РУБРИКИ

Противодействие торговле людьми

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Противодействие торговле людьми

Следующая норма УЗ, которая частично совпадает с торговлей людьми, - статьи 165.1 1652 и 165-я регулируют сутенёрство, Статья 1651 регулирует ответственность за направление лица для сексуального использования (транснациональное сутенёрство), Статья 165.2 даёт понятие «направление», «посылка» -- любое распоряжение, способствующее легальному или нелегальному выезду из государства или въезд, транзит или пребывание за границей. В этой диспозиции отражен процесс торговли людьми во всех его звеньях -- вербовка, транзит, конечный пункт. Однако недостаток этой нормы заключается в том, что она выступает как дополнение к определению сутенёрства, что может относиться только к торговле людьми с целью сексуального использования, не охватывая торговлю людьми, например, для нелегальной адоптации, трансплантации органов или экономического рабства.

Уголовный кодекс Латвийской Республики[12] в главе XV - Преступные деяния против свободы, чести и достоинства лица содержит статью 153 «Похищение человека», которая предусматривает уголовную ответственность за «Захват лица с использованием насилия, угроз или обмана (похищение лица) с целью мести, из корысти или с целью шантажа», наказываемый лишением свободы до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. При совершении преступления повторно, ответственность повышается до 12 лет лишения свободы, а если преступление повлекло тяжкие последствия - до 15.

Литва. Литва была первым из государств Балтии, которое в 2 июле 1998 года приняла законы, предусматривавшие уголовную ответственность за торговлю людьми. Преступнику грозит от четырех до восьми лет тюремного заключения.

Эстония. Уголовный кодекс Эстонии содержит статью 1243. Незаконное лишение свободы - (1) Незаконное лишение человека свободы - наказывается штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до одного года.

(2) То же деяние, соединенное с применением опасного для жизни или здоровья насилия, - наказывается штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет.

США.

Необходимо отметить, что почти все страны мира имеют законодательство, предусматривающее уголовное преследование нелегального вывоза людей за границу в целях сексуальной эксплуатации. Оно, как правило, включает наказание за сводничество; за сводничество, сопряженное с насилием, и торговлю людьми. Проблема торговли людьми серьезно стоит перед США. Как отметил Государственный секретарь США Колин Л. Пауэлл, «торговля людьми не оставляет незатронутой ни одну страну, включая нашу собственную». Соединенные Штаты служат, главным образом, страной назначения: люди из других стран незаконно переправляются сюда.

«Общим» федеральным законом по торговле людьми в Соединенных Штатах является Закон о белом рабстве (Mann Act/White Slave Act 19 U.S. Code 2421). Закон применяется к любому (совершеннолетнему или несовершеннолетнему), кто сознательно перемещает другое лицо через границу штата или государства с целью вовлечения в проституцию или совершение иных правонарушений сексуального характера. Проститутка в данном случае является жертвой, и ее согласие не смягчает вину. Наказывается такое деяние лишением свободы на срок до 10 лет.

Федеральный закон США № 106-386 «О защите жертв насилия и подпольной торговли людьми», впервые представленный членом нижней Палаты Конгресса Кристофером Смитом в ноябре 1999 г., был принят Палатой представителей и Сенатом 11 октября 2000 г. В первоначальный вариант законопроекта было внесено четыре дополнительных главы. Наиболее важная касается насилия над женщинами и предусматривает выдачу пособий и порядок оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия в США. Новый закон продляет действие отдельных программ для оказания содействия работникам правоохранительных органов, социальным работникам и прочим, работающим с преступлениями сексуального характера и домашним насилием.

Ключевые положения закона «О защите жертв насилия и подпольной торговли людьми» предусматривают следующее:

Внесение изменений в УК США, которые позволят фонды, формируемые из средств, полученных от реализации арестованного и конфискованного имущества, тратить на нужды жертв.

Внесение изменений в УК США, увеличивающих максимальный срок лишения свободы до 20 лет с возможностью назначения пожизненного заключения для случаев торговли, закончившихся смертью жертвы, или усугубленных похищением, сопряженным с сексуальным насилием или покушением на убийство.

Внесение изменений в УК США, запрещающих и преследующих ввоз для передачи в рабство, кабалу или рабоподобные условия; секс-торговлю детьми, сопряженную с насилием, обманом или принуждением; незаконное владение или уничтожение идентификационных или иммиграционных документов другого лица в процессе совершения преступления.

Внесение изменений в Закон о лоббировании и коррупции (the Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act (RICO)), добавив в предусмотренный им список преступлений, связанных с торговлей людьми.

Обязать осужденных перевозчиков обеспечить полную реституцию своим жертвам.

Обязать Федеральную Комиссию по приговорам (the U.S. Sentencing Commission) контролировать и изменять основные положения приговора для обеспечения соответствия наказания совершенному преступлению.

Внести изменения в Закон об иммиграции и натурализации (the Immigration and Naturalization Act), учреждающие новый вид неиммиграционной визы - Т-визу - для жертв торговли и их семей.

Разрешить в определенных случаях Министру юстиции приравнивать статус владельца Т-визы к статусу резидента.

Обязать Министра юстиции оказывать в пределах США помощь жертвам торговли вне зависимости от их иммиграционного статуса.

Разрешить Министру юстиции выдавать штатам, территориям, владениям, индейским племенам и неправительственным организациям субсидии на развитие или на расширение и поддержку программ оказания помощи жертвам торговли людьми.

Разрешить Министру юстиции отказывать по основаниям недопустимости для жертв торговли.

Обязать Госсекретаря представлять Конгрессу ежегодные отчеты по проблеме торговли людьми.

Разрешить Президенту применение экономических санкций в соответствии с Международным актом о чрезвычайных экономических полномочиях ( the International Emergency Economic Powers Act), включая заморозку активов, расположенных на территории США.

Потребовать от Госсекретаря /AID Администратора учредить и обеспечить существование в зарубежных странах программ по безопасности интеграции, реинтеграции и переселения жертв торговли и их детей.

Гарантировать, что представительства США за рубежом будут проводить исследования и информировать о торговле людьми, наладят контакты с местными неправительственным организациями, изучающими проблему. Тем странам, которые не в состоянии исследовать и/или предпринимать действия против перевозчиков на своей территории, будет отказано в предоставления правовой помощи по уголовным делам «на основании противоречия государственным интересам США».

Уполномочить Министра здравоохранения и социальной защиты обеспечить предоставление помощи жертвам торговли и их детям на территории США, а Президента - обеспечить программы помощи жертвам торговли и их детям за границей.

 Закон США № 106-386 обязал Государственный департамент ежегодно готовить доклад о торговле людьми с оценкой усилий правительств по всему миру по выполнению минимальных стандартов борьбы с торговлей людьми. Этот доклад документально иллюстрирует транснациональные и внутринациональные формы торговли людьми. Статья 105(d)(2) закона предусматривает обязательную оценку прогресса, достигнутого Соединенными Штатами в области предотвращения торговли людьми, судебного преследования и оказания помощи потерпевшим. «Оценка» характеризует действия законодательной и исполнительной власти по улучшению защиты и помощи, предоставляемых в США потерпевшим, незаконно переправленным в страну, усилению успешных расследований и судебных преследований виновных, укреплению международной деятельности по борьбе с торговлей людьми. В документе также предлагаются возможные меры, которые может предпринять правительство США для усиления деятельности по борьбе с торговлей людьми.

