РУБРИКИ

Предмет и основные функции истории

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Предмет и основные функции истории

b>Избрание Михаила Романова на царство

В 1613 г. земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Никита Романович Юрьев был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило. Н. Р. Юрьев был близок к Грозному, но в опричнину не входил, считался даже заступником за невинных. Поэтому и бывшие опричники, и бывшие земские видели в Романовых своих. Отец Михаила Федор Никитич (после пострижения - Филарет) был в плену в Тушине, но фактически находился там на положении почетного гостя. Тушинцы даже нарекли его патриархом. Избрание М. Ф. Романова на царство не сопровождалось подписанием документа типа "крестоцеловальной записи". Царская власть снова стала неограниченной.

Окончание Смуты

Страна по окончании Смуты была в крайне тяжелом положении. Сил для продолжения войны с интервентами не было. В 1617 г. Россия заключила Столбовский мир со Швецией. Новгород и некоторые другие захваченные шведами города были возвращены, но Ивангород, Орешек, Ям и Копорье остались в руках Швеции. Россия окончательно лишилась выхода к Балтийскому морю. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей. Россия сохранила независимость, но лишилась Смоленска и Чернигово-Северских земель.

На что следует обратить внимание при ответе:

Необходимо показать взаимосвязь внутриполитического кризиса в России и внешней агрессии. Следует обратить внимание на идеологический кризис, вызванный падением авторитета царской власти и потрясением традиционных устоев общества. Смута - не только время кризиса и бедствий. Это еще и время, когда перед Русским государством открывались различные пути дальнейшего развития. В итоге альтернативные возможности не были использованы, но все же Смута свидетельствовала о том, что Россия стоит на пороге обновления.

Развитие промышленности

Уже в XVII в. в России стало складываться мелкотоварное ремесло, появились первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей. Решающий рывок в экономическом развитии был сделан в первой четверти XVIII в. , при Петре I. Если за весь XVII в. в стране было основано около 30 мануфактур, то в первой четверти XVIII в. - около 200. Экономические преобразования, осуществленные Петром Великим, проводились не по заранее разработанному плану. Они диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот требовали большого количества железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т. д. С началом Северной войны Россия лишилась поставок шведского железа. Государство вынуждено было спешно развивать отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом страны стал Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский районы. В 1698 г. на Урале был построен Невьянский металлургический завод. В 1702-1707 г. были основаны еще 11 заводов. Это позволило удовлетворить потребность страны в металле. Уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире. Развивались и предприятия легкой промышленности. Построены: Хамовный (полотняный), Канатный, Портупейный, Кожевенный, Шляпный, Суконный дворы, пуговичные, стекольные, хлопчатобумажные, силикатные и другие заводы. Все они являлись предприятиями мануфактурного типа, самого передового в то время. Все эти предприятия строились на казенный счет и принадлежали казне. В конце Северной войны Петр приступил к поощрению частного предпринимательства. В 1719 г. была объявлена Берг-привилегия, согласно которой все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали широко передаваться заводы, принадлежавшие ранее казне. Как правило, новыми владельцами становились купеческие компании, которым предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Цели производства оставались при этом те же: в первую очередь предприятия должны были выполнять казенный заказ. Нарушение этого условия каралось конфискацией завода, даже если он был основан на собственные средства владельца. Работа на казенный заказ была привлекательна для предпринимателей, так как обеспечивала гарантированный сбыт продукции. Но это же обстоятельство, снижая конкуренцию, позволяло не заботиться о техническом и организационном совершенствовании производства. Предоставление льгот купеческим компаниям также означало подавление конкурентов. Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не только своей тесной связью с государством, но и характером используемой рабочей силы. Если в допетровский период на мануфактурах трудились как по вольному найму, так и по принуждению, то при Петре I рабочие на мануфактурах стали почти полностью подневольными. Поскольку потребности армии в рекрутах и податная реформа потребовали закрепления населения на местах, сыск беглых значительно ужесточился. В этой ситуации вольнонаемных рабочих просто не могло хватить. В связи с этим в 1721 г. Петр I специальным указом разрешил владельцам покупать крепостных к заводам. В отличие от крепостных такие крестьяне именовались посессионными. Они считались собственностью не владельца, а завода и не могли быть проданы отдельно от предприятия. На казенных предприятиях помимо основных рабочих работали на вспомогательных работах приписные крестьяне, для которых фабричная работа заменяла государственные подати. Таким образом, российская мануфактура петровской эпохи, будучи буржуазным явлением по характеру организации производства (разделение труда, частичная работа на рынок) по способу эксплуатации рабочей силы оставалась феодальной.

