РУБРИКИ

Вопросы правоведения

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Вопросы правоведения

Форма права -- это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм. Выделяют три основные формы права.

Правовой обычай -- правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этого принять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «помочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).

Юридический прецедент (судебный или административный) -- это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.

Нормативный акт. Как источник права -- это наиболее позднее творение человеческого разума. Он становится все более распространенным.

1.нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

4. нормативные акты как бы исходят из единого центра, поскольку они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;

5. нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества;

6. если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

8. Правонарушения: признаки, состав и виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды

Правонарушение - общественно опасное (посягающее на интересы личности, общества и государства), противоправное (нарушающее норму права), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения. Любое правонарушение характеризуется следующими признаками.

1.правонарушение по своему характеру является общественно опасным, поскольку наносит вред либо создает опасность такого вреда для личности, государства или общества в целом;

2.правонарушение противоречит нормам права и совершается вопреки им, то есть обладает признаком противоправности; таковым правонарушение признается в силу его общественной опасности;

3.правонарушением признается такое поведение человека, которое выражается в совершении запрещенных законом действий либо в бездействии, то есть в несовершении предписанных законом действий;

4.правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение. Следовательно, лицо должно осознавать, что оно действует противоправно;

5.правонарушение - это деяние деликтоспособного лица, то есть способного нести юридическую ответственность (в уголовном праве делик тоспособным лицом является вменяемое лицо, достигшее 16 лет);

6.последствием совершенного правонарушения является применение к правонарушителю мер общественного либо государственного воздействия.

8.1 Состав правонарушения и основание юридической ответственности

По своей структуре каждое правонарушение характеризуется совокупностью необходимых и достаточных объективных и субъективных признаков, которые в теории права называются юридическим составом правонарушения. Он включает в себя: объект правонарушения; объективную сторону правонарушения; субъект правонарушения; субъективную сторону правонарушения.

Объект правонарушения составляют признаки, характеризующие направленность правонарушения, то есть, каким общественным отношениям наносится вред либо создается угроза его причинения (по поводу жизни или здоровья человека, по поводу его имущества и т. п.). Следовательно, объектом правонарушения являются общественные отношения, охраняемые правом, которым наносится ущерб.

Объективную сторону правонарушения образуют внешние признаки, через которые осуществляется и проявляется вовне правонарушение Содействие или бездействие, которым оно совершается; вред, наступивший в результате действия или бездействия; причинная связь между действием и порожденным им вредом; место, время, способ, обстановка совершения действия или бездействия).

Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние и обладающее правоспособностью, дееспособностью и деликтоспоеобностью.

Субъективную сторона правонарушения выражает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель.

Став личностью и получив возможность правильно ориентироваться в обществе, человек осознанно оценивает и направляет свое .доведение на достижение тех или иных целей. При этом, преступая закон, индивид должен осознавать, что своим поведением он наносит вред государству или личности, то есть совершает виновное, противоправное деяние.

Вина характеризует внутреннее (психическое) отношение лица к совершенному правонарушению, то есть сознавало ли лицо характер совершаемого правонарушения и его общественную опасность (интеллектуальный момент вины) и желало ли его совершить (волевой момент вины).

В зависимости от соотношения интеллектуального и волевого моментов вины различают две ее формы - умышленную, и неосторожную. В свою очередь, наделяют умысел прямой и косвенный, а неосторожная вина может быть в виде преступной самонадеянности и преступной небрежности. За совершение действия или бездействие, повлекших общественно опасный вред, наступление которого лицо не сознавало и не предвидело, оно ответственности не подлежит. Такие действия (бездействие) признаются казусом - не влекущим ответственности невиновным причинением вреда.

Мотив - это внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при совершении правонарушения.

Цель - идеальная модель результата, которого стремился достичь субъект при совершении правонарушения.

Таким образом, под юридическим составом правонарушения понимают совокупность необходимых и достаточных (с точки зрения законодателя) объективных и субъективных признаков для признания противоправного деяния как правонарушения. Только совершение лицом действия (бездействие), в котором содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренного правовой нормой, является основанием для привлечения его к юридической ответственности.

