РУБРИКИ

Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью

Необходимо отметить весьма существенное обстоятельство: негласные возможности оперативных аппаратов, средства и методы оперативно-розыскной деятельности позволяют в каждом конкретном случае значительно глубже изучать обстоятельства конкретной преступной деятельности, чем она представлена в криминологических исследованиях. В ходе оперативно-розыскных действий выявляются скрытые от криминологов процессы, возникающие и в преступной среде, и в связи с развитием индивидуального преступного поведения. Поэтому знания, сконцентрированные в криминологической теории и в практических рекомендациях криминологов, не могут полностью обеспечить успех оперативно-розыскной деятельности. Сама эта деятельность создает специфические, в ряде случаев уникальные методики исследования скрытых от кримниологов процессов, в которых изученные ими причины преступлений трансформируются в чуждые для общества системы межличностных и межгрупповых отношений, и не только в преступной и криминогенной среде, но в многочисленных кругах, в которых общаются представители этой среды. Все это остается за рамками криминологии и познается главным образом с помощью негласных источников информации, существенно пополняя криминологические знания и позволяя многим положениям криминологии давать необходимую оперативно-тактическую интерпретацию.

Это относится и к характеристике личности рецидивистов, не отказавшихся от преступной деятельности, и к заметным изменениям, происходящим в среде несовершеннолетних правонарушителей, преступный опыт которых намного опережает их социальное созревание, и к соотношению основных категорий противоборства -- преступного опыта и преступной квалификации, -- не изучаемых криминологией, и ко многим другим явлениям преступности, имеющим оперативно-тактическое значение.

Поэтому криминологические знания, представляя собой фундаментальную основу для изучения преступности и личности преступника, обеспечивая оперативных работников надежными методами оперативной профилактики, должны постоянно пополняться знаниями о преступности, поступающими из негласных источников. Только при этом условии оперативные работники будут всегда осведомлены обо всех новых явлениях, характеризующих преступность и преступников, что необходимо для внесения корректив в тактику борьбы с ними.

Глава 2. “ Основные практические методы , положения и

приемы борьбы с организованной преступностью.

§1. Оперативно-розыскная тактика, применяемая в борьбе с организованной преступностью.

Тактика -- основная категория оперативно-розыскной деятельности, поскольку именно тактика определяет набор видов оперативно-розыскных мероприятий, их содержание и последовательность, место, время, интенсивность проведения.

В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыслительных процессов (оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации) и конкретных действий оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц, включенных в реализацию тактических решений.

Тактика борьбы с организованной преступностью использует многолетний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегических и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учитывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособляемость и видоизменения организованной преступности.

Оперативно-розыскная тактика по своему содержанию предполагает: мышление оперативного работника, включающее: оценку оперативно-тактической ситуации, собственных сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны -- преступной среды;

выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работника, либо по его заданию (поручению) лиц, оказывающих содействие;

сами действия, их последовательность, линию проведения, корректируемые в зависимости от развития ситуаций (получение подкрепления или наоборот).

При таком содержании оперативно-розыскной тактики определение ее понятия требует включения всех указанных элементов и может быть сформулировано так:

оперативно-розыскная тактика -- категория ОРД, отражающая мышление оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны и предопределяющее образ действия и линию поведения, избираемые для достижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной работы.

Существенное значение для дальнейшего совершенствования оперативно-розыскной тактики борьбы с организованной преступностью имеют положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в частности реализация такой важнейшей тактической категории, как «оперативно-розыскные действия».

Исходя из смысла Закона, с помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается:

получение и проверка первичной информации о признаках криминальной активности конкретных лиц и групп, о совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;

выявление лиц, осведомленных о преступлениях, обнаружение имущества, денег и ценностей, добытых преступным путем, предметов, документов и других объектов -- носителей доказательственной информации, их сохранение;

установление преступников, местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

решение частных задач по обеспечению достижения целей оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных законом.

Закон открывает возможность для инициативного, творческого, свободного от догматизма и формализма подхода к решению тактических задач.

Закон предполагает использование в оперативно-розыскных мероприятиях непосредственно оперативными работниками средств оперативной техники, а также принятие мер по ее сокрытию от лиц, в отношении которых предполагается ее применить.

Реализация Закона предполагает включение в структуру оперативно-розыскной тактики и обеспечение личной безопасности участников оперативно-розыскных действий.

Все это направлено на эффективное получение скрываемой информации, повышение осведомленности оперативных аппаратов об организованной преступности, успешное воздействие на оперативно-розыскные ситуации, складывающиеся в борьбе с нею.

