РУБРИКИ

Виды правонарушений на воздушном транспорте

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Виды правонарушений на воздушном транспорте

Согласно статье 11.17 КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.] // Российская газета. - 2001. - № 256. нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.

Невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне законных распоряжений командира (капитана) судна - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментируемая статья Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / Административные правонарушения на транспорте // Степаненко Ю.В. 2006. содержит 2 самостоятельных составов правонарушений на воздушном транспорте по ч.4 и 5 КоАП.

Объектом анализируемых правонарушений является безопасность движения и эксплуатации транспорта, общественный порядок и общественная безопасность, экологическая безопасность.

В соответствии со ст. 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна в целях обеспечения безопасности полета вправе отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения.

Согласно ст. 78 Воздушного кодекса РФ граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, обязаны по требованию уполномоченного органа в области связи или его подразделений устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.

Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 75 Воздушного кодекса РФ Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. - 2008.).

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в том, что виновный нарушает установленные правила путем совершения любого из перечисленных в комментируемой статье действий (бездействия).

Это могут быть для квалификации правонарушения: по ч. 4 ст. 11.17: фотографирование, производство видео- и киносъемки, пользование средствами радиосвязи (мобильным телефоном, пейджером, радиостанцией) с борта воздушного судна с нарушением установленных правил; по ч. 5 ст. 11.17: невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна (например, распоряжений пристегнуть ремни безопасности, надеть спасательные жилеты, прекратить передвижение по судну, покинуть судно и т.д.).

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется умышленной формой вины.

Субъектами правонарушений являются граждане.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 11.17, рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ), а в части нарушения правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна - должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (см. п. 8 комментария к ст. 11.3).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 11.17, рассматривают должностные лица органов воздушного транспорта.

Протоколы о рассматриваемых правонарушениях составляют должностные лица (по ч. 4 и 5 данной статьи) органов внутренних дел (милиции).

Согласно ст. 133 Воздушного кодекса РФ Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. - 2008. перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за свой счет в качестве страхователя путем заключения договора или договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам (далее в настоящей статье - договор обязательного страхования). Перевозчик осуществляет перевозку пассажира воздушного судна при наличии договора обязательного страхования.

Объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика является имущественный интерес, связанный с обязанностью перевозчика возместить причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам.

Страховым случаем является наступление гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам, которое в соответствии с договором обязательного страхования влечет за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

При выполнении внутренних воздушных перевозок устанавливается размер страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить пассажиру воздушного судна причиненный вред, в отношении:

1) ответственности за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, - не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на каждого пассажира воздушного судна;

2) ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира воздушного судна, - не менее чем два миллиона рублей на каждого пассажира воздушного судна;

3) ответственности за вред, причиненный багажу пассажира воздушного судна, - не менее чем шестьсот рублей за каждый килограмм веса багажа;

4) ответственности за вред, причиненный вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, - не менее чем одиннадцать тысяч рублей на каждого пассажира воздушного судна.

Срок договора обязательного страхования не может быть менее чем один год.

Порядок реализации определенных настоящим Кодексом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна устанавливаются страховщиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Страховая премия по договору обязательного страхования определяется в соответствии с типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна на основании установленных страховщиком страховых тарифов. Порядок уплаты страховой премии определяется договором обязательного страхования. Договором обязательного страхования может предусматриваться право перевозчика уплачивать страховую премию в рассрочку путем внесения страховых взносов. Если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик не вправе отказывать на этом основании в осуществлении страховой выплаты по договору обязательного страхования и не вправе засчитывать сумму просроченного страхового взноса при определении ее размера Гражданское право: Учебник. В 2-х т. / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2006.т Т.2. - 608с..

Если договором обязательного страхования не предусмотрен более высокий размер возмещения вреда, размеры страховых выплат по договору обязательного страхования при выполнении внутренних воздушных перевозок в отношении одного пассажира воздушного судна составляют:

1) два миллиона рублей плюс необходимые расходы на погребение, составляющие не более чем двадцать пять тысяч рублей, - при причинении вреда жизни;

2) размер причиненного вреда, но не более чем два миллиона рублей - при причинении вреда здоровью;

3) размер причиненного вреда, но не более чем шестьсот рублей за каждый килограмм веса багажа - при причинении вреда багажу;

4) размер причиненного вреда, но не более чем одиннадцать тысяч рублей - при причинении вреда вещам, находящимся при пассажире.

