РУБРИКИ

Противодействие торговле людьми

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Противодействие торговле людьми

Противодействие торговле людьми

СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Свобода человека является одной из главных ценностей современного цивилизованного общества, а обеспечение неприкосновенности свободы личности - одной из главных функций государства.

Торговля людьми стала самой быстроразвивающейся и очень прибыльной деятельностью для транснациональной организованной преступности. Статистические данные неопровержимо указывают на тенденцию возрастания торговли людьми во многих других государствах мира.

ООН дает нам беспристрастные данные статистики, в которых сказано, что сейчас в мире в рабстве находится, примерно, 27 миллионов людей, и это количество рабов не только непрерывно не уменьшается, но только растёт.

Исследования ООН свидетельствуют, что самая критическая ситуация в таких государствах как Непал, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Габон, Гаити, Мьянма. По оценкам Госдепартамента США, во всем мире ежегодно продается, покупается, задерживается и транспортируется помимо их воли около 4 миллионов человек. Международные эксперты определяют, что ежегодная мировая прибыль от работорговли достигает 9,5 миллиарда долларов. По оценкам других экспертов, общий оборот этого рынка достигает 19 млрд. долларов.

Основная масса лиц вовлечённых в торговлю людьми в основном попадает на рынок сексуальных услуг. Проституция давно стала одним из основных элементов деятельности преступных организаций не только на национальном, но и на международном уровне. Большинство жертв такой торговли составляют женщины и дети.

Действующие международно-правовые документы рекомендуют запретить подобного рода деяния и установить за них ответственность в каждом государстве, подписавшем документ.

Принцип свободы и неприкосновенности личности закреплен в основополагающих нормативных актах международного сообщества. Так, статья 3 Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 10 декабря 1948 года, закрепляет, что «каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность». В ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 года в Риме государствами-членами Совета Европы, записано: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом»[1]. В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом 19 декабря 1966 года в Нью-Йорке, указывается: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом» (ст. 9)[2].

В рабовладельческий бизнес втянуты многие страны мира. Торговля людьми (trafficking in human beings) - одна из современных форм рабства, к которым также относятся «потогонные работы», домашнее рабство, принудительные браки и пр. Большую часть жертв современных форм рабства составляют женщины и дети, которые вывозятся за рубеж в целях сексуальной эксплуатации и в меньшей степени - принудительного труда. Как говорится в докладе о торговле людьми в 2002 году, подготовленном госдепартаментом США, в 2002 году во всем мире от 700 тыс. до 4 млн. человек были куплены, проданы, перевезены и удерживались против их воли в условиях, подобных рабству. Основной транзитной страной и страной назначения торговли людьми является США. Ежегодно для сексуальной эксплуатации в Соединенные Штаты ввозится около 50 тыс. женщин и детей. Причем как женщин и детей, так и мужчин делают объектом международной сексуальной торговли для занятий проституцией и принудительного труда. Работорговля может принимать и другие формы, например, похищение детей и их призыв в государственные вооруженные силы или повстанческие армии, использование женщин и детей в качестве домашней прислуги, работающей на кабальных условиях, использование детей в качестве уличных воришек и т.д.

 Исходя их этих критериев страны мира разделены на три категории: в первую входят страны, которые полностью соблюдают их (из постсоветских государств в нее вошла Латвия), во вторую категорию - соблюдают не полностью, но стараются соблюдать (в этой группе оказалось большинство постсоветских государств), в третью - те страны, правительства которых не полностью соблюдают минимальные стандарты и не предпринимают значительных усилий (Кыргызстан, Армения, Таджикистан, Беларусь, Россия соседствуют в этой группе с Афганистаном, Ираном, Саудовской Аравией, Грецией, Индонезией). Предполагается, что в отношении государств, относящихся к третьей категории, могут вводиться санкции.

Торговля людьми стала самой быстроразвивающейся и очень прибыльной деятельностью для транснациональной организованной преступности. Статистические данные неопровержимо указывают на тенденцию возрастания торговли людьми во многих других государствах мира. Так, если за четыре века классической работорговли ее «оборот» не превысил 12 миллионов человек, то за последние тридцать лет в одной лишь Азии число женщин и детей, проданных в секс-рабство, составило 30 миллионов. Большая часть этого бесчеловечного бизнеса находится в руках преступных организаций. На это было акцентировано внимание и на состоявшемся в апреле 2000 году X конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Сегодня в организованном преступном мире существует хорошо налаженная система торговли людьми, которые принудительно используются в «потогонном» производстве, сельском хозяйстве, сфере оказания сексуальных услуг. Основная масса таких лиц в основном попадает на рынок сексуальных услуг. Проституция давно стала одним из основных элементов деятельности преступных организаций не только на национальном, но и на международном уровне. Большинство жертв такой торговли составляют женщины и дети.

