РУБРИКИ

Совершенствование налогообложения с строительстве на примере СМУ

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Совершенствование налогообложения с строительстве на примере СМУ

Совершенствование налогообложения с строительстве на примере СМУ

97

Московский государственный университет экономики статистики и информатики

Тема «Совершенствование налогообложения с строительстве на примере СМУ»

Студент группы___

Проверил преподаватель _____

Москва 2005

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________3-6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА

РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ _________________7-28

1.1 Проверка расчетов по налогам и сборам_________________9-18

1.2 Необходимость налогового планирования_______________19-26

1.3 Общие принципы минимизации налогов ________________26-28

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ООО «СМУ-2» _______________________________________29-65

2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «СМУ-2» ____29-36

2.2 Анализ финансового состояния предприятия ____________36-50

2.3 Расчет уровня существенности и степени риска__________50-60

2.4 Составление общего плана и программы аудиторской

проверки ____________________________________________60-65

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СМУ-2» ________________________66-91

3.1 Результаты проверки расчетов по налогам и сборам____66-86

3.2 Оценка и пути оптимизации налогообложения __________86-91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ________________________________________________92-95

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _______________________________________ 96-99

ПРИЛОЖЕНИЯ ________________________________________________100

ВВЕДЕНИЕ

Аудиторская деятельность - явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, то есть заключение независимого профессионального бухгалтера - аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.

Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). Главная цель аудита -- дать объективные, ре-альные и точные сведения об аудируемом объекте, проверить достоверность и точность отражения в учете затрат, доходов и финансовых результатов, проконтролировать соблюдение законодательства, выявить резервы лучшего использования основных и оборотных средств и целесообразности использования заемных средств, проверить правильность исчисления налогов. Аудиторство -- это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансо-вой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему зако-нодатель-ству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгал-терского учета и финансовой отчет-ности.

Достижению главной цели способствуют особенности (тре-бования) ведения аудитор-ской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденци-альность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудито-ра; использование методов статистики и экономического ана-лиза; применение новых информационных техно-логий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко-мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содей-ствие росту авторитета аудиторской профессии. [39]

На сегодняшний день регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.

Так как важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы страны являются налоги, государство стремится соответствующим образом реагировать на их неуплату и предусматривает целый букет мер (не всегда эффективно действующих), дабы не допустить потери поступлений в бюджет.

Карл Маркс справедливо подчеркивал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

Налоговые доходы составляют большую часть бюджета страны. Налогоплательщик, учитывая, что налоговая система в России очень усложнена, быстро и часто меняется, находит всевозможные лазейки в законе для ухода от налогов. В идеальном варианте схема проста, - государство должно получать в казну налоги для выполнения своих функций - налогоплательщик должен их платить, для поддержания своего государства. Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам (меняются ставки налогов, объекты налогообложения). Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить, поэтому бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в нормативно-законодательной основе бухгалтерского учета, проводить анализ эффективности использования капитала предприятия.

Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом и обычно имеет определенную дату уплаты.

Часто меняющееся налоговое законодательство по налогам и сборам обусловливает возможность случайных ошибок в расчетах по налогам. Например:

1. Неправильное использование принципов бухгалтерского учета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов;

2. Применение неверной ставки налога;

3. Неправильное определение налогооблагаемой базы;

4. Неточный учет пеней и штрафов.

На оценку кредиторской задолженности и бухгалтерской отчетности в целом могут влиять:

- представление ошибочной информации для получения льгот по налогообложению;

- искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам;

- неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету;

Тема дипломной работы «Совершенствование налогообложения на предприятии ООО «Строительно - Монтажное Управление № 2» является актуальной для многих предприятий.

Цель дипломной работы - выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам, а также выявление всех существенных обстоятельств, которые могли повлиять как на правильность исчисления налогов, так и на возможность их оптимизации.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:

1). Изучение организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности, внутреннего контроля на предприятии ООО «Строительно - Монтажное Управление № 2»;

2). Проверка правильности использования принципов бухгалтерского учета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов;

3). Правильности определения налогооблагаемых баз;

4). Правильности применения ставок налогов;

5). Проверка соблюдения порядка и сроков уплаты налогов;

6). Предложения по оптимизации налогообложения на предприятии.

Предметом исследования являются расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии.