В случае причинения вреда жизни пассажира воздушного судна выгодоприобретателями по договору обязательного страхования являются граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родители, супруг, дети умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - граждане, у которых он находился на иждивении, в отношении возмещения необходимых расходов на погребение умершего пассажира воздушного судна - лицо, понесшее такие расходы.

Страховая выплата в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна (за исключением компенсации необходимых расходов на погребение), распределяется между выгодоприобретателями пропорционально их количеству.

При выполнении международных воздушных перевозок размеры страховой суммы и страховых выплат не должны быть менее размеров, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При наступлении страхового случая пассажир воздушного судна или выгодоприобретатель вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении причиненного вреда. Страховая выплата осуществляется страховщиком в течение тридцати дней со дня представления необходимых документов. Перечень таких документов определяется типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна в зависимости от вида причиненного вреда. Пассажир воздушного судна или выгодоприобретатель в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязан сообщить страховщику определенные указанными типовыми правилами обязательного страхования и необходимые для осуществления страховой выплаты свои персональные данные.

До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик по заявлению пассажира воздушного судна или выгодоприобретателя вправе осуществить часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части причиненного вреда.

Страховая выплата в соответствии с договором обязательного страхования осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования.

Контроль за исполнением перевозчиком установленной настоящей статьей обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лицензирования деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров.

2.5 Преступления на воздушном транспорте

В УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Их видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.

В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК соблюдено не в полной мере.

Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст. 270 и 271 УК (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов). Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе скорее посягает на порядок управления Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, проф. А.И. Рарога, доктора юридических наук, проф. А.И. Чучаева. -- М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": ИНФРА-М, 2008. -- 800с..

В гл. 27 ст. 263 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008] // Российская газета. - 2008. нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации воздушного транспорта.

В ст. 271 УК РФ представлено нарушение правил международных полетов Там же..

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения воздушного транспорта при осуществлении международных полетов.

Объективная сторона преступления заключается в действии или бездействии, выражающемся в нарушении правил международных полетов. Согласно п. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, проф. А.И. Рарога, доктора юридических наук, проф. А.И. Чучаева. -- М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": ИНФРА-М, 2008. -- 800с. под международным понимается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты в воздушном пространстве России выполняются в соответствии с законодательством РФ, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Диспозиция нормы, предусмотренной ст. 271 УК, является бланкетной, поэтому для вывода о наличии в деянии лица признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим правила международных полетов, в частности к положениям Закона РФ "О Государственной границе РФ Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации". [Закон от 01 апреля 1993 № 4730-1 : по состоянию на 30 декабря 2008]. // Российская газета. - 2008.", Воздушного кодекса РФ, других нормативных актов и международных соглашений.

Международный полет осуществляется по официальному разрешению, выдаваемому экипажу воздушного судна. В разрешении указывается маршрут и высота полета, воздушные коридоры, места пересечения государственной границы, места посадки и т.п. Бордунов В. Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. -- М.: НОУ ВКШ "Авиабизнес"; изд-во "Научная книга", 2007. - 464с.

Правила международных полетов распространяются на различные воздушные суда, осуществляющие полет в воздушном пространстве более чем одного государства: самолеты, вертолеты, дирижабли.

Деяние (действие или бездействие) выражается в несоблюдении положений, указанных в разрешении. В статье 271 УК говорится о несоблюдении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или об иных нарушениях правил международных полетов. Иные нарушения могут заключаться во влете в запретные для полета районы, невключении опознавательных сигналов и т.п.

Состав преступления является формальным; рассматриваемое преступление окончено в момент нарушения правил международных полетов. Если причинены последствия, предусмотренные ст. 263 УК, то при наличии других признаков, указанных в этой статье, ответственность наступает по совокупности преступлений как нарушение правил международных полетов и правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный -- члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

Также на воздушном транспорте преобладают преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Нормы гл. 24 УК предусматривают ответственность за посягательство на общественную безопасность и общественный порядок.