Тактика борьбы с организованной преступностью базируется на обобщении и критическом осмыслении совокупного опыта выявления и оперативной проверки разветвленных преступных групп, действующих в разных сферах экономики; борьбы с бандитизмом; оперативного наблюдения за рецидивистами; негласной работы в террористических организациях.

Весь этот опыт основывается на глубокой разведке противоборствующей стороны, учитывает степень ее активности, преступную направленность («окраску»), возможность контрагентурных мероприятий.

Традиционно в ходе любой оперативной проверки тщательно изучались способы совершения преступлений, маскировки их сообщников и следов преступной деятельности.

Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка ее системы (структур, их состава. лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений с государственными органами, повседневной жизни членов преступных объединений) с другой -- так называемая «активная оборона», то есть совокупность действий, направленных на дестабилизацию правоохранительной системы.

Существует несколько ровней противоборства в зависимости от масштабов деятельности преступных формирований.

Индивидуальньй. Он, основываясь на преступном опыте участников ОПФ, во многом воспринял «школы» преступных корпораций. Сюда, например, входят: проверки окружения, смена адресов, укрытие оружия, денег и ценностей, добытых преступным путем, в «надежных» местах, отделение этих улик от своей личности.

Групповой. Он базируется на общих групповых интересах. На этом уровне проявляются две главные заботы: первая -- обеспечение достижения преступных целей любыми средствами, которые не приведут к провалу соучастников групповой преступной деятельности; вторая -- продление существования, выживания и даже процветания группы; преступного объединения. В этих целях активно используются разведка в отношении конкурирующих преступных организаций, а также контрразведка в отношении деятельности правоохранительных органов: с вовлечением их сотрудников в преступную деятельность, проникновение в негласный аппарат, выявление агентуры в своей среде, компроментация вышедших на след преступников оперативных работников и успешно ведущих расследование следователей и прокуроров.

Корпоративный. Этот уровень характерен для сложных структур организованной преступности, рассчитан на их устойчивость, в связи с чем проявляется главная забота о покровителях, о продвижении их к рычагам власти и о захвате представителями преступной корпорации определенных позиций в государственном аппарате. Главный инструмент маскировки на этом уровне, несомненно, подкуп. Но отмечено и активное использование политической демагогии, исторических подтасовок, националистической идеологии, молодежных течений, ошибок и злоупотреблений местной и центральной власти. На этом уровне практикуются искусно отработанные методы маскировки, которые не вписываются даже в откровенно циничные нормы преступной среды. Практикуется, например, такой прием, направленный на обеспечение безопасности системы: «сдают» правоохранительным органам часть преступной организации для того, чтобы не была изобличена вся структура.

Следует учитывать и такое новое явление, как стремление преступников нейтрализовать, скомпрометировать, переориентировать на пособничество государственные и общественные институты, включенные в осуществление экономического, правового и морального контроля, На оперативно-розыскную тактику влияют специфика возникновения и условия получения информации об организованной преступной деятельности.

В сфере организованной преступности наблюдается многообразие контактов и отношений. поступков и зависимостей между фактами, событиями, явлениями.

Например, в ходе оперативной проверки одной из преступных организаций, осуществленной сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было установлено, что некоторые московские «воры в законе» -- рецидивисты с современной культурной «окраской» -- оказались связаны с сотрудниками алма-атинского зоопарка; «специалистами» Мосгорисполкома, срочно, за сутки оформляющими им заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со столичным меценатом-кооператором; с проворовавшимся тверским зверосовхозом; с артистами, выступающими в Болгарии под эгидой софийского филиала московского театра «Союз»; с итальянской мафией, допустившей к порнобизнесу на гастроли в Италию «звезд стриптиза», а точнее, валютных проституток из России; наконец, с американскими спецслужбами, позволившими этим проституткам промышлять на военных базах США, расположенных в Италии.

Б этом типичном для организованной преступности сплетении помыслов, интересов, действий, связей продуцируется самая разнообразная информация, которая в системе принятой для нее классификации (научная, по отраслям знаний; эмпирическая, по видам деятельности; массовая) относится к наименее изученной, а именно -- к обыденной информации, рассматриваемой через категории уголовного права, криминологии, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности. Этот вид информации предназначен для узкого круга людей, подчиненных системе маскируемых неформальных отношений. Маскируется все, что может навести на след организованной преступной деятельности: сущность финансовых афер, интерес к объектам и «денежным» людям, связи, конфликты, расчеты, вооруженность, приобретения и т.д. Являясь достоянием лишь определенного круга лиц, допущенных в среду организованной преступности, такая информация часто заканчивает свое движение внутри конкретной неформальной группы.