В качестве объекта исследования взято предприятие ООО «Строительно - Монтажное Управление № 2», занимающееся общестроительными работами.

Глава 1.Теоретические и методические основы учета

расчетов по налогам и сборам

Основные законодательные и нормативные документы,

регулирующие объекты проверки учета расчетов по налогам и сборам:

Конституция Российской Федерации, ст. 57.

1. Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2.

2. Федеральный закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (с последующими изменениями).

3. Федеральный закон «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991г. № 2030-1 (с последующими изменениями).

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утв. Приказом МФ РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).

5. Прочие законодательные и нормативные документы о налогах и сборах.

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

Первичные документы бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета.

Баланс.

Расчеты, справки, сведения.

Договоры с контрагентами.

Протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров.

Протоколы решений совета директоров.

Приказы исполнительной дирекции.

Учетная политика организации в целях налогообложения.

Другие, например, первичные налоговые документы, регистры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам. [17]

В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ налоги Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Данные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К ним относят, например: НДС, водный налог, федеральные лицензионные сборы и т.д.

Региональные налоги, их отличительной чертой является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны и законодательными актами ее субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.

Местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы. [1]

Уплата многих налогов (НДС, акизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется второй частью налогового Кодекса РФ. По каждому налогу устанавливается:

объект обложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

налоговые льготы.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты ( в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персонолом по оплате труда» - на сумму налога на доходы физических лиц и т.д.).

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». [26]

1.1. Проверка расчетов по налогам и сборам

1.1.1. Проверка расчетов по внебюджетным платежам

Общей задачей проверки по всем видам платежей во внебюджетные фонды является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.

Исходя из вышеперечисленных задач, необходимо проверить:

правильность определения объекта налогообложения;

правильность применения ставок налогов;

законность и обоснованность применения льгот по уплате налогов;

своевременность и полноту перечисления взносов;

правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;

соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 67 “Расчеты по внебюджетным платежам” записям в главной книге и балансе;

правильность и своевременность составления форм отчетности по видам внебюджетных платежей, представляемых в налоговую инспекцию;

правильность начисления платежей в фонд имущества, фонд НИОКР и другие фонды, предусмотренные действующим законодательством.

Ставки налогов во внебюджетные фонды, объекты налогообложения, сроки уплаты приведены в таблице (см. п. 1.1.2. “Проверка расчетов с бюджетом”)

Основными видами внебюджетных платежей являются:

налог с владельцев транспортных средств;

акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;

единый социальный налог.

В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» ниже приведены примерное содержание и форма программы аудита по данному разделу. [18]

Программа аудита

Аудит расчетов по внебюджетным платежам

Проверяемая организация _________________________________

Период аудита _________________________________________________________

Количество человеко-часов ______________________________________________

Руководитель аудиторской группы ________________________________________

Исполнитель ___________________________________________________________

Планируемый аудиторский риск __________________________________________

Планируемый уровень существенности ____________________________________

п/п

Перечень проверяемых вопросов и процедур

Рабочие документы аудитора

Примечание

1

2

3

4

1

Правильность применения ставок, определения объектов налогообложения, законность и обоснованность льгот по начислению платежей во внебюджетные фонды:

налог с владельцев транспортных средств;

единый социальный налог;

прочие налоги

Процедура: проверка документов, прослеживание

Выборка _________________________________________

Сплошным порядком______________________________

Рабочие записи

2

Правильность составления корреспонденции по счету 67 “Расчеты по внебюджетным платежам”. Соответствие записей аналитического учета по счету 67 записям в главной книге и формах бухгалтерской отчетности

Процедура: проверка документов, прослеживание

Выборка _________________________________________

Сплошным порядком ______________________________

-“-

3

Правильность составления и своевременность представления отчетов по видам налогов

Процедура: проверка документов

Выборка _________________________________________

Сплошным порядком ______________________________

-“-

Руководитель аудиторской группы

1.1.2. Проверка расчетов с бюджетом

Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.

Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.

Естественно, что знать полностью все нормативные документы физически невозможно, однако аудитор обязательно должен знать, что имеется тот или иной нормативный документ, краткое содержание этого документа и где его можно прочитать в случае необходимости.

