РУБРИКИ

Профилактика правонарушений среди осужденных

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Профилактика правонарушений среди осужденных

поддержка, развитие и использование существующих груп-пировок осужденных положительной направленности, «семей»;

создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;

социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; б) «прививка» -- введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногла-сия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой не- обходимо взаимодействие.

создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авто-ритетом, могли бы проявить качества, способствующие фор-мированию уважительного к ним отношения.

Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций в ИУ путем внедрения в качестве субъекта Усс А.В. Конфликты между осужденными, сопровождающиеся насильственными посягательствами. Красноярск. 1984. С. 47-48:

1) переориентирование субъектов ситуации путем инфор-мирования о действительном положении дел, беседа с субъек-тами ситуации;

2) сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуж-дения к обоим;

3) разобщение субъектов ситуации - это ограничение или лишение возможности общения путем: а) перевода на отда-ленные рабочие и спальные места, другое звено, бригаду, от- ряд; б) изоляции в штрафной изолятор или помещение ка-мерного типа; в) этапирования в другое ИУ.

Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступле-ний в ИУ, которые можно разделить на методы: изучения осуж-денных, выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных, учета, контроля и воздействия на них Савихин А. Предупреждать преступность, взаимодействуя по всем направлениям. Ведомости УИС. 2003. №3. С.31-32

.

Методы изучения осужденных - это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику при-ложения: а) анализ документов - уголовных и личных дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих осужденного; в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в ко-торую он входит; г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с иными осужденными и др.

Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на: а) оперативные способы, б) приемы изуче-ния окружающей микросреды, в) средства проведения кри-минально-психологического, криминопенологического иссле-дования и др.

Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ; системати-чески или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным иг-рам; не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших по-стоянного места жительства; переведенных в ИК из ВК; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным агрессивный стереотип поведения, вообще склонных к насилию; гомосексуалистов и др.

Методы учета «отклоняющихся» от норм осужденных в исправительных учреждениях можно подразделить на картотечный, встречающийся еще во многих учреждениях, осо-бенно с особыми условиями хозяйственной деятельности (лес-ных), в связи с недостатками госбюджетного финансирова-ния, разорения колоний и пр.; компьютерный учет, заключа-ющийся в собрании всей информации на «отклоняющихся» в исправительном учреждении осужденных, который внедрен в экспериментальных учреждениях, а также в тех колониях, которые нашли свое место в новой экономической системе и могут позволить себе приобретение компьютеров для этих целей; перфорационный учет в наше время в колониях прак-тически уже не встречается.

Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:

контроль при помощи оперативных приемов;

монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обсле-дование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами «отклоняющихся» от норм осужденных при работе в колонии какой-либо исследо-вательской группы или осуществляемого по специаль-ному заказу, например в колониях для пожизненно осужденных;

осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, провер-ка посылок и передач, прослушивание телефонных пере-говоров осужденных, которые осуществляются в обязательном порядке относительно всех осужденных незави-симо от их поведения;

беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.

Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных:

1) аудио- и видеозапись индивидуального приема осужден-ного с выдачей ему кассеты для работы над собой;

внушение, гипноз, аутотренинг под руководством психо-лога учреждения, направленное самовоспитание;

индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера, обычно реализуемые только в некоторых воспи-тательных колониях для несовершеннолетних мужского и женского пола;

«хобби» в процессе производства и досуга с целью сня-тия тревожности. Занятия в колониях весьма распрост-ранены, ибо это еще и путь заработка, занятия какого-либо привилегированного положения в колонии.

приобщение к творческим занятиям путем издания га-зет, журналов осужденных, проведения конкурсов автор-ской песни, чтения собственных стихов и др. Во многих колониях сейчас возродилось издание газет и журналов осужденных;

беседы;

перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения нака-зания;

помещение в штрафной изолятор, помещение камерно-го типа и другие средства взыскания;

задержание и применение специальных средств (наруч-ники, дубинка, газовое воздействие и др.);

просмотр специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами, визуально невоспринимаемыми;

использование общественного мнения осужденных с це-лью выдвижения кого-нибудь или, наоборот, для дискре-дитации и др.

Таким образом, методы профилактического воздействия на осужденных в местах лишения свободы весьма разнообразны и необходимо четко различать методы микросредовой профилак-тики, например по выявлению внешних условий преступлений (проверки, инспекция, надзор и т. п.), их устранения и компенсации (комплексные профилактические операции, вне-дрение современных достижений спецтехники и др.). Кроме того, методы групповой профилактики (групповая психотерапия, уп-ражнения, игры, проповедь и т. п.) и индивидуальной, разделяе-мые на методы выявления (анализ документов, опросы и т. п.), изучения (тестирование, наблюдение и т. д.), учета (компьютер-ный, перфорация и др.), контроля (перлюстрация корреспонден-ции, обыски и т. п.), воздействия (средства поощрения и взыскания, приобщение к творческим занятиям и т. д.).

Организация взаимодей-ствия структурных под-разделений исправитель-ных колоний (ИК) и его осуществле-ние всегда занимали важное место в управленческой деятельности лю-бого подразделения. Ряд приказов и других нормативных правовых ак-тов Минюста России ориентирова-ны на необходимость обеспечения качественного улучшения взаимо-действия всех без исключения служб учреждений и органов уголов-но-исполнительной системы в ис-полнении наказаний в виде лишения свободы, профилактики соверше-ния преступлений и других правона-рушений осужденными. Главной це-лью и основной задачей подобной профилактики является разработка путей и способов планомерного воздействия на причины и условия, способствующие их совершению, а также искоренение этих причин и условий. Отсюда определяется ос-новная задача непосредственно самого взаимодействия, а именно взаимодополнение тех сторон деятельности различных отделов и служб, которые ограничивают свое воздействие спецификой своего назначения. Решение этой задачи позволит создавать последова-тельное осуществление профилак-тической деятельности по «цепочке воздействий», в сумме составляю-щих комплекс Федоров В. Грани сотрудничества. Ведомости УИС. 2002. №5. С.16 .