В основе усилий правительства США по борьбе с торговлей людьми лежит принцип охраны прав человека: жертвы торговли людьми и условий, близких к рабству, должны быть защищены от дальнейших травм. Правительство должно обеспечивать таким жертвам эффективный доступ к правосудию по их усмотрению и доступ к убежищу, медицинскому обслуживанию, юридической помощи, социально-психологическим консультациям, а также содействие их возвращению в родные места или переезду на новое место, где они могли бы восстановить свои силы и вернуться к нормальной жизни. Такой подход обеспечивает тщательный баланс между потребностями государства в обеспечении безопасности и потребностью общества в восстановлении прав человека применительно к жертве. В 2000 г. в США принят Закон о защите жертв торговли людьми (Trafficking Victims Protection Act of 2000). Соединенные Штаты запрещают все формы торговли людьми по уголовным законам, принятым или усиленным в соответствии с Законом 2000 года о защите жертв торговли людьми, который предписывает наказания в виде лишения свободы на срок до 20 лет - наказания достаточно жесткие и соизмеримые с наказаниями за другие серьезные преступления.

В 2006 финансовом году Отдел гражданских прав Министерства юстиции и прокуратуры США возбудили 168 уголовных дел, предъявили обвинения 111 лицам и добились 98 обвинительных приговоров (в том числе по делам, возбужденным в предыдущие финансовые годы). Согласно Закону о защите жертв торговли людьми, торговцы людьми могут приговариваться к лишению свободы на срок до 20 лет. Средний срок лишения свободы за преступления, связанные с торговлей людьми, в 2005 финансовом году составил 8,5 года (с учетом подсудимых, которые были осуждены в другие финансовые годы).

Федеральное бюро расследований и Уголовный отдел Министерства юстиции продолжали борьбу с эксплуатацией детей в целях проституции в Соединенных Штатах по линии общенациональной инициативы "Инносенс лост". В 2006 финансовом году эта инициатива позволила провести 103 открытых расследования, 157 арестов, предъявить 76 обвинений и вынести 43 приговора.

Органы власти в штатах и на местах также прилагали значительные правоохранительные усилия против торговли людьми. К концу 2006 года 27 штатов приняли законы об уголовной ответственности за торговлю людьми. Министерство юстиции и Министерство здравоохранения и социальных служб продолжают увеличивать число оперативных групп по борьбе с торговлей людьми, коалиций и мероприятий по взаимодействию с общественностью по всем Соединенным Штатам. Министерство юстиции по состоянию на конец 2006 финансового года финансировало 42 оперативные группы, по сравнению с 32 в 2005 финансовом году. Эти специальные группы объединяют правоохранительные органы штатов, местного уровня и федерального звена с партнерами из неправительственных организаций.

В 2006 году Отдел заработной платы Министерства труда начал осваивать ресурсы, помогающие следователям выявлять потенциальные проблемы торговли людьми, и начал включать вопросы торговли людьми в свои учебные планы по подготовке следователей. За прошедший год сотрудники отдела приняли участие более чем в 30 местных межведомственных специальных группах по борьбе с торговлей людьми.

Правительство США в течение года продолжало активно оказывать услуги по защите жертв. По состоянию на март 2007 года, Министерство здравоохранения и социальных служб подтвердило статус жертв торговли людьми 1175 человек из 77 стран с тех пор, как в октябре 2000 года был подписан Закон о защите жертв торговли людьми. В 2006 финансовом году министерство подтвердило этот статус 234 иностранным жертвам торговли людьми из многих стран. Подтверждение статуса позволяет жертвам торговли людьми получать доступ к услугам и пособиям, сопоставимым с помощью, которую США оказывают беженцам.

В апреле 2006 года Министерство здравоохранения и социальных служб учредило Контракт об услугах в расчете на одного человека с целью оказания услуг жертвам торговли людьми "в любое время, в любом месте". По состоянию на март 2007 года, контракт привлек 93 учреждения социального обслуживания к заботе о жертвах по всей стране.

В 2006 финансовом году Министерство внутренней безопасности выдало 192 визы категории «Т» иностранным жертвам торговли людьми, обнаруженным в Соединенных Штатах, И 10 виз категории «Т» их ближайшим родственникам. Категория «Т» - это специальная визовая категория, введенная в соответствии с Законом о защите жертв торговли людьми. В совокупности по 2006 финансовый год включительно Министерство внутренней безопасности выдало 729 виз жертвам торговли людьми и еще 645 виз категории «Т» их родственникам.

В рамках помощи, оказываемой по Закону о защите жертв торговли людьми, Бюро Госдепартамента по делам народонаселения, беженцев и миграции финансирует программу возвращения, реинтеграции и воссоединения семей жертв торговли людьми. С момента начала в 2005 году по апрель 2007 года программа помогла в общей сложности 67 лицам из 22 стран. Из числа тех, кому была оказана помощь, 5 жертв торговли людьми предпочли вернуться в свои страны происхождения, а 62 родственника воссоединились с жертвами торговли людьми в Соединенных Штатах.

Профилактические мероприятия последовательно проводились в течение всего года, причем Министерство здравоохранения и социальных служб продолжало финансировать просветительскую кампанию "Спасти и восстановить" и Национальный центр ресурсов для борьбы с торговлей людьми с информационной горячей линией, которая приняла более 4000 звонков с февраля 2004 года, когда она начала работать. В ноябре 2006 года генеральный инспектор Министерства обороны завершил и опубликовал ведомственную оценку усилий Минобороны по предотвращению торговли людьми. В общей оценке сделан вывод, что Минобороны добилось значительного прогресса в реализации комплексной программы.

СТРАНЫ СНГ

Российская Федерация. Российская Федерация в декабре 2003г. также установила ответственность за торговлю людьми (ст. 127-1 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 127-2 УК РФ). Под торговлей людьми в ст. 127-1 УК РФ понимается «купля-продажа человека либо его перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации. В примечании 2 к этой статье эксплуатация определяется как «использование занятия проституцией другими лицами или иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние. В 2003 г. также была предпринята попытка разработки Закона по борьбе с торговлей людьми. За основу российского Закона был принят американский Trafficking Victims Protection Act of 2000, содержащий в общих чертах положения, позволившие разработчикам российского закона соотнести создание собственного закона с характером и тенденциями развития организованной преступности в России.

В Преамбуле к Закону были определены в соответствии с международными правовыми нормами виды преступлений, классифицируемые как торговля людьми. Характерными чертами данного закона, в отличие от традиционного российского законодательства являются программность, комплексность, прецедентность. В нем, по сути, содержатся нормы, относимые в различным отраслям права: процессуальному, иммиграционному, административному и другим, содержится целая система дефиниций, определяющих практически любое понятие, относящееся к торговле людьми.

Украина. 24 марта 1998 г. Уголовный кодекс Украины был дополнен статьей “Торговля людьми”(ст.1241), непосредственно направленную на предотвращение торговли людьми. Она определяет это действие как «открытое или тайное завладение человеком, связанное с законным или незаконным перемещением по согласию, или без согласия данного лица через государственную границу Украины, или без такового, для дальнейшей продажи, или иной оплаченной передачи с целью сексуальной эксплуатации, использования в порнобизнесе, вовлечения в преступную деятельность или долговую кабалу, усыновления в коммерческих целях, использования в вооруженных конфликтах, эксплуатации труда».

25 сентября 1999 г. Кабинетом министров Украины была утверждена Программа по предупреждению незаконных перевозок и торговли женщинами и детьми. Программа финансируется из государственного бюджета, а контроль за ее выполнением возложен на Государственный Комитет по вопросам семьи и молодежи. Программа включает:

приведение украинского законодательства в сфере прав женщин в соответствие со стандартами международного права;

ознакомление с международным опытом по борьбе с торговлей женщинами;

создание базы данных о соответствующих лицах и организациях, вовлеченных в торговлю и распространение проституции;

усиление контроля за деятельностью организаций, которым выданы лицензии на посредническую деятельность по устройству украинских женщин на работу за границей;

создание реабилитационно-кризисных центров и приютов для жертв насилия и торговли людьми;

создание консультационных пунктов по социально-правовым вопросам при отделах социального обеспечения;

создание «горячих линий» и «телефонов доверия» для жертв насилия и торговли людьми;

проведение тренингов (в форме семинаров и предоставления информации в СМИ).