К такому виду безопасности среди других относится и безопасность функционирования транспорта.

Преступления данной группы направлены на дестабилизацию нормальной жизни человеческого общества, посягают на его безопасные условия существования, его материальные и духовные ценности, основы безопасности личности, общества и государства, причиняют или могут причинить значительный физический, материальный, моральный и иной вред.

Высокая общественная опасность заключается также и в том, что значительная часть этих преступлений относится к преступлениям международного характера (террористический акт, захват заложника, угон воздушного судна, пиратство и др.).

Ст. 205 УК РФ Террористический акт:

Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

В Концепции национальной безопасности России терроризм назван среди иных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России, так как из национальной проблемы он вырос в транснациональную и угрожает стабильности в мире. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Федеральный закон "О противодействии терроризму". [Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ : принят ГД ФС РФ 26.02.2006 : по состоянию на 30 декабря 2008 г.]. // Российская газета. - 2008. устанавливает основные действия по пресечению террористических актов в воздушной среде (ст. 7).

Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Статья 211 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. - 1996. - № 113; 2008. угон судна воздушного транспорта, захват такого судна в целях угона - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

Те же деяния, совершенные:

- группой лиц по предварительному сговору;

- с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия

- с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Опасность данного преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа воздушного судна, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

Поэтому дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные суда.

Судами воздушного транспорта являются летательные устройства, приводимые в движение двигателями -- самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты -- планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.) угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дипломной работе на тему: "Виды правонарушений на воздушном транспорте" были изучены следующие вопросы:

- правовое регулирование воздушного транспорте и его значение в обеспечении безопасности полетов, а также показано современное состояние воздушного транспорта Российской Федерации.

- правонарушения на воздушном транспорте;

- виды правонарушений на воздушном транспорте (дисциплинарный проступок, административный, гражданско-правовой и уголовные преступления).

При написании дипломной работы были использованы нормативно-правовые акты, комментарии, учебная литература и научные статьи.

На основании изложенного материала в дипломной работе на тему: "Виды правонарушений на воздушном транспорте", можно сделать следующие выводы:

Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом, по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.

В сфере воздушного транспорта остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.

Рассуждая о вопросах безопасности полетов, следует исходить в первую очередь из того бесспорного вывода, что более 60% происходящих в последнее время аварий и авиакатастроф прямо или косвенно связаны с несовершенством нормативной базы. Надо полагать, что именно с учетом этих исходных данных и должны устанавливаться приоритеты новых подходов по повышению безопасности полетов.

Что касается нормативной базы, то наведение элементарного порядка в ней следует начинать, конечно же, с законодательных актов (тем более что документов этого уровня совсем немного). К сожалению, даже поверхностное изучение основ транспортного законодательства позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день законодатели не выработали единого подхода к вопросам обеспечения безопасности использования транспортных средств различных видов.

Следует отметить, что принятие предлагаемого проекта в том виде, как есть, едва ли окажет хоть какое-то воздействие на состояние аварийности на авиатранспорте, так как более чем в 20 его статьях содержатся преимущественно ни к чему не обязывающие декларации. По нашему мнению, главным содержанием закона, направленного на регулирование такой сложной сферы, как безопасность полетов, должно быть четкое разграничение ответственности участников правоотношений по использованию воздушных судов, а также указание на субъекты такой ответственности.

Изучение действующей нормативной базы позволяет сделать вывод, что ни в Воздушном кодексе РФ, ни в иных документах, таких, например, как Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях, не просматривается системного подхода к правовому регулированию сферы использования воздушного транспорта. В то же время нет сомнений, что регулирование вопросов использования воздушных судов должно осуществляться на основе специального законодательства.

Именно существующая сложность системы организации, управления и обеспечения полетов, многообразие факторов влияния на работу экипажа ВС существенно затрудняют понимание причин и причинно-следственных связей, обусловивших факт наступления авиапроисшествия. Чтобы "распутать" взаимодействие условий и факторов и определить не очевидные, т.е. лежащие на поверхности, а истинные причины происшедшего, требуются высококвалифицированные специалисты, значительные материальные затраты и длительное время.