Но при любой степени маскировки, и это подтверждено опытом, групповой уровень функционирования информации не исключает индивидуальных интерпретаций фактов. В результате появляется опосредованная информация, которая из «эпицентров» групповой деятельности может прорываться в смежные сферы. Например:

сфера интимных связей лидеров, организаторов и вообще осведомленных об организованной преступной деятельности лиц;

сфера семейно-бытовых, родственных отношений любого из членов преступной организации;

сфера проведения любых видов досуга, в том числе в компаниях заранее подобранных и проверенных людей;

дачного строительства, переоборудования и ремонта квартир, обслуживания личного автотранспорта, приобретения ценных вещей, драгоценностей, дефицитного продовольствия, медицинской помощи.

Таким образом, первым тактическим правилом является детальное изучение всех без исключения сфер общения выявляемых фигурантов независимо оттого, постоянно, длительно или кратковременно их существование.

Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Постоянное общение предполагает замкнутость среды, сложность проникновения в нее. Однако представители этой среды бывают хорошо осведомлены и сами могут стать объектами оперативного интереса. Информация, полученная от них, будет иметь качества, свойственные второму (а может быть, и третьему) уровню опосредования. И это также имеет положительные стороны: чем более удален источник информации от активной преступной деятельности, тем легче маскировать оперативный интерес к преступникам, конспирировать сам источник, проводить оперативные комбинации по вводу новых агентов или оперативных работников в преступные организации,

Кроме того, общение бывает временным, например на отдыхе, в зарубежной поездке. Оно чаще всего не возникает спонтанно: есть время для включения в окружение оперативно проведенного надежного источника информации с перспективой развития временного общения в постоянное или для наблюдения за естественно складывающимися отношениями с целью определения предпочтений проверяемого в ходе новых контактов для последующей работы с ними.

Кратковременные общения могут быть также заранее организованными, если, например, становится известно о потребности фигуранта в том или ином специалисте. И кратковременное общение с заранее подобранным источником позволяет устанавливать весьма интересные факты в потоке обыденной информации. Например, кто в ком, в каких специалистах заинтересован в ближайшее время, какие у него заботы в семье, быту и т.д. Любой факт может иметь локальное, тактическое значение для углубления контактов, но может стать и определенной вехой в познании организованной преступной деятельности.

Многообразие контактов, обусловленное ситуациями жизнедеятельности лиц, составляющих среду организованной преступности, существенно возрастает в условиях гигантских городских агломераций. В теории информации используется такое понятие, как «социальное эхо». Это могут быть отголоски внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, особенно столкновений враждующих преступных групп и организаций. Так возникает еще одно тактическое направление: не только улавливание «отголосков», но и их изучение с помощью архивных и текущих оперативно-розыскных материалов. «Отголоски» могут содержать и ценную информацию, и дезинформацию. И то и другое полезно. В частности, дезинформация, исходящая от преступников, -- это результат их активности. Любая же активность порождает новые факты, создает условия для достижения новых этапов оперативной осведомленности. Более того, если активности нет, целесообразно применить тактику ее стимулирования. Она не однозначна для разных ситуаций.

Так, в ходе оперативного поиска вначале выделяют местные зоны криминальной активности и зоны вероятного прорыва информации.

А. Среда, где черпаются резервы организованной преступности: неформальные объединения с антиобщественной направленностью; автотранспортные предприятия и предприятия автосервиса; места концентрации ранее судимых, условно освобожденных и условно осужденных.

Б. Среда, где проявляют себя, действуют участники организованных преступных формирований, сообществ: «черный рынок» ценностей, валюты, предметов старины; «черный рынок» автомашин, видеомагнитофонной и компьютерной техники; подпольные игорные заведения; рестораны, кафе, казино, иные увеселительные заведения; магазины с престижными дефицитными товарами.

В. Среда, «обслуживающая» преступников: проститутки; работники и завсегдатаи легальных азартных игр (биллиардные, бега); работники бань, бассейнов, спорткомплексов, кемпингов, пансионатов, охотоугодьев, яхтклубов, гостиниц, туристических организаций, сферы обслуживания авиапассажиров, врачи и другие медработники, работники торговли товарных баз.

Стимулирование активности фигурантов достигается организацией посещения таких мест, формированием интересных компаний и выбором тематики для разговоров.

В ситуации, когда достаточно четко обозначена среда поиска информации, целесообразна тактика пробуждения интереса к личности, идеям, советам, знаниям негласных сотрудников, «полезным» для преступных формирований.

В названных местах фиксируются образ жизни, траты денег, подарки, особенности взаимоотношений, интерес к объектам (разведка), интерес к сотрудникам правоохранительных органов (контрразведка), интерес к конкретным людям (вербовка в организованные преступные формирований).

Пассивное ожидание «потока» полезной информации -- антипод оперативно-розыскной тактики. В каждом акте общения заключены информативные, эмоционально-действенные и регулятивные элементы. Регулятивные действия призваны вызвать интерес к общению.