В рамках правоохранительной системы Украины было создано три специальных отдела региональных управлений МВД, куда потерпевшие могут подавать свои жалобы (в Киеве, Луганске и Донецке). Планируется создание подобных отделов в других регионах. Программа настоятельно рекомендует активно сотрудничать с МВД, правоохранительными органами и Интерполом, дипломатическими и правоохранительными агентствами иностранных государств.

Консульские отделы посольств Украины попросили оказать всевозможную поддержку в оказании помощи потерпевши в возвращении домой, включая оплату стоимости проезда для потерпевших, не имеющих денег, и быстрой выдачи документов тем, у кого торговцы забрали паспорта.

Беларусь. Новый УК Белоруссии (от 9 июля 1999 г.) разделяет торговлю людьми, похищение и вербовку для эксплуатации. Под торговлей понимаются «действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в отношении зависимого лица в форме его передачи или завладения им» (ст.181 УК). Похищение человека определяется как «тайное, открытое, путем обмана или соединенное с насилием противоправное завладение лицом» (ст.182 УК). Вербовку в целях «сексуальной или иной эксплуатации путем обмана» (ст.187 УК) можно определить как набор по найму людей за определенное материальное вознаграждение.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь содержит ст. 181. Торговля людьми 1. Действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в отношении зависимого лица в форме его передачи или завладения им (торговля людьми), - наказываются арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

2. Те же действия, совершенные:

1) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

2) в отношении двух или более лиц;

3) в целях сексуальной или иной эксплуатации;

4) с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации;

5) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

6) должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего либо причинение тяжких телесных повреждений, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

В УК содержится Статья 182. Похищение человека - 1. Тайное, открытое, путем обмана или соединенное с насилием противоправное завладение лицом при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 291 настоящего Кодекса, (похищение человека) - наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

2. То же действие, совершенное:

1) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

2) в отношении двух или более лиц;

3) из корыстных побуждений;

4) в целях сексуальной или иной эксплуатации;

5) с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации;

6) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

7) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо сопровождавшееся мучениями или истязанием, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего либо причинение тяжких телесных повреждений, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Молдова. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18.04.2002 г. № 985-XV содержит статью 164. Похищение человека - (1) Похищение человека наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

(2) То же действие, совершенное:

а) повторно;

b) в отношении двух или более лиц;

с) в отношении беременной женщины;

d) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

е) двумя или более лицами;

f) из корыстных побуждений;

g) с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия, наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет без наложения штрафа или с наложением штрафа в размере от 500 до 1000 условных единиц.

(3) Действия, предусмотренные частями (1) или (2):

а) совершенные организованной преступной группой или преступной организацией;

b) повлекшие по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью либо смерть потерпевшего, наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет без наложения штрафа или с наложением штрафа в размере от 800 до 1500 условных единиц.

В УК содержится отдельная Статья 165. Торговля людьми - (1) Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение лица в целях коммерческой или некоммерческой сексуальной эксплуатации, эксплуатации принудительного труда или услуг, эксплуатации в рабстве или условиях, сходных с рабством, использования в вооруженных конфликтах или в преступной деятельности, изъятия органов или тканей для трансплантации, совершенные путем:

а) угрозы применения или применения физического или психического насилия, не опасного для жизни и здоровья лица, в том числе путем похищения, изъятия документов и удержания лица в подневольном состоянии с целью погашения установленного в неразумных пределах долга;

b) обмана;

с) злоупотребления уязвимостью положения или злоупотребления властью, дачи или принятия платежей либо выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо, наказываются лишением свободы на срок от 7 до 15 лет.

(2) Те же действия, совершенные:

а) повторно;

b) в отношении двух или более лиц;

с) в отношении беременной женщины;

d) двумя или более лицами;

e) с применением насилия, опасного для жизни, физического или психического здоровья лица;

f) с применением пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с целью подчинения лица либо с изнасилованием, использованием физической зависимости, оружия, угрозы сообщения конфиденциальной информации семье или другим лицам, а также других средств, наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

(3) Действия, предусмотренные частями (1) или (2):

а) совершенные организованной преступной группой или преступной организацией;

b) повлекшие тяжкое телесное повреждение или психическое расстройство либо смерть лица, наказываются лишением свободы на срок от 15 до 25 лет или пожизненным заключением.

УК содержит также статью 167. Рабство и условия, сходные с рабством - Поставление или удержание лица в условиях, когда другое лицо владеет им, либо воздействие на лицо с использованием обмана, принуждения, насилия или угрозы насилием с целью вступления в сожительство или в брак либо удержания в сожительстве или в браке наказываются наложением штрафа в размере от 200 до 600 условных единиц или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением или без лишения в обоих случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Грузия. Уголовный кодекс Грузии от 22 июля 1999 года, № 2287-ВС. Содержит специальную статью 172. Торговля несовершеннолетними - 1. Купля несовершеннолетнего или совершение иных незаконных сделок в отношении него с целью усыновления (удочерения) наказываются исправительными работами на срок до одного года или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Купля или продажа несовершеннолетнего либо совершение иных незаконных сделок в отношении него - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные:

а) неоднократно;

б) в отношении двух или более несовершеннолетних;

в) группой лиц;

г) с использованием служебного положения;

д) с целью незаконного вывоза за границу;

е) с целью вовлечения в преступные или иные антиобщественные деяния;

ж) с целью пересадки или иного применения органов, частей органов или тканей тела потерпевшего, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть несовершеннолетнего или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Азербайджан. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики содержит специальную статью 106. Рабство - 106.1. Рабство, то есть полное или частичное осуществление в отношении человека правомочий, присущих праву собственности, -- наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

106.2. Те же деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего или с целью перемещения лица в иностранное государство, -- наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

106.3. Работорговля, то есть содержание лица с целью превращения в невольника, или использования в качестве невольника, его продажи или обмена, распоряжение им, а также любое деяние, связанное с работорговлей или перевозкой невольников, а равно рабство на сексуальной основе или посягательство на половую свободу на основе рабства, -- наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

В УК содержится статья 110. Насильственное удерживание человека - Задержание, арест или похищение лица с целью лишения законной защиты на длительный срок по заданию, поддержке или с согласия государства либо политической организации и последующее отрицание факта лишения свободы лица или отказ от сообщения сведений о его участи либо местонахождении, -- наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет либо пожизненным лишением свободы.

В соответствии со статьёй 144. Похищение человека - 144.1. Похищение человека --

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

144.2. То же деяние, совершенное:

144.2.1. в отношении двух или более лиц;

144.2.2. в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

144.2.3. группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией);

144.2.4. с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего;

144.2.5. с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

144.2.6. из корыстных побуждений или по найму, --

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

144.3. Деяния, предусмотренные статьями 144.1 и 144.2 настоящего Кодекса, если они совершены в отношении несовершеннолетнего либо повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, -- наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

УК содержит отдельную статью 173. Торговля несовершеннолетними - 173.1. Купля-продажа несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им -- наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

173.2. Те же деяния, совершенные:

173.2.1. неоднократно;

173.2.2. в отношении двух или более несовершеннолетних;

173.2.3. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

173.2.4. виновным лицом с использованием своего служебного положения;

173.2.5. с незаконным вывозом несовершеннолетнего за пределы Азербайджанской Республики либо незаконным возвращением его на территорию Азербайджанской Республики;

173.2.6. в целях использования органов или тканей несовершеннолетнего, --

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

173.3. Деяния, предусмотренные статьями 173.1 и 173.2 настоящего Кодекса, повлекшие по неосторожности смерть несовершеннолетнего или иные тяжкие последствия, -- наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

СТРАНЫ ВОСТОКА

КНР. В КНР соответствующие статьи УК (1997 г.) по противодействию торговле людьми направлены, прежде всего, на пресечение деятельности по торговле женщинами и детьми внутри страны. При этом в законе отсутствует норма, которая бы наказывала выгодоприобретателя. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики[9] устанавливает ответственность за похищение человека в статье 239: «Похищение человека с целью вымогательства у него имущества или захват его в качестве заложника - наказываются лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом или конфискацией имущества; те же действия, приведшие к смерти похищенного или сопровождающиеся его убийством, - наказываются смертной казнью и конфискацией имущества. Похищение младенца с целью вымогательства имущества - наказывается в соответствии с частью первой настоящей статьи».

