РУБРИКИ

Виды правонарушений на воздушном транспорте

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Виды правонарушений на воздушном транспорте

Перевезено пассажиров - это число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров на воздушном транспорте определяется по моменту отправления. Также используется и момент прибытия.

В 2008 году основные усилия в работе Росавиации были направлены на выполнение Федеральных целевых программ, поручений Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта. Мероприятия в рамках функций Агентства, обеспеченные финансовыми ресурсами, выполнены полностью Федеральное агентство воздушного транспорта www.favt.ru. / Доклад руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Г.К.Курзенкова на расширенном заседании коллегии Росавиации 5 марта 2009 г. по итогам работы за 2008 год и планам на 2009 год.

В 2008 году отечественными авиаперевозчиками перевезено 49,8 миллионов пассажиров, что на 10,4% больше чем в 2007 году.

Следует отметить, что 54% всего объема перевозок пассажиров выполнили пять авиакомпаний: Аэрофлот, Сибирь, Трансаэро, ГТК Россия, ЮТэйр.

Объем перевозок почты и грузов возрос на 6,4% и составил 779 тысяч тонн.

Основной объем грузовых перевозок (65%) выполнен семью авиакомпаниями: Волга-Днепр, ЭйрБриджКарго, Аэрофлот-РА, Аэрофлот-Карго, Сибирь, Полет, Трансаэро.

Вместе с тем, 67% перевозок грузов приходится на долю международных перевозок.

Рост объемов пассажирских и грузовых перевозок связан с появлением новых воздушных линий и увеличением интенсивности полетов на уже существующих маршрутах. В ходе межправительственных переговоров в 2008 году достигнуты существенные успехи в вопросах развития воздушного сообщения между Россией и Китаем, Турцией, Израилем, Украиной, Тунисом, Таджикистаном, Италией, Швейцарией.

Вместе с тем, темпы роста авиаперевозок с января 2009 года замедлились: пассажирских - на 16,7%, а грузовых - на 34,7%.

Основными причинами сложившейся ситуации являются:

1. Крайне высокие темпы роста цен на авиатопливо в прошедшем году. Рост составил более 40 % по сравнению с январем 2008 года. Это привело к резкому повышению удельной составляющей цены авиатоплива в себестоимости авиаперевозок и ухудшению финансового положения авиакомпаний.

2. Проблемная ситуация с авиакомпаниями альянса Air Union, рядом других авиакомпаний спровоцировала крайне жесткое поведение поставщиков авиатоплива и аэропортов по отношению к авиаперевозчикам. Поставщики выдвигают требования полного погашения имеющейся задолженности авиакомпаний и перехода на работу по предоплате. Данная позиция ставит под угрозу экономику предприятий. Нести ответственность перед пассажирами должны все организации, в том числе и руководство аэропортов.

3. Сложившаяся ситуация на финансовых рынках практически полностью лишила предприятия отрасли кредитных ресурсов. Авиаперевозки во всем мире являются капиталоемкой отраслью и, в значительной степени, зависят от заемного финансирования. Проводимая ведущими авиакомпаниями страны модернизация парка воздушных судов требовала от них дополнительных ресурсов, которые привлекались в виде банковских кредитов, облигационных займов и других инструментов. Возможности рефинансирования облигационных займов и банковских кредитов на сегодня у авиакомпаний нет, вывод таких средств из текущей производственной деятельности авиакомпаний невозможен. Финансовая ситуация в компаниях сложная. Кризис взаимных неплатежей катастрофически нарастает и здесь необходимо отметить одну деталь. Высокий спрос на авиаперевозки в последние годы, прирост в объеме 18-20% создали некую иллюзию, что это будет продолжаться бесконечно долго.

В тоже время ряд авиакомпаний: "ЮТэйр", "Уральские авиалинии", "Якутия" проводили осторожную, взвешенную финансовую политику и не имеют больших задолженностей.

Опыт выполнения авиационных перевозок, в том числе и международный, показывает, что рынок сам по себе не способен решить такие проблемы отрасли как ценообразование, затраты и эксплуатационные запросы. Здесь нужна помощь государства. Авиакомпаниям приходится работать в условиях перекошенного баланса спроса и предложения. Ряд предприятий в неконтролируемой конкурентной борьбе с желанием защитить свои маршрутные сети продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги.