Развитие торговли

Стремясь пополнить государственную казну, Петр I стремился расширить торговлю. С этой целью были созданы крупные купеческие компании, был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги. Планировалось и строительство Волго-Донского канала. Производство и сбыт многих товаров были объявлены казенной монополией и отдавались на откуп крупным купцам. Нередко монополистами становились иностранные купцы. Однако в конце Северной войны большинство монополий были отменены. Государство жестко контролировало торговлю, предписывая купечеству, в какие порты везти товары, какие строить корабли. Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма. Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в казне. Следовательно, экспорт должен был превышать импорт. Основным средством для обеспечения этого становился протекционизм, т. е. высокие таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные низкие пошлины на экспорт. В этом отношении политика Петра I продолжала и развивала российские традиции XVII в. Таможенный тариф 1724 г. имел еще более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав 1667 г. : пошлины на некоторые виды железных изделий достигли 75% их стоимости. Уже в 1726 г. российский экспорт вдовое превысил импорт. Главным торговым портом стал Петербург, оборот которого превысил оборот Архангельска в 12 раз. Российский экспорт составляли в основном продукты сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились железо и полотно. Импортировались сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.

Русская буржуазия

Русская буржуазия, по сравнению с западноевропейской, оказалась в большей степени связана с режимом. Правительственные субсидии, казенные заказы, покровительственная таможенная политика - все это ставило буржуазию в зависимость от правительства. Будучи, по существу, феодальным сословием, купечество стремилось к получению льгот, привилегий, монополий, а наиболее богатые купцы старались приобрести дворянское звание. Если в Европе буржуазия боролась против сословных барьеров, то в России - за их укрепление. Все это при традиционной слабости институтов самоуправления в русском городе привело к тому, что русская буржуазия так и не стала самостоятельной политической силой, носителем идеи представительного правления.

Налоговая политика

Главным источником средств, которых при Петре I требовалось особенно много в связи с многолетней войной, являлись налоги и подати. Традиционно в России существовало как прямое, так и косвенное налогообложение. Главным видом прямого налогообложения была подворная подать. Стремясь уменьшить платежи, крестьяне нередко сселялись по несколько семей в один двор. В 1718 г. была проведена перепись населения, что позволило перейти к подушному взиманию налогов. Однако из-за утаивания "душ" вслед за переписью была проведена ревизия, завершенная в 1724 г. С 1725 г. все многообразные налоги были заменены единой подушной податью в размере 74 коп. в год с помещичьего крестьянина, 1 руб. 14 коп. с государственного крестьянина или посадского человека. Разница объяснялась тем, что крепостной должен был помимо государственных платежей платить повинности своему барину. С тех пор ревизии проводились периодически. Подати брались только с мужского населения, но независимо от возраста - и с младенцев, и со стариков. Крестьянин, занесенный в документы ревизии ("ревизские сказки"), именовался ревизской душой. Даже если он умирал, налоги за него прекращали взимать только после следующей ревизии. С введением подушной подати общая сумма налогообложения выросла почти вдвое. Помимо подушной взимались также различные разовые платежи (на строительство флота, дорог, и т. п.) и натуральные повинности (строительная, подводная, дорожная и др.). Подушная подать была распространена на холопов, которые ранее не платили государственного тягла. С введением подушной подати холопы потеряли право выходы на волю в случае смерти го1сподина. Разница между холопами и крестьянами окончательно исчезла. Холопство как социальная категория прекратило свое существование. Таким образом, петровские реформы способствовали значительному ускорению экономического развития страны. Но одновременно они усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада.

Состояние системы управления в конце XVII в. и причины реформ

На протяжении XVII в. организация власти и управления в России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после "дела Никона". Тем не менее система управления оставалась во многом архаичной. Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и судом, и сбором налогов. Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито. В 1682 г. было отменено местничество, но карьера служилого человека по-прежнему определялась его происхождением. Высший орган управления - Боярская Дума - формировался на основе родовитости, вследствие чего работоспособность его была зачастую невысока. Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности. Это побудило Петра I реформировать ее. Реформа проходила на протяжении ряда лет, новые органы управления поначалу встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми органами. Лишь к концу царствования Петра I новая система сложилась окончательно. Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако, несомненно, руководствовался популярными в то время теориями государства и прежде всего - теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации. Рационалистическое сознание XVIII в. полагало что общественный порядок может быть приведен к идеальному путем принятия разумных законов и точного их исполнения. В России, где власть монарха была абсолютной, вера во всесилие приказа и благодетельность тотального государственного контроля за жизнью подданных нашла благодатную почву. Петр I считал, что он один знает, в чем благо для государства, а сопротивление его воле проистекает лишь от неразумия и лени. Для принуждения подданных к исполнению благодетельной монаршей воли и требовался мощный аппарат управления.