Кроме того, следует констатиро-вать, что взаимодействие - есть де-ятельность на основе объединения сил, средств и методов работы не подчиненных друг другу различных отделов и служб, направленная на эффективное и рациональное раз-решение в соответствии с действу-ющими нормативными актами ком-плексных проблем по профилактике и пресечению преступлений и дру-гих правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание.

Из определения взаимодействия видно, что работа по профилактике преступлений и различных правона-рушений может быть эффективной и достичь определенных положи-тельных результатов лишь при тесном контакте между всеми служба-ми подразделения.

Необходимо подчеркнуть, что от-делам и службам исправительных колоний предопределено взаимо-действие, ибо вся их практическая деятельность направлена на выпол-нение главной цели - исправление осужденных и предупреждение но-вых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

К сожалению, совершение пре-ступлений в местах лишения свобо-ды еще не редкость. Так, в ИК Ново-сибирской области из-за отсутствия надлежащего взаимодействия меж-ду службами по профилактике пра-вонарушений стало возможным подготовить и осуществить побег группы осужденных через прорытый ими 43-метровый подкоп Золотарев А. Выявление подкопов на объектах охраны УИС. Ведомости УИС. 2003. №8. С. 33-36.

В помещении карантина ИК Свер-дловской области были убиты трое осужденных. Орудием убийства по-служил топор, украденный накануне со стройплощадки.

И таких примеров можно привес-ти достаточно много. Только за 2002 год в исправительных колониях за-регистрировано 1003 преступления, в том числе: дезорганизация нор-мальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от об-щества (ст. 321 УК РФ) - 84, захват заложников (ст. 206 УК РФ) - 2, убий-ства и покушения на убийство (ст. 105 УК РФ) - 23, умышленные при-чинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) - 42, побеги из мест ли-шения свободы (ст. 313 УК РФ) - 322, уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 314 УК РФ) - 87, хулиганство (ст. 213 УК РФ) - 31.

Следует отметить, что в тех реги-онах, где организации взаимодей-ствия отделов и служб ИК по профи-лактике правонарушений уделяется должное внимание, количество пре-ступлений со стороны осужденных из года в год остается незначитель-ным. Это относится к исправитель-ным учреждениям Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханс-кой, Белгородской, Владимирской, Омской, Ростовской, Самарской и Саратовской областей.

Первооснова эффективного вза-имодействия - это, с одной сторо-ны, четкое распределение и правовое закрепление за каждой службой зон ответственности, с другой - оп-ределение круга проблем, требую-щих объединения усилий, согласо-ванных и скоординированных дей-ствий по их решению. Нарушение баланса между этими составляющи-ми способно привести к снижению опроса за положение дел на том или ином направлении служебной дея-тельности, перекладыванию ответ-ственности друг на друга. Все это в конечном счете приводит к ослабле-нию служебной активности в реше-нии как частных, так и общих задач, что влечет за собой совершение осужденными различных преступле-ний и правонарушений, создание групп отрицательной направленно-сти и вовлечение в них других осуж-денных. Так как профилактическая работа по предупреждению пре-ступлений и правонарушений в уч-реждениях предусматривает объе-динение усилий оперативно-режим-ных аппаратов, инженерно-технического персонала, воспитательной, и других служб, организовывать дан-ную деятельность должен непосредственно сам руководитель подразделения. Эта работа предполагает строго рассчитанную систему мер по устранению обстоятельств, способ-ствующих совершению преступлений и правонарушений осужденны-ми, целесообразность которых обусловлена состоянием, структурой и динамикой преступности, спецификой контингента и конкретными условиями деятельности учреждения.

Руководитель, организующий по-добное взаимодействие, должен иметь в виду, что параметры дея-тельности служб регламентируются нормативными и правовыми актами, Следовательно, организация пред-полагает совместную деятельность при строгом разграничении компе-тенции, форм и методов работы, ус-тановленных для каждой службы соответствующей нормативной базой. Основными принципами организации взаимодействия являются: систематичность; оперативность при принятии и осуществлении ре-шений; конкретность; комплексное использование сил и средств; опе-ративная и тактическая целесооб-разность применения сил и средств, с учетом их предназначения и возможностей, характера и особенно-стей конкретной обстановки; взаи-модействие служб в пределах сво-ей компетенции и их ответствен-ность за выполнение поставленных задач; соблюдение законности.

Многообразие форм взаимодей-ствия объясняется многограннос-тью решаемых оперативно-служеб-ных задач, динамикой и множеством конкретных условий, в которых про-текает деятельность того или иного подразделения. Поэтому формы взаимодействия условно можно разделить на следующие категории:

1) обмен информацией. Здесь следует иметь в виду доведение соответствующей информации до взаимодействующих служб и подразделений. Для активизации совместной деятельности целесообразно каждой службе проявлять инициативу и предоставлять своим коллегам ин-формацию, которая может быть им полезна, не ожидая с их стороны формальных просьб или запросов.