Безопасность полетов в значительной мере обусловлена качеством созданного воздушного судна, под которым подразумевается определенный уровень безопасности его использования с сохранением необходимых технических характеристик в течение всего периода эксплуатации. Основы качества воздушного судна закладываются на этапе его проектирования и в ходе последующих испытаний созданного экспериментального образца.

Конкретные обязанности разработчиков по поддержанию летной годности воздушного судна следуют из подзаконных нормативных актов, таких как ГОСТ В15.305-85 "Авторский надзор в процессе производства изделий авиатехники" и ГОСТ В15.704-83 "Авторский надзор в процессе эксплуатации изделий авиатехники". В настоящее время эти принятые более 20 лет назад подзаконные акты основательно устарели, но при этом продолжают оставаться действующими. Однако сегодня нет уверенности, что правовые нормы, устанавливающие обязанности разработчиков по сопровождению в эксплуатации созданных ими ВС будут переработаны в свете современных требований и станут обязательными для исполнения.

Практика последних 20 лет показывает, что действующее в настоящее время правовое регулирование вопросов дисциплины труда в области единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) является эффективным и достаточным.

В период последних 10 лет остро стоит вопрос о нехватке персонала по управлению воздушным движением. Разработаны и приняты различные программы по привлечению специалистов на данную работу.

Региональный уровень государственной системы профилактики правонарушений начал формироваться в России с того времени и стала проводиться работа по созданию в стране государственной системы профилактики правонарушений.

Разработанная МВД России базовая модель государственной системы профилактики правонарушений включает 4 уровня - в субъектах РФ, в городах с районным делением, в городах без районного деления, в муниципальных поселениях.

Одной из главных целей государственной системы профилактики правонарушений является консолидация усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, в том числе терроризмом, экстремизмом и иными противоправными явлениями.

Основными направлениями системы профилактики правонарушений являются: предупреждение преступлений общекриминальной направленности, административных правонарушений, активизация борьбы с алкоголизмом, наркоманией, детской беспризорностью, незаконной миграцией, экстремизмом и терроризмом, ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обеспечение безопасности дорожного движения.

Формирование государственной системы профилактики правонарушений ведется по следующим направлениям:

1. Издание федеральных законов, касающихся реализации профилактических функций государства и выступающих базовыми по отношению к региональным программам предупреждения правонарушений.

2. Совершенствование регионального законодательства, закрепляющего основы региональных программ предупреждения правонарушений.

3. Разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества.

4. Поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, религиозных конфессий, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.

В качестве одного из ключевых моментов формирования региональных программ предупреждения правонарушений является введение освобожденных должностей заместителей глав администраций по профилактике правонарушений на всех уровнях (администраций субъектов Российской Федерации, городов с районным делением, городов без районного деления и муниципальных образований в сельской местности).

Для координации деятельности всех субъектов профилактики признано необходимым создание в регионах межведомственных комиссий по профилактике правонарушений.

Для последовательного формирования государственной системы профилактики правонарушений большое значение имеют усилия всех субъектов профилактики по разработке, принятию и последующей реализации региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью Трунцевский Ю.В., Шугаев А.А., Жаданов А.В. Основные направления профилактической работы по реализации региональных программ предупреждения правонарушений // Административное право и процесс. - 2008. - № 4..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Законы и иные нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Российская газета. - 2009. - № 7.

2. Конвенция о международной гражданской авиации" [рус., англ.] [Заключена в г. Чикаго 07.12.1944 : по состоянию на 01 января 2000 г.]. - Документ опубликован не был. - СПС Консультант Плюс.

3. Федеральный закон "О транспортной безопасности". [Федеральный закон от 9 февраля 2007 № 16-ФЗ : принят ГД ФС РФ 19.01.2007 по состоянию на 23 июля 2008 г.] // Российская газета. - 2007. - № 31.

4. Федеральный закон "О противодействии терроризму". [Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ : принят ГД ФС РФ 26.02.2006 : по состоянию на 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. - 2008.

5. Федеральный закон "О пожарной безопасности". [Федеральный закон от 21 декабря 1994 : принят ГД ФС РФ 18.11.1994 : по состоянию на 22 июля 2008] // Российская газета. - 1995. - № 3.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. [Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2009.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994: по состоянию на 8 декабря 2008] // Российская газета. - 2008.

8. Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.] // Российская газета. - 2008.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.] // Российская газета. - 2001. - № 256.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. - 2008.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008] // Российская газета. - 2008.

12. Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084 "Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". [По состоянию на 14 декабря 2006] // Собрание законодательства РФ. - 2006.

13. Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств" // Российская газета. - 2008. - № 16.

14. Постановление Правительства РФ от 23.06.2007 N 397"О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)". [По состоянию на 27 июня 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2008.

15. Постановление Правительства РФ от 01.09.2008 N 652 "Об утверждении федеральной целевой программы "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 37.- ст. 4209.

16. Постановление Правительства РФ от 02.12.1999 N 1329 "Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации". [По состоянию на 30 января 2008] // Собрание законодательства РФ. -2008.

17. Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 N 609 "Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации". [По состоянию на 19 ноября 2008] // Собрание законодательства РФ. - 2008.

18. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р "Об утверждении государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 20. - ст.2373.

19. Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"/ [Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 № 10186 : по состоянию на 8 октября 2008] // Российская газета. - 2008.

20. Приказ Минтранса РФ от 04.02.2003 N 11 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации". [Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2003 N 4314 : по состоянию на 12 февраля 2009] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009.

21. Приказ Минтранса РФ от 18.04.2005 N 31 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Объекты единой системы организации воздушного движения" [Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.05.2005 N 6585] // Российская газета. - 2005. - № 125.

22. Приказ Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31.03.2002 "Об утверждении федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации". [Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.2002 N 3615] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2002. - № 41.

23. Областной закон "Об административных правонарушениях". [Областной закон от 25 октября 2002 № 273-ЗС : принят ЗС РО 08.10.2002 : по состоянию на 12 ноября 2008] // Наше время. - 2002. № 214-215.

II. Литература

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.

2. Бордунов В. Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. -- М.: НОУ ВКШ "Авиабизнес"; изд-во "Научная книга", 2007. - 464с.

3. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2006.т Т.2. - 608с.

4. Дудышкин Б.Н. Правовое регулирование служебного расследования транспортных происшествий. / Учебное пособие, 2-е издание, доп. и перераб. - Москва, 2001.

5. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 552с.

6. Жулев В.И. Транспортные преступления. - М.: Спарк, 2001. - 190с.

7. Клепцова Л.Н., Михайлов В.В., Клепцов А.А. Транспортное право. Учебное пособие. - Кемерово: КузГТУ, 2006. - 196с.

8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Степаненко Ю.В. // Административные правонарушения на транспорте. - 2006.

9. Трофимов С. Правовое регулирование воздушного транспорта // Транспортное право. -2000. - № 2. - С. 30 - 32

10. Трофимов С. О некоторых приоритетах законодательного регулирования вопросов безопасности полетов // Транспортное право. - 2007. - № 4.

11. Тархов С.А. Транспорт и связь / С.А. Тархов. - М.: Просвещение, 2004.

12. Трунцевский Ю.В., Шугаев А.А., Жаданов А.В. Основные направления профилактической работы по реализации региональных программ предупреждения правонарушений // Административное право и процесс. - 2008. - № 4.

13. Щербаков В.А., Костяева Е.В. Страхование: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 312с.

14. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, проф. А.И. Рарога, доктора юридических наук, проф. А.И. Чучаева. -- М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": ИНФРА-М, 2008. -- 800с.

III. Интернет-ресурсы

1. Министерство транспорта РФ www.mintrans.ru.

2. Федеральное агентство воздушного транспорта www.favt.ru.

3. Лента новостей "РИА Новости" www.rian.ru.

4. Авиакомпания "Аэрофлот" www.aeroflot.ru.

5. Официальный сайт авиакомпании "Аэрофлот "Дон" www.aeroflot-don.ru.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Число происшествий и численность пострадавших в происшествиях на воздушном транспорте

Транспорт

1994

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Число происшествий

Воздушный

59

54

17

21

9

17

12

12

23

Погибло, человек

Воздушный

310

175

20

131

29

50

56

313

41

Ранено, человек

Воздушный

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.