Статья 240 УК КНР предусматривает наказание вплоть до смертной казни за похищение человека с целью его продажи. К квалифицирующим признакам этого преступления законодатель относит: 1) руководство группой, занимающейся похище-нием женщин и детей на продажу; 2) похищение на продажу женщин и детей в количестве более 3 человек; 3) надругательство над женщиной, похищенной на продажу; 4) принуждение похищенной на продажу жен-щины угрозами или уговорами к занятиям проститу-цией или продажа ее третьему лицу, принуждающе-му ее к занятиям проституцией; 5) захват женщины или ребенка путем угроз насилия или с применением одурманивающих (нарко-тических) веществ с целью их продажи; 6) похищение младенца на продажу; 7) причинение травмы или совершение действий, приведших к смерти похищенных на продажу жен-щины, ребенка или их родственников, или к иным тяж-ким последствиям; 8) продажа женщины или ребенка за границу.

В примечании к статье китайский законодатель расшифровывает термин «похищение на продажу», под которым он понимает любые действия, связанные с завладением потерпевшим, в том числе и посредничество при этом.

Ст.241 предусматривает ответственность за покупку похищенных в целях продажи женщины или ребенка.

Турция. Ответственности за похищение человека посвящена отдельная глава Уголовного кодекса Турции[10], в который, например, детально регулируются вопросы ответственности за похищение женщины «под влиянием страсти или с целью женитьбы». Законодатель устанавливает наказание в виде тяжкого заключения на срок до десяти лет. Смягчающим обстоятельством признается согласие потерпевшей («Если лицо … было похищено без использования силы, принуждения, угрозы или обмана и с собственного согласия, под влиянием чувства страсти или с целью женитьбы»), ответственность в этом случае снижается до срока тяжкого заключения от трех месяцев до трех лет (ст.430 УК). Значительно понижают сроки возможного наказания и отказ преступника от исполнения своего преступного замысла и возвращение потерпевшей семье.

Таиланд. Уголовный кодекс Таиланда[13] относит похищение человека к преступлениям против свободы и репутации. Статья 313 говорит об ответственности за похищение человека, совершенное с целью получения выкупа, и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 15 до 20 лет и штрафа или пожизненного тюремного заключения, или смертной казни. Если преступление приводит к физическим увечьям похищенного, или оно совершается с применением пыток, то виновный должен быть приговорен к пожизненному тюремному заключению или смертной казни.

Соучастнику преступления, в соответствии со статьей 314 УК Таиланда, должно быть назначено такое же наказание, как и его исполнителю, а посреднику или укрывателю, по статье 315 - тюремное заключение от 15 до 20 лет и штраф или пожизненное тюремное заключение.

Статья 316 УК Таиланда предусматривает снижение наказания не более чем наполовину в случае, если «лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьями 313, 314 или 315, помогает похищенному, удерживаемому или содержащемуся под стражей человеку освободиться до вынесения пригово-ра суда первой инстанции без причинения ему серьез-ных физических увечий или без создания неминуемой угрозы для его жизни».

Статьи 317-318 УК Таиланда определяют уголовную ответственность при совершении похищения ребенка с целью получения выкупа либо продажи, а статья 319 УК в своей второй части - за вторичную преступную деятельность при похищении человека и торговле людьми: «Любой, кто незаконно покупает, использует или принимает похищенного, должен быть приговорен к такому же наказанию, как и похититель».

Обзор и анализ основных направлений в профилактировании данного явления показывает, что принимаемые на национальном уровне меры все чаще сочетают в себе профилактику, судебное преследование и защиту. Это находит отражение в реформе законодательства; в национальных стратегиях борьбы с торговлей людьми и эксплуатацией в целях проституции; в исследованиях масштабов торговли людьми; институциональных механизмах координации усилий по борьбе с торговлей людьми; и мерах по защите жертв такой торговли.

Более 50 стран заявили о том, что они либо внесли поправки в свое законодательство, либо приступили к проведению законодательных реформ в целях борьбы с торговлей людьми и эксплуатацией в целях проституции. К примеру, ряд государств, таких, как Болгария, Доминиканская Республика, Кипр, Новая Зеландия и Швеция, привели свое законодательство в соответствие с положениями Палермского протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и других международных и региональных документов по правам человека. Новое законодательство Швеции о торговле людьми выходит за рамки определения, содержащегося в Палермском протоколе, и в пределах своих границ распространяет уголовную ответственность за торговлю людьми.

На уровне отдельных стран ужесточаются меры наказания правонарушителей, обеспечения зашиты и проведения реабилитации, совершенствуются механизмы расследований. Так, в 2003 году Кыргызстан внес в свой уголовный кодекс поправки, предусматривающие наказание за торговлю людьми в виде тюремного заключения сроком до 20 лет и/или конфискацию имущества. Аналогичные меры приняты в Алжире, Дании, Исландии, Республике Корея и Соединенном Королевстве.

В Дании в 2002 году в законодательном порядке были расширены возможности следствия в отношении нарушения конфиденциальности каналов связи. В Греции в соответствии с указом президента 233/2003 лица, пострадавшие от проституции, торговли людьми или рабства, сейчас имеют право на жилье, питание, уход, психологическую поддержку, юридическую помощь и профессиональную подготовку. О принятии аналогичных мер сообщают Австралия и Соединенные Штаты.

Во многих странах усиливаются меры защиты жертв и свидетелей. В частности, в Болгарии гарантируется анонимность в ходе судебных разбирательств; в Польше жертвам и свидетелям разрешается давать показания в отсутствие ответчиков в зале суда; а в Германии, Испании, Италии, Канаде, Польше и Соединенных Штатах жертвам торговли людьми представляются виды на временное или постоянное жительство. Хотя страны могут ставить предоставление видов на жительство в зависимость от готовности жертв сотрудничать со следственными органами, в некоторых государствах жертвы торговли людьми могут обращаться за получением вида на жительство на основаниях, связанных с обеспечением защиты, как это имеет место в Италии, по гуманитарным соображениям, и в надежде на сострадание. Либо в качестве беженцев без обязательства сообщать об этом преступлении полиции.

В своем законодательстве страны придерживаются различных подходов к борьбе против эксплуатации женщин в целях проституции: например, в Нидерландах в октябре 2002 года проституция была легализована, в то время как в Швеции платное пользование сексуальными услугами с января 1999 года стало незаконным. Многие государства-члены особое внимание в рамках законодательства уделяют вопросам ликвидации сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и их использования в целях проституции. Некоторые государства приняли или пересмотрели законодательство в целях борьбы с детским секс-туризмом, в том числе Колумбия и Соединенные Штаты, и детской порнографией.

Двенадцать государств-членов сообщают о принятии национальных планов действий или стратегий в отношении борьбы с торговлей людьми, а четыре государства-члены сообщают о планах действий по борьбе с сексуальной эксплуатацией женщин, включая эксплуатацию в целях проституции. В плане Дании главное внимание уделяется предотвращению торговли людьми и поддержке лиц, ставших жертвами торговли людьми и проституции.