Реформа центрального управления

Уже в 1701 г. Петр I создал так называемую "консилию министров", в ведение которой перешли важнейшие дела, прежде решавшиеся Боярской Думой. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. В консилии был установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов, отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязанностей. Так происходила бюрократизация управления. В 1711 г. консилию министров сменил "правительствующий Сенат", на время нередкого отсутствия царя становившийся коллективным главой государства. В первую очередь Сенат занимался поддержанием торговли, сбором налогов, контролем за правосудием. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия. Сенат располагал собственной канцелярией, которая постепенно разрослась и превратилась в весьма громоздкое ведомство. В 1718 г. были 12 созданы коллегий, заменившие большинство приказов. Коллегии были построены по отраслевому принципу. "Первейшие": Военная, Адмиралтейская, Иностранная (Армия, флот, дипломатические сношения с иностранными государствами). Президентами этих коллегий были соответственно: А. Д. Меншиков, адмирал Ф. М. Апраксин и канцлер Г. И. Головкин. Торгово-промышленные: Берг-, Мануфактур - и Коммерц-коллегии (горно-добывающая промышленность, легкая промышленность, торговля). Финансовые: Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии (сбор доходов, производство расходов, контроль за финансами). Прочие: Юстиц-коллегия (разработка законов, контроль за судами), Вотчинная (земельные споры, наследование имений и т. п.), Главный Магистрат (управление городами). Коллегию возглавлял президент. Решение принималось большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два. С созданием коллегий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе. В 1722 г. для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым генерал-прокуром был П.И. Ягужинский. Наряду с прокуратурой надзор за должностными лицами осуществляли тайные агенты - фискалы. Фискал не нес ответственности за ложный донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получал половину штрафа, наложенного на преступника. Государство поощряло и доносы рядовых подданных. Особенностью системы управления при Петре I являлась возможность личного вмешательства монарха в любой вопрос, минуя государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат - так называемый Кабинет Его Императорского Величества, который возглавлял кабинет-секретарь А. В. Макаров.

Реформа местного управления

В 1707-1710 гг. территория страны была разделена на 8 губерний. Губернии позднее разделились на 50 провинций. Провинции делились на дистрикты. Во главе губернии стоял губернатор, который ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов и т. п. В связи с созданием губерний были ликвидированы прежние территориальные приказы. С формированием коллегий система государственного управления приобрела законченность: все местные органы были единообразны по всей стране и подчинялись соответствующему центральному ведомству. При этом бюрократический аппарат многократно разросся.

Ликвидация патриаршества. Святейший Синод

Высшие церковные иерархи неодобрительно относились к петровским преобразованиям. Церковь оставалась единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр не разрешил выбрать нового патриарха. Главой церкви стал местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. В 1721 г. был издан написанный видным публицистом петровской эпохи Феофаном Прокоповичем "Духовный регламент", прямо подчинивший руководство церковью царю. В соответствии с регламентом создана Духовная коллегия (с 1722 г. - Священный Синод). Во главе Синода стоял светский чиновник - обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением. Священники приносили присягу в том, что обязаны донести, если узнают на исповеди о каких-либо антигосударственных намерениях. За нарушение этой присяги грозила смертная казнь. Одновременно государство преследовало раскольников, понуждало иноверцев к переходу в православие. Православная церковь стала государственной, что с неизбежностью привело впоследствии к падению ее нравственного авторитета.

Порядок прохождения службы.

Петр I стремился привлекать на государственную службу способных людей вне зависимости от их происхождения. В связи с этим он изменил порядок прохождения службы. В 1722 г. была разработана Табель о рангах. Вся государственная службы была разделена на 3 вида: военная, статская и придворная. Военные чины, в свою очередь, делились на гвардейские, армейские и флотские. Высшим рангом был первый (фельдмаршал или канцлер), низшим - 14-й. С получением 14-го ранга на военной службе или 8-го ранга на статской службе присваивалось потомственное дворянство. Это открывало путь к карьере выходцам из податных сословий и, в то же время, способствовало пополнению дворянства наиболее способными из них. Служба была для дворян обязательной и пожизненной. Стремясь побудить дворян служить, Петр в 1714 г. издал указ о единонаследии, запретив дробить дворянские имения при передаче по наследству. Имение должен был получать старший сын, остальным приходилось добывать пропитание службой. Даже купить имение можно было только после семи лет службы. За службу стали платить денежное жалованье. Одновременно указ о единонаследии окончательно уничтожил разницу между вотчиной и поместьем, официально разрешив наследование и куплю-продажу всех видов имений.

Выводы.

Таким образом, петровские реформы системы государственного управления способствовали окончательному установлению абсолютизма в России. Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным. Произошла бюрократизация управления. Церковь превратилась в государственное учреждение. В петровском "регулярном" государстве человек был ценен не сам по себе, а лишь как часть государственного механизма.