Успешное противодействие торговле людьми зависит от правового обеспечения решения этой проблемы как на уровне международного, так и внутригосударственного права.

Действующие международно-правовые документы рекомендуют запретить подобного рода деяния и установить за них ответственность в каждом государстве, подписавшем документ.

Наличие криминологических исследований и большого количества ратифицированных международных документов в области борьбы с торговлей людьми обусловливает закрепление уголовной ответственности за рассматриваемые деяния в действующем национальном уголовном законодательстве.

Существующие международно-правовые документы, запрещающие торговлю людьми, оказали положительное воздействие на формирование зарубежного уголовного законодательства, направленного на борьбу с названными преступлениями.

Помимо рабства и работорговли имеется еще ряд преступлений, смежных с данным международным общественно-опасным деянием, это торговля женщинами (в том числе проституция, торговля детьми и принудительный труд).

НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С РАБСТВОМ И ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ

Рабство и работорговля являются наследием рабовладельческого общества. Международное сотрудничество в борьбе с этим явлением стало складываться в начале ХIХ в. после отмены рабства в США. В 1815 г. на Венском конгрессе был принят Акт об отмене торговли неграми, в 1841 г. - Договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. Однако эти первые международные договоры лишь осуждали рабство, запрещали работорговлю и рекомендовали государствам установить ответственность за эти деяния. Только в 1926 г. принимается Конвенция о рабстве. Конвенция ООН 1926 года определяет рабство как «статус или состояние человека, по отношению к которому применяются все или любой из видов власти, определяемых правом владения». Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содействие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены рекомендации о постепенном искоренении принудительного труда.

Однако ни международные соглашения, ни наступивший после второй мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 г. в мире насчитывалось 9 млн. рабов. Не случайно в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. особо подчеркнуто: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».

В 1956 г. принимается Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Впервые здесь предусмотрены не запреты и формы борьбы с конкретными преступлениями, а предписание об их упразднении. Как преступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г. дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются:

1. Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам.

2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.

3. Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.

4. Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.

5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако в Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда.

Содержание понятия торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами содержит Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 г. В ней, в частности, говорится, что под этим понимаются действия, когда кто-либо:

(а) сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо даже с согласия этого лица, (б) эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица;

(а) содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости, (б) сдает в аренду или снимает здание или другое место или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.

Пекинская декларация и Платформа действий 1995 г. установили, что в настоящее время понятие торговли людьми расширилось и стало включать в себя все другие виды эксплуатации женщин. В соответствии с положениями этих документов, в сферу торговли людьми входит, помимо вовлечения женщин в занятие проституцией, принудительный труд и браки по принуждению.

В январе 1999 г. были опубликованы Стандартные принципы прав человека по отношению к лицам, которые пострадали от международной торговли людьми, разработанные Фондом против торговли женщинами (Нидерланды), Международной юридической группой по правам человека (США), Глобальным альянсом против торговли женщинами (Таиланд).

Документ  определяет торговлю людьми как «все действия и соответствующие намерения, связанные с вербовкой, транспортировкой в пределах одной страны или за ее пределами, куплей, продажей, перемещением, передачей из рук в руки или содержанием лиц:

a) привлеченных к использованию обманным путем, принуждением (включая использование или угрозы насилия, злоупотребления служебным положением) или долговой зависимостью (кабалой).

б) с целью содержания этого лица, независимо от того оплачивается его труд или нет, в подневольном состоянии (домашнем, сексуальном или репродуктивном) или в условиях тождественных рабству».

По определению Международной Организации Миграции, признаками торговли людьми являются ситуации, когда:

мигранта нанимают на работу незаконным способом, похищают, продают и другое и/или перевозят по территории государства или за его пределы;

посредники (торговцы) на различных этапах этого процесса получают экономическую или другую выгоду путем применения обмана, насилия и/или любой формы эксплуатации в условиях, когда нарушаются фундаментальные права человека.

В декабре 2000 г. на 55 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми. Этот документ на высшем международном уровне определил обязанности государств по противодействию торговле людьми.

Протокол призван скоординировать общую и уголовную политику стран-участниц в отношении торговли. Целью документа провозглашается содействие сотрудничеству стран-участниц в профилактике, расследовании и судебном преследовании международного незаконного перемещения людей, в особенности с целью принудительного труда и сексуальной эксплуатации, при особом внимании защите женщин и детей как наиболее частым жертвам таких действий. Протокол по торговле людьми обязывает страны-участницы принять меры по расследованию и судебному преследованию торговли людьми, придавая особое значение международному сотрудничеству, а также по защите и содействию жертвам торговли людьми, и принимать превентивные меры. Конвенция предусматривает общие меры по борьбе с организованной преступностью, включая меры по конфискации средств и обеспечению защиты жертв и свидетелей организованной преступности, и распространяется также на борьбу с торговлей людьми.