Ряд государств сообщает о сборе данных и проведении исследований в целях содействия получению соответствующих откликов, а финансирование этой деятельности осуществлялось рядом стран-доноров. В частности, Служба пограничной охраны Польши с 2000 года собирает данные, имеющие отношение к торговле людьми, включая лиц, находящихся под арестом, и подозреваемых, подвергнутых задержанию; к возбуждению и завершению предварительного производства; и к результатам судебного разбирательства.

Национальная комиссия по правам человека в Индии изучила мнения государственных чиновников, занимающихся вопросами торговли людьми, в 11 штатах. Как следствие, в 21 штаге были назначены координаторы, которые рассматривают вопросы торговли людьми в разрезе прав человека. В 2004 году правительство Германии опубликовало результаты исследования по вопросу о том, почему сокращается количество судебных разбирательств по делам о торговле людьми, в то время как количество ее жертв не уменьшается.

Среди существующих важнейших проблем в развитии механизмов социального контроля над исследуемой сферой выделяются следующие:

Зачастую торговля людьми и другие виды сексуального насилия, рассматриваемые как социальные проблемы, пользуются меньшим вниманием, нежели другие виды насильственных преступлений.

В рамках многих стратегий борьбы с торговлей людьми основной упор делается на использовании средств уголовного правосудия и игнорируются гендерные факторы и права человека. Принимаемые меры носят фрагментарный и изолированный характер и не являются составной частью комплексной стратегии, охватывающей вопросы профилактики, судебного преследования и защиты.

Ощущается необходимость в повышении качества данных и расширении исследований: некоторые государства-члены, включая Кыргызстан и Литву, указывают на отсутствие статистических данных, дезагрегированных по половому признаку. Другие, в частности Кипр, считают, что одним из препятствий является нежелание пострадавших женщин сообщать о случаях торговли людьми и эксплуатации и обращаться за поддержкой и помощью.

Несмотря на то, что в большинстве стран за преступления, связанные с торговлей людьми и эксплуатацией в целях проституции предусматривается уголовное наказание, в законодательстве многих стран по-прежнему есть лакуны, которые препятствуют обеспечению зашиты и судебному преследованию. В законодательстве не всегда четко определяется статус жертв торговли людьми: эти жертвы нередко не защищены от судебного преследования за незаконную миграцию или нарушение трудового законодательства, впрочем как и лица, чьи права человека оказались нарушенными и которые нуждаются в защите и поддержке.

Некоторые государства-члены указывают на отсутствие у них средств борьбы с разветвленными преступными объединениями, контролирующими торговлю людьми, в то время как другие отмечают неэффективность односторонних мер.

Одна из наиболее серьезных проблем заключается в том, чтобы увязать борьбу с торговлей людьми с комплексной политикой и проектами по расширению экономических прав и возможностей женщин. Хотя в некоторых государствах одной из коренных причин торговли людьми считается нищета, количество программ смягчения остроты проблемы нищеты среди женщин незначительно. Меры, принимаемые для поощрения безопасной миграции, носят неадекватный характер, и во многих странах женщины имеют нереалистичное представление об иностранных рынках труда и возможностях трудоустройства. Для того, чтобы борьба с торговлей людьми принесла успешные результаты, государствам следует внедрять и активно осуществлять всеобъемлющие междисциплинарные стратегии, учитывающие гендерные факторы.

Рекомендуемые дальнейшие стратегические направления в создании комплексных целевых мер социального контроля над торговлей людьми должны предусматривать:

принятие и неукоснительное соблюдение законодательства о борьбе с торговлей людьми в соответствии с международными документами, участниками которых являются те или иные государства, дальнейшая ратификация существующих международных соглашений и координация усилий государств в рамках региональных, субрегиональных и двусторонних соглашений;

осуществление директивных мер, направленных на предотвращение торговли людьми, наказание правонарушителей и защиту пострадавших лиц;

наличие комплекса эффективных мер защиты жертв от судебного преследования за незаконную миграцию и предоставления им возможности вырваться из замкнутого круга преследований и гонений.

обеспечение целенаправленной подготовки сотрудников пограничной службы и правоохранительных органов для получения эффективных навыков признания жертв незаконной торговли и оказания им помощи.

сокращение спроса на услуги проституток и обеспечение судебного преследования и наказания лиц, эксплуатирующих проституток.

создание единого информационного поля как системного комплексного механизма обмена сведений о передовом опыте в профилактировании явления торговли людьми и рабством стран происхождения, транзита и назначения.

четкое двустороннее взаимодействие сотрудников судебных и правоохранительных органов, миграционных ведомств, НПО, организаций гражданского общества и научных учреждений в вопросах практики и применения комплексного междисциплинарного национального подхода к проблеме торговли людьми.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Провозгласив в Конституции принцип примата международного права, Республика Узбекистан присоединилась ко многим международным договорам, направленным на закрепление и защиту прав различных категорий граждан (женщин, детей, инвалидов) и приняла на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека.

Активизация экономического сотрудничества Узбекистана во внешнеэкономической и внешнеполитической сфере, налаживание взаимовыгодных партнёрских отношений с целым рядом экономически развитых стран наряду с переходом к рыночным механизмам регулирования экономикой способствовало активизации миграционных потоков как внутри страны, так и за её пределами.

Международная трудовая миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, общая численность международных мигрантов увеличивается ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются. 

С начала 2000г. Республика Узбекистан, как и большинство новых независимых государств, стала активно вовлекаться в процессы развития трудовой миграции, участвовать в свободном движении товаров и услуг.

Вместе с тем, глобализация мирохозяйственных связей, упрощение процедур пересечения границы, интенсификация миграционных потоков, активное проникновение на мировые рынки транснациональных преступных организаций, ряд проблем экономического и социального характера способствовали тому, что практически все страны бывшего социалистического лагеря столкнулись с проблемой противоправного перемещения людей именуемой сегодня «торговлей людьми». Нелегальная миграция граждан, приобретающая форму торговли людьми, в условиях глобализации экономики становится проблемой для всего мирового сообщества, в том числе и Узбекистана.

В Узбекистане, наряду с легальной трудовой миграцией, осуществляемой по соответствующим контрактам, заключаемым в Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции министерства труда и социальной защиты населения Узбекистана, с начала 2000 г. обозначилась и нелегальная миграция.

Этому виду миграции подвержены в основном женщины, выезжающие в страны СНГ (Россия, Кыргызстан, Казахстан) и дальнего зарубежья (Турцию, Малайзию, Таиланд, ОАЭ, Израиль). Странами транзита для жертв из Узбекистана являются такие страны, как Киргизия, Россия, Украина, Армения, Азербайджан.

Среди них немало женщин ставших жертвами преступников, которые под предлогом предоставления высокооплачиваемой работы в качестве официанток, танцовщиц, гувернанток и т.д. вывозили женщин за границу. Зачастую жертвы обмана не осведомлены о потенциальных опасностях. Оказавшись, в полной зависимости от так называемых «работодателей», они вынуждены заниматься проституцией, либо подвергаются иным формам эксплуатации.

К сожалению, анализ преступлений, связанных с вербовкой людей в целях эксплуатации, показывает тенденции к росту.

Системой законодательства Узбекистана созданы не только конституционно-правовые гарантии защиты прав и свобод человека от преступных посягательств, но и сформирован действенный организационный механизм их обеспечения.

Борьба против всех транснациональных преступлений, как и вербовки людей в целях эксплуатации, подразумевает сотрудничество правоохранительных органов государства, а также, сотрудничество между государствами и международными организациями.

В Республике Узбекистан борьба против торговли людьми осуществляется на следующих основных уровнях:

- совершенствование правовых основ противодействию торговле людьми;

- меры, предпринимаемые правительством;

- деятельность правоохранительных органов в противодействии торговле людьми;

- международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми;

- меры профилактического характера.