На что следует обратить внимание при ответе:

Говоря о преобразованиях системы управления, важно показать, что они, с одной стороны, диктовались войной, а с другой стороны, продолжали и развивали тенденцию к централизации управления, проявившуюся в России уже в XVII в. (Прекращение Земских соборов, рост приказной системы, передача власти на местах в руки назначенных из центра воевод, формирование "полков нового строя", подчинение церкви светской власти и т. д.). К теме о реформах политического устройства отосится также вопрос о создании регулярной армии. Он изложен в теме "Северная война". В данной теме его следует излагать после вопроса о системе центрального или местного управления.

Государственный переворот 28 июня 1762 года

Недовольство Петром III мастерски использовала его жена Екатерина (отношения между супругами были напряженными). Против Петра III сложился заговор во главе с фаворитом императрицы Григорием Орловым и его братом Алексеем. 28 июня, когда Петра III не было в столице, сторонники Екатерины подняли по тревоге гвардейские полки и провозгласили ее императрицей. Петра III арестовали и отправили в Ропшу - загородный дворец близ Петергофа. Вскоре он погиб. Причина смерти окончательно не установлена: либо несчастный случай, либо преднамеренное убийство. Вторая версия является более вероятной.

Начало реформ Екатерины II

Период правления Екатерины II нередко именую эпохой "просвещенного абсолютизма" в России. Под этим термином понимается стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Екатерину, наряду с австрийским императором Иосифом и прусским королем Фридрихом II, действительно именовали "философом на троне". Однако среди историков нет единства: одни полагают, что Екатерина была искренне привержена просветительским идеалам, и лишь обстоятельства вынудили ее во многом отступить от собственных взглядов, другие же считают, что Екатерина лишь носила маску просвещенной правительницы, желая достойно выглядеть в глазах Европы.

а) Реформы системы государственного управления

После свержения Петра III права на престол имел его сын Павел. Часть соратников Екатерины предполагала, что она станет регентшей до совершеннолетия сына. Однако Екатерина сама взошла на престол. В самом начале нового царствования Н. И. Панин, участник переворота и воспитатель Павла, предложил проект создания "Императорского совета" из шести-восьми высших сановников, который должен был фактически править страной. Это была своеобразная аристократическая конституция по образу и подобию "кондиций" 1730 г. Сначала Екатерина подписала указ, не будучи уверена в поддержке дворянства и гвардии. Однако вскоре, убедившись, что никакой опоры в дворянской среде у Панина нет, царица отказалась от создания Совета,"надорвав" свою подпись. Придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. по проекту Н. И. Панина Сенат, выродившийся к тому времени в громоздкое и неповоротливое учреждение, был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. было уничтожено гетманство. Гетмана сменил генерал - губернатор. Украина окончательно лишилась автономии.

б) Секуляризация церковных земель

В 1763-1764 гг. Екатерина осуществила отмененную после свержения Петра III секуляризацию церковных земель. Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

"Уложенная комиссия".

В 1767 г. Екатерина созвала т. н. "Уложенную комиссию", которая должна была подготовить новое Уложение законов. В России все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г. С тех пор было издано множество новых законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Ни при Петре I, ни при его преемниках создать новый свод законов не удалось. В течение двух лет (1764-1765 гг.) императрица работала над составлением "Наказа" депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье "О духе законов", а также идеи других крупнейших просветителей. "Наказ" устанавливал в России самодержавие на том основании, что в столь огромном государстве другой политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию должны были служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. Более глубоким изменениям должна была подвергнуться судебная система. "Наказ" отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной. Главным вопросом российской действительности того времени являлось крепостное право. Екатерина, воспитанная на идеалах Просвещения отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем "человеческому роду нестерпимое положение". Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявляла: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Однако, по-видимому, это объяснялось стремлением заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте "Наказа" говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали. В "Уложенной комиссии" лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон. Депутаты-горожане радели лишь о праве покупать крепостных, да об отстранении дворянства от торговли. Российское купечество еще мыслило по-старому, стремясь не к политическим правам и юридическим гарантиям, а лишь к сословным привилегиям. Оно не могло стать опорой императрицы, мечтавшей о создании в России "третьего сословия". В конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. Крепостное право в России сохранилось. Вторую половину XVIII в. часто называют "золотым веком" поместного дворянства. И действительно, именно на это время приходится как расцвет дворянской культуры, так и максимальное усиление крепостничества. Однако традиционное утверждение, что Екатерина окончательно лишила крестьян правовой защиты государства, запретив им жаловаться на своих господ, все же не соответствует действительности.

Губернская реформа.

