РУБРИКИ

Способы обеспечения законности в государственном управлении

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Способы обеспечения законности в государственном управлении

- применение разнообразных предупредительных мер ( карантины , приостановление деятельности , запрещение деятельности или работ , закрытие границы, изъятие продуктов и предметов представляющих опасность для общества и людей) на основании специальных правил и нормативов , оказывают непосредственное влияние на течение хозяйственной деятельности поднадзорного объекта , что равнозначно вмешательству в подконтрольную деятельность. Данный признак абсолютно не свойственен прокурорскому надзору.

- объектом надзора является оперативная деятельность обязанных нормой или правилом лиц , результаты деятельности , что свойственно и контролю.

- ограниченность круга возникающих отношений , являющихся предметом надзора , является признаком свойственным также и контролю , так как при бухгалтерской проверке или ревизии , к примеру , не проверяется соблюдение таможенного законодательства.

- возможность устранения своей властью вредных последствий выражена как в административном надзоре так и в контрольной деятельности.

Для обобщения и подтверждения сделанных выводов необходимо осуществить анализ действующего законодательства в области надзорно-контрольной деятельности органов административной власти.

Наиболее широкий перечень органов осуществляющих административный надзор и контроль дан в статьях 199-224 КоАП РСФСР а также Указе Президента РФ от 14.08.1996 года № 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти”11 #G0Российская газета. 2000. N 97. .

Надзорно-контрольная деятельность государственных органов административной власти осуществляется по следующим направлениям :

#G0#M12293 2 854500010 2763081903 3105637622 2032946103 3105637622 4294967294 1570113825 769341637 648174504Антимонопольный контроль ; а#S#M12293 1 854500010 2032946103 938880719 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933рхитектурно-строительный надзор#S ; #M12293 0 854500010 661507053 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 142411823банковский надзор; #S#M12293 0 854500010 201351935 3105637622 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 1839791606бюджетный контроль#S ; #M12293 0 854500010 2932013487 3105637622 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 350840758валютный контроль#S ; #M12293 7 854500010 495841515 4 4109304539 3141233748 3232494294 2085503941 2567317185 1254007933контроль и надзор ведомственной охраны ; #S #M12293 6 854500010 2032946103 618604223 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933ветеринарный надзор#S ; #M12293 5 854500010 661480474 2822 4073572921 4 1154227421 2926374969 4153149157 1254007933 надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы#S ; #M12293 4 854500010 2032946103 2220715325 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933геодезический надзор#S ; #M12293 3 854500010 2568340029 3105637622 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 2032946099геологический контроль ; #S#M12293 2 854500010 350793391 73854303 4 1544549591 1189350940 1254007933 3861640078 4горный и промышленный надзор#S ; контроль в области мелиорации земель ; #S#M12293 0 854500010 2032946103 3105637622 938 2305980858 4 2978707661 976330219 3825819252контроль за использованием и охраной водных объектов ; #S#M12293 18 854500010 1852020994 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 350784935 411361150 контроль за использованием и охраной земель ; #S #M12293 17 854500010 1067 1867006564 4 4137019506 2305980858 3425854990 4 2611473562контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки; #S#M12293 16 854500010 164418346 1862882329 2347631012 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933контроль за предоставлением статистической отчетности ; #S#M12293 15 854500010 802345911 3105637622 938 1001483082 279622032 4 3731932327 946260946контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания; #S#M12293 14 854500010 1368520960 823133096 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 2697438627 контроль за соблюдением трaнспортного законодательства ; #S#M12293 13 854500010 4247539452 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 1098243580 1775051 контроль за ценами ; #S#M12293 12 854500010 232509036 4138338332 4 1544545512 689232765 1254007933 3861640078 4контроль и надзор на автомобильном, городском электрическом и промышленном транспорте ; #S#M12293 11 854500010 1327796340 549223701 3649351556 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 контроль и надзор в области оборонной промышленности; #S#M12293 10 854500010 921587881 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 1839791606 921587881 контроль и надзор в области обороны; #S#M12293 9 854500010 4294967294 2316622893 631261831 4 2567317185 4065580547 2192782571 1254007933#S#M12293 8 854500010 2602177384 4 2567317185 2048697347 304059974 1254007933 3861640078 4 контроль и надзор в сфере рыболовства и охраны рыбных ресурсов; #S#M12293 7 854500010 2755839415 3105637622 4 1189350940 938 1408738161 1829526105 1254007933 контроль и надзор за защитой растений ; #S#M12293 6 854500010 1089987372 938 1001483082 2486840795 196576369 49564611 1138106394 3731932327контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)#S ; #M12293 5 854500010 976326128 689232765 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 4216715003 контроль и надзор на внутреннем водном транспорте ; #S#M12293 4 854500010 3118356506 4 1189350940 2822 811052896 689232765 4 4294967294 контроль и надзор на воздушном транспорте и в области организации воздушного движения ; #S#M12293 3 854500010 3118356506 4 1189350940 2822 52813696 689232765 1254007933 3861640078контроль и надзор на железнодорожном транспорте; #S#M12293 2 854500010 736774700 689232765 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 4216715003 контроль и надзор на морском транспорте ; #S#M12293 1 854500010 4114307032 406344276 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 2032937647 надзор за маломерными судами ; #S#M12293 0 854500010 3486750254 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 1098243580 3464 надзор за связью#S ; #M12293 4 854500010 462850379 338095009 4 1154227437 2156333762 1252712072 1254007933 3861640078 надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники ; #S#M12293 3 854500010 10 3325399517 4 2567317163 3325399512 1254007933 3861640078 4 надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда; #S#M12293 2 854500010 1987952519 3105637622 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 1839791606иммиграционный контроль; #S#M12293 1 854500010 1343157494 2822 1402887161 4248825923 1366432095 1254007933 3861640078 4контроль на рынке ценных бумаг; #S#M12293 0 854500010 1343157494 3125885548 2380804955 4 1750072203 3825778746 1254007933 3861640078контроль особо важных и режимных объектов#S ; #M12293 0 854500010 2032946103 1206631173 1189350940 4 3105637622 1254007933 3861640078 4лесной надзор и контроль#S ; #M12293 0 854500010 791192903 3105637622 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 4092024797лицензионный контроль; #S#M12293 3 854500010 2032946103 2572290621 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933метрологический надзор#S ; контроль милиции; #M12293 2 854500010 495841515 4 4109304539 3141233748 3232494294 2447054340 1254007933 3861640078#S#M12293 1 854500010 594947443 3105637622 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 1839791606налоговый контроль ; #S#M12293 0 854500010 3966285655 2428756088 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 2916467049#S#M12293 4 854500010 2649592457 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 4216715003охотничий надзор ; #S#M12293 3 854500010 2008036951 3105637622 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 350784935пограничный контроль ; #S#M12293 2 854500010 3881949535 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 4294956917пожарный надзор ; #S#M12293 1 854500010 2765028159 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 2697438627пробирный надзор; #S#M12293 1 854500010 1654614589 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 2032937647санитарно-эпидемиологический надзор ; #S#M12293 0 854500010 3153312289 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933 1098243580сстраховой надзор; #Sсортовой и семенной контроль; #S таможенный контроль; #S федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности ; #Sфитосанитарный контроль#S ; экологический контроль#S ; контроль лекарственных средств и медицинской техники ; #M12293 0 854500010 2032946103 2209812157 1189350940 1254007933 3861640078 4 242642786 1970093933энергетический надзор11 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 18. - Ст.1594.