8.2 Виды правонарушений

По характеру и степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

Преступления отличаются от проступков большей степенью социальной (общественной) вредности. Это главный материальный критерий размежевания преступлений и проступков. При прочих равных условиях преступления неизменно причиняют больший вред, вина опаснее, мотивация низменней, способы деяния более дерзки.

Проступки делятся на следующие разновидности.

Административные проступки - виновные противоправные деяния лица, посягающие на отношения, складывающиеся в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государственных и муниципальных органов власти, не связанные с выполнением служебных обязанностей. Ответственность за их совершение предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, нарушение правил пожарной безопасности, безбилетный проезд, азартные игры и др.

Одним из видов административных проступков являются нарушения таможенных правил (уклонение от уплаты таможенных платежей, незаявление о перемещении через таможенную границу иностранной валюты и др.), ответственность за которые установлена Таможенным кодексом РФ.

Дисциплинарные проступки - правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. Ослабляя трудовую (служебную, учебную, военную) дисциплину, они дезорганизуют работу, снижают ее эффективность. Ответственность за них предусмотрена нормами трудового права, дисциплинарными уставами и т. п. Это могут быть опоздания на работу, прогулы, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей и др.

Гражданские правонарушения (деликты) - противоправные виновные деяния, совершаемые физическими и юридическими лицами в области имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (авторские права, честь, достоинство). К их числу относятся, например, нарушение стороной обязательств договора; несоблюдение или неисполнение требований гражданско-правовых норм и др.

Материальные проступки - это правонарушения, связанные с причинением работником вреда предприятию в процессе или в связи с исполнением трудовых обязанностей (порча обрабатываемых деталей, инструмента, механизмов в результате их неправильной эксплуатации и т. п.).

Финансовые проступки - противоправные, виновные деяния, совершаемые в финансовой сфере (уклонение от уплаты налогов и др.).

Семейные проступки - виновные, противоправные деяния в области семейно-брачных отношений (злоупотребление родительскими правами; уклонение от уплаты алиментов; нарушение обязанности содержать совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи родителей, и заботиться о них и др.).

Процессуальные проступки - противоправные, виновные действия участников процесса (например, неявка без уважительных причин свидетеля по вызову полномочного должностного лица).

Международные правонарушения - виновные, противоречащие нормам международного права или собственным обязательствам деяния субъектов международного права, причиняющие вред другому субъекту (группе субъектов). Например, непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатов, нарушение торговых обязательств и др.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

8.3 Виды юридической ответственности

Общепринята классификация юридической ответственности в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, какой вид правонарушения совершен.

Наиболее тяжким видом юридической ответственности является уголовно-правовая. Она наступает за преступления, предусмотренные уголовным законом (УК РФ), и влечет наиболее суровые меры государственного принуждения, в числе которых названы лишение свободы и даже смертная казнь.

Административно-правовая ответственность предусмотрена за совершение проступков, которые близки к преступлениям, но не являются таковыми, поскольку степень их общественной опасности значительно ниже. Менее жестки и административные санкции, хотя, как и уголовные наказания, влекут для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, административный арест, штраф, лишение водительских прав).

Административно-правовая ответственность предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (с изм. от 28 мая 1999 года) (например, по ст. 156' - за уклонение от подачи декларации о доходах) и другими нормативными актами (например, по ст. 256 Таможенного кодекса РФ за неостановку транспортного средства, следующего через таможенную границу).

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения трудовой, военной, учебной и т. п. дисциплины в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности, в соответствии с дисциплинарным уставом, положениями (в Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел, ГТК РФ, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте).

Этот вид ответственности имеет место в случаях наличия подчиненности правонарушителя и органа, применяющего меру дисциплинарного воздействия (выговор, строгий выговор, увольнение и т. п.). При административно-правовой ответственности таких отношений подчиненности нет.