В августе прошлого года практически одновременно было задержано более 20 рейсов. В общей сложности в аэропорту Домодедово отправки ожидали около 2,5 тысячи пассажиров, а еще около тысячи находились в региональных аэропортах.

К сожалению, задержки рейсов продолжаются и в 2009 году. Только за январь текущего года их было 104.

Виновниками задержек являются как авиакомпании, так и аэропорты. Зачастую аэропорты подтверждают авиакомпаниям слоты без учета возможности своевременного обслуживания воздушных судов, а также без учета пропускной способности.

Основными причинами задержек со стороны авиакомпаний стали: неисправность воздушного судна, отсутствие резервного воздушного судна и решение руководства авиакомпании.

Росавиация постоянно осуществляет контроль за деятельностью авиаперевозчиков. Так в течение года были организованы и проведены инспекционные проверки, а также осуществлен инспекционный контроль по различным направлениям деятельности авиакомпаний:

По результатам проведенных Росавиацией проверок у 12 авиаперевозчиков были аннулированы сертификаты эксплуатантов.

Предприятия отрасли продолжают работать в условиях старения парка воздушных судов российского производства. В настоящее время в авиакомпаниях такие воздушные суда составляют 60%.

В условиях отсутствия поступлений современных типов воздушных судов продолжается эксплуатация авиационной техники с продленными ресурсами. Для безопасной эксплуатации таких воздушных судов Росавиацией вводятся ограничения. Введены ограничения на продление ресурсов вертолета Ми-2.

Российские воздушные суда существенно отстают от зарубежных аналогов по технико-экономическим характеристикам, что обуславливает простаивание значительной части российского парка и низкую интенсивность его эксплуатации.

Из парка магистральных и региональных самолетов и вертолетов, только 51 воздушное судно российского производства нового поколения. Численность парка воздушных судов иностранного производства составляет 390 единиц. Однако именно на них выполняется более 50% объема перевозок пассажиров.

В 2008 году Росавиацией организованы и проведены инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности. По результатам инспектирований выписано более 100 инспекторских предписаний. Наиболее серьёзными нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются:

- нарушение технологической дисциплины и требований технического обслуживания;

- нарушение межремонтных сроков.

Кроме того, проведены инспекционные проверки организаций технического обслуживания и ремонта авиационной техники. По результатам этих проверок выдано 317 сертификатов соответствия, а сфера деятельности 2 организаций была ограничена.

Состояние безопасности полетов в Российской Федерации можно охарактеризовать как нестабильное. Всего в 2008 году произошло 14 катастроф, в которых погибло 140 человек. В коммерческой авиации было 8 катастроф, число погибших составило 129 человек, а в авиации общего назначения - 6 катастроф, погибло 11 человек.

Одним из объективных показателей уровня безопасности полетов в государстве является сравнение количества катастроф с налетом воздушных судов авиакомпаний.

Рост объема перевозок приводит к увеличению налета воздушных судов авиаперевозчиков. Так, по сравнению с прошлыми годами (с 2002 года по 2008 год), в отчетном периоде рост общего налета коммерческих воздушных судов составил 673 тысячи часов. При этом ежегодное количество катастроф за аналогичный период приблизительно остается на одном уровне. Таким образом значительное увеличение налета происходит на фоне незначительного изменения числа катастроф.

Еще одним значимым показателем состояния безопасности полетов является соотношение общего налета воздушных судов на одну катастрофу. Изучение данных о работе коммерческой гражданской авиации за период 2004-2008 года позволяет говорить о том, что в отчетном году произошло несущественное уменьшение рассматриваемого показателя, а следовательно нет значительного падения уровня безопасности полетов.

Анализ расследований авиационных происшествий за 2008 год позволяет сделать вывод о том, что большинство из них произошло вследствие ошибок и нарушений в летной работе экипажей. При этом большая часть происшествий связана с личной безответственностью членов экипажей, не выполнением ими технологии работы и требований правил полетов, переоценкой своих профессиональных возможностей, недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки, а также ошибками летного экипажа в технике пилотирования при попадании в сложные условия полета.

Самые тяжелые последствия имели:

- катастрофа самолета В737 авиакомпании "Аэрофлот-НОРД" при заходе на посадку в аэропорту Пермь 14 сентября 2008 года. Погибло 88 человек.