#S

Приведённые выше направления контрольно-надзорной деятельности совпадают с тем, как эти виды деятельности названы в нормативно-правовых актах по той или иной отрасли хозяйства. Для раскрытия существа правового положения и деятельности множества государственных органов мною использован Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. В данном случае выделяется один общий признак , свойственный исследуемой деятельности , заключающийся в том , что меры административной ответственности уполномоченные органы вправе применять только к тем субъектам которые им организационно не подчинены. В данном случае приведены характеристики нескольких органов , хотя исследована вся база законодательства по перечисленным выше контрольно-надзорным органам административной власти.

#G0Органы внутренних дел

#G0Органы внутренних дел представляют собой четыре группы субъектов, осуществляющих административный надзор и контроль : 1) органы внутренних дел (милиция); 2) Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России; 3) Паспортно-визовая служба МВД России ; 4) Медицинскую службу МВД России, осуществляющую санитарный надзор на подведомственных объектах.

В соответствии с законом РФ “#P 3 0 1 1 9014765 010003000000021002000000C12709004154890000000200021001000000985589000000040010100000000022000000EE20E1E5E7EEEFE0F1EDEEF1F2E820E4EEF0EEE6EDEEE3EE20E4E2E8E6E5EDE8FF0001000000000001000100#G0О безопасности дорожного движения”11 #G0Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 50. - Ст. от 10.12.95 № 196-ФЗ и Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 “#G0О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения”22 #G0Российская газета. 1998. N 116. г#G0осударственный контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченными органами - государственными инспекциями по безопасности дорожного движения .#G0 Контроль осуществляются ГИБДД в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. Основным документом регулирующим деятельность участников дорожного движения являются Правила дорожного движения от 1993 года введённым в действие #G0#M12291 9000347Постановлением Правительства РФ#S от 23.10.93 № 1090 (в редакции#G0#M12293 0 901782325 0 0 0 0 0 0 0 0 от 24 января 2001 года)33 #G0Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - N 47. - Ст.4531. #S. Кроме этого контроль в области дорожного движения осуществляется Дорожно-патрульной службой #G0 входящей в состав милиции общественной безопасности (местной милиции) Российской Федерации. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования. #G0Правовую основу деятельности ДПС ГИБДД составляет Наставление по организации ДПС11 #G0Российская газета. 25.05-01.06.1999. №№ 99,100,103. утверждённое #G0#M12291 9000415Приказом МВД России#S от 20.04.99 № 297 .

В соответствии с вышеуказанными актами инспекции в своей деятельности издают следующие акты :

1.О#G0бязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2.#G0Предложения по совершенствованию #G0проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Разрешения #G0гражданам и организациям.

4. Постановления об#G0 ограничении или запрещении дорожного движения , перевозки крупногабаритных или тяжёлых грузов , эксплуатации транспортных средств , и др.

#G05. Протоколы об административных правонарушениях и постановления о привлечении к административной ответственности.

6.Протоколы о задержании транспортных средств и об отстранении от управления ими водителей.

Данные акты издаются по результатам надзорной деятельности в ходе которой применяются общие и специфические методы выявления нарушений. А именно :

А/ Проверки объектов транспортной системы (дорог , мостов , сооружений)

Б/ Проверки автотранспортных предприятий (инспектирование)

В/ Освидетельствование водителей .

Г/ Технический осмотр автотранспорта

Д/ Проверки #G0документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, на стационарных постах у участников дорожного движения.

Е/ Учёт автотранспортных средств

Ж/ #G0 Обследование жилых и иных помещений граждан, принадлежащих им земельных участков, территорий и помещений, занимаемых организациями, при наличии определённых условий.

З/ Проверки хода строительных , монтажных работ на объектах транспортной системы.

И/ Выявление нарушений в ходе рассмотрения дел о дорожно-транспортных происшествиях.

Необходимо отметить , что ГИБДД МВД РФ является одновременно и надзорным и контрольным органом , так как при регистрации автотранспорта , техническом осмотре , выдаче документов на управление транспортным средством , совместном контроле за условиями выдачи лицензий и соответствующей лицензируемой деятельности , согласовании размещения рекламы , #G0принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами , выдача разрешений на осуществление сопутствующей оформлению документов и регистрации деятельности и др. фактически осуществляется контроль в области безопасности дорожного движения.