При наличии компьютера эта задача упрощается, так как можно приобрести программу с содержанием нормативных документов. Если же компьютера нет, то желательно иметь подшивку нормативных документов (раздельно по каждому виду налогов и платежей).

В данный раздел включены извлечения из действующих нормативных документов по основным видам налогов (имеющим наибольший удельный вес в общей сумме налогов), уплачиваемых предприятиями, с целью сократить время аудиторов на работу с нормативными документами при проведении аудиторской проверки.

Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:

полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;

правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;

законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;

полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;

правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;

правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;

правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия. [18]

Налоги и сборы, уплачиваемые в

бюджет и внебюджетные фонды

Налог на прибыль - существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Налог на прибыль является одним из основных налогов налоговой системы России.

Этот налог позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. Реальный плательщик налога на прибыль - получатель дохода, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции, как при косвенном налогообложении. [2]

Вид налога

Налог на прибыль

Объект

налогообложения

Валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными Инструкцией Госналогслужбы от 10 августа 1995 г. № 37. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств и имущества, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством)

Ставка налога

Налоговая ставка устанавливается в размере 24%. .При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6%, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.

10%-от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов и т.д. в связи с осуществлением международных перевозок.

6%-по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ.

15%-по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций. По доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.

Сроки

уплаты

налогов

(сборов)

аван-

совых

Не позднее 15-го числа равными долями в размере 1/3 предполагаемой суммы. Освобождены от уплаты авансовых платежей малые предприятия

факти-

ческих

По квартальным расчетам - в 5-дневный срок, установленный для сдачи отчета. По годовым расчетам - в 10-дневный срок, установленный для сдачи отчета

Налог на добавленную стоимость - взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную стоимость. Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (импортеры). Налогоплательщик подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. [2]

Вид налога (сбора)

НДС

Объект

налогообложения

Обороты:

- по реализации товаров (работ, услуг) - по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, а также своим работникам;

- по реализации товаров (работ, услуг) по бартеру;

- по передаче безвозмездно или с частичной оплатой (налог платит передающая сторона);

- по реализации предметов залога.

В облагаемый оборот также включаются средства, полученные от других предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды его учредителями), доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций, а также средства от взимания штрафов и пеней, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки; суммы, авансов и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, услуг); суммы, поступившие в порядке частичной оплаты по расчетным документам; строительно-монтажные работы, выполненные хозспособом

Ставка налога

(сбора)

10% НДС, продтовары (кроме подакцизных),

товары детского ассортимента, сельхозпродукция

20% НДС - остальные товары (работы, услуги)

Сроки

уплаты

налогов

(сборов)

аван-

совых

По НДС

предприятия со среднемесячными платежами более 10 тыс. руб. уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы налога, причитающегося к уплате в бюджет по последнему месячному расчету (кроме малых предприятий и плательщиков со среднемесячными платежами до 1 тыс. руб., которые уплачивают НДС ежеквартально)

факти-

ческих

при среднемесячной сумме платежа от 1 тыс.руб. - доплата в срок до 20-го числа следующего за отчетным месяца

при среднемесячной сумме платежа до 1тыс. руб.,а также малые предприятия, до 20-го

числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Налог на доходы физических лиц, подоходный налог с физических лиц - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере роста величины годового дохода. В России имеется ряд льгот по уплате подоходного налога, в частности, от него освобождены доходы по пенсиям. [2]

Вид налога (сбора)

Налог на доходы физических лиц

Объект

налогообложения

Доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российсков Федерации;

от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации

Ставка налога

(сбора)

13%-если иное не предусмот-

ренно статьей 224 НК

35% - устанавливается в отношении следующих доходов:

- стоимости любых выигрышей и при-

зов, получаемых в проводимых кон- курсах, играх и т.д. в целях рекламы

товаров, работ и услуг, в части превы- шения 2 тыс. руб;

-страховых выплат по договорам доб- ровольного страхования в части пре- вышения страховых взносов увели- ченных страховщиками на сумму исчисленную исходя из ставки рефи- нансирования Центрального банка;

-процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, расчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Централь-

ного банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по

вкладам в иностранной валюте;

-суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками

заемных средств в части превышения суммы исчисленной исходя из ѕ став- ки рефинансирования ЦБ

30%-устанавливает- ся в отноше- нии всех дохо- дов, получае- мых физичес-

кими лицами, не являющи-

мися налого- выми резиден- тами Российс- кой Федерации

6%- устанавлива-ется в отно- шении дохо- дов от доле-

вого участия в деятельнос- ти организа- ций,получен- ных в виде дивидендов

Сроки уплаты

налогов (сборов)

Налоговые агенты исчисляют сумму налога при получении средств на оплату труда, а в других случаях не позднее дня следующего за днем перечисления доходов. Уплата налога до 15 июня.