Причины катастрофы самолета В737:

- слабый уровень контроля и беспринципность инструкторского и командно-летного состава авиакомпании;

- недостатки в планировании летной деятельности;

- непрофессиональный подход и низкое качество технического обслуживания;

- недостаточный контроль за безопасностью полетов со стороны Архангельского Межрегионального территориального управления воздушного транспорта.

- катастрофа вертолета Ми-8 авиакомпании "Вертикаль-Т" 03 марта 2008 года при выполнении полета в Республике Непал. Погибло 14 человек.

Расследование причин катастрофы вертолета Ми-8 продолжается. Предварительно установлено, что возможной причиной катастрофы явилась остановка двигателей в результате турбулентности и воздействия на вертолет электрического разряда.

При расследовании серьезных инцидентов выявлены недостатки: несоздание посадочной конфигурации воздушного судна на глиссаде, посадка на магистральную рулежную дорожку, выход за летные ограничения. Продолжаются выкатывания, грубые приземления самолетов, посадки при метеоусловиях ниже установленного минимума, нарушения схем выхода из зоны аэродрома, столкновения вертолетов с объектами на земле в процессе маневрирования на малой высоте.

Наиболее неблагоприятное положение с обеспечением безопасности полетов в коммерческой гражданской авиации сложилось в Архангельском и Северо-Западном управлениях, а также в Управлении Центральных районов.

Еще одной немаловажной задачей в деятельности Росавиации остается обеспечение авиационной безопасности. И хотя контрольная проверка ИКАО Российской Федерации по авиационной безопасности завершилась в 2008 году положительным результатом, проблемы с охраной аэропортов, их оснащением досмотровой техникой еще не решены. Не в полной мере реализованы мероприятия, принятые после взрывов террористами двух самолетов с пассажирами в 2004 году. Вместе с тем угрозы актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации продолжаются.

Размеры территории страны, недостаточное развитие наземных транспортных коммуникаций, особенно в районах Севера, Дальнего Востока и Сибири, определяют необходимость обеспечения устойчивого авиационного сообщения с этими регионами, что должно быть подкреплено соответствующим безопасным и эффективным функционированием сети аэропортов.

В 2008 году аэродромная сеть гражданской авиации насчитывала 329 аэродромов, 117 из которых образуют национальную опорную аэродромную сеть.

Более 90% аэропортов укомплектованы техникой, которая на 85% выработала сроки службы и, в принципе, подлежит списанию. Исключение составляют аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково, Новосибирск, Калининград.

Основной причиной создавшегося положения является недостаточный объем средств, направляемых на поддержание и развитие аэродромов.

На реконструкцию аэродромов государством в 2008 году было выделено 25,9 миллиардов рублей. Также была откорректирована Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".

В отчетном году завершены работы по реконструкции и строительству взлетно-посадочных полос в 8 аэропортах.

Кроме того в 8 аэропортах произведена замена систем светосигнального оборудования.

Наряду с этим срочно требуется разработать и утвердить на уровне Правительства РФ Программу региональных воздушных перевозок, которую без преувеличения можно считать социально значимой.

Остается нерешенной кадровая проблема. Особую озабоченность вызывают: серьезный недокомплект подготовленного летного состава, недостаточная техническая оснащенность учебных заведений, недостаток воздушных судов и тренажеров, необходимых для обучения курсантов.

В соответствии с решениями Коллегий Минтранса России и Росавиации с 2006 года идет ежегодное наращивание темпов приема курсантов в учебные заведения гражданской авиации.

Однако количество ежегодно выпускаемых из учебных заведений специалистов пока еще не в полной мере удовлетворяет недостаток в кадрах, имеющийся в авиационных предприятиях.

В настоящее время парк воздушных судов летных учебных заведений гражданской авиации составляет 233 учебных самолета и вертолета, причем только 20% из них находятся в исправном состоянии, а около 20% воздушных судов отработали назначенный срок службы и подлежат списанию. Произведены расчеты потребности учебных заведений в авиационной технике и тренажерах с учетом увеличения количества подготавливаемых пилотов до 1000 в год Федеральное агентство воздушного транспорта www.favt.ru. / Доклад руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Г.К.Курзенкова на расширенном заседании коллегии Росавиации 5 марта 2009 г. по итогам работы за 2008 год и планам на 2009 год..

