека и гражданина было дано в опубликованном ООН сборнике «Права человека. Вопросы и ответы»: «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой» Алексеева Л.А. и др. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. - М.: 2002. Любая классификация правового статуса человека и гражданина относительна и далеко не полна. Права человека затрагивают различные стороны личной и общественной жизни человека, все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Тем не менее, классификация правового статуса человека и гражданина необходима. Она помогает нам лучше понять их. Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующие группы правового статуса человека и гражданина:

1. Гражданские права

2. Политические права

3. Экономические права

4. Социальные права

5. Культурные права.

Ряд зарубежных, а также и российских авторов, в том числе и В.А. Корнилов, Л.И. Глухарева, В.А. Северухин выделяют еще одну категорию прав - естественные права, которыми человек наделяется в силу факта своего рождения на свет. Они неотъемлемы и неотчуждаемы, так как их нельзя отделить от человека без явной угрозы потерять в нем члена общества. Естественные или элементарные права человек получили еще наименование священных прав в силу их чрезвычайной важности. Никакие внешние силы, будь то монарх или государство, не могут произвести отчуждение. Естественными правами называют право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, честь и репутацию. Гражданские и политические права, которыми обладает человек нашли свое отражение в статьях 2-19 Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина:

- право на жизнь, свободу и безопасность личности,

- право на свободу от рабства и подневольного состояния,

- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания,

- право на признание правосубъектности,

- право на равенство перед законом,

- право на эффективное восстановление в правах в случае нарушения правового статуса человека и гражданина,

- право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания,

- право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом,

- право на презумпцию невиновности до тех пор, пока виновность не будет установлена,

- право на запрещение осуждения за деяние, которое во время его совершения не составляло преступления,

- право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища, или тайну корреспонденции,

- право на свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любую страну и возвращаться в свою страну,

- право на убежище в других странах,

- право на гражданство,

- право на вступление в брак и создание семьи,

- право на владение имуществом,

- право на свободу мысли, совести и религии,

- право на свободу убеждений и на свободное выражение их,

- право на свободу мирных собраний и ассоциаций,

- право на участие в управлении своей страной,

- право на равный доступ к государственной службе в своей стране Всеобщая декларация прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. // Российская Газета.-1998-11 декабря .

Следующие семь статей (с 22 по 28) затрагивают экономические, социальные и культурные права, в том числе:

- право на социальное обеспечение,

- право на труд и свободный выбор работы,

- право на равную оплату за равный труд,

- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование,

- право создавать профессиональные союзы,

- право на отдых и досуг,

- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход),

- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам,

- право на защиту материнства и детства,

- право на образование, причем родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей,

- право на участие в культурной жизни общества,

- право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора Там же..

Со времени принятия Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина ООН ведет кропотливую работу по согласованию целого ряда конвенций, протоколов и деклараций по правам человека. Эти документы подробно определяют экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права и создают систему их защиты. Сегодня немногие оспаривают успехи, достигнутые в области четкого определения прав, однако несмотря на прогресс в решении этой проблемы, совершенно очевидно, что права человека повсеместно нарушаются, зачастую в широких масштабах. Это обстоятельство является одной из основных причин, обусловивших решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в Вене 14-25 июня 1993 года Всемирной Конференции по правам человека. Главная цель Конференции - сделать защиту правового статуса человека и гражданина неотъемлемой частью социально-экономического развития во всем мире. Конференция была посвящена изучению прогресса, достигнутого со времени проведения в 1968 г. в Тегеране (Иран) первой Всемирной конференции. Она также рассмотрела возможности дальнейшего уточнения пяти выше названных категорий правового статуса человека и гражданина и пути совершенствования и укрепления существующих систем с целью поощрения и защиты правового статуса человека и гражданина на международном, региональном и национальном уровнях. При этом на национальном уровне особое значение имеет разграничение прав и свобод на «права человека» и «права гражданина». Употребление применительно к человеку двух терминов - «человек» и «гражданин» имеет свой особый смысл. Каждый человек как часть природы вправе иметь достойное существование. Поэтому ему должны принадлежать естественные или неотъемлемые права и свободы, такие как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др. Все эти права относятся к так называемым личным правам и свободам человека и принадлежат ему независимо от гражданства. Гражданин же является политической личностью, поэтому ему принадлежат такие политические права и свободы, как право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной жизни и др. Отсюда «положение человека рассматривается с двух позиций:

а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под «гражданским обществом» понимается «совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п.»

б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве. С последним тесно связано существование правового государства, под которым обычно понимается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом. Правовое государство обеспечивает соблюдение и охрану прав и свобод человека» Алексеева Л.А. и др. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации // М., 2002.- С. 258.

Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны. Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание правового статуса человека и гражданина, сущность и пределы основных свобод личности. С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема правового статуса человека и гражданина и в нашем государстве. Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства - главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством. В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше. В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими Ст.18 Конституции РФ (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841). - М.: Юристъ, 2000., т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин «права человека» понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан.

Закрепление правового статуса человека и гражданина и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита правового статуса человека и гражданина - это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества.

В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали говорит о том, что «полное уважение достоинства человека означает не только избавление от пыток, но и избавление от голодной смерти. Оно означает свободу участия в голосовании так же, как и право на образование. Оно означает свободу убеждений так же, как и право на здоровье. Оно означает право пользоваться всеми правами без дискриминации. И для этого подлинного развития необходимы прочная база демократии и участие населения». Реализации этих целей должна способствовать упорная и кропотливая работа ООН, направленная на развитие демократии, ориентированная на защиту интересов народов. Надо отметить в этой связи, что в последнее время значительно возросла роль неправительственных организаций (МНПО), так или иначе занимающихся проблемами правового статуса человека и гражданина. Деятельность МНПО в области правового статуса человека и гражданина различна. Они контролируют соблюдение международных соглашений, оказывают помощь (финансовую, медицинскую, продовольственную) жертвам репрессий и их семьям, мобилизуют мировое общественное мнение в пользу повсеместного уважения прав человека, проводят семинары и конференции по правам человека. В последние годы особенно значительную роль МНПО играют в распространении информации о правах человека. Наиболее известными из них являются Международная Амнистия, Международная организация труда, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца и другие. Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия для создания более представительных политических систем, что средства массовой информации все в большей степени приобретают глобальный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность населения в вопросах правового статуса человека и гражданина. Все это открывает широкие перспективы и возможности для распространения идеи правового статуса человека и гражданина и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учреждений. Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась противоположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориентации и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский юрист С. Зивс был в вправе написать, что проблема правового статуса человека и гражданина играет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и буржуазной. В то время как Запад рассматривал проблему правового статуса человека и гражданина как основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике, восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих проблемах мира, разоружения и стабильности. К тому же в рамках дискуссий по проблеме правового статуса человека и гражданина бывшие социалистические государства были склонны рассматривать права человека как благо, гарантированное государством, а не как индивидуальные права, которые в случае необходимости можно предъявить государству. Предполагалось, что интересы социалистического государства и отдельной личности находятся в определенной гармонии и основной акцент делался на обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому государству. «Среди прочих категорий правового статуса человека и гражданина эти страны часто делали акцент на экономические, социальные и культурные права, в противовес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались коллективные права и устремления, такие как право людей на самоопределение, развитие и мир. Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прослеживались три группы противоречий:

- противопоставление экономических и социальных прав политическим и гражданским;

- взаимоотношения между правами человека и государством;

- международный мониторинг и контроль за соблюдением национальных правового статуса человека и гражданина» Колоколов Н. Права человека - высшая ценность закона //Российская юстиция.- 1997.- N1.

Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и в нашей стране, несомненно связаны с началом перестройки, осуществлением политических и экономических реформ. Первым шагом которых стало утверждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно классовым интересам и что они будут лежать в основе прогресса. Постепенно основной акцент переместился на политический плюрализм, правовое государство, утверждение гражданских и политических прав. Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том числе, конечно, философии, правоведения и педагогики очень серьезного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций, мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о международном праве, его примате при установлении целого ряда внутригосударственных правовых норм, а также об информированности населения о них. Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей. В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводится лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Так определил понятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881). Правда, его соотечественник Герман Коген позднее оспаривал этот приоритет. Сложность и многозначность категории «ценность» проявилась в том, что имеется по подсчетам одного из наших современников, философа А.А. Ручки, более ста ее различных трактовок в научной литературе.

История показывает, что во всякой культуре существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда.

«Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации» Мезенцева, А. Новое в законодательстве о гражданстве РФ//Законность. -2004. - № 2..

Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка - права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье - социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности Часть 1 статьи 35 Конституции РФ (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841). - М.: Юристъ, 2000.. Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как «буржуазной» ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.

Заметно изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. «На место демагогии советских конституций, говоривших о «материальных гарантиях» прав в виде «неуклонного роста производительных сил» и т. п., пришли четкие, юридически взвешенные формулировки» Ломовский В. Правовое государство и права человека в России: трудности и пути их преодоления //Правозащитник.- 1996.- N3.

2.2 Политические, социально-экономические и личные права

Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций.

Конституция РФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиций). Очевидно, что эти статьи носят так называемый «рамочный» характер. В настоящее время в Федеральном Собрании Российской Федерации идет большая работа над проектами федеральных законов, которые должны наполнить абстрактные нормы конституции конкретным содержанием.