2) совместное обсуждение имеющейся информации. Оно может проходить на совместных оперативных совещаниях, в системе служебной подготовки, на инструктажах дежурного наряда и т.д. По результатам обсуждения начальник подразделения принимает соответствующее решение, которое и является основой дальнейшей деятельности отделов и служб. Здесь необходимо учитывать, что очень важным фактором является адекватность в оценке самой информации. Этот аспект также является заботой руководителя. Кроме того, он должен лично разъяснить начальникам служб наиболее важные положения нормативных правовых документов, дать оценку оперативной обстанов-ки, познакомить с документами, имеющими принципиальное значе-ние для успешного выполнения за-дач, стоящих перед подразделени-ем. Затем эти сведения должны быть доведены до сотрудников каждой службы.

3) выполнение отдельных ме-роприятий по просьбе иной службы. Эта форма взаимодействия используется в тех случаях, когда необходимо провести специфические для соответствующей службы мероприятия. При этом следует четко и конкретно определить круг задач, которые необходимо ей решить в ходе проведения такого мероприятия, а после его заверше-ния сообщить результаты заинтере-сованным лицам.

4) совместное планирование мероприятий. Оно достигается путем составления самостоятельных планов взаимодействующих служб, исходя из конкретной обстановки, и в конечном итоге обобщается еди-ным совместным планом меропри-ятий, утверждаемым руководителем подразделения.

5) оказание содействия в вып-олнении мероприятий другой службой. Такое содействие может осуществляться самыми разнообраз-ными способами. Например, это ин-формационное обеспечение прово-димого мероприятия. Кроме того, содействие может оказываться посредством выделения в помощь иной службе сотрудников и средств, кото-рые задействуются для проведения мероприятия, а также создания необ-ходимых условий для его выполнения.

6) совместное проведение мер-оприятий. Эта форма применяет-ся при решении задач, стоящих перед всеми взаимодействующими службами. В таких случаях создается временная группа, состоящая из сотрудников взаимодействующих служб. При этом ставится конкретн-ая задача каждому участнику такой группы, совместно вырабатывается тактика проведения мероприятия, уточняются способы обмена инфор-мацией и т.д. Рассмотренные выше формы взаимодействия, разделенные на условные категории, в практической деятельности имеют ряд проблем, которые необходимо решать. Обо-значим некоторые из них.

В связи со значительным ростом компьютеризации современного общества, в том числе и подразде-лений УИС, возникла острая необхо-димость в создании единого банка данных, с помощью которого появ-ляется возможность значительного упорядочения информационного обеспечения УИС Наумов С.С. Предупреждение преступлений в местах лишения свободы с помощью технических средств. Бюллетень Минюста. 2002. №12. С. 106-109.

Важными источниками для сбора накопительной информации в еди-ный банк данных являются исправи-тельные колонии, так как здесь фиксируется вся первичная информа-ция, которая затем обобщается. Она дает общую картину о социальных явлениях в масштабе области, края и страны в целом. Исходя из этого, к учетно-регистрационной дисципли-не предъявляются высокие требова-ния, ибо любая неточность приводит к искаженному представлению о дей-ствительном положении дел, в ре-зультате чего могут приниматься необоснованные решения.

Потребителями информации яв-ляются и сами исправительные коло-нии. Но именно они зачастую не обеспечивают своевременного и квалифицированного пополнения су-ществующего информационного банка данных, что, на наш взгляд, яв-ляется одной из основных причин низкой эффективности использова-ния автоматизированных информа-ционных систем.

Одним из основных элементов взаимодействия в организации про-филактической деятельности под-разделений уголовно-исполнитель-ной системы является ее планиро-вание, которое призвано упорядо-чить сложный многогранный про-цесс профилактической деятельно-сти. Планирование мероприятий по предупреждению правонарушений в исправительных колониях способ-ствует своевременному разреше-нию наиболее актуальных задач, со-здает условия для более эффектив-ного использования сил и средств, своевременного маневрирования ими, облегчает изучение и обобще-ние передового опыта работы ИК по организации взаимодействия служб, а также учета, контроля и проверки исполнения мероприятий, проводи-мых в процессе такого взаимодей-ствия.

Вся собранная и проанализиро-ванная информация, характеризу-ющая обстановку в исправительной колонии, является базой для плани-рования мероприятий по профи-лактике правонарушений. В коло-ниях уголовно-исполнительной си-стемы на основании данной инфор-мации составляются годовые, полу-годовые или квартальные планы.

Использование той или иной фор-мы внутреннего взаимодействия определяется спецификой каждого подразделения, складывающейся оперативной обстановкой, особен-ностями служб, участвующих во вза-имодействии, имеющимися в нали-чии силами, средствами, поставлен-ными целями и задачами, на реше-ние которых и направлено осуще-ствляемое взаимодействие.

Необходимым условием органи-зации взаимодействия является не-допущение конфликтов между служ-бами, а также их руководителями, причины которых нередко коренят-ся в незнании проблем деятельнос-ти иных служб, трудностей их рабо-ты, точек соприкосновения. Поэто-му целесообразно на совместных совещаниях регулярно заслушивать тех, кто возглавляет то или иное под-разделение, или наиболее опытных специалистов других служб о про-блемах решения задач по профилак-тике преступлений и правонаруше-ний со стороны осужденных, а так-же проводить совместное обсужде-ние какой-либо общезначимой про-блемы. Полезно, например, участие начальников разных служб в отчет-ном совещании по результатам опе-ративно-служебной деятельности. Руководитель подразделения дол-жен всемерно поощрять любые формы изучения стоящих перед уч-реждением задач, побуждать своих подчиненных к планированию по-добных мероприятий. Ознакомле-ние с информацией такого рода рас-ширяет профессиональный круго-зор сотрудников, дает возможность понимать сослуживцев и оказывать им осмысленное содействие.