Согласно Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее,

а) «торговля людьми» (трефикинг) означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции, других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов;

b) согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию, о которой говорится в подпункте (а) настоящей статьи, не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных в подпункте (а);

с) вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются "торговлей людьми" даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия, указанных в подпункте (а) настоящей статьи.

Основные понятия, которые используются при рассмотрении проблемы торговли людьми:

вербовка - наем, набор для каких-либо работ, привлечение к какой-либо деятельности, включая противоправную, вовлечение в состав какой-либо организации, включая деятельность, запрещенную законом;

государство назначения - государство, на территории которого осуществляется эксплуатация физических качеств жертв торговли людьми или привлечение их к принудительному труду;

государство происхождения - государство, с территории которого осуществляется вывоз жертв торговли людьми, либо граждане которого являются жертвами торговли людьми, либо на территории которого действует и/или зарегистрировано юридическое лицо, осуществляющее торговлю людьми, либо служащее прикрытием торговли людьми;

государство транзита - государство, через территорию которого осуществляются мероприятия по торговле людьми;

долговая кабала - положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если определенная в надлежащем порядке ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена каким-либо сроком и характер ее не определен;

подневольное состояние означает выполнение любой работы или оказания услуг под угрозой наказания, на выполнение которых лицо добровольно не давало согласия;

рабство - состояние или положение лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все правомочия, присущие праву собственности;

шантаж - принуждение жертвы торговли людьми к совершению каких-либо действий под угрозой применения насилия, либо повреждения или уничтожения имущества жертвы или близких ей лиц, или под угрозой распространения сведений, позорящих жертву или близких ей лиц, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам жертвы или близких ей лиц;

эксплуатация включает принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов и тканей человека, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы эксплуатации лица в целях совершения действий сексуального характера.

торговцы людьми - это физические или юридические лица или группы лиц, которые совершают любые действия, составляющие понятие торговли людьми, а также должностные лица, которые своими действиями содействуют торговле людьми, а равно не препятствуют и не противостоят ей, хотя обязаны это делать в силу своих должностных полномочий;

жертва торговли людьми - лицо, пострадавшее от торговли людьми, которое завербовано, перевезено, передано, продано или удерживается таким образом, как описано в определении «торговля людьми», независимо от того, есть на это согласие данного лица или нет;

противодействие торговле людьми - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий торговли людьми, оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми;

убежища для жертв торговли людьми - специальные учреждения, осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми, имеющие жилые и подсобные помещения, отвечающие необходимым условиям проживания, медицинского и психотерапевтического обеспечения, а также центры, предназначенные для консультационной, юридической, социальной помощи жертвам торговли людьми, их реинтеграции в семью и общество;

суррогатная мать - женщина, родившая ребенка в результате применения медицинского метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в целях его вынашивания.

Признаками торговли людьми являются действия, нарушающие права человека, совершение которых приводит к получению выгоды (материальной или иного характера) для другого лица:

а) применение физического и психического насилия или угрозы;

б) изъятие у человека, ставшего жертвой торговли людьми, документов, удостоверяющих его личность;

в) вовлечение в долговую кабалу;

г) принуждение к труду;

д) ограничение свободы передвижения;

е) обман или злоупотребление доверием.

Согласие жертвы торговли людьми выполнять те или иные действия или работу не принимаются во внимание, согласно международному законодательству, при отнесении конкретного действия к торговле людьми в случае, если была применена любая из перечисленных форм эксплуатации.

Форма торговли людьми определяется в зависимости от вида криминальной эксплуатации, примененной к жертве торговли людьми. В зависимости от способа принуждения криминальная эксплуатация подразделяется на:

а) физическое принуждение с применением насилия и/или с применением сильнодействующих наркотических средств, алкоголя, медицинских препаратов;

б) экономическое принуждение в форме долговой кабалы или иной материальной зависимости;

в) психическое принуждение путем шантажа, обмана, введения в заблуждение или угрозы применения насилия;

г) юридическая зависимость в связи с усыновлением или опекунством, либо в связи с вступлением в брак без цели создания семьи;

д) рабство или условия, сходные с рабством.

По содержанию деятельности жертв торговли людьми криминальная эксплуатация подразделяется на следующие виды:

а) эксплуатация труда в сфере быта (домашнего и бытового обслуживания);

б) эксплуатация труда в сфере производства, на сельскохозяйственных работах;

в) эксплуатация в сфере преступного бизнеса (участия в вооруженных формированиях, в сфере производства незаконной продукции);

г) эксплуатация лица в целях совершения действий сексуального характера;

д) использование физиологических параметров человека для трансплантации органов и тканей,

е) использование женщин в качестве суррогатных матерей.