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 г. частью второй НК РФ. Этот налог заменил страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Поступления налога, контролируемые уже не фондами, а налоговыми органами, зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования и направляются на финансирование государственного пенсионного и социального обеспечения и медицинской помощи гражданам. [2]

Вид налога (сбора)

Единый социальный налог

Объект

налогообложения

- выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, а для организаций и индивидуальных предпринимателей - по авторским договорам;

- доходы от предпринимателей или иной продовольственной деятельности за вычетом расходов связанных с их извлечением.

Для предпринимателей перешедших на упрощенную систему объектом налогообложе-

ния является валовая выручка.

Ставка налога

(сбора)

Налоговая

база

Федераль-

ный бюджет

Фонд социального страхования

РФ

Фонды обязательного

медицинского страхования

Итого

Федераль-

ный фонд

Территори-

альные фонды

до 100

тыс.руб.

28,0%

4,0%

0,2%

3,4%

35,6%

100-300

тыс.руб.

28000 руб.+

15,8% с сум-

мы,превыша-

ющей 100 т.р

4000 руб.+

2,2% с сум-

мы,превыша-

ющей 100 т.р

200 руб.+

0,1% с сум-

мы, превы-

шающей 100 т.р.

3400 руб.+

1,9% с суммы,

превышающей

100 т.р.

35600р+

20,0% с

суммы,

превы-

шающей

100 т.р.

300-600

тыс.руб.

59600 руб.+

7,9% с сум-

мы,превыша-

ющей 300 т.р

8400 руб.+

1,1% с сум-

мы,превыша-

ющей 300 т.р

400 руб.+

0,1% с сум-

мы, превы-

шающей 300 т.р.

7200 руб.+

0,9% с суммы,

превышающей

300 т.р.

75600р+

10,0% с

суммы,

превы-

шающей

300 т.р.

свыше

600 тыс.

руб.

83300 руб.+

2,0% с сум-

мы,превыша-

ющей 600 т.р

11700 руб.

700 руб.

9900 руб.

105600р.+2,0% с

суммы,

превы-

шающей

600 т.р.

Сроки уплаты

налогов (сборов)

Юридические лица производят уплату авансовых платежей по социальному налогу ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налог с продаж - региональный налог. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, реализующие товары, работы или услуги на территории РФ. [2]

Вид налога (сбора)

Налог с продаж

Объект

налогообложения

Операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации, операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт

Ставка налога

(сбора)

Не более 5%

Сроки уплаты

налогов (сборов)

Уплата налога производится ежеквартально, в срок не позднее 5-го числа месяца следующего за отчетным кварталом

Налог на имущество предприятий занимает центральное место среди имущественных налогов по сумме поступлений. При его взимании реализуются обе функции налога: и фискальная, и экономическая. Первая функция - благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов; вторая - через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество для государства очевидно: имущество - овеществленный доход, и скрыть его сложнее. [2]

Вид налога (сбора)

Налог на имущество

Объект

налогообложения

Среднегодовая стоимость имущества

Ставка налога

(сбора)

Не более 2%

Сроки

уплаты

налогов

(сборов)

аван-

совых

-

факти-

ческих

По квартальным расчетам-в 5-дневный срок со дня, установленного для представления квартальных отчетов

По годовым расчетам - в 10-дневный срок со дня, установленного для представления отчета

Бухгал-

терские

проводки

дебет

80

кредит

68

В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» ниже приведены примерное содержание и форма программы аудита по данному разделу. [18]

Программа аудита

Аудит расчетов с бюджетом

Проверяемая организация ________________________________________________

Период аудита _________________________________________________________

Количество человеко-часов ______________________________________________

Руководитель аудиторской группы ________________________________________

Исполнитель ___________________________________________________________

Планируемый аудиторский риск __________________________________________

Планируемый уровень существенности ____________________________________

п/п

Перечень проверяемых вопросов и процедур

Рабочие документы аудитора

Примечание

1

2

3

4

1

Правильность применения ставок, определения налогооблагаемой базы, законность и обоснованность льгот по начислению платежей в бюджет:

налог на прибыль;

налог на добавленную стоимость;

подоходный налог;

налог на имущество;

прочие налоги и платежи в бюджет

Процедура: проверка документов

Выборка _________________________________________

Сплошным порядком______________________________

Рабочие записи

2

Правильность составления корреспонденции по счету 68 “Расчеты с бюджетом”. Соответствие записей аналити- ческого учета по счету 68 записям в главной книге и формах бухгалтерской отчетности

Процедура: проверка документов, прослеживание

Выборка _________________________________________

Сплошным порядком ______________________________

-“-

3

Правильность составления и своевременность представления отчетов по видам налогов

Процедура: проверка документов

Выборка _________________________________________

Сплошным порядком ______________________________

-“-

Руководитель аудиторской группы

1.2. Необходимость налогового планирования

Налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направленных на максимальный учет возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы. Планирование налогов представляет собой планирование величин конкретных налогов.

Основами налогового планирования являются:

правильное формирование учетной политики предприятия и проведение договорных компаний;

правильное и полное использование всех установленных законом освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

оценка позиций налогового органа с точки зрения возможности получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов и с точки зрения получения различных налоговых, инвестиционных и иных кредитов;

учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства на соответствующем историческом этапе.

В мировой практике сложились следующие основные понятия в области выполнения налоговых обязательств.

Уклонение от уплаты налогов осуществляется в виде незаконного использования предприятием или физическим лицом налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов. При уклонении предприятие уменьшает свои налоговые обязательства или вообще не платит налоги, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законодательством.

Обход налогов. В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами. Предприятие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегистрация своей деятельности или неведение учета объектов налогообложения.

Стандартный метод. В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

Налоговое планирование. В этом случае юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на достижение стоящих перед ними целей не противоречащими законодательству методами. Таким образом, налоговое планирование должно полностью соответствовать законодательству, активно решать стоящие перед предприятием задачи. Следует отметить, что в налоговом законодательстве существуют пробелы, используемые как для избежания, так и уклонения от налогов. Они могут носить как непреднамеренный характер, так и сознательно закладываться в законе. [24]

Необходимо отметить, что методика налоговое планирования определяется рядом факторов:

спецификой объекта налогообложения;

спецификой субъекта налогообложения;

определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами исчисления и уплаты налога, которые лежат в определении суммы налога;

использованием определенных вариантов учетной и договорной политики;

возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

Налоговое планирование является частью финансового планирования. При его осуществлении обычно руководствуются следующими основными принципами, выработанными практикой его реализации:

платить минимум из положенного;

осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода;

использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках целостной и взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Возможна следующая классификация корпоративного налогового планирования:

В зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. Имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых и т.д., в том числе по видам деятельности.

В зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели.

В зависимости от организационно-правовой формы есть специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т.п.

В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания, существования и ликвидации предприятия.

С точки зрения временной определенности: долгосрочное, годовое и краткосрочное налоговое планирование.

Исходя из направленности на перспективу следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование.

С точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансового состояния предприятия, целесообразно выделять динамическое и стратегическое налоговое планирование.

В зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых, средних и крупных предприятиях.

В зависимости от объема налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным).

В зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций.

В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации).

В соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование: работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; силами специализированного отдела предприятия; внешними консультантами.

Исходя из критерия территориальности целесообразно различать: местное и международное налоговое планирование.

В зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное. [21]

Для определения налогового бремени расчетной базой является: на макроуровне - валовой внутренний продукт, на уровне фирмы - добавленная стоимость или выручка.

На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовому внутреннему продукту. Исходя из ее размера на основе мирового опыта можно внести следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:

если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;

если полная ставка налогообложения 20-35%, то используются пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;

если полная ставка налогообложения 40-50%, то налоговое планирование носит активный характер, проводятся налоговые экспертизы и нанимаются налоговые консультанты.