Хотелось бы обра-тить внимание на особенности вза-имодействия службы безопасности с другими отделами и службами ис-правительных колоний и органами внутренних дел по профилактике преступлений и других правонару-шений со стороны осужденных, в частности, на:

1) во взаимодействии со всеми от-делами и службами ИК обеспечива-ет выполнение осужденными правил поведения и распорядка дня;

2) совместно с сотрудниками опера-тивного отдела выявляет и разобла-чает организаторов и активных учас-тников группировок отрицательной направленности, подстрекателей и иных лиц, намеревающихся совер-шить правонарушение, готовит и представляет начальнику ИК матери-алы о необходимости их изоляции от основной массы осужденных;

3) ставит (снимает) на профилакти-ческий учет осужденных на основа-нии собранных материалов;

4) систематически проводит вне-плановые обыски осужденных, мест их проживания и работы по опера-тивной информации сотрудников;

5) совместно с сотрудниками отде-ла воспитательной работы осуще-ствляет правовую пропаганду, разъ-ясняет осужденным требования уго-ловно-исполнительного законода-тельства и Правил внутреннего рас-порядка исправительных учрежде-ний;

6) обеспечивает взаимодействие всех отделов и служб ИК по предуп-реждению правонарушений со сто-роны осужденных, склонных к совер-шению противоправных действий, путем анализа материалов о право-нарушениях и результатов служеб-ных расследований; выявляет кана-лы проникновения к осужденным предметов, запрещенных к исполь-зованию в ИК, принимает меры по их перекрытию;

7) совместно с сотрудниками ОВД осуществляет патрулирование на территории, прилегающей к испра-вительным учреждениям;

8) участвует в розыске осужденных, совершивших побег из мест лише-ния свободы;

9) участвует в ликвидации чрезвы-чайных происшествий.

Это далеко не полный перечень направлений взаимодействия струк-турных подразделений по профи-лактике преступлений и других пра-вонарушений со стороны осужден-ных, ибо процесс организации и поддержания взаимодействия осу-ществляется, как правило, диффе-ренцированно, с учетом специфики решаемых задач, привлекаемых к действиям сил и средств, и он пред-ставляет особую линию деятельно-сти отделов и служб по предупреж-дению правонарушений, которая должна постоянно планироваться и контролироваться.

В данном дипломном исследовании нами был изучен опыт различных субъектов Российской Федерации по профилактике правонарушений в местах лишения свободы. В каждом регионе свои специфика работы со спецконтингентом - не всегда можно применить положительный опыт одного региона в другом, однако все же необходимо внимательно прорабатывать идеи и новшества, уже внедренные в практику. В этой связи хотелось бы остановиться на примере работы уголовно-исполнительной системы Тверской области.

В состав уголовно-исполнительной системы Тверской области вхо-дят территориальное Управле-ние исполнения наказаний и 15 учреждений, в том числе: 7 ис-правительных колоний (ПК); ле-чебно-исправительное учрежде-ние (ЛИУ) для содержания и ам-булаторного лечения больных наркоманией и для больных ту-беркулезом, в составе которого имеется больница для их стаци-онарного лечения; областная больница для осужденных; цен-тральная база материально-тех-нического и военного снабже-ния; 7 изолированных участков в составе действующих колоний (особого режима - 1) и 6 участ-ков колоний-поселений. Кроме того, на базе ИК-4 функциониру-ет ЕПКТ с лимитом наполнения 44 места.

По состоянию на 1 января 2003 года в учреждениях УИН Минюста России по Тверской области содержались 11 023 че-ловека. Из них: в трех колониях общего режима при лимите на-полнения 2 916 человек - 2 986 заключенных, в четырех колони-ях строгого режима при лимите 4 169 - 3 943 человека, в ЛИУ-3 (все виды режима) для содер-жания и лечения больных тубер-кулезом при лимите 650 - 695 человек, в ЛИУ-8 (общий и стро-гий режим) при лимите 510 -719 человек, на 7 изолирован-ных участках при общем лимите 320 мест - 370 осужденных, в областной больнице при лимите 170 - 145 человек, в трех изоля-торах при лимите наполнения 940-2165 человек.

Кроме того, в 2002 году по уче-там уголовно-исполнительной инспекции области прошли 14 106 осужденных, а на начало 2003 года на учете состоят 6 517 подопечных, из их числа 321 че-ловек осужден к исправитель-ным работам.

Основные организацион-ные мероприятия, направ-ленные на профилактику правонарушений и пре-ступлений в учреждениях Анализ причин и условий пре-ступлений, совершенных за пос-ледние годы в учреждениях об-ласти, показывает, что их мож-но условно разделить на три ос-новные группы:

1) преступления против жизни и здоровья спецконтингента и личного состава;

2) преступления с участием лиц или в отношении лиц, относя-щихся к неформальным «низ-шим» слоям осужденных;

3) покушения на побеги.

С учетом этого Управлением исполнения наказаний Минюста России по Тверской области в 1995 году была разработана, а в последующие годы переработа-на и дополнена “Программа опе-ративно-режимных и воспита-тельных мероприятий по профи-лактике преступлений среди спецконтингента".

В соответствии с ней все службы постоянно участвуют в реализации комплекса опера-тивно-режимных и воспитатель-ных мероприятий, направленных на профилактику правонаруше-ний и преступлений среди спецконтингента, обеспечение пре-емственности работы между следственными изоляторами, исправительными колониями, лечебно-исправительными уч-реждениями.