Законом РФ от 21 декабря 1994 г. “О пожарной безопасности”11 Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.#S и #G0#M12291 9000347Постановлением Правительства РФ#S от 23.08.93 № 849 “#G0Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации”22 #G0Российские вести. 1993. № 167. было установлено , что государственный пожарный надзор - это специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемой должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, пресечения их нарушений и привлечения виновных (граждан и юридических лиц) к административной ответственности. #G0В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров Указом Президента РФ #G0от 09.11.01 № 1309 “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности”22 #G0 Российская газета. 2001. N 223. решено п #G0реобразовать до 1 января 2002 г. Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом. #G0 #G0#G0#G0Подразделениями Государственной противопожарной службы, осуществляющими государственный пожарный надзор, являются: территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; объектные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях; специализированные подразделения, созданные для тушения крупных пожаров (например, в лесах, на нефтегазопромыслах, в высотных гостиницах). #G0 #G0Должностные лица Государственной противопожарной службы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания за нарушения #M12291 9012376Правил пожарной безопасности#S в РФ (ППБ-01-93 с изменениями и дополнениями)11 #G0Российские вести. 1994. N 12. на автомобильном, железнодорожном транспорте и на метрополитенах , Правил устройства электрооборудования (ПУЭ) , Строительных норм и правил (СНиП). #G0

В соответствии с вышеуказанными актами органы государственного противопожарного надзора в своей деятельности издают следующие акты :

1.Обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности .

2. Постановления приостановлении или запрещении эксплуатации оборудования , приостановлении или запрещении работ или производств.

3. Акты о выполнении изданных постановлений о приостановлении или запрещении эксплуатации оборудования , производства работ.

4. #G0Акты о нарушении правил противопожарной безопасности

5. Протоколы и постановления по делам об административных нарушениях.

Данные акты издаются по результатам надзорной деятельности в ходе которой применяются общие и специфические методы выявления нарушений. А именно :

А/ Систематическое инспектирование объектов и организаций на предмет соблюдения правил пожарной безопасности.

Б/ Внеплановые проверки исполнения предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности.

В/ Проверки производства работ , монтажа , строительства зданий и сооружений.

Г/ Выявление нарушений по результатом расследования причин пожаров.

Д/ Обследования оборудования , агрегатов , предметов повышенной пожарной опасности, участков электросетей и др. с целью выявления отклонений от установленного состояния.

Органы государственного противопожарного надзора также являются органами совмещающими широкие функции . Так , в соответствии с #G0НПБ (нормы пожарной безопасности) 02-93 "Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства", #G0в состав комиссий по приемке объектов в эксплуатацию включаются должностные лица органов Государственного пожарного надзора, наделенные необходимыми полномочиями , что является формой осуществления контроля. Кроме этого #G0НПБ 03-93 "Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство" предусмотрено , что проекты строительства проходят обязательное согласование в органах госпожнадзора на соответствие нормам пожарной безопасности , строительным нормам и т.п. Как форму контроля работники органов противопожарного надзора осуществляют обучение и приём экзаменов на знание обязательных правил в области пожарной безопасности у лиц, деятельность которых связана с производством работ или обслуживанием источников повышенной пожарной опасности.

#G0Государственная инспекция труда

#G017 июля 1999 г. введен в действие #M12291 901738836Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации”11 Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3702.1#S, закрепивший полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда . В целях реализации этого закона принято предложение Министерства труда и социального развития РФ об образовании на базе Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития РФ и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах РФ федеральной инспекции труда - единой централизованной системы, включающей Министерство труда и социального развития РФ и государственные инспекции труда (государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства) , что было закреплено П#M12291 1000000345остановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда”11 #G0Российская газета. 1999. N 201. 1#S .В составе центрального аппарата Министерства труда и социального развития РФ создан Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. “Положение о федеральной инспекции труда”22 Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 6. - Ст. 760. утверждено #M12291 901753049постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78#S . #G0Единая централизованная система госинспекций осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, учреждениях и в организациях независимо от форм собственности. Образование трудовой инспекции было детерминировано рядом международных актов , что нашло отражение в #G0#M12291 901705567Федеральном законе “О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде"33 #G0 Российская газета. 1998. N 74. #G0от 11.04.98 N 58-ФЗ.#S

#G0#G0Основной задачей Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда является осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

Выявление нарушений в области трудового законодательства осуществляется следующими методами :

1. Текущими и внеплановыми проверками для чего инспектора вправе #G0беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца, посещать в любое время суток предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда (инспектирование).

2. Получение информации посредством #G0запросов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий , получение по ним документов, объяснений и иной информации, необходимой для выполнения надзорных и контрольных функций.

3. Расследованием в установленном порядке несчастных случаев на производстве, анализом их причин.

4. Получением информации от граждан из их жалоб и обращений.

5.#G0 Изъятием для анализа образцов используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя).

В ходе надзорной деятельности органы инспекции труда издают следующие акты :

#G0А/ Обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке

Б/ Постановления (решения) о #G0приостановлении работы отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений.

В/ Постановления об #G0отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

Г/ Решения о #G0приостановлении деятельности организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

Д/ Требования #G0о принятии мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

Е/ #G0Разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

Ж/ Акты расследования несчастных случаев на производстве.

З/ Протоколы и постановления выносимые в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

И/ Решения о #G0запрещении производства и использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

#G0Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор

#G0В соответствии со #M12293 0 901729631 1265885411 25202 1785731499 2141350789 996174788 4 2428756068 2249773771ст. 46 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”11 Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 14. - Ст. 1650. от 30 марта 1999 #Sг. в Российской Федерации действует единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации). В систему службы входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в стране; органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, созданные в установленном законодательством порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на водном и воздушном транспорте; структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции и налоговой полиции, осуществляющие соответственно государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения; государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и главному государственному санитарному врачу Российской Федерации. #G0Организация деятельности всей службы осуществляется главным государственным санитарным врачом РФ, главными государственными санитарными врачами субъектов РФ, городов, районов, на водном и воздушном транспорте, а равно главными государственными санитарными врачами федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции и налоговой полиции. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации действует на основании “Положения…” об этой службе, утвержденном П#M12291 901711866остановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 680#S 11 Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 27. - Ст. 3197.. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в своей деятельности руководствуется также Законом РСФСР “Об охране окружающей природной среды”22 ВВС РФ. - 1992. - N 10. - Ст. 457.#S #G0#M12291 9000344#S от 19.12.91 № 2060-1 и другими актами.#S

Цели и задачи службы заключаются в д#G0еятельности по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Основное направление деятельности службы - административный надзор за действующими в области санитарного благополучия #G0санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (СанПиН) , например #P 3 0 1 1 901759788 010002000000021002000000C127090041548900000002001010000000001B000000D1E0EDE8F2E0F0EDFBE520EFF0E0E2E8EBE020E820EDEEF0ECFB0001000000000001000100#G0 (СанПиН 2.1.4.559-96) “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества” (Постановление Госстроя России от 31.03.2000 № 24), но достаточно большую долю в деятельности службы занимает контрольная деятельность.