Совершенствование правовых основ противодействию торговле людьми

Уголовным Кодексом Узбекистана в качестве уголовно-наказуемых составов преступлений определены:

вербовка людей для эксплуатации, в том числе несовершеннолетних, совершенная путем обмана и в целях вывоза таких лиц за пределы Республики Узбекистан (ст. 135 УК);

понуждение женщины к вступлению в половую связь (ст. 121 УК);

похищение человека (ст. 137 УК); и другие сопутствующие им преступления, к примеру, мошенничество (ст. 168).

В целях совершенствования миграционной политики Кабинетом Министров Республики Узбекистан в Парламент страны внесены проекты законов Республики Узбекистан «О миграции», «О трансплантации органов и тканей человека», «О гарантиях прав ребёнка» принятие, которых намечено в 2007г.

Меры, предпринимаемые правительством

Руководство страны придает серьезное значение опасности нелегальной миграции своих граждан за рубеж и принимает практические меры по ее предотвращению. Предотвращению торговли людьми способствует скоординированная деятельность органов исполнительной власти.

Практическим подтверждением проводимой работы в стране является создание в 2003г. Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и эксплуатации к компетенции которой отнесены: совершенствования системы законодательства и организационно-правовой работы в сфере корректировки миграционной политики.

Регламентация деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом осуществляется на основе Положения о порядке трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом, утверждённого Постановлением Кабинета Министров № 505 от 12.11.2003 г.

Вопросы по обеспечению трудоустройства граждан Узбекистана за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения. В соответствии с Положением об Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции принятым Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.11.2003 г. N 505 основными задачами Агентства являются:

участие в разработке и реализации проектов международного сотрудничества в области трудовой миграции;

осуществление сотрудничества с компетентными органами иностранных государств по вопросам выделения квот и разрешений для трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан;

оказание содействия гражданам Республики Узбекистан в реализации их права на трудовую деятельность за рубежом путем организации трудоустройства, проведения предварительных адаптационных мероприятий с кандидатами на трудоустройство за рубежом;

координация трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан;

координация деятельности региональных хозрасчетных Бюро по трудоустройству граждан за рубежом, а также Центра предвыездной адаптации и обучения граждан, выезжающих за рубеж;

развитие сотрудничества с зарубежными фирмами (предприятиями, учреждениями, компаниями), осуществляющими найм иностранной рабочей силы;

выдача (продление) разрешений гражданам Республики Узбекистан на осуществление трудовой деятельности за рубежом в соответствии с решениями межведомственной комиссии по отбору кандидатур для отправки граждан Республики Узбекистан на работу в зарубежные страны;

выдача (продление) разрешений юридическим лицам на привлечение иностранной рабочей силы, а также подтверждений на трудовую деятельность иностранным гражданам на территории Республики Узбекистан, с учетом анализа процессов внешней трудовой миграции, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития трудовой миграции населения и в соответствии с предложениями Министерства труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главных управлений по труду и социальной защите населения хокимиятов областей и г.Ташкента.

Документом предусмотрено совершенствование инфраструктуры органов по труду и социальной защиты обеспечивающих трудоустройство граждан Республики Узбекистан за рубежом. Постановлением предусматривается создание в городах Ташкенте, Фергане, Карши и Нукусе региональных хозрасчетных бюро по трудоустройству граждан за рубежом, которые являются государственными предприятиями с правами юридического лица и непосредственно подведомственны министерства труда и социальной защиты населения.
Основными задачами региональных хозрасчетных бюро по трудоустройству граждан является содействие гражданам Узбекистана в трудоустройстве за рубежом, обеспечение их информацией о возможностях и условиях трудоустройства.

Бюро также будут заниматься отбором кандидатов, соответствующих требованиям иностранных работодателей, для отправки на работу за рубеж, оказывать помощь гражданам республики в оформлении выездных документов, в том числе в получении виз и другой документации, необходимой для оформления при трудоустройстве за рубежом.
Агентством налажено тесное сотрудничество с уполномоченными органами Кореи по трудоустройству граждан Узбекистана в этой стране.

В целях качественной и объективной оценки ситуации на рынке труда, определения фактической численности незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве, в соответствии с международными стандартами 6 апреля 2007г. принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-616 «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения».

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 мая 2007г. № 95 о мерах по реализации Постановления Президента № ПП-616 «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения» утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

В целях совершенствовании учёта лиц, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой и предпринимательской деятельности, обеспечения защиты граждан Республики Узбекистан в период их нахождения за пределами страны 15 мая 2007г. приняты Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от № 97 «О совершенствовании учёта граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности» и Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 мая 2007г. № 106 «О совершенствовании методики учёта незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве».

Необходимо отметить, что проблема торговли людьми проблема комплексная. Факторами, провоцирующими либо способствующими вовлечению женщин в процессы нелегальной миграции их виктимизации зачастую являются: нерешённость социально-бытовых проблем в семье, насилие в отношении женщин, разводы и др. Соответственно без скоординированной работы государства и органов самоуправления граждан по решению проблем такого рода ситуацию изменить очень сложно. В этой связи актуализируется задача более широкого вовлечения Органов самоуправления по профилактике всех форм преступного посягательства на права и свободы женщин.

19 апреля 1999 года Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан утверждено Положение о комиссиях по примирению при органах самоуправления граждан. В соответствии с положением основными задачами Комиссий по примирению при органах самоуправления граждан являются: предпринятие организационно-профилактических мер направленных на сокращение разводов, профилактика преступных посягательств на женщин, разработка комплекса мероприятий ориентированных на создание условий для укрепления института семьи, усиление контроля за воспитанием подрастающего поколения.

Указом Президента Республики Узбекистан № УП 3434 от 25 мая 2004г. «О дополнительной поддержке Комитета женщин Узбекистана в штатные структуры Комиссий по примирению при органах самоуправления граждан введена должность консультанта по религиозному просвещения и духовно-нравственному воспитанию.

Так только в первом квартале 2007г. Комиссиями по примирению при органах самоуправления граждан было рассмотрено 13034 заявления о конфликтах в семье. В результате активной деятельности активистов органов самоуправления граждан, инспекторов профилактики органов внутренних дел и консультантов по религиозному просвещению и духовно-нравственному воспитанию удалось примирить 8242 семей.

Не менее сложным направлением в сфере противодействия торговле людьми является деятельность по оказанию помощи жертвам преступлений. Так, в рамах проекта Международной организации по миграции (МОМ) «Противодействие торговли людьми в Узбекистане» в восьми областях республики созданы информационно просветительские центры молодежи «Истикболли авлод», при которых работают «горячие линии». В рамках проекта "Противодействие торговле людьми в Центральной Азии и Узбекистане" оказывается помощь для возвращения граждан на родину. Проводится процесс психологической реабилитации, при необходимости оказываются правовые, медицинские услуги, а также помощь во время судебных процессов. В результате действенных мер предпринятых институтами гражданского общества в партнёрстве с правоохранительными органами в 2002г. были возвращены 2 жертвы, в 2003 - 60, в 2004 году медицинская помощь оказана 21 жертве, временное жилье предоставлено - 19. В целом, в процессе осуществления проекта была оказана помощь в возращении на родину около 179 жертвам торговли людьми.

Деятельность правительства незамедлила сказаться на динамику процессов. Если в первом ежегодном докладе Госдепартамента США 2001 года о торговле людьми в странах мира Узбекистан, как и Россия, Грузия, Казахстан был отнесён к 3 группе стран определяемых как «государства, не прилагающие достаточных усилий для решения этой проблемы, то в четвёртом ежегодном докладе Бюро международных информационных программ Государственного департамента США, Узбекистан отнесён ко 2 категории стран, «чьи правительства не полностью соблюдают установленные минимальные стандарты, но прилагают значительные усилия, чтобы обеспечить их выполнение».