Программой предусмотрен постоянный сбор информации от различных служб и конкрет-ных людей о:

1) лицах, поступивших в след-ственный изолятор - первичная информация от территориаль-ного органа внутренних дел (уча-сткового, сотрудника уголовно-го розыска, следователя) об осо-бенностях их поведения при со-держании в ИВС;

2) негативных процессах, проис-ходящих среди обвиняемых за время их содержания в СИЗО;

3) взаимоотношениях между со-участниками преступления;

4) отношениях спецконтингента к представителям администра-ции;

5) намерениях осужденных на период отбывания наказания, их склонностях к азартным играм, побегам и т. д.;

6) выявлении осужденных, пред-ставляющих оперативный инте-рес, и т. п.

Полученная информация ло-жится в основу дел оперативно-го учета или является основани-ем для постановки спецконтин-гента на профилактический учет.

Далее, при этапировании осужденного, представляющего оперативный интерес, из СИЗО в исправительное учреждение, к личному делу приобщается справка-ориентировка, содер-жащая указанные и прочие ха-рактеризующие его сведения. Дела оперативного учета также направляются по месту дальней-шего отбывания наказания. По прибытии осужденного данной категории в исправительное уч-реждение его ставят на профи-лактический учет.

Методы и формы работы с подучетными лицами, а также орга-низация взаимодействия раз-личных частей и служб учрежде-ний УИС в работе по профилак-тике преступлений среди спец-контингента предусмотрены Ин-струкцией, объявленной прика-зом ГУИН Минюста России от 27 мая 2002 г. № 117 «О порядке проведения профилактики пра-вонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, со-держащимися в учреждениях уголовно-исполнительной сис-темы Министерства юстиции Российской Федерации» Инструкция ГУИН МЮ РФ от 27.05.2002г. №117 «О порядке проведения профилактики пра-вонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, со-держащимися в учреждениях уголовно-исполнительной сис-темы Министерства юстиции Российской Федерации».

В настоящее время на профи-лактическом учете в исправи-тельных учреждениях области состоят 1710 осужденных. Со-гласно данной Инструкции на профилактический учет в учреж-дениях УИН по Тверской облас-ти взяты следующие лица:

1) готовящиеся совершить по-бег, ранее их совершавшие (143 осужденных);

2) лидеры группировок отрица-тельной направленности (8 осужденных);

3) организующие и провоцирую-щие групповые эксцессы (98);

4) склонные к употреблению, сбыту или приобретению нарко-тических веществ, сильнодей-ствующих медицинских препа-ратов (615);

5) признанные судом нуждаю-щимися в лечении от алкоголиз-ма (170);

6) занимающиеся поборами и притесняющие других осужден-ных (65);

7) организующие или активно участвующие в картежных либо других азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды (125);

8) склонные к мужеложству (лес-биянству) (329);

9) имеющие психические рас-стройства (89);

10) отбывающие наказание за де-зорганизацию нормальной дея-тельности исправительных уч-реждений (1);

11) склонные к нападению на представителей администрации (21).

Программой предусмотрено выполнение следующих мероп-риятий:

1) исключать случаи направле-ния в одно исправительное уч-реждение лиц, проходящих по одному уголовному делу и име-ющих неприязненные отноше-ния;

2) назначать наиболее подготов-ленных сотрудников для работы с лицами, содержащимися в ка-рантине, на строгих условиях от-бывания наказания, в отрядах хозяйственного обслуживания ПК, а также с осужденными, пользующимися правом пере-движения без конвоя;

3) в следственных изоляторах области и областной больнице УИН проводить ОРМ с целью по-лучения информации об опе-ративной обстановке в ИК, СИЗО области;

4) в период нахождения осуж-денных в карантине выявлять лиц, стремящихся занять лиди-рующее положение в колонии, придерживающихся "воровских традиций”, принимать меры к их развенчиванию и привлечению к общественно полезному труду;

5) целенаправленно работать по компрометации лидеров и авто-ритетов, оказывающих противо-действие администрации, нейт-рализации их влияния на основную массу осужденных, изоли-ровать таких лиц в ПКТ и ЕПКТ, переводить на строгие условия содержания, направлять на тю-ремный режим;

6) обеспечивать надежное опе-ративное прикрытием лидеров, лиц, состоящих на профилакти-ческих и оперативных учетах, осужденных, пользующихся пра-вом передвижения без конвоя, брать на особый контроль их вхо-дящую и исходящую переписку. Результаты этой работы рас-сматривать ежемесячно на опе-ративных совещаниях;

7) проводить мероприятия по выявлению, проведению профи-лактической работы и изоляции организаторов азартных игр.

В работе, направленной на пре-дупреждение преступлений, ис-пользуются различные методы гласного сотрудничества, такие как получение информации от на-чальников отрядов, сотрудников отделов безопасности, отделов специального учета, производ-ственных и других служб, инфор-мация, получаемая при проведе-нии личных приемов осужденных.

В работе по профилактике правонарушений нельзя не учи-тывать влияние неформальных лидеров спецконтингента на ос-новную массу осужденных.

В случае негативного влияния лидера на других осужденных к нему принимаются меры пре-вентивного характера, направ-ленные на его развенчание, изо-ляцию, перевод в другое подраз-деление и т. п.

Например, при проведении длительных и краткосрочных свидании данной категории лиц осуществляются оперативно-технические мероприятия. При необходимости такие меропри-ятия проводят при водворении данных осужденных в ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ.

В обязательном порядке на всех “лидеров” ведутся дела оперативного учета.