#G0Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

1.Надзор за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

2.Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

3.Меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

4.Контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

5.Проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

6.Разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

7.#G0Статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

#G0При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, дают гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Должностные лица вправе выносить постановления о приостановлении до устранения нарушения санитарного законодательства или запрещении в случае невозможности его устранения касающиеся : #G0#G0

- #G0проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

- эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

-разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

-производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

-использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

- ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов.

#G0Выносить мотивированные постановления о :

1.Госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

2.Проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3.Временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

4.Проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

5.Введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;

Выдавать санитарно-эпидемиологические заключения по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проводимых органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, используют следующие методы реализации надзорных функций:

А/ Получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Б/ Вызывать в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

В/ Проводить (или назначать) санитарно-эпидемиологических экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок,

Г/ Проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

Д/ Беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Е/ Посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

Ж/ Проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

З/ Проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

И/ Проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

К/Проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

Л/ У#G0станавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Кроме исключительно надзорных функций органы санитарного надзора осуществляют следующую деятельность : обучение, #G0контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения; #G0контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию; #G0воспитание и обучение в дошкольных и других образовательных учреждениях; #G0профилактические прививки ; #G0государственная регистрация опасных веществ и отдельных видов продукции ; совместный с таможенными органами контроль за соответствием санитарной безопасности ввозимых на территорию РФ продуктов и товаров , организовывать производственный контроль.

Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг , являющийся методом непосредственно контрольной деятельности , так как представляет собой наблюдение за протекающими процессами явлениями и действиями. Социально-гигиенический мониторинг (наблюдение) проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

#G0Таможенные органы Российской Федерации

Контроль за соблюдением правил в области перемещения через таможенную границу , оформления и других действий с товарами и транспортными средствами осуществляют таможенные органы. Порядок деятельности таможенных органов и соответствующие правила , являющиеся основой таможенного режима установлены Таможенным кодексом РФ11 Российская газета. 1993. N 138. #G0от 18.06.93 № 5221-1 #G0#G0#M12293 0 9005480 2092380631 2947696141 2851215321 2005302996 13 2629698864 2822 24257 , Законом РФ “#S#M12291 9014792О континентальном шельфе Российской Федерации”22 #G0Собрание законодательства РФ. - 1995. N 49. от 30.11.1995 N 187-ФЗ.#S Во исполнение указанных нормативных актов Правительством и Государственным Таможенным комитетом РФ разрабатываются и устанавливаются специальные правила касающиеся порядка перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность. Для целей экономической политики и осуществления классификации товаров принята Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности с указанием пошлин , которые меняются в зависимости от политической и экономической ситуации . В связи с тем , что т#G0аможенное дело включает в себя взимание налогов , деятельность таможенных органов регулируется законами РФ от #G006.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”33 #G0Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - N 52. - Ст.1871., от #G006.12.91 N 1993-1 “Об акцизах”44 #G0Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 11. - Ст.1016. , Налоговым кодексом РФ. Кроме этого таможенными органами осуществляется #P 3 0 2 4 9001601 901707239 901707241 901707243 0000валютное регулирование и валютный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и контроль за соблюдением таможенных правил установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации;

Таможенный контроль осуществляется в следующих формах (методами) :

1.#G0Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей

2.Таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля);

3. Учет товаров и транспортных средств,

4.Устный опрос физических лиц и должностных лиц;

5.Проверка системы учета и отчетности;

6.Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации;

7. #G0Проверка финансово-хозяйственной деятельности

8. #G0Идентификация товаров, транспортных средств, помещений и других мест #G0путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

9. Проверки соблюдения таможенного законодательства после выпуска товаров для обращения (последующий надзор)

10. Инвентаризация товаров и транспортных средств.

11.Контролируемые поставки.

Таким образом , очевидно , что действующее законодательство существенно различается по вопросам отнесения той или иной деятельности к конкретному виду. Так , в некоторых случаях надзорная деятельность названа контролем , а контрольная - надзором. По единственному , свойственному только виду деятельности, существенному признаку административного надзора - применение административных санкций , существующие разночтения в действующей нормативной базе невозможно однозначно сделать вывод об обособленности данного явления в существующей правовой среде. А сам административный надзор следует с большей достоверностью отнести к контрольной деятельности и обозначить его как вневедомственный контроль государственных органов административной власти за исполнением законов и иных нормативных актов (общеобязательных правил и нормативов) организациями , гражданами , учреждениями по конкретным видам возникающих отношений . Сохраняющийся в наименовании многих контролирующих органов термин “надзор” противоречит назначению этих органов и вносит лишь путаницу в исследование государственных функций тех или иных структур государственной или административной власти. На мой взгляд , действующее законодательство следует привести к единому толкованию указанных правовых явлений , принимая во внимание необходимость повышения статуса надзирающих органов прокуратуры и оптимизации структуры контролирующих органов административной власти. Так , предметом ведения двух систем административных органов - ГИБДД МВД РФ и Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации , действующей на основании “Положения о Российской транспортной инспекции”11 #G0Библиотечка Российской газеты. 2001. N 11. утвержденном П#M12291 9030066остановлением Правительства РСФСР от 26 ноября 1991 г. № 20 являются отношения по безопасной эксплуатации автомобильного транспорта и соблюдения правил действующих в этой области. Кроме предмета ведения совпадают также задачи , методы , способы осуществления контроля этими двумя структурами. В существовании разделено этих органов нет никакого практического и юридического смысла. Таким образом, в целях сокращения числа и штатов административных органов , полномочия Российской транспортной инспекции возможно передать Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ с упразднением структур транспортной инспекции.

Глава 5. Надзор органов прокуратуры.

В соответствии с Законом РФ #G0от 17.01.92 г. N 2202-1 “О прокуратуре”11 #G0Российская газета. 1992. N 39. , в редакции #G0#M12291 901725805Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ#S; #M12291 901747803Федерального закона от 19 ноября 1999 года N 202-ФЗ#S ; #M12291 901751212Федерального закона от 2 января 2000 года N 19-ФЗ#S ; #M12293 0 901777826 0 0 0 0 0 0 0 0Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ#S , на органы прокуратуры возложено осуществление от имени государства надзора за исполнением всех действующих в Российской Федерации законов.