В РФ активное индивидуальное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным индивидуальным правом требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Несмотря на то, что им уже не отводится первая роль, как прежде, социально-экономические права и свободы продолжают по-прежнему занимать весьма важное место в системе конституционного регулирования правового положения личности в Российской Федерации.

Социально-экономическим правам в посвящены статьи 34-41.

Экономическая свобода - необходимый элемент гражданского общества и правового государства. Провозглашенные в качестве основ конституционного строя многообразие и равная защита всех форм собственности неизбежно предполагают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Из смысла ч. 1 статьи 34 следует, что ограничения предпринимательской и иной экономической деятельности могут устанавливаться только законом.

Предпринимательская деятельность в соответствии со ст. 2 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть первая) (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 №13-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301. - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Некоторые общие принципы и отдельные виды предпринимательской деятельности регулируются ГК.

Свобода экономических отношений возможна только в условиях добросовестной конкуренции, состязательности предпринимателей, которая способствует развитию производства, повышению качества продукции, снижению цен. Государство гарантирует ее поддержку, устанавливая соответствующие нормы в ГК, Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Закон Российской Советской Федеративной Социалистической республики от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, №16, ст. 499.".

Экономическая свобода возможна только в условиях охраны и защиты со стороны государства всех форм собственности, в том числе частной. Государство в лице своих органов и должностных лиц обязано защищать наряду с другими частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Нормы УК Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №283-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954. и КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.02.2007 №19-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001. предусматривают серьезную ответственность за посягательства на собственность в любых формах. Мера наказания зависит от способа хищения (открытое, тайное, соединенное с насилием, опасным или неопасным для жизни и здоровья), размера похищенного, от того, совершено хищение в одиночку или группой лиц, но не имеет никакого значения, какое имущество похищено: государственное, муниципальное или частное.

Частная собственность охраняется также нормами гражданского и трудового права.

Предусмотренное Конституцией право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими составляет содержание права собственности. Право владения означает право иметь вещь в своем доме или в хозяйстве. Право пользования - право извлекать из имущества полезные свойства, например проживать в доме или квартире. В ряде случаев закон устанавливает обязанность использовать имущество, например земельный участок, только по целевому назначению.

Право распоряжения включает в себя право собственника совершать в отношении своего имущества любые, не противоречащие закону действия, в том числе сдачу его в аренду, безвозмездное пользование, имущественный наем, продажу, дарение или иное распоряжение имуществом.

Конституция устанавливает важные юридические гарантии обеспечения права частной собственности и запрещает любые действия, направленные на незаконное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества. Это гарантирует общество от любых видов насильственной "экспроприации", "раскулачивания", национализации и реприватизации, характерных для тоталитарных режимов. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной (приватизация) только в соответствии с законом и при условии возмещения, размер которого определяется законом или соглашением сторон.

Одной из гарантий права частной собственности является право ее наследования. Нормы наследственного права содержатся в ГК, Основах законодательства Российской Федерации о нотариате Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11.02.1993 №4462-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российская газета, №49, 13.03.1993, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1, гл. 25.3 НК Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340..

Имущество собственника переходит после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Собственник может выразить свою волю в завещании - распоряжении имуществом на случай смерти. При отсутствии завещания круг наследников и порядок распределения между ними имущества определяется законом.

Признание права частной собственности граждан и их объединений на землю - непременное условие демократической рыночной экономики. В соответствии с ЗК Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.02.2007 №21-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, №44, ст. 4147. собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с ЗК, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Конституция предусматривает два основных ограничения права частной собственности на землю и другие природные ресурсы, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях: недопустимость нанесения ущерба окружающей среде и нарушение прав и законных интересов иных лиц. В развитие данной конституционной нормы ЗК в качестве основных принципов земельного законодательства предусматривает:

- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав;

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Федеральным законом, определяющим условия и порядок пользования землей, является ЗК. В соответствии с этим актом граждане имеют право продавать, дарить, передавать по наследству, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставный фонд (капитал) акционерных обществ, товариществ, кооперативов.

Свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ТК Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001. предусматривает, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

- избрания (выборов) на должность;

- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

- назначения на должность или утверждения в должности;

- направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

- судебного решения о заключении трудового договора;

- фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом в соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) считается любая форма принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, предусмотренных военной службой, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией МОТ N 29 (1930 г.), а также ТК.

Право на труд в условиях безопасности и гигиены не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всем производством. Но государство гарантирует работнику и требует от работодателя соблюдения определенных Конституцией условий: условия труда должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд должно выплачиваться без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если эти требования не обеспечиваются, работодатель несет за это ответственность вплоть до уголовной.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

Гарантиями права на отдых является установление максимальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю); видов времени отдыха, к которым в соответствии с ТК относятся:

- перерывы в течение рабочего дня (смены);

- ежедневный (междусменный) отдых;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- отпуска.

Ежегодный отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы.