В приложении 1 представлено число происшествий и численность пострадавших за период до 2007 г. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru

2. ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

2.1 Понятие правонарушений на воздушном транспорте

Правонарушение - это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения. Состав правонарушения образуется определенными элементами, признаками Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.:

- объект правонарушения - это то, на что направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения всегда выступают общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым правонарушение причиняет или может причинить вред (например, права и свободы личности, общественный порядок, конституционный строй государства и т. д.);

- объективная сторона - это общественноопасные или общественновредные деяния. Деяние может выступать в форме действия или бездействия и должно носить общественноопасный и противоправный характер;

- субъект правонарушения - это тот, кто совершает правонарушение - физическое или юридическое лицо.

- субъективная сторона правонарушения - это психическое отношение того лица, которое совершило то или иное противоправное деяние, к своим действиям и наступившим последствиям. Включает мотив, цели и вину правонарушителя.

В каждом отдельном случае необходимо, чтобы все эти элементы были налицо.

Правонарушение - это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на установленный в обществе порядок отношений, совершенное деликтоспособным субъектом права. Следовательно, признаками правонарушения являются:

1) общественная опасность или общественная вредность деяния;

2) противоправность деяния;

3) виновность субъекта правонарушения.

Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления.

Преступление - это виновное, общественноопасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественный порядок, основы конституционного строя государства и т. д. Преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Проступки - это все противоправные деяния, за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений от проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния.

На воздушном транспорте совершаются проступки, которые подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Текст] : [принят Гос. Думой ФС РФ 20.12.2001 г по состоянию на 0902.2009]..

2.2 Дисциплинарные проступки на воздушном транспорте

Дисциплинарный проступок - это нарушение трудовой или служебной дисциплины, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.

Дисциплинарные правонарушения, в основном, предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.

Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д.

На основании положения гл. 29 ст. 189 Трудового кодекса РФ Трудовой кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. - 2008. дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.

Согласно гл. 51 Трудового кодекса РФ Трудовой кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. - 2008. регулируется труд работников транспорта. На основании ст. 328 Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

На основании ст. 330 Трудового кодекса РФ Там же. дисциплина для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Правительством Российской Федерации издано Постановление от 19.01.2008 N 16 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств" Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств". // Российская газета. - 2008. - № 16.., в котором приведен перечень должностей и профессий работников, занятых в управлении гражданской авиация и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.] // Российская газета. - 2008. к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

2.3 Административные правонарушения на воздушном транспорте

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.

Согласно разделу 1 гл. 1 Кодекса об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.] // Российская газета. - 2001. - № 256. ст. 1.1 законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Кодекс об административных правонарушениях основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 Кодекса) являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.] // Российская газета. - 2001. - № 256..

Согласно раздела 1 гл. 2 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В разделе 2 гл.2, ст. 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях описаны действия, угрожающие безопасности полетов Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.] // Российская газета. - 2001. - № 256.:

Размещение в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, либо применение пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, либо устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Невыполнение правил размещения ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Проход или проезд без надлежащего разрешения по территориям аэропортов (за исключением аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Объектом всех четырех составов правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / Административные правонарушения на транспорте // Степаненко Ю.В. 2006., является безопасность полетов воздушных судов, права и законные интересы граждан и юридических лиц, связанных с осуществлением перевозок.

Маркировочные знаки и устройства размещаются на территории аэродрома для опознавания их лицами, управляющими воздушным судном. Их размещение на зданиях и сооружениях необходимо для обеспечения безопасности воздушного сообщения. Согласно ст. 51 Воздушного кодекса РФ собственники зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами. В этой же статье содержится запрет на размещение в районе аэродромов знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания аэродромов маркировочными знаками и устройствами.

Ст. 84 Воздушного кодекса РФ в целях обеспечения авиационной безопасности устанавливает запрет на доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома.

Для правильной квалификации противоправных действий (бездействия), а также более полной характеристики объективной стороны правонарушений необходимо обратиться к анализу соответствующих федеральных авиационных правил. Федеральные авиационные правила установлены Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 30 октября 1998 г. N 342 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов" (БНА. 1999. N 10; 2000. N 28); Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 января 1999 г. N 23 "О введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров" (БНА. 1999. N 33); Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов" (БНА. 2000. N 36); Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 апреля 2000 г. N 98 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры" (БНА. 2000. N 37); Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 18 апреля 2000 г. N 89 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок" (БНА РФ. 2000. N 42).

Правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 11.3, устанавливаются также руководствами, наставлениями и инструкциями (по производству полетов, эксплуатации гражданских аэродромов, аэродромной службе, орнитологическому, светотехническому обеспечению полетов, электроустановкам и др.) специально уполномоченного органа в области авиации.

Субъектами правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных в государственной авиации, рассматривают руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, их заместители, руководители инспекторских служб федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, их заместители, инспектора по безопасности полетов авиации (ст. 23.42 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.] // Российская газета. - 2001. - № 256.).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.3, совершенных в экспериментальной авиации, рассматривают руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области оборонной промышленности, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области оборонной промышленности, их заместители, руководители региональных служб федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области оборонной промышленности, их заместители (ст. 23.42 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.]. // Российская газета. - 2001. - № 256.), а также органов внутренних дел (милиции) - о правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 данной статьи (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно ст. 11.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил использования воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ Российская Федерация Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. - 2008. обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

В Воздушном кодексе приводятся понятия воздушного пространства (ст. 1), федеральных правил использования воздушного пространства (ст. 2), пользователей воздушного пространства (ст. 11), международного полета (ст. 79).

Под воздушным пространством понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (ст. 11).

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Порядок наделения правом на осуществление указанной деятельности устанавливается Воздушным кодексом РФ. Порядок получения лицензии определен Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 (в ред. от 3 октября 2002 г.) (СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 622; 2002. N 41. Ст. 3983). Правовые установления по использованию воздушного пространства содержатся в Воздушном кодексе РФ, Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 (СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861), Федеральных авиационных правилах полетов в воздушном пространстве РФ, утвержденных Приказом Министерства обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31 марта 2002 г. (БНА. 2002. N 41), Сборнике аэронавигационной информации РФ, международных договорах и соглашениях. Указанными нормативными правовыми актами устанавливается порядок поведения пользователей воздушного пространства: для каждого пользователя предусматривается порядок, очередность выхода в воздушное пространство, используемая высота, воздушные коридоры и т.д.

Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области использования воздушного пространства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4, состоит в нарушении пользователем воздушного пространства правил использования воздушного пространства (например, использование виновным воздушного пространства без разрешения вспомогательного районного центра единой системы организации воздушного движения, несоблюдение условий установленного безопасного использования воздушного пространства, несвоевременная подача заявки (расписания, графика) на использование воздушного пространства, несвоевременное сообщение о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами, игнорирование требований органов управления полетами об участии в поисково-спасательных работах, а также оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам и т.д.).

Если противоправные действия выразились в нарушении правил использования воздушного пространства лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, и повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека, действия виновного надлежит квалифицировать по ст. 263 УК РФ. Нарушение указанных правил при выполнении международных полетов образует состав преступления, предусмотренного ст. 271 УК РФ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4, состоит в том, что лицо, не наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (не имеющее соответствующей лицензии или лишенное ее), незаконно осуществляет указанную деятельность (поднимает в воздух воздушное судно, запускает воздушные шары, аэростаты, возводит высотное сооружение, производит взрывные работы, работы, в результате которых происходит выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость).

Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме умысла или неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов единой системы организации воздушного движения РФ.

Согласно ст. 11.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

Объектом правонарушения является безопасность эксплуатации воздушных судов, имеющая своей конечной целью сохранение жизни и здоровья людей, а также перевозимых грузов и багажа.

Объективная сторона правонарушения включает в себя действия (бездействие) в виде нарушения конкретных правил безопасности эксплуатации воздушных судов, несоблюдения порядка, обеспечивающего безопасное использование авиационной техники. Таковыми могут быть, например, эксплуатация не зарегистрированного в установленном порядке воздушного судна, выпуск в рейс воздушного судна с техническими неисправностями, в нелетную погоду, несвоевременное или некачественное проведение регламентных работ по техническому обслуживанию воздушного судна и т.д.

Субъектами административного правонарушения являются граждане и должностные лица, обладающие необходимой квалификацией, подтверждаемой соответствующими документами, и несущие ответственность за безопасную эксплуатацию воздушных судов (член летного экипажа, лицо авиационного персонала и др.).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется неосторожной формой вины. Если нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека, виновный может нести ответственность по ст. 263 УК РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (о должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела от имени указанных органов, см. п. 8 комментария к ст. 11.3 Кодекса).

Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи, если указанными выше должностными лицами будет признано необходимым передать дело на рассмотрение судье (например, для применения к правонарушителю административного наказания в виде лишения права управления воздушным судном) - ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / Административные правонарушения на транспорте // Степаненко Ю.В. 2006..

Согласно статье 11.15 повреждение пломб или запорных устройств грузовых отсеков и других грузовых помещений воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1500 руб.

Согласно статье 11.16 нарушение правил пожарной безопасности на воздушном транспорте - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 руб. до 2000 руб.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность эксплуатации воздушного транспорта, порядок обращения с пожароопасными источниками, способными причинить вред здоровью людей, собственности физических и юридических лиц, окружающей природной среде.

Правила пожарной безопасности устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Федеральный закон "О пожарной безопасности". [Федеральный закон от 21 декабря 1994 : принят ГД ФС РФ 18.11.1994 : по состоянию на 22 июля 2008] // Российская газета. - 1995. - № 3.; транспортными кодексами, уставами, отраслевыми правилами перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.

На воздушном транспорте действует Наставление по пожарной охране в гражданской авиации (НПО-ГА-85).

С объективной стороны правонарушение выражается в действиях (бездействии) в виде различных нарушений установленных правил пожарной безопасности. Они могут состоять в пользовании неисправными электронагревательными приборами, несоблюдении порядка обращения с легковоспламеняющимися веществами.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение правил безопасности на соответствующем виде транспорта.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ) в области авиации (см. п. 8 комментария к ст. 11.3).

Согласно статье 11.18 безбилетный полет на судне воздушного транспорта - влечет наложение административного штрафа в размере 200 руб.

На воздушном транспорте пассажир вправе провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до двух лет без предоставления ему отдельного места (на международных рейсах - по льготному тарифу). Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети возрастом от двух до 12 лет перевозятся по льготному тарифу с предоставлением им отдельных мест (ст. 106 Воздушного кодекса РФ).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 11.18, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.

Согласно статье 11.19 провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном транспорте - влечет наложение административного штрафа в размере 100 руб.

Провоз без оплаты домашних животных и птиц - влечет наложение административного штрафа в размере 100 руб Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.] // Российская газета. - 2001. - № 256..

На воздушном транспорте нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира (ст. 106 Воздушного кодекса РФ).

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1 ст. 11.19, состоит в провозе ручной клади сверх установленных норм без оплаты;

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.19, может быть совершено и неосторожно.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 и 4, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (см. п. 8 комментария к ст. 11.3).

13 марта 2009 г. Правительство РФ внесло в Госдуму поправки Лента новостей "РИА Новости" www.rian.ru в Административный кодекс РФ о нарушении норм транспортной безопасности и безопасности полетов, по которым пассажирам воздушного судна, не выполняющим распоряжения командира судна, грозит наложение штрафа в размере до 5 тыс. руб., при том, что сейчас штраф составляет 100 рублей.

Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб. (сейчас от 1 до 2 тыс. руб.); на должностных лиц - от 25 до 30 тыс. руб. (сейчас от 2 тыс. до 4 тыс. руб.); на юридических лиц - от 250 до 300 тысяч рублей (сейчас от 20 тыс. до 30 тыс. руб.).

Вылет на самолете с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация без специального разрешения, либо с нарушением норм пассажировместимости или грузовместимости, а также ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна грозит виновным гражданам штрафом в размере от 2 до 2,5 тыс. руб. или лишением права управления воздушным судном на срок до года; должностным лицам - от 4 до 5 тыс. руб. или лишением права управления воздушным судном на срок до года; юридическим лицам - от 10 до 50 тыс. руб.

2.4 Гражданско-правовые правонарушения на воздушном транспорте

Гражданское правонарушение - это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Например, правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица Гражданское право: Учебник. В 2-х т. / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2006.т Т.2. - 608с..

Ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств посвящена ст. 393 п. 1 гл. 25 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). [Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994: по состоянию на 8 декабря 2008]. // Российская газета. - 1994. - № 238-239; 2008.:

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления Гражданское право: Учебник. В 2-х т. / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2006.т Т.2. - 608с..

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.