Торговля людьми составляет повышенную общественную опасность, когда совершаемые действия:

а) путем обмана, насилия, угрозы применения физического воздействия на территории  государства назначения, используя беспомощное состояние человека (нелегальное положение, недееспособность, инвалидность или зависимое положение) принуждают к сексуальным действиям;

б) организованы, т.е. когда они совершаются человеком, который владеет в стране назначения борделем или другим предприятием, где вывезенные на работу люди находятся в личной или экономической зависимости;

в) принуждают несовершеннолетних, т.е. людей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, заниматься проституцией;

г) направлены на вовлечение детей в занятие проституцией или совершение иных действий сексуального характера;

д) имеют целью извлечение органов и тканей из организма человека;

е) совершаются в отношении лица, являющегося недееспособным в силу своего психического или физического состояния.

Успешное противодействие торговле людьми зависит от правового обеспечения решения этой проблемы как на уровне международного, так и внутригосударственного права.

На пленарном заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ 16 июля 2003 г. была принята резолюция, призывающая к соблюдению государствами прав человека в условиях расширения НАТО и ЕС. В резолюции содержатся два призыва: к членам ОБСЕ - «обеспечить, чтобы в их национальном законодательстве предусматривались средства и институты борьбы с незаконной торговлей людьми», и к ЕС и НАТО - при приеме новых членов «поддерживать высокие требования в отношении демократии, прав человека и верховенства закона» в этих странах.

Проблема торговли людьми особенно актуализировалась в прошлом десятилетии и на сегодняшний момент по своим количественным параметрам и качественным особенностям представляет серьезную угрозу нормальному развитию различных сфер общественного организма, вызывая озабоченность мирового сообщества.

В Платформе действий, как итоговом документе 23 специальной сессии Экономического и Социального Совета Генеральной Ассамблеи ООН (март, 2005 г.) обозначены существующие сегодня стратегии, приоритетные направления и проблемные области в создании эффективного социального контроля над сферой торговли людьми, и, прежде всего, женщинами и детьми.

В борьбе с этим явлением уже достигнут существенный прогресс, и многие государства уделяют ей достаточно серьезное значение и приоритетное внимание. 72 государства-члена Совета сообщили о мерах по борьбе с незаконной торговлей и рабством. В подавляющем большинстве случаев - это меры борьбы с незаконной торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, хотя некоторые страны также указали на незаконную торговлю в целях принудительного труда и извлечения органов.

СТРАНЫ ЕС

Нормативную базу ЕС в области предотвращения торговли людьми формирует пакет рекомендаций, принятых в 1991 году, впоследствии в 1995 году Европейский Парламент утвердил сообщение по этому вопросу. В 1996 году EK организовал конференцию, на которой были определены необходимые действия соответственно для каждой рекомендации, принимающейся Советом, в том числе -- выработка единого плана для всей территории ЕС.

В рекомендации комитета Министров Европейского Совета учтены юридические акты, в которых содержатся права человека и вопросы, связанные с торговлей людьми, которые регулируют, и накладывают наказание. Это: Европейские права человека и Конвенция (1950) основных свобод и ее протоколы, Европейская Социальная хартия (10/18/1961), Переработанная Европейская Социальная хартия (1996) и дополнительный протокол Социальной хартии, предусматривающий систему коллективных жалоб, а также следующие рекомендации комитета Министров государствам-участницам Европейского Совета: Рекомендация R(91) 11 «О сексуальном использовании детей и юношей, порнографии, проституции и торговле», Рекомендация R(96) 8 «О политике борьбы с преступностью в Европе в переходный период» и Рекомендация R(97) 13 «В отношении устрашения свидетелей и защиты прав», следующие документы Парламентской ассамблеи Европейского Совета: Рекомендация 1065(1987) «О нелегальной торговле детьми и другим формам эксплуатации детей», Рекомендация 1211(1993) «О торговцах и работодателях нелегальных мигрантов», Резолюция 1099(1996) «О сексуальном использовании детей» и Рекомендация 1325(1997) «О торговле женщинами и принудительную проституцию в странах-участницах Европейского Совета».

Очень широко о мероприятиях по борьбе с торговлей людьми и её предотвращению, написано комитетом Советом Министров Европы. В той же «Рекомендации Комитета Министров странам-участницам Европейского Совета R(2000) 11 -- О торговле людьми с целью сексуального использования” (IV части 11 -- 41 пункт), которую Комитет Министров принял 19 мая 2000 года на собрании заместителей министров. Например, такие превентивные мероприятия как повышение понимания и подача информации, организация информационных кампаний, подходить, опираясь на равноправие полов, чтобы повысить понимание общественности об опасных ситуациях, которые могут привести к торговле людьми, и за отрицательное влияние такой торговли, особенно выступать против взглядов, что проституцией можно приобрести легкий заработок; целевой аудиторией этих кампаний должны быть все вовлеченные стороны, особенно женщины, кандидаты иммиграции и беглецы или тому подобные.