Возьмем привлекательность личности, например информированность. Подобная привлекательность для среды, где может быть получена ценная информация, выявлены ее источники, формируется заранее. В борьбе с организованной преступностью нельзя каждый раз уповать на случай, благодаря которому «вдруг» возникают важные сведения. Необходимо заранее прогнозировать возникновение, продолжение и углубление контактов. Ввод негласного сотрудника в преступную среду -- это глубоко продуманная тактическая операция, в которой само знакомство представителей среды, представляющей оперативный интерес, с негласным сотрудником должно оцениваться как их удача, с перспективой получения пользы для преступной группы.

Не исключено стимулирование активности представителей ОПФ с помощью тревожных для них сообщений, которые передаются по разным каналам, в том числе с использованием тактико-психологического анализа внутренних и внешних отношений. Так определяются каналы и источники информации, пользующиеся доверием.

Чем выше для лидеров, активных деятелей преступной организации субъективная значимость тревожной ситуации, тем больше вероятность осознания ее опасности и тем более активны защитные действия. Следует стремиться к наибольшему вкладу «тревожной ситуации» в актуализацию программ активного поведения, которое создает благоприятные условия для перехвата телефонных переговоров, фиксации перемещения денег, ценностей, оружия, сбыта автомашин, выезда из данной местности, иногда физической или юридической ликвидации предприятий. Здесь действует такого рода зависимость: от содержания тревожной информации зависит программа активного поведения, то есть выбор «защитных» вариантов, а в итоге оперативно-тактические возможности документирования, а то и реализации материалов оперативной проверки. Весь процесс получения информации об организованной преступной деятельности включает фиксацию фактов и событий, которые могут:

непосредственно указывать на организаторско-преступную деятельность и в этой связи использоваться в доказывании преступной деятельности лидеров;

способствовать тактико-психологическому анализу взаимоотношений в среде лиц, связанных между собой совместной преступной деятельностью, что необходимо для решения многих оперативно-тактических задач;

указывать на латентные преступления, а следовательно, на ранее неизвестных потерпевших, очевидцев и непосредственных исполнителей преступлений.

Заметим, что в борьбе с организованной преступностью получение сведений о ранее неизвестных преступлениях -- весьма значимый фактор для решения типичных задач, в которых известны участники организованной преступной деятельности, известно, что они располагают подчас значительными средствами, известно, что они совершают «какие-то преступления», но не известны сами эти преступления.

Часто именно обнаружение фактов совершения преступлений конкретными лицами, состоящими в преступных формированиях, дает ключ к конкретизации оперативных проверок.

В оперативно-розыскной тактике борьбы с организованной преступностью обостряются проблемы наступательности, полноты, объективности сбора информации и особенно конспирации, т.е. реализации важнейших принципов оперативно-розыскной деятельности.

Если традиционные тактические рекомендации чаще всего строятся на основе исследования механизма развития преступного поведения, способов совершения преступлений, типологии преступников, то в борьбе с организованной преступностью учитываются иные факторы: дислокация основных позиций, занятых лицами, входящими в преступные формирования, их социальное положение, деловые, служебные, политизированные связи на разных уровнях, в различных ведомствах. Моделируются не типичные ситуации совершения преступлений (эти проблемы тактики достаточно полно решены), а вероятные ситуации противоборства, прогнозируются возможные «ходы» представителей преступных формирований, их покровителей. Эти модели и прогнозы приводят к выводам о необходимости, образно говоря, «двойной» конспирации для достаточно длительной зашифровки оперативного интереса не только к лидерам, но и к второстепенным деятелям преступных формирований.

Естественно, такие условия оператизно-розыскной деятельности требуют новых тактических решений при работе в сфере преступных формирований в окружении входящих в них лиц.

Принцип полноты информации в борьбе с организованной преступностью реализуется путем широкого охвата всех возможных видов документов, в которых отражены события, казалось бы, непосредственно не относящиеся к преступной деятельности. Поэтому необходимо иное отношение к учетам как средству оперативно-розыскной деятельности. Имеется в виду не только выход за временные и территориальные параметры, то есть обращение к архивам, учетам других служб и органов внутренних дел, но и выход за ведомственные рамки. В этом отношении поучителен опыт ФБР США, где активно используются сведения на граждан, сосредоточенные в канцеляриях концернов и фирм, страховых компаниях, совместных с иностранцами предприятиях, делах о разделе имущества и оспариванни наследства.