Материальная ответственность связана с причинением работником ущерба предприятию. Материальная ответственность может быть полной или ограниченной. Поскольку она вытекает, как правило, из трудовых обязанностей в интересах данного предприятия, причиненный по неосторожности ущерб возмещается им не в полном объеме.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой применение к одной стороне (например, должнику) в интересах другой стороны (кредитора) установленных договором (гражданским кодексом) мер воздействия, влекущих невыгодные последствия для стороны нарушителя имущественного характера (возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда и т. п.).

Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер - восстановление имущественных прав по принципу полного возмещения вреда, независимо от применения других видов юридической ответственности (например, уголовной).

Финансовая ответственность наступает за нарушение правил обращения с денежными ресурсами (например, взыскание неуплаченных налогов в кратном размере, штрафы, арест банковского счета и др.).

Семейная ответственность применяется за совершение семейных проступков (например, лишение родительских прав, расторжение брака и др.).

Процессуальная ответственность наступает за нарушение установленных законом правил производства уголовных и гражданских дел, ведения судебного процесса и т. п.

9. Понятие административного права. Его предмет, источники, субъекты и принципы

Административное право Российской Федерации является самостоятельной отраслью права. Название отрасли произошло от лат. "administratio", что означает управление, то есть особый вид государственной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти.

В условиях нарастающей демократизации общественной жизни в России назначение административного права состоит и в том, чтобы регулировать те общественные отношения, которые возникают между личностью и государством, между гражданином и исполнительными органами государственной власти.

Основной задачей административного права является гарантия прав и свобод граждан в сфере государственного управления, защита их от возможного ограничения и произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

Административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти и осуществления государственного управления. Эти отношения охватывают процесс формирования структур власти, установления их компетенции и осуществления данной компетенции в полномочиях конкретного органа исполнительной власти на всех уровнях государственного управления.

Назначение органов исполнительной власти состоит в повседневном обеспечении общественного порядка, охране жизни, прав и свобод граждан. Поэтому административно-правовое регулирование осуществляется с помощью издания актов управления, организации их применения, наблюдения, надзора, контроля, а также применения к виновным лицам мер административного принуждения. Следовательно, административно- правовые нормы определяют поведение не только граждан и должностных лиц, но и органов управления.

Предметом правового регулирования в административном праве являются административно-правовые отношения, представляющие собой отношения между органами системы управления, должностными лицами и внутриорганизационные отношения государственных органов между руководителями и подчиненными.

Кроме этого административно-правовые отношения в качестве элемента содержат отношения между гражданами и органами управления (должностными лицами). Примером таких отношений могут быть отношения между пенсионером и работниками отдела социального обеспечения, между водителем и инспектором ГИБДД, между участниками внешнеэкономической деятельности и должностными лицами таможенных органов. Наконец, административно-правовые отношения устанавливаются между гражданами в сфере обеспечения общественного порядка, защиты прав и свобод граждан.

9.1 Источники административного права

Одним из основных источников административного права является Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 72, п. "к", Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В Конституции РФ устанавливается порядок формирования органов исполнительной власти, их компетенции.

Наряду с Конституцией, деятельность исполнительных органов власти регламентируется федеральными конституционными законами. Так, правовой статуе Правительства определяет Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. от 31 декабря 1997 года). Система федеральных органов власти, их структура урегулированы указами Президента от 14 августа 1996 года и 9 июля 1997 года (с изм. от 12 апреля 1999 года).

Статус государственных служащих определяет Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года (с изм. от 18 февраля 1999 года) и ряд актов, определяющих порядок прохождения службы в таможенных органах, милиции, налоговой полиции и т. п.

Основания и характер административной ответственности прописаны в Кодексе об административных нарушениях РСФСР, принятом 20 июня 1984 года (с изм. от 28 мая 1999 года). Порядок судебного рассмотрения жалоб граждан определен в Федеральном законе "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года (с изм. и доп. от S4 декабря 1995 года).