Екатерина вернулась к преобразовательным планам после Крестьянской войны, когда необходимость реформ стала очевидна и можно было не опасаться дворянской оппозиции. В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. До сих пор Россия делилась на губернии, провинции и уезды. Теперь провинции были ликвидированы. Количество губерний возросло с 23 до 50, а численность их населения сократилась до 300-400 тыс. душ. В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. За деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц надзирало губернское правление. Финансами и хозяйственным делами занималась Казенная палата. Школами и богоугодными заведениями - Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. В уездах исполнительным власть принадлежала нижнему земскому суду во главе с капитан-исправником, избираемому местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким образом, дворянство добилось значительного укрепления своих позиций в местном управлении. Остальные сословия играли значительно меньшую роль. Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия - свой выборный суд.

Более высокой судебной инстанцией являлись созданные в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Таким образом, предпринималась попытка осуществить разделение властей, о чем императрица говорила еще в Уложенной комиссии. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, независимость судов никогда не соблюдалась. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате в России так и не сформировалось уважение к суду и закону. Важнейшим новшеством екатерининской реформы было введение выборного начала. Правда, оно сочеталось с обеспечением преимуществ господствующему сословию. Однако в тогдашней России было невозможно выборное самоуправление, не опирающееся на сословия. Губернская реформа увеличила число городов, поскольку ими были объявлены все центры губерний и уездов. В новых губернских городах появились многочисленные учреждения, открылись училища и театры, началось гражданское строительство. Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам.

Ликвидация Запорожской Сечи и введение крепостного права на Украине

Екатерина стремилась окончательно уничтожить особый порядок управления на окраинах. В 1775 г. была разрушена Запорожская Сечь. После новой войны с Турцией, большинство запорожских казаков было переселено на Кубань. Распространив на Украину губернскую реформу, Екатерина в начале 80-х гг. ликвидировала старинное деление на полки и сотни. А в 1783 г. на Украине было введено крепостное право.

Жалованная грамота дворянству

Права дворянства были окончательно закреплены в изданной 21 апреля 1785 г. "Жалованной грамоте дворянству". Грамота подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным". Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Дворянские собрания могли делать представления властям о своих нуждах. Не случайно правление Екатерины II нередко называют "золотым веком русского дворянства". Однако в Жалованной грамоте не говорилось о праве дворян владеть душами. Вероятно, Екатерина хотела показать, что это право не будет навсегда сохранено за дворянством.

Жалованная грамота городам

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Жалованная грамота городам, продолжавшая попытки создания "третьего сословия". Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей. Городское население (кроме живших в городе крестьян) делилось на шесть разрядов, составлявших "градское общество". Оно избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов)"общей градской думы". "Общая градская дума" избирала "шестигласную думу" - исполнительный орган управления, состоявший представителей всех разрядов горожан. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы "городовых обывателей". Екатерина II подготовила и проект Жалованной грамоты государственным крестьянам, но не опубликовала его, опасаясь дворянского недовольства. Сопоставление всех трех документов позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по ее мнению, сильные сословия. Реформы остались незавершенными из-за крепостного права, которое препятствовало складыванию сильного третьего сословия, резко поднимало дворян над остальным населением, исключало крестьян из сословной структуры. Но уничтожить его Екатерина не могла.

Политика Екатерины II после Французской революции

В последние годы жизни, после Французской революции, Екатерина II продолжала разрабатывать новые законы, но осуществление реформ прекратилось: царица опасалась вызвать нежелательные последствия. Значительно ужесточилось отношение к отечественным вольнодумцам. Просветитель и издатель Н. И. Новиков, с которым в прежние годы императрица вела длительную полемику в печати (она анонимно издавала свой журнал), теперь был отправлен в крепость. Прочитав книгу А. Н. Радищева "Путешествия из Петербурга в Москву", вышедшую в мае 1790 г. , Екатерина в сердцах назвала ее автора "бунтовщиком хуже Пугачева". Страстное обличение крепостного права не могло вызвать гнев Екатерины: в этом ее взгляды не так уж сильно отличались от высказанных Радищевым. Но если Екатерина всегда стремилась к постепенности преобразований, то Радищев, угрожая помещикам и монархам, призывал к насилию. И это - когда во Франции уже развернулась революция. Суд приговорил Радищева к смерти. Однако казнить человека за книгу, за высказанное мнение, Екатерине, ценившей свою репутацию просвещенной монархини, все же было неудобно. Она заменила смертный приговор 10-летней ссылкой в Сибирь. Ссылку Радищева нередко рассматривают как свидетельство перехода Екатерины к консервативной внутренней политике и отказу от либерализма. Но есть и иное мнение, согласно которому императрица до конца дней оставалась сторонницей либерализма и просветительских идеалов, но категорически отвергала радикальные призывы к насильственному свержению власти.