На основании выводов изложенных в предыдущей главе об основных сторонах надзорной деятельности органов прокуратуры , анализируя закон “О прокуратуре” , можно сформулировать определение осуществляемого этими органами надзора , как повсеместной правоохранительной деятельности осуществляемой системой обособленных государственных органов , направленной на обеспечение соблюдения всеми субъектами действующих законов и нормативно-правовых актов, принятых на их основе.

В этой связи необходимо дополнительно разрешить ряд теоретических проблем , касающихся существования прокурорского надзора в Российской Федерации , а именно :

А/ Проблемы места прокурорского надзора в системе государственного управления.

Б/ Проблемы полномочий прокуратуры при осуществлении надзора (пределов надзора).

В/ Проблемы контроля за деятельностью прокуратуры.

Статья 1 Закона РФ “О прокуратуре” устанавливает, что : “ #G0Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации”. Осуществляя, во-первых, надзор за исполнением законов и, во-вторых, за соответствием законам тех правовых актов, кото-рые издаются органами управления и контроля, представитель-ными (законодательными) органами субъектов Федерации, орга-ны прокуратуры не подменяют их и не вмешиваются в их опера-тивно-хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления. Прокурор не имеет права приказывать поднадзорным ему субъ-ектам. Конституция РФ содержит статью 129, говорящую о прокуратуре , в главе 7 “Судебная власть”11 Комментарий к Конституции РФ/Под ред. Окунькова Л.А. - М., 1996. С. 558. , но сама прокуратура к системе судебной власти не относится. В первом случае прокуратуру можно рассматривать как надзорный орган исполнительной власти. Тогда ограничения на осуществление надзора в отношении Правительства и его актов , так же как и подконтрольность Президенту - высшему лицу исполнительной власти РФ в части представления на должность генерального прокурора кандидатур Федеральному Собранию РФ , выглядят вполне уместно. В такой системе прав и полномочий прослеживается определённая подчинённость прокуратуры исполнительной власти. В общем плане законом декларируется подчинённость прокуратуры только Конституции РФ и закону. Яровиков К.Ю. в статье “Надзорная функция прокуратуры: История и проблемы развития” писал : “Необходимо поставить вопрос об укреплении правового статуса прокуратуры , конституционном определении её функций, расширении её полномочий и степени их императивности”.22 Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: История и проблемы развития//Государство и право. - 1999. -№ 11. - С. 72. Того же мнения об определении статуса прокуратуры придерживается кандидат юридических наук И.Викторов , который указывает на необходимость введения в Конституцию РФ новой главы с названием “Прокурорский надзор” , а деятельность прокуратуры должна быть урегулирована , по его мнению, специальным федеральным конституционным законом.33 Викторов И. Прокуратура : статус на рубеже тысячелетий// Законность. - 2000.- № 12 . - С.22-23. О том , что надзор прокуратуры должен быть высшим писал также Протопопов А.Л.44 Протопопов А.Л. Функции прокуратуры// Правоведение.- 2000.-№ 6.-С.177. На мой взгляд, сложившаяся правоприменительная практика требует , в интересах законности, определить место прокуратуры как органа совершенно независимого от влияния какой либо ветви власти , и более того , от вмешательства в деятельность прокуратуры каких либо высших чиновников государственной власти. Если рассматривать государственное управление с позиции разделения собственно управления государством и управленческой деятельности органов административной власти , то в ограничении надзорных полномочий прокуратуры в отношении Правительства содержится противоречие , которое необходимо устранить. Правительство и издаваемые им акты должны стать предметом прокурорского надзора , так как по сути прокуратура есть орган, стоящий над системами всех ветвей власти (в функциональном смысле) , так же подчиняющимися высшей власти закона. Прокуратура ценна тем , что она представляют собой замкнутую самодостаточную федеральную систему государственных органов с широчайшим предметом надзора. Кадровая основа прокуратуры включает специалистов с высшим юридическим образованием и опытом работы. Роль прокуратуры в обществе высока , а законом ей предоставлены широкие полномочия. Таким образом , как деятельность органа относящегося к государственной власти , прокурорский надзор должен быть выделен в самостоятельную процедуру , свойственную только этой системе органов. Такой надзор , в основном за деятельностью должностных лиц иных ветвей власти , позволит оптимизировать государственное управление , повысить в нём законность а также управляемость поднадзорных систем. Однако , на мой взгляд, возможность уголовного преследования , осуществляемого органами прокуратуры, должна быть сокращена до расследования преступлений чиновников всех рангов и поддержания обвинения в уголовном процессе , с исключением из подведомственности общеуголовных дел. Тем не менее , в части расследования общеуголовных тяжких преступлений координирующую роль прокуратуры необходимо сохранить , учитывая недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки . О необходимости изъятия у прокуратуры функций государственного обвинения и расследования указывали Даев В.Г. и Маршунов М.Н. 11 Даев В.Г. , Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - Л. 1990. С. 96, 107-109.

Актуальна проблема пределов прокурорского надзора. Выше указывалось , что Постановления Правительства РФ не входят в предмет прокурорского надзора. Помимо предложения о расширении полномочий прокуратуры в этой части , следует согласиться с И. Викторовым и закрепить законом право законодательной инициативы Генерального прокурора РФ , которым он обладал в соответствии с прежней Конституцией , а также право обращения в Конституционный Суд с запросами самого Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.22 Викторов И. Прокуратура : статус на рубеже тысячелетий// Законность. - 2000.-№ 12 . С.22. На мой взгляд , под прокурорский надзор следует поставить даже деятельность и акты Президента РФ , учитывая , что во-первых , Указы Президента имеют подзаконный характер , во-вторых , деятельность высшего лица в государстве также должна строиться в соответствии с законом , следовательно , её можно оценивать с этой точки зрения. Однако , надзор прокуратуры в отношении высшего лица государства необходимо ограничивать правовыми рамками , а полномочия Генерального прокурора в этой части должны сводиться к соответствующему уведомлению о факте нарушения закона. В случае же отсутствия ответных действий Прокурор обязан обращаться в высшие судебные инстанции. Викторов И. по поводу уголовного преследования Президента писал , что ст. 93 Конституции РФ следовало бы изменить , указав в ч. 1, что заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления и о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в его адрес должны даваться Генеральным прокурором РФ , а не судами , ибо это не судебные функции.33 Там же. С.23.