Немаловажное значение для профилактики правонарушений имеет создание баз данных на различные категории лиц, пред-ставляющих оперативный инте-рес. В УИН создана компьютер-ная программа “Лидер", разра-ботанная ЦНИР ГУИН Минюста России, в которую внесены дан-ные на лидеров отрицательной направленности и лиц, осужден-ных по ст. 209 УК РФ.

Для обмена информацией между учреждениями УИС и органами внутренних дел сведе-ния на осужденных лидеров от-рицательной направленности, содержащихся в подразделени-ях области, своевременно вно-сятся в автоматизированную базу данных “Кронос” УБОП при УВД.

В подразделениях ведутся алфавитно-справочные картотеки на лиц, склонных к различным противоправным проявлениям. За данной категорией осужден-ных установлен гласный и не-гласный надзор.

Своевременно проводятся мероприятия по обеспечению безопасности осужденных при выявлении конфликтных ситуа-ций (помещение в безопасное место в соответствии со ст. 13 УПК РФ (в 2002 году - 53 чело-века). Положительно сказалась на динамике преступности вве-денная новым УИК РФ норма, предусматривающая перевод осужденных, которые являются злостными нарушителями режи-ма содержания, на строгие усло-вия.

Роль индивидуальной воспитательной работы в профилактике преступле-ний и правонарушений

Важную роль в профилактике преступлений и правонаруше-ний играет индивидуальная вос-питательная работа с осужден-ными, которую проводят 109 на-чальников отрядов и 765 членов советов воспитателей, шефству-ющих над 1 710 осужденными, поставленными на профилакти-ческий учет. Активно проводится работа по стимулированию правопослушного поведения осуж-денных: 1 561 человек содержит-ся на облегченных условиях со-держания, освобождены условно-досрочно 1 440 осужденных, 188 - переведены в колонию-по-селение.

Из года в год увеличивается численность членов самодея-тельных организаций, которая за три последних года выросла с 46,5 до 64,6%. Обобщен, рас-пространен и внедряется опыт ЛИУ-8 по созданию отрядных общественных фондов и практи-ке привлечения осужденных и их денежных средств к благоуст-ройству отрядов (в течение двух лет произведен качественный ремонт всех жилых и бытовых помещений отрядов).

Большое значение придается вопросам получения осужден-ными основного общего образо-вания и специальности. Во всех ИК области и СИЗО-1 работают шесть вечерних (сменных) обще-образовательных школ и четыре УКП. В соответствии с постановлением Законодательного Со-брания Тверской области от 30 октября 2001 г. № 590-П-2 «Об областной целевой Программе по усилению борьбы с преступ-ностью в Тверской области на 2001-2003 годы» - в 2001 году восстановлены три УКП, в 2002 году открыта средняя школа в женской колонии. Администра-ция области в 2001-2003 годах выделила на их организацию и оснащение 300 тыс. рублей Постановление ЗС Тверской области 30 октября 2001 г. № 590-П-2 «Об областной целевой Программе по усилению борьбы с преступ-ностью в Тверской области на 2001-2003 годы»

.

Уделяется большое внимание религиозно-нравственному вос-питанию спецконтингента. За каждым подразделением зак-реплен православный священ-нослужитель. Руками осужден-ных построены два храма и де-сять домовых церквей. В 2002 году священнослужители прове-ли 278 обрядов крещения, 263 вероисповедания, 176 причащений. Отмечено, что верующие осужденные, доля которых со-ставляет 10-15% от общей чис-ленности, не допускают наруше-ния режима содержания.

Особо важен вопрос органи-зации свободного времени осужденных и их досуга. Во всех подразделениях проведены зимняя и летняя спартакиады. В рамках областной спартакиады, посвященной 200-летию обра-зования Министерства юстиции, проведен областной турнир по мини-футболу. Команда-побе-дитель ЛИУ-8 награждена пере-ходящим кубком, а каждый ее игрок - именной медалью обла-стного спорткомитета.

Проведен областной смотр-конкурс самодеятельного на-родного творчества осужден-ных, посвященный 123-й годов-щине образования УИС. В рам-ках Всероссийского конкурса “Калина красная” прошел областной смотр-конкурс художе-ственной самодеятельности среди осужденных всех видов режима, посвященный 200-ле-тию образования Минюста Рос-сии.

Большинство культурно-мас-совых и спортивных мероприя-тий были организованы при под-держке Комитета по делам мо-лодежи администрации Тверс-кой области. После их проведе-ния появилась мысль о создании целевой областной программы воспитательного воздействия на лиц, находящихся в местах ли-шения свободы, и их реабилита-ции после освобождения. Эту идею поддержал губернатор Тверской области. В ноябре 2002 года была утверж-дена областная целевая про-грамма “Молодежь Верхневол-жья. 2002-2004 годы”, которая включает раздел “Воспитатель-ная работа с молодежью, нахо-дящейся в местах лишения сво-боды, и создание условий для ее реабилитации после освобождения”. Для этих целей из област-ного бюджета предусмотрено выделить в 2003-2004 годах 1 605 тыс. рублей.

Результаты проводимых профилактических мероприятий

Реализация перечисленных мероприятий позволила значи-тельно сократить уровень пре-ступности и правонарушений в учреждениях УИН Минюста Рос-сии по Тверской области.

Для наглядности сравним ста-тистические данные. В 1995 году было допущено 20 преступлений (общий уровень преступности -2,32), особоучитываемых - 7 (уровень ОУП - 0,93), из них тяжких против личности (ст. 111 УК РФ) - 3, побегов (ст. 313 УК РФ) - 4 (3 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).