На что следует обратить внимание при ответе:

Говоря о Петре III, следует отметить, что многие его шаги, такие как, например, установление равноправия религий или секуляризация церковных земель, могли бы показаться оправданными сегодня. Но то, как они осуществлялись, обрекло их на неудачу и привело к падению самого Петра III. Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам.

…Все это привело к дворцовому перевороту 11-12 марта 1801 г. В заговоре приняли участие многие высокопоставленные сановники. О подготовке переворота знал и наследник престола Александр. С его молчаливого согласия заговорщики (генерал - губернатор Петербурга граф Пален, генерал Л. Л. Беннигсен, последний фаворит Екатерины Платон Зубов с братьями и др.) ворвались в покои императора в Михайловском замке, куда Павел переехал из Зимнего дворца, считая его недостаточно безопасным. Царь был убит. Официальная версия гласила, что он скончался от апоплексического удара. На трон вступил Александр I.

Начало царствования Александра I

Молодой государь был полной противоположностью своему отцу: мягкий и обходительный, умевший пленять собеседника, он буквально очаровал столичное дворянство. Лишь значительно позднее Александр проявил неприятные черты своего характера: лицемерие и двуличие, сформировавшиеся в отрочестве в результате постоянного лавирования между бабкой и отцом.

Александр был воспитан под присмотром Екатерины II. Его воспитателем был швейцарец Ф. Лагарп, сторонник идей Просвещения и республиканец по убеждениям. Еще будучи наследником, Александр неоднократно говорил о своем нежелании царствовать и стремлении к уединенной частной жизни. Он возмущался крепостным правом, мечтал отказаться от самодержавного правления и создать в России народное представительство.

Однако, придя к власти, Александр вынужден был прежде всего оправдать надежды тех екатерининских вельмож, которые свергли Павла. Идя им навстречу, Александр сразу же после гибели Павла провозгласил: "Все будет как при бабушке!".

Александр объявил амнистию политическим заключенным, восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, возродив, таким образом, сословное самоуправление.

В апреле 1801 г. был создан "Непременный совет" - законосовещательный орган при императоре. В его состав вошли наиболее видные сановники империи и доверенные лица царя. Вскоре Александр предложил Непременному совету проект указа о запрете продавать крестьян без земли. За этим должен был последовать указ о разрешении недворянам приобретать населенные земли с условием освобождения проживающих на этих землях крестьян. В дальнейшем крестьяне должны были освобождаться при любом переходе имения из рук в руки. Таким путем Александр хотел подойти к ликвидации крепостного права.

Совет, однако, отнесся к проекту неодобрительно. Императору объяснили, что подобные действия грозят как крестьянскими волнениями, так и сопротивлением дворянства. Память о перевороте 11-12 марта 1801 г. была свежа - Александр отступил. Принят был лишь запрет печатать в газетах объявления о продаже крестьян.

"Негласный комитет"

Потерпев неудачу, царь решил опираться при подготовке реформ не на высших сановников, а лишь на своих "молодых друзей": В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцева, П. А. Строганова, А. Чарторыйского. Из них и был составлен "Негласный комитет".

Однако и эти ближайшие сподвижники Александра оказались противниками какого бы то ни было ограничения самодержавия. Так, они отвергли проект реорганизации Сената, которому предполагалось дать широкие полномочия, превратив его в высший орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти. Члены Негласного комитета и Лагарп опасались, что в российских условиях ограничение власти самодержца приведет лишь к усилению дворянской реакции и сделает невозможными насущные реформы.

"Негласный комитет" отверг как несвоевременный и проект П. Зубова, предлагавшего запретить продажу крепостных без земли и предоставить государству право выкупать крестьян у помещика в случае необходимости.

В конце 1801 г. был издан указ о разрешении недворянам покупать ненаселенные земли, т. е. земли без крестьян. Это означало, что владение землей перестало быть дворянской привилегией. Но все же это была полумера, никак не влиявшая на положение крестьян. К тому же ненаселенных земель в Европейской России было немного. В основном данный указ коснулся купцов, покупавших землю под строительство торгово-промышленных заведений.

Лишь в 1803 г. был сделан важный шаг в крестьянском вопросе: появился Указ о вольных хлебопашцах. Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Каждая подобная сделка подлежала высочайшему утверждению. Вышедшие на волю крестьяне образовывали новое сословие вольных хлебопашцев. Реализация этого указа не должна была вызвать недовольства дворян, поскольку инициатива в деле крестьянского освобождения оставалась за ними. В то же время, принимая такой указ, власть давала дворянству понять свое положительное отношение к освобождению крепостных. Однако больших практических последствий указ о вольных хлебопашцах не имел: за все царствование Александра I на волю вышли лишь немногим более 47 тыс. душ крепостных, т. е. менее 0,5% их общего количества.