По результатам надзорной деятельности прокурор (его заместитель) издают следующие акты:

1). #G0Протест , приносимый на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

2). #G0Представление об устранении нарушений закона , которое вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

3). #G0Мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении , #G0исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином.

4). #G0Предостережение о недопустимости нарушения закона ( #G0в письменной форме) #G0при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

5).Постановления об отмене постановлений вынесенных органами предварительного следствия и дознания.

6). #G0Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания .

Возможность издания прокурорами такого акта как предостережение о недопустимости нарушения закона появилась с введением изменений и дополнений в Закон РФ “О прокуратуре” Федеральным законом11 #G0Российская газета. 1999. N 30. от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ с 17 февраля 1999 года #M12293 0 901725805 24254 1051651756 345931407 24573 77 1114213564 2606118535 1265885411 #S. Следует отметить , что ранее норма об указанном акте содержалась в законе , но была отменена. В то же время , предостережение о недопустимости нарушения закона направлено на предупреждение правонарушения , тем самым устраняется возможность появления общественно опасных последствий , проведения дополнительных организационно-распорядительных мероприятий и траты средств на восстановление права. Эффективность и дешевизна в случае прямого недопущения совершения нарушений значительно выше чем тогда , когда правонарушение свершилось как факт. При применении такой формы реагирования расходы государства могут быть предотвращены реализацией ограниченного круга надзорных мероприятий со стороны прокуратуры. Таким образом , очевидна важность и необходимость существования и применения такой формы надзорного акта как предупреждение о недопустимости нарушения законодательства.

Таким образом , совокупность издаваемых по результатам надзорной деятельности прокуратурой актов говорит об их значительном своеобразии , отличии от всех каких либо актов иных органов , в том числе вневедомственного административного контроля. Однако такой перечень расширять , на мой взгляд , не следует. Не согласен , связи с этим , с предложением И. Викторова о введении в прокурорский надзор такого нового акта как требование об отстранении от должности руководителя коммерческой и (или) некоммерческой организации за систематические нарушения законодательства.11Викторов И. Прокуратура : статус на рубеже тысячелетий// Законность. - 2000. - № 12 . - С.25. Хорошо известен низкий уровень законности в государственном управлении 22 Тихомиров Ю. Законность в сфере государственного управления// Законность . - 1998.- № 6. - С. 2. и ситуация в настоящее время кардинально не изменилась. В обществе только начинают развиваться основы демократии. При таких условиях прямое вмешательство в деятельность коммерческой администрации может парализовать управление на любом предприятии. Острие надзора и всю свою мощь прокуратуре , считаю , следует направить на надзор за деятельностью государственной администрации и контролирующих органов. В то же время , предложения : о повышении императивности протеста прокурора , того же автора и иных учёных , не лишено практической пользы а принесение прокурором протеста должно автоматически приостанавливать действие опротестованного акте , а сам протест подлежать обязательному исполнению в 10-дневный срок ; о расширении прав прокурора до возможности отстранения руководителей и иных должностных лиц от занимаемой должности в случае невыполнения ими в установленный срок требований прокурора об устранении явных нарушений прав и свобод человека.33 Там же. С. 24. ; Протопопов А.Л. Функции прокуратуры// Правоведение.- 2000. - №6. -С. 178.

Активная правовосстановительная функция прокуратуры проявляется посредством реализации следующих своеобразных мер :

1. Уголовное преследование

2. #G0Освобождение своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов

3. Обращение в судебные органы с протестами и исковыми заявлениями

4. Направление #G0 сообщения о правонарушении и материалов проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

5. #G0Отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, освобождение их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.АдПри

Роль прокуратуры в поддержании режима законности на должном уровне в последнее время всё более повышается. Во многом это объясняется тем, что проку-рорское реагирование на беззакония происходит гораздо быстрее судебного -- сроки рассмотрения представлений и протестов прокуроров установлены законом достаточно сжатые. Кроме того, прокуратура располагает возможностями добиться ликви-дации нарушений закона не только в отношении индивидуально-го заявителя, но и целых категорий граждан, в частности, путем опротестования незаконных актов исполнительной власти.

Учитывая положения о необходимости наличия в деятельности любой власти определённых “сдержек” и “противовесов” большую важность приобретает реализация контроля за надзором прокуратуры. К основным функциям управления в органах прокуратуры А. Стуканов относил , в том числе : “контроль, представляющий собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса осуществления прокурорского надзора по всем его отраслям и направлениям , принятым управленческим воздействиям … с целью преодоления отклонений , устранения препятствий на пути оптимального функционирования органов прокуратуры”.11 Стуканов А. Законность в деятельности органов административной юрисдикции: Теория и практика прокурорского надзора// Законность.-1998.-№12.-С.10. Следует учитывать , что контроль реализуемый внутри любой системы органов , в том числе и прокуратуры , явно недостаточен для поддержания режима законности , поэтому контроль внутренний должен дополняться контролем внешним. В интересах быстроты и эффективности осуществления надзора Протопопов А.Л. предложил вывести прокуратуру из сферы судебного контроля.22 Протопопов А.Л. Функции прокуратуры// Правоведение. - 2000. - №6. - С.177.