К превентивным мероприятиям причислено также образование, например, внедрить или развернуть в школах программы полового образования, сделав акцент на равноправие женщин и мужчин, уважение прав человека и достоинства личности, учитывая права детей, а также их родителей, законных опекунов и других лиц, которые юридически за них ответственны.

Рекомендации ориентируют государства ЕС на оказание помощи жертвам и их защите.

1) Поддержка жертв

Этот раздел предлагает создавать приёмные центры или создание и развитие других структур, где бы жертвы торговли людьми могли получить информацию о своих правах, а кроме того, психологическую медицинскую, социальную и административную помощь, чтобы их реинтегрировать в родной стране или в государстве конечной цели, в том числе обеспечить жертвам возможность, например, используя приёмные центры или другие структуры, получить юридическую помощь на своём языке;

2) Юридические действия;

3) Социальные средства для жертв торговли людьми в государствах конечной цели;

4) Право вернуться и реабилитация;

5) Повышение понимания и информация.

В 1997 году ЕК решил выдвинуть борьбу с торговлей людьми, как приоритет во всех общих программах финансирования и развития. Торговля людьми как уголовно-наказуемое преступление была определена во всех в 15 странах-участницах. В Италии, Испании и Голландии выработаны увеличения наказания за такие преступления.

Законодательство стран, являющихся принимающими в отношении торговли людьми, направлено, с одной стороны, на обеспечение правовой базы для уголовного преследования виновных в совершении преступлений, связанных торговлей людьми. С другой - оно обеспечивает предоставление легального статуса жертвам торговли, соблюдение их прав, предусмотренных международным законодательством и защиту их как свидетелей для получения показаний - залога успешного привлечения виновных к ответственности.

Торговля людьми - многогранное и развивающееся явление, растущее и меняющееся наряду с экономической глобализацией и трудовой мобильностью, технологическим прогрессом, бедностью и экономическими и политическими изменениями, культурным взаимодействием и социальным статусом, политической коррупцией. Для эффективной борьбы с ней необходимо создание всесторонней транснациональной стратегии. Прежде всего необходимо предпринять меры, которые бы позволили защитить женщин и детей в “поставляющих” странах и сократить рынок услуг в “принимающих” странах Северной Америки, Азии и Европы. Стратегия  должна включать в себя способы защиты женщин и детей от криминалитета, эффективную систему расследования и привлечения к ответственности за эти преступления, и, в первую очередь, правовое обеспечение жертв этих преступлений, которые остаются за рубежом как нелегальные мигранты без всяких прав.

В Австрии, Бельгии, Италии и Голландии, пострадавшим от торговли людьми женщинам была дана возможность получить разрешение на временное содержание. В 1998 году EK ввёл пакет новых рекомендаций по вопросам вовлечения негосударственных организаций в борьбу с торговлей людьми, а также об оказании поддержки и обеспечении помощи, пострадавшим от торговли людьми. Этот документ содержал показательную ссылку для стран-кандидатов -- указывая на то, что от них желают, чтобы на торговлю людьми они обратили серьезное внимание.

Чтобы бороться с этой проблемой, уголовный Закон Австрии предусматривает уголовную ответственность за торговлю людьми, с целью принудительного занятия проституцией (наказание за такое преступление -- лишение свободы от 6 месяцев до 10 лет).

Существующие международно-правовые документы, запрещающие торговлю людьми, оказали положительное воздействие на формирование зарубежного уголовного законодательства, направленного на борьбу с названными преступлениями. Так, например, швейцарский Уголовный кодекс в ст. 202 «Торговля женщинами и несовершеннолетними» предусматривает ответственность за вербовку, вовлечение или совращение женщин и детей с целью удовлетворения «страсти».

Италия. Италия - одна из немногих стран Европы, которая имеет сформировавшиеся комплексные правовые акты по проблеме торговли людьми. В соответствие с Кодексом о наказаниях, признается преступлением принуждение лица въехать на территорию иностранного государства для занятия там проституцией путем использования насилия, угроз или обмана. Кроме того, на территории страны действует Закон о торговле людьми, направленный на упорядочение действий различных ведомств в сфере борьбы и противодействия торговле, оказания помощи и обеспечения легального статуса жертвам. Он позволяет правоохранительным органам на практике реализовывать заложенное в Проекте Протокола ООН положение о конфискации доходов и имущества торговцев и выплат компенсаций пострадавшим. Закон также распространяет на жертву право свидетеля, а также иные процессуальные права, необходимые для отстаивания своих интересов в суде, и легальный статус временно пребывающего по гуманитарным основаниям.