По мере углубления экономических преобразований в России появляются новые варианты документального отражения многих событий, знание которых может быть полезным в документировании, изучении биографий проверяемых лиц, получении их личностных характеристик. Традиционными источниками такой информации являются материалы кадровых аппаратов предприятий, учреждений и учебных заведений, военкоматов, данные учета оружия, охотников, автомотосредств, регистрации нотариальных контор, адвокатур, судебных коллегий по гражданским делам и т.д. Появляются новые документы: регистрации малых и совместных предприятий, фондов, акционерных обществ, финансовых компаний, оформления арендных отношений и др. Все это должно включаться в объекты изучения информации.

Особое внимание должно быть уделено учету информации о правонарушениях тех участников организованной преступности, квалификация действий которых (например имеющиеся признаки подстрекательства) встречает затруднения. В архивных, уголовных и оперативных делах, «отказных материалах», в материалах об административных правонарушениях как раз и могут быть обнаружены факты подстрекательства, укрывательства недоносительства, которые в свое время не получили должной юридической оценки, так как исследовались изолированно, не в контексте вскрытой позже организованной преступной деятельности.

Аналогичный «поворот» могут получить ранее зафиксированные и оставленные без реагирования угрозы убийства, изнасилования (покушения), побои, истязания, причинение телесных повреждений, хранение и изготовление оружия, боеприпасов, наркотиков и другие «побочные» преступления. Насильственные действия могут оказаться элементами устрашения, расправы за нарушение правил преступной среды, принуждения «непослушных» к совершению преступлений. Подделка и подлог документов могут быть элементами реализации более опасных преступных планов или входить в технологию крупного мошенничества, хищений, легализации преступников, действующих под чужим именем.

Как уже отмечено, полнота сбора информации об организованной преступности достигается применением средств оперативной техники для негласной аудио- и видеозаписи по возможности во всех местах, где может возникнуть информация, представляющая оперативный интерес. Причем в оперативно-розыскной деятельности с таким противоборствующим «противником», как участники организованной преступной деятельности, трудно заранее предположить, каково содержание вероятно ценной информации.

Полезными для тактики и последующего доказывания могут оказаться любые факты: встречи с ранее известными и ранее неизвестными лицами (досуговые, деловые, интимные), приобретение ценностей, оружия, валюты, передача документов, денег, посылок, посещение притонов разной окраски и поведение в них и т.д.

Широкие возможности для совершенствования организации и тактики оперативно-розыскной деятельности заложены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Б соответствии с этим Законом в дополнение к ранее определенному Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» перечнем оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение, контроль почтовых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и т.д.) дополнительно введены следующие оперативно-розыскные мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; проверочная закупка.

Закон предполагает, что процесс и результаты проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного учета для последующей оценки и использования в уголовном судопроизводстве.

Оперативное внедрение предполагает внедрение штатных сотрудников специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и сообщества.

Закон не содержит запрещение о том, что оперативное внедрение в целях борьбы с организованной преступностью не может применяться в государственных органах, органах местного самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности либо в общественных объединениях.

В то же время в ст. 5 Закона органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

По существу, это оперативно-розыскное мероприятие давно известно (достаточно вспомнить кинофильмы «Место встречи изменить нельзя», «Джентельмены удачи» и др.), но Закон придает этому мероприятию легитимность. Следует отметить, что кроме указанного закона оперативное внедрение предусмотрено п. 14 ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции». В соответствии с этим законодательным актом органы налоговой полиции имеют право осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно.

Для дальнейшего развития правового регулирования оперативного внедрения интерес представляет опыт США. Здесь проведение секретных операций Федеральным бюро расследований, Управлением по борьбе с наркотиками, другими спецслужбами и правоохранительными органами США, использование в них негласных сотрудников (иногда термин «негласный сотрудник» переводится как «тайный сотрудник» или «тайный агент». Агент в США означает кадрового сотрудника спецслужб) и осведомителей регламентируется в основном нормативными актами, изданными президентом и генеральным атторнеем (министром юстиции) США.

В этих актах подробно регламентируется порядок использования негласных сотрудников и осведомителей в секретных операциях. Например, Инструкция «О порядке проведения операций под прикрытием» предусматривает использование негласных сотрудников лишь для следующих целей:

получение информации или доказательств в интересах судебного преследования по делам первостепенной важности;

установление и поддержание доверительных отношений с лицами, связанными с преступной деятельностью, по которой ведется расследование;

предотвращение серьезной опасности, угрозы смерти или нанесения тяжких телесных повреждений сотруднику или другому лицу.

Контролируемая поставка предполагает поставку, покупку, продажу, перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и нелегальном обороте. Могут проводиться иные контролируемые операции с предметами, являющимися орудием или средством совершения преступления, либо предметами, добытыми преступным путем, либо предметами, операции с которыми образуют состав преступления.

Это специализированное оперативно-розыскное мероприятие также не ново для российского законодательства. В соответствии со ст. 227 Таможенного Кодекса Российской Федерации в целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы Российской Федерации в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе междунардных договоров Российской Федерации используют метод контролируемой поставки, то есть допускают под своим контролем ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот.