Данный вывод он мотивировал тем , что факт обращения в суд порождает бесконечную судебную процедуру и может сделать бесцельным акт прокурорского реагирования. С эти согласиться нельзя. Учитывая , что процедура судебного разбирательства происходит гласно , судьи сами являются высококвалифицированными юристами а две структуры процессуально независимы друг от друга то проверка действий прокурора наоборот послужит укреплению законности. Как и любая иная система прокурорская , в условиях бесконтрольности , подвержена дезорганизации и перерождению в нечто противоположное своему назначению. Таким образом , если принять во внимание положение о безусловном исполнении обоснованного протеста прокурора , в суде могут быть оценены в основном последствия исполнения такого акта так же как и бездействие прокурора. Органическим дополнением судебного контроля должен являться контроль общественный , реализуемый в одной из его форм - прямые выборы прокуроров районного звена и субъектов Российской Федерации. Однако данная форма контроля законом в настоящее время не предусмотрена. До перестройки в системе государства существовала такая форма участия общественности в управлении государством как народный контроль. Хотя народный контроль и являлся декларативным по сути , однако такая форма , на мой взгляд , должна быть закреплена и в наше время. Нет необходимости возрождать всю систему народного контроля , по существу он может быть воплощён в прямых выборах того , кто от имени избравших, будучи наделён государственной властью , будет выполнять надзорные функции - прокуроров. Иное значение имеет разрешение вопроса о контроле за прокуратурой со стороны административной власти. Предположим ситуацию когда работник прокуратуры не исполняет судебного акта , либо когда его действия судом признаны незаконными , или в случаях совершения преступлений , каким образом к работнику прокуратуры применять меры ответственности и вправе ли это делать структуры исполнительной власти , ведь суд не обладает системой осуществляющей практическое принуждение ? Статья 42 закона “О прокуратуре” гласит , что #G0любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Диспозиция указанной статьи исключает разрешение вопроса о начале проверочных действий по заявлениям о совершении преступлений иными должностными лицами , не относящимися к системе органов прокуратуры. На мой взгляд такое положение неприемлемо с точки зрения обеспечения законности. Правовой контроль , то есть оценка действий работника прокуратуры , в таких случаях может быть осуществлена судом , посредством гласного разбирательства. Учитывая , что по статье 46 Конституции РФ11 #G0Российская газета. 1993. N 197. всякое действие или бездействие должностного лица , в том числе то , которое обладает признаками уголовной противоправности , может быть обжаловано в суд , должностные лица , наделённые правом уголовного преследования (или граждане) обязаны (вправе) обращаться в суд , представляя совокупность доказательств , дающих повод к возбуждению уголовного дела. Вышестоящий прокурор , при этом , принимает решение о начале расследования в обязательном порядке на основе судебного акта. Очевидно , что такая форма реализации полномочий даёт право административным органам , коими являются правоохранительные , осуществлять контроль через судебную систему за действиями работников прокуратуры. Считаю такой контроль приемлемым в предложенном виде в связи с тем , что предметом такого контроля является не деятельность прокуратуры вообще , а конкретные действия или бездействия отдельных работников. В закон “О прокуратуре” должны быть внесены соответствующие изменения. Однако , указанный механизм может быть реализован только при реальном реформировании государственных институтов , в том числе судебных.

Таким образом по настоящей главе можно сделать следующие выводы :

1.Надзор органов прокуратуры необходимо отнести к непосредственно государственной деятельности , как одну из основных форм осуществления функций государства. То есть , прокурорский надзор - есть практическая составляющая государственного управления. В то время как надведомственный контроль органов административной власти - практическая форма исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов административной власти.

2.Надзор - вид деятельности , который должен быть свойственен только системе органов прокуратуры.

3.Статус органов прокуратуры и осуществляемый ими надзор должны найти отражение в Конституции Российской Федерации в качестве самостоятельного явления.

4.Полномочия прокуратуры следует расширить , с одновременным расширением контрольных функций за надзорной деятельностью со стороны иных точно определённых законом субъектов.

5.Основным предметом надзора должна быть деятельность структур властей законодательной , судебной и административной , с одновременным сокращением деятельности общеуголовного преследования , как функции несвойственной надзору.

Заключение.

В представленной работе я сформулировал понятие государственное управление как деятельность высших лиц государства , заключающееся в волевом воздействии как на само государство в его политико-правовом понимании , так и на систему органов государственной власти. Таким образом , государственное управление - не форма деятельности государственных органов исполнительной власти. Как правовое явление государственное управление имеет иное содержание , как и совокупность способов обеспечения законности в нём. Однако в работе ряд выводов сделан мною исходя из традиционного отождествления управления государством с практической деятельностью исполнительных органов административной власти. Вопрос о точном определении понятия государственное управление требует дополнительной разработки , что не относится к теме работы.

Во второй главе мною определено общее понятие законности а также понятие способов её обеспечения. Там же мною сделан вывод о необходимости расширенного понимания законности как многогранного и многоэлементного явления. Основываясь на теоретических разработках профессоров Атаманчука Г.В. и Бахраха Д.Н. определил понятие дисциплины и целесообразности. Отметил , что дисциплина , как правовое явление , свойственно деятельности лиц , исполняющих управленческие функции , и совершенно не свойственно деятельности субъектов автономных по отношению к системе органов государственной власти. Далее сделан вывод о том , что понимание способов обеспечения законности в управлении как методов , приёмов и др. , применяемых исключительно государственными структурами и должностными лицами , устарело и не отвечает принципам демократизации общества. В совокупности способов обеспечения законности важное место должна занять контрольная деятельность граждан и их объединений. На практическом примере показана необходимость детальной правовой регламентации деятельности служащих , установления основных принципов при выполнении публичных задач.

В третьей главе мною проанализированы различные системы способов обеспечения законности в государственном управлении , предложенные ведущими учёными-административистами. Исходя из сложившейся общественно-политической ситуации предложена и обоснована система основных способов обеспечения законности на современном этапе. А именно : контроль , который в свою очередь разделяется в зависимости от уровней на контроль внутриведомственный , межведомственный , вневедомственный ; в зависимости от субъектов его применяющих на контроль общественный , судебный , органов и должностных лиц административной власти. Надзор может быть только общим и свойственным органам прокуратуры. Вывод о том , к какому виду отнести деятельность судебных органов окончательно не сформулирован ввиду подвижности статуса судебных учреждений и их полномочий. Однако по основным признакам характеризующим каждый способ обеспечения законности деятельность суда следует отнести к контрольной.

В четвёртой главе обосновано о доказано , что такое понятие как административный надзор не находит отражение в нормативно-правовой среде, а по основным признакам такой способ обеспечения законности должен быть отнесён к вневедомственному контролю государственных органов административной власти за исполнением законов и иных нормативных актов (общеобязательных правил и нормативов) организациями , гражданами , учреждениями по конкретным видам возникающих отношений. Там же предложено практическое направление реформирования существующего законодательства в отношении содержащихся в нём понятий , а также по конкретным органам власти.