Реформы государственного управления

В 1802 г. Александр I предпринял частичную реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы министерства. Был образован Комитет министров. Министерств было восемь: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Особенно широкие полномочия - от сбора налогов до проведения рекрутских наборов - в новой структуре управления приобрело министерство внутренних дел.

Проекты реформ М. М. Сперанского

Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 г. , когда к разработке реформ был привлечен М. М. Сперанский. Это была необычная фигура в высших эшелонах российской власти. Сын сельского священника, окончивший духовную семинарию, он сделал быструю карьеру благодаря колоссальным личным способностям и покровительству Новосильцева, у которого служил сначала домашним учителем, а потом личным секретарем. В 1810 г. Александр сделал его государственным секретарем России.

Сперанский был сторонником конституционной монархии и разделения властей. Он разработал "Введение к Уложению государственных законов", в котором предложил создать выборный высший законодательный орган - Государственную думу. Без согласия думы законы издаваться не могли. Сенат оставался высшим судебным органом. Создавался назначаемый императором Государственный совет, который утверждал принятые Государственной думой законы.

Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочий, прислуга и т. п.). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных.

Стремясь ослабить недовольство дворянства, Сперанский не включил в проект требования освобождения крестьян, но сам характер предлагаемых изменений делал неизбежным уничтожение крепостной зависимости. Сперанский говорил: "Крепостное право до такой степени противоречит здравому смыслу, что на него можно смотреть лишь как на временное зло, которое неминуемо должно иметь свой конец".

Реорганизацию системы государственного управления предполагалось начать в 1810 г. 1 января 1810 г. был создан Государственный совет. Летом того же года произошла частичная реорганизация министерств: созданы министерства полиции и путей сообщения, ликвидировано министерство коммерции. Однако предложенный Сперанским план реорганизации Сената был отвергнут Государственным советом в 1811 г. О создании же ключевого звена реформ - Государственной думы - речь даже не заходила. Причина этого заключалась в ясно обозначившейся оппозиции дворянства.

Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания. Все, формально состоявшие при дворе, но не служившие, должны были избрать себе службу или лишиться чинов. Высокое положение при дворе более не позволяло занимать важные государственные должности.

Еще более возмутило чиновников намерение Сперанского ввести на государственной службе образовательный ценз. Все чиновники VIII ранга и выше должны были сдать экзамены или представить справку об окончании университетского курса.

К тому же в аристократической среде Сперанского считали чужаком, выскочкой. Его проекты казались опасными, чересчур радикальными, в них видели угрозу отмены крепостного права. Сперанского обвиняли в революционных замыслах, шпионаже. Под угрозой дворянского бунта Александр I пожертвовал Сперанским. В марте 1812 г. Сперанский был отставлен и сослан в Нижний Новгород. Самая значительная в русской истории попытка перехода от самодержавия к конституционной монархии не удалась.

На что следует обратить внимание при ответе:

Говоря о правлении Павла I, следует не сводить все к самодурству императора, а показать, что он вел политику, принципиально отличную от просвещенного абсолютизма Екатерины, считая, что России необходим железный порядок, а либерализм ведет лишь к бедам и неурядицам.

Характеризуя внутреннюю политику Александра I, следует подчеркнуть, что преобразовательные планы императора натолкнулись на решительную оппозицию справа, перед которой царь отступил, боясь дворцового переворота. Можно также отметить, что настроения самого Александра были двойственны: либеральные взгляды переплетались с тщеславием и проснувшимся властолюбием.

Политика России на Кавказе в начале XIX в.

В царствование Александра I Россия продолжала активную политику на Кавказе. В 1801 г. Восточная Грузия (Картлия и Кахетия) стали частью Российской империи. В 1803-1804 г. вассальную зависимость от России признала Западная Грузия (Мингрелия и Имеретия). В 1804 г. Россия начала войну с Персией (Ираном), которая продолжалась до 1813 г. В соответствии с Гюлистанским миром к России отошла часть Азербайджана.

Участие России в антифранцузской коалиции. Кампания 1805 г. Аустерлиц

Однако главное внимание России было приковано к Европе, где расширялись завоевания Наполеона Бонапарта - Первого консула, а затем императора Франции.

В 1804 г. , после того, как по приказу Наполеона на германской территории был захвачен, увезен во Францию и расстрелян член королевской семьи Бурбонов герцог Энгиенский, Россия разорвала мир с Францией.

В 1805 г. коалиция Англии, Австрии, России и Швеции вступила в войну с наполеоновской Францией. Еще до того, как русская армия соединилась с австрийской, Наполеон разгромил австрийцев под Ульмом. Оставшись один на один с французами, русские войска под командованием М. И. Кутузова отступали. Арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона успешно сдерживал французов и нанес им серьезные потери под Шенграбеном. Наполеон, все еще желавший превратить Россию в союзника, готов был заключить мир на выгодных условиях. Но Александр потребовал, чтобы Франция отказалась от всех своих завоеваний.