Первый метод используется на малых предприятиях, второй и третий метод обычно используют крупные и средние предприятия. Переход к налоговому планированию позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции, увеличить безопасность руководства, так как используются законные методы уплаты налогов.

Элементы налогового планирования можно представить следующим образом:

Стратегия оптимизации и минимизации налоговых обязательств.

Своевременное выполнение налоговых и прочих обязательств с помощью налогового календаря.

Обеспечение состояния бухгалтерской и налоговой отчетности на уровне, позволяющем получать оперативную информацию по состоянию финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, налоговое планирование, основанное на строгом выполнении налогового законодательства, тем не менее, позволяет минимизировать всю совокупность налоговых платежей и обязательств, существенно снижает риски неправильного исчисления и уплаты налогов и соответственно защищает предприятия от возможного существенного ущерба, связанного с применением налоговых санкций. Оно в определенной степени повышает культуру управления финансами хозяйствующего субъекта. [24]

Участники процесса планирования

Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера). Во-вторых, - постоянный поиск оригинальных решений и схем работы Вашей организации. В-третьих, -постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций Вашего профиля и смежных сфер бизнеса.

Какова же роль каждого из участников процесса налогового планирования?

Менеджер - дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения.

Бухгалтер - проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Юрист - анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом «узких мест» при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершения (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом «узких мест» при ее исполнении. [50]

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов осуществляется в ряд этапов.

1. Принятие решений по наиболее выгодным, с точки зрения налогового планирования, расположения самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран. В Российской Федерации используются свободные экономические зоны и закрытые административно-территориальные образования, где происходит снижение налогового бремени.

2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

3. Текущее налоговое планирование, включающее:

использование освобождений от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов;

использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблогаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также проведение аудита;

планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

минимизацию налоговых обязательств, возникающих при осуществлении предприятием социальной политики;

планирование использования льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия.

В Российской Федерации существуют варианты использования инвестиционного налогового кредита и налогового кредита, согласно положениям I части Налогового кодекса РФ, в зависимости от направлений деятельности предприятия. Кроме этого предусмотрены определенные льготы предприятиям и физическим лицам, которые заняты исследовательской деятельностью (НИОКР).

4. Принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.

В дополнение к четырем основным этапам можно добавить этапы формирования целей и задач предприятия в начале его организации и анализа возможных форм сделок по конкретным операциям. [21]

Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.

1.3. Общие принципы минимизации налогов

«Минимизация налогов» - термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов.

Это не всегда одно и то же. Вот простой, но наглядный пример: если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации.

Минимизация налогов - это только часть более крупной - главной - задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием).

Главная задача финансового менеджмента - финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.

Проанализируем такой параметр, как срок уплаты налогов. Существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на необходимый период времени (без штрафных санкций). При этом уменьшения налогов не происходит, но с позиций финансового менеджмента налицо положительный результат - средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль.

С этих же позиций можно подойти к исследованию вопроса о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения финансовой оптимизации к упомянутым штрафным санкциям нужно относиться так же, как и к любым другим платежам, т.е. рассматривать их в разрезе выгоды.

К примеру, предприятие использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно платить налоги в срок.

Эту мысль можно представить и в более общем виде: что выгоднее: заплатить меньше, но раньше, или больше, но позже? Это - проблема финансовой оптимизации, и только зная конкретную ситуацию на конкретном предприятии, можно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в условиях инфляции очень часто бывает, что выгоднее «больше, но позже». Другое дело, что это самое «больше» надо стараться сделать как можно меньше - это уже та часть задачи, которая связана с минимизацией налогов.

Какие налоги минимизировать

Цель минимизации налогов - не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

И в этой связи встает вопрос: какие налоги наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия?

Один ответ очевиден: те, чьи размеры самые большие.

Второй ответ требует пояснений. Дело в том, что существует несколько групп налогов.

А). Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости (например, земельный налог, платежи во внебюджетные фонды и т.п.). Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.

Б). Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (НДС). Для них важно уменьшать не сами налоги, а разницу, подлежащую уплате в бюджет.

В). Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости, однако в целом эффект есть.

Г). Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.

Наиболее сильно финансовые ресурсы предприятия уменьшают налоги групп В и Г. [50]

Глава 2.Анализ деятельности предприятия ООО «СМУ-2»

Исследование проводится по данным за 2003 год

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.