9.2 Субъекты административного права

Участниками административно-правовых отношений являются физические липа и организации (государственные и негосударственные). Нормы административного права наделяют их правами и обязанностями и делают субъектами конкретных правоотношений, возникающих в сфере государственного управления.

Так, физические лица могут выступать в статусах гражданина Российской Федерации, иностранца, лица без гражданства. Объем прав и обязанностей этих субъектов определяется их связью с государством.

Государственные организации создаются и действуют от имени и по поручению государства, выполняют его функции, управляются государством. К ним относятся аппарат законодательных, исполнительных, судебных и контрольных органов власти, а также государственные предприятия и учреждения.

Негосударственные организации - профсоюзы, политические партии, творческие союзы, коммерческие объединения осуществляют групповые и индивидуальные интересы граждан и действуют независимо от государства.

Если правовой статус гражданина определяет совокупность прав, свобод и обязанностей, установленных Конституцией РФ, то государственные органы наделяются компетенцией и полномочиями, а также нормами со стороны Конституции и федеральных законов.

10. Характеристика административных правоотношений, виды административно-правовых норм и их особенности

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву -регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.Что касается конкретной характеристики административно-правовых отношений, то в этом вопросе нет единого мнения.

10.1 Виды административно-правовых норм

Центральное место отводится характерному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статийном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей. Например, материальными по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование неправомерных действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области и т.п.

Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений.

Именно на основе норм процессуального административного права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически реализуются входящие в компетенцию губернатора области управленческие действия и т.п.

В числе процессуальных норм административного права особое место занимают те из них, которыми определяется порядок разрешения административно-правовых споров и применения мер административного принуждения. Эту их группу принято называть административно-юрисдикционными нормами.

Следующим видом классификации административно-правовых норм представляется их классификация по конкретному юридическому содержанию. Она производна от используемых в практике административно-правового регулирования методов. Соответственно различают:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений;

в) уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие административно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению. Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отношений.

В силу этого нет оснований руководствоваться нередко звучащим «правилом»: разрешено все, что не запрещено. Вседозволенность не может превратиться в принцип действия административно-правовых норм, равно как и всех норм российского права. В особенности он неприменим к действиям, совершаемым субъектами исполнительной власти.

Однако невозможно роль права свести исключительно к установлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой.

Так, при осуществлении государственного надзора соответствующие контрольно-надзорные органы (должностные лица) не вправе «изобретать» те или иные меры административного воздействия на нарушителей действующих в данной области правил. Они самостоятельны только в выборе одной из предусмотренных административно-правовыми нормами мер такого воздействия. В их числе: требование устранить обнаруженные нарушения, ограничение, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление иска в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п. Использование такого рода полномочий является юридической обязанностью этих органов, уклониться от выполнения которой они не вправе;

г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреплены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение. С помощью таких норм, например, устанавливаются налоговые льготы, применяются меры материального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутствуют прямым предписаниям или запретам.

Административно-правовые нормы могут, далее, квалифицироваться и по признаку адресата. Соответственно можно выделить нормы, регламентирующие: а)административно-правовой статус граждан; б) организацию и деятельность органов исполнительной власти; в) правовое положение государственных служащих; в)основы функционирования государственных предприятий и учреждений; г)отдельные стороны организации и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные; д) административно-правовой статус общественных объединений.

Возможны и другие виды классификации административно-правовых норм. Например, с учетом федеративного устройства Российской Федерации различен масштаб действия этих норм: нормы, устанавливаемые на федеральном уровне, и нормы, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации. По объему регулирования управленческих отношений можно различать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы. Наконец, административно-правовые нормы могут распространяться на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти, т.е. иметь внутрисистемный характер либо иметь общеобязательный характер, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е. регулировать деятельность отдельных участников этих отношений (например, положения о различных видах государственного надзора и контроля).

11. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий

Административная ответственность - форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения.

Основанием наложения административной ответственности является наличие в действиях лица состава административного правонарушения: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. К административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет.