В случае принятия решения об использовании метода контролируемой поставки, если страной назначения наркотических средств и психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении таможенный орган Российской Федерации немедленно уведомляет прокурора в установленом порядке,

Согласно ТК РФ метод контролируемой поставки может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой, применительно к порядку, предусмотренному ст. 227 ТК РФ.

Денежные средства, конфискованные судами Российской Федерации и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовался метод контролируемой поставки, а также вырученные от реализации конфискованного при этом имущества, на основании ст. 29 ТК РФ распределяются между государствами, таможенные и иные компетентные органы которых участвовали в использовании указанного метода, в соответствии с договоренностью между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств.

Проверочная закупка -- оперативно-розыскное мероприятие, широко применяемое в деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, особенно на потребительском рынке.

Оперативный эксперимент предполагает создание или воспроизведение условий для проявления преступных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в принадлежности к организованной группе, банде, преступной организации и сообществу, а также для обнаружения возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений либо снижения их общественной опасности и возможного вреда. При этом в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц. их подготавливающих, совершающих или совершивших.

По существу, указанное мероприятие всегда составляло суть ОРД отечественных правоохранительных органов и называлось термином «оперативная комбинация». В зарубежных странах спецслужбы называют этот метод «секретная операция».

Обращаясь вновь к нормативному регулированию этого мероприятия в США. следует отметить, что вышеназванными инструкциями этой страны провокация правонарушения («ловушка») запрещена. Провокация определяется в инструкциях как «склонение или подстрекательство лица к совершению противозаконных действий, которые он при иных обстоятельствах не был бы склонен совершить».

Однако инструкциями допускается, что секретная операция может включать «приглашение к совершению противозаконных действий», «создание возможностей для противозаконных действий». При утверждении плана секретной операции, включающей подобного рода оперативные мероприятия, соответствующий руководитель должен убедиться в том, что:

противоправный характер деятельности будет в «разумной степени очевиден» потенциальным объектам;

существуют разумные основания предполагать, что планируемая операция выявит противозаконную деятельность;

склонение лица к совершению противоправных действий «не является неоправданным» ввиду характера противозаконной сделки, в которой лицо приглашают участвовать.

Любая секретная операция, предполагающая склонение лица к участию в незаконной деятельности, должна быть в письменном виде санкционирована директором ФБР после того, как Комитет по контролю над секретными операциями определит, что:

существуют разумные основания (базирующиеся на информации, сообщенной осведомителями или полученной иными оперативными методами) предполагать, что объект операции занимается, занимался или, по всей вероятности, будет заниматься противозаконной деятельностью, сходной с той, к которой его предполагается склонить:

оперативные мероприятия по созданию возможностей для противозаконной деятельности спланированы так, что есть основания полагать, что лица, которым предполагается предложить эти возможности, сами по себе уже склонны к участию в такого рода противозаконной деятельности.

Кроме того, Комитет по контролю над секретными операциями и директор ФБР при утверждении предлагаемых операций должен, как указывается в Инструкции, «тщательно оценить предполагаемую выгоду от секретной операции, памятуя о материальных и иных издержках». Комитет, оценивая целесообразность операции, обязан рассмотреть следующие факторы:

степень риска для жизни и здоровья участвующих Б операции секретных сотрудников ФБР и частных лиц;

возможность и масштабы финансового ущерба частных лиц, вероятность гражданско-правовой ответственности государства за этот ущерб; риск нанесения ущерба репутации граждан;

риск нанесения ущерба тайне отношений между гражданами, которая охраняется законом (адвокат - клиент, врач - пациент; священник - прихожанин и др.); риск нарушения тайны личной жизни граждан;

степень приближенности правомерных действий секретных сотрудников (или соответствующих частных лиц) к противозаконной провокации;

пригодность секретных сотрудников (или содействующих частных лиц) к конкретному виду деятельности, который предусмотрен «легендой».

Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью» предусматривает, что в борьбе с организованной преступностью наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, предусмотренными федеральном законом «Об оперативно-розыскной деятельности», используется специальное оперативно-розыскное мероприятие -- создание и использование юридических лиц.

Хочу оговорить в дипломной работе, что на мой взгляд Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности” в ст. 15 «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» дает более широкие возможности по применению такого оперативно-розыскного мероприятия как создание и использование юридических лиц. В частности, дано право:

использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору пли устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещении, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Вновь обращаясь к опыту США, медлят подчеркнуть, что создание и функционирование фиктивных организаций, корпораций, фирм, снабженных соответствующей «легендой», является стержнем «секретных операций», регламентированных инструкциями.