В 1996 году, после принятия “Программы оперативно-ре-жимных и воспитательных ме-роприятий по профилактике преступлений среди спецкон-тингента", осужденными было совершено 15 преступлений, особо учитываемых - 6, из них тяжких против личности (ст. ст. 105, 111 УК РФ) - 4, побегов (ст. 313 УК РФ) - 2 (1 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).

В 1997 году в исправительных учреждениях допущено 6 пре-ступлений, особо учитываемых - 2 (уровень ОУП - 0,23), все случаи связаны с причинением тяж-кого вреда здоровью.

В 1998 году было допущено 1 преступление, в 1999-2000 го-дах - по 3, в 2001 году - 2, в 2002 году - 4 преступления.

За последние 5 лет в учрежде-ниях области не было зафикси-ровано тяжких, особо тяжких преступлений и побегов.

Количество злостных наруше-ний в расчете на 1000 осужден-ных сократилось на 22% и соста-вило 52 случая. Употребление спиртных напитков уменьшилось на 30% (21 случай).

В ИК, СИЗО области за 2002 год предотвращено всего 1 082 преступления, из них 51 побег.

Данная линия работы остает-ся приоритетной для всех частей и служб УИС области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне порядок отбывания лишения свободы, разработанность видов мест лишения свободы, защищенность как работников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, так и самих заключенных относительно улучшились.

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Однако в реальности, на практике все выглядит немного иначе. Нестабильное экономическое положение нашего государства не позволяет надлежащим образом обеспечивать материальными ресурсами и поддерживать в надлежащем состоянии места отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

В настоящее время практически полностью изношена материальная база 40% колоний; каждый шестой следственный изолятор находится в аварийном состоянии; более половины переполнены в два-три раза. По состоянию на 1 января 2003 г. в 185 следственных изоляторах содержался - 134 941 человек (на 65 798 человек меньше, чем 01.01.02) или 117,1 % от установленного лимита наполнения

Таким образом, очевидно что, несмотря на проводимые реформы, государственная система исполнения наказания в виде лишения свободы в настоящее время еще не достаточно эффективно выполняет возложенные на нее задачи.

От эффективности наказаний во многом зависит жизнь всех граждан общества. Новшество в виде увеличения срока лишения свободы за преступления имеющие высокую социальную опасность к видимым положительным результатам не привело. Более того: увеличение срока содержания осужденных к лишению свободы приведет к еще большему осложнению обстановки в колониях, что в конечном итоге способно сделать многие из этих учреждений неуправляемыми. Подобная ситуация подтверждает сомнения относительно целесообразности увеличения в УК РФ максимальных сроков наказания в виде лишения свободы до 30 лет.

Итак приходим к выводу, что многие прогрессивные разработки законодателя направленные на обеспечение эффективного и безопасного функционирования системы мест лишения свободы часто не получают практического применения. Между тем, несовершенство системы наказаний в виде лишения свободы вызванное нестабильностью экономики и отсутствием материальных средств в свою очередь вызывает не достижение наказанием своих целей. Это ведет в свою очередь к росту преступности, что подрывает экономику и нормальное функционирование государства, как сложного социо-политического института. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только путем наделения соответствующими полномочиями действительно компетентных в области исполнения уголовного наказания людей.

Первоочередной задачей любого государства, проводящего уголовно-исполнительную политику и стремящегося к обеспечению правопорядка в местах лишения свободы, является, прежде всего, выявление причин и условий способствующих совершению преступлений, а также проведение профилактики правонарушений. Но это не только деятельность по выявлению и устранению (или нейтрализации) причин и условий преступлений, но и их компенсация, за-мена причинами и условиями нормотипического, во всяком случае, правомерного поведения.

Важную роль в профилактике преступлений и правонаруше-ний играет индивидуальная вос-питательная работа с осужден-ными, активно проводимая работа по стимулированию правопослушного поведения осуж-денных путем содержания на облегченных условиях, освобождения условно-досрочно, переведения в колонии-по-селения. Необходимо большое значение придавать вопросам получения осужден-ными основного общего образо-вания и специальности, уделять внимание религиозно-нравственному вос-питанию спецконтингента. Особо важен вопрос органи-зации свободного времени осужденных и их досуга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993.

2. УК РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ.

3. УИК РФ от 08.01.1997. №1-ФЗ.

4. ФЗ РФ от 09.03.2001. №25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголов-ный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Рос-сийской Федерации».

5. ФЗ РФ от 23.11.1995 №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

6. ФЗ РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголов-ные наказания в виде лишения сво-боды».

7. Постановление Правительства РФ от 05.04.1999 N 366 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу" / СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1818.

8. Приказ Минздрава РФ N 311, Минюста РФ N 242 от 9 августа 2001 г. (ред. от 01.11.2002) "Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью" (вместе с Перечнем заболеваний, который может быть использован в качестве основания для представления к освобождению от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, Порядком медицинского освидетельствования осужденных к лишению свободы и их представления к освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью)/ БНАФОИВ. 2001. N 44.

9. Приказ Минздрава РФ N 346, Минюста РФ N 254 от 28 августа 2001 г. "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы"/ БНАФОИВ. 2001. N 46.

10. Инструкция ГУИН МЮ РФ от 27.05.2002г. №117 «О порядке проведения профилактики пра-вонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, со-держащимися в учреждениях уголовно-исполнительной сис-темы Министерства юстиции Российской Федерации».

11. Постановление ЗС Тверской области 30 октября 2001 г. № 590-П-2 «Об областной целевой Программе по усилению борьбы с преступ-ностью в Тверской области на 2001-2003 годы».

12. Бюллетень Минюста. 2002. №.12

13. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 12.

14. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 6.