11.1 Административные взыскания - разновидности

Административное взыскание - это мера ответственности за совершение административного правонарушения. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР (ст. 23) устанавливает, что административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в интересах соблюдения законов, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административных правонарушений ст. 24 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР устанавливает 8 видов административных взысканий: 1) предупреждение (выносится в письменной форме); 2) штраф (денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда - от одной десятой до 100 минимальных размеров); 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (изымаемая вещь продается, а владельцу вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи); 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (принудительное безвозмездное изъятие вещи в пользу государства); 5) лишение специального права (лишение права управления транспортными средствами, права охоты сроком до трех лет); 6) исправительные работы на срок до 2 месяцев (с удержанием до 20% от заработка лица в доход государства); 7) административный арест (помещение лица на 15 суток в охраняемое место с принудительными работами в дневное время); 8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

12. Должностные лица - участники административно-правовых отношений

Деятельность любого государственного служащего должна определяться следующими основными принципами, установленными законодательством Российской Федераций:

1.верховенство Конституции РФ, законов Российской Федерации над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями. Данный принцип появился в законодательстве как реакция на совершенно обратное положение, когда все регулировалось инструкцией, приказом, а закон становился « голым королем»;

2.приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие. Государственные служащие обязаны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3. принцип равного доступа к государственной службе. Этот принцип не отрицает, однако, установления определенных требований к способностям, профессиональной подготовке, возрасту, иногда к здоровью и др. Важно, чтобы не устанавливались требования к полу, расе, национальности, языку, социальному происхождению, имущественному положению, месту жительства, отношению к религиозным и общественным объединениям и т. п. К сожалению, негласно этот принцип иногда нарушается;

4. принцип обязательности для государственных служащих решений, принимаемых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законом. Можно без преувеличения сказать, что на данном принципе строится вся деятельность государственного аппарата, на его основе создаются иерархии, которые позволяют функционировать государственным органам как единой системе;

5.принцип единства основных требований, предъявляемых к "государственной службе;

6.принцип гласности в осуществлении государственной службы;

7.принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип является ключевым звеном механизма обеспечения эффективного функционирования системы исполнительной власти. Практика показывает, что главная причина сбоев в работе органов государственной власти заключается в безответственности чиновников. Реализация данного принципа требует создания эффективной системы контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной власти;

8.принцип внепартийности и внерелигиозности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства. В системе государственной службы не допускается создание политических партий и движений, государственные служащие при исполнении своих обязанностей не связаны решениями политических и религиозных организаций. Кроме того, не допускается возложение отдельных государственных функций на религиозные или политические объединения.

13. Предмет и метод гражданско-правового регулирования

Гражданское право как отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии и имущественной самостоятельности их участников.

Известно, что теория права устанавливает в качестве критериев разграничения отраслей права предмет и метод правового регулирования. Не является исключением из этого правила и гражданское право.

Предмет гражданского права составляют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основным элементом регуляции норм гражданского права являются имущественные отношения, то есть отношения владения, пользования и распоряжения различными благами. Эти отношения носят товарно-денежный характер и связаны с обменом и потреблением. Исходя из этого гражданское право регулирует возмездные (купля-продажа, прокат, контрактация, поставка, аренда и др.) и безвозмездные (дарение, завещание) имущественные отношения.

Кроме этого, нормы гражданского права регулируют личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, лишены экономического содержания.

Они подразделяются на две самостоятельные группы: 1) собственно неимущественные отношения, связанные с имущественными - отношения в сфере интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), субъекты которого наряду с имущественными правами обладают правомочиями личного характера (например, право на авторство, неприкосновенность созданного произведения); 2) неотчуждаемые права и свободы человека, закрепленные помимо п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса в гл. 2 Конституции - право на жизнь, здоровье, достоинство, честь и доброе имя, неприкосновенность жилища и др.

Метод гражданско-правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия норм гражданского права на общественные отношения, составляющие предмет этой отрасли. Таковым является диспозитивный метод, то есть метод координации, дозволительный, автономный, не предписывающий строго определенного поведения и жестких санкций за отступление от установленных правил.