Чтобы бороться с торговлей людьми, в Италии, 20 февраля 1958 года принимается закон Nr.75 «Правила об отмене проституции и борьбу против использования других лиц с целью проституции”.

Уголовный кодекс предусматривает наказать любого, кто поставит кого-то в положение раба или в аналогичное состояние. В отношении эксплуатации детей и сексуального использования, а также торговлю несовершеннолетними с целью совершить такие преступления, закон 3 августа 1998 года Nr.269 определил: “проституция, порнография и использование сексуального туризма, вредит несовершеннолетним, как новая форма рабства”.

Голландия. Ст. 2503 УК Голландии (Нидерландский кодекс о наказаниях) предусматривает ответственность за торговлю людьми. Его дополняет Инструкция по работе со случаями торговли детьми, дающая нормативное понятие торговца людьми. Важную роль в возможности реализации уголовных норм играет Закон Голландии об иностранцах, который предусматривает возможность получения легального статуса для жертв торговли, а также свидетелей по делу до полного завершения судебного процесса.

В Нидерландах проституция разрешена с января 1998 года, когда она была определена как легальная профессия. Определенный в законодательстве статус даже дает проституткам возможность доступа к системе социальных гарантий. В то же время сутенёрство и поддержка проституции неразрешена.

В 1988 году в Голландии принят закон, дающий право на временное проживание жертвам незаконного вывоза и сексуальной эксплуатации. Такого основания как подозрение уже достаточно для того, чтобы человек получил отсрочку депортации до тех пор, пока не решит, будет ли он свидетельствовать в суде. В 1993 году отсрочка была распространена и на тех, кто, не являясь жертвой незаконного вывоза, готов выступить с показаниями. Во время суда эти люди пользуются всеми социальными гарантиями, получают юридическую, медицинскую и психологическую помощь.

Для привлечения к уголовной ответственности виновных лиц в Голландии было расширено определение проституции, в которое были включены признаки применения насилия или угрозы насилия с целью принуждения к занятию проституцией. В этом отношении Голландия пошла дальше Конвенции 1949 г. О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, в которой не были закреплены такие признаки, как принуждение и насилие. В соответствии с законом, даже при малейшем подозрении на то, что женщина может быть жертвой торговли, высылка из страны приостанавливается и женщине предоставляется 3-х месячный «срок на раздумья», в течение которого она должна решить, будет ли настаивать на обвинении. За это время должны быть проведены следующие мероприятия:

медицинское обследование: для определения возможных физических и/или психологических проблем;

сообщение (заявление): женщине должна быть предоставлена возможность сделать заявление в полицию;

гражданские процессуальные действия (гражданское производство): по желанию потерпевшей ей должен быть предоставлен юрист для консультации о возможности предъявления гражданского иска против преступников.

Если жертва торговли выдвинула обвинение в полиции относительно нарушения статьи 250 Уголовного Кодекса, она имеет право на разрешение на жительство, если его или ее присутствие необходимо для проведения расследования и обвинения (в суде). Вид (разрешение) на жительство дает право жертве торговли оставаться в стране на время проведения расследования, обвинения (преследования), суда и апелляции лица (лиц), подозреваемых в совершении зарегистрированного преступления. Вид на жительство выдается только в том случае, если нет возражения против пребывания иностранца в стране с точки зрения опасности для общественного спокойствия, общественного порядка или национальной безопасности. Отсутствие достаточных средств поддержки (обоснования аргументации) не рассматривается как возражение.

Бельгия. Пострадавшим, обратившимся в специальные организации помощи, предоставляется право на 45-ти дневное пребывание в стране. В течение этого периода они могут решить, будут ли подавать иск против торговцев. Если жертва на это решаются, ей выдается временный вид на жительство минимум на три месяца и временное разрешение на работу. Если показания этого человека важны для судебного разбирательства, он может получить бессрочный вид на жительство и разрешение на работу с максимальным сроком на 12 месяцев, в течение которого он получает выплаты Бельгийской системы социального обеспечения. Закон о незаконных перевозках и торговле людьми от 1995 года усилил механизмы поддержки потерпевших.

В Бельгии также действует Программа помощи жертвам контрабандных перевозок. Ее осуществлением занимаются специализированные организации, которые предоставляют женщинам приют, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и оказывают содействие в поиске работы. Многие девушки посещают школу, где их знакомят с бывшими жертвами для оказания поддержки. Если девушка сотрудничает с органами расследования, она может оставаться в Бельгии. Когда расследование заканчивается, она вправе вернуться домой (при желании она может это сделать на любой стадии расследования) либо остаться в Бельгии, получив статус постоянного жителя.