В ноябре 1805 г. русско-австрийская армия потерпела сокрушительное поражение под Аустерлицем, потеряв 27 тыс. человек Кутузов, видя превосходство противника, пытался уклониться от генерального сражения, но Александр и его окружение самоуверенно настояли на нем. Впоследствии Наполеон считал Аустерлиц одной из самых выдающихся своих побед.

Кампания 1806-1807 гг. Тильзитский мир

После Аустерлица Австрия подписала мир с Наполеоном. Однако Россия продолжала войну. В новой коалиции место Австрии заняла Пруссия.

К новой войне стремился и Наполеон, так как вскоре после победы под Аустерлицем английский флот под руководством адмирала Нельсона уничтожил французскую эскадру в битве при Трафальгаре и сделал невозможным давно готовившееся вторжение в Англию. Французский император хотел заставить Европу забыть об этой своей неудаче.

Прусская армия была уничтожена французами в двух одновременных сражениях: под Йеной и под Ауэрштедтом.

Россия вступила в войну уже после вступления французов в Берлин. Военные действия развернулись в Восточной Пруссии. Первое сражение под Прейсиш-Эйлау в январе 1807 г. оказалось очень кровопролитным, но не принесло победы ни той, ни другой стороне. Предложенный Наполеоном мир вновь был отвергнут Россией. Но в мае 1807 г. русские войска под командованием Л.Л. Беннигсена были разгромлены в сражении при Фридланде. У России не осталось выбора - мир был необходим.

Подписание мирного договора состоялось в Тильзите в июне 1807 г. России пришлось признать все завоевания Наполеона в Европе, согласиться на отторжение от Пруссии польских земель и создание зависимого от Франции герцогства Варшавского. Русские войска выводились из Молдавии и Валахии, а Франция становилась посредником в русско-турецких отношениях. Самое же тяжелое условие заключалось в том, что Россия должна была порвать отношения с Англией и присоединиться к континентальной блокаде, которую провозгласил Наполеон. Для русских купцов и помещиков блокада была разорительна, поскольку Франция не могла заменить Англию в качестве торгового партнера России: там не нуждались в таких количествах в русском лесе, хлебе и парусном полотне.

Вместе с тем, Наполеон пошел в Тильзите на довольно большие уступки. Россия и Франция стали союзниками. Россия получила свободу действий на севере Европы.

Внешняя политика России после Тильзита. Подготовка к новой войне с Францией

В 1808-1809 гг. русская армия вступила в Финляндию, а в 1809 г. войска под командованием М. Б. Барклая-де-Толли перешли по льду Ботнический залив и вторглись на территорию Швеции. По заключенному в том же году Фридрихсгамскому миру Финляндия перешла к России, став автономным Великим княжеством Финляндским.

В сентябре 1808 г. состоялась вторая встреча Наполеона и Александра I в Эрфурте. Наполеон признал права России на Финляндию и Валахию и обещал не вмешиваться в русско-турецкую войну. Александр признал права Франции на Испанию, где уже тогда развернулось партизанское движение против французских интервентов.

В 1809 г. русские войска приняли участие в войне, которую Наполеон вел против Австрии. Однако участие русских войск было формальным и свелось большей частью к маневрированию без боя.

Уже во время свидания в Эрфурте стало очевидно, что отношения между союзниками начинают ухудшаться. Тому было много причин. С одной стороны, Тильзитский мир всегда рассматривали в России как позорный и вынужденный, а Наполеона и после его коронации продолжали воспринимать как узурпатора. С другой стороны, завоевания Наполеона, превратившие его в господина почти всей Европы, ставили Россию в действительно опасное положение. Восстановление польского государства, хотя и лишенного подлинной самостоятельности, также противоречило имперским интересам России, боявшейся роста освободительного движения на территориях, отошедших к ней при разделах Польши. Экономические интересы заставляли русское правительство попустительствовать контрабандной торговле с Англией, нарушая континентальную блокаду. Это крайне раздражало Наполеона и заставляло его подумывать о войне против России. Таким образом, новая война между Россией и Францией становилась неизбежной.

Приближение войны с Францией требовало скорейшего завершения русско-турецкой войны, длившейся без серьезных результатов с 1806 г. В 1811 г. командующим Дунайской армией был назначен М. И. Кутузов. Летом 1811 г. он нанес туркам поражение под Рущуком, окружил турецкую армию и заставил ее сдаться. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мир, по которому Россия получила Бессарабию. Граница России прошла по р. Прут. Результаты войны позволяли требовать и большего, но Россия торопилась с подписанием мира, стремясь освободить войска для действий на Западе и потому не настаивала на дальнейших уступках Турции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.