Такого рода подставные организации и фирмы юридически являются собственностью ФБР, они имеют свой бюджет, осуществляют все деловые операции, необходимые для поддержания «легенды», функционируют под контролем ФБР. Задача этих организаций -- создание видимости заинтересованности в противозаконных сделках, торговых операциях, финансовых махинаций и т. п„ установление доверительных отношений с лицами, подозреваемыми в правонарушениях (в сферах «беловоротничковой» или организованной преступности), внедрение в сеть операций этих лиц и сбор обвинительных доказательств. Под «крышей» подставных организаций действуют секретные (кадровые) сотрудники ФБР.

§2. Оперативно-розыскное прогнозирование, применяемое в борьбе с организованной преступностью.

По мере того как оперативно-розыскная деятельность получает правовую и теоретическую базу, ее функции становятся все более многогранными, появляются возможности углубленного исследования явлений, составляющих ее предмет. Одна из таких возможностей реализуется в прогнозировании. Прогностической оценкой охватываются явления, комплексы явлений, факторы, предопределяющие выбор оперативно-розыскной тактики в решении задач борьбы с организованной преступностью.

Возможность предвидения заложена в самой природе человеческих понятий, которые складываются даже в процессе стихийно-эмпирического познания. Прогнозу как средству управления социальными процессами и регулятору тактических решений в сфере оперативно-розыскной деятельности присущи те же функции, что и прогнозу вообще. К такого рода функциям обычно относят:

1) выявление характера изменения определенной ситуации в условиях, когда на нее действуют стихийно складывающиеся влияния;

2) анализ изменения ситуации в условиях, когда на нее оказывается определенное действие и когда известны цели и средства его осуществления;

3) определение характера ситуации, из которой необходимо исходить для достижения поставленной цели;

4) выявление изменения частных целей и средств при достижении главной цели. В качестве самостоятельных можно выделить следящие виды оперативно-розыскного прогнозирования:

а) прогнозирование вероятного поведения членов ОПФ после совершения преступлений, что необходимо для выбора тактических приемов их обнаружения и задержания;

б) прогнозирование вероятной ситуации, которая может (итожиться в период оперативной проверки, чем определяется выбор и расстановка новых сил, подбор средств и избрание тактики оперативной проверки;

в) прогнозирование вероятного поведения негласных сотрудников в определенных условиях при выполнении заданий оперативных работников, что необходимо для их специальной подготовки, общения и информационно-тактического обеспечения их деятельности;

г) прогнозирование поведения неформальных групп с антиобщественной направленностью -- для определения необходимости, форм и методов профилактического вмешательства (в целях предотвращения их перерастания в ОПФ);

д) прогнозирование индивидуального преступного поведения, осуществляемое в тех же целях, что и прогнозирование поведения неформальных групп.

Все эти виды прогнозирования -- не что иное, как получение информации о явлениях, которые не существуют в момент, когда делается прогноз. Происходит устранение неопределенности, причем это устранение качественно отличается от подобного процесса, характерного для познания прошлого и настоящего. И прошлое, и настоящее имеют свойство отражаться в сознании людей в виде материальных следов или идеальных моделей, в которых многие элементы непосредственно воспринимаются человеком. Будущее же не может быть воспринято по законам отражения и передачи отражаемой информации. Оно представляется как мысленная логическая модель вероятного развития какого-либо процесса или возникновения какого-либо явления.

Возникает вопрос, правомерно ли применение понятия и методов прогнозирования в данной специфической области деятельности? Этот вопрос не случаен, он вызван некоторыми взглядами, согласно которым метод прогнозирования «недоступен» для решения частных задач правовой деятельности, напрямую не связанных с научными.

На наш взгляд, обычное предсказание так же, как и научный прогноз, основывается па анализе прошлого опыта, имеющихся в наличии факторов, учете тенденций развития прогнозируемого явления. В нем присутствует один из наиболее распространенных инструментов прогноза -- экспертная оценка факторов. А может быть, и ряд экспертных оценок. Достаточно все это систематизировать, «привязать» к какой-либо системе значимости (весомости) отдельных факторов, привлечь дополнительных «экспертов» и их оценки, и «обычное» предсказание, несомненно, будет выглядеть как прогноз. Если к тому же исследовать алгоритм рассуждения опытного специалиста, летающего «обычное» предсказание, и выявить логические связи между исходными данными и выводами, то сомнений в том, что это научно обоснованнный прогноз, не останется. Применение средств современной науки, в данном случае -- суть научно разработанной методики прогнозирования, не обязательно порождает научную информацию. Эти средства с успехом могут и должны применяться для решения конкретно практических задач, в результате чего научной информации не возникает, однако прогноз указывает наиболее эффективные пути решения этих задач. Может возникнуть вопрос о необходимости дополнения традиционных методов построения версий методами прогнозирования. И этот вопрос решается в пользу прогнозирования.