В Бельгии проституция сама по себе не преступление. Но Антверпен, именно район его порта, стал одним из главных целей торговли женщинами из восточной Европы. Чтобы бороться с торговлей людьми, в Бельгии, 13 апреля 1995 году был принят закон, содержавший условия уголовной ответственности и наказание за торговлю людьми, детскую порнографию и сексуальное использование несовершеннолетних. И уточнение - предусмотрен специальный вид преступления -- торговля людьми и запрещены объявления “секстуризма” и публикация рекламы такого содержания, которая фактически действует как прикрытие торговли женщинами и детьми.

Франция. Закон Франции от 14 января 1933 г., направленный на борьбу с торговлей детьми под видом их усыновления, наказывает в уголовном порядке незаконное перемещение детей, совершенное как частными лицами, так и организациями. Однако в качестве наказания он предусматривает и для первых, и для вторых, без каких-либо различий, тюремное заключение и штраф. Правовое регулирование противодействия торговле людьми

Уголовный кодекс Франции[6] в книге второй содержит раздел 4 «О посягательствах на свободу человека», где в статье 224-1 предусмотрена ответственность за похищение человека в виде 20 лет тюремного заключения. При этом часть третья указанной статьи находит возможным существенное снижение срока наказания при условии добровольного освобождения похищенного преступником в срок до наступления «семи полных суток, исчисляемых со дня фактического захвата».

Статьи 224-2 и 224-3 УК Франции говорят о квалифицированных видах данного деяния, к которым относят преступления, в результате которых потерпевшему причинено увечье; либо он получил хроническое заболевание, вызванное умышленно или ставшее результатом либо условий содержания, либо лишения пищи или ухода, за что предусматривается наказание в виде 30 лет уголовного заключения. Такое же наказание, согласно ч. 1 ст. 224-3 УК, предусмотрено в случае совершения преступления организованной бандой или в отношении нескольких лиц, а «если преступлению предшествовали или его сопровождали пытки или акты жестокости или если оно повлекло смерть потерпевшего», оно наказывается пожизненным уголовным заключением, в соответствии с ч. 2 статьи 224-2 УК Франции. Согласно ч. 3 ст. 224-3 этого же кодекса, возможно снижение срока тюремного заключения до 10 лет в случае добровольного освобождения похищенного в срок до наступления семи полных суток с момента фактического захвата.

Если преступление «совершено для захвата в качестве заложника либо для приготовления или облегчения совершения преступления, либо для содействия бегству или обеспечения безнаказанности исполнителя или соучастника преступления, либо для достижения исполнения какого-либо требования или условия, в частности внесения выкупа», оно наказывается 30 годами тюремного заключения (ст. 224-4 УК Франции). Особым квалифицирующим обстоятельством, согласно ст. 224-5 этого УК, является возраст пострадавшего до 15 лет; за совершение такого преступления должно быть назначено пожизненное тюремное заключение.

Швеция. В 1998 году Швеция признала проституцию насилием против женщин. С 1999 г. «покупка сексуальных услуг» запрещена и наказывается штрафами и/или заключением до шести месяцев тюрьмы. Потребители услуг, предоставляемых проститутками, поставлены с ними на один уровень, вне закона.

Глава 4 «О преступлениях против свободы и общественного спокойствия» Уголовного кодекса Швеции[7] содержит две статьи, предусматривающие ответственность за похищение человека. В ст. содержится основной состав похищения человека и содержания его в неволе (наказание - в виде лишения свободы от одного года до десяти лет). Квалифицирующие обстоятельства, к которым относятся причинение потерпевшему телесных повреждений или вреда здоровью, принуждение потерпевшего к работе или совершение преступления с целью вымогательства, установлены в ст. 1; деяние при их наличии влечет наказание в виде тюремного заключения на срок от 4 до 10 лет или пожизненного тюремного заключения.

Кроме того, с 1 июля 2002 года главой 4, статьей 1а Уголовного кодекса Швеции предусмотрено отдельное наказание за торговлю людьми не только с целью сексуальной эксплуатации, но и других форм, например, для принудительного труда и извлечения органов. Причем наказание следует как за уже совершенное преступление, так и за попытку, планирование либо укрывательство фактов торговли людьми.

ФРГ. Уголовный кодекс ФРГ в § 180 b «Торговля людьми» и § 181 «Тяжкий случай торговли людьми» карает за склонение к занятию проституцией, вербовку с применением насилия, угроз, хитрости, а также связанные с незаконным перемещением потерпевшего через границу, если лицо находилось в стесненном либо беспомощном положении.

УК Германии содержит ряд статей, посвященных торговле людьми. Согласно уголовному закону, статья, преследующая торговлю, включает следующий состав: воздействие ради имущественной выгоды на другое лицо, находящееся в стесненном положении, для склонения этого лица к занятию проституцией или к продолжению этого занятия. Однако законодательство Германии о праве свидетелей содержит положения, ставящие потерпевших в такие условия (невозможность работать, выезжать за пределы определенного населенного пункта и др.), что пострадавшие с неохотой идут на контакт с правоохранительными органами для оказания помощи в расследовании.