Ему присущи некоторые особые черты, обусловленные спецификой регулируемых общественных отношений:

1. имущественные и личные неимущественные отношения существуют лишь в том случае, если они регулируются на основе юридического равенства сторон. Участники гражданского оборота достаточно самостоятельны и обладают равными возможностями по защите своих прав и интересов;

2.защита нарушенного или оспариваемого гражданского права осуществляется посредством обращения в суд: арбитражный, третейский или суд общей юрисдикции. Исполнение решения суда обеспечивается в случае необходимости государственно-принудительными мерами (например, изъятием имущества, выселением из квартиры);

3. санкции в гражданском праве носят исключительно имущественный характер. Среди них: уплата неустойки, пени, штрафа; возмещение убытков добросовестной стороне; исполнение обязанности в натуральной форме и др.;

4. участники гражданского оборота всегда обособлены по отношению к друг к другу. Эта обособленность может быть имущественной, организационной, функциональной;

5.метод гражданско-правового регулирования предоставляет участникам возможность самим определять свое поведение в рамках закона, а также выбирать иные формы этого поведения, не предусмотренные действующим законодательством, но не противоречащие ему. Несмотря на диспозитивный характер норм гражданского права, в отрасли существуют и императивные нормы, то есть присутствует метод властных предписаний. Например, в ст. 1068 ГК РФ устанавливается норма, согласно которой юридическое или физическое лицо возмещает ущерб, причиненный работником при исполнении служебных обязанностей.

14. Понятие и структура гражданских правоотношений

Преследуя свои частные - имущественные и неимущественные - личные интересы, граждане и организации вступают в отношения, которые регламентируются нормами гражданского права. Следовательно, они вступают в гражданские правоотношения.

Гражданское правоотношение представляет собой урегулированную нормами гражданского права устойчивую юридическую связь равных, автономных и обособленных субъектов, заключающуюся в наличии у них взаимных прав, обязанностей, обеспечиваемых государственно-принудительными мерами имущественного характера. Гражданское правоотношение имеет общую с иными правоотношениями структуру, включающую в себя объект, субъекты, субъективные права и юридические обязанности.

Объект гражданского правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, то, по поводу чего это правоотношение возникает. Круг объектов гражданских прав и обязанностей указан в ст. 128 ГК РФ. К ним относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Перечень нематериальных благ как объектов гражданских правоотношений приводится в ст. 150 ГК РФ. К ним относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывния и жительства, право на имя, право авторства, иные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.

Субъекты гражданских правоотношений - это лица, участвующие в них. Круг субъектов гражданского правоотношения составляют: а) физические лица - граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства; б) юридические лица - иностранные, российские, международные; в) публично-правовые субъекты - Российская Федерация, ее субъекты, органы государства.

Субъективные права - определяемая нормами гражданского права мера возможного поведения. Сюда включаются все правомочия субъекта гражданского правоотношения* заключенного в норме: права собственника (права владения, пользования, распоряжения), права наследника и т. п.

Юридические обязанности - определяемая нормами гражданского права мера должного поведения. Действия обязанной стороны состоят в совершении действий, предписанных нормами гражданского права: обязанность должника в срок и надлежащим образомжсполнить свои обязательства перед кредитором и т. п.

14.1 Классификация гражданских правоотношений

Гражданские правоотношения весьма разнообразны. Существует несколько оснований, позволяющих классифицировать этот вид правоотношений.

Прежде всего, по характеру связи управомоченного и обязанного субъекта различают абсолютные и относительные правоотношения.

В абсолютных правоотношениях управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов. Например, в отношениях собственности ни одно правосубъектное лицо не вправе ограничивать владение, пользование и распоряжение имуществом лицом, которому оно принадлежит. Относительными являются правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит одно обязанное лицо (отношения между кредитором и должником).

По особенностям объекта различают имущественные и личные неимущественные отношения.