В пятой главе дано понятие прокурорского надзора. Доказана необходимость изменения действующего законодательства для повышения роли этого способа обеспечения законности в государственном управлении. Описан ряд теоретических вопросов существования прокурорского надзора и сделаны практические выводы по ним. В совокупности с содержанием четвёртой главы обоснован вывод о том , что понятие “надзор” должно быть свойственно системе органов прокуратуры. Учитывая выводы первой главы обоснована необходимость введения и закрепления механизма контроля за надзорной деятельностью со стороны общественности и судебных органов.

Список использованной литературы.

1) Конституция РФ // #G0Российская газета. 1993. № 197.

2) Кодекс об административных правонарушениях РСФСР// #G0Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1984.- N 27. - Ст.909 ; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 18. - Ст.1594.

3) Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 № 5221-1 // Российская газета. 1993. N 138.

4) Уголовно-исполнительный кодекс РФ от #G008.01.97 N 1-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 2 - Ст.198 #G0.

5) Закон РФ “О милиции” от 18.04.91 № 1026-1//Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. - 1991. - № 16. - Ст. 503.

6) Закон РФ от #G006.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - N 52. - Ст.1871.

7) Закон РФ от #G006.12.91 N 1993-1 “Об акцизах” // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 11. - Ст.1016.

8) Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 “Об охране окружающей природной среды” #S // #G0#M12291 9000344#SВВС РФ. - 1992. - N 10. - Ст. 457.

9) Закон РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” // Российская газета. 1993. N 89.

10) Закон РФ от 21 декабря 1994 г. “О пожарной безопасности”// Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.

11) Закон РФ от 18 октября 1995 года “О прокуратуре” // Российская газета. 1992. N 39.

12) Закон РФ от 30.11.1995 N 187-ФЗ “#S#M12291 9014792О континентальном шельфе Российской Федерации”// Собрание законодательства РФ. - 1995. N 49.

13) Закон РФ “О безопасности дорожного движения” от 10.12.1995 №196-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- N 50, 11.12.95

14) Закон РФ от 11.04.98 N 58-ФЗ “О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде” // Российская газета. 1998. N 74.

15) Закон РФ “#G0О внесении изменений и дополнений в #M12291 9004584Федеральный закон "О прокуратуре

Российской Федерации"#S от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ// Российская газета. 1999. N 30.

16) Закон РФ от 30 марта 1999 № 53-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 14. - Ст. 1650.

17) Закон РФ от 17 июля 1999 № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3702.

18) Указ Президента РФ от 14.08.1996 года № 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” // Российская газета. 2000. N 97.

19) Указ Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 “#G0О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения”// Российская газета. 1998. N 116.

20) Указ Президента РФ #G0от 09.11.01 № 1309 “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности” // Российская газета. 2001. N 223.

21) П#M12291 9030066остановление Правительства РСФСР от 26 ноября 1991 г. № 20 “Положение о Российской транспортной инспекции” // Библиотечка Российской газеты. 2001. N 11.

22) Постановление Правительства РФ#S от 23.08.93 № 849 “#G0Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации” // Российские вести. 1993. № 167.

23) Постановление Правительства РФ#S от 23.10.93 № 1090 “О введение в действие Правил дорожного движения” от 1993 года#G0#M12291 9000347// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - N 47. - Ст.4531.

24) П#M12291 901711866остановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 680 “Положение о санитарно-эпидемиологической службе” // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 27. - Ст. 3197

25) П#M12291 1000000345остановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда” // Российская газета. 1999. N 201.

26) Приказ МВД России от 14.12.93 N 536 “О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации”// Российские вести. 1994. N 12 .

27) Приказ МВД России#S от 20.04.99 № 297 “Наставление по организации ДПС”// Российская газета. 25.05-01.06.1999. №№ 99,100,103.

28) Дело № 2-1338/01 за 2001 г. Холмского городского суда.

29) Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М. , 1997 .

30) Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М., 1973.

31) Бахрах Д.Н. Административное право России. - М. , 2000.

32) Братусь Б.Н. Юридическая ответственность и законность. - М., 1976.

33) Вебер М. Избранные произведения. - М. , 1990.

34) Викторов И. Прокуратура : статус на рубеже тысячелетий// Законность. - 2000.- № 12 .

35) Даев В.Г. , Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - Л., 1990.

36) Драго Р. Административная наука. - М., 1982.

37) Зималаев Д.Г. Приостановление производства по делу под контролем суда// Журнал российского права. - 1999. - № 10.

38) Козлов Ю.М. Научная организация управления и право. - М. , 1975.

39) Николаева Л.А. Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля. - В сб.: Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Часть 1. - М., 1975.

40) Новиков С.Г., Рагинский М.Ю. Прокуратура в системе советского государственного аппарата.// Правоведение. - 1974. - № 3.

41) Стуканов А. Законность в деятельности органов административной юрисдикции: Теория и практика прокурорского надзора// Законность.-1998.- №12.

42) Тихомиров Ю. Законность в сфере государственного управления// Законность .- 1998.- №6

43) Протопопов А.Л. Функции прокуратуры// Правоведение. - 2000.- №6.

44) Чиркин В.Е. Контрольная власть.// Государство и право. - 1993. - № 4 .

45) Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов : разграничение компетенции и ответственности// Государство и право. - 1999. - № 1.

46) Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: История и проблемы развития// Государство и право. - 1999.- № 11.

47) Словарь иностранных слов. - М. , 1979.

48) Философский энциклопедический словарь. - М. , 1983.

49) Юридический энциклопедический словарь. - М., 1984.

50) Российская юридическая энциклопедия. - М. : “Инфра-М” , 1999.

51) Словарь административного права. - М., 1999.

52) Ожегов С.И., Шведкова К.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994.

53) Комментарий к Конституции РФ/ Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 1996.

54) Советское административное право : Учебник /Под. ред. Козлова Ю.М. - М., 1985.

55) Административное право: Учебное пособие / Под ред. проф. ТумановаГ.А. - М., 1997.

56) Административное право Российской Федерации : Учебник /А.П. Алёхин , А.А. Кармолицкий , Ю.М. Козлов. - М. , 1997.

57) Административное право : Учебник /Под. ред. Козлова Ю.М. Попова Л.Л. - М., 1999.

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.