К преступлениям против личной свободы относит похищение человека Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии[11], который устанавливает ответственность за данное преступление до десяти лет лишения свободы. К обстоятельствам, отягчающим ответственность при совершении этого преступления, немецкие законодатели относят причинение вреда здоровью и жизни потерпевшего, причинение значительного вреда профессиональному и материальному положению потерпевшего, совершение преступления за вознаграждение. В случаях же похищение несовершеннолетнего или похищения человека с целью вымогательства, если в результате преступной деятельности была причинена смерть потерпевшему, виновному может быть назначено наказание вплоть до пожизненного заключения.

В соответствии с частью 4 статьи 239а УК Германии, право снижения наказания предоставлено судебным органам, «…если исполнитель, отказавшись от достиже-ния своей цели, позволяет жертве вернуться к свое-му окружению. Если этот результат наступает без участия лица, совершившего деяние, то достаточно его настойчивых усилий для достижения результата».

Наказуемым является похищение человека и по Уголовному кодексу Болгарии[14], который устанавливает наказание в виде лишения свободы до шести лет за совершение этого преступления. Отягчающими обстоятельствами при квалификации этого преступления являются: 1) вооруженность виновного; 2) совершение деяния двумя и более лицами; 3) совершение деяния в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста, или беременной женщины; 4) совершение деяния в отношении лица, которое пользуется международной защитой; или 5) в отношении двух и более лиц; 6) совершение деяния лицом, занимающимся охранной деятельностью, служащим организации, осуществляющей охранную или страховую деятель-ность, лицом, действующим по поручению или вы-дающим себя за представителя такой организации, лицом из состава Министерства внутренних дел или представляющимся таковым; 7) с целью перемещения лица за пределы страны; 8) если деяние совершено лицом, которое участвует в организации или группе»; в этих случаях наказание может быть назначено в виде лишения свободы от трех до десяти лет. Если же в результате преступления причинены значительные вредные последствия для потерпевшего, наказание увеличивается до двенадцати лет, а при повторном совершении этого преступления или если в отношении потерпевшего проявлена особая жестокость - до пятнадцати.

Польша. В Польше в новом УК (1998 г.) определены деяния, связанные с торговлей людьми, подлежащие уголовному преследованию. Ст. 204 Кодекса предусматривает ответственность за склонение и перемещение за границу людей с целью занятия проституцией и преследование в отношении лиц, которые с целью получения имущественной выгоды склоняют к занятию проституцией. Закон предусматривает наказание также для тех, кто сам непосредственно не участвует в перемещении, торговле, склонении, однако получает имущественную выгоду от занятия проституцией других лиц

Латвия. 25 апреля 2002 года Сейм Латвии принял изменения в уголовном Законе. Он был дополнен статьями 154.1. и 154. 2., что определяет понятие торговли людьми и обусловливает ответственность за упомянутые действия. Никогда раньше законодательство Латвии не сталкивалось с упомянутой проблемой и необходимостью определить ответственность за соответствующие действия.

Уголовный Закон предусматривает ответственность и санкции за торговлю людьми, обуславливая намного более тяжелую ответственность, если торговля людьми совершена в отношении несовершеннолетних или группой лиц по предварительному сговору, но самая тяжелая ответственность предусмотрена, если преступление вызвало тяжелые последствия или это сделала организованная группа.

В законодательстве Латвии предусмотрено наказание тем, кто вовлечен в торговлю людьми. Уголовная ответственность за отправку заграницу для сексуального использования, притом с согласия жертвы, достаточно серьезное преступление, за это грозит лишение свободы до четырех лет. Если это сделано с целью наживы, или были посланы несовершеннолетние, тогда  до 10 лет с конфискацией имущества или без неё. Если преступление совершено организованной группой или против малолетнего, ребенка в возрасте до 14 лет, тогда торговцам живого товара грозит «тюремное заключение от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества». Под понятием “отправка заграницу” понимается любое действие, способствующее легальному или нелегальному въезду или выезду из государства, транзиту или пребывания заграницей.

152 и 153 статьи Уголовного Закона предусматривают уголовную ответственность за незаконное лишение свободы и похищение человека.

153-я статья УЗ регулирует похищение лица, что может проявиться как активным действием (используя насилие и угрозы), так и с обманом. В данном случае можно увидеть сходство между похищением лица, как оно определено в УЗ, и торговля людьми, как она определена в Протоколе, объективную сторону состава преступления «похищение лица» составляет особый мотив, который в свете торговли людьми был бы корыстолюбием.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.