Деятельность правоохранительных органов в противодействии торговле людьми

Придавая должное значение опасности подобных негативных явлений, правоохранительные органы принимают все меры по своевременному реагированию на криминогенные аспекты миграционного процесса граждан, совершенствованию работы по незаконному вывозу людей и сопутствующих ему правонарушений.

Правоохранительными органами Республики Узбекистан, осуществляющими борьбу с торговлей людьми, являются Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Национальное Центральное бюро Интерпола, Служба национальной безопасности, судебные органы и т.д. Для определения уровня усилий деятельности каждой из них, необходим анализ мер предпринятых ими по борьбе с данным преступлением.

Правоохранительные органы Узбекистана на постоянной основе проводят комплекс мероприятий по своевременному реагированию на факты вовлечения граждан в нелегальную миграцию, совершенствованию работы по предупреждению трафика людей и сопутствующих ему правонарушений. Практическим подтверждением проводимой работы в стране является создание в 2003г. Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и эксплуатации.

Министерство внутренних дел. МВД Республики осуществляется мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере противоправных посягательств на личную неприкосновенность граждан, вовлечение их в трафик и сексуальную эксплуатацию.

В марте 2004 года в соответствии с Приказом МВД в структуре Управления профилактической службы создан Отдел по профилактике правонарушений в сфере общественной нравственности. Соответствующие подразделения и группы включены в структуру Районных отделов внутренних дел для чего выделен штат в 154 штатных единицы.

Министерством внутренних дел совместно с сотрудниками Службы национальной безопасности проведён мониторинг деятельности туристических фирм. В результате, которого выявлены правонарушения в деятельности 324 туристических фирм, лицензии последних были отозваны.

Важным для правоохранительных органов является и международный уровень сотрудничества в борьбе с торговлей людьми. До сведения сотрудников МВД было доведено Решение № 557 «О плане действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми». Оперативный состав отделов по профилактике правонарушений в сфере общественной нравственности МВД принял участие в семинарах тренингах, которые проходили в Вене.

В 2003-2004гг. по инициативе МВД Республики Узбекистан совместно с ПРООН, ОБСЕ, ЮСАИД, представительством МОМ проведены конференции на тему: «Деятельность по противодействию вербовки людей для вывоза их за границу». На конференции рассматривались признаки преступления, меры противодействия трафику, выработаны меры по борьбе с ним, определены приоритеты совместного сотрудничества международных организаций и правоохранительных органов республики, налаживанию контактов с правоохранительными органами стран СНГ. В 2004 году во всех областях Республики Узбекистан ГСУ МВД на основе утвержденного Плана «Об организации специализированных групп по расследованию преступлений в сфере торговли людьми» были проведены семинары по международной тактике расследования.

Национальным центральным бюро Интерпола (НЦБ) в Республике Узбекистан, образованное в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 ноября 1994 года № 573 во взаимодействии с Генеральным секретариатом Интерпола, национальными бюро зарубежных стран, МВД республики и его территориальными органами осуществляется активный обмен информации по деятельности организованных преступных сообществ контролирующих торговлю людьми.

По запросу территориального органа внутренних дел НЦБ Интерпола в 2003г. проведено мероприятие совместно с правоохранительными органами Турции по установлению местонахождения гражданки Республики Узбекистан. В результате было выяснено местонахождение пятерых гражданок Узбекистана, которые подвергались сексуальной эксплуатации. В отношении организаторов эксплуатации было возбуждено уголовное дело и приговором Ташкентского городского суда по уголовным делам виновные были приговорены к длительным срокам лишения свободы. Судами в 2003-2007 гг. по ст. 135 осуждено - 51, по ст. 137 - 33, по ст. 121 - 16 человек.

Сотрудниками главного управления СНБ Навоинской области была задержана преступная группа, осуществляющая вербовку и сексуальную эксплуатацию женщин.

По инициативе Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан правоохранительными органами организована систематическая проверка информации по фактам задержания за рубежом граждан Узбекистана. За 2001-2007 годы была перепроверена информация в отношении более чем 400 граждан.

Вместе с тем, правоохранительными органами отмечается и тот факт, что зачастую сами граждане способствуют увеличению противоправных посягательств на их личную неприкосновенность.

Так по информации МИД в последнее время начали встречаться случаи, когда граждане Узбекистана все чаще выезжают за границу с паспортами других соседних республик. Оформляя незаконным путем другое гражданство, они в первую очередь ставят себя в безвыходное положение в случае утраты за рубежом паспорта.

Международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми

Действенное противодействие торговле людьми невозможно без расширения международного сотрудничества. Узбекистан присоединился к основным международным документам, ориентированным на противодействие трафику, защите жертв подвергшихся насилию и наказанию лиц виновных в совершении противоправных действий.

Республикой Узбекистан среди конвенционных документов определяющих правовые основы противодействия торговле людьми ратифицированы: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Конвенция № 103, касающаяся защиты материнства, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Заключительный протокол к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и др. В 2003 г. Узбекистаном ратифицирована конвенция ООН О транснациональной организованной преступности.

В связи с тем, что важным направлением международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми является правовая регламентация миграционной политики правительством страны предпринят ряд организационных мер.

Так в 1995г. было установлено сотрудничество по отправке узбекских рабочих в Корею, которое началось с успешного подписания Соглашений о сотрудничестве в сфере обучения/трудоустройства с Корейской Федерацией Малого и Среднего Бизнеса и Строительной Ассоциацией Кореи по системе промышленной стажировки иностранцев. По данной системе в Республике Корея прошли стажировку и получили работу свыше 18 тысяч граждан нашей республики.

На начало 2007г. Агентством по внешней трудовой миграции, ведутся переговоры по организации сотрудничества в области трудовой миграции с Японией, Польшей, Латвией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Испанией, Италией, Португалией, Малайзией, Новой Зеландией и Австралией.

Кроме того, со стороны Республики Узбекистан подписаны ряд двухсторонних межправительственных и межведомственных соглашений в сфере борьбы с торговлей людьми. В частности, с Правительством ФРГ (16 ноября 1995 г.), Правительством Чешской Республики (17 июня 1998 г.), Правительством Республики Казахстан (30 октября 1998 г.), Федеральным правительством Австрийской Республики (2 ноября 2001 г.), Правительством Литовской Республики (18 февраля 2002 г.), Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики (3 октября 2006 г.). и др.

Меры профилактического характера

Как демонстрирует опыт демократических стран важными профилактическими мерами в сфере разработки стратегий по предотвращению торговли людьми являются:

координация усилий сообщества, мобилизация общественности, интенсификация мер по информированию населения об угрозе виктимизации жертв преступных посягательств, доведение до различных групп населения опасности трафика и др.

Естественно противодействие торговле людьми может быть обеспечена не только мерами предпринимаемыми правительством и правоохранительными органами. Весьма важным и эффективным средством является вовлечение ресурсов и потенциала общественности.

В течение 2006-2007гг. Институт по изучению гражданского общества в рамках которого существуют проекты по изучению проблем активизации роли женщин и проект по изучению государственно-правовых проблем формирования гражданского общества при поддержке Фонда имени К.Аденауэра провели серию тренингов в Андижане, Джизаке, Коканде, Фергане на тему «Участие женщин в социально-политической и экономической жизни государства основа построения гражданского общества».

Руководством страны в партнёрстве с институтами гражданского общества предпринимаются меры по повышению информированности населения в вопросах миграции, предотвращения преступных посягательств на личную неприкосновенность граждан. В этих целях, реализован целый ряд практических мероприятий:

31 марта 2006 года в Олий Мажлисе Республики Узбекистан была проведена конференция «Международные аспекты борьбы с торговлей людьми». На конференции участвовали представители правоохранительных органов Республики Узбекистан, Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социального обеспечения, информационно молодежного центра «Истикболли авлод», депутаты партии «Адолат». В результате конференции было принято решение о необходимости системного изучения проблемы, выявления пробелов в законодательстве, способствующих торговле людьми, необходимости ужесточения ответственности как государственных органов, разработке специального законодательного акта.