Защита материнства и детства, семьи осуществляется путем принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Нормы об охране материнства, детства, семьи содержатся в трудовом, семейном, уголовном праве, иных отраслях.

Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья и обучения. Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Конституционная обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительского долга.

Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить необходимый уровень жизни для себя и нетрудоспособных членов семьи.

Социальное обеспечение по возрасту происходит в основном в виде выплаты пенсий. Основанием для получения пенсии является и инвалидность, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно. В случае смерти или безвестного отсутствия лица его несовершеннолетним детям, нетрудоспособным родителям, супругу и иждивенцам назначается пенсия в связи с потерей кормильца. В развитие положения Конституции о социальном обеспечении для воспитания детей законодательство РФ предусматривает пособия в связи с рождением ребенка, уходом за ним и воспитанием ребенка до 16-летнего возраста. Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения - содержанием нуждающихся в этом лиц в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Для обеспечения гарантий стабильного повышения жизненного уровня одной из наиболее незащищенных категорий граждан Российской Федерации - пенсионеров - в декабре 2001 г. принят пакет законов, реализующих пенсионную реформу. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. федерального закона от 03.06.2006 №77-ФЗ) // Парламентская газета, №238 - 239, 20.12.2001." устанавливает новый порядок расчета и выплаты трудовых пенсий. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.12.2006 №239-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, ст. 4831." распространяется на лиц, получающих пенсии из федерального бюджета, - государственных служащих, граждан, утративших здоровье при прохождении военной службы, в результате радиационных и техногенных катастроф. По этому же Федеральному закону выплачиваются пенсии по инвалидности, потере кормильца и иные социальные пенсии. Принятый в этом же пакете базовый реформаторский Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, №51, ст. 4832." регулирует отношения между сторонами, участвующими в обязательном пенсионном страховании, застрахованным лицом, работодателем, перечисляющим за него пенсионные взносы, и Пенсионным фондом РФ, аккумулирующим эти взносы и производящим выплату пенсий.

Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан установлены также законами РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №199-ФЗ0 // Собрание законодательства РФ, №17, 22.04.1996, ст. 1915.", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Закон Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 05.12.2006 №207-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, №21, ст. 699.", от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 №122-ФЗ) // Российская газета, №73, 16.04.1993.", от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №272-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 04.03.1993, №9, ст. 328." и др.

Социальная поддержка нуждающихся в ней граждан осуществляется также путем выплаты социальных пособий. В этой сфере действуют Федеральные законы от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. Федерального закона от 05.12.2006 №207-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, №21, ст. 1929.", от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №263-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, ст. 146." и др.

Дополнительные к установленным законодательством социальные льготы могут быть закреплены также в коллективных договорах и соглашениях, в трудовых договорах с учетом экономических возможностей предприятия.

Государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения граждан, т.е. созданию частных пенсионных фондов, пенсионному страхованию. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 16.10.2006 №160-ФЗ) // Российская газета. №90, 13.05.1998." создает правовую основу для развития этого направления социального обеспечения.

Конституционное закрепление поощрения благотворительности имеет большое значение для социальной поддержки и защиты граждан, улучшения материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях Федеральный закон Российской Федерации от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3340." устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Конституционное право граждан на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий, предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов, но только тем лицам, которые в силу ограниченных возможностей не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.

Действующая Конституция содержит новый подход к решению жилищных потребностей, предполагающий активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства. Он обусловлен прекращением монополии государства на собственность и экономическую деятельность, в том числе собственность на жилье и землю. Содействие государства в реализации гражданами Российской Федерации своих жилищных прав состоит в том, что средства граждан, вложенные в строительство и приобретение жилья, не облагаются налогом; органы государственной власти и органы местного самоуправления выделяют гражданам земельные участки для строительства жилья; принимаются государственные программы содействия гражданам в улучшении ими своих жилищных условий, предусматривающие удешевление строительства жилья и выделение долгосрочных государственных кредитов под залог строящегося или приобретаемого жилья (ипотечных кредитов).

Конституция устанавливает круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Конституция не предусматривает всех категорий лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности. Это должно быть предусмотрено федеральными законами и законами субъектов РФ.

Реализация права граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе ЖК Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российская газета, №1, 12.01.2005., Законов РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации Закон Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ) // Бюллетень нормативных актов, №1, 1992.", законодательства субъектов РФ.

Охрана здоровья населения включает в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одним из приоритетных направлений охраны здоровья населения является формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

В целях обеспечения охраны здоровья населения правовыми средствами в Российской Федерации принят целый ряд законов, в том числе Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российские вести. №174, 09.09.1318.; Федеральные законы от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, №14, ст. 1650.", от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, №2, ст. 150.", от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней Федеральный закон Российской Федерации от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №91-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 21.09.1998, №38, ст. 4736.", от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания. Вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.04.1995, №14, ст. 1212." и др.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.