Литература:

Абрахманова Е.Р. Уголовно-правовая охрана деятельности исправительно-трудовых учреждений. Ульяновск: УлГУ.1999.

Антонян Ю.М. Проблемы индивидуальной профилактики преступлений/ Пути совершенствования мер по профилактики преступлений. Москва. 1988.

Антонян Ю.М., Бойко И.Б., Верещагин В.А. Насилие среди осужденных. Москва. 1994.

Бабаян С. Меры поощрения и взыскания в практике работы мест лишения свободы/ Ведомости УИС. 2002. №8.

Баранов П.Г. Правосознание и правовое воспитание/ Общая теория права: Курс лекций/ Под общ. ред. д.ю.н., прф. В.К. Бабаева. Н.Новгород. 1993.

Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осужденными/ Ведомости УИС. 2002. №5.

Герасимов С. Проблемы преступности в современных условиях / Закон и право. 1999. №4.

Гойса В.С. Практика работы администраций исправительных учреждений по обеспечению личной безопасности при исполнении наказаний /Российская юстиция. 2003. №7.

Гришанов Д. Режим только для послушных/ Преступление и наказание. 1993. №8-9.

Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар. 1996.

Долгова А. Изменения преступности в реформируемой России и борьба с преступностью /Уголовное право. 2002. №3

Ежегодный доклад Минюста РФ о состоянии работы по исполнению наказаний, а так же по обеспечению содержания/ Бюллетень Минюста РФ. 2002. №2.

Елеонский В.А., Лухтин Ю.А. Борьба с хулиганством в ИТУ. Рязань. 1981.

Елесьнин М.В. преступность в исправительных учреждениях - как форма девиантного поведения/ Следователь.2002. №2.

Золотарев А. Выявление подкопов на объектах охраны УИС/ Ведомости УИС. 2003. №8.

Зубков А.И. Реализация европейских норм в области лишения свободы. Краткая характеристика УИС. - 2000 - №11.

Козбаненко В.А. Правовое регулирование и правовое обеспечение государственного управления: сущность и содержание: Учебно-метод. пособие. М.: ИПК госслужбы, 2002.

Комментарий к Уголовно-Исполнительному кодексу РФ. Под редакцией А.И. Зубкова. М.1997.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

Комментарий к УК РФ/ Под общей редакцией Скуратова Ю.И. М.1998.

Криминология. Учебник для юридических вузов/Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. Москва. 1997.

Лебедев В. Расширение доступа к правосудию одна из целей судебной реформы / Российская юстиция. 1999. № 9.

Максимов В.А. Применение специальных технических средств в деятельности уголовно-исполнительной системы по предупреждению и пресечению ЧП. Москва. Академия МВД. 1996.

Минеев И. Квалификация злостных нарушений порядка отбывания уголовного наказания/ Российская юстиция. 2000. №5.

Михлин А.С., Яковлева Л. Специальная перепись осужденных/ Российская юстиция. 2003. №4.

Наумов С.С. Предупреждение преступлений в местах лишения свободы с помощью технических средств/ Бюллетень Минюста. 2000. №12

Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг в системе средств нравственного перевоспитания осужденных женщин, содержащихся в ИТК. Ч.1. Пермь, 1985.

Осипов С.В. Предупреждение преступного рецидива: отечественный и зарубежный опыт / Бюллетень Минюста РФ. 2002. №5.

Павлухин А.П. Умышленные убийства и борьба с ними. Рязань. 1980.

Петров С.М., Туманов Г.А. Конституция Российской Федерации и реформирование уголовно-исполнительной системы / Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции РФ. М., 1995.

Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994.

Правовое обеспечение предпринимательства. Учебное пособие / Под ред. М.П. Ринга. М.: МИЭПП, 1996.

Савихин А. Предупреждать преступность, взаимодействуя по всем направлениям / Ведомости УИС. 2003. №3.

Сафронов А.Д, Никоноров М.Г. Криминологическая характеристика и меры профилактики хулиганства в ИТУ. Москва. 1983.

Селиверстов В., Шмаров И. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные понятия / Законность. 1997. № 5.

Снырцев В.И. Строго по закону/ Воры - кто они? Москва. 1983.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 45.

Смирнов В.В. Предупреждение побегов из исправительных учреждений. Москва. ВНИИ МВД России. 1999.

Сысоев А. Психологические и организационные аспекты предупреждения аутоагрессивного поведения осужденных. Ведомости УИС. 2002. №3.

Теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 1996.

Теория государства и права / Под редакцией В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. М.1999.

Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2003.

Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. Москва. Норма. 2001.

Уткин В.А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. Томск: ТГУ. 1996.

Уткин В.А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации. Томск. ТГУ. 1998.

Усс А.В. Конфликты между осужденными, сопровождающиеся насильственными посягательствами. Красноярск. 1984.

Устьянцев В.Т. Профработа по предупреждению правонарушений / История государства и права. 2001. №3.

Федоров В. Грани сотрудничества/ Ведомости УИС. 2002. №5.

Хомлюк В. О ходе реализации Концепции воспитательной работы с осужденными. Ведомости УИС. 2002. №2.

Чайка Ю. Министерство юстиции и российская государственность - понятия неразделимые / Хозяйство и право. 2002. N 9.

Черномырдин В.С. Новый статус и задачи Минюста России / Бюллетень Министерства юстиции РФ. 1998. N 1.

Чучаев Л.И., Абрахманова Е.И. Лишение свободы и проблемы его реализации. Ульяновск: УлГУ, 1996.

Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 1973.

Шитова И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества: Монография. М., 2001.

Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания/ Советское государство и право. 1964. №1.

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.