По способу удовлетворения интересов управомоченного лица различают вещные и обязательственные правоотношения. Вещные правоотношения обусловлены нахождением имущества у определенного лица. Обязательственные правоотношения отражают различного рода действия, совершаемые в гражданском обороте, - оказание услуг, поставка и др.

15. Юридические лица - участники гражданских правоотношений

В гражданских правоотношениях участвуют не только физические лица, но и создаваемые этими лицами предприятия, учреждения, организации, обладающие статусом юридических лиц. "Юридическим лицом, согласно п. 1 ст. 48 ГК, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету."

Признаками юридического лица, как это следует из определения, являются следующие характеристики:

1.Организационное единство, то есть наличие управленческих и организационных связей между структурными подразделениями, созданными для ведения хозяйственной (коммерческой) и некоммерческой деятельности, упорядоченность деятельности этих подразделений, ее направленность на достижение общих целей, указанных в уставе юридического лица.

2.Имущественная обособленность означает отделенность имущества его учредителей и участников. Организация должна иметь имущество на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В состав имущества входят также текущие и расчетные счета в банках. Этим имуществом юридическое лицо отвечает по своим обязательствам.

3.Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица состоит в том, что организация, предприятие несет ответственность за результаты своей деятельности и отвечает по своим долгам принадлежащим имуществом.

4.Выступление от своего имени означает, что в гражданском обороте юридическое лицо имеет фирменное наименование, фиксируемое в учредительном документе.

Правоспособность юридического лица отличается по содержанию и порядку приобретения от правоспособности физического лица. Прежде всего, она бывает общей и специальной.

Общая означает возможность заниматься любой деятельностью, не противоречащей законодательству. Такой правоспособностью обладают производственные кооперативы и хозяйственные товарищества.

Специальная подразумевает, что юридическое лицо может иметь только те права и нести только те обязанности, которые предусмотрены в учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица.

Правоспособность юридического лица возникает с момента создания (регистрации устава), а прекращается после внесения записи о ликвидации его в Единый государственный реестр юридических лиц. Дееспособность юридических лиц обретается через деятельность его единоличных и коллегиальных органов - директора, начальника, председателя правления, общего собрания, совета директоров и т. п. Прекращение деятельности юридического лица имеет место вследствие его ликвидации или реорганизации.

16. Виды юридических лиц

Классификация юридических лиц может происходить по нескольким критериям.

1.По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие:

а) коммерческими являются организации, в качестве основной цели своей деятельности преследующие извлечение прибыли, а также распределяющие прибыль между участниками. К таким относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;

б) некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др. Перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК, является открытым. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества различают:

а) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама организация;

б) юридические лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

в) юридические лица, в отношении которых их участники не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

3.По организационно-правовой форме коммерческие юридические лица могут быть разделены на:

а) хозяйственные товарищества, представляющие собой прежде всего объединение лиц и поэтому предполагающие личное участие членов товарищества в его делах и лично-доверительные отношения между участниками;

б) хозяйственные общества, представляющие собой объединения капиталов и поэтому не предполагающие личного участия членов общества в его делах;

в) унитарное предприятие;

г) производственный кооператив.

17. Образование юридического лица

Развитой товарно-денежный оборот ставит перед людьми несколько проблем.

- Как быть в случае необходимости совершения крупных сделок, если капитала каждого отдельного участника для этого недостаточно, но они желают объединить свои усилия?

- Как оформлять сделки, совершаемые от имени всех лиц, сложивших капитал?

- Как можно уменьшить риск имущественной ответственности при совершении сделок подобного рода?

Первыми эти проблемы попытались разрешить древние римляне, сообразив, что некоторой совокупности имущества можно даровать самостоятельную активную жизнь, представив ее в виде отдельного лица, участника имущественного оборота. Сама же конструкция самостоятельного лица позволяет сконцентрировать значительный капитал в одних руках, сделать более простым и удобным деловой оборот, а также уменьшить ответственность тех лиц, которые реально стоят за спиной юридического лица, т. е. тех, кто участвует в нем своим имуществом.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет отраженное на самостоятельном балансе или в смете обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.