С прагматической точки зрения выдвижением версии преследуется цель объяснить данное эмпирически установленное или закономерно предполагаемое положение вещей. Функция прогноза состоит в том, чтобы из точного знания фактов и закономерностей вывести новые сведения о неизвестном еще положении вещей.

Прогностическая информация позволяет предвидеть возможность (а иногда и неизбежность) возникновения совершенно новых явлений и своевременно изменять расстановку сил и принимать самые необходимые меры. Наряду с выполнением функции познания прогноз высыпает и как инструмент практического изменения действительности: он оказывает серьезное влияние на действие и поведение людей -- субъектов оперативно-розыскной деятельности (модификация отношений или их конструирование в соответствии с познанной прогностической моделью).

Прогноз -- это высказывание, суждение о неизвестном ранее, реально возможном положении вещей, которое выводится на основе достоверной информации об исходных и сопутствующих явлениях. Его построением в отличие от построения версии не преследуется цель объяснить уже известное положение вещей. Прогноз создает направляющие и стимулирующие целеустановки для решения практических задач.

Выдвижение версий всегда было и остается необходимым элементом оперативно-розыскной тактики, ибо сам выбор тактических приемов предполагает наличие информации о действительной ситуации и вероятных ее изменениях, действительном поведении людей, групп и вероятном его изменении. Однако традиционно-эмпирическая гипотеза, базирующаяся на личном опыте и интуиции оперативных работников, во-первых, не всегда обеспечивает «многоходовые» тактические действия и подчас ограничивается лишь мнением о вероятности наступления ближайших событий на основе дознания лежащих на поверхности причин этих событий, во-вторых, страдает субъективизмом, поскольку зависит от личностных качеств работников, принимающих решения, что в совокупности ограничивает возможности и роль такой гипотезы. Чаще всего она строится непосредственно на оперативных данных о ближайших намерениях оперативно-проверяемых или находящихся под оперативным наблюдением лиц. Прогнозирование же базируется, во-первых, на ранее выявленных закономерностях, во-вторых, на знании настоящего состояния объекта (явления), и в-третьих, на обнаружении тенденций его развития.

Обращение к прогнозированию, в котором в отличие от эмпирически сложившейся в оперативно-розыскной деятельности гипотезы широко представлены методы моделирования, экстраполяции, аналогии, статистического анализа и др., открывает новые перспективы для познания будущего, а на его основе -- возможности управления социальными процессами на различных уровнях.

Когда мы говорим о методах статистики и экстраполяции, это не означает, что в каждом виде прогноза необходимо предвидеть соответствующие расчеты и измерения. Здесь-то и сказывается роль научной информации: ранее выявленные на основе статистических и иных методов закономерности обнаруживаются в данном случае, акцентируется совпадение элементов модели поведения или решений и на этой основе делается прогностический вывод.

Поэтому обращение к прогнозированию предъявляет новые требования к объекту и качеству информации, поскольку любой прогноз -- это вывод, основанный на сопоставлении многих факторов и аспектов, влияющих на развитие познаваемого явления.

В отличие от познания прошлого и настоящего прогнозирование неизбежно требует наряду сданным, действительным разнообразием (основой получения информации) еще и некоторого явно не заданного возможного разнообразия. Другими словами, с точки зрения теории информации, прогноз в отличие от познания настоящего или события прошлого зависит от дополнительной информации, роль которой заключается в том, что она обеспечивает мысленное продолжение характерной, устойчивой линии развития.

Сам анализ тенденций развития прогнозируемого яяления предполагает учет нескольких уровней детерминирующих факторов (существенных, второстепенных, постоянных и временных, изменчивых и неизменчивых, внутренних и внешних, контролируемых и неконтролируемых, управляемых и неуправляемых, оказывающих позитивное и негативное влияние. Другими словами, для прогноза необходим значительный объем информации, разносторонне характеризующий обстановку, ситуацию, ту или иную область отношений, чье-то поведение в прошлом и настоящем.

Прогнозом, как и познанием действительности, также достигается устранение неопределенности, но эта неопределенность отличается и качественно, и количественно, ибо содержит большее разнообразие, из которого производится выбор. Поскольку речь идет о будущем, здесь значительно большую роль играет альтернативность (ситуации и поведения), ибо в будущем могут появиться дополнительные, не учтенные при прогнозировании факторы, которые могут повлиять на прогнозируемое явление. За счет каких резервов увеличивается при прогнозировании объем и повышается качество информации, устраняющей неопределенность? Ответ дает теория информации: прогностическая информация создается за счет невыявленных еще причинных связей, отношений, которые становятся потенциальными для познания будущего.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.