15 апреля 2006 года в г. Бухаре проведена конференция «Выявление и принятие мер в отношении лиц, совершающих уголовные преступления по вербовке и торговли людьми». На конференции приняли участие представители органов внутренних дел, юстиции, негосударственных некоммерческих организаций. В ходе конференции были рассмотрены вопросы взаимодействия правоохранительных органов с местными органами государственной власти и негосударственными некоммерческими организациями в противодействии торговле людьми.

26 октября 2005 года в г. Ташкенте по инициативе проекта "Противодействие торговле людьми в Центральной Азии и Узбекистане" была проведена конференция "Противодействие торговле людьми", на которой приняли участие негосударственные некоммерческие организации работающие в сфере противодействия торговли людьми. На конференции были обсуждены меры противодействия торговле людьми.

20 февраля 2007 года в Комитете женщин Республики Узбекистан был проведено семинар-совещание, посвященное подготовке Национального Плана действий по выполнению Рекомендаций Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин о выполнении Узбекистаном Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

3 апреля 2007 года Комитетом женщин в сотрудничестве с Министерством юстиции Республики Узбекистан проведена научно-практическая конференция на тему: «Женщина, семья и общество», на которой обсуждались вопросы повышения социального статуса женщины, меры профилактики преступных посягательств на права и свободы женщин.

20 апреля 2007 года в г. Ташкенте состоялся форум женщин-лидеров махаллей и женских общественных организаций Республика Узбекистан на тему: «Перспективы усиления роли женщин-лидеров махалли в демократическом развитии общества», на которой обсуждались вопросы развития женского движения, повышения активности женщин махаллей в общественно-политической жизни.

10 мая 2007 года в Ташкентском Государственном педагогическим университете имени Низами был проведен семинар на тему: «Социально-правовая поддержка и оказание правовой помощи женщинам-студенткам», который был организован Фондом имени Фридриха Эберта и Республиканским Центром по пропаганде здорового образа жизни. На мероприятии обсуждались вопросы повышения социально-правового статуса женщин и уровня их правовой культуры.

2-7 июня 2007 года Комитетом женщин Узбекистана при поддержке представительства ПРООН была проведена серия тренингов для тренеров по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Интенсификация борьбы нашей страны с транснациональной организованной преступностью может быть достигнута путём ратификации Международно-правовых документов способных противодействовать транснациональной организованной преступности, а именно Международной Конвенции «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» (Принята резолюцией 45/178 генеральной ассамблеи от 18 декабря 1990 года), Факультативного протокола к Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи а/54/4 от 6 октября 1999 года) и Факультативных протоколов к Конвенции «О правах ребенка» «Касающийся участия детей в вооруженных конфликтах» и «Касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» (принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи А/Res/54/263 от 25 мая 2000 года.).

Первым шагом на пути законодательного противоборства торговли людьми является то, что страна должна поменять свое отношение к жертвам трафика, перестать видеть в них преступников и признать за ними статус жертв преступления. Ведь большинство людей, которые становятся жертвами торговли, в глазах других являются асоциальными личностями с антиобщественным поведением. Такие преступления очень трудно доказать, и лишь немногие пострадавшие согласны свидетельствовать в суде. Таким образом, человеку, который сам является торговцем людьми или способствует торговле практически нечего опасаться. И как следствие данного явления, преступники все более вовлекаются в незаконную торговлю людьми. При этом правоохранительные институты обращаются к решению вопросов, связанных с торговлей людьми лишь в связи с другого рода правонарушениями: контрабандой, убийствами, нелегальной миграцией и т.п. Но очевидно, что данный подход устарел. Как показывает статистика и практика деятельности преступных организаций, торговля людьми является самостоятельным видом преступлений.

Возникшую проблему также можно было бы решить с помощью некоторых положений, которые необходимо внести в законодательство Республики Узбекистан. Например, вопросы компенсации жертвам в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье; семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате такой виктимизации.

Следует содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва является, не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб. 

В сфере социальной помощи жертвам следует оказывать необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам.  Также надо информировать жертвы о наличии медицинских и социальных услуг и другой соответствующей помощи и обеспечить им полную возможность пользоваться ими. 

Работникам полиции, системы правосудия, здравоохранения, социальных служб и другому соответствующему персоналу следует проходить подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребности жертв и руководящих принципов оказания надлежащей оперативной помощи. 

При предоставлении услуг и помощи жертвам следует уделять внимание тем, кто испытывает особые потребности, обусловленные характером причиняемого ущерба или факторами, упомянутыми в третьем абзаце выше. 

Учитывая вышеизложенное, предлагается внести изменения и дополнения в статью 135 УК РУз «вербовка людей для эксплуатации» Уголовного Кодекса Республики Узбекистан перенимая положительный опыт зарубежных стран, который они накопили в течение долгого времени, поскольку данный вид преступления для Узбекистана является новым. Дефиниция данной статьи очень сужена, так как обязательным признаком для квалификации по статье 135 УК РУз является совершение преступления путем обмана. В то время как, в статье 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее, а также в дополняющем ее Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности говорится, что «торговля людьми» это осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. Здесь налицо, что обман не является квалифицирующим признаком.

[1] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 56.

[2] Там же. С. 98.

[3] См. напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный)/В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов. - Волтерс Клувер, 2005; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). - "Проспект", 2004; Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) - М., "Гардарика", Фонд "Правовая культура", 1996; Российское уголовное право. Курс лекций. Т.3. Преступления против личности./ Под. ред. проф. А.И. Коробеева. - Владивосток Изд-во Дальневост. Ун-та, 2000. Автор главы А.С. Горелик; и др.

[4] См.: Власть: криминологические и правовые проблемы. Российская криминологическая ассоциация. М., 2000. С.369.

[5] См.: Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними / Под редакцией профессора А.И. Долговой. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2005. - С.303.

[6] Уголовный кодекс Франции. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.

[7] Уголовный кодекс Швеции. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.

[8] Уголовный кодекс Республики Узбекистан. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.

[9] Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.

[10] Уголовный кодекс Турции.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

[11] Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

[12] Уголовный кодекс Латвийской Республики.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.

[13]Уголовный кодекс Таиланда.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2005.

[14] Уголовный кодекс Республики Болгария.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.

Подшивалов В.Е. Международно-правовые проблемы предупреждения и пресечения незаконной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. - 24 с.

Гобеджишвили Л. Г. Процессы трудовой миграции в контексте институционально-правового обеспечения национальной безопасности современной Росси: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. - 22 с.

Буряк М. Ю. Торговля людьми и борьба с ней (криминологические и уголовно- правовые аспекты) [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2005. - 31 с. -

Кислова Е. А. Уголовно-правовые средства противодействия рабству и торговле людьми: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. - 31 с.

Жинкин А. А. Торговля людьми и использование рабского труда: проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. - 25 с.

Никулина Е. В. Анализ уголовно-правовых проблем похищения человека и его криминологическая характеристика в Северо-Кавказском регионе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. - 26 с.

Ретнёва Н. И. Уголовная ответственность за торговлю людьми: совершенствование законодательства и практики его применения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 2006. - 20 с.

Шруб М. П. Теоретические и прикладные аспекты расследования преступлений в сфере торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 2006. - 22 с.

Тринчук, Виктор Михайлович. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сфере трудовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. - 27 с.

Евстифеева Е. В. Теоретические проблемы уголовно-правовой ответственности за торговлю людьми: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. - 